Дикорастущие и культурные растения. 2 класс. Окружающий мир. Нарисовать культурные и дикорастущие растения
Дикорастущие и культурные растения. 2 класс. Окружающий мир. - Дикорастущие и культурные растения
Комментарии преподавателя
1. Общее и различия ели и яблони
Определите, чем ель и яблоня похожи и чем различаются?
Рис. 1 (Источник), рис. 2. (Источник)
Общее у них то, что это деревья. Оба дерева приносят пользу. Различие заключается в том, что ель растет в лесу, а яблоня – в саду. Ель растет сама по себе, а за яблоней ухаживает человек.
Почему человек сажает яблони и ухаживает за ними? Делает он это не случайно, а для того, чтобы получить с этого дерева вкусные и сладкие плоды.
Из нашего примера можно сделать вывод. Одни растения растут сами по себе, за ними никто не ухаживает. Такие растения получили название дикорастущие – растущие без помощи человека. Другие растения человек специально выращивает, ухаживает за ними. Такие растения называются культурными.
2. 2 группы растений: дикорастущие и культурные
Внимательно рассмотрите рисунки и распределите их в группы: дикорастущие и культурные.
Рис. 3 (Источник), рис. 4 (Источник)
Рис. 5 (Источник)
Рис. 6 (Источник), рис. 7 (Источник)
Рис. 8 (Источник)
На картинках 3, 4, 5 изображены дикорастущие, а на рисунках 6, 7, 8 – культурные растения.
3. Происхождение культурных растений
Растения не всегда были культурными. В древности все растения были дикорастущими. Наши предки занимались охотой и собирательством. Они собирали различные растения и их плоды. Иногда за нужными растениями приходилось идти очень далеко. Но вот однажды люди заметили, что в том месте, где они перетирали зерна, выросли колоски. Люди догадались, что это проросли зерна. Теперь человек стал выращивать нужные растения около своего жилища. Ухаживать за ними, поливать, охранять посевы от диких животных. Лучшие семена стали отбирать, сохранять и сеять, получая богатый урожай. Так многие растения стали культурными.
Сейчас многие растения совсем не похожи на своих диких предков. Сравним плоды дикой (Рис. 9) садовой яблони (Рис. 10).
Рис. 9 (Источник), рис. 10 (Источник)
Плоды дикой яблони мелкие, кислые. А плоды садовой яблони крупные и сладкие.
4. Новые виды растений
Отбирая лучшие крупные плоды, человек научился выращивать новые виды растений. Вам хорошо известна капуста, а как выглядит дикая капуста? Какую капусту сейчас выращивает человек?
Рис. 11 (Источник)
На рисунке изображены различные виды капусты: 1) Дикая капуста; 2) Белокочанная; 3) Цветная; 4) Кольраби; 5) Брюссельская; 6) Савойская.
А есть еще декоративная капуста. Ее выращивают на клумбах.
Рис. 12 (Источник)
5. Загадки
Закрепим полученные знания, разгадаем загадки. Назовите растение, указав 1) дерево, кустарник или травянистое растение; 2) культурное или дикорастущее растение.
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
Рис. 13 (Источник)
Подсолнух – это культурное травянистое растение.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый Год я главная.
Рис. 14 (Источник)
Ель – дикорастущее дерево.
Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
Рис. 15 (Источник)
Ландыш – дикорастущее травянистое растение.
Он шипы свои выставил ловко,
А шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем.
Рис. 16 (Источник)
Шиповник – дикорастущий кустарник.
6. Вывод урока
На этом уроке мы узнали, что растения делятся на дикорастущие и культурные. Чтобы получить урожай, человек должен ухаживать за культурными растениями. Только в этом случае он поучит богатый урожай.
На следующем уроке будет изучена тема«Культурные растения поля. Зерновые культуры». Рассмотрим зерновые культуры, которые человек выращивает на полях.
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/dikorastuschie-i-kulturnye-rasteniya?seconds=0
http://www.youtube.com/watch?v=dL-1KY-VUgQ
http://www.youtube.com/watch?v=XWDmR1qoKu0
http://www.youtube.com/watch?v=-VfD-KS9Z0I
www.kursoteka.ru
Тема урока: "Дикорастущие и культурные растения"
Разделы: Начальная школа
Цели:
- познакомить с особенностями существования в природе дикорастущих и культурных растений;
- научить различным жизненным формам растений, научить различать культурные растения по назначению.
Оборудование: таблицы, муляжи растений, картинки, хлеб, колосок.
ХОД УРОКА
Учитель:
Встало солнышко давно, Заглянуло к нам окно. Нас оно торопит в класс Урок природоведения у нас сейчас.
– Дети! Представьте, что на вас солнышко льет свои теплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики папе, маме, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и добра.
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие. Куда? Догадайтесь!
Есть у меня зеленый друг, Весёлый друг, хороший, Он нам протянет сотни рук И тысячи ладошек.
Дети: Это – лес.
Учитель: Молодцы! Верно.
Мы в лес за наукой сегодня пойдем. Смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой с пути никуда не свернем.
– Но прежде чем отправится в лес, мы должны быть уверены, что погода будет хорошей. А какая сегодня погода?
Дети: “Бюро погоды”. Прогноз погоды на 24 октября. Небо чистое, ясное. t воздуха – – 2оС. Ветер слабый, осадков нет.
Учитель: Отгадайте загадку:
Дышит, растет А ходить не может?
Дети: Растение.
Учитель: Давайте вспомним, где могут расти растения?
Дети: В лесу, на лугу, в водоеме.
Учитель: Правильно. Проверю, как вы подготовили домашнее задание. Для этого мы сейчас поиграем с вами в игру. А игра наша называется “Кто где растет, и где живет”. Ваша цель правильно распределить растения и животные по группам.
Класс делится на три команды. Учитель называет растения и животных. Дети должны поднять руку, где они живут или растут.
1 ряд ЛЕС дуб, дятел, ель, олень |
2 ряд ЛУГ шмель, бабочка-голубянка, клевер |
3 ряд ВОДОЕМ окунь, лягушка, кувшинка |
Учитель: Молодцы! Все вы правильно выполнили задания. За растениями, которые растут в лесу, на лугу, в водоеме кто-либо ухаживает, поливают, рыхлят землю, удобряют?
Дети: Нет. Я хочу дополнить.
Дети: Другой вариант. Но для того, чтобы вырастить новые леса, их время от времени насаживают люди, на тех метах, где происходит вырубка огромных старых деревьев. В лесу работают лесники и егерь.
Учитель: А как называются такие растения?
Дети: Дикорастущие. Читаем с доски таблицу.
Учитель: Как вы понимаете значение этого слова?
Дети: Растения, которые растут сами по себе.
Учитель: Читаем тему с доски – "Дикорастущие и культурные растения". Какие вы встречали растения в лесу?
Дети: Дуб, ель, сосна, шиповник, тысячелистник.
Учитель: На какие три группы можно разделить эти лесные растения.
Таблица на доске:
– А теперь отдохнем. (Физ.минутка).
Руки подняли и покачали. – Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули.– Ветер сбивает росу. В сторону руки – плавно помашем. – Это птицы к нам летят. Как они тихо садятся – покажем. – Крылья сложим назад.
Учитель: Отдохнули, а теперь отгадаем загадки.
Что капали из земли Жарили, варили? Что в золе мы испекли Ели да хвалили.
(Картофель.)
Летом – в огороде, Свежие, зеленые, А зимой – в бочке Крепкие, соленые.
(Огурцы.)
Я вырос на грядке, Характер мой гадкий, Куда ни приду Всех до слез доведу.
(Лук.)
Учитель: Где они растут?
Дети: На грядке.
Учитель: Кто за ними ухаживает?
Дети: Люди их сажают, поливают, удобряют.
Учитель: Как можно назвать эти растения?
Дети: Овощи.
Учитель: А ещё как?
Дети: Культурные.
Учитель: Почему культурные?
Дети: Потому, что люди за ними ухаживают.
Учитель: Сейчас мы прочитаем в учебнике на стр. 44 1, 2 абзац.
Вслух читает ученик, все следят.
Учитель: Рассмотрите рисунки на стр. 44. Назовите изображенные растения.
Ученик должен прочитать на доске, правильно поставить ударения.
Ученик: Береза, пшеница, рогоз, крапива, астра, огурец.
Учитель: Какие из этих растений – дикорастущие, накрой зеленой фишкой. Назови, какие растения ты покрыл.
Ученик: Береза, рогоз, крапива.
Учитель: Почему?
Дети: Потому, что растут они в поле, лесу, водоеме.
Учитель: А какие растения – культурные, накройте желтой фишкой. Назови, какие растения ты накрыл.
Ученик: Астра, пшеница, огурец.
Учитель: Почему?
Дети: Потому, что их сажают люди, ухаживают за ними, убирают их.
Учитель: Как вы считаете, почему и астра – культурное растение?
Дети: Потому, что ее сажает и выращивает человек – дома в саду, чтобы было красиво.
Учитель: А хотите узнать об этом замечательном цветке? Откроем учебник на стр. 47.
Один ученик читает, а все следят.
Цветовод – пурпурный – доска.
Учитель: Посмотрите: а какие растения растут в нашем классе.
Дети: Фикус, диффенбахия, бегония, спатифиллиум, фиалки (сенполия).
Учитель: Зачем мы их выращиваем и ухаживаем?
Дети: Чтобы было уютно и красиво, очищают воздух.
Учитель (берет в руки колосок): Какое это растение?
Дети: Культурное.
Учитель: Посмотрите на стол. Почему на одном краю стола лежит колосок, а на другом – хлеб – румяный, душистый с хрустящей корочкой?
Дети: Потому, что колосок проходит очень длинный путь, чтобы попасть к нам на стол.
1. Готовят почву. 2. Сеют, удобряют. 3. Убираюе, борются с сорняками. 4. Собирают богатый урожай пшеницы. 5. Из пшеницы делают муку. 6. Из муки пекут хлеб.
Картинки.
Учитель: А какие мы знаем пословицы и поговорки о хлебе – вспомним уроки чтения.
- Много снега – много хлеба.
- Хлеб всему голова.
- Май холодный – год хлебородный.
- Коли в мае дождь – будь рожь.
Учитель: Какой мы сделаем вывод?
Дети: Хлеб всему голова. Хлеб нужно беречь.
Учитель: На какие три группы можно разделить культурные растения?
Дети: Деревья, кустарники и травы.
Учитель открывает таблицу № 1.
Учитель: Продолжаем работать по учебнику, читаем на стр. 45.
Учитель открывает таблицу № 2.
Учитель: Среди культурных растений можно выделить еще такие группы (повторяю, дополняем).
- Овощные (лук, морковь, капуста).
- Плодовые (груша, яблоко, апельсин).
- Зерновые (пшеница, рожь, ячмень).
- Декоративные.
Учитель: Мы на уроке собрали большой и богатый урожай культурных растений. Чтобы подвести итог урока, мы проведем игру “Волшебный мешочек”. Правила игры: вы должны взять предмет в мешочке, ощупать его и по форме определить, что это за культурное растение. И положить в 2 корзинки.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок окружающего мира во 2-м классе с использованием ИКТ по теме "Дикорастущие и культурные растения"
Разделы: Начальная школа
Цели урока:
- Изучить особенности культурных и дикорастущих растений.
- Научить детей распознавать растения.
- Учить работе с гербарием.
- Воспитывать в детях любовь к природе.
- Создание проекта «Дикорастущие и культурные растения».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, магнитная доска.
Наглядность: диск «Дикорастущие и культурные растения», автор Бусуркина Н.И. Рисунки, гербарии, картинки растений, семена, овощи, фрукты, цветы.
Раздаточный материал: карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд 1. Дикорастущие и культурные растения.
II. Вступительное слово учителя.
Слайд 2.
Учитель: Ребята! Сегодня вы отправитесь в удивительный мир растений. Цель нашего урока: научиться различать дикорастущие и культурные растения, узнать много интересного из жизни растений.
III. Проверка домашнего задания.
Слайд 3.
Три ученика работают с индивидуальными карточками.
Карточка 1.
Подчеркни: деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – зелёным.
Слива, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, берёза, малина.
Карточка 2.
Подчеркни: хвойные растения синим карандашом, а лиственные – зелёным.
Осина, ель, дуб, сосна, клён, лиственница, ясен, ива.
Карточка 3.
Найди ошибки. Вычеркни неверные утверждения. Хорошо подумай.
Деревья | Кустарники | Травы |
липа | крыжовник | подорожник |
берёза | смородина | одуванчик |
сосна | калина | крапива |
Опрос учащихся.
а) В природе существуют невидимые нити. Расскажите, как в давние времена лесничий решил навести порядок в лесу? К чему это привело?
б) Расскажите о невидимых нитях в осеннем лесу на примере дуба.
IV. Введение в новую тему.
Слайд 4.
1. Сегодня мы продолжим изучать мир растений. Вы уже знаете, что растения делятся на деревья, кустарники и травы. А теперь мы посмотрим на растения с другой стороны.
2. Слайд 5 .Сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения.
- Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница и т.д.
- Растения одевают человека – лён, хлопок.
- Растения лечат человека – мать и мачеха, душица и т.д.
- Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо.
3. Слайд 6. Есть разные растения. Человек тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.
4. Слайд 7.
Учитель: Чем похожи и чем различаются ель и яблоня?
Учащиеся: Общее – деревья, различие – ель растёт в лесу, яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу.
5.Слайд 8.
Учитель: Чем похожи и чем различаются ягоды можжевельника и красной смородины?
Учащиеся: Общее – кустарники, можжевельник растёт в лесу, смородина – в саду, за ней ухаживает человек. Оба кустарника приносят пользу.
6. Слайд 9.Первая группа растений, выращивает которые человек, это культурные растения. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёмах. Это дикорастущие растения.
V. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями.
Слайды 10-12. (Фиалка, земляника, незабудка).
Учащиеся приводят свои примеры дикорастущих растений.
VI. Знакомство с культурными растениями.
- Слайды 13, 14. Овощные.(Перец, картофель, огурцы, морковь, чеснок).
- Слайд 15. Плодовые. (Груши, сливы, яблоки, груши).
- Слайд 16. Овощные и плодовые. Прилавок на рынке. (Апельсины, киви, бананы, гранат, капуста и т.д.).
- Слайд 17. Зерновые. (Пшеница). Показ учителем семян пшеницы.
- Слайд 18. Гречиха. Показ учителем семян гречихи.
- Слайд 19. Рис. Показ учителем семян риса.
- Слайды 20-23. Декоративные. (Роза, гладиолус, георгин. Клумба с цветами).
- Слайды 24-25. Прядильные. (Лён, хлопок). Показ учителем полотенец из хлопка и льна, сетки для украшения букетов.
VII. Работа по учебнику.
В учебнике на с.63 учащиеся зачитывают таблицу «Культурные и дикорастущие растения». Учащимся рекомендуется добавить по 2-3 названия каждой группы.
VIII. Загадки о растениях.
Слайд 26.
- Цветок, название которого совпадает с мужским именем. (Василёк)
- Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
- От этого растения пошла игра «Любит, не любит». (Ромашка)
IX. Рассказы учащихся о растениях.
Слайд 27.
- Лук. Самый распространённый овощ в мире – лук. Его остатки находят даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.
- Картофель. Родина картофеля – Южная Америка. В Россию картофель привёз император Пётр I из Голландии. Русские крестьяне не желали сажать картофель, а предпочитали сажать репу и капусту. Тем же, кто соглашался выращивать картофель, стали выдавать денежные премии.
- Крапива. Крапива – первое «витаминное» растение, которое появляется весной. Её листья и молодые побеги съедобны, а то, что она и «кусается», так это очень полезно для здоровья.
- Бархатцы. Это «мексиканцы» по происхождению. Из них делают духи и успокоительные лекарства. С помощью их аромата можно защищать жилища от назойливых мух.
Далее дети делают краткий обзор подготовленных сообщений о растениях.
X. Выставка работ учащихся.
Слайд 28.
(Гербарии, рисунки).
XI. Обобщение.
Слайд 29.
- Объясните, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.
- Расскажите, для чего люди выращивают культурные растения.
- Готовясь к уроку, учащиеся создали проект « Дикорастущие и культурные растения». Учитель показывает завершённый проект учащихся и благодарит всех за хорошую работу.
XII. Просмотр слайдов 30-37 «Как прекрасен этот мир!»
Домашнее задание: материал учебника – с.62-с.65, рабочая тетрадь – с.25.
Презентация
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai