Внеклассное занятие по теме "Лекарственные растения". Занятие лекарственные растения
Занятие «Лекарственные растения»
Разделы: Внеклассная работа
Аннотация
В данной методической разработке содержатся конкретные материалы по организации и проведению занятия “Лекарственные растения” в форме фитогостиной в объединении “Цветоводство” МБОУ ДОД ДДТ г. Собинки для детей среднего и старшего школьного возраста, мальчиков и девочек.
Методические материалы могут использовать педагоги дополнительного образования объединений научно-естественной направленности учреждений дополнительного образования и учителя биологии ОО.
Введение
Среди разнообразных форм занятий с учащимися объединения “Цветоводство” особое место занимает фитогостиная, которая проводится как обобщающее занятие по теме “Лекарственные растения”. Логика данной формы выстраивается на основании простого и ясного очерчивания лексического значения слова “фитогостиная”: это комната, напоминаюшая маленький уголок природы, где принимают гостей и, одновременно, это сам процесс приёма гостей для свободного общения на основе их заинтересованного, заботливого и ответственного отношения к окружающей природе, её разнообразной флоре. Гости рассказывают истории, приводят интересные факты, организуют игры, викторины, и все участники общения стремятся к самовыражению и творчеству.
Гостей иногда угощают, поэтому фитогостиная включает фитобар с различными лекарственными сборами, чашками и самоваром. Летом ребята собирают лекарственные травы и ягоды, засушивают их. А в зимний период обострения различных вирусных заболеваний заваривают травяные чаи и коктейли. “Знатоки-бармены” показывают, как это надо делать и угощают всех гостей заранее приготовленным и настоявшимся ароматным фиточаем.
Основная часть
Цель занятия: развивать интерес и любовь, ответственное и заботливое отношение к окружающей природе.
Задачи:
- обобщить знания по теме “Лекарственные растения”;
- научить учащихся бережному общению с природой;
- познакомить с жизненным кредо достойного человека по отношению к природе;
- стимулировать познавательную активность учащихся;
- развивать умения самостоятельно осуществлять сбор информации, выделять главное.
Материалы: мультимедийное оборудование, лекарственные растения, папка материалов о лекарственных растениях, фиточаи, памятки для учащихся по сбору растений, сообщения учащихся, костюмы для постановки сказки.
Ход занятия
На экране – надпись “Сохранить природу – сохранить жизнь”.
Звучит нежная мелодия.
Педагог. Друзья! У нас сегодня необычное занятие, сегодня мы встретились в фитогостиной, где поговорим о природе и её роли в нашей жизни, о наших друзьях – лекарственных растениях. В нашей гостиной вас ждёт много необычного. Организуя её, мы проявили творчество и фантазию, чтобы всем было интересно. Устраивайтесь поудобнее и послушайте вначале вот такую историю.
На экране – слайды-иллюстрации к следующему повествованию, которое учащиеся озвучивают по ролям:
За горами, за лесами, за широкими морями, Не на небе – на земле жил-был царь в одной стране. Дочь царя – красну-дивчину извела совсем кручина. Царь-отец созвал совет: как царевну, белу-свет, От болезни сей избавить, крепко на ноги поставить? И был дан ему ответ: съездить в “Царство тыщи лет”, По – соседству что с горою, омываемой водою, называемой живою.
Тут же дали клич народу: кто отправится в дорогу, Привезёт живой воды из Курдюмочки-реки, В жёны тот возьмёт царевну и пол-царства непременно! Этот клич Иван услышал, пораздумал, поразмыслил И решил минут за пять своё счастье испытать. У Ивана был дружок, звавшийся Конь-Горбунок. - Эй, Конёчек-Горбуночек, собирайся в путь, дружочек! Мы поедем в град-столицу добывать живу-водицу, Чтоб царевну излечить и полцарства получить.
Там царило запустенье... Вид унылый был кругом: Гибли чахлые растения, и ржавел металлолом, Кучи сора неопрятны попадались им везде, Подозрительные пятна расплывались по воде. - Что, Иванушка, не весел, что головушку повесил? - Говорит ему Конёк. - Сомневаюсь я, дружок, Впрямь ли раны заживит, долгим веком наградит Эта мутная водица? Есть ли в ней такой живица? Но что велено, исполнил, склянку он водой наполнил. Свистнул, будто витязь знатный, и пустился в путь обратный.
Прямиком прошёл к царю и сказал речь такову: - Вы Ивана отпустите, а затем его простите. Не хотел он делать зла, без него беда пришла. Речку ту всю захламили и водицу отравили. А Иван не знал о том, так что он тут ни при чём. Но печалиться не должно, разбудить царевну можно. Средство есть – трава душица, зверобой и медуница, Земляника и черника, и календула, брусника, Чистотел, полынь, калина, Иван-чай, чабрец, крапива. Травы где найти такие, знают отроки младые. И о том они для нас поведут сейчас рассказ.
Появляется музыкальный фон – птичьи голоса.
Далее учащиеся объединения рассказывают о лекарственных растениях.
Педагог. Из того, что рассказали ребята, можно составить следующую
Памятку по сбору трав.
Текст выступления учащихся - приложение 2
- Собирать надо только те растения, которые вы хорошо знаете, отличаете их от других, близких видов.
- Сбор лекарственных растений необходимо производить только в хорошую сухую погоду.
- Нельзя складывать в одну тару одновременно несколько видов растений.
- Большинство лекарственных растений нельзя сушить на солнце, так как при этом разрушаются некоторые биологически активные вещества.
- Нельзя засорять сборы механическими примесями: землёй, песком и т.д., и нелекарственными частями собираемых растений.
- Не следует туго набивать корзины или мешки, так как сырьё самосогревается и действующие начала в растении частично разлагаются, по той же причине нельзя оставлять собранные растения на ночь не разложенными, в пучках.
(памятка – раздаточный материал для учащихся)
Выступающие занимают свои места.
Педагог. А сейчас давайте досмотрим нашу историю.
На экране - заключительные слайды.
Тут букет целебных трав наш Иван к лицу поднёс Девицы. О! Старец прав: щёки стали цвета роз, Веки дрогнули, вздохнула, стала краше, чем была, Открыв очи, улыбнулась: “Как же долго я спала!”
Педагог. Вот такой счастливый конец у нашей истории. Да, в самом деле лекарственные растения творят чудеса.
А в нашей фитогостиной - новый гость!
Появляется Доктор Нехворайкин.
Доктор. Всем доброго здоровья!
Доктор. Лес, как сказочное царство: там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке и микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить – я могу вас научить.
Спрашивайте, я отвечу на все ваши вопросы.
1 обучающийся. Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать?
Доктор. Ответить на этот вопрос поможет вот такая загадка.
Он знаменитый, золотой, Постарел и стал седой. А как только поседел, Вместе с ветром улетел.
Что это?
Дети отгадывают, и на экране появляется одуванчик.
Да, правильно, это одуванчик. Корни этого растения возбуждают аппетит.
2 обучающийся. Доктор, я часто болею ангиной. Есть ли растения, которые мне помогут?
Доктор.
Золотая середина И лучи идут кругом. Это, может быть, картина? Солнце в небе голубом?
Дети отгадывают, и на экране появляется лекарственная ромашка.
Совершенно верно, это ромашка. И запомните:
Если случится тебе простудиться, Привяжется кашель, поднимется жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый душистый отвар.
А ещё вам поможет уже знакомая календула, которой хорошо полоскать горло при ангине.
3 обучающийся. А какое растение поможет от болезни желудка?
На экране появляется тысячелистник.
Доктор. Поможет вам тысячелистник.
Каждый лист разбит на дольки. Подсчитай-ка, долек сколько? 10, 20 или тридцать?.. Тут легко со счёта сбиться. У кого желание есть Дольки снова перечесть?
4 обучающийся. А какое растение поможет при ссадинах и порезах?
Доктор. Конечно же, подорожник!
На экране появляется подорожник.
Путника друг – подорожник, Скромный невзрачный листок, Ты на порезанный палец Влажной заплаткою лёг. Многим из нас невдомёк, Что отыскалось лекарство Тут же, на тропке, у ног.
Кстати, ещё запомните, друзья, что настой подорожника хорош при кашле.
А раздражённую кожу успокоит и череда.
На экране – изображение череды.
5 обучающийся. Доктор, если сердце болит, чем тогда его лечить?
На экране появляется ландыш.
Доктор. При болезни сердца помогают капли ландыша. А ещё можно приготовить сбор из ландыша, валерианы, боярышника...
Я дарю вам эту книжку, из которой вы узнаете ещё много полезного о целебных растениях. Ну, а мне пора. Рад был нашей встрече. (Уходит).
Звучит волшебная музыка. Появляется Лесная Фея.
Лесная Фея.
Я Лесная Фея, а мой лес Полон радостных чудес.
Но свои тайны, свою красоту и целебную силу открывает он не всем, а самым чутким, добрым, внимательным людям.
А бывает, к сожалению, часто такое, что после компании отдыхающих мы долго в себя придти не можем: консервные банки, стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты валяются под вызревающей черникой, вытоптана земляничная поляна, помят зверобой, кучи мусора там, где был свежий лечебный мох сфагнум, заменяющий подчас людям вату, повреждена кора деревьев, сожжен муравейник...
Ребята! Помните!
- Бумага, брошенная вами в лесу, будет лежать 2 года.
- Консервная банка – 30 лет!
- Полиэтиленовый пакет – 200 лет!
- Стекло – 1000 лет!
И на этом месте уже не вырастет ни одно лекарственное растение! Поэтому давайте вести себя аккуратно в гостях у природы, а она, уж поверьте, и напоит, и накормит, и силы придаст, и подлечит.
Давайте будем выполнять следующие правила. Попробуем их сформулировать вместе.
- Нельзя ломать ......... (ветви деревьев и кустарников).
- Нельзя повреждать ........ (кору деревьев).
- Нельзя без дела рвать .........(цветы на природе).
- Нельзя топтать ......... (целебные травы).
- Нельзя сбивать ......... (грибы).
- Нельзя разорять .......... (муравейник, птичьи гнёзда).
Педагог. Сегодня, ребята, мы познакомимся с жизненным кредо достойного человека, уважающего природу. Жизненное кредо – это убеждения человека, которым он следует. Вот оно:
Я – ДИТЯ ПРИРОДЫ И ГОСПОДИН ПРИРОДЫ, ПОЭТОМУ Я...
- люблю небо, звёзды, землю и море;
- радуюсь солнцу, дождю, снегу и ветру;
- не топчу травы, не рву цветов, не пугаю птиц, не обижаю животных;
- умею слышать голоса природы, умею общаться с природой, переживаю за состояние природы на нашей Земле;
- принимаю дары природы как самые дорогие, ценю их и использую на благо человека;
- по мере своих сил содействую её приумножению;
- несу ответственность за состояние природы вместе со всем человечеством.
Пусть отныне это станет и нашим жизненным кредо, ребята! Вы согласны?
Рефлексия (что удалось при проведении такого занятия, какие проблемы вскрыты, что нового узнали учащиеся, чему научились и где им это пригодится).
Педагог. А сейчас приглашаем всех отведать приготовленный нами фиточай.
Гостям предлагаются разные настои и озвучиваются рецепты их приготовления.
Заключение
Советы педагогам:
* Занятие в форме фитогостиной объединения “Цветоводство” можно проводить совместно с объединениями разной направленности, например, “Книголюбы”. “Кулинария”, “Актерское мастерство”.
растений, сказочных героях, фиточаи по рецептам.
* Важно: развивать способности учащихся к самостоятельному поиску информации, публичному выступлению.
Приложения:
Презентация занятия “Лекарственные растения”.
Фотографии занятия от 24.12.2013.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Внеклассное занятие по теме "Лекарственные растения"
МБОУСОШ №56
Внеклассное мероприятие
«Лекарственные растения»
4 А класс
Учитель начальных классов
Филина Елена Михайловна
2014-2015 уч.год
Цели:
- Познакомить со знаменитыми и интересными травяными растениями нашего края, с их лечебными свойствами;
- расширить знания учащихся о лекарственных растениях нашего края;
- установление причинной связи между отдельными элементами природы;
- развитие познавательные способностей уч – ся, коммуникативные навыки общения, любознательность;
- воспитание чувства патриотизма к родной природе,
бережного отношения к ней, охрана и разумное использование её богатств.
Ход занятия:
1. Введение в тему. ( Под музыку) Слайд (лес)
У: Я не степью хожу,
Я хожу по аптеке.
Разбираюсь в её
Травяной картотеки.
Беспредельная степь,
Бесконечная степь,
Ты неписанный странный рецепт.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать.
- О чём сти-е? ( о природе, растениях)
- А что это за аптека, по которой ходит автор ст-я?
У: Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в заколдованный, удивительный мир природы, мир Флоры. Слайд (Флора) В нём нет ни единого бесполезного растения.
Тема урока (читаем хором)- «Лесная аптека на службе человека». Слайд)
Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека.
2. Работа в парах.
- А путешествовать будем под девизом….-Собери пословицу и узнаешь.
Я здоровье сберегу, сам себе я помогу. (Слайд)
- Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавались лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали спец. люди. Как же их называли?
3. У: Отгадай кроссворд. Слайд
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
1
1.Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок. (Лиственница)
2.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Слово снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)
3.Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василёк)
4.Золотой и молодой за неделю стал седой, А денёчка через два облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик бывший …(Одуванчик )
5.Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,
Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. ( Подорожник)
6.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. ( Малина )
7.Спроси телёнка и барашка: вкусней цветка на свете нет, Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. ( Клевер)
8.У забора живёт, никого не признаёт,
Не собака, а кусает и погладить не даёт. ( Крапива)
Вывод: Людей, собирателей лек. трав называли «травниками». (Появл. на доске слово травник)
- Что объединяет все слова- отгадки? ( Это лек. травы)
4. «Из мира истории » (рассказывает ученик)
- Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогают им лечиться.
Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Первое сочинение о лек. травах принадлежит выдающемуся врачу Древней Греции Гиппократу, который жил до н. э. Он описал более 200 видов растений. ( Появляется на доске слово Гиппократ)
5. Встреча с травницей и её внуками.
У: - Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая много знает о целебных свойствах растений, которые растут в окрестностях нашего края?
Но она придет с внуками, которым она передаёт свои знания.
Встречайте! (Звучит музыка. Входят в класс)
2
Егоровна: Меня зовут бабушка Егоровна. А это мои продолжатели.
Чтобы познать секреты леч. трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.
-О каком доме идёт речь – угадайте!
Загадка. (Внук)
Дом со всех сторон открыт, Дом резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. (Лес)
Чтение стих.- я (Внуки)
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить
Мы вас можем научить.
Все лечебные растения
Знаем мы без исключения.
Нужно только не лениться,Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Внук: С некоторыми из них мы сейчас вас познакомим.
Стоит в лесу кудряшка – белая рубашка,
В середине золотая, кто это такая?
6. Физ-ка
- Найдите ответ, он спрятан возле вас.
Звучит музыка, появляется Ромашка.
Слайд. (С фото и текстом)
- Это я, Ромашка. Ромашка – переводится как «милая простота». Родина моя Америка. Давным- давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травой. Так я попала в Россию.
3
Учитель: Милая Ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка: Оторвите лепесточек и узнаете, чем я полезна.
1 –ый –Лечит кашель
2 – ой – Снимает жар
3 – ий – Используют при мытье волос4 – ый – Умываясь крепким отваром, кожа делается бархатистой и нежной.
5 – ый – Лечит зубную боль
7. Ромашка: Запомните простое народное средство.
Если болит горло.
Возьми 1 стакан молока, 1 стакан воды и по одной щепотке ромашки, мёда. Смешай всё вместе, вскипяти, процеди и пей вместо чая.
Егоровна: Ребята, а вы знаете лекарственные растения?
8. Попробуйте угадать и запомнить лечебные свойства этих растений.
Работа в группах. (У каждой группы карточка)
1. Растения, которым сводят бородавки. ( Чистотел)
2. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях. (Липа)
3. Из этого витаминного растения варят зелёные щи. ( Щавель)
4. У русского народа это лек. растение получило название «столетник».
А как звучит его научное название? ( Алоэ)
5 Лечебное дерево с белым стволом, поставщик целебного сока. ( Берёза)
6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята)
- Назвать лишнее слово. ( Алоэ)
- Молодцы!
Щавель
Берёза
Алоэ
Мята
Липа
Чистотел
3
5
4
6
2
1
4
Внук.
Загадка
- Тонкий стебель у дорожки , н а конце его серёжки.
На земле лежат листки – маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг, лечит ранки ног и рук.
9. Физ – ка.( дети ищут ответ )
Звучит музыка, появляется Подорожник. (Слайд)
10. Подорожник: Это я- Подорожник. Существует легенда о том, как были открыты мои целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега, Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
Учитель: Дорогой Подорожник, а чем ты полезен?
П: А это я хочу спросить у ребят.
Вывод:
Заболел зуб, глаз воспалился, сердце болит, дёсны кровоточат, поранился, порезался, заболел желудок – срочно беги ко мне!
11. Егоровна: Послушайте моё народное средство.
Вы натёрли ногу – о несчастье.
!Нужно сорвать лист подорожника, обернуть им больное место. Листок приятно холодит и боль постепенно проходит.
12. Музыка. Входит Ландыш. ( Без короны )
Загадка. ( Слайд)
Расцветаю я весной,
Только снег сойдёт лесной.
И на каждом стебле в ряд,
Словно лампочки горят.
Учитель: Ой, а ты кто?
5
Слайд только с текстом.
13. Ландыш: Я – лек.растение, означает «лилия долин,», цветущая в мае. Меня называют спасателем человеческих жизней. Я – лесной цветок, но сейчас меня сажают в парках, на дачных участках. А какие красивые у меня цветы – колокольчики! А как они превосходно пахнут! Но меня рвать нельзя – я занесён в Красную книгу. (Показать)
Ландыш: Кто же я? ( Ландыш ) – надевает корону
Слайд с иллюстрацией и текстом.
Ландыш применяют:
- для лечения почек, сердца, сосудов, от боли в животе,
-действует как успокаивающее средство.
- Девушки соком ландыша натирали щёки, чтобы быть румяными.
Хором! Ландыш не только целебен, но и ядовит. Ядовиты его плоды.
Употреблять его в пищу в необработанном виде смертельно!
Учитель: Так чем же ландыш отличается от других растений, о которых мы сегодня говорили? ( Он ядовит )
14. Ядовитые растения.
- Назовите растения, которые губительны для человека, но являются лекарством или пищей для животных.
Слайд. Вороний глаз.(Фото )
Вороний глаз ---- птицы ----лекарство
Слайд. Волчье лыко (Фото )
Волчье лыко ------- нектар -------пчёлы, муравьи
Вывод.
У: Ребята, а давайте проведём небольшой экзамен для наших гостей – Бабушке Егоровне и её внукам.
15. Экзамен.
1.Это жгучее растение, при варке зелёных щей способно заменить собой щавель. ( Крапива)
2. Сладкое вещество, которое вырабатывают пчёлы, собирая пыльцу и нектар растений. (Мёд)
3.В нём большое количество крахмала, можно вылечить желудочные заболевания.
( Картофель)
6
4.Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды. ( Малина, клюква, мать и мачеха, мята)
- Ну, молодцы, настоящие целители!
16. Музыка. Появляются Шиповник, Тысячелистник, Брусника, Мать- и мачеха.
У: Вы кто? Зачем вы к нам пришли?
Все. Мы пришли к своим друзьям! Мы тоже лекарственные растения!
Шиповник.
Где – то в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
Меня зовут царем кустов
За цвет и за запах
Моих лепестков.
Хот куст мой зеленый
Вас ранить готов,
Но я помогу всем больным
И тем, кто здоров.
Учитель. Знаем, ты Шиповник! Но как ты можешь помочь?
Шиповник. Пейте для профилактики мой настой. Он очень вкусный и полезный. В нем содержится витамин С. И тогда гриппом вы болеть не будете!
Мать – и – мачеха.
Сверху листик гладкий,
Но с байковой подкладкой
Учитель. Знаем, ты Мать – и – мачеха!
Мать – и – мачеха. Если кашель вас замучил, воспаленье началось,
Подружитесь со мной скорее, и, обещаю, все пройдет.
Брусника.
Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки.
Учитель. Ты Брусника! 7
А как ты помогаешь людям?
Брусника.
Жар, головные боли, плохой аппетит.
Выпей отвар моих листьев,
Мгновенно забудешь о них.
Тысячелистник.
Белый щит на тысяче листьев, расту на бугре, помогу в беде.
Учитель. А как ты можешь
помочь, Тысячелистник?
Тысячелистник. Я, как и подорожник, людям помогаю:
раны заживляю, аппетит улучшаю, разные воспаления снимаю.
Учитель.
Давайте все лекарственные растения попросим выйти на середину класса и поблагодарить их за целебные свойства, которые помогают человеку
поправить своё здоровья.
Музыка (взялись за руки)
17. Итог.
Увидел молодой росток,
Не трогай и не рви.
Пройди – ка мимо, улыбнись.
Пройдут года и вырастет там
Целебная трава.
Лес зеленый охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги её.
Ветки не ломай, не трогай
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова мог помочь тебе.
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть
И добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка! 8
Люби цветы, леса,
Простор полей –
Все, что зовется Родиной твоей!
Егоровна: Не хочется чаю с печеньем , с пирожным,
Я снова скучаю о чае таёжном:
С душицей, с дымком, с земляничным листом ,
Но можно и с мятой, малиной, медком.
Я всех вас хочу угостить кипятком,
С волшебным, таёжным, лесным запашком.
infourok.ru
Конспект занятия на тему: "В царстве лекарственных растений"
Открытое занятие по экологии в подготовительной группе «В царстве лекарственных растений»
Занятие на тему: "В царстве лекарственных растений"
Цели: - дать представления о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения; закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Оборудование: иллюстрации с изображением лекарственных растений (одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка) .
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав загадку.
Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ.)
Воспитатель: Какое это растение?
Да, если лекарственными растениями умело пользоваться, можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас всюду окружают растения: каждая поляна или уголок леса - целая зеленая аптека.
Добро пожаловать в "Зеленую аптеку". Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник)
Воспитатель: Посмотрите на это растение, кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник выкапывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют "зеленым бинтом". Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ранке.
Следующее растение можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно тысячелистник. Посмотрите на него, на его листья. Он так называется потому, что каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка - ажурные края. Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, улучшения аппетита.
Следующая загадка.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (крапива)
О каком растении так говорят? Правильно, о крапиве. Но почему же все-таки крапива обжигает?
На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай укол. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.
Ребята, ну а если мы заболеем, какие лекарственные растения нам помогут? На этот вопрос, мы сможем ответить, если отгадаем загадки.
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке. (Ромашка)
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушенная в запасе
От простуды лечит нас. (Малина)
Вот растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
А цветки - как медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (липа)
Все эти и многие другие лекарственные растения произрастают в районах нашего края. А как же их используют при болезни, что из них делают?
Дети:
Воспитатель: Запомните правила сбора лекарственных трав.
* Цветки собирают, когда растение цветет.
* Корневища - поздне осенью, когда плоды уже осыпались.
* Собирают в сухую погоду, сушат под навесом.
* Нельзя собирать вблизи дорог.
Воспитатель: Ребята, пришла срочная телеграмма, в ней написано, что звери в лесу заболели, а доктор Айболит в Африке лечит обезьян и не может нам помочь. Давайте же попробуем вылечить зверей сами. Чем будем лечить?
Дети: Лекарственными растениями.
Воспитатель: Правильно, конечно же ими. У маленького Миши болит горло, чем его можно полечить?
Дети:
Воспитатель: Очень полезен отвар календулы и ромашки. Ими можно полоскать горло.
А у лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?
Дети советуют.
Воспитатель: Ей надо попить отвар мать-и-мачехи или чабреца.
Ребята, а серый Волк, такой бледный, у него нет сил. Что же делать?
Дети советуют.
Воспитатель: Ему поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
Вот мы и помогли нашим лесным жителям. А чтобы и мы с вами не болели, предлагаю всем принять отвар шиповника. Угощайтесь, ребята, и будьте здоровы.
Похожие записи:
kopilkaurokov.ru
Занятие с детьми по теме "Лекарственные растения"
Программное содержание: уточнять представления дошкольников о разнообразии растений луга, поля, формировать умение узнавать и собирать лекарственные растения в определенных местах и в определенные сроки, хранить и применять их; знакомить детей с правилами сбора, хранения и применения лекарственных растений; развивать познавательную активность дошкольников, их экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; воспитывать уважение к родной природе, умение и желание активно беречь и защищать природные богатства.
Материал для занятия: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
Ход занятия
В. Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо! Кто нам его прислал? Вместо обратного адреса на конверте — загадка:
Больных зверей он исцелил
И Бармалея победил! (Доктор Айболит.)
В. Как вы думаете, чем лечил зверей доктор Айболит? (По сказке — микстурами, таблетками, плитками шоколада, гладил им животики.)
А чем на самом деле лечатся дикие животные? (Растениями.) Как они их находят? (По запаху.)
Люди тоже издавна знают пользу лекарственных препаратов, изготовленных из трав (фитотерапия). Вся медицина начиналась тысячи лет назад с лекарственных трав. Например, китайская медицина и сегодня славится богатым опытом фитотерапии. Важным преимуществом лекарственных растений является отсутствие побочных эффектов, которые могут вызвать искусственные химические препараты. Изучением народной медицины сегодня занимаются специальные отделения фитотерапии при медицинских институтах.
В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений. Очень важно знать происхождение лекарственной травы. Поэтому мы вспомним сейчас растения, растущие в наших лесах, на лугах и полях которые нам хорошо известны.
Прежде чем отправиться на заготовку лекарственных трав, надо хорошо знать растения. Какие вы знаете лекарственные растения, травы?
Игра «Назови и расскажи!».
В. Я буду вам показывать растение, а вы его назовете и расскажете, где оно растет.
А теперь я буду рассказывать о лекарственных растениях, а вы их найдете на картинках:
Листья узорчатые, головка желтая с белыми лепесточками, используется в виде отвара для полоскания и промывания, например, когда болит горло. (Ромашка.)
Растет при дороге, на лугу, любит солнышко. Листья зеленые, упругие, с толстыми прожилками. Применяется для остановки кровотечения, прикладывается на рану. (Подорожник.)
Об этом растении говорят, что оно «кусается», потому что на листьях и стебле его есть волоски, которые похожи на маленькие шприцы с едкой жидкостью. Из его листочков варят щи. Его отваром моют волосы. Его любят и животные, и насекомые, особенно бабочки.
А это растение попробуйте узнать по запаху: оно растет на болотах. Люди собирают его корень и делают настойки, таблетки, чтобы успокоить нервную систему. (Валериана.)
Это растение луговое, бывает и на лесных опушках. Каждый его лист состоит из множества (тысячи) маленьких листиков. Отсюда и произошло его название. Оно помогает при лечении желудка, улучшает аппетит. (Тысячелистник.)
Из этого растения тоже умеют делать салат, иногда варенье — желтенькое, солнечное! Но сок этого растения похож на молочко, очень горький. Собирают люди только его желтые цветки.
Знаете ли вы, как надо правильно заготавливать лекарственные травы? Все ли одинаково собираются, в одно ли время?
Запомним сейчас некоторые основные правила сбора лекарственных растений:
- Растения собирают в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Действующие вещества растений накапливаются в них неравномерно. Поэтому сбор сырья следует производить тогда, когда оно богато этими веществами.
- Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия. Почему?
- Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев, но нельзя вырывать с корнем. Почему?
- Нельзя рвать на одном месте сразу много растений. Почему?
- Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу. Почему? Какие вы знаете растения Красной книги? (Ландыш, прострел, василек, вероника, фиалка трехцветная, бессмертник, календула и другие.)
- Как вы думаете, можно ли собирать травы в городе, вблизи дорог?
- Качественность сырья зависит от его обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены. Сушат сырье сразу после сбора (иначе оно темнеет и портится). Естественную сушку проводят в тени в хорошо проветриваемом помещении. Солнечная сушка допускается только для корней, которые предварительно разрезаются на куски.
- Цветки, листья и почки собирают вручную, в перчатках. После сбора трав обязательно надо вымыть руки. Почему? (Некоторые лекарственные растения обладают ядовитым для человека соком. Надо очень аккуратно собирать их сырье!)
Что ядовитое в ландыше? (Ягоды.) Их нельзя рвать. Они сами опадают, из них вырастают новые растения.
Вороний глаз — его ягоды похожи на глаза птицы. Они тоже ядовиты для человека. В этом растении яд содержится и в самом соке. Поэтому нельзя рвать ни его листья, ни стебель.
Очень известное лекарственное растение — чистотел. Но его сок тоже может быть опасен для здоровья человека. Поэтому такие лекарственные растения можно применять только по назначению врача и под наблюдением взрослых.
Знаете ли вы, как хранятся лекарственные растения? Для домашнего хранения высушенное сырье засыпают в мешочки из ткани, коробки, бумажные пакеты. Их ставят в темном, проветриваемом месте. Сроки хранения их тоже разные: до 2 лет — цветки и листья; кора и корни — до 3 лет. Все пакетики и мешочки необходимо подписывать, т. к. пользоваться неизвестным сырьем опасно.
Попробуем узнать по аптечной упаковке о содержании сырья!
Поиграем в аптеку!
Воспитатель выставляет все коробочки от лекарственных растений на полочку; детям предлагает полечить свои игрушки.
В. У куклы болит горло. Что вы ей предложите? (Полоскать горло отваром ромашки, календулы.) У лисички сильный кашель. Чем мы ее полечим? (Отвар мать-и-мачехи, чабреца, сироп корня солодки.) Посмотрите, какая бледная кукла! У нее плохой аппетит. (Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, тысячелистника.) Медвежонок простыл, купаясь в речке. Он слаб, мерзнет даже под теплым одеялом! (Ему дадим теплый липовый или малиновый чай.) А волчонок лапку поцарапал, хромает. Чем ему помочь? (Сорвать свежий листочек подорожника, промыть водой и приложить к ране.)
А сейчас мы вместе с нашей медсестрой поучимся правильно заваривать лекарственные чаи (по подгруппам): липовый, малиновый, шиповниковый.
Дети упражняются в распознавании чая по цвету, запаху, пробуют на вкус.
В. Для доктора Айболита мы изготовим специальные пакетики с изображением лекарственных растений, чтобы никто их не перепутал. Обязательно укажем на них название и время сбора.
Дети выполняют практическое задание на занятии по изобразительному искусству или совместно с родителями — дома.
Занятие с детьми о лекарственных растениях подготовили Л. Ладутько, С.Шкляр
vscolu.ru