В природном сообществе растения. Урок №65.1. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Почему растения в природном сообществе играют главную роль. В природном сообществе растения


Урок 65. Понятие о природном сообществе

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

    Планируемые результаты

    Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

    Метапредметные:.

    Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Формирование навыка смыслового чтения.

      Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

      Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

      Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

      Понятие о природном сообществе

      Цели: сформировать понятие о природном сообществе, по­знакомить со структурой природного сообщества, дать представ­ление о компонентах природного сообщества и их взаимосвязях; формировать понятие о биогеоценозе как о совокупности биоти­ческих организмов и абиотических условий среды на конкретной территории; познакомить с многообразием природных сообществ.

      Оборудование и материалы: таблицы: «Природное сообще­ство», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Ра­стения широколиственного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», гербарии ра­стений, характерных для различных растительных сообществ.

      Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фитоце­ноз, преобладающие виды (виды-эдификаторы), сопутствующие виды; биогеоценоз, экосистема; природные и искусственные эко­системы.

      Растительные сообщества

       

       

       

      Ход урока

      Актуализация знаний

        Выберите верные утверждения.

        Грибы относятся к царству растений.

        .Бактерии относятся к самостоятельному царству.

        Лишайники являются симбиозом гриба и водоросли

        Среди грибов встречаются паразиты.

        Бактерии не способны к самостоятельному передвижению.

        Все бактерии приносят вред человеку.

        Лишайники могут размножаться кусочками слоевища.

        Тело всех грибов представлено мицелием и плодовым телом.

        Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые.

        Лишайники хорошо переносят загрязнение воздуха, но гибнут при недостатке влаги.

          Понятие о природном сообществе. В природе все организмы не су­ществуют одиночно, а живут совместно, взаимодействуя друг с дру­гом. Например, черника, брусника всегда произрастают в хвойном ле­су. Там же растут грибы (белые, моховики), обитают насекомые, опы­ляющие цветки черники или брусники. В кронах деревьев строят гнёзда птицы, поедающие плоды и семена этих растений. Все эти орга­низмы образуют своеобразный природный комплекс живых организ­мов — сообщество.

          Сообщества живых организмов возникают не случайно. Они всегда обусловлены конкретными природными условиями — абиотическими факторами среды, то есть неживой природой. Комплекс растений, приспособленных к существованию на конкретной территории, назы­вают растительным сообществом, или фитоценозом (греч. фи- тон — «растение», койнос — «общий»). В одних условиях абиотиче­ской среды формируется еловый лес, в других — сосновый бор, в тре­тьих — дубрава или березняк, луг, болото или степь.

          Фильм "Красная шапочка и фитоценоз хвойного леса",

           

           

           

          Сообщество разных живых организмов — животных, растений, грибов, бактерий сложившееся в природе естественным путём, сосу­ществующих длительное время на однородной территории в опреде­лённых условиях среды, называют природным сообществом, или биогеоценозом (от греч. биос — «жизнь», ге — «земля», кой­нос — «общий»).

          Биогеоценоз имеет конкретные границы. Они определяются гра- т ницами конкретного растительного сообщества (фитоценоза). Понятие о биогеоценозе ввёл в науку российский учёный-ботаник Владимир Николаевич Сукачёв

          Структура природного сообщества. В.Н. Сукачёв обратил внимание на то, что среди обитателей природного сообщества всегда находятся несколько групп организмов, выполняющих разные фу}1кции в приро­де. Одни организмы, поглощая энергию солнечного света, из неоргани­ческих веществ создают органические вещества, в которых запасается энергия. Это группа автотрофов, в неё входят различные зелёные рас­тения. Вторая группа организмов — гетеротрофы. Одни из них пита­ются живой растительной массой (животные и грибы), другие (бакте­рии, некоторые грибы) — органическими веществами мёртвых тел, при этом разлагая их до неорганических соединений (солей, воды, углекислого газа). Эти соединения, в свою очередь, могут вновь погло­щаться зелёными растениями в процессе фотосинтеза и почвенного питания. В итоге такого взаимодействия возникает круговорот ве­ществ и поток энергии между организмами и абиотической средой. Вот почему создаётся целостность, единство природного сообщества, при котором от существования одних живых организмов зависит суще­ствование других.

          Понятие о биогеоценозе и экосистеме

           

           

           

          Круговорот веществ и поток энергии — это движение неорга­нических веществ и энергии из окружающей среды к одним организ­мам (автотрофам), от них — к другим организмам (гетеротрофам), а затем — вновь в окружающую среду

          Круговорот веществ и поток энергии — главный признак биогеоценоза.

          В структуре природного сообщества различают четыре важных функциональных звена. Первое — это абиотическая среда (неорганиче­ские вещества, солнечная энергия, климат, влага, почва). Далее следу­ют три функционально разные группы живых организмов: создающие вещества с запасом энергии, поедающие эти вещества и перерабаты­вающие органические вещества до неорганических.

          Благодаря такому сложному взаимодействию живых организмов и условий абиотической среды биогеоценоз называют также экологи­ческой системой, или экосистемой. Биогеоценоз и экосистема — понятия сходные, но не тождественные. Понятие «экосистема» — более широкое, оно не имеет размерности. Экосистема может охватывать пространство любой протяжённости. Это и гниющий пень, и муравей­ник, и парк, и биосфера Земли в целом. Любой биогеоценоз можно на­звать экосистемой, но не всякая биосистема — биогеоценоз.

          Биогеоценоз — это экосистема, границы которой обусловленыхарактером растительного покрова, то есть определённым фито-ценозом.

          Условия среды в природном сообществе отличаются от условий среды за его пределами. Это вызвано тем, что весь комплекс заселяю­щих его живых организмов (бактерий, грибов, лишайников, растений и животных), получая средства для своей жизни из окружающей абиотической среды, сильно влияет на неё — меняет освещённость, температуру воздуха, влажность, состав почвы. В итоге внутри биогео­ценоза создаётся неповторимая среда обитания — его внутренняя среда, «дом» для его живого населения, в создании которого принима­ют участие сами организмы. Такую внутреннюю среду природного со­общества называют биотопом (от греч. биос — «жизнь», топос — «место»).

          Бывая в лесу, гуляя по лугу или в степи, следует помнить, что мы — лишь гости в «доме», где обитают разнообразные живые суще­ства. Соблюдать правила поведения, принятые в этом «доме», нужно для того, чтобы не навредить его «жильцам» и условиям их оби­тания.

          Мы знаем, что в природе растения обитают не изолированно от других, а совместно с другими.

          Как вы думаете, взаимодействуют ли между собой растения? (Всерастения взаимодействуют между собой.)

          А как вы думаете, могут ли растения, обитающие на одной территории, оказывать влияние друг на друга? (Да, могут.)

          Какое влияние могут оказывать друг на друга растения? (Примерный ответ. Большие деревья в лесу создают тень, соответственно, под ними не могут расти светолюбивые ра­стения. Корневые системы растений сильно переплетают­ся под землей. Некоторые растения (например, мхи) могут создавать для других растений влажность, при которой они не могут существовать.)

          Итак, мы пришли к выводу, что растения, произрастающие на определенной территории, взаимосвязаны между собой и ока­зывают влияние друг на друга. Такие группы взаимосвязанных между собой растений, произрастающих на одной территории и оказывающих влияние друг на друга и на среду своего обитания, называют растительными сообществами, или фитоценозами.

          Попробуйте самостоятельно привести пример раститель­ного сообщества. (Лес, болото, луг и т. д.)

          В общих чертах и лес, и болото, и луг являются растительными сообществами. Но если посмотреть внимательнее, леса, болота и луга могут быть разными.

          Какие типы лесов встречаются на территории нашей стра­ны? (Хвойные (сосновые и еловые), смешанные и широколист­венные.)

          Что такое лес?

           

           

           

          И для каждого из этих лесов характерен свой тип растительно­сти. Кроме основных видов растительности (видов-эдификаторов), в сообществе обитают и сопутствующие. Например, для елово­го леса характерными видами (кроме ели) являются такие, как черника, брусника, кислица обыкновенная, майник двулистный

          и т. д. Кроме того, в еловом лесу могут встречаться зеленые мхи, а на стволах и ветках деревьев — различные лишайники.

          Самостоятельная работа

          Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 56; учебник В.В. Пасечника § 54), а также настенными таблицами и личным опытом, заполните таблицу.

          Название

          расти­тельного

          сообще­ства

          Виды-эдификаторы

          Сопутствующие виды растений

          Еловый лес

          Ель обыкновен­ная или европей­ская, иногда пихта или сосна

          Черника, брусника, кислица обык­новенная, седмичник европейский, майник двулистный, грушанка круглолистная, плаун булавовидный и др.

          Сосно­вый лес

          Сосна обыкновен­ная, иногда листвен­ница европейская

          Черника, брусника, прострел поник­ший, толокнянка обыкновенная, ве­реск обыкновенный, кошачья лапка двудомная, ястребинка волосистая и др.

          Широ­колист-

          Венный лес

          Дуб черешчатый, липа мелколепест­ная, клен остролист­ный, ясень обыкно­венный

          Крушина ломкая, бересклет боро­давчатый, жимолость лесная, сныть обыкновенная, ландыш майский, зеленчук желтый, копытень евро­пейский, медуница неясная и др.

          Луг

          Злаки и бобовые (костер безостый, пырей ползучий, тимофеевка луговая, клевер луговой)

          Клевер ползучий, клевер гибрид­ный, горошек мышиный, люцерна серповидная, чина луговая, донник белый, донник лекарственный, ни­вяник, горец змеиный, лютик едкий, тысячелистник обыкновенный, ва­силек луговой

          Низовое

          болото

          Осоки (пузырчатая, дернистая и др.), рогоз широколист­ный, тростник обык­новенный, таволга вязолистная

          Сабельник болотный, гравилат реч­ной, сусак зонтичный

          Верхо­вое бо­лото

          Сфагновые мхи (сфагн магеллан- ский, сфагн дубрав­ный, сфагн оттопы­ренный), зеленый мох (политрих обык­новенный или ку­кушкин лен)

          Сосна обыкновенная (угнетенная), пушица влагалищная, росянка круг­лолистная, морошка, осоки, клюква мелкоплодная, голубика, багульник болотный, подбел обыкновенный, мирт болотный и др.

          (На заполнение таблицы учащимся отводится около 3—5 мин. Далее 2—3 ученика отвечают устно, остальные учащиеся проверя­ют, дополняют и исправляют ошибки.)

          Закрепление знаний и умений

            Ответьте на вопросы.

            Что такое растительное сообщество?

            Приведите примеры растительных сообществ.

            Что такое фитоценоз?

            Что такое экосистема?

            Какие экосистемы называют природными?

            Приведите примеры искусственных экосистем.

            Какие растения называют эдификаторами?

            Какие виды растений являются эдификаторами в еловом лесу?

            Какие виды растений являются сопутствующими в ело­вом лесу?

              Подведение итогов урока

                Домашнее задание

                Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 56, 57; учебник В.В. Пасечника § 54.)

                Пользуясь определителями растений или другой биологи­ческой литературой, продолжить заполнение таблицы. Дать ха­рактеристику сообщества тундры, сообщества степи и сообщества пустыни.

                  Творческое задание. Нарисовать различные типы экосистем. Выполнить рисунок таким образом, чтобы виды-эдификаторы и сопутствующие виды растений были узнаваемы.

                  Задание для учеников, интересующихся биологией. В эко­логическом словаре найти определения понятий «биоценоз», «биогеоценоз», «сообщество», «биотоп», «флора», «фауна», «экосистема». Определить, как эти понятия соотносятся между собой.

                  Ресурсы:

                  И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

                  Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

                  Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

                  В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

                  Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

                  Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

                  учебник «Биология», 6-й класс

                  Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

                  Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

                  Хостинг презентаций

                  - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

                   

                  xn--j1ahfl.xn--p1ai

                  Урок №65.1. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе

                  Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

                  Тип урока - комбинированный

                  Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

                  Цель:

                  - осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

                  Задачи:

                  Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

                  Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

                  Воспитательные: 

                  Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

                  Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

                  УУД

                  Личностные:

                  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

                  Формирование ответственного отношения к учению;

                    3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

                    Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

                    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

                    Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

                    Планируемые результаты

                    Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

                    Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

                    Метапредметные:.

                    Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

                    Формирование навыка смыслового чтения.

                      Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

                      Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

                      Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

                      Цели: сформировать понятие о природном сообществе, по­знакомить со структурой природного сообщества, дать представ­ление о компонентах природного сообщества и их взаимосвязях; формировать понятие о биогеоценозе как о совокупности биоти­ческих организмов и абиотических условий среды на конкретной территории; познакомить с многообразием природных сообществ.

                      Оборудование и материалы: таблицы: «Природное сообще­ство», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Ра­стения широколиственного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», гербарии ра­стений, характерных для различных растительных сообществ.

                      Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фитоце­ноз, преобладающие виды (виды-эдификаторы), сопутствующие виды; биогеоценоз, экосистема; природные и искусственные эко­системы.

                      Ход урока

                      Актуализация знаний

                        1.Объясните, по какой причине в природном сообществе совместно существуют различные группы гетеротрофных организмов.

                        2.Назовите организмы, составляющие лесной биогеоценоз, которые являются автотрофами.

                        3.Охарактеризуйте структуру природного сообщества.

                        4.Как вы думаете, меняется ли состав природного сообществав зависимости от времени года?

                        5.Найдите в Интернете сведения о том, какие природные со-общества имеются в вашем регионе.

                        6.Отметьте, каких биогеоценозов там больше — лесных, луговых или степных, из каких пород древесных растений состоят леса

                        Изучение нового материала

                          Рассказ учителя

                          Своеобразие природного сообщества зависит от состава живых организмов, которые его населяют, и от количества их видов. На­пример, если в природном сообществе в большом количестве пред­ставлена ель, то это будет еловый лес. Но если в нём приблизитель­но одинаковое количество елей и берёз, то это будет уже иное рас­тительное сообщество — смешанный лес (например, березняк с подростом ели). Дубрава — природное сообщество, в котором дре­весные породы представлены в основном дубом.

                           

                           

                          Сообщества живых организмов

                           

                           

                           

                          Видовое население в биогеоценозе формируется постепенно в те­чение ряда лет путём притока видов из соседних территорий. В итоге со временем здесь поселяются виды, взаимно дополняющие друг друга: по использованию имеющихся природных условий, по биоло­гическим потребностям видов и по их жизненным формам. Это по­зволяет на одной и той же территории разместиться очень большому количеству разных видов растений, грибов и животных.

                          Влажный тропический лес — самое богатое видами природное со­общество. Благодаря его сложному ярусному строению плотность его населения — животных, растений, грибов и бактерий — чрезвычай­но велика. Поэтому искусственно восстановить тропический лес практически невозможно.

                          Влажный тропический лес 1

                           

                           

                           

                          Все организмы природного сооб­щества размещаются в нём в соответствии с особенностями строения своего тела и потребностями для жизни. Так, растения леса определя­ют строение этого природного сообщества. Оно представлено в виде ярусов (этажей), возвышающихся один над другим. В том или ином ярусе размещаются органы растений — листья, цветки и пло­ды (надземные ярусы).

                          Ярусы лесного биогеоценоза (дубравы)

                           

                           

                           

                           

                           

                          В дубраве наиболее высокие растения — дуб, липа, клён, ясень. Их кроны находятся в наилучших условиях освещённости. Они образуют самый высокий — верхний, или первый, — ярус. Второй ярус состав­ляют низкорослые деревья: рябина, черёмуха, яблоня, боярышник. Третий — более низкий — ярус образуют кустарники: орешник, кру­шина, калина. Ещё ниже располагается четвёртый ярус, его составля­ют травы: медуница, купена, вороний глаз, ветреница, а у самой по­чвы — пятый ярус, занятый мхами и лишайниками. Почву выстилает «подстилка» из перепревших остатков опавших листьев, отмерших по­бегов и веток. В каждый ярус леса входит большое количество видов. Названные ярусы отражают надземную ярусность леса.

                          Количество ярусов — надземных и подземных — в разных природ­ных сообществах неодинаково. Чем более благоприятными оказываются условия биотопа, тем большим числом ярусов он отличается. Если в ду­браве можно выделить 5~6 надземных ярусов, то в ельнике их не более трёх. В тропических лесах насчитывают более 15 надземных ярусов.

                          По ярусам размещаются не только растения, но и все другие обита­тели природного сообщества: бактерии, грибы, водоросли и животные.

                          Сочетанием разных жизненных форм растений (деревьев, кустар­ников, трав, водорослей) и других обитателей биогеоценоза (бактерий, грибов, лишайников, животных) обеспечивается наиболее полное ис­пользование живым населением абиотических условий на данной тер­ритории.

                          Условия обитания в природном сообществе. В пределах разных ярусов наблюдаются неодинаковые условия обитания. Так, в верхнем ярусе сказывается яркое солнечное освещение и сильное влияние ве­тра. Поэтому в этом ярусе располагаются светолюбивые виды растений и те, у которых ветер переносит пыльцу, осуществляет распростране­ние семян (ель, сосна, берёза).

                          В более низких ярусах значительно меньше света, так как его по­глощают кроны деревьев, но зато в воздухе больше влаги и нет ветра. В этом ярусе леса встречаются лишь сравнительно теневыносливые растения с насекомоопыляемыми цветками, имеющие плоды или семе­на, распространяемые животными. Поэтому именно здесь многие жи­вотные (дрозды, иволги, сойки, белки) размещают свои гнёзда.

                          У самой поверхности почвы, где много перегноя и теплее, чем в дру­гих ярусах, скапливаются углекислый газ и влага, но там мало света. Поэтому в самых нижних ярусах поселяются тенелюбивые виды расте­ний (кислица, ландыш, майник). Для них характерны широкие тёмно­зелёные листья, пахучие цветки, имеющие белую окраску. Многие рас­тения самоопыляемые, семена распространяются с помощью Муравьёв, птиц, конечностями крупных животных или путём саморазбрасывания.

                          У большого количества растений, входящих в биогеоценоз и раз­личающихся по своим биологическим свойствам, органы питания раз­мещаются в разных ярусах. Поэтому все виды организмов природно­го сообщества, обитая на одной и той же территории, не конкурируют, а дополняют друг друга при использовании условий окружающей среды.

                          Природное сообщество — это комплекс разнообразных живыхорганизмов, приспособленных к совместной жизни в данных при-родно-климатических условиях.

                          Размещение живых организмов по ярусам обеспечивает возможность существования на небольшой территории земной поверхности необы­чайно большого количества видов из разных царств живой природы.

                          этажи леса

                           

                           

                           

                           

                          Именно совместная жизнь в природных сообществах обусловила появление в процессе эволюции большого разнообразия форм жи­вых организмов. Это проявляется в их строении, характере пита­ния, сроках размножения и способах распространения по земной поверхности.

                          Все организмы, входящие в природное сообщество, приспособле­ны к совместной жизни. Биогеоценоз (экосистема) — это совокуп­ность большого количества видов, которые взаимодействуют между собой и приспособились к совместной жизни, а также к определён­ным условиям среды обитания.

                          Закрепление знаний и умений

                            1.Объясните, почему у лесных растений: черёмухи, боярышни­ка, ландыша — цветки белые и имеют сильный запах.

                            2.Охарактеризуйте значение для зелёных растений лесного биогеоценоза населяющих его организмов-гетеротрофов.

                            3.Выявите черты сходства и различия между понятиями «над­земный ярус» и «подземный ярус».

                            4.Как вы думаете, какие листья пожелтеют раньше: те, которые появились весной, или те, которые образовались летом? Объяс­ните своё предположение.

                            5.Подготовьте сообщение о разнообразии видов природных со­обществ на территории вашего региона.

                            Ресурсы:

                            И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

                            Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

                            Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

                            В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

                            Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

                            Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

                            учебник «Биология», 6-й класс

                             

                            Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

                             

                            Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

                            Хостинг презентаций

                            - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

                            xn--j1ahfl.xn--p1ai

                            Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме — Науколандия

                            В природе все организмы взаимодействуют между собой, образуя различные сообщества. В каждое природное сообщество входит множество живых организмов. Среди них есть представители всех царств живого мира - растений, животные, грибы, бактерии. То, какие организмы обитают в конкретных условиях среды, какие сообщества они формируют, зависит от условий неживой природы (климата, местности и др.), то есть зависит от абиогенной среды.

                            Природное сообщество, которое сложилось на определенной территории, представляющее собой совокупность живых организмов и абиогенной среды называется биогеоценозом. Биогеоценоз также является биосистемой как организм, однако иного, более высокого уровня. Если в организме взаимодействуют различные органы и системы органов, то в биогеоценозе — различные виды живых организмов. У каждого вида в биогеоценозе есть свои функции, поэтому нарушение видового состава может приводить к гибели биогеоценозов.

                            В биогеоценозе выделяют четыре звена:

                            1. Неорганические вещества и энергия солнца.
                            2. Автотрофы — это растения. Они запасают солнечную энергию, синтезируя органические вещества из неорганических.
                            3. Гетеротрофы — это животные и грибы. Они потребляют готовые органические вещества и используют накопленную в них энергию.
                            4. Сапрофиты — это бактерии, грибы и животные. Они тоже гетеротрофы, но питаются остатками организмов или мертвыми организмами. Они разлагают органические вещества до неорганических. Таким образом завершают круговорот веществ и поток энергии.

                            Отличительным признаком природных сообществ является именно поток энергии и круговорот веществ.

                            Понятие экосистемы почти идентично понятию биогеоценоза. Однако считается, что оно более узкое, обращенное внутрь биогеоценоза. Когда говорят об экосистеме, то подразумевают взаимодействие между отдельными организмами или организмами и абиогенной средой. Рассматривают взаимодействия внутри биогеоценоза. Когда же говорят о биогеоценозе, то обращают внимание на его взаимодействие с другими биогеоценозами.

                            Растения играют в экосистемах существенную роль. Можно сказать, они формируют экосистему. Они не только синтезируют органические вещества, но и определяют внешний вид, условия среды обитания, определяют видовой состав других организмов.

                            Так по преобладающим растениям именуют различные биогеоценозы, определяют их границы. Совокупность растений биогеоценоза называют растительным сообществом, или фитоценозом.

                            Примеры лесных растительных сообществ: еловый лес, дубрава, смешанный лес, сосновый бор, березняк. Это не значит, например, что в дубраве растут только дубы, однако именно они определяют остальной видовой состав биогеоценоза.

                            Видовой состав любого биогеоценоза формируется не случайно, а постепенно в течение многих лет. В результате в экосистеме собираются организмы, которые могут жить друг с другом, использовать друг друга, обуславливать существование друг друга. Человек должен помнить об этом, так как разрушить систему легко, а на воссоздание потребуются годы.

                            scienceland.info

                            Природные сообщества (сообщение или доклад ), биология

                            DashaJB

                            09 окт. 2015 г., 0:01:33 (2 года назад)

                            Природное сообщество - совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду. В нем осуществляется и поддерживается круговорот веществ.Можно выделить разномасштабные природные сообщества, например материки, океаны, лес, луг, тайгу, степь, пустыню, пруд, озеро. Более мелкие природные сообщества входят в состав более крупных. Человек создает искусственные сообщества, например поля, сады, аквариумы, космические корабли.Каждому природному сообществу свойственны разнообразные взаимосвязи - пищевые, по месту обитания и др.Основная форма связей организмов в природном сообществе - это пищевые связи. Начальным, основным звеном в любом природном сообществе, создающим в нем запас энергии, являются растения. Лишь растения, используя солнечную энергию, могут из находящихся в почве или воде минеральных веществ и углекислого газа создавать органические вещества. Растениями питаются растительноядные беспозвоночные и позвоночные животные. Ими, в свою очередь, питаются плотоядные животные - хищники. Так в природных сообществах возникают пищевые связи, цепь питания: растения - растительноядные животные — плотоядные животные (хищники - прим. biofile.ru). Иногда эта цепь усложняется: первыми хищниками могут питаться другие, а ими, в свою очередь, — третьи. Например, гусеницы поедают растения, а гусениц поедают хищные насекомые, которые, в свою очередь, служат пищей насекомоядным птицам, а теми питаются хищные птицы.Наконец, в состав природного сообщества входят еще различные организмы, которые питаются отходами: отмершими растениями или их частями (ветками, листьями), а также трупами погибших животных или их экскрементами. Ими могут быть некоторые животные - жуки-могильщики, дождевые черви. Но основную роль в процессе разложения органических веществ играют плесневые грибы и бактерии. Именно они доводят разложение органических веществ до минеральных, которые опять могут быть использованы растениями. В общей сложности в природных сообществах происходит круговорот веществ.Смена природных сообществ может проходить под влиянием биотических, абиотических факторов и человека. Смена сообществ под влиянием жизнедеятельности организмов длится сотни и тысячи лет. Главную роль в этих процессах играют растения. Примером смены сообщества под влиянием жизнедеятельности организмов может служить процесс зарастания водоемов. Большинство озер постепенно мелеет и уменьшается в размерах. На дне водоема со временем накапливаются остатки водных и прибрежных растений и животных, частички почвы, смываемые со склонов. Постепенно на дне образуется толстый слой ила. По мере того, как озеро мелеет, его берега зарастают камышом и тростником, затем осоками. Органические остатки накапливаются еще быстрее, образуют торфянистые отложения. Многие растения и животные замещаются видами, чьи представители более приспособлены для жизни в новых условиях. Со временем на месте озера образуется иное сообщество - болото. Но на этом смена сообществ не прекращается. На болоте могут появляться неприхотливые к почве кустарники и деревья, а в конечном итоге болото может смениться лесом.

                            biologia.neznaka.ru

                            Почему растения в природном сообществе играют главную роль

                            Роль растений в жизни природного сообщества огромна. Зеленые растения обогащают атмосферный воздух кислородом, необходимым для дыхания подавляющему большинству организмов. В растениях в процессе фотосинтеза образуются огромные массы органических веществ, которые затем используются как пища многими обитателями природного сообщества. Растения в биоценозе существенным образом влияют на климат, способствуют сохранению влаги. Зеленые насаждения очищают воздух от пыли и вредных газов, увлажняют его. Лесные посадки благоприятно влияют на микроклимат местности: задерживают ветер, смягчают зимнюю стужу, ослабляют жару, задерживают снег. Растения — это убежище (дом) для многих животных. Так. птицы устраивают гнезда на деревьях, в зарослях травы. используя части растений (ветки, листья, стебли) в качестве строительного материала. Камышевка строит гнездо в зарослях камыша, иволга — на тонких ветках деревьев и т. д. Под корой деревьев живут жуки-короеды, на корневой системе находят корм личинки майских жуков. Заросли растений скрывают животных от врагов. Значение растений в жизни животных настолько велико, что их существование без растений было бы невозможным. Велика роль растений в формировании почвы. Отмершие растительные остатки (листья, стебли, стволы деревьев и т. д. ) перерабатываются детритофагами — организмами, которые питаются мертвой органикой, образуя почву. Корни растений скрепляют почву, предохраняя ее от разрушения. Для того, чтобы не увеличивались овраги, на их склонах и обрывах рекомендуют сажать деревья. Многие шляпочные грибы могут жить только под деревь ями. Грибникам хорошо известно, что подберезовики можно найти под березами, подосиновики — в осиновом лесу, а маслята — под соснами и лиственницами. Такая связь между грибами и деревьями объясняется тем, что гифы грибницы оплетают корни деревьев и даже проникают внутрь их клеток. Корни дерева получают от гриба воду и минеральные соли, а гриб от корней — органические вещества. Подобные взаимоотношения называют симбиозами. В жизни природного сообщества растения играют первостепенную роль.

                            Оцени ответ

                            shkolniku.com


                            Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта