Состояние окружающей среды и природопользования. Интенсивная охота рыболовство и сбор редких видов растений
3.3. Экологические факторы в биосфере
реализации. Эти законы сформулированы американским экологом Б. Коммонером:
•все связано со всем;
•все должно куда - то деваться;
•ничто не дается даром;
•природа знает лучше.
Основные функциональные единицы биосферы - экологические системы разных уровней. Экосистемой называют совокупность продуцентов, консументов и редуцентов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их средой посредством обмена веществ, энергией и информацией таким образом, что эта единая система сохраняет устойчивость в течение продолжительного времени.
Продуценты, или производители (от лат. produsent - производить) - организмы (в основном зеленые растения), использующие световую энергию для синтеза органических веществ из неорганических.
Консументы, или потребители (от лат. consumo - потреблять) - организмы, получающие энергию и биогены за счет питания другими организмами.
Редуценты, или деструкторы (от лат. reducens - возвращать) - организмы, в ходе своей деятельности превращающие мертвые органические остатки в неорганические вещества.
Таким образом, для естественной экосистемы характерны три признака:
•экосистема обязательно представляет собой совокупность живых и неживых компонентов;
•в рамках экосистемы осуществляется полный цикл, начиная с создания органического вещества и заканчивая его разложением на неорганические составляющие;
20
•экосистема сохраняет устойчивость в течение некоторого времени, что обеспечивается определенной структурой биотических и абиотических
компонентов.
Примерами природных экосистем являются озеро, лес пустыня, тундра, суша, океан. Глобальной экосистемой, включающей в себя все живое вещество планеты и среду его обитания, является биосфера.
Следовательно, экосистема основана на единстве живого и неживого вещества, т.е. одна составляющая экосистемы - организмы и взаимоотношения между ними (биотические факторы), другая составляющая - совокупность условий неорганической среды, влияющих на организмы (абиотические факторы).
3.3.1. Биотические факторы
Это совокупность влияния одних организмов на другие. Взаимоотношения между животными, растениями и микроорганизмами чрезвычайно многообразны. Взаимоотношения, когда один или оба вида (партнеры) извлекают пользу друг от друга, называются симбиозом (сожительством). К взаимоотношениям такого типа относятся:
1. Протокооперация - вид симбиоза, когда совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них (например, сосуществование актинии ирака-отшельника).
2.Комменсализм - тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду (например, гиены питаются остатками добычи львов, рыбы – прилипалы используют акул, черепах как транспортное средство).
3.Мутуализм – тип взаимоотношений, при котором оба вида не только извлекают пользу из совместного существования, но и не могут жить самостоятельно (например, клубеньковые бактерии и бобовые растения).
21
Взаимоотношения, когда партнеры оказывают друг на друга отрицательное влияние, называются антибиозом. К таким отношениям относятся:
1.Конкуренция – отрицательное воздействие друг на друга в борьбе за пищу, местообитания и др. условия, необходимые для жизни (например, сорняки и культурные растения).
2.Хищничество - тип взаимоотношений, при котором представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида (например, лиса и заяц, лев и антилопа).
3.Паразитизм – тип взаимоотношений, когда один из видов использует другой (хозяина) в качестве источника пищи, мест обитания, защиты от врагов
ит.д. (например, блоха и собака).
4.Нейтрализм – форма взаимоотношений, при которой обитающие на одной территории популяции не влияют друг на друга (например, медведь и волк, лоси и белки).
Выделяют также зоогенные, фитогенные и микробогенные факторы.
Зоогенные биотические факторы – это воздействие животных на растения (например, зайцы и яблони).
Фитогенные биотические факторы – воздействие растений на другие растения (например, вьюн оплетает ветви кустов).
Микробогенные биотические факторы – воздействие микроорганизмов на живые организмы (например, эпидемии).
3.3.2. Абиотические факторы
Климатические – свет, температура, влажность, ветер и др.
Свет (солнечная энергия)– это электромагнитные волны, распространяющиеся в пространстве. Для организмов важны длина волны, интенсивность излучения и продолжительность воздействия. Солнечный свет имеет длину волны λ от 170 до 400 нм, в том числе
•λ= 390-760нм - видимый свет (48%),
•λ > 760нм - инфракрасные излучения (45%),
22
•λ < 400 нм – ультрафиолетовые излучения (7%).
Видимый свет влияет на фотосинтез, обеспечивая рост растений.
Инфракрасные излучения необходимы для процессов жизнедеятельности. Ультрафиолетовые излучения в малых дозах необходимы человеку и организмам, обеспечивая образование витамина Д. Излучение с λ < 290 нм губительно для живого, но оно поглощается озоновым слоем и не доходит до
Земли.
Освещенность земной поверхности колеблется в зависимости от времени года, суток, широты, состояния атмосферы. Из-завращения Земли периодически чередуются светлое и темное время суток. От освещения зависит цветение, прорастание семян у растений, миграция, зимняя спячка, размножение у животных. Цветы распускаются днём, хищники охотятся ночью, огурцы и редиска растут быстро в период белых ночей. Свет оказывает действие на настроение человека.
Температура и влажность сильно влияют на развитие организмов. При t < 0°С клетка повреждается кристаллами льда и гибнет. Верхний предел у большинства живых организмов +40° - +45°С. В этом диапазоне скорость реакции удваивается на каждые 10°С. Одни организмы способны поддерживать температуру тела постоянной (теплокровные), другие регулируют температуру в зависимости от окружающей среды. В холодном климате растения плохо растут (тундра), в жарком - бурно (тропики). Сильное влияние на организмы оказывает влажность. От влажности воздуха зависит рост растений, плодоношение, размножение животных. У организмов сформировались способности к добыванию и расходованию воды. Животные пустыни получают воду из пищи или за счёт окисления жиров. Например, верблюд путем биологического окисления получает из 100 г жира 107 г воды. Растения добывают воду из почвы. Влажность воздуха при крайних значениях усугубляет воздействие температуры на организм. При высокой влажности и низкой температуре наступает переохлаждение, а при высокой влажности и высокой температуре - перегрев. Важный экологический фактор - ветер,
23
который направлен в сторону прогретого воздуха. Ветер способствует распространению на большие расстояния влаги, семян, спор, химических примесей а также рассеиванию загрязнений, усиливает испарение влаги из почвы, вызывает эрозию.
Топографические факторы – это высота над уровнем моря. С ростом высоты температура снижается, растет количество осадков, скорость ветра, радиация, снижается давление. Экспозиция (освещенность) склона: в северном полушарии теплее на южных склонах, в южном – на северных. Крутизна склона влияет на дренаж. Вода стекает со склонов, смывая почву. Рельеф местности влияет на рассеивание примесей в атмосфере.
Состав среды. Водная среда характеризуется содержанием солей, кислотностью, содержанием О2 и СО2. Водные организмы подразделяются на
пресноводные и морские. Содержание солей в морской воде составляет ≈35 г/кг (в Красном море > 42 г/кг). Главный компонент – хлорид натрия, кроме того, имеются ионы Mg, Ca, K, Br. В пресной воде содержание солей меньше 1 г/л, главным образом Ca. (карбонаты). Содержание солей > 25 мг/л – жесткая вода, < 1 г/л – мягкая. Кислотность воды определяется показателем рH. Одни организмы приспособились к жизни в кислой среде (рH < 7), другие - в щелочной (рH > 7), но большинство предпочитают нейтральную (рH = 7), в кислой среде гибнут ракообразные, рыба. В воде всегда есть растворенные газы прежде всего О2 и СО2, которые участвуют в фотосинтезе и дыхании живых организмов. Содержание О2 зависит от температуры: в холодной воде кислорода больше, обитает рыба подвижная (форель, хариус), в теплой - малоподвижная (карась, линь).
В морской воде, кроме O2 и CO2, присутствуют другие растворенные газы (сероводород, аргон, метан). Чёрное море, начиная с глубины150-200м. является сероводородным до дна. Там обитают организмы, способные обходиться без кислорода.
Состав воздуха в современной атмосфере находится в состоянии динамического равновесия (78%N2, 21%O2, 0,99Ar). Азот в газообразном
24
studfiles.net
20.Правовое регулирование охоты и рыболовства.
Действующее охотничье законодательство признает охотой выслеживание с целью добычи, преследование и добычу диких зверей и птиц лицом, имеющим право на охоту.
Нахождение в местах обитания диких зверей и птиц с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.
Объектом охоты являются дикие животные в состоянии естественной свободы. Истребление домашних, сельскохозяйственных животных, а также диких животных, находящихся в неволе, рассматривается как уничтожение имущества и другие противоправные действия.
Перечень конкретных видов животных, отнесенных к объектам охоты, исходя из их видов, численности, традиций в использовании, получаемой продукции, утверждается Правительством РФ. Так, в соответствии с Перечнем объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 № 1289, объектами охоты являются: волк, лисица, медведь, заяц, норка, соболь, белка, олень, гуси, утки, куропатки и др.
Различается два вида охоты - промысловая и спортивная (любительская).
Промысловая охота представляет собой в основном профессиональную деятельность охотников-промысловиков, которая осуществляется на основе нарядов на отстрел животных или договоров с охотопромысловыми хозяйствами на заготовку продукции охоты (шкур, мяса, меха и т. д.).
Спортивной или любительской охотой могут заниматься граждане, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружем и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.
Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста (п. 14 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР с изменениями от 10 октября 1993 г.)
Согласно Постановлению Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в РФ» от 26 июля 1993 № 728 документами, удостоверяющими право осуществления охоты служат (п. I):
- охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управления охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины;
- путевка или лицензия, выдаваемая в установленном порядке, на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием сроков их отстрела(отлова) и места охоты.
Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, которое выдается органами внутренних дел.
При производстве охоты охотники должны соблюдать установленные Правилами охоты, принимаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ, требования, которые касаются норм, сроков, мест, орудий и способов охоты.
Нормы добычи (отстрела, отлова) диких животных определяются в соответствии с их численностью и расчетом сохранения их поголовья.
Охота, как правило, осуществляется в охотничьих угодьях, закрепленных за охотничьими обществами и охотничьими хозяйствами. Любительская и спортивная охота в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодьях - с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством. В заповедниках, национальных парках, зеленых зонах городов и на других особо охраняемых территориях охота запрещена.
Сроки охоты устанавливаются в зависимости от вида животных, условий их обитания и размножения.
Вопросы использования орудий и средств охоты регулируются Постановлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира», типовыми правилами охоты, действующими в разных регионах, и другими нормативными актами.
К орудиям охоты относятся ружья, капканы и другие предметы для выслеживания и добычи зверей и птиц. Запрещается применение орудий и способов охоты, ведущих к массовому истреблению животных; опасных для окружающей среды; с использованием бедственного положения животных (например, спасающихся от бури, наводнения, снегопада, пожара и др.), а также разорение гнезд и нор. К запрещенным предметам и приемам охоты, в частности, относятся: малокалиберные винтовки, боевое оружие, ядохимикаты, устройство ловчих ям, выжигание растительности, применение автотранспортных средств, вертолетов и др.
Охота запрещена полностью на животных, которые принадлежат к редким и исчезающим видам животных, занесенных в Красную книгу. В Российской Федерации, к примеру, не допускается охота на тигра, зубра, снежного барса, белого медведя, лебедя, аиста и др.
Охотники обязаны также активно участвовать в охране животного мира и среды обитания животных, оказывать помощь в их воспроизводстве.
Правовое регулирование рыболовства осуществляется на основе специальных нормативных актов, образующих рыболовное законодательство.
Указанное законодательство относит к рыболовству не только лов рыбы, но и добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих.
В состав рыбных запасов РФ согласно Положению об охране рыбных запасов и регулированию рыболовства в водоемах РСФСР входят природные запасы рыб в водоемах РФ, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
Рыболовство, как и охота, может быть промысловым (осуществляется предприятиями рыбной промышленности и другими рыбозаготовительными организациями) и спортивным или любительским. Последнее не включает в себя добывание морских млекопитающих.
Организация указанных видов рыболовства осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995; Положением о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995, Постановлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996, Правилами рыболовства, принимаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ, и другими нормативными актами.
Правила рыболовства предусматривают места, сроки, орудия лова, переень запрещенных к лову рыб. Указаны в них и нормы лова (количество экземпляров или вес рыбы определенного вида в сутки на одного рыболова или на одну лодку).
Спортивный и любительский лов рыбы разрешается всем гражданам свободно во всех водоемах общего пользования, за исключением заповедников, национальных парков, рыбопитомников, водоемов, принадлежащих рыболовным обществам, культурных рыбных хозяйств и в некоторых других местах. Запрещается, в частности, лов рыбы в местах нерестилищ, у плотин и др.
Лов рыбы разрешен с берега или с лодки ручными удочками либо спиннингом с соблюдением установленных правил. Не разрешается применение взрывчатых и отравляющих веществ, электротока, колющих орудий, огнестрельного оружия, сетей, неводов, багрения и т. д.
Устанавливаются определенные сроки лова рыбы с учетом биологических особенностей воспроизводства отдельных ее видов.
Существуют также законодательные запреты на лов рыбы особо ценных, редких или исчезающих видов, а также лицензионный порядок отлова некоторых видов рыб.
studfiles.net
Предполагаемые готовые решения актуальных экологических — Мегаобучалка
Практическая работа № 1.
Определение концентрации углекислого газа в аудитории.
Цель: научиться определять концентрацию углекислого газа в аудитории во
время занятий.
Оборудование: тетрадь, блокнот для записей, карандаш, калькулятор.
Ход работы:
1.Определить объем аудитории. Например: длина аудитории — 10 м, ширина 5 м, высота — 3,5 м. Объем — 10 м х 5 м х 3,5 м = 175 м3.
2. Известно, что в покое человек выделяет в среднем 20 л С02 в час, а при активной деятельности — 40 л в час. Возьмите среднее значение — 30 л в час.
3. В аудитории занимаются 25 человек 1,5 часа. Определить объем воздуха,
который выдохнули 25 человек за 1,5 часа занятий: 30 л/час х 1,5 час х 25чел. = 1125 л.
4. Пересчитать объем образовавшегося С02 из литров в м3. Известно, что 1 л
составляет 0,001 м3. 1125 л х 0,001 м3 = 1,125 м3.
5. Концентрацию С02 рассчитать так: объем образовавшегося С02 поделить
на объем аудитории и результат умножить на 100% — 1,125 м3: 175 м3 х
100% = 0,64%.
6. Предельно допустимая концентрация для С02 составляет 1%, но уже 0,1%
при кратковременном вдыхании может вызвать у человека временное нарушение дыхания и кровообращения, повлиять на функциональное состояние коры головного мозга.
7. Сделать вывод о санитарно-гигиенических нормах ПДК С02 в аудиториях
во время занятий и мерах по профилактике этого явления.
Практическая работа № 2.
Приспособительные формы живых организмов.
Цель: Выявить основные черты приспособленности растительных организмов к
среде обитания.
Оборудование: гербарные экземпляры растений, фотографии, рисунки.
Ход работы:
1. Определить вид растения, среду его обитания и образ жизни. Для проведения работы предлагается следующие группы растений:
растения, не поедаемы животными: крапива жгучая, боярышник колючий, борщевик сибирский;
раннецветущие растения: чистяк весенний, гусиный лук, ландыш майский;
светолюбивые и теневыносливые растения: очиток едкий, кошачья лапка, кислица обыкновенная, вороний глаз
растения, обладающие различными способами распространения семян: одуванчик лекарственный, клен остролистный, недотрога обыкновенная, подорожник большой;
растения влаголюбивые и засухоустойчивые: кислица обыкновенная, овсяница луговая, пырей ползучий, ландыш майский, кактус, саксаул.
2. Назвать фенотипические особенности растений, обеспечивающие приспособленность к среде обитания.
3. Описать преимущества, приобретенные изучаемыми растениями в процессе адаптации. Привести доказательства.
4. Сделать вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания, результаты оформить в виде таблицы.
Практическая работа № 3.
Изучение принципов рационального природопользования. Воздействие человека на окружающую среду и среды на человека.
Цель: способствовать изучению принципов рационального природопользования; научиться применять принципы рационального природопользования в различных экологических ситуациях.
Литература:доклады «Состояние окружающей среды Липецкой области» за 2012-2013 годы; «Экологические аспекты Липецкого региона»
Общие сведения.
В зависимости от последствий хозяйственной деятельности человека различают природопользование рациональное и нерациональное.
Рациональное (разумное) природопользование — хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества.
Нерациональное природопользование ведет к истощению (и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, т.е. к экологическому кризису или катастрофе. Причины нерационального природопользования различны. Это недостаточное познание законов экологии, слабая материальная заинтересованность производителей, низкая экологическая культура населения и т.д. Кроме того, в разных странах вопросы природопользования и охраны природы решаются по-разному в зависимости от целого ряда факторов: политических, экономических, социальных, нравственных и др.
Цели и задачи природопользования как науки
1 .Рациональное размещение отраслей производства на Земле.
2.Определение целесообразных направлений пользования природными ресурсами в зависимости от их свойств.
3.Рациональная организация взаимоотношений между отраслями производства при совместном пользовании угодьями:
а) исключение вредных влияний на природные ресурсы;
б) обеспечение воспроизводства для растущих производств —расширение воспроизводства используемых ресурсов;
в) комплексность пользования природными ресурсами.
4. Создание здоровой среды обитания для людей и полезных им организмов:
а) предупреждение ее загрязнения и заражения в результатечеловеческой деятельности;
б) ликвидация естественно существующих в ней вредных компонентови недостаточностей.
5.Рациональное преобразование природы.
В основе рационального природопользования и охраны природы лежат следующие мотивы (аспекты): экономический, здравоохранительный, эстетический, научно-познавательный, воспитательный.
Экономический мотив — важнейший мотив, как в прошлом, так и в настоящее время, ибо вся хозяйственная деятельность человека и само его существование основаны на использовании природных ресурсов. Здравоохранительный мотив возник относительно недавно в связи с усиливающимся загрязнением окружающей среды, результатом которого являются многочисленные заболевания и снижение продолжительности жизни человека.
Эстетический мотив подразумевает поддержание хотя бы отдельных природных комплексов в состоянии, способном удовлетворять эстетические потребности человека, которые не менее важны, чем все остальные.
Научно-познавательный мотив имеет в виду сохранение биологического разнообразия организмов, неизмененных участков природы, ее отдельных произведений и т.д. с целью ее научного познания.
Воспитательный мотив подразумевает необходимость охраны природы для формирования духовных потребностей человека.
Конечная цель рационального природопользования и охраны природы — обеспечение благоприятных условий для жизни человека, развития хозяйства, науки, культуры и т.д. для удовлетворения материальных и культурных потребностей всего человеческого общества.
Принципы рационального природопользования и охраны природы
1.Правило прогнозирования: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращение негативных последствий природопользования.
2.Правило повышения интенсивности освоения природных ресурсов: использование природных ресурсов должно осуществляться на основе повышения интенсивности освоения природных ресурсов, в частности, с уменьшением или устранением потерь полезных ископаемых при их добыче, обогащении и переработке, транспортировке.
3.Правило множественного значения объектов и явлений природы: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учетом интересов разных отраслей хозяйства.
4.Правило комплексности: использование природных ресурсов должно осуществляться комплексно, разными отраслями народного хозяйства;
5.Правило регионалъности: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учетом местных условий.
6.Правило косвенного использования и охраны: использование или охрана одного объекта природы может приводить к косвенной охране другого, а может приносить ему вред.
7.Правило единства использования и охраны природы (основной принцип): охрана природы должна осуществляться в процессе ее использования.
Задание.
1. На основании приведенных примеров заполните таблицу:
Экологические проблемы
1. Возникновение стихийных свалок твердых бытовых отходов.
2. Выращивание монокультур на обширных территориях.
3. Вырубка лесопарковых территорий для строительства промышленных и гражданских сооружений на освободившейся площади.
4.Загрязнение воды и воздуха выбросами в атмосферу оксидов углерода, серы, азота.
5.Интенсивная охота, рыболовство и сбор редких видов растений. 6.Использование пестицидов.
7.Осушение болот и создание искусственных водохранилищ.
8.Возникновение стихийных пожаров в лесопарковых зонах.
9.Сброс воды, загрязнённой бытовыми органическими веществами в водоемы.
Последствия человеческой деятельности в природе | Примеры | Какие происходят изменения природных экологических систем, их видового состава? | Ваши предложения по улучшению экологической ситуации |
Выбрать обратимые проблемы | |||
Выбрать необратимые проблемы |
2. Выберете одно из готовых предложений для решения каждой из обозначенных актуальных экологических проблем и запишите в таблицу.
Какие решения выбраны по каждой проблеме? В каких случаях может быть несколько решений?
Mb п/п | Экологические проблемы | Предложения по решению |
1. | Загрязнение автомобилями атмосферного воздуха | |
2. | Загрязнение открытых водоёмов стоками промышленных предприятий | |
3. | Загрязнение открытых водоёмов выбросами промышленных предприятий | |
4. | Загрязнение ландшафта строительным мусором, сбрасываемым самосвалом | |
5. | Замусоривание дворов, улиц, парков | |
6. | Шумовое загрязнение от строительных объектов, автомобильного транспорта | |
7. | Электромагнитное загрязнение от высоковольтных линий электропередач |
Предполагаемые готовые решения актуальных экологических
Проблем
A. Принятие закона.
Б. Введение местного налога.
B. Личная ответственность нарушителя и взимание штрафов.
Г. Административные постановления и реальная помощь властей.
Д. Ужесточение законов.
Е. Экологическое образование и воспитание.
Ж. Нет проблем, нечего обсуждать.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение и приведите примеры разрушительного, стабилизирующего и конструктивного воздействия человека на природу.
2. Дайте определение и приведите примеры прямого и косвенного воздействия человека на природу.
3. Дайте определение и приведите примеры преднамеренного и непреднамеренного воздействия человека на природу.
4. Какой смысл вкладывают в понятие «техногенез»?
5. Каковы основные причины ухудшения состояния природной среды?
6. В чем принципиальная разница между экологическим кризисом и экологической катастрофой?
7. Какие законы взаимодействия общества и природы вы знаете?
megaobuchalka.ru
Состояние окружающей среды и природопользования — доклад
28.09.2012г. Состояние окружающей среды и природопользования.
Человечество, являясь биологическим видом, в тоже время представляет собой сложную социально-политико-экономическую систему, которая называется цивилизацией, или человеческим обществом. Человек как организм живет и развивается благодаря непрерывному обмену веществами, энергией, информацией со средой своего обитания. Для построения своего тела и осуществления многообразных жизненных функций человек нуждается в непрерывном притоке различных веществ и энергии путем питания и дыхания, в поддержании определенных температурных условий.
Основную массу веществ и энергии для своей жизни и деятельности человек получает от других животных и синтезирующих органическое вещество за счет энергии солнца растительных организмов. На первых этапах развития человечества обмен веществом и энергии имел характер непосредственного потребления человеком созданных природными процессами веществ. В процессе развития между ним и остальной природой возник новый компонент – инструмент, или оружие добывания пищи и одежды. Таким образом, в современной системе «человек – окружающая среда» существует созданная длительным историческим развитием подсистема «человеческое общество – производство – природа». Актуальность изучения проблемы «человек – среда» связана с тем, что на современной стадии развития человечество переживает эпоху бурного демографического развития.
Природная среда – это лишь часть окружающей человека среды его обитания.
Окружающая природная среда – это такие природные компоненты, существующие на Земле и вокруг нее, как материальные природные тела, явления и соответствующие природные процессы.
Окружающая среда – это все, что окружает человека: природная среда, искусственно созданные человеком материальные ценности, а так же социально-экономические компоненты в их историческом развитии.
Искусственно созданная человеком материальная среда включает:
- Большой класс материальных тел, которые можно обобщенно назвать машины и орудия.
- Множество синтетических материалов и продуктов, имеющих иные свойства по сравнению с природными веществами.
- Человеческое жилье и производственные помещения.
- Организуемые человеком коммуникации.
- Производственные, транспортные и бытовые шумы.
Взаимодействие человека с окружающей природной средой протекает в разных формах и с разной интенсивностью на всех этапах исторического развития. Можно выделить несколько направлений взаимодействия человеческого общества и природы:
- Изъятие веществ и энергии из природной среды.
- Привнесение в природную среду веществ и энергии, ранее не существующих в природе, либо существовавших в незначительных количествах.
- Преобразование природных объектов.
- Охрана использования природных объектов и окружающей среды в целом.
На первых этапах развития взаимодействия человека с природой характеризовалось главным образом приспособлением к среде обитания и изъятием природных ресурсов. Создав первое копье и топор, первое орудие производства, человек стал постепенно терять острое чутье животного, естественное ощущение некоторых жизнеохраняющих биологических законов. Человек стал совершенствовать методы ведения сельского хозяйства, стал активнее вмешиваться в природу, преобразовывать природные объекты. К началу нашей эры немалые площади земель планеты были уже истощены. Многие площади леса были сведены на территории Европы, Америки и Канады.
Последствия человеческой деятельности в природе | Примеры | Какие происходят изменения экосистем, их видового состава | Ваши предложения по улучшению экологической ситуации |
Обратимые | Возникновение стихийных свалок отходов. | ||
Выращивание монокультур (пшеница, рис, кукуруза) на обширных территориях. | |||
Вырубка леса для выращивания сельскохозяйственной продукции и строительства жилья на освободившейся площади. | |||
Осушение болота и создание искусственного водохранилища. | |||
Случайная интродукция видов животных или растений. | |||
Необратимые | Загрязнение воды и воздуха выбросами в атмосферу оксидов серы, азота. | ||
Интенсивная охота, рыболовство и сбор редких растений. | |||
Использование пестицидов. | |||
Потрава пастбищ домашним скотом. | |||
Сброс воды, загрязненной бытовыми органическими веществами, в водоемы. | |||
Уничтожение хищников. |
yaneuch.ru