5 класс. Биология. Царство Растения. Значение царство растений
5 класс. Биология. Царство Растения - Разнообразие, распространение, значение растений
Комментарии преподавателя
Со времен средневековья ученые разделяли живые организмы на 2 большие группы – животные и растения. К растениям относили все организмы, которые не способны к самостоятельному передвижению. Таким образом, туда попадали и грибы, и бактерии.
Растения разделяли на высшие и низшие. Тело простых – низших растений одноклеточно, либо же многоклеточно, но, в таком случае, просто устроенное. Тело многоклеточного низшего растения называется слоевище или таллом (Рис. 1). Тело низших растений не имеет ни листьев, ни корней. Соответственно, к ним относили бактерии (сине-зеленые водоросли) и грибы.
Рис. 1.
Что же такое растение
Первым на этот вопрос попытался ответить Аристотель. Он помещал растения в промежуточное состояние между неживой природой и животными. Сейчас не все водоросли включены в царство растений, а некоторые ученые к этому царству относят только высшие растения. Но эта версия не слишком популярна.
У высших растений, за исключением мохообразных, тело разделено на ткани и органы. Растениями в таком широком понимании занималась наука – ботаника. Поэтому ботаники до сих пор, традиционно, изучают бактерии и грибы. Ботаника изучает строение растений, их географическое расположение, взаимосвязь с окружающей средой и друг с другом.
Эукариоты – организмы, которые имеют оформленное клеточное ядро.
Прокариоты – бактерии, организмы, которые не имеют оформленного клеточного ядра. Таким образом, сине-зеленые водоросли относят к царству бактерий (Рис. 2).
Рис. 2.
Клеточная стенка грибов состоит из хитина (Рис. 3), не характерного для клеток других организмов. Поэтому грибы выделяют в отдельное царство.
Рис. 3.
Царство растения включает высшие растения и некоторые группы водорослей.
Признаки растений:
- Неподвижность
- Постоянный рост
- Неспособность поглощать пищевые частицы
Растения сильно различаются по размерам. Существуют микроскопические одноклеточные водоросли и огромные деревья (Рис. 4).
Рис. 4.
Растения отличаются по продолжительности жизни. Дубы могут жить столетиями, в то время как существуют растения, продолжительность жизни которых – несколько месяцев.
Растения имеют зеленую окраску листьев или талломов. Но существуют растения, которые несут другие пигменты, помимо хлорофиллов, и могут иметь красноватый оттенок или пеструю окраску (Рис. 5).
Рис. 5.
Но растения-паразиты полностью утрачивают способность к фотосинтезу и, соответственно, зеленую окраску листьев (Рис. 6).
Рис. 6.
Хищные растения
Растения – автотрофы, но также существуют и хищные растения. Всего их существует около 500 видов. Наиболее известны росянка (Рис. 7), саррацения и венерина мухоловка. Они обычно растут на бедных почках. Их хищность обусловлена недостатком азота в почве.
Растения ловят насекомых с помощью ловушек и получают из них минеральные соединения. Также они способны к фотосинтезу.
Рис. 7.
Практически в любом месте земного шара можно найти разнообразные растения. Они растут в океанах, озерах, болотах, горах и даже пустынях. В теплое время года растения можно найти даже в Арктике и Антарктике.
Культурные растения сопровождают человека везде – в полях, огородах, садах и жилищах (Рис. 8).
Рис. 8.
Существование животного мира было бы невозможно без растений. Они являются основным источником органических веществ и кислорода на нашей планете. Благодаря растениям возникла современная атмосфера и почва. Они служат домом для животных, пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники.
Люди используют растения как строительный материал, топливо и др. Из древесины делают бумагу (Рис. 9).
Рис. 9.
Каменный уголь и торф – ископаемые остатки растений (Рис. 10).
Рис. 10.
Древние люди искали и собирали дикие съедобные и лекарственные растения (Рис. 11). С переходом к оседлому образу жизни, они постепенно стали выращивать различные культуры.
Рис. 11. Древние люди
Это привело к необходимости изучения условий для обработки земли, наиболее продуктивного выращивания различных растений. Сейчас ученые разрабатывают растения, устойчивые к различным патогенным факторам. Это позволит прокормить растущее население Земли.
Сохранить и воссоздать условия, благоприятные для жизни растений – одна из основных задач человечества.
Для этого необходим высокий уровень биологических и ботанических знаний.
Покрытосеменные
Покрытосеменные растения имеют огромное значение в сельском хозяйстве. Наиболее важны в жизни человека пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, сорго, кукуруза, картофель, батат, ямс.
Широко используются бобовые растения: бобы, горох, нут, чечевица.
Сахароносные растения – сахарная свекла, сахарный тростник. Масличные – соя, арахис, подсолнух и др.
Тонизирующие растения – чай, кофе, какао. Животноводство базируется на различных кормовых растениях.
Волокнистые растения – лен, конопля, хлопчатник.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/5-klass/tsarstvo-rasteniya/raznoobrazie-rasprostranenie-znachenie-rasteniy?seconds=0&chapter_id=2401
источнки видео - http://www.youtube.com/watch?v=3mEelxzrnJU
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JJnWFv3W_gI
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=7ajxx07BrIY
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ZgK_lveAROE
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=z00NVJgN7yE
источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/raznoobrazie-rasprostranenie-i-znachenie-rastenijj.html
http://www.youtube.com/watch?v=nsF3FzNNP-4
www.kursoteka.ru
Тесты по биологии. 6 класс. Автор - Бенуж Елена. Содержание - ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ РАЗНООБРАЗИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ. НИЗШИЕ И ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ. ГОЛОСЕМЕННЫЕ
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ
РАЗНООБРАЗИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ. НИЗШИЕ И ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ. ГОЛОСЕМЕННЫЕ
1. К низшим растениям относят:
A. Мхи
Б. Водоросли
B. Мхи и водоросли
Г. Папоротникообразные
2. Для водорослей характерны следующие признаки:
A. Имеют листья и стебли
Б. Обитают в водоемах и цветут
B. Размножаются семенами
3. Заполните таблицу «Признаки высших и низших растений».
4. Выберите один наиболее точный и полный ответ.
Водоросли – это:
A. Растения, обитающие в воде
Б. Одноклеточные растения, обитающие в воде
B. Самые древние растения на Земле
Г. Самые древние растения на Земле, тело которых одноклеточное или многоклеточные – слоевище
5. Выберите правильные ответы.
Хроматофор – это:
A. Название многоклеточной водоросли
Б. Название пигмента
B. Один крупный хлоропласт
Г. Чашеобразная пластида в клетке водоросли
Д. Органоиды – водоросли, содержащие пигмент
6. Выберите один правильный ответ.
Ризоиды – это:
A. Название растений
Б. Вид корня
B. Органоид клетки
Г. Ветвистые клетки, при помощи которых водоросли прикрепляются к субстрату
7. Хламидомонада получила такое название из-за того, что она:
A. Небольших размеров
Б. Имеет грушевидную форму тела
B. Имеет орган передвижения – жгутик
Г. Простейший организм, покрытый оболочкой
8. Красные водоросли обитают:
A. На мелководьях морей
Б. На больших глубинах морей
B. Во всех водоемах
Г. Во всей тоще океанов
9. Морской капустой называют:
А. Ламинарию
Б. Порфиру
В. Ульву
Г. Филлофору
10. Подберите соответствующие названия для различных форм лишайников:
I. Кустистые
II. Листовые
III. Накипные
A. Ксантория настенная
Б. Бацидия
B. Олений мох
11. Вставьте пропущенные слова.
Слоевище лишайников состоит из... и..., живущих в...
12. Сходство с водорослями имеют мхи:
A. Риччия
Б. Маршанция
B. Сфагнум
Г. Кукушкин лен
13. У кукушкиного льна женские растения, в отличие от мужских имеют:
A. Сперматозоиды
Б. Яйцеклетки
B. Коробочки на длинных ножках
Г. Листья
14. Сфагнум, в отличие от кукушкиного льна:
A. Быстро всасывает и проводит воду
Б. Не имеет ризоидов
B. Размножается спорами
Г. Не имеет стебля и листьев
15. Там, где растет сфагнум:
A. Деревья развиваются хорошо
Б. Деревья становятся угнетенными
B. Деревья расти не могут
Г. Лес заболачивается
16. Выберите правильное определение.
Торф – это:
A. Толща полуразложившихся растительных остатков
Б. Название мхов
B. Толща разложившихся папоротников
Г. Тип болота
17. Выберите наиболее полный ответ.
Плауны, хвощи и папоротники относят к высшим споровым растениям:
A. Они широко расселились по земле
Б. Размножаются спорами
B. Имеют корни, стебель, листья и размножаются спорами
Г. Размножаются семенами
18. Вайями называют:
A. Сильно рассеченные листья папоротника
Б. Вид папоротника
B. Корень папоротника
Г. Подземные побеги
19. Становится редким и нуждается в охране:
А. Папоротник
Б. Хвощ
В. Плаун
Г. Кукушкин лен
20. Показателем повышенной кислотности почв на пашне служит распространение на этой территории:
А. Папоротника
Б. Хвоща
В. Плауна
Г. Крапивы
21. Вставьте пропущенные слова.
Папоротник имеет подземные побеги – ..., от них растут..., на нижней стороне которых находятся маленькие бугорки – ...
22. Папоротникообразные относятся к высшим споровым растениям, так как они:
A. Широко расселились по земле
Б. Имеют корень
B. Имеют корень, стебель, листья и размножаются спорами
Г. Размножаются спорами
23. К голосеменным растениям относят:
A. Кукушкин лен и сосну
Б. Ель и хвощ
B. Пихту и лиственницу
Г. Можжевельник и плаун
24. Выберите более точный ответ.
Залежи каменного угля образовались:
A. Из отмерших древовидных папоротников
Б. Из отмерших частей мхов
B. Из большого скопления остатков растительности
Г. Из большого скопления отмерших водорослей
25. Хвойные растения хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям:
A. Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковым веществом, поэтому растения испаряют мало воды
Б. Имеют стебель, корень, хвою
B. Имеют шишки
Г. Образуют семена, с помощью которых размножаются
26. К названиям растений, обозначенным цифрами, допишите характерные для них признаки, обозначенные буквами.
I. Сосна
II. Можжевельник
III. Лиственница
IV. Кедр
V. Ель
A. На укороченном побеге имеются две хвоинки
Б. На укороченном побеге имеются 3–5 хвоинок
B. Имеются шишкоягоды
Г. На зиму сбрасывает хвою
Д. Хвоинки располагаются на побеге по одной, супротивно друг другу
27. Название голосеменные получили потому, что:
A. Семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек
Б. Размножаются семенами
B. Имеют шишки
Г. Имеют хвою
28. Женские шишки в отличие от мужских:
A. Образуют семена
Б. Растут у оснований молодых побегов
B. Участвуют в размножении
Г. Зеленовато-желтые, собраны тесными группами
29. Рассеивание семян сосны и ели происходит:
А. Весной
Б. Летом
В. Зимой
Г. Осенью
30. Отличительным признаком покрытосеменных является:
A. Наличие цветка
Б. Размножение семенами
B. Наличие корня, стебля, листьев, плодов
Г. Занимают различные среды жизни
31. К деревьям относят:
A. Малину и рябину
Б. Ель и березу
B. Бамбук и орешник
Г. Липу и дуб
32. К однолетним растениям относят:
А. Крапиву
Б. Картофель
В. Капусту
Г. Одуванчик
33. Найдите соответствие.
Определите растения по продолжительности жизни.
I. Однолетние
II. Двулетние
III. Многолетние
A. Береза
Б. Рябина
B. Капуста
Г. Горох
Д. Морковь
Е. Бегония
34. Выберите верное утверждение.
1. Водоросли обитают в воде и на суше в местах с повышенной влажностью.
2. Водоросли относятся к низшим растениям, т. к. они не имеют корней, стеблей и листьев.
3. Водоросли размножаются спорами.
4. Плеврококк – это одноклеточная водоросль.
5. Многоклеточные водоросли имеют тело – слоевище.
www.booklot.ru
5 класс. Биология. Царство Растения - Разнообразие, распространение, значение растений
Комментарии преподавателя
Со времен средневековья ученые разделяли живые организмы на 2 большие группы – животные и растения. К растениям относили все организмы, которые не способны к самостоятельному передвижению. Таким образом, туда попадали и грибы, и бактерии.
Растения разделяли на высшие и низшие. Тело простых – низших растений одноклеточно, либо же многоклеточно, но, в таком случае, просто устроенное. Тело многоклеточного низшего растения называется слоевище или таллом (Рис. 1). Тело низших растений не имеет ни листьев, ни корней. Соответственно, к ним относили бактерии (сине-зеленые водоросли) и грибы.
Рис. 1.
Что же такое растение
Первым на этот вопрос попытался ответить Аристотель. Он помещал растения в промежуточное состояние между неживой природой и животными. Сейчас не все водоросли включены в царство растений, а некоторые ученые к этому царству относят только высшие растения. Но эта версия не слишком популярна.
У высших растений, за исключением мохообразных, тело разделено на ткани и органы. Растениями в таком широком понимании занималась наука – ботаника. Поэтому ботаники до сих пор, традиционно, изучают бактерии и грибы. Ботаника изучает строение растений, их географическое расположение, взаимосвязь с окружающей средой и друг с другом.
Эукариоты – организмы, которые имеют оформленное клеточное ядро.
Прокариоты – бактерии, организмы, которые не имеют оформленного клеточного ядра. Таким образом, сине-зеленые водоросли относят к царству бактерий (Рис. 2).
Рис. 2.
Клеточная стенка грибов состоит из хитина (Рис. 3), не характерного для клеток других организмов. Поэтому грибы выделяют в отдельное царство.
Рис. 3.
Царство растения включает высшие растения и некоторые группы водорослей.
Признаки растений:
- Неподвижность
- Постоянный рост
- Неспособность поглощать пищевые частицы
Растения сильно различаются по размерам. Существуют микроскопические одноклеточные водоросли и огромные деревья (Рис. 4).
Рис. 4.
Растения отличаются по продолжительности жизни. Дубы могут жить столетиями, в то время как существуют растения, продолжительность жизни которых – несколько месяцев.
Растения имеют зеленую окраску листьев или талломов. Но существуют растения, которые несут другие пигменты, помимо хлорофиллов, и могут иметь красноватый оттенок или пеструю окраску (Рис. 5).
Рис. 5.
Но растения-паразиты полностью утрачивают способность к фотосинтезу и, соответственно, зеленую окраску листьев (Рис. 6).
Рис. 6.
Хищные растения
Растения – автотрофы, но также существуют и хищные растения. Всего их существует около 500 видов. Наиболее известны росянка (Рис. 7), саррацения и венерина мухоловка. Они обычно растут на бедных почках. Их хищность обусловлена недостатком азота в почве.
Растения ловят насекомых с помощью ловушек и получают из них минеральные соединения. Также они способны к фотосинтезу.
Рис. 7.
Практически в любом месте земного шара можно найти разнообразные растения. Они растут в океанах, озерах, болотах, горах и даже пустынях. В теплое время года растения можно найти даже в Арктике и Антарктике.
Культурные растения сопровождают человека везде – в полях, огородах, садах и жилищах (Рис. 8).
Рис. 8.
Существование животного мира было бы невозможно без растений. Они являются основным источником органических веществ и кислорода на нашей планете. Благодаря растениям возникла современная атмосфера и почва. Они служат домом для животных, пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники.
Люди используют растения как строительный материал, топливо и др. Из древесины делают бумагу (Рис. 9).
Рис. 9.
Каменный уголь и торф – ископаемые остатки растений (Рис. 10).
Рис. 10.
Древние люди искали и собирали дикие съедобные и лекарственные растения (Рис. 11). С переходом к оседлому образу жизни, они постепенно стали выращивать различные культуры.
Рис. 11. Древние люди
Это привело к необходимости изучения условий для обработки земли, наиболее продуктивного выращивания различных растений. Сейчас ученые разрабатывают растения, устойчивые к различным патогенным факторам. Это позволит прокормить растущее население Земли.
Сохранить и воссоздать условия, благоприятные для жизни растений – одна из основных задач человечества.
Для этого необходим высокий уровень биологических и ботанических знаний.
Покрытосеменные
Покрытосеменные растения имеют огромное значение в сельском хозяйстве. Наиболее важны в жизни человека пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, сорго, кукуруза, картофель, батат, ямс.
Широко используются бобовые растения: бобы, горох, нут, чечевица.
Сахароносные растения – сахарная свекла, сахарный тростник. Масличные – соя, арахис, подсолнух и др.
Тонизирующие растения – чай, кофе, какао. Животноводство базируется на различных кормовых растениях.
Волокнистые растения – лен, конопля, хлопчатник.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/5-klass/tsarstvo-rasteniya/raznoobrazie-rasprostranenie-znachenie-rasteniy?seconds=0&chapter_id=2401
источнки видео - http://www.youtube.com/watch?v=3mEelxzrnJU
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JJnWFv3W_gI
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=7ajxx07BrIY
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ZgK_lveAROE
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=z00NVJgN7yE
источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/raznoobrazie-rasprostranenie-i-znachenie-rastenijj.html
http://www.youtube.com/watch?v=nsF3FzNNP-4
www.kursoteka.ru