Интенсивная охота рыболовство и сбор редких видов растений. Предполагаемые готовые решения актуальных экологических

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Состояние окружающей среды и природопользования. Интенсивная охота рыболовство и сбор редких видов растений


3.3. Экологические факторы в биосфере

реализации. Эти законы сформулированы американским экологом Б. Коммонером:

•все связано со всем;

•все должно куда - то деваться;

•ничто не дается даром;

•природа знает лучше.

Основные функциональные единицы биосферы - экологические системы разных уровней. Экосистемой называют совокупность продуцентов, консументов и редуцентов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их средой посредством обмена веществ, энергией и информацией таким образом, что эта единая система сохраняет устойчивость в течение продолжительного времени.

Продуценты, или производители (от лат. produsent - производить) - организмы (в основном зеленые растения), использующие световую энергию для синтеза органических веществ из неорганических.

Консументы, или потребители (от лат. consumo - потреблять) - организмы, получающие энергию и биогены за счет питания другими организмами.

Редуценты, или деструкторы (от лат. reducens - возвращать) - организмы, в ходе своей деятельности превращающие мертвые органические остатки в неорганические вещества.

Таким образом, для естественной экосистемы характерны три признака:

•экосистема обязательно представляет собой совокупность живых и неживых компонентов;

•в рамках экосистемы осуществляется полный цикл, начиная с создания органического вещества и заканчивая его разложением на неорганические составляющие;

20

•экосистема сохраняет устойчивость в течение некоторого времени, что обеспечивается определенной структурой биотических и абиотических

компонентов.

Примерами природных экосистем являются озеро, лес пустыня, тундра, суша, океан. Глобальной экосистемой, включающей в себя все живое вещество планеты и среду его обитания, является биосфера.

Следовательно, экосистема основана на единстве живого и неживого вещества, т.е. одна составляющая экосистемы - организмы и взаимоотношения между ними (биотические факторы), другая составляющая - совокупность условий неорганической среды, влияющих на организмы (абиотические факторы).

3.3.1. Биотические факторы

Это совокупность влияния одних организмов на другие. Взаимоотношения между животными, растениями и микроорганизмами чрезвычайно многообразны. Взаимоотношения, когда один или оба вида (партнеры) извлекают пользу друг от друга, называются симбиозом (сожительством). К взаимоотношениям такого типа относятся:

1. Протокооперация - вид симбиоза, когда совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них (например, сосуществование актинии ирака-отшельника).

2.Комменсализм - тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду (например, гиены питаются остатками добычи львов, рыбы – прилипалы используют акул, черепах как транспортное средство).

3.Мутуализм – тип взаимоотношений, при котором оба вида не только извлекают пользу из совместного существования, но и не могут жить самостоятельно (например, клубеньковые бактерии и бобовые растения).

21

Взаимоотношения, когда партнеры оказывают друг на друга отрицательное влияние, называются антибиозом. К таким отношениям относятся:

1.Конкуренция – отрицательное воздействие друг на друга в борьбе за пищу, местообитания и др. условия, необходимые для жизни (например, сорняки и культурные растения).

2.Хищничество - тип взаимоотношений, при котором представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида (например, лиса и заяц, лев и антилопа).

3.Паразитизм – тип взаимоотношений, когда один из видов использует другой (хозяина) в качестве источника пищи, мест обитания, защиты от врагов

ит.д. (например, блоха и собака).

4.Нейтрализм – форма взаимоотношений, при которой обитающие на одной территории популяции не влияют друг на друга (например, медведь и волк, лоси и белки).

Выделяют также зоогенные, фитогенные и микробогенные факторы.

Зоогенные биотические факторы – это воздействие животных на растения (например, зайцы и яблони).

Фитогенные биотические факторы – воздействие растений на другие растения (например, вьюн оплетает ветви кустов).

Микробогенные биотические факторы – воздействие микроорганизмов на живые организмы (например, эпидемии).

3.3.2. Абиотические факторы

Климатические – свет, температура, влажность, ветер и др.

Свет (солнечная энергия)– это электромагнитные волны, распространяющиеся в пространстве. Для организмов важны длина волны, интенсивность излучения и продолжительность воздействия. Солнечный свет имеет длину волны λ от 170 до 400 нм, в том числе

•λ= 390-760нм - видимый свет (48%),

•λ > 760нм - инфракрасные излучения (45%),

22

•λ < 400 нм – ультрафиолетовые излучения (7%).

Видимый свет влияет на фотосинтез, обеспечивая рост растений.

Инфракрасные излучения необходимы для процессов жизнедеятельности. Ультрафиолетовые излучения в малых дозах необходимы человеку и организмам, обеспечивая образование витамина Д. Излучение с λ < 290 нм губительно для живого, но оно поглощается озоновым слоем и не доходит до

Земли.

Освещенность земной поверхности колеблется в зависимости от времени года, суток, широты, состояния атмосферы. Из-завращения Земли периодически чередуются светлое и темное время суток. От освещения зависит цветение, прорастание семян у растений, миграция, зимняя спячка, размножение у животных. Цветы распускаются днём, хищники охотятся ночью, огурцы и редиска растут быстро в период белых ночей. Свет оказывает действие на настроение человека.

Температура и влажность сильно влияют на развитие организмов. При t < 0°С клетка повреждается кристаллами льда и гибнет. Верхний предел у большинства живых организмов +40° - +45°С. В этом диапазоне скорость реакции удваивается на каждые 10°С. Одни организмы способны поддерживать температуру тела постоянной (теплокровные), другие регулируют температуру в зависимости от окружающей среды. В холодном климате растения плохо растут (тундра), в жарком - бурно (тропики). Сильное влияние на организмы оказывает влажность. От влажности воздуха зависит рост растений, плодоношение, размножение животных. У организмов сформировались способности к добыванию и расходованию воды. Животные пустыни получают воду из пищи или за счёт окисления жиров. Например, верблюд путем биологического окисления получает из 100 г жира 107 г воды. Растения добывают воду из почвы. Влажность воздуха при крайних значениях усугубляет воздействие температуры на организм. При высокой влажности и низкой температуре наступает переохлаждение, а при высокой влажности и высокой температуре - перегрев. Важный экологический фактор - ветер,

23

который направлен в сторону прогретого воздуха. Ветер способствует распространению на большие расстояния влаги, семян, спор, химических примесей а также рассеиванию загрязнений, усиливает испарение влаги из почвы, вызывает эрозию.

Топографические факторы – это высота над уровнем моря. С ростом высоты температура снижается, растет количество осадков, скорость ветра, радиация, снижается давление. Экспозиция (освещенность) склона: в северном полушарии теплее на южных склонах, в южном – на северных. Крутизна склона влияет на дренаж. Вода стекает со склонов, смывая почву. Рельеф местности влияет на рассеивание примесей в атмосфере.

Состав среды. Водная среда характеризуется содержанием солей, кислотностью, содержанием О2 и СО2. Водные организмы подразделяются на

пресноводные и морские. Содержание солей в морской воде составляет ≈35 г/кг (в Красном море > 42 г/кг). Главный компонент – хлорид натрия, кроме того, имеются ионы Mg, Ca, K, Br. В пресной воде содержание солей меньше 1 г/л, главным образом Ca. (карбонаты). Содержание солей > 25 мг/л – жесткая вода, < 1 г/л – мягкая. Кислотность воды определяется показателем рH. Одни организмы приспособились к жизни в кислой среде (рH < 7), другие - в щелочной (рH > 7), но большинство предпочитают нейтральную (рH = 7), в кислой среде гибнут ракообразные, рыба. В воде всегда есть растворенные газы прежде всего О2 и СО2, которые участвуют в фотосинтезе и дыхании живых организмов. Содержание О2 зависит от температуры: в холодной воде кислорода больше, обитает рыба подвижная (форель, хариус), в теплой - малоподвижная (карась, линь).

В морской воде, кроме O2 и CO2, присутствуют другие растворенные газы (сероводород, аргон, метан). Чёрное море, начиная с глубины150-200м. является сероводородным до дна. Там обитают организмы, способные обходиться без кислорода.

Состав воздуха в современной атмосфере находится в состоянии динамического равновесия (78%N2, 21%O2, 0,99Ar). Азот в газообразном

24

studfiles.net

20.Правовое регулирование охоты и рыболовства.

Действующее охотничье законодательство признает охотой выслеживание с целью добычи, преследование и добычу диких зверей и птиц лицом, имеющим право на охоту.

Нахождение в местах обитания диких зверей и птиц с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добы­той продукцией приравнивается к охоте.

Объектом охоты являются дикие животные в состоянии естественной свободы. Истребление домашних, сельскохозяйственных животных, а также диких животных, находящихся в неволе, рассматривается как уничтожение имущества и другие противоправные действия.

Перечень конкретных видов животных, отнесенных к объектам охоты, исходя из их видов, численности, традиций в использовании, получаемой продукции, утверждается Правительством РФ. Так, в соответствии с Перечнем объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 № 1289, объектами охоты являются: волк, лисица, медведь, заяц, норка, соболь, белка, олень, гуси, ут­ки, куропатки и др.

Различается два вида охоты - промысловая и спортивная (любительская).

Промысловая охота представляет собой в основном профессиональную деятельность охотников-промысловиков, которая осуществляется на основе нарядов на отстрел животных или договоров с охотопромысловыми хозяйст­вами на заготовку продукции охоты (шкур, мяса, меха и т. д.).

Спортивной или любительской охотой могут заниматься граждане, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, техни­ке безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оруж­ем и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.

Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста (п. 14 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР с изменениями от 10 октября 1993 г.)

Согласно Постановлению Правительства РФ «О любительской и спортивной охоте в РФ» от 26 июля 1993 № 728 документами, удостоверяющими право осуществления охоты служат (п. I):

- охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управле­ния охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, об­ращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины;

- путевка или лицензия, выдаваемая в установленном порядке, на отст­рел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием сро­ков их отстрела(отлова) и места охоты.

Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, которое выдается органами внутренних дел.

При производстве охоты охотники должны соблюдать установленные Правилами охоты, принимаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ, требования, которые касаются норм, сроков, мест, орудий и спо­собов охоты.

Нормы добычи (отстрела, отлова) диких животных определяются в соответствии с их численностью и расчетом сохранения их поголовья.

Охота, как правило, осуществляется в охотничьих угодьях, закрепленных за охотничьими обществами и охотничьими хозяйствами. Любительская и спортивная охота в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общест­венными охотничьими организациями, другими юридическими и физичес­кими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодь­ях - с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством. В заповедниках, национальных парках, зеленых зонах городов и на других особо охраняемых территориях охота запрещена.

Сроки охоты устанавливаются в зависимости от вида животных, условий их обитания и размножения.

Вопросы использования орудий и средств охоты регулируются Постановлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира», ти­повыми правилами охоты, действующими в разных регионах, и другими нормативными актами.

К орудиям охоты относятся ружья, капканы и другие предметы для выслеживания и добычи зверей и птиц. Запрещается применение орудий и способов охоты, ведущих к массовому истреблению животных; опасных для окружающей среды; с использованием бедственного положения животных (например, спасающихся от бури, наводнения, снегопада, пожара и др.), а также разорение гнезд и нор. К запрещенным предметам и приемам охо­ты, в частности, относятся: малокалиберные винтовки, боевое оружие, ядо­химикаты, устройство ловчих ям, выжигание растительности, применение автотранспортных средств, вертолетов и др.

Охота запрещена полностью на животных, которые принадлежат к редким и исчезающим видам животных, занесенных в Красную книгу. В Рос­сийской Федерации, к примеру, не допускается охота на тигра, зубра, снеж­ного барса, белого медведя, лебедя, аиста и др.

Охотники обязаны также активно участвовать в охране животного мира и среды обитания животных, оказывать помощь в их воспроизводстве.

Правовое регулирование рыболовства осуществляется на основе специальных нормативных актов, образующих рыболовное законодательство.

Указанное законодательство относит к рыболовству не только лов рыбы, но и добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих.

В состав рыбных запасов РФ согласно Положению об охране рыбных за­пасов и регулированию рыболовства в водоемах РСФСР входят природные запасы рыб в водоемах РФ, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Рыболовство, как и охота, может быть промысловым (осуществляется предприятиями рыбной промышленности и другими рыбозаготовительными организациями) и спортивным или любительским. Последнее не вклю­чает в себя добывание морских млекопитающих.

Организация указанных видов рыболовства осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании промышленного рыболовства и рыбо­водства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995; Положением о лицензировании деятельности по организации спортив­ного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995, По­становлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешен­ных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996, Правилами рыболовства, принимаемыми органами исполни­тельной власти субъектов РФ, и другими нормативными актами.

Правила рыболовства предусматривают места, сроки, орудия лова, переень запрещенных к лову рыб. Указаны в них и нормы лова (количество экземпляров или вес рыбы определенного вида в сутки на одного рыболова или на одну лодку).

Спортивный и любительский лов рыбы разрешается всем гражданам сво­бодно во всех водоемах общего пользования, за исключением заповедников, национальных парков, рыбопитомников, водоемов, принадлежащих рыболовным обществам, культурных рыбных хозяйств и в некоторых других мес­тах. Запрещается, в частности, лов рыбы в местах нерестилищ, у плотин и др.

Лов рыбы разрешен с берега или с лодки ручными удочками либо спиннингом с соблюдением установленных правил. Не разрешается применение взрывчатых и отравляющих веществ, электротока, колющих орудий, огнест­рельного оружия, сетей, неводов, багрения и т. д.

Устанавливаются определенные сроки лова рыбы с учетом биологических особенностей воспроизводства отдельных ее видов.

Существуют также законодательные запреты на лов рыбы особо ценных, редких или исчезающих видов, а также лицензионный порядок отлова некоторых видов рыб.

studfiles.net

Предполагаемые готовые решения актуальных экологических — Мегаобучалка

Практическая работа № 1.

Определение концентрации углекислого газа в аудитории.

 

Цель: научиться определять концентрацию углекислого газа в аудитории во

время занятий.

Оборудование: тетрадь, блокнот для записей, карандаш, калькулятор.

Ход работы:

1.Определить объем аудитории. Например: длина аудитории — 10 м, ширина 5 м, высота — 3,5 м. Объем — 10 м х 5 м х 3,5 м = 175 м3.

2. Известно, что в покое человек выделяет в среднем 20 л С02 в час, а при активной деятельности — 40 л в час. Возьмите среднее значение — 30 л в час.

3. В аудитории занимаются 25 человек 1,5 часа. Определить объем воздуха,

который выдохнули 25 человек за 1,5 часа занятий: 30 л/час х 1,5 час х 25чел. = 1125 л.

4. Пересчитать объем образовавшегося С02 из литров в м3. Известно, что 1 л

составляет 0,001 м3. 1125 л х 0,001 м3 = 1,125 м3.

5. Концентрацию С02 рассчитать так: объем образовавшегося С02 поделить

на объем аудитории и результат умножить на 100% — 1,125 м3: 175 м3 х

100% = 0,64%.

6. Предельно допустимая концентрация для С02 составляет 1%, но уже 0,1%

при кратковременном вдыхании может вызвать у человека временное нарушение дыхания и кровообращения, повлиять на функциональное состояние коры головного мозга.

7. Сделать вывод о санитарно-гигиенических нормах ПДК С02 в аудиториях

во время занятий и мерах по профилактике этого явления.

 

 

Практическая работа № 2.

Приспособительные формы живых организмов.

 

Цель: Выявить основные черты приспособленности растительных организмов к

среде обитания.

Оборудование: гербарные экземпляры растений, фотографии, рисунки.

Ход работы:

1. Определить вид растения, среду его обитания и образ жизни. Для проведения работы предлагается следующие группы растений:

растения, не поедаемы животными: крапива жгучая, боярышник колючий, борщевик сибирский;

раннецветущие растения: чистяк весенний, гусиный лук, ландыш майский;

светолюбивые и теневыносливые растения: очиток едкий, кошачья лапка, кислица обыкновенная, вороний глаз

растения, обладающие различными способами распространения семян: одуванчик лекарственный, клен остролистный, недотрога обыкновенная, подорожник большой;

растения влаголюбивые и засухоустойчивые: кислица обыкновенная, овсяница луговая, пырей ползучий, ландыш майский, кактус, саксаул.

2. Назвать фенотипические особенности растений, обеспечивающие приспособленность к среде обитания.

3. Описать преимущества, приобретенные изучаемыми растениями в процессе адаптации. Привести доказательства.

4. Сделать вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания, результаты оформить в виде таблицы.

 

 

Практическая работа № 3.

Изучение принципов рационального природопользования. Воздействие человека на окружающую среду и среды на человека.

Цель: способствовать изучению принципов рационального природопользования; научиться применять принципы рационального природопользования в различных экологических ситуациях.

 

Литература:доклады «Состояние окружающей среды Липецкой области» за 2012-2013 годы; «Экологические аспекты Липецкого региона»

 

Общие сведения.

В зависимости от последствий хозяйственной деятельности человека различают природопользование рациональное и нерациональное.

Рациональное (разумное) природопользование — хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества.

Нерациональное природопользование ведет к истощению (и даже исчезновению) природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, нарушению экологического равновесия природных систем, т.е. к экологическому кризису или катастрофе. Причины нерационального природопользования различны. Это недостаточное познание законов экологии, слабая материальная заинтересованность производителей, низкая экологическая культура населения и т.д. Кроме того, в разных странах вопросы природопользования и охраны природы решаются по-разному в зависимости от целого ряда факторов: политических, экономических, социальных, нравственных и др.

 

Цели и задачи природопользования как науки

 

1 .Рациональное размещение отраслей производства на Земле.

2.Определение целесообразных направлений пользования природными ресурсами в зависимости от их свойств.

3.Рациональная организация взаимоотношений между отраслями производства при совместном пользовании угодьями:

а) исключение вредных влияний на природные ресурсы;

б) обеспечение воспроизводства для растущих производств —расширение воспроизводства используемых ресурсов;

в) комплексность пользования природными ресурсами.

4. Создание здоровой среды обитания для людей и полезных им организмов:

а) предупреждение ее загрязнения и заражения в результатечеловеческой деятельности;

б) ликвидация естественно существующих в ней вредных компонентови недостаточностей.

5.Рациональное преобразование природы.

В основе рационального природопользования и охраны природы лежат следующие мотивы (аспекты): экономический, здравоохранительный, эстетический, научно-познавательный, воспитательный.

Экономический мотив — важнейший мотив, как в прошлом, так и в настоящее время, ибо вся хозяйственная деятельность человека и само его существование основаны на использовании природных ресурсов. Здравоохранительный мотив возник относительно недавно в связи с усиливающимся загрязнением окружающей среды, результатом которого являются многочисленные заболевания и снижение продолжительности жизни человека.

Эстетический мотив подразумевает поддержание хотя бы отдельных природных комплексов в состоянии, способном удовлетворять эстетические потребности человека, которые не менее важны, чем все остальные.

Научно-познавательный мотив имеет в виду сохранение биологического разнообразия организмов, неизмененных участков природы, ее отдельных произведений и т.д. с целью ее научного познания.

Воспитательный мотив подразумевает необходимость охраны природы для формирования духовных потребностей человека.

Конечная цель рационального природопользования и охраны природы — обеспечение благоприятных условий для жизни человека, развития хозяйства, науки, культуры и т.д. для удовлетворения материальных и культурных потребностей всего человеческого общества.

 

Принципы рационального природопользования и охраны природы

 

1.Правило прогнозирования: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращение негативных последствий природопользования.

2.Правило повышения интенсивности освоения природных ресурсов: использование природных ресурсов должно осуществляться на основе повышения интенсивности освоения природных ресурсов, в частности, с уменьшением или устранением потерь полезных ископаемых при их добыче, обогащении и переработке, транспортировке.

3.Правило множественного значения объектов и явлений природы: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учетом интересов разных отраслей хозяйства.

4.Правило комплексности: использование природных ресурсов должно осуществляться комплексно, разными отраслями народного хозяйства;

5.Правило регионалъности: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учетом местных условий.

6.Правило косвенного использования и охраны: использование или охрана одного объекта природы может приводить к косвенной охране другого, а может приносить ему вред.

7.Правило единства использования и охраны природы (основной принцип): охрана природы должна осуществляться в процессе ее использования.

Задание.

 

1. На основании приведенных примеров заполните таблицу:

Экологические проблемы

1. Возникновение стихийных свалок твердых бытовых отходов.

2. Выращивание монокультур на обширных территориях.

3. Вырубка лесопарковых территорий для строительства промышленных и гражданских сооружений на освободившейся площади.

4.Загрязнение воды и воздуха выбросами в атмосферу оксидов углерода, серы, азота.

5.Интенсивная охота, рыболовство и сбор редких видов растений. 6.Использование пестицидов.

7.Осушение болот и создание искусственных водохранилищ.

8.Возникновение стихийных пожаров в лесопарковых зонах.

9.Сброс воды, загрязнённой бытовыми органическими веществами в водоемы.

Последствия человеческой деятельности в природе Примеры Какие происходят изменения природных экологических систем, их видового состава? Ваши предложения по улучшению экологической ситуации
Выбрать обратимые проблемы      
Выбрать необратимые проблемы      

 

2. Выберете одно из готовых предложений для решения каждой из обозначенных актуальных экологических проблем и запишите в таблицу.

Какие решения выбраны по каждой проблеме? В каких случаях может быть несколько решений?

 

Mb п/п Экологические проблемы Предложения по решению
1. Загрязнение автомобилями атмосферного воздуха  
2. Загрязнение открытых водоёмов стоками промышленных предприятий  
3. Загрязнение открытых водоёмов выбросами промышленных предприятий  
4. Загрязнение ландшафта строительным мусором, сбрасываемым самосвалом  
5. Замусоривание дворов, улиц, парков  
6. Шумовое загрязнение от строительных объектов, автомобильного транспорта  
7. Электромагнитное загрязнение от высоковольтных линий электропередач  

 

Предполагаемые готовые решения актуальных экологических

Проблем

A. Принятие закона.

Б. Введение местного налога.

B. Личная ответственность нарушителя и взимание штрафов.

Г. Административные постановления и реальная помощь властей.

Д. Ужесточение законов.

Е. Экологическое образование и воспитание.

Ж. Нет проблем, нечего обсуждать.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение и приведите примеры разрушительного, стабилизирующего и конструктивного воздействия человека на природу.

2. Дайте определение и приведите примеры прямого и косвенного воздействия человека на природу.

3. Дайте определение и приведите примеры преднамеренного и непреднамеренного воздействия человека на природу.

4. Какой смысл вкладывают в понятие «техногенез»?

5. Каковы основные причины ухудшения состояния природной среды?

6. В чем принципиальная разница между экологическим кризисом и экологической катастрофой?

7. Какие законы взаимодействия общества и природы вы знаете?

 

megaobuchalka.ru

Состояние окружающей среды и природопользования — доклад

28.09.2012г.      Состояние окружающей среды и природопользования.

Человечество, являясь биологическим  видом, в тоже время представляет собой сложную социально-политико-экономическую  систему, которая называется цивилизацией, или человеческим обществом. Человек  как организм живет и развивается  благодаря непрерывному обмену веществами, энергией, информацией со средой своего обитания. Для построения своего тела и осуществления многообразных  жизненных функций человек нуждается  в непрерывном притоке различных  веществ и энергии путем питания  и дыхания, в поддержании определенных температурных условий.

Основную массу веществ и энергии для своей жизни и деятельности человек получает от других животных и синтезирующих органическое вещество за счет энергии солнца растительных организмов. На первых этапах развития человечества обмен веществом и энергии имел характер непосредственного потребления человеком созданных природными процессами веществ. В процессе развития между ним и остальной природой возник новый компонент – инструмент, или оружие добывания пищи и одежды. Таким образом, в современной системе «человек – окружающая среда» существует созданная длительным историческим развитием подсистема «человеческое общество – производство – природа». Актуальность изучения проблемы «человек – среда» связана с тем, что на современной стадии развития человечество переживает эпоху бурного демографического развития.

Природная среда – это лишь часть  окружающей человека среды его обитания.

Окружающая природная среда  – это такие природные компоненты, существующие на Земле и вокруг нее, как материальные природные тела, явления и соответствующие природные  процессы.

Окружающая среда – это все, что окружает человека: природная  среда, искусственно созданные человеком  материальные ценности, а так же социально-экономические компоненты в их историческом развитии.

Искусственно созданная  человеком материальная среда включает:

  1. Большой класс материальных тел, которые можно обобщенно назвать машины и орудия.
  2. Множество синтетических материалов и продуктов, имеющих иные свойства по сравнению с природными веществами.
  3. Человеческое жилье и производственные помещения.
  4. Организуемые человеком коммуникации.
  5. Производственные, транспортные и бытовые шумы.

 

Взаимодействие человека с окружающей природной средой протекает  в разных формах и с разной интенсивностью на всех этапах исторического развития. Можно выделить несколько направлений  взаимодействия человеческого общества и природы:

  1. Изъятие веществ и энергии из природной среды.
  2. Привнесение в природную среду веществ и энергии, ранее не существующих в природе, либо существовавших в незначительных количествах.
  3. Преобразование природных объектов.
  4. Охрана использования природных объектов и окружающей среды в целом.

На первых этапах развития взаимодействия человека с природой характеризовалось главным образом  приспособлением к среде обитания и изъятием природных ресурсов. Создав первое копье и топор, первое орудие производства, человек стал постепенно терять острое чутье животного, естественное ощущение некоторых жизнеохраняющих  биологических законов. Человек  стал совершенствовать методы ведения  сельского хозяйства, стал активнее вмешиваться в природу, преобразовывать природные объекты. К началу нашей эры немалые площади земель планеты были уже истощены. Многие площади леса были сведены на территории Европы, Америки и Канады.

Последствия человеческой деятельности в природе

Примеры

Какие происходят изменения экосистем, их видового состава

Ваши предложения по улучшению  экологической ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратимые

Возникновение стихийных свалок отходов.

   

Выращивание монокультур (пшеница, рис, кукуруза) на обширных территориях.

   

Вырубка леса для выращивания сельскохозяйственной продукции и строительства жилья  на освободившейся площади.

   

Осушение болота и создание искусственного водохранилища.

   

Случайная интродукция видов животных или растений.

   

 

 

 

 

 

 

 

Необратимые

Загрязнение воды и воздуха выбросами  в атмосферу оксидов серы, азота.

   

Интенсивная охота, рыболовство и  сбор редких растений.

   

Использование пестицидов.

   

Потрава пастбищ домашним скотом.

   

Сброс воды, загрязненной бытовыми органическими  веществами, в водоемы.

   

Уничтожение хищников.

   

yaneuch.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта