Почему растения в природном сообществе играют главную роль. В природном сообществе растения
Урок 65. Понятие о природном сообществе
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Понятие о природном сообществе
Цели: сформировать понятие о природном сообществе, познакомить со структурой природного сообщества, дать представление о компонентах природного сообщества и их взаимосвязях; формировать понятие о биогеоценозе как о совокупности биотических организмов и абиотических условий среды на конкретной территории; познакомить с многообразием природных сообществ.
Оборудование и материалы: таблицы: «Природное сообщество», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Растения широколиственного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», гербарии растений, характерных для различных растительных сообществ.
Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фитоценоз, преобладающие виды (виды-эдификаторы), сопутствующие виды; биогеоценоз, экосистема; природные и искусственные экосистемы.
Растительные сообщества
Ход урока
Актуализация знаний
Выберите верные утверждения.
Грибы относятся к царству растений.
.Бактерии относятся к самостоятельному царству.
Лишайники являются симбиозом гриба и водоросли
Среди грибов встречаются паразиты.
Бактерии не способны к самостоятельному передвижению.
Все бактерии приносят вред человеку.
Лишайники могут размножаться кусочками слоевища.
Тело всех грибов представлено мицелием и плодовым телом.
Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые.
Лишайники хорошо переносят загрязнение воздуха, но гибнут при недостатке влаги.
Понятие о природном сообществе. В природе все организмы не существуют одиночно, а живут совместно, взаимодействуя друг с другом. Например, черника, брусника всегда произрастают в хвойном лесу. Там же растут грибы (белые, моховики), обитают насекомые, опыляющие цветки черники или брусники. В кронах деревьев строят гнёзда птицы, поедающие плоды и семена этих растений. Все эти организмы образуют своеобразный природный комплекс живых организмов — сообщество.
Сообщества живых организмов возникают не случайно. Они всегда обусловлены конкретными природными условиями — абиотическими факторами среды, то есть неживой природой. Комплекс растений, приспособленных к существованию на конкретной территории, называют растительным сообществом, или фитоценозом (греч. фи- тон — «растение», койнос — «общий»). В одних условиях абиотической среды формируется еловый лес, в других — сосновый бор, в третьих — дубрава или березняк, луг, болото или степь.
Фильм "Красная шапочка и фитоценоз хвойного леса",
Биогеоценоз имеет конкретные границы. Они определяются гра- т ницами конкретного растительного сообщества (фитоценоза). Понятие о биогеоценозе ввёл в науку российский учёный-ботаник Владимир Николаевич Сукачёв
Структура природного сообщества. В.Н. Сукачёв обратил внимание на то, что среди обитателей природного сообщества всегда находятся несколько групп организмов, выполняющих разные фу}1кции в природе. Одни организмы, поглощая энергию солнечного света, из неорганических веществ создают органические вещества, в которых запасается энергия. Это группа автотрофов, в неё входят различные зелёные растения. Вторая группа организмов — гетеротрофы. Одни из них питаются живой растительной массой (животные и грибы), другие (бактерии, некоторые грибы) — органическими веществами мёртвых тел, при этом разлагая их до неорганических соединений (солей, воды, углекислого газа). Эти соединения, в свою очередь, могут вновь поглощаться зелёными растениями в процессе фотосинтеза и почвенного питания. В итоге такого взаимодействия возникает круговорот веществ и поток энергии между организмами и абиотической средой. Вот почему создаётся целостность, единство природного сообщества, при котором от существования одних живых организмов зависит существование других.
Понятие о биогеоценозе и экосистеме
Круговорот веществ и поток энергии — это движение неорганических веществ и энергии из окружающей среды к одним организмам (автотрофам), от них — к другим организмам (гетеротрофам), а затем — вновь в окружающую среду
Круговорот веществ и поток энергии — главный признак биогеоценоза.
В структуре природного сообщества различают четыре важных функциональных звена. Первое — это абиотическая среда (неорганические вещества, солнечная энергия, климат, влага, почва). Далее следуют три функционально разные группы живых организмов: создающие вещества с запасом энергии, поедающие эти вещества и перерабатывающие органические вещества до неорганических.
Благодаря такому сложному взаимодействию живых организмов и условий абиотической среды биогеоценоз называют также экологической системой, или экосистемой. Биогеоценоз и экосистема — понятия сходные, но не тождественные. Понятие «экосистема» — более широкое, оно не имеет размерности. Экосистема может охватывать пространство любой протяжённости. Это и гниющий пень, и муравейник, и парк, и биосфера Земли в целом. Любой биогеоценоз можно назвать экосистемой, но не всякая биосистема — биогеоценоз.
Биогеоценоз — это экосистема, границы которой обусловленыхарактером растительного покрова, то есть определённым фито-ценозом.
Условия среды в природном сообществе отличаются от условий среды за его пределами. Это вызвано тем, что весь комплекс заселяющих его живых организмов (бактерий, грибов, лишайников, растений и животных), получая средства для своей жизни из окружающей абиотической среды, сильно влияет на неё — меняет освещённость, температуру воздуха, влажность, состав почвы. В итоге внутри биогеоценоза создаётся неповторимая среда обитания — его внутренняя среда, «дом» для его живого населения, в создании которого принимают участие сами организмы. Такую внутреннюю среду природного сообщества называют биотопом (от греч. биос — «жизнь», топос — «место»).
Бывая в лесу, гуляя по лугу или в степи, следует помнить, что мы — лишь гости в «доме», где обитают разнообразные живые существа. Соблюдать правила поведения, принятые в этом «доме», нужно для того, чтобы не навредить его «жильцам» и условиям их обитания.
Мы знаем, что в природе растения обитают не изолированно от других, а совместно с другими.
Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения? (Всерастения взаимодействуют между собой.)
А как вы думаете, могут ли растения, обитающие на одной территории, оказывать влияние друг на друга? (Да, могут.)
Какое влияние могут оказывать друг на друга растения? (Примерный ответ. Большие деревья в лесу создают тень, соответственно, под ними не могут расти светолюбивые растения. Корневые системы растений сильно переплетаются под землей. Некоторые растения (например, мхи) могут создавать для других растений влажность, при которой они не могут существовать.)
Итак, мы пришли к выводу, что растения, произрастающие на определенной территории, взаимосвязаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Такие группы взаимосвязанных между собой растений, произрастающих на одной территории и оказывающих влияние друг на друга и на среду своего обитания, называют растительными сообществами, или фитоценозами.
Попробуйте самостоятельно привести пример растительного сообщества. (Лес, болото, луг и т. д.)
В общих чертах и лес, и болото, и луг являются растительными сообществами. Но если посмотреть внимательнее, леса, болота и луга могут быть разными.
Какие типы лесов встречаются на территории нашей страны? (Хвойные (сосновые и еловые), смешанные и широколиственные.)
Что такое лес?
И для каждого из этих лесов характерен свой тип растительности. Кроме основных видов растительности (видов-эдификаторов), в сообществе обитают и сопутствующие. Например, для елового леса характерными видами (кроме ели) являются такие, как черника, брусника, кислица обыкновенная, майник двулистный
и т. д. Кроме того, в еловом лесу могут встречаться зеленые мхи, а на стволах и ветках деревьев — различные лишайники.
Самостоятельная работа
Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 56; учебник В.В. Пасечника § 54), а также настенными таблицами и личным опытом, заполните таблицу.
Название растительного сообщества | Виды-эдификаторы | Сопутствующие виды растений |
Еловый лес | Ель обыкновенная или европейская, иногда пихта или сосна | Черника, брусника, кислица обыкновенная, седмичник европейский, майник двулистный, грушанка круглолистная, плаун булавовидный и др. |
Сосновый лес | Сосна обыкновенная, иногда лиственница европейская | Черника, брусника, прострел поникший, толокнянка обыкновенная, вереск обыкновенный, кошачья лапка двудомная, ястребинка волосистая и др. |
Широколист- Венный лес | Дуб черешчатый, липа мелколепестная, клен остролистный, ясень обыкновенный | Крушина ломкая, бересклет бородавчатый, жимолость лесная, сныть обыкновенная, ландыш майский, зеленчук желтый, копытень европейский, медуница неясная и др. |
Луг | Злаки и бобовые (костер безостый, пырей ползучий, тимофеевка луговая, клевер луговой) | Клевер ползучий, клевер гибридный, горошек мышиный, люцерна серповидная, чина луговая, донник белый, донник лекарственный, нивяник, горец змеиный, лютик едкий, тысячелистник обыкновенный, василек луговой |
Низовое болото | Осоки (пузырчатая, дернистая и др.), рогоз широколистный, тростник обыкновенный, таволга вязолистная | Сабельник болотный, гравилат речной, сусак зонтичный |
Верховое болото | Сфагновые мхи (сфагн магеллан- ский, сфагн дубравный, сфагн оттопыренный), зеленый мох (политрих обыкновенный или кукушкин лен) | Сосна обыкновенная (угнетенная), пушица влагалищная, росянка круглолистная, морошка, осоки, клюква мелкоплодная, голубика, багульник болотный, подбел обыкновенный, мирт болотный и др. |
(На заполнение таблицы учащимся отводится около 3—5 мин. Далее 2—3 ученика отвечают устно, остальные учащиеся проверяют, дополняют и исправляют ошибки.)
Закрепление знаний и умений
Ответьте на вопросы.
Что такое растительное сообщество?
Приведите примеры растительных сообществ.
Что такое фитоценоз?
Что такое экосистема?
Какие экосистемы называют природными?
Приведите примеры искусственных экосистем.
Какие растения называют эдификаторами?
Какие виды растений являются эдификаторами в еловом лесу?
Какие виды растений являются сопутствующими в еловом лесу?
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 56, 57; учебник В.В. Пасечника § 54.)
Пользуясь определителями растений или другой биологической литературой, продолжить заполнение таблицы. Дать характеристику сообщества тундры, сообщества степи и сообщества пустыни.
Творческое задание. Нарисовать различные типы экосистем. Выполнить рисунок таким образом, чтобы виды-эдификаторы и сопутствующие виды растений были узнаваемы.
Задание для учеников, интересующихся биологией. В экологическом словаре найти определения понятий «биоценоз», «биогеоценоз», «сообщество», «биотоп», «флора», «фауна», «экосистема». Определить, как эти понятия соотносятся между собой.
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Урок №65.1. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе
Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
УУД
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: сформировать понятие о природном сообществе, познакомить со структурой природного сообщества, дать представление о компонентах природного сообщества и их взаимосвязях; формировать понятие о биогеоценозе как о совокупности биотических организмов и абиотических условий среды на конкретной территории; познакомить с многообразием природных сообществ.
Оборудование и материалы: таблицы: «Природное сообщество», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Растения широколиственного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», гербарии растений, характерных для различных растительных сообществ.
Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фитоценоз, преобладающие виды (виды-эдификаторы), сопутствующие виды; биогеоценоз, экосистема; природные и искусственные экосистемы.
Ход урока
Актуализация знаний
1.Объясните, по какой причине в природном сообществе совместно существуют различные группы гетеротрофных организмов.
2.Назовите организмы, составляющие лесной биогеоценоз, которые являются автотрофами.
3.Охарактеризуйте структуру природного сообщества.
4.Как вы думаете, меняется ли состав природного сообществав зависимости от времени года?
5.Найдите в Интернете сведения о том, какие природные со-общества имеются в вашем регионе.
6.Отметьте, каких биогеоценозов там больше — лесных, луговых или степных, из каких пород древесных растений состоят леса
Изучение нового материала
Рассказ учителя
Своеобразие природного сообщества зависит от состава живых организмов, которые его населяют, и от количества их видов. Например, если в природном сообществе в большом количестве представлена ель, то это будет еловый лес. Но если в нём приблизительно одинаковое количество елей и берёз, то это будет уже иное растительное сообщество — смешанный лес (например, березняк с подростом ели). Дубрава — природное сообщество, в котором древесные породы представлены в основном дубом.
Сообщества живых организмов
Видовое население в биогеоценозе формируется постепенно в течение ряда лет путём притока видов из соседних территорий. В итоге со временем здесь поселяются виды, взаимно дополняющие друг друга: по использованию имеющихся природных условий, по биологическим потребностям видов и по их жизненным формам. Это позволяет на одной и той же территории разместиться очень большому количеству разных видов растений, грибов и животных.
Влажный тропический лес — самое богатое видами природное сообщество. Благодаря его сложному ярусному строению плотность его населения — животных, растений, грибов и бактерий — чрезвычайно велика. Поэтому искусственно восстановить тропический лес практически невозможно.
Влажный тропический лес 1
Все организмы природного сообщества размещаются в нём в соответствии с особенностями строения своего тела и потребностями для жизни. Так, растения леса определяют строение этого природного сообщества. Оно представлено в виде ярусов (этажей), возвышающихся один над другим. В том или ином ярусе размещаются органы растений — листья, цветки и плоды (надземные ярусы).
Ярусы лесного биогеоценоза (дубравы)
В дубраве наиболее высокие растения — дуб, липа, клён, ясень. Их кроны находятся в наилучших условиях освещённости. Они образуют самый высокий — верхний, или первый, — ярус. Второй ярус составляют низкорослые деревья: рябина, черёмуха, яблоня, боярышник. Третий — более низкий — ярус образуют кустарники: орешник, крушина, калина. Ещё ниже располагается четвёртый ярус, его составляют травы: медуница, купена, вороний глаз, ветреница, а у самой почвы — пятый ярус, занятый мхами и лишайниками. Почву выстилает «подстилка» из перепревших остатков опавших листьев, отмерших побегов и веток. В каждый ярус леса входит большое количество видов. Названные ярусы отражают надземную ярусность леса.
Количество ярусов — надземных и подземных — в разных природных сообществах неодинаково. Чем более благоприятными оказываются условия биотопа, тем большим числом ярусов он отличается. Если в дубраве можно выделить 5~6 надземных ярусов, то в ельнике их не более трёх. В тропических лесах насчитывают более 15 надземных ярусов.
По ярусам размещаются не только растения, но и все другие обитатели природного сообщества: бактерии, грибы, водоросли и животные.
Сочетанием разных жизненных форм растений (деревьев, кустарников, трав, водорослей) и других обитателей биогеоценоза (бактерий, грибов, лишайников, животных) обеспечивается наиболее полное использование живым населением абиотических условий на данной территории.
Условия обитания в природном сообществе. В пределах разных ярусов наблюдаются неодинаковые условия обитания. Так, в верхнем ярусе сказывается яркое солнечное освещение и сильное влияние ветра. Поэтому в этом ярусе располагаются светолюбивые виды растений и те, у которых ветер переносит пыльцу, осуществляет распространение семян (ель, сосна, берёза).
В более низких ярусах значительно меньше света, так как его поглощают кроны деревьев, но зато в воздухе больше влаги и нет ветра. В этом ярусе леса встречаются лишь сравнительно теневыносливые растения с насекомоопыляемыми цветками, имеющие плоды или семена, распространяемые животными. Поэтому именно здесь многие животные (дрозды, иволги, сойки, белки) размещают свои гнёзда.
У самой поверхности почвы, где много перегноя и теплее, чем в других ярусах, скапливаются углекислый газ и влага, но там мало света. Поэтому в самых нижних ярусах поселяются тенелюбивые виды растений (кислица, ландыш, майник). Для них характерны широкие тёмнозелёные листья, пахучие цветки, имеющие белую окраску. Многие растения самоопыляемые, семена распространяются с помощью Муравьёв, птиц, конечностями крупных животных или путём саморазбрасывания.
У большого количества растений, входящих в биогеоценоз и различающихся по своим биологическим свойствам, органы питания размещаются в разных ярусах. Поэтому все виды организмов природного сообщества, обитая на одной и той же территории, не конкурируют, а дополняют друг друга при использовании условий окружающей среды.
Природное сообщество — это комплекс разнообразных живыхорганизмов, приспособленных к совместной жизни в данных при-родно-климатических условиях.
Размещение живых организмов по ярусам обеспечивает возможность существования на небольшой территории земной поверхности необычайно большого количества видов из разных царств живой природы.
этажи леса
Именно совместная жизнь в природных сообществах обусловила появление в процессе эволюции большого разнообразия форм живых организмов. Это проявляется в их строении, характере питания, сроках размножения и способах распространения по земной поверхности.
Все организмы, входящие в природное сообщество, приспособлены к совместной жизни. Биогеоценоз (экосистема) — это совокупность большого количества видов, которые взаимодействуют между собой и приспособились к совместной жизни, а также к определённым условиям среды обитания.
Закрепление знаний и умений
1.Объясните, почему у лесных растений: черёмухи, боярышника, ландыша — цветки белые и имеют сильный запах.
2.Охарактеризуйте значение для зелёных растений лесного биогеоценоза населяющих его организмов-гетеротрофов.
3.Выявите черты сходства и различия между понятиями «надземный ярус» и «подземный ярус».
4.Как вы думаете, какие листья пожелтеют раньше: те, которые появились весной, или те, которые образовались летом? Объясните своё предположение.
5.Подготовьте сообщение о разнообразии видов природных сообществ на территории вашего региона.
Ресурсы:
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
учебник «Биология», 6-й класс
Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций
- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме — Науколандия
В природе все организмы взаимодействуют между собой, образуя различные сообщества. В каждое природное сообщество входит множество живых организмов. Среди них есть представители всех царств живого мира - растений, животные, грибы, бактерии. То, какие организмы обитают в конкретных условиях среды, какие сообщества они формируют, зависит от условий неживой природы (климата, местности и др.), то есть зависит от абиогенной среды.
Природное сообщество, которое сложилось на определенной территории, представляющее собой совокупность живых организмов и абиогенной среды называется биогеоценозом. Биогеоценоз также является биосистемой как организм, однако иного, более высокого уровня. Если в организме взаимодействуют различные органы и системы органов, то в биогеоценозе — различные виды живых организмов. У каждого вида в биогеоценозе есть свои функции, поэтому нарушение видового состава может приводить к гибели биогеоценозов.
В биогеоценозе выделяют четыре звена:
- Неорганические вещества и энергия солнца.
- Автотрофы — это растения. Они запасают солнечную энергию, синтезируя органические вещества из неорганических.
- Гетеротрофы — это животные и грибы. Они потребляют готовые органические вещества и используют накопленную в них энергию.
- Сапрофиты — это бактерии, грибы и животные. Они тоже гетеротрофы, но питаются остатками организмов или мертвыми организмами. Они разлагают органические вещества до неорганических. Таким образом завершают круговорот веществ и поток энергии.
Отличительным признаком природных сообществ является именно поток энергии и круговорот веществ.
Понятие экосистемы почти идентично понятию биогеоценоза. Однако считается, что оно более узкое, обращенное внутрь биогеоценоза. Когда говорят об экосистеме, то подразумевают взаимодействие между отдельными организмами или организмами и абиогенной средой. Рассматривают взаимодействия внутри биогеоценоза. Когда же говорят о биогеоценозе, то обращают внимание на его взаимодействие с другими биогеоценозами.
Растения играют в экосистемах существенную роль. Можно сказать, они формируют экосистему. Они не только синтезируют органические вещества, но и определяют внешний вид, условия среды обитания, определяют видовой состав других организмов.
Так по преобладающим растениям именуют различные биогеоценозы, определяют их границы. Совокупность растений биогеоценоза называют растительным сообществом, или фитоценозом.
Примеры лесных растительных сообществ: еловый лес, дубрава, смешанный лес, сосновый бор, березняк. Это не значит, например, что в дубраве растут только дубы, однако именно они определяют остальной видовой состав биогеоценоза.
Видовой состав любого биогеоценоза формируется не случайно, а постепенно в течение многих лет. В результате в экосистеме собираются организмы, которые могут жить друг с другом, использовать друг друга, обуславливать существование друг друга. Человек должен помнить об этом, так как разрушить систему легко, а на воссоздание потребуются годы.
scienceland.info
Природные сообщества (сообщение или доклад ), биология
09 окт. 2015 г., 0:01:33 (2 года назад)
Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. В нем осуществляется и поддерживается круговорот веществ.Можно выделить разномасштабные природные сообщества, например материки, океаны, лес, луг, тайгу, степь, пустыню, пруд, озеро. Более мелкие природные сообщества входят в состав более крупных. Человек создает искусственные сообщества, например поля, сады, аквариумы, космические корабли.Каждому природному сообществу свойственны разнообразные взаимосвязи - пищевые, по месту обитания и др.Основная форма связей организмов в природном сообществе - это пищевые связи. Начальным, основным звеном в любом природном сообществе, создающим в нем запас энергии, являются растения. Лишь растения, используя солнечную энергию, могут из находящихся в почве или воде минеральных веществ и углекислого газа создавать органические вещества. Растениями питаются растительноядные беспозвоночные и позвоночные животные. Ими, в свою очередь, питаются плотоядные животные - хищники. Так в природных сообществах возникают пищевые связи, цепь питания: растения - растительноядные животные — плотоядные животные (хищники - прим. biofile.ru). Иногда эта цепь усложняется: первыми хищниками могут питаться другие, а ими, в свою очередь, — третьи. Например, гусеницы поедают растения, а гусениц поедают хищные насекомые, которые, в свою очередь, служат пищей насекомоядным птицам, а теми питаются хищные птицы.Наконец, в состав природного сообщества входят еще различные организмы, которые питаются отходами: отмершими растениями или их частями (ветками, листьями), а также трупами погибших животных или их экскрементами. Ими могут быть некоторые животные - жуки-могильщики, дождевые черви. Но основную роль в процессе разложения органических веществ играют плесневые грибы и бактерии. Именно они доводят разложение органических веществ до минеральных, которые опять могут быть использованы растениями. В общей сложности в природных сообществах происходит круговорот веществ.Смена природных сообществ может проходить под влиянием биотических, абиотических факторов и человека. Смена сообществ под влиянием жизнедеятельности организмов длится сотни и тысячи лет. Главную роль в этих процессах играют растения. Примером смены сообщества под влиянием жизнедеятельности организмов может служить процесс зарастания водоемов. Большинство озер постепенно мелеет и уменьшается в размерах. На дне водоема со временем накапливаются остатки водных и прибрежных растений и животных, частички почвы, смываемые со склонов. Постепенно на дне образуется толстый слой ила. По мере того, как озеро мелеет, его берега зарастают камышом и тростником, затем осоками. Органические остатки накапливаются еще быстрее, образуют торфянистые отложения. Многие растения и животные замещаются видами, чьи представители более приспособлены для жизни в новых условиях. Со временем на месте озера образуется иное сообщество - болото. Но на этом смена сообществ не прекращается. На болоте могут появляться неприхотливые к почве кустарники и деревья, а в конечном итоге болото может смениться лесом.
biologia.neznaka.ru
Почему растения в природном сообществе играют главную роль
Роль растений в жизни природного сообщества огромна. Зеленые растения обогащают атмосферный воздух кислородом, необходимым для дыхания подавляющему большинству организмов. В растениях в процессе фотосинтеза образуются огромные массы органических веществ, которые затем используются как пища многими обитателями природного сообщества. Растения в биоценозе существенным образом влияют на климат, способствуют сохранению влаги. Зеленые насаждения очищают воздух от пыли и вредных газов, увлажняют его. Лесные посадки благоприятно влияют на микроклимат местности: задерживают ветер, смягчают зимнюю стужу, ослабляют жару, задерживают снег. Растения — это убежище (дом) для многих животных. Так. птицы устраивают гнезда на деревьях, в зарослях травы. используя части растений (ветки, листья, стебли) в качестве строительного материала. Камышевка строит гнездо в зарослях камыша, иволга — на тонких ветках деревьев и т. д. Под корой деревьев живут жуки-короеды, на корневой системе находят корм личинки майских жуков. Заросли растений скрывают животных от врагов. Значение растений в жизни животных настолько велико, что их существование без растений было бы невозможным. Велика роль растений в формировании почвы. Отмершие растительные остатки (листья, стебли, стволы деревьев и т. д. ) перерабатываются детритофагами — организмами, которые питаются мертвой органикой, образуя почву. Корни растений скрепляют почву, предохраняя ее от разрушения. Для того, чтобы не увеличивались овраги, на их склонах и обрывах рекомендуют сажать деревья. Многие шляпочные грибы могут жить только под деревь ями. Грибникам хорошо известно, что подберезовики можно найти под березами, подосиновики — в осиновом лесу, а маслята — под соснами и лиственницами. Такая связь между грибами и деревьями объясняется тем, что гифы грибницы оплетают корни деревьев и даже проникают внутрь их клеток. Корни дерева получают от гриба воду и минеральные соли, а гриб от корней — органические вещества. Подобные взаимоотношения называют симбиозами. В жизни природного сообщества растения играют первостепенную роль.
Оцени ответ
shkolniku.com