Биология 6 класс вегетативное размножение растений таблица. Инструкция к лабораторной работе по биологии в 6 классе "Вегетативное размножение комнатных растений""

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Технологическая карта по биологии 6 класс. «Вегетативное размножение растений». Биология 6 класс вегетативное размножение растений таблица


ГДЗ Задания § 25. Вегетативное размножение покрытосеменных растений биология 6 класс Пасечник В.В.

GDZ.RU
  • 1 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Информатика
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 3 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Информатика
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 5 класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Французский язык
    • Биология
    • История
    • Информатика

gdz.ru

Урок-лабораторная работа "Вегетативное размножение растений" - 6 класс - 6 Класс - Урочно-внеурочная деятельность - Каталог статей

Тема:  лаб/ работа  «ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ  РАСТЕНИЙ»

Цели и задачи:  выявить основные способы и методы искусственного вегетативного размножения растений  в сельскохозяйственном растениеводстве и садоводстве, комнатном цветоводстве; развивать практические навыки и умения по черенкованию комнатных растений; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям, интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, р/т№2, таблицы: «Вегетативное размножение», «Вегетативное размножение клубнями и луковицами», «Вегетативное размножение комнатных растений», натуральные объекты: комнатные растения, черенки растений.

Ход урока:

1.Организационный момент (наличие у учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).

2.Мотивация.

3.Выполнение лабораторной работы.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ СТЕБЛЕВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений стеблевыми черенками.

Оборудование: горшок с землей, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.

Ход работы

  1. Осторожно срежьте стеблевой черенок с 3-4 листьями с растения колеус.
  2. Удалите с них два нижних листа.
  3. Сделайте в почве углубление
  4. Поместите черенок в почву так, чтобы нижний узел был скрыт почвой.
  5. Присыпьте черенок землей.
  6. Аккуратно полейте.
  7. Накройте черенок стаканом.
  8. Оформите протокол опыта
  9. Сделайте вывод.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ЛИСТОВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений листовыми  черенками.

Оборудование: горшок с влажным песком, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.

Ход работы

  1. Осторожно срежьте лист с растения узамбарская фиалка
  2. Сделайте в песке углубление.
  3. Поместите листовой черенок в углубление и присыпьте черенок песком.
  4. Полейте небольшим количеством воды
  5. Накройте черенок стеклянным стаканом
  6. Оформите протокол опыта
  7. Сделайте вывод.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ  КОМНАТНЫХ  РАСТЕНИЙПОЛЗУЧИМИ ПОБЕГАМИ»

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений ползучими побегами

Оборудование: горшок с почвой, ножницы, стакан с водой,  резиновые перчатки.

Ход работы

  1. Осторожно срежьте с материнского растения хлорофитум маленькое растеньице с корешками
  2. Сделайте в почве углубление
  3. Поместите туда маленькое растение и аккуратно присыпьте землей
  4. Полейте растение
  5. Оформите протокол опыта
  6. Сделайте вывод.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ОТВОДКАМИ»

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений отводками

Оборудование: горшок с почвой, стакан с водой, шпильки, резиновые перчатки.

Ход работы

  1. Осторожно пригните побег сингониума так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх.
  2. Закрепите этот побег на грунте другого горшка с помощью шпилек (1-2)
  3. Закрепив отводок сингониума, слегка присыпьте его землей.
  4. Полейте небольшим количеством воды
  5. Отделяется дочерний побег не сразу, а после укоренения молодого растения.
  6. Оформите протокол опыта
  7. Сделайте вывод.

4.Физминутка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ К УРОКУ.

      Трудно укореняющиеся черенки обрабатывают ростовыми веществами. Сок алоэ стимулирует развитие растений, образование корней у черенков. Его можно использовать как весьма доступный и эффективный биостимулятор для укоренения черенков. Гумат натрия используется из расчета 1—1,5 г на 100 мл горячей воды. При черенковании кактусов и других суккулентов срезы необходимо присыпать толченым углем, дать 2—3 дня подсохнуть, после чего черенки высадить в специально подготовленные горшки или ящики. На дно горшка или ящика укладывают дренажный слой (мелкие черепки, гальку или крупнозернистый песок) высотой 2—3 см, затем насыпают дерновую и листовую землю (поровну), смешанную с 1/5 части хорошо промытого песка. Высота питательного слоя должна быть 4—5 см. Сверху кладут слой крупнозернистого, хорошо промытого речного песка толщиной 3 см. Опыт показывает, что легче укореняются те черенки, которые размещены у стенок горшка, так как кислород воздуха, проникая через поры стенки, находится, в непосредственном контакте с корнями растений, стимулируя их развитие. Во избежание закисания почвы предпочтительнее использовать горшки маленьких размеров и помещать по нескольку черенков по периметру горшка, что гарантирует успешное укоренение. Сажают черенки с помощью заостренной палочки толщиной в карандаш. Острым концом в песке делают отверстия на расстоянии 5-6 см одно от другого и сажают черенки так, чтобы их нижний конец погрузился в слой песка на 1—2 см (травянистых растений — мельче, древесных — глубже). Затем песок к черенку плотно прижимают. Посаженные черенки (ежедневно утром и вечером до конца укоренения) опрыскивают водой комнатной температуры. Горшки или ящики накрывают стеклом, так как под ним лучше сохраняется тепло и влажность, устанавливают в светлом, но несолнечном месте с температурой 20—25°С тепла. При такой температуре черенки через 2—4 недели образуют корни и начинают расти. После укоренения молодые растения постепенно приучают к комнатному воздуху. Для этого днем снимают стекло сначала на 1—2, на следующий день — на 2—3 часа, а через 1—1,5 недели убирают совсем. Затем их высаживают в горшочки размером 7x7 или 10x10 см (учитывая длину черенка) и обязательно с комочком почвы вокруг корней. Для посадки берут смесь, соответствующую данному виду, но более легкую, чем для взрослого растения. На дно горшка кладут черепок выпуклой стороной вверх, поверх него насыпают слой песка толщиной 2—3 см. На дренаж насыпают земляную смесь. После этого укоренившийся черенок опускают в горшок и присыпают почвой. Постукиванием горшка о стол землю распределяют равномерно между корнями, а по краям уплотняют плоской деревянной палочкой. После посадки растеньице поливают тепловатой водой, 7—10 дней содержат в затененном месте и ежедневно опрыскивают. Через год, а некоторые быстрорастущие культуры (бегонии, фуксии и др.) и раньше, пересаживают в посуду больших размеров. Лучшее время для пересадки — март—апрель. Стеблевые черенки традесканций, пеларгоний, седума и некоторых других растений высаживают сразу в горшки. Фикусы, олеандры можно укоренять в бутылке с водой на солнечном окне. Листовыми черенками (целыми листьями с черешком) размножают бегонию реке, сенполию и пеперомию. У хорошо сформированного листа бегонии реке подрезают толстые жилки в местах расхождения, кладут нижней поверхностью на влажный песок, прикалывают деревянными крючками или слегка придавливают небольшими камешками. Через 3—4 недели из каждого надреза вырастает новое растение. Частями листьев размножают сансевиерии. При этом развитые листья разрезают на куски длиной 6—10 см. Поверхность срезов присыпают угольным порошком, черенки сутки подсушивают, потом высаживают в речной песок. У кактусов и других суккулентов срезы присыпают порошком из толченого древесного угля, дают черенку несколько подсохнуть, а затем укореняют в чистом полусухом песке без укрытия стеклом. Многие комнатные растения (аспйдистру, хлорофитум, пеперомию и др.) размножают делением куста, обычно весной при пересадке. У камнеломки и хлорофитума развиваются свешивающиеся боковые побеги — «усы», оканчивающиеся новыми растеньицами, образующими (даже в воздухе) корешки. Эти растеньица отрезают и высаживают в отдельные горшочки с рыхлой землей. Луковичные растения размножают молодыми луковичками (детками), которые образуются у донца материнской луковицы (у амариллисов, кринумов, зефирантесов и др.). Стеблевыми отростками можно размножать шаровидных кактусов-карликов, которые при пересадке взрослого растения отделяют и сажают в другой горшок. Корневыми отпрысками размножают кливии, филодендроны, агавы, алоэ, драцены и др., т.е. растения, которые образуют на придаточных корнях маленькие растеньица. При пересадке материнского растения их осторожно отделяют, сохраняя корешки, и сажают в отдельную емкость. Растения с подземными стелющимися разветвленными стеблями (сансевиерию, аспидистру и др.) размножают глазками или почками, из которых развиваются новые побеги. Корневища разрезают острым ножом так, чтобы на каждом отрезке была почка. Место разреза посыпают толченым древесным углем. Отрезки высаживают в горшки с песчанистой почвой. Если растения плохо размножаются черенками или если нужно в короткое время получить довольно большое молодое растение, делают воздушные отводки (у цитрусовых, фикусов, драцен). Для этого на ветке под узлом делают косой надрез до середины стебля, и надрез раздвигают или срезают кольцо коры шириной около 2 см — до камбия. Часть ветки в месте подреза или срезанного кольца обертывают влажным мхом, а сверху — полиэтиленовой пленкой, закрепив ее на обоих концах. Мох периодически увлажняют. Через 1—2 месяца в месте подреза образуются корни. Отводок отрезают и высаживают в легкую землю. Первое время уход осуществляется как за высаженными укоренившимися черенками. Прививками размножают растения в том случае, когда другими способами не удается в полной мере сохранить те или иные декоративные или сортовые особенности растений, или если красивое, ценное растение в комнатных условиях на своих корнях не растет, а на корнях менее прихотливого растения оно растет хорошо. Последнее в основном относится к кактусам. К тому же известно, что порой оказывает большое влияние на привитую часть. Он способен ускорить и усилить рост и развитие привитого растения, заставить его раньше, обильнее, продолжительнее и красивее цвести, увеличить или сократить срок его жизни, повысить устойчивость к вредителям и болезням. В домашних условиях любители часто прививают цитрусовые (лимоны, апельсины, мандарины) и по праву гордятся результатами, удивляя друзей и соседей.

Размножение стеблевыми черенками (укореняются черенки герани, традесканции, бальзамина или других растений).

Учитель. Вы на даче нечаянно сломали куст смородины. Сорт хороший: крупная, сладкая ягода. Сломали ветки, потом их обрезали, а вечером сожгли. Правильно ли вы поступили? (Эти ветки можно было укоренить и таким образом размножить смородину.)

Размножение подземным побегом – корневищем (аспидистра, сансевьера).

Учитель. Ирисы – декоративные корневищные растения. Они цветут в мае–июне, а затем остаются только листья. Можно ли их срезать? Почему? А можно ли срезать злостные сорняки, например пырей? (Через листья происходит воздушное питание растений и образуются органические вещества для следующего года развития, поэтому листья ириса срезать нельзя, а сорняки необходимо удалять тщательно, чтобы не только листьев, но и корневищ не оставалось.)

Размножение подземным побегом – луковицей (гипеаструм, гемантус, зефирантес).

Учитель. У меня в доме живет мальчик, мой сосед. Он недавно увлекся комнатным цветоводством, и у него на подоконнике теперь стоят горшки с разными растениями. Недавно он ждал гостей к себе на день рождения и решил покрасить масляной краской все горшки, чтобы было красиво. За кисточкой он пришел ко мне. Как вы думаете, я одобрила его намерения? Почему? (Через масляную краску не проходит воздух, и корни от его недостатка могут погибнуть, а значит – погибнет все растение.)

Размножение надземными побегами – розетками листьев, усами (камнеломка, хлорофитум).

Учитель. Если посаженное растение накрыть банкой и напустить под нее табачный дым, то растение погибнет. В квартирах, где живут курильщики, плохо растут цветы. Это еще раз говорит о вреде никотина: он действует как яд не только на человека, но и на растения.

Размножение листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония, сансевьера, глоксиния).

Размножение прививкой.

Этот способ демонстрирует на двух сортах герани сам учитель и дает определения: привой, подвой.

Окулировка: 1 – на подвое и привое делают косой срез; 2 – места среза соединяют так, чтобы они внизу точно состыковались; 3 – место прививки тщательно обвязывают

Привой с несколькими листьями срезается с однолетнего побега герани косо, в один прием, острым чистым скальпелем или лезвием. В качестве подвоя подбирается такой же толщины побег другого сорта герани. На нем делается такой же косой срез. Плотно соединив привой и подвой, очень тщательно обвязывают место прививки.

За растениями, которые сегодня посажены, необходимо ухаживать и наблюдать, как они будут развиваться.

 Способ прививки, при котором в качестве привоя используют почку с кусочком коры и древесины (глазок), получил название окулировки (от лат. окулус – «глаз», иначе – прививка глазком). На подвое острым ножом делают Т-образный надрез коры. Края коры подвоя осторожно отгибают и вставляют глазок. Почка привоя выступает наружу. Место соединения привоя и подвоя обвязывают. Чаще окулировку производят в конце лета, но можно это делать и весной. Глазки берут с однолетних побегов. Выбирают наиболее крупные почки с плодоносящих растений того сорта, который хотят размножить. В случае удачной прививки, когда обеспечивается срастание привоя и подвоя, глазок дает начало побегу. Побеги, развивающиеся из почек подвоя, срезают. Новое растение представляет организм, у которого корневая система унаследована от подвоя, а почти вся надземная часть - система побегов привоя.

5.Подведение итогов урока, оценивание знаний учащихся.

6.Домашнее задание: п.25, повторить п.24.

Он-лайн тест Вегетативне органы растения

www.yanazaharova.ru

ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ 6 КЛАСС

Тема:  лаб/ работа  «ВЕГЕТАТИВНОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ  РАСТЕНИЙ»

 

Цели и задачи:  выявить основные способы и методы искусственного вегетативного размножения растений  в сельскохозяйственном растениеводстве и садоводстве, комнатном цветоводстве; развивать практические навыки и умения по черенкованию комнатных растений; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, стремление к знаниям, интерес к предмету, бережное отношение к природе.

 

Оборудование: учебник, р/т№2, таблицы: «Вегетативное размножение», «Вегетативное размножение клубнями и луковицами», «Вегетативное размножение комнатных растений», натуральные объекты: комнатные растения, черенки растений.

 

Ход урока:

 

1.Организационный момент (наличие у учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).

 

2.Мотивация.

 

3.Выполнение лабораторной работы.

 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ СТЕБЛЕВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»

 

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений стеблевыми черенками.

 

Оборудование: горшок с землей, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.

 

Ход работы

 

  1. Осторожно срежьте стеблевой черенок с 3-4 листьями с растения колеус.
  2. Удалите с них два нижних листа.
  3. Сделайте в почве углубление
  4. Поместите черенок в почву так, чтобы нижний узел был скрыт почвой.
  5. Присыпьте черенок землей.
  6. Аккуратно полейте.
  7. Накройте черенок стаканом.
  8. Оформите протокол опыта
  9. Сделайте вывод.

 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ЛИСТОВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»

 

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений листовыми  черенками.

 

Оборудование: горшок с влажным песком, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.

 

Ход работы

 

  1. Осторожно срежьте лист с растения узамбарская фиалка
  2. Сделайте в песке углубление.
  3. Поместите листовой черенок в углубление и присыпьте черенок песком.
  4. Полейте небольшим количеством воды
  5. Накройте черенок стеклянным стаканом
  6. Оформите протокол опыта
  7. Сделайте вывод.

 

 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ  КОМНАТНЫХ  РАСТЕНИЙПОЛЗУЧИМИ ПОБЕГАМИ»

 

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений ползучими побегами

Оборудование: горшок с почвой, ножницы, стакан с водой,  резиновые перчатки.

 

Ход работы

 

  1. Осторожно срежьте с материнского растения хлорофитум маленькое растеньице с корешками
  2. Сделайте в почве углубление
  3. Поместите туда маленькое растение и аккуратно присыпьте землей
  4. Полейте растение
  5. Оформите протокол опыта
  6. Сделайте вывод.

 

 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ОТВОДКАМИ»

 

Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений отводками

Оборудование: горшок с почвой, стакан с водой, шпильки, резиновые перчатки.

 

Ход работы

 

  1. Осторожно пригните побег сингониума так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх.
  2. Закрепите этот побег на грунте другого горшка с помощью шпилек (1-2)
  3. Закрепив отводок сингониума, слегка присыпьте его землей.
  4. Полейте небольшим количеством воды
  5. Отделяется дочерний побег не сразу, а после укоренения молодого растения.
  6. Оформите протокол опыта
  7. Сделайте вывод.

 

 

4.Физминутка.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ К УРОКУ.

 

Трудно укореняющиеся черенки обрабатывают ростовыми веществами. Сок алоэ стимулирует развитие растений, образование корней у черенков. Его можно использовать как весьма доступный и эффективный биостимулятор для укоренения черенков. Гумат натрия используется из расчета 1—1,5 г на 100 мл горячей воды. При черенковании кактусов и других суккулентов срезы необходимо присыпать толченым углем, дать 2—3 дня подсохнуть, после чего черенки высадить в специально подготовленные горшки или ящики. На дно горшка или ящика укладывают дренажный слой (мелкие черепки, гальку или крупнозернистый песок) высотой 2—3 см, затем насыпают дерновую и листовую землю (поровну), смешанную с 1/5 части хорошо промытого песка. Высота питательного слоя должна быть 4—5 см. Сверху кладут слой крупнозернистого, хорошо промытого речного песка толщиной 3 см. Опыт показывает, что легче укореняются те черенки, которые размещены у стенок горшка, так как кислород воздуха, проникая через поры стенки, находится, в непосредственном контакте с корнями растений, стимулируя их развитие. Во избежание закисания почвы предпочтительнее использовать горшки маленьких размеров и помещать по нескольку черенков по периметру горшка, что гарантирует успешное укоренение. Сажают черенки с помощью заостренной палочки толщиной в карандаш. Острым концом в песке делают отверстия на расстоянии 5-6 см одно от другого и сажают черенки так, чтобы их нижний конец погрузился в слой песка на 1—2 см (травянистых растений — мельче, древесных — глубже). Затем песок к черенку плотно прижимают. Посаженные черенки (ежедневно утром и вечером до конца укоренения) опрыскивают водой комнатной температуры. Горшки или ящики накрывают стеклом, так как под ним лучше сохраняется тепло и влажность, устанавливают в светлом, но несолнечном месте с температурой 20—25°С тепла. При такой температуре черенки через 2—4 недели образуют корни и начинают расти. После укоренения молодые растения постепенно приучают к комнатному воздуху. Для этого днем снимают стекло сначала на 1—2, на следующий день — на 2—3 часа, а через 1—1,5 недели убирают совсем. Затем их высаживают в горшочки размером 7x7 или 10x10 см (учитывая длину черенка) и обязательно с комочком почвы вокруг корней. Для посадки берут смесь, соответствующую данному виду, но более легкую, чем для взрослого растения. На дно горшка кладут черепок выпуклой стороной вверх, поверх него насыпают слой песка толщиной 2—3 см. На дренаж насыпают земляную смесь. После этого укоренившийся черенок опускают в горшок и присыпают почвой. Постукиванием горшка о стол землю распределяют равномерно между корнями, а по краям уплотняют плоской деревянной палочкой. После посадки растеньице поливают тепловатой водой, 7—10 дней содержат в затененном месте и ежедневно опрыскивают. Через год, а некоторые быстрорастущие культуры (бегонии, фуксии и др.) и раньше, пересаживают в посуду больших размеров. Лучшее время для пересадки — март—апрель. Стеблевые черенки традесканций, пеларгоний, седума и некоторых других растений высаживают сразу в горшки. Фикусы, олеандры можно укоренять в бутылке с водой на солнечном окне. Листовыми черенками (целыми листьями с черешком) размножают бегонию реке, сенполию и пеперомию. У хорошо сформированного листа бегонии реке подрезают толстые жилки в местах расхождения, кладут нижней поверхностью на влажный песок, прикалывают деревянными крючками или слегка придавливают небольшими камешками. Через 3—4 недели из каждого надреза вырастает новое растение. Частями листьев размножают сансевиерии. При этом развитые листья разрезают на куски длиной 6—10 см. Поверхность срезов присыпают угольным порошком, черенки сутки подсушивают, потом высаживают в речной песок. У кактусов и других суккулентов срезы присыпают порошком из толченого древесного угля, дают черенку несколько подсохнуть, а затем укореняют в чистом полусухом песке без укрытия стеклом. Многие комнатные растения (аспйдистру, хлорофитум, пеперомию и др.) размножают делением куста, обычно весной при пересадке. У камнеломки и хлорофитума развиваются свешивающиеся боковые побеги — «усы», оканчивающиеся новыми растеньицами, образующими (даже в воздухе) корешки. Эти растеньица отрезают и высаживают в отдельные горшочки с рыхлой землей. Луковичные растения размножают молодыми луковичками (детками), которые образуются у донца материнской луковицы (у амариллисов, кринумов, зефирантесов и др.). Стеблевыми отростками можно размножать шаровидных кактусов-карликов, которые при пересадке взрослого растения отделяют и сажают в другой горшок. Корневыми отпрысками размножают кливии, филодендроны, агавы, алоэ, драцены и др., т.е. растения, которые образуют на придаточных корнях маленькие растеньица. При пересадке материнского растения их осторожно отделяют, сохраняя корешки, и сажают в отдельную емкость. Растения с подземными стелющимися разветвленными стеблями (сансевиерию, аспидистру и др.) размножают глазками или почками, из которых развиваются новые побеги. Корневища разрезают острым ножом так, чтобы на каждом отрезке была почка. Место разреза посыпают толченым древесным углем. Отрезки высаживают в горшки с песчанистой почвой. Если растения плохо размножаются черенками или если нужно в короткое время получить довольно большое молодое растение, делают воздушные отводки (у цитрусовых, фикусов, драцен). Для этого на ветке под узлом делают косой надрез до середины стебля, и надрез раздвигают или срезают кольцо коры шириной около 2 см — до камбия. Часть ветки в месте подреза или срезанного кольца обертывают влажным мхом, а сверху — полиэтиленовой пленкой, закрепив ее на обоих концах. Мох периодически увлажняют. Через 1—2 месяца в месте подреза образуются корни. Отводок отрезают и высаживают в легкую землю. Первое время уход осуществляется как за высаженными укоренившимися черенками. Прививками размножают растения в том случае, когда другими способами не удается в полной мере сохранить те или иные декоративные или сортовые особенности растений, или если красивое, ценное растение в комнатных условиях на своих корнях не растет, а на корнях менее прихотливого растения оно растет хорошо. Последнее в основном относится к кактусам. К тому же известно, что порой оказывает большое влияние на привитую часть. Он способен ускорить и усилить рост и развитие привитого растения, заставить его раньше, обильнее, продолжительнее и красивее цвести, увеличить или сократить срок его жизни, повысить устойчивость к вредителям и болезням. В домашних условиях любители часто прививают цитрусовые (лимоны, апельсины, мандарины) и по праву гордятся результатами, удивляя друзей и соседей.

Размножение стеблевыми черенками (укореняются черенки герани, традесканции, бальзамина или других растений).

Учитель. Вы на даче нечаянно сломали куст смородины. Сорт хороший: крупная, сладкая ягода. Сломали ветки, потом их обрезали, а вечером сожгли. Правильно ли вы поступили? (Эти ветки можно было укоренить и таким образом размножить смородину.)

Размножение подземным побегом – корневищем (аспидистра, сансевьера).

Учитель. Ирисы – декоративные корневищные растения. Они цветут в мае–июне, а затем остаются только листья. Можно ли их срезать? Почему? А можно ли срезать злостные сорняки, например пырей? (Через листья происходит воздушное питание растений и образуются органические вещества для следующего года развития, поэтому листья ириса срезать нельзя, а сорняки необходимо удалять тщательно, чтобы не только листьев, но и корневищ не оставалось.)

Размножение подземным побегом – луковицей (гипеаструм, гемантус, зефирантес).

Учитель. У меня в доме живет мальчик, мой сосед. Он недавно увлекся комнатным цветоводством, и у него на подоконнике теперь стоят горшки с разными растениями. Недавно он ждал гостей к себе на день рождения и решил покрасить масляной краской все горшки, чтобы было красиво. За кисточкой он пришел ко мне. Как вы думаете, я одобрила его намерения? Почему? (Через масляную краску не проходит воздух, и корни от его недостатка могут погибнуть, а значит – погибнет все растение.)

Размножение надземными побегами – розетками листьев, усами (камнеломка, хлорофитум).

Учитель. Если посаженное растение накрыть банкой и напустить под нее табачный дым, то растение погибнет. В квартирах, где живут курильщики, плохо растут цветы. Это еще раз говорит о вреде никотина: он действует как яд не только на человека, но и на растения.

Размножение листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония, сансевьера, глоксиния).

Размножение прививкой.

Этот способ демонстрирует на двух сортах герани сам учитель и дает определения: привой, подвой.

Окулировка: 1 – на подвое и привое делают косой срез; 2 – места среза соединяют так, чтобы они внизу точно состыковались; 3 – место прививки тщательно обвязывают

Привой с несколькими листьями срезается с однолетнего побега герани косо, в один прием, острым чистым скальпелем или лезвием. В качестве подвоя подбирается такой же толщины побег другого сорта герани. На нем делается такой же косой срез. Плотно соединив привой и подвой, очень тщательно обвязывают место прививки.

За растениями, которые сегодня посажены, необходимо ухаживать и наблюдать, как они будут развиваться.

 Способ прививки, при котором в качестве привоя используют почку с кусочком коры и древесины (глазок), получил название окулировки (от лат. окулус – «глаз», иначе – прививка глазком). На подвое острым ножом делают Т-образный надрез коры. Края коры подвоя осторожно отгибают и вставляют глазок. Почка привоя выступает наружу. Место соединения привоя и подвоя обвязывают. Чаще окулировку производят в конце лета, но можно это делать и весной. Глазки берут с однолетних побегов. Выбирают наиболее крупные почки с плодоносящих растений того сорта, который хотят размножить. В случае удачной прививки, когда обеспечивается срастание привоя и подвоя, глазок дает начало побегу. Побеги, развивающиеся из почек подвоя, срезают. Новое растение представляет организм, у которого корневая система унаследована от подвоя, а почти вся надземная часть - система побегов привоя.

 

 

5.Подведение итогов урока, оценивание знаний учащихся.

 

6.Домашнее задание: §33, повторить §31-32.

 

uchitelsh-ivo.ru

Урок биологии "Вегетативное размножение растений". 6-й класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (2 мин.)

   

Актуализация знаний (3 мин.)

 

 

 

 

 

Изучение нового материалаСамостоятельная практическая работа учащихся (27 мин.)

У: Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем  с вами говорить о размножении растений. Что вы понимаете под размножением? Д: Воспроизведение себе подобных
У: С каким видом размножения мы познакомились на предыдущем уроке? Д: Генеративным.
У: Генеративное размножение относится к половому размножению, почему? (Слайд 2) Д: Потому что происходит с участием половых клеток
У: Какие органы растения осуществляют генеративное размножение? Д: Цветок,  плод, семя.
У: Посмотрите следующий слайд (Слайд 3) Проанализируйте сказанное и попытайтесь ответить на вопрос: Как размножают черные тюльпаны? Д: Не все растения размножаются генеративно, возможно с помощью других органов
У: Каким образом можно осуществить этот тип размножения мы изучим на сегодняшнем уроке, с помощью практической работы. Для ее выполнения, ребята, мы разделимся на  4 группы (Слайд 4). Каждая группа для работы выбирает комплект и выполняет работу по инструктивной карте (Приложение 1). После выполнения работы участники расскажут об итогах работы: назовут растения и орган, с помощью которого удалось осуществить размножение. Напоминаю вам о технике безопасности в ходе выполнения работы (Приложение 2) Д: выполняют практическую работу по инструктивной карте.

Закрепление полученных знаний (3 мин.)

У: Итак, ребята, давайте подведем итог. Назовите растение, и расскажите,  с помощью какого органа удалось  или не удалось осуществить размножение растения Д: 1 гр. – сансевьера – корень, 2 гр. – картофель  – стебель, 3 гр. – хлорофитум  – стебель, 4 гр. – сенполия  – лист (Слайд 4)
У: Какие это органы по выполняемым функциям? (Слайд 5) Д: Вегетативные
У: Как называется размножение, которое осуществляется с помощью вегетативных органов Д: Вегетативным
У: Обращаю ваше внимание, ребята, что вегетативное размножение относится к бесполому типу размножение, а значит осуществляется … Д: ... без участия половых клеток

Итог урока (1 мин.)

У:  Итак, сегодня мы с вами, ребята, познакомились с другим видом размножения растений вегетативным и сделали вывод о том,  что оно относится к бесполому размножению. Каким же образом осуществляется вегетативное размножение? Хорошо. А  вот способы размножения этими органами достаточно разнообразны. Результат этого разнообразия представлен в таблице (Слайд 6), а более подробное описание далее (Слайды 7-16) Д.: Вегетативное размножение осуществляется с помощью вегетативных органов: корня, стебля и листа.

Домашнее задание (2 мин.)

У.: Ребята скажите, как вы относитесь к подаркам, какие чувства вы испытываете, когда вам дарят подарки?У.: Хотели бы вы,  чтобы такие же чувства испытали ваше близкие люди: мамы, бабушки, педагоги?У.: Вот тогда наше домашнее задание будет заключаться в следующем: Вам необходимо дома, изучив «Путеводитель по вегетативному размножению» (Слайды 7-16 или Презентация 2), подобрать растение которое вы бы хотели сами размножить и подарить своим мамам, бабушкам и педагогам в праздник Жен-мироносиц, который празднуется Православной церковью во второе воскресенье после Пасхи, в который мы вспоминаем всех женщин и поздравляем их в этот день. У.: Скажите, ребята, кто из вас уверен, что с помощью нашего сегодняшнего урока, у вас получиться вырастить самим новое растение?У.: Тема подарков еще не окончена и,  чтобы потренировать нашу память и просто не забыть сегодняшний урок, в качестве продукта нашей деятельности будет не только посаженное растение, но и «Путеводитель по вегетативному размножению растений», который вы сейчас получите. Благодарю вас за урок! Желаю успеха!!! Д.: хорошо, радость и др.

Д.: да

 

 

Д.: дети поднимают руки

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Технологическая карта по биологии 6 класс. «Вегетативное размножение растений»

Технологическая карта урока

Епишина Полина Геннадьевна

Предмет: Биология

Класс: 6

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: лабораторный

Тема урока «Вегетативное размножение растений и его использование человеком»

№ урока по теме- 5

Цель урока: познакомить учащихся со способами вегетативного размножения цветковых растений; показать роль вегетативного размножения растений в природе и сельском хозяйстве;

Задачи урока:

Образовательные:

- продолжить формировать знания учащихся о способах размножениях растений;

- сформировать знания о вегетативных способах размножения растений;

- сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения;

- дать представление об использование вегетативного размножения человеком в сельском хозяйстве;

- развивать умение работать с натуральными объектами;

- развивать умение работать с учебником;

- формировать умения проводить лабораторные работы;

- продолжить формировать умения заполнять таблицу и следовать алгоритму.

Развивающие:

-Развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;

-развивать наблюдательность, речь учащихся;

- продолжить развитие личностных качеств в ходе проведения лабораторной работы: самостоятельность, усидчивость, аккуратность

- продолжить развитие биологической памяти при введении новых понятий.

Воспитательная:

-осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока, воспитание культуры поведения на уроке.

Оборудование: Доска, таблицы «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений», «Прививка растений», рисунки и фотографии растений, комнатные растения, гербарии, клубень картофеля, луковица лука, схемы прививок, скальпели, посадочные колышки, лейки, стаканы с водой, банки, ящики с почвой, этикетки, песок.

№п/п

Этапы урока

Приёмы и методы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация класса

Определение цели и задач урока через мотивацию

2 мин

Словесная мотивация (рассказ).

Создание благоприятной атмосферы урока.

Слушают,

формулируют задачи

урока

2.

Изучение нового материала

Приём: Фронтальная работа с классом

Игра цепочка.

10 мин

Использование рисунков, таблицы «Вегетативные органы растений», «Вегетативное размножение растений», «Прививка растений»

Знакомятся с вегетативным способом размножения растений.

самостоятельное заполнение таблицы

Восприятие нового

Материала

3

Индивидуальная работа

Выводы

Раздача лабораторного оборудования и материала.

Лабораторная работа (вегетативное размножение комнатных растений)

Приёмы: логические

(анализ, сравнение, обобщение)

самостоятельная работа учащихся

18 мин

Организует, направляет

Работают в паре

4.

Первичная проверка понимания изученного

Вопрос-ответ на слайде

8 мин

Организует беседу с классом по вопросам на слайдах

Отвечают на вопросы.

Получают оценку

5

6.

Итог урока

Обобщение

Д/З п. 17

Составить план прививок для растений пришкольного участка (указать время и способ прививки)

Подведение итогов. Рефлексия

5 мин

2 мин.

Организует беседу с классом по вопросам:

1.Достигли ли вы цели урока?

2.Что было главным на уроке?

3.Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

4. Что нового вы узнали?

5.Что было интересным?

6. Чему научились?

Комментарий

Отвечают на вопросы.

Записывают в дневник

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Инструкция к лабораторной работе по биологии в 6 классе "Вегетативное размножение комнатных растений""

Лабораторная работа

«Вегетативное размножение комнатных растений»

Цель: научиться размножать комнатные растения с помощью вегетативных органов – побегов, листьев.

Оборудование:

Комнатные растения, стакан с водой, горшок с песком, горшок с подготовленной почвой, стеклянная банка, острый нож или ножницы.

1.Выберите комнатное растение, которое вы хотите размножить (например, узамбарскую фиалку).

2. Осторожно срежьте лист с черешком.

3. Поместите его в стакан с водой (отстоянная, комнатной температуры), так чтобы только черешок был в воде.

4. Поставьте стакан с листом в теплое и освещенное место.

5. Меняйте воду каждые 3-4 дня.

6. Наблюдайте за появлением корешков. Когда они достигнут 2 см, высадите листовой черенок в цветочный горшок с почвой.

7. Горшок с черенком накройте стеклянной банкой и поставьте его в теплое место с рассеянным светом.

8. Наблюдайте за развитием растения, появлением почки и первых листьев.

9. Ведите регулярные наблюдения за развитием и ростом растения. Наблюдения записывайте в свой дневник.

Дневник для наблюдений

Появление корня

Образование корневой системы (4-5 корней длиной до 1 см)

Высадка в почву

Появление первого нового листа

Прирост побега составил 1 см

10. Сведения о комнатном растении

infourok.ru

9. Вегетативное размножение цветковых растений черенками

Вегетативное размножение цветковых растений широко распространено в природе, но ещё чаще его использует человек при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений.Чаще всего растения размножаются вегетативно черенками.

Черенок — это отрезок любого вегетативного органа.

Размножение стеблевыми черенками

Стеблевыми черенками (отрезок побега с несколькими почками) размножают многие деревья и кустарники (тополь, иву, смородину, розы), а также многолетние декоративные (флоксы) и комнатные растения (бальзамин, колеус, пеларгонию и др.).

 

Для этого весной, до распускания почек, однолетние одревесневшие черенки длиной \(25\)–\(30\) см сажают в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках вырастут придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место.

Размножение корневыми черенками

Для размножения растений, у которых на корнях могут формироваться придаточные почки, используют корневые черенки (отрезок корня длиной \(15\)–\(25\) см). Корневыми черенками размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений.

 

На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, от оснований которых отрастают придаточные корни. Развивается новое, самостоятельно существующее растение.

Размножение корневыми отпрысками

У таких растений как осина, рябина, тополь, сирень, вишня, малина, осот, иван-чай из придаточных почек на корнях вырастают побеги — корневые отпрыски. Эти растения называют корнеотпрысковыми.

 

 

Со временем у корнеотпрысковых многолетников старые участки корней разрушаются, и отпрыски становятся самостоятельными растениями.

Размножение листовыми черенками

Некоторые виды комнатных растений — бегонию-рекс, сансевьеру, сенполию (узамбарскую фиалку) размножают листовыми черенками. Листья сажают во влажный песок, и на них развиваются придаточные почки и придаточные корни. В природе листьями размножается сердечник луговой.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

http://files.school-collection.edu.ru

www.yaklass.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта