На пользу кого человека или вида растения животного действует отбор. Урок №14: Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок №14: Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора». На пользу кого человека или вида растения животного действует отбор


Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».

Урок №14: Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».

(11 класс – профильная агротехнологическая группа)

Филиал МАОУ Тоболовская СОШ – Карасульская СОШ

Учитель биологии: Завьялова Мария Леонидовна

Образовательная: сформировать знания о сущности биологических процессов и явлений: действие искусственного и естественного отбора.

Развивающие: продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; сравнивать процессы и явления (искусственный и естественный отбор) и делать выводы на основе сравнения; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах) и применять ее в собственных исследованиях; использовать приобретенные знания и умения для грамотного оформления результатов биологических исследований.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Оборудование: таблицы по общей биологии, инструктивные карточки.

Ход урока:

Актуализация знаний: выполнение практической работы по теме: «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»

Цель: 1) выяснить сходства и различия естественного и искусственного отбора; 2) научиться применять знания о движущих силах эволюции при решении биологических задач.

Оборудование и материалы: таблицы, открытки, рисунки, фотографии, слайды диких и культурных растений и животных.

Ход работы:

1. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы (по учебникам авторов В.Б. Захарова и Д.К. Беляева «Общая биология 10-11 класс»).

2. Инструктивная беседа об особенностях заполнения сводной таблицы:

Сравнение естественного и искусственного отбора

СХОДСТВА

1. Главная движущая сила образования новых форм (видов, популяций, пород, сортов)

2. На каких биологических свойствах организмов основаны оба вида отбора

3. Материал для отбора

4. Судьба особей – обладателей благоприятных изменений

5. Судьба особей – обладателей неблагоприятных изменений

6. Общий результат отбора (его влияние на многообразие форм организмов)

РАЗЛИЧИЯ

1. Среди каких (домашних или диких) животных и растений происходит отбор

2. Отбирающий фактор

3. На пользу кого (человека или вида растения, животного) действует отбор

4. Когда возник отбор (до или после происхождения человека)

  1. Тренировочные упражнения.

Определите, в результате какого отбора возникли виды организмов (породы, сорта) или их отдельные признаки, приспособления. Укажите рядом с примером вид отбора (Е – естественный, И – искусственный)

Дикий кролик

Различные породы кроликов (горностаевый, великан и др.)

Клыки у собаки

Выносливость собак к морозу

Привязанность собак к человеку

Чуткость обоняния у собаки

Дикая лошадь Пржевальского

Породы лошадей (тяжеловоз, рысак и др.)

Чуткость органов слуха и обоняния у домашних лошадей

Копыта у лошадей

Большая яйценоскость у домашних кур

Размножение кур яйцами

Половое размножение яблони

Крупность и приятный вкус плодов культурной яблони

Покровительственная окраска зайца-беляка

Порода кролика с чисто-белой шерстью

Выводы:

  1. Дайте определение естественного и искусственного отбора.

  2. Что лежит в основе возникновения диких и культурных форм (сортов и пород) организмов?

Домашнее задание: Повторить понятие «вид».

Рефлексия: Заверши фразу.

- Выполняя практическую работу я приобрел…

- Мне хотелось бы еще спросить…;

- Меня удивило…;

- Я приобрел/ я научился…;

- Я почувствовал(а), что…

- У меня получилось…;

- Мне захотелось…

infourok.ru

Естественный отбор и борьба за существование

Естественный отбор повышает шансы на выживание и продолжение всего рода, он стоит на одной ступени с мутациями, миграциями и преобразованиями в генах. Основной механизм эволюции действует безотказно, но при условии, что в его работу никто не вмешивается.

Что такое естественный отбор?

Значение этому термину дал английский ученый Чарльз Дарвин. Он установил, что естественный отбор – это процесс, который определяет выживание и размножение только приспособленных к условиям окружающей среды особей. По теории Дарвина важнейшую роль в эволюции играют случайные наследственные изменения.

  • рекомбинации генотипов;
  • мутации и их комбинации.

Естественный отбор у людей

Во времена малоразвитой медицины и других наук выживал только человек, обладающий сильным иммунитетом и стойким здоровым организмом. Недоношенных новорожденных детей не умели выхаживать, в лечении не применяли антибиотики, не делали операций, и приходилось самостоятельно справляться со своими болезнями. Естественный отбор у людей отобрал сильнейших представителей человечества для дальнейшего размножения.

В цивилизованном мире не принято обзаводиться многочисленным потомством и в большинстве семей не более двух детей, которые благодаря современным условиям жизни и медицине, вполне могут дожить до глубокой старости. Раньше в семьях было по 12 детей и более, а выживало при благоприятных условиях не больше четырех. Естественный отбор у человека привел к тому, что в большинстве своем выжили закаленные, исключительно здоровые и сильные люди. Благодаря их генофонду человечество до сих пор живет на земле.

Причины естественного отбора

Вся жизнь на земле развивалась постепенно, от самых простейших организмов - до самых сложных. Представители, тех или иных форм жизни, не сумевшие адаптироваться к окружающей среде, не выживали и не воспроизводили потомство, гены их не передавались последующим поколениям. Роль естественного отбора в эволюции привела к появлению способности на клеточном уровне приспосабливаться к окружающей среде и быстро реагировать на ее изменения. На причины естественного отбора влияет ряд простейших факторов:

  1. Естественный отбор срабатывает тогда, когда на свет произведено потомков больше, чем может выжить.
  2. В генах организма присутствует наследственная изменчивость.
  3. Генетические различия диктуют выживаемость и способность к воспроизведению потомства в разных условиях.

Признаки естественного отбора

Эволюция любого живого организма - это творчество самой природы и это не ее прихоть, а необходимость. Действуя в различных условиях окружающие среды, не сложно догадаться, какие признаки сохраняет естественный отбор, все они направлены на эволюционирование вида, повышение его устойчивости к внешним воздействиям:

  1. Отбирающий фактор играет важную роль. Если в искусственном отборе человек выбирает, какие признаки вида сохранять, а какие нет (допустим при выведении новой породы собак), то при естественном отборе побеждает сильнейший в борьбе за свое существование.
  2. Материал для отбора – это наследственные изменения, признаки которых могут помочь в адаптации к новым условиям жизни или для конкретных целей.
  3. Результат – это еще одна ступень естественного отбора, по итогам которой были сформированы новые виды с признаками, приносящими пользу в тех или иных условиях окружающей среды.
  4. Скорость действия – мать-природа никуда не торопится, обдумывает каждый свой шаг и поэтому для естественного отбора характерна низкая скорость изменений, для искусственного - быстрая.

Что является результатом естественного отбора?

Все организмы имеют свою степень приспосабливаемости и нельзя сказать с уверенностью, как тот или иной вид поведет себя в незнакомых условиях среды. Борьба за выживание и наследственная изменчивость - это сущность естественного отбора. Существует много примеров растений и животных, которые были завезены с других континентов, и которые прижились лучше в новых условиях жизни. Результат действия естественного отбора – это целый набор приобретённых изменений.

  • адаптация – приспособление к новым условиям;
  • разнообразие форм организмов – возникают от общего предка;
  • эволюционный прогресс – усложнение видов.

Чем естественный отбор отличается от искусственного?

Можно с уверенностью сказать, что практически всё, что употребляется человеком в пищу рано или поздно подвергалась искусственному отбору. Принципиальная разница лишь в том, что проводя «свой» отбор, человек преследует собственную выгоду. Благодаря селекции он получил отборные продукты, вывел новые породы животных. Естественный, природный отбор ориентирован не на пользу для человечества, он преследует только интересы данного конкретного организма.

Естественный и искусственный отбор в равной степени влияют на жизнь всех людей. За жизнь недоношенного ребенка борются, как и за жизнь здорового, но вместе с тем, естественный отбор убивает замёрзших на улицах пьяниц, смертельные болезни уносят жизни обычных людей, психически неуравновешенные заканчивают жизнь самоубийством, стихийные бедствия обрушиваются на землю.

Виды естественного отбора

Почему в разных условиях окружающей среды способны выживать только определённые представители видов? Формы естественного отбора – это не писаные правила природы:

  1. Движущий отбор происходит, когда условия среды меняются и видам приходится приспосабливаться, он сохраняет генетическое наследие в определенных направлениях.
  2. Стабилизирующий отбор – направлен на особей с отклонениями от среднестатистической нормы в пользу усредненных особей этого же вида.
  3. Дизруптивный отбор, это когда выживают особи с крайними показателями, а не с усредненными. Образоваться в результате такого отбора могут сразу два новых вида. Чаще встречается у растений.
  4. Половой отбор – основан на размножении, когда ключевую роль играет не способность выживать, а привлекательность. Самки, не задумываясь о причинах своего поведения, выбирают красивых, ярких самцов.

Почему человек способен ослабить воздействие естественного отбора?

Прогресс в медицине шагнул далеко вперед. Люди, которые должны были умереть - выживают, развиваются, заводят своих детей. Передавая им свою генетику, они порождают слабый род. Естественный отбор и борьба за существование сталкиваются ежечасно. Природа придумывает все более изощренные способы контроля над людьми, а человек, старается не отстать от неё, тем самым препятствуя естественному отбору. Человеческий гуманизм приводит к слабому виду людей.

kak-bog.ru

Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».

Урок №14: Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».

(11 класс – профильная агротехнологическая группа)

Филиал МАОУ Тоболовская СОШ – Карасульская СОШ

Учитель биологии: Завьялова Мария Леонидовна

Образовательная: сформировать знания о сущности биологических процессов и явлений: действие искусственного и естественного отбора.

Развивающие: продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; сравнивать процессы и явления (искусственный и естественный отбор) и делать выводы на основе сравнения; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах) и применять ее в собственных исследованиях; использовать приобретенные знания и умения для грамотного оформления результатов биологических исследований.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Оборудование: таблицы по общей биологии, инструктивные карточки.

Ход урока:

Актуализация знаний: выполнение практической работы по теме: «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»

Цель: 1) выяснить сходства и различия естественного и искусственного отбора; 2) научиться применять знания о движущих силах эволюции при решении биологических задач.

Оборудование и материалы: таблицы, открытки, рисунки, фотографии, слайды диких и культурных растений и животных.

Ход работы:

1. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы (по учебникам авторов В.Б. Захарова и Д.К. Беляева «Общая биология 10-11 класс»).

2. Инструктивная беседа об особенностях заполнения сводной таблицы:

Сравнение естественного и искусственного отбора

СХОДСТВА

1. Главная движущая сила образования новых форм (видов, популяций, пород, сортов)

2. На каких биологических свойствах организмов основаны оба вида отбора

3. Материал для отбора

4. Судьба особей – обладателей благоприятных изменений

5. Судьба особей – обладателей неблагоприятных изменений

6. Общий результат отбора (его влияние на многообразие форм организмов)

РАЗЛИЧИЯ

1. Среди каких (домашних или диких) животных и растений происходит отбор

2. Отбирающий фактор

3. На пользу кого (человека или вида растения, животного) действует отбор

4. Когда возник отбор (до или после происхождения человека)

  1. Тренировочные упражнения.

Определите, в результате какого отбора возникли виды организмов (породы, сорта) или их отдельные признаки, приспособления. Укажите рядом с примером вид отбора (Е – естественный, И – искусственный)

Дикий кролик

Различные породы кроликов (горностаевый, великан и др.)

Клыки у собаки

Выносливость собак к морозу

Привязанность собак к человеку

Чуткость обоняния у собаки

Дикая лошадь Пржевальского

Породы лошадей (тяжеловоз, рысак и др.)

Чуткость органов слуха и обоняния у домашних лошадей

Копыта у лошадей

Большая яйценоскость у домашних кур

Размножение кур яйцами

Половое размножение яблони

Крупность и приятный вкус плодов культурной яблони

Покровительственная окраска зайца-беляка

Порода кролика с чисто-белой шерстью

Выводы:

  1. Дайте определение естественного и искусственного отбора.

  2. Что лежит в основе возникновения диких и культурных форм (сортов и пород) организмов?

Домашнее задание: Повторить понятие «вид».

Рефлексия: Заверши фразу.

- Выполняя практическую работу я приобрел…

- Мне хотелось бы еще спросить…;

- Меня удивило…;

- Я приобрел/ я научился…;

- Я почувствовал(а), что…

- У меня получилось…;

- Мне захотелось…

resheba.ws

Урок №14: Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».

Урок №14: Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».

(11 класс - профильная агротехнологическая группа)

Филиал МАОУ Тоболовская СОШ - Карасульская СОШ

Учитель биологии: Завьялова Мария Леонидовна

Образовательная: сформировать знания о сущности биологических процессов и явлений: действие искусственного и естественного отбора.

Развивающие: продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; сравнивать процессы и явления (искусственный и естественный отбор) и делать выводы на основе сравнения; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах) и применять ее в собственных исследованиях; использовать приобретенные знания и умения для грамотного оформления результатов биологических исследований.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Оборудование: таблицы по общей биологии, инструктивные карточки.

Ход урока:

Актуализация знаний: выполнение практической работы по теме: «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»

Цель: 1) выяснить сходства и различия естественного и искусственного отбора; 2) научиться применять знания о движущих силах эволюции при решении биологических задач.

Оборудование и материалы: таблицы, открытки, рисунки, фотографии, слайды диких и культурных растений и животных.

Ход работы:

1. Выявление опорных знаний и умений учащихся, необходимых для проведения работы (по учебникам авторов В.Б. Захарова и Д.К. Беляева «Общая биология 10-11 класс»).

2. Инструктивная беседа об особенностях заполнения сводной таблицы:

Сравнение естественного и искусственного отбораСХОДСТВА

1. Главная движущая сила образования новых форм (видов, популяций, пород, сортов)

2. На каких биологических свойствах организмов основаны оба вида отбора

3. Материал для отбора

4. Судьба особей - обладателей благоприятных изменений

5. Судьба особей - обладателей неблагоприятных изменений

6. Общий результат отбора (его влияние на многообразие форм организмов)

РАЗЛИЧИЯ

1. Среди каких (домашних или диких) животных и растений происходит отбор

2. Отбирающий фактор

3. На пользу кого (человека или вида растения, животного) действует отбор

4. Когда возник отбор (до или после происхождения человека)

  1. Тренировочные упражнения.

Определите, в результате какого отбора возникли виды организмов (породы, сорта) или их отдельные признаки, приспособления. Укажите рядом с примером вид отбора (Е - естественный, И - искусственный)Дикий кролик

Различные породы кроликов (горностаевый, великан и др.)

Клыки у собаки

Выносливость собак к морозу

Привязанность собак к человеку

Чуткость обоняния у собаки

Дикая лошадь Пржевальского

Породы лошадей (тяжеловоз, рысак и др.)

Чуткость органов слуха и обоняния у домашних лошадей

Копыта у лошадей

Большая яйценоскость у домашних кур

Размножение кур яйцами

Половое размножение яблони

Крупность и приятный вкус плодов культурной яблони

Покровительственная окраска зайца-беляка

Порода кролика с чисто-белой шерстью

Выводы:

  1. Дайте определение естественного и искусственного отбора.

  2. Что лежит в основе возникновения диких и культурных форм (сортов и пород) организмов?

Домашнее задание: Повторить понятие «вид».

Рефлексия: Заверши фразу.

- Выполняя практическую работу я приобрел…

- Мне хотелось бы еще спросить…;

- Меня удивило…;

- Я приобрел/ я научился…;

- Я почувствовал(а), что…

- У меня получилось…;

- Мне захотелось…

botana.cc

Естественный отбор в природе

Сущность естественного отбора

Какие организмы выживают лучше в борьбе за существование?

Потомство любой пары диких организмов неоднородно по своим наследственным особенностям. Индивидуальные уклонения в определенных условиях среды могут быть безразличные, вредные и полезные.

Безразличные изменения не оказывают влияния на выживание особей, их плодовитость и судьбу вида в целом.

Вредные изменения снижают плодовитость особей, уменьшают их выживаемость и, по словам Дарвина, будут «неукоснительно» подвергаться истреблению. Появление вредных изменений снижает численность особей, ареал видов сокращается, они постепенно угасают и в конечном счете совсем вымирают.

Полезные изменения дают особям преимущество в выживании, хотя бы и минимальное, по сравнению с теми, какие ими не обладают, и «будут иметь больше шансов на сохранение и размножение своего рода». Сами по себе они не создают нового вида, это только материал для эволюции, который включается в нее через естественный отбор. Таким образом, изменчивость доставляет материал для эволюционного процесса, наследственность его закрепляет, а отбор оставляет приспособленных.

Естественным отбором или переживанием наиболее приспособленных Дарвин назвал «сохранение полезных индивидуальных различий или изменений и уничтожение вредных». В процессе естественного отбора из поколения в поколение особи, обладающие изменениями, хотя бы незначительными, но полезными в определенных условиях среды, преимущественно сохраняются и оставляют после себя плодовитое потомство. Наоборот, особи с вредными в тех же условиях изменениями дают все более и более малочисленное и слабое потомство, что в конце концов приводит к вымиранию видов.

Дарвин предупреждал, что естественный отбор не есть «сознательный выбор со стороны животных, испытывающих изменение», или «какое-то деятельное начало, или божество». Условия среды играют роль отбирающего фактора, выражение «естественный отбор» Дарвин употреблял ради краткости речи в метафорическом смысле, чтобы обозначить результат действия естественных законов.

Естественному отбору подвергаются совершенно неуловимые для человека особенности диких организмов. Любое самое маловажное, но полезное наследственное изменение подхватывается естественным отбором, накапливается и усиливается в каждом последующем поколении и закрепляется.

Следовательно, естественный отбор действует через сохранение и накопление полезных для вида наследственных изменений, создавая новые, более совершенные, лучше других приспособленные к среде организмы, обладающие повышенной плодовитостью. В борьбе за существование приспособленные организмы погибают реже, чем неприспособленные.

Естественный отбор действует крайне медленно и распространяется на организмы любого пола и в любом возрасте.

Естественный отбор Дарвин считал главной движущей силой процесса эволюции.

Естественный отбор протекает успешнее при широком расселении вида, когда число особей умножается, а вместе с ним увеличивается количество неопределенных наследственных изменений. При таких условиях возможности отбора расширяются.

Примеры действия естественного отбора

Дарвин пояснил действие естественного отбора примерами. Волк охотится за различными животными, побеждая одних силой, других — хитростью, а третьих — быстротой ног. Предположим, что численность самых быстроногих жертв, например оленей, по каким-то причинам сильно возросла, других же животных стало много меньше в то время года, когда волки особенно голодают. При данных условиях преимущества будут иметь самые быстрые в беге и самые ловкие волки.

На мелких океанических островах, где часто дуют сильные ветры, Дарвин нашел только бескрылых и длиннокрылых насекомых. Здесь могли сохраняться и размножаться насекомые с длинными крыльями, способные бороться с ветром, или же те, которые совсем не поднимались в воздух, забиваясь в щели; особей с нормально развитыми крыльями ветер уносил в океан, и они погибали.

На острове Вознесения, открытом ветрам со всех сторон, не оказалось ни одного дерева. То же было и на островах Кергеленских, где почти все растения стелются по земле, а самое высокое едва достигает 1 м. Многие растения образуют плотные дерновые подушки. Растения высокие или со слабым укоренением стеблей уничтожались здесь в процессе многовекового отбора.

Сравнение действия искусственного и естественного отбора

Сходство между этими двумя процессами состоит в том, что основой того и другого служит наследственная изменчивость: она доставляет наследственные изменения признаков — материал для отбора. В результате действия искусственного и естественного отбора получаются новые формы: при искусственном отборе — породы и сорта, а при естественном — виды.

Однако между этими двумя процессами есть существенное различие. Оно заключается в следующем.

При искусственном отборе человек отбирает по замеченным признакам и направляет действие отбора в сторону, полезную для себя. При этом отбираемые признаки могут оказаться даже вредными для самого организма. Например, лучшие породы свиней или молочного скота совершенно не могли бы существовать в природе без заботы о них человека.

При естественном отборе отбирающим фактором являются условия окружающей среды. Отбираются любые жизненно важные признаки. В силу этого естественный отбор действует только на пользу организма и вида в целом, к которому он принадлежит.

В результате искусственного отбора создаются породы домашних животных и сорта культурных растений, приспособленные человеком к его потребностям и намеченным целям. А в результате естественного отбора создаются виды, приспособленные к жизни в определенных условиях окружающей среды.

Искусственный отбор проводится с того времени, как человек стал заниматься земледелием и приручением животных. Естественный отбор происходит в течение всей истории органического мира: он более ранний и длительный.

Дарвин указал, что под влиянием деятельности человека естественный отбор с течением времени переходил в искусственный методический через бессознательный отбор. Но и при методическом отборе проявляется действие естественного отбора: человек предпочитает здоровых и сильных особей, слабые, же погибают чаще сами. Естественный и искусственный отбор органически связаны.



biofile.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта