Конспект дикорастущие и культурные растения. Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Дикорастущие и культурные растения" (2 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ВО 2 КЛАССЕ Тема: Дикорастущие и культурные растения. Конспект дикорастущие и культурные растения


Конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения"

Тема: Дикорастущие и культурные растения.

Тип урока: Изучение нового материала.Цели и задачи: Изучать особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к полевым растениям.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные растения – по назначению.Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа  с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы, самопроверка работы, работа в тетрадях, отгадывание загадок.) Формы организации работы учителя: урок – изучение нового материала. Технические условия: компьютер, мультимедиа проектор, экранИспользуемое оборудование: карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки на слайдах.

Описание урока:

  1. Организация класса.

  2. Проверка домашнего задания.

- Вспомните, ребята, на какие группы можно разделить все растения? (На деревья, кустарники, травы.)

- Вспомните, какие группы растений вы ещё знаете?

(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые)

а) Самостоятельная работа.  У всех ребят карточки с напечатанным заданием.

  1. Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым:

  2. Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

б) Самопроверка. 

3. Объявление темы урока.- Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы с вами уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы с вами посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?- Вот сегодня на уроке мы и рассмотрим эти две группы растений, на которые можно разделить все растения.

4. Работа над темой урока.

(1 слайд)- Чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее – это деревья. Различия – ель растет в лесу, яблоня в саду и за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу людям.)

(2 слайд)- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее – это кустарники. Различие – крыжовник растет в саду и за ним ухаживает человек. Можжевельник растет в лесу.)

(3 слайд)- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее – это травянистые растения. Различия – помидоры растут в огороде и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.

- На какие группы можно разделить все растения? (Первая группа – это растения, которые выращивает человек.  Их называют – культурными растениями. Вторая группа – это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе. И их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и возле водоема. Эти растения называют дикорастущими.) (4 слайд)

- Поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травянистые растения, которые растут везде сами по себе. - Приведите примеры дикорастущих растений. (Примеры детей.)

5. Физминутка. (5 слайд)

- Какие еще бывают растения кроме дикорастущих? (6 слайд)

 (Культурные растения – деревья, кустарники, травянистые растения.)- Подберите растения к каждой группе. (Ответы детей.)

-Культурные растения можно разделить на другие группы. - Назовите растения  на этом слайде.  (7 слайд)

Зерновые растения. Где они растут и что из них делают? (Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Из муки пекут хлеб.) (8 слайд)

-Назовите эти растения.  (9 слайд)   (Это слива, груша, персик. Это фрукты. Они растут в саду.) - Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и даже травы, дающие нам плоды. Это смородина, малина, клубника…)

 -  Назовите эти растения. (10 слайд)  (Лук, картофель.. Это овощи. Они растут на полях и огородах.)- Эти растения называют овощные. Приведите свои примеры.

- (11 слайд) Это лен и хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные.

-(12 слайд) Назовите эти растения. (Тюльпан, роза, гвоздика.)- Эти растения называют декоративными. Приведите свои примеры этих растений.

А)Кроссворд(13 слайд)

6. Работа по учебнику.

А) Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ.

- Прочитайте, что об этом написано в учебнике на стр.84-85.

Б)

- Как люди научились выращивать растения?

- О каких отраслях растениеводства вы прочитали?

(Полеводство, цветоводство, плодоводство, овощеводство)

7. Закрепление изученного материала.

Работа в рабочих тетрадях. (с.29 №51)

8. Рефлексия деятельности. Итог урока.

9. Дом. задание. С. 82-87 пересказ

 

kopilkaurokov.ru

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ВО 2 КЛАССЕ Тема: Дикорастущие и культурные растения

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,

ВО 2 КЛАССЕ

Тема: Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями Северной Осетии; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Картины с изображением деревьев, кустарников и трав: ели, яблони, бука, граба, крыжовника, можжевельника, облепихи, рододендрона, мать-и-мачехи, помидора, василька, медуницы, колокольчика осетинского, подснежника кавказского, эдельвейса;

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Провер ка домашнего задания

  • Вспомните, на какие группы можно разделить растения ? (Деревья, кустарники, травы.) Привести примеры каждой группы.

  • А на какие группы делятся растения по виду листвы ? (Хвойные, лиственные.)

  • Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных ?

  1. Введение в тему

Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор ?

- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения '

(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и

т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение лесов.)

  • Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее - травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)

  • На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -растения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)

Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую - дикорастущими растениями.

  • Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;

кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;

травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник,кавказский, василек.

  1. Знакомство с дикорастущими растениями

  • Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко - синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

  • Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движением руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море-

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза - васильки.

  • Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)

  • Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками ? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)

Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой к вызреют хлебные колосья.

  1. Физкультминутка

  2. Работа по учебнику

А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикораступщих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.

- Назовите сначала дикорастущие, а затем – культурные растения.

(Дети выполняют задание.)

- А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой

группе:

VII. Игра «Найди пару»

Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».

На доске - карточки со словами:

лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.

Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)

Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,

Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)

Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.

Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.

Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.

Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)

VIII. Закрепление изученного

- Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:

  1. Что красно снаружи,

Бело внутри

С зеленым хохолком на голове ? ( Редис.)

  1. Летом - в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимой - в бочке,

Крепкие, соленые. (Огурец)

  1. Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох)

  1. Золотая голова,

Велика, тяжела.

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква)

  1. Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

- Правильно, все это - овощные растения.

  1. Презентация .

  2. Итоги урока.

  • О каких группах культурных растений мы сегодня говорили ? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)

  • Приведите по два - три примера растений каждой группы.

Домашнее задание.

  1. Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы):

  2. Прочитать «Легенда о растениях» (учебник, с.64-65).

infourok.ru

Конспект : "Культурные и дикорастущие растения"

-Здравствуйте ребята. Меня зовут Галина Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Прежде чем мы нажнем работу по теме урока, я предлагаю вам прослушать стихотворение.

Дружат пчёлка и цветок,

Дружат лист и мотылёк,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса. (слайд1)

-Продолжите это стихотворение своими примерами, раскрывающими связи различных живых существ и условий их существования.

Например: Дружат ели и клесты.

-Почему дружат ели и клесты?

-Почему дружат пчёлка и цветок?

-Молодцы! Чтобы узнать какова же тема нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть мультфильм.

Мультфильм «Смешарики- Некультурный»

-Что выращивает Копатыч на огороде?

-Какие растения он удаляет с грядки? (Сорняки, дикорастущие)

- Значит, какие растения остались на грядке? (Культурные)

-Где вы встречаетесь в жизни со словом «культурный»?

-Культурный человек-это человек вежливый, воспитанный.

-Так и у растений, они бывают культурные, которые выращивают специально и за которыми ухаживают люди. (слайд2)

-А есть растения некультурные за которыми, человек не ухаживает их называют - дикорастущие. (слайд 3)

-Как выдумаете, о каких растениях мы будем сегодня говорить? Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Тема нашего урока «Дикорастущие и культурные растения» (слайд 4)

-Откройте, учебник на с. 68, кто прочитает тему и задачи урока?

-Как вы думаете, какое значение имеют растения для человека?

-питание человека и домашних животных.

-одевают (хлопок, лен)

-лечат (календула, подорожник)

-строительство

-Человек очень тесно связан с растительным миром.

-Как вы думаете почему?

-Потому что ребята, человек отдельно сам сажает и ухаживает за растениями.

-Кто помнит, как называются растения, за которыми ухаживает человек? (Культурные)

-Сейчас мы с вами обратимся к схеме учебника на с.69, и выясним, какие растения относятся к культурным, и назовём их. (Работа со схемой стр.69)

-Ребята, есть растения, которые растут без ухода человека. Кто помнит, как они называются? (Дикорастущие)

-Приведите примеры дикорастущих растений.

-Молодцы! Сейчас мы попробуем сравнить растения и сказать что между ними общего. Все внимание на слайд. (слайд 5)

-Как вы думаете, что общего между крыжовником и можжевельником?

(Кустарники)

-В чем различие?

(крыжовник – культурное растение, можжевельник - дикорастущее)

- Что общего между помидором и мать – и - мачехой? (слайд 6)

(Травянистые)

-В чем различие?

(помидор – культурное растение, мать - и - мачеха - дикорастущее)

-На какие две группы разделяются растения?

(Культурные и дикорастущие)

-Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».

-На доске представлены карточки с названиями растений. Я выбираю 1 карточку с названием растения, а вы должны выбрать карточку, которая составит пару моему растению.

(На доске– карточки: лук, груша, картофель, пшеница, слива; лен, рожь, пион, хлопок, нарцисс.)

-Итак начнем.

-Рожь. Какое из растений на доске может составить пару ржи?

Почему?

(Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.)

-Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

- Следующее растение Груша. Какое из растений на доске может составить пару груше?

Почему?

(Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.)

Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды.

Например такие как - Смородина, малина, земляника.

-Продолжим. Лук.

- Какое из растений на доске может составить пару луку?

Почему?

(Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде.)

Правильно, такие растения называют овощные. Приведите свои примеры овощных растений.

-Лен. Какое из растений на доске может составить пару луку?

Почему?

(Лен и хлопок. Из них делают ткань.)

Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца – это все лен и хлопок.

-Пион. Какое из растений на доске может составить пару пиону?

Почему?

(Пион и нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.)

Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры. Флокс, тюльпан, гладиолус.

-Ребята, давай повторим на какие группы разделили культурные растения. Называем. (Зерновые, плодовые, овощные, прядильные, декоративные)

-Также ребята, во все времена люди складывали легенды о многих растениях.

-А кто-нибудь знает, что такое легенда?

-Легенда – это поэтическое придание, о каком- либо историческом событии.

-Сейчас я прочитаю вам легенды, а вы должны сказать, о каком растении идёт речь и какой группе оно относятся, к дикорастущим или культурным.

- В русском фольклоре сохранилось древнее сказание о происхождении этого названия. В нем повествуется о том, что в одной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу хворые. Однако нашелся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднес злыдень Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотистыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготками

-Ребята а вы знаете как называется растение которое в старину называли – ноготки? (Календула. Слайд 7)

-К какой группе относится календула? (Культурное растение)

- Названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюбленные не могли договориться, где им жить - на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды.(Слайд 8)

-Название этого цветка - Василек. Как вы думаете, к какой группе он относится? (Дикорастущее)

-С какими растениями мы сегодня познакомились?

-Какое растение называют культурным? Дикорастущим?

-На какие группы разделяют культурные растения?

(Слайд 9)

-Посмотрите на слайд. Перед вами 2 растения красный и желтый. Если вам понравился урок, вы поднимаете желтый карандаш, если же вам не понравился урок, есть затруднения или было скучно на уроке то поднимаете красный карандаш. На счет 3!

- Урок окончен! Спасибо за работу.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему "Дикорастущие и культурные растения" (2 класс)

Учитель: Сафонова В.С.

Методист: Иванова Е.В.

Студент: Шель А.С.

Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения».

Цель: формировать понятия « дикорастущие растения» ,«культурные растения»; показать разнообразие культурных растений растения их значения для человека.

-научиться принимать и сохранять учебную задачу соответствующую этапу обучения.

- научаться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, понимать схемы.

-получат возможность научиться формировать собственное мнение , строить свои высказывания.

-будет сформирован интерес к учебному материалу.

-научатся классифицировать культурные растения по среде обитания, понимать зависимость растения от неживой природы.

Оборудование: презентация; учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 2 класс часть 1, рабочая тетрадь.

Этап урока

Деятельность детей

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

2.Актуализация знаний

3.Организация познавательной деятельности

4.Подведение итогов урока

5.Рефлексия

-Здравствуйте ребята. Меня зовут Анжела Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Прежде чем мы нажнем работу по теме урока, я предлагаю вам прослушать стихотворение.

Дружат пчёлка и цветок,

Дружат лист и мотылёк,

Дружат реки и леса,

Дружат в хоре голоса. (слайд1)

-Продолжите это стихотворение своими примерами, раскрывающими связи различных живых существ и условий их существования.

Например: Дружат ели и клесты.

-Почему дружат ели и клесты?

-Почему дружат пчёлка и цветок?

А теперь откройте КИМЫ тест№ 15

-Молодцы! Чтобы узнать какова же тема нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть мультфильм.

Мультфильм «Смешарики- Некультурный»

-Что выращивает Копатыч на огороде?

-Какие растения он удаляет с грядки? (Сорняки, дикорастущие)

- Значит, какие растения остались на грядке? (Культурные)

-Где вы встречаетесь в жизни со словом «культурный»?

-Культурный человек-это человек вежливый, воспитанный.

-Так и у растений, они бывают культурные, которые выращивают специально и за которыми ухаживают люди. (слайд2)

-А есть растения некультурные за которыми, человек не ухаживает их называют - дикорастущие. (слайд 3)

-Как выдумаете, о каких растениях мы будем сегодня говорить? Значит, какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Тема нашего урока «Дикорастущие и культурные растения» (слайд 4)

-Откройте, учебник на с. 68, кто прочитает тему и задачи урока?

-Как вы думаете, какое значение имеют растения для человека?

-питание человека и домашних животных.

-одевают (хлопок, лен)

-лечат (календула, подорожник)

-строительство

-Человек очень тесно связан с растительным миром.

-Как вы думаете почему?

-Потому что ребята, человек отдельно сам сажает и ухаживает за растениями.

-Кто помнит, как называются растения, за которыми ухаживает человек? (Культурные)

-Сейчас мы с вами обратимся к схеме учебника на с.69, и выясним, какие растения относятся к культурным, и назовём их. (Работа со схемой стр.69)

-Ребята, есть растения, которые растут без ухода человека. Кто помнит, как они называются? (Дикорастущие)

-Приведите примеры дикорастущих растений.

-Молодцы! Сейчас мы попробуем сравнить растения и сказать что между ними общего. Все внимание на слайд. (слайд 5)

-Как вы думаете, что общего между крыжовником и можжевельником?

(Кустарники)

-В чем различие?

(крыжовник – культурное растение, можжевельник - дикорастущее)

- Что общего между помидором и мать – и - мачехой? (слайд 6)

(Травянистые)

-В чем различие?

(помидор – культурное растение, мать - и - мачеха - дикорастущее)

-На какие две группы разделяются растения?

(Культурные и дикорастущие)

-Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».

-На доске представлены карточки с названиями растений. Я выбираю 1 карточку с названием растения, а вы должны выбрать карточку, которая составит пару моему растению.

(На доске– карточки: лук, груша, картофель, пшеница, слива; лен, рожь, пион, хлопок, нарцисс.)

-Итак начнем.

-Рожь. Какое из растений на доске может составить пару ржи?

Почему?

(Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.)

-Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

- Следующее растение Груша. Какое из растений на доске может составить пару груше?

Почему?

(Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.)

Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды.

Например такие как - Смородина, малина, земляника.

-Продолжим. Лук.

- Какое из растений на доске может составить пару луку?

Почему?

(Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде.)

Правильно, такие растения называют овощные. Приведите свои примеры овощных растений.

-Лен. Какое из растений на доске может составить пару луку?

Почему?

(Лен и хлопок. Из них делают ткань.)

Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца – это все лен и хлопок.

-Пион. Какое из растений на доске может составить пару пиону?

Почему?

(Пион и нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.)

Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры. Флокс, тюльпан, гладиолус.

-Ребята, давай повторим на какие группы разделили культурные растения. Называем. (Зерновые, плодовые, овощные, прядильные, декоративные)

-Также ребята, во все времена люди складывали легенды о многих растениях.

-А кто-нибудь знает, что такое легенда?

-Легенда – это поэтическое придание, о каком- либо историческом событии.

-Сейчас я прочитаю вам легенды, а вы должны сказать, о каком растении идёт речь и какой группе оно относятся, к дикорастущим или культурным.

- В русском фольклоре сохранилось древнее сказание о происхождении этого названия. В нем повествуется о том, что в одной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу хворые. Однако нашелся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднес злыдень Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотистыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготками

-Ребята а вы знаете как называется растение которое в старину называли – ноготки? (Календула. Слайд 7)

-К какой группе относится календула? (Культурное растение)

- Названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюбленные не могли договориться, где им жить - на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды.(Слайд 8)

-Название этого цветка - Василек. Как вы думаете, к какой группе он относится? (Дикорастущее)

-С какими растениями мы сегодня познакомились?

-Какое растение называют культурным? Дикорастущим?

-На какие группы разделяют культурные растения?

(Слайд 9)

-Посмотрите на слайд. Перед вами 2 растения красный и желтый. Если вам понравился урок, вы поднимаете желтый карандаш, если же вам не понравился урок, есть затруднения или было скучно на уроке то поднимаете красный карандаш. На счет 3!

- Урок окончен! Спасибо за работу.

Приветствие учителя.

Дополняют стихотворение собственными примерами

Выполняют тес в КИМАХ.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока

Отвечают на вопросы о значении растений в жизни человека

Работают с учебником

Проводят собственные примеры растений

Отвечают на вопросы учителя

Работают с наглядным материалом на доске

Отвечают на вопросы учителя, подбирают пару растению

Пшеница

Слива

Картофель

Хлопок

Нарцисс

Повторяют группы растений

Слушают легенды

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют собственную деятельность на уроке.

infourok.ru

Конспект урока на тему "Дикорастущие и культурные растения"

УМК Планета знаний

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений, знакомство с предками некоторых культурных растений.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  • сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;

  • различать культурные растения – по назначению.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;

  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений;

  • рассказывать о предках культурных растений.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия при выполнении заданий;

  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;

  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

  • находить необходимую информацию в учебнике;

  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

  • выполнять индивидуальные и групповые задания;

  • совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;

  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация;

  • раздаточный информационный материал.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-дискуссия.

Ход урока

doc4web.ru

Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Формируемые УУД

1

Мотивация учебной деятельности.

- Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый,солнечный?

- Какое настроение вызывает у вас такая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?

-Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!

У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!

Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне и своим друзьям. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный зимний день и нашу встречу.

Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание

2

Актуализация знаний

- Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы.

Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

- Догадались? Конечно, о чём мы поговорим с вами сегодня?

( О растениях)

“Не можем жить мы без растений

Об этом скажет нам не только гений.

Как воздух нам нужны они.

Они разнообразны…

И все они по-своему прекрасны”

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельно

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3

Целеполагание

- Вспомните, какие группы растений вы знаете?

(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые)

- Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.

- Чем похожи и чем отличаются ДУБ и ВИШНЯ?

(Похожи тем, что и дуб и вишня деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья, плоды

Отличаются тем, что дуб растет в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам)

- Аналогично сравните КРЫЖОВНИК и ШИПОВНИК.

- Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке?

(О растениях, которые растут сами по себе(из называют ДИКОРАСТУЩИМИ и о тех, которые выращивает человек. Они носят название КУЛЬТУРНЫЕ)

- Как будет звучать тема нашего урока? (ДИКОРАСТУЩИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ растения)

- Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой?

( Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их роль в жизни человека, различать растения по назначению, приводить примеры, рассказывать о предках культурных растений)

Познавательные:уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные:уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4

Открытие нового знания

Работа в группах (по рядам)

- Сейчас весь класс разделится на 3 группы по рядам. Каждый ученик получит листок с заданием.

Задания:

1 группа: Укажите отличительные особенности дикорастущих растений и сделайте вывод.

2 группа: Укажите отличительные особенности культурных растений и сделайте вывод.

3 группа: Найдите среди предложенных растений культурные. Сделайте вывод: какую пользу они приносят человеку?

Опрос групп

Работа обучающихся у интерактивной доски и формулирование выводов

Дополнительный вопрос 3 группе и всему классу:

- Для чего человек использует различные виды растений? ( Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов, лекарств, для производства тканей, бумаги, строительных материалов, для украшения жилья, для кормления животных).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (вращаем головой)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)

А теперь росой умойся, (имитация движений)

Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

5

Первичное закрепление

- Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ.

6

Самостоятельная работа

- Прочитайте, что об этом написано в учебнике на стр.87

- Как люди научились выращивать растения?

- О каких отраслях растениеводства вы прочитали?

(Полеводство, цветоводство, плодоводство, овощеводство)

- Выполните задание у интерактивной доски.

- Давайте познакомимся с предками культурных растений. Мы узнаем об этом из материала учебника на стр. 88.

- О предках каких растений вы узнали ?(Морковь, капуста, картофель)

- Что вас удивило?

- О чём вы можете рассказать, глядя на слайд?

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

7

Включение новых знаний в систему и повторение.

- Среди культурных растений учёные выделяют следующие группы: ЗЕРНОВЫЕ, ОВОЩНЫЕ, ПЛОДОВЫЕ, ПРЯДИЛЬНЫЕ. ДЕКОРАТИВНЫЕ.

- Рассмотрите таблицу и приведите свои примеры

- Укажите группу, в которой перечислены только культурные растения

- Заполните таблицу, верно распределив названия растений.

- Рассмотри модель и найди растению пару.

- Соотнесите растение и место, где оно растёт.

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные:

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

8

Рефлексия деятельности.

- Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы их решили?

- Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке и перетащите его на листок.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

9

Информирование о домашнем задании и инструктаж

с.87-88, ответить на вопросы

Задание на выбор:

1) нарисовать фантастическое культурное растение и рассказать как его можно использовать;

2) найти информацию о любом культурном растении и его дикорастущем предке

Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Дикорастущие и культурные растения" (2 класс)

Конспект урока по окружающему миру «Дикорастущие и культурные растения»

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:

Ход урока.

Индивидуальная работа.

I уровень. Подчёркивает деревья красным карандашом, кустарники - синим, травы- жёлтым.

Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

II уровень. Заполняет таблицу.

III уровень.

-Запишите группы растений. Приведите не менее 3-4 примеров. Попробуйте сочинить загадку про любое растение.

2.

Дети дают сравнительную характеристику.

III. Ориентировочно - мотивационный.

3.

Загадывают загадки.

1.В поле выросла

Под жерновом была

Из печки на стол

Караваем пришла. (пшеница)

2.Из земли вырастаю

Весь мир одеваю. (лён)

3.У закутанных девиц

Волос ветер шевелит. (кукуруза)

4.Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул лёгкий ветерок-

И остался стебелёк. (одуванчик)

Дети сравнивают, находят общие и различные черты.

4.

Дети дают сравнительную характеристику.

5.

Приводят примеры растений.

1V.Целеполагающий этап.

6.

Сравнивают растения.

7.

Сравнивают растения.

  • Первая группа - растения, которые выращивают специально человек, вторая группа - растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоёме.

8.

Физкультминутка.

Откройте учебники на с.62.

Назовите растения, изображённые на иллюстрации.

Соотносят с новыми понятиями. Работа с учебником с. 62.

  • Цифру с названием дикорастущего растения закройте фишкой зелёного цвета, культурного растения- красного цвета.

Взаимопроверка в парах.

9.

Из слов на слайде: лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс дети выбирают пару.

  • Каждый день мы едим хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются - зерновыми растениями. Из пшеницы изготавливают белый хлеб, из ржаной - чёрный хлеб.

Сообщения учеников:

1- пшеница, 2- рожь.

9.

  • Груша- слива. В садах люди выращивают деревья - слива, груша; кустарники- смородина, малина, крыжовник; травы- земляника, клубника, дающие нам плоды.Это - плодовые растения.

Дети дают ответы.

10.

  • Лён- хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют - прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь …Раньше в нашем ивановском крае выращивали лён. Сейчас его очень мало. Хлопок у нас не растет.

10.

Приводят примеры.

11.

Физкультминутка.

12.

13.

14.

15.

I уровень. 1 группа (не менее 3 растений).

деревья (яблоня)

Культурные кустарники

растения (крыжовник)

травы (помидор)

I уровень. 2 группа (не менее 3 растений)..

деревья (ель…)

Дикорастущие кустарники

растения (орешник…)

травы (одуванчик…)

II уровень. 3- группа. (не менее 3 растений).

плодовые (груша…)

Культурные зерновые (пшеница,)

растения

декоративные (пион..)

прядильные (лён,…)

III уровень. 4 группа. Подобрать группу, к которой относятся растения.

Ель- Подсолнух-

Малина- Георгин-

Абрикос- Ландыш-

Хлопок- Гречиха-

Маслина-

Защита ответов у доски.

VI. Рефлексивно-оценочный этап.

Ответ детей.

16.

VII. Домашнее задание.

с.64-65 читать, пересказать (индивидуальные сообщения к следующему уроку).

  • Хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам.

infourok.ru

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ВО 2 КЛАССЕ Тема: Дикорастущие и культурные растения

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,

ВО 2 КЛАССЕ

Тема: Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями Амурской области; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания,

-оценивать собственную учебную деятельность, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Регулятивные

-понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

-планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей

Познавательные

-проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям

Коммуникативные

-учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение;

-вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности

Ход урока

1. Мотивационно-целевой этап

-Посмотрите на доску, как можно одним словом сказать, что здесь изображено? (растения)

-На какие группы вы разделили бы эти растения? (деревья, травы, кустарники)

-Разделите, пожалуйста (выполняют на интерактивной доске)

-Подумайте, а как бы вы разделили эти же растения, если бы я предложила разделить их только на две группы? (растения, которые растут сами по себе, и те, за которыми ухаживает человек)

-Разделите (выполняют на доске).

-А как бы вы назвали те растения, которые растут сами по себе? (дикорастущие)

-А те, за которыми ухаживает человек?

-Как вы считаете, что означает слово «культура»? (при необходимости, пользуются словарём)

-Многие слова к нам пришли из других языков. Слово «культура» тоже пришло к нам из латинского языка, и означает оно «возделывание», «обрабатывание». Что значит «возделывание»? (выращивание, ухаживание)

- Узнав о значении слова «культура», сможете теперь дать название этой группе растений? (культурные)

- Итак, сможете сказать, какая тема урока у нас сегодня? (формулируют тему)

- А как думаете, что нового мы должны узнать сегодня? (какие растения относятся к дикорастущим, а какие к культурным; на какие группы они делятся)

2.Введение в тему

Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?

- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения (Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта