Строение клетки растения 6 класс. Разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий на тему "Строение растительной клетки" (6 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока биологии для 6 класса "Строение растительной клетки". Строение клетки растения 6 класс


Конспект урока по теме "Строение клетки" (6 класс)

Урок № 21 по теме: «Строение клетки»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: Создание условий для положительной мотивации к учению и для самостоятельной деятельности, направленной на изучение биологических объектов с последующим применением полученных знаний на практике; расширить знания о строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.

  1. Организационный этап. Включение в деловой ритм. Устное    обращение учителя к классу – создание эмоционального настроя на урок.     

Здравствуйте ребята!

Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.Тихо девочки за парту сели,Тихо мальчики за парту сели,На меня все посмотрели.Громко прозвенел звонок,Начинается урок.

  1. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания (игра вопрос ответ – типа своя игра)

1.С помощью какого прибора можно изучать форму клеток растения?

2. Кто впервые применил микроскоп для изучения строения растений?

3. Кто открыл мир микроскопических организмов?

4. За счёт, какой детали микроскоп увеличивает изображение?

5. Как называется линза в верхней части тубуса?

6. С помощью, какой детали микроскопа опускается тубус?

7. Как называется рассматриваемый в микроскоп, предмет?

8. За какую часть можно переносить микроскоп?

9.С помощью какого прибора можно изучать детали строения растительной клетки?

10. Кто впервые изготовил микроскоп, увеличивающий в 270 раз?

11. Что является основной частью микроскопа?

12. Как называется линза в нижней части тубуса?

13. Как называются линзы в верхней части тубуса?

14. Микроскоп следует ставить на стол.

15. Какое изобретение было удостоено Нобелевской премии

16.Если умножить показание окуляра на показание объектива, то получим…

3. Мотивация

Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?

Загляните в теремок теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье, происходят

С веществами разные превращенья. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. 

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Строение клетки».

4.Целеполагание

Какова цель нашего урока? (уч-ся формулируют цели урока)

А что нам нужно, чтобы изучить строение клетки. Послушайте вопрос?

Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист и начал рассматривать его под микроскопом. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем заключалась его ошибка? (нужно было сделать тонкий срез листа)

5. Лабораторная работа.

«Изготовление препарата клеток кожицы чешуи лука»

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – В препарат добавьте каплю раствора йода. Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

8 – Сделайте вывод о клеточном строении растений.

6. Физкультминутка

7. Первичное закрепление

Теперь, мы с вами разобьемся на группы: объединяемся по две парты.

У вас в конвертах задания

1 группа

Какие части растительной клетки являются главными и почему?

2 группа

От чего зависит окраска плодов сливы, мякоти плодов арбуза и помидоров? В чем их сходство и различие?

3 группа

Почему клетки картофеля на свету зеленеют?

4 группа

Рассмотреть рисунок и объяснить, какие возрастные изменения происходят в клетке?

5 группа

Чем растительная клетка отличается от животной?

6 группа

Доказать, что клетка обладает свойствами живого организма?

8. Закрепление. Выполнение теста

Строение растительной клетки

Ученик: _____________________________________ Дата: «_____» ____________20 __ г.

  1. Отличительные особенности клеток растений -

  • Плотная оболочка

  • Наличие ядра

  • Присутствие пластид

  • Наличие цитоплазмы

  1. Клеточный сок накапливается в

  • Ядре

  • Вакуолях

  • Пластидах

  • Цитоплазме

  1. Цитоплазма

  • Улавливает энергию солнечных лучей

  • Является внутренней средой клетки

  • Хранит наследственную информацию

  • Накапливает клеточный сок

  1. Зеленый цвет растения обусловлен действием в клетках:

  • Пластида

  • Фотосинтеза

  • Хлорофилла

  1. Клеточный сок находится:

  1. Бесцветная часть клетки, в которой находятся все ее компоненты:

  1. Плотное образование, являющееся основным компонентом клетки,—это:

  1. Цитоплазма — это:

V. Рефлексия.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

VI. Домашнее задание.

Всем:

Параграф § 54

Творческий уровень:

вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,

сочинить сказку о клетке, составить кроссворд

infourok.ru

Урок в 6 классе "Строение растительной клетки"

Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных УУД в соответствии с требованиями ФГОС.

Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.

План – конспект урока биологии для 6 класса.

Выполнила: учитель биологии МБОУ «СОШ №4 г.Онеги» Архангельской области Стародубова Елена Анатольевна.

Тема: Строение растительной клетки.

Цель: формирование у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

Задачи:

Образовательные: Изучить особенности строения растительной клетки, значение ее частей и органоидов.

Развивающие: продолжить развитие умения вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, извлекать информацию из различных источников, конкретизировать, анализировать, обобщать; продолжить развитие умения работать с микроскопом и изготавливать микропрепарат.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, коммуникативные качества учащихся.

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: компьютер, презентация в программе Power Point, раздаточный материал мультимедийный проигрыватель, микроскопы, чешуя лука, оборудование для приготовления микропрепарата.

Педагогические технологии, применяемые на уроке: проблемного обучения, игровые технологии, критического мышления, ИКТ

Формирование УУД:

Личностные действия: способность к саморазвитию, мотивация учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: умение работать с текстом,постановка и решение проблемы, умение применять знания в новой ситуации.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, развитие навыков самооценивания.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

 

1.      Организационный момент (1-2 минуты)

 

2.      Актуализация знаний

(4-5 минут)

 

 

 

3.      Постановка учебной задачи (4-5 минут)

 

 

4.    

  « Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

 

5.     

П Первичное закрепление

(4-5 минут)

 Физкультминутка (2 мин)

6.      Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(7 - 8 минут)

7.     

Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

(4 - 5 минут)

 

8.      Рефлексия деятельности.

 (3 мин.)

9.      (Итог урока 2-3 минуты)

 

 

 Приветствует учащихся. зачитывает слова А.Франса «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».Что означают эти слова?

Повторение изученного материала об увеличительных приборах.Для чего они нужны?

На экране - строение растительной клетки с цыфровыми обозначениями от1 до 10. Учитель просит назвать органоиды и части клетки. Выясняет, какие затруднения возникли. Почему? Предлагает сформулировать тему, цель и задачи урока. Раздает конверты с заданиями и печатными материалами, дает краткие комментарии к заданию.

Консультирует, направляет работу в группах. Форма таблицы выведена на экран.

Предлагает выступить одному из учащихся от каждой группы, дополняя данные в таблицу. На экране фиксируется эталон ( клетка и таблица)

На экране музыкальная физкультминутка с анимацией

Предлагает выполнить лабораторную работу « Изучение клеток кожицы чешуи лука». Консультирует и направляет работу учащихся. Выводит на экран рисунок клетки с обозначениями.

На экране презентация – кроссворд «Строение клетки»

Предлагает поработать с карточкой по рефлексии: поставить знаки: + или ? после предложенного высказывания.

Подводит итог и дает дом. задание: прочитать §7,выучить названия органоидов и их значение.

Творческое задание: Из цветного картона сделать макет клетки.

 Приветствуют учителя. Отвечают на вопрос.

Рассказывают об устройстве микроскопа и лупы.

Пытаются назвать некоторые органоиды, но испытывают затруднения, т. к. недостаточно знаний по этому вопросу.

Выясняют тему. Ставят цель и задачи урока.

Ребята делятся на 4 группы, получают задания, слушают рекомендации учителя.

Работают в группах: изучают внешнее строение и значение органоидов и частей клетки.1) клеточная оболочка, клеточная мембрана, ядро, цитоплазма 2)вакуоли, митохондрии, комплекс Гольджи 3)пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты 4) рибосомы, ЭПС,клеточный центр. Читают текст параграфа и выданный печатный материал. Заполняют таблицу.

Выступление учащихся. Слушают, заполняют таблицу. сравнивают с эталоном.

Выполняют движения под музыку.

Работают в парах, выполняют Л.Р. под руководством учителя по инструкции в учебнике. Делают в тетради рисунок увиденной клетки с обозначениями.

Проверяют друг у друга по эталону на экране.

Разгадывают кроссворд

Работают с карточкой.

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

infourok.ru

Конспект урока по биологии 6 класс "Строение растительной клетки"

Разработка урока по биологии 6 класс

Тема: СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ.

Задачи: Изучить строение растительной клетки и значение частей; развить умение работать с увеличительными приборами и научить готовить микропрепарат кожицы лука.

Оборудование: Мензурка с водой, пипетка; марля; раствор йода, стёкла, иглы препаровальные, фильтровальная бумага, луковица, лупа, микроскоп; таблица «Строение кожицы лука», «Строение листа», «Включения в клетке».

Домашнее задание: § 2, прочитать дополнительный материал на странице 20.

План-конспект урока:

  1. Проверка знаний (беседа).

    1. 1.Какое строение имеют лупа, микроскоп? Когда и кем они были впервые созданы?

    2. В какой последовательности нужно готовить микроскоп к работе.

    3. Правила приготовления препарата.

    4. Кто ввёл термин «клетка» и когда это было.

  1. Изучение нового материала.

Записываем тему урока.

Учитель: на предыдущем уроке мы научились готовить простейшие микропрепараты.

? Вы видели под микроскопом клетки растений? О чём это говорит? ( О том, что растения состоят из клеток, как и все живые организмы)

2. Строение клетки (рассказ учителя).

Клетка

Оболочка Цитоплазма:

Ядро, ядрышко

Пластиды (хлоропласты и др.)

Вакуоли с клеточным соком

Включения (жир, белок, крахмал)

3. Подготовка к лабораторной работе.

-Сегодня на уроке мы рассмотрим под микроскопом препарат кожицы лука, который мы приготовим сами. Вначале прослушаем стихотворение-инструкцию:

С лука сняли кожицу-

Тонкую, бесцветную,

Положили кожицу

На стекло предметное.

Микроскоп поставили,

Препарат на столик,

Объектив направили,

Глядь, а лук из долек!

Дольки-это клетки

С ядрами внутри,

Вакуоли крупные

В клетке рассмотри.

Снаружи-оболочка,

Под нею-цитоплазма.

Зелёные пластиды

Искать будешь напрасно.

«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, его изучение под микроскопом».

ЗАДАНИЕ (Работа в парах под руководством учителя):

  1. Выполните задание на странице 18 учебника.

  2. Оформите работу в рабочей тетради.

  3. Рассмотрите готовый препарат элодеи.

Беседа по результатам лабораторной работы.

Вопросы:

1.Как вы готовили препарат кожицы лука?

2.Зачем кожицу лука окрашивали йодом?

3.Какие части клетки вы увидели под микроскопом?

4.Какое строение имеет растительная клетка?

5.В чём сходство и различие между клетками кожицы чешуи лука и клетками листа элодеи?

  1. Закрепление.

Вопросы:

  • Какое строение имеет клетка?

  • Каково значение оболочки клетки, ядра, хлоропластов, вакуолей и включений?

  • Для чего окрашивают клетки при работе с микроскопом?

  • Во сколько раз увеличивает микроскоп?

Домашнее задание п.2, по рабочей тетради стр.6 №5,6

infourok.ru

строоение растит клетки 6кл.docx - " Строение растительной клетки" (6 ...

План урока биологии в 6 классеТема: Строение растительной клеткиЦель: 1. Образовательная: сформировать у обучающихся знания о строениирастительной клетки. Познакомить со строением растительной клетки,рассмотреть функции органоидов2. Развивающая: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно­следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы, развиватьпознавательный интерес к предмету3. Воспитательная: Воспитание научного мировоззрения. Тип урока: урок изучения нового материала.Оборудование: учебники, тетради, тетради для лабораторных работ, интерактивное оборудование.Ход урока:1. Организационный моментПриветствие учащихся.Диалог с дежурным.Позитивный настрой на урок.2. Контроль ЗУН учащихсяФронтальный опрос домашнего задания1. Что такое клетка?2. Какие органоиды входят в состав растительной клетки?3. Особенности клеточных органоидов4. Увеличительные приборы и открытие клетки.3. Изучение новой темы.Назовем основные части клетки. Снаружи она покрыта плотной клеточной оболочкой, в которой имеются более тонкиеучастки – поры. Под ней, внутри клетки, находится густое, тягучее содержимое – это цитоплазма. В цитоплазме естьполости – вакуоли, заполненные клеточным соком. В центре клетки или около клеточной оболочки расположено плотноетельце – ядро с ядрышком. От цитоплазмы ядро отделено ядерной оболочкой. По всей цитоплазме более или менееравномерно распределены очень мелкие тельца – пластиды.Пластиды бывают бесцветными, но чаще они окрашены в зеленый или красно­оранжевый цвет (в цветках и плодах). Отокраски пластид зависит окраска клетки и органов растения. Зеленый цвет растений обусловлен присутствием в их клеткахзеленых пластид. Их называют хлоропластами (от греч. хлорос – «зеленый», пластос – «образующий», «вылепленный»).Зеленый цвет хлоропласты получают благодаря особому зеленому веществу – хлорофиллу (от греч. хлорос – «зеленый»,филлон – «лист»). С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органическиевещества (в виде сахаров).Бесцветные пластиды называют лейкопластами (от греч. лейкос – «белый»). В лейкопластах откладываются запасныепитательные вещества: крахмал, масла и белок.Клеточная оболочка придает клетке определенную форму и защищает ее содержимое. Она бесцветная, прозрачная и оченьпрочная. Клеточная оболочка пропускает в клетку и выпускает из клетки вещества. Эта способность клеточной оболочкиназывается проницаемостью.Наличие хлоропластов и клеточной оболочки – отличительная особенность клеток растений.Цитоплазма – это внутренняя среда клетки, в которой располагаются все другие части клетки. Она имеет особыйхимический состав. В ней протекают различные биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. Вживой клетке цитоплазма постоянно движется, перетекает по всему объему клетки. Цитоплазма может увеличиваться вобъеме.Вакуоль в клетках растительных организмов выполняет очень важную роль. Вакуоли – это резервуары, в которых содержитсяклеточный сок, накапливаются запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности, ненужные клетке.Клеточный сок – водянистая жидкость с растворенными в ней сахарами, органическими кислотами, минеральными солями.Вакуоли наполняются клеточным соком в процессе всей жизни клетки. С увеличением размеров вакуоли увеличивается иразмер клетки, она растет.Ядро является очень важной частью клетки. В нем находятся хромосомы, которые обеспечивают передачу наследственныхсвойств клетки дочерним клеткам при делении. Ядро с ядрышком играет важную роль в жизнедеятельности клетки.Разные клетки растительного организма различаются по размерам, форме и функциям.4. Лабораторный практикум. Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.5. Закрепление. Выполнение теста.6. Домашнее задание§67. Итог урока, выставление оценок

znanio.ru

Разработка урока с использованием информационно-коммуникационных технологий на тему "Строение растительной клетки" (6 класс)

hello_html_m1c146cc0.gifКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий

Предмет: биология

Тип урока: комбинированный урок

Тема: Строение растительной клетки,1 урок- 45 минут

Класс: 6

Технологии: Урок с использованием интерактивного оборудования (биологические микролаборатории, интерактивная доска, световые микроскопы).

Аннотация: Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению биологии в 6 классе. Обучающая, развивающая, воспитывающая задачи взаимосвязаны и обоснованны, отвечают программным требованиям и содержанию материала. Тип урока комбинированный, с использованием ИКТ технологий. ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности обучающихся. Комбинированный тип урока позволяет использовать разные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Межпредметные связи – история (история открытия микроскопа).

Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности (выделение главного, выявление причинно-следственных связей), опора на образы (наглядный показ основных органоидов клетки), использование полученного практического опыта.

Методы: - наглядный - словесный - репродуктивный 

- практический- частично-поисковый 

- проблемно-исследовательский Формы организации урока: - индивидуальная - фронтальная

Практическая реализация: Приложение «Отзывы» (зам. директора по УМР Ефимова М.А., учитель биологии Софронова А.А., ученица 6-го класса Борисова Диана), приложение «Фотоотчет с урока».

Конспект урока:

Девиз урока:

То, что мы знаем –ограничено,

А то, что мы не знаем – бесконечно.

Лаплас

Цель: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

Задачи:

Образовательная: Углубить знания учащихся о клеточном строении растений, выяснить микроскопическое строение клетки, освоить методику приготовления временных микропрепаратов;

Развивающая: Продолжить развитие умений учащихся работать с микроскопом, делать схематические зарисовки, продолжить развитие наблюдательности и внимания в ходе лабораторной работы;

Воспитательная: Воспитание прилежания, трудолюбия, эстетического восприятия растительных организмов.

Оборудование: учебник «БИОЛОГИЯ. Бактерии. Грибы. Растения.» 6 класс В.В. Пасечник, дополнительная литература (Энциклопедия для детей. Т2. Биология , руководство пользователя «Учебный микроскоп БИОМ-2»), раздаточный материал (журнал наблюдений, «Технический инструктаж по работе с микроскопом», «Лабораторная работа «Препарат кожицы чешуи лука под микроскопом», «Правила выполнения зарисовок на лабораторных работах»), компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, биологические микролаборатории, световые микроскопы, презентация «Строение растительной клетки», оборудование для лабораторной работы «Строение кожицы лука».

Опережающее домашнее задание: подготовить индивидуальное сообщение «История открытия микроскопа» - Андреев Коля.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. Постановка темы и цели урока.

  1. Подготовка к восприятию нового материала (Актуализация знаний) (2 мин)

Представим наш сегодняшний урок как путешествие в мир растений. А для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (приложение №1) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение. А из чего состоят все растения, как и любой другой живой организм? (Из клеток)

  1. Изучение нового материала (27 мин)

А)Пытливый ум человека все глубже проникает в тайны живой материи, пытаясь дать объяснение самому сложному и самому удивительному явлению природы, которое называется жизнью.

Клетка является универсальной ячейкой жизни. записывают в

Клетку изучает наука цитология (сitos – клетка, logos-наука). тетрадях

Клетки могли быть открыты только после изобретения микроскопа.

А) История открытия микроскопа (выступление Андреева Коли)

Ученик: Увеличивающие стекла были известны еще в античные времена. Кто изобрел микроскоп, точно не известно. Одним из первых создателей микроскопа был английский физик Роберт Гук. 1665 г. Р.Гук опубликовал альбом рисунков под названием “Микрография”. Среди них был и тонкий срез пробковой ткани дерева, структура которого напоминала соты, четкое и правильное расположение “микроскопических пор”, или “клеток”. Р. Гук впервые употребил слово “клетка”.Одним из современников Гука был голландец Антонии Ван Левенгук, создавший более двухсот микроскопов особой конструкции. Он наблюдал различные одноклеточные организмы.1827 г. итальянскому физику Джованни Батисте Амичи удалось улучшить четкое изображения линз. После этого интерес к микроскопии быстро возрос.1930-е годы появился электронный микроскоп (США).

Б) Каковы главные особенности клетки? Оболочка клеток растений состоит из вещества целлюлозы. Только в растительных клетках имеются пластиды. Рассмотрите рисунок «Растительная клетка», что здесь обозначено? (Оболочка, цитоплазма, ядро с ядрышком, вакуоль, хлоропласты). Все эти клеточные структур называются органоидами. Давайте запишем: Органоиды – это клеточные структуры, каждая из которых выполняет свою функцию.

Строение растительной клетки - демонстрация слайдов в компьютере (Приложение №2).Во время просмотра презентации заполняем журнал наблюдений, который вы получили в начале урока.

Б) Лабораторная работа: “Препарат кожицы чешуи лука под микроскопом”.

1. Фронтальный опрос среди учеников: Устройство микроскопа.

2. Учитель проводит «Технический инструктаж по работе с микроскопом». (Приложение №3). А сейчас ребята найдите среди готовых микропрепаратов микропрепарат «Кожица лука». Рассмотрим его сначала при малом увеличении 4х, потом на 10х а в конце на 40х. Что вы видите? (демонстрация слайда «Фотография готового микропрепарата «Кожица лука»). Найдите на нем темную полоску, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету). Вот такой препарат мы должны с вами сделать во время лабораторной работы.

3. Лабораторная работа: “Строение клеток кожицы лука” (Приложение №4) - индивидуальные листы на каждой парте.

Цель: Изучить особенности строения растительной клетки на примере кожицы лука

Оборудование: Световой микроскоп, предметное стекло, марля, пипетки, химический стаканчик с водой, препаровальная игла, покровное стекло, раствор йода, фильтровальная бумага, чешуя лука.

Ход работы:

  1. Рассмотрите в учебнике рисунке 5 стр17 – последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

  2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

  3. Пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло.

  4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

  5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

  6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.

  7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

  8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

  9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем темную полоску, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

  10. Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. (Приложение №5)

4. Отчет по работе: рисунки группы клеток. На рисунке указать основные части клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро).

Вывод: Клетка кожицы чешуи лука состоит из оболочки, цитоплазмы, вакуоли, ядра. На неокрашенном препарате можно увидеть оболочку, цитоплазму, вакуоль. При окраске препарата йодом становится видно ядро. Препараты окрашиваю для того, чтобы стали видны части клетки, невидимые ранее.

  1. Закрепление пройденного материала. (8 мин)

1.Плотное образование, ограничивает клетку, определяет её форму

  1. цитоплазма

  2. оболочка

  3. поры

  4. вакуоль

  5. пластиды

2. Мельчайшие отверстия в оболочке клетки, через которые осуществляется обмен веществ

  1. оболочка

  2. поры

  3. вакуоль

  4. пластиды

  5. хлоропласты

  6. хромопласты

  7. Лейкопласты

  1. Небольшое плотное тельце

  1. цитоплазма

  2. оболочка

  3. поры

  4. ядро

  5. пластиды

4. Полость, заполненная клеточным соком

  1. вакуоль

  2. хромопласты

  3. цитоплазма

  4. оболочка

  5. лейкопласты

5. Зеленые пластиды

  1. лейкопласты

  2. хромопласты

  3. хлоропласты

  4. вакуоль

  5. ядро

6. Оранжево-красные пластиды

  1. лейкопласты

  2. хромопласты

  3. хлоропласты

  4. вакуоль

  5. ядро

7. Бесцветные пластиды

  1. поры

  2. лейкопласты

  3. вакуоль

  4. хромопласты

  5. оболочка

8. Бесцветное вязкое вещество, заполняющее клетку

  1. цитоплазма

  2. пластиды

  3. вакуоль

  4. оболочка

  5. Ядро

  1. Домашнее задание (2 мин)

Для всех: Прочитать параграф «Строение клетки» стр 17

На выбор: - Составить кроссворд;

- Написать мини-сказку «Страна Цитоляндия»;

  1. Рефлексия (5 мин)

И в завершение нашего урока выскажите свое мнение об уроке, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Сегодня я узнал …

- Я удивился …

- Теперь я умею …

- Я хотел бы …

Спасибо за активную работу!

infourok.ru

Урок биологии в 6 классе Строение растительной клетки

Урок биологии в 6 классе

Тема: «Строение растительной клетки»

Цель: сформировать у обучающихся знания о строении растительной клетки.

Задачи урока: познакомить со строением растительной клетки, рассмотреть функции органоидов, совершенствовать навыки работы с микроскопом и приготовлению микропрепаратов, развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: микроскоп, луковица, листья элодеи.

Средства обучения:

MULTIMEDIA Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2007 Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004, видеофильм «Строение растительной клетки».

План урока.

Работа с интерактивным рисунком «Строение растительной клетки».

Просмотр видеофрагмента «Растительная клетка».

Лабораторный практикум.

Закрепление.

Творческое домашнее задание.

1. Работа с интерактивным рисунком «Строение растительной клетки».

Если рассмотреть клетки под микроскопом, то можно увидеть, что они имеют сложное строение (рис. 21).

Назовем основные части клетки. Снаружи она покрыта плотной клеточной оболочкой, в которой имеются более тонкие участки – поры. Под ней, внутри клетки, находится густое, тягучее содержимое – это цитоплазма. В цитоплазме есть полости – вакуоли, заполненные клеточным соком. В центре клетки или около клеточной оболочки расположено плотное тельце – ядро с ядрышком. От цитоплазмы ядро отделено ядерной оболочкой. По всей цитоплазме более или менее равномерно распределены очень мелкие тельца – пластиды.

Пластиды бывают бесцветными, но чаще они окрашены в зеленый или красно-оранжевый цвет (в цветках и плодах). От окраски пластид зависит окраска клетки и органов растения. Зеленый цвет растений обусловлен присутствием в их клетках зеленых пластид. Их называют хлоропластами (от греч. хлорос – «зеленый», пластос – «образующий», «вылепленный»).

Зеленый цвет хлоропласты получают благодаря особому зеленому веществу – хлорофиллу (от греч. хлорос – «зеленый», филлон – «лист»). С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества (в виде сахаров).

Бесцветные пластиды называют лейкопластами (от греч. лейкос – «белый»). В лейкопластах откладываются запасные питательные вещества: крахмал, масла и белок.

Клеточная оболочка придает клетке определенную форму и защищает ее содержимое. Она бесцветная, прозрачная и очень прочная. Клеточная оболочка пропускает в клетку и выпускает из клетки вещества. Эта способность клеточной оболочки называется проницаемостью.

Наличие хлоропластов и клеточной оболочки – отличительная особенность клеток растений.

Цитоплазма – это внутренняя среда клетки, в которой располагаются все другие части клетки. Она имеет особый химический состав. В ней протекают различные биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. В живой клетке цитоплазма постоянно движется, перетекает по всему объему клетки. Цитоплазма может увеличиваться в объеме.

Вакуоль в клетках растительных организмов выполняет очень важную роль. Вакуоли – это резервуары, в которых содержится клеточный сок, накапливаются запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности, ненужные клетке.

Клеточный сок – водянистая жидкость с растворенными в ней сахарами, органическими кислотами, минеральными солями. Вакуоли наполняются клеточным соком в процессе всей жизни клетки. С увеличением размеров вакуоли увеличивается и размер клетки, она растет.

Ядро является очень важной частью клетки. В нем находятся хромосомы, которые обеспечивают передачу наследственных свойств клетки дочерним клеткам при делении. Ядро с ядрышком играет важную роль в жизнедеятельности клетки.

Разные клетки растительного организма различаются по размерам, форме и функциям.

 2. Просмотр видеофрагмента «Растительная клетка».

Просмотр и обсуждение фильма о строении растительных клеток, функциях органоидов. Данная работа является творческим проектом обучающихся 6 класса. Под руководством учителя был создан авторский информационный ресурс, который может использоваться в качестве учебного видеофильма для изучения темы «Строение растительной клетки».

На первом этапе ребята изучили строение растительной клетки. Затем используя пластилин, они создали модели растительной клетки. Каждый шаг создания модели фиксировали на цифровой фотоаппарат. Сначала у клетки появилась клеточная стенка, затем цитоплазма, вакуоль, хлоропласты, ядро и т. д. Получившееся фотографии с помощью программы «Киностудия Windows Live» соединили в видеофильм, наложили звук.

3. Лабораторный практикум.

Тема: Изучение клеток кожицы лука.

Цель: Изучить строение растительной клетки.

Оборудование

Инструментарий: лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт.

Часть луковицы.

Ход работы

Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу.

Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоль. Рассмотрите при малом увеличении.

Рассмотрите клетку при большом увеличении.

Зарисуйте в тетради строение клетки и надпишите ее части.

4. Закрепление. Выполнение теста.

Строение растительной клетки

Ученик: _____________________________________ Дата: «_____» ____________20 __ г.

Отличительные особенности клеток растений —

Плотная оболочка

Наличие ядра

Присутствие пластид

Наличие цитоплазмы

Основная наследственная информация в клетке располагается в

Цитоплазме

Клеточной оболочке

Ядре

Пластидах

Клетки растения различаются потому, что

Называются по-разному

Располагаются в разных органах

Выполняют разные функции

Имеют разное строение

Клеточный сок накапливается в

Ядре

Вакуолях

Пластидах

Цитоплазме

Цитоплазма

Улавливает энергию солнечных лучей

Является внутренней средой клетки

Хранит наследственную информацию

Накапливает клеточный сок

Хлорофилл – пигмент

Желтый

Зеленый

Оранжевый

Красный

Зеленый цвет растения обусловлен действием в клетках:

Пластида

Фотосинтеза

Хлорофилла

Клеточный сок находится:

В цитоплазме

В вакуоли

В межклетнике

Бесцветная часть клетки, в которой находятся все ее компоненты:

Межклетник

Ядро

Цитоплазма

Клеточный сок

Плотное образование, являющееся основным компонентом клетки,—это:

Ядро

Пластида

Вакуоль

Клеточная оболочка

Цитоплазма — это:

Клеточный сок

Межклетник

Хлоропласт

Часть клетки

Домашнее задание: п. 7, Сделать модель растительной клетки или составить кроссворд по теме «Строение клетки».

Внимание, только СЕГОДНЯ!

psychology-msk.ru

Конспект урока биологии для 6 класса "Строение растительной клетки"

Методическое описание интерактивного электронного образовательного ресурса

Таблица №1.

№ п/п

Таблица №2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР

№ п/п

№ п/п

Этапы учебной деятельности

Скриншоты страниц ресурса

Описание используемых педагогических приемов

Описание интерактивных приемов, инструментов, функций ПО

Результативность использования ресурса в учебной деятельности

1

Организационный момент

Презентация «Строение растительной клетки»

Презентация «Строение растительной клетки»

Слайд №1 тема урока, ноутбук, интерактивная доска

Наглядность. Эффект анимации способствует к привлечению внимания учеников. Постепенное выведение на слайд текста позволяет заложить информацию в память учащихся.

Презентация «Строение растительной клетки»

Слайд №2 цели урока, ноутбук, интерактивная доска

Презентация «Строение растительной клетки»

Слайд №3 задачи урока, ноутбук, интерактивная доска

2

Изучение нового материала

1.Объяснение. Использую при изложении главных факторов и теоретического материала. Ученикам сообщается сущность строения клетки.

2. Демонстрация

Используется для наглядности.

Информационный модуль посвящен жизни и научным открытиям Левенгука ноутбук, интерактивная доска, выход в интернет.

Наглядность. На слайде текст, фотографии, рисунки, схемы позволяет чередовать объяснения с записями учащихся, последовательно излагать изучаемый материал, рационально использовать время. Яркие опорные элементы, слайдов наполненные исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке действуя на различные каналы восприятия, позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память.

Видеофрагмент «Строение растительной клетки», ноутбук, интерактивная доска, выход в интернет.

Информационный модуль посвящен теме «Растительные клетки» средней школы Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входят интерактивные модели «Структура клетки растения» и «Строение хлоропластов», ноутбук, интерактивная доска, выход в интернет.

Интерактивная схема «Типы пластид», ноутбук, интерактивная доска.

Наглядность. Эффект анимации способствует к привлечению внимания учеников. Постепенное выведение на слайд текста позволяет заложить информацию в память учащихся.

3

Закрепление изученного материала

Вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Практический модуль представляет собой исследовательское задание по теме «Основные части и органоиды клетки» средней школы, в котором учащийся работает с виртуальной лабораторией «Строение клеток», а также ноутбук, интерактивная доска.

Этот модуль позволяет учащимся закрепить знания о строение растительной клетки, в виртуальной лаборатории создать модель клетку с ее органоидами. Эффект анимации способствует к привлечению внимания.

Контрольный модуль, который содержит интерактивный кроссворд «Строение клетки», ноутбук, интерактивную доску, выход в интернет.

Этот цифровой объект экономит время и траты на распечатку текстов, экономит время на проверку знаний, уменьшают время на отведенное на другие этапы урока.

5

Подведение итогов, Д/з.

Учитель вместе с учащимися обсуждает, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.

Презентация «Строение растительной клетки»

Слайд №4, ноутбук, интерактивную доску.

Наглядность. Эффект анимации способствует к привлечению внимания учеников. Постепенное выведение на слайд текста позволяет заложить информацию в память учащихся.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Библиография Левенгука

ЦОР информационный

№1

Информационный модуль посвящен жизни и научным открытиям Левенгука

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/65369ea3-e36d-4428-aad8-86abbee5c752/%5BBIO6_02-06%5D_%5BTI_03%5D.html

2

Растительная клетка

ЦОР информационный

№2

Видеофрагмент «Строение растительной клетки».

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9c5d3-0a01-022a-0198-4a9df6c957a5/?from=dc6be3c8-58b1-45a9-8b23178e8ada386&interface=pupil&class=48&subject=29

3

Растительные клетки

ЭОР информационный

№3

Информационный модуль посвящен теме «Растительные клетки» средней школы. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входят интерактивные модели «Структура клетки растения» и «Строение хлоропластов».

http://fcior.edu.ru/card/12365/rastitelnye-kletki.html

4

Основные части и органоиды клетки

ЭОР практический

№4

Практический модуль представляет собой исследовательское задание по теме «Основные части и органоиды клетки» средней школы, в котором учащийся работает с виртуальной лабораторией «Строение клеток»

http://fcior.edu.ru/card/2591/konstruktor-rastitelnoy-kletki.html

5

Свойства клетки

ЭОР контрольный

№5

Модуль содержит интерактивный кроссворд «Строение клетки».

http://12.ort.ru/index.php/interaktivnye-krossvordy/stroenie-kletki

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организационный момент

Проверка списочного состава обучающихся. Довести до обучающихся цели и задачи урока.

Слушают учителя, записывают тему

3 мин

2

Изучение нового материала

Библиография Левенгука №1

Изложение нового материала, диалоговое общение с обучающимися через систему проблемных вопросов.

Библиографию ученного и записывают в тетрадях кратко о нем.

20 мин

ЦОР информационный

№2

Видеофрагмент «Строение растительной клетки».

Смотрят видеофрагмент. Делают самостоятельно выводы

ЭОР информационный

№3

Информационный модуль посвящен теме «Растительные клетки» средней школы. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входят интерактивные модели «Структура клетки растения» и «Строение хлоропластов».

Смотрят информационный модуль, зарисовывают в тетрадях строение клетки с обозначениями органоидов и их функции.

Интерактивная схема «Типы пластид», ноутбук, интерактивная доска.

Смотрят схему «Типов пластид», записывают. Делают самостоятельно выводы.

3

Закрепление нового материала.

ЭОР практический

№4

Организует практический модуль.

Выполняют практический модуль.

8 мин

ЭОР контрольный

№5

Организует интерактивный кроссворд

Выполняют кроссворд.

7 мин

4

Подведение итогов. Д/з.

Рефлексия. Комментирование оценок, объявление д\з. Параграф 7 изучить, вопросы стр. 32.

Записывают д\з

2 мин

globuss24.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта