Виды работ с засушенными растениями искусство составления букета 4 класс. Урок технологии по теме "Флористика. Составление плоских композиций из засушенных цветов, лепестков, листьев". 5-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок изобразительного искусства по теме: "Букет цветов"(4 класс). Виды работ с засушенными растениями искусство составления букета 4 класс


урок изобразительного искусства по теме: "Букет цветов"(4 класс)

Тема урока: Букет цветов

Цель: формирование умения использовать выразительные средства в изображении букета.

Задачи:

  1. Дать представление об искусстве составления букетов;

  2. Развивать творческие способности и эстетический вкус;

  3. Воспитывать чувство прекрасного и умение восхищаться окружающим миром.

Оборудование урока: проектор, компьютер, кисти, гуашь, пластилин, клей, природный материал, ножницы, открытки.

1.Организационный момент.

- 14 февраля прошел праздник День Святого Валентина. В этот день дарят сердца и цветы тому, кого мы любим. Сегодня на уроке мы с вами будем учиться составлять букет, чтобы подарить его любимой школе.

2. Изучение нового материала.

Составление букетов – это особое искусство, которому учатся специально. Но каждый человек должен уметь собрать цветы в букет так, чтобы красота цветов не потускнела в нем, а наоборот – проявилась.

Цветы для букета обычно подбирают таким образом, чтобы они составляли гармонию цветных пятен и ритма форм. От этого букет может быть сдержанно-торжественным, нежно лирическим (букет невесты, первоклассника).

Составлять букет будем разной техникой, используя разные материалы.

Исследуйте материал, который лежит у вас на столах, и попробуйте сказать, какой техникой мы сегодня на уроке будем пользоваться.

(опрос по группам)

1 ГРУППА. (Сильные дети) Техника ИКЕБАНА.

Икебана – это древнее японское искусство создания цветочных композиций. Считается, что занятие икебаной позволяет человеку достигнуть внутренней гармонии и спокойствия. В каждом листике виден лес, в каждом цветке – сад: икебана дарит своим поклонникам покой и умиротворенность. Икебана воплощает не только японскую эстетику и философское мировоззрение: оригинальные цветочные композиции могут стать и просто очень красивым дополнением к интерьеру.

Икебана может быть составлена как из живых цветов, так и из сухоцветов, веток и корней. Композиции из сухих цветов сегодня более популярны в интерьерах: они долго не теряют свой внешний вид, в отличие от живых растений, которые радуют вас всего несколько дней. Благодаря этому свойству сухие цветы, плоды, листья, ветки и семена прекрасно подходят для украшения жилых и служебных помещений.

Каждый цветок по-своему красив, и среди многих видов растений некоторые не теряют своей привлекательности и после высушивания.

Сейчас существует огромное количество цветочных студий и салонов, которые предлагают икебаны. Вы можете выбрать уже готовый понравившийся букет по каталогу и получить украшение с доставкой на дом.

Мы же с вами сами попробуем создать икебана. Для этого у вас на столе лежат материалы – скотч, ножницы, сухие веточки, искусственные цветы, коряга. Вам нужно создать композицию при помощи этих материалов.

2 ГРУППА (сильные дети) Техника ФЛОРИСТИКА.

А что же такое флористика?

"Флористика - это вид декоративно-прикладного творчества составления различных композиций из природных материалов. Использование цветов является одним из древнейших способов украшения жилища. Значит, можно сказать, что флористика является тем видом декоративно-прикладного искусства, которое существует с древних времен и заключает в себе практическое использование художественных свойств природного материала. И лишь название этот вид искусства получил сравнительно недавно.

Для работы у вас приготовлены материалы – сушеные цветы, веточки, клей, засушенные бабочки. Попробуйте создать композицию из этих материалов.

3 ГРУППА. Техника ИЗРАЗЕЦ.

Слово «изразец» древнее, оно происходит от слова «образ». «Образить» - значит украсить.

Главный материал – глина, из которой изготовляются плитки, с одной стороны покрываются цветной глазурью из расплавленного стекла. Этот вид отделки впервые появился на древнем Востоке. Плитками отделывались стены и купола мечетей и мавзолеев в Средней Азии.

При составлении узоров и картин рисунок каждой плитки тщательно подгоняется под соседние – чтобы получилось цельное изображение.

Для работы у вас есть – пластилин, картон . Ваша задача составить композицию – букет из пластилина.

4 ГРУППА Техника АППЛИКАЦИЯ.

У вас на столе лежат материалы и инструменты – клей, открытки, ножницы. При помощи них создайте букет цветов.

5 ГРУППА Техника ЖИВОПИСЬ.

На столе лежит бумага, гуашь, кисти. Нарисуйте букет цветов.

  1. Самостоятельная работа.

  1. Итог урока. Заполнение кроссворда.

Сегодня на уроке мы с вами создавали ЧТО? Букет

Как называется техника работы с бумагой? Аппликация

Составление букета японской технологией? Икебана

Изображение букета красками, гуашью? Живопись

Составление букета, используя природный материал? Флористика

Искусство глиняной плиткой? Изразец

- А кто сегодня с нами был на протяжении всего урока? Кто внимательный и заметил?

- А почему именно бабочка?

- У нас на уроке присутствовал букет роз. Как вы думаете ему урок понравился? Почему? Давайте посмотрим, что он скажет. Сейчас цветы в бутонах, если цветок распустится, то урок ему понравился.

Муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская средняя

общеобразовательная школа №42

Урок изобразительного искусства

Тема:

«Изображение букета цветов разными технологиями».

Учитель: Кудреватых Ж.Н.

Февраль, 2010 г

infourok.ru

Урок трудового обучения "Поделки из природных материалов"

Трудовое обучение

Тема: Поделки из природных материалов. Виды работ с засушенными растениями. Искусство составления букета.

Цели: учащиеся познакомятся с приемами и способами составления букета из осенних листьев

-научатся составлять букет

- развивать творческие способности; взаимодействовать в группе, самостоятельно оценивать свою работу и работу группы

-воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, навыки взаимопомощи, умение взаимодействовать в группе, художественный вкус.

Оборудование: различные осенние листья, клей, нитки, детские книжки, стикеры, презентация

Вызов

1.Приветствие

Здравствуйте дорогие  ребята. Сегодня у нас на уроке  присутствуют гости!

Поприветствуйте их кивком головы, передайте мысленно им и друг другу хорошее настроение, улыбнитесь. Я очень рада встрече с вами.

Загадка.

Многие наверное догадались, какое время года пришло к нам на урок, а кто не догадался я вам помогу, загадаю загадку.

Несу я урожаиПтиц к югу отправляюДеревья раздеваю,Но не касаюсь сосенИ елочек. Я ,,,,(Осень)

Сегодня на уроке мы узнаем очень много о красоте осени. Научимся составлять букет из осенних листьев.

2. Деление на группы

Предлагаю для работы на уроке разделиться на группы. Выберите листок (красный, желтый, оранжевый, зеленый). Займите место за рабочим столом.

3. Актуализация знаний

Слайд Наш девиз к уроку: “Что в природе уродилось, то и нам пригодилось”

Игра «Кто больше?» Группы называют по цепочке по одному эпитету (прилагательному), к слову осень.

Ваша работа должна соответствовать названным эпитетам.

Слайд Осень дает много возможностей для творчества

-Что можно изготовить из природного материала?

Люди разных творческих профессий видят ее красоту по-своему, прославляют осень

Слайд Как композиторы воспевали мелодию осени? Есть  ли песни посвященные этому времени года?Ученик: Есть, да ещё какие. В 80 годы прошлого столетия А. Пугачева и С. Ротару певицы которые хорошо известны во всем мире пели известные песни об этом удивительном времени года.Да и сейчас очень много групп и певцов которые исполняют песни об осениЭто и Дима Белан, Лицей, Алсу, Макпал Исабекова – « Осенние дожди»Учитель. Как же романы? Были ли романсы посвященные осени? Ученик: Да, конечно!  Очень понравился романс который исполняла Изабелла ЮрьевнаОсень прозрачное утроНебо, как будто в туманеИ яркий блеск перламутраСолнце холодное ранит.Учитель: А есть ли произведения написанные ранее?Ученик: конечно есть.В 1876 году Петр Ильич Чайковский посвятил временам года 12 произведений Так и назвав их по месяцам «Времена года»Это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации, вздохи. В пьесе и пейзаж и настроение человека слиты воедино.

Слайд -Как изображают художники осень?

Картину родной природы особенно чувствуют художники. Посмотрите на эти  картины.

-Какой Осень на них изображена?

Разной: грустной и веселой, золотой и яркой. Огромное количество художников посвятили свои полотна осени-этому чудесному времени года.-А как же современные  художники? Есть ли авторы полотен об осени? Да. Кацюба  Ольга Тимофеевна, которая является членом союза художников КазахстанаРаботы Ольги Тимофеевны находятся в частных собраниях стран СНГ, США, Германии, Южной Карее и Канаде. Ее картина называется «Осень в парке»

Есть ли поэты  написавшие  стихи об осени?Когда мы собирали информацию то были удивлены как по разному поэты относятся к этому  времени года.Есть много стихотворений, авторы  которых считают осень своим любимым временем года.

4. Психологический настрой.

Я желаю вам плодотворной работы в группе

-Назовите ПТБ при работе на уроке с инструментами.

5. Обсудим правила рабы в группе.

-Назовите правила работы в группе.

-самостоятельно оценивать свою работу

-не мешать друг другу

-во время работы не перебивать друг друга, 1говорит, все слушают

-выполняем одно общее дело и т.д.

6. Составим критерий оценивания осеннего букета

критерии

красные

желтые

зеленые

оранжевые

Соответствие темы

Аккуратность

Соблюдение композиции

Работа каждого в группе

Сколько баллов будем ставить за работу

«3»-хорошая работа

«2»- с 1-2 недочетами

«1»- с 3-4 недочетами

«0»- не соответствует критериям

7. Физминутка

Давайте отдохнем и представим картину осени:«Ветер подул: У-У-У ( все дуют), движение руками.Кусты низко нагнул (наклоняются)Листья запорхали (машут руками )Как бабочки на карнавале (Кружатся)

8. Работа по технологической карте.

Учащиеся составляют по технологической карте цветок, затем собирают один общий букет.

9. Оценивание своей работы в группе.

Прежде, чем вынесите свою работу напоказ, оцените ее в группе. Объясните, почему поставили именно эту оценку по каждому критерию? (мы поставили себе «3»балла , потому что...

10.Общее оценивание групп

Каждая группа подумает, на сколько их оценка соответствует оценки остальных групп.

11. Рефлексия

На листочках записывают ответ, каждая команда на отдельных А-4

-Устроим листопад

Я научился…

На уроке я чувствовал себя…

Я понял….

12. Итог урока. Что интересного узнали на уроке?

На уроке мы с вами провели параллель и увидели как одно и тоже явление природы изображают художники композиторы , поэты. Сами научились составлять осенний букет.Уборка рабочего места.

infourok.ru

Конспект к уроку трудового обучения «Работа с разными материалами. Искусство составления букета «Изготовление вазы с цветами» 1 класс | Уроки по Трудовому обучению, Технологии

Конспект к уроку трудового обучения «Работа с разными материалами. Искусство составления букета «Изготовление вазы с цветами» 1 класс

29.09.2015 4536 480 Белоцерковец Гульнара Шарифовна

Цели:

Научить изготавливать вазу из разных материалов, цветы- из бумаги.  Дать понятия - аранжировка, икебана, флористика.

Продолжить знакомство с   гофрированной   бумагой. Развивать фантазию, воображение, мышление.

Воспитывать эстетический вкус, чувство доброты, уважения к окружающим и близким, бережное отношение и любовь к природе, дружбу и умение работать в парах.

Оборудование: природный материал (ветки растений, семена гороха, гречки, риса), гофрированная бумага, скотч, пластилин, доска для лепки, стеклянная банка, бумажные салфетки.

Инструменты : ножницы, карандаш, линейка.

Наглядность: музыкальный диск с изображением с цветов, образец работы, карточки со словами: икебана, аранжировка, флористика; иллюстрации с изображением букетов, тексты пословиц, таблица «Правила рабочего человека».

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Повторение   «Правил рабочего человека»

Правило №1 Прежде, чем начать работу, приготовь рабочее место.

Правило№2 Содержи его в чистоте и порядке.

Правило №3 Береги инструменты, экономь материалы.

Правило №4 Думай, как сделать работу лучше

Правило №5 Главное правило – работайте дружно.

Правило№6 Закончил работу – убери рабочее место.

2.Основной этап.

Просмотр фрагмента диска и определение темы урока.

У: Как вы думаете, с чем будет связана тема урока? Отгадайте загадку.

Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают, мёдом угощают

Д: Цветы.

Объявление темы урока.

У: Мы будем делать вазу с цветами.

3.   Вступительная беседа.

У: «Они прекраснее всего, что дарит нам природа…»

С этим нельзя не согласиться . Во все времена люди не переставали любоваться цветами.

Цветы дарят нам хорошее настроение и неповторимый аромат, будят фантазию и украшают наш дом, нашу жизнь . Мы так радуемся появлению первых весенних цветов и так хотим продлить  летний праздник цветов , что дарим им вторую жизнь, создавая композиции из сухих растений.

Создать букет в вазе – дело не простое .Этим занимается аранжировка  .В словаре Ожегова написано, что аранжировка –это искусство составления букетов из цветов .(Европейское)

Аранжировка имеет  свою историю и законы . История уходит в глубь веков своими корнями. В Древнем Египте во время храмовых праздников люди несли цветы и ветки с листиками. Позднее их стали соединять в венки с гирляндами. В Риме существовали целые мастерские для изготовления таких композиций. Греки и римляне возлагали лавровые венки на головы известных полководцев, поэтов, спортсменов . Лепестками роз усыпали путь победителей.

Невесты  надевали венок из цветов  в  день свадьбы. Пышными букетами украшали дворцы , гирляндами из цветов встречали дорогого гостя.

Законы составления букета обязывают учитывать  цвет, форму, красоту каждого отдельного цветка. В аранжировки входило до 40 видов цветов, даже цветки картофеля. Обязательно

учитывалось назначение букета.

У: Для чего дарят цветы? В каких случаях?

В Японии аранжировщики называют своё искусство-икебана, что в переводе с  японского означает-дать жизнь цветам.

Они с помощью цветов выражают свои идеи  и  чувства . А составление картин из засушенных цветов и других растений   называется  флористикой.

Перед тем , как подойти к показу образца ,мне хотелось бы настроить вас на работу. Рассмотрите на доске образцы цветов , выполненных из пластилина ,ниток ,кожи.

Прочитайте на доске пословицы. Объясните их смысл.

1. Глаза облюбовали , а руки сделали.

2. Всякое дело любовью освещается.

3. Была бы охота – заладиться любая работа.

Итак , делайте любую работу с удовольствием ,учитесь дарить радость другим; если вы хотите что-то сделать ,то обязательно это сделаете.

4.Показ образца и его анализ.

Из каких частей состоит образец?

Какой материал понадобится для изготовления вазы?

Из какого материала сделаны цветы?

Из скольких деталей состоит каждый цветок?

Какие инструменты нам понадобятся для работы?

5.Определение последовательности  выполнения  работы.

а. Изготовление     вазы.

б. Изготовление цветов.

6.Повторить правила техники безопасности при работе с  ножницами

Храни ножницы в указанном месте.

Клади их на стол  так, чтобы  они не выступали за край стола.

При работе следи за линией разреза.

Не работай тупыми ножницами или ножницами с ослабленным креплением.

Материал держи в руке так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий.

Не держи ножницы концами вверх.

Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

Не режь ножницами на ходу.

Передавай ножницы концами вперёд  в закрытом виде.

7.Выполнение работы.

Готовую форму ( стеклянную  или пластиковую баночку) облепить пластилином нанести цветочный орнамент ,вдавливая природный материал   в пластилин.

8.Физминутка.

  ( Исполнение песни  « Отчего на голове  не  растут  цветочки…»)

Ученик делает сообщение об истории возникновения ножниц.

Ножницы были изобретены в Италии около 300 года до нашей эры Они не были похожи на современные самые древние ножницы современного типа найдены   в 10 веке под Смоленском . Виды ножниц зависят от их использования :   портновские, садовые,  маникюрные, овечьи, медицинские.

 9.Продолжение работы.

.Изготовление цветов. Взять полоску гофрированной бумаги шириной 4 см ,сложить  «гармошкой», нарисовать лепесток и вырезать .Один край лепестка накрутить на карандаш. А другой - смять  «гармошкой».

10.Работа в парах.

Сделать сердцевину цветка из полоски  бумаги  другого цвета.

Прикрутить лепестки, серединку к веточке скотчем.

 Обмотать ветку зелёной бумагой, как стебель цветка, закрепить скотчем.

Сделать ещё 2 цветка.

У: Для кого предназначен ваш подарок? Если вы захотите украсить им ваш письменный стол, то вазу можно использовать в качестве подставки под ручки или карандаши, а цветы -  как закладки в  книге.

Делайте всё с любовью, тогда ваши чувства и настроение передадутся другим людям.

11. Итог урока.

Что делали на уроке? С каким настроением работали?

12. Выставка работ.

13. Уборка рабочего места.

       Выставление оценок.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.На странице приведен только фрагмент материала.

tak-to-ent.net

Урок технологии по теме "Флористика. Составление плоских композиций из засушенных цветов, лепестков, листьев". 5-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  • Дать понятие о флористике
  • Познакомить со способами заготовки материала и основными приемами изготовления картины.
  • Развивать эстетический вкус и творческие способности учащихся.
  • Воспитывать интерес к нетрадиционным видам декоративно-прикладного творчества.
  • Ознакомить со способами сушки и сохранения природного материала для плоских композиций.
  • Изготовить плоскостную композицию из сухих растений.

Технологии и методы обучения:

  • Информационные технологии
  • Объяснительно-иллюстративный метод
  • Практический метод

Формы познавательной деятельности учащихся:

  • Индивидуальная

Оборудование и материалы:

  • Предварительно засушенные цветы, листья, лепестки цветов
  • Клей ПВА, ножницы, картон, пинцеты
  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядные пособия:

  • Готовые образцы изделий, гербарий растений, цветов.
  • Диск с презентацией для урока

Ход урока

1. Организационный момент

  • приветствие
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • доведение плана урока до учащихся

2. Изложение нового материала

Беседа учителя в сопровождения слайдовой презентации

Вопросы учащимся:

1. Нравятся ли вам работы, представленные на выставке в кабинете технологии?

2. Есть ли у вас дома подобные работы?

3. Кто выполнял такие работы? (если есть)

4. Как правильно назвать такие работы?

5. Хотите вы сделать такие работы?

Такие работы мы будем учиться делать на уроках технологии, когда будем заниматься флористикой. Сегодня у нас с вами первое занятие.

Флористика - сравнительно молодое направление в художественном искусстве, оно связано с составлением плоскостных композиций из предварительно засушенных лепестков, листьев и разрезанных вдоль стеблей цветов.(слайд2)

Из изобразительного искусства пришло еще одно название -" коллаж"

"Коллаж" происходит от французского слова, буквально обозначающего "наклеивание". Коллаж - это технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеиваются самые разные по цвету и фактуре кусочки материалов

Поэтому можно встретить названия "флористический коллаж", "плоскостная флористика" , плоскостная композиция.

Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя:

Засохший цветок между страницами старой книги - такой способ сохранять растения известен едва ли не каждому. Вы тоже сегодня на урок принесли растения , высушенные в старых книгах.

Растения, высушенные под прессом между листами влагопоглащающей бумаги, обычно хорошо сохраняют цвет и форм, но они хрупкие и не годятся для обычного букета. Однако с их помощью можно на картинке изобразить летний луг, выложить венок и многое другое. Есть большие мастера флористы, "пишущие цветами" целые пейзажи. Это увлекательное занятие и для начинающих. (слайды.3-9)

Осибана - разновидность японской флористики(слайд10)

Из высушенных растений можно создавать большие и маленькие художественные работы для интерьера любого помещения, холла или лечебного кабинета, специализированных помещений фитотерапии . Композиции выполняют на бархатной бумаге, картоне, ткани. Сверху композиции закрывают стеклом или тонким пластиком. В лечебных учреждениях, где проводится фитолечение, на столах могут быть разложены салфетки, изготовленные из тех лечебных трав, которые используются в коктейлях, ингаляциях, чае. На салфетки можно ставить горячие предметы.

Особую разновидность плоской флористики составляют открытки, закладки, декорированные тарелки, рамки для фотографий и т.д.(слайды11)

Мне хочется показать вам фотографии флористических работ наших учениц , которые участвовали в городском фестивале "Зеленый мир"(слайд12) , школьном конкурсе флористики (слайд.13.), городской выставке "Живая планета" и стали призерами (слайд.14)

Флорист без заготовленных материалов - что художник без красок.

Основные условия заготовки материалов для изготовления плоских композиций

1. Растения собирают в первый - второй день цветения, во второй половине дня, когда они слегка привяли (слайд15)

2. Пресованием можно высушить папоротники, большинство лиственных растений, цветки анютиных глазок, космеи, льна, ромашки, календулы, лепестки пионов, георгинов, гладиолусов и др.(показать гербарий)

3. Срок хранения засушенного материала до использования в композиции не более 6-8 месяцев, иначе он становится ломким. Удобно брать материал пинцетом.

4. Составление композиций(коллажа) осуществляется с помощью клея ПВА.

Хотелось добавить, что засушить растения можно не только в старой книге, но и под прессом, который можно самим сделать или купить в магазине), и даже в специальных прессах для сушки растений в микроволновой печи (слайд16-17)

3. Практическая работа "Составление плоскостных композиций из засушенных цветов, лепестков, листьев "

Вводный инструктаж к практической работе

Сегодня вам предстоит немного пофантазировать. Разместите свои листочки, цветочки, веточки сначала не приклеивая, на фоне, который вы выбрали для картины. Лучше если он будет контрастным, тогда ярче проявятся красивая форма и линии. Потом аккуратно наклейте листочки, цветочки с помощью клея ПВА. Высушить и дома поместить работу в рамку.

Соблюдайте правила безопасности при работе с ножницами, клеем.

Текущий инструктаж.

  • Указать на текущие ошибки учениц при затруднениях в работе.
  • Контроль за работой, выполняемой, учащимися.
  • Провести физкультминутку.

Заключительный инструктаж.

  • Выставление оценок, показ и отбор на выставку лучших работ.
  • Анализ допущенных ошибок

На следующих занятиях по флористике мы уделим внимание цветовой гамме, разнообразию форм и стилям коллажей.

4. Уборка рабочих мест.

5. Домашнее задание.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

составление композиций из засушенных растений

Какие эмоции у вас вызывает увядший после дня рождения букет роз в хрустальной вазе или луковая шелуха на кухонном столе? Есть умельцы, для которых такие отходы - желанная находка.

Флористика – как она есть

Эти люди занимаются флористикой - редким и прекрасным искусством составления композиций из засушенных растений. Созданным украинскими женщинами картинам из сокровищ полей и лесов нет аналогов во всем мире! Простые на первый взгляд лепестки на глазах превращаются в пейзажи и портреты. При этом жаждущих овладеть секретами мастерства становится все больше, ведь флористика - занятие, которое под силу каждому.

  • Сирень из чеснока и лодка из банана

- Все очень просто, - говорит известный флорист Татьяна, приклеивая к бумаге очередной лепесток ириса. Лепесток к лепестку. Алле оп! На обычном альбомном листке рождается Прекрасная Дама. Пробую сама - выходит как-то криво, остатки клея вылезают за контуры цветка.

- Несколько уроков, и все получится, - обнадеживает Татьяна, занимаясь следующей картиной - пейзажем в украинском стиле. Происходят непостижимые чудеса: из чесночной шелухи получается майская сирень, из лепестка ландыша - веселенькая лужайка, а из банановой шкурки - лодочка. Татьяна увлеклась созданием композиций из природного материала 10 лет назад, когда судьба свела ее с одаренным мастером.

Сейчас у Татьяны выработался особый оригинальный стиль. А тяга к лепесткам и всему зеленому у нашей современницы проявилась еще в детстве: ее покойный отец, поэт и журналист Илья Бердник, в свое время посадил во дворе дома, где обитала дружная семья, роскошный фруктовый сад. Из-за обилия цветущих деревьев это место даже называли «плывущим кораблем». «Я очень любила рисовать, - вспоминает Татьяна. - Но так сложилось, что специального художественного образования я не получила. Зато флористика стала моим путем к творчеству».На сайте Татьяны вы можете более подробно познакомиться со всеми ее уроками и работами.

Похожим путем пошла и Лариса, администратор по профессии и художник по призванию. Из обычной соломы она воссоздает шедевры украинской архитектуры. На ее барельефах (собственное изобретение мастерицы: в Украине объемные картины из такого хрупкого материала, кроме нее, никто не делает!) - исчезнувшие деревянные церкви, построенные без единого гвоздя, которыми некогда был богат наш край.

- Моя мама учила меня в детстве: «Дари мне только созданные своими руками подарки», - вспоминает Лариса. - В юности я записалась на курсы народного творчества и сделала для мамы соломенного дракончика. А потом мне попалась открытка с одной деревянной церквушкой... Это и стало началом моего увлечения. Идеи для работ искать непросто. Ведь таких строений в нашей стране осталось очень немного, последнее мое открытие - деревянная церковь в Новомосковске Днепропетровской области. А материал для моих барельефов - это овсяная, пшеничная, ячменная, ржаная солома, которая остается после осенней страды.

  • Счастье пахнет цветами

Композиции из засушенных растений составляют во многих странах, но это мало отличается от обычного гербария: на картонку приклеивается цветок и получается... все тот, же цветок. Создавать из растений фантазийные картины научились только в нашей стране. В этом и заключается основная особенность «национальной флористики». Однако помимо красоты и уникальности, у этого искусства есть и иной подтекст. Как известно, после долгих лет семейной жизни отношения между супругами могут зайти в тупик. Но только не у тех, кто имеет общее хобби. Так, Ульяна и Василий составляют пейзажи родного Закарпатья в четыре руки: он клеит, она выжигает по дереву. Мастера неразлучны уже много лет.

- Сначала увлеклась флористикой я, потом «заразила» своей страстью к картинам из природного материала Василия, - рассказывает Ульяна. - Теперь мы оба - фанаты растительного мира. И знаете, у нас нет проблем с подарками для знакомых: приглашая нас в гости, друзья ждут от нас новой картины.

А супруг балерины Ольги сам не занимается флористикой, но активно помогает своей жене.

- Представьте ситуацию: час ночи, дети спят, а мы с Виктором на кухне цветочки перебираем - васильки, иван-чай, - смеется Оля. - А ведь нам необходимо высыпаться, чтобы хорошо выглядеть на представлении: мой супруг - тоже танцор цирка. Ну не сумасшедшие ли мы оба?

Оказывается, не безумцы, а мудрецы. «Когда двоих связывает общее интересное дело, все неурядицы быта отходят на второй план, - комментирует ситуацию психолог.

-Помните песню: «Наша нежность и наша дружба сильнее страсти?» По-видимому, флористика для этих супругов - крепкие узы».

  • Держи меня, соломинка!

Есть люди, для которых цветы - это «ниточки надежды». Так, киевлянка Людмила из разноцветных лепестков делает нахохлившихся воробушков и прочих пернатых. Уже много лет женщина прикована к постели, но не теряет веру в себя. «Я обязательно буду ходить!» - словно говорит она, «рисуя» новую птицу. И мы верим вместе с ней... А Ирине медики запретили подниматься в горы - ее организм не переносит разреженного воздуха. Однако отважная флористика каждое лето взбирается на горные вершины - ведь только там растут редкие растения, которых не встретить внизу и которые так нужны для ее картин. Работы Ирины - неповторимые украшения многих коллективных выставок флористов.

Спасают растения и страдающую болезнью сердца Елену, которая делает очень тонкие, излучающие позитивную энергетику пейзажи. «Когда я составляю новую картину, чувствую себя нужной обществу», - говорит она. Но, пожалуй, от чего полностью исцеляет флористика - так это от хандры и одиночества. «Руки у нас заняты, но языки-то свободны, - рас сказывает Татьяна, - Мы делимся новостями, помогаем друг другу решать житейские проблемы. Собрания на моих курсах - это особый женский клуб, где хорошо каждому».

  • Целительное занятие

Флористика помогает избавляться от стрессов. Уже через 15-20 минут такой работы нормализуется давление, проходит усталость, раздраженность, все неприятное отходит на второй план. Если повесить созданную руками цветочную картинку над рабочим столом, где будут отдыхать от напряженного труда. Так что флористика - не только своего рода медитация, но и очень эффективное лекарство!

♦ Флорариум – цветочное решение для озеленения интерьера

На видео – уникальные работы выполнены из того, что дала природа, без использования красок:

Будем благодарны, если Вы поделитесь этой статьей здесь:

Этот сайт читают уже более 950 человек! Вы тоже можете получать новые материалы по почте:

mas-te.ru

Способы засушивания растений

Поиск Лекций

Флористика

1. Виды композиций во флористике

2. Заготовка растительного сырья

3. Способы засушивания растений

4. Технология составления композиции во флористике

Литература

1. Азбука цветов. / Сост. И.В.Рошаль.— СПб.: Кристалл, 1998.—368 с.

2. Базик И.Я., Гульянец Э.К. Что можно сделать из природного материала?—М.: Просвещение, 1984 г.

3. Курдаков Е.В. Лес и мастерская.—Алма-Ата: Кайнар, 1986.—333 с.

4. Новикова Е.Ф. Вдохновение: аранжировка цветов. Флористика.—Мн.: «МЕТ»Ю 1994.—438 с.

5. Обработка природных материалов.—М, 1984.—44 с.

6. Степанова Н.И. Поделки из природных материалов—Кишинев: Тимкул, 1988.—121 с.

7. Утенко И.С. Цветы в букетах и композициях.—СПб.: Лениздат, 1988

 

1. Виды композиций во флористике

Флористика— направление в художественном искусстве, связанное с составлением композиций из высушенных растений и других видов природного сырья.

Первые упоминания об украшении цветами зрамов встречаются в буддийских книгах 735 г н.э. В Европе цветочные украшения появились в 14 веке. В России аранжировки из цветов начали применять лишо в конце 19 века. Небывалых отижение в искусстве цветочных аранжировок достигли Япония и Китай. Такими композициями оформляют интерьеры офисов, производственных помещений, лечебных учреждений, клубов, магазинов, а также жилые помещения различного назначения. В европейских странах изготовление флористических композиций поставлено на поток. Они поставляются на рынок в готовом виде и в виде специальных наборов, предназначенных для самостоятельной сборки. Лидером по их производству композиций из сухого растительного материала является Италия.

Флористические композиции обладают рядом преимуществ:

§ доступность материала;

§ экологическая чистота материалов и композиций;

§ долговечность сохранения цвета и формы;

§ непритязательность в уходе;

§ декоративность, индивидуальность и красота композиций;

§ простота техники исполнения;

§ неограниченные возможности для самостоятельных занятий декоративно-прикладным творчеством.

В современном декоративно-прикладном творчестве флористические композиции чрезвычайно разнообразны по внешнему виду, содержанию и др.

По масштабности флористические композиции делятся на :

§ миниатюры;

§ крупные художественные работы.

В зависимости от видов используемого сырья выделяют:

§ композиции из целых форм растений;

§ композиции из частей растений:

из лепестков цветов или из соцветий

из трав

из листьев или частей листьев

Из веток

из семян

из пуха и т.д.

По содержанию композиций их разделяют на:

§ сюжетные;

§ предметные;

§ декоративные.

По внешней форме все композиции во флористике классифицируют на три группы:

§ плоские;

§ полуобъемные;

§ объемно-пространственные.

 

2. Заготовка растительного сырья

Для флористических композиций используется следующий материал:

§ естественно высохшие растения, к которым относятся некоторые садовые цветы, злаки, болотные растения, сухие ветки растений, а также корни, куски дерева;

§ объемно высушенные растения, которые сохраняют все свои качества для зимних букетов и других композиций;

§ растения, засушенные в плоскости, сохраняющие окраску и контур и используемые для создания художественных панно, фризов, экранов.

Собирают растения в любое время года:

§ зимой — ветки, семена растений;

§ весной — ветки с почками, первоцветы;

§ летом — тополиный пух, цветы, мхи;

§ осенью — листья, семена плодов, ягоды.

Растения собирают в сухую солнечную погоду, после высыхания росы. Цветы летом можно собирать и в полдень, когда растения слегка привядшие, что помогает при плоском засушивании придавать им любую форму. Цветы должны быть свежераспустившимися (1-2 день цветения), листья и ветки — без повреждений, здоровые, красивых, динамичных форм. Разнообразных оттенков одни и те же цветы достигают тогда, когда их собирают в различных фазах развития (бутоны, цветы, семенные коробочки).

Для заготовки растений необходим следующий инвентарь:

коробка или корзина (для складывания заготовленных растений), нож, ножницы (для срезания цветов, листьев, стеблей трав), секатор (для срезания веток), шпагат (для увязывания срезанных растений в пучки), пористая бумага (для изготовления закладок), гербарная сетка или другой пресс (для хранения закладок с цветами и растениями).

Основными источниками природного растительного материала для флористики являются следующие группы растений.

1. Культурные декоративные цветы и растения (сухоцветы, садовые растения (годеция, лютик, полынь, тысячелистник,), садовые и цветущие кустарники (гортензия, жасмин, роза)).

2. Многолетние злаки (тимофеевка, мятлик, овсяница), травы (ковыль, пампасская трава, конский щавель), цветы луговые (колокольчики, васильки, лютики), культурные злаки (овес, рожь, пшеница, ячмень).

3. Плоды однолетних и многолетних цветов (ириса, лилии, льна, мака, борщевика, декоративных луков, чеснока, лунарии, нигеллы, спаржи, физалиса, рудбекии, пиона). Собирают их в сухую погоду до полного созревания. Луки срезают, когда цветоносы начинают слегка желтеть. У чеснока срезают стебли, когда верхушка начинает закручиваться. Соцветия летучек срезают не полностью созревшими, одуванчики — с закрытым соцветием, коробочки льна собирают после отцветания. Ветки спаржи необходимо срезать до наступления морозов.

4. Декоративные ягодные деревья и кустарники. (барбарис, роза, шиповник, боярышник, калина, облепиха, рябина, паслен, терн). Ветки с ягодами можно срезать в любое время, но лучше — до морозов, когда плоды приобретут интенсивную окраску, но не перезреют и не будут осыпаться.

5. Декоративные лесные и водные растения (ветки брусники, голубики, черники, багульника, вереска, пижмы; листья папоротника, стебли плауна; камыш, осока, ситник).

6. Декоративные ветви и листья (ветки сухие с листьями и без них, ветви сухие без коры, ветки замшелые, покрытые лишайниками, сухие ветки с плодами – ольха, клен, орешник) Интересны ветви фруктовых растений с узлами и утолщениями. Ветки можно очистить проволочными щетками. Ветви ивы можно закрутить спирально и высушить в таком положении – карэмоно.

7. Лесные декоративные материалы – мох, кора деревьев, куски стволов, корни, шишки хвойных растений. Мох собирают летом, складывают слоями, совместив нижние стороны. Пни, коряги, корни вымачивают 24-48 часов, чистят металлической щеткой, удаляют ненужные части или кору. Корни бывают линейные и массовые. Грибы трутовики, чага, капы на деревьях

8. Экзотические материалы (листья пальм экзотические растения, камни, кожура и семена экзотических плодов)

 

Способы засушивания растений

Растения, предназначенные для засушивания, должны быть сухими.

Работать с ними необходимо в теплые, солнечные дни, т.к. в сырую погоду при дальнейшей обработке растения теряют естественные краски и блекнут, приобретая бурый оттенок.

Сушка должна производиться быстро, в темном проветриваемом помещении. Засушивание не должно занимать более 2-3 недель.

Виду получаемого материала различают два вида засушивания, каждый из которых можно осуществлять несколькими способами.

Объемное засушивание (с сохранением естественной формы)

1. Естественная сушка на воздухе – растения группы сухоцветов, семейства злаковых, дельфиниум, лук, тысячелистник, физалис сушат пучками, подвешивая вниз соцветиями. Цветы без листьев подвешивают вниз соцветиями, пучками, стянутыми резинкой. Растения развешивают на натянутой веревке или проволоке с металлическими крючками, расположенными на расстоянии 10 см один от другого. Стебли с плодами подвешивают головками вниз. Чтобы сохранить изящный изгиб злаков, их ставят в вазы без воды.

Помещение должно быть затененное, сухое, хорошо проветриваемое. Для сохранения окраски необходимо сушить быстро, а формы - без движения воздуха. Можно подсушить растения на воздухе в тенистых местах на разостланной бумаге. Если оставить травы на время сушки на солнечном свету – они станут золотистыми.

2. Сушка в сыпучих материалах (песке, буре, манной крупе)

Таким способом сушат розы, ноготки, маргаритки.

Песок необходимо просеять, промыть, прокалить. На дно коробки насыпают песок слоем 3 см. На него укладывают плоские цветы – вниз соцветиями, махровые – вверх соцветиями, пропустив стебли в отверстия в дне коробки. Осторожно насыпают песок, пока он не покроет все соцветия.

Коробки держат в теплом сухом месте около 15 дней. Если коробку с растениями поместить в сушильный шкаф, сырье высыхает при температуре 25-30 градусов через сутки. После высыхания песок ссыпают через отверстия в дне коробки. Песок с лепестков смахивают мягкой щеткой.

Цветы, засушенные в песке, хранят в плотно закрывающихся коробках, поскольку во влажной среде лепестки опадают.

3. Сушка в вате

Таким образом засушивают объемные соцветия. Заготовленные ватные жгутики при помощи пинцета прокладывают между слоями лепестков, ватным валиком, диаметром толщиной, равной высоте соцветия, обкладывают его по контуру. Затем нетяжелым грузом прижимают растение и помещают в сухое проветриваемой место. По мере необходимости жгутики заменяют.

4. Консервация в водном растворе глицерина. Таким образом заготавливают барбарис., ветки березы, боярышника, брусники, листья винограда, листья гладиолуса, драцены, ириса, клена, лавра, кипариса, можжевельник, орхидеи, плющ, пион, ветки сосны, туи, эвкалипта.

Достижение кожистой, блестящей фактуры достигается выдерживанием растительного материала в водном растворе глицерина. Он, проникая в листья, изменяет их цвет, высушивает листья, вытесняя из них естественную влагу и сохраняя форму, придает материалу маслянистый блеск.

Ветки с листьями бука, дуба, каштана, предназначенные для консервации, необходимо срезать до августа, т.к. потом, при появлении осенних красок листья плохо впитывают раствор. Листья гладиолусов и ирисов связывают пучками перед сушкой.

Ветки отбирают, отсекают ненужные части, промывают в воде. Разминают концы. Если кора толстая, ее снимают, чтобы обнажить древесину. Концы веток надрезают на 5-7 см. 1-2 раз в неделю подрезают для обновления клеток среза стебли на 1-2 см.

Пропорции: для мягколиственных 1:2

для жестких 1:3,

иногда смешивают в равных частях

Глицерин смешивают с кипящей водой и ветки с листьями ставят в горячий раствор на глубину 15 см. Можно погружать листья в раствор глицерина полностью. Место, где стоит сосуд с ветками, должно быть светлым. Так быстрее всасывается глицерин.

Время сушки зависит от вида растения и температуры помещения. Чем дольше (от нескольких дней до 2-3 недель) растение находится в растворе, тем интенсивнее окраска. Важно уловить момент, когда листья станут маслянистыми, т.к. если передержать, они будут клейкими. Когда листья изменят свой цвет, их надо вынуть, промыть, быстро высушить на промокательной бумаге в теплом месте.

2. Плоское засушивание (без сохранения естественной формы)

Засушивают как целые растения, так и анатомированные, т.е разделенные на отдельные части: тычинки, стебли, листья, лепестки.

А) Сушка под прессом.

Между двумя досками раскладывают слои промокательной или газетной бумаги. Растительный материал укладывают в закладки между двумя слоями гигроскопичной бумаги. Двойные газетные листы с растениями перекладывают вкладышами – стопками газет толщиной 5 мм или кусками сукна.

Чередуя закладки и вкладыши 7-10 раз, укладывают их друг на друга. На верхнюю доску пресса кладут груз 5-10 кг. Выдерживаю 7-10 дней, регулярно меняя вкладыши.

Б) Сушка утюгом.

Влажные листья протирают, помещают между верхним слоем промокательной бумаги и стопкой газетных листов. Проутюживают негорячим утюгом

Обработка высушенных растений

Отбеливание – обесцвечивание красящих веществ в растениях при сохранении их формы.

Отбеливают в закрытом сосуде в растворе хлорной извести (1,8%) и соды (0,8%) при комнатной температуре в течении 4-5 дней.

Окраска – производят методом погружения или методом опрыскивания. Красители – пищевые, чернильные, анилиновые. После окраски промывают. Ветки можно окрашивать кистевой росписью.

Кристаллизация – составленный букет поливают раствором квасцов (500 г. на 1 л.воды) и высушивают 12 часов. Можно травы держать подвешенными в сосуде, окунув в 4% горячий раствор квасцов: при охлаждении на травах образуются кристаллы. Они будут цветными, если в раствор добавит красители.

Для имитации снежинок – замочить на сутки в перенасыщенном соляном растворе (2 части поваренной соли на 1 часть горячей воды)

Скелетизация – получение прозрачной кружевной структуры из жилок листа или стебля

Подсушенные листья вымачивают и кипятят в содовом растворе до тех пор, пока мякоть не начнет отделяться. После остывания тупым ножом или жесткой щеткой соскабливают мягкую часть листа и прополаскивают в воде. Листовой скелет запрессовывают в бумагу и сушат под прессом несколько дней.

Хранят высушенное сырье в сухом, прохладном, хорошо проветриваемом помещении, без доступа прямых солнечных лучей.

Сухие цветы – в плотно закрытых коробках.

Злаки, сухоцветы – в сосудах без воды, накрыв марлей.

Цветы, высушенные в подвешенном состоянии – в мешках с отверстиями, подвесив вниз соцветиями.

Заглицериненные растения – в холодном месте.

Стручки, шишки, плоды, семена – в коробках.

Хранить до использования следует не более 6-8 месяцев, потом материал становится хрупким.

 

poisk-ru.ru

Технология работы с засушенным материалом | ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  |  Читать онлайн, без регистрации

Технология работы с засушенным материалом

Плоскостные флористические композиции из цветков, трав и листьев обычно делают в виде аппликации различных размеров. Но разумней начинать занятия с небольших и простых форм – это облегчает композиционное решение произведения.

Прежде чем составлять флористическую композицию, нужно сделать эскиз или в форме простого наброска в масштабе, или точной разработки в формате будущего коллажа. Эскиз поможет точно определить местоположение каждого из элементов композиции, наглядно покажет, какой нужен флористический и декоративный материал, какой именно фон больше подойдет для данной композиции.

Растительный материал для картины по преимуществу должен быть плоским, поскольку картина – это двухмерное произведение искусства. Хотя ее некоторые элементы можно сделать рельефными, но в большинстве случаев сушка растений с сохранением объема не нужна. Обычно техника создания такой работы состоит в следующем. На готовый фон материал следует наклеивать заранее приготовленным клеем или хорошо разогретым пистолетом. Хрупкий материал лучше наклеивать в последнюю очередь.

Иногда можно обойтись и без клея. Так, интересные картины «рисуют» тополиным пухом на бархатной (ворсистой) бумаге или материале с ворсом (типа велюра). В этом случае растительный материал сам пристает к основе, фиксировать его дополнительно уже не нужно.

Однако прежде чем наклеивать флористический материал на подготовленный фон, следует сделать своеобразную «примерку», чтобы правильно расположить растительные мотивы. Сначала все элементы будущей композиции разложить на фоне и аккуратно перемещать, пока не будет найдено самое удачное расположение. Во время этого подготовительного этапа работы можно продумать идею картины и ее воплощение.

Когда композиция будет отвечать творческим замыслам, нужно нанести на обратную сторону деталей из засушенных растений клей, тонким слоем или капельками в 1–2-х местах.

Затем нужно осторожно накрыть изображение листом фильтровальной бумаги и промокнуть излишки клея. После этого все так же осторожно снять бумажный листок и оставить работу до полного высыхания клея.

По такой технологии можно составлять миниатюры, подарочные открытки или настенные панно из лепестков георгин, астр, бархатцев, веток мышиного горошка, роз, ромашек, тюльпанов или шиповника, а также из красивых осенних листьев. Набив руку на небольших простых картинках, затем перейти к созданию многоярусных изображений.

При выполнении силуэтной аппликации из засушенных листьев лишние части листка надо отрезать для получения детали нужной формы и силуэта.

Техника модульной аппликации или мозаики состоит в том, что изображение на картине создают, наклеивая множество одинаковых или близких по форме и размеру листочков или лепестков. Так можно набрать рыбью чешую или хвост жар-птицы.

Симметричную аппликацию применяют, если нужно создать отдельные образы или всю картину с симметричным строением, или для получения таких двух совершенно одинаковых изображений, как отражение объекта в воде. Работая в этой технике, нужно подбирать одинаковые растительные элементы, создающие симметричное изображение.

Ленточная аппликация – это разновидность симметричной аппликации. Отличие состоит в возможности получения не одного-двух изображений, а множества одинаковых изображений – орнаментов.

Недостающие детали изображения на панно можно дорисовать цветными карандашами или фломастерами, все зависит от идеи задуманной картины.

Создавая художественную картину из лепестков, заранее на фоне тщательно собирают (но без подклейки) композицию – пейзаж или букет цветов. Найдя удачное композиционное решение, созданную композицию нужно прикрыть стеклом или калькой, простым карандашом перенести расположение цветов на кальку. Затем снять стекло и разобрать предварительно собранный рисунок. Вторично его следует собрать на фоне, приклеивая детали капельками клея.

Составляя композиции из цветов, нужно придерживаться определенных правил. Собирая лилии, астры или орхидеи, лепестки для большей прочности сначала надо наклеивать на круг из кальки диаметром 1–2 мм. Затем уже готовый цветок наложить и приклеить на основной фон в соответствии с замыслом.

Во время работы над картиной из засушенных цветков и листьев всегда полагается использовать небольшой пресс. В то время как идет сложный процесс изготовления очередной детали или цветка, остальная картина должна находиться под небольшим прессом. Приклеив цветок, листик или лепесток, нужно прогладить работу горячим утюгом через несколько слоев бумаги, а затем непосредственно по растениям для усиления цвета.

velib.com


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта