Упорядочение работы всей системы органов у растений осуществляют. 1. Между клетками осуществляется обмен веществ, цитоплазмы соседних клеток взаимодействуют между собой через поры: а цитоплазмы. С ядра. Е пластид

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс. Упорядочение работы всей системы органов у растений осуществляют


"Органы и системы органов растений"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево

имени Сергея Бондарева

Урок на тему: «Органы и системы органов растений. Побег»

6 класс

Учитель географии и биологии:

Роговая Юлия Александровна

пгт Серышево

Тема урока «Органы и системы органов растений. Побег»

Цель: ознакомление с основными органами растений,  изучение строения и развития побега из почки.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с вегетативными и генеративными органами растений;

- раскрыть содержание понятия «побег»

- научить отличать вегетативные почки от генеративных.

Развивающие:

-развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;

-развивать коммуникативные умения и навыки.

-сформировать представление о процессе развертывания почки;

-научить распознавать вегетативные и генеративные побеги и почки.

Воспитательные:

-продолжить работу по формированию научного мировоззрения.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

- установление связи между учебной деятельностью и мотивом.

Регулятивные УУД:

-учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;

- учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;

-учить работать по образцу, по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

-развивать внимание учащихся;

- обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;

- учить постановке вопроса.

Познавательные УУД:

  1. Работать над формированием логических умений:

- анализ синтеза;

- сравнение;

- обобщения и классификации;

- доказательства;

- выдвижение гипотез и их обоснование;

- построение цепочек рассуждения.

2. Чтение и работа с текстом.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм», тетрадь-тренажер, таблицы «Строение побега», «Строение почки и развитие побега», комнатные растения.

Структура урока:

Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.

Актуализация опорных знаний – 6 мин.

Выявление места и причины затруднения – 4-6 мин.

Построение проекта – 6 мин.

Реализация проекта – 8 мин.

Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.

Рефлексия- 3 мин.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.

Приветствие учителя.

II. Актуализация опорных знаний

-Какие ткани имеются у растений и животных?

-Что образуют ткани в организме?

-В чем проявляется взаимосвязь органов и систем органов?

1. На интерактивной доске показан рисунок растения с транспортом воды и минеральных веществ, подпишите его? (работа с рабочим листом) СЛАЙД 1

Проверка домашнего задания

1.Связь между клетками у высших растений осуществляют:

А. нити цитоплазмы Б.взаимодействие клеточных мембран В.вещества, передвигающиеся по организму

Г. Особые клетки с выростами

2. Примером органа растений является:

А. лист Б. легкие В.желудок Г. Сердце

3. Клетки покровной ткани корня растения поглощают:

А. воду Б. минеральные вещества В. минеральные вещества и воду Г.углекислый газ.

4. Основную роль в регуляции деятельности организма животных играет:

А. мышечная ткань Б. нервная ткань В. костная ткань

5. Связь между клетками у многоклеточных животных осуществляют:

А. взаимодействие клеточных мембран Б. особые клетки с выростами В. вещества, передвигающиеся по организму Г. Нити цитоплазмы

6. Примером органа животного является:

А. лист Б. цветок В. корень Г. Жабры

7.Регуляцию жизнедеятельности организма с помощью гормонов называют:

А. прямой Б. нервной В. направленной Г. гуморальной

Моя отметка

Остальные выполняют тест в рабочем листе.
  1. А

  2. А

  3. В

  4. Б

  5. А

  6. Г

  7. Г

СЛАЙД 2

III Выявление места и причины затруднения

У многоклеточных водорослей тело не разделено на органы и имеет вид нитей, пластинок, кустиков. Ребята, а у высших растений имеются органы? Какие?

-Итак, тема нашего урока: Органы и системы органов растений. Побег.

СЛАЙД 3

Ребята, а какую цель мы поставим на уроке?

- А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать? СЛАЙД 4

Достижение цели

Эксперимент

Спросить у взрослого

Подумать самому

  Собрать нужный материал

(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)

IV Построение проекта

-Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме?

- А давайте, наметим план действий.

План урока

  1. Что такое органы и их виды

  2. Строение и функции побега

  3. Строение и функции почек.

V Реализация проекта

Чтобы ответить на первый вопрос, что вы должны сделать? (работа с учебником и рабочим листом)

Найдите в учебнике на стр. 72, что называют органом и на какие две группы они делятся?

Органы растений: вегетативные- органы обеспечивающие основные процесс жизнедеятельности. (побег и корень)

Генеративные органы- органы размножения (цветок, плод, семя)

-А по какому признаку происходит деление органов?

- Приведите примеры вегетативных и генеративных органов и закончите схему в рабочем листе. (СЛАЙД 5)

- Найдите в тексте учебника из чего состоит побег. СЛАЙД 6

Задание 1: подписать на интерактивной доске и в рабочем листке из чего состоит побег.

Задание 2: пользуясь параграфом 27, найти определение следующим терминам: верхушечная почка, боковая почка, пазуха листа, пазушная почка, междоузлие. (ответ записать в рабочий лист)

СЛАЙД 7

Верхушечная почка- почка располагающаяся на верхушке побега.

Боковая почка- почка, расположенная по бокам над каждым побегом.

Пазуха листа- угол, между листом и расположенной выше частью стебля.

Пазушная почка- почка, находящаяся в пазухе листа

Междоузлие- участок стебля между двумя узлами.

Узел- участок стебля, на котором находится лист и пазушная почка.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Переходим к третьему вопросу нашего плана. Что же такое почка? (ответы учащихся, запись в рабочий лист) СЛАЙД 8

Почка- это зачаточный побег.

- Какую функцию выполняет почка?

- Какие почки бывают? (генеративная и вегетативная почка)

-Давайте их сравним. Внимание на слайд и рабочий лист. (учащиеся сравнивают)

Вывод

Какой вывод можно сделать из сравнения? Напомню, что вывод начинается со слов: итак, таким образом, из этого следует.

В цветочной почке есть зачаточное соцветие, а в листовой- зачаточные почки. Ткань и там, и там-образовательная. Из зачаточного соцветия- образуется одиночный цветок или соцветие, а из зачаточной почки развивается стебель, листья, почки будущего растения.

Таким образом, рассмотрев строение цветочной и листовой почки, можно сделать вывод, что строение почки зависит от выполняемой функции.

VI. Включение в систему знаний и повторение

СЛАЙД 9

  1. Назовите вегетативные и генеративные органы растений

  2. Какое строение имеет побег?

  3. Докажите, что почка зачаточный побег.

  4. Что происходит с почками весной.

VII. Рефлексия

Подводим итог нашего урока СЛАЙД 10

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни

VIII. Домашнее задание параграф 27, тетрадь-тренажер с.4 №7, с.5 № 8,9. С.8 № 2, с.9 № 3, 4; с. 12 №2, с. 13 № 3

Выставление отметок за урок.

infourok.ru

Ответ §5. Органы и системы органов животных

47) Дайте определение

 

 

48) Заполните таблицу «Системы органов животных»

 

  • Ответ:

    Система органов

    Значение

    Пищеварительная

    Переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь

    Кровеносная

    Транспортировка газов

    Дыхательная

    Обмен газов

    Выделительная

    Выводит из организма продукты обмена

    Опорно – двигательная

    Придает форму, служит опорой и защитой внутренних органов, осуществляет двигательную функцию

    Нервная

    Согласованность работы всех частей организма

    Половая

    Воспроизведение себе подобных

 

49) Рассмотрите рисунок. Подпишите части пищеварительной системы дождевого червя, обозначенные цифрами.

 

 

  • Ответ:

    1 – глотка

    2 – пищевод

    3 – зоб

    4 – желудок

    5 – кишечник

 

50) Рассмотрите рисунки. Напишите названия органов, обозначенных цифрами. Какие животные дышат с помощью этих органов?

 

 

  • Ответ: 1 – легкие. Животные: наземные животные и водные млекопитающие.

    2 – трахеи. Животные: насекомые. 3 – жабры. Животные: рыбы

 

51) Каково значение выделения? Напишите, какие органы у животных осуществляют функцию выделения.

 

  • Ответ: Очищение организма от вредных веществ (продуктов обмена). У животных эту функцию выполняют, прежде всего, почки, мочеточники и мочевой пузырь.

 

52) Рассмотрите рисунки. Напишите названия типов нервных систем, обозначенных цифрами. Какие животные их имеют?

 

 

  • Ответ: 1 – сетчатая нервная система. У гидры, медузы, актинии.

    2 – узловая нервная система. У червей малюсков, членистоногих.

 

53) Что такое гормоны и где они образуются

 

 

54) К какой системе органов относятся яичники и семенники? Какие функции они выполняют?

 

 

*Тренировочные задания

 

Задания уровня А

 

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных

 

А1)  Ядра не имеют клетки

 

  • Ответ:

    1) растений

    2) животных

    3) грибов

    4) бактерий

 

А 2)  Хлоропласты характерны для

 

 

А3)  Нуклеиновые кислоты участвуют в

 

  • Ответ: 

    1) переносе кислорода

    2) защите организма от инфекций

    3) движении

    4) хранении и передаче наследственной информации

 

А 4) Синтез белков происходит в

 

 

А5)  Цитоплазма клетки

 

  • Ответ:

    1) осуществляет связь между частями клетки

    2) способствует соединению клеток между собой

    3) выполняет защитную функцию

    4) обеспечивает поступление веществ в клетку

 

А6)  В результате митоза образуется(ются)

 

  • Ответ:

    1) 1 клетка

    2) 2 клетки

    3) 3 клетки

    4) 4 клетки

 

А7)  В результате мейоза образуются

 

  • Ответ:

    1) четыре клетки с одинарным набором хромосом

    2) две клетки с тройным набором хромосом

    3) две клетки с двойным набором хромосом

    4) четыре клетки с двойным набором хромосом

 

А8)  Ткань, которая обеспечивает передвижение по растению воды, минеральных и органических веществ, называют

 

 

Задания уровня В

 

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов

 

В1)  Установите соответствие между организмами и типами их тканей

 

ТИПЫ ТКАНЕЙ

А) эпителиальная

Б) мышечная

В) механическая

Г) нервная

Д) проводящая

Е) соединительная

 

ОРГАНИЗМЫ

1) животные

2) растения

 

  • Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    1

    1

    2

    1

    2

    1

 

В1)  Установите соответствие между организмами и органами их дыхания

 

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

А) жабры

Б) чечевички

В) легкие

Г) трахеи

Д) устьица

 

ОРГАНИЗМЫ

1) животные

2) растения

 

 

*Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий

 

В3)  Установите последовательность уровней организации живой материи, начиная с самого низшего

 

А) ткань

Б) клетка

В) система органов

Г) орган

Д) организм

 

tetrab.ru

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

Разделы: Биология

Цели: формировать представление о растении и животном как целостных организмах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях их клеток, тканей, органов и систем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, применять знания при решении биологических задач; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблица “Ткани растительного организма”, таблица “Ткани животного организма”, учебник Н. И. Сонина “Биология. Живой организм. 6 класс”.

Оформление на доске: тема урока, познавательные задачи, уровни организации растительного и животного организмов, таблицы “Ткани растительного организма” и “Ткани животного организма”.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

II. Проверка знаний и умений.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с органами и системами органов животного организма. Чтобы узнать, как вы усвоили данный материал, поиграем в игру “Сортировка”. Я буду называть органы животных, а вы будете записывать названия только тех органов, которые относятся к системам органов, написанных на ваших листочках. Работа проводится по вариантам. 1-й вариант записывает названия органов, составляющих выделительную систему, а 2-й вариант – пищеварительную. Не забудьте подписать свои фамилии, так как работа будет оцениваться. Зачитываю названия органов: “Трахея, рот, сердце, почки, глотка, жабры, пищевод, мочеточники, желудок, спинной мозг, кишечник, мочевой пузырь, головной мозг, анальное отверстие, лёгкие, мочеиспускательный канал”.

Правильные ответы:

1-й вариант.

Выделительная система: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

2-й вариант.

Пищеварительная система: рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие.

(Происходит взаимопроверка работы (критерии оценок записаны на доске), анализ допущенных ошибок)

Ш. Организация домашнего задания: (записано на доске справа) стр. 52-53 читать. Желающим предлагается творческое задание: сочинить рассказ или сказку о взаимосвязи органов и систем органов.

IV. Тема урока (записывают в тетрадь)

Цель урока: доказать, что клетки, ткани, органы и системы органов находятся в тесной взаимосвязи и совместно обеспечивают жизнедеятельность организма.

V. Постановка познавательных задач (записаны на доске):

1. Какие уровни организации выделяют у растений и животных?

2. Какая связь прослеживается между отдельными органами цветкового растения? 3. Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов?

4. Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов?

VI. Решение познавательной задачи:

Решение нашей первой познавательной задачи начнём с того, что вспомним, какие уровни организации живых организмов вы знаете. Посмотрите внимательно на доску, в данной записи необходимо восстановить существующие в ней пробелы.

Уровни организации растительного и животного организмов.

клетка - ? - ? - система органов - организм

Какой уровень организации следует за клеткой? (ответ уч-ся)

Какой уровень организации следует за тканью? (ответ уч-ся)

Актуализация опорных знаний:

1. Что такое ткань? (ответ уч-ся)

2. Какие типы тканей встречаются у растений? (ответ уч-ся)

3. Что такое орган? (ответ уч-ся)

А теперь сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?

По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?

Ткани растительного организма

Тип ткани растений Особенности строения Функции
1. Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами. Обеспечивает рост растения
2. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, очень прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные. Защищает растение

от неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение).

3. Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует. Придаёт опору растению.
4. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки. Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ.
5. Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты. Главная функция - образование и накопление питательных веществ.

По приведенным признакам обучающиеся узнают ткани растений, обозначенные цифрами1-5 (1- образовательная, 2-покровная, 3-механическая, 4-проводящая, 5-основная)

А теперь вспомним, какие виды тканей есть в организмах животных.

Ткани животного организма

Тип ткани животных Особенности строения Функции
1. Клетки ткани очень плотно прилегают друг к другу, межклеточное вещество почти отсутствует. Обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений.
2. Все виды этой ткани имеют большое количество межклеточного вещества. К этому типу относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и др. Выполняет опорную и защитную функции в животном организме.
3. Ткань состоит из одноядерных и многоядерных клеток, многоядерные клетки ткани имеют поперечнополосатую исчерченность. Благодаря своему основному свойству – сократимости обеспечивает передвижение животных.
4. Клетка ткани состоит из тела и многочисленных отростков различной длины. Один из них особенно длинный, может достигать до нескольких метров. Благодаря своему основному свойству проводимости – осуществляет взаимосвязь тканей и органов в организме.

По приведенным признакам обучающиеся узнают ткани животных, обозначенные цифрами1-4 (1- эпителиальная, 2- соединительная, 3-мышечная, 4-нервная)

Так существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями? (ответ уч-ся)

Вывод: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.

Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует после ткани (Ответ уч-ся). Назовите, какие органы есть у цветкового растения? (Ответы уч-ся)

В. Берестов

Давай пройдёмся медленно по кругу И “здравствуй” скажем, каждому цветку, Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать их лица, А доброе лицо им показать. Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, Если все, и я, и ты, если мы сорвём цветы – Опустеют все поляны, и не будет Красоты!

Ребята! А цветок растениям нужен только для красоты? Какая взаимосвязь прослеживается между такими органами растения как цветок и плод? (ответ уч-ся) Давайте вспомним при помощи этого волшебного “яблока” (яблоко сделано из бумаги и на его обратной стороне в кармашках находятся карточки с название растения), какие бывают типы плодов, сочные они или сухие, односемянные или многосемянные. Поиграем в “Змейку”: первый ученик читает название растения, указывает тип плода, второй говорит сухой он или сочный, третий определяет односемянный он или многосемянный и т. д. (План ответа записан на доске)

План ответа:

1. Название растения.

2. Тип плода.

3. Сочный плод или сухой.

4. Многосемянный плод или односемянный (ответы обучающихся)

Давайте представим себя цветками и проведём весёлую физкультминутку (№1). Вы должны движениями изобразить то, о чём я буду говорить сейчас.

Спал цветок и вдруг проснулся – больше спать не захотел.

Встрепенулся, развернулся, взмылся ввысь и улетел.

Вопросы о взаимосвязи органов растения волновали многих талантливых людей, в частности и гениального баснописца 19 века И. А. Крылова. Внимательно послушайте его басню “Листы и корни” и решите биологическую задачу, ответив на следующие вопросы, вывешенные на доске:

1. Кто прав – корни или листья? Почему вы так считаете?

2. Кто кого должен благодарить и почему?

3. О каком органе растения в басне не упоминается, но именно он выносит листья к свету, служит опорой для всех частей растения, связывает их между собой?

4. В чём была неточность знаменитого баснописца?

(учащиеся в ролях рассказывают басню)

В прекрасный летний день, бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептались, - Хвалились густотой, зелёностью своей И вот как о себе зефирам толковали: “Не правда ли, что мы краса долины всей, Что нами дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво? Что было в нём без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарёй насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами почти не расстаётесь с нами”. “Примолвить можно бы спасибо тут и нам”, - Им голос отвечал из-под земли смиренно! “Кто смеет говорить так нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?” - Листы, по дереву шумя, залепетали. - Мы те, - им снизу отвечали, - Которые здесь, роясь в темноте, питаем вас. Ужель не узнаёте? Мы корни дерева, на коем вы цветёте. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится; А если корень иссушится, - Не станет дерева, ни вас.

(Учащиеся отвечают на предложенные вопросы)

Давайте сформулируем вывод о взаимосвязи органов растения друг с другом (ответ уч-ся)(вайте сформулируем вывод о взаимосвязи органов друг с другом. функциями.

Вывод: корень удерживает растение в почве, обеспечивает поступление в него воды и минеральных солей, в листьях образуются органические вещества, стебель связывает их между собой.

Данная проблема волновала людей не только в 19 веке, предлагаю вам прослушать стихотворение Л. Татьяничевой:

Никто не видит, как сгорают корни. И дереву до срока невдомёк, Что пошатнулся кряж его огромный – Копитель силы, крепости исток. Оно стоит, ни в чём не уступая Другим деревьям в золотом бору. И та же стать, и та ж листва густая, И тот же шелест веток на ветру. Но вдруг заметим мы однажды летом, Что листья стали мельче и бледней. Не по прямым, по косвенным приметам Мы узнаём о гибели корней. Казним себя, по сердцу бьём наотмашь, Что, находясь вблизи, а не вдали, Не поспешили дереву на помощь И красоту от смерти не спасли!

А могут ли некоторые органы выполнять необычные функции? Об этом вы узнаете, выслушав своих одноклассников, которые подготовили сообщения об интересных фактах из жизни животных о функциях их органов (заслушиваем выступления обучающихся)

Снова вернёмся к уровням организации животных и растительных организмов. Органы образуют системы органов.

Актуализация опорных знаний:

1. Что такое система органов?

2. Какие системы органов животного организма вы знаете?

3. Что такое гормон?

Обратим внимание на познавательную задачу, обозначенную под цифрой 3: Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов?

В одной из желез, относящихся к эндокринной системе, вырабатывается гормон роста. Если его вырабатывается мало, люди имеют очень маленький рост, если же его вырабатывается очень много, то люди имеют очень большой рост.

Гормоны вырабатывают и определённые клетки растений, такие вещества называют фитогормонами. Они управляют ростовыми процессами. Одни из них стимулируют рост, другие – замедляют.

Работа с материалом учебника стр. 52, читаем 2-й абзац (вопросы записаны на доске)

1. Как нарушение процессов переваривания или всасывания сказывается на работе других органов?

2. К чему может привести нарушение работы почек?

Часто можно услышать такое высказывание: “Все болезни от нервов”. Как можно связать это с темой нашего урока? (ответ уч-ся)

Вывод: работа органов и систем органов регулируется гормонами и нервной системой.

Физкультминутка №2

Я считаю, что сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваша нервная и мышечная системы. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

3. Присели. (Я касаюсь уха)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.

У нас осталась нерешённой одна познавательная задача: Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов?

Чтобы её решить, необходимо вспомнить основные свойства живого. Откройте стр. 54, прочитайте 1-й абзац и назовите мне свойства живых организмов.

Снова посмотрим на уровни организации растительного и животного организмов. Что образуют системы органов? Организм. Организм – открытая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных и соподчинённых частей, особенности, строения которых определены их работой как единого целого. При каком условии может существовать организм?

Вывод: организм может существовать только при обмене с окружающей средой веществами и энергией.

VI. Итог урока.

Изученный сегодня материал очень важен для успешного дальнейшего изучения курса биологии. Мы рассмотрели некоторые примеры связи строения и функций клеток, тканей, органов и систем органов. На следующем нашем уроке поговорим о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой, а несколько позже изучим особенности основных процессов жизнедеятельности животных и растений: питания, дыхания, выделения.

1. Оценки детям, приготовившим сообщения.

2. Оценки детям за инсценировку басни и чтение стихотворения.

3. Оценки учащимся, показавшим очень хорошие знания в ходе проведения урока.

4. Оценки за проверку домашнего задания.

17.01.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

а цитоплазмы. С ядра. Е пластид

9 класс 1 вариант

1. Между клетками осуществляется обмен веществ, цитоплазмы соседних клеток взаимодействуют между собой через поры:

А) Цитоплазмы. С) Ядра. Е) Пластид.

В) Оболочки. D) Вакуолей.

2. Органоиды, характерные только для растений:

А) Рибосомы. С) Митохондрии. Е) Пластиды.

В) Ядрышко. D) Ядро.

3. Пластиды, придающие растениям зеленый цвет и участвующие в образовании органических веществ:

А) Хлоропласты. С) Митохондрии. Е) Лейкопласты

В) Хромопласты. D) Вакуоль.

4. Содержит клеточный сок:

А) Цитоплазма. С) Хромопласт. Е) Митохондрия

В) Ядро. D) Вакуоль.

^

А) Хлоропласты. С) Митохондрии. Е) Лейкопласты.

В) Хромопласты. D) Хлорофилл.

^

А) Дробянок. С) Животных. Е) Растений.

В) Грибов. D) Вирусов.

7. Доклеточные организмы, размножающиеся только в клетке других организмов:

А) Дробняки. С) Животные. Е) Растения.

В) Грибы. D) Вирусы.

^

А) Дробняки. С) Животные. Е) Растения.

В) Грибы. D) Вирусы.

9. Организмы, вырабатывающие органические вещества путем фотосинтеза:

А) Дробняки. С) Животные. Е) Растения.

В) Грибы. D) Вирусы.

^

А) Бриология. С) Биогеография. Е) Палеонтология.

В) Систематика. D) Гельминтология.

^

А) Функции целостного организма, С) Общие закономерности

отдельных клеток. психических процессов и индивидуально-

личностные свойства человека.

В) Строение организма, его органов, D) Историческое развитие

тканей, клеток. органического мира.

Е) Условия для сохранения здоровья человека.

^

А) Функции целостного организма, С) Внутриутробное развитие

отдельных клеток, органов и их систем. живых организмов.

В) Строение организма, его органов, D) Условия для сохранения

тканей, клеток. здоровья человека.

Е) Историческое развитие органического мира.

^

А) Историческое развитие С) Функции целостного организма,

органического мира. отдельных клеток, органов и их систем.

В) Строение организма, его органов,

тканей, клеток.

D) Условия для сохранения Е) Растительные и животные клетки.

здоровья человека.

^

А) Молекулы. С) Внутренние органы.

В) Ткани и клетки. D) Системы внутренних органов.

Е) Голова, шея, туловище, конечности.

^

А) Поступление кислорода и С) Возбуждение и проведение

выведение углекислого газа. возбуждения в другие системы организма

В) Расщепление сложных D) Выведение из организма избытка

питательных веществ в более. воды и вредных продуктов.

простые.

Е) Транспортировка в органы питательных веществ.

^

А) Изменчивость. С) Размножение. Е) Наследственность.

В) Мутация. D) Дыхание.

17. Способность организмов передавать свои признаки, свойства, особенности развития из поколения в поколение:

А) Наследственность. С) Коацерваты. Е) Дыхание.

В) Изменчивость. D) Мутация.

^

А) Наследственность. С) Мутация. Е) Размножение.

В) Коацерваты. D) Изменчивость.

19. Ответная реакция любого организма или клетки на внешние воздействия:

А) Раздражимость. С) Размножение. Е) Изменчивость.

В) Саморегуляция. D) Наследственность

^

А) Изменчивость. С) Саморегуляция. Е) Рост.

В) Дыхание. D) Движение.

9 класс 2 вариант

^

А) Ч. Дарвин, Р. Гук. С) К. Тимирязев, Н. Вавилон. Е) В. Гельмонт.

В) Р. Гук, Л. Пастер. D) Т. Шванн, М. Шлейден.

^

А) Цитоплазма. С) Митохондрия. Е) Мембрана.

В) Покров. D) Кожица.

^

А) Строма. С) Клеточный сок. Е) Кариоплазма.

В) Цитоплазма. D) Гиалоплазма.

4. Органоид клетки, производящий энергию для процессов жизнедеятельности всего организма:

А) Ядро. С) Рибосомы. Е) Митохондрия.

В) Вакуоль. D) Ядрышко.

^

А) Эпителиальная. С) Нервная. Е) Мышечная.

В) Соединительная. D) Костная.

^

А) Саркомастигофоры. С) Ресничные. Е) Дифлюгии.

В) Фораминиферы. D) Радиолярии.

^

А) Бодо. С) Радиолярия. Е) Перанема.

В) Гоньялакс. D) Ночесветка.

8. Наружный слой клеток многочисленных организмов:

А) Энтодерма. С) Кутикула. Е) Гиподерма.

В) Эктодерма. D) Мезодерма.

^

А) Энтодерма. С) Коацерваты. Е) Дыхание.

В) Эктодерма. D) Мутация.

10.Представители неподвижных кишечнополостных:

А) Гидра. С) Ушастая медуза. Е) Актинии.

В) Коралловые полипы. D) Медуза.

^

А) Органом. С) Чувствительной зоной. Е) Корковой зоной.

В) Анализатором. D) Рецептором.

12. Совокупность периферической (рецепторы) и центральной нервной системы, которая, воспринимает информацию о влиянии на организм различных раздражителей, называется:

А) Нервной системой. С) Дыхательной системой. Е) Пищеварительной.

В) Кровеносной системой. D) Сенсорной системой. системой

^

А) Ноцицепторы. С) Интерорецепторы. Е) Хеморецепторы.

В) Экстероцепторы. D) Проприорецепторы.

14. К вспомогательным органам глаза не относят:

А) Глазные мышцы. С) Брови. Е) Слезные железы.

В) Ресницы. D) Хрусталик.

^

А) Часть радужной С) Часть ресничного тела. Е) Дно глазного

оболочки. яблока.

В) Передняя часть D) Часть сетчатки.

Белочной оболочки

^

А) Тип. С) Вид. Е) Отряд.

В) Род. D) Класс.

^

А) Морфологический. С) Биохимический. Е) Экологический.

В) Физиологический. D) Генетический.

^

А) Морфологический. С) Биохимический. Е) Эколого-географический.

В) Физиологический. D) Генетический.

^

А) Морфологический. С) Биохимический. Е) Эколого-географический.

В) Физиологический. D) Генетический.

^

А) 5. С) 15. Е) 25.

В) 10. D) 20.

Ключи ответов

9 «А» класс.

1 B 1 D
2 E 2 E
3 A 3 E
4 D 4 E
5 B 5 B
6 A 6 A
7 D 7 C
8 B 8 B
9 E 9 A
10 B 10 B
11 B 11 B
12 A 12 D
13 D 13 A
14 E 14 D
15 C 15 B
16 C 16 C
17 A 17 A
18 D 18 B
19 A 19 C
20 E 20 D
1 Вариант 2 Вариант

zrenielib.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта