Урок биологии в 6-м классе по теме "Ткани растений". Урок биологии в 6 классе ткани растений и их виды
План-конспект урока по биологии 6 класс "Ткани животных".
Урок 5 | Ткани животных. | |||
Цели деятельности учителя | Сформировать представления об особенностях строения тканей животных: эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной. Создать условия для формирования умения доказывать соответствие строения животных тканей выполняемым функциям. Продолжить формирование умений работать с текстом, таблицами и схемами. | |||
Тип, вид урока | комбинированный | |||
Личностные Результаты (УУД) | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, Ж адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. | |||
Предметные результаты | Научатся называть особенности строения тканей животного. Получат возможность научиться доказывать зависимость строения животных тканей от выполняемой функции; сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицами и рисунками. | |||
Метапредметные универсальные учебные действия | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, принимают позицию партнера. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу.. | |||
Образовательные ресурсы урока | Таблицы: «Строение тканей животных». Строение тканей растений.. | |||
Организационная структура урока | ||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||
I. Оргмомент | ||||
II. Актуализация опорных знаний урока | ||||
Тест на соответствие тканей и функций. | Отвечают на вопросы, формулируют проблему. | РУУД ставят проблему. Определяют пути её решения | ||
III. Мотивация к изучению нового материала | ||||
Поясняют важность знаний по данной теме. Кто назовет, что значат буквы на доске тот получит бонус. Буквы ЭСМН. | Объясняют важность данных знаний | ЛУУД формируют собственное мировоззрение. | ||
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | ||||
1.Типы тканей животных (4): эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. 2.Строение и функции эпителиальных тканей. 3.Строение и функции соединительных тканей. 4.Мышечные ткани – особенности строения и функций. %. Нервная ткань – особенности строения и функций. Эпителиальная | Клетки плотно прилегают. Почти нет межклеточного вещества. Образуют поверхность кожи и внутреннюю поверхность полостей. | Защита от повреждений, высыхания, микровбов. | ||
Соединительная | Очень много межклеточного вещества, которое м.б. плотное, рыхлое, жидкое и т.д | Костная, хрящ. Жировая, кровь. | Самые разные: опорная, транспортная, запасающая и др. | |
Мышечная | Главные свойства: возбудимость и сократимость. | Гладкая. Поперечнополосатая. | Различные движения: медленные и быстрые. | |
Нервная | Главные свойства: возбудимость и проводимость. Нервная клетка имеет много отростков, только один длинный. | Передача нервных сигналов. |
Отвечают на вопросы учителя. Приходят к выводу о группировках клеток. Находят в тексте сведения о строении и функциях тканей животьных.
ПУУД смысловое чтение; выделяют особенности тканей рживотных и их функции. КУУД излагают своё мнение. ЛУУД формируют собственной мировоззрение. РУУД работают по плану, сверяясь с целью.
ЛУУД осознают целостность мира. Формируют своё мировоззрение.
V. Первичное закрепление изученного материала
Фронтальная беседа по таблице.
Отвечают на вопросы учителя.
ПУУД создание аналогий, сравнение объектов.
VI. Рефлексия учебной деятельности
В целом на уроке мне работать было…
Мне мешало….
Лучше всех работали…. Т.к.
Я сам работал….
Мне было интересно…..
Я теперь понял…
Но мне не совсем понятно….
Анализ работы на уроке класса, самооценка.
ЛУУД аргументированная оценка своих и чужих поступков.
VII. Подведение итогов
Ткань – это группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Клетки тканей соединены между собой межклеточным веществом. В растениях различают образовательную, основную, покровную, механическую и проводящую ткани. У животных различают – эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.
Выделяют главное. Делают выводы по содержанию урока.
ПУУД делают выводы. КУУД принимают чужое мнение.
VIII. Домашнее задание
§3. Заполнить таблица и выучить её.
Уточняют и записывают домашнее задание.
Ответы на тест.
2А
Б
Г
А
В
Д
В
В
Б
Д
1
В
Г
Д
Б
А
А
Б
В
Д
Д
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Найдите соответствие между функциями тканей и их видами. Вариант 1.
А. Образовательная тканьБ. Покровные ткани
В. Механическая ткань
Г. Проводящие ткани
Д. Основная ткань
2. Проводят воду и питательные вещества.
3. Содержат хлоропласты.
4. Оболочки клеток толстые и прочные не пропускаю воду.
5. Обеспечивают рост растения.
6. Из неё состоит зародыш семени растения.
7. Содержит устьица и чечевички.
8. Образует скорлупу грецкого ореха.
9. Образует мякоть плодов.
10. Накапливает питательные вещества.
Найдите соответствие между функциями тканей и их видами. Вариант 2.
А. Покровные тканиБ. Образовательная ткань
В. Основная ткань
Г. Проводящие ткани
Д. Механическая ткань
2. Обеспечивают рост растения.
3. Проводят воду и питательные вещества.
4. Оболочки клеток толстые и прочные не пропускаю воду.
5. Содержат хлоропласты.
6. Придают органам опору и прочность.
7. Образует мякоть плодов.
8. Накапливает питательные вещества.
9. Из неё состоит зародыш семени растения.
10. Образует скорлупу грецкого ореха.
Найдите соответствие между функциями тканей и их видами. Вариант 1.
А. Образовательная тканьБ. Покровные ткани
В. Механическая ткань
Г. Проводящие ткани
Д. Основная ткань
2. Проводят воду и питательные вещества.
3. Содержат хлоропласты.
4. Оболочки клеток толстые и прочные не пропускаю воду.
5. Обеспечивают рост растения.
6. Из неё состоит зародыш семени растения.
7. Содержит устьица и чечевички.
8. Образует скорлупу грецкого ореха.
9. Образует мякоть плодов.
10. Накапливает питательные вещества.
Найдите соответствие между функциями тканей и их видами. Вариант 2.
А. Покровные тканиБ. Образовательная ткань
В. Основная ткань
Г. Проводящие ткани
Д. Механическая ткань
2. Обеспечивают рост растения.
3. Проводят воду и питательные вещества.
4. Оболочки клеток толстые и прочные не пропускаю воду.
5. Содержат хлоропласты.
6. Придают органам опору и прочность.
7. Образует мякоть плодов.
8. Накапливает питательные вещества.
9. Из неё состоит зародыш семени растения.
10. Образует скорлупу грецкого ореха.
infourok.ru
урок "Ткани растений" - Биология
СкобелинаЛ.К
МАОУ СОШ№7
Открытый урок биологии в 6-м классе
"Ткани растений" (в рамках городского «Дня школы»)
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма.
УУД:
Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодалевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, учавствовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Задачи:
- сформировать и закрепить знания об основных типах тканей животного и растительного организма: строении и функциях.
- Выработать умение распознавать виды тканей.
- Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
- Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Тип урока: комбинированный
Форма работы: групповая
Методы: проблемно-поисковый, создание минипроекта,
Оснащение урока: мультимедиа, микроскоп, готовые микропрепараты ткани растений, шкатулка с тканями.
Ход урока
I. Организационный момент:
II. Актуализация знаний: Таинственная шкатулка.
Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)
- Достаньте разные виды тканей, возьмите в руки по лоскутку
- Чем же они отличаются?(по цвету, качеству, структуре, толщине)
- Поднимите вверх лоскутки покажите друг другу.
-Что вы увидели и можете сказать о тканях (они разные, у них есть волокна)
- Как связать о чем мы сейчас говорим с растительным организмом? ( у растений тоже есть ткани)
- Какие знания и с какого предмета вам сегодня пригодились? ( технологии)
- Сформулируйте тему урока
Тема урока. Ткани растительного организма
Само определение понятия - ткань в процессе мини-исследования, для вас подготовила(……_).
Ученица(Мы на предыдущих уроках выяснили, что все состоит из клеток. Рассматривая мякоть плодов, видели рыхло расположенные клетки, в кожице лука и элодеи они плотно прилегают друг к другу.
РЕШИЛА ВЫЯСНИТЬ ВСЕГДА ЛИ ЭТО ТАК.
1.Взяла срез сырого картофеля, рассмотрела под микроскопом…
2. Надавила на клубень, не изменил свою форму
3.Сварила картофель, надавила на клубень, он разрушился
4. С помощью учебника выяснила, что связывает клетки между собой
5. Сделала вывод: ткань состоит из клеток и межклеточного вещества, которое удерживает клетки между собой.
- Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество)- слайд.1
III. Изучение нового материала:
Целеполагание: Что такое ткань мы выяснили, а еще что бы вы хотели узнать по теме?
Какие ткани имеют растения.
Установить связь между строением и функциями тканей.
Местонахождение в растении.
Учитель- На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (Водоросли, обитают в воде.) - слайд.2
- А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу.
Демонстрирую гербарий древесного растения и водоросли )
Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем, для чего они ей нужны будут на суше (работа в группе)
Обсуждение групп - ключевые слова появляются на доске.
Одежда, защита -
Опора -
Вода -
Питание -
Рост -
- Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани.
К примеру древесные растения отличаются от травянистых тем, что они многолетние, их защита - кора намного прочнее, толще. Как и мы с вами ведь в разные сезоны носим одежду из разных тканей, летом лучше натуральные в них не жарко, защищают от перегрева.
- Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет)
Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения, которые вышли на сушу называются - Псилофиты.(слайд3)
Различают : несколько видов тканей. (слайд 4)
Задание: на партах конверты, ваша задача познакомиться с разновидностями тканей, каждая группа получает индивидуальное задание по инструктивной карточке, есть информационный материал, листы чертежные, где отражаете свою работу
.после выполнения вы должны подготовить отчет по работе, выступают представители, а у вас на партах есть оценочные карты, которыми вы должны оценить группу
3.Физкультминутка (слайд 5)
4.Работа в группах. Время работы 7 минут
Отчет групп - всем приготовиться к оцениванию, цветные карточки
При ответе, попытайтесь определить на схеме строения цветкового растения место, куда вы поместите свою ткань (Слайд 6-10)
Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, своё, это зависит от работы, какую выполняет ткань.
IV. Закрепление: (практико-ориентированный подход)
Привести учащихся к ситуации успеха
Задание:
1.Работа с раздаточным материалом
1.Определить тип тканей у следующих объектов:
Берёста -
Мякоть томата -
корень -
чешуя лука -
Жилка листа –
Скорлупа ореха
2.Выполните упражнение, вставив пропущенные слова(слайд12)
3.Подведем итог. Сформулируйте определение, что такое ткань (слайд 13)
Где вам могут пригодится знания о тканях?
V. Рефлексия: на слайде – 14
До урока:
Не знал…
Не понимал…
Не мог представить…
Не мог выразить…
Не мог выполнить…
Сейчас:
(выбрать и закончить предложение) (слайд)
VI. Д/З:
1 Выучить определение ткань
2. Пользуясь информационным листом.
Заполнить таблицу по всем видам тканей
Тип ткани | Место нахождения | Функции | Особенности клеток |
Приложение1
Группа №1 Задание: 1.Изучите характеристику образовательной ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани | Группа №2 Задание: 1.Изучите характеристику основной ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани | Группа №3 Задание: 1.Изучите характеристику покровной ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани |
Группа №4 Задание: 1.Изучите характеристику проводящей ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани | Группа №5 Задание: 1.Изучите характеристику механической ткани. 2. На листе ватмана дайте характеристику по плану. План. 1.Местонахождения 2.Функции 3.Особенности строения 4. Рисунок расположения клеток в ткани. 5. Подумайте и при помощи магнита прикрепите к таблице на доске место вашей ткани | Группа №6 Задание: 1.Приготовьте микропрепарат кожицы листа традесканции 2. Поперечный срез герани или традесканции 3. Поперечный срез стебля традесканции 4. Настройте микроскоп, рассмотрите увиденное. |
Приложение2
Информационный лист
1.Образовательная ткань состоит из клеток, которые способны делиться в течение всей жизни растения, поэтому они располагаются на верхушках молодых побегов, кончиках корней, молодых почках. Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся. Благодаря делению они образуют множество новых клеток, обеспечивая тем самым рост растения в длину и толщину. Появившиеся в ходе деления образовательных тканей клетки затем преобразуются в клетки других тканей растения.
2.Основная ткань выполняет такие функции в организме растения, как создание и накопление веществ. Например, в основной ткани находится пигмент хлорофилл, а значит, создается органическое вещество и запасается энергия солнечного излучения. Ткань, в которой образуются (синтезируются) органические вещества, преимущественно находится в мякоти листа.
Ткани, в клетках которых накапливаются запасные вещества, называют запасающими тканями. Пример запасающих тканей – мякоть плодов.
Рассматривая клетки листа элодеи, мы познакомились с примером фотосинтезирующей ткани. В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.
Запасающие и фотосинтезирующие ткани объединяют в одну группу основных тканей, т.к. они действительно обладают сходными функциями – создания и накопления веществ.
3.Покровная ткань защищает снаружи все органы растения. Клетки покровной ткани могут быть плотно сомкнутыми между собой. Например, в кожице, которая покрывает листья и молодые побеги, эти клетки с очень тонкой, прозрачной клеточной оболочкой легко пропускают солнечный свет в глубь растения. В корнях и стеблях оболочки клеток покровной ткани (пробки) могут опробковевать. Покровная ткань защищает растение от высыхания, перегрева и от механических повреждений.
4.Проводящая ткань осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению. У многих высших растений она представлена проводящими элементами (сосудами, трахеидами и ситовидными трубками). В стенках проводящих элементов есть поры и сквозные отверстия, облегчающие передвижение веществ от клетки к клетке.
Проводящая ткань образует в теле растения непрерывную разветвленную сеть, соединяющую все его органы в единую систему – от тончайших корешков до молодых побегов, почек и кончиков листа.
5.Механическая ткань образована клетками с очень прочными оболочками. Благодаря ей растения могут противостоять большим механическим нагрузкам (например, переносить раскачивание ствола порывами ветра, удерживать тонкими стеблями и ветвями огромные кроны деревьев).
multiurok.ru
Урок биологии в 6-м классе по теме "Ткани растений"
Разделы: Биология
Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма.
Задачи:
- сформировать и закрепить знания об основных типах тканей животного и растительного организма: строении и функциях. Выработать умение распознавать виды тканей.
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
- формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Тип урока: комбинированный.
Оснащение урока: мультимедио, подносы с раздаточным материалом, цифровой микроскоп, готовые микропрепараты ткани растений, шкатулка с тканями.
Ход урока
I. Организационный момент:
II. Актуализация знаний: Таинственная шкатулка.
Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)
Достаю разные виды тканей.
- Чем же они отличаются?
- Как связать с тканями организма?
- Давайте вспомним, что же собой представляет ткань. А для этого я предоставляю слово Наташе Ш. она дома выполняла мини-исследование. (Наташа сварила клубень картофеля и сравнила его с сырым клубнем. Вывод: при варке разрушается межклеточное вещество, которое удерживает клетки, поэтому клубень картофеля варенный стал рассыпчатым)
- Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество)- слайд.
- Мы изучили ткани животных. как вы усвоили этот материал, сейчас посмотрим. (выполнение теста)
Самопроверка, подсчёт баллов.(слайд).
III. Изучение нового материала: тема урока: Ткани растений.
Почему клетки одного растения такие разные? (слайд)
Целеполагание: Что должны узнать по теме? (на доске)
Какие ткани имеют растения.
Установить связь между строением и функциями тканей.
Местонахождение в растении.
Эвристическая беседа с элементами игры:
- На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (Водоросли, обитают в воде.) - слайд.
- А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем для чего они ей нужны будут на суше (работа в группе) Сравнительный анализ (гербарий растения- подсказка)
Обсуждение групп - ключевые слова появляются на экране.
- Одежда, защита -
- Опора -
- Вода -
- Питание -
- Рост -
- Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани. Как они называются, вы сами узнаете. Если бегло прочитаете материал на стр. 30-31, обращая внимание на выделенные слова.(индивидуальная работа).
Афиширование результатов: слайд (сколько всего тканей).
Вывод: Для жизни на суше нужны ткани:::.
И наша водоросль, если и приобретёт эти ткани, то сможет жить на суше. Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет) Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения , которые вышли на сушу называются - Псилофиты.(слайд)
Работа по модулю: Посмотрите на цели, какие задачи нам ещё предстоит разрешить?
Письменная работа в тетради. (см. приложение 1)
Заполните пропуски в тексте, используя учебник.
Найти соответствие между информацией разных столбиков. (I уровень - может пользоваться учебником)
Узнать ткань по рисунку.
Самопроверка. Подсчёт баллов.
- Задание какого столбика легче всего было выполнять? Почему?
- Связаны ли функции тканей с их строением? Докажите на примерах из таблицы.
Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, своё, это зависит от работы, какую выполняет растение.
IV. Закрепление: (практико-ориентированный подход)
1. Демонстрация цифрового микроскопа.
Задание: Попробуйте узнать, какие типы тканей на экране.(фронтально)
2. Работа с раздаточным материалом (в паре):
Определить тип тканей у следующих объектов:
- Берёста -
- Мякоть томата -
- Кедровые орешки -
- Кончик корня -
- Жилка листа -
V. Рефлексия: на слайде - До урока: Сейчас: (выбрать и закончить предложение)
VI. Д/З: стр. 30-31 (составить таблицу - см. ткани животных в тетр.)
* мини-соч. Путешествие внутри растения.
Технологическая карта урока по теме: "Ткани растений"
Учебный элемент | Задания | Указания к заданиям. | ||||||
УЭ-0 УЭ-1
УЭ-2 |
Цель урока: изучить ткани
растительного организма. Цель: проверить изученный материал о тканях животного организма. Выберите правильный ответ: Кожа у человека - это ткань, которую называют: а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной. 2. Возбудимость и проводимость- свойства ткани, которую называют: а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной. 3. Плотно прилегают друг к другу клетки ткани, которую называют: а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной. 4. Кости и кровь человека состоят из ткани, которую называют: а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной. 5. Сократимость - свойство, характерное для ткани: а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной. 6. Далеко друг от друга клетки, много межклеточного вещества у ткани: а) соединительной; б) мышечной; в) эпителиальной; г) нервной. Цель: установить связь между строением и функциями ткани, выяснить местоположение ткани в растении. Задание: I уровень. 1. Заполните пропуски в тексте, используя учебник на стр. 30-31. А) Кончик корня, побега, зародыш растения состоит из ______ткани. Б) Скорлупа грецкого ореха состоит из _________ ткани. В) Поверхность всех органов состоит из _________ ткани. Г) Мякоть листа, плодов, сердцевина стеблей - это_______ ткань. Д) Трубочки, сосуды корня, стебля, жилки листов - это______ткань II уровень. Функции и строение тканей перепутаны. Найти соответствие между информацией разных столбиков.
III уровень. 3. Узнайте по рисунку, какая это ткань растения. |
Внимательно прочитайте цель урока.
Проверьте по ключу. Максимально - 6 баллов.
Проверьте по ключу. Максимально 5 баллов
Проверьте по ключу. Максимально 5 баллов Проверьте по ключу 2 балла |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai