Семена двудольных и однодольных растений. Конспект по биологии на тему "Строение семян двудольных и однодольных растений."

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

" Строение семян двудольных и однодольных растений". Семена двудольных и однодольных растений


" Строение семян двудольных и однодольных растений"

§ 27 Строение семян двудольных и однодольных растений

Задание 83 Какие из перечисленых растений относятся к однодольным?

Точечный рисунок к заданию

1. Лук репчатый (9–18–19–20).

2. Бамбук обыкновенный (1–2–6–17).

3. Вишня обыкновенная (30–32–24–25).

4. Алоэ древовидный (35–16–5–4).

5. Тыква декоративная (9–20–21–18).

6. Одуванчик лекарственный (2–8–9–14).

7. Ландыш майский (25–23–27–26).

8. Кукуруза сахарная (12–11–13–15).

9. Рожь посевная (17–34–33–32).

10. Фасоль обыкновенная (18–24–28–9).

11. Тюльпан Грейга (4–3–7–8).

12. Дуб черешчатый (14–16–3–4).

13. Подсолнечник однолетний (29–26–28–15).

14. Тростник сахарный (20–21–22–29).

18. Томат культурный (21–15–31–30).

16. Клевер красный (23–24–25–26).

17. Рис посевной (26–28–31–35).

18. Ромашка полевая (19–15–29–26).

19. Ковыль перистый (32–30–24–25).

20. Пальма кокосовая (1–9–10–12).

21. Орхидея «венерин башмачок» (29–15–14–7).

Задание 84 Реши ребусы

С одной долей. Слово из 11 букв

С двумя долями. Слово из 10 букв

Первые листья. Слово из 8 букв

Ткань «про запас».Слово из 9 букв

Зачаток . Слово из 7 букв

Задание 85 Реши кроссворд

Все слова оканчиваются на букву К.

1 – однодольное растение, в семени которого зародыш окружен эндоспермом; 2 – название зернового растения; 3 – органическое вещество семени; 4 – след семяножки от семени; 5 – составная часть зародыша семени; 6 – составная часть зародыша семени; 7 – растение на начальной стадии развития.

Задание 86

Выбери один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Семя голосеменных и покрытосеменных растений образуется из:

а) зиготы;

б) триплоидной клетки зародышевого мешка;

в) зародышевого мешка;

г) семязачатка.

2. Семязачатки находятся:

а) в тычинке;

б) в завязи пестика;

в) в пыльнике;

г) на рыльце пестика.

3. Семя большинства покрытосеменных растений состоит из:

а) зародыша;

б) эндосперма;

в) семенной кожуры;

г) зародыша, эндосперма, семенной кожуры.

4. Значение семенной кожуры:

а) содержит питательные вещества;

б) обеспечивает семя водой;

в) защищает семя от высыхания и повреждения;

г) укрепляет семя в почве.

5. Значение эндосперма в семени:

а) обеспечивает зародыш питательными веществами;

б) обеспечивает зародыш водой;

в) защищает семя от высыхания и повреждения;

г) укрепляет семя в почве.

6. Зародыш семени покрытосеменных растений состоит из:

а) зародышевой почки;

б) зародышевого стебелька;

в) зародышевого корешка;

г) зародышевых листьев, стебелька, корешка, почки.

7. Семядоля – это зародышевый:

а) лист;

б) стебелек;

в) корешок;

г) почка.

8. Щиток в семенах злаков – это:

а) видоизмененный стебелек;

б) видоизмененный корешок;

в) почка;

г) видоизмененная семядоля.

9. Для прорастания большинства семян необходимы:

а) свет, тепло, вода;

б) свет, вода;

в) вода, воздух;

г) воздух, вода, тепло.

10. Для прорастания большинства семян не является обязательным:

а) тепло;

б) воздух;

в) свет;

г) вода.

11. При прорастании из семени первым появляется:

а) зародышевый корешок;

б) почечка;

в) семядоли;

г) зародышевый стебелек.

12. Выросты и мясистые придатки на семени нужны для:

а) его питания;

б) его распростанения;

в) его дыхания;

г) красоты.

13. В семенах содержится воды (в % от общего веса):

а) 5–10%;

б) 30–40%;

в) 50–60%;

г) 90–100%.

kopilkaurokov.ru

Строение семян однодольных и двудольных растений

По форме, размеру и окраске семена разнообразны. Это наблюдается не только между отдельными систематическими группами растений, но и в пределах одного вида.

Общие черты семян цветочных растений

Несмотря на большое разнообразие внешнего и внутреннего строения, семена цветочных растений имеет ряд общих черт. В состав каждого семени входит: семенная оболочка (кожура), зародыш и запасные питательные вещества. Семенная кожа формируется из покровов (интегументом) (от лат. integumentum - покров, покрытия) семенного зачатка. Она многослойна и выполняет защитную функцию, защищает зародыш от механических повреждений, грибных болезней, высыхания и тому подобное. За счет семенной кожуры могут формироваться различные придатки - волоски (у тополя), благодаря которым семена рассеивается ветром. Мясистые образования на семенах бересклета, копытня и других растений являются кормом для птиц и муравьев, что тоже способствует переносу их в новые экологические условия.

Зародыш развивается из зиготы и является продуктом полового процесса. В зародыше в эмбриональном состоянии закладываются семядоли и вегетативные органы - зачаточный корешок и почечка (ось с зачаточными листочками). Однако не всегда в семени происходит дифференциация на эмбриональные органы. Иногда оно не дифференцируется (в орхидных) или испытывает редукцию, что имеет место у растений-паразитов (волчок, повилика). Семядоли в семени образуют семядольный узел. Между семядолями формируется ось с меристематическим апексом побега. В точке роста уже закладываются зачаточные листья. Зачаточный корень напоминает сгусток меристематичных клеток, прикрытых корневым чехликом. Промежуток между семядолями и зачаточным корнем называют подсемядольным коленом, или гипокотилем (от гр. hipo - внизу, kotyl - углубление). Переход от корня к гипокотиля называют корневой шейкой.

Определение 1

По происхождению и характеру развития семян цветочных разделяют на две группы - однодольные и двудольные (у голосеменных многодольные).

Запасные питательные вещества откладываются в различных частях семени. У злаковых растений они накапливаются в эндосперме (от гр. endon - внутри, sperma - семя), в бобовых - в семядолях, у растений семейства маревых, гвоздичных, в лататтевых - в перисперме (от гр. peri - вокруг, sperma - семя). Энергетический запас нужен на первых этапах развития растения от прорастания до появления всходов, так как в начале жизни растение ведет себя как гетеротрофный организм. При появлении фотосинтезирующих органов начинается автотрофное питание.

По состоянию развития семядолей и эндосперма семена бывают:

  • двудольные растения с эндоспермом,
  • двудольные растения без эндосперма
  • двудольные растения с эндоспермом и периспермом
  • однодольные растения с эндоспермом
  • однодольные растения без эндосперма.

Семена двудольных растений с эндоспермом

Семена двудольных растений с эндоспермом характерны для клещевины (Ricinus communis), ясеня (Fraxinus excelsior), помидора (Licopersicum esculentum), жимолостных, зонтичных и др. Запас питательных веществ в семенах этих видов накапливается в эндосперме, а семядоли выполняют функцию гаусторий. Клетки семядолей, при прорастании семян воплощаются в эндосперм, выделяют энзимы и переводят сложные молекулы углеводов, белков или жиров в простые, а затем всасывают их и передают в зачаточных органов. Таким образом, семядоли в данном случае выполняют функцию выделения и всасывания. Форма семядолей в этой группе растений разная. У клещевины семядоли широкие, но тонкие, бесцветные, с жилкованием. У ясеня и помидоров они погружены в эндосперм, значительно меньше, но при прорастании семян активно растут в длину.

Семена двудольных растений без эндосперма

Семена двудольных растений без эндосперма имеют бобовые, тыквенные, астровые, капустные и многие другие представители растительного флоры. Характерной особенностью семян этих растений является отсутствие эндосперма. Причем в начале развития семени он еще есть, а потом клетки его растворяются и продукты распада откладываются в семядолях. Семядоли при этом выполняют функции запасной ткани. Строение семян этой группы растений изучают на фасоли (Phaseqlus vulgaris). Семя фасоли снаружи покрыта семенной оболочкой, под которой находятся две мясистые семядоли, между ними - зачаточный корешок, стебелек и листочки (рис. 1).

Рисунок 1. Строение семени фасоли: а - общий вид; б - зародыш; 1 - корешок; 2 - микропиле; 3 - рубчик; 4 - семенной шов 5 - спермодерма; 6 - почечка; 7 - стебель; 8 - семядоля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В семядолях откладываются запасные вещества, которые питают зародышевые вегетативные органы к выходу листьев и стебля на поверхность почвы. У некоторых растений (фасоли, люпина, свеклы и др.) С появлением всходов семядоли выносятся на поверхность. На свете они зеленеют и до появления настоящих листьев фотосинтезирующие, заменяя функцию листьев. Позже, после развития листьев, они отпадают.

Замечание 1

У многих растений (гороха, кормовых бобов, чечевицы, нута, чины) семядоли находятся в почве.

Семена двудольных растений с эндоспермом и периспермом

Третьей группой в двудольных растений являются семена с эндоспермом и периспермом. По своему происхождению они не идентичны. Эндосперм формируется в зародышевом мешке с вторичного ядра зародышевого мешка, перисперм - это остатки неразрушимые нуцеллуса. Обе ткани сохраняют запасные вещества для зародыша. В процессе развития семян эндосперм может полностью поглощаться, а перисперм продолжает развиваться. Ярко этот процесс иллюстрируется на поперечном срезе семян свеклы. Внутри его Подковообразная расположен эндосперм, в основе которого формируется зародыш. Перисперм мощный и является основной массой семени.

Семена однодольных растений

Семена однодольных растений представлены двумя разновидностями - с эндоспермом и без эндосперма. Семена с эндоспермом формируют растения семейства злаковых, касатиковых, лилейных. Наибольшее хозяйственное значение из этого класса растений имеют злаки (Роасеае).

У злаковых семян развивается у плода - зерневища. На продольном разрезе семени выделяется зародыш, эндосперм и семенная кожура, которая плотно прилегает, даже срастается с плодовой оболочкой. На границе между эндоспермом и зародышем находится щиток (одна семядоля). В зародыше, кроме семядоли, появляется отдельная почка с 2-3 листовыми зачатками.

В основе корней формируется многослойный чехол - колеориза (от гр. koleos - влагалище, rhisa - корень), который на своей поверхности несет волоски и на первых порах, до выхода корней впитывает воду и минеральные соли для питания зародыша. В связи с этим считают, что колеориза является прообразом главного первичного корня, а все остальные корни в злаковых - вторичны.

Определение 2

Семядоля - щиток в злаковых, выполняет выделительную и всасывающую функцию.

В состав зародыша включается также небольшой - придаток - эпибласт, считают, это редуцирована вторая семядоля. Запасные питательные вещества в злаковых откладываются в эндосперме, основной массой которого является крахмал. На внешней стороне под семенными оболочками расположен алейроновый слой в одну клетку, наполненный алейроновом зернами.

Семена однодольных без эндосперма формируется у растений семьи частуховых (Alis-mataceae), рдесниковых (Potamoge-tonaceae). Характерной особенностью таких семян является то, что у него запасные продукты откладываются в семядоли, а эндосперм потерпел глубокой редукции до полного исчезновения (рис. 2).

Рисунок 2. Поперечный срез семян частухи подорожниковой: а - недозрелое семена, видны остатки эндосперма; б - созревшее семена без эндосперма: 1 - эндосперм; 2 - оплодень; 3 - семядоля; 4 - семенная кожура; 5 - почка; 6 - гипокотиль; 7 - зачаточный корень; 8 - зародыш. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

spravochnick.ru

Конспект по биологии на тему "Строение семян двудольных и однодольных растений."

Технологическая карта урока

Организационная информация

Тема урока

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Методическая информация

Тип урока

комбинированный урок с выполнением лабораторной работы.

Цели урока

1)изучить строение семян,

2)выявить особенности строения семян однодольных и двудольных растений,

3) выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения.

Задачи урока

Образовательные:

1.Знать строение семян, распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, называть значение семян.

Развивающие:

2.Анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

Воспитательные:

3.Осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к коллективной работе.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Формы представления учебной задачи:наглядный образ (презентация), рисунок, схема, слушание, чтение

Технологии формирования УУД

1) проблемно-диалогическая технология

2) организация учебного сотрудничества

3) технология оценки образовательных достижений

4) информационно-коммуникативные технологии

Методы:

  1. метод проблемного изложения в обучении

  2. частично-поисковый метод обучения

  3. исследовательский метод обучения

Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая работа

Время реализации урока

45 минут

Планируемые результаты (универсальные учебные действия), которые актуализируют/приобретут/

закрепят/ обучающиеся в ходе урока

Предметные универсальные действия

- знать строение семян,

- распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений,

- называть значение семян.

Личностные универсальные учебные действия

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы

Метапредметные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- работать с учебником;

- находить отличия;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Термины и понятия

растения двудольные и однодольные, кожура, семядоли, корешок, стебелек, почечка, эндосперм, околоплодник, зародыш.

Необходимое оборудование и материалы

сухие и набухшие семена фасоли и пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, модель зерновки пшеницы, микроскоп, компьютер, проектор, интерактивная доска;

подготовить заранее: замочить семена фасоли и пшеницы (за 2-3 дня)

Дидактическое обеспечение урока

авторская презентация “Строение семян однодольных и двудольных растений”, выполненная в программе PowerPoint;

сообщения по теме;

карточки с заданиями для групповой работы.

Ход и содержание урока. Деятельность учителя и учеников.

1. Мотивация и актуализация знаний.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений

Учитель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня, прежде чем начать изучать новую тему, необходимо повторить пройденный материал.(слаид1)

Учитель: Какие растения называются цветковыми?

Ученик: Те у которых есть цветок.

Учитель: Какие органы есть у цветковых растений?

Ученик: Корень, стебель, листья- вегетативные органы. Цветок, плод и семена- репродуктивные органы связанные с половым размножением.

Учитель: А где находятся у растений семена?

Ученик: Семена находятся внутри плода.

Учитель: Значит стенки плода покрывает семена, поэтому у них есть второе название покрытосемянные (слайд2)

Учитель: А с помощью какого органа растения размножаются в природе?

Ученик: Размножаются растения с помощью семян. (слад3)

Учитель: А что появляется из семян?

Ученик: Из семян появляются молодые растения.

Учитель: Какой же орган цветкового растения мы будем изучать на уроке?

Ученик: Сегодня мы будем изучать строение семян. (слайд4,5)

Учитель: Значит тема нашего урока: «Строение семян однодольных и двудольных растений».

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Ученик:Когда же из семян появляются молодые растения?

Ученик: Весной, когда семена высевают в почву, из них появляется маленький зелененький проросток.

Учитель: А теперь немного поговорим о семенах. В их жизни есть период покоя – это сухие семена, и период прорастания, когда они попадают во влажную землю.

У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.

Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №6)

Есть семена лекарственные. (слайд №7)

Есть семена очень мелкие и очень крупные (слад8,9)

а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый и обмен жиров.

б) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни.

в) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита.

г) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма.

А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №10)

А сейчас я вам ребята прочитаю стих.

Постараюсь Вам ребята

Я сегодня преподать

Тему новую опять:

«О строение семян».

Посмотрите на лоток

Смесь семян тут бугорок.

Что внутри? Еще не знаем,

Но должны сейчас понять

Что находится внутри

У этой разной «детворы».

Мы возьмем фасоли семя

И пшеницы - для сравненья,

И заглянем: Что внутри?

Ты, Ваш Ум, Вам помоги

Разобраться с семенами:

В чем их сходство меж собой?

Иль найдем различий рой?

Вот проблема такова!

А сейчас мы ребята будем выполнять лабораторную работу.

3. “Открытие нового знания”.

Цель этапа: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» (слайд №11)

Для этого изучим и сравним строение семени пшеницы и фасоли.

Выполняем лабораторную работу № 1 из параграфа 5 учебник Биология 6 (слайд12-16)

Оборудование и материалы: 1. Лупа, препаровальная игла.

2. Плод фасоли – боб.

3. Сухие и набухшие семена фасоли.

4. Сухие и набухшие семена пшеницы.

Ход работы

  1. Рассмотрите плоды фасоли и установите как прикреплены фасолины к стенкам плода.

  2. Найдите на семенах рубчик и семевход.

  3. Снимите с семени кожуру – это покров семян, а в руках у вас останется зародыш.

  4. Найдите две части зародыша: 1)две семядоли – склад питательных веществ,

2) проросток.

5. Какие органы вы видите у проростка?

6. Сделайте вывод используя слайды. Какие есть части в семени фасоли?

7. Рассмотрите семена пшеницы, попробуйте снять с них покров.

8. Найдите внутри семени белое мучнистое вещество – эндосперм и маленький зародыш.

9. Рассмотрите зародыш с помощью лупы.

10 Сделайте вывод: черты сходства и различия семян фасоли и пшеницы.

Итог лабораторной работы.

Общим есть у них три части:

  1. То одежда их, покров (семенная и кожура)

  2. А внутри зародыш есть-

Это маленький росток,

Где есть корень, стебель, листья

  1. И конечно, что поесть-

Склад питательных веществ (эндосперм)

Чтоб росток спокойно рос,

Зацветал и плодоносил,

Образуя семена

Вся проблема решена!

Физкультминутка

4. Планирование.

Цель этапа: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена(слайд №17-20) Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).(слайд21-23)

5. Применение нового знания.

Цель этапа: применить знания в новой ситуации,работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.

1. Выполнение теста «Плюс или минус» с последующей взаимопроверкой(слайд №24).

6. Рефлексия.

Цель этапа: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Заполнение анкеты «Оцените урок»(слайд №25, 26).

8.Домашнее задание

(слайд №27).Изучить §5, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, прорастить семена фасоли и пшеницы для эксперимента.

Задание-эксперимент:

Список литературы

1.Примерная программа по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения).

2.Авторская программа: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, Биология: 5 – 9 классы: программа – М.: Вентана – Граф 2012 год.

3. Учебник. Биология 6 М.: Издательский центр: Вентана – Граф 2015 год.

4. Интернет ресурсы.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта