6 класс. Биология. Однодольные растения. Семейство Лилейный. Семейство Злаки. Дикорастущие растения семейство лилейные
6 класс. Биология. Однодольные растения. Семейство Лилейный. Семейство Злаки - Однодольные растения. Семейство Лилейные. Семейство Злаки
Комментарии преподавателя
Класс Однодольные
|
***********************************************
Класс Однодольные, семейство Лилейные
Общие сведения
Лилейные однодольные растения. Зародыш имеет 1 семядолю. Корневая система мочковатая (см. Рис. 1).
Рис. 1. Корневая система однодольных
Жилкование листьев дуговое или параллельное. Листья сидячие, расположены поочередно или розеткой. Околоцветник простой (см. Рис. 2).
Рис. 2. Цветок лилии
Большинство представителей – однолетние травы, имеют корневище или луковицу.
Строение цветка лилейных
Строение цветка лилейных (см. Рис. 3)
Рис. 3. Цветок тюльпана
Цветки имеют простой околоцветник, 6 лепестков, расположенных в 2 слоя, 6 тычинок, 1 пестик. Правильные.
Формула цветка лилейных (см. Рис. 4):
Рис. 4. Формула цветка лилейных
Соцветие – кисть (ландыш).
Плоды лилейных
Плоды – сухие коробочки, раскрываются 3 створками (см. Рис. 5) (тюльпан), ягоды (ландыш).
Рис. 5. Плод тюльпана
Значение лилейных
Овощные культуры: лук, чеснок.
Ядовитые и лекарственные: ландыш майский, вороний глаз.
Декоративные: лилия, гиацинт, пролеска, тюльпан.
Декоративное значение в помещении – алоэ, дроцена.
Родина огородного лука – Китай и средняя Азия. Подземная часть – видоизмененный побег – луковица, и придаточные корни. Цветки собраны в шаровидное соцветие. Плод – коробочка.
Резкий запах лука обусловлен обилием эфирных масел. Содержит много сахаров, вкус которых перекрывают эфирные масла.
Объем семейства лилейные
Состав этого семейства неоднократно пересматривался учеными. Поэтому некоторые растения больше не входят в состав этого семейства. Это агавовые, луковые, амариллисовые, спаржевые, ландышевые и гиацинтовые.
В Америке люди выращивают агавы, как сельскохозяйственные культуры. Их используют для получения прочных волокон. Из них изначально изготавливалась джинсовая ткань.
Побеги спаржи и смилакса используют в пищу.
Практически важные лилейные
Лук и чеснок богаты фитонцидами – летучими веществами, которые угнетают другие живые организмы, в особенности, бактерии. Поэтому их используют в народной медицине.
Ландыши содержат вещества, влияющие на сердечную деятельность человека.
Класс Однодольные, семейство Злаки
Вегетативные органы злаковых растений
Представители – травы сухих безлесных местообитаний. Насчитывают около 10 000 видов семейства мятликовые.
Злаковые – однодольные растения. Мочковатая корневая система. Листья узкие, с параллельным или дуговым жилкованием. Узлы шире, чем междоузлия (см. Рис. 1).
Рис. 1. Фрагмент стебля пшеницы
Рост вставочный – происходит в результате деления клеток каждого междоузлия. Стебли могут одревесневать (бамбук).
Лист сидящий, имеет влагалище, которое охватывает стебель и защищает делящиеся клетки в междоузлиях (см. Рис. 2).
Рис. 2. Фрагмент стебля кукурузы
Язычок – пленчатый вырост в месте отхождения листовой пластинки от влагалища, который не позволяет воде проникнуть между стеблем и влагалищем (см. Рис. 3).
Рис. 3. Фрагмент стебля канареечника тростникового
Цветки мятликовых
Цветки мелкие, невзрачные. Собраны в соцветия: початок, колос, сложный колос, метелка.
В основании колоска имеются 2 колосковые чешуи (см. Рис. 4).
Рис. 4. Колосковые чешуи ржи
Цветки неправильные, двусторонне симметричные (см. Рис. 5). 2 внутренние и 2 наружные цветковые чешуи, 3 тычинки, 1 пестик, с двумя рыльцами.
Рис. 5. Цветок и колос ржи
Формула цветка злаковых (см. Рис. 6):
Рис. 6. Формула цветка злаковых
Плоды злаковых
Плод односемянный, зерновка (см. Рис. 7). Околоплодник и кожура сросшиеся. Эндосперм прилегает к семядоле.
Рис. 7. Зерновка
Значение злаковых растений
Пищевые культуры: пшеница, рис, кукуруза, рожь, овес, ячмень, просо.
Существует около 20 видов пшениц и множество сортов. Стебель пшеницы с пустотелыми междоузлиями и хорошо заметными узлами – соломина. Листья узкие, с параллельным жилкованием.
Цветки характерны для злаковых растений. Самоопыляемые растения.
Зерновки пшеницы используют для изготовления хлебобулочных и макаронных изделий.
Рожь – ветроопыляемое растение. Используется для выпекания черного хлеба.
Ячмень используется для изготовления ячневой и перловой круп, как кормовое растение.
Соцветие овса – метелка, на веточках которой сидят простые колоски. Самоопыляемое холодостойкое растение. Кормовая культура, используется для изготовления овсяной крупы.
Из проса изготавливают крупу – пшено. Стебли используют для изготовления веников.
Кукуруза – самый крупный среди культивируемых зерновых злаков. Междоузлия стебля заполнены паренхимой. От его основания отходят придаточные корни. Однодомное растение. Женские цветки образуют початок, мужские – метелку. Растение ветроопыляемое, перекрестноопыляемое.
Из сахарного тростника получают сахар.
Дикорастущие злаки: тростник, пырей, тимофеевка, ковыль.
Пырей ползучий – злостный корневищный сорняк. Тимофеевка луговая – кормовое растение. Зерновки ковыля разносятся ветром.
Щучка антарктическая (см. Рис. 8) – злаковое растение, живущее на берегах Антарктики.
Рис. 8. Щучка антарктическая
Технические культуры: кукуруза, сахарный тростник, бамбук.
Лекарственные растения: овес, пырей, жито.
Кормовые растения: стоколос, суданская трава.
Бамбуковые
Выделяют 2 группы бамбуковых растений, одни из них высокие и с прозрачными междоузлиями, другие – небольшие растения с неодревесневающими стеблями. Бамбуковые достигают 35 м в высоту. Бамбуковые цветут раз в 25 лет, и после цветения погибают – монокарпия. Способны к вегетативному размножению.
Могут использоваться для строения домов и плотов, изготовления посуды, одежды. Молодые побеги употребляют в пищу.
Сорта пшеницы
Выделяют твердые и мягкие сорта пшеницы. Эндосперм твердой пшеницы плотный, на срезе блестит, как стекло, содержит много клейковины (растительный белок). Твердая пшеница растет в средней и южной Европе. Эндосперм мягкой пшеницы богат крахмалом, но не так богат белком.
По способу выращивания выделяют озимую и яровую пшеницу. Яровую сеют ранней весной, до осени она дает урожай. Озимую высевают осенью, всходы успевают закуститься и зимуют под снегом. Весной опять набирают рост. Озимая пшеница созревает раньше яровой и может принести более высокий урожай.
Агротехника кукурузы
Глубоко уходящие корни кукурузы нуждаются в воздухе, поэтому почва под ее посадку должна быть очень рыхлой. Растения кукурузы светолюбивы, а их корни занимают большую площадь. Поэтому растения высевают далеко расположенными рядами. В день растению необходимо около литра воды. Растения убирают до первых заморозков.
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=2_5HmHDgwWs
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=MgkYOc2UABo
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=-jH502ItbFQ
источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/semejjstvo-lilejjnye1.html
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/klass-odnodolnye-semeystvo-lileynye
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/klass-odnodolnye-semeystvo-zlaki
источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/semejjstvo-zlakov.html
заставка http://www.youtube.com/watch?v=2_5HmHDgwWs
конспект http://biolicey2vrn.ru/index/klass_odnodolnye_semejstvo_lilejnye/0-69
http://x-uni.com/biologiya/6-klass/video/klass-odnodolnye-semeystvo-lileynye
http://x-uni.com/biologiya/6-klass/video/klass-odnodolnye-semeystvo-zlaki
www.kursoteka.ru
6 класс. Биология. Однодольные растения. Семейство Лилейный. Семейство Злаки - Однодольные растения. Семейство Лилейные. Семейство Злаки
Комментарии преподавателя
Класс Однодольные
|
***********************************************
Класс Однодольные, семейство Лилейные
Общие сведения
Лилейные однодольные растения. Зародыш имеет 1 семядолю. Корневая система мочковатая (см. Рис. 1).
Рис. 1. Корневая система однодольных
Жилкование листьев дуговое или параллельное. Листья сидячие, расположены поочередно или розеткой. Околоцветник простой (см. Рис. 2).
Рис. 2. Цветок лилии
Большинство представителей – однолетние травы, имеют корневище или луковицу.
Строение цветка лилейных
Строение цветка лилейных (см. Рис. 3)
Рис. 3. Цветок тюльпана
Цветки имеют простой околоцветник, 6 лепестков, расположенных в 2 слоя, 6 тычинок, 1 пестик. Правильные.
Формула цветка лилейных (см. Рис. 4):
Рис. 4. Формула цветка лилейных
Соцветие – кисть (ландыш).
Плоды лилейных
Плоды – сухие коробочки, раскрываются 3 створками (см. Рис. 5) (тюльпан), ягоды (ландыш).
Рис. 5. Плод тюльпана
Значение лилейных
Овощные культуры: лук, чеснок.
Ядовитые и лекарственные: ландыш майский, вороний глаз.
Декоративные: лилия, гиацинт, пролеска, тюльпан.
Декоративное значение в помещении – алоэ, дроцена.
Родина огородного лука – Китай и средняя Азия. Подземная часть – видоизмененный побег – луковица, и придаточные корни. Цветки собраны в шаровидное соцветие. Плод – коробочка.
Резкий запах лука обусловлен обилием эфирных масел. Содержит много сахаров, вкус которых перекрывают эфирные масла.
Объем семейства лилейные
Состав этого семейства неоднократно пересматривался учеными. Поэтому некоторые растения больше не входят в состав этого семейства. Это агавовые, луковые, амариллисовые, спаржевые, ландышевые и гиацинтовые.
В Америке люди выращивают агавы, как сельскохозяйственные культуры. Их используют для получения прочных волокон. Из них изначально изготавливалась джинсовая ткань.
Побеги спаржи и смилакса используют в пищу.
Практически важные лилейные
Лук и чеснок богаты фитонцидами – летучими веществами, которые угнетают другие живые организмы, в особенности, бактерии. Поэтому их используют в народной медицине.
Ландыши содержат вещества, влияющие на сердечную деятельность человека.
Класс Однодольные, семейство Злаки
Вегетативные органы злаковых растений
Представители – травы сухих безлесных местообитаний. Насчитывают около 10 000 видов семейства мятликовые.
Злаковые – однодольные растения. Мочковатая корневая система. Листья узкие, с параллельным или дуговым жилкованием. Узлы шире, чем междоузлия (см. Рис. 1).
Рис. 1. Фрагмент стебля пшеницы
Рост вставочный – происходит в результате деления клеток каждого междоузлия. Стебли могут одревесневать (бамбук).
Лист сидящий, имеет влагалище, которое охватывает стебель и защищает делящиеся клетки в междоузлиях (см. Рис. 2).
Рис. 2. Фрагмент стебля кукурузы
Язычок – пленчатый вырост в месте отхождения листовой пластинки от влагалища, который не позволяет воде проникнуть между стеблем и влагалищем (см. Рис. 3).
Рис. 3. Фрагмент стебля канареечника тростникового
Цветки мятликовых
Цветки мелкие, невзрачные. Собраны в соцветия: початок, колос, сложный колос, метелка.
В основании колоска имеются 2 колосковые чешуи (см. Рис. 4).
Рис. 4. Колосковые чешуи ржи
Цветки неправильные, двусторонне симметричные (см. Рис. 5). 2 внутренние и 2 наружные цветковые чешуи, 3 тычинки, 1 пестик, с двумя рыльцами.
Рис. 5. Цветок и колос ржи
Формула цветка злаковых (см. Рис. 6):
Рис. 6. Формула цветка злаковых
Плоды злаковых
Плод односемянный, зерновка (см. Рис. 7). Околоплодник и кожура сросшиеся. Эндосперм прилегает к семядоле.
Рис. 7. Зерновка
Значение злаковых растений
Пищевые культуры: пшеница, рис, кукуруза, рожь, овес, ячмень, просо.
Существует около 20 видов пшениц и множество сортов. Стебель пшеницы с пустотелыми междоузлиями и хорошо заметными узлами – соломина. Листья узкие, с параллельным жилкованием.
Цветки характерны для злаковых растений. Самоопыляемые растения.
Зерновки пшеницы используют для изготовления хлебобулочных и макаронных изделий.
Рожь – ветроопыляемое растение. Используется для выпекания черного хлеба.
Ячмень используется для изготовления ячневой и перловой круп, как кормовое растение.
Соцветие овса – метелка, на веточках которой сидят простые колоски. Самоопыляемое холодостойкое растение. Кормовая культура, используется для изготовления овсяной крупы.
Из проса изготавливают крупу – пшено. Стебли используют для изготовления веников.
Кукуруза – самый крупный среди культивируемых зерновых злаков. Междоузлия стебля заполнены паренхимой. От его основания отходят придаточные корни. Однодомное растение. Женские цветки образуют початок, мужские – метелку. Растение ветроопыляемое, перекрестноопыляемое.
Из сахарного тростника получают сахар.
Дикорастущие злаки: тростник, пырей, тимофеевка, ковыль.
Пырей ползучий – злостный корневищный сорняк. Тимофеевка луговая – кормовое растение. Зерновки ковыля разносятся ветром.
Щучка антарктическая (см. Рис. 8) – злаковое растение, живущее на берегах Антарктики.
Рис. 8. Щучка антарктическая
Технические культуры: кукуруза, сахарный тростник, бамбук.
Лекарственные растения: овес, пырей, жито.
Кормовые растения: стоколос, суданская трава.
Бамбуковые
Выделяют 2 группы бамбуковых растений, одни из них высокие и с прозрачными междоузлиями, другие – небольшие растения с неодревесневающими стеблями. Бамбуковые достигают 35 м в высоту. Бамбуковые цветут раз в 25 лет, и после цветения погибают – монокарпия. Способны к вегетативному размножению.
Могут использоваться для строения домов и плотов, изготовления посуды, одежды. Молодые побеги употребляют в пищу.
Сорта пшеницы
Выделяют твердые и мягкие сорта пшеницы. Эндосперм твердой пшеницы плотный, на срезе блестит, как стекло, содержит много клейковины (растительный белок). Твердая пшеница растет в средней и южной Европе. Эндосперм мягкой пшеницы богат крахмалом, но не так богат белком.
По способу выращивания выделяют озимую и яровую пшеницу. Яровую сеют ранней весной, до осени она дает урожай. Озимую высевают осенью, всходы успевают закуститься и зимуют под снегом. Весной опять набирают рост. Озимая пшеница созревает раньше яровой и может принести более высокий урожай.
Агротехника кукурузы
Глубоко уходящие корни кукурузы нуждаются в воздухе, поэтому почва под ее посадку должна быть очень рыхлой. Растения кукурузы светолюбивы, а их корни занимают большую площадь. Поэтому растения высевают далеко расположенными рядами. В день растению необходимо около литра воды. Растения убирают до первых заморозков.
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=2_5HmHDgwWs
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=MgkYOc2UABo
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=-jH502ItbFQ
источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/semejjstvo-lilejjnye1.html
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/klass-odnodolnye-semeystvo-lileynye
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/klass-odnodolnye-semeystvo-zlaki
источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/semejjstvo-zlakov.html
заставка http://www.youtube.com/watch?v=2_5HmHDgwWs
конспект http://biolicey2vrn.ru/index/klass_odnodolnye_semejstvo_lilejnye/0-69
http://x-uni.com/biologiya/6-klass/video/klass-odnodolnye-semeystvo-lileynye
http://x-uni.com/biologiya/6-klass/video/klass-odnodolnye-semeystvo-zlaki
www.kursoteka.ru
Многообразие и значение растений семейства лилейные
Разделы: Биология
Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений.
Задачи:
- а) образовательные: продолжить изучение признаков растений семейства лилейные; показать значения растений этого семейства для человека.
- б) развивающие: развивать умения работать с учебником и натуральными объектами; научить делать самостоятельные выводы и обобщения; продолжить формировать умение составлять морфологическое описание растения, выделять основные признаки внешнего строения семейства лилейные, записывать и читать формулы цветка.
- в) воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету; содействовать развитию коммуникативной культуры, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, воспитывать положительные мотивы к учению.
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный
Ход урока.
1. Организационный момент, введение в тему урока.
Слайды № 1,2. 2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать растения, которые относятся к классу однодольные.
Давайте вспомним признаки класса однодольные (ответы учащихся)
Индивидуальная работа по карточкам (6 человек).
Фронтальный опрос класса:
Какие семейства относятся к классу однодольные? (лилейные, злаковые) Мы рассмотрели 2 растения, которые относят к семейству лилейные. Это тюльпан и ландыш.
Почему такие разные растения относят к одному семейству? (они имеют общее строение цветка, плода).
Давайте вспомним основные признаки семейства лилейные: Слайд № 4.
- Строение цветка Ок(3+3)Т3+3 П1
- Плод - коробочка, ягода.
-Каковы жизненные формы растений семейства лилейные? Слайд №5
Задание №1. Под какими номерами помещены признаки растений семейства лилейные? Слайд № 6
- Околоцветник состоит из 6 листочков, похожих на лепестки.
- В цветке много тычинок.
- В цветке один пестик и шесть тычинок одинаковой величины.
- Околоцветник состоит из 5 чашелистиков и 5 лепестков.
- Плод - зерновка.
- Листья с параллельным или дуговым жилкованием.
- Плод - семянка.
- В цветке один пестик и 5 тычинок.
- Плод - ягода или трехстворчатая коробка.
- Растение многолетнее с луковицами или корневищами.
Задание №2 «Найди ошибку» Слайд № 7.
Правильный ответ: | |
Царство - Растения | Царство - растения |
Тип - Покрытосеменные | Отдел - Покрытосеменные |
Класс - Двудольные | Класс - Однодольные |
Род - Ландыш | Семейство - Лилейные |
Семейство - Крестоцветные | Род - Ландыш |
Вид - Ландыш майский | Вид - Ландыш майский |
2. Изучение нового материала:
Учитель: Давайте познакомимся с другими растениями семейства лилейные. В этом семействе есть пищевые культуры, лекарственные, ядовитые растения. Пищевые культуры - это лук, чеснок, спаржа. Слайд №8
Сегодня у нас на уроке работает устный журнал. Послушаем первую страницу нашего журнала.
Рубрика «А вы знаете, что...» (сообщения учащихся)
В России естественно произрастает и культивируется 300 видов лука. Наибольшего разнообразия луковые достигают в северном полушарии. Все луковичные - травянистые растения, многолетники. Листья прикорневые, бесчерешковые, узкие, линейные, дудчатые, трубчатые, вследствие разрушения внутренней паренхимы. Цветки до цветения заключены в пленчатый чехол и образует зонтичное соцветие, которое расположено на верхушке безлистного побега (в народе именуется цветочной стрелкой).
Плод - вскрывающаяся коробочка, семена мелкие, с обильным эндоспермом. В цветках имеются нектарники, привлекающие внимание насекомых, способствующие перекрестному опылению. Для луковичных характерно так называемое «живорождение». Суть его заключается в том, что в соцветиях при основании цветоножек образуются небольшие луковички. Эти луковички опадают, укореняясь дают нормальное растение. Такое «живорождение» очень обычно для чеснока, который почти не размножается семенами.
Лук как культурное растение сопутствует человеку с глубокой древности. Популярность лука и чеснока как ценных пищевых, лекарственных растений общеизвестна. В России наиболее культивируется лук - репчатый, и чеснок, происходящие из Средней Азии. В мировом сельском хозяйстве возделывают лук - батун (родом из Китая), лук - порей и шнит - лук, родина которого Западная Европа.
Во многих местах Кавказа и Сибири население широко использует в пищу дикорастущие виды лука победного и лука медвежьего, называемого в народе черемшой.
Все луки содержат витамин С. Лук, чеснок содержит летучие вещества - фитонциды, которые угнетают действие бактерий. Слайды № 9,10,11,12,13,14,15.
Лекарственные растения семейства: алоэ, купена лекарственная.
С лайд №15.
Учитель: Алоэ - родина Южная Америка, где он представлен древовидными формами. Целебные свойства некоторых видов алоэ известны еще с 1 в.н.э. «Столетник» второе название алоэ. Цветки красно - оранжевые, собраны в соцветия - кисть. Алоэ используют при лечении желудочно - кишечного тракта, при заживлении ран. Слайд № 17,18,19.
Дикорастущие виды - ирисы (касатики), гусиный лук, пролески, гиацинты,
майник, нарциссы, рябчики, шафран (крокус). Слайды № 20,21,22,23,24,25
Немного истории, (сообщение ученика).
Краски из растений (см. приложение 1) Слайд № 24
Рябчик, шафран - растения, занесенные в Красную Книгу. Слайд №25
Рыльца цветков шафрана используют в качестве красящей добавки в пищевой промышленности.
Ядовитые растения
Учитель: Среди лилейных растений есть и ядовитые растения
«А знаете ли, вы что...» (сообщение ученика).
Черемица лобеля - многолетнее растение, стебель прямой, высота 1-1,5 м. Листья темно - зеленые, крупные, снизу пушистые. Цветки, белые или зеленоватые, собраны в соцветие метелка.
Растет черемица на заливных и влажных горных лугах, сырых лесах. Все растение очень ядовито. В нем содержатся алкалоиды, смолянистые вещества. С давних времен этим растением пользовались в народе для борьбы с паразитами людей и скота.
Из неё готовили стрельный яд, приманки для ловли птиц. Индейцы Северной Америки пользовались корнем черемицы при выборе вождей. Самым стойким признавался тот, кто оказывался наиболее выносливым к рвотному действию корня черемицы. Несколько граммов свежего корня могут убить лошадь. Слайд №26
Безвременник осенний
Это многолетнее растение, стебелек невысокий: 10-15 сантиметров. Цветет в августе - сентябре, цветки розовые или фиолетовые. Растет в западных и юго - западных районах Европейской части России на влажных и сырых местах. Растение обладает горьким вкусом. В нем содержится ядовитый алколоид колхицин. Это капиллярный яд. Он действует на живую ткань, напоминая действие мышьяка. Поэтому его иногда называют растительным мышьяком.
Бывали случаи отравления сельскохозяйственных животных при выпасе их на засоренных безвременником лугах. Употребляя молоко от такой коровы можно заболеть. Известны случаи отравления людей вследствие поедания цветков илисемян безвременника. Слайд №27
Вороний глаз.
Имеет длинное ползучее корневище, невысокий стебель, 4 большихяйцевидных листа, расположенных крест- накрест. На верхушке стебля располагается зеленовато - желтый цветок, а в дальнейшем синевато - черная ягода. Эта ягода напоминает вороний глаз и с этим связано название растения. Встречается в лесах Европейской части страны, на Дальнем Востоке. Все растение ядовито, так как содержит сильнодействующие гликозиды парадин ипаристифин.
Опасность представляют в основном ягоды. Признаки отравления: тошнота, рвота, боли в животе, понос, расширение зрачков, головная боль. Отравления заканчиваются выздоровлением. Слайд №28
3. Рефлексия.
Задание №1. Определить правильные утверждения. Слайд № 29
- Все растения семейства лилейные - многолетние.
- У всех растений семейства лилейные образуют луковицы.
- Растения семейства лилейные имеют цветок с простым околоцветником.
- Плод у лилейных - семянка.
- Лилейные относятся к однодольным растениям.
- Листья у лилейных простые.
- Жилкование листьев перистое или сетчатое.
- Цветок имеет формулу Ч5Л5Т5П1
- Корневая система мочковатая.
Задание №2. Выбрать растения, которые относятся к семейству лилейные.
Слайд №30
- Тюльпан лесной
- Василек луговой.
- Пырей ползучий.
- Лук репчатый
- Рябина обыкновенная
- Спаржа лекарственная
- Лилия кудрявая
- Лилия саранка
- Рожь посевная
- Ландыш майский
- Чеснок посевной
- Алоэ древовидное
- Чина лесная.
- Малина обыкновенная
Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 10, 11,12.
Задание №3. « Узнай название растения»
Определить вид растения и написать порядок определения. Работа с гербарием (в парах).
Задание№4. Определить систематическое положение растений: Слайд №31.
- вариант - купена лекарственная
- вариант - дурман обыкновенный.
Задание № 5 « Найди лишнее слово». Слайд № 32
РАЖСПА КНЕСОЧ КЛИЕСАВ ШДПНЛЫ ЦИГАНИТ
Лишнее слово - василек (семейство сложноцветные).
4. Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, давайте еще раз вспомним и назовем признаки лилейных.
Основные признаки лилейные:
- Формула цветка: Окз+з Тз+зП1
- Плод - трехстворчатая коробочка (тюльпан) или ягода (ландыш, спаржа).
- Жизненные формы: травы, древовидные, лианы.
- Цветут весной и быстро отцветают. В жаркое время сохраняются в виде луковиц или корневищ.
Презентация
Приложение 1
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai