Выявление изменчивости у особей одного вида примеры растений. Презентация к практической работе "Выявление изменчивости у особей одного вида"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Выявление изменчивости у особей одного вида: доказательства и эксперименты. Выявление изменчивости у особей одного вида примеры растений


Выявление изменчивости у особей одного вида: доказательства и эксперименты

Образование 11 ноября 2016

Выявление изменчивости у особей одного вида позволило сделать важный шаг в развитии эволюционного учения. Понятие и значение данного свойства для адаптации мы рассмотрим в нашей статье.

Что такое изменчивость

Под изменчивостью понимают способность организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе своего индивидуального и исторического развития. Это свойство - результат их адаптации к условиям среды обитания. Так, изменчивость у особей одного вида, примеры которой демонстрирует фото ниже, привело к возникновению человеческих рас. Узкий разрез глаз монголоидов и желтый цвет кожи сформировались и закрепились в генотипе людей, проживающих в азиатских степях, где постоянно дули сильные песчаные ветры. А черная кожа негроидов результат жизни в африканских пустынях.

Виды изменчивости

Выявление изменчивости у особей одного вида показало, что новые признаки могут не передаваться по наследству. Это было доказано в ходе эксперимента. Лабораторным мышам отрезали хвосты, после чего скрещивали их между собой. У таких особей всегда рождались хвостатые дети. Такая изменчивость называется ненаследственной, или модификационной. Если же новые признаки затрагивают генетический аппарат, изменяя его на определенном уровне, изменчивость является наследственной.

Видео по теме

Модификационная изменчивость

Помните детскую загадку: "Зимой белый, а летом серый"? Это и есть выявление изменчивости у особей одного вида. Ученые доказали, что сигналом для изменения цвета шерсти зайца является не температура воздуха, а количество солнечного света. Это легко доказать. Если в теплое время года затемнить клетку или вольер с зайцами, через некоторое время они "наденут белые шубки".

Модификационная изменчивость у особей одного вида растений можно рассмотреть на примере стрелолиста. Он растет в воде. Листья этого растения, которые находятся под водой, имеют лентовидную форму, а над ней - стреловидную. Изменение условий обитания приводит и к модификации их формы. Если все растение оказывается под водой, все листья приобретают форму ленты.

Не все признаки могут изменяться под воздействием условий окружающей среды. Так, цвет кожи можно изменить под действием солнечного излучения. А вот на группу крови не влияют никакие условия. Этот признак, как и многие другие, передается по наследству.

Наследственная изменчивость

Изменения, затрагивающие генетический аппарат, являются наследственными. Они не зависят от условий окружающей среды и вызваны рекомбинацией генов или мутациями. Их особенностью является случайный и ненаправленный характер. Выявление изменчивости у особей одного вида и их близкородственных организмов стало предметом исследований известного ученого Н. И. Вавилова. Их результатом стал закон гомологических рядов. Его суть заключается в том, что наследственные изменения, которые наблюдаются у одних видов, могут встречаться и у других, близких к ним по происхождению. К примеру, альбинизм характерен для представителей всех классов позвоночных животных. Такая мутация встречается как у рыб, так и у млекопитающих.

Итак, живые организмы могут существовать в разных формах. Это свойство называют изменчивостью. Она может быть двух видов. Модификационная зависит от условий обитания особей и не закреплена в генотипе. Наследственная изменчивость связана с изменением наследственного материала. Такие признаки передаются в ряду поколений. Изменчивость является важным фактором возникновения адаптаций и эволюционных преобразований.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Новости и общество Утка и селезень - это представители одного вида. Как их отличить

Сегодня все больше людей придерживаются правильного питания, отдавая предпочтение экологически чистым продуктам. Многие занимаются разведением уток с целью получения диетического мяса, домашних яиц, которые не содержа...

Новости и общество Сходство и различие животных одного вида: антилопа гну, серна, гарна

Существует множество разновидностей антилоп. Они отличаются размером, средой обитания и внешним видом. Еще одной особенностью этого парнокопытного млекопитающего являются полые рога, которые не имеют отростков....

Образование Изменчивость в биологии - это... Виды изменчивости

Изменчивость в биологии - это возникновение индивидуальных различий между особями одного вида. Благодаря изменчивости популяция становится разнородной, а у вида появляется больше шансов приспособиться к меняющимся усл...

Разное Почему многие животные убивают особей своего вида?

Если вы смотрите телевизионные передачи про дикую природу, то, вероятно, часто наблюдаете сцены того, как одно животное убивает другое, будь то бурый медведь, ловящий лосося в реке, или гепард, стремительно подбегающи...

Закон Зоны с особыми условиями использования территории: признаки, виды и учет зон

Зоны с особыми условиями использования территории обозначаются специальными знаками информационного типа. За их повреждение, несанкционированный перенос, уничтожение предусматривается административная ответственность....

Здоровье Источник инфекции: определение, виды, выявление

На нашем языке постоянно обитает больше 600 видов известных микроорганизмов, но у нас больше шансов подхватить инфекцию в общественном транспорте. Что является источником инфекционного заболевания? Как действует механ...

Здоровье Формы и виды изменчивости

На планете Земля существует огромное количество различных форм жизни, и при этом на ней нет даже двух одинаковых животных или растений. Разные виды очень сильно отличаются друг от друга, но даже среди очень похожих на...

Новости и общество Особо охраняемая природная территория. Виды ООПТ и их назначение

На территории РФ все природные земли подлежат охране, независимо от их назначения. Но существуют территории, которые охраняются особо тщательно.К ним относят:Земельные участки, на которых находится ...

Новости и общество Экзистенциализм – это гуманизм особого вида

Философия экзистенциализма стала одним из самых известных, ярких и авторитетных течений нашего времени. В ее основе лежит антисциентизм, который дает ясно понять, что рациональная философия не в состоянии ответить на ...

Образование Что такое доказательство? Суть, виды и способы доказательства

Доказательство – о чем идет речь и что подразумевает под собой этот термин? Мы привыкли к слову и используем его в повседневности, даже не задумываясь о том, что такое юридически доказательство.Виды и ос...

monateka.com

Презентация к практической работе "Выявление изменчивости у особей одного вида"

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 «ВЫЯВЛЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ У ОСОБЕЙ ОДНОГО ВИДА»

Цель:

  • Сформировать понятие изменчивости организмов, научиться находить признаки наследственной изменчивости у представителей разных сортов растений и пород животных.

Задание

  • Рассмотреть предлагаемые изображения организмов, принадлежащих к одному виду. Выделить особенности внешнего строения, общие для всех представителей одного вида, а также особенности строения, по которым они различаются.
  • Проанализировать, по каким признакам проводился отбор, в результате которого были сформированы указанные в таблице сорта и породы.
  • Распределите по столбцам предложенные варианты.

Породы собак

Породы коров

Сорта картофеля

дайте ответы на тестовые вопросы:

  • 1) Продемонстрированные вам разные морфологические формы представителей одного и того же вида являются:
  • а) генетическими мутациями б) результатом искусственного отбора в) результатом естественного отбора
  • 2) Искусственно выведенные человеком разновидности растений называются:

а) штаммы б) сорта в) породы г) виды д) популяции

  • 3) Искусственно выведенные человеком разновидности животных называются:

а) штаммы б) сорта в) породы г) виды д) популяции

  • 4) В результате искусственного отбора организмы:

а) приобретают полезные для человека свойства

б) приобретают свойства, обеспечивающие личную приспособленность к среде обитания

в) теряют способность к размножению

multiurok.ru

Тема оборудование - Решение

тема

оборудование

1

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

2

Сравнение строения клеток растений и животных

3

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

4

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

5

Составление простейших схем скрещивания

6

Решение элементарных генетических задач

7

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

8

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

9

Описание особей вида по морфологическому критерию

живые растения или гербарные мате­риалы растений разных видов.

10

Выявление изменчивости у особей одного вида

раздаточный материал, иллюстриру­ющий изменчивость организмов (растения 5—6 видов по 2—3 экзем­пляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).

11

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

12

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

13

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

14

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Фотографии экосистем района

15

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

16

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем Купинского района

Фотографии экосистем района

17

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Искусственная экосистема-аквариум

18

Решение экологических задач

задачи

19

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Лабораторная работа № 4

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».

Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Эмбриология» и рассмотреть рисунки на стр. учебника.

  2. Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.

  3. Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

Лабораторная работа № 5-6

«Решение элементарных генетических задач»

Цель: на конкретных примерах показать, как наследуются признаки, каковы условия их проявления, что необходимо знать и каких правил придерживаться при получении новых сортов культурных растений и пород домашних животных.

Оборудование: учебник, тетрадь, условия задач, ручка.

Ход работы:

1. Вспомнить основные законы наследования признаков.

2. Коллективный разбор задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

3. Самостоятельное решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.

Задачи на моногибридное скрещивание

Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?

Разберем решение этой задачи. Вначале введем обозначения. В генетике для генов приняты буквенные символы: доминантные гены обозначают прописными буквами, рецессивные — строчными. Ген черной окраски доминирует, поэтому его обозначим А. Ген красной окраски шерсти рецессивен — а. Следовательно, генотип черного гомозиготного быка будет АА. Каков же генотип у красной коровы? Она обладает рецессивным признаком, который может проявиться фенотипически только в гомозиготном состоянии (организме). Таким образом, ее генотип аа. Если бы в генотипе коровы был хотя бы один доминантный ген А, то окраска шерсти у нее не была бы красной. Теперь, когда генотипы родительских особей определены, необходимо составить схему теоретического скрещивания

Черный бык образует один тип гамет по исследуемому гену — все половые клетки будут содержать только ген А. Для удобства подсчета выписываем только типы гамет, а не все половые клетки данного животного. У гомозиготной коровы также один тип гамет — а. При слиянии таких гамет между собой образуется один, единственно возможный генотип — Аа, т.е. все потомство будет единообразно и будет нести признак родителя, имеющего доминантный фенотип — черного быка..

РАА * аа

GА а

FАа

Таким образом, можно записать следующий ответ: при скрещивании гомозиготного черного быка и красной коровы в потомстве следует ожидать только черных гетерозиготных телят

Следующие задачи следует решить самостоятельно, подробно описав ход решения и сформулировав полный ответ.

Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?

Задача № 3. У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая — рецессивным.

Скрещивание двух вихрастых свинок между собой дало 39 особей с вихрастой шерстью и 11 гладкошерстных животных. Сколько среди особей, имеющих доминантный фенотип, должно оказаться гомозиготных по этому признаку?

Морская свинка с вихрастой шерстью при скрещивании с особью, обладающей гладкой шерстью, дала в потомстве 28 вихрастых и 26 гладкошерстных потомков. Определите генотипы родителей и потомков.

Задачи на ди- и полигибридное скрещивание

Задача № 7. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс.

 Разберем один из примеров. При решении подобных задач необходимо руководствоваться законом чистоты гамет: гамета генетически чиста, так как в нее попадает только один ген из каждой аллельной пары. Возьмем, к примеру, особь с генотипом АаВbСс. Из первой пары генов — пары А — в каждую половую клетку попадает в процессе мейоза либо ген А, либо ген а. В ту же гамету из пары генов В, расположенных в другой хромосоме, поступает ген В или b. Третья пара также в каждую половую клетку поставляет доминантный ген С или его рецессивный аллель — с. Таким образом, гамета может содержать или все доминантные гены — ABC, или же рецессивные — abc, а также их сочетания: АВс, AbC, Abe, аВС, аВс, а bС.

 Чтобы не ошибиться в количестве сортов гамет, образуемых организмом с исследуемым генотипом, можно воспользоваться формулой N = 2n, где N — число типов гамет, а n — количество гетерозиготных пар генов. В правильности этой формулы легко убедиться на примерах: гетерозигота Аа имеет одну гетерозиготную пару; следовательно, N = 21 = 2. Она образует два сорта гамет: А и а. ДигетерозиготаАаВЬ содержит две гетерозиготные пары: N = 22 = 4, формируются четыре типа гамет: АВ, Ab, aB, ab. Тригетерозигота АаВЬСс в соответствии с этим должна образовывать 8 сортов половых клеток N = 23 = 8), они уже выписаны выше.

Задача № 8. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти — над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом.

1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам

признаков быка и корову?

2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой?

Дополнительные задачи к лабораторной работе

На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют коричневый мех и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим голубовато-серый цвет шерсти.

У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать — голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Альбинизм наследуется у человека как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет пигментированные волосы, есть двое детей. Один ребенок альбинос, другой — с окрашенными волосами. Какова вероятность рождения следующего ребенка-альбиноса?

У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.

Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?

Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти кофейного цвета. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?

У человека ген карих глаз доминирует над геном, определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?

У человека рецессивный ген а детерминирует врождённую глухонемоту. Наследственно глухонемой мужчина женился на женщине, имеющей нормальный слух. Можно ли определить генотип матери ребёнка?

Из желтого семени гороха получено растение, которое дало 215 семян, из них 165 желтых и 50 зелёных. Каковы генотипы всех форм?

Отец и мать ощущают горький вкус фенилтиомочевины. Двое из четверых детей не чувствуют вкуса этого препарата. Принимая, что различия по чувствительности к фенилтиомочевине моногенны, определите доминантна или рецессивна нечувствительность к фенилтиомочевине.

Лабораторная работа № 9

«Описание особей вида по морфологическому критерию».

Цель: обеспечить усвоение понятия морфологичес­кого критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.

Оборудование: живые растения или гербарные мате­риалы растений разных видов.

Ход работы

1. Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.

2. Сравните растения двух видов, выявите черты сходства и раз­личия. Чем объясняются сходства (различия) растений?

3.Заполните таблицу:

Название семейства и общие признаки семейства

№ растения

Признаки вида

Название вида

 

Первое растение

 

 

Второе растение

 

 

Рисунок1

Рисунок 2

Определительная карточка для голосеменных

Деревья с игловидными листьями (хвоинками), содержащие в коре и листьях смолу …………………………….— сем. Сосновые

1. Хвоинки расположены пучками на укороченных побегах …...2

0. Хвоинки расположены поодиночке …….…...4

2. Листопадные деревья с узколинейными мягкими листьями, собранными на укороченных побегах по 15-40 …………………………………………

— Лиственница сибирская

0. Вечнозеленые деревья. Хвоинки собраны в пучки по 2-5 3

3. Хвоинок в пучках по 2 — Сосна обыкновенная

0. Хвоинки в пучках по 5 — Сосна сибирская

4. Хвоинки плоские, тупые, снизу с 2-мя светлыми полосками

— Пихта сибирская

0. Хвоинки четырехгранные, жесткие, колючие….— Ель сибирская

4.Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.

Лабораторная работа № 2

«Выявление изменчивости у особей одного вида»

Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продол­жить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.

Оборудование: раздаточный материал, иллюстриру­ющий изменчивость организмов (растения 5—6 видов по 2—3 экзем­пляра каждого вида, наборы семян, плодов, листьев и др.).

Ход работы

1. Сравните 2—3 растения одного вида (или их отдельные орга­ны: листья, семена, плоды и др.), найдите признаки сходства в их строении. Объясните причины сходства особей одного вида.

2. Выявите у исследуемых растений признаки различия. Ответьте на вопрос: какие свойства организмов обусловливают раз­личия между особями одного и того же вида?

3. Заполни таблицу «Сравнительная характеристика растений»:

Сравниваемый признак

Вегетативные органы растения

Наследственные признаки

Изменчивые признаки

Длина

Ширина

3. Раскройте значение этих свойств организмов для эволюции. Какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной измен­чивостью, какие — ненаследственной изменчивостью? Объясните, как могли возникнуть различия между особями одного вида.

Лабораторная работа № 11

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы

1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби­тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи­тельность».

Приспособленность организмов и её относительность

Таблица 1 *

Название

вида

Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

В чём выражается относительность

приспособленности

2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на осно­вании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникно­вения приспособлений и запишите общий вывод.

3. Соотнесите приведённые примеры приспособлений с их характером.

  1. Окраска шерсти белого медведя

  2. Окраска жирафа

  3. Окраска шмеля

  4. Форма тела палочника

  5. Окраска божьей коровки

  6. Яркие пятна у гусениц

  7. Строение цветка орхидеи

  8. Внешний вид мухи-журчалки

  9. Форма цветочного богомола

  10. Поведение жука-бомбардира

  1. Покровительственная окраска

  2. Маскировка

  3. Мимикрия

  4. Предупреждающая окраска

  5. Приспособительное поведение

Лабораторная работа № 4

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства».

Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Эмбриология» и рассмотреть рисунки на стр. учебника.

  2. Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.

  3. Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

Лабораторная работа № 12

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Цель: знакомство с различными гипотезами происхождения жизни на Земле.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».

  2. Заполнить таблицу:

Теории и гипотезы

Сущность теории или гипотезы

Доказательства

3. Ответить на вопрос: Какой теории придерживаетесь вы лично? Почему?

«Многообразие теорий возникновения жизни на Земле».

1. Креационизм.

Согласно этой теории жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом. Ее при­держиваются последователи почти всех наиболее распро­страненных религиозных учений.

Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане призна­ют, что Библия — это завет Господа людям, по вопросу о длине «дня», упоминавшегося в Книге Бытия, суще­ствуют разногласия.

Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за 6 дней по 24 часа. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге Бытия изложено в понятной для людей форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим Творцом.

Процесс божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь однажды и потому недоступный для наблюдения. Этого достаточно, чтобы вынести всю концеп­цию божественного сотворения за рамки научного иссле­дования. Наука занимается только теми явлениями, кото­рые поддаются наблюдению, а потому она никогда не будет в состоянии ни доказать, ни опровергнуть эту концепцию.

2. Теория стационарного состояния.

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды тоже существовали всегда.

Современные методы датирования дают все более вы­сокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонни­кам теории стационарного состояния полагать, что Земля и виды существовали всегда. У каждого вида есть две возможности — либо изменение численности, либо вы­мирание.

Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб — латимерию. По палеонтологическим данным, кистеперые вымерли около 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что, только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и то он может оказаться невер­ным. Внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте объясняется увеличением числен­ности его популяции или перемещением в места, благо­приятные для сохранения остатков.

3. Теория панспермии.

Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвига­ет идею о ее внеземном происхождении. Поэтому ее нельзя считать теорией возникновения жизни как таковой; она просто переносит проблему в какое-то другое место во Вселенной. Гипотеза была выдвинута Ю. Либихом и Г. Рихтером в середине XIX века.

Согласно гипотезе панспермии жизнь существует веч­но и переносится с планеты на планету метеоритами. Простейшие организмы или их споры («семена жизни»), попадая на новую планету и найдя здесь благоприятные условия, размножаются, давая начало эволюции от про­стейших форм к сложным. Возможно, что жизнь на Земле возникла из одной-едидственной колонии микроорганиз­мов, заброшенных из космоса.

Для обоснования этой теории используются многократ­ные появления НЛО, наскальные изображения предме­тов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сооб­щения якобы о встречах с инопланетянами. При изучении материалов метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» — такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соедине­ния, которые, возможно, сыграли роль «семян», падав­ших на голую Землю.

Сторонниками этой гипотезы были лауреаты Нобелев­ской премии Ф. Крик, Л. Оргел. Ф. Крик основывался на двух косвенных доказательствах:

• универсальности генетического кода;

• необходимости для нормального метаболизма всех живых существ молибдена, который встречается сей­час на планете крайне редко.

Но если жизнь возникла не на Земле, то как она воз­никла вне ее?

4. Физические гипотезы.

В основе физических гипотез лежит признание корен­ных отличий живого вещества от неживого. Рассмотрим гипотезу происхождения жизни, выдвинутую в 30-е годы XX века В. И. Вернадским.

Взгляды на сущность жизни привели Вернадского к выводу, что она появилась на Земле в форме биосферы. Коренные, фундаментальные особенности живого веще­ства требуют для его возникновения не химических, а физических процессов. Это должна быть своеобразная катастрофа, потрясение самих основ мироздания.

В соответствии с распространенными в 30-х годах XX века гипотезами образования Луны в результате отрыва от Земли вещества, заполнявшего ранее Тихоокеанскую впадину, Вернадский предположил, что этот процесс мог вызвать то спиральное, вихревое движение земного веще­ства, которое больше не повторилось.

Вернадский происхождение жизни осмысливал в тех же масштабах и интервалах времени, что и возникнове­ние самой Вселенной. При катастрофе условия внезапно меняются, и из протоматерии возникают живая и неживая материя.

5. Химические гипотезы.

Эта группа гипотез основывается на химической спе-дифике жизни и связывает ее происхождение с историей Земли. Рассмотрим некоторые гипотезы этой группы.

• У истоков истории химических гипотез стояли воззре­ния Э. Геккеля. Геккель считал, что сначала под дей­ствием химических и физических причин появились со­единения углерода. Эти вещества представляли собой не растворы, а взвеси маленьких комочков. Первичные комочки были способны к накоплению разных веществ и росту, за которым следовало деление. Затем появи­лась безъядерная клетка — исходная форма для всех живых существ на Земле.

• Определенным этапом в развитии химических гипотез абиогенеза стала концепция А. И. Опарина, выдвинутая им в 1922—1924 гг. XX века. Гипотеза Опарина пред­ставляет собой синтез дарвинизма с биохимией. По Опарину, наследственность стала следствием отбора. В гипотезе Опарина желаемое выдастся за действитель­ное. Сначала нее особенности жизни сводятся к обмену веществ, а затем его моделирование объявляется реше­нном загадки возникновения жизни.

• Гипотеза Дж. Берпапа предполагает, что абиогенно воз­никшие небольшие молекулы нуклеиновых кислот из нескольких нуклеотидов могли сразу же соединяться с теми аминокислотами, которые они кодируют. В этой гипотезе первичная живая система видится как биохи­мическая жизнь без организмов, осуществляющая са­мовоспроизведение и обмен веществ. Организмы же, по Дж. Берналу, появляются вторично, в ходе обособ­ления отдельных участков такой биохимической жизни с помощью мембран.

• В качестве последней химической гипотезы возникнове­ния жизни на нашей планете рассмотрим гипотезу Г. В. Войткевича, выдвинутую в 1988 году. Согласно этой гипотезе, возникновение органических веществ пе­реносится в космическое пространство. В специфичес­ких условиях космоса идет синтез органических веществ (многочисленные орпанические вещества найдены в ме­теоритах — углеводы, углеводороды, азотистые осно­вания, аминокислоты, жирные кислоты и др.). Не ис­ключено, что в космических просторах могли образо­ваться нуклеотиды и даже молекулы ДНК. Однако, по мнению Войткевича, химическая эволюция на большин­стве планет Солнечной системы оказалась замороженной и продолжилась лишь на Земле, найдя там подхо­дящие условия. При охлаждении и конденсации газовой туманности на первичной Земле оказался весь набор органических соединений. В этих условиях живое веще­ство появилось и конденсировалось вокруг возникших абиогенно молекул ДНК. Итак, по гипотезе Войткевича первоначально появилась жизнь биохимическая, а в ходе ее эволюции появились отдельные организмы.

Лабораторная работа № 13

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Цель: познакомиться с различными гипотезами происхождения человека.

Ход работы.

1. Прочитать текст «Гипотезы происхождения человека» на стр.учебника.

2.Заполнить таблицу:

Ф.И.О. ученого или философа

Представления о происхождении человека

Аристотель

К.Линней

И.Кант

А.Н.Радищев

А.Каверзнев

Ж.Б.Робине

Ж.Б.Ламарк.

Ч.Дарвин.

3. Ответить на вопрос: Какие взгляды на происхождение человека вам ближе всего? Почему?

Лабораторная работа № 14

«Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

Ход работы.

  1. Рассмотреть карты-схемы территории в разные годы.

  2. Выявить антропогенные изменения в экосистемах местности.

  3. Оценить последствия хозяйственной деятельности человека.

Лабораторная работа № 15

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Цель: Закрепить умения правильно определять последовательность организмов в пищевой цепи, составлять трофическую сеть, строить пирамиду биомасс.

Ход работы.

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

  1. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

  1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

  2. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

Лабораторная работа №16

«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем Купинского района»

Цель: выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

Ход работы.

1. Прочитать текст «Агроценозы» на стр..

2. Заполнить таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем»

Признаки сравнения

Кукурузное поле

Берёзовые колки

Способы регуляции

Видовое разнообразие

Плотность видовых популяций

Источники энергии и их использование

Продуктивность

Круговорот веществ и энергии

Способность выдерживать изменения среды

3. Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

Лабораторная работа № 17

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

Цель: на примере искусственной экосистемы проследить изменения, происходящие под воздействием условий окружающей среды.

Ход работы.

    1. Какие условия необходимо соблюдать при создании экосистемы аквариума.

    2. Опишите аквариум как экосистему, с указанием абиотических, биотических факторов среды, компонентов экосистемы (продуценты, консументы, редуценты).

    3. Составьте пищевые цепи в аквариуме.

    4. Какие изменения могут произойти в аквариуме, если:

5. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

Лабораторная работа № 18

«Решение экологических задач»

Цель: Изучить способы решения простейшие экологические задачи.

Ход работы.

Задача №1.

Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

Задача №2.

На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.

Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Задача №3

Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет 1100 млрд т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы (атомный вес углерода –12, кислорода – 16).

Решение:

Подсчитаем, сколько тонн углерода содержится в атмосфере Земли. Составляем пропорцию: (молярная масса оксида углерода М(СО2) = 12 т + 16*2т = 44 т)

В 44 тоннах углекислого газа содержится 12 тонн углерода

В 1 100 000 000 000 тонн углекислого газа – Х тонн углерода.

44/1 100 000 000 000 = 12/Х;

Х = 1 100 000 000 000*12/44;

Х = 300 000 000 000 тонн

В современной атмосфере Земли находится 300 000 000 000 тонн углерода.

Теперь необходимо выяснить, за какое время количество углерода "пройдет" через живые растения. Для этого необходимо полученный результат разделить на годовое потребление углерода растениями Земли.

Х = 300 000 000 000 т/1 000 000 000т в год

Х = 300 лет.

Таким образом, весь углерод атмосферы за 300 лет будет полностью ассимилирован растениями, побывает их составной частью и вновь попадет в атмосферу Земли.

Лабораторная работа № 19

«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,

глобальных экологических проблем и путей их решения»

Цель: познакомиться с последствиями хозяйственной деятельности человека в окружающей среде.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Основные экологические проблемы современности» на стр.учебника.

  2. Заполнить таблицу:

Экологические проблемы

Причины

Пути решения экологических проблем

3. Ответить на вопрос: Какие экологические проблемы, по вашему мнению наиболее серьезные и требуют немедленного решения? Почему?

gigabaza.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта