Воздушное питание растений фотосинтез 6 класс доклад. Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Воздушное питание растений фотосинтез»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока на тему «Воздушное питание растений. Фотосинтез». Воздушное питание растений фотосинтез 6 класс доклад


Воздушное питание. Фотосинтез (6 класс)

Дата: 09.12.2016

Класс: 6 «А», «Б»

Предмет: Биология

Тема: Воздушное питание. Фотосинтез.

Цели и задачи урока:

1. Образовательная цель: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле

Задачи:

Познакомиться с историей открытия фотосинтеза.

Изучить результаты экспериментов по выявлению условий, необходимых для процесса фотосинтеза.

Составить общее уравнение фотосинтеза.

Выявить приспособления растений к фотосинтезу.

2. Развивающая цель: развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъявлять результаты своей деятельности.

Задачи:

развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

развивать умение использовать ранее приобретенные знания для получения новых знаний;

развивать навыки самостоятельной работы с новым материалом, умение делать выводы и обобщения;

развивать умение работать в группе, предъявлять результаты своей деятельности, умение слушать и слышать своего товарища.

развивать навыки устной монологической речи.

3. Воспитательная цель: Воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.

Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Формы работы: вступительное слово учителя, групповая работа по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение таблицы, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью теста.

Оборудование: карточки с познавательными материалами и заданиями, раствор йода, предварительно обесцвеченные в спиртовом растворе листья герани окаймленной, кинофрагмент “Фотосинтез”, таблица “Клеточное строение листа”, тестовый раздаточный материал.

План урока

История изучения питания растений.

Результаты экспериментов по выявлению условий, необходимых для фотосинтеза.

Приспособления растений к фотосинтезу.

Значение фотосинтеза в природе и жизни человека.

I. Организационный момент.

Знакомство учеников с темой, целью урока, формами работы.

Ученикам предлагаются проблемные вопросы урока:

Как растения получают органическое вещество для питания?

Какие органы растения участвуют в этом процессе?

Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека?

Учитель поясняет, что для ответа на эти вопросы учащимся нужно будет заполнить таблицу (записана на доске). Каждая группа получит карточку с заданиями, которые позволят ей разобраться в одном из пунктов плана и заполнить две строки таблицы. После выступления представителя от каждой группы и заполнения таблицы ребята смогут ответить на первый вопрос урока. Затем учащимся будут предложены задания для ответа на второй и третий вопрос урока, после чего каждый получит возможность проверить полученные на уроке знания, выполнив небольшой тест.

II. Изучение нового материала.

Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. После вступительного слова учителя класс разбивается на 3 группы, каждая из которых получает карточку с материалом для анализа и вопросами.

Задание каждой группе: выполнив задания, указанные в карточке, рассказать о своих выводах классу. Время на работу с карточкой – 5-10 минут. Затем выступления представителей групп.

Перед выступлением представителей групп учитель рассказывает предысторию вопроса.

Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?

Было совершенно ясно, что растение не может жить без почвы. Поэтому сначала предполагали, что именно из почвы растение получает все необходимое. Богатая фантазия помогала представить на кончиках корней маленькие ротики, которые поедают почвенные частицы.

В XVII веке голландский врач Ян Баптист ван Гельмонт доказал, что почва для растения не самое главное.

Выступление групп

Во время выступления представителей групп остальные ребята заполняют таблицу в тетради.

Д.Пристли

Ян Ингенхауз

На помещенной в воду ветке ивы пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось.

Кислород выделяется только на свету

Жан Сенебье

С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистого воздуха” (кислорода).

Кислород выделяется только в присутствии углекислого газа

Юлиус Сакс

В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой.

На свету в растениях образуется крахмал

 

На участках листа герани, лишенных хлорофилла, крахмал не образуется

Крахмал образуется только в зеленых листьях (содержащих хлорофилл)

III. Обсуждение вопросов проблемного задания.

В качестве итога групповой работы учитель предлагает обобщить полученные результаты в виде “уравнения”:

Этот процесс был назван ФОТОСИНТЕЗОМ – от двух греческих слов “фото” – свет и “синтез” – соединение.

По схеме ученики дают определение понятия “фотосинтез”:

Фотосинтез – процесс образования в зеленых клетках растения органических веществ (углеводов) из неорганических за счет энергии света.

Для ответа на второй вопрос урока учащимся предлагается вспомнить с помощью таблицы строение листа и выявить приспособления листа к фотосинтезу. На доске записаны предложения, в пропущенные места которых вписываются нужные слова.

Свет проникает в лист через прозрачную кожицу.

Хлорофилл находится в хлоропластах, которые расположены наилучшим образом для улавливания света.

С помощью устьиц в лист поступает углекислый газ и выделяется кислород.

Внутри растения газы перемещаются по межклетникам.

Возникает вопрос о поглощении воды. Учащиеся должны вспомнить материал о функциях корня.

5. Вода поступает в растение из почвы с помощью корня, перемещается к листьям по сосудам стебля.

В тетради записывается вывод – ответ на второй вопрос урока.

В фотосинтезе принимают участие все вегетативные органы растения – лист, корень, стебель.

Для ответа на третий вопрос урока учитель предлагает посмотреть кинофрагмент “Солнце, жизнь и хлорофилл”. После просмотра зачитывает слова Тимирязева и просит ответить на проблемный вопрос урока.

О роли фотосинтеза более ста лет назад писал К.А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

После обсуждения вопроса в тетради записывается вывод

Значение фотосинтеза:

В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли

IV. Закрепление.

Проводится в виде теста. После выполнения задания – взаимопроверка и выставление оценок.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

В тетради письменно ответить на биологические задачи.

Изучить параграф учебника и записи в тетради

Два сообщения: “Растения-хищники” и “Растения-паразиты” (индивидуально)

infourok.ru

Конспект урока на тему «Воздушное питание растений. Фотосинтез».

Аттестуемый педагог Кондрахова Надежда Викторовна

Предмет биология

Возраст учащихся 6 класс

Тема: «Воздушное питание растений. Фотосинтез». (6 класс)

Цели и задачи урока:

Образовательная цель: Раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле.

Задачи урока: углублять и расширять представления о питании растений; рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях необходимых для этого процесса; показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза; прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов и наблюдений; на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету; подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание учащихся на проблему загрязнения воздушной среды.

Педагогические технологии: проблемно-развивающее обучение, метод эвристических вопросов – «кто? -что? -где? -чем? -зачем? -как? -когда?»

Формы работы: вступительное слово учителя, групповая работа по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, заполнение таблицы, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью теста.

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, таблица «Внутреннее строение листа», презентация по теме «Фотосинтез», Электронное пособие «Кирилла и Мефодия.6 класс», видеофильм «Значение фотосинтеза», задания для индивидуальной проверки, карточки с познавательными материалами и заданиями, кинофрагмент “Фотосинтез”, таблица “Клеточное строение листа”, тестовый раздаточный материал.

Тип урока: изучение новой темы.

Планируемые результаты обучения:

Ученик должен знать:

- что фотосинтез – воздушное питание;

- что способность к фотосинтезу – важнейшее свойство зеленых растений;

- условия необходимые для протекания фотосинтеза;

- что в результате фотосинтеза в растениях образуются органические вещества;

- что атмосферный кислород – побочный продукт фотосинтеза.

Ход урока:

1.Организационный момент

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Деятельность учителя и цель которую необходимо достичь

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм. Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

умение организовать выполнение заданий учителя.

Добрый день! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Деятельность учеников:

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

II. Проверка знаний, умений и повторение изученного.

На прошлом уроке мы изучили тему « Почвенное питание растений». Закрываем учебники, тетради. Положите на край стола.

1 слайд

Работа у доски, нарисовать схему, которую ученики начали заполнять на предыдущем уроке. (1 Ученик):

Работа с классом. Фронтальный опрос:

  1. С каким важным свойством живых организмов мы познакомились на предыдущем уроке?

  2. Что такое питание?(Питание это процесс получения органических веществ и энергии)

  3. Какие типы питания вы знаете? (Автотрофное и гетеротрофное)

  4. Какой орган растения обеспечивает почвенное питание?

  5. Какие клетки корня принимают участие в поглощении этих веществ из почвы?

  6. Какие вещества поглощает корень из почвы?

Оценки за домашнее задание.

III.Актуализация знаний. Определение темы урока.

Учитель: Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём интересного?

400 лет учёные изучают процессы в нём происходящие, и до сих пор не всё ясно.

Что такое корень, каково его значение понятно. А какова роль листа?

Листья называли по-разному: «дети солнца», покорившие солнце», «утеха взора». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.

Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает?

Ещё в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо.

Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике. (Ребята получили опережающее задание, используя интернет-ссылки подготовить в кратце сообщение. Какой опыт поставил учёный?)

2 слайд: Ученик знакомит учащихся с историческим фактом (создание проблемной ситуации): Более четырехсот лет назад бельгийский естествоиспытатель Ян Ван – Гельмонт поставил опыт – поместил в горшок 80 килограмм земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив ее. Растущему в горшке растению в течение пяти лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву, через пять лет, ученый обнаружил, что ее вес увеличился на 65 килограмм, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 граммов. Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ для Ван – Гельмонта осталось загадкой.

Вывод: учёный думал, что растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит своё тело с участием воды.

Учитель: Гельмонт не знал откуда берётся пища для растения. Сегодня мы ответим на вопрос, на который в свое время не смог ответить известный ученый.

Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле.

На сегодняшнем уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса. Как вы догадались, речь пойдёт о фотосинтезе.

Тема урока «Воздушное питание растений. Фотосинтез».

Цель урока: раскрыть сущность фотосинтеза.

Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?

3 слайд:

Учитель: А что вы знаете об этом процессе? (Ответы учащихся: 1) в хлорофиллоносной ткани – в мякоти осуществляется воздушное питание – фотосинтез; 2) образуются органические вещества; 3) ткань, составляющая мякоть листа часто называют фотосинтезирующей. 4) Лист – специальный орган для фотосинтеза.

4 слайд: «Фотосинтез»

Используя получившуюся схему, попробуйте дать определение процесса фотосинтеза.

Расшифровку термина, определение записываем в рабочих тетрадях, используя учебник стр. 58

.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).

Раз мы разговариваем о воздушном питании.

Как вы думаете, можно ли питаться воздухом? (нет)

Чем питаются живые организмы? (органическими веществами)

Учитель: по типу питания различают организмы: автотрофы и гетеротрофы.

5 слайд:

Итак, растения – живые организмы, значит, они тоже питаются органическими веществами, но они их образуют сами, в процессе воздушного питания. Все животные, грибы, большинство бактерий и человек являются гетеротрофами, т.е. питаются готовыми органическими веществами.

Учитель: Зелёный лист – специализированный орган воздушного питания.

Какое вещество поступает в листья при воздушном питании?

Как же происходит воздушное питание?

Проверим ваше предположение: Давайте мы с вами откроем дверь в нашу воображаемую лабораторию и посмотрим опыты, которые впервые поставил немецкий учёный Юлиус Сакс в 1864 году. На экране демонстрируется видео «Воздушное питание растений». После просмотра видео с учениками ведётся беседа.( диск КиМ 6 класс)

  • Какое вещество образовалось в листьях? Какое вещество при обработке раствором йода даёт синий окрас? (крахмал)

  • При каком условии образуется крахмал в листьях? (солнечный свет)

  • Какие вещества необходимы для образования крахмала? (углекислый газ и вода)

  • Как углекислый газ проникает в лист? (через устьица).

  • Образуется ли крахмал в листьях растений, находящегося 3 дня в тёмном помещении? (в темноте крахмал не образуется).

Учитель: ваши предположения подтвердились.

Учитель: Какие клеточные структуры окрасились в синий цвет? (Хлоропласты)

Учитель: Что содержат хлоропласты? (Хлорофилл) Фрагмент виртуальная лаборатория.

6 слайд:

Учитель: Как назвал К.А. Тимирязев хлорофилловое зерно? («Ловушка солнечных лучей». Зелёная окраска специально приспособлена для поглащения солнечных лучей.)

Растение: зебровидная традескация. На зелёном листе имеет белые полосы.

Учитель ставит проблемный вопрос: все ли клетки листа образуют крахмал?

Вывод: органические вещества образуются в зелёных листьях, содержащих хлорофилл, при наличии света.

Учитель: Получается, что растение питается только крахмалом и минеральными солями почвы? Но это так не вкусно! Вовсе нет, крахмал, образовавшись в клетках листа, здесь же превращается в сахар. Раствор сахара по ситовидным трубкам луба передвигается от листьев ко всем частям растения.

На экран выводится 7 слайд «Превращения веществ в растении».

Так, например, в семенах подсолнечника накапливаются жиры, в семенах фасоли или чечевицы – белки, а вот в клубнях картофеля сахар вновь превращается в крахмал и откладывается в лейкопластах.

На экран выводит ся 8слайд «Превращения веществ в растении».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА( 1 мин)

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались,

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

Работа в группах

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения. Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.

Ученые называют лист – лабораторией растения.

Представим себя в лаборатории растения.

На ваших столах – зеленые листы с изображением листа. Ваша задача – выбрать карточки с нужными словами на лотках и приклеить на правую часть схемы условия фотосинтеза, а на левую продукты.

Проверка.

- У вас осталась чистая карточка. Может быть она лишняя? А может еще какое- то вещество образуется при фотосинтезе?- Давайте выясним. Вспомним опыт английского химика Джозефа Пристли. Проделал опыт: посадил мышь под стеклянный колпак, и через пять часов животное погибло. При введении же под колпак веточки мяты, мышь осталась живой. Ученый пришел к выводу, что зеленые растения способны осуществлять реакции противоположные дыхательным процессам.

- Какое вещество, кроме названных образуется при фотосинтезе? (кислород)

Напишите это слово на пустых карточках.

- Как вы думаете, через что выделяется кислород? (через устьица)

Задание 1 в РТ выполняем письменно стр.55

Просмотр видеофрагмента. Вывод. 2 типа питания у растений.

Ученики заканчивают в тетрадях схему:

Мы ответили на все вопросы, а теперь проверим сами себя, как пригодятся нам полученные знания при решении биологических задач.

3.Осмысление нового материала (рефлексия).

1. Учитель предлагает ребятам решить познавательные задачи.

Сегодня у нас работают группы “математиков”, “фантазеров”, “натуралистов”, “историков”. У каждой группы – свое задание. Надеюсь, что вы справитесь с ним. После выполнения – 1 человек от команды оглашает результат вашей работы.

Работа в группах

На ваших партах лежат карточки. На них задания различного содержания

Фантазеры”.

1.Вспомните сказку. К Чуковского “ Как крокодил солнце проглотил”. Представьте, что так случилось. К чему это может привести? (Энергию растение получает от Солнца. Вот почему фотосинтез возможен только на свету. Свет - это один из видов энергии, или одна из её форм существования. Ни человек, ни животное, ни грибы, ни растения, лишенные хлорофилла не могут усвоить энергию от солнца, хотя для жизни энергия необходима. Это может сделать только зеленое растение. На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца.

2. “Математики” Решите задачу: Корневая масса небольшого дерева 5 кг. Один кг корневой массы потребляет в сутки 1 г кислорода. Какую массу кислорода потребляют корни дерева за месяц и год? (ответ: за 30 дней – 150 г; за 365 дней – 54750 г)

3. “Натуралисты” На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?

(Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.

В теплицах и парниках человек создает определенные условия – освещенность, температурный режим, минеральное питание растений, концентрация углекислого газа. Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза. )

4. “Историки”

В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались. Объясните результаты опыта. (Органические вещества не образовались, так как вазелин затрудняет газообмен через устьица, закупоривает устьица. Значит поступление углекислого газа не может произойти, что не позволяет протеканию фотосинтезу.)

Все молодцы справились с очень непростыми задачами.

- А что вы можете сделать для поддержания в воздухе кислорода? ( посадить дерево), а в комнате?(Посадить растение).

Сегодня на уроке вы хорошо работали. Оценки за урок.

Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в команде, мыслить, рассуждать.

Домашнее задание.

Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.

1.“Желтые” - прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”. Ответить на вопросы 1-4 стр.66

2.“Синие” - надо подумать, догадаться: “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей?” Ответ поясните. Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха. Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.

3.“Красные” - выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке. Подумать: Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Привести доказательства своих выводов? Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных с осуществлением процесса фотосинтеза. “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей?”

В заключение урока я приведу слова русского поэта Ф. Тютчева: “Учись у них, у дуба, у березы…” Чему бы вы хотели поучиться у дерева? Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок.

infourok.ru

Воздушное питание растений- фотосинтез

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
История открытия фотосинтеза
Тестовая работа к уроку «Растительный организм как единое
Тест №2 1. Риниофиты – растения А. Первые сухопутные Б
2 Биология 7 класс Урок 5, 6. Питание растений. Фотосинтез
Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания
Питание, дыхание и обмен веществ растений 1.Органоиды
Почему нужно охранять растения
Физиология_и_биохимия_растений
Lr-Строение растений.cdr
Фотосинтез - воздушное питание растений
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

«Воздушное питание растений и фотосинтез»

Documents войти Загрузить ×
  1. Естественные науки
  2. Биология
  3. Ботаника
advertisement advertisement
Related documents
Тест №2 1. Риниофиты – растения А. Первые сухопутные Б
Биология 6 класс Тема урока: Воздушное питание растений. Ф
konspekt 3
Lr-Строение растений.cdr
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ
Школ. олимп. по био. 6 класс 2015
На основе демонстрации опытов познакомить учащихся с главнейшей функцией
33 3. эколого биохимические взаимодействия с участием высших
Тестовая работа к уроку «Растительный организм как единое
2 Биология 7 класс Урок 5, 6. Питание растений. Фотосинтез
Приложение Урок составлен на основе Федерального ... второго поколения.
Основная функция листа

studydoc.ru

Воздушное питание растений и фотосинтез

Гейтенко Людмила Владимировна

ОУ СОШ №11 г.Октябрьск

Самарской области,

учитель биологии

Урок в 6 классе

ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ И ФОТОСИНТЕЗ

Тип урока: проблемный урок с использованием компьютерных технологий обучения, решение проблем при помощи проведения опытов и групповой формы работы.

Цели урока: познакомить учащихся с процессами, происходящими в зеленом листе растения, дать представление о фотосинтезе и дыхании; показать значение зеленых растений в жизни планеты.

Оборудование: комнатные растения, выдержанные предварительно в темноте и на свету, гербарии различных растений, схема процесса фотосинтеза (мультимедийный курс биологии, версия 2.6), спиртовка, йод, лабораторная посуда.

Ключевые слова и понятия: воздушное питание растений, фотосинтез, фотосинтезирующая ткань, дыхание, органические вещества, энергия солнечного света, энергия химических связей.

Ход урока

Пора чудес прошла, и нам подыскивать придется

Причины всем, что совершается на свете.

У. Шекспир

  1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения).
  2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята! Мы продолжаем изучать основные процессы жизнедеятельности растений. Перед вами текст, который Незнайка написал Звездочке, но как всегда сделал много ошибок. Давайте найдем эти ошибки. (Работа в группах).

Я люблю собирать разные листья. Листья клена имеют много листовых пластинок, а вот у рябины и клевера листовая пластинка одна. Кожица листа темная и не пропускает свет, поэтому листья всегда зеленые. А еще в кожице есть отверстия – чечевички, они помогают насекомым питаться сладким нектаром листьев. Интересно и расположение жилок на листьях, известно до 10 видов жилкования. У березы – дуговое, у ландыша – параллельное, у смородины – сетчатое.

Обсуждение ответов.

  1. Изучение новой темы.

Учитель: сегодня мы познакомимся с основной функцией зеленого листа, процессом фотосинтеза.

Само слово фотосинтез произошло от греческого «фотос» - свет и «синтез» - соединение, то есть этот процесс происходит на свету.

Постановка проблемы:

Посажено одно зерно пшеницы, а созрело несколько десятков зерен. За счет чего произошло увеличение количества зерна? В почву попало семя березы, вес которого несколько мг, а выросло дерево высотой 25 м. За счет чего происходит рост растения?

(Краткое сообщение учащегося)

Многие ученые пытались разгадать эту загадку живой природы. В начале XVI в. голландский натуралист Ян ван Гельмонт тоже заинтересовался этим вопросом и решил поставить опыт. В горшок он поместил 80 кг земли и посадил ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на нее не попала пыль. Поливал ветку только дождевой водой, которая не содержала никаких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Ее масса за 5 лет увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась всего лишь на 50 г! Откуда же растение взяло 64 кг 950 г органического вещества?

(Учащиеся высказывают предположения )

Учитель: Итак, основная познавательная задача урока – подсмотреть чудесный процесс, совершающийся в зеленом листе на свету,- образование органических веществ из неорганических, в частности процесс образования крахмала. Вот у меня на столе два растения (пеларгония). Одно растение 4 суток стояло в темноте, а другое на свету.

Как проверить, есть ли в листьях того и другого растения крахмал?

Это первый вопрос, с поисков ответа на который начинается познавательная деятельность учащихся под руководством учителя. Учащиеся высказывают различные предположения и доходят до правильного решения: подействовать йодом, т.к. при помощи йода они обнаруживали крахмал в пшеничной муке.

Далее идет работа в группах. Учащимся дается возможность подействовать на зеленый лист йодом, но это не приводит к ожидаемому результату.

Как же быть? Что делать дальше?

Учитель: Я дам вам подсказку, все дело в том, что обнаружить крахмал вам мешает хлорофилл, значит его надо удалить.

(Учащиеся не знают как это сделать, поэтому учитель сам демонстрирует опыт обесцвечивания листа спиртом)

Учитель: Как теперь обнаружить крахмал в обесцвеченном листе?

(Учащиеся продолжают работу)

Готовые листья растений обрабатываются водным раствором йода, через несколько минут лист растения, стоявший на свету, становится синим, а лист растения, стоявший в темноте, не меняет окраски.

Остается осмыслить наблюдаемое явление, объяснить, почему посинел от йода один лист и не посинел другой. Ребята без труда делают вывод: в листе растения, стоявшем на свету, есть крахмал, а в листе растения, стоявшем в темноте, крахмала нет.

Учитель: Можно ли сказать, что лист- это орган воздушного питания растений? (Учащиеся отвечают)

Важную роль в понимании процесса фотосинтеза сыграло открытие, совершенное английским химиком Д. Пристли в 1771г. сделано оно было случайно. Как известно, стоит зажечь под стеклянным герметичным колпаком свечу или посадить туда мышь, как воздух становится непригодным ни для дыхания, ни для горения. Сегодня мы бы сказали, что под колпаком нет кислорода, зато много углекислого газа. Пристли искал способ очищения «испорченного» воздуха и поместил под колпак цветок в горшке. Он полагал, что растение тоже погибнет. Но, вопреки ожиданию, растение чувствовало себя вполне хорошо. Пристли вновь посадил под колпак мышь. У мыши тоже не наблюдалось признаков удушья.

Десять лет спустя ученые поняли, что растения не просто превращают углекислый газ в кислород, углекислый газ просто необходим растениям для жизни, он служит для них настоящей пищей.

Воздушное питание растений называется фотосинтезом.

Растения настоящие фабрики органических веществ, работающих на солнечной энергии. Как это ни удивительно, но растительное происхождение имеют и органические вещества, из которых состоят организмы животных, в том числе и наши с вами. К.А. Тимирязев писал по этому поводу: «Человек вправе наравне с самим китайским императором величать себя сыном солнца». Итак, растения доносят до всех живых существ планеты энергию солнечных лучей.

Если перевести с языка химических формул, то уравнение фотосинтеза будет выглядеть так:

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ САХАР (КРАХМАЛ)

+ = +

ВОДА КИСЛОРОД

  1. Закрепление знаний.

Задание: используя компьютерный курс «Открытая биология», объяснить схему процесса фотосинтеза и ответить на вопросы:

- Что такое фотосинтез?

- Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза?

- Какой газ растение поглощает, а какой выделяет в процессе фотосинтеза?

- В чем заключается космическая роль зеленых растений?

- В чем состоит приспособленность формы листовой пластинки к эффективному осуществлению процесса фотосинтеза?

- Способны ли растения, не имеющие хлорофилл, к фотосинтезу? Почему?

Вывод: Фотосинтез – процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ из воды и углекислого газа. В этом процессе зеленые растения улавливают энергию солнечного света и преобразуют ее в энергию химических связей, доступную всем организмам. Выделенный в процессе фотосинтеза кислород используется всеми живыми существами для дыхания. Продуктивность фотосинтеза зависит от факторов внешней среды.

  1. Итог урока
  2. Домашнее задание: § 28.
Творческое задание. Напишите, каковы функции комнатных растений. Составьте список рекомендаций: какие комнатные растения, в каких кабинетах и на каких местах следует разместить.

Литература

  1. Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2003.
  2. Вилли К., Детье В. Биология. – М.: Мир, 1995.
  3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 2000.

kzdocs.docdat.com

Урок в 6 классе воздушное питание растений и фотосинтез тип урока

Гейтенко Людмила Владимировна

ОУ СОШ №11 г.Октябрьск

Самарской области,

учитель биологии

Урок в 6 классе ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ И ФОТОСИНТЕЗ Тип урока: проблемный урок с использованием компьютерных технологий обучения, решение проблем при помощи проведения опытов и групповой формы работы. Цели урока: познакомить учащихся с процессами, происходящими в зеленом листе растения, дать представление о фотосинтезе и дыхании; показать значение зеленых растений в жизни планеты. Оборудование: комнатные растения, выдержанные предварительно в темноте и на свету, гербарии различных растений, схема процесса фотосинтеза (мультимедийный курс биологии, версия 2.6), спиртовка, йод, лабораторная посуда. Ключевые слова и понятия: воздушное питание растений, фотосинтез, фотосинтезирующая ткань, дыхание, органические вещества, энергия солнечного света, энергия химических связей.

Ход урока

Пора чудес прошла, и нам подыскивать придется

Причины всем, что совершается на свете.

У. Шекспир

  1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения).
  2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята! Мы продолжаем изучать основные процессы жизнедеятельности растений. Перед вами текст, который Незнайка написал Звездочке, но как всегда сделал много ошибок. Давайте найдем эти ошибки. (Работа в группах). Я люблю собирать разные листья. Листья клена имеют много листовых пластинок, а вот у рябины и клевера листовая пластинка одна. Кожица листа темная и не пропускает свет, поэтому листья всегда зеленые. А еще в кожице есть отверстия – чечевички, они помогают насекомым питаться сладким нектаром листьев. Интересно и расположение жилок на листьях, известно до 10 видов жилкования. У березы – дуговое, у ландыша – параллельное, у смородины – сетчатое. Обсуждение ответов.
  1. Изучение новой темы.

Учитель: сегодня мы познакомимся с основной функцией зеленого листа, процессом фотосинтеза.

Само слово фотосинтез произошло от греческого «фотос» - свет и «синтез» - соединение, то есть этот процесс происходит на свету. Постановка проблемы: Посажено одно зерно пшеницы, а созрело несколько десятков зерен. За счет чего произошло увеличение количества зерна? В почву попало семя березы, вес которого несколько мг, а выросло дерево высотой 25 м. За счет чего происходит рост растения?

(Краткое сообщение учащегося)

Многие ученые пытались разгадать эту загадку живой природы. В начале XVI в. голландский натуралист Ян ван Гельмонт тоже заинтересовался этим вопросом и решил поставить опыт. В горшок он поместил 80 кг земли и посадил ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на нее не попала пыль. Поливал ветку только дождевой водой, которая не содержала никаких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Ее масса за 5 лет увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась всего лишь на 50 г! Откуда же растение взяло 64 кг 950 г органического вещества? (Учащиеся высказывают предположения )

Учитель: Итак, основная познавательная задача урока – подсмотреть чудесный процесс, совершающийся в зеленом листе на свету,- образование органических веществ из неорганических, в частности процесс образования крахмала. Вот у меня на столе два растения (пеларгония). Одно растение 4 суток стояло в темноте, а другое на свету.

Как проверить, есть ли в листьях того и другого растения крахмал? Это первый вопрос, с поисков ответа на который начинается познавательная деятельность учащихся под руководством учителя. Учащиеся высказывают различные предположения и доходят до правильного решения: подействовать йодом, т.к. при помощи йода они обнаруживали крахмал в пшеничной муке. Далее идет работа в группах. Учащимся дается возможность подействовать на зеленый лист йодом, но это не приводит к ожидаемому результату.

Как же быть? Что делать дальше?

Учитель: Я дам вам подсказку, все дело в том, что обнаружить крахмал вам мешает хлорофилл, значит его надо удалить.

(Учащиеся не знают как это сделать, поэтому учитель сам демонстрирует опыт обесцвечивания листа спиртом)

Учитель: Как теперь обнаружить крахмал в обесцвеченном листе? (Учащиеся продолжают работу)

Готовые листья растений обрабатываются водным раствором йода, через несколько минут лист растения, стоявший на свету, становится синим, а лист растения, стоявший в темноте, не меняет окраски.

Остается осмыслить наблюдаемое явление, объяснить, почему посинел от йода один лист и не посинел другой. Ребята без труда делают вывод: в листе растения, стоявшем на свету, есть крахмал, а в листе растения, стоявшем в темноте, крахмала нет. Учитель: Можно ли сказать, что лист- это орган воздушного питания растений? (Учащиеся отвечают)

Важную роль в понимании процесса фотосинтеза сыграло открытие, совершенное английским химиком Д. Пристли в 1771г. сделано оно было случайно. Как известно, стоит зажечь под стеклянным герметичным колпаком свечу или посадить туда мышь, как воздух становится непригодным ни для дыхания, ни для горения. Сегодня мы бы сказали, что под колпаком нет кислорода, зато много углекислого газа. Пристли искал способ очищения «испорченного» воздуха и поместил под колпак цветок в горшке. Он полагал, что растение тоже погибнет. Но, вопреки ожиданию, растение чувствовало себя вполне хорошо. Пристли вновь посадил под колпак мышь. У мыши тоже не наблюдалось признаков удушья.

Десять лет спустя ученые поняли, что растения не просто превращают углекислый газ в кислород, углекислый газ просто необходим растениям для жизни, он служит для них настоящей пищей.

Воздушное питание растений называется фотосинтезом.

Растения настоящие фабрики органических веществ, работающих на солнечной энергии. Как это ни удивительно, но растительное происхождение имеют и органические вещества, из которых состоят организмы животных, в том числе и наши с вами. К.А. Тимирязев писал по этому поводу: «Человек вправе наравне с самим китайским императором величать себя сыном солнца». Итак, растения доносят до всех живых существ планеты энергию солнечных лучей.

Если перевести с языка химических формул, то уравнение фотосинтеза будет выглядеть так: УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ САХАР (КРАХМАЛ)

+ = +

ВОДА КИСЛОРОД
  1. Закрепление знаний.

Задание: используя компьютерный курс «Открытая биология», объяснить схему процесса фотосинтеза и ответить на вопросы:

- Что такое фотосинтез?

- Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза?

- Какой газ растение поглощает, а какой выделяет в процессе фотосинтеза?

- В чем заключается космическая роль зеленых растений?

- В чем состоит приспособленность формы листовой пластинки к эффективному осуществлению процесса фотосинтеза?

- Способны ли растения, не имеющие хлорофилл, к фотосинтезу? Почему?

Вывод: Фотосинтез – процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ из воды и углекислого газа. В этом процессе зеленые растения улавливают энергию солнечного света и преобразуют ее в энергию химических связей, доступную всем организмам. Выделенный в процессе фотосинтеза кислород используется всеми живыми существами для дыхания. Продуктивность фотосинтеза зависит от факторов внешней среды.
  1. Итог урока
  2. Домашнее задание: § 28.
Творческое задание. Напишите, каковы функции комнатных растений. Составьте список рекомендаций: какие комнатные растения, в каких кабинетах и на каких местах следует разместить.

Литература

  1. Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2003.
  2. Вилли К., Детье В. Биология. – М.: Мир, 1995.
  3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 2000.

Поделитесь с Вашими друзьями:

ekollog.ru

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Воздушное питание растений фотосинтез»

г. Северодвинска Архангельской области

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему:

2013г.

г. СеверодвинскТема урока: «Воздушное питание растений – фотосинтез».

Цель: объяснение процесса фотосинтеза, понятий автотрофные и гетеротрофные организмы.

Задачи : раскрыть стадии процесса фотосинтеза , ввести понятия : автотрофные и гетеротрофные организмы, раскрыть взаимосвязь корневого и воздушного питания.

Оборудование: таблицы «Фотосинтез», «Внутреннее строение листа», презентация и мультимедийный проектор.

Организационный момент.

II. Проверка знаний.

А. Заполните пропуски в тексте.

1. Корень всасывает из почвы воду с минеральными веществами, а также участвует в _______________.

2. Удобрение делятся на: органические - ________________ и минеральные - _________________.

3. Макроудобрения – те, которые нужны растению в _____________ количестве (примеры: ____________).

Микроудобрения требуются растению в ____________ количестве (примеры:__________).

Б. Выбрать правильный ответ.

1. В процессе почвенного питания в организм растения из окружающей среды поступают:

А) Кислород и углекислый газ.

В) Вода и минеральные соли.

Г) Кислород и вода.

2. Почвенное питание растений осуществляется с помощью:

А) Клеток корневого чехлика.

Б) Корневых волосков.

В) Сосудов.

Г) Клеток образовательной ткани.

3. Минеральные вещества, получаемые в процессе почвенного питания:

А) Используется растением для создания органических веществ.

Б) Активизирует процесс питания.

В) Улучшают водный обмен растения.

Г) Повышают устойчивость растения к заболеваниям.

В. Какие из перечисленных удобрений относят к органическим, а какие к минеральным?

III. Изучение нового материала.

(Вступительное слово)

Каждый зеленый листок - самая таинственная лаборатория из всех, какие существуют на Земле. В нем ежесекундно, пока долетает до него солнечный луч, осуществляется дерзновенная мечта биохимиков: создание живого их неживого. Только зеленое растение может изготовлять живое вещество из неорганических веществ. Удивительна и прекрасна начинается это «творчество жизни». Оно начинается работой плененного в растении солнечного луча. Этот сложный биохимический процесс называется фотосинтезом, т.е. созиданием при помощи света.Актуализация опорных знаний.

- Какой процесс обеспечивает растение органическими веществами? (Фотосинтез)

- Какие вещества необходимы для процесса фотосинтеза? (Хлорофилл, вода и углекислый газ)

- Где находится хлорофилл и какую роль он играет в процессе фотосинтеза? (Находится в хлоропластах листа, имеет зеленый цвет, он поглощает солнечные лучи, необходимые для процесса фотосинтеза)

Таким образом, зеленый лист – специализированный орган воздушного питания.

Плоская форма листьев увеличивает площадь соприкосновения с воздухом и солнечным светом, о присутствие в мякоти листа многочисленных хлоропластов с хлорофиллом превращает в могучую фабрику фотосинтеза.

Как доказать, что для процесса фотосинтеза необходим свет? (выступление ученика с заранее подготовленной темой)

Давайте мы с вами откроем дверь в воображаемую лабораторию и посмотрим опыты, которые впервые поставил немецкий ученый Ю. Сакс в 1864 г.

Доказать, что зеленое растение только на свету образует органические вещества, можно простым опытом. Зеленое растение пеларгонию зональную (герань) помещают в темный шкаф. Через два-три дня у этого растения черной бумагой затемняют небольшую часть одного листа и выставляют растение на свет. Через 8-10 часов срезают этот лист, снимают с него затемняющую пластинку. Затем для обесцвечивания листа его кипятят в спирте (при этот разрушается хлорофилл и зеленая окраска исчезает). После этого лист помещают в раствор йода. В результате можно увидеть, что незатемненная часть листа, содержавшая крахмал, посинела (крахмал от йода синеет), тогда как затемненная часть приобрела желтый цвет йода. Сделаем вывод: в затемненной части листа крахмал не образовался, так как клетки листа не получили световой энергии. Крахмал – это органическое вещество, которое растение образует на свету в процессе фотосинтеза.

Работа с текстом учебника, с.101. Выписать поэтапно действия фотосинтеза.

I этап – расщепление воды до водорода и кислорода.

II этап – водород соединяется с углекислым газом и образуется сахар.

Рассмотрите рис.75,с.102 и объясните как используются продукты фотосинтеза растением.

По способу питания организмы делятся на автотрофные и гетеротрофные.

Организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических, называют самопитающимися или автотрофными (от греч. аутос – «сам», трофее – «питание»). Автотрофный тип питания – главная особенность растительного организма.

Гетеротрофные организмы не способны создавать органические вещества из неорганических и получают их с пищей в готовом виде (от греч. гетерос – «другой», трофее – «питание»). Все животные, грибы, большинство бактерий и человек являются гетеротрофами.

Физкультминутка.

Дети встают около парт и повторяют за учителем слова и движения.

Утром стрекоза проснулась,

(дети потирают глаза)

Потянулась, улыбнулась

(потягиваются и улыбаются)

Раз – росой она умылась,

(круговые движения рук)

Два – красиво покружилась,

(повертелись)

Три – изящно полетела,

(взмахи руками)

И четыре – тихо села.

(садятся за парты)

IV. Закрепление нового материала.

1.Может ли крахмал образовываться в клетках растений в темноте?

А) Да

Б) Нет

2. В какое из веществ не может превратиться сахар, который образуется в клетках в процессе фотосинтеза?

А) Белки

Б) Жиры

В) Крахмал

Г) Минеральные соли

3. В каких частях растения образуются питательные вещества при воздушном питании?

А) В корнях

Б) В листьях

В) В стеблях

4.Как называется зеленый пигмент в клетках растений?

А) Меланин

Б) Хлорофилл

В) Ксантофилл

5.Какой газ поглощают клетки растений в процессе фотосинтеза?

А) Кислород

Б) Углекислый газ

6.Какой газ выделяют растения в процессе фотосинтеза?

А) Кислород

Б) Углекислый газ

7.В какое время суток происходит выделение кислорода?

А) Днем

Б) Ночью

8.К автотрофам относится:

А) Подорожник обыкновенный

Б) Опенок осенний

V. Рефлексия.

Перед вами жетоны трех цветов: красный , желтый, белый.

-Если вам на уроке все понравилось, поднимите красный жетон.

-Если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в работе, поднимите желтый жетон.

-Если вам не понравилось, поднимите белый жетон.

VI. Задание на дом.

  1. Параграф 27, подготовить рассказ о фотосинтезе.
  2. Составить кроссворд из 10 слов на тему «Фотосинтез»
  3. Выполнить задания в рабочей тетради с.55, зад.1, с.56 зад.4

shkolnie.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта