Почему растения называются по-латыни? Двойные латинские названия разных видов растений и животных
Латинская ботаническая номенклатура. название вида
Латинская ботаническая номенклатура. Название вида
В современной ботанической номенклатуре принят биноминальный принцип обозначения вида растений, который был введен в XVIII в. Шведским ученым Карлом Линнеем. Правила оформления латинских названий растений регулируются Международным кодексом ботанической номенклатуры. Согласно этим правилам, основной ботанической категорией является вид Species. Название вида состоит из двух слов: названия рода и видового эпитета. Название рода Genus – это существительное в именительном падеже единственного числа. В ботаническом названии растения оно всегда стоит на первом месте и пишется с заглавной буквы. Видовой эпитет Nomen specificum – это определение, которое указывает на признак, характерный для данного вида растения. Видовой эпитет стоит на втором месте и пишется со строчной буквы. Если видовой эпитет состоит из двух слов, то их пишут через дефис.
1.Видовой эпитет, выраженный определением, может указывать на различные отличительные признаки:
а) – время цветения:
Adonis vernalis – горицвет весенний, адонис
Convallaria majalis – ландыш майский
Colchicum autumnale – безвременник осенний
б) – внешний вид, окраску, особенности строения и другие признаки:
Anethum graveolens – укроп пахучий
Galeopsis speciosa – пикульник красивый
Hyoscyamus niger – белена черная
Cicuta virosa – вех ядовитый
Centaurea cyanus – василек синий
в) – местообитание:
Arachis hypogaea – земляной орех, арахис
Trifolium montanum – клевер горный
Ledum palustre – багульник болотный
Lathyrus pratensis – чина луговая
Anthriscus sylvestris – купырь лесной
Festuca pratensis – овсяница луговая
Caltha palustris – калужница болотная
Quercus petraea – дуб скальный
г) – географическое распространение:
Acacia arabica – акация аравийская
Anacardium occidentale – анакардиум западный
Hamamelis virginiana – гамамелис виргинский
Hevea brasiliensis – гевея бразильская
Hydrastis canadensis – гидрастис канадский (желтокорень)
Bunias orientalis – свербига восточная
Trollius europaeus – купальница европейская
д) – отсутствие характерных признаков:
Barbarea vulgaris – сурепка обыкновенная
Artemisia vulgaris – полынь обыкновенная
Hordeum vulgaris – ячмень обыкновенный
2. Видовой эпитет может быть выражен существительным
Atropa belladonna – красавка -беладонна
Carica papaya – дынное дерево
Theobroma cacao – шоколадное дерево
Punica granatum – гранатовое дерево
Panax ginseng – панакс женьшень
Salsola richteri – солянка Рихтера
3. Видовой эпитет может быть выражен двумя словами:
Arctostaphylos uva-ursi – толокнянка обыкновенная
Capsella bursa-pastoris – пастушья сумка
Vaccinium vittis idaea – брусника обыкновенная
Запомните латинские названия таксонов
Названия таксонов ботанической классификации
Все растения объединены в соподчиненные систематические группы – таксоны, конкретные роды, семейства, порядки, классы, отделы:
Вид – species – название рода + видовой эпитет
Род – genus – существительное в именительном падеже
Подсемейство – subfamilia – основа +(o)ideae
Семейство – familia – основа + ceae
Порядок – ordo – lоснова + ales
Подкласс – subclassic – основа +idae
Класс – classic – основа + opsida
Отдел – divisio – основа +(o)phyta
Примеры:
Названия семейств:
Fabaceae – бобовые
Poaceae – мятликовые
Lamiaceae – яснотковые
Названия порядков:
Cucurbitales – тыквенные
Piperales – перцевые
Theales – чайные
Названия подклассов:
Caryophyllidae – кариофиллиды
Liliidae – лилииды,
Asteridae – астериды,
Названия классов:
Liliopsida – однодольные
Magnoliopsida – двудольные
Таксономические категории (ранги таксонов) и таксоны на примере
одного из видов шиповника
Таксономические Категории | Таксоны |
Царство | Растения Plante |
Отдел | Покрытосеменные Magnoliophyta |
Класс | Двудольные Magnoliopsida |
Подкласс | Розиды Rosidae |
Порядок | Розовые Rosales |
Семейство | Розовые Rosaceae |
Род | Роза (шиповник) Rosa |
Вид | Роза майская (шиповник майский) Rosa majalis |
К экзамену студент должен знать латинские названия следующих видов растений и семейств:
1. семейство Л ЮТИКОВЫЕ Ranunculaceae Juss
1. Калужница болотная – Caltha palustris L.
2. Консолида обыкновенная, сокирка – Consolida regalis S.F.Gray
3. Ветренница дубравная – Anemonoides nemorosa (L.) Holub.
4. Лютик едкий – Ranunculus acris L.
5. Лютик ползучий – Ranunculus repens L.
2.семейство РОЗОВЫЕ (Шиповниковые) Rosaceae Juss.
6. Земляника лесная – Fragaria vesca L.
7. Гравилат речной – Geum rivale L.
8. Лапчатка прямостоячая, калган – Potentilla erecta (L.) Raesuch.
9. Малина обыкновенная – Rubus idaeus L.
10. Вишня обыкновенная – Cerasus vulgaris Mill.
11. Черемуха обыкновенная – Padus avium Mill.
12. Груша садовая – Pyrus communis L.
13. Яблоня домашняя, садовая – Malus domestica Borkh.
3. семейство БОБОВЫЕ Fabaceae Lindl.
14. Люпин многолистный – Lupinus polyphyllus Lindl.
15. Люцерна посевная – Medicago sativa L.
16. Люцерна серповидная – Medicago falcata L.
17. Клевер луговой – Trifolium pratense L.
18. Клевер гибридный, розовый, шведский – Trifolium hybridum L.
19. Клевер ползучий, белый – Trifolium repens L.
20. Донник белый – Melilotus albus Medik.
21. Горох посевной – Pisum sativum L.
22. Эспарцет посевной, виколистный – Onobrychis viciifolia
23. Вика посевная, горошек – Vicia sativa L.
24. Вика мышиная, горошек мышиный – Vicia cracca L.
25. Бобы конские, горошек пищевой – Vicia faba L.(Faba bona, Fba vulgaris)
26. Чина луговая – Lathyrus pratensis L.
4. семейство МАЛЬВОВЫЕ Malvaceae Juss
27. Хлопчатник волосистый, упланд – Gossipium hirsutum L.
5.семейство ЛЬНОВЫЕ Linaceae S.F.Gray
28. Лен обыкновенный, долгунец – Linum usitatissimum L.
6.семейство СЕЛЬДЕРЕЕВЫЕ (Зонтичные) Apiaceae Lindl.
29. Морковь посевная – Daucus sativus (Hoffm.) Roehl.
30. Укроп пахучий –.Anethum graveolens L.
31. Тмин обыкновенный – Carum carvi L
32. Купырь лесной – Anthriscus sylvestris (L.) Hoffm.
33. Сныть обыкновенная – Aegopodium podagraria L.
34. Вех ядовитый – Cicuta virosa L.
7. семейство ПАСЛЕНОВЫЕ Solanaceae Juss.
35. Белена черная – Hyoscyamus niger L.
36. Картофель, паслен клубненосный – Solanum tuberosum L.
37. Помидор, томат съедобный – Lycopersicon esculentum Mill.
8.семейство ВЬЮНКОВЫЕ Covolvulaceae Juss.
38. Вьюнок полевой – Convolvulus arvensis L.
9. семейство НОРИЧНИКОВЫЕ Scrophulariaceae Juss. (Мытниковые Pediculariaceae Juss.)
39. Погремок осенний - Rhinanthus serotinus Oborny
10. семейство ЯСНОТКОВЫЕ (Губоцветные) Lamiaceae Lindl.
40 Пикульник красивый, зябра – Galeopsis speciosa Mill.
41. Яснотка белая, глухая крапива – Lamium album L.
42. Будра плющевидная – Glechoma hederacea L.
11. семейство КРАПИВОВЫЕ Urticaceae Juss.
43. Крапива двудомная – Urtica dioica L.
12. семейство СПОРЫШЕВЫЕ (Гречишные) Polygonaceae Juss.
44. Щавель кислый – Rumex acetosa L. (Acetosa pratensis Mill.)
45. Спорыш птичий, птичья гречиха – Polygonum aviculare L.
46. Гречиха посевная – Fagopirum esculentum Moench.
13. семейство МАРЕВЫЕ Chenopodiaceae Vent.
47. Свекла обыкновенная – Beta vulgaris K.
48. Марь белая – Chenopodium album L.
14. семейство ГВОЗДИКОВЫЕ Caryophyllaceae Juss.
49. Звездчатка средняя, мокрица – Stellaria media (L.) Vill.
15. семейство МАКОВЫЕ Papaveraceae Juss.
50. Мак снотворный – Papaver somniferum L.
16. семейство КАПУСТОВЫЕ (Брассиковые, Крестоцветные) Brassicaceae Burnett.
51. Брассика огородная, капуста – Brassica oleracea L.
52. Горчица полевая – Sinapis arvensis L.
53. Сурепка обыкновенная – Barbarea vulgaris R.Br.
54. Редька посевная – Raphanus sativus L.
55. Свербига восточная – Bunias orientalis L.
56. Редька дикая – Raphanus raphanistrum L.
17. семейство ТЫКВОВЫЕ Cucurbitaceae Juss.
57. Огурец посевной – Cucumis sativus L.
58. Тыква обыкновенная, кабачки – Cucurbita pepo L.
18. семейство АСТРОВЫЕ (Сложноцветные) Asteraceae Dumort.
59. Подсолнечник однолетний – Helianthus annuus L.
60. Нивяник обыкновенный – Leucanthemum vulgare Lam.
61. Полынь обыкновенная, чернобыльник – Artemisia vulgaris L.
62. Мать-и-мачеха обыкновенная – Tussilago farfara L.
63. Бодяк полевой – Cirsium arvense (Savi) Ten.
64.Трехреберник, ромашка непахучая – Tripleurospermum inodorum (L.) Sch.Bip.
65. Одуванчик лекарственный – Taraxacum officanale Wigg.s.l.
66. Василек синий – Centaurea cyanus L.
67. Осот полевой – Sonchus arvensis L.
19. семейство ЛУКОВЫЕ (Лилиевые) Alliaceae Agardh.
68. Лук репчатый – Allium cepa L.
20. семейство СПАРЖЕВЫЕ (Лилиевые) Asparagaceae Juss.
69. Ландыш майский – Convallaria majalis L.
21. семейство СЫТЕВЫЕ (Осоковые) Cyperaceae Juss.
70. Осока черная – Carex nigra (L.) Reichard
22.семейство МЯТЛИКОВЫЕ (Злаковые) Poaceae Barnh.
71. Пшеница твердая – Triticum durum Desf.
72. Пшеница мягкая – Triticum aestivum L.
73. Кукуруза обыкновенная– Zea mays L.
74. Овес посевной – Avena sativa L.
75. Ячмень обыкновенный – Hordeum vulgare L.
76. Ячмень двурядный – Hordeum distichon L.
77. Рожь посевная – Secale cereale L.
78. Просо посевное – Panicum miliaceum L.
79. Пырей ползучий – Elytrigia repens (L.) Nevski
80. Плевел многолетний – Lolium perenne L.
81. Белоус вытянутый – Nardus stricta
82. Тимофеевка луговая – Phleum pratense L.
83. Лисохвост луговой – Alopecurus pratensis L.
84. Кострец безостый – Bromopsis inermis (Leyss.) Holub.
85.Овсяница луговая (овсяничник луговой) – Festuca pratensis Huds.. (Schedonorus pratensis Huds.)
86. Овсяница красная – Festuca rubra L.
87. Полевица – Agrostis gigantea Roth.
88. Ежа сборная – Dactylis glomerata L.
89. Мятлик луговой – Poa pratensis L.
90. Луговик дернистый, щучка – Deschampsia caespitosa (L.) Beauv.
Методические указания к выполнению контрольной работы
Правильная организация самостоятельных систематических занятий является залогом успешного освоения дисциплины.
Студент выполняет задания варианта, номер которого соответствует последней цифре личного шифра, обозначенной по горизонтали и предпоследней – по вертикали.
Весь программный материал разбит на 190 вопросов. Каждый вариант состоит из 8 вопросов, которые охватывают различные разделы курса.
Перед выполнением контрольной работы необходимо проработать рекомендуемую учебную литературу.
Повторить теоретический материал по конспектам прослушанных лекций.
Ответить на вопросы, которые есть в конце каждого раздела учебника
Воспользоваться консультацией преподавателей кафедры по интересующим вопросам
Перед сдачей зачета студент должен отработать лабораторный практикум, иметь зачтенную контрольную работу и тетрадь со всеми лабораторными работами, овладеть теоретическими знаниями, в объеме, предусмотренном программой и планом.
На втором курсе студент представляет гербарий (в объеме 25 листов). Преподаватели кафедры осуществляют консультативную помощь в уточнении названий видов растений и семейств. На экзамене кроме теоретических вопросов студент должен знать русские и латинские названия 90 видов и семейств растений из списка, помещенного в данных методических указаниях.
ТАБЛИЦА ВОПРОСОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Пред пос-ледняя цифра | Последняя цифра | |||||||||
0 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
9,30,66, 78, 112, 134,164, 176 | 6,32,53, 90, 114, 133,164 174 | 9,27,45 73,117 136,162 173 | 6,28,62, 69,115, 133,167 176 | 10,41,49 70,118, 138,162 178 | 9,29,67, 81,122, 142,164, 178 | 8,34,45, 85,121, 136,162, 179 | 8,31,46, 82,122, 141,167, 176 | 8,32,59, 81,122, 142,164, 178 | 7,37,49 79,119, 141,168, 180 | |
1 | 8,41,42, 97,114, 139,166, 176 | 9,30,61 84,120, 141,163 179 | 6,27,43 89,122, 134,166 179 | 6,40,47, 95,112, 138,168 176 | 6,34,58, 87,117, 136,118, 179 | 6,37,44, 85,117, 141,166 178 | 3,31,45, 70,115, 133,168, 176 | 7,33,48, 100,116, 137,167, 180 | 2,31,68, 88,118, 142,162, 178 | 3,34, 54,95, 121,143 167,176 |
2 | 5,31,50, 71,119, 143,168 180 | 2,38,51 76,116 138,163 176 | 3,37,45, 86,113, 136,163 178 | 1,31,59, 79,121, 135,162 179 | 1,33,57, 77,117, 134,163, 178 | 3,26,68, 90,114, 140,162, 177 | 3,31,68, 96,115, 140,166, 179 | 1,32,58, 98,112, 142,167, 176 | 2,30,43, 91,118, 142,162 178 | 1,38,59 70,122, 137,168 180 |
3 | 4,37,46, 83, 121 143,162, 180 | 4,27,50, 94,116 144,162 176 | 19,35, 63,92, 118,144 163,177 | 11,36 56,93, 115,125 162,176 | 25,30,60 72,113, 135,162, 176 | 5,39,57, 74,112, 134,163, 179 | 12,41, 54,75, 122,141 162,176 | 14,28, 56,86 119,138, 162,178 | 13,29 64,82, 113,140, 164,179 | 26,30, 43,97, 122,139 163,180 |
4 | 14,29,50 90,111, 131,156, 171 | 8,38,60, 85,105, 126,159 172 | 20,39, 63,101, 106,123 155,175 | 17,27 47,90, 107,125 144,163 | 24,34,61 91,102, 127,157, 170 | 18,41, 54,79, 103,128, 155,178 | 12,33, 68,83 107,122, 158,173 | 9,40,64, 98,109, 129,156, 173 | 24,34, 42,88, 110,132, 159,171 | 6,40, 42,92, 11,123, 158,172 |
5 | 15,41,61, 87, 111, 131,158, 175 | 26,38, 54,84, 109,123 156,173 | 25,33, 46,82, 104,125 159,170 | 6,33,67 100,105 130,155 171 | 3,32,48 69,108, 123,157, 169 | 22,38, 64,101, 112,126, 158,175 | 23,39, 61,79, 107,132, 155,174 | 10,40, 51,88, 104,127, 157,172 | 25,35, 49,92, 110,132, 160, 170 | 23,31, 64,96, 111,128 158,171 |
6 | 11.39.47. 99,103, 123,155, 169 | 15,37, 58,95, 111,131 156,170 | 7,36, 63,92, 108,125 159,191 | 15,29, 54,93, 106,126 160,171 | 17,29,44 69,103, 135,156, 169 | 21,36, 65,87, 104,124, 161,181 | 21,38, 48,85, 102,123, 157,171 | 18,35, 65,80, 111,130, 156,173 | 19,41, 54,95, 109,123, 159,174 | 10,27, 51,97, 108,128 159,170 |
7 | 19,28,43 69,110, 129,155 174 | 7,37,52 87,105, 129,154 172 | 16,32, 67,82, 102,123 156,169 | 11,35, 54,80, 110,127 158,172 | 20,32,65 90,105, 136,158 175 | 12,41, 51,96, 106,129, 159,173 | 17,39, 52,95, 107,128, 160,173 | 17,28, 52,95, 103,127, 161,175 | 15,41, 66,81, 110,131 160,169 | 15,40, 52,88, 109,123 159,174 |
8 | 26,32,48 83,116, 134,163 180 | 9,30,44, 69,117, 139,166 176 | 19,39, 52,89 112,134 161,179 | 20,36, 52,92, 113,146 164,177 | 21,35,66 85,115, 135,165, 176 | 8,39,66, 83,112, 136,166, 181 | 13,28, 62,87, 113,137, 168,177 | 18,33, 68,97, 118,146, 166,180 | 11,29, 42,70, 122,136, 166,181 | 7,30, 42,92, 119,140 164,179 |
9 | 15,28,49 80,119, 139,163, 181 | 16,41, 46,91, 181,137 116,180 | 5,35,48, 96,115 144,163, 181 | 21,41,49 89,131, 135,165, 177 | 20,36,53 95,117, 139,167, 177 | 17,32, 41,81 116,134, 168,180 | 10,41, 68,86, 129,137, 166,177 | 12,27, 43,78, 121,141 168,181 | 22,30, 44,81, 120,137, 163,180 | 18,30, 62,89, 181,140 164,179 |
ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Введение
1.Что изучает ботаника? Разделы ботаники. Автотрофы и биосфера.
2.Значение растений в природе и жизни человека.
3.Растения, растительные ресурсы, охрана.
Растительная клетка
4.Строение растительной клетки. Основные химические компоненты протопласта.
5.Прокариотическая и эукариотическая клетка. Состав протопласта эукариотической клетки.
6.Отличия растительной, животной и грибной клетки.
7.Родукты жизнедеятельности протопласта. Внутриклеточные включения.
8. Физическое состояние и химический состав цитоплазмы.
9. Понятие о биологической мембране, ее строение и функции. Плазмалемма, тонопласт, система внутренних мембран.
10. Основные органеллы цитоплазмы, их строение и функции.
11.Типы пластид. Строение и специфические функции пластид, размножение и взаимопревращение.
12.Субмикроскопическое строение хлоропласта. Роль хлоропластов в жизни растений, животных и человека.
13.Форма, размеры, число ядер в клетках. Компоненты ядра, его физико-химические особенности.
14. Характеристика и выполняемые функции ядерной оболочки, нуклеоплазмы и хромосомно-ядрышкового комплекса.
15.Хромосомы,строение, химический состав. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом.
16. Роль ядра в процессах жизнедеятельности клетки и передаче наследственной информации.
17. Способы деления клетки. Амитоз, митоз и мейоз.
18.Вакуоли и клеточный сок. Химический состав клеточного сока. Значение клеточного сока в процессах жизнедеятельности растений, использование человеком.
19. Пигменты пластид и клеточного сока, их биологическая роль.
20. Запасные питательные вещества, их локализация в клетках и органах растений.
21. Место образования и локализация крахмала в клетках и органах растений. Строение и типы крахмальных зерен.
22. Место образования и локализация белковых запасных веществ. Строение алейроновых зерен.
23.Образование и локализация жирных и эфирных масел в растительной клетке и органах растений.
24.Физиологически активные вещества клетки.
25.Клеточная стенка, ее образование, химический состав, структура и рост, поры, плазмодесмы. Видоизменения клеточной стенки.
26. Вакуоли, их образование, состав клеточного сока. Функции вакуолей.
Растительные ткани
27.Понятие о тканях. Появление тканей в филогенезе. Классификация тканей.
28. Типы образовательных тканей (меристемы): апикальные, латеральные, интеркалярные, раневые. Цитологическая характеристика образовательных тканей, их строение и функции. Значение для вегетативного размножения.
29. Типы покровных тканей: эпидерма, перидерма, корка, спермодерма (семенная кожура). Их краткая характеристика.
30. особенности строения эпидермиса листа. Строение и механизм работы устьиц. Функции эпидермиса, значение волосков (трихом).
31. Эпиблема: строение расположение, функции.
32.Комплекс перидермы: образование, строение и функции. Строение и функции чечевичек. Использование пробки.
33. Корка: возникновение, строение и функции.
34.Типы основных тканей: водопоглащающая, фотосинтезирующая, запасающая, воздухоносная, водоносная. Расположение в органах, строение и функции.
35. Типы механических тканей: колленхима, склеренхима и склереиды. Расположение в органах, строение, функции. Использование механических тканей человеком.
36.Проводящие ткани: трахеиды, трахеи (сосуды), ситовидные трубки. Расположение в органах строение и функции. Онтогенез трахеи и ситовидной трубки.
37. Гистологические элементы ксилемы: (древесины): функции ксилемы. Вещества, передвигающиеся по ксилеме.
38. Гистологические элементы флоэмы (луба), расположение в органах, функции. Вещества, передвигающиеся по флоэме.
39. Проводящие пучки. Типы проводящих пучков.
40. Структуры выделительных тканей внутренней секреции: млечники членистые и нечленистые. Схизогенные и лизигенные вместилища. Функции.
41. Структуры выделительных тканей внешней секреции: железистые волоски (трихомы), гидатоды, нектарники, осмофоры. Их строение и функции.
Вегетативные органы растений
42. Морфологическое строение корня. Типы корней и корневых систем. Функции корня.
43. Зоны молодого корня, строение и функции волосков. Элементы почвенного питания, их роль в жизни растений.
44. первичное анатомическое строение корня. Функции коры, перицикла и проводящего пучка.
45. Переход ко вторичному анатомическому строению корня. Формирование камбия.
46. Вторичное анатомическое строение корня двудольного растения.
47. Различия в анатомическом строении корнеплодов редьки, моркови и свеклы.
48.Морфологическо строение корнеплодов6 редьки, моркови и свеклы. Биологическая роль, пищевое и кормовое значение.
49.Метаморфозы корня в связи с функциями. Использование видоизмененных корней.
50. Микориза и клубеньки. Их значение в жизни растений, природе, хозяйстве.
51. Понятие о побеге, морфология побега, листорасположение. Закономерности строения.
52. Рост и развитие побега, ветвление и нарастание.
53. Классификация жизненных форм растений по типах побегов и продолжительности жизни.
54. Почки: строение и классификация, биологическая роль.
55. Придаточные почки: их заложение на различных органах, биологическая роль. Корнеотпрысковые растения.
56.Стебель: его основные и дополнительные функции, классификация. Стелярная теория.
57. Первичное анатомическое строение стеблей однодольных и двудольных растений.
58. Вторичное анатомическое строение стебля двудольного растения (пучковый и непучковый тип).
59. Вторичное анатомическое строение стебля древесного растения (стебель липы).
60.Гистологические элементы древесины и луба голосеменных растений, их особенности. Использование древесины.
61. Морфология листа, его строение и функции. Простые и сложные листья.
62. анатомическое строение листа. Лист, как орган фотосинтеза и транспирации. Роль фотосинтеза и транспирации в жизни растений.
63. Метаморфозы побега и листа. Их экологическое значение. Использование побегов в питании человека и животных.
64. Корневище, его строение и биологическое значение. Отличие корневища от корня.
65. Клубень: строение и биологическое значение, использование человеком.
66. Луковица: строение и биологическое значение, использование человеком.
67. Метаморфозы листа в связи с выполняемыми функциями.
68. Органы гомологичные и аналогичные. Примеры.
Размножение растений
69. Понятие о размножении и воспроизведении. Способы размножения. Биологическое значение размножения.
70. Естественное вегетативное размножение растений, его биологическая роль.
71. Искусственное вегетативное размножение растений. Значение для человека. Примеры. Понятие о клоне.
72. Бесполое размножение спорами и зооспорами. Мейоз при спорообразовании.
73. Половое размножение растений. Эволюция форм полового процесса. Примеры изогамии, гетерогамии, оогамии, конъюгации.
74. Понятие о цикле развития растений. Чередование поколений и смена ядерных фаз у низших и высших растений.
75. Семенное размножение: особенности и преимущества.
76. Особенности размножения и цикла развития голосеменных растений.
77. Соцветия, биологическая роль, классификация. Примеры.
78. Строение и биологическая роль цветка. Формула цветка. Примеры.
79. Андроцей: строение тычинки и пыльника, функции.
80. Микроспорогенез, микрогаметогенез.
81. Гинецей. Плодолистик и его листовая природа. Типы гинецея. Строение пестика. Типы завязи.
82. Строение и развитие семязачатка покрытосеменных растений, их биологическая роль.
83. Мегаспорогенез и мегагаметогенез. Строение женского гаметофита – зародышевого мешка.
84. Основные пути эволюции цветка.
85. Цветки обоеполые и однополые. Растения однодомные и двудомные. Примеры.
86. Энтомофильные растения: приспособления типу и способу опыления, биологическое значение. Примеры.
87. Анемофильные растения: приспособление к ветроопылению. Примеры.
88. Самоопыление и его биологическое значение.
89. Искусственное опыление и его значение в практике сельского хозяйства.
90. Двойное оплодотворение покрытосеменных растений. Биологическая роль двойного оплодотворения.
91. Развитие семян из семязачатка. Строение семени. Классификация семян. Биологическая роль, кормовое и пищевое значение.
92. Строение зерновки пшеницы и семени фасоли. Сходство и различие в строении и химическом составе.
93. Условия прорастания семян. Превращение веществ при прорастании и созревании семян. Морфология проростка.
94. Классификация плодов, их биологическая роль. Использование плодов и семян в питании человека и кормлении животных.
95. Односеменные и многосеменные плоды, их строение, использование. Примеры.
96. Основные типы сухих плодов, их строение, использование. Примеры.
97. Основные типы сочных плодов, их строение, использование. Примеры.
98. Сложные (сборные) и дробные плоды, их строение. Примеры.
99. Строение и развитие околоплодника плодов малины, земляники, яблони, картофеля, ландыша.
100. Строение и развитие околоплодника плодов гороха, капусты, подсолнечника, моркови, пшеницы.
101. Способы распространения плодов и семян в природе. Биологическая роль распространения.
Систематика растений
102. Систематика растений, как наука. Ее задачи и методы. Таксономические категории и таксоны.
103. История развития систематики как науки.
104. Понятие о виде растений. Бинарная номенклатура.
105. Филогенетика (изучение истории развития растительности). Строение первых сухопутных растений.
106. Искусственные и естественные филогенетические системы.
107. Империя неклеточные организмы. Царство вирусы, их строение и значение в природе и жизни растений. Бактериофаги.
108. Надцарство Предъядерные. Царство Дробянки. Отдел оксифотобактерии (сине-зеленые водоросли).
109. Царство Грибы. Отдел Лишайники. Строение, питание, размножение. Приведите рисунки.
110. Укажите отличия низших растений от высших (среда обитания, строение тела, окраска, питание, размножение).
111. Какие зеленые водоросли живут в планктоне и в бентосе, их систематическое положение. Приведите рисунки.
112. Одноклеточные, колониальные и многоклеточные зеленые водоросли, их особенности, строение и значение. Приведите рисунки.
113. Краткая характеристика бурых и красных водорослей (обитание, строение, размножение). Их значение.
114. Общая характеристика царства Грибы. Обитание, строение, питание, размножение, классификация, значение в природе и жизни человека.
115. Типы спор у низших и высших грибов. Формирование сумки и базидии. Приведите рисунки.
116. Роль грибов в круговороте веществ в природе.
117. Грибы- паразиты из класса сумчатых и базидиомицетов. Приведите рисунки жизненных циклов.
118. Общая характеристика отдела Слизевики. Особенности строения, размножения, представители, значение.
119. Происхождение и классификация высших растений. Высшие споровые и семенные растения.
120. Высшие споровые растения. Классификация. Формирование органов. Размножение, чередование поколений и ядерных фаз.
121. Отдел Проптеридофиты. Общая характеристика, место в эволюции высших растений.
122. Приспособления высших растений к жизни на суше ( морфологические, анатомические, биологические особенности).
123. У каких растений в жизненном цикле преобладает спорофит?
124. У каких растений в жизненном цикле преобладает гаметофит.
125. Общая характеристика отдела Моховидные. Классификация, цикл развития, экология, значение.
126. Сравните цикл развития моховидных и папоротниковидных. Приведите рисунки.
127. Общая характеристика отдела Плауновидные. Классификация, цикл развития, экология, значение.
128. Сравните цикл развития плауна булавовидного и селагинеллы. Приведите рисунки.
129. Общая характеристика отдела Хвощевидные. Строение, классификация, цикл развития, значение.
130. Что развивается из споры и зиготы у архегониальных растений? Приведите рисунки.
131. Строение и эволюция гаметофитов высших растений от споровых к семенным.
132.Общая характеристика отдела Папоротниковидные. Строение, классификация, цикл развития, значение.
133. Водные папоротники как представители разноспоровых растений.
134. Семенные растения. биологические преимущества, эволюционные связи.
135.Отдел Голосеменные. Общая характеристика, происхождение, классификация,
136.Общая характеристика класса Саговниковые. Цикл развития, представители, значение.
137 Общая характеристика класса Гинкговые. Цикл развития, представители, значение.
138 Общая характеристика класса Гнетовые. Цикл развития, представители, значение.
139.Общая характеристика класса Хвойные. Цикл развития, представители, значение.
140.Строение и цикл развития сосны обыкновенной. Приведите схему и рисунки.
141. Строение семени сосны обыкновенной. Приведите рисунок.
142. Строение мужского и женского гаметофитов сосны. Оплодотворение у хвойных.
143. Какие условия нужны для процесса оплодотворения у растений представителей разных отделов.
144.Строение и развитие шишек. Оплодотворение и развитие семени (на примере сосны обыкновенной).
145. Разноспоровость и ее значение.
146. Роль современных голосеменных в растительном покрове России. Их использование и охрана (семейства Сосновые, Кипарисовые, Эфедровые).
147.Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика, происхождение.
148. Теории происхождения цветка. Цветок как метаморфоз побега.
149. Формулы цветков и диаграммы.
150. Сравнительная характеристика класса Двудольные и Однодольные.
151.Характеристика семейства Лютиковые. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители/
152. .Характеристика семейства Бобовые. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители. Роль бобовые в плодородии почвы.
153. Характеристика семейства Капустные (Крестоцветные). Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
154..Характеристика семейства Розовые. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
155.Характеристика семейства Крыжовниковые. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
156.Характеристика семейства Виноградные. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
157.Характеристика семейства Пасленовые. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
158.Характеристика семейства Сельдерейные (Зонтичные). Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
159.Характеристика семейства Яснотковые (Губоцветные). Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
160.Характеристика семейства Льновые. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
161..Характеристика семейства Маревые. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
162.Характеристика семейства Гречишные. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
163.Характеристика семейства Тыквенные. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
164.Характеристика семейства Гвоздичные. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
165.Характеристика семейства Астровые. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
166.Характеристика семейства Мареновые и Чайные. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
167.Характеристика семейства Лилейные. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
168.Характеристика семейства Орхидные. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
169.Характеристика семейства Осоковые. Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
170.Характеристика семейства Мятликовые (Злаковые). Жизненные формы, распространение, вегетативные органы, цветки, формулы цветков. Типы плодов. Хозяйственное значение. Представители.
171. Опишите способы размножения сорных растений из класса Однодольные и Двудольные.
172. Назовите многолетние, корневищные сорные растения. Отметьте их биологические особенности.
173. Назовите корнеотпрысковые сорные растения и их биологические особенности.
География растений
174. География растений как наука. Понятие о флоре и растительности.
175. Ареал и типы ареалов.
176. Дайте определение растительного сообщества. Приведите примеры.
177. Расскажите о флористическом районировании Земного шара.
178. Антропофиты: культурные сорные, рудеральные. Приведите примеры.
179. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений.
180. Понятие зональной, интразональной и азональной растительности.
Экология растений
181.Организм и среда, учение об экологических факторах.
Правило лимитирующих факторов и пределы выносливости. Стенотопные и эвритопные виды.
Классификация экологических факторов. Абиотические факторы.
Биотические факторы.
Антропогенные факторы.
Понятие о типах стратегии жизни у растений. Приведите примеры.
Понятие о фитоценозе.
Структура и динамика фитоценозов.
Классификация фитоценозов.
Агроценозы, их отличие от естественных растительных сообществ.
refdb.ru
Латинские названия растений. Что они означают?
Новоиспеченные дачники теряются и бывают недовольны, когда видят в питомнике или садовом центре на саженцах этикетки на чужом языке. Возмущаются и раздражаются, пытаясь заказать понравившееся растение по каталогу или желая пополнить свою коллекцию, обмениваясь с коллегами. Ну почему нельзя называть растения понятно, по-русски?!! Почему приходится рыться в литературе, искать, выписывать и запоминать эти ужасные латинские названия? И почему у одного растения в названии столько разных слов?
Было бы гораздо проще, если бы мы приобретали растения только у местных старушек. Как ласкают слух эти милые имена : чернушка, заячьи ушки, марьин корень, рачьи шейки и т. п. Но стоит выехать в другую область, и тут же обнаруживается, что те же знакомые с детства растения местные знатоки с уверенностью называют совсем по-другому! Знает ли вы, что в Карпатах лиственницу называют модриной, пихту – ялицей, а ель - ялинкой? Что уж говорить о саженцах, привезенных из Бельгии, Польши или Германии. Сегодня вполне можно заказать растения даже с других континентов! Как же садоводам понять друг друга, если каждый будет говорить на своем языке? Тем более, что у большинства растений, произрастающих в других странах просто нет русского названия. Эту истину открыли не мы, а ученые-ботаники еще в середине прошлого тысячелетия. Отправляясь с караванами и кораблями в далекие страны, ботаники открывали ежедневно десятки и сотни новых растений, привозили их к себе на родину, пополняя коллекции частных садов и оранжерей. Возникла необходимость учета и систематизации огромного количества видов растений.
Карл ЛиннейШведский ботаник, путешественник и врач Карл Линней предложил каждое растение называть двойным именем, что-то вроде имени и фамилии у людей. Причем, международным языком общения ученых всего мира был признан латинский – язык, господствовавший в европейской науке до ХVIII века. Первое слово в названии обозначает род, к которому относится данное растение (фамилия), например, род спирей - Spiraea. А второе слово означает конкретный вид растения, например, спирея японская Spiraea japonica или спирея Бумальда - Spiraea bumalda. Понятно, что оба эти растения - спиреи, но они чем-то отличаются друг от друга.
Открывая новый вид растения, доселе неизвестный ученым, путешественник мог придумать для него свое название. Иногда видовое наименование связывалось с географической областью, в которой произрастает данное растение, например, японская - japonica, можжевельник китайский-Juniperus chinensis, ель восточная - Picea orientalis, можжевельник виргинский - Juniperus virginiana от штата Вирджиния в США, Amelanchier canadensis - ирга канадская, Acer tataricum - клен татарский Очиток камчатский - Sedum kamtschaticum и т.д. Можно путешествовать по всему миру, не выходя за пределы садового участка, только читая названия растений. Видовое название может подсказать нам, в какой местности обитает растение, а значит, какие условия ему нужно создать для нормального роста. Понятно, что можжевельник скальный (Juniperus scopulorum ) -очень выносливое, светолюбивое и засухоустойчивое растение, ветреница лесная (Anemone sylvestris) любит полутень и влагу, а калужница болотная (Caltha palustris) селится во влажных местах.
Часто новому виду ботаники присваивали свое имя или имя другого человека, например, Berberis thunbergii - барбарис Тунберга, Buddleja davidii - буддлея Давида, Cotoneaster dammeri - кизильник Даммера, Нosta sieboldiana - хоста Зибольда и т. д. Давая название новому растению, ученый мог сделать такой замечательный подарок любимой или прославить имя заслуженного, уважаемого человека в веках.
Также видовое растение зачастую описывает характер роста и габитус, так что мы, даже не видя растения, можем представить его облик: Thujopsis dolabrata – туевик поникающий, Juniperus horizontalis - можжевельник горизонтальный , Betula pendula - береза повислая. Или подчеркивает какие-то характерные особенности :Viburnum rhytidophyllum - калина морщинистолистная, Bergenia cordifolia -бадан сердцелистный, Veronica spicata - вероника колосистая, Deutzia scabra - дейция шершавая из-за шероховатой нижней поверхности листьев. А поскольку в путешествиях новые виды открывались практически ежедневно и десятками, ученым приходилось проявить изрядную долю фантазии, придумывая новые названия.
Испокон веков люди приручали животных и возделывали большое количество растений, проводя отбор лучших, более урожайных и т.д. - выводя новые сорта. Поскольку родители любого сорта происходят из природных видов, сначала пишут бинарное название родительского вида, а затем в кавычках - название сорта, например, тсуга канадская 'Jeddeloh' ( Тsuga canadensis 'Jeddeloh)' или пахисандра верхушечная 'Green Carpet', что в переводе означает 'Зеленый ковер' ( Pachysandra terminalis 'Green Carpet').
Бинарная система, несмотря на долгие споры между учеными-биологами, прижилась и распространилась во всем мире как международный язык взаимопонимания и обмена. Хотя ученые все время пересматривают ботаническую систематику, вносят изменения и поправки, во избежание разногласий биологическую номенклатуру разрабатывают международные комитеты по номенклатуре, затем их утверждают на международных конгрессах, после чего издают международные кодексы, имеющие для научных публикаций силу законодательных документов. Для возделываемых растений с 1969 года действует Международный кодекс номенклатуры культурных растений.
Даже если на первых порах начинающему садоводу трудно запомнить новые для него названия, поверьте, это не сложнее, чем любое другое новое дело или изучение иностранного языка. Если вы любите растения и хотите пополнять свою коллекцию, ваша заинтересованность позволит очень быстро преодолеть первые трудности и постепенно оценить преимущества латинских бинарных наименований, узнать много нового о своих настоящих и потенциальных питомцах, а также избежать досадных ошибок и недоразумений в общении с коллегами.
Виктория Рой ландшафтный дизайнер специально для интернет-портала садового центра «Ваш Сад»
Дата публикации: 06 июля 2012г.
www.vashsad.ua
Зоологическая номенклатура
В каждом языке есть своя система названий наиболее заметных, многочисленных или имеющих практическое значение животных организмов.
Обычно название — это одно слово, например волк, медведь, ворона, соловей. В повседневной жизни вполне достаточно этих названий, чтобы понимать, о каком животном идет речь. Однако их совсем недостаточно для научных целей, так как обычные и всем известные виды в разных странах называются по-разному, исходя из особенностей языка. Например, всем известный воробей (русское название) в Англии называется sparrow, в Германии — Sperling, а в Польше — wrobel. Приемлемый выход нашли ученые, которые еще в эпоху Средневековья научным языком избрали классическую латынь. Тем не менее потребовалась стандартизация системы научных названий для точного обозначения конкретного вида животного или растения. Эту задачу решил Линней. Он, во-первых, сохранил латынь как международный научный язык, а во-вторых, предложил давать каждому конкретному виду бинарное (двойное) название, которое навечно закреплялось за видом, что исключало путаницу и возможность использования одного названия для двух разных видов. Впервые последовательно бинарные, или биноминальные, названия животных были применены Линнеем в 10-м издании «Системы природы» (1758). Этот год и стал исходным пунктом зоологической номенклатуры.
Термин «номенклатура» (от лат. nomen — имя и calare — называть) означает называние по имени. Система Линнея была окончательно принята учеными биологами в 1800 г., но тут же выяснилось, что без установления строгих правил ее применения путаница в названиях могла продолжаться. Следовало выработать эти правила, что было очевидно и самому Линнею, сформулировавшему ряд таких правил для себя. Спустя несколько десятилетий, появились номенклатурные правила, предложенные другими учеными. Так, в 1778 г. кодекс энтомологической номенклатуры предложил Фабрициус, а в 1801 г. номенклатурный кодекс для паразитических организмов — Рудольфи.
Единообразия в назывании по-прежнему не было, и такое положение, в конце концов, стало нетерпимым. Исторические события первой половины XIX в. прервали научные связи между зоологами европейских стран, ученые не знали о работах друг друга и продолжали создавать собственные системы научной номенклатуры, что отнюдь не способствовало стабилизации наименований.
Общий свод правил зоологической номенклатуры, ставший примером для всех последующих кодексов (кодекс Стрикланда), был предложен в 1842 г. в Англии. Национальные кодексы США (1877), Франции (1881), Германии (1894) по номенклатуре отдельных классов животных и ископаемых видов не были приняты Международным научным сообществом. И только в 1901 г. Международный зоологический конгресс принял «Международные правила зоологической номенклатуры», ставшие действительно универсальным номенклатурным кодексом. В последующем в «Международный кодекс зоологической номенклатуры» вносились частные поправки и изменения, он выдержал несколько переизданий, и последнее, четвертое (рис. 9), действует с 1 января 2000 г. (русскоязычное издание 2004 г.). Основная цель этого кодекса — обеспечение максимальной универсальности и преемственности научных названий животных.
Как известно, научные названия для видов и высших таксонов, к которым эти виды относятся (родов, семейств и т. д.), образуют систему передачи информации. Поэтому к научной номенклатуре, как и к любой системе передачи информации, предъявляются определенные требования.
Прежде всего название должно быть уникальным. Только в этом случае обеспечивается правильное понимание того, о каком виде животного идет речь, независимо от языка, на котором написана научная работа. Если же конкретному виду в разное время давалось несколько названий, то используется только то, которое было дано первым по времени. В этом состоит принцип приоритета. Названия животных, растений и представителей других царств живых организмов даются на латинском языке. Единый язык для наименования, принятый зоологами всех стран, обеспечивает универсальность, и только он должен использоваться во всем мире.
Наконец, однажды присвоенное таксону научное название должно сохраняться за ним навсегда. Это обеспечивает стабильность и предотвращает путаницу в названиях. Универсальность и стабильность названий — главное, что обеспечивает Международный кодекс зоологической номенклатуры. Это — свод правил и рекомендаций, обязательных для зоологов всего мира. Он состоит из 18 глав и 20 статей, в которых эти правила изложены.
Исходным пунктом зоологической номенклатуры принята дата 1 января 1758 г. (год выхода в свет 10-го издания труда Линнея «Система природы»). Для того чтобы считаться пригодным (валидным), научное название должно быть:
- опубликованным;
- униноминальным для названия выше вида;
- биноминальным для названия вида;
- латинским или латинизированным;
- существительным в именительном падеже единственного числа для рода;
- простым словом в форме прилагательного для вида.
Если одному и тому же таксону разные авторы дали различные названия, то действительным (валидным) считается «старейшее» из названий (правило приоритета). Все остальные названия этого таксона считаются синонимами и в дальнейшем не используются или только перечисляются после действительного названия. Так поступают в каталогах и ревизиях. Обязательным является указание авторов, предложивших название таксона. Им считается лицо, которое впервые его опубликовало при соблюдении критериев пригодности.
Иногда из-за незнания публикаций других авторов возникают случаи так называемой омонимии (гомонимии). Омонимия — это идентичность в написании пригодных названий, обозначающих различные виды в одном роде. В случае, если различные авторы назвали разные виды одного рода одинаковым именем, более позднее название считается младшим омонимом и должно быть заменено другим. Омонимия может возникнуть и в названиях родов, и других высших таксонов. И в этих случаях младший омоним должен быть заменен новым названием.
Международный кодекс зоологической номенклатуры (2004, гл. 12, ст. 52, с. 99) формулирует принцип омонимии следующим образом: «Если два и более таксона отличаются друг от друга, они не должны обозначаться одним и тем же названием». Например, в роде Cancer L. были установлены два названия для одного и того же вида — Cancer etrigosus Linnaeus, 1761, и Cancer strigosus Herbst, 1799. Второй автор, видимо, не обратил внимание на то, что это название уже было ранее употреблено Линнеем для этого же вида. Поэтому, согласно номенклатурным правилам, эти видовые названия являются омонимами. Это пример так называемой первичной омонимии (оба идентичных названия в сочетании с одним и тем же родовым названием). Другой случай омонимии — одинаковые названия были даны авторами видам родов, которые в то время считались разными. При последующей ревизии эти роды были сведены в один, и в нем оказались два вида с одним и тем же названием. Это случай вторичной омонимии.
Международный кодекс зоологической номенклатуры предусматривает и другие случаи, которые могут послужить источниками ошибок и путаницы в названиях. Так, очень важным явилось установление принципа приоритета. Формулировка этого принципа дана в ст. 23: «Валидным названием таксона является старейшее из данных ему пригодных названий, если только это название не стало невалидным или другому названию не присвоено первенство согласно какому-либо положению кодекса…». Этот принцип должен использоваться для поддержания стабильности наименований.
Одним из нередко встречающихся случаев номенклатурной путаницы является присвоение одному и тому же виду разных названий. Это явление называется синонимией (в кодексе об этом говорится в нескольких статьях). Так, синонимом считается каждое из двух или более названий одинакового ранга, употребленных для обозначения одного и того же таксона. Естественно, что такое положение порождает номенклатурную путаницу и должно быть исправлено. Поэтому название, установленное позднее, считается младшим синонимом и должно быть отвергнуто. Валидным оказывается приоритетное название, которое в кодексе именуется старшим синонимом, оно и сохраняется. Синонимия — крайне нежелательное явление в таксономических работах, однако встречается оно нередко и проистекает из-за многочисленности таксономических публикаций, издающихся во многих странах, и невозможности знакомства с каждой из них. Избежать синонимии или по меньшей мере уменьшить число подобных случаев можно, если следить за публикациями по РЖ «Зоология» или «Zoological record».
В гл. 13 кодекса дается понятие о типе. Об этом говорится в ст. 61 «Принцип типификации». Согласно этому принципу, у каждого номинального таксона в группе семейства, родовой и видовой группах имеется, фактически или потенциально, номенклатурный тип. Фиксация номенклатурного типа номинального таксона обеспечивает объективный эталон для приложения названия этого таксона. Так, номенклатурным типом для таксона, по которому описан вид, является экземпляр или совокупность экземпляров (голотип, лектотип, неотип или синтип), для таксона родовой группы — номинальный вид, определяемый его типом, а для таксона группы семейства — номинальный род, от имени которого произошло название группы семейства. Номенклатурные типы, будучи однажды зафиксированными, остаются постоянными и обеспечивают объективную непрерывность в применении названия. Поэтому номенклатурные типы не подлежат замене, кроме случаев, предусмотренных кодексом.
Кроме статей (их всего 90) в кодексе содержатся общие рекомендации и правила профессиональной этики, с которыми также нужно ознакомиться каждому систематику.
Зоологи мира на международных конгрессах избирают Международную комиссию, которая имеет право вносить на рассмотрение международных зоологических конгрессов поправки и дополнения к правилам номенклатуры, высказывать мнение относительно различных толкований этих правил, составлять официальные списки родовых и видовых названий, в особых случаях даже приостанавливать действие международных правил. Все это способствует стабилизации, унификации и универсальности номенклатуры.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
www.activestudy.info
Латинский язык в биологии и медицине
Знакомство с историей развития биологии, медицины, физики и других наук неизбежно приводит нас к античной греко-римской цивилизации как источнику первых научных обобщений в этих областях науки. Так, Аристотель (IV в. до н. э.) впервые сделал попытку систематизировать, критически осознать и обобщить накопленные человечеством знания о растительном и животном мире. Его учение было наиболее авторитетным для многих ученых-биологов Европы вплоть до XV—XVI вв.
Взгляды в области ботаники получили свое развитие в работах его ученика Феофраста (IV—III вв. до н. э.), который в трактате «Об истории растений» излагает взгляды на строение и размножение растений. Другой древнегреческий ученый Диоскорид (I в. н. э.) описал около 400 растений.
Основателем научной медицины был известный врач древности Гиппократ (V—IV вв. до н. э.).
Естественно, в то время вся система зоологических, ботанических и медицинских наименований преимущественно была греческой.
Труды римских философов и натуралистов свидетельствуют о тесных связях греческой и римской цивилизаций. Римский философ Лукреций Кар (99—55 гг. до н. э.) развил идеи Демокрита о материи. Натуралист Плиний Старший (I в. н. э.) собрал и систематизировал огромное количество сведений об окружающем растительном и животном мире из произведений греческих и римских авторов. Наиболее значительный его труд «Historia naturalis» («Естественная история») состоит из 37 книг, из них 8 посвящено ботанике, 8 — лекарственным растениям, 1 книга — антропологии и физиологии человека. Ученый-энциклопедист и врач Корнелий Цельс (I в. н. э.), автор восьмитомного сочинения «О медицине», впервые вводит латинские наименования параллельно с традиционными греческими. Наследие Клавдия Галена (I в. н. э.) составляют многотомные работы, касающиеся анатомии и физиологии.
Параллельно с обогащением науки новыми представлениями об окружающей природе происходит формирование новой терминологии на базе греческого и латинского лексического фонда.
В средние века продолжается накопление фактического материала об окружающем мире. Большое внимание уделялось также лечебным растениям, их распознаванию и описанию.
В эпоху Возрождения наступает оживление в области биологических и медицинских исследований. Наряду с описанием животного и растительного мира появляется усиленный интерес к анатомии человека. Ученые XV—XVI вв. (Леонардо да Винчи, Везалий, Евстахий, Гарвей) впервые стали изучать анатомию на человеческих трупах. Интенсивно стала развиваться физиология, большой вклад в которую был сделан Вильямом Гарвеем. Именно в эпоху Возрождения закладываются основы международной медицинской терминологии.
Изобретение увеличительных стекол, а затем микроскопа позволило Антони Левенгуку (XVII—XVIII вв.) открыть инфузории и кровяные тельца, а Марчелло Мальпиги (XVII—XVIII вв.) сделать много открытий в области анатомии насекомых. Из зоологии и ботаники постепенно выделилась микроскопическая анатомия. Выделение новых отраслей наук, как и дальнейшее развитие давно существующих, привело к появлению огромного количества новых биологических терминов, образованных на базе греческого и латинского лексического фонда. Однако наиболее интенсивный процесс терминообразования в биологии связан с применением новых методов классификации растительного и животного мира. Вершиной искусственной классификации растений была система, разработанная шведским исследователем природы Карлом Линнеем (1707—1778 гг.), автором работ: «Основы ботаники», «Философия ботаники», «Роды растений», «Виды растений», «Система растений» и других. С именем Линнея связано описание огромного количества растительных и животных форм, их точная диагностика и удобная систематизация. До Линнея виды растений обозначались десятью и более латинскими словами. Линней ввел биноминальную номенклатуру, в соответствии с которой каждый вид определяется двумя латинскими названиями — родовым и видовым. Система биноминальной номенклатуры оказалась очень удобной и приемлемой. Таксономия вступила в период расцвета. Последовало столетие расширяющегося познания животного и растительного мира. Применение микроскопа позволило обнаружить огромный мир мелких животных и растительных форм, их более тонкие признаки, по которым можно различать, определять и классифицировать уже известные виды. Это обусловило появление огромного количества новых видовых, родовых и других названий.
Основные принципы классификации растений сохранились до наших дней, однако, создавая свою концепцию, Линней не мог предвидеть тех миллионов существительных и прилагательных, которые она привнесет в научную латинскую терминологию и номенклатуру. Представление о расширяющихся пределах энтомологии и соответственном увеличении количества латинских названий могут дать такие цифры: группа равнокрылых цикад (Homoptera Auchenorrhyncha), включенная Линнеем в единственный род, содержала 42 вида. К 1930 году эта группа насекомых разрослась до 5000 родов с 30 000 видов1. Это значит, что каждому из 30 000 видов было присвоено единственное и отличное от других название, состоящее из родового названия и видового эпитета. Количественный рост новых слов осуществлялся преимущественно за счет существительных, прилагательных и аффиксов. Биологам приходилось решать чисто лингвистические задачи. Использовались все способы словообразования: суффиксация, префиксация, словосложение. Реже применялось несогласованное определение, приложение, часто видовой эпитет образовывался от географических названий, фамилий, собственных имен или путем образования анаграмм.
В начальный период своего развития систематическая ботаника и зоология развивались в значительной мере стихийно, без каких-либо твердых установок в отношении номенклатуры, лишь следуя традициям, начало которым положил Линней. Отсутствие твердых номенклатурных правил часто приводило к путанице в названиях растений и животных. Ведь биологам приходилось сталкиваться с огромным количеством названий (одних только покрытосеменных насчитывается 300 000 видов, членистоногих — до 900 000 видов). Возникла острая необходимость в специальных номенклатурных правилах, обязательных для всех ботаников и зоологов.
В 1867 году на Международном ботаническом конгрессе в Париже были приняты первые «Законы ботанической номенклатуры», которые, в связи с дальнейшим развитием систематической ботаники, неоднократно дополнялись и изменялись.
Современный Международный кодекс ботанической номенклатуры в основной своей части был принят Венским ботаническим конгрессом 1905 года, затем несколько раз пересмотрен и дополнен. Последний Международный кодекс ботанической номенклатуры принят XII Международным конгрессом в 1975 году.
Международные правила зоологической номенклатуры были впервые опубликованы в 1905 году. На VII, XIII, XIVи других Международных зоологических конгрессах в эти правила были внесены многочисленные изменения, поправки, дополнения. Современный Международный кодекс зоологической номенклатуры, после основательной переработки, принятXVI Международным зоологическим конгрессом, состоявшимся в Вашингтоне в 1963 году.
В каждом из вышеупомянутых международных кодексов есть статья, гласящая о том, что научные названия всех систематических групп растительного и животного мира (таксоны) должны быть латинскими или латинизированными2.
В них есть также статьи, содержащие указания, которыми должны руководствоваться биологи всех стран при составлении новых латинских названий той или иной таксономической группы.
Основное назначение международных кодексов — обеспечить стабильность и универсальность научных названий с тем, чтобы каждое название животного или растения было единственным и отличным от других, это исключает путаницу при описании новых для науки биологических форм.
Кроме латинских терминов и латинских названий всех систематических групп растений и животных научная и учебная биологическая литература насыщена многими словами, заимствованными из древнегреческого и латинского языков.
Слова «атом», «таксой», «флора», «фауна» и много других заимствованы из греческого, «ассимиляция», «эволюция», «мутация» и др. — из латинского языков. Эти термины у нас подчинены фонетическому и грамматическому строю русского языка, однако их понимание и усвоение часто затруднено незнанием лексического значения компонентов слов (экотип, мутагенность, петрофиты, фагоцитоз и др.).
Первоначально такие слова воспринимаются как иноязычные и малопонятные. Ломоносов, переводя с латинского языка «Экспериментальную физику» X. Вольфа, писал: «Сверх сего принужден я был искать слов для наименования некоторых физических инструментов, действий и натуральных вещей, которые сперва покажутся несколько странны, однако, надеюсь, что они со временем через употребление знакомые будут»1.
Среди этих слов, введенных Ломоносовым в русский язык, были: атмосфера, барометр, оптика, формула и другие. Ныне они известны всем. Однако далеко не все слова получают столь широкое распространение. Большинство имеют более узкую специальную сферу применения. Речь идет о международной научной терминологии, созданной и развивающейся на базе древнегреческого и латинского лексического фонда (биологическая терминология, медицинская, химическая и др.), «...из древнегреческих и латинских корней и их сложения, префиксов и суффиксов можно в любом языке создавать бесчисленное количество искусственных терминов,— утверждает известный лингвист А. А. Реформатский.— Так как античное наследство существует в виде слов, и их осмысленных словообразовательных элементов, и никому уже давно не «принадлежит», то использовать его могут все, т. е. любой народ, любая нация, приспособляя к внутренним законам своего языка, т. е. осваивая эти слова и словообразовательные комбинации по законам своей грамматики и фонетики»2.
Таким образом, знание лексического значения общеупотребительных латинских и греческих слов и компонентов слов (суффиксов, префиксов) способствует пониманию и усвоению заимствованных или вновь созданных (искусственных) международных научных терминов3. «Барьер непонимания», обусловленный незнанием биологической латыни, превращается в свою противоположность при условии овладения ею.
Биологическая латынь является общей для людей разных наций и языков, она международна. А это значит, что овладение этой прикладной латынью не только способствует усвоению специальных дисциплин, но и взаимопониманию представителей биологических наук разных стран и национальностей. Ведь «общность терминологии, даже при разном фонетическом и грамматическом оформлении терминов в каждом отдельном языке, дает предпосылку понимания сути дела при чтении книги по данной специальности, хотя бы и написанной на неизвестном для читателя языке»4.
Перефразируя высказывание Карла Линнея: «Если не знаешь названий, теряется познание вещей»,5 можно сказать, что при условии овладения биологической латынью, знание названий способствует познанию вещей. «Барьер непонимания» биологической латыни можно преодолеть усвоением специального курса латинского языка для студентов биологических факультетов, курса, включающего кроме сведений из международных кодексов (правила словообразования) целенаправленные лексический и грамматический минимумы, систему упражнений и тренировочных заданий.
В основу разделов, касающихся образования и смыслового значения латинских названий животных и растений, были положены работы: Забинкова Н. Н., Кирпичников М. Э. Справочное пособие по систематике высших растений. Л., 1957; Горностаев Г. Н., Забинкова Н. Н., Каден Н. Н. Латинские названия животных и растений. М., 1974.
Автор выражает сердечную признательность кандидату филологических наук Н. Н. Забинковой за ценные указания и помощь.
studfiles.net
§ 37. Биологическая номенклатура
§ 37. Биологическая номенклатура
Основы номинации биологической терминологии и номенклатуры были заложены великим шведским учёным Карлом Линнеем.
В настоящее время указания по образованию латинских названий той или иной таксономической группы содержатся в “Международном кодексе ботанической номенклатуры”, “Международном кодексе зоологической номенклатуры”, “Международном кодексе номенклатуры бактерий” (см. приложение 1). В них отмечается, что все научные названия растительного и животного мира должны быть по форме латинскими или латинизированными, а также подчиняться правилам латинской грамматики.
В структурном плане названия таксономических категорий (кроме вида и подвида) являются униноминальными (т.е. однословными). Для униноминальных названий в зоологии часто используются субстантивированные прилагательные в форме среднего рода множественного числа (т.к. подразумевается существительное animalia – животные). Например: Odonata (отр.) – стрекозы, Zygoptera (п/отр.) – равнокрылые стрекозы, Anizoptera (п/отр.) – разнокрылые стрекозы, Mammalia (кл.) – млекопитающие, Theria (п/кл.) – млекопитающиеся настоящие, Insecta (кл.) – насекомые, Lepidozauria (п/кл.) – лепидозавры.
Ботанические униноминальные названия чаще всего представляют собой субстантивированные прилагательные в форме женского рода (т.к. подразумевается существительное plantae – растения). Например: Diatomeae (отдел) – диатомовые водоросли, Centrophyceae (кл.) – центрические водоросли, Nostocales (порядок) – ностоковые водоросли.
Для образования этих названий используются греческие, реже латинские терминоэлементы. Достаточно часто однословные названия таксономических единиц рангом выше рода имеют унифицированные конечные терминоэлементы. Например:
-phyta – названия ботанических отделов: Cyanophyta – сине-зелёные водоросли, Chlorophyta – зелёные водоросли, Charophyta – харовые водоросли, Bryophyta – мхи;
-phyceae – названия класса водорослей: Protococcophyceae – протококковые, Charophyceae – харовые, Siphonophyceae – сифоновые;
-idae – названия подклассов в ботанике и -ida – названия отрядов в зоологии: Bryidae – бриевые мхи, Trichomonadida – трихомонадовые, Euglenida – эвгленовые;
- aceae, -ferae, -atae, -osae – названия семейств растений: Brassicaceae – капустные, Cruciferae – крестоцветные, Labiatae – губоцветные, Fabaceae – бобовые, Umbelliferae – зонтичные, Leguminosae – стручковые.
Однако в качестве униноминального названия могут использоваться не только субстантивированные прилагательные, но и существительные. Например: Fungi – грибы, Vermes – черви, Aves – птицы и т.п.
Существенную часть современной биологической номенклатуры составляют названия видов. Для обозначения видов растений и животных в биологии принята бинарная (т.е. состоящая из двух слов) номенклатура.
Латинское наименование вида состоит из родового и видового названий. Родовое название пишется с прописной буквы, а видовое – со строчной.
Родовое название – это имя существительное или субстантивированное прилагательное в именительном падеже единственного числа, часто созданное искусственно по образцу латинских существительных. В основе этих существительных употребляются как латинские, так и греческие лексемы. Например: Bidens – череда, Carduus – чертополох, Rumex – щавель, Avena – овёс, Salix – ива, Hyoscyamus – белена, Coregonus – сиг, Tabanus – слепень.
Видовое название выражено согласованным, реже несогласованным определением. Например: Malva silvestris (согл. определение) – мальва лесная, Origanum vulgare (согл. определение) – душица обыкновенная, Mamestra pisi (несогл. опред.) – совка гороховая (букв. совка гороха).
Иногда видовое название может выражаться именем существительным в именительном падеже (т.е. в качестве приложения): Panthera leo – лев (букв. пантера лев), Calopteryx virgo – красотка (букв. красотка девушка), Cygnus olor – лебедь (букв. лебедь лебедь). При номинации видов в зоологии допускается употребление тавтонимов, т.е. слов, в точности повторяющих родовое название. Например: Vimba vimba – рыбец (букв. рыбец рыбец), Porzana porzana – погоныш (букв. погоныш погоныш), Coturnix coturnix – перепел (букв. перепел перепел), Alces alces – лось (букв. лось лось).
Примечание. Видовые названия могут переводиться на русский язык не дословно. Например: Rumex confertus – щавель конский (букв. щавель плотный, густой), Elephas maximus – слон индийский (букв. слон самый большой), Amanita muscaria – мухомор красный (букв. мухомор мушиный).
Названия внутривидовых категорий (varietas, subvarietas, forma, subforma, forma specialis) – cоставные. Они включают в себя биноминальное название вида и один или несколько названий подвидов, отделяющихся между собой обозначениями ранга таксона. Например: Raphanus satius varietas radicula – редька огородная, разновидность редис; Curcurbita pepo varietas patisson – тыква обыкновенная, разновидность патиссон.
ebooks.grsu.by