Нарисовать культурные и дикорастущие растения. Урок окружающего мира во 2-м классе с использованием ИКТ по теме "Дикорастущие и культурные растения"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Дикорастущие и культурные растения. 2 класс. Окружающий мир. Нарисовать культурные и дикорастущие растения


Дикорастущие и культурные растения. 2 класс. Окружающий мир. - Дикорастущие и культурные растения

Комментарии преподавателя

 1. Общее и различия ели и яблони

Опре­де­ли­те, чем ель и яб­ло­ня по­хо­жи и чем раз­ли­ча­ют­ся?

        

Рис. 1 (Ис­точ­ник), рис. 2. (Ис­точ­ник)

Общее у них то, что это де­ре­вья. Оба де­ре­ва при­но­сят поль­зу. Раз­ли­чие за­клю­ча­ет­ся в том, что ель рас­тет в лесу, а яб­ло­ня – в саду. Ель рас­тет сама по себе, а за яб­ло­ней уха­жи­ва­ет че­ло­век.

По­че­му че­ло­век са­жа­ет яб­ло­ни и уха­жи­ва­ет за ними? Де­ла­ет он это не слу­чай­но, а для того, чтобы по­лу­чить с этого де­ре­ва вкус­ные и слад­кие плоды.

Из на­ше­го при­ме­ра можно сде­лать вывод. Одни рас­те­ния рас­тут сами по себе, за ними никто не уха­жи­ва­ет. Такие рас­те­ния по­лу­чи­ли на­зва­ние ди­ко­рас­ту­щие – рас­ту­щие без по­мо­щи че­ло­ве­ка. Дру­гие рас­те­ния че­ло­век спе­ци­аль­но вы­ра­щи­ва­ет, уха­жи­ва­ет за ними. Такие рас­те­ния на­зы­ва­ют­ся куль­тур­ны­ми.

 2. 2 группы растений: дикорастущие и культурные

Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те ри­сун­ки и рас­пре­де­ли­те их в груп­пы: ди­ко­рас­ту­щие и куль­тур­ные.

                      

Рис. 3 (Ис­точ­ник), рис. 4 (Ис­точ­ник)

Рис. 5 (Ис­точ­ник)

                           

Рис. 6 (Ис­точ­ник), рис. 7 (Ис­точ­ник)

 

Рис. 8 (Ис­точ­ник)

На кар­тин­ках 3, 4, 5 изоб­ра­же­ны ди­ко­рас­ту­щие, а на ри­сун­ках 6, 7, 8 – куль­тур­ные рас­те­ния.

 3. Происхождение культурных растений

Рас­те­ния не все­гда были куль­тур­ны­ми. В древ­но­сти все рас­те­ния были ди­ко­рас­ту­щи­ми. Наши пред­ки за­ни­ма­лись охо­той и со­би­ра­тель­ством. Они со­би­ра­ли раз­лич­ные рас­те­ния и их плоды. Ино­гда за нуж­ны­ми рас­те­ни­я­ми при­хо­ди­лось идти очень да­ле­ко. Но вот од­на­ж­ды люди за­ме­ти­ли, что в том месте, где они пе­ре­ти­ра­ли зерна, вы­рос­ли ко­лос­ки. Люди до­га­да­лись, что это про­рос­ли зерна. Те­перь че­ло­век стал вы­ра­щи­вать нуж­ные рас­те­ния около сво­е­го жи­ли­ща. Уха­жи­вать за ними, по­ли­вать, охра­нять по­се­вы от диких жи­вот­ных. Луч­шие се­ме­на стали от­би­рать, со­хра­нять и сеять, по­лу­чая бо­га­тый уро­жай. Так мно­гие рас­те­ния стали куль­тур­ны­ми.

Сей­час мно­гие рас­те­ния со­всем не по­хо­жи на своих диких пред­ков. Срав­ним плоды дикой (Рис. 9) са­до­вой яб­ло­ни (Рис. 10).

   

Рис. 9 (Ис­точ­ник), рис. 10 (Ис­точ­ник)

Плоды дикой яб­ло­ни мел­кие, кис­лые. А плоды са­до­вой яб­ло­ни круп­ные и слад­кие.

 4. Новые виды растений

От­би­рая луч­шие круп­ные плоды, че­ло­век на­учил­ся вы­ра­щи­вать новые виды рас­те­ний. Вам хо­ро­шо из­вест­на ка­пу­ста, а как вы­гля­дит дикая ка­пу­ста? Какую ка­пу­сту сей­час вы­ра­щи­ва­ет че­ло­век?

    

Рис. 11 (Ис­точ­ник)

На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны раз­лич­ные виды ка­пу­сты: 1) Дикая ка­пу­ста; 2) Бе­ло­ко­чан­ная; 3) Цвет­ная; 4) Коль­ра­би; 5) Брюс­сель­ская; 6) Са­вой­ская.

А есть еще де­ко­ра­тив­ная ка­пу­ста. Ее вы­ра­щи­ва­ют на клум­бах.

Рис. 12 (Ис­точ­ник)

 5. Загадки

За­кре­пим по­лу­чен­ные зна­ния, раз­га­да­ем за­гад­ки. На­зо­ви­те рас­те­ние, ука­зав 1) де­ре­во, ку­стар­ник или тра­вя­ни­стое рас­те­ние; 2) куль­тур­ное или ди­ко­рас­ту­щее рас­те­ние.

По­са­ди­ли зер­ныш­ко –

Вы­рас­ти­ли сол­ныш­ко.

       

Рис. 13 (Ис­точ­ник)

Под­сол­нух – это куль­тур­ное тра­вя­ни­стое рас­те­ние.

Я при­хо­жу с по­дар­ка­ми,

Блещу ог­ня­ми яр­ки­ми,

На­ряд­ная, за­бав­ная,

На Новый Год я глав­ная.

    

Рис. 14 (Ис­точ­ник)

Ель – ди­ко­рас­ту­щее де­ре­во.

Цве­тет он май­скою порой,

Его най­дешь в тени лес­ной:

На сте­бель­ке, как бусы в ряд,

Цветы ду­ши­стые висят.

         

Рис. 15 (Ис­точ­ник)

Лан­дыш – ди­ко­рас­ту­щее тра­вя­ни­стое рас­те­ние.

Он шипы свои вы­ста­вил ловко,

А шипы у него как игол­ки.

Но мы не шипы у него со­бе­рем,

По­лез­ных пло­дов для ап­те­ки нарвем.

  

Рис. 16 (Ис­точ­ник)

Ши­пов­ник – ди­ко­рас­ту­щий ку­стар­ник.

 6. Вывод урока

На этом уроке мы узна­ли, что рас­те­ния де­лят­ся на ди­ко­рас­ту­щие и куль­тур­ные. Чтобы по­лу­чить уро­жай, че­ло­век дол­жен уха­жи­вать за куль­тур­ны­ми рас­те­ни­я­ми. Толь­ко в этом слу­чае он по­учит бо­га­тый уро­жай.

На сле­ду­ю­щем уроке будет изу­че­на тема«Куль­тур­ные рас­те­ния поля. Зер­но­вые куль­ту­ры». Рас­смот­рим зер­но­вые куль­ту­ры, ко­то­рые че­ло­век вы­ра­щи­ва­ет на полях.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/dikorastuschie-i-kulturnye-rasteniya?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=dL-1KY-VUgQ

http://www.youtube.com/watch?v=XWDmR1qoKu0

http://www.youtube.com/watch?v=-VfD-KS9Z0I

www.kursoteka.ru

Тема урока: "Дикорастущие и культурные растения"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • познакомить с особенностями существования в природе дикорастущих и культурных растений;
  • научить различным жизненным формам растений, научить различать культурные растения по назначению.

Оборудование: таблицы, муляжи растений, картинки, хлеб, колосок.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Учитель:

Встало солнышко давно, Заглянуло к нам окно. Нас оно торопит в класс Урок природоведения у нас сейчас.

– Дети! Представьте, что на вас солнышко льет свои теплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики папе, маме, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра.

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие. Куда? Догадайтесь!

Есть у меня зеленый друг, Весёлый друг, хороший, Он нам протянет сотни рук И тысячи ладошек.

Дети: Это – лес.

Учитель: Молодцы! Верно.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем. Смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой с пути никуда не свернем.

– Но прежде чем отправится в лес, мы должны быть уверены, что погода будет хорошей. А какая сегодня погода?

Дети: “Бюро погоды”. Прогноз погоды на 24 октября. Небо чистое, ясное. t воздуха – – 2оС. Ветер слабый, осадков нет.

Учитель: Отгадайте загадку:

Дышит, растет А ходить не может?

Дети: Растение.

Учитель: Давайте вспомним, где могут расти растения?

Дети: В лесу, на лугу, в водоеме.

Учитель: Правильно. Проверю, как вы подготовили домашнее задание. Для этого мы сейчас поиграем с вами в игру. А игра наша называется “Кто где растет, и где живет”. Ваша цель правильно распределить растения и животные по группам.

Класс делится на три команды. Учитель называет растения и животных. Дети должны поднять руку, где они живут или растут.

1 ряд

ЛЕС

дуб, дятел, ель, олень

2 ряд

ЛУГ

шмель, бабочка-голубянка, клевер

3 ряд

ВОДОЕМ

окунь, лягушка, кувшинка

Учитель: Молодцы! Все вы правильно выполнили задания. За растениями, которые растут в лесу, на лугу, в водоеме кто-либо ухаживает, поливают, рыхлят землю, удобряют?

Дети: Нет. Я хочу дополнить.

Дети: Другой вариант. Но для того, чтобы вырастить новые леса, их время от времени насаживают люди, на тех метах, где происходит вырубка огромных старых деревьев. В лесу работают лесники и егерь.

Учитель: А как называются такие растения?

Дети: Дикорастущие. Читаем с доски таблицу.

Учитель: Как вы понимаете значение этого слова?

Дети: Растения, которые растут сами по себе.

Учитель: Читаем тему с доски – "Дикорастущие и культурные растения". Какие вы встречали растения в лесу?

Дети: Дуб, ель, сосна, шиповник, тысячелистник.

Учитель: На какие три группы можно разделить эти лесные растения.

Таблица на доске:

– А теперь отдохнем. (Физ.минутка).

Руки подняли и покачали. – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули.– Ветер сбивает росу. В сторону руки – плавно помашем. – Это птицы к нам летят. Как они тихо садятся – покажем. – Крылья сложим назад.

Учитель: Отдохнули, а теперь отгадаем загадки.

Что капали из земли Жарили, варили? Что в золе мы испекли Ели да хвалили.

(Картофель.)

Летом – в огороде, Свежие, зеленые, А зимой – в бочке Крепкие, соленые.

(Огурцы.)

Я вырос на грядке, Характер мой гадкий, Куда ни приду Всех до слез доведу.

(Лук.)

Учитель: Где они растут?

Дети: На грядке.

Учитель: Кто за ними ухаживает?

Дети: Люди их сажают, поливают, удобряют.

Учитель: Как можно назвать эти растения?

Дети: Овощи.

Учитель: А ещё как?

Дети: Культурные.

Учитель: Почему культурные?

Дети: Потому, что люди за ними ухаживают.

Учитель: Сейчас мы прочитаем в учебнике на стр. 44 1, 2 абзац.

Вслух читает ученик, все следят.

Учитель: Рассмотрите рисунки на стр. 44. Назовите изображенные растения.

Ученик должен прочитать на доске, правильно поставить ударения.

Ученик: Береза, пшеница, рогоз, крапива, астра, огурец.

Учитель: Какие из этих растений – дикорастущие, накрой зеленой фишкой. Назови, какие растения ты покрыл.

Ученик: Береза, рогоз, крапива.

Учитель: Почему?

Дети: Потому, что растут они в поле, лесу, водоеме.

Учитель: А какие растения – культурные, накройте желтой фишкой. Назови, какие растения ты накрыл.

Ученик: Астра, пшеница, огурец.

Учитель: Почему?

Дети: Потому, что их сажают люди, ухаживают за ними, убирают их.

Учитель: Как вы считаете, почему и астра – культурное растение?

Дети: Потому, что ее сажает и выращивает человек – дома в саду, чтобы было красиво.

Учитель: А хотите узнать об этом замечательном цветке? Откроем учебник на стр. 47.

Один ученик читает, а все следят.

Цветовод – пурпурный – доска.

Учитель: Посмотрите: а какие растения растут в нашем классе.

Дети: Фикус, диффенбахия, бегония, спатифиллиум, фиалки (сенполия).

Учитель: Зачем мы их выращиваем и ухаживаем?

Дети: Чтобы было уютно и красиво, очищают воздух.

Учитель (берет в руки колосок): Какое это растение?

Дети: Культурное.

Учитель: Посмотрите на стол. Почему на одном краю стола лежит колосок, а на другом – хлеб – румяный, душистый с хрустящей корочкой?

Дети: Потому, что колосок проходит очень длинный путь, чтобы попасть к нам на стол.

1. Готовят почву. 2. Сеют, удобряют. 3. Убираюе, борются с сорняками. 4. Собирают богатый урожай пшеницы. 5. Из пшеницы делают муку. 6. Из муки пекут хлеб.

Картинки.

Учитель: А какие мы знаем пословицы и поговорки о хлебе – вспомним уроки чтения.

  • Много снега – много хлеба.
  • Хлеб всему голова.
  • Май холодный – год хлебородный.
  • Коли в мае дождь – будь рожь.

Учитель: Какой мы сделаем вывод?

Дети: Хлеб всему голова. Хлеб нужно беречь.

Учитель: На какие три группы можно разделить культурные растения?

Дети: Деревья, кустарники и травы.

Учитель открывает таблицу № 1.

Учитель: Продолжаем работать по учебнику, читаем на стр. 45.

Учитель открывает таблицу № 2.

Учитель: Среди культурных растений можно выделить еще такие группы (повторяю, дополняем).

  • Овощные (лук, морковь, капуста).
  • Плодовые (груша, яблоко, апельсин).
  • Зерновые (пшеница, рожь, ячмень).
  • Декоративные.

Учитель: Мы на уроке собрали большой и богатый урожай культурных растений. Чтобы подвести итог урока, мы проведем игру “Волшебный мешочек”. Правила игры: вы должны взять предмет в мешочке, ощупать его и по форме определить, что это за культурное растение. И положить в 2 корзинки.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира во 2-м классе с использованием ИКТ по теме "Дикорастущие и культурные растения"

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Изучить особенности культурных и дикорастущих растений.
  2. Научить детей распознавать растения.
  3. Учить работе с гербарием.
  4. Воспитывать в детях любовь к природе.
  5. Создание проекта «Дикорастущие и культурные растения».

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, магнитная доска.

Наглядность: диск «Дикорастущие и культурные растения», автор Бусуркина Н.И. Рисунки, гербарии, картинки растений, семена, овощи, фрукты, цветы.

Раздаточный материал: карточки с заданиями.   

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1. Дикорастущие и культурные растения.

Объявление темы урока.

II. Вступительное слово учителя.

Слайд 2.

Учитель: Ребята! Сегодня вы отправитесь в удивительный мир растений. Цель нашего урока: научиться различать дикорастущие и культурные растения, узнать много интересного из жизни растений.

III. Проверка домашнего задания.

Слайд 3.

Три ученика работают с индивидуальными карточками.

Карточка 1.

Подчеркни: деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – зелёным.

Слива, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, берёза, малина.

Карточка 2.

Подчеркни: хвойные растения синим карандашом, а лиственные – зелёным.

Осина, ель, дуб, сосна, клён, лиственница, ясен, ива.

Карточка 3.

Найди ошибки. Вычеркни неверные утверждения. Хорошо подумай.

Деревья Кустарники Травы
липа крыжовник подорожник
берёза смородина одуванчик
сосна калина крапива

Опрос учащихся.

а) В природе существуют невидимые нити. Расскажите, как в давние времена лесничий решил навести порядок в лесу? К чему это привело?

б) Расскажите о невидимых нитях в осеннем лесу на примере дуба.

IV. Введение в новую тему.

Слайд 4.

1. Сегодня мы продолжим изучать мир растений. Вы уже знаете, что растения делятся на деревья, кустарники и травы. А теперь мы посмотрим на растения с другой стороны.

2. Слайд 5 .Сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения.

  • Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница и т.д.
  • Растения одевают человека – лён, хлопок.
  • Растения лечат человека – мать и мачеха, душица и т.д.
  • Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо.

3. Слайд 6. Есть разные растения. Человек тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

4. Слайд 7.

Учитель: Чем похожи и чем различаются ель и яблоня?

Учащиеся: Общее – деревья, различие – ель растёт в лесу, яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу.

5.Слайд 8.

Учитель: Чем похожи и чем различаются ягоды можжевельника и красной смородины?

Учащиеся: Общее – кустарники, можжевельник растёт в лесу, смородина – в саду, за ней ухаживает человек. Оба кустарника приносят пользу.

6. Слайд 9.Первая группа растений, выращивает которые человек, это культурные растения. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёмах. Это дикорастущие растения.

V. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями.

Слайды 10-12. (Фиалка, земляника, незабудка).

Учащиеся приводят свои примеры дикорастущих растений.

VI. Знакомство с культурными растениями.

  1. Слайды 13, 14. Овощные.(Перец, картофель, огурцы, морковь, чеснок).
  2. Слайд 15. Плодовые. (Груши, сливы, яблоки, груши).
  3. Слайд 16. Овощные и плодовые. Прилавок на рынке. (Апельсины, киви, бананы, гранат, капуста и т.д.).
  4. Слайд 17. Зерновые. (Пшеница). Показ учителем семян пшеницы.
  5. Слайд 18. Гречиха. Показ учителем семян гречихи.
  6. Слайд 19. Рис. Показ учителем семян риса.
  7. Слайды 20-23. Декоративные. (Роза, гладиолус, георгин. Клумба с цветами).
  8. Слайды 24-25. Прядильные. (Лён, хлопок). Показ учителем полотенец из хлопка и льна, сетки для украшения букетов.

VII. Работа по учебнику.

В учебнике на с.63 учащиеся зачитывают таблицу «Культурные и дикорастущие растения». Учащимся рекомендуется добавить по 2-3 названия каждой группы.

VIII. Загадки о растениях.

Слайд 26.

  1. Цветок, название которого совпадает с мужским именем. (Василёк)
  2. Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
  3. От этого растения пошла игра «Любит, не любит». (Ромашка)

IX. Рассказы учащихся о растениях.

Слайд 27.

  1. Лук. Самый распространённый овощ в мире – лук. Его остатки находят даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.
  2. Картофель. Родина картофеля – Южная Америка. В Россию картофель привёз император Пётр I из Голландии. Русские крестьяне не желали сажать картофель, а предпочитали сажать репу и капусту. Тем же, кто соглашался выращивать картофель, стали выдавать денежные премии.
  3. Крапива. Крапива – первое «витаминное» растение, которое появляется весной. Её листья и молодые побеги съедобны, а то, что она и «кусается», так это очень полезно для здоровья.
  4. Бархатцы. Это «мексиканцы» по происхождению. Из них делают духи и успокоительные лекарства. С помощью их аромата можно защищать жилища от назойливых мух.

Далее дети делают краткий обзор подготовленных сообщений о растениях.

X. Выставка работ учащихся.

Слайд 28.

(Гербарии, рисунки).

XI. Обобщение.

Слайд 29.

  1. Объясните, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.
  2. Расскажите, для чего люди выращивают культурные растения.
  3. Готовясь к уроку, учащиеся создали проект « Дикорастущие и культурные растения». Учитель показывает завершённый проект учащихся и благодарит всех за хорошую работу.

XII. Просмотр слайдов 30-37 «Как прекрасен этот мир!»

Домашнее задание: материал учебника – с.62-с.65, рабочая тетрадь – с.25.

Презентация

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта