В болоте растения. Экосистема болота. Превращение озера в болото. Растения и животные

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок окружающего мира «Животные и растения болот». 2-й класс. В болоте растения


Животные болот. Какие животные живут на болотах

Болотистая местность – это особый мир флоры и фауны. Природа болота такова, что здесь обитают различные животные и произрастают удивительные растения, многие из которых занесены в Красную книгу. С научной точки зрения, болото – это некий топкий участок земли, имеющий повышенную влажность и кислотность. В таких местах наблюдается постоянная сырость, мощное испарение и нехватка кислорода (фото болота представлено в статье). Если же говорить простым языком, то это удивительный микромир со своеобразной растительностью и не менее уникальными обитателями. Вот о них-то мы и поговорим более подробно.

Как возникают болота?

Почва заболачивается посредством деятельности животных (например, бобров) или по вине человека. При возведении им дамб и плотин, предназначенных для сооружения специальных водохранилищ и прудов, почва неизбежно теряет свои свойства, утрачивает степень плодородности, заиливается. Одно из самых главных условий образования болота – это постоянный избыток влаги. В свою очередь, избыточная увлажненность может быть спровоцирована теми или иными особенностями местного рельефа, например, появляются низины, в которые постоянно стекаются грунтовые воды и осадки.

животные болот

Все это приводит к образованию торфа. В скором времени возникает болото. Жители этих мест – своеобразные существа. Дело в том, что не каждый живой организм сможет приспособиться к жизни в столь экстремальных условиях, ведь, как уже было сказано, здесь постоянно не хватает кислорода, почва имеет низкую степень плодородности, а весь участок характеризуется избыточной увлажненностью и, конечно же, повышенной кислотностью. Поэтому таким животным нужно отдать должное! Итак, познакомимся с этими героями поближе.

Земноводные

В целом все потенциальные животные болот – это многочисленные, но в большинстве своем непостоянные обитатели сей местности. Многие из них останавливаются здесь лишь на короткий промежуток времени, например, на сезон, после чего спешат покинуть сие мрачное место. Постоянных же обитателей болотистых местностей не так много, но их знают практически все. Среди них самыми известными и многочисленными являются представители класса земноводных животных, или амфибии: лягушки, жабы и тритоны.

Лягушки

Лягушки - пожалуй, самые известные и наиболее многочисленные обитатели болота. Многие герпетологи (специалисты по амфибиям и рептилиям) считают этих созданий вполне очаровательными существами и относят их к числу наиболее красивых животных в мире. Действительно, строение тела лягушек своеобразно и уникально. Их голова довольно крупная и широкая. Они не имеют шеи. Поэтому голова сразу переходит в короткое, но широкое тельце.

Лягушки состоят в отряде бесхвостых амфибий, который насчитывает около 6000 современных и примерно 84 ископаемых вида. Как видно из названия их отряда, эти создания не имеют ни шеи, ни хвоста. Зато обладают двумя парами прекрасно развитых конечностей. Герпетологи отнесли к бесхвостым амфибиям квакш, древолазов, жерлянок, жаб и чесночниц. Внешне они похожи на лягушек, однако не состоят в близком родстве с ними.

обитатели болота

В дневное время эти существа греются на солнце, удобно расположившись на болотных лилиях или на берегу. Если мимо пролетает комар, жук или муха, лягушка молниеносно выбрасывает свой липкий язык в сторону насекомого. Поймав добычу, земноводное тут же проглатывает ее. Размножаются лягушки путем метания икры в болото. Жители таких водоемов не прочь полакомиться лягушачьей икрой, поэтому из нескольких тысяч выброшенных в воду икринок выживают лишь считанные десятки.

Происходит это в начале апреля. Именно в это время лягушки пробуждаются после зимнего анабиоза. Уже на пятый день из выживших икринок появляются головастики. В лягушат они превращаются через 4 месяца.

Самой крупной лягушкой в мире считается голиаф, обитающий в африканской республике Камерун. Это создание достигает в длину 33 см и весит до 4 кг. Однако самой распространенной в мире считается зеленая лягушка. Ареал ее обитания – вся Европа, северо-запад Африки и Азия. Этот вид бесхвостых амфибий встречается в наших болотах чаще всех остальных.

Жабы

«Соратницами» лягушек являются жабы. Это еще одни животные, живущие на болотах круглый год. Испокон веков эти амфибии прослыли ядовитыми созданиями. Обыватели считают, что жабы обладают какой-то ядовитой слизью, которой одаривают своих врагов. Многие до сих пор верят, что если жабу взять в руки, на них якобы появятся бородавки. Это не совсем так. Большинство этих земноводных совершенно безобидны для человека. Конечно, в тропических странах водятся ядовитые жабы и лягушки, но их можно распознать по соответствующему яркому окрасу.

фото болота

Запомните: жабы, обитающие в российских болотах, не причиняют никакого вреда человеку. Наоборот, они приносят пользу, истребляя массу вредных червяков, слизней и летающих насекомых. Эти существа ведут ночной образ жизни и, в отличие от лягушек, практически не нуждаются в воде. Вот почему в дневное время жаб практически не встретишь. Тем не менее болотные топи – самая лучшая среда обитания для этих земноводных.

Тритоны

Отряд хвостатых земноводных представлен саламандрами и тритонами. Если первые – это в основном сухопутные существа, то тритоны – это как раз таки животные болот. Внешне эти существа чем-то напоминают ящериц, вот только их кожа – гладкая и влажная, а хвост – вертикально плоский (как у рыб). Туловище у тритонов имеет удлиненное и веретенообразное строение. Их маленькая головка сразу же переходит в тельце, которое так же незаметно переходит в хвост.

болото жители

Большинство тритонов постоянно живут в болоте, проводя там большую часть года. При этом они ведут скрытный образ жизни. Невооруженным глазом увидеть тритона в дикой природе почти невозможно! Они – замечательные пловцы, однако на берегу это совершенно беспомощные создания. Представители отряда хвостатых земноводных – это оседлые животные, привязанные к своему родному дому - болоту. Они малоподвижны и совершенно не приспособлены к дальним путешествиям.

Млекопитающие

Из постоянных представителей класса млекопитающих животных можно выделить водоплавающих грызунов: ондатр и водных хищников – выдр. Стоит отметить, что млекопитающие обитатели болота могут жить не только в воде, но и по ее краям. К примеру, там водятся влаголюбивые полевки и водяные крысы. Кстати, и те, и другие прекрасно чувствуют себя в данной среде: их убежища – моховые кочки, а пища – клюква, голубика и семена различных трав.

Ондатры

Родиной этих животных является Северная Америка. В Россию они были завезены из Канады в 1928 году. Совсем немного времени понадобилось этим существам, чтобы распространиться по всей нашей стране. Ондатры – это представители отряда грызунов и постоянные животные болот. Они обитают в малых и больших озерах, в речных заводях и, конечно же, в мрачных торфяниках. Там они, как и бобры в проточных водах, сооружают себе домики из подручного материала.

Поселения этих грызунов на болоте найти легко. Их жилища имеют конусообразную форму и достигают в высоту почти одного метра. Домик ондатры имеет своеобразное строение: внутри расположена одна или несколько специальных камер, а в центре - гнездо. Териологи (специалисты по млекопитающим) говорят, что это животное просто создано для жизни в воде. Ондатра плавает легко и быстро. При взгляде на это создание не остается никаких сомнений в том, что болото – его дом!

животные и растения болота

Выдры

Эти создания являются самыми крупными представителями семейства куньих из отряда хищных животных. Они, как и ондатры, - постоянные и незаменимые животные болот, рек, больших и малых озер. Взрослые особи достигают в длину почти 1 м, а весят до 15 кг. Эти млекопитающие обитают почти во всех уголках нашей страны, за исключением Антарктиды и Австралии. Мать-природа подготовила этих животных для обитания в водной стихии.

Округлая голова, короткая, но толстая шея, бочкообразное туловище, толстый хвост и перепончатые лапы помогают выдрам без лишних усилий разрезать водную гладь. Эти млекопитающие ведут круглосуточный образ жизни. Поскольку выдры – это хищники, они питаются своими же «соседями» по болоту: лягушками, полевками, ондатрами, раками, червями, улитками, змеями. В свободное от охоты время они развлекаются в свое удовольствие, резвясь в болотных топях, скатываясь с берегов в воду и т. д.

животный мир болот

Время от времени выдры покидают свои болотные топи, отправляясь на так называемую «рыбалку». Несколько животных заплывают в пресный водоем и начинают совместную охоту за местными рыбешками. Выдры сообща загоняют целый косяк рыб в какой-нибудь узкий проливчик, где им будет легче отлавливать свою добычу. Мелких рыбешек зверьки едят, не выходя из воды, а крупных – только на берегу.

Кстати говоря, по натуре своей выдры – мирные животные. Их спокойный характер сохраняется большую часть года, однако в брачный период между соперниками-самцами могут возникать настоящие кровопролитные бои за самочку!

Птицы, живущие на болотах

Ученые, исследовавшие животный мир болот, утверждают, что данная местность вполне пригодна для существования многих представителей мира фауны, в том числе и птиц. Например, сочные стебли и плоды болотных растений являются незаменимым источником питания белых куропаток, болотных сов, куликов и уток. Эти птицы уже давно облюбовали данную местность и чувствуют себя здесь вполне комфортно.

Откровенно говоря, пернатые не очень-то и любят селиться на данных территориях. Орнитологи заметили, что изредка на болота прилетают тетерева и глухари. Видимо, ими движет желание полакомиться вкусными ягодами. По словам ученых, в довольно топких верховьях этих мест может поселиться даже серый журавль. Дело в том, что болото для журавлей – это настоящая защита от внешней цивилизации. Кроме того, не каждый сумеет пробраться через такие топи!

Царица болот

Говоря о том, какие животные на болоте нашли себе приют, нельзя не упомянуть о царице этих мест – цапле. Наверное, многие из нас не понимают странных пристрастий этой птицы к болотистым местностям. Между тем, цапли селятся здесь не случайно! Дело в том, что заросли кустарников, осоки и камыши служат превосходной защитой от хищников. Более того, здесь всегда есть чем поживиться (например, лягушками).

Цаплю, конечно, нельзя назвать красивой птицей, но царицей болот – вполне! Хотя некоторые орнитологи все же считают, что определенная красота и даже грация свойственны в некоторой степени этой представительнице фауны. Тем не менее несуразные и угловатые движения, а также странные, а порой и откровенно корявые позы сводят всю её красоту на нет.

животные живущие на болотах

Как бы там ни было, а цапли прекрасно приспособились к жизни в столь своеобразной среде обитания. Невозможно представить этих птиц вне каких-либо водоемов и болот! Они проворно лазают в тростнике, отлично перемещаются по воде. Вот только голос у них неприятный, напоминающий то ли чьи-то вопли, то ли чей-то рев. Орнитологи предупреждают, что цапли являются весьма коварными, а иногда и злобными созданиями. Они живут сообществами, однако общительными этих птиц назвать нельзя.

Вообще рацион питания цапель составляет рыба, но в болотистых местностях ее практически нет. Этим и объясняется такое пристрастие этих созданий к лягушкам. Цапли с большим удовольствием лакомятся бесхвостыми земноводными, раками, червями и брюхоногими моллюсками.

И напоследок… Почему на болоте так много лягушек?

В начале статьи мы говорили о суровых условиях жизни на болотистой местности. Поскольку данная территория имеет ярко выраженную повышенную кислотность, многие животные и растения болота обладают низким уровнем окисления. Такая защита выработалась у них со временем. Особенно хорошо приходится хладнокровным обитателям данной местности, а именно лягушкам, жабам и тритонам. Возможно, именно по этой причине они являются самыми многочисленными жителями болотистых местностей (см. фото болота).

fb.ru

Болота — сырые и безводные. Болотные растения



Вопрос 1. Поводом для обсуждения какой проблемы может стать диалог Антошки и биолога? Cравни свой вариант с авторским (с. 141)

Что такое болото и какие растения на нём растут?

Вопрос 2. Откуда берётся кислород в воде и почве и как он расходуется? (География)

Источников образования кислорода в воде три:

– атмосферный воздух;

– водоросли и водные растения;

– реакции разложения минералов в глубине водоёмов.

Вода получает кислород из атмосферного воздуха в ходе двух процессов: абсорбции и аэрации. При абсорбции кислород поступает в верхний слой воды и насыщает её. Чем ниже температура воздуха и выше атмосферное давление, тем быстрее протекает абсорбция. Аэрация – это насыщение кислородом нижних, глубинных масс воды. Достигается аэрация в результате смешивания глубинных слоёв с верхним, насыщенным. Таким образом, содержание кислорода в воде становится равномерным.

Также в клетках водорослей под влиянием солнечного света происходит реакция, которая называется фотосинтезом, в результате чего образуются глюкоза и кислород. Процесс фотосинтеза завершается быстрее при высокой температуре воды, его скорость также зависит от яркости солнечного света и содержания биогенных веществ. Высвобождение кислорода происходит исключительно в верхнем слое воды. Кстати, глубина верхнего слоя напрямую зависит от прозрачности воды, поэтому может колебаться в пределах от двух-трёх сантиметров до двадцати-тридцати метров.

Кислород в воде используется растениями и животными на поддержание жизни, расходуется на разложение мёртвых остатков.

Основным источником кислорода в почвенном воздухе является поступление его с воздухом атмосферы, куда кислород выделяется в процессе жизнедеятельности зеленых растений. Существенная часть кислорода поступает в почвенные горизонты вместе с водами атмосферных осадков (или с оросительными водами в момент поливов), в которых содержится значительное количество растворенного кислорода и озона. Часть кислорода в почвах образуется в результате фотосинтетической деятельности водорослей, живущих в верхних горизонтах почвы. Почвенный воздух, в состав которого входит и кислород, заполняет поры почвы, не занятые водой. Соотношение между почвенным воздухом и водой определяется степенью увлажнения почвы.

Кислород в почве необходим для дыхания корней растений, прорастающим семенам. Огромное значение кислород в почве имеет для почвенных животных, жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, большинство из которых относится к числу аэробов. Большая часть кислорода почвенного воздуха расходуется на процессы разложения и окисления органического вещества грибами и бактериями.

Чем строение наземных растений отличается от строения водных? (5-й класс)

Различия физико-химических свойств среды, в которой происходит рост и развитие высших водных растений (воды, почвы, воздуха), создают для них резкоконтрастные условия кислородного, светового, температурного режимов, обеспечения элементами углеродного и минерального питания. Водная среда по сравнению с атмосферой содержит недостаточно углекислого газа и кислорода, большую плотность и иной температурный режим. Фотосинтез водорослей происходит при невысокой интенсивности света и другого спектрального состава в погруженных в воду частях растений. Поверхностные слои воды поглощают красные лучи и на значительную глубину доходят только синие.

Все это предопределяет возникновение у высших гидромакрофитов целого ряда внешних и внутренних адаптаций, которые сопровождаются соответствующими изменениями метаболизма и анатомо-морфологического строения. С увеличением гидрофильности растений, то есть в направлении от группы воздушно-водных (гелофиты) к собственно водных (гидатофитов), в растительных тканях увеличивается часть воздушных каналов — аэренхимы, постепенно происходит редукция покровных, механических тканей и проводящей системы растений, упрощается строение фотоассимилирующих органов, корневой системы, иногда до полного ее исчезновения.

Некоторые высшие гидромакрофиты полностью теряют функционально отделены вегетативные органы (листок, стебель, корень), приобретая вид так называемых листьецев, которые имеют очень упрощенную анатомо-морфологическое строение, но выполняют все физиологические функции утраченных органов. Перечисленные изменения строения водных растений наблюдаются не только у разных видов, растущих в определенных условиях (на берегу, мелководье, или на значительной глубине), но и у одного вида и даже в разных органах одного растения, в зависимости от глубины произрастания этого растения, т.е. факторы окружающей среды выполняют роль индукторов тех или иных изменений в их строении. Внешние и внутренние адаптации водных растений к условиям жизни в водоеме сопровождаются соответствующими перестройками и на уровне метаболизма.

Вопрос 3. Найди в тексте ответы на вопросы.

– Что такое болото?

Болото – сообщества растений, частично погружённых в воду и частично выступающих из неё.

– Какие бывают болота?

По преобладающей растительности болота бывают травяными (состоящими в основном из травянистых цветковых растений с длинными корневищами) и моховыми (состоящими из сфагновых мхов).

По расположению: верховые и низинные (есть еще переходные).

Вопрос 4. Даже находясь в воде, растения могут ощущать нехватку влаги. Выскажи предположение, о чём говорится в рубрике с таким названием.

Во многих болотах северных стран вода очень холодная. В Сибири огромные территории болот расположены поверх вечной мерзлоты, которая остужает воду. В (А на что это может повлиять?) (Попытайся предположить. Это может повлиять на рост водных растений, впитывание ими воды, на видовой состав растений и животных в таких болотах, на протекание различных процессов в экосистеме и т. д.) Поскольку при низкой температуре химические процессы в растении замедляются, всасывание корнями воды тормозится. П (Понятно) Нашёл ответ на свой вопрос? да) Поэтому многие болотные растения приспособлены к экономному расходованию воды: у них мелкие листья, покрытые толстой кутикулой или восковым налётом. Их устьица часто погружены в толщу листа и находятся в ямках, благодаря чему ветер их сушит меньше. П (Теперь понятно название рубрики).

Вывод. Болотные растения приспособлены как к избытку влаги, так и к её недостатку. Развитие растений верховых болот ограничено нехваткой кислорода и минеральных веществ в почве.

Вопрос 5. Что такое болота?

Болота - сообщества растений, частично погружённых в воду и частично выступающих из неё.

Вопрос 6. Чем верховые болота отличаются от низинных?

Чем верховые болота отличаются от низинных

Вопрос 7. Зачем болотным растениям приспосабливаться к засухе?

Потому что даже болото может высохнуть.

Вопрос 8. В каком болоте вода чище?

В верховом.

Вопрос 9. Что произойдёт с низинным болотом, если его осушить?

Осушенные низинные болота используются для добычи торфа или в сельском хозяйстве, ведь болотная почва необычайно плодородна, благодаря большому количеству торфа. Правда она очень плотная и ее несколько раз нужно бороновать и разрыхлять, чтобы сделать возможным проникновение кислорода вглубь почвы. Также почва может оказаться засоленной или закисленной, тогда необходимо будет проводить гипсование или известкование, с добавкой фосфорных удобрений.

Вопрос 10. Как можно осушить верховое болото?

Есть два самых распространенных метода осушения:

– Осушение болот открытыми канавами.

– Осушение болот дренажем.

resheba.com

Экосистема болота. Превращение озера в болото. Растения и животные | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Круговорот веществ в озе­ре не замкнут полностью. Поэтому нередко озеро по прошествии многих лет превращается в другую экосистему — болото. Как же это происходит?

Ручьи и реки, впадающие в озёра, своим быстрым течением несут множество песчинок и мелких частиц почвы. В озёрах течения нет. Поэтому все частицы почвы начинают оседать на дно. Остатки умерших растений и животных перемешиваются с ними и остаются на дне. В озере скапливается ил.

В озере разрастаются кубышки, кувшинки, стрелолист и другие растения. Сплошной ко­вёр из зелёных растений, плавающий на воде, называют сплавиной.

Превращение озера в болото

Сплавина постепенно смыкается, захваты­вая всё озеро. Дно, заполненное илом с неразложившимися остатками организмов, под­нимается. Близ берегов появляется мох сфаг­нум, который густым ковром покрывает озеро. На этом ковре поселяются клюква, ба­гульник и осоки. Бывшее озеро превращается в болото.

Кто же живёт в такой экосистеме?

Один из самых интересных болотных обита­телей — мох сфагнум. Это растение обладает удивительной способностью впитывать в себя воду. Всего 10 г мха (а это масса одного спи­чечного коробка) могут «выпить» целый ста­кан воды.

Ещё одно интересное свойство сфагнума — лечебное. Это растение может убивать микро­бов. Поэтому вода на сфагновом болоте очень чистая.

Строение мохово­го болота

Мхи очень длинные и уходят своим основанием глубоко в воду. У поверхности во­ды все растения зелёные. Ниже можно наблю­дать белёсые отмершие части сфагнума. Ещё ниже находятся бурые полуразложившиеся части мха. Это тот же сфагнум, но только давно погибший.

Мёртвые части растений не разрушаются, так как на болотах мало «мусорщиков». По­луразложившиеся остатки растений постепен­но уплотняются и превращаются в торф. Во многих районах сухим торфом топят печи. Даже электричество на электростанциях вы­рабатывают, используя торф в качестве горю­чего.

Среди болотных растений славится клюква. Особенно хороши ягоды клюквы, прихваченные морозцем. Люди всегда собирали эту це­лебную ягоду. Кроме клюквы на болотах встречаются и другие вкусные ягоды: голуби­ка, морошка.

Много интересных растений можно увидеть на болотах. А какие животные там живут? Среди обитателей болот известна самая обыч­ная лягушка.

Животные — обитатели болот (кулик, комар, лягушка, лось, белая куропатка, журавль)

К типичным обитателям болот относятся бе­лые куропатки, кулики, журавли. Часто здесь можно встретить лосей. Материал с сайта http://worldofschool.ru

А ещё на болотах очень много мелких кро­вососущих насекомых — комаров. Червеобразные личинки комаров живут в озере и, будучи «мусорщиками», кормятся отходами разных организмов на его дне. А вот взрослые комары становятся «едо­ками» — они сосут кровь даже крупных жи­вотных и человека.

Вместе с «кормильцами» и «едоками» на болотах встречаются и «мусорщики». Без них не мог бы замыкаться круговорот. Но жизнь «мусорщиков» очень нелёгкая. Особенно тяже­ло приходится маленьким бактериям. Под слоем сфагнума сыро, нет кислорода для ды­хания. Да ещё там скапливаются ядовитые вещества, губительные для живых организ­мов.

«Мусорщики» в болоте не успевают быстро перерабатывать все остатки умерших организ­мов в питательные вещества для растений. Вот и увеличивается моховое болото.

Иногда болото начинает зарастать травой (осокой, рогозом, злаками). Растения уплотня­ют почву. На ней развивается сырой луг. Спустя много лет здесь могут появиться луго­вые растения: лютики, ромашки, колокольчи­ки, щавель и другие. Такая красота!

На этой странице материал по темам:
  • Реферат на тему болотные растения

  • Болото. животные, растения. сообщения. нач. школа

  • Сообщение на тему озера и болота

  • Зелёное растение на озёрах,болотах

  • Доклад на тему животные болот

Вопросы по этому материалу:
  • Каковы основные признаки экосистемы болота?

  • Как происходит образование торфа на болоте?

  • Какие болотные растения ты знаешь?

  • Каких болотных животных ты знаешь?

  • Кто из обитателей болот относится к «мусорщи­кам»?

  • Почему «мусорщики» на болоте не полностью перерабатывают органические вещества?

worldofschool.ru

Растительный мир лугов и болот

В предыдущих главах мы познакомились с рас­тительным покровом различных природных зон — тундры, лесной зоны, лесостепи, степи, пустыни. Для каждой из этих зон характерна своя особая естественная растительность (например, для лесной зоны — лес). Такую растительность называют зо­нальной. Она находится в соответствии с климати­ческими условиями территории, определяется ими.

Однако в пределах каждой зоны можно встре­тить не только зональные растительные сообщества. Возьмем для примера лесную зону. Здесь на общем фоне лесов иногда попадаются более или менее крупные пятна болот, а на низких берегах рек — массивы заливных лугов. Все это нельзя считать зо­нальной растительностью. Ни болота, ни луга своей собственной зоны нигде не образуют. Они всегда встречаются в виде отдельных вкраплений в преде­лах той или иной зоны. Их существование опреде­ляется не столько климатом, сколько местными поч­венными и гидрологическими факторами (болота связаны с избыточно увлажненными почвами, а за­ливные луга развиваются на территориях, затоп­ляемых во время весеннего разлива рек). Раститель­ность подобного типа называют интразональной.

Познакомимся подробнее с растительным ми­ром лугов и болот. Обратимся сначала к лугам.

Травяной покров лугов всегда густой и обычно более или менее высокий. С ботанической точки зрения важно подчеркнуть, что растения, образую­щие луга, предъявляют определенные требования к почвенной влажности. Они не переносят как сильного иссушения почвы, так и длительного ее переувлажнения. Иными словами, луговые рас­тения нуждаются в среднеувлажненной почве (такие растения называют мезофитами). Луга можно встретить как на рав­нинах, так и в горах. Среди равнинных лугов различают прежде всего луга пойменные, или заливные, встречающиеся на поймах (низких бере­гах рек, заливаемых во время весеннего половодья). Кроме того, есть еще луга внепойменные, или материковые, которые расположены за пределами пойм и не подвергаются затоплению.

Рассмотрим сначала пойменные луга. Особенно хорошо они выра­жены по берегам крупных рек. На ровном низком берегу большой реки такие луга, если только они не распаханы, нередко тянутся широкой по­лосой, достигающей нескольких километров в поперечнике. Издалека, откуда-нибудь с возвышенного места, пойма кажется сплошным изум­рудно-зеленым ковром.

Условия жизни растений на пойменных лугах своеобразны. Весной, при разливе реки, растения на более или менее длительное время затапливаются водой (в поймах больших рек — на несколько не­дель). После каждого паводка на поверхности почвы откладывается слой осадка — наилок. Его приносят воды реки. Благодаря отложению плодородного наилка пойменные почвы хорошо обеспечены пита­тельными веществами, достаточно богаты. Поэтому естественно, что на заливных лугах госп

collectedpapers.com.ua

Урок окружающего мира «Животные и растения болот». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: ознакомить учащихся с обитателями болот, растениями; развивать наблюдательность и любознательность; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: схема-таблица “Водоёмы”; карточки; таблица “Болото”; макет солнышка; гербарий; ягода клюква; иллюстрации, фотографии, рисунки растений, животных, совы; коллекция “Торф”; корзинки с “ягодами”; проигрыватель; запись голосов птиц, лягушек; огоньки-лампочки; выставка книг; чучело тетерева; “портреты” Митраши и Насти; маски-шапочки лягушек; учебник “Окружающий мир” Н.Ф.Виноградовой.

Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня у нас необычный день. На уроке “Окружающего мира” присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

Мы приветствуем гостей, Дорогих учителей, Всех знакомых, незнакомых, И серьёзных, и весёлых.

II. Актуализация опорных знаний.

а) работа по индивидуальным карточкам

1. В каком состоянии может находиться вода? Обвести нужное кружком.

а) бесцветное,

б) жидкое,

в) твёрдое,

г) прозрачное,

д) газообразное.

2. Закончить предложения.

- Начало реки называется …

- Место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называется…

1. Перечислить изученные водоёмы.

2. Обозначить части растения

 б) работа с таблицей-схемой “Водоёмы”

(Дети вспоминают названия водоёмов, учитель вставляет карточки с названием водоёма в соответствующий прямоугольник)

III. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

- Ребята, тему сегодняшнего урока вы определите сами, если отгадаете загадку:

Все обходят это место; Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги.(болото)

(В пустое окошко таблицы-схемы “Водоёмы” вставляется карточка со словом “болото”)

- Сегодня на уроке мы заглянем на болото, познакомимся с особенностями его растительного и животного мира.

IV. Знакомство с новым материалом.

1. Рассказ учителя об образовании болот.

- Всё началось 15 000 лет тому назад. Тогда огромные ледники покрывали поверхность земли. Но климат менялся, и они стали таять, оставляя после себя многочисленные следы: небольшие впадины, образованные ледниками, заполнялись водой. Если в низинах (впадинах) нет стока воды, образуются в таких местах болота. В болотах вода стоячая, поэтому оно постепенно зарастает осокой, водорослями, мхами. Отмирая, они образуют толстый слой ила на дне. Ходить по болотам опасно. Оступившись, можно провалиться в трясину, из которой невозможно выбраться без посторонней помощи.

- Нам помогут совершить увлекательное, но опасное путешествие на Блудово болото за ягодой клюквой герои произведения М.Пришвина “Кладовая солнца” Настя и Митраша. (Учитель показывает “портреты” Митраши и Насти).

2. Практическая работа с гербарием.

- Назовите, какие ягоды растут на болоте.(Клюква, черника, голубика, брусника, морошка).

- Укажите особенности этих растений? (Кустарники низкорослые, корни – стелющиеся по верху , вглубь не идут; листья особой формы, чаще узкие, жёсткие)

- Почему кустарники плохо растут на болоте? (Из-за большой влажности, неустойчивой опоры; лучше растут на болотах особые виды травянистых растений, хорошо приспособившиеся к болоту).

(Учитель дополняет ответы детей сведениями о ягодных кустарниках.

Слайд 1 Клюква - вечнозелёный кустарник. Ягоды кислые и очень полезные для здоровья. Растёт в болотах летом, а собирают её поздней осенью.

Слайд 2 Черника - стебелёк тоненький, тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные листики, а у листиков сидят мелким горошком чернички, почти чёрные ягодки с синим пушком. В народе даже поговорку о ней сложили: “В доме, в котором едят чернику, врачу делать нечего. Как вы понимаете эту пословицу?

Слайд 3 Голубика - растёт кустиком в болоте. Название растения от цвета. Голубая ягода. Из неё готовят варенье.

Слайд 4 Брусника – кустарник. Ягоды применяются для варки варенья, приготовления мармелада.

Слайд 5 Морошка – травянистое растение. Ягоды употребляются в пищу свежими, мочёными и в виде варенья. Хорошее средство против цинги – заболевания дёсен)

3. Самостоятельная работа групп.

- Но не только ягоды растут на болотах. Есть и другие травянистые растения. (Работа с учебником – стр.30, по вариантам). Выделите при работе с текстом особенности болотной растительности.

(После чтения статьи каждая группа сообщает выводы, которые были совместно сформулированы)

4. Сообщения ранее подготовленных учащихся о других травянистых растениях (Рассказ сопровождается показом рисунков)

Слайд 6 Росянка – удивительное хищное растение. Её листья покрыты волосками. На волосках – капельки жидкости, похожие на мелкие росинки. Отсюда и название растения. Жидкость привлекает насекомых. Ну, как не подлететь в жаркий день на манящий листочек, чтобы напиться росы! Сядет насекомое на лист и приклеится. Лист закрывается, насекомое переваривается и исчезает. Так росянка питается.

- Как вы думаете, почему только на болотах попадается необыкновенный вид растений-хищников? (В природе всё разумно: в воде болот мало нужных растениям веществ – их вымывает и уносит вода. Вот “росянка”, например, и добирает их из организмов насекомых, которыми она питается)

Слайд 7 Сфагнум – это мох, который можно увидеть на болоте. Он может быть зелёным, бурым, белым и даже красным. Растёт он всю свою жизнь. Точнее растёт его верхняя часть, а нижняя постепенно отмирает, образуя торф. Слово “сфагнум” в переводе с греческого означает “губка”. Этот мох способен впитывать невероятно много воды – в 30-40 раз больше, чем вести сам!

Слайд 8 Кукушкин лён – это тоже мох. Он нередко растёт рядом со сфагнумом. Если сфагнум мягкий и нежный, то кукушкин лён жёсткий и упругий. Вытягивается до 40 см.

- Чем мхи отличаются от другой болотной растительности? (Стебли травянистые, корни неглубокие, растут в воде, размножаются спорами – особый вид пыльцы – очень мелкими, разносятся ветром)

5. Рассказ-беседа о деревьях, растущих на болоте. Слайд 9

Почему на болотах мало видов деревьев?

Почему они низкорослые, чахлые? (На болоте слишком много влаги, многие минеральные вещества вымываются, корни растений в воде вымокают, задыхаются без воздуха, создать надёжную опору в этих условиях они не могут).

6. Работа с рубрикой “Путешествие в прошлое”

(Над таблицей “Болото” зажигаются мигающие огоньки. Появляется “болотная ведьма”).

- Испугались? Страшно? В тёмные ночи над болотом появляются огни. Откуда они? На дне болот гниют остатки погибших растений и животных. Образуются газы, которые выходят на поверхность и от кислорода воздуха загораются. В старину думали, что на болоте живут злые духи, поэтому сюда не ходили поодиночке и далеко не заходили. Считалось, что ходить спокойно по болотам могут колдуны и ведьмы.

(“Ведьма” проводит физкультминутку)

На болото мы пойдём, Много клюквы наберём. Сладкая(?), приятная, Очень ароматная.

(“Ведьма” угощает всех клюквой)

7. Общеклассная дискуссия.

- Какие виды животных вы знаете? (Звери, птицы, рыбы, насекомые)

- Где в природе бывает много животных? (Там, где много пищи и надёжное укрытие)

- Подумайте, много ли подходящей пищи для зверей на болотах? (Хотя на болотах много травянистых растений, они грубые, невкусные, да и ходить по болоту трудно, поэтому зверей на болотах мало. Сюда изредка заходят лоси, с их длинными ногами болото не очень страшно. Лось любит водоросли, даже ныряет в воду за ними).

- Рассмотрите таблицу, назовите известные вам виды насекомых, птиц. Как вы думаете, почему их на болоте много?

- Что общего во внешнем виде птиц? (У всех длинные ноги – удобнее ходить по болоту; хорошие длинные клювы – доставать пищу из воды; все они летают, а утки ещё и плавают).

Слайд 10 - Живёт на болоте интересная птица – выпь. Окраска у неё не ровная, а полосатая, что хорошо маскирует птицу. Если эта птица чувствует опасность, она замирает, вытягивает шею и … становится невидимой. Охотится ночью. Долго стоит у воды и наблюдает, не проплывёт ли мимо добыча. Как только увидит выпь малька, головастика или рыбёшку – молниеносный выпад и добыча оказывается в клюве.

По вечерам и утрам над болотом протяжный, гулкий звук, похожий на вой. Это слышится голос выпи. (Учитель включает заапись с голосом выпи).

Слайд 11 - Кроме вышеперечисленных животных на болоте водятся лягушки. (Выходят 2 ученика. На голове у них шапочки – маски лягушек.)

Физкультминутка

(На фоне голосов лягушек)

На болоте две подружки, Две зелёные лягушки. Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Лапками топали, лапками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет, Вам, друзья, физкультпривет!

8. Рассказ учителя о значении болот и их охране.

- Сегодня вы узнали много интересного о болотах. Это настоящая “кладовая” солнца. Болота – хранилища и регуляторы пресной воды рек. Здесь есть замечательные вкусные и полезные ягоды, богатые витаминами. (В ходе рассказа к “солнышку” прикрепляются рисунки с изображением ягод, растений, птиц, торфа). Водятся интересные животные. Болото даёт торф – хорошее горючее, подстилка для скота, удобрение.

- Как вы думаете, надо ли охранять болота?

- У нас в стране более 150 болот находятся под охраной. Если люди начнут уничтожать болота, исчезнет всё то замечательное, что есть в “кладовой” солнца.

9. Книжная выставка “Кладовая солнца”

- Много интересного о болотах вы узнаете, прочитав книги, помещённые на этой выставке.

V. Закрепление изученного материала.

Литературная викторина “Кто живёт на болоте”

- Назовите автора и его произведение. Какие животные и растения болот упоминаются в этих произведениях?

Слайд 12

“Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула через окно в сад. В саду протекала речка, а у самого её берега было топкое болото. Здесь-то, в болотной тине, и жила старая жаба со своим сыном”(Г.Х.Андерсен “Дюймовочка”)

Слайд 13

“Наш бегемот провалился в болото И ни туда, ни сюда. О, если вы не придётё, Он утонет, утонет в болоте… Ох, тяжелая эта работа Из болота тащить бегемота…”(К.И.Чуковский “Телефон”

Слайд 14

“А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает, куда. Вот он шёл-шёл, дошёл до болота, видит, сидит лягушка, подхватила его стрелу”(Русская народная сказка “Царевна-лягушка”)

Слайд 15

“А выпь стоит в камыше, вытянулась тонкая-тонкая и вся в жёлтые и коричневые полосы раскрашена. Стоит, качается взад-вперёд, взад-вперёд”(В.Бианки “Первая охота”)

Слайд 16

“Комарик сел на листочек, опустил нос в капельку, а капелька липкая, клейкая. Влип комариный нос. Вдруг реснички зашевелились, потянулись, как щупальца, схватили комарика. Закрылись круглые листочки. А когда раскрылись, упала на землю пустая комариная шкурка”(В.Бианки “Страшное растение”)

VI. Подведение итога урока.

  • Что нового вы узнали об обитателях водоёмов?
  • Что вас поразило?
  • Что ещё хотелось бы узнать о болотах?

Прочитав материалы учебника, я думаю, вы получите ответы на интересующие вас вопросы.

VII. Рефлексия.

- Я хочу, чтобы вы выразили своё отношение к уроку. Если очень понравился, прикрепите к болоту “клюкву”. Если не очень – “голубику”. А уж если совсем не понравился – “чернику”.

(“Ягоды” в корзиночках.)

- Спасибо за оценку. Мне было очень приятно работать с вами.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта