Виды информации которые способны получать животные и растения. Конспект урока и презентация по теме "Информация, виды и свойства" 8 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Виды информации в информатике. Понятие и виды информации. Виды информации которые способны получать животные и растения


Виды информации в информатике. Понятие и виды информации :: SYL.ru

Любой человек каждый день сталкивается с большими объемами различной информации. Она разнообразна, может быть полезной или не очень. Но в любом случае без нее невозможно жить. К информации имеет прямое отношение наука информатика, это объект ее изучения. Ниже мы рассмотрим понятие и виды информации.

Информация – это первичное, базовое понятие в информатике. Его невозможно определить с помощью других, так как их еще нет. Проблема определения осложнена тем, что это понятие используется во многих науках (кибернетика, информатика, биология, физика и др.), и в каждой из них оно связано с разными системами научных знаний.

Информация и физика

В физике есть понятие "энтропия системы", которое является мерой хаоса, беспорядка для термодинамической системы, информация же (антиэнтропия) – это мера ее сложности и упорядоченности. Если увеличивается ее сложность, то величина энтропии становится меньше, а величина информации растет. Подобный процесс, при котором увеличивается информация, возникает в открытых, саморазвивающихся, обменивающихся энергией и веществом с окружающей средой системах живой природы (белковые организмы и молекулы, популяции животных). Можно сказать, что в физике информацию рассматривают как антиэнтропию.

Информация и биология

В биологии, изучающей живую природу, информация связана с целесообразным поведением живых организмов. Это поведение строится согласно полученным организмом сведениям о внешней среде.

В биологии понятие «информация» применяется также при исследованиях механизмов наследственности, так как известно, что генетическая информация способна передаваться по наследству и храниться в каждой клетке живого организма. Все сведения о строении организмов содержат в себе такие молекулярные структуры как гены. Ученые, зная это, могут создавать точную копию организмов из всего лишь одной клетки (клонирование).

Информация и кибернетика

Кибернетика – это наука об управлении, понятие «информация» в ней связывается с процессами управления в достаточно сложных системах (технических устройствах, живых организмах). Нормальное функционирование технического устройства или жизнедеятельность каждого организма зависят от управления, благодаря которому могут поддерживаться в нужных пределах значения их параметров. Получение, хранение, преобразование и передача информации – это процессы управления.

Определения понятия «информация»

Информация – это различные сведения о явлениях и объектах окружающей среды, а также об их свойствах, состояниях и параметрах, которые способны уменьшить имеющуюся неопределенность неполноты знаний о них. Это одна из исходных общенаучных категорий, которая отражает структуру материи и способы ее познания, она не может быть сведена к другим, более простым понятиям.

Информация – это представление (понимание, интерпретация, смысл), которое возникает в аппарате мышления человека, сразу после того как он получает данные, взаимоувязанное с предшествующими понятиями и знаниями. Это содержание сигнала или сообщения, сведения, которые рассматриваются в процессе их восприятия или передачи.

Особенность информации

У информации существует характерная особенность, которая отличает ее от прочих объектов общества и природы – это дуализм, так как на ее свойства могут влиять свойства данных, которые составляют ее содержательную часть, а также методов, которые взаимодействуют с данными в ходе информационного процесса.

Исключительность информации

Информация проявляется только в том случае, если имеются объекты, которые находятся в контакте между собой. Обмен ею происходит не между любыми объектами, а только между теми, которые являются организованной структурой (системой). Элементами такой системы могут являться не обязательно люди: обмен различными сведениями может осуществляться между животными и растениями, живой и неживой природой, устройствами и людьми.

Виды информации в информатике

Человек всю свою историю пытался преобразовать природу и общество, в ходе этого возникала все новая и новая информация. Мы рассмотрим все виды информации. Таблица представлена ниже.

Виды информации
По форме представленияПо способам восприятияПо типу сигнала

Графическая

Числовая

Звуковая

Текстовая

Визуальная

Комбинированная

Аудиальная

Тактильная

Обонятельная

Вкусовая

Аналоговая (непрерывная)

Знаковая (дискретная)

Далее рассмотрим виды информации в информатике более подробно.

Виды информации по форме представления

Информация может быть представлена разными формами. Мы воспринимаем текстовую информацию (представленную в виде символов алфавита какого-либо языка), читая книги, журналы, газеты, ищем ее в текстовом виде по средствам сети Интернет. Одновременно с ней можем получать и символьные сведения, которые состоят из цифр в различных системах счисления. Глядя на всевозможные иллюстрации, картины, схемы, чертежи, графики, мы способны воспринять графический вид информации. Звуковые сообщения поступают к нам от других людей, которые говорят что-то, мы слышим их с помощью радио, звуковоспроизводящих устройств. Но чаще всего мы предпочитаем комбинированный вид получения сведений, когда нам, например, не только рассказывают, но и показывают; рассказывают и дают прочитать это самостоятельно. Он оказывает на нас наибольшее влияние. Рассмотренные виды информации в информатике встречаются постоянно в повседневной жизни любого человека, и мы вольно или невольно воспринимаем ее, она откладывается у нас памяти.

Виды информации по способам восприятия

Урок информатики, на котором рассматриваются виды информации, способен дать сведения о том, что она может быть воспринята по-разному, разными органами чувств. Визуальная - воспринимается при помощи зрения, аудиальная – слуха, тактильная – ощущений, обонятельная – запаха, а данные о вкусе дает нам язык. Отдельные виды информации в информатике могут восприниматься разными людьми по-разному. Кто-то больше запоминает, если что-то услышал, другой – если увидел, а третий – если потрогал.

Виды информации по типу сигнала

В информатике принято различать основные виды информации: аналоговую (непрерывную) и знаковую (дискретную). Знаковая может передаваться, обрабатываться и храниться в виде множества различных символов. Ее можно содержать в рукописных и печатных документах, она способна отразить состояние цифровых автоматов и т. п. Противоположностью этому виду является непрерывная информация, которая воплощается в звуковых, зрительных и прочих образах, ее еще можно наблюдать в непрерывных траекториях процессов (кардиограмма, осцилограмма).

Можно сказать, что все сведения могут быть представлены в аналоговом виде (свет, звук) или последовательностью отдельных сигналов (компьютерный код, электрические импульсы).

Рассмотренные выше понятие и виды информации дают понять, как она многообразна и многолика. Каждый из нас ее постоянно воспринимает, обрабатывает, передает. Без нее невозможна наша жизнь. Виды и средства информации менялись на протяжении истории человечества. От зарубок на стенах пещер и примитивной речи мы перешли к современному уровню развития.

www.syl.ru

2. Виды информации. Представление информации.

sites.google.com

Виды информации. Представление информации.

По способу восприятия информации человеком можно выделить визуальную (зрительную), аудиальную (звуковую), обонятельную (запахи) вкусовую, тактильную (осязательную), вестибулярную и мышечную информацию (рис.3).

Рис. 3.Виды информации по способу восприятия

Визуальную информацию люди воспринимают с помощью глаз. Человек может увидеть объект или явление, букву или цифру, картину или фильм, схему или карту, жест или танец. Аудиальную информацию люди воспринимают с помощью ушей. Человек может услышать произвольные звуки, шум, музыку, пение и речь. Обонятельную информацию, или запахи, человек воспринимает с помощью носа. Запах можно охарактеризовать как терпкий или пряный, приятный или неприятный, тяжелый или легкий. Вкусовую информацию человек воспринимает с помощью языка. Вкус может быть горький или сладкий, кислый или соленый. Тактильную информацию человек воспринимает кожей. Прикасаясь к предмету, можно определить его температуру (холодный или горячий) и вид поверхности (гладкая или шероховатая, мокрая или сухая). Вестибулярную информацию человек воспринимает с помощью вестибулярного аппарата, который отслеживает положение тела человека в трехмерном пространстве. Летя в самолете и не видя горизонта, человек может определить, куда и как он перемещается: вверх или вниз, вправо или влево, ускоренно или замедленно. Мышечную информацию люди воспринимают с помощью мышц. Закрыв глаза, человек не пронесет ложку с супом мимо своего рта, может дотронуться указательным пальцем до своего носа, сравнить массу гирь, одинаковых на ощупь.

Воспринимать информацию могут не только люди, но и животные, и растения. Однако в отличие от людей, восприятие информации животными и растениями имеет свои особенности. Например, слоны способны воспринимать звуки, которые не слышит человек, у собак лучше всего развито обоняние, у летучих мышей – слух, а растения могут получать информацию с помощью корней и листьев. Несмотря на эти особенности, в живой природе, так же как и в мире людей, информация играет важную роль в обеспечении жизненных процессов. Воспринимаемую с помощью органов чувств информацию человек стремится выразить так, чтобы она была понятна другим. Одну и ту же информацию, в зависимости от цели деятельности, можно выразить разными способами и представить в разной форме.

По форме представления принято выделять числовую, текстовую, графическую, звуковую и комбинированную информацию (рис. 4).

 

Рис. 4. Виды информации  по форме представления

Например, если человек хочет выучить слова песни наизусть, то, скорее всего, он запишет стихи с помощью букв. В этом случае информация будет представлена в текстовой форме. Запомнить мелодию песни позволит прослушивание этой песни в исполнении певца или музыканта. В этом случае информация будет представлена в звуковой форме. Образ, навеянный стихами или мелодией, можно изобразить в графической форме с помощью рисунка. 

Для того чтобы выяснить количество поклонников исполнителя песни, необходимо их подсчитать и результат представить в числовой форме. Каждая из этих форм представления информации имеет свои особенности. Графическая информация наиболее доступна, так как срезу передает визуальный образ. 

С помощью текстовой и звуковой информации можно представить исчерпывающие разъяснения. Числовая информация дает возможность проводить различные сравнения и вычисления. Поэтому чаще всего информацию представляют в комбинированной форме. Частным случаем комбинированной информации является мультимедийная информация, когда текстовая и числовая информация сочетается со звуковой и графической информацией, с видеоизображением.

Для представления информации человек использует различные знаки. Один и тот же знак может иметь разный смысл. Если человек наделил знак  смыслом, то этот знак называют символом

Например, нарисованный овал может означать или букву «О», или цифру ноль, или химический элемент кислород, или геометрическую фигуру. В нашем примере нарисованный овал – это знак. Буква, цифра и обозначение химического элемента являются символами.

Для того чтобы понимать смысл информации, представленной с помощью символов, человеку необходимо знать не только символы, но и правила составления сообщений из этих символов. Говоря другими словами, человеку необходимо знать язык. Язык может быть разговорным, языком рисунков, мимики и жестов, языком науки и искусства.

Выделяют естественные (разговорные) и искусственные языки (рис. 5).

Естественные языки исторически сложились в процессе развития человеческой цивилизации. К естественным языкам относятся русский, английский, китайский и многие другие языки. В мире насчитывается более 10 тыс. разных  языков, диалектов и наречий.

Рис. 5. Виды языков

Искусственные языки специально созданы для профессионального применения в какой-либо области человеческой деятельности. Некоторые искусственные языки складывались в течение длительного исторического периода, например язык математических обозначений. С этой точки зрения они мало отличаются от естественных языков. Примерами искусственных языков являются эсперанто, языки программирования, язык математики, язык химии, язык логики, язык флажков на флоте, язык дорожных знаков.

Некоторые естественные языки имеют искусственно созданные алфавиты. Так, например, авторами русского языка являются Кирилл и Мефодий.

Представление информации с помощью определенного языка всегда связано с алфавитом. Алфавит содержит конечный набор символов, из которых можно составить как угодно много слов. Все символы в алфавите упорядочены.

Количество символов в алфавите называют мощность алфавита.

Например, текст может быть представлен с помощью букв русского или английского алфавита, а число – с помощью алфавита десятичных цифр. В каждом из этих алфавитов буквы и цифры расположены в определенном порядке. Мощность русского алфавита составляет 33 буквы, мощность английского алфавита – 26 букв, а мощность десятичного алфавита – 10 цифр.

Представленную информацию можно преобразовать из одной последовательности знаков в другую, не задумываясь о смысле сообщения. Такой процесс преобразования сообщения называется кодированием. Обратный процессом кодированию является процесс декодирования. Для того чтобы выполнить кодирование или декодирование, необходимо знать правила перевода одних знаков в другие знаки. Говоря другими словами, надо знать код или шифр.

По мере развития средств появились различные способы кодирования информации. Например, кодирование с помощью азбуки (кода) Морзе (длительный сигнал – тире, короткий сигнал – точка, нет сигнала – пауза), с помощью двоичного кода (нет сигнала – 0, есть сигнал – 1). Кодирование используется для представления информации в такой форме, которая будет наиболее удобна для работы человека или технического устройства. Например, человеку удобно и привычно работать с десятичными числами, а компьютер настроен на работу с двоичными числами. Поэтому десятичное число, введенное с помощью клавиатуры компьютера, кодируется в двоичное число. При выводе числа на экран монитора происходит декодирование из двоичного числа в десятичное число. Кодирование информации необходимо не только для ее рационального  представления, но и для ее эффективной защиты. Не случайно другим примером кода является пин-код сотового телефона или банковской карточки, а также код, используемый в качестве ключа от цифрового замка дорожной сумки.

Конспект урока и презентация по теме "Информация, виды и свойства" 8 класс

Урок 2. Информация. Виды информации

Цели: составить представление об информации; освоить понятие «ин­формационный объект»; различать виды и свойства информации.

Задачи:

Образовательные: 1. Сформировать у учащихся понятие информации, представление о видах информации и её свойствах.

Развивающие: 2. Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке.

Воспитательные: 3. Воспитывать стремление к постоянному совершенствованию навыков использования компьютера.

Ход урока

  1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места

2. Актуализация знаний

1) фронтальный опрос ЭОР1

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75293/?interface=catalog&subject=19

-Что изучает информатика?

-Почему возникла необходимость в новой науке?

-Знания каких научных направлений легли в основу информатики?

Соедините стрелками понятия, наиболее подходящие друг для друга.

Середина XVI века

Владение навыками использования

различных технических устройств

Информационное общество

Открытие электричества

Конец XIX века

Развитие промышленности

Информационная культура

Увеличение доли умственного труда

Индустриальное общество

Персональный компьютер

70-е годы XX века

Книгопечатание

Первая информационная революция

Проблема информационного обще­ства

Информационное неравенство

Появление письменности

Выслушайте ответы на вопросы уровня применения.

Подготовка к изучению нового материала.

Учащимся предлагается самостоятельно узнать тему урока, для этого предлагается слайд с ребусом, в котором зашифрована тема урока (информация). Далее учитель сообщает тему урока

Действительно. Сегодня на уроке вы узнает, что такое информация, способы представления и передачи информации.

Изучение нового материала

Что вы понимаете под информацией?

Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой.

Попробуйте сформулировать понятие информации в различных науках.

В математике-это сведения, которые человек создал с помощью умозаключения;

В биологии – генетический код человека.

В обычной жизни -сведения, сообщения, осведомленность о положении дел.

В толковом словаре Ожегова информация — это:

  • сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, вос­принимаемые человеком или специальным устройством.

  • сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-ни­будь.

  1. Кто или что работает с информацией с точки зрения информатики? (Ответ: человек и ЭВМ.)

  2. Что для человека значит информация? (Это его знания и сведения об окружающем мире.)

  3. Что такое информация с точки зрения вычислительной техники? {Это сигналы.)

Таким образом,

Информация (от латинского information - «сведения, разъяснения, изло­жение») — это знания человека, которые он получает из окружающего мира и которые реализует с помощью вычислительной техники.

Итак, в разных научных дисциплинах и в разных областях техники сущес­твуют разные понятия информации. Но есть общие черты, которые объеди­няют это разные подходы.

Упражнение

  1. Что нужно сделать, чтобы информация появилась? (Создать, найти, искать, собрать.)

  2. У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина в памяти, мелодия в «голове», код к сейфу). Что я могу с ней сделать? (Передать, распространить, использовать, копировать, разделить.)

  3. Есть ли ситуация, в которой я не смогу ее передать? (Помехи.)

  4. Что можно сделать с информацией, находящейся у вашего друга? (По­лучить, разрушить, упростить.)

  5. Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информации (сло­жить два числа, перевести текст с английского на русский, расшиф­ровать код ДНК, сделать коллаж, получить закон физики, поставить диагноз)? (Обработать, преобразовать.)

  6. С помощью чего информация передается (текст письма, видеофильм, картина, код ДНК, список класса, наскальные рисунки, компьютер­ная программа)? (Бумага, кассета, ген, классный журнал, камень, жес­ткий диск.)

  7. Как информация добирается до получателя (текст, мелодия, рисунок, электронное письмо)? (Воздух, телекоммуникационные каналы.)

Вывод: понятие информации во всех без исключения сферах предполага­ет создание, передачу, обработку и хранение информации. Все эти процес­сы называются информационными.

Вспомним о том, что информация является частью окружающего нас мира, т.е. его объектом. И как любой объект информация должна обладать некоторыми свойствами, позволяющими отличать ее от других объектов. Что же это за свойства?

Можно привести немало разнообразных свойств информации. Связано это с тем, что (как вам уже известно) в разных науках существует свое оп­ределение понятия информации. Соответственно и свойства информации рассматриваются с точки зрения каждой научной дисциплины. Для инфор­матики наиболее важными представляются следующие свойства: объектив­ность, полнота, достоверность, адекватность, доступность и актуальность.

Запишем все перечисленные свойства информации в виде следующей таблицы:

Свойства

Его признаки

Пример

Объективность и субъектив­ность

Зависимость от

Человеческого фактора

  • Фотоснимок природно­го объекта более объекти­вен, чем картина, нарисо­ванная человеком.

  • Игра «Глухой телефон».

  • У разных стран и наро­дов одни и те же события выглядят по-разному

Полнота

Характеризует качество и достаточность информации

Рассматривая растение на фотографии, мы получа­ем меньше информации о нем, чем рассматривая его непосредственно на лугу

Актуальность

Это степень соответствия информации текущему мо­менту времени

  • Прогноз погоды на се­годня более актуален, чем на вчера.

  • Предупреждения о различных природных катастрофах

Достоверность

Зависит от уровня «ин­формацион­ного шума». Чем он выше, тем меньше достоверность информации, тем большее ее количество необходимо и более сложные операции ее обработки

  • Если мешать разго­вору двух людей, досто­верность информации уменьшается.

  • Просматривая слайд, мы получаем более досто­верную информацию, чем с картинки в учебнике.

  • Не вся информация в Интернете обладает до­стоверностью

Доступность

Мера возмож­ности получить ту или иную информацию

Если у вас нет компьюте­ра, то информация в кни­ге для вас более доступна, чем на компакт-диске

Свойства информации

ЭОР 2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/91c00bd4-8d59-436d-ab7a-ad93863481b0/%5BINF_014%5D_%5BQS_01%5D.html 

По способу восприятия человеком информация может быть разделена на следующие виды:

• Аудиальная (звуковая) – ее мы получаем с помощью слуха;

• Визуальная (зрительная) – ее мы получаем с помощью зрения;

• Обонятельная – ее мы получаем с помощью обоняния;

• Вкусовая – ее мы получаем с помощью вкуса;

• Тактильная – ее мы получаем с помощью осязания

ЭОР 3 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b9804a1c-5600-443a-9e76-1b2a7bd471b3/%5BINF_009%5D_%5BQS_02%5D.html

ЭОР 4 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48633053-164c-4416-90d6-1123228311c0/%5BINF_009%5D_%5BQS_04%5D.html

Это интересно знать!

Около 80-90% информации здоровый человек получает при помощи органов зрения (визуально), примерно 8-15% - при помощи органов слуха (аудиально) и только 1-5% - при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). А вот, например, лисы, собаки и многие другие животные основную часть информации получают с помощью носа. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация - звуковая. 

Закрепление

Выполнение теста

ЭОР 5 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/117a9cdc-1b1d-4f0c-94c4-21f2644d5dce/index_listing.html

Домашнее задание.

Написать о видах информации, которые способны получать животные и растения (какие виды информации являются главными для того или иного животного или растения.

multiurok.ru

Информация, информационные процессы. - информатика, уроки

Данный конспект урока предназначен для 8 классов. В ходе его проведения обучающиеся знакомятся с информацией, ее видами и формами, узнают о способах представления и ее передачи, осваивают информационные процессы. Данный урок представляет вводную часть – теорию, после которой обучающиеся изучают практику, учатся измерять информацию.

Цель урока: формирование у обучающихся понятия «информация», способы представления и передачи информации.

Основные задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать понятие «информации»;
  • рассмотреть различные способы представления информации;
  • в игровой форме показать возможности искажения информации при ее передаче;
  • содействие успешному усвоению учащимися учебного материала по курсу информатики.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательность, стремление довести дело до намеченного результата;
  • установление взаимных контактов и обмен опытом между обучающимися и учителем.

Развивающие:

  • развитие логического мышления, умение взглянуть на привычное с неожиданной стороны.
  • выявление одаренных, творчески мыслящих учащихся.
  • стимулирование познавательной активности обучающихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения:

технические, наглядные и программные средства:

  • персональные компьютеры;
  • проектор;
  • презентация «Информатика. Свойства, виды и представление, процессы»
  • программа «Профилактика для глаз» разработанная в гимназии;

раздаточные материалы: карточки с заданием.

План урока.

1.     Организационный момент.

2.     Разминка: задания на развития памяти и внимания.

3.     Формулировка темы.

4.     Изучение нового материала.

5.     Выполнение заданий.

6.     Физкульт – минутка.

7.     Выполнение заданий.

8.     Профилактика для глаз.

9.     Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание.

Ход урока

1.     Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Меня зовут ….. Давайте мы с вами познакомимся и проверим все ли присутствуют на уроке.

(Проверка присутствующих: учитель называет фамилию ученик встает).

2.     Формулировка темы урока.

Учитель: Внимание на экран!

(На экране демонстрируется презентация с изображение ребуса. Рисунок 1)

Учитель: Что зашифровано в нашем ребусе?

Ученики: Информация.

Учитель: Действительно. Сегодня на уроке вы узнает, что такое информация, способы представления и передачи информации. (На экране демонстрируется презентация с изображение темы урока. Учащиеся записывают тему в тетрадях.).

3. Изучение нового материала.

Учитель: Информацию мы начинаем получать с колыбели. Без информации человек не мог бы жить. Получая информацию мы учимся разговаривать, играть, читать. Общение людей друг с другом и в школе, и на улице и на работе связано с получением информации. Итак, кто мне скажет, что такое информация?

Ученик: Информация – это сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков или символов.

Учитель: Таким образом, в житейском смысле под информацией понимают знания, новые интересные сведения. Информации  мы также получаем, когда читаем книги, слушаем радио, смотрим телевизор. Можно о любом предмете дать информацию. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. Какие у вас есть органы чувств?

Ученик: Зрение, слух, обоняние, осязание, слух.

4. Выполнение заданий.

Задание 1. Задание на компьютере “Как мы получаем информацию”. Ученики слушают объяснение с ПК. После выполнения задания обсудить с учащимися, какие есть виды информации и записать их в тетрадь:

  • Аудиальная (звуковая) – ее мы получаем с помощью слуха;
  • Визуальная (зрительная) – ее мы получаем с помощью зрения;
  • Обонятельная – ее мы получаем с помощью обоняния;
  • Вкусовая – ее мы получаем с помощью вкуса;
  • Тактильная – ее мы получаем с помощью осязания.

Задание 2.  Игра «Выбери нужное». Каждому ученику выдаются карточки с заданием. Они должны выбрать нужный пример заданного вида информации, один из учащихся выполняет задание на магнитной доске выбирая из предоставленных ему табличек нужную. После выполнения задания проверяют, что получилось на доске и у каждого на месте. Каждый из учеников ставит себе отметку. Карточки с выполненными заданиями сдаются учителю.

Карточка 1. Выберите примеры звуковой информации: шум дождя,  вид из окна, вкус персика,  лай собаки, запах духов. (Шум дождя, лай собаки.)

Карточка 2. Выберите примеры визуальной информации: смотрим телевизор, слушаем прибой, пьем чай, рассматриваем картинку. (Смотрим телевизор, рассматриваем картинку.)

Учитель: Давайте рассмотрим формы информации (на экране демонстрируется слайд «Формы информации» рисунок 2)

5. Физкульт – минутка.

Учитель. А теперь отдохнем!

Если вы уже устали –

Сели, встали, сели, встали,

Разговаривать не надо,

Приседайте до упада,

Сели, встали, сели, встали,

6. Выполнение заданий.

Учитель. Давайте поиграем в игру «ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ» и узнаем один из способов получения информации.

Задание 3. Игра  «ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ».

Один ученик выходит из класса. Оставшиеся задумывают какой-либо предмет, находящийся в классе. Ученик входит и начинает задавать вопросы для выяснения, какой предмет загадан. Причем вопросы нужно задавать так, чтобы на них можно было ответить либо «да», либо «нет».

Цель данной игры: показать учащимся, что информацию можно получить, задавая вопросы и получая на них ответы.

Задание 4. Задание на компьютере: Выполнить задание на компьютере. Программа “Мир информатики” 1 год обучения. “ Способы получения и представления информации ”. Ученики слушаю лекцию с компьютера и выполняют практические задания.

Задание 5. ИГРА «ТЕЛЕФОН».

Эта игра напоминает игру «испорченный телефон», только цель здесь другая: постараться сохранить информацию, сообщенную учителем.

Цель данной игры: показать возможный способ передачи информации и сделать вывод о том, что чем длиннее канал передачи информации, тем более вероятно её искажение.

Учитель: Но чтобы люди могли обмениваться информацией, они постоянно должны задавать себе вопрос: Понятно ли они собеседнику? Давайте поговорим о свойствах информации:

  1. Понятная для всех участников обмена информацией (диалог)
  2. Полезная – дискуссия приобретает практическую ценность (образовательные сайты)
  3. Достоверная и актуальная (газеты, радио, телевидение)
  4. Полная и точная (наука математика)

Единицы измерения информации:

Учитель: Для измерения длины в качестве единицы измерения выбран метр, для измерения массы – кг и т.д. Но для измерения информации необходимо ввести единицу измерения. Такой единицей является 1 бит.

8 бит = 1 байт

1 Кбайт = 1024 байт

1 Мбайт = 1024 Кбайт

1 Гбайт = 1024 Мбайт

Учитель: Таким образом, под информацией понимают знания, новые сведения. А процессы, связанные с хранением, обработкой, передачей информации, называются информационными процессами. Давайте их рассмотрим подробнее:

  • Хранение информации – люди хранят информацию либо в уме (внутренний носитель), либо на внешних носителях (бумага, блокнот). Те сведения, которые мы помним, нам всегда доступны. А если не помним, то поможет записная книжка или справочник. Память человека можно назвать оперативной, то есть быстрой. Сохраненная информация в памяти человеком воспроизводится мгновенно. Память человека можно назвать внутренней памятью, а блокнот или бумагу внешней памятью.
  • Передача информации может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, телевидения, интернет. Такие средства называются каналами передачи информации.

В процессе передачи информация может искажаться или теряться. Этот процесс всегда двусторонний: есть источник и приемник информации. Слушая урок, ученик является приемником информации, а отвечая на заданный вопрос учителя – источником и обратно. (на экране проецируется слайд со схемой передачи и получения информации. Рисунок 3)

  • Обработка информации заключается в том, что новая информация получается путем вычислений или логических рассуждений, произведенных над исходной информацией (перевод текста, исправление ошибок, вычисление площади фигуры).

К этому процессу относится и кодирование информации. Это преобразование формы информации в новую форму, удобную для ее хранения, передачи и обработки. (азбука Морзе или телефонный разговор). (На экране проецируется слайд со схемой кодирования на примере телефонов. Рисунок 4)

Компьютер тоже переводит нашу информацию в форму, которая понятна ему в виде 0 и 1.

Еще одной разновидностью является сортировка (упорядочивание, например по алфавиту).

И еще одна разновидность этого процесса называется поиск информации (в энциклопедии, в справочнике, тетради).

7. Профилактика для глаз: (выполняется всем классом гимнастика для расслабления глаз).

8. Подведение итога урока. Обобщаем материал урока и отмечаем особо отличившихся учащихся, активно участвующих в уроке.

9. Домашнее задание. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить написать о видах информации, которые способны получать животные и растения (какие виды информации являются главными для того или иного животного или растения).

Просмотр содержимого документа «Информация и ее виды, Недорезова Е.И., МБОУ СОШ №6, Бугульма»

Урок по теме: «Информация, ее свойства, информационные процессы.

Способы представления и передачи информации»

Недорезова Екатерина Игоревна, муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан,

учитель информатики

Данный конспект урока предназначен для 8 классов. В ходе его проведения обучающиеся знакомятся с информацией, ее видами и формами, узнают о способах представления и ее передачи, осваивают информационные процессы. Данный урок представляет вводную часть – теорию, после которой обучающиеся изучают практику, учатся измерять информацию.

Цель урока: формирование у обучающихся понятия «информация», способы представления и передачи информации.

Основные задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать понятие «информации»;

  • рассмотреть различные способы представления информации;

  • в игровой форме показать возможности искажения информации при ее передаче;

Воспитательные:

  • воспитывать внимательность, стремление довести дело до намеченного результата;

  • установление взаимных контактов и обмен опытом между обучающимися и учителем.

Развивающие:

  • развитие логического мышления, умение взглянуть на привычное с неожиданной стороны.

  • выявление одаренных, творчески мыслящих учащихся.

  • стимулирование познавательной активности обучающихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения:

технические, наглядные и программные средства:

  • персональные компьютеры;

  • проектор;

  • презентация «Информатика. Свойства, виды и представление, процессы»

  • программа «Профилактика для глаз» разработанная в гимназии;

раздаточные материалы: карточки с заданием.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Разминка: задания на развития памяти и внимания.

  3. Формулировка темы.

  4. Изучение нового материала.

  5. Выполнение заданий.

  6. Физкульт – минутка.

  7. Выполнение заданий.

  8. Профилактика для глаз.

  9. Подведение итогов урока.

  10. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Меня зовут ….. Давайте мы с вами познакомимся и проверим все ли присутствуют на уроке.

(Проверка присутствующих: учитель называет фамилию ученик встает).

  1. Формулировка темы урока.

Учитель: Внимание на экран!

(На экране демонстрируется презентация с изображение ребуса. Рисунок 1)

Учитель: Что зашифровано в нашем ребусе?

Ученики: Информация.

Учитель: Действительно. Сегодня на уроке вы узнает, что такое информация, способы представления и передачи информации. (На экране демонстрируется презентация с изображение темы урока. Учащиеся записывают тему в тетрадях.).

3. Изучение нового материала.

Учитель: Информацию мы начинаем получать с колыбели. Без информации человек не мог бы жить. Получая информацию мы учимся разговаривать, играть, читать. Общение людей друг с другом и в школе, и на улице и на работе связано с получением информации. Итак, кто мне скажет, что такое информация?

Ученик: Информация – это сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков или символов.

Учитель: Таким образом, в житейском смысле под информацией понимают знания, новые интересные сведения. Информации мы также получаем, когда читаем книги, слушаем радио, смотрим телевизор. Можно о любом предмете дать информацию. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. Какие у вас есть органы чувств?

Ученик: Зрение, слух, обоняние, осязание, слух.

4. Выполнение заданий.

Задание 1. Задание на компьютере “Как мы получаем информацию”. Ученики слушают объяснение с ПК. После выполнения задания обсудить с учащимися, какие есть виды информации и записать их в тетрадь:

  • Аудиальная (звуковая) – ее мы получаем с помощью слуха;

  • Визуальная (зрительная) – ее мы получаем с помощью зрения;

  • Обонятельная – ее мы получаем с помощью обоняния;

  • Вкусовая – ее мы получаем с помощью вкуса;

  • Тактильная – ее мы получаем с помощью осязания.

Задание 2. Игра «Выбери нужное». Каждому ученику выдаются карточки с заданием. Они должны выбрать нужный пример заданного вида информации, один из учащихся выполняет задание на магнитной доске выбирая из предоставленных ему табличек нужную. После выполнения задания проверяют, что получилось на доске и у каждого на месте. Каждый из учеников ставит себе отметку. Карточки с выполненными заданиями сдаются учителю.

Карточка 1. Выберите примеры звуковой информации: шум дождя, вид из окна, вкус персика, лай собаки, запах духов. (Шум дождя, лай собаки.)

Карточка 2. Выберите примеры визуальной информации: смотрим телевизор, слушаем прибой, пьем чай, рассматриваем картинку. (Смотрим телевизор, рассматриваем картинку.)

Учитель: Давайте рассмотрим формы информации (на экране демонстрируется слайд «Формы информации» рисунок 2)

5. Физкульт – минутка.

Учитель. А теперь отдохнем!

Если вы уже устали –

Сели, встали, сели, встали,

Разговаривать не надо,

Приседайте до упада,

Сели, встали, сели, встали,

6. Выполнение заданий.

Учитель. Давайте поиграем в игру «ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ» и узнаем один из способов получения информации.

Задание 3. Игра «ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ».

Один ученик выходит из класса. Оставшиеся задумывают какой-либо предмет, находящийся в классе. Ученик входит и начинает задавать вопросы для выяснения, какой предмет загадан. Причем вопросы нужно задавать так, чтобы на них можно было ответить либо «да», либо «нет».

Цель данной игры: показать учащимся, что информацию можно получить, задавая вопросы и получая на них ответы.

Задание 4. Задание на компьютере: Выполнить задание на компьютере. Программа “Мир информатики” 1 год обучения. “ Способы получения и представления информации ”. Ученики слушаю лекцию с компьютера и выполняют практические задания.

Задание 5. ИГРА «ТЕЛЕФОН».

Эта игра напоминает игру «испорченный телефон», только цель здесь другая: постараться сохранить информацию, сообщенную учителем.

Цель данной игры: показать возможный способ передачи информации и сделать вывод о том, что чем длиннее канал передачи информации, тем более вероятно её искажение.

Учитель: Но чтобы люди могли обмениваться информацией, они постоянно должны задавать себе вопрос: Понятно ли они собеседнику? Давайте поговорим о свойствах информации:

  1. Понятная для всех участников обмена информацией (диалог)

  2. Полезная – дискуссия приобретает практическую ценность (образовательные сайты)

  3. Достоверная и актуальная (газеты, радио, телевидение)

  4. Полная и точная (наука математика)

Единицы измерения информации:

Учитель: Для измерения длины в качестве единицы измерения выбран метр, для измерения массы – кг и т.д. Но для измерения информации необходимо ввести единицу измерения. Такой единицей является 1 бит.

8 бит = 1 байт

1 Кбайт = 1024 байт

1 Мбайт = 1024 Кбайт

1 Гбайт = 1024 Мбайт

Учитель: Таким образом, под информацией понимают знания, новые сведения. А процессы, связанные с хранением, обработкой, передачей информации, называются информационными процессами. Давайте их рассмотрим подробнее:

  • Хранение информации – люди хранят информацию либо в уме (внутренний носитель), либо на внешних носителях (бумага, блокнот). Те сведения, которые мы помним, нам всегда доступны. А если не помним, то поможет записная книжка или справочник. Память человека можно назвать оперативной, то есть быстрой. Сохраненная информация в памяти человеком воспроизводится мгновенно. Память человека можно назвать внутренней памятью, а блокнот или бумагу внешней памятью.

  • Передача информации может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, телевидения, интернет. Такие средства называются каналами передачи информации.

В процессе передачи информация может искажаться или теряться. Этот процесс всегда двусторонний: есть источник и приемник информации. Слушая урок, ученик является приемником информации, а отвечая на заданный вопрос учителя – источником и обратно. (на экране проецируется слайд со схемой передачи и получения информации. Рисунок 3)

  • Обработка информации заключается в том, что новая информация получается путем вычислений или логических рассуждений, произведенных над исходной информацией (перевод текста, исправление ошибок, вычисление площади фигуры).

К этому процессу относится и кодирование информации. Это преобразование формы информации в новую форму, удобную для ее хранения, передачи и обработки. (азбука Морзе или телефонный разговор). (На экране проецируется слайд со схемой кодирования на примере телефонов. Рисунок 4)

Компьютер тоже переводит нашу информацию в форму, которая понятна ему в виде 0 и 1.

Еще одной разновидностью является сортировка (упорядочивание, например по алфавиту).

И еще одна разновидность этого процесса называется поиск информации (в энциклопедии, в справочнике, тетради).

7. Профилактика для глаз: (выполняется всем классом гимнастика для расслабления глаз).

8. Подведение итога урока. Обобщаем материал урока и отмечаем особо отличившихся учащихся, активно участвующих в уроке.

9. Домашнее задание. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить написать о видах информации, которые способны получать животные и растения (какие виды информации являются главными для того или иного животного или растения).

5

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по Информатике "Информация, ее свойства, информационные процессы. Способы представления и передачи информации"

Урок по теме: «Информация, ее свойства, информационные процессы.

Способы представления и передачи информации»

Недорезова Екатерина Игоревна, муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан,

учитель информатики

Данный конспект урока предназначен для 8 классов. В ходе его проведения обучающиеся знакомятся с информацией, ее видами и формами, узнают о способах представления и ее передачи, осваивают информационные процессы. Данный урок представляет вводную часть – теорию, после которой обучающиеся изучают практику, учатся измерять информацию.

Цель урока: формирование у обучающихся понятия «информация», способы представления и передачи информации.

Основные задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать понятие «информации»;

  • рассмотреть различные способы представления информации;

  • в игровой форме показать возможности искажения информации при ее передаче;

Воспитательные:

  • воспитывать внимательность, стремление довести дело до намеченного результата;

  • установление взаимных контактов и обмен опытом между обучающимися и учителем.

Развивающие:

  • развитие логического мышления, умение взглянуть на привычное с неожиданной стороны.

  • выявление одаренных, творчески мыслящих учащихся.

  • стимулирование познавательной активности обучающихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения:

технические, наглядные и программные средства:

  • персональные компьютеры;

  • проектор;

  • презентация «Информатика. Свойства, виды и представление, процессы»

  • программа «Профилактика для глаз» разработанная в гимназии;

раздаточные материалы: карточки с заданием.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Разминка: задания на развития памяти и внимания.

  3. Формулировка темы.

  4. Изучение нового материала.

  5. Выполнение заданий.

  6. Физкульт – минутка.

  7. Выполнение заданий.

  8. Профилактика для глаз.

  9. Подведение итогов урока.

  10. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята. Меня зовут ….. Давайте мы с вами познакомимся и проверим все ли присутствуют на уроке.

(Проверка присутствующих: учитель называет фамилию ученик встает).

  1. Формулировка темы урока.

Учитель: Внимание на экран!

(На экране демонстрируется презентация с изображение ребуса. Рисунок 1)

Учитель: Что зашифровано в нашем ребусе?

Ученики: Информация.

Учитель: Действительно. Сегодня на уроке вы узнает, что такое информация, способы представления и передачи информации. (На экране демонстрируется презентация с изображение темы урока. Учащиеся записывают тему в тетрадях.).

3. Изучение нового материала.

Учитель: Информацию мы начинаем получать с колыбели. Без информации человек не мог бы жить. Получая информацию мы учимся разговаривать, играть, читать. Общение людей друг с другом и в школе, и на улице и на работе связано с получением информации. Итак, кто мне скажет, что такое информация?

Ученик: Информация – это сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков или символов.

Учитель: Таким образом, в житейском смысле под информацией понимают знания, новые интересные сведения. Информации мы также получаем, когда читаем книги, слушаем радио, смотрим телевизор. Можно о любом предмете дать информацию. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. Какие у вас есть органы чувств?

Ученик: Зрение, слух, обоняние, осязание, слух.

4. Выполнение заданий.

Задание 1. Задание на компьютере “Как мы получаем информацию”. Ученики слушают объяснение с ПК. После выполнения задания обсудить с учащимися, какие есть виды информации и записать их в тетрадь:

  • Аудиальная (звуковая) – ее мы получаем с помощью слуха;

  • Визуальная (зрительная) – ее мы получаем с помощью зрения;

  • Обонятельная – ее мы получаем с помощью обоняния;

  • Вкусовая – ее мы получаем с помощью вкуса;

  • Тактильная – ее мы получаем с помощью осязания.

Задание 2. Игра «Выбери нужное». Каждому ученику выдаются карточки с заданием. Они должны выбрать нужный пример заданного вида информации, один из учащихся выполняет задание на магнитной доске выбирая из предоставленных ему табличек нужную. После выполнения задания проверяют, что получилось на доске и у каждого на месте. Каждый из учеников ставит себе отметку. Карточки с выполненными заданиями сдаются учителю.

Карточка 1. Выберите примеры звуковой информации: шум дождя, вид из окна, вкус персика, лай собаки, запах духов. (Шум дождя, лай собаки.)

Карточка 2. Выберите примеры визуальной информации: смотрим телевизор, слушаем прибой, пьем чай, рассматриваем картинку. (Смотрим телевизор, рассматриваем картинку.)

Учитель: Давайте рассмотрим формы информации (на экране демонстрируется слайд «Формы информации» рисунок 2)

5. Физкульт – минутка.

Учитель. А теперь отдохнем!

Если вы уже устали –

Сели, встали, сели, встали,

Разговаривать не надо,

Приседайте до упада,

Сели, встали, сели, встали,

6. Выполнение заданий.

Учитель. Давайте поиграем в игру «ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ» и узнаем один из способов получения информации.

Задание 3. Игра «ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ».

Один ученик выходит из класса. Оставшиеся задумывают какой-либо предмет, находящийся в классе. Ученик входит и начинает задавать вопросы для выяснения, какой предмет загадан. Причем вопросы нужно задавать так, чтобы на них можно было ответить либо «да», либо «нет».

Цель данной игры: показать учащимся, что информацию можно получить, задавая вопросы и получая на них ответы.

Задание 4. Задание на компьютере: Выполнить задание на компьютере. Программа “Мир информатики” 1 год обучения. “ Способы получения и представления информации ”. Ученики слушаю лекцию с компьютера и выполняют практические задания.

Задание 5. ИГРА «ТЕЛЕФОН».

Эта игра напоминает игру «испорченный телефон», только цель здесь другая: постараться сохранить информацию, сообщенную учителем.

Цель данной игры: показать возможный способ передачи информации и сделать вывод о том, что чем длиннее канал передачи информации, тем более вероятно её искажение.

Учитель: Но чтобы люди могли обмениваться информацией, они постоянно должны задавать себе вопрос: Понятно ли они собеседнику? Давайте поговорим о свойствах информации:

  1. Понятная для всех участников обмена информацией (диалог)

  2. Полезная – дискуссия приобретает практическую ценность (образовательные сайты)

  3. Достоверная и актуальная (газеты, радио, телевидение)

  4. Полная и точная (наука математика)

Единицы измерения информации:

Учитель: Для измерения длины в качестве единицы измерения выбран метр, для измерения массы – кг и т.д. Но для измерения информации необходимо ввести единицу измерения. Такой единицей является 1 бит.

8 бит = 1 байт

1 Кбайт = 1024 байт

1 Мбайт = 1024 Кбайт

1 Гбайт = 1024 Мбайт

Учитель: Таким образом, под информацией понимают знания, новые сведения. А процессы, связанные с хранением, обработкой, передачей информации, называются информационными процессами. Давайте их рассмотрим подробнее:

  • Хранение информации – люди хранят информацию либо в уме (внутренний носитель), либо на внешних носителях (бумага, блокнот). Те сведения, которые мы помним, нам всегда доступны. А если не помним, то поможет записная книжка или справочник. Память человека можно назвать оперативной, то есть быстрой. Сохраненная информация в памяти человеком воспроизводится мгновенно. Память человека можно назвать внутренней памятью, а блокнот или бумагу внешней памятью.

  • Передача информации может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, телевидения, интернет. Такие средства называются каналами передачи информации.

В процессе передачи информация может искажаться или теряться. Этот процесс всегда двусторонний: есть источник и приемник информации. Слушая урок, ученик является приемником информации, а отвечая на заданный вопрос учителя – источником и обратно. (на экране проецируется слайд со схемой передачи и получения информации. Рисунок 3)

  • Обработка информации заключается в том, что новая информация получается путем вычислений или логических рассуждений, произведенных над исходной информацией (перевод текста, исправление ошибок, вычисление площади фигуры).

К этому процессу относится и кодирование информации. Это преобразование формы информации в новую форму, удобную для ее хранения, передачи и обработки. (азбука Морзе или телефонный разговор). (На экране проецируется слайд со схемой кодирования на примере телефонов. Рисунок 4)

Компьютер тоже переводит нашу информацию в форму, которая понятна ему в виде 0 и 1.

Еще одной разновидностью является сортировка (упорядочивание, например по алфавиту).

И еще одна разновидность этого процесса называется поиск информации (в энциклопедии, в справочнике, тетради).

7. Профилактика для глаз: (выполняется всем классом гимнастика для расслабления глаз).

8. Подведение итога урока. Обобщаем материал урока и отмечаем особо отличившихся учащихся, активно участвующих в уроке.

9. Домашнее задание. В качестве домашнего задания учащимся можно предложить написать о видах информации, которые способны получать животные и растения (какие виды информации являются главными для того или иного животного или растения).

5

doc4web.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта