Происхождение и этапы эволюции растений. Перечислите известные вам виды растений биология 6 класс
Параграф 4. Органы цветковых растений
1. Что такое орган? Какие органы растений вы знаете?
Орган (от греческого «органон» — орудие, инструмент) — это часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение в организме. Органы цветковых растений: побеги, корни, цветки, плоды с семенами.
2. Какие органы образуют побег?
Побег состоит из стебля, листьев и почек.
3. Каково значение корня?
Растение укрепляется в почве с помощью корня. Мощная корневая поглощает из почвы воду и растворённые в ней питательные вещества.
У некоторых растений, например у редиса, моркови, свёклы, из главного корня и основания побега образуются корнеплоды, которые служат местом запасания питательных веществ. Некоторые тропические древесные растения, живущие на затопляемых морскими приливами побережьях, образуют дыхательные корни, которые поглощают воздух и снабжают им подземные части растения. У других растений (например, у тропического баньяна) — корни-подпорки. Растения со слабым стеблем (например, плющ) с помощью корней-прицепок поднимаются вверх по стенам, стволам растений-соседей.
4. Чем стержневая корневая система отличается от мочковатой? У каких растений стержневая система?
Корневые системы бывают стержневыми — с хорошо развитым главным корнем (люпин, фасоль, одуванчик) и мочковатыми — с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем (рис, пшеница, лук).
5. Какие структуры корня обеспечивают функцию всасывания?
Корневые волоски всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Они увеличивают всасывающую поверхность корня в сотни раз.
6. Из зародышевого корешка семени формируется главный корень. Могут ли формироваться растения, у которых изначально нет главного корня?
Нет, только если у растения мочковатая корневая система, главный корень недоразвитый или рано отмирает.
7. Расскажите о многообразии и строении листьев.
Лист занимает на стебле боковое положение и обычно состоит из листовой пластинки, которая прикреплена к стеблю с помощью черешка. Листья, не имеющие черешка, называют сидячими. Нижнюю часть листа называют основанием. На нём у некоторых растений образуются прилистники. Однако не все растения имеют прилистники. Нет их, например, у сирени и ландыша, а у льна, элодеи, гвоздики нет черешков.
Различаются листья и числом листовых пластинок на черешке. Так, листья берёзы, липы имеют по одной листовой пластинке — это простые листья. У листьев рябины, акации, шиповника на черешке находится несколько листовых пластинок — это сложные листья.
8. Объясните, почему удаление узкого кольца коры (луба) у дерева является серьёзным повреждением и может привести к гибели растения.
По лубу перемещаются органические вещества. Поэтому при его повреждении часть растения ниже раны будет лишена притока органических веществ и постепенно погибнет.
9. Какое строение имеет цветок?
Обычно цветок состоит из венчика, образованного лепестками — сросшимися (табак, незабудка) или раздельными (яблоня, вишня). У большинства растений венчик окружён чашелистиками, образующими чашечку. Она также может быть сростнолистной или раздельнолистной. Чашечка и венчик составляют двойной околоцветник. В простом околоцветнике все листочки одинаковые, как, например, у тюльпана.
Главная часть цветка — пестик и окружающие его тычинки. Пестик располагается в центре цветка. Он состоит из завязи, столбика и рыльца. Из завязи после опыления и оплодотворения развиваются плод и семена. Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. Количество пестиков и тычинок в цветках разных растений различно, но тычинок всегда больше. Все части цветка располагаются на цветоложе, которое у большинства растений является расширенной частью цветоножки.
10. Что такое соцветие?
Соцветия — это группы цветков, расположенных близко один к другому в определённом порядке.
11. Что такое плод, каково его значение?
Плод - орган размножения покрытосеменных растений, образующийся из завязи цветка и служащий для формирования, защиты и распространения заключенных в нём семян.
12. Почему у многих растений цветки собраны в группы — соцветия?
Соцветие увеличивает шансы опыления, а соответственно и размножения.
13. Изучив текст на с. 33, выделите правила схематического изображения соцветий. Самостоятельно нарисуйте схему соцветия растения, предложенного учителем.
14. Какие ещё варианты классификаций плодов вы можете предложить?
В большинстве классификаций плоды обычно разделяют на настоящие (формирующиеся из разросшейся завязи) и ложные (в их образовании принимают участие и другие органы).
Настоящие плоды подразделяют на простые (сформированные из одного пестика) и сложные (возникшие из многочленного апокарпного гинецея).
15. Назовите, известные вам растения, плоды которых ядовиты.
Жимолость лесная, белладонна, волчье лыко, вороний глаз, паслен сладко-горький, паслен черный, ландыш майский и др.
resheba.com
Ксп биология 6-класс растении
Южно Казахстанский область
Город Туркестан
Общая средняя школа «Карачик»
Учительница по химии и биологии
Нишанова Севара Йулчиевна
6-класс
ТемаКультурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Цель
раскрыть значение живых организмов в природе и в жизни человека; дать первоначальные сведения об охране растений и животных; пробудить интерес к изучению биологии; ознакомить с казахстанскими ученными, их вкладом в развитие биологии; актуализировать знания о заповедниках Казахстана.
Ожидаемый результат
Знает культурные и дикорастущие, однолетние и многолетние растения, лекарственные и декоративные.
Жизненные формы растений
Формирование умений и навыков по работе с учебным материалом |
Этапы урока
Содержание деятельности
Методы, формы, приемы работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I Оргмомент,
Приветствие, определение целей урока.
Психологический настрой
Беседа
II Проверка изученного материала.
Какая природа бывает? (живая и неживая)
Что изучает наука биология?
Назовите свойства живой природы? (питание, дыхание, рост, развитие, размножение…)
Какие царства живой природы вам известны? (вирусы, бактерии, грибы, растения и животные.)
Рассказать о распространении и многообразии живых организмов.
Роль живых организмов:
Что изучают биологические науки: микробиология, вирусология,ботаника, зоология, биосфера.
Биологический диктант:
Наука о живой природе … (биология)
Наука о растениях… (ботаника)
Наука о животных … (зоология)
Основные свойства живой природы…
Оболочка Земли населенная живыми организмами…(биосфера)
Наука о вирусах …(вирусология)
Наука о бактериях …(микробиология)
Фронтальный опрос, беседа,
Индивидуальный опрос у доски.
Самостоятельная работа, взаимопроверка диктанта.
III Изучение нового материала.
1. Термин жизненная форма в отношении растений был предложен в 80-х гг. прошлого века известным ботаником Вармингом. Он понимал под этим понятием “форму, в которой вегетативное тело растения (индивида) находится в гармонии с внешней средой в течение всей его жизни, от колыбели до гроба, от семени до отмирания”.
Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные.
Растительный мир планеты разнообразен.
Скажите, что вы себе представляете, когда вы говорите слово «растения»?
(Трава, цветы, кустарники, деревья и др.).
Таким образом, можно сделать вывод, что очень трудно перечислить все, что входит в понятие «растения».
Растения отличаются друг от друга окраской и формой листьев, стеблей, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими особенностями.
Работа в группах в ходе экскурсии по заданиям:
1 группа:
Чем культурные растения отличаются от дикорастущих? Приведите примеры.
(Для роста и развития необходимы определенные условия:
— культурным растениям такие условия создает человек (садит, производит подкормку, вырывает сорняки, борется с вредителями и болезнями растений, собирает урожай),
— дикорастущие растения сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.
Ребята, дикорастущие цветы прислали вам письмо:
«Дорогие ребята!
Пожалуйста, будьте добры, не обрывайте зря цветы на лугу, на лужайке, на поляне и в лесу. Сорванные и собранные цветы в букеты, мы быстро вянем и погибаем, не принеся потомства. Пожалейте, не губите нас».
— Как вы думаете, почему цветы просят не обрывать их?
Давайте с вами будем учиться любоваться красотой цветов в природе, а не в вазе потому что
Если я сорву цветок,Если ты сорвёшь цветок,Если все – и я, и ты,Если мы сорвём цветы –Опустеют все поляныИ не будет красоты!
2 группа:
Чем отличаются однолетние, двулетние и многолетние растения между собой?
(По срокам жизни растения делятся на три группы: однолетние, двулетние и многолетние.
— Многолетние живут в течение нескольких лет. К ним относятся все деревья и кустарники, некоторые травы (ландыш, одуванчик, крапива, мать-и-мачеха). Надземные части большинства травянистых многолетних травянистых растений отмирают осенью, а весной из почек, находящихся под землей, вырастают новые побеги.
— Двулетние растения живут почти два года. У них (свеклы, моркови, редьки, репы, капусты и др.) в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья, а на второй год развивают новые побеги, цветут и образуют плоды с семенами и осенью отмирают.
— Однолетние растения (лук, томат, фасоль, пшеница, астра) весной развиваются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и затем отмирают.
3 группа:
Что вам известно о лекарственных и декоративных растениях? Приведите примеры.
Лекарственные растения — обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них определенных химических соединений — так называемых действующих веществ.Лекарственные растения используют в виде сборов, или чаев, порошков и прочих или же после обработки.
Большинство декоративных растений выращивают ради их [link] (петуния, роза, астра, цинния и др.).
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (вращаем головой)
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)
А теперь росой умойся, (имитация движений)
Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)
2. Жизненные формы растений.
В ходе экскурсии конкретизирую следующие понятия: «дерево», «кустарник», «трава», обращаю внимание учащихся на их многообразие на территории школы, ввожу видовое название растений.
Ребята, когда мы приходим в лес, что мы там видим?
(Деревья, кустарники, травы).
Деревья – обычно крупные растения многолетними деревенистыми стеблями. (ель, лиственница, яблоня. (Самое высокое дерево на Земле 155 м высота и 6 м в диаметре эвкалипт царственный обитает в Австралии и Тасмании)) Каждое дерево имеет ствол, ветви деревьев образуют их кроны.
· Кустарники имеют не один ствол, а несколько стволиков, отходящих от общего основания (малина, шиповник, сирень, смородина)
· Кустарнички – низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых не превышает 10 – 60 см. (черника, брусника)
· Травы имеют травянистые сочные зеленые стебли, ежегодно отмирающие ( пырей. Клевер, подсолнечник, банан до 7 м., ряска несколько мм.)
В ходе экскурсии объясняю школьникам:
•причины изменения окраски листьев, листопада;
• чем вызвано многообразие плодов;
• чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.
При объяснении можно использовать стихотворения об осени, например, отрывок стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…»
2. Классификация растений по продолжительности жизни:
Чтение статьи, самостоятельное заполнение таблицы.
Эвристическая беседа.
Составление схемы в тетрадях
IV Закрепление знаний.
Заполнение таблицы:
Определить растения по продолжительности жизни и жизненной форме:
Однолетники
Двулетники
Многолетники
Пшеница
Тополь
Ромашка
Свекла
Вишня
Одуванчик
Баклажан
Морковь
Задания предусматривают выполнение двух видов работ:Первый вид работы (з.1-3) направлен на ознакомление учащихся с многообразием видов древесных растений, выявление признаков приспособленности растений к осенним условиям.
Второй вид работы направлен на формирование эстетических ценностей природы.
1. * Какие деревья, кустарники и травы растут на пришкольном участке школы.
* Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев.
* Почему у кустарников преобладают сочные плоды.
* Как распространяются плоды и семена кустарников.
2. Пронаблюдайте за изменением окраски листьев.
3. Растения, растущие на территории школы занесите в таблицу
Жизненная форма
По продолжительности жизни
При подведении итогов в обобщающей беседе выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого использую следующие вопросы:
1. Чем кустарник отличается от дерева?
2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?
3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?
4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?
5. Какие плоды преобладают у кустарников?
6. Как они распространяются?
7. Какое значение имеет период покоя в жизни растений?
8. Какие деревья и кустарники раньше других переходят в состояние покоя?
9. У каких растений быстрее желтеют листья – у деревьев или кустарников?
10.Как зимуют многолетние травы?
В беседу включаю занимательные вопросы, пословицы, загадки, например:
Почему говорят:«Если лист ничком ложиться, когда опадает, – к урожаю на будущий год»;
«Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы».
Отгадайте:«Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (лес).
«Многорук, а нога одна» (дерево).
«Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос» (береза)
«Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет» (лист).
«Летом одевается, зимой раздевается» (растения)
В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.
Делаю вывод, придав материалу целостность.
Напоминаю о сроках письменного ответа.
Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.
Заполнение таблицы, формулировка выводов
V Заключительный
1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
2. Д/з: конспект, схемы в тетради, отчетное задание: опишите осенние явления, происходящие в мире растений.
resheba.ws
Биология 6 класс - Каталог статей
§ 1 Мир растений
Мир растенийМногообразие растительного мира. Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни.
Растения постоянно находятся с нами. Их можно видеть на подоконниках в школе, в кабинете биологии, во дворе у дома, на газонах, в огороде, в лесу, в поле и даже в реке, озере и море.
Одни растения живут очень долго, много лет, и поэтому их называют многолетними. Другие живут лишь несколько месяцев, не более одного года. Это однолетние растения.
li природе встречаются растения, у которых в первый год формируются только облиственные побеги и корни, а на второй год образуются цветоносные побеги и плоды. Это морковь, капуста, репа и др. Такие растения живут не один год, а два, поэтому их называют двулетними.
В жарких сухих районах Земли произрастает агава (рис. 6). Например, у агавы мексиканской из толстых мясистых листьев образуется розетка. В таком виде растение живет 6-15 леУ, накапливая питательные вещества. Затем в центре розетки из почки вырастает могучий стебель, достигающий высоты 3-5 м, с огромным количеством цветков и плодов. Вскоре всё растение полностью Рис. 6. Агавы (слева — отмирает. Агава — многолетнее растение, но плодо-
цветущая) носит лишь один раз в своей жизни. Древовидный
бамбук — высокорослое (до 35 м высотой) многолетнее растение и тоже цветет один раз в жизни, после чего отмирает. Но есть растения, которые живут очень много лет и все эти годы плодоносят: дуб, ель, сосна, яблоня.
Общий внешний облик растений называют жизненной формой.
Жизненная форма тополя, ели, яблони — дерево-, смородины, сирени, шиповника — кустарник-, черника и брусника представляют собой кустарнички-, пырей, клевер, лебеда, тюльпан, подсолнечник — травы.
Деревья — многолетние растения. Например, ель в наших лесах обычно достигает 30-40 м в высоту и живет 300-500 лет. Но есть деревья-гиганты. Так, секвойя вечнозеленая достигает ПО-1 12 м в высоту и живет свыше 3000 лет. Толщина ее ствола такая огромная (6-8 м в диаметре), что обхватить его могут только 20 человек, взявшись за руки. Растет она в горах Калифорнии — в США. В Австралии многие эвкалипты вырастают до 1 20 м. Самое высокое дерево (до 150 м высотой и 6 м в диаметре) на земном шаре — эвкалипт царственный. Он обитает в горных районах юго-восточной части Австралии и в Тасмании. Самое долгоживущее растение — сосна остистая, обитающая в юго-западных штатах США. Как полагают ученые, возраст некоторых ныне живущих деревьев — 4900-6000 лет. Каждое такое дерево, как и леса, образованные секвоей или эвкалиптами, — уникальное явление природы, потому они охраняются как всеобщее достояние. Среди наших деревьев долго могут жить дуб (до 1500 лет), платан (до 2000 лет). Кустарники в отличие от деревьев имеют много стволов (их называют стволиками), отходящих от одного общего основания, которое находится под землей или у самой ее поверхности. Каждый стволик живет всего около 10 лет, но на смену ему вырастают новые, поэтому кустарник живет долго. Например, у малины стволики живут лишь 2 года, а само растение может жить более 50 лет. У шиповника стволики живут 5-6 лет, а само растение — более 100 лет. По этой причине многие кустарники нередко живут дольше, чем некоторые деревья.
Кустарнички — низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых обычно не превышает 40 см.
Травы имеют травянистые зеленые побеги, ежегодно отмирающие. Но у двулетних и многолетних трав на следующий год, весной, из зимующих почек отрастают новые
Значение растений. Многие растения, обладающие яркими цветками или листьями, привлекательным внешним видом (рис. 7), выращивают в садах, оранжереях и дома. Их называют декоративными. Некоторые из них еще недавно были дикорастущими.
Например, василек полевой, колокольчик, купену недавно стали выращивать любители-цветоводы, тогда как пионы, розы, хризантемы, ирисы, лилии вошли в культуру более тысячи лет назад. Человек вывел тысячи сортов этих растений. Преобладающее большинство комнатных растений — представители дикорастущих из разных регионов Земли. Отечественный ученый — ботаник и педагог Николай Михайлович Верзилин написал много интересных книг о растениях, живущих рядом с нами. Среди них наиболее известны «Путешествие с домашними растениями» и «По следам Робинзона».
Есть растения, которые обладают лечебным действием. Их используют в медицине и в ветеринарии (для лечения животных). Такие растения называют лекарственными (рис. 8).
Лучшим средством лечения поврежденной кожи может служить промытый лист подорожника большого. Листья алтея и термопсиса используют для приготовления лекарства от кашля. Корни валерианы и ландыша применяют в лечении заболеваний сердца.
Многие из них, например календулу и валериану, специально выращивают на полях, т. е. они стали культурными растениями.
Дикорастущие и культурные растения — богатый источник различных продуктов питания и витаминов для человека, а также кормов для животных. Во всем мире растения используют как строительный материал, природное сырье для химических и других предприятий. Причем культурные растения человек выращивает и охраняет, а дикорастущие возобновляются сами.
Люди активно используют дикорастущие растения для своих потребностей, но недостаточно их охраняют. В результате многие дикорастущие сухопутные и морские растения находятся на грани уничтожения.
Значительно сократилась в природе численность раннецветущих красивых «подснежников», таких как цикламен, галантус, тюльпан, печеночница, адонис, пион, сон-трава. Активно вырубаются деревья, исчезают леса. Из-за распашки целинных земель исчезают степные растения. Поэтому охрана дикорастущих растений стала одной из важнейших задач нашего времени.
Все растения — богатство Земли.Растительный мир чрезвычайно разнообразен. Среди растений есть культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные. Растения образуют различные жизненные формы (деревья, кустарники, кустарнички, травы), которые отличаются друг от друга внешним обликом. Все вместе они представляют многообразие растительного мира.1. Назовите известные вам лекарственные растения.
2. Как отличить березу от тополя, а шиповник от подорожника?
3. Почему надо беречь и охранять дикорастущие растения?
4. Удалось ли вам посадить и вырастить какое-либо растение?
biology.ucoz.net
Происхождение растений (биология 6 класс)
Растительный мир удивляет своим разнообразием форм, размеров, красок. Но как и откуда взялось такое разнообразие и такая разноплановость? Когда-то, давным-давно была одна-единственная форма жизни – маленькие примитивные бактерии, из которых за много миллионов лет появилось огромное множество высокоорганизованных живых организмов. На сегодняшнем уроке мы узнаем, как же это происходило.
Палеонтология – наука об ископаемых останках растений и животных.
Палеоботаника – раздел палеонтологии, который изучает ископаемые останки растений, залегающие в геологических пластах.
Погибшие растения иногда попадали в безкислородную среду (болота, обвалившиеся пласты земли), где они не перегнивали, а пропитывались минеральными веществами и образовывали окаменелости (см. Рис. 1).
Рис. 1. Окаменелые растения
На затвердевших породах могут оставаться отпечатки, которые хорошо передают внешний вид вымерших организмов (см. Рис. 2).
Рис. 2. Отпечатки растений
С помощью специальных методов определяют возраст ископаемых растений.
В далекие времена растительный мир Земли отличался от нынешнего. В самых древних отложениях нет признаков жизни, в более поздних находят останки примитивных организмов (см. Рис. 3).
Эпохой возникновения жизни считают архейскую эру, в которой возникли условия для зарождения жизни (нормальная температура, вода).
Рис. 3. Строматолит (окаменевшее бактериальное сообщество)
Чем моложе слой, тем более сложные организмы там встречаются. В процессе исторического развития многие растения вымерли, другие очень изменились.
Самые старые геологические породы земли сформировались около 4 млрд лет назад. Но не ясно, сколько лет заняло их формирование.
Первые живые организмы появились в воде примерно 3,5 – 4 млрд лет назад. Простейшие организмы были бактериями (см. Рис. 4), они не имели собственного ядра, но обладали способностью к обмену веществ и размножению.
Рис. 4. Бактериальная клетка
В пищу, они использовали органические и минеральные вещества, растворенные в океане. Постепенно количество органических веществ в океане уменьшилось, и появился фотосинтез.
Это период называют первым кризисом жизни, который возник из-за недостатка органических веществ. Второй кризис жизни связан с насыщением атмосферы кислородом, в результате чего погибло большинство безкислородных бактерий, а выжившие клетки стали использовать кислород для своих обменных процессов.
Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды с использованием энергии света. С его появлением в атмосфере стал накапливаться кислород. Постепенно состав воздуха стал приближаться к современному. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни.
Появились первые эукариоты (см. Рис. 5). Их клетки имели настоящие ядро и митохондрии, пластиды.
Рис. 5. Эукариотическая клетка
Появились одноклеточные водоросли. Одни из самых древних – цианобактерии (сине-зеленые водоросли) – прокариотические организмы.
Существует множество групп эукариотических водорослей. Одноклеточные водоросли – родоначальники царства зеленых растений. Среди многоклеточных водорослей, наряду с плавающими, появились и донные формы (фукус, ламинария). Такой образ жизни привел к разделению растения на части: одни служат для прикрепления к субстрату, другие – для фотосинтеза.
У водорослей возникло половое размножение, что привело к увеличению изменчивости и появлению новых свойств, которые иногда помогали приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды.
Со временем поверхность материков и дно океана изменились. За счет колебаний земной коры на месте моря могла возникать суша.
Переход растений к наземному образу жизни был связан с существованием периодически заливавшихся водой и освобождавшихся от нее участков суши. Осушение участков происходило постепенно, и у некоторых водорослей стали появляться приспособления к наземному образу жизни. И древние многоклеточные водоросли дали начало высшим растениям.
Приспособления растений к жизни на суше:
- Появление механической ткани
- Появление проводящей ткани
- Появление устьиц на листьях
- Способность запасать воду
- Размножение постепенно перестает быть связанным с водой (у голосеменных и покрытосеменных)
Список литературы
- Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.
- Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
- Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- O-planete.ru (Источник).
- Beaplanet.ru (Источник).
- Bio.fizteh.ru (Источник).
Домашнее задание
- Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 288, задания и вопросы 1, 2 (Источник).
- Как повлияло на развитие растения появление фотосинтеза?
- Опишите процесс выхода на растений на сушу.
- * Как вы считаете, могла ли жизнь не выйти на сушу, а остаться в водной среде? Как бы она тогда выглядела? Ответ обоснуйте.
mirror.vsibiri.info
Обобщающий урок по теме "Классификация растений". Биология, 6-й класс
Разделы: Биология
Цели урока:
- Повторить и обобщить знания об отличительных признаках растений класса Однодольные и класса Двудольные, о характерных признаках растений различных семейств.
- Продолжить формирование умений различать растения различных семейств и классов, давать им морфологическую характеристику. Развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой, делать выводы, анализировать и применять полученные знания на практике.
- Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, любовь к окружающему нас растительному миру, умения работать в коллективе.
Оборудование:
Гербарии растений различных семейств, дидактический материал на партах, дополнительная литература, мультимедийный проектор и компьютер.
Тип урока: урок-соревнование.
План урока:
- Организация класса.
- Обобщение знаний.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организация класса:
Класс поделён на 5 групп (гетерогенные группы) по 4-5 человек. В каждой группе выбран консультант, который отвечает за работу всей группы и в ходе урока ведёт контроль за ответами учащихся в ходе урока и выставляет оценку за их работу в “Листок активности группы”. Можно задействовать жюри для облегчения подсчёта баллов во время урока. Урок проводится в форме путешествия по станциям. В конце урока выявляется самая рейтинговая группа и рейтинговый ученик.
Оформление доски:
- Разминка – 2 баллов.
- “Узнай-ка” - 8 баллов.
- “Выбирай-ка” - 4 балла.
- “Четвёртый лишний” - 3 балла.
- “Криминальная” - 5 баллов.
- “Ай, болит” - 5 баллов.
- “Загадка” - 4 балла.
- “Узнай семейство” - 5 минут.
- “Исследовательская” - 12 баллов.
- “Музыкальная” - 5 баллов.
2. Обобщение знаний:
1 станция: “Разминка”.
Учитель называет растение. Группа должна сказать, к какому семейству относится это растение.
1 группа: сурепка обыкновенная, горох посевной.
2 группа: шиповник коричный, белена чёрная.
3 группа: подсолнечник однолетний, пастушья сумка обыкновенная.
4 группа: ландыш майский, томат обыкновенный.
5 группа: рожь посевная, василёк синий.
2 станция: “Узнай-ка”.
На доске выписаны признаки растений и названия семейств в определённом порядке:
- Сетчатое.
- Мочковатая.
- Крестоцветные, розоцветные, паслёновые.
- Одна семядоля.
- Злаковые, лилейные.
- Две семядоли.
- Параллельное или дуговое.
- Стержневая.
Ученики имеют набор цифр то 1 до 8. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения ребята находят ответ и показывают цифру, которой он обозначен.
Текст: “У растений класса однодольных корневая система….., у двудольных - ….. . У двудольных зародыш семени имеет….., а у однодольных….. . У растений класса однодольных жилкование листьев……, а у класса двудольных…. . Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся…., к классу однодольных…. .”
Ответы: 2, 8, 6, 4, 7, 1, 3, 5. Самопроверка.
3 станция “Выбирай-ка”.
У учащихся на парте перечень признаков растений различных семейств. Им нужно выбрать из них только те, которые характерны для определённого семейства, и на листочке написать цифры, под которыми расположены эти признаки.
- Плод зерновка.
- Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок одинаковой величины, расположенные в 2 круга.
- В цветке 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.
- Многолетние растения с луковицами или корневищами.
- Плод ягода или коробочка.
- Листья длинные с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.
- Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок, расположенных свободно.
- Соцветие корзинка.
- Плод стручок или стручочек.
- Стебель соломина с узлами.
- Цветок имеет 2 цветковые чешуи, 3 тычинки, 1 пестик.
- Венчик цветка сростнолепестной, состоит из 5 лепестков.
- Цветки трубчатые, воронковидные, язычковые.
- Соцветие – только кисть.
- Плод семянка.
- Околоцветник состоит из 4 чашелистиков и 4 лепестков.
- Околоцветник простой, состоит из 6 листочков.
- Чашечка цветка заменена хохолком из волосков или плёнок.
- Чашечка цветка сростнолистная, состоит из 5 чашелистиков.
Ответ:
1 группа (Крестоцветные) – 3,9,14,16.
2 группа (Паслёновые) – 5,7,12,19.
3 группа (Сложноцветные) – 8,13,15.18.
4 группа (Лилейные) – 2,4,5.17.
5 группа (Злаковые) – 1,6,10,11. взаимопроверка групп.
4 станция “Четвёртый лишний”.
Из гербариев, расположенных на парте или карточки с рисунками или фотографиями растений, выберите лишнее растение, которое не относится к семейству, к которому относятся другие 3 растения.
1 балл – за правильное название лишнего растения.
1 балл – за правильное название семейства, к которому оно относится.
1 балл – за правильное название семейства, к которому относятся оставшиеся 3 вида растений.
1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа:
5 группа:
5 станция “Криминальная”.
Представьте себе, что вы работаете в уголовном розыске, и вам по перечисленным приметам необходимо найти преступника – в данном случае растение. Перед вами расположено неизвестное растение и определительная карточка. В течение 5 минут вы должны определить это растение, назвать весь ход определения: тезы, антитезы, которыми вы пользовались, и дать объяснение, почему же это растение является преступником
1 группа – Белена чёрная.
2 группа – Табак настоящий.
3 группа – Паслён чёрный.
4 группа – Редька дикая.
5 группа – Чертополох крычочковый.
6 станция “Ай, болит”.
Представьте себе, что вы пришли к товарищу, а он заболел. Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему для лечения, используя знания о растениях выбранного вами семейства.
1 группа – Крестоцветные.
Хорошее средство от кашля – редька с мёдом. Приготовить его надо так: взять чёрную редьку, вымыть её, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в неё вошли 2 чайные ложки мёда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 часа. Жидкость, образующуюся внутри редьки, 3-4 раза в день пить до еды.
2 группа – Паслёновые.
Рекомендуем вдыхание пара только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.
3 группа – Сложноцветные.
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Подвинь себе кружку, в которой дымится,
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Сухие цветки ромашки заварить кипятком и спустя 15 минут выпить 1 стакан, и вы будете крепко и спокойно спать.
4 группа – Лилейные.
Если кашель только начинается, поможет сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1-2 столовые ложки натёртого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через неё попеременно дышат то одной, то другой ноздрёй по 5-10 минут 3-4 раза в день.
5 группа – Злаки.
В качестве потогонного и отхаркивающего средства мы советуем использовать настой корневища пырея ползучего. Для его приготовления берут 15-20 грамм корневищ. Заливают 2 стаканами холодной воды и настаивают 10-12 часов.
Дополнение учителя:
Розоцветные.
А вот заросли малины.
Не проходите мимо.
Послушайте, что они говорят:
Не зовите докторов Вы из поликлиники, А ищите докторов Где – нибудь в малиннике.
Ягоды вкусны, ароматны и полезны. Настой из сушёных ягод излечивает кашель и понижает жар. 2 столовые ложки сухой малины заварить стаканам кипятка, дать настояться 20 минут, затем процедить. 2-3 стакана горячего настоя нужно выпить в течение 1-2 часов и вы будете здоровы.
7 станция “Загадка”.
Вам нужно дать ответ на загадку и кратко охарактеризовать систематическое положение этого растения: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство.
1 группа:
На плечах Игнашки, Сорок три рубашки, Все из ткани отбелённой, А поверх – пиджак зелёный. (Капуста белокочанная)
2 группа:
Был зелёным плод – не просился в рот. Положили в лёжку – он сменил одёжку: Красную надел – для еды поспел. (Томат обыкновенный)
3 группа:
На лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички. (Ромашка аптечная)
4 группа:
Из растений, чей потрет, выбит на монете? Чьих плодов нужнее нет на земной планете? (Пшеница твердая)
5 группа:
Сидит дед на грядах – весь в заплатках. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук репчатый)
8 станция “Узнай семейство”.
Учитель показывает слайды, на которых изображены растения. Учащиеся должны назвать, к какому семейству относятся изображённые виды растений, и назвать их.
1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа:
5 группа:
9 станция “Исследовательская”.
Представьте себе, что вы работаете в Агротехнической лаборатории. Вашей исследовательской группе предложено составить технологическую карту возделывания одной из культур и познакомить присутствующих с рекомендациями по выращиванию этой культуры. (При подготовке задания используется дополнительная литература).
1 группа: Лаборатория зернобобовых культур. Технологическая карта выращивания гороха овощного.
2 группа: Лаборатория овощеводства. Технологическая карта выращивания свёклы столовой.
3 группа: Лаборатория овощеводства. Технологическая карта выращивания огурца.
4 группа: Лаборатория цветоводства. Технологическая карта выращивания гладиолуса декоративного.
5 группа: Лаборатория плодово-ягодных культур. Технологическая карта выращивания яблони садовой.
Технологическая карта выращивания
- Происхождение.
- Значение.
- Систематическое положение: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид.
- Биологические основы выращивания:
- отношение к свету –
- отношение к теплу –
- отношение к влаге –
- отношение к почве –
5. Агротехника возделывания:
- подготовка почвы –
- подготовка семян к посеву –
- посадка (на какую глубину) –
- полив и подкормка –
- борьба с сорняками, вредителями, болезнями –
- уборка –
- районированные сорта –
10 станция “Музыкальная”.
Каждая группа должна сочинить и исполнить частушку об определённом семействе растений (выбирают жетончики с названиями семейств по желанию).
1 группа – Крестоцветные.
Как на опытном участке сеял репу Михаил, Репа выросла большая, целый класс её тащил.
2 группа – Паслёновые.
Баклажаны, помидоры, Коля в поле посадил, А потом пять суток Коля урожай свой вывозил.
3 группа – Сложноцветные.
В нашем доме день рожденье и пришёл переполох, Подарил Алёша маме вместо астр чертополох.
4 группа – Лилейные.
Вышел Федя на прополку, да трудился всё без толку, Вырвал вместо сорняков лук зелёный, да чеснок.
5 группа – Злаки.
Поспевает рожь на поле, наливается зерно, Пролежал Ванёк на печке, и осыпалось оно.
3. Подведение итогов урока.
Учащиеся сдают “Листок активности групы” по форме:
№ п/п. |
Ф.И. | Этапы | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | итог | ||
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. |
Выявляется самая рейтинговая группа и самый рейтинговый ученик. Выставляются оценки в зависимости от количества набранных баллов:
53-43 – “5”; 42-32 – “4”; 31-21 – “3”; меньше 21 – “2”.
Рефлексия: Ребята, кому понравилось сегодня работать на уроке? Что бы вы хотели изменить, сделать по-своему? И т.д.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai