ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ «ЛОМОНОСОВ» ПО БИОЛОГИИ заключительный этап, 2011/2012 учебный год, 5-9 классы. На рисунке изображены зависимости скорости роста разных видов растений
Время выполнения заданий 120 минут
Теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,
Год
Класс
Время выполнения заданий 120 минут
Максимальный балл: 70,5 балла
Часть I.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа
из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30
(по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.Только у бактериальной клетки есть:
а) клеточная стенка с содержанием муреина
б) клеточная стенка с содержанием целлюлозы
в) плазматическая мембрана
г) нет правильного ответа.
2. Одна и та же функция характерна для:
а) спор бактерий и грибов
б) спор бактерий и цист простейших
в) спор бактерий и семян растений
г) нет правильного ответа
3. Способны поглощать органические вещества из окружающей среды:а) спирогира и фукусб) спирогира и улотриксв) хламидомонада и хлореллаг) ламинария и фукус.
4. Кукушкин лён размножается:а) зооспорамиб) семенами при неблагоприятных условияхв) спорамиг) апланоспорами.
5. В одной клетке мякоти зрелого плода рябины под микроскопом можно увидеть пластиды:а) лейкопласты, хлоропласты и хромопластыб) лейкопласты и хлоропластыв) лейкопласты и хромопластыг) хромопласты.
6. У цветковых растений из стенки завязи развивается:а) зародышб) семенная кожурав) эндоспермг) околоплодник.
7. Какой набор хромосом находится в клетках эндосперма в семени ячменя?а) гаплоидныйб) диплоидныйв) триплоидныйг) полиплоидный.
8. Маска – это часть ротового аппарата:а) термитов-солдатб) жуков-могильщиковв) паука-крестовикаг) личинок стрекоз.
9. Чем представители данного вида животных (см. рисунок) опасны для человека?
а) переносчики простейших – возбудителей опасной болезниб) переносчики бактерий – возбудителей опасной болезнив) имеют ядовитые железы, укус представляет опасность для людей с заболеваниями
сердечно-сосудистой системы.г) ничем не опасны.
10. Чем заполнен перикардий у речного рака?а) водойб) целомической жидкостьюв) артериальной кровьюг) венозной кровью.
11. К какой группе насекомых наиболее близки термиты?а) пчёлыб) муравьив) тараканыг) прямокрылые.
12. Представителями какого класса являются червяги?а) круглоротыеб) млекопитающиев) рептилииг) амфибии.
13. У птиц ведущим органом чувств является:а) зрениеб) обоняниев) слухг) осязание.
14.В отличие от взрослого человека, у ребёнка до 6–7 лет отсутствуют:а) резцыб) клыкив) малые коренные зубыг) большие коренные зубы.
15. Поперечно-полосатые волокна свойственны мышечным тканям,которые обеспечивают:а) повороты глазного яблокаб) сжатие стенок лимфатических сосудовв) сужение зрачкаг) расширение зрачка.
16. Из перечисленных ферментов в тонком кишечнике НЕ функционирует: а) химотрипсинб) липазав) пепсинг) амилаза поджелудочной железы.
17. Центры слюноотделения находятся в:а) среднем мозгеб) мозжечкев) промежуточном мозгег) продолговатом мозге.
18. В состав боковых рогов спинного мозга входят: а) аксоны чувствительных нейроновб) тела двигательных нейроновв) тела чувствительных нейроновг) тела вставочных нейронов.19. Дыхательный центр у человека реагирует на количество в крови: а) кислородаб) кислорода и углекислого газав) углекислого газаг) угарного газа
20. Слизь, покрывающая стенки желудка: а) инактивирует ферменты слюныб) размягчает пищув) способствует превращению пепсиногена в пепсинг) препятствует самоперевариванию стенок желудка.21. Ионы магния входят в состав:а) гемоглобинаб) инсулинав) хлорофиллаг) тироксина.
22. На рисунке изображены зависимости скорости роста разных видоврастений от освещённости:
Наиболее тенелюбивым является вид:а) Аб) Бв) Вг) Г.
23. Основными компонентами хроматина ядра эукариот являются:а) ДНК и РНКб) РНК и белкив) ДНК и белкиг) ДНК и липиды.
24. В состав антикодона входит:а) один нуклеотидб) два нуклеотидав) три нуклеотидаг) четыре нуклеотида.25. Расхождение дочерних хроматид к полюсам происходит в мейозе в: а) профазе I б) метафазе II в) анафазе I г) анафазе II.
26.Окисление органических соединений до СО2 в митохондрияхпроисходит:а) в матриксеб) в межмембранном пространствев) на наружной мембранег) на внутренней мембране.
27. При скрещивании рыжего кота с черепаховой кошкой в потомстве:а) все котята будут чернымиб) половина котята будет рыжимив) все кошки будут рыжимиг) все коты будут чёрными.
28. Что происходит в экосистеме, если в ней отсутствуют редуценты илиих деятельность слабо выражена: а) ничего не происходитб) происходит накопление органического веществав) уменьшается численность продуцентовг) возрастает численность консументов.
29. Какой из следующих факторов представляется наиболее важнымфактором, контролирующим первичную продукцию в океане?а) солнечная радиацияб) температурав) растворённый кислородг) питательные вещества.
30. В процессе фотосинтеза источником углерода является:а) рибулозобисфосфатб) глюкозав) водаг) углекислый газ.
Задание 2. Тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1.В составе жилки листа можно обнаружить:I. ситовидные трубки с клетками-спутницами; II сосуды; III.склеренхиму; IV уголковую колленхиму; V.паренхиму.
а) I, II, III
б) II, III,V
в) I, II, III, IV, V;
г) II, III, IV, V.
2 . Рост стебля в длину происходит за счёт образовательной ткани:I. верхушечной; II. боковой – прокамбия; III. боковой – камбия; IV.вставочной;V. краевой
а) I, II, III, IV, V
б) II, III, IV, V
в) только V
г) только I.
3. У плаунов, хвощей и папоротников образуются корни:
I. главный с боковыми; II главный; III. придаточные, IV боковые.V. придаточные с боковыми.а) III, IV, V б) I,II, IVв) III, V
г) I, IV.4.Органы боковой линии у рыб служат для:I. определения направления и скорости течения;II.определения химического состава воды;III. обнаружения приближения хищника или добычи;IV. обнаружения подводных препятствий;V.ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля.
а) I, II, III, IV, V
б) I, III, IV
в) I, II, III
г) II, IV, V.
5.Кости, образующие тазовый пояс:I.бедренная;II. седалищная; III. лобковая;IV. крестец;V. подвздошная
а) I, IV
б) I, II, III, IV, V
в) II, III, V
г) II, V.
6. Обкладочные клетки слизистой оболочки желудка секретируют:I. пепсиноген; II.трипсиноген; III.соляную кислоту;IV. альфа-амилазу; V.химотрипсин
а) I, II, III, IV, V
б) IV, V
в) I, III
г) только III.
7. В организме холестерин выполняет следующие функции:I. регулирует микровязкость липидного бислоя плазматическоймембраны; II. является предшественником соединений, обеспечивающихэмульгирование жиров в желудочно-кишечном тракте;III. является предшественником гормонов коркового слоя надпочечников; IV.является предшественником гормонов гипофиза; V. является предшественником гормонов половых желёз; а) I, II, III, V
б) II, III;
в) IV, V;
г)I, II, III, IV, V.
8. Несколько ядер может присутствовать в следующих клетках человека:
I. эритроциты; II. нервные клетки; III. половые клетки; IV. клетки гладких мышц; V.клетки эпителия тонкого кишечника.а) III, IVб) II, V;в) I, II, III, IV, V;г) нет правильного ответа.
9. Признаки, по которым митохондрии и пластиды отличаются от других органоидов:
I. имеют две мембраны;II. содержат собственные рибосомы;III. содержат внутри ферменты, осуществляющие окислительно-восстановительные реакции; IV. имеют кольцевую молекулу ДНК; V.имеют белки и ферменты в мембранах а) I, II, III, IV, V;
б) I, II, IV;
в) II, III, IV, V;
г) III, V;
10. В экологии рассматриваются пирамиды: I.численности; II. биомассы; III. видового состава; IV. энергии; V. трофических связей
а) I, II
б) I, II, III, IV, V
в) I, II, IV
г) только IV.
Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Запишите «ДА» или «НЕТ» около номеров суждений. (макс.10 балов)
1. Зародыш семени на самых ранних этапах прорастания гетеротрофен.
2. Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупными листьями.
3. Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне.
4. Все автотрофные организмы являются также фототрофными.
5. Интенсивность и качество света изменяются вертикально в пологе леса.
6. Продуктами темновой стадии фотосинтеза являются глюкоза и кислород.7. При расстройствах глотания труднее всего проглотить воду
8. Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение.
9. Митохондрии и лизосомы появились в эукариотических клетках в результате симбиоза.
10. В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует толькоодин триплет (кодон).
Задание 4 . I. [макс. 2,5 балла, по 0,5] На рисунке изображён поперечный разрез хвоинки ели. Соотнесите обозначения на рисунке (1–5) с названиями элементов строения:
А – эпидерма;Б – смоляной ход;В – устьице;Г – проводящий пучок;Д – мезофилл.
II. [макс. 2,5 балла, по 0,5] С человеком и его жилищем тесно связаны многие виды членистоногих (1 – 5). Выберите из перечня (А–Д) тип возникающих при этом взаимоотношений с человеком.
1 – Комнатная муха 2 – Постельный клоп 3 – Чёрный и рыжий тараканы 4 – Домашний паук 5- Комары | А) комменсализм Б) нейтрализм В) паразитизм Г) симбиоз Д) протокооперация |
III. Сопоставьте названные биохимические процессы и органоиды, в которых эти процессы протекают [макс.2,5 балла, по 0,5]
Органоиды: 1. хлоропласты 2. ядро 3. митохондрии 4. лизосомы 5. рибосомы | Процессы: А синтез белка Б. репликация ДНК В. окислительное фосфорилирование Г. фотосинтез Д. расщепление белков | |||||
IV. [макс. 3 балла ] Решите биологическую задачу.
У родителей 2 и 4 группы крови (по системе АВО). В каких случаях будут в семье дети, не похожие по группе крови на своих родителей? Распишите решение задачи в качестве доказательства Вашего ответа.
mykonspekts.ru
Время выполнения заданий 120 минут
Теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,
Год,
Класс
Время выполнения заданий 120 минут
Максимальный балл: 62,5 балла
Часть I.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа
из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25
(по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.К автотрофным бактериям НЕ относится:
а) железобактерия
б) бактерия ботулизма
в) серобактерия
г) водородная бактерия
2. Только для бактериальной клетки характерно:
а) клеточная стенка с содержанием муреина
б) клеточная стенка с содержанием целлюлозы
в) плазматическая мембрана
г) нет правильного ответа.
3. Одинаковую функцию выполняют:
а) споры бактерий и грибов
б) споры бактерий и цисты простейших
в) споры бактерий и семена растений
г) нет правильного ответа
4. Способны поглощать органические вещества из окружающей среды:а) спирогира и фукусб) спирогира и улотриксв) хламидомонада и хлореллаг) ламинария и фукус.
5. Мочковатая корневая система у: а) клубникиб) свёклыв) нарциссаг) гороха.
6. Смоляные ходы характерны для:а) хвойныхб) сложноцветныхв) зонтичныхг) всех перечисленных растений.
7. Из стенки завязи цветковых растений развивается:а) зародышб) семенная кожурав) эндоспермг) околоплодник.
8. В клетках эндосперма семени ячменя набор хромосома) гаплоидныйб) диплоидныйв) триплоидныйг) полиплоидный.
9. Острица отличаются от печеночной двуустки наличием: а) нервной системыб) анального отверстияв) кутикулыг) выделительной системы.
10. Нервная система клещей:
а) сетчатая
б) трубчатая
в) цепочечная
г) стволовая
11. Чем представители данного вида животных (см. рисунок) опасны длячеловека?
а) переносчики простейших – возбудителей опасной болезниб) переносчики бактерий – возбудителей опасной болезнив) имеют ядовитые железы, укус представляет опасность для людей с заболеваниями сердечно-
сосудистой системыг) ничем не опасны.
12. Имеется ли полость тела у аскариды? а) да, первичная полость телаб) да, вторичная полость телав) да, смешанная полость телаг) нет, не имеется.
13. Для кого из млекопитающих характерно отсутствие клыков в зубной системе?а) рыжая вечерницаб) заяц-белякв) волкг) крот.
14. К вторичноротым НЕ относится:
а) морская звезда
б) скорпион
в) пингвин
г) ланцетник
15. Поперечно-полосатые волокна свойственны мышечным тканям,которые обеспечивают:а) повороты глазного яблокаб) сжатие стенок лимфатических сосудовв) сужение зрачкаг) расширение зрачка.
16. Из перечисленных ферментов в тонком кишечнике НЕ функционирует: а) химотрипсинб) липазав) пепсинг) амилаза поджелудочной железы.
17. Центры слюноотделения находятся в:а) среднем мозгеб) мозжечкев) промежуточном мозгег) продолговатом мозге.
18. Хрящевые полукольца составляют основу скелета: а) трахеиб) пищеводав) гортаниг) бронхиол
19. В состав передних корешков спинного мозга входят аксоны: а) проводящие импульсы от головного мозгаб) двигательных нейроновв) чувствительных нейроновг) вставочных нейронов.20. Дыхательный центр у человека реагирует на количество в крови: а) кислородаб) кислорода и углекислого газав) углекислого газаг) угарного газа
21. Слизь, покрывающая стенки желудка: а) инактивирует ферменты слюныб) размягчает пищув) способствует превращению пепсиногена в пепсинг) препятствует самоперевариванию стенок желудка.22.Первая стадия зародышевого развития называется:а) нейрулаб) бластулав) дроблениег) гаструла.
23. На рисунке изображены зависимости скорости роста разных видоврастений от освещённости:
Наиболее тенелюбивым является вид:а) Аб) Бв) Вг) Г.
24. Основными компонентами хроматина ядра эукариот являются:а) ДНК и РНКб) РНК и белкив) ДНК и белкиг) ДНК и липиды.25. Расхождение дочерних хроматид к полюсам происходит в мейозе в:а) профазе I б) метафазе II в) анафазе I г) анафазе II.
Задание 2. Тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).
1. Для цветковых растений, произрастающих в воде, характерно:I.плохое развитие или отсутствие механической ткани; II. хорошее развитие механической ткани; III. хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по растению; IV. наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля; V. преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы.а) II, III
б) I,IV
в) III, V
г) I, III, IV, V.
2 . Из перечисленных групп животных партеногенез встречается у:
I.рептилий;II.ракообразных, III. кишечнополостных;IV. равнокрылых; V.перепончатокрылых. а) только I
б) II, V
в) I, II, III, IV, V
г) I, II, IV, V.
3. У споровых растений образуются корни:
I. главный с боковыми; II главный; III. придаточные, IV боковые.V. придаточные с боковыми.а) III, IV, V б) I,II, IVв) III, V
г) I, IV.4. Грудная клетка имеется у:
I. лягушек;II. ящериц; III. тритонов; IVчерепах; V.крокодилов а) II, V
б) I,III
в) II, IV,V
г) I, II, III, IV, V.
5. У млекопитающих из эктодермы образуются:
I.волосы;II. скелетные мышцы; III. когти; IV. спинной мозг;V.позвоночник; а) II, IV, Vб) I, III, IVв) I, III
г) I, II, III, IV, V.
6.Причиной анемии у человека может быть: I.недостаток железа в пище;II. недостаток витамина В12; III. мутация в гене гемоглобина; IV. отравление угарным газом; V.нарушение всасывания железа в кишечнике.а) I, II, III, IV, V
б) I, II, III, V
в) I,V
г)II, III.
7.Незаменимыми компонентами диеты человека являются:
I.линолевая кислота;II. аспарагиновая кислота; III.лизин IV.холин; V.триптофан а) I, II, III, V
б) I, III,V
в) только V
г) II, III, IV, V.
8. Несколько ядер может присутствовать в следующих клетках человека:
I. эритроциты;II. нервные клетки;III. половые клетки; IV. клетки гладких мышц; V.клетки эпителия тонкого кишечника.а) III, IVб) II, Vв) I, II, III, IV, Vг) нет правильного ответа.
9. Признаки, по которым митохондрии и пластиды отличаются от других органоидов:
I. имеют две мембраны; II. содержат собственные рибосомы; III. содержат внутри ферменты, осуществляющие окислительно-восстановительные реакции; IV. имеют кольцевую молекулу ДНК; V.имеют белки и ферменты в мембранах а) I, II, III, IV, V;
б) I, II, IV;
в) II, III, IV, V;
г) III, V;
10. Расхождение хроматид происходит в:
I.метафазе митоза; II. метафазе первого деления мейоза; III. анафазе митоза; IV.анафазе первого деления мейоза;V. анафазе второго деления мейозаа) III, Vб) только IIIв) I, III, IV
г) только V.
Задание 3. Задание на определение правильности суждений. Запишите «ДА» или «НЕТ» около номеров суждений. (макс.10 балов)
1. Зародыш семени на самых ранних этапах прорастания гетеротрофен.
2. Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупнымилистьями.
3. Колючки боярышника являются видоизменёнными побегами.
4. Кислород и углекислый газ переносятся кровью только за счёт связывания с гемоглобином в составе
комплекса гемоглобин-молекула газа.
5. Основой биологических мембран является двойной слой фосфолипидов.
6. Продуктами темновой стадии фотосинтеза являются глюкоза и кислород.7. При расстройствах глотания труднее всего проглотить воду
8. Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение
9. Митохондрии и лизосомы появились в эукариотических клетках врезультате симбиоза
10. В генетическом коде каждому виду аминокислоты соответствует толькоодин триплет (кодон).
Задание 4 .
I. Сопоставьте названные биохимические процессы и органоиды, в которых эти процессы протекают [макс.2,5 балла, по 0,5]
Органоиды: 1. хлоропласты 2. ядро 3. митохондрии 4. лизосомы 5. рибосомы | Процессы: А синтез белка Б. репликация ДНК В. окислительное фосфорилирование Г. фотосинтез Д. расщепление белков |
II.
[макс. 2,5 балла, по 0,5] На рисунке изображён поперечный срез проводящего пучка кукурузы(Zea mays). Соотнесите основные структуры проводящего пучка (А–Д) с их обозначениями:
А – древесинная паренхима;Б – склеренхима;В – воздушная полость;Г – сосуды;Д – флоэма.
III. [макс. 2,5 балла] Установите соответствие этапов развития печеночногососальщика его местонахождению. Варианты могут повторяться.
1. Мирацидий А. корова
2. Яйцо Б. малый прудовик
3. Адолескария В. вода
4. Редия Г. прибрежная растительность
5. Церкария Д. Человек
mykonspekts.ru
На каждый вопрос даны четыре варианта ответов. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.
Кабинет биологии. Влажные препараты
Кабинет биологии Влажные препараты п/п. Внутреннее строение рака. Внутреннее строение птицы. Развитие крысы Глаз крупного млекопитающего Развитие курицы Внутреннее строение крысы Тритон Развитие костной
Подробнее6 КЛАСС (68 ч) Введение
БИОЛОГИЯ. «ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ». 6 КЛАСС (68 ч) Введение Биология наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского
ПодробнееИтоговый тест по биологии. 9 класс
Итоговый тест по биологии. 9 класс 1. 1.К какой группе тканей относится сердцевина стебля? А) Образовательная С) Ассимиляционные Е) Питательные В) Покровные Д) Запасающие 2.За счет деления каких клеток
ПодробнееПояснительная записка.
Пояснительная записка. Рабочая программа элективного курса «Общие вопросы общей биологии» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
ПодробнееМаксимальный балл: 30 баллов
ЗАДАНИЯ теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии, 2015-2016 год, 6 класс Время выполнения заданий 120 минут Максимальный балл: 30 баллов Часть I. Вам предлагаются тестовые
ПодробнееОтложенные задания (30)
Отложенные задания (30) Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность
ПодробнееЗадания B7 по биологии
Задания B7 по биологии 1. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТБОРА А) отбирает новые признаки в изменяющихся условиях среды Б) изменяет частоту
Подробнее1. Геологическая летопись
Таблица соответствия между содержанием учебника «Биология-7», Образовательным стандартом основного общего образования по биологии и ресурсами портала http://fcior.edu.ru (раздел «Основное общее образование»
ПодробнееПояснительная записка.
Пояснительная записка. Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека; осознание значения
ПодробнееПояснительная записка.
Пояснительная записка. Данная программа составлена в полном соответствии с Законом РФ «Об образовании», Гражданским кодексом РФ, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
ПодробнееТЕМА «Опорно-двигательная система»
1. Рост кости в толщину происходит за счет 1) суставного хряща 2) красного костного мозга 3) желтого костного мозга 4) надкостницы ТЕМА «Опорно-двигательная система» 2. Недостаток кальция и фосфора наблюдается
Подробнее10-11 класс. ОТВЕТЫ.
Матрица ответов на 4 этап Всесибирской олимпиады по биологии 2009-10. 10-11 класс стр. 1 из 5 Шифр НЕ пишите фамилию и имя, только шифр! Город проведения Поле для проверяющих. Не пишите в нем ничего. Часть
ПодробнееПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 5-9 класс
ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 5-9 класс БОТАНИКА Ботаника наука о растениях. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Жизненные формы растений. Признаки растений. Высшие и низшие растения. Семенные и споровые
ПодробнееИнструкция по выполнению работы
1 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 21 задание. Ответы к заданиям 1 17 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру
ПодробнееУрок «Головной мозг. Строение и функции».
Биология. 8 класс. Учитель Булгакова Н.П. Урок «Головной мозг. Строение и функции». Цели и задачи урока: Образовательная: дать общие представления о строении и функциях головного мозга; раскрыть роль отделов
ПодробнееПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии (профильное обучение) составлена на основе Федерального компонента базисного учебного плана для образовательных
ПодробнееОснащенность учебного кабинета
Оснащенность учебного кабинета Наименование Кол-во Демонстрационный материал по ботанике (иллюстрации) 1 Аквариум. 1 Внутреннее строение собаки ( рельефная таблица). 1 Внутреннее строение жука (рельефная
ПодробнееВопросы и критерии оценки ответов
PÕHIKOOLI LÕPUEKSAM BIOLOOGIA 13. JUUNI 2013 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Общие рекомендации Ответы оцениваются с точностью до 0,5 балла. Конечную сумму баллов округляют до целого балла в сторону большего
ПодробнееИнструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по БИОЛОГИИ Район Город (населенный пункт) Школа Класс Вариант
Подробнее34 часа (1 раз в неделю)
Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс 34 часа (1 раз в неделю) Учебник. Автор: Понамарева И.Н. Биология «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
Подробнее9 класс. Оборудование: Таблица «биоценоз» леса, «биоценоз» водоёма, компьютер, таблички с названиями растений и животных, клубок ниток.
9 класс Тема: Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Цели: Сформировать понятие о природных сообществах, их многообразии. Дать понятие «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера», о взаимосвязях
ПодробнееМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Методические укзкния Ф СО ПГУ 7.18.2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Кафедра биологии и экологии МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПодробнееРАБОЧАЯ ПРОГРАММА II ВИДА
Муниципальное образование город Краснодар муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 имени Героя Советского Союза Маргелова Василия Филипповича УТВЕРЖДЕНО
Подробнее«Юный знаток биологии» 7 класс
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Псковской области «Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества» Областной конкурс «Юные дарования»
ПодробнееТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ
Единый государственный экзамен, 2016 г. БИОЛОГИЯ Тренировочный вариант 7 от 21.11.2015 1 / 12 Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка Изучение предмета проводится в течение одного учебного года. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных анатомических, физиологических и гигиенических понятий о
ПодробнееТест «Грибы», «Водоросли», «Мхи» Вариант 1 Выберите один правильный ответ из нескольких 1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу: А) род; Б) отдел; В) царство; Г) семейство; 2. Плесневый
Подробнееdocplayer.ru
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ «ЛОМОНОСОВ» ПО БИОЛОГИИ заключительный этап, 2011/2012 учебный год, 5-9 классы
Вариант I. Блок 1. Вариант 7.
Вариант I Блок 1. Вариант 7. Задание 1. Среди перечисленных ниже покрыто-семенных растений найдите представителей трех различных семейств. Укажите, какие это семейства и распределите растения по группам,
ПодробнееID_6321 1/6 neznaika.pro
Задача по цитологии Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. 1 Известно, что
ПодробнееПамятка для учащихся 9 11 классов
Памятка для учащихся 9 11 классов Оглавление Решение цитогенетических задач Алгоритм решения задач Правила при решении генетических задач Оформление задач по генетике Запись условия и решения задач Примеры
ПодробнееСИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО 1 ГЕНЕТИКЕ I. Задачи на репликацию ДНК. 1. Участок одной из цепей ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТГАТТЦАГААГЦАТАЦЦА. Определить последовательность нуклеотидов
ПодробнееМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА
ПодробнееОбразец заданий для 10кл.
Образец заданий для 10кл. 1.Какие из перечисленных функций выполняет плазматическая мембрана клетки? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания. 1) участвует в синтезе липидов 2) осуществляет активный
ПодробнееТЕМА «Половое размножение организмов»
1. При партеногенезе организм развивается из 1) зиготы 2) вегетативной клетки 3) соматической клетки 4) неоплодотворённой яйцеклетки ТЕМА «Половое размножение организмов» 2. Пол организма зависит от хромосомного
ПодробнееЗадания B6 по биологии
Задания B6 по биологии 1. Установите соответствие между особенностями строения и свойств вещества и веществом, имеющим эти особенности. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА А) неполярны, нерастворимы
ПодробнееБиология 9 класс. Тест 1
Биология 9 класс. Тест 1 Выберите один правильный ответ. 1. Эндоплазматическая сеть обеспечивает: 1) транспортировку веществ внутри клетки 2) перенос генетической информации в клетке 3) протекание реакции
ПодробнееОТВЕТЫ на задания типа А и В
Вариант/ задания ОТВЕТЫ на задания типа А и В Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6 А1 3 2 2 3 1 3 А2 2 3 4 4 3 1 А3 1 2 2 3 1 3 А4 1 2 1 4 4 1 А5 2 1 1 4 1 2 А6 2 1 4 3 3 4 А7 1
ПодробнееХимический состав живого
Химический состав живого Единство химического состава С,Н,О,N 99% состава живых организмов (органогены) Р,S,Na, K,Ca, Cl,Mg обязательны (макроэлементы) Mn, Fe, Co, Cu, Zn обязательны в микродозах (микроэлементы)
ПодробнееХимические основы жизни
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГАОУ ВО "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" Факультет естественных наук УТВЕРЖДАЮ Декан ФЕН НГУ, профессор
ПодробнееМолекулярная биология
Молекулярная биология Курс лекций для студентов IV курса факультета биологии РГПУ им. А.И. Герцена Профессор кафедры Зоологии, д.б.н., профессор Цымбаленко Надежда Васильевна СТРУКТУРА БЕЛКА ЛЕКЦИЯ 9 Структура
ПодробнееРешение задач. по молекулярной биологии.
Учитель биологии Зозуля Е.В.. Ноябрь 2014. Решение задач по молекулярной биологии. Молекулярная биология изучает механизмы хранения и передачи наследственной информации. Задачи по молекулярной биологии
ПодробнееДемонстрационный вариант
Демонстрационный вариант тестовых заданий для вступительных испытаний по биологии (2017) Часть 1 1.Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса. НЕЙРОН Отростки Тело Длинныйаксон
ПодробнееЗадания С4 по биологии
Задания С4 по биологии. Кета вымётывает во время нереста около миллиона икринок, и только незначительная часть мальков достигает зрелого возраста. Назовите несколько причин такого «выживания», имеющих
ПодробнееОтложенные задания (30)
Отложенные задания (30) Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность
ПодробнееКафедра Биологии и защиты растений
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени императора
ПодробнееТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ. Цитология
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ С ОТВЕТАМИ Цитология Выберите один ответ из предложенных четырёх. А1. Функцией митохондрий является: 1) внутриклеточное пищеварение 2) синтез энергии 3) формирование цитоскелета 4) участие
ПодробнееЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН http://biochemistry.ru/biohimija_severina/b5873content.html (Биохимия. РАЗДЕЛ 6. Энергетический обмен-л.в. Авдеева, Н.А. Павлова, Г.В. Рубцова) ЗАКОНЫ БИОЭНЕРГЕТИКИ В.П.Скулачев http://www.pereplet.ru/nauka/soros/pdf/9701_009.pdf
Подробнееdocplayer.ru