Перечислите виды комнатных растений имеющихся в кабинете технологии. Использование комнатных растений кабинета биологиии на уроках

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по технологии "Комнатные растения в интерьере помещения". Перечислите виды комнатных растений имеющихся в кабинете технологии


Использование комнатных растений кабинета биологиии на уроках

Разделы: Общепедагогические технологии

Введение

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, загрязнители воздуха представляют угрозу для здоровья человека и ответственны за 1,6 млн. смертей ежегодно. Воздух в помещении в 12 раз грязнее наружного воздуха. Особенно опасными для здоровья являются испарения лаков, красок, стройматериалов и даже водопроводной воды.

Современный человек большую часть жизни проводит в помещении, поэтому важно позаботиться о его экологическом благополучии. Многие комнатные растения служат не только для эстетического оформления помещений, но и улучшают их гигиеническое состояние. Они увлажняют воздух, возвращая до 90% влаги. Испаряя воду, растения способны снизить температуру воздуха на несколько градусов в летнее время. В процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ, выделяют кислород. Комнатные растения уничтожают микроорганизмы, выделяя фитонциды, очищают от вредных газообразных примесей, способствуют звукопоглощению. Микроклимат помещений (благодаря комнатным растениям) благоприятно действует на физиологическое и психологическое состояние человека.

Пояснительная записка

Основываясь на личном опыте, могу сказать, что коллекция комнатных растений кабинета биологии является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. На уроках они могут служить демонстрационным материалом при изучении морфологии и систематики растений, их приспособленности к среде обитания, для иллюстрации взаимосвязи строения и функций растительного организма. Комнатные растения незаменимы при формировании многих биологических понятий по всем курсам предмета биологии. (Презентация). Эти живые объекты – раздаточный материал при проведении лабораторных работ, материал для работы экологических кружков. Растения используются для постановки опытов, проведения наблюдений. При выращивании комнатных растений у ребят вырабатываются навыки правильного ухода: рыхление, полив ,подкормка, пересадка. Они учатся размещать растения в соответствии с их биологическими особенностями, знакомятся с разнообразными способами вегетативного размножения и методами борьбы с вредителями и болезнями. В процессе работы с натуральными объектами у учащихся углубляются и расширяются знания о практической значимости конкретных комнатных растений. Общение с комнатными растениями облагораживает человека, стимулирует присущую ему от рождения способность чувствовать и воспринимать прекрасное , развивает потребность беречь и самим создавать красоту.

И что еще особенно важно – комнатные растения всегда под рукой, независимо от погодных условий и времени года (да еще в условиях дефицита наглядности).

Задачи, решаемые на уроках с использованием растений кабинета биологии:

Знакомить учащихся с многообразием комнатных растений.

Формировать знания о приспособлениях растений к факторам среды.

Устанавливая межпредметные связи, способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Развивать навыки исследовательской работы.

Воспитывать экологическую культуру и этичное отношение к окружающему миру.

Использование комнатных растений при изучении биологии

Изучение биологии не должно сводится к рассматриванию изображений объектов на таблицах и заучиванию терминов. Каждый ребенок интуитивно стремится к познанию окружающей его естественной среды. Умелое использование комнатных растений на разных этапах урока в сочетании с другими средствами обучения пробуждает у учащихся интерес к предмету.

Приложение 1

Установление межпредметных связей

Думаю, что нет необходимости доказывать важность межпредменых связей. Между предметами, преподаваемыми в школе, не должно быть резких границ. Учебные дисциплины с разных сторон и каждая своим методом изучают материальный мир. А совокупность полученных результатов и дает общее представление об окружающем мире. Межпредметные связи нужно рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания. Одна из целей современной школы – формирование у школьников целостного представления о мире, поэтому интеграция уроков – реальная потребность времени.

Во всем многообразии видов межпредметного взаимодействия выделяются три направления:

  1. Комплексное изучение разными науками одного и того же объекта.
  2. Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
  3. Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.

Цели, которые ставит учитель в процессе обучения учащихся использованию межпредметных связей:

Познавательные. Учить искать связи между фактами и явлениями, делать выводы и обобщения.

Развивающие. Учить сравнивать, сопоставлять, анализировать. Обучать переносу знаний из предмета в предмет.

Практические. Учить применять понятия, законы для доказательства единства мира.

Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании. Это делает возможным применять полученные знания и умения в конкретных ситуациях (как в учебной, так и во внеучебной деятельности). Интеграция позволяет выйти за рамки одного учебного предмета и наглядно показать, как все в мире взаимосвязано. В.А.Сухомлинский считал, что нужно знакомить детей с каждым предметом в его связи с другими, “открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги”. Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.А. Сухомлинского, его “уроки мышления в природе”, которые он проводил в Павлышской школе. “Кроме специальных знаний, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные всем наукам”, – утверждал К.Д.Ушинский.

Анализ литературы по проблемам интегрированного обучения показывает, что в современной педагогике этому вопросу придается большое значение. По мнению И.М.Фролова именно интегрирование обучения является целью образования будущего.

Проведение интегрированного урока требует от учителя тщательной подготовки. Такой урок больше похож на театральную постановку. И не нужно злоупотреблять этим. Нужно чаще включать в содержание уроков элементы интеграции. Какие результаты при этом достигаются:

Углубление представления о предмете.

Нахождение новых связей между фактами в различных областях. Знания в одной дисциплине облегчают понимание процессов, изучаемых на других предметах.

Повышение мотивации учения, эмоционального настроя учащихся.

При создании коллекции комнатных растений должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования, техника безопасности. Нужно отбирать растения, не вызывающие какие-либо аллергические реакции. С целью демонстрации на уроках в лаборантской можно выращивать 1-2 ядовитых растения (например, паслен, олеандр).Каждый учитель при подборе комнатных растений учитывает площадь помещения и микроклимат в нем (освещенность, температуру, влажность).

Растения в кабинете биологии – это инструмент, который стимулирует учащихся и является помощником учителя.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с географией

Н.Верзилин не зря сравнивал “окно со своеобразной растительной картой”, так как по ней тоже можно путешествовать на уроках.

Приложение 2.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с химией

Великий дидакт Ян Амос Каменский говорил: “Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи”.

Приложение 3.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с физикой

Мир един, и он пронизан бесчисленными внутренними связями. Связь биологии и физики стала более тесной с возникновением таких наук как бионика и биофизика. Испарение, отдача растениями воды в окружающую атмосферу происходит по тем же законам, что и с поверхности любого смоченного тела. Гравитация, диффузия, корневое давление, осмос, капиллярные явления – законы физики универсальны для живой и неживой природы.

Растения чувствительны ко всем факторам электрических и магнитных воздействий. Они способны воспринимать звуки, недоступные для слуха человека; различать цветовые длины волн (инфракрасное излучение и ультрафиолет). Растения особенно чувствительны к рентгеновскому излучению и телевизионному ВЧ-излучению.

Растение – настоящий генератор электрического тока. Оно полностью себя электрифицировало: мембраны клетки, группы клеток, органы – все пронизано электричеством.

Изучение электрических явлений в растениях имеет не только научное, но и практическое значение – можно сделать вывод о качестве продукции.

Более высокий электрический потенциал из комнатных растений имеют фикус, монстера, молочай. Это обьясняется хорошим развитием проводящей ткани в листьях растений. А в листьях толстянки и бриофиллюма развита паренхима, накапливающая воду, что снижает способность растений к генерации импульсов и их проведению.

Приложение 4.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с историей.

История рассматривает все стороны жизни человеческого общества на разных ступенях его развития. Использование комнатных растений на уроках позволяет учащимся эмоциональнее соучаствовать в изучаемых событиях, развивает личностное отношение к прошлому.

Приложение 5.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с литературой.

К.Д.Ушинский говорил: “Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали”. А воздействовать на чувства учащихся возможно максимально связывая изучаемый материал с реальной жизнью.

Комнатные растения можно использовать при изучении биографии писателей. Много стихов, сказок и рассказов о растениях. Комнатные растения упоминаются и в произведениях известных писателей.

Приложение 6.

Есть пословицы, поговорки, загадки о комнатных растениях.

Приложение 7.

Мифами, сказаниями, легендами о комнатных растениях богат фольклор многих народов.

Приложение 8.

Использование растений кабинета биологии на уроках. Элементы интеграции с математикой

“Вся природа… – не что иное, как материализованные числа”,– доказывал О.М. Айванхов.

Математика сопровождает нас по жизни. Математические знания имеют большую ценность тогда, когда они подкреплены определенными познавательными умениями, позволяющими пользоваться ими в жизненной практике.

Приложение 9.

Использование растений кабинета биологии во внеурочной работе

Широкие возможности использования комнатных растений на занятиях кружка, факультатива, во время летней оздоровительной работы. Именно там реализуются практические навыки, происходит формирование экологически ориентированного мировосприятия, закладываются основы исследовательской деятельности.

Приложение 10.

Приложение 11.

Приложение 12.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Проект на тему "Комнатные растения нашего кабинета"

Проект

«Комнатные растения нашего

кабинета»

Выполнили: Воронова Дарья Вячеславовна

Ридель Алина Игоревна

Класс : 4 Б

Руководитель: Королевская Елена Витальевна

1. Значение комнатных растений в жизни человека.

Цветы и декоративные растения занимают в жизни человека гораздо более важное место, чем это кажется на первый взгляд. Мы встречаемся с ними повсюду: дома, в школе, в окружающей нас природе. Многие с увлечением занимаются комнатным цветоводством. А задумывались ли мы о том, что домашние растения могут оказывать непосредственное влияние на жизнь человека? Одни растения бодрят, тонизируют, успокаивают, дарят хорошее настроение. А другие, наоборот, угнетают, вызывают тревогу, раздражение, гнев. Зачастую именно судя по комнатным растениям можно говорить о характере человека и о том, насколько он близок с природой. Многие растения считаются талисманами от различных болезней и действительно могут, находясь в комнате, влиять на наше самочувствие и настроение. Но главным фактором влияния растительного мира на человека, как теперь установлено – это электромагнитное излучение. В журнале «Природа и мы» мы познакомилась со статьей Лидии Юдиной «Шампунь и кондиционер в одном горшке», где эксперты Всероссийского Общества Здоровья утверждают, что воздух в наших домах в 6 раз грязнее и в 8-10 раз токсичнее наружного. Врачи считают этот химический коктейль главным виновником возникновения большинства лёгочных, онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.

Мы выяснили, какие же растения окружают нас в классе. Провели социологический опрос среди учащихся нашего класса для выяснения их знаний о растениях нашего кабинета.

Знали название

3 растений

Знали название

1 растения

Знали название

2 растений

2 растений

Собрали информацию о наших зеленых друзьях. Для этого мы посетили Заболотовскую библиотеку. Татьяна Борисовна нам рекомендовала литературу о комнатных цветах. Главными помощниками были книги: атлас-определитель, большая иллюстрированная энциклопедия «Комнатные растения», книга В. В. Чуба «Всё о комнатных растениях».

Наши мамы занимаются выращиванием комнатных растений. Они рассказали нам много интересного о них.

2. Разнообразие комнатных растений нашего кабинета.

Традесканция Родиной традесканции считается Америка, где в дикой природе растение считается сорняком. Традесканция названа в честь английских натуралистов Джона Традесканта Старшего и Джона Традесканта Младшего. Она относится к самым неприхотливым и выносливым комнатным растениям. Листья традесканции зеленые, иногда с серебристыми или бледно зеленым полосками. Цветки мелкие и невзрачные. Растет быстро, спадая каскадом ярких зеленых стеблей. Традесканция в домашних условиях, кроме эстетического удовольствия дарит и пользу, которой обладает. Она увлажняет и очищает воздух, делая его целебным для всех находящихся в помещении. Традесканция обладает способностью нейтрализовать вредное электромагнитное излучение.

Традесканция комнатная помогает человеку так же справиться с заболеваниями легких, бронхов.

infourok.ru

Коллекция комнатных растений в школьном кабинете биологии, некоторые аспекты ее использования в учебном процессе

КОЛЛЕКЦИЯ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ КАБИНЕТЕ БИОЛГИИ, НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ

ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Автор: Васильева Елизавета, 9 кл.

МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр «Рифей»

Руководитель: Буравлева В. П.

 

С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям.

В настоящее время комнатное цветоводство стало еще более актуальным, так как в жизни городского человека очень редки контакты с естественной природой, ее отдельными биоценозами. Вместе с тем научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эмоционального и эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другими полезными функциями растений. Неоспорима архитектурно-декоративная и санитарно-гигиеническая роль комнатных растений. Растения очищают воздух помещений от углекислоты, где ее содержится в 23 раза больше (0,7%), чем под открытым небом (0,03%). Многие из них выделяют фитонциды, оказывающие губительное действие на болезнетворные микробы (Кутас, 1993). Цвет зелени успокаивающе действует на нервную систему, что благотворно сказывается на настроении и работоспособности людей, особенно это касается городских жителей, которые в среднем 20 часов в сутки находятся в помещении. Растения выступают как самостоятельная декоративная деталь в интерьере – вносят уют, или придают ему парадность.

Знание биологии и экологии комнатных растений является гарантией успеха содержания их в помещении. В этом смысле наиболее полифункциональными являются комнатные растения в школьном кабинете биологии. Это превосходный живой материал, который можно успешно использовать и для образования, и для воспитания школьников. И что особенно важно – независимо от сезонных или погодных неудобств. Эффективное использование комнатных растений позволяет наполнить учебный процесс натуральной наглядностью, организовать исследовательскую деятельность школьников на уроках биологии и экологии, во внеклассной работе. Важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за растениями, их пересадке и размножению могут оказаться полезными в повседневной жизни, а возможно, и в будущей профессии.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы определили

цель данной работы – характеристика коллекции комнатных растений в школе № 132 г. Перми, анализ аспектов использования комнатных растений в учебном процессе школы.

Для достижения данной цели были определены следующие

задачи:

1) провести инвентаризацию коллекции комнатных растений в школьном кабинете биологии с сопровождением идентификации видового состава на кафедре ботаники ПГГПУ;

2) по результатам инвентаризации составить аннотированный список видов комнатных растений и провести его разносторонний анализ;

3) провести паспортизацию и этикетирование учебной коллекции;

4) на основе анализа учебно-методической литературы дать общую характеристику использования комнатных растений на уроках биологии и во внеклассной работе;

5) проанализировать условия поддержания и пути пополнения учебной коллекции.

Методы исследования. Определение комнатных растений сопряжено с определенными трудностями, связанными с отсутствием специальных определителей. В связи с этим, для установления научных названий видов, родов, семейств комнатных растений, приходилось использовать разнообразную справочную литературу, в которой приведены описания растений и изображение внешнего облика в виде рисунков и фотографий (Сааков, 1983; Хессайон 1996). К сожалению, названия некоторых видов установить не удалось, для них указаны только родовые названия.

Материал для исследования. Материалом для исследования послужили комнатные растения, выращиваемые в кабинете биологии школы №132 г. Перми. Первым этапом работы явилась инвентаризация, в задачи которой входили идентификация таксономической принадлежности, подсчет количества единиц хранения в составе изучаемой коллекции.

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы.

1. На базе кабинета биологии школы № 132 проведена работа по инвентаризации учебной коллекции комнатных растений, в результате которой установлен видовой состав и количество единиц хранения.

2. Таксономическое разнообразие коллекций включает 54 вида растений из 26 семейств и 46 родов. Это свидетельствует о достаточно высоком разнообразии комнатных растений, представленных в учебной коллекции.

3. Наиболее крупными семействами являются семейства Лилейные, Ароидные, Кактусовые, Толстянковые, Молочайные и Ластовневые. В них сосредоточено 29 видов из 23 родов, что составляет около 54% таксономического разнообразия коллекции. Эти же семейства отличаются и высоким разнообразием родов.

4. Комнатные растения в коллекциях представляют разнообразный набор видов по декоративным свойствам, жизненным формам, происхождению, что позволяет широко использовать комнатные растения при изучении многих учебных тем, связанных с растениями.

В коллекции преобладают декоративнолистные растения, они составляют 61,1% в коллекции. По убывающей далее представлены декоративноцветущие, они составляют 31,5%. На долю декоративноцветущих горшечных и суккулентов в коллекции приходится 7,4 и 5,6% соответственно.

5. Наиболее широко в коллекции представлены выходцы из тропиков Африки (25 видов, 46,3 %), Америки (19 видов, 35,2%), Азии (9 видов, 16,7%), что определяет их отношение к теплу и влаге.

6. На основе аннотированного списка составлен электронный каталог паспортов, который можно рассматривать как справочник для  распознавания растений, ухода и поддержания коллекций, источник информации при постановке наблюдений и исследовательских работ учащихся.

7. На основе анализа учебных программ, учебников и учебных пособий выявлено, что использование комнатных растений является важным компонентом преподавания биологии. Выполнение работ, связанных с проведением опытов и наблюдений за комнатными растениями, способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований.

8. Определены основные пути пополнения школьной коллекции комнатных растений: семенное и вегетативное размножение, обмен с другими учебными учреждениями (кафедра ботаники ПГГУ), приобретение в торговой сети.

 

Источники информации в литературе

1. Кутас Е.Н. Комнатные растения. – Мн.: Урожай, 1993. – 237 с.

2. Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. – Л.: Наука, 1983. – 621с.

3. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. – М.: Кладезь, 1996. – 255с.

 

См. также

 

 

Путеводитель по выбору оборудования для учебно-исследовательских работ

 

 

 

u-center.info

Урок по технологии "Комнатные растения в интерьере помещения"

ТЕМА УРОКА: «Комнатные растения в интерьере помещения»

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с различными приёмами, правилами размещения растений в интерьере помещений.

ЗАДАЧИ:

- образовательная : обучить учащихся составлению цветочных композиций ;

-развивающая: развивать индивидуальные и творческие способности, познавательную активность и самостоятельность учащихся через создание авторских работ;

-воспитательная: привлечь внимание детей к эстетическому оформлению интерьера помещения.

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: беседа, объяснение, работа с компьютером, практическая работа.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ: фитодизайнер, цветовод – декоратор.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: ботаника, черчение, рисование, история.

МЕТАДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

Материально – техническая база - кабинет мастерские;

-компьютер, электронная презентация к уроку: 1.«Приемы размещения комнатных растений», 2.«Композиции цветов в интерьере помещения»; 3. «Практическая работа: Размещение и оформление цветочной композиции в детской комнате.»

-ножницы, кнопки,шило, совок, керамзит, песок, почвенная смесь, посадочный материал цветов(черенки, отрезки стебля), бумага, перчатки, лейка , вода, пластиковые бутылки.

Дидактическое обеспечение- учебник 7 класса «Технология»;

-плакаты: «Разновидности комнатных растений», «Размножение комнатных растений», «Приёмы размещения комнатных растений»,

-опорные конспекты в таблицах;

- технологическая карта выполнения декоративного горшка;

-карточки-задания;

-доклады учащихся.

ОПОРНЫЕ СЛОВА: Фитодизайн, одиночное растение, композиция из горшочных растений, комнатный садик, террариум.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационная часть (2 мин)

  2. Проверка домашнего задания (13 мин)

  3. Объяснения нового материала (30 мин)

- Правила составления цветочных композиций

-Приёмы размещения комнатных растений

-Профессии, связанные с выращиванием растений (сообщения учащихся).

IV Практическая часть (35 мин)

-Определение места расположения цветов в детской комнате(план комнаты на слайде )

- Подбор комнатных растений для детской комнаты (сообщение учащихся)

- Изготовление декоративно- цветочного горшка из пластиковой бутылки.

-Посадка цветов

-Оформления цветочной композиции для детской комнаты.

-Уборка рабочего места.

V.Заключительная часть (10 мин)

-Подведение итогов занятия

- Выставка работ учащихся.

-Выставление оценок.

-Задание на дом.

ХОД УРОКА

I.Организационная часть-(2мин.)

-приветствие;

- контроль посещаемости;

-проверка готовности к занятию;

-заполнение классного журнала;

-доведения до учащихся плана урока.

II.Фронтальный опрос-13мин.

- Какую роль играют растения в жизни людей?

-Как называются специальные помещения, в которых выращивают комнатные растения?

-Что такое уход за растениями?

- Какие способы размножения комнатных растений вам известны?

- Чем отличается пересадка растений от перевалки?

-По требованиям к освещённости все растения можно условно разделить, на какие три группы?

-По внешним данным комнатные растения разделяют, на какие шесть групп? (использование плаката)

- Назовите четыре основные группы растений. (использование плаката).

III. Изложение нового материала.

СЛ.1 Учитель.

Каждый человек стремится создать уют в своём доме или на рабочем месте.

Как мы уже выяснили, что комнатные растения не только украшают жизнь, но выполняют и санитарно – гигиеническую роль. Растения очищают воздух, выделяя фитонциды, оказывающие губительное воздействие на болезнетворные микробы.

Зелёный цвет действует успокаивающе на нервную систему, а это благотворно влияет на настроение и работоспособность.

Искусство составления сложных композиций из растений в сочетании с элементами декора, обстановкой называется фитодизайном.

Мы сегодня на уроке познакомимся с правилами составления цветочных композиций и основными приемами размещения растений, а также узнаем о профессиях цветовод-декоратор и фитодизайнер на практической части занятия мы выполним оформления цветочной композиции для детской комнаты.

СЛ.2 Цветы – это один из элементов убранства квартиры, это настоящее чудо природы. Их прелесть и красота воспринимаются во взаимосвязи со всем интерьером.

Квартиры и офисы становятся намного привлекательнее, когда их хозяева устраивают маленькие зеленые или цветущие острова на полках, столиках, полу и растения – благодарный материал для такого творчества.

СЛ.3 При составлении композиций необходимо учитывать следующие правила:

1. Растения должны располагаться живописными компактными группами и не должны быть хаотично раскиданными по комнате.

2. В композиции будут органично смотреться только те растения, которые произрастают в естественных условиях в одном климатическом поясе.

3. Цветочная композиция должна соответствовать размеру помещения, где она находится. Чем больше помещение тем, соответственно, большую группу растений можно в нем представить.

4.Для растений в интерьере необходимо создать благоприятную среду обитания для хорошего роста и размножения.

СЛ.4.5 Существует четыре основных приема размещения комнатных растений:

СЛ.6,7,8,9,10,11 1. Одиночные растения

Отдельно стоящее растение может быть вечнозеленым или цветущим. Каждое растение может быть представлено в интерьере как солитер, то есть отдельно стоящее. Солитеры должны быть безукоризненно сформированы, помещены в декоративную емкость и размещены так, чтобы их было видно со всех сторон: крупные растения — на полу или на низких подставках, так как они рассчитаны на восприятие издали, средние и мелкие — на высоких подставках, поскольку будут рассматриваться с близкого расстояния, побеги ползучих и вьющихся растений также должны достигать уровня глаз человека.

СЛ.12,13,14,15,16,17,18,19,20 2. Композиции из горшечных растений

Горшечная группа – коллекция растений в горшках, установленных близко друг к другу, чтобы создать эффект зеленого пятна. При такой расстановке видно, что растения сидят в отдельных горшках. Их можно разместить на полу, этажерках, подставках.

Во внутренней структуре цветочной группы царят жесткие композиционные законы, и их также нужно знать, чтобы придать саду определенный образ. Для создания большой композиционной группы обязательно должны присутствовать крупные растения (от 170 см) с густой кроной и мощными ветвями. Они составляют скелет будущей композиции. Из крупных растений выбирается самое высокое, так называемое – осевое. Ему предстоит стать центром группы, все остальные размещаются вокруг него в ярусном порядке. Для создания гармоничной картины нужны также и растения среднего размера. Сюда обязательно должны быть включены красивоцветущие или декоративно лиственные растения, которые будут служить акцентом группы. Растения меньших размеров выполняют подчиненную роль и служат наполнителями композиции. Сюда можно отнести ампельные виды – вьющиеся и свисающие, которые могут подвешиваться в кашпо свободно или закрепляться на опорах. Они очень хорошо заполняют верхний уровень зимнего сада, могут обвивать стены, колонны, придают пространству глубину и объем.

Завершенность композиции придадут мелкие почвопокровные, прикрывающие землю в контейнерах и создающие зеленый фон.

Только при включении в цветочную композицию всех перечисленных элементов, она приобретет ярусность, свойственную естественным растительным сообществам. Кроме того, ступенчатое расположение растений дает возможность представить их с наилучшей стороны, маскируя, оголенные стебли или поврежденные листья.

Фантазируя со вспомогательными элементами, не стремитесь насытить композицию как можно более разными видами растений. Дизайнеры обычно используют не более 5–7, а начинающим цветоводам, чтобы не впасть в безвкусицу, советуют вообще обходиться всего тремя. И этого оказывается вполне достаточно, учитывая, что меж собой они будут различаться по размеру, форме листовой пластинки, окраске и времени цветения. Красивая и вполне завершенная композиция может получиться даже из одного вида.

СЛ.21 22,23,24,25. 3. Комнатный садик

Контейнер, заполненный несколькими растениями называется комнатным садиком. Горшки при таком способе размещения не видны: они могут быть скрыты от глаз внутри контейнера или растения могут быть высажены прямо в контейнер, без горшков.

Большинство растений лучше растут в комнатном саду, чем в отдельных горшках, по нескольким причинам.

В числе важнейших – более высокая влажность, защищенность корней от резких температурных колебаний, вода под каждым горшком. Есть и опасности. Теснота означает плохую вентиляцию, что увеличивает опасность заболеваний или заражения вредителями.

СЛ.26. 4. Террариум

Это сосуд из стекла или прозрачного пластика, внутри которого посажены растения. Отверстие такого сосуда заужено или закрыто прозрачным материалом, так что доступ наружного воздуха ограничен или вовсе перекрыт. В результате растения не страдают от сквозняков, а воздух внутри контейнера всегда более влажный, чем в комнате.

Террариум можно устроить в круглом или квадратном аквариуме, большой бутылке, стеклянной салатнице, даже между стеклами специально переделанного для этих целей окна.

СЛ.27 Рассмотрим разнообразные композиции в интерьре помещения.

СЛ.28. Декоративное озеленение помещений даст желанный результат при сочетании трех моментов:

-умелого выбора растительного вида;

-выгодного местоположения;

-достаточной культуры ухода.

При размещении растений следует учитывать их декоративно- художественную ценность и своеобразие.

Каждому типу интерьера соответствуют свои модели композиций.

Сл.29 При выборе комнатных растений можно воспользоваться рекомендациями специалистов:

СЛ.30. 1. В квартирах и офисах , где мало места следует предпочесть вертикальное озеленение с частичным использованием горизонтальной плоскости.

СЛ 31 2. В просторных помещениях, должны быть крупные цветы и большее их количество.

СЛ 32 3.В помещении со сдержанной цветовой гаммой, будут прекрасно смотреться как декоративнолиственные растения так и ярко цветущие.

СЛ 33 4.При оформлении интерьера растениями следует обращать внимание на угол падения света. Когда цветы стоят у освещённой солнцем стены, их тени образуют занятный и странный узор.

СЛ 34 А если они стоят против света, на подоконнике, то особенно выделяются общие контуры. Хороший эффект достигается, если тона занавесок, обоев, мебельной обивки повторяются в цветках.

Рассмотрим примеры расположения цветов в различных комнатах квартиры.

СЛ.35 Цветы в спальне

В спальне можно разместить цветы в углу у окна. Можно использовать цветочную подставку или подвесные кашпо. Дополнительная вечерняя подсветка растений в спальне вряд ли уместна, поэтому для этого помещения нужно подбирать теневыносливые растения. Впрочем, это не относится к спальням с окнами, обращенными на южную сторону. В них растениям хватает дневного света, подсвечивать их не нужно.

СЛ.36 Цветы в гостиной

Гостиная – это, как правило, самое просторное помещение в нашем жилище. Поэтому в ней можно создать целую композицию из растений, освободив участок стены поближе к окну. Красиво, если цветы стоят на специальной подставке, но можно обойтись и без нее. Для начала нужно подобрать крупное растение (пальму, фикус, монстеру, драцену, диффенбахию и др.), а к нему подбирать более мелкие, учитывая их потребность в освещенности, окраску и форму листьев.

Композиция не должна быть монотонной, оживите ее каким-то ярким акцентом. Таким акцентом может стать, растение с пёстрыми листьями огни будут выделяться на фоне окружающей зелени. Но все растения композиции не должны быть яркими, это будет раздражать взгляд.

Кроме основной цветочной композиции, отдельные растения в гостиной могут присутствовать и в других местах: на подоконнике, на полке, в углу. Нужно только обеспечить им дополнительное освещение.

Сл.37 Цветы на кухне

Кухня – это место, где хозяйка обычно проводит много времени. Конечно, и кухня должна быть украшена цветами. На подоконнике, на специальных полочках, на верхних плоскостях кухонной мебели могут располагаться как красивоцветущие, так и декоративнолиственные растения. В кухне чаще всего не так уж много места, поэтому здесь нужно отдать предпочтение растениям небольших размеров.

Можно совместить приятное с полезным и высадить на подоконнике пряновкусовые растения (укроп, петрушку, чабрец, листовой салат). Совсем уж просто – кресс-салат и лук. Сидя за обедом или ужином, приятно отщипнуть веточку свежей зелени.

Совершенно незаменим в кухне хлорофитум хохлатый. Это растение замечательно очищает воздух от газовых примесей и прочих «кухонных испарений».

СЛ.38 Цветы в детской

К цветам для детской комнаты – подход особый. Нельзя ставить в детскую ядовитые растения, растения с резким запахом, накапливающие отрицательную энергию (олеандр, диффенбахия, эхмея, кактусы, бругмансия, роза, жасмин и др.). Большое количество цветов в детской неуместно. Можно поставить на полу крупномерное растение в большой кадке, или разместить два-три цветка на подоконнике. При этом цветы на окне должны быть невысокими, чтобы не снижать освещенность комнаты.

Хорошо подойдут для детской комнаты сенполии, домашние лимоны, традисканция, солейролия, толстянка, пилея, очиток, спатифиллюм, туя комнатная и др. И все тот же хлорофитум, чтобы дети дышали чистым воздухом.

СЛ,39,40,41,42,43,44,45. Большое значение имеет внешний вид емкостей, в которых содержатся растения. Это могут быть изящные декоративные, пластмассовые, металлические и керамические, нередко с национальным орнаментом, настольные, настенные и подвесные кашпо-вазы - их используют главным образом для озеленения квартир и малогабаритных служебных помещений. Ярко окрашенные пластмассовые кашпо хороши для детских комнат. Низкие керамические вазоны разнообразной формы и окраски можно использовать для устройства живописных миниатюрных композиций, украшающих интерьер гостиной.

.СЛ.46. Создание зеленых интерьеров — особая область архитектуры, требующая разносторонних знаний и большого художественного вкуса. Поэтому над созданием наиболее сложных современных проектов работают специалисты разных профессий: архитектор, художник-дизайнер и цветовод-озеленитель. Только им под силу учесть специфику, связанную с функциональным назначением, планировкой, эксплуатационным режимом и микроклиматом жилого или производственно-промышленного помещения.

– А теперь мы познакомимся с профессиями, связанными с выращиванием растений (сообщения учащихся).

СЛ 47 IV. Практическая работа учащихся – 35 мин.

А теперь перейдём к практической части нашего урока.

СЛ.48 Тема практической работы: Размещение и оформление цветочной композиции в детской комнате.

Цель практической работы: создать в детской комнате уют, улучшить климат, привить заботу и любовь к природе.

1.Определение места расположения цветов в детской комнате.

Сл.49 Перед вами план детской комнаты. Где бы вы расположили цветы? Объясните.

(ответы детей)

СЛ.50 Требования к цветам:

-безопасные для ребёнка;

-теневыносливые;

-желательно фитонцидные растения;

-не прихотливые к уходу.

2. Подбор растений для детской комнаты.

Из перечня рекомендуемых растений вам необходимо было выбрать любое растение и предоставить нам о нём информацию и приготовить посадочный материал этих растений.

(сообщение детей о цветах .)

3. Выполнение цветочного горшка из пластиковых бутылок «Поросёнок»

(по технологической карте)

Композиция в детской комнате должна выглядеть по-детски. Проявим свою фантазию и навыки работы с бросовым материалом. Выполним своими руками интересный и экономически выгодный цветочный горшок.

4. Заполнение горшка: дренаж, грунт.

Закрепим свои навыки и знания в заполнении горшка дренажом и грунтом.

5. Посадка растений.

Выполним посадку цветов. В цветочный горшок можно посадить как растения одного вида, так и несколько различных растений. Будет очень интересно.

6.Оформление композиции.

Композицию можно оформить на маленьком столике, на подоконнике, на подвесной полке и даже просто на полу.

Из полученных цветочных горшков и добавления одного более высокого растения –спатифиллюм (взятого в кабинете) мы составим на радость ребёнку сказочную композицию. Можно наш декоративный цветочный горшок в интерьер использовать, как и одиночное растение.

7.Уборка рабочего места.

V. Подведение итогов –8 мин.

Что нового узнали на уроке? Какие практические навыки получили?

Демонстрация работ учащихся.

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание – 2 мин.

Работа по карточкам-заданиям "Озеленение помещения". Выполнить зарисовку расположения комнатных растений в интерьере помещения кухни. Обосновать выбор растений для оформления интерьера кухни. Учебник стр160-162.Ответить на вопросы.

Технологическая карта выполнения декоративного горшка «Поросёнок»

Материал: 1 пластиковая бутылка, 2 нижние части бутылки (высотой 10см.),

2 кнопки.

Инструменты: ножницы, шило.

Дек.горшок

Выполнить надрезы по штриховым линиям. Удалить заштрихованные элементы

ножницы

2

Отогнуть «хвост» и «уши»

3

Оформить «глаза», используя кнопки

4

Проколоть дренажные отверстия

шило

5

подставки для горшка

Вырезать заштрихованные элементы.

ножницы

6

Готовое изделие

infourok.ru

"Комнатные растения в интерьере помещения"

Разделы: Технология

Цели:

  • образовательные: познакомить учащихся с законами аранжировки комнатных растений, с профессией цветовод- декоратор;
  • воспитательные: привлечь внимание детей к эстетическому оформлению интерьера помещения;
  • развивающие: совершенствовать художественный вкус.

Методы проведения занятия: беседа, рассказ, демонстрация, практическая работа.

Межпредметные связи: ботаника, черчение, рисование.

Материально-техническое оснащение:

1. Оборудование учебных мастерских, универсальные укладки. 2. Компьютер с мультимедийной системой. 3. Проигрыватель компакт дисков, диски с инструментальной музыкой. 4. Обучающая программа. 5. Карточки-задания.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть – 3 мин.

1. Контроль посещаемости. 2. Проверка готовности к занятию.

II. Фронтальный опрос – 10 мин.

  • Какую роль играют растения в жизни людей?
  • Как называются специальные помещения, в которых выращивают комнатные растения? Чем они различаются?
  • Что такое уход за растениями?
  • В какие емкости высаживают комнатные растения?
  • Какой состав почвы используют для посадки?
  • Как пересаживают растения?

III. Изложение нового материала – 20 мин.

Учитель. Мы сегодня на уроке познакомимся с законами аранжировки комнатных растений и размещением их в различных помещениях, а также узнаем о профессиях цветовод-декоратор и ландшафтный архитектор. Цветы – это один из элементов убранства квартиры. Их прелесть и красота воспринимаются во взаимосвязи со всем интерьером и подбираются по законам аранжировки. Квартиры и офисы становятся намного привлекательнее, когда их хозяева устраивают маленькие зеленые или цветущие острова на полках, столиках, полу, и горшечные растения – благодарный материал для такого творчества. При составлении композиций необходимо учитывать следующие правила:

1. Растения должны располагаться живописными компактными группами и не должны быть хаотично раскиданными по комнате. 2. В композиции будут органично смотреться только те растения, которые произрастают в естественных условиях в одном климатическом поясе. 3. Цветочная композиция должна соответствовать размеру помещения, где она находится. Чем больше помещение тем, соответственно, большую группу растений можно в нем представить.

Комнатные растения должны гармонировать с интерьером, поэтому при его создании нужно учесть не только размер помещения, но и цвет стен, стиль жилья. Так, на фоне темных стен и обоев с броским узором хорошо смотрится флора с ажурным силуэтом, пестролистные и золотистые формы. В светлом помещении основу могут составить растения с темной плотной листвой. К прямым и элегантно изогнутым формам мебели из стали, стекла, мрамора и лакированного дерева подойдут либо растения ясных и отчетливых форм или же для резкой контрастности растения, чей облик привлекает легкостью и непринужденностью.  К плетеной мебели подходят по стилю орхидеи, восковой плющ, жасмин и т.д. Японскую ноту можно придать интерьеру, украсив его бамбуком, растениями культуры бонсай. Английский и французский стили мебели, гармонируют с кустистыми и пышно цветущими растениями. Для современных интерьеров больше подойдут растения с экстравагантным или экзотическим обликом. Считается, что чем наряднее обстановка, тем проще должны быть растения. И наоборот.

При оформлении интерьера растениями также следует обращать внимание на угол падения света. Когда цветы стоят у освещенной солнцем стены, их тени образуют занятный и странный узор. А если они стоят против света, на подоконнике, то особенно выделяются общие контуры.  Хороший эффект достигается, если тона занавесок, обоев, мебельной обивки повторяются в цветках. 

Если интерьер строится на контрасте черного и белого, то сочные краски растений придадут свежести общей картине.  

Существует четыре основных приема размещения комнатных растений:  

1. Одиночные растения

 Отдельно стоящее растение может быть вечнозеленым или цветущим. Каждое растение может быть представлено в интерьере как солитер, то есть отдельно стоящее. Солитеры должны быть безукоризненно сформированы, помещены в декоративную емкость и размещены так, чтобы их было видно со всех сторон: крупные растения — на полу или на низких подставках, так как они рассчитаны на восприятие издали, средние и мелкие — на высоких подставках, поскольку будут рассматриваться с близкого расстояния, побеги ползучих и вьющихся растений также должны достигать уровня глаз человека.

2. Композиции из горшечных растений

Горшечная группа – коллекция растений в горшках, установленных близко друг к другу, чтобы создать эффект зеленого пятна. При такой расстановке видно, что растения сидят в отдельных горшках. Их можно разместить на полу, этажерках, подставках.  Во внутренней структуре цветочной группы царят жесткие композиционные законы, и их также нужно знать, чтобы придать саду определенный образ. Внутри группы обязательно должны присутствовать крупные растения (от 170 см) с густой кроной и мощными ветвями. Они составляют скелет будущей композиции. Из крупных растений выбирается самое высокое, так называемое – осевое. Ему предстоит стать центром группы, все остальные размещаются вокруг него в ярусном порядке. Для создания гармоничной картины нужны также и растения среднего размера. Сюда обязательно должны быть включены красивоцветущие или декоративно лиственные растения, которые будут служить акцентом группы. Растения меньших размеров выполняют подчиненную роль и служат наполнителями композиции. Сюда можно отнести ампельные виды – вьющиеся и свисающие, которые могут подвешиваться в кашпо свободно или закрепляться на опорах. Они очень хорошо заполняют верхний уровень зимнего сада, могут обвивать стены, колонны, придают пространству глубину и объем. Завершенность композиции придадут мелкие почвопокровные, прикрывающие землю в контейнерах и создающие зеленый фон. Только при включении в цветочную композицию всех перечисленных элементов, она приобретет ярусность, свойственную естественным растительным сообществам. Кроме того, ступенчатое расположение растений дает возможность представить их с наилучшей стороны, маскируя оголенные стебли или поврежденные листья. Фантазируя со вспомогательными элементами, не стремитесь насытить композицию как можно более разными видами растений. Дизайнеры обычно используют не более 5–7, а начинающим цветоводам, чтобы не впасть в безвкусицу, советуют вообще обходиться всего тремя. И этого оказывается вполне достаточно, учитывая, что меж собой они будут различаться по размеру, форме листовой пластинки, окраске и времени цветения. Красивая и вполне завершенная композиция может получиться даже из одного вида.

3. Комнатный садик

 Контейнер, заполненный несколькими растениями называется комнатным садиком. Горшки при таком способе размещения не видны: они могут быть скрыты от глаз внутри контейнера или растения могут быть высажены прямо в контейнер, без горшков. Большинство растений лучше растут в комнатном саду, чем в отдельных горшках, по нескольким причинам. В числе важнейших – более высокая влажность, защищенность корней от резких температурных колебаний, вода под каждым горшком. Есть и опасности. Теснота означает плохую вентиляцию, что увеличивает опасность заболеваний или заражения вредителями.

4. Террариум

Это сосуд из стекла или прозрачного пластика, внутри которого посажены растения. Отверстие такого сосуда заужено или закрыто прозрачным материалом, так что доступ наружного воздуха ограничен или вовсе перекрыт. В результате растения не страдают от сквозняков, а воздух внутри контейнера всегда более влажный, чем в комнате. Террариум можно устроить в круглом или квадратном аквариуме, большой бутылке, стеклянной салатнице, даже между стеклами специально переделанного для этих целей окна. Зеленые витрины можно увидеть во многих домах в Германии, Скандинавии, Голландии, США.

Озеленение интерьера требует творческого подхода, осмысления участия растительной декорации в общем ансамбле.

В прихожей, скажем, где нет прямого света, подойдут пучки сухих цветов, замысловато изогнутые ветки. На кухне, где влажность и температура очень часто завышены, далеко не всегда удается выращивать желанные экземпляры. Что ж, тогда приходится мириться с содержанием их на наружном подоконнике. В спальне, детской, рабочем помещении можно себе позволить свободный выбор того, что более всего нравится. По общепринятым понятиям, цветы особенно желанны в гостиной, "представительном" помещении. В слабо освещенных холлах, в нишах коридоров и в комнатах психологической разгрузки рационально создание мини-композиций – поместите сюда редкие миниатюрные кактусы или влаголюбивые тропические растения, организованные в композицию “уголок тропического леса” или коллекцию эффектно цветущих фиалок.

Архитектурная планировка старых типовых зданий имеет общий дефицит полезной площади, которая заставляет отдать предпочтение вертикальному озеленению с частичным использованием горизонтальной плоскости. Великолепные цветочные композиции можно создать в нише стены или выступе, у капитальной стены или колонны, их помещают на декоративные решетки, жардиньерки (художественно оформленные цветочные столики), застекленные перегородки и экраны. Очень красивы подвешенные к потолку “цветочные люстры” – вазоны с растениями, укрепленные на металлических стойках – держателях, цепях.

Декоративное озеленение даст желанный результат при сочетании трех моментов: умелого выбора растительного вида, выгодного местоположения и достаточной культуры ухода. Создание зеленых интерьеров — особая область архитектуры, требующая разносторонних знаний и большого художественного вкуса. Поэтому над созданием наиболее сложных современных проектов работают совместно архитектор, художник-дизайнер и цветовод-озеленитель. Только им под силу учесть специфику, связанную с функциональным назначением, планировкой, эксплуатационным режимом и микроклиматом жилого или производственно-промышленного помещения.

– А теперь мы познакомимся с профессиями, связанными с выращиванием растений (сообщения учащихся).

IV. Практическая работа учащихся – 35 мин.

Работа по карточкам-заданиям "Озеленение помещения". Зарисовка расположения комнатных растений в интерьере помещения (см. Приложение 1).

  • Вариант 1 – детская комната;
  • Вариант 2 – спальня;
  • Вариант 3 – гостиная;
  • Вариант 4 – кухня.

Для детей, успешно справившихся с заданием, дополнительно: столовая, ванная, лестница, прихожая, кухня.

V. Подведение итогов –10 мин.

Демонстрация лучших работ учащихся. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание – 2 мин.

Сообщение следующей темы урока/

Литература:

1. Технология: Учебник для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)/ В.Д. Симоненко, О.В. Табурчак, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана –Граф, 2000. – 240с.: ил.

2. Современный интерьер вашего дома/ Сост. А. В. Белоус. – Мн.: Миринда, 1999.– 448 с.: ил. – (Азбука быта).

3. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях / Пер. с англ. О.И. Романовой. – М.: Кладезь –Букс, 2001. – 255 с.: ил.

4. Блеклок Дж. Аранжировка цветов / Пер. с англ. Н. Падалко. – М.: ФАИР –ПРЕСС, 2000. – 256 с.: ил. – (Грандиозный мир).

5. Журналы "Salon", "Интерьер", "Современный дом".

Приложение 2

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока по технологии "Комнатные растения в интерьере"

Муниципальное образование Новокубанский район х. Роте-Фане

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 26 х. Роте-Фане

муниципального образования Новокубанский район

Конспект урока

по технологии

в 6 классе

по теме: «Комнатные растения в интерьере»

Подготовила

учитель технологии

Е.И. Юрьева

2016 год.

Тема урока: «Комнатные растения в интерьере»  Дата ________________

Тип урока:  изучение нового материала

 Цель урока: ознакомление с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений.

Технология построения урока: здоровьесберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения.

Задачи:

- образовательные:

 познакомить учащихся с основными группами комнатных растений; их размещением в интерьере.

- развивающие:  уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: воспитание у школьников любви к природе, экологической культуры;

Планируемые результаты: 

Предметные знания: знать о разновидностях комнатных растений, приемах фитодизайна, технологии размещения комнатных растений.

Метапредметные УУД:

- познавательные: 

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- анализ построения цепи рассуждения.

 регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственную работу.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, мультимедийная установка, компакт - диск с презентацией, натуральные комнатные растения.

Основные термины и понятия: фитодизайн, фитодизайнер, террариум, комнатный садик.

Ход урока.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Взаимные приветствия учителя и учащихся, организация внимания и внутренней готовности.

Актуализация знаний: Выяснить степень усвоения заданного на дом материала.

На прошлом уроке мы изучали тему интерьера жилого помещения. Давайте вспомним основные понятия. Выполните задание, вычеркните лишние понятия:

Жилой дом, квартира, офис, комната, многоквартирный дом.

Зона сна и отдыха, зона досуга, учебная зона, зона хранения, зона купания.

Штукатурка, краска, паркет, обои, побелка.

Проверка, поставьте себе по одному баллу за каждый верный ответ.

Мотивация

Как вы думаете, без чего любой, самый изысканный интерьер будет выглядеть скудно, незавершенно? Правильно, это зеленые растения.

Так какова же тема нашего урока? Выводим тему урока.

Трудно представить жилище современного человека без единого комнатного растения. Все вы будущие хозяйки, и именно вам предстоит сделать ваш дом уютным и красивым. Как вы считаете, все ли вы знаете о комнатных растениях? А хотите узнать больше? Давайте поставим задачи на сегодняшний урок. (Составляем задачи урока по наводящим вопросам педагога).

Узнать о разновидностях комнатных растений,

Научиться правильно размещать комнатные растения в квартире

Вот на эти вопросы мы с вами и постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

Изучение нового материала.

История комнатного цветоводства берет свое начало в глубокой древности, человек всегда стремился украсить свой дом. Само понятие «комнатное растение» появилось тогда, когда человек додумался бросить семена в горшок с землей. Со временем, открывая новые земли, человечество открыло для себя и новые декоративные растения. Цветы, растущие на наших подоконника, на кухне, на балконе, в гигантских кадках, маленьких горшочках, в кашпо, ящиках,- все они уроженцы жарких и влажных тропических стран. Мореплаватели и первопроходцы открывали новые земли и везли на родину сказочные заморские дары: пряности, драгоценные камни и экзотические цветы. 

Большее число «диковинок» завезли в Европу в период колониальных завоеваний 17-18 веков. Из Америки вывозили орхидеи и кактусы, Индия поставляла растения-пряности, Индокитай – цитрусовые, в северных странах очень ценились вечнозеленые растения.  За счет тропических дикорастущих представителей, введенных в комнатную культуру, достигалось разнообразие видов комнатных растений.Требования растений к окружающим условиям неодинаковы.

Заполняем таблицу 1. Ваша задача записать название растения и отметить каким- либо значком те условия, к которым наиболее требовательно данное растение.

приложение № 1.

Одним необходимо много тепла.(большинство тропических растений)слайд №2

другим – влаги,(субтропические) слайд №3

третьи неплохо переносят недостаток влаги. (суккуленты),слайд№4

некоторые хорошо переносят слабую освещенность,(теневыносливые)слайд №5

а другие требовательны к свету(светолюбивые). Слайд №6.

Оцените свою работу по трехбальной системе.

Критерии :

3балла – заполнены все клетки таблицы, записаны по три примера растений.

2 балла- заполнены все клетки таблица, записано менее трех примеров.

1 балл заполнены не все клетки таблицы.

Для озеленения жилых помещений чаще всего используют основных группы растений.

Это декоративнолистные, их выращивают ради красивых листьев и стеблей, назовите растения с красивыми листьями, растущие у вас дома (бегонии, фикус, дифенбахия…)

Декоративноцветущие, их выращивают ради красивых цветов. Дети называют примеры растений этой группы(герани, азалия, канны, гипераструмы …)

Кактусы и суккуленты, растения с толстыми мясистыми стеблями, покрытыми колючками или пушистыми волосками. Многие из них еще и цветут.

При выборе растения большое значение имеют его внешний вид и размеры. Низкое небольшое растение неуместно на фоне голой стены, а высокое узкое на подоконнике. Красота т прелесть растения воспринимается во взаимосвязи с интерьером. Существует четыре основных приема размещения комнатных растений.

Работа с текстом учебника. Разбиваем класс на 4 группы и даю задания приготовить сообщение. Группа выбирает выступающего. Слайд с примерами готовит учитель.

Одиночные растения – слайд № 7.

Композиция из горшечных растений – слайд № 8.

Комнатный садик - слайд № 9.

Террариум - слайд № 10.

Работаем в тетради, записывая основные понятия и примеры растений. Руководитель группы оценивает работу каждого члена команды по трехбалльной системе. Отметку записываем на полях тетради.

Ребята, а вы знаете, что существует профессия фитодизайнер. Как вы думаете, чем же занимаются люди данной профессии? Какими качествами должны обладать люди данной профессии? Выслушиваю предположения и выводим понятие.

Фитодизайнер – специалист, который занимается составлением цветочных композиций. Он должен знать научное название растений, их происхождение, условия выращивания и конкретный уход за ними. А также стили в оформлении, принципы дизайна, обладать знаниями в области биологии, химии, агрономии.

Если вы любите комнатное цветоводство и интересуетесь биологией, вы можете выбрать себе эту профессию, которая принесет вам массу удовольствия.

Физминутка.

Продолжаем знакомиться с комнатным цветоводством.

По внешним данным комнатные растения можно разделить на шесть групп. Раздаю заготовку таблицы 2. (см. приложение №2 ).

Злаковидные отличаются длинными, узкими, собранными в пучок листьями. слайд № 11.

Растения с прямостоячим стеблями могут иметь различную высоту. Это деревья, ложные пальмы и столбовидные. Слайд № 12.

Лианы и ампельные, их стебли свисают по сторонам горшка, нуждаются в опоре. Слайд №13.

Розеточные - невысокие растения, имеют листья, сближенные к одной точке. слайд №14.

Шаровидные растения не имеют плоских листьев, стебель у них гладкий, либо покрыт колючками. Слайд № 15.

Кустистые – это виды, которые нельзя причислить ни к одной группе. У них из земли обычно растут несколько стеблей. Слайд № 16.

Оцените вашу работу по имеющимся критериям по трехбалльной системе.

Закрепление. Проверь себя. Впишите в клетки слова – ответы. приложение № 3

Искусство оформления интерьера с помощью растений.

Другое название ампельного растения

Цветочная композиция, созданная внутри пластмассового или стеклянного сосуда.

Растения, имеющие листья, сближенные в одной точке.

Растение с мясистыми стеблями, покрытыми колючками.

Самопроверка. За каждый правильный ответ поставьте себе по одному баллу.

Рефлексия учебной деятельности. Мы много узнали на уроке, как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? Рассуждения учащихся и вывод.

Посмотрите на листы самооценки и оцените вашу работу на уроке на пальцах. Сколько пальцев, такую оценку вы себе ставите. Покажите мне ваши пальчики.

А теперь продолжите фразу.

На уроке мне больше всего понравилась работа …..

Мне удалось узнать ….

Я хочу посоветовать себе почитать …..

Заслушиваем высказывания учащихся и делаем общее заключение.

Домашнее задание: параграф 3-4. Заполнить 3 колонку таблицы 2. (сделать зарисовку одного растения).

Приложение № 1.

Название растения

теплолюбивые

влаголюбивые

суккуленты

теневыносливые

светолюбивые

Приложение №2

Группа растений

Примеры растений

Зарисовка

Приложение №3

Искусство оформления интерьера с помощью растений.

Другое название ампельного растения

Цветочная композиция, созданная внутри пластмассового или стеклянного сосуда

Растения, имеющие листья, сближенные в одной точке.

Растение с мясистыми стеблями, покрытыми колючками.

multiurok.ru

Урок ФГОС - ЦВЕТЫ В ИНТЕРЬЕРЕ ДОМА-6 КЛ.docx

Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.

Технологическая карта. 5 класс

Тема урока: Комнатные растения в интерьере дома, технологии выращивания.

Образовательные: ознакомление учащихся с ознакомить учащихся с ролью комнатных растений в

жизни человека, со способами их размещения в интерьере, понятием «уход, перевалка, сухой полив, фитодизайн»

Развивающие: развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус.

kopilkaurokov.ru

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД( универсальные учебные действия)

I. Организационный

  • приветствие

  • проверка явки обучающихся

  • проверка готовности обучающихся к уроку

  • настрой обучающихся на работу

-приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку

-рассаживаются на рабочие места.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

II. . Повторение пройденного материала.

Повторение темы «Интерьер жилого дома (тестирование)

Активизация обучающихся с использованием вопросов ловушек.

Какие названия цветов вы знаете и какие растут у вас в доме. По каким критериям (видам) их можно разделить (светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые, а также)Молодцы!

Какие способы ухода за растениями вы знаете. Какие используются по сезонам,как правильно их проводить

Просмотр презентации «Цветы в твоем доме»

Повторение темы

-отвечают на вопросы,

-рассуждают,

- приводят примеры

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

способность к рассуждению

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

III.Изучение нового материала

Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока.

История цветоводства.

Жизнь человека связана с природой. С древних времен люди, используя цветы, украшали свои жилища, святилища, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты), награждали за заслуги перед отечеством (надевали венки из лавра) и т.д. Украшают жилища растениями в странах с резко выраженной сменой времен года. Для этого создавали теплицы,

оранжереи и зимние сады. Впервые в России зимние сады были у князя Голицына и графа Шереметева. В настоящее время в качестве комнатных применяются те растений, которые наиболее устойчивы к микроклимату жилища

1.Какую роль играют комнатные растения в жизни человека?

(Ответ: комнатные растения улучшают микроклимат помещения, так как они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы.)

2.Какова роль комнатных растений в интерьере жилища?

{Комнатные растения создают иллюзию контактов с природой, служат украшением жилища)

3.Как влияют комнатные растения на организм человека?

{Своей красотой, окраской, благоуханием комнатные растения благоприятно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение и гасят нервозность)

Молодцы, вы правильно ответили на вопросы.

Виды растений по внешнему образу – зачитать п3 стр. 17.18..п4 стр.20,21 и законспектировать

Объяснение правил ухода за растениями в разные сезоны года: полив, сухой полив, рыхление, очистка, подкормка

-отвечают на вопросы;

-выбирают оптимальные решения;

-фиксирование темы урока в тетрадь;

-наблюдение процессов во время презентации (письменно и устно)

Личностные:построение логических рассуждений

Коммуникативные:выражение своих мыслей, аргументация своих мнений

Регулятивные:планирование последовательных действий

IV.Физкультминутка

Гимнастика для глаз: Сели прямо, удобно.

-Посмотрите направо, налево, вверх, вниз

(вниз как можно глубже, чтобы увидеть пол)-5 раз

- Оглянулись на противоположную сторону стены, посмотрели. Смотрим на стену перед собой, закрыли глазки. Открыли глаза-5 раз.

- Закрыть глаза, сжав сильно веки, открыть глаза-5 раз. Повторили упражнения.

Выполняют физкультминутку

V.Практическая работа

И так переходим к практической работе. Нам необходимо выполнить несколько заданий. 1.Определить возраст цветка, молодое растение или старое

2. Выбрать способ пересадки растения.

3.Изучить технологию пересадки и пересадить цветок в кабинете( или дома).Описать процесс.

-формирование безопасной работы;

-выполнение практической работы с использованием инструкционных карт.

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления

Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,.

Коммуникативные взаимодействовать с учителем группой.

VI.Итог урока

Молодцы! Вижу все справились с заданиями. А теперь оценим ваши работы.(Работа в парах).Оценивают по предложенным критериям.

Давайте посмотрим, какие же оценки вы получили. Хорошо, вы оценили друг друга правильно.

-проводят самооценку и взаимооценку работ;

-определяют качество выполненной работы;

-рассказывают, слушают;

-выставляют отметки в дневники.

Личностные:формироваие эстетического вкуса.

Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

Регулятивные: оценка выполненной работы.

Познавательные: выводы о проделанной работы

VII.Закрепление материала

Каждая группа придумайте по вопросу по нашей теме урока.

Спасибо, я удовлетворена ответом.

Тему урока усвоили. Мне очень понравилось работать сегодня с вами. Как вы представляете работу фитодизайнера, какие знания необходимы ему для работы.

Я думаю у вас получатся интересные проекты по этой теме ( просмотр информации по проекту «Растения в интерьере жилого дома»

-рассуждают,

- отвечают на вопросы, -дают самооценку результатам своей работы.

Личностные:формироваие эстетического вкуса.

Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

Регулятивные: оценка выполненной работы.

Познавательные: выводы о проделанной работы

VIII. Рефлексия

А, теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих высказать своё мнение

  • было интересно…

  • было трудно…

  • теперь я могу…

  • я научилась…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

-рассуждают, оценивают своё участие в уроке и

результатам своей работы.

Личностные:формироваие эстетического вкуса.

Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

Регулятивные: оценка выполненной работы.

Познавательные: выводы о проделанной работы

IX.Домашнее задание

На этом урок закончим и запишем домашнее задание: найти сообщения о цветах для комнат на северную сторону (южную) Сообщение о цветах в вашем доме)

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

Обучающиеся

слушают и записывают домашнее задание в дневниках.

Личностные :развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта