Многие виды животных и растений состоят из нескольких популяций что. Вопросы егэ эволюция (С) 2006-2010

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Свойства популяций. Многие виды животных и растений состоят из нескольких популяций что


Популяции | Параграф 4.2

 "Введение в общую биологию и экологию. 9 класс". А.А. Каменский (гдз)

Вопрос 1. Что такое популяция?Популяция — элементарная структура вида — это совокупность свободно скрещивающихся особей данного вида, живущая длительно на определенной территории ареала вида. Внутри популяции частота скрещиваний особей гораздо выше, чем между популяциями.

Вопрос 2. Почему биологические виды существуют в форме популяций?Существование биологических видов требует соответствующих условий и необходимых для поддержания жизни ресурсов. В связи с неодинаковыми условиями среды особи одного вида в пределах ареала распадаются на более мелкие единицы — популяции. Реально вид существует именно в виде популяций.

Вопрос 3. Какие свойства могут характеризовать популяцию как группу организмов?Популяцию как группу организмов характеризует такой показатель, как обилие. Мерой обилия служит общая численность организмов в популяции. Поскольку измерение общей численности сопряжено с большими трудностям, то в экологии используется такой показатель как плотность популяции.Плотность популяции — это численность или биомасса особей, которая приходится на единицу площади или объема жизненного . пространства. Мерой обилия могут служить показатели, отнесенные к единице времени, например, количество птиц на пролете в час, количество рыбы, выловленной за сутки и т.д. Такие относительные показатели называются индексами численности.Демографическими показателями популяции служат рождаемость и смертность. Рождаемость характеризует способность популяции к увеличению численности в результате про-цесса размножения.Смертность отражает процессы снижения численности популяции и выражается числом особей, погибших за определенный период времени.Смертность и рождаемость оказывают существенное влияние на численность популяции, и, помимо биологических особенностей вида, определяются действием многих внешних факторов, как абиотических, так и биотических. При одних и тех же показателях рождаемости, чем выше смертность, тем ниже численность популяции, и наоборот.Возрастной и половой состав популяции зависят от продолжительности жизни особей, времени достижения половозрелости, способов и интенсивности размножения, смертности, скорости смены поколений и т.д. Возрастная структура популяции может изменяться под действием внешних факторов, так как они влияют на процессы рождаемости и смертности. Возрастной состав популяции позволяет оценить ее способность к самоподдержанию численности и устойчивости к внешним воздействиям. Чем шире возрастной спектр популяции, тем устойчивее ее воспроизводство. Популяция, включающая в себя множество возрастных групп, менее подвержена действию факторов, определяющих успешность размножения.Анализ возрастной структуры популяции позволяет прогнозировать численность популяции на несколько лет вперед, что особенно важно для оценки промысла рыбы, развития охотничьих хозяйств, в ряде зоологических исследований.В соответствии с генетическими закономерностями соотношение полов в популяциях составляет 1:1, однако в связи с разной выживаемостью особей на разных этапах онтогенеза это соотношение может меняться. Особые случаи представляют популяции партеногенетических видов, например, коловраток, дафний, тлей и т.д. На определенных стадиях жизненного цикла их популяции представлены только самками. У животных — гермафродитов половая структура популяций не определяется.Под регуляцией численности понимают способность популяции к самовоспроизводству, то есть восстановлению числа особей до оптимальной величины, которая определяется условиями местообитания организмов. Эту способность обеспечивают определенные механизмы, которые начинают действовать, когда плотность популяции достигает или слишком высоких, или слишком низких значений. Механизмы, регулирующие плотность популяции, могут быть поведенческими, демографическими, физиологическими.У ряда млекопитающих в условиях перенаселения происходят резкие изменения физиологического состояния. Затрагивая нейроэндокринную систему, они сказываются на поведении животных, снижая их устойчивость к заболеваниям, поражению паразитами и сопротивляемость к различным видам стрессовых воздействий.При возрастании плотности популяций у многих животных и растений наблюдается повышение показателей смертности и снижение показателей рождаемости.

Вопрос 4. В чем состоит практическое значение изучения популяций? Приведите примеры.Изучение популяций важно для прогнозирования происходящих в них изменений и их регулирования. Например, при заготовках древесины очень важно знать скорость восстановления леса, чтобы правильно планировать интенсивность рубок. Аналогична ситуация с популяциями животных, которые используются человеком для получения пищевого или пушного сырья. Например, постоянно изучаются популяции промысловых рыб, изучается их кормовая база, численность и другие биологические параметры, что позволяет учёным прогнозировать их промысел. Практически значимо с медико-санитарной точки зрения изучение популяций мелких грызунов — носителей возбудителя опасного для человека заболевания — чумы. Широко изучаются популяции птиц, как переносчиков различных заболеваний (например, вирусные заболевания). Для решения проблем охраны животных и растений изучаются популяции этих организмов. Например, на Дальнем востоке (Приморский край) изучение популяций Дальневосточного леопарда и Амурского тигра, позволило сохранить популяцию леопарда на безопасном репродукционном уровне, а популяцию тигра увеличить численно.

buzani.ru

Популяции. Устойчивое существование вида



1. Почему организмы большинства из известных нам видов живут в природе группами?

Ответ. Вид представляет собой сложную систему внутривидовых групп, складывающуюся в процессе эволюции в определённых условиях. Наиболее распространённой внутривидовой структурной единицей является популяция. Внутри популяции можно выделить более мелкие подразделения: стаи, семьи, прайды, которые менее устойчивы и могут легко исчезать, сливаться и образовываться заново. Это позволяет осуществлять взаимодействие при защите территории, совместной охоте, выведении потомства, строительстве жилищ и т.д. Растения, с перекрестным опылением вынуждены жить группами, группы растений создают определенный микроклимат, выделяют фитонциды для межвидовой борьбы.

2. Почему группы одновидовых организмов (например, заросли таких растений, как лютик, крапива, осока и др.) встречаются не повсеместно, а лишь на определённых участках? Какие это участки?

Ответ. Существование каждого биологического вида в форме популяций связано, прежде всего, с неоднородностью условий окружающей среды на всей площади его ареала. Данные условия составляют экологические ниши. В указанных участках благоприятные экологические условия для конкретного вида (влажность, температура, свет и т.д.). Поэтому растения хорошо развиваются, размножаются на данной территории. Лютик крапива осока растут на почвах с нормальной кислотностью почв хвощ полевой растет на кислых почвах.

Вопросы после § 54

1. Что такое популяция?

Ответ. Популяция – это группа одновидовых организмов, занимающих определённый участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.

Существование видов в форме популяций – следствие неоднородности внешних условий.

Популяции сохраняют устойчивость во времени и пространстве, хотя их численность может изменяться год от года вследствие изменений условий размножения и развития организмов. Внутри популяций имеются еще более мелкие группы, в которые могут объединяться особи со сходным поведением или на основе родственных связей (например, стайки рыб или воробьев, прайды львов). Однако такие группы могут распадаться под влиянием внешних факторов или смешиваться с другими. Они не способны устойчиво поддерживать сами себя.

2. Почему биологические виды существуют в форме популяций?

Ответ. Популяция — элементарная структура вида — это совокупность свободно скрещивающихся особей данного вида, живущая длительно на определенной территории ареала вида. Внутри популяции частота скрещиваний особей гораздо выше, чем между популяциями.

Существование биологических видов требует соответствующих условий и необходимых для поддержания жизни ресурсов. В связи с неодинаковыми условиями среды особи одного вида в пределах ареала распадаются на более мелкие единицы — популяции. Существование биологических видов требует соответствующих условий и необходимых для поддержания жизни ресурсов. Подходящие для того или иного вида условия формируются в пространстве как бы в виде отдельных «островков». Виды заселяют эти подходящие им «островки» и потому распространены по территории не равномерно, а отдельными группами — популяциями.

3. Какие свойства популяций способствуют устойчивому существованию вида?

Ответ. В пределах каждой популяции организмов, размножающихся половым путём, идёт постоянный обмен генетическим материалом; скрещивание особей из разных популяций происходит гораздо реже, поэтому генетический обмен между разными популяциями ограничен. В результате каждая популяция характеризуется своим специфическим набором генов с присущим только данной популяции соотношением частот встречаемости разных аллелей. Под влиянием этого в отдельных популяциях могут возникать свойства, отличающие их друг от друга. Таким образом, существование в форме популяций повышает внутреннее разнообразие вида, его устойчивость к местным изменениям условий жизни, позволяет ему закрепляться в новых для себя условиях. От свойств популяций во многом зависят направление и скорость эволюционных изменений, протекающих внутри вида. Процессы образования новых видов берут начало в изменениях свойств отдельных популяций.

resheba.com

Вопросы егэ эволюция (С) 2006-2010

Вопросы ЕГЭ – Эволюция (С) 2006-2010

Микроэволюция

Популяция

Вариант 422

С2. Найдите ошибки. 1) Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию; 2) Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структура. 3)Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4) Популяция является структурной единицей живой природы. 5)Численность популяции всегда стабильна.

Ответ.

  1. 1- одного вида (дать определение)
  2. 4 – структурная единица вида
  3. 5 – численность популяции изменяется в зависимости от условий среды.

Вар. 305.

С2. Найдите ошибки. 1) Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию; 2) Популяции одного вида относительно изолированы друг от друга; 3)Популяция является структурной единицей вида; 4) Популяция является движущей силой эволюции; 5) Личинки комаров, живущие в одной луже представляют собой популяцию.

Ответ

  1. 1 – одного вида (дать определение)
  2. 4 – элементарная еденица, а не движущая сила
  3. 5 – лужа мала, недолговечна, личинки только одна стадия, кот. не скрещивается.

Вар. 103. С2. (2010)

Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей длительное время проживающих на одной территории. 2. Разные популяции одно и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их особи не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию.

Вариант 107. С2. (2010)

Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время проживающих на одной территории. 2. Основными характеристиками популяции являются плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей класса. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Личинки разных видов насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию..

Факторы.

Изменчивость

Вариант 4

С1. Деревья, растущие в местности с постоянным направлением ветра имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих растений в нормальных условиях имеют нормальную крону. Объясните почему.

^

  1. флагообразная крона – результат модификационной изменчивости
  2. растения на местности и из черенков – одинаковый генотип; в норм условиях – нормальная крона.

Вариант 2

С1 Из семян одного растения пастушьей сумки получено потомство. В потомстве обнаружены различия – размеры, число цветков, количество листьев и др. Объясните причину этих различий.

^

  1. наследственная изменчивость – комбинативная и мутационная
  2. модификационная – влияние факторов внешней среды.

Т.о. – сравнение наследственной и ненаследственной изменчивости.

Вариант 75

С2 На пастбище, где регулярно проводится выпас скота, растут низкорослые растения. После пересадки в другое место оказалось, что у одних видов вырастают только низкорослые, а у других – разного роста. Объясните почему.

Ответ.

  1. на пастбище происходит уничтожение высокорослых растений
  2. после пересадки растения, имеющие широкую норму реакции, под воздействием благоприятных условий среды приобретают высокий рост
  3. генетически низкорослые – остаются низкорослыми.

Вариант 347

С1. От одного растения земляники взяли несколько усов, укоренили их и получили взрослые растения, которые высадили на новом участке. Плоды у некоторых дочерних растений оказались более мелкие, чем у материнского. Назовите используемый способ размножения. Объясните причину измельчания плодов.

Ответ.

  1. вегетативное (бесполое) размножение, т.е. генотип одинаковый у дочерних и материнского растения.
  2. Причина измельчения – модификационная изменчивость, т. к. м.б. другие условия среды.
Вариант 893.

С4. В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Три примера.

Ответ:

  1. материал для естественного отбора
  2. в результате размножения – увеличивается неоднородность популяций
  3. полезные мутации сохраняются естественными отбором, что увеличивает приспособленность
  4. Добавить – рецессивность и распространение!

Вариант 661.

С5. Объясните, в чем заключается сходство и различие между мутационной и комбинативной изменчивостью.

Ответ.

  1. сходство – затрагивают генотип и наследуются;
  2. мутации – изменения генотипа, обусловленные изменением наследственных структур
  3. комбинативная изменчивость – новые сочетания генов.

Вариант 754.

С1. Окраска шерсти зайца-беляка изменяется в течение года: зимой заяц белый, а летом – серый. Какой вид изменчивости наблюдается, чем определяется проявление данного признака?

Ответ.

  1. модификационная изменчивость
  2. проявление признака определяется – температура, длина дня.

Вар. 301. С.2. (2010)

Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Различают изменчивость ненаследственную, наследственную и комбинативную. 2. Наследственную изменчивость еще называют генотипической. 3. Наследственная изменчивость связана с реакцией фенотипа на изменение внешней среды. (это фенотипич изменчивость). 4. Пределы генотипической изменчивости называют нормой реакции, последняя контролируется генотипом. 5. Дарвин назвал наследственную изменчивость неопределенной.

Дрейф

Вариант 101.

С4. Что такое дрейф генов? К каким изменениям в популяции он может привести? –т.е. значение!

Ответ

  1. дрейф генов – случайное ненаправленное изменение концентрации аллелей в популяции.
  2. Приводит к изменению частот мутантных аллелей, что приводит к изменению генофонда
  3. Возрастание гомозиготности популяции.

Отметить – эффективность в малых популяциях

- ненаправленность

- случайность

Умение объяснять и понимать определения и понятия!

Борьба за существование

Вариант 102.

С1. Какие преимущества имеет биологическая борьба с вредителями по сравнению с другими способами? (На примере трихограммы)

Примечание – в сущности это вопрос о межвидовой борьбе за существование.

Ответ

  1. не загрязняет окружающую среду
  2. специфичен и направлен

Вариант 74.

С1. Как используются в растениеводстве знания о внутривидовой и межвидовой борьбе за существование?

  1. установление норм посадки и прореживание – снижение внутривидовой борьбы
  2. мехеническая борьба с сорняками (прополка), химическая и биологическая борьба с вредителями – снижение межвидовой борьбы.

Вариант 73.

С4. С чем связано периодическое колебание численности популяций мышевидных грызунов?

  1. увеличение численности хищников – межвид. борьба
  2. увеличение численности паразитов и возбудителей заболеваний –межвид борьба
  3. усиление конкуренции за пищу, территорию и т.п. – внутривид. борьба.

Изоляция

Вариант ?

С4. Объясните. Почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов.

  1. возникновение пространственных преград к скрещиванию приводит к образованию изолированных популяций.
  2. Накопление мутаций, переход мутаций в гомозиготу, дрейф генов в новых популяциях ведет к изменению генофонда
  3. Естественный отбор новых признаков сначала приводит к возникновению биологической изоляции, а затем к образованию новых видов.

Вар.101. С4. (2010)

Объясните, почему географическая изоляция может привести к образованию новых видов.

Ответ:

  1. в изолированных популяциях накапливаются мутации и изменяется генофонд.
  2. в результате естественного отбора сохраняются особи с новыми признаками
  3. прекращается скрещивание между особями популяций, что приводит к репродуктивной изоляции и образованию ново вида.
Вар. 102. С4. (2010)

Как происходит экологическое видообразование в природе?

Ответ:

  1. популяции одного вида оказываются в разных условиях. но в пределах прежнего ареала;
  2. естественным отбором сохраняются особи с мутациями, полезными для жизни в определенных экологических условиях;
  3. из поколения в поколение генный состав особей популяции сильно изменяется, в результате чего особи разных популяций одного вида перестают скрещиваться между собой, становятся новыми видами.

Вар. 302. С4.

Объясните, почему в озере Байкал обитает много видов животных, не встречающихся в других водоемах.

Ответ:

  1. Озеро Байкал обособилось от других водоемов очень давно, и его обитатели оказались изолированными на протяжении многих поколений.
  2. В результате мутаций и естественного отбора изменился генофонд исходных организмов, что привело в возникновению новых видов
  3. в результате изоляции сохранились исходные древние виды.

Я бы добавила еще разные формы отбора!

Все ответы были – экологические: вода чистая, озеро глубокое и т.п.

Отбор

Вар. 824.

С3. Чем культурные растения и домашние животные отличаются от своих диких предков? Приведите не менее трех различий.

Ответ.

  1. разнообразием пород и сортов;
  2. признаками, интересующими человека;
  3. более высокой продуктивностью (как правило).

Вариант 748.

С5. Самцы павлинов имеют длинный, ярко окрашенный хвост. Птицы, обладающие слишком коротким хвостом и тусклым оперением, или слишком длинным и ярким хвостом, уничтожаются естественным отбором. Какая форма естественного отбора проявляется?

Ответ:

  1. стабилизирующая форма;
  2. яркая окраска – брачный успех, поэтому с коротким и тусклым – не оставляют потомства;
  3. длинный и яркий хвост уязвимы для врагов
Вар. 306. С4. (2009)

Раскройте роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов к среде обитания согласно теории Дарвина.

Ответ:

  1. Наследственная изменчивость – материал для естественного отбора.
  2. Борьба за существование обостряет взаимоотношения особей в популяциях.
  3. Естественный отбор сохраняет особи с полезным наследственными изменениями в конкретных условиях среды.

Результаты эволюции

Вариант 451

С4. Каковы результаты эволюции органического мира?

Ответ.

  1. Постепенное повышение уровня организации живой природы
  2. Многообразие видов
  3. Относительная приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Формирование приспособлений

Вариант 361

С5. Как формируется в процессе эволюции приспособленность организмов к среде обитания?

Ответ.

  1. мутационная и комбинативная изменчивость создают материал для естественного отбора
  2. борьба за существование обостряет взаимоотношения особей внутри популяции ???
  3. естественный отбор сохраняет особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями

Общая схема:

  1. мутации
  2. панмиксия, распространение, накопление, переход в гомозиготу
  3. отбор

Вариант 5.

С4. Объясните появление расчленяющей окраски у рыбы-бабочки.

Ответ

  1. мутации в исходной популяции, панмиксия, распространение, переход в гомозиготу.
  2. особи с расчленяющей окраской - преимущества в борьбе за существование.
  3. закрепление естественным отбором ведет к изменению генофонда
Вариант 76

С4. Объясните возникновение в процессе эволюции покровительственной зеленой окраски у лесного зеленого клопа.

Ответ.

  1. мутации генов окраски
  2. распространение мутаций (панмиксия)
  3. изменение генофонда
  4. зеленые имеют преимущества в борьбе за существование – отбор особей с зеленой окраской.
Вариант 2

С4. Как появились в процессе эволюции рудиментарные органы зрения у кротов?

Ответ.

  1. мутации, ведущие к уменьшению размера глаз – это выгодно, т.к. защищает глаза от механических повреждений.
  2. Распространение мутаций – мутации рецессивны, панмиксия.
  3. Ослабление отбора на остроту зрения, т.к. неважно, как крот видит под землей.
  4. закрепление этого признака естественным отбором, т.к. маленькие глаза удобны при жизни под землей.

Приспособленность

Вариант 6.

С4. Назовите тип защитной окраски от врагов у самок открыто гнездящихся птиц. Объясните ее значение и относительный характер приспособленности.

Ответ

  1. тип окраски – маскировка
  2. самки неподвижно сидят на гнезде и сливаются с фоном
  3. движение или изменение фона приводит к тому, что самки становятся заметны хищникам., т.е. приспособленность относительна (только в определенных условиях).

Вариант 72.

С4. Объясните, какие изменения претерпел скелет лошади при переходе ее предков к жизни на открытых пространствах.

Ответ

  1. уменьшение количества пальцев
  2. увеличение длины конечностей
  3. преобразование всего тела – увеличение размеров, изменение формы и строения зубов
1) и 2) переход к бегу на открытых пространствах

3) питание растительной пищей – изменение зубов и пищеварительной системы.

Вар. 125. С4. (2009)

Какие приспособления во внешнем строении развиты у водоплавающих птиц, кормящихся на мелководьи? Приведите на менее 4-х особенностей. Ответ пояснит.

Ответ:

  1. Широкий клюв с роговыми пластинками – цедильный аппарат
  2. Плавательные перепонки – большая поверхность
  3. Тело имеет форму плоскодонной лодки, короткие ноги, смещенные к задней части туловища.
  4. Копчиковая железа – несмачивание водой перьев
Пух и подкожный слой жира – защита от охлаждения.

Вар. 132. С4. (2009) Какие средства защиты (приспособления) позволяют животным избежать уничтожения при непосредственном контакте с хищниками?

Ответ:

  1. Защитные образования (пассивная защита?): панцирь, раковина, иглы, шипы, влажные покровы (ядовитая слизь?).
  2. Активное использование активных средств защиты: механических (когти, зубы, копыта), химических (запахи, яды), электрических (электрич. органы рыб).
  3. Защитная окраска.

Вар. 128. С4. В результате длительного применения ядохимикатов на полях иногда наблюдается резкое увеличение численности насекомых вредителей. Укажите не менее трех причин, способствующих увеличению численности.

^

  1. Выживают отдельные особи вредителей, имеющие гены устойчивости к ядохимикатам, и со временем их численность возрастает.
  2. Ядохимикаты уничтожают естественных врагов вредителей – птиц и всевозможных конкурентов.
  3. Выжившие особи успешно размножаются вследствие обилия корма.

Вид - критерии

Вариант 549.

С4. Домовая мышь – млекопитающее, длина тела которого достигает 8 см. Обитает в как естественных условиях, так и в жилище человека. Размножается несколько раз в году, в помете 5-7 детенышей. Какие критерии вида описаны?

Ответ.

  1. морфологический;
  2. экологический;
  3. Физиологический.
Макроэволюция

Ароморфозы

Вариант 74.

С3. Какие особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных способствовали их процветанию?

Ответ.

  1. цветы – приспособление к опылению
  2. семена и плоды – распространение и защита
  3. проводящая система – сосуды – транспорт воды.
  4. Приспособления к различным условиям обитания.

1-3) ароморфозы

4) – идиоадаптации.

Вариант 4.

С2. Найдите ошибки в тексте: 1) в процессе эволюции у пресмыкающихся выработались приспособления к жизни на суше. ^ наружное оплодотворение, 3) яйца с плотными оболочками и большим запасом питательных веществ, 4) шейный отдел позвоночника состоит из 1 позвонка, голова мало подвижна 5) кожный покров имеет много желез

Ответ

  1. 2 – внутреннее оплодотворение
  2. 4 – шея подвижная – наземный признак
  3. 5 – кожные покровы сухие, роговые чешую – защита от испарения.

Примечание

Надо уметь – сравнивать группы организмов;

Понимать – с чем связаны особенности строения.

Вар. 103. С4. (2010)

Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих четырехкамерного сердца в процессе эволюции?

Ответ:

  1. Полное разделение артериальной и венозной крови
  2. Повышение уровня обмена веществ
  3. Появление теплокровности. Можно продолжить….

Вар. 106. С4. (2010)

Какие изменения в строении тела позволили позвоночным животным освоить наземно-воздушную среду обитания? Укажите не менее 4 признаков.

Ответ:

  1. Ороговевшие покровы препятствовали испарению
  2. Органы воздушного дыхания –легкие усваивали кислород из атмосферного воздуха.
  3. Прочный скелет и пятипалые (рычажные) конечности способствовали движению по твердой поверхности. (А сила тяжести ?)
  4. Веки и выделения желез защитили роговицу от высыхания.
Вар. 108. С4. (2010)

Какие ароморфозы обеспечили теплокровность млекопитающих. Укажите не менее 3-х ароморфных признаков.

Ответ:

  1. 4-х камерное сердце.
  2. альвеолярное строение легких
  3. волосяной покров.

Вар.131. С2. (2009)

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны.

  1. В процессе эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к жизни на суше. 2.Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца покрыты плотными оболочками. 4. Шейный отдел позвоночника, как и у земноводных представлен одним позвонком, что затрудняет подвижность головы. 5. кожный покров богат железами.
Ответ:
  1. - оплодотворение внутреннее.
4 – В состав шейного отдела входит несколько позвонков – голова подвижна.

5. – в кожном покрове нет желез.

Вар. 311. С4. (2009)

Класс Млекопитающих – процветающая группа позвоночных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса.

Ответ:

  1. 4-х камерное сердце, полное разделение иартериальной и венозной крови.
  2. постоянная температура тела
  3. живорождение и выкармливание детенышей молоком.
  4. высокий уровень организации ЦНС и сложные формы поведения.

Биологический прогресс

Вар. 809.

С4. Почему к биологическому прогрессу может привести не только ароморфоз, но и идио-адаптация, и дегенерация? Приведите не менее трех доказательств.

Ответ.

Все пути могут способствовать:

1) расширению ареала и образованию новых популяций;

2) возникновению новых групп и увеличению численности;

3) освоению новых сред и формированию приспособлений.

Вар. 110. С4. (2010)

Чем характеризуется биологический прогресс?

Ответ:

  1. Возрастанием числа особей в популяции
  2. Расширением ареала вида
  3. большим числом популяций, составляющих вид.
Вар. 640.

С5. Почему высокая плодовитость особей может привести к биологическому прогрессу? Не менее трех причин.

Ответ.

  1. повышает численность вида
  2. способствует расселению
  3. ведет к образованию разнообразных популяций.

Вариант 393

С4. Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трех доказательств, подтверждающих это положение.

Ответ.

  1. большое видовое разнообразие (много соподчиненных таксонов)
  2. высокая численность
  3. широкое распространение
  4. многочисленные приспособления к разным условиям водной среды – форма тела, строение плавников и т.п. – мне кажется, что это не обязательно

Вар. 999. С4. (2009)

На примере паразитических ленточных червей докажите, что они развиваются по пути биологического прогресса. Приведите не менее 3-х доказательств.

Ответ:

  1. Многообразие видов
2. Приспособленность (приспособления!) к обитанию в различных хозяевах – крючки, присоски, устойчивость к перевариванию и т.д.)

3. Большая численность.

4. Широкий ареал, который связан с миграцией хозяев (основных и промежуточных).

Вариант 422

С5. Большинство современных птиц находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трех доказательств, подтверждающих это положение.

Ответ.

  1. большое видовое разнообразие (много соподчиненных таксонов)
  2. высокая численность
  3. широкое распространение
  4. многочисленные приспособления к разным условиям водной среды – форма тела, полые кости, воздушные мешки и т.п. – мне кажется, что это не обязательно
Ароморфозы

С4. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде? Укажите не менее трех примеров.

Ответ.

  1. Особенности строения и функций, связанные с полетом: полые кости, крылья, быстрое переваривание пищи и т. п.;
  2. Особенности, обеспечивающие высокий уровень обмена веществ: Сердце, органы дыхания, быстрое переваривание пищи и др.
  3. Развитие ЦНС, сложное поведение (перелеты, забота о потомстве)

Договорились - достаточно сердца, покровов, теплокровности.

Вар. 305

С3. В чем проявляется усложнение папоротников, по сравнению со мхами?

Ответ:

  1. корни;
  2. развитая проводящая ткань;
  3. преобладание спорофита над гаметофитом.

Вариант 341.

С3. Какие черты организации пресмыкающихся позволили им вслед за земноводными освоить наземно-воздушную среду обитания? Четыре примера.

Ответ.

  1. Размножение не связано с водой, внутреннее оплодотворение;
  2. Строение яйца;
  3. Роговой покров;
  4. Увеличение поверхности легких, только легочное дыхание.
Т.е. Ароморфозы.

С5. Какие приспособления к жизни на суше сформировались у растений в процессе эволюции? Три примера.

Ответ.

  1. Вегетативные органы и ткани.
  2. Совершенствование проводящей системы – быстрое передвижение веществ
  3. Независимость полового размножения от воды.
Добавить – экономия воды (покровные ткани), распространение в воздушной среде – споры, семена.

Вар. 301. С.3. (2010)

Почему крокодилов и водных черепах относят к классу Пресмыкающихся? Укажите не менее 4-х признаков.

Ответ:

  1. Кожа сухая, покрыта роговыми чешуями или костными пластинами.
  2. Они дышат с помощью легких.
  3. Клетки тела снабжаются смешанной кровью, в желудочке сердца неполная перегородка (у крокодила – полная)
  4. размножаются на суше, оплодотворение внутреннее, яйца с большим запасом питательных веществ.

Не знают ароморфозов!

Перлы: сходны хвостами; на спине кожа толстая и зеленая, а на брюхе – белая; нет шерсти; нет плавательного пузыря.

Вариант 852.

С4. Каковы доказательства единства органического мира? Три доказательства.

Ответ.

  1. все живые организмы состоят из клеток
  2. многоклеточные организмы развиваются из одной клетки
  3. универсальность генетического кода.
  4. М.б. – матричный принцип?
Система органического мира

Вариант 101.

С3. По каким признакам отличают царство Грибов от царства Животных?

Ответ

  1. прикрепленный образ жизни
  2. неограниченный рост в течение всей жизни
  3. наличие клеточной стенки
  4. размножение спорами
  5. нет тканей и органов, тело – мицелий

Примечание.

Признаки царств и типов – ароморфозы.

Антропогенез

Вариант 972

С3. Объясните, почему у людей атавизмы проявляются крайне редко?

Ответ:

  1. предковые признаки – в геноме
  2. в процессе эволюции эти признаки утратили значение и гены, определяющие их подавляются
  3. иногда эти гены начинают функционировать – т.е. нарушение регуляции
Объяснение с пом. обратных мутаций неправильно!!!

Вариант 423.

С3. Каковы особенности строения скелета человека в связи с прямохождением? Четыре особенности.

Ответ.

  1. 4 изгиба позвоночника (шейный, грудной, поясничный, крестцовый), S-образная форма.
  2. Свод стопы
  3. Увеличение размеров и массы позвонков сверху вниз
  4. Плоская широкая грудная клетка
  5. Широкий мощный чашеобразный таз

Происхождение жизни

Вариант 75

С4. Какие основные этапы развития «преджизни» выделены в теории А.И. Опарина и чем они сопровождались?

Ответ.

  1. абиогенный синтез органических веществ из неорганических (из аммиака, метана, углекислого газа, паров воды – аминокислоты, сахара, жирные кислоты и т.п.)
  2. абиогенный синтез биополимеров в прибрежных районах на границе моря и воды – повыш. концентрация.
  3. Образование из биополимеров коацерватов, способных к росту и размножению (фазовое отделение от окруж. среды).

Вар. 114. С3.

Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян?

Ответ:

  1. Преобладание мозговой части черепа над лицевым.
  2. Уменьшение челюстного аппарата.
  3. Наличие подбородочного выступа на нижней челюсти
  4. Уменьшение надбровных дуг.

Доказательства эволюции

Вар. 301. С4. (2010)

Среди палеонтологических доказательств эволюции важную роль играет обнаружение остатков переходных форм и палеонтологических рядов. В чем состоит сущность этих доказательств. Приведите примеры.

^

  1. Переходным формами называют палеонтологические находки, которые несут в себе черты организации. свидетельствующие о совмещении в данном организме признаков древней исходной и молодой новой группы организмов
  2. переходная форма между пресмыкающимися и млекопитающими – зверозубая рептилия, между пресмыкающимися и птицами – археоптерикс.
  3. палеонтологические ряды демонстрируют ископаемые формы, связанные друг с другом в процессе эволюции и отражающие постепенный ход эволюции.
палеонтологические ряды построены для лошадей, слонов, моллюсков.

Вар 113. С2. (2009) Какие структуры клетки зеленой эвглены обозначены на рисунке? (светочувствительный глазок, ядро, хлоропласты).

Какие признаки доказывают промежуточное положение зеленой эвглены между растениями и животными?

Ответ:

Признаки растений – хлоропласты (Я бы добавила способность к фотосинтезу)

Признаки животных – гетеротрофное питание (я бы добавила при отсутствии света)

zrenielib.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта