Одуванчик многолетнее растение синтаксический разбор. Контрольная работа по русскому языку в 6 классе "Комплексный анализ текста"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Контрольная работа по теме "Текст" (6 класс). Одуванчик многолетнее растение синтаксический разбор


Контрольная работа по русскому языку в 6 классе "Комплексный анализ текста"

6 класс. Контрольная работа. Комплексный анализ текста

Вариант I. Прочитайте предложения и выполните задания.

  1. Велико разнообразие одуванчиков.

  2. В дождливые и холодные дни одуванчик не раскрывается и по утрам.

  3. Он цветёт в мае.

  4. Одуванчик - многолетнее растение.

  5. Ярко-жёлтая окраска цветка привлекает насекомых, которые опыляют одуванчик.

  6. Их насчитывается только в нашей стране свыше двухсот видов.

  7. Открывается рано утром, а часам к четырём дня складывается в плотный бутон и так остаётся до следующего утра.

  8. Самый распространённый вид – одуванчик лекарственный.

  9. В медицине применяют его корни.

Задания.

1. Расположите предложения так, чтобы получился текст.

2. Определите тему, основную мысль текста.

3. Определите тип речи. Свой выбор обоснуйте.

4. Определите стиль речи. Свой выбор обоснуйте.

5. Определите способ связи предложений в тексте. Свой выбор обоснуйте. Укажите средства связи предложений.

6. Обозначьте изученные орфограммы.

7. Выполните фонетический разбор слова (мае).

8. Выполните морфемный разбор слов (лекарственный, разнообразие)

9. Выполните синтаксический разбор предложения (В дождливые и холодные дни одуванчик не раскрывается и по утрам).

10. Объясните графически знаки препинания в тексте.

6 класс. Контрольная работа. Комплексный анализ текста

Вариант II. Прочитайте предложения и выполните задания.

1) Но в трёхнедельном возрасте они начинают стремительно расти, пока не достигнут 10-15 см в длину.

2) Из-за окраски шёрстного покрова эта малышка мало заметна в песках пустыни.

3) Сахарская лисица рождается с короткими ушами.

4) Через свои большие уши сахарская лисица выпускает излишки жара и тем самым понижает температуру тела.

5) Это позволяет ему бегать и не проваливаться в песок.

6) Подошвы лап у животного покрыты густой шерстью.

7) Рост зверька составляет 35-40 см, что вдвое меньше, чем у рыжего лиса.

Задания.

1. Расположите предложения так, чтобы получился текст.

2. Определите тему, основную мысль текста.

3. Определите тип речи. Свой выбор обоснуйте.

4. Определите стиль речи. Свой выбор обоснуйте.

5. Определите способ связи предложений в тексте. Свой выбор обоснуйте. Укажите средства связи предложений.

6. Обозначьте изученные орфограммы.

7. Выполните фонетический разбор слова (ему).

8. Выполните морфемный разбор слов (трёхнедельном, проваливаться)

9. Выполните синтаксический разбор предложения (Сахарская лисица рождается с короткими ушами).

10. Объясните графически знаки препинания в тексте.

Система оценивания.

Каждое задание оценивается в 1 балл

Вариант I.

        Одуванчик - многолетнее растение. Ярко-жёлтая окраска цветка привлекает насекомых, которые опыляют одуванчик. Он цветёт в мае. Открывается рано утром, а часам к четырём дня складывается в плотный бутон и так остаётся до следующего утра. В дождливые и холодные дни одуванчик не раскрывается и по утрам.

        Велико разнообразие одуванчиков. Их насчитывается только в нашей стране свыше двухсот видов. Самый распространённый вид – одуванчик лекарственный. В медицине применяют его корни.

Вариант II.

Сахарская лисица рождается с короткими ушами. Но в трёхнедельном возрасте они начинают стремительно расти, пока не достигнут 10 - 15 см в длину. Через свои большие уши сахарская лисица выпускает излишки жара и тем самым понижает температуру тела. Рост зверька составляет 35-40 см, что вдвое меньше, чем у рыжего лиса. Из-за окраски шёрстного покрова эта малышка мало заметна в песках пустыни. Подошвы лап у животного покрыты густой шерстью. Это позволяет ему бегать, не проваливаясь в песок.

infourok.ru

Контрольная работа по теме "Текст" (6 класс)

6 класс. Контрольная работа. Комплексный анализ текста

Вариант I. Запишите текст и выполните задания.

        Одуванчик - многолетнее растение. Ярко-жёлтая окраска цветка привлекает насекомых, которые опыляют одуванчик. Он цветёт в мае. Открывается рано утром, а часам к четырём дня складывается в плотный бутон и так остаётся до следующего утра. В дождливые и холодные дни одуванчик не раскрывается и по утрам.

        Велико разнообразие одуванчиков. Их насчитывается только в нашей стране свыше двухсот видов. Самый распространённый вид – одуванчик лекарственный. В медицине применяют его корни. Они содержат полисахариды, каротиноиды и многие другие вещества.

Задания.

1. Определите тему текста. Подберите заголовок.

2. Определите основную мысль текста.

3. Определите тип речи. Свой выбор обоснуйте.

4. Определите стиль речи. Свой выбор обоснуйте.

5. Определите способ связи предложений в тексте. Свой выбор обоснуйте. Укажите средства связи предложений.

6. Обозначьте изученные орфограммы.

7. Выполните фонетический разбор слова (по указанию учителя)

8. Выполните морфемный разбор слов (по указанию учителя)

9. Выполните синтаксический разбор предложения (по указанию учителя)

10. Объясните графически знаки препинания в предложении первом и последнем.

*Вариант II. Прочитайте предложения и выполните задания.

Велико разнообразие одуванчиков.

В дождливые и холодные дни одуванчик не раскрывается и по утрам.

Он цветёт в мае.

Одуванчик - многолетнее растение.

Ярко-жёлтая окраска цветка привлекает насекомых, которые опыляют одуванчик.

Их насчитывается только в нашей стране свыше двухсот видов.

Открывается рано утром, а часам к четырём дня складывается в плотный бутон и так остаётся до следующего утра.

Самый распространённый вид – одуванчик лекарственный.

Они содержат полисахариды, каротиноиды и многие другие вещества.

В медицине применяют его корни.

Задания.

1. Расположите предложения так, чтобы получился текст.

2. Определите тему, основную мысль текста.

3. Определите тип речи. Свой выбор обоснуйте.

4. Определите стиль речи. Свой выбор обоснуйте.

5. Определите способ связи предложений в тексте. Свой выбор обоснуйте. Укажите средства связи предложений.

6. Обозначьте изученные орфограммы.

7. Выполните фонетический разбор слова (по указанию учителя).

8. Выполните морфемный разбор слов (по указанию учителя)

9. Выполните синтаксический разбор предложения (по указанию учителя).

10. Объясните графически знаки препинания в тексте.

Система оценивания.

Каждое задание оценивается в 1 балл

infourok.ru

Синтаксический разбор предложения

Просто о синтаксическом разборе предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

 

Пример синтаксического разбора простого предложения

простое предложениеУстный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

 

Пример разбора сложного предложения

сложное предложениеУстный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Пример схемы для синтаксического разбора

Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor - uchim.org

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

uchim.org


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта