Растения деревья кустарники травянистые растения. Урок-экскурсия по природоведению по теме: " Деревья, кустарники, травянистые растения родного края"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по теме Растения — живые организмы. Деревья , кустарники. Травянистые растения. Растения деревья кустарники травянистые растения


Деревья, кустарники, травянистые растения. | Школьные файлы SchoolFiles.net

Разработка урока по природоведению в 3 классе Тема. Деревья, кустарники, травянистые растения. Цель :обучающая: продолжить формировать понятие «растения», сформировать понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»; формировать представление о лиственных и хвойных растениях, однолетних, двулетних и многолетних растениях, умение различать эти растения, определять их; развивающая: развивать логическое мышление, развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывающая: воспитывать бережное отношение к растениям. Оборудование: таблицы и рисунки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений, хвойных и лиственных растений, однолетних, двулетних, многолетних растений; гербарии этих растений, комнатные растения, карточки, опорные схемы. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Методы: наглядный, частично- поисковый, беседа, рассказ, объяснительно- иллюстративный. Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. Приемы: работа с опорными схемами, работа с карточками, игровые: «Что здесь лишнее» Ход урока І.Орг.момент Школьный звонокПозвал опять нас на урок.Будьте внимательны,А еще старательны! ІІ. Проверка домашнего задания. Подведение итогов наблюдений за погодой и другими явлениями природы А) Результаты наблюдений за погодой - Какие вы знаете времена года? - Какое сейчас время года? - Назовите зимние месяцы. - Какой первый месяц зимы, второй, третий? - А каким будет декабрь, январь, февраль в году? - Какая сегодня погода? - Сравните погоду со вчерашним днем. Назовите причины изменений погоды. - Каких в этом месяце больше дней – ясных или пасмурных? Б) Результаты наблюдений за элементами неживой природы - Какие изменения в неживой природе характерны для зимы? - Как изменилась продолжительность дня зимой? - Как изменилась температура воздуха? - Какие изменения в неживой природе вызывают изменения в живой? В) Результаты наблюдений за элементами живой природы - Какие животные впали в спячку? - Что произошло с насекомыми? - Какие к нам прилетают птицы в это время года? Почему? Плодами и семенами каких трав, деревьев и кустов питаются птицы зимой? - На каких деревьях и кустах сохранились плоды? - Какие травы зеленеют под снегом? Почему они не боятся морозов, зеленые всю зиму, а деревья и кусты сбрасывают листву, «отдыхают» зимой? Г) Что говорят в народе о декабре? - Декабрь – самый темный месяц - Декабрь год кончает, зиму начинает - Декабрь – снегириная пора. Светает позже да смеркается раньше. - В декабре у налима нерест, потому он и весел Д) Какие вы знаете зимние народные приметы? - Гром зимой- к большому снегу - Небо посинело над лесом – к оттепели - Вороны раскаркались – к морозу - После большого урожая – строгая зима - Если ночью пал иней, днем снег не падет - Если снег зимою падет на талую землю, грибов в будущем году будет мало Фронтальный опрос. Какие признаки живого есть у растений? Какое строение имеет растение? Докажите, что растения – источник питательных веществ и кислорода на Земле. Как вы понимаете выражение: «Охранять растения – беречь жизнь на Земле?» Индивидуальный опрос Карточка 1. Перечислите органы растений, которые видите на гербарии. Укажите их функции. Какой орган отсутствует? Почему? К

schoolfiles.net

" Деревья, кустарники, травянистые растения родного края"

Предмет «Природоведение» 1класс. Катренко М.А.

Тема. Деревья, кустарники, травянистые растения. Урок-экскурсия.

Цель: в процессе непосредственных наблюдений расширить знания учащихся о делении растений на группы – деревья, кустарники, травянистые растения; учить определять по характерным признакам породы некоторых деревьев, растущих в нашем регионе; закрепить знания о живой и неживой природе, закрепить знания о строении растений; развивать наблюдательность, познавательный интерес; воспитывать эстетические чувства, прививать бережное отношение к природе.

Оборудование: альбомы и цветные карандаши.

Место проведения: парк.

Ход урока

І.Организация класса. Создание психологического климата.

Здравствуй, лес, прекрасный лес,

Полный сказок и чудес.

Что внутри тебя творится?

Что за дерево, за птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

ІІ. Проведение экскурсии.

1.Повторение правил поведения в парке, правил передвижения по городу.

2.Напомнить, что мы идем к природе в гости, нужно быть осторожными и наблюдательными.

3.Актуализация опорных знаний.

- Какое сейчас время года?

- Какие вы знаете осенние месяцы?

- Какой сейчас воздух?

- Какого цвета небо?

- О какой природе идёт речь?

- Почему произошли изменения в неживой природе?

- Влияют ли изменения в неживой природе на природу живую?

- Оглянитесь вокруг и расскажите, как изменились растения осенью по сравнению с летом.

4. Рассказ учителя с элементами беседы.

Растения, которые вы видите вокруг, относятся к разным группам. Как же различить эти растения? По каким признакам можно подобрать им «друзей» в группы?

Растения, имеющие один твёрдый деревянистый ствол (стебель), - это деревья. Подойдите, посмотрите на это дерево – клён, потрогайте его ствол. Какой он?

- А какие деревья, растущие в нашем парке вам знакомы, назовите. Покажите ребятам, которым они не известны.( Дети рассматривают деревья. Учитель показывает клён, акацию, берёзу, каштаны, тополь, тую, обращает внимание на их различия по размеру, общему виду, форме и цвету листьев, окраске коры, плодам.)

- Встаньте под берёзой и посмотрите вверх. Какое высокое и красивое дерево! Что вы видите сквозь листья? (Синее небо).

- А вот рядом с берёзой другое растение, у которого несколько твёрдых деревянистых, но более тонких, чем у дерева, стеблей. Кто знает, как называется это растение? Это куст шиповника, веточки начинаются сразу от земли. Подойдите и встаньте рядом, сравните размеры куста с размерами берёзы. Что вы заметили, чем куст отличается от дерева? (Ответы детей, что куст намного ниже дерева и у него много стеблей, и они тоньше ствола берёзы.)

(Учащиеся рассматривают деревья и кусты, сравнивают, устанавливают различия между ними).

- А теперь, посмотрите вниз и скажите, что вы видите на земле под берёзой, клёном, акацией? (Растёт много травянистых растений.)

- Чем они отличаются от кустов и деревьев? У травянистых растений мягкий стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустов. Хотя существует травянистое растение, вырастающее до 9м в высоту. Это банан. К травянистым растениям мы относим цветы, подсолнечник, зерновые культуры, а также овощи.

- Какие вам знакомы травянистые растения?

5. Знакомство с хвойными деревьями. Выполнение практических заданий. Отгадывание загадок.

Её всегда в лесу найдешь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель.)

- О каком деревье говорится в загадке?

- Какие слова загадки указывают на существенные признаки этого дерева?

- С каким зверьком сравнивают ёлочку? Почему?

- Почему зимой у ёлочки летнее платье?

- Рассмотрите ель (строение, форму, цвет хвоинок, шишки).

- Как называют листики ёлочки, кто знает? (Хвоинки). А плоды у хвойных деревьев как называются?

6. Минута отдыха. Эстетическое развитие.

Побродите по парку, полюбуйтесь красотой осенних деревьев, послушайте шелест листвы, вдохните аромат ели.

8. Сбор листиков для гербария, для уроков труда.

9. Беседа о значении растений в нашей жизни.

- Где прошла наша экскурсия?

- Понравилось ли вам в гостях у природы?

- Какое значение имеют растения в жизни человека?

- Что мы с вами должны делать, чтобы природа стала ещё краше и лучше?

ІІІ.Подведение итогов экскурсии.

1.Итоговая беседа.

- С какими группами растительного мира мы сегодня встретились в парке?

- Назовите деревья и кустарники, с которыми мы познакомились ближе.

- Что общего в строении всех деревьев?

- Чем отличается дерево от кустарника?

- Листья каких растений вы собрали для гербария, для уроков труда?

- Под какими растениями лучше развиваются травянистые растения? Почему?

- Какое значение имеет растительный мир для человека?

- Какое участие могут принять школьники в охране природы и приумножении лесных насаждений?

2. Зарисовка растений.

-У вас с собой альбомы и карандаши, зарисуйте растения, которые вы сегодня увидели.

3. О деревьях, кустах, травах сложено множество стихов, песен, загадок. Издавна народ относился к растениям с уважением, верил, что они являются оберегами от болезней и злых сил. Растения называют лёгкими планеты. Лёгкие – органы дыхания людей и животных. Растения помогают нам дышать чистым воздухом. Через свои листочки они выделяют кислород, а поглощают углекислый газ. Об этом вы подробнее узнаете в старших классах.

- А теперь загадки для самых внимательных и любознательных.

Каждый год на нём с охотой

Вырастают вертолёты.

Жаль, что каждый вертолёт

Совершит один полёт. (Клён)

Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой,

Стоит над горой. (Берёза)

Сидит на ветке

В красной жилетке,

Брюшко сыто,

Камешками набито. (Шиповник)

Осенью на ветке

Подрастают детки.

Все без глаз, без рук, без ножек –

Каждый как зелёный ёжик. (Каштаны)

4.Творческая игра «Дерево» (по К. Фоппелю).

- Встаньте ровно. Сделайте глубокий вдох и закройте глаза. Представьте, что вы – дерево. Ваши корни глубоко врастают в землю. У вас вырастают новые корни. Вы крепко стоите на земле. Раскиньте руки в стороны – это ваши ветки. На ветках растут листья. Сквозь ваши ветки дует лёгкий ветерок, но корни поддерживают ствол, и никакой ураган не может вырвать вас из земли. Расскажите, что вы ощущали.

infourok.ru

Конспект урока по теме Растения — живые организмы. Деревья , кустарники. Травянистые растения.

Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Украинская школа» Тохлу Мавиле МузеировнаТема: «Растения – живые организмы. Деревья, кустарники. Травянистые растения» Цели урока: познакомить детей с разнообразием растений по внешнему виду (дерево, кустарник, трава), расширить кругозор учащихся; научить детей различать травянистые и древесные формы растений, научить уметь доказать что растения – живые организмы; воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру. Тип урока. Изучение нового материала. Средства обучения. Презентация, учебник. Ход урока Организационный момент Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс нас хоть куда. Мы начнем урок, друзья. -Ребята, улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешной работы на уроке! -Ребята, покажите в каком настроении вы пришли сегодня в школу? Актуализация опорных знаний – Прочитаем тему нашего урока. (Какие бывают растения?) – А почему в конце предложения стоит вопросительный знак? Нам на уроке нужно найти ответы на этот вопрос. – Внимательно посмотрите вокруг себя, в окно на улицу. Что нас окружает? На столе лежат 2 коробки. В коробках находятся предметы природы. -Бывают предметы какой природы? (живой и неживой) -Какой предмет точно не будет в этих коробках? (созданный человеком) -Я опишу предметы в коробках, а вы попробуйте отгадать что это. 1. Этот предмет можно встретить в горах, он серого цвета, холодный, тяжёлый, под воздействием природных условий превращается в песок (камень) 2 Этот предмет зелёного цвета, его можно встретить на улице, в помещении, он даёт людям кислород (растение) -Это предметы природы. Какой? (живой и неживой) -Давайте вспомним чем отличаются предметы живой природы от предметов неживой природы (предметы живой прир

weburok.com

Конспект урока по теме "Растения

Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Украинская школа» Тохлу Мавиле Музеировна

Тема: «Растения – живые организмы. Деревья, кустарники. Травянистые растения»

Цели урока: познакомить детей с разнообразием растений по внешнему виду (дерево, кустарник, трава), расширить кругозор учащихся; научить детей различать травянистые и древесные формы растений, научить уметь доказать что растения – живые организмы; воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру.

Тип урока. Изучение нового материала.

Средства обучения. Презентация, учебник.

Ход урока

Организационный моментПрозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс нас хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

-Ребята, улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешной работы на уроке!

-Ребята, покажите в каком настроении вы пришли сегодня в школу?

Актуализация опорных знаний

– Прочитаем тему нашего урока. (Какие бывают растения?)

– А почему в конце предложения стоит вопросительный знак? Нам на уроке нужно найти ответы на этот вопрос.

– Внимательно посмотрите вокруг себя, в окно на улицу. Что нас окружает?

На столе лежат 2 коробки. В коробках находятся предметы природы.

-Бывают предметы какой природы? (живой и неживой)

-Какой предмет точно не будет в этих коробках? (созданный человеком)

-Я опишу предметы в коробках, а вы попробуйте отгадать что это.

1. Этот предмет можно встретить в горах, он серого цвета, холодный, тяжёлый, под воздействием природных условий превращается в песок (камень)

2 Этот предмет зелёного цвета, его можно встретить на улице, в помещении, он даёт людям кислород (растение)

-Это предметы природы. Какой? (живой и неживой)

-Давайте вспомним чем отличаются предметы живой природы от предметов неживой природы (предметы живой природы питаются, растут, дышат, размножаются, умирают)

На слайде слова учёного-ботаника К. А. Тимирязева

«Будьте внимательны

к зелёным растениям.

Они кормят нас, одевают нас,

дают нам тепло.

Изучайте их, заботьтесь о них.»

Сообщение темы урока, постановка целей.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о растениях)

-Что вы уже знаете о растениях?

-Что хотите еще узнать? (Чем отличаются друг от друга все растения?)

-Да, сегодня мы узнаем, чем отличаются деревья, кустарники и травянистые растения.

Объяснение нового материала.Сообщение учителем какими бывают деревья, кустарники, травянистые растения.

Деревья.

Растения, имеющие один твёрдый деревянистый стебель (ствол), — это дерево.

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья – клён, берёза, дуб, осина, тополь, вишня, каштан. У них листья широкие. У хвойных деревьев листья узкие, похожие на иголки. Это хвоинки. Хвоя — изменённые листья. К хвойным деревьям относятся сосна, ель, кедр, пихта, лиственница. Деревья — это многолетние растения.

Кустарники

Растения, имеющие несколько твёрдых деревянистых, но значительно более тонких, чем у деревьев, стеблей, — это кустарник. Кустарник бывает лиственным и хвойным. Лиственные кустарники — это сирень, калина, смородина, орешник, шиповник и другие. Листья у них широкие. У можжевельника листья узкие. Это хвоинки. Кустарники — это многолетние растения.

Травянистые однолетние растения

Однолетние травянистые растения живут на протяжении одного года. Весной они прорастают из семян. Летом и осенью цветут, дают плоды с семенами и отмирают. Это горох, огурцы, подсолнечник, перец, помидоры, гречиха.

Двулетние травянистые растения

Двулетние растения на первом году жизни прорастают из семян, но не цветут. Цветы и плоды с семенами появляются у них на второй год. Дав семена, двулетние растения отмирают. Морковь, капуста, свёкла, петрушка — это двулетние растения.

Многолетние травянистые растения

У многолетних травянистых растений есть луковицы, клубни, корневища. Из них ежегодно вырастают новые растения. Они цветут, дают плодоносят и отмирают. А луковицы, клубни, корневища зимуют в почве. Многолетних растений в природе много. Это лук, чеснок, тюльпан, крапива, одуванчик, земляника.

— Назвать существенные признаки деревьев, кустарников, травянистых растений.

— Придумать и задать друг другу вопросы:

— Почему ………?

— Что общего……..?

— Чем отличаются……………?

Физкультминутка

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Закрепление и систематизация знаний учащихся.Работа в группах.

Каждой группе даётся текст. В нём дети должны найти признаки того, что растения- живые организмы.

«Береза – самое популярное дерево в нашей стране. Ее все знают и любят. И называют обычно не иначе как красавица-березка.

Вряд ли найдется такой человек, которого не трогал бы вид березовой рощи ранней весной, когда березки только-только начинают распускаться и весь лес точно одет тонким зеленоватым кружевом.

А кому незнаком березовый сок? Ранней весной, если поранить ствол, эта прозрачная чуть сладковатая жидкость обильно сочится по каплям.

Семена березы, опав с дерева, способны немедленно прорастать, если условия для этого благоприятны.

Помимо семян береза может размножаться порослью от пня, как и многие наши лиственные деревья. После тога как взрослое дерево срублено, от пня отрастает масса молодых побегов. Со временем они сильно увеличиваются в размерах и им становится тесно. Более сильные выживают, слабые погибают. Стволиков становится все меньше и меньше. В конце концов, их остается не более 4-5 и они вырастают во взрослые деревья.»

Итоги сравниваются с правильными ответами. Команды выставляют в свой лист баллы.

– Отгадайте загадку:

Дышит, растёт, А ходить не умеет. (Растение)

(Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тысяч видов растений населяют Землю).

- Я читаю вам вопрос, вы должны догадаться о чём идёт речь.

1. Это растение может служить компасом. (подсолнух)

2. Круглый, зрелый, загорелый.

Попадался на зубок,

Расколоться всё не мог,

А попал под молоток,

Хрустнул раз- и треснул бок (орех)

3. В лесу , в саду растёт

И белым зонтиком цветёт

Созреет красной, как малина,

Но это горькая … (калина)

4. Растение- символ нашей страны (берёза)

5 Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует… (сирень)

6. Никто не пугает, а вся дрожит (осина)

7. Это растение называют другом пешеходов (подорожник)

8. Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила (ива )

– На какие две группы можно распределить эти деревья: берёза, ель, сосна, лиственница, дуб, липа.(Лиственные и хвойные).

– Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

– Почему хвойные деревья круглый год зелёные? (Хвоинки у хвойных деревьев опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.)

– Зачем нам нужны растения? (Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей)

– Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу. Красная книга – это книга “боли”, тревожный сигнал Природы о сокращении численности животны

www.infouroki.net


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта