Конспект урока биологии для 6 класса "ТКАНИ РАСТЕНИЙ". Биология 6 класс ткани растений и их виды
Ткани растений 6 класс
Цель: формировать навыки самостоятельной исследовательской работы в процессе изучения материала о тканях растений.
Задачи:
Обучающие: систематизация знаний обучающихся о строении и жизнедеятельности растительной клетки; формирование представлений о клетке как биологической системе; формирование элементарных знаний о тканях растительного организма и о выполняемых ими функциях;
Развивающие: развитие интеллектуальных умений анализировать, обобщать, делать выводы на основе работы с микропрепаратами;
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда
Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных тканей, компьютер, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Тестирование класса по теме растительная клетка: вопросы на слайдах, взаимопроверка.
Выбрать правильный ответ.
1. Как называют содержимое вакуолей клеток растений:
а) клеточный сок; б) матрикс; в) цитоплазма; г) ядерный сок.
2. Есть ли пластиды в клетках чешуи лука?
а) да; б) нет.
3. Цитоплазма в клетке:
а) медленно движется; б) движется только при нагревании; в) не всегда движется.
4. Каждая живая клетка:
а) питается, дышит и растёт в течение всей своей жизни;
б) питается, дышит, а растёт до зрелого состояния;
в) питается и растёт.
II. Изучение нового материала.
Первичное знакомство – просмотр видео фрагмента в презентации «Ткани растений»
Вопрос: Какие ткани встречаются в растительном организме?
2. Осмысление и усвоение: работа с презентацией, учебником и микропрепаратами
Учитель демонстрирует слайд – презентации о тканях растительного организма. Каждый слайд объясняется учителем. После просмотра слайда организуется самостоятельная работа обучающихся. В ходе самостоятельной работы учащиеся работают с текстом учебника, рассматривают готовые микропрепарат, заполняют таблицу.
Задание
1. Рассмотреть готовые микропрепараты растительных тканей под микроскопом.
2. В тетради заполните таблицу «Ткани растений», используя текст учебника.
Материал для учителя:
Образовательная ткань состоит из клеток, которые способны делиться в течение всей жизни растения. Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся. Благодаря делению они образуют множество новых клеток, обеспечивая тем самым рост растения в длину и толщину. Появившиеся в ходе деления образовательных тканей клетки затем преобразуются в клетки других тканей растения.
Основная ткань выполняет такие функции в организме растения, как создание и накопление веществ. Например, в основной ткани находится пигмент хлорофилл, а значит, создается органическое вещество и запасается энергия солнечного излучения. Ткань, в которой образуются (синтезируются) органические вещества, преимущественно находится в мякоти листа.
Ткани, в клетках которых накапливаются запасные вещества, называют запасающими тканями. Пример запасающих тканей – мякоть плодов.
Рассматривая клетки листа элодеи, мы познакомились с примером фотосинтезирующей ткани. В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.
Запасающие и фотосинтезирующие ткани объединяют в одну группу основных тканей, т.к. они действительно обладают сходными функциями – создания и накопления веществ.
Покровная ткань защищает снаружи все органы растения. Клетки покровной ткани могут быть плотно сомкнутыми между собой. Например, в кожице, которая покрывает листья и молодые побеги, эти клетки с очень тонкой, прозрачной клеточной оболочкой легко пропускают солнечный свет в глубь растения. В корнях и стеблях оболочки клеток покровной ткани (пробки) могут опробковевать. Покровная ткань защищает растение от высыхания, перегрева и от механических повреждений.
Проводящая ткань осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами, трахеидами и ситовидными трубками). В стенках проводящих элементов есть поры и сквозные отверстия, облегчающие передвижение веществ от клетки к клетке.
Проводящая ткань образует в теле растения непрерывную разветвленную сеть, соединяющую все его органы в единую систему – от тончайших корешков до молодых побегов, почек и кончиков листа.
Механическая ткань образована клетками с очень прочными оболочками. Благодаря ей растения могут противостоять большим механическим нагрузкам (например, переносить раскачивание ствола порывами ветра, удерживать тонкими стеблями и ветвями огромные кроны деревьев).
3. Вывод: работа со слайдом «Строение среза листа»
Таким образом, ткани растений выполняют различные функции, они тесно взаимодействуют друг с другом, обеспечивая существование и развитие организма.
III. Закрепление.
Вопросы классу:
1. Одинаковы ли клетки рассмотренных тканей?
2. Какие отличительные черты разных клеток вам запомнились?
IV. Домашнее задание: & 4, ответить на вопросы в конце параграфа.
Таблица в заполненном виде
Жилки листа Волокна стебля Косточка абрикосаСкорлупа грецкого ореха
Придают прочность
Клетки с толстыми оболочками, которые могут одревесневать.
Проводящиеткани
Жилки листа, сосуды корня, ситовидные трубки луба и сосуды древесины в стебле
Осуществляют передвижение питательных веществ
Живые или мёртвые клетки, которые имеют вид трубочек. По ним передвигаются растворённые в воде питательные вещества.
Образовательныеткани
Верхушка корня, конус нарастания стебля
Образуют новые клетки, из которых формируются все типы тканей
Основныеткани
Мякоть листа, плодов.
Середина корня, стебля
Мягкие части цветка
Главная масса коры
Занимают пространство между другими тканями и выполняют различные функции, например, фотосинтез, всасывание воды и минеральных веществ и пр.
Строение зависит от выполняемой функции: фотосинтезирующая ткань содержит большое количество хлоропластов, всасывающая ткань образована тонкостенными клетками.
Запасающиеткани
Корнеплоды, плоды, сердцевина стебля
Запасают воду и питательные вещества
В клетках имеются крахмальные или белковые зёрна, капли масла, или большие вакуоли с клеточным соком.
infourok.ru
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Мотивационно-ориентировачный этап |
(правильные ответы: 3,4,6,8,9) | - отвечают на вопросы:
- проверяют работу друг друга под диктовку учителя. | ||
Операционно-исполнительный этап | Запишите тему урока: «Ткани растений» - Как называется наименьшая структурная единица живого? - группа клеток образует ткань: клетка ткань Ткань – группа клеток, одинаковых по строению, происхождению и выполняемым функциям. - у растений выделяют 6 видов тканей: образовательная, покровная, основная, опорная, проводящая и выделительная. - используя текст учебника на стр.20-22 заполним таблицу: Название тканей | Их разновидности | Строение | Функции |
Образова тельная |
| Мелкие клетки с тонкой оболочкой, постоянно делятся | Рост растения, образование других видов тканей | |
Покровная |
| Клетки живые или мертвые с толстой оболочкой | Защита от повреждений | |
Основная |
| Клетки содержат хлоропласты | Синтез органических веществ-глюкозы | |
| Клетки имеют крупные вакуоли | |||
Опорная (механи ческая) |
| Клетки мертвые с толстой оболочкой | Каркас, опора | |
Проводящая | 1.Сосуды 2.Ситодвидные трубки | Клетки живые или мертвые, имеют вид трубок или сосудов | Передвижение растворенных в воде питательных веществ | - записывают тему урока. - клетка. - записывают схему, определение. - заполняют таблицу. - отвечают на вопросы. |
Оценочно-рефлексивный этап | - Мы сегодня с вами говорили о видах тканей. - Какой вывод вы можете сделать из нашего урока? Выставление оценок. | |||
Домашнее задание | Устно:
письменно: 3) в тетради дать определение следующим терминам: «кожица», «корка», «пробка», «основная ткань». Все определения выучить; | - записывают Д/з. |
Конспект урока биологии для 6 класса "ТКАНИ РАСТЕНИЙ"
МБОУ «Гимназия №11» г. Симферополя Республики Крым
Учитель биологии и химии Исаева Ольга Викторовна
План-конспект урока
ТКАНИ РАСТЕНИЙ
Класс: 6
Дата:
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: на основе знаний о клеточном строении сформировать знания о тканях растений, их видах, строении и значении в жизни растения.
Задачи:
Сформировать у учащихся понятия о тканях растения, их строении;
Развить умения различать виды тканей, сравнивать и делать выводы;
Воспитать у учащихся бережное отношение к растениям, показать значение различных видов тканей в жизни растений.
Материалы и оборудование: таблицы «Строение стебля», «Строение листа».
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||
Мотивационно-ориентировачный этап |
(правильные ответы: 3,4,6,8,9) | - отвечают на вопросы:
- проверяют работу друг друга под диктовку учителя. | |||||||||||||||||||||||||
Операционно-исполнительный этап | Запишите тему урока: «Ткани растений» - Как называется наименьшая структурная единица живого? - группа клеток образует ткань: клетка ткань Ткань – группа клеток, одинаковых по строению, происхождению и выполняемым функциям. - у растений выделяют 6 видов тканей: образовательная, покровная, основная, опорная, проводящая и выделительная. - используя текст учебника на стр.20-22 заполним таблицу:
- Итак, что такое «ткань»? - Сколько видов тканей выделяют у растений? - Как называется ткань, клетки которой постоянно делятся? - У какой ткани клетки имеют хлоропласты? - Как называется самая тонкая покровная ткань? - Какая ткань образует каркас растений? | - записывают тему урока. - клетка. - записывают схему, определение. - заполняют таблицу. - отвечают на вопросы. | |||||||||||||||||||||||||
Оценочно-рефлексивный этап | - Мы сегодня с вами говорили о видах тканей. - Какой вывод вы можете сделать из нашего урока? Выставление оценок. | ||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Устно:
письменно: 3) в тетради дать определение следующим терминам: «кожица», «корка», «пробка», «основная ткань». Все определения выучить; | - записывают Д/з. |
globuss24.ru
Технологическая карта урока 6 класс "Ткани растений и их виды"
Технологическая карта урока в 6 классе «Ткани растений и их виды»
Разработал: учитель биологии Николаева Виктория Петровна
МОУ СОШ с. Комсомольское
Чернышевский район
Забайкальский край
Технологическая карта урока биологии
Дата проведения: 26.11.2016г
Учитель: Николаева Виктория Петровна
Количество часов по теме: 2
Место урока в данной теме: 1
Формы работы: групповая, фронтальная,
индивидуальная
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: Комбинированный.
Место занятия в структуре образовательного процесса:
урок по учебному плану.
Цели урока: создать условия для изучения особенностей строения тканей растений
Личностные задачи урока
-
проявлять интерес к новому
-
оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений
-
воспринимать речь учителя
-
воспитывать бережное отношение к природе, а именно к растениям, как к производителям кислорода и органических веществ.
Регулятивные задачи урока
-
анализировать собственную работу при выполнении самостоятельной и практической работ
-
Удерживать свою цель деятельности до получения ее результата
-
развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное;
Познавательные задачи урока:
-
Воспринимать текс с учетом поставленной учебной задачи
-
Описывать особенности строения и выполняемые функции типов тканей
-
Высказывать предположения о связи строения ткани с выполняемой функцией
-
сформировать представления о растительных тканях и их многообразии, раскрыть их особенности строения в связи с выполняемой функцией.
Оборудование для учителя:
компьютер,
проектор для показа демонстрационных слайдов,
цветные жетоны из клеящейся бумаги,
конструктор,
для удобства класс делится на три группы (3 варианта заданий).
Оборудование для учащихся:
технологическая карта - “Маршрутный лист”,
наглядный материал (спилы сосны, микропрепараты), микроскоп.
Основные этапы урока/время | Название используемых информационных технологий | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы обучения |
Мотивационно-ориентированный компонент: | ||||
1.Организационный момент (1 – 2 мин.) | Проектор, ПК | Обеспечивает Благоприятный настрой. | Настраиваются на работу | Словесные |
2.Актулизация опорных знаний | Проектор, ПК | Организует работу по актуализации опорных знаний | Словесные | |
3 Проверка домашнего задания. (5 мин.) | Проектор, ПК http://www.biodan.narod.ru | Вступительное слово учителя: Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с элементарной структурной единицей растительного организма и всего живого в целом – это КЛЕТКА (слайд 3). | Выступление учащихся с исторической справкой об изучении клетки, ее открытии (Янсен, Левенгук – изобретение микроскопа; Т. Шванн и М. Шлейден – клеточная теория), (слайд 2),(приложение 1). | Наглядно-иллюстративный |
4. Этап мотивации | Проектор, ПК | Давайте же вспомним, какие структуры характерны для растительной клетки (слайд 3 – динамическая схема, учащиеся соотносят название и изображение органоидов клетки). Хорошо, молодцы справились с заданием! А функции органоидов все помнят?! Кто желает заполнить таблицу (слайд 4 – интерактивная таблица “Проверь себя”, на знание функций органоидов клетки). За правильные ответы учащиеся получают цветной жетон и приклеивают его к своему “Маршрутному листу”. У вас у каждого “Маршрутный лист” (приложение 2,3,4) - где прописано подробно, что нужно делать на каждом этапе урока. Подпишите свой лист и выполните задания на повторение пройденного материала - № 1, 2, 3*- по желанию (для любознательных ребят). Выполняем быстро и не отвлекаемся, | Словесные Наглядные практические | |
Операционно-содержательный компонент | ||||
Изучение нового материала (15 – 20 мин.) Физкультминутка (2 – 3 мин.) | http://www.floranimal.ru | Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием ткань и многообразием растительных тканей, которые образуют организм растений. (Рассказ учителя с демонстрацией слайдовой презентации) – (слайды 5-12). Выполняем задания в маршрутном листе № 4, 5, 6, 7* используя полученный материал на уроке, материал учебника параграф 9 и выполним лабораторную работу № 6. Физкультминутка. Встаем между рядами. Все присели, ручками обхватили колени и замерли. Вы нераскрывшийся бутон. Вот вышло солнце, пригревает, и мы ручки раскрываем как бутон цветка, поднимаемся медленно, тянемся как растение к солнышку, поднялись. Подул ветерок, наклон вправо, влево. Ветер сменил направление – наклоны вперед, назад. Солнышко садится, и бутон закрывается, мы приседаем и ручками обхватываем колени. Молодцы! Садимся на свои места. | Работают по маршрутным листам Все ребята делают физкультминутку. | 1Словесно-иллюстративный и Практически-иллюстративный и практически-исследовательский. |
Первичное закрепление (7 мин.) | Отдохнули немножко, продолжаем работу дальше. Отвечаем на задания № 8, 9*- по желанию. При выполнении всей работы, ребята сдают “Маршрутные листы”. | |||
Рефлексивно-оценочный | ||||
Контроль и самопроверка знаний | http://pro-school.ru | Подведем итог, выписываем на доску выводы (выслушиваем варианты учащихся, за правильные рассуждения вручаем цветной жетон): Клетка – структурная и функциональная единица живого. Ткань – это группа клеток, сходных по строению и по выполняемым функциям (строим ткань (ассоциация) из крупного конструктора разного цвета). Растительный организм образуют – основная, проводящая, механическая, покровная, образовательная ткани. Каждая ткань выполняет определенную функцию, но тесно взаимосвязана с другими, обеспечивая жизнь и развитие организма. Организм – единое целое. Клетка не только воспроизводит сама себя, но и создает особые ткани, которые образуют тело растения, дают ему упругость, защитные внешние покровы, обеспечивают поступление в организм питательных веществ. Их передвижение и хранение. Клетки благодаря способности создавать ткани соединили все органы растения в одно целое – организм. Жизнедеятельность организма полностью зависит от жизнедеятельности его клеток. Схема на доске: КЛЕТКА —> ТКАНЬ —> ОРГАН —> СИСТЕМА ОРГАНОВ —> ОРГАНИЗМ | Делают выводы у доски 3 учащихся, остальные дети работают с учителем. | наглядно-исследовательский. |
Подведение итогов | Самые активные участники – у кого 3 жетона получают “5”, у кого 2 жетона “4”, один жетон “3”. Сегодня все молодцы! Работали на уроке хорошо! Вам понравился урок? (Ребята поднимают правую руку – все понравилось, а левую руку – не все). | |||
Рефлексия (2 - 3 мин.) | Словесный | |||
Информация о дом. задании | Творческое домашнее задание: используя знания, полученные на уроке о строении растительных тканей и их функциях, изготовьте любую творческую работу (проект) – поделку из природного материала, икебана, разделочная доска и т.д. | Записывают домашнее задание | Словесный |
infourok.ru
Этапы урока | Содержание деятельности | Методы, формы, приемы работы |
I Оргмомент | Приветствие, определение целей урока. Психологический настрой | Беседа |
II Проверка изученного материала. | Повторение материала о строении клетки, ее органоидах. 1. Рассказать о строении клетки кожицы лука. Назвать все части клетки. 2. Рассказать о строении клетки кожицы зеленого листа. Назвать все части клетки. 3. Сравнить клетку кожицы лука и клетку зеленого листа. Чем они схожи и в чем отличия? 4. Какие вещества входят в состав клеток? 5. Самостоятельная работа по выполнению задания на стр. 19. Заполнить таблицу, указав части клетки в соответствии с выполняемыми функциями. 6. Индивидуальные задания (3 ученика). Работа с микроскопом. Рассматривание микропрепарата под микроскопом. | Индивидуальный опрос у доски. Самостоятельная работа с учебником Индивидуальное задание. |
III Изучение нового материала. |
ТКАНЬ – это группы клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям.
6) Выделительная – выделение пахучих веществ для привлечения насекомых, защиты от врагов | Запись определения в тетрадь Составление схемы Рассказ учителя с элементами беседы и демонстрация |
IV Закрепление знаний. | Повторение терминов:
А) Скорлупа ореха Б) Верхушка стебля В) Зеленая мякоть листа Г) поверхность стебля Д) защищают лист от испарения Е) Группы клеток с хлоропластами Ж) Почки, бутоны З) Клетки, выделяют пахучие вещества | Самостоятельная работа |
V Заключительный | 1. Подведение итогов урока. Рефлексия. 2. Д/з: $ 5-6, стр. 20-24, поставить в воду для проращивания семена гороха (фасоли), пшеницы. | Записывают д/з, выставление оценок в дневник |