Конспект урока по Окружающему миру "Хвойные растения" 3 класс. Число видов хвойных растений окружающий мир 3 класс
Конспект урока по Окружающему миру "Хвойные растения" 3 класс
Здесь Вы можете скачать Конспект урока по Окружающему миру "Хвойные растения" 3 класс для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.
Разработка урока по предмету «Окружающий мир»
Тема «Хвойные растения»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тема: Хвойные растения
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей хвойных растений. Развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, узнавать растения на картинках, гербарных образцах. Воспитывать ответственность, уважительное и бережное отношение к растениям.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности
Номер урока: 17
Номер урока раздела «Растительный мир Земли»: 6
УМК: Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», - М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.
Учебник: Н.Ф. Виноградова, Г. С. Калинова, Окружающий мир 3 класс, М.: «Вентана-Граф», 2010
Оснащение урока: учебник, рабочая тетрадь, гербарий растений, изображения растений, карта РФ, раздаточные карточки, тестовые задания, сигнальные карточки, компьютер, экран, образцы шишек.
Дополнительная литература:
-
Андреев В. П. Биология. Толковый словарь/ В. П. Андреев, А. Г. Марков, Г. И. Дубенская, Е. Ф. Сороколетова. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 448 с.
-
Вдовиченко В. М. Хрестоматия юного натуралиста/ Авт. – сост. В. М. Вдовиченко Минск ООО «Юнипресс», 2001. – 640 с.
-
Красная книга Белгородской области. Редкие исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Общ. науч. ред. А. В. Присный. – Белгород, 2004, 125 с.
-
Никитский Н. Б. Насекомые Красной книги СССР/ Н. Б. Никинский, А. В. Свиридов. – М.: «Педагогика», 1987. – 170 с.
-
Плешаков А. А. Атлас – определитель От земли до неба/ А. А. Плешаков. – М.: «Просвещение», 2009. – 219 с.
-
Плешаков А. А. Зелёные страницы/ А. А. Плешаков. – М.: «Просвещение», 1994. – 223 с.
Ход урока
-
Введение в ситуацию урока.
Приветствие, проверка готовности к уроку:
А сейчас проверь дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все в порядке
Книжки, ручки и тетрадки (Учащиеся тихо садятся)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят.
Учитель: А теперь сделаем установку на активную и плодотворную работу на уроке. Повторяем вместе:
«Я способен!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!»
II. Проверка домашнего задания
А) Выполнение задания в рабочей тетради с. 27 № 52.
Учитель: Начнем мы наш урок с того, что вспомним особенности таких растений как мхи, водоросли, папоротники. Откройте рабочие тетради на с. 27 и самостоятельно выполните задание № 52.
- Кто выполнит задание, поднимите глазки на меня, сядьте ровно. Давайте проверим. Посмотрите на экран, такие ли получились у вас высказывания.
Анисимов Андрей прочитай первое предложение: Тело водоросли не имеет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков.
Костромин Валера следующее: У мхов есть стебель и листья, но нет корней и цветков.
Мананкова Анна последнее предложение: У папоротников есть стебель, листья, корни, но нет цветков.
Б) Выполнение задания № 1 в рабочей тетради.
Учитель: На экране вы видите растения, каждое изображенное растение хочет попасть к себе в домик. Давайте им поможем и поселим каждое растение в свой домик в задании № 1.
На экране изображены: 1 – ламинария, 2 – щитовник мужской, 3 – кукушкин лён, 4 – ульва, 5 – сфагнум, 6 – фукус, 7 – орляк.
ВОДОРОСЛЬ | ПАПОРОТНИК | |
3,5 | 1,4,6 | 2, 7 |
- Под какими цифрами живут растения в первом доме, во втором, в третьем.
III. Активизация опорных знаний
Учитель: Сейчас вы увидите изображения организмов, если перед вами живой организм - вы показываете зелёную сигнальную карточку, а если неживой - красную: кошка, горы, корабль, птицы, ромашка.
- Какими признаками обладают все живые организмы?
Дети: они питаются, передвигаются, дышат, растут, размножаются …
- Какие царства живой природы вам известны?
Дети: грибы, бактерии, растения, животные.
- Скажите к каким царствам относятся следующие живые организмы: тигр, мухомор, водоросли, бациллы, сосна, ель.
- Как одним словом можно еще назвать сосну и ель.
Дети: Хвойные
- Тема сегодняшнего урока «Хвойные растения». А что вы должны будете узнать нового о данных растениях?
Дети: Строение, где растут, какие растения относятся к хвойным.
- И так сегодня мы должны узнать особенности строения, размножения и многообразие хвойных растений.
IV. Изучение нового материала.
А) Особенности строения.
- Рассказ учителя с элементами беседы: форма (дерево, куст, трава), многолетние или однолетние, особенности строения, роль в процессе дыхания.
Б) Строение хвои.
Работа в парах.
- Перед вами образцы хвоинок под номерами. Изучите особенности их строения и заполните в таблице строки 1,2,3 в задании №2.
Раздаточный материал: хвоя: сосна обыкновенная, ель обыкновенная, ель голубая.
Таблица «Строение хвои»
№1 | №2 | №3 | |
1. Цвет хвои | |||
2. Размер | |||
3. Количество | |||
4. Название дерева |
- Учащиеся проверяют ответы по таблице на экране, записывают в 4 строке название дерева.
В) Характеристика основных представителей.
- Где вы могли встретить эти деревья?
Дети: В посадке, в лесу, около домов, школы.
- Сосна и ель произрастают в нашей местности.
- Сообщение детей об особенностях строения сосны обыкновенной и ели обыкновенной (задания опережающего характера)
-Учитель: Территория нашей Родины огромная, в северных районах расположены большие лесные массивы, состоящие из хвойных растений. Эти леса называются тайгой. Там растут такие деревья как лиственница и кедр.
- Сообщение детей об особенностях строения лиственницы и кедра (задания опережающего характера).
Физкультминутка.
- Если я буду называть грибы – вы должны руки поставить к плечам, если мхи – присесть, а если хвойные растения – встать на носочки и вытянуть руки вверх.
Опенок, кедр, кукушкин лён, мухомор, сосна, подберезовик, ель, сфагнум, лиственница.
Г) Практическое применение
- Какое практическое значение имеют данные хвойные растения.
- Сообщения учащихся о применении и использовании хвойных растений в хозяйственной деятельности человека: сосна, ель, кедр, лиственница, пихта.
Д) Размножение хвойных растений.
- Самостоятельно прочитайте текст учебника с. 56 и найдите ответ на вопрос «Почему хвойные растения еще называют голосеменными?»
Дети: семена не защищены, голые.
- А где расположены семена хвойных растений?
Дети: в шишках.
Физкультминутка для глаз.
- Электронная физкультминутка «Новогодняя ёлка»
- Практическая работа в группах «Сравнение шишек хвойных растений»
- Перед вами шишки голосеменных растений кипарис, сосна, ель, лиственница. Рассмотрите их форму, найдите семя. Выполните задание №3, зарисуйте схематично форму.
Лиственница | Сосна | Ель | |
- А теперь посмотрите, какие формы у вас должны получиться. Проверка с таблицей на экране.
- Для того чтобы из семени выросло взрослое хвойное растение должно пройти не менее 25-30 лет. Но не все растения доживают до зрелого возраста. Скажите, а что может помешать этому?
Дети: пожары, засухи, вырубка для строительства, вырубка новогодних деревьев.
- А как вы можете помочь хвойным деревьям?
V. Закрепление пройденного материала.
1) Работа с сигнальными карточками.
Все хвойные растения имеют широкие листья.
Семена хвойных растений не защищены.
Голосеменные растения имеют цветок.
Хвойные растения не боятся холода.
В нашей местности растёт лиственница.
2) Работа с гербарием в группах.
- Перед вами лежат гербарные растения. Задание - рассмотрите, уберите лишнее, обоснуйте почему.
VI. Домашнее задание
1 группа – Мини- сообщения «Удивительные факты из жизни хвойных растений»
2 группа - Рисунки, фотографии «Хвойные растения»
3 группа – Мини – сочинения «Охраняйте хвойные леса»
4 группа – Сообщения «Многообразие хвойных растений»
VII. Итог урока
-Послушайте внимательно загадку, дайте ответ:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
- К какой группе растений они относятся?
- Перечислите еще растения, относящиеся к голосеменным или хвойным растениям.
- Выставление оценок. Анализ работы учащихся
VIII. Рефлексия.
- Хвойные растения выделяют в воздух вещества, которые очищают его от микробов и бактерий. Поэтому для того чтобы вам легко дышалось, вы были здоровы, давайте посадим много хвойных растений на территории России.
- Каждая группа учащихся прикрепляет на карту России хвойное дерево.
docbase.org
Хвойные лекари. Хвойных лес это доктор от природы.В хвойном лесу воздух чище чем в операционной. |
Хвоя содержит витамины С, В1, В2, В3, В6, а также кобальт, железо, марганец, каротин.Если сорванную хвою заморозить и хранить в морозильнике, оттаяв она не потеряет свои свойства.Употребление в пищу хвои, является секретом силы сибиряков. |
Препараты на основе хвойных растений применяются в лечении таких болезней как: невралгия, пиелонефрит, диабет, бессонница, бронхиальные болезни.Из Тиса выделяют вещество, которое эффективно борется с некоторыми видами рака. |
Хвойные долгожители. Если обратить внимание на списки самых древних ныне живущих деревьев, то хвойные растения являются безупречными лидерами. Деревьев возрастом более 1500 лет насчитывают 21, из них к хвойным растениям относятся 20. Деревьям долгожителям дают имена. Сосна Мафусаил. Возраст — 4846 лет. |
Ель Старый Тикко. Возраст — 9550 лет. |
Снаряды из шишек. Во время лесных пожаров шишки хвойных, загораясь, превращаются в зажигательные снаряды, которые «выстреливают» на расстояние до 50 метров. |
Янтарь – застывшая смола. Смола выделяется в результате нормальных процессов или повреждении растения.В янтаре нередко находят включения— членистоногие насекомые, прилипшие к капле смолы, не утопали в ней, а перекрывались новыми порциями смолы, вследствие чего животное погибало в быстро застывавшей массе, что обеспечивало хорошую сохранность мельчайших деталей. |
Янтарная комната (Эрмитаж. С.Петербург) |
Ненецкое суеверие. По древнему ненецкому поверью сосны с определенным (шарообразным) расположением веток нельзя бить палкой — считается, что там обитает дух ветра, который может унести того, кто рискнет его побеспокоить в «никуда». |
Хвойные леса распространены на огромной части суши. Благодаря большому распространению они наряду с тропическими лесами являются легкими нашей планеты. |
Урок для 3-го класса: "Знакомство с хвойными растениями"
Разделы: Начальная школа
Цель урока: расширить знания детей о хвойных растениях; увидеть значение растений в цепи питания; продолжать работать с картой Томской области.
Подготовка урока: учащиеся под руководством учителя заранее готовят небольшие доклады о хвойных растениях.
Используемые материалы: наглядные материалы (рисунок 1, рисунок 2), Атлас Томской области для учащихся начальных классов, карточки для самостоятельной работы учащихся.
ХОД УРОКА
1. Повторение пройденного материала.
Учитель: О каком природном комплексе мы говорили на прошлом уроке?
Ответы учащихся: Мы изучали природный комплекс “лес”.
Учитель: Из каких компонентов состоит этот природный комплекс?
Ответы учащихся: Воздух, вода, почва, лесная подстилка, птицы, звери, растения.
Таблички с названными детьми компонентами учитель вывешивает на доску (рисунок 1).
Рисунок 1
Учитель: Что такое лесная подстилка?
Ответы учащихся: Это слой старой травы, опавших листьев или хвои, сухие ветки, семена. Лесную подстилку ещё называют опадом.
Учитель: Какую роль выполняет лесная подстилка?
Ответы учащихся: Лесная подстилка сохраняет влагу, охраняет почву от промерзания, участвует в образовании лесной почвы.
Учитель: Что такое природная зона?
Ответы учащихся: Природная зона – это крупный природный комплекс со свойственными для этой территории температурными условиями, почвами, растительностью и животным миром.
Учитель: Какие природные зоны вы знаете?
Ответы учащихся: Зона степей, зона лесов, зона пустынь, зона тундры.
Учитель: В какой природной зоне расположена Томская область?
Ответы учащихся: В зоне лесов.
Учитель: Какие леса Вы знаете?
Ответы учащихся: Хвойные, лиственные, смешанные.
Таблички с названными детьми видами лесов учитель вывешивает на доску (рисунок 2).
Рисунок 2
2. Работа с Атласом Томской области.
Учитель: Сегодня мы подробнее поговорим о хвойных растениях. Откройте Атласы на странице 13. Рассмотрим карту Томской области. Какие цвета вы видите на карте? Какие леса обозначены этими цветами?
Ответы учащихся: Тёмно-зелёный цвет – это кедровые леса. Жёлтый цвет – пихтовые леса. Светло-коричневый цвет – сосновые леса.
Учитель: Давайте вспомним, на какие группы можно разделить все растения?
Ответы учащихся: Деревья, кустарники, травы.
Учитель: Рассмотрим по Атласу все ярусы хвойного леса и их обитателей. (Учащиеся работают с Атласами Томской области на странице “Растения и животные хвойных лесов”.)
3. Знакомство с представителями хвойных лесов Томской области. Доклады учащихся.
Учитель: Сегодня мы послушаем доклады об основных представителях хвойных лесов нашей области. (Предоставляет слово учащимся.)
ЕЛЬ
В переводе с латинского языка слово “ель” означает “смола”. Ель – это красивое дерево, высотой до 30 м. Верхние веточки у ели короткие, а чем ниже от вершины – ветви становятся длиннее. Всё дерево имеет форму пирамиды, благодаря чему снег не удерживается, скатывается и не ломает ветки. Это важное экологическое приспособление ели для наших зим. Живёт ель до 300 лет. Ствол у ели шершавый, хвоя колючая. Хвоинки располагаются поодиночке, держатся на ветках 5-7 лет. Семена созревают в конце зимы. Ими питаются дятлы, клесты, белки, мыши. Из древесины ели делают музыкальные инструменты, поэтому ель называют музыкальным деревом. Загрязнения воздуха и почвы, высокие летние температуры отрицательно влияют на еловые насаждения. Еловые леса необходимо беречь и охранять.
Рисунок 3
ПИХТА
Пихта – высокое, более 30 м, дерево с узко конической кроной. Пихта очень похожа на ель, но ствол у пихты гладкий, а хвоя мягкая. Хвоинки плоские, тупые, длиной 2-3 см, на побегах располагаются спирально, держатся на ветках до 10-12 лет. У пихты шишки на ветках стоят, а не лежат, как у ели. В шишках на каждой семенной чешуе лежат по два крылатых семени. Созревшие шишки рассыпаются, а на дереве остается стержень каждой шишки. На ветвях пихты живут висячие лишайники, ими зимой питаются олени. Пихта выдерживает большие морозы зимой, недостаток света летом, но страдает от весенних и осенних заморозков. Она очень чувствительна к загрязнениям атмосферы и почвы. Там, где растёт пихта, хорошая экологическая обстановка. Пихта – показатель здоровой среды обитания. Пихта широко используется в строительстве. Из хвои и веток пихты изготавливают лекарственные препараты.
Рисунок 4
СОСНА
В переводе с латинского языка слово “сосна” означает “скала”. Сосны – высокие деревья, до 35 м, живут до 150-200 лет. Ствол стройный, с красно-бурой растрескивающейся корой. Сосна – светолюбивое растение. К почвам сосна неприхотлива, и может расти как на сухих песках, так и в условиях повышенной влажности. В сосновых лесах никогда не бывает поваленных ветром деревьев, потому что их корни уходят очень глубоко в почву. Сосна – лекарственное растение. Всё дерево богато смолой. Смола затягивает раны на дереве. Зрелые шишки сосны тусклые. Семенами сосны питаются белки, бурундуки, птицы. Лоси питаются молодыми побегами сосны. Хвоя сосны – зимний корм глухарей.
Рисунок 5
СОСНА СИБИРСКАЯ, КЕДР
Кедр – чудо-дерево, так говорят в Сибири. Кедр или сибирская сосна – это символ сибирских лесов, их краса и богатство. Кедр – величественное, мощное дерево. Высота кедра – 40-42 метра, толщина ствола – до 2 метров. Хвоя длинная, 7-15 сантиметров, тёмно-зелёного или ярко-зелёного цвета. Кедр живёт до 500 лет. Шишки крупные, размером с большое гусиное яйцо, созревают на второй год, опадают вместе с семенами (“кедровыми орешками”). Зрелые орешки прямо на дереве могут добыть птицы (кедровки, вороны), белки и бурундуки. Остальные животные собирают орехи на земле после опадения шишек. Люди собирают кедровые семена-“орешки” впрок, это очень вкусное лакомство. Из хвои кедра делают целебный настой против цинги. Древесина кедра лёгкая, прочная, красивая, из неё делают мебель. Кроме того, древесина кедра легко режется во всех направлениях, поэтому она служит ценным сырьём для производства карандашей.
Рисунок 6
ЛИСТВЕННИЦА
Лиственница – самое распространенное дерево на территории России, поэтому её называют национальным деревом нашей страны. Она выше сосны и выше ели. Ветки у лиственницы редкие, хвоя негустая, мягкая, держится всего один год. Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголки, словно листья, поэтому она так и называется, а весной вырастает новая хвоя. Весной на ветках появляются мелкие, величиной с грецкий орех, шишки. Незрелая шишка красная, издали смотрится, как цветок. К осени семена из шишек высыпаются, шишки темнеют и становятся похожими на сушеные грибы. Лиственница неприхотлива, может расти на разных почвах на севере, в тундре, где не встретишь никакое другое дерево. Живёт лиственница 300-500 лет. Животные приходят в светлый лес, как в столовую. Сочную хвою лиственницы очень любят зайцы.
Рисунок 7
МОЖЖЕВЕЛЬНИК
Можжевельник – это некрупное дерево или кустарник высотой от 1 до 3 метров. “Можжевельник” означает “растущий между елями”. Ещё его называют северным кипарисом. Хвоинки у можжевельника короткие, очень острые. Шишки похожи на ягоды черники. Они сладкие и пахнут смолой. Цифра “3” для можжевельника – магическая. У можжевельника по три хвоинки в пучке, в каждой ягоде по три семени, созревают ягоды на третий год. Плоды можжевельника поедают птицы, особенно дрозды, и мелкие млекопитающие. Основная ценность можжевельника – фитонциды. За сутки это растение выделяет живительных летучих веществ в 15 раз больше, чем 1 гектар лиственного леса. Можжевельник встречается на нашей территории редко, поэтому он занесён в Красную книгу Томской области.
Рисунок 8
4. Пищевые цепочки.
Учитель: Как связаны живые существа в любом природном комплексе?
Выслушиваются все ответы учащихся.
Учитель: Сегодня мы поговорим о пищевой связи, о пищевых цепочках. Что в пищевых цепочках играет особую роль?
Ответы учащихся: Растения.
Учитель: Как называются животные, которые питаются растительной пищей?
Ответы учащихся: Травоядные, растительноядные.
Учитель: Составьте простые пищевые цепочки.
Учащиеся работают с карточками, обозначая стрелками те пищевые цепочки, которые они запомнили.
СЕМЕНА ЕЛИ СЕМЕНА СОСНЫ ПОБЕГИ СОСНЫ ХВОЯ СОСНЫ КЕДРОВЫЕ ОРЕХИ ХВОЯ ЛИСТВЕННИЦЫ ПЛОДЫ МОЖЖЕВЕЛЬНИКА |
белки мыши бурундуки куницы медведи зайцы лоси клесты дятлы дрозды глухари кедровка другие птицы |
Проверка самостоятельной работы.
Учитель: Что произойдёт, если убрать одно звено из цепи?
Ответы учащихся: Исчезнут животные, птицы, которые приспособились добывать пищу в хвойном лесу.
5. Итог урока: “Кто самый внимательный?”
Учащимся предлагается ответить на вопросы учителя:
1. Какое дерево служит индикатором загрязнения? (Пихта)
2. Какое растения в переводе с латыни обозначает “скала”? (Сосна)
3. Какое растения называют виноградом хвойных лесов? (Можжевельник)
4. Название какого растения произошло от слова “смола”? (Ель)
5. Какое дерево называют национальным деревом нашей страны? (Лиственница)
6. Какое дерево называют “чудо-дерево”? (Кедр)
7. Какое дерево называют северным кипарисом? (Можжевельник)
8. Из древесины какого дерева изготовляют музыкальные инструменты? (Ель)
9. Шишки какого дерева похожи на сушеные грибы?
10. У какого дерева есть магическое число? Какое это число? (У можжевельника; число 3)
Список литературы
1. Атлас Томской области для учащихся начальных классов. – Москва, 1998.
2. Рудский В.Г. Экология. Природные комплексы (учебное пособие для учащихся 3 кл.) – Томск, 2000.
3. Красная книга Томской области. – Томск, 2002.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок окружающего мира в 3-м классе на тему "Разнообразие растений"
Разделы: Начальная школа
По учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», УМК «Школа России»
Цель: познакомить учащихся с группами растений и их признаками.
Задачи:
- расширение знаний о многообразии растений;
- развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
- развитие речи учащихся;
Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация Power Point к уроку; гербарий растений, энциклопедии.
Тип урока: получение новых знаний.
ХОД УРОКА
1. Введение в тему урока
– Внимательно посмотрите на экран и ответьте на вопрос: «О чём мы сегодня будем говорить на уроке?» (Приложение 1. Слайд 2) – Попробуйте сформулировать тему урока. Ученик. Сегодня мы будем говорить о разнообразии растений.
2. Работа по теме
Учитель. Куда бы вы ни пошли, везде вы окажитесь в окружении растений. Над головами шутят кроны деревьев, на клумбах радуют нас своим разнообразием цветы. В тенистых уголках обосновались мхи и папоротники. Всё это растения. Растения разных видов встречаются на суше и в воде, в пустынях и лесах. И хотя растения разнообразны, многие из них имеют одинаковые части. Какие части растения вы знаете? (Приложение 1. Слайд 3) – На какие группы делится царство растений? (Приложение 1. Слайд 4) – Что такое группа растений? – По каким признакам учёные разделили растения на группы? (Приложение 1. Слайд 5) – Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать цель урока.Ученик. Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и их признаками. – Сегодня вы много о растениях узнаете сами по учебнику, дополнительной литературе и гербарию. Будем работать по группам. Каждой группе учащихся изучить данную группу растений, их признаки:
- хвойных растений;
- цветковых растений;
- папоротников;
- мхов;
- водорослей;
(Дети готовят сообщения, выступления учащихся может быть в любой последовательности.)
Сообщение учеников о хвойных растениях
Хвойных насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений: Сосна. (Приложение 1. Слайд 10) – Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к.запах сосны убивает всех микробов. Можжевельник. (Приложение 1. Слайд 11) – Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов. Ель. (Приложение 1. Слайд 12) У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет. Кедр. (Приложение 1. Слайд 13) У хвойных растений есть корень, стебель, плод с семенами.
Учитель. Чем отличаются хвойные от других групп растений. (Приложение 1. Слайды 14, 15)Учитель. Какие части растений имеют хвойные? – Чем отличаются хвойные от других растений? – Следующая группа растений – папоротники. (Приложение 1. Слайды 16, 17)
Сообщение учащихся.
В эту группу входит около 10000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах. У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны, так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья. Папоротники лианы. (Приложение 1. Слайд 18) – Папоротники лианы высоко поднимаются по стволам деревьев. Папоротники – эпифиты, живущие на стволах и ветках деревьев. (Приложение 1. Слайд 19) – Олений рог – эпифит гигант порой весит около 100 кг. Под тяжестью эпифитов иногда выворачиваются с корнями даже крупные деревья. Папоротники – деревья. (Приложение 1. Слайд 20) Когда-то папоротники были огромными деревьями – до 30 метров в высоту. Сейчас древовидные папоротники сохранились только в тропиках.
Учитель. Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений?
– Следующее царство – мхи. (Приложение 1. Слайды 21, 22)
Сообщение учеников.
Это низкорослые растения, стелющиеся по земле. У мхов нет корней, есть стебли и листья. У мхов нет цветков и семян. Вместо них на верхушке растения появляются небольшие коробочки, в которых находятся споры. С помощью эти спор мхи размножаются. Сфагнум. (Приложение 1. Слайд 23) Растение, которое прекрасно впитывает влагу. Сфагнум способен заполнить целые пруды, а на их месте образуются болота. Со временем, отмирая, растения образуют торф. Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало медикаментов, сфагнум заменял врачам при перевязках вату, а отчасти и йод, т. к. в этом растении содержатся вещества способные дезинфицировать рану. Кукушкин лён. (Приложение 1. Слайд 24) – Кукушкин лён идёт в рост и может вытянуться до 30-40 см. Как и все мхи кукушкин лён размножается спорами, которые находятся в коробочках. Коробочки возвышаются над стебельками на длинной тонкой ножке и сверху прикрыты колпачками.
Учитель. Так почем же мхи выделили в особую группу?
– Следующая группа – водоросли.
Сообщение учеников.
Водоросли жители воды. (Приложение 1. Слайд 6)
Людям известны различные морские водоросли: бурые, красные, зелёные. (Приложение 1. Слайд 7) Зелёная пена на воде стоячих прудов – это водоросли. В отличие от других растений у водорослей нет корня, стебля, листьев. Самые крохотные водоросли настолько малы, что в литре морской воды их насчитывается миллионы. Самые крупные – бурые водоросли, достигают в длину около 60 метров. (Приложение 1. Слайд 8) – Хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – это одноклеточные водоросли. Они хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики и Антарктиды, горячих гейзерах Исландии, почти во всех пресных и солёных водоёмах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи очень увеличен. Самые крупные из них – 1,5 см.
Учитель. Почему водоросли выделены в отдельную группуУченики. У водорослей нет органов.
– Следующая группа – цветковые. (Приложение 1. Слайд 9)
Сообщение детей.
Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.
Учитель. Почему цветковые выделили в особую группу?
3. Физкультминутка
Мы немного отдохнём Встанем, глубоко вздохнём. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их лучи согрели. Чудеса у нас на свете – Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ногами топаем. Хорошо мы погуляли И немножечко устали.
4. Обобщение знаний
– Сейчас, опираясь на полученные знания, заполним таблицу. (Приложение 1. Слайд 25) – Мы изучили признаки групп растений. (Приложение 1. Слайд 26) – Какие растения относятся к низшим и почему? – Какие группы растений относятся к высшим и почему?
5. Закрепление знаний.
1) Назовите лишнее. (Приложение 1. Слайд 27)
2) Разгадайте кроссворд. (Приложение 1. Слайд 28)
1) Есть змеи стометровые, Зелёные, бордовые. А капитану в море От них большое горе.
2) На кусте цветочки – Как девичьи щёчки. А сами сучья – Как пасть щучья.
3) У осины на коре, У забора, на дворе – Накипь, будто золото, К дереву приколота.
4) Волшебная птица Под дубом гнездится: С зелёным пером, С широким крылом, А вместо малого птенца Сидит улитка в три кольца.
5) Стоит столб до небес, А на нем шатёр – навес, Красной меди столб точёный, А навес сквозной зелёный.
Учитель. Какие отгадки являются названиями групп растений? – К какой группе относится сосна, шиповник?
6. Итог урока. Рефлексия (Приложение 1. Слайд 29)
– Какой теме посвящён урок? На какие группы учёные – ботаники делят растения?
7. Домашнее задание
– Приготовить сообщение о любом виде растений.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект урока по Окружающему миру "Хвойные растения" 3 класс
Разработка урока по предмету «Окружающий мир»
Тема «Хвойные растения»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тема: Хвойные растения
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей хвойных растений. Развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы, узнавать растения на картинках, гербарных образцах. Воспитывать ответственность, уважительное и бережное отношение к растениям.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности
Номер урока: 17
Номер урока раздела «Растительный мир Земли»: 6
УМК: Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», - М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.
Учебник: Н.Ф. Виноградова, Г. С. Калинова, Окружающий мир 3 класс, М.: «Вентана-Граф», 2010
Оснащение урока: учебник, рабочая тетрадь, гербарий растений, изображения растений, карта РФ, раздаточные карточки, тестовые задания, сигнальные карточки, компьютер, экран, образцы шишек.
Дополнительная литература:
Андреев В. П. Биология. Толковый словарь/ В. П. Андреев, А. Г. Марков, Г. И. Дубенская, Е. Ф. Сороколетова. – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 448 с.
Вдовиченко В. М. Хрестоматия юного натуралиста/ Авт. – сост. В. М. Вдовиченко Минск ООО «Юнипресс», 2001. – 640 с.
Красная книга Белгородской области. Редкие исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Общ. науч. ред. А. В. Присный. – Белгород, 2004, 125 с.
Никитский Н. Б. Насекомые Красной книги СССР/ Н. Б. Никинский, А. В. Свиридов. – М.: «Педагогика», 1987. – 170 с.
Плешаков А. А. Атлас – определитель От земли до неба/ А. А. Плешаков. – М.: «Просвещение», 2009. – 219 с.
Плешаков А. А. Зелёные страницы/ А. А. Плешаков. – М.: «Просвещение», 1994. – 223 с.
Ход урока
Введение в ситуацию урока.
Приветствие, проверка готовности к уроку:
А сейчас проверь дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все в порядке
Книжки, ручки и тетрадки (Учащиеся тихо садятся)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят.
Учитель: А теперь сделаем установку на активную и плодотворную работу на уроке. Повторяем вместе:
«Я способен!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!»
II. Проверка домашнего задания
А) Выполнение задания в рабочей тетради с. 27 № 52.
Учитель: Начнем мы наш урок с того, что вспомним особенности таких растений как мхи, водоросли, папоротники. Откройте рабочие тетради на с. 27 и самостоятельно выполните задание № 52.
- Кто выполнит задание, поднимите глазки на меня, сядьте ровно. Давайте проверим. Посмотрите на экран, такие ли получились у вас высказывания.
Анисимов Андрей прочитай первое предложение: Тело водоросли не имеет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков.
Костромин Валера следующее: У мхов есть стебель и листья, но нет корней и цветков.
Мананкова Анна последнее предложение: У папоротников есть стебель, листья, корни, но нет цветков.
Б) Выполнение задания № 1 в рабочей тетради.
Учитель: На экране вы видите растения, каждое изображенное растение хочет попасть к себе в домик. Давайте им поможем и поселим каждое растение в свой домик в задании № 1.
На экране изображены: 1 – ламинария, 2 – щитовник мужской, 3 – кукушкин лён, 4 – ульва, 5 – сфагнум, 6 – фукус, 7 – орляк.
ВОДОРОСЛЬ | ПАПОРОТНИК | |
3,5 | 1,4,6 | 2, 7 |
- Под какими цифрами живут растения в первом доме, во втором, в третьем.
III. Активизация опорных знаний
Учитель: Сейчас вы увидите изображения организмов, если перед вами живой организм - вы показываете зелёную сигнальную карточку, а если неживой - красную: кошка, горы, корабль, птицы, ромашка.
- Какими признаками обладают все живые организмы?
Дети: они питаются, передвигаются, дышат, растут, размножаются …
- Какие царства живой природы вам известны?
Дети: грибы, бактерии, растения, животные.
- Скажите к каким царствам относятся следующие живые организмы: тигр, мухомор, водоросли, бациллы, сосна, ель.
- Как одним словом можно еще назвать сосну и ель.
Дети: Хвойные
- Тема сегодняшнего урока «Хвойные растения». А что вы должны будете узнать нового о данных растениях?
Дети: Строение, где растут, какие растения относятся к хвойным.
- И так сегодня мы должны узнать особенности строения, размножения и многообразие хвойных растений.
IV. Изучение нового материала.
А) Особенности строения.
- Рассказ учителя с элементами беседы: форма (дерево, куст, трава), многолетние или однолетние, особенности строения, роль в процессе дыхания.
Б) Строение хвои.
Работа в парах.
- Перед вами образцы хвоинок под номерами. Изучите особенности их строения и заполните в таблице строки 1,2,3 в задании №2.
Раздаточный материал: хвоя: сосна обыкновенная, ель обыкновенная, ель голубая.
Таблица «Строение хвои»
№1 | №2 | №3 | |
1. Цвет хвои | |||
2. Размер | |||
3. Количество | |||
4. Название дерева |
- Учащиеся проверяют ответы по таблице на экране, записывают в 4 строке название дерева.
В) Характеристика основных представителей.
- Где вы могли встретить эти деревья?
Дети: В посадке, в лесу, около домов, школы.
- Сосна и ель произрастают в нашей местности.
- Сообщение детей об особенностях строения сосны обыкновенной и ели обыкновенной (задания опережающего характера)
-Учитель: Территория нашей Родины огромная, в северных районах расположены большие лесные массивы, состоящие из хвойных растений. Эти леса называются тайгой. Там растут такие деревья как лиственница и кедр.
- Сообщение детей об особенностях строения лиственницы и кедра (задания опережающего характера).
Физкультминутка.
- Если я буду называть грибы – вы должны руки поставить к плечам, если мхи – присесть, а если хвойные растения – встать на носочки и вытянуть руки вверх.
Опенок, кедр, кукушкин лён, мухомор, сосна, подберезовик, ель, сфагнум, лиственница.
Г) Практическое применение
- Какое практическое значение имеют данные хвойные растения.
- Сообщения учащихся о применении и использовании хвойных растений в хозяйственной деятельности человека: сосна, ель, кедр, лиственница, пихта.
Д) Размножение хвойных растений.
- Самостоятельно прочитайте текст учебника с. 56 и найдите ответ на вопрос «Почему хвойные растения еще называют голосеменными?»
Дети: семена не защищены, голые.
- А где расположены семена хвойных растений?
Дети: в шишках.
Физкультминутка для глаз.
- Электронная физкультминутка «Новогодняя ёлка»
- Практическая работа в группах «Сравнение шишек хвойных растений»
- Перед вами шишки голосеменных растений кипарис, сосна, ель, лиственница. Рассмотрите их форму, найдите семя. Выполните задание №3, зарисуйте схематично форму.
Лиственница | Сосна | Ель | |
- А теперь посмотрите, какие формы у вас должны получиться. Проверка с таблицей на экране.
- Для того чтобы из семени выросло взрослое хвойное растение должно пройти не менее 25-30 лет. Но не все растения доживают до зрелого возраста. Скажите, а что может помешать этому?
Дети: пожары, засухи, вырубка для строительства, вырубка новогодних деревьев.
- А как вы можете помочь хвойным деревьям?
V. Закрепление пройденного материала.
1) Работа с сигнальными карточками.
- Если сказанное мною утверждение верно - то вы поднимаете зелёную карточку, если не верное – красную.
Все хвойные растения имеют широкие листья.
Семена хвойных растений не защищены.
Голосеменные растения имеют цветок.
Хвойные растения не боятся холода.
В нашей местности растёт лиственница.
2) Работа с гербарием в группах.
- Перед вами лежат гербарные растения. Задание - рассмотрите, уберите лишнее, обоснуйте почему.
VI. Домашнее задание
1 группа – Мини- сообщения «Удивительные факты из жизни хвойных растений»
2 группа - Рисунки, фотографии «Хвойные растения»
3 группа – Мини – сочинения «Охраняйте хвойные леса»
4 группа – Сообщения «Многообразие хвойных растений»
VII. Итог урока
-Послушайте внимательно загадку, дайте ответ:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель, Сонна)
- К какой группе растений они относятся?
- Перечислите еще растения, относящиеся к голосеменным или хвойным растениям.
- Выставление оценок. Анализ работы учащихся
VIII. Рефлексия.
- Хвойные растения выделяют в воздух вещества, которые очищают его от микробов и бактерий. Поэтому для того чтобы вам легко дышалось, вы были здоровы, давайте посадим много хвойных растений на территории России.
- Каждая группа учащихся прикрепляет на карту России хвойное дерево.
globuss24.ru
Разнообразие растений. Окружающий мир. 3 класс. Разработка урока – конспект урока – Дрофа-Вентана
авторы: Бегаева Юлия Игоревна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Калуги
УМК «Окружающий мир. 3 класс» Е. В. Саплиной, А. И. Саплина, В. И. Сивоглазова.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
I. Познавательные: формировать представления о многообразии растений.
II Развивающие:
- Развитие наблюдательности при работе с иллюстративными материалами.
- Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
- анализ при выделении признаков и видов растений, и отнесении их к определенной группе;
- классификация при выделении групп растений;
- синтез при формулировке вывода.
- Развитие самостоятельности при организации работы в группах.
III Воспитательные:
- Воспитание познавательного интереса.
- Воспитание умения общаться:
- учитель – ученик
- ученик – ученик
Задачи:
- Расширить кругозор и знания учащихся о природе.
- Сформировать представление о многообразии растений.
Оборудование: для учителя: раздаточный материал, для учащихся: книжка-раскладушка, карточки, иллюстрации.
Использованные источники
Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Издательство «Дрофа», 2010 г.
C использованием технологии критического мышления.
Ход урока
1. Орг. момент
– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок «Окружающего мира». Посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Будьте внимательны.
2. Актуализация имеющихся знаний
– Сегодня д/з. я буду проверять по-разному. По карточкам будут работать: Саша, Сережа и Ира.
А) Индивидуально-письменный опрос
Карточка № 11. Почва – это … . 2. Какие составные элементы почвы можно обнаружить в результате данных опытов. Подпиши.
|
Карточка № 21. Запиши главное свойство почвы. 2. Впиши составные элементы почвы.
|
Карточка № 31. Впиши пропущенные слова. Почва – это верхний … слой земли. … – главное … почвы. 2. Почва состоит из кислорода, … , минеральных солей, … , … , песка. |
Б) Фронтально-устный опрос
– Итак, ребята, посмотрели все на меня. А теперь я бы хотела проверить как остальные ребята готовы к уроку.
– С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
– Что такое почва?
– Какой состав имеет почва?
– Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли?
– Какие живые существа есть в почве?
– Как образуется почва?
– Почему, сажая растения, мы одновременно и охраняем почву?
Сейчас я вам буду читать вопросы, а вы должны записать в тетрадь буквы правильных ответов:
- Выберите правильное определение почвы я) верхний слой земли, где есть песок и глина; е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода; о) верхний плодородный слой земли.
- Какая главная часть почвы? т) перегной; д) песок; б) глина.
- Что образуется из перегноя под действием микробов? м) вода; н) воздух; д) соли.
- Что используют растения для питания? е) микробы; и) соли; ю) перегной. 5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? ш) песок; щ) глина; ч) перегной.
- Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых? м) Чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли; н) Чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву; л) Чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.
- Какое утверждение верно? а) Там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву и ее часть; о) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие; я) При внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.
– У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «ОТЛИЧНО».
– Ребята, а зачем мы так долго изучали, повторяли все сведения про почву?
– К какой природе можно отнести почву?
– Почву нельзя отнести только к живой или только к неживой природе. Живая и неживая природа в ней как бы соединяются.
– Для чего нужна нам почва?
– В почве нуждаются растения.
– Вот сегодня мы с вами и будем изучать растения.
3. Изучение нового материала. Постановка проблемы
– Как называется наука, которая изучает живую природу?
– Биология.
– На какие царства ученые-биологи делят живую природу?
На доске появляется таблица.
На доске иллюстрации с изображением растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– На какие группы можно распределить эти растения?
– Деревья, кустарники, травы.
– Какие части растения вы знаете?
– Выделите все части у данного растения.
– Мы не знаем.
– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
– Мы узнаем на какие группы можно разделить все растения.
– Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся с группами растений и отнесем наши растения к каждой группе.
– Откройте учебник на стр.72. Прочтите текст, обозначая условные знаки.
– не знал
✓ знал
+ понятно
? непонятно
– Какие группы растений вы узнали?
– Мы с вами говорили что все растения имеют корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.
– Давайте найдем отличительные признаки каждой группы растений. (Составление таблицы.)
|
корень |
стебель |
листья |
размножение |
Особенности жизнедеятельности |
водоросли |
нет |
нет |
нет |
спорами |
живут в основном в воде |
Мхи |
нет |
есть |
есть |
спорами |
живут в сырых местах, очень жизнеспособны, не имеют цветков |
Папоротники |
есть |
есть |
есть |
спорами |
живут в сырых местах, очень жизнеспособны, не имеют цветков |
Хвойные |
стержневая или мочковатая корневая система |
одеревенелый |
в виде иголок (хвоя) |
семена образуются в шишках |
почти все относятся к вечнозеленым |
Цветковые |
то же |
травянистый или одеревенелый |
листовая пластинка |
цветы, из них образуются плоды с семенами |
очень многообразны и многочисленны |
– Опираясь на таблицу, разделим наши растения на группы.
На доске появляется схема.
У каждого ребенка на столе лежит конверт с иллюстрацией растения.
– Найдите место в схеме данному растению.
– Молодцы.
– Вот посмотрите какое многообразие растений существует в природе.
4. Д/з
– Напишите сообщение об одном представителе любой группы растений.
drofa-ventana.ru
ВОДОРОСЛЬ | ПАПОРОТНИК | ||
3,5 | 1,4,6 | 2, 7 | №1 | №2 | №3 |
1. Цвет хвои | |||
2. Размер | |||
3. Количество | |||
4. Название дерева | Лиственница | Сосна | Ель |