Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс. Упорядочение работы всей системы органов у растений осуществляют
"Органы и системы органов растений"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево
имени Сергея Бондарева
Урок на тему: «Органы и системы органов растений. Побег»
6 класс
Учитель географии и биологии:
Роговая Юлия Александровна
пгт Серышево
Тема урока «Органы и системы органов растений. Побег»
Цель: ознакомление с основными органами растений, изучение строения и развития побега из почки.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с вегетативными и генеративными органами растений;
- раскрыть содержание понятия «побег»
- научить отличать вегетативные почки от генеративных.
Развивающие:
-развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
-развивать коммуникативные умения и навыки.
-сформировать представление о процессе развертывания почки;
-научить распознавать вегетативные и генеративные побеги и почки.
Воспитательные:
-продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- установление связи между учебной деятельностью и мотивом.
Регулятивные УУД:
-учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;
- учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
-учить работать по образцу, по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
-развивать внимание учащихся;
- обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;
- учить постановке вопроса.
Познавательные УУД:
Работать над формированием логических умений:
- анализ синтеза;
- сравнение;
- обобщения и классификации;
- доказательства;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение цепочек рассуждения.
2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм», тетрадь-тренажер, таблицы «Строение побега», «Строение почки и развитие побега», комнатные растения.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.
Актуализация опорных знаний – 6 мин.
Выявление места и причины затруднения – 4-6 мин.
Реализация проекта – 8 мин.
Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.
Рефлексия- 3 мин.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.
Приветствие учителя.
II. Актуализация опорных знаний
-Какие ткани имеются у растений и животных?
-Что образуют ткани в организме?
-В чем проявляется взаимосвязь органов и систем органов?
1. На интерактивной доске показан рисунок растения с транспортом воды и минеральных веществ, подпишите его? (работа с рабочим листом) СЛАЙД 1
Проверка домашнего задания
1.Связь между клетками у высших растений осуществляют:
А. нити цитоплазмы Б.взаимодействие клеточных мембран В.вещества, передвигающиеся по организму
Г. Особые клетки с выростами
2. Примером органа растений является:
А. лист Б. легкие В.желудок Г. Сердце
3. Клетки покровной ткани корня растения поглощают:
А. воду Б. минеральные вещества В. минеральные вещества и воду Г.углекислый газ.
4. Основную роль в регуляции деятельности организма животных играет:
А. мышечная ткань Б. нервная ткань В. костная ткань
5. Связь между клетками у многоклеточных животных осуществляют:
А. взаимодействие клеточных мембран Б. особые клетки с выростами В. вещества, передвигающиеся по организму Г. Нити цитоплазмы
6. Примером органа животного является:
А. лист Б. цветок В. корень Г. Жабры
7.Регуляцию жизнедеятельности организма с помощью гормонов называют:
А. прямой Б. нервной В. направленной Г. гуморальной
Моя отметка
Остальные выполняют тест в рабочем листе.А
А
В
Б
А
Г
Г
СЛАЙД 2
III Выявление места и причины затруднения
У многоклеточных водорослей тело не разделено на органы и имеет вид нитей, пластинок, кустиков. Ребята, а у высших растений имеются органы? Какие?
-Итак, тема нашего урока: Органы и системы органов растений. Побег.
СЛАЙД 3
Ребята, а какую цель мы поставим на уроке?
- А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать? СЛАЙД 4
Достижение цели
Эксперимент
Спросить у взрослого
Подумать самому
Собрать нужный материал
(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)
IV Построение проекта
-Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме?
- А давайте, наметим план действий.
План урока
Строение и функции побега
Строение и функции почек.
V Реализация проекта
Чтобы ответить на первый вопрос, что вы должны сделать? (работа с учебником и рабочим листом)
Найдите в учебнике на стр. 72, что называют органом и на какие две группы они делятся?
Органы растений: вегетативные- органы обеспечивающие основные процесс жизнедеятельности. (побег и корень)
Генеративные органы- органы размножения (цветок, плод, семя)
-А по какому признаку происходит деление органов?
- Приведите примеры вегетативных и генеративных органов и закончите схему в рабочем листе. (СЛАЙД 5)
- Найдите в тексте учебника из чего состоит побег. СЛАЙД 6
Задание 1: подписать на интерактивной доске и в рабочем листке из чего состоит побег.
Задание 2: пользуясь параграфом 27, найти определение следующим терминам: верхушечная почка, боковая почка, пазуха листа, пазушная почка, междоузлие. (ответ записать в рабочий лист)
СЛАЙД 7
Верхушечная почка- почка располагающаяся на верхушке побега.
Боковая почка- почка, расположенная по бокам над каждым побегом.
Пазуха листа- угол, между листом и расположенной выше частью стебля.
Пазушная почка- почка, находящаяся в пазухе листа
Междоузлие- участок стебля между двумя узлами.
Узел- участок стебля, на котором находится лист и пазушная почка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Переходим к третьему вопросу нашего плана. Что же такое почка? (ответы учащихся, запись в рабочий лист) СЛАЙД 8
Почка- это зачаточный побег.
- Какую функцию выполняет почка?
- Какие почки бывают? (генеративная и вегетативная почка)
-Давайте их сравним. Внимание на слайд и рабочий лист. (учащиеся сравнивают)
Вывод
Какой вывод можно сделать из сравнения? Напомню, что вывод начинается со слов: итак, таким образом, из этого следует.
В цветочной почке есть зачаточное соцветие, а в листовой- зачаточные почки. Ткань и там, и там-образовательная. Из зачаточного соцветия- образуется одиночный цветок или соцветие, а из зачаточной почки развивается стебель, листья, почки будущего растения.
Таким образом, рассмотрев строение цветочной и листовой почки, можно сделать вывод, что строение почки зависит от выполняемой функции.
VI. Включение в систему знаний и повторение
СЛАЙД 9
Назовите вегетативные и генеративные органы растений
Какое строение имеет побег?
Докажите, что почка зачаточный побег.
Что происходит с почками весной.
VII. Рефлексия
Подводим итог нашего урока СЛАЙД 10
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни
VIII. Домашнее задание параграф 27, тетрадь-тренажер с.4 №7, с.5 № 8,9. С.8 № 2, с.9 № 3, 4; с. 12 №2, с. 13 № 3
Выставление отметок за урок.
infourok.ru
Ответ §5. Органы и системы органов животных
47) Дайте определение
48) Заполните таблицу «Системы органов животных»
-
Ответ:
Система органов
Значение
Пищеварительная
Переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь
Кровеносная
Транспортировка газов
Дыхательная
Обмен газов
Выделительная
Выводит из организма продукты обмена
Опорно – двигательная
Придает форму, служит опорой и защитой внутренних органов, осуществляет двигательную функцию
Нервная
Согласованность работы всех частей организма
Половая
Воспроизведение себе подобных
49) Рассмотрите рисунок. Подпишите части пищеварительной системы дождевого червя, обозначенные цифрами.
-
Ответ:
1 – глотка
2 – пищевод
3 – зоб
4 – желудок
5 – кишечник
50) Рассмотрите рисунки. Напишите названия органов, обозначенных цифрами. Какие животные дышат с помощью этих органов?
-
Ответ: 1 – легкие. Животные: наземные животные и водные млекопитающие.
2 – трахеи. Животные: насекомые. 3 – жабры. Животные: рыбы
51) Каково значение выделения? Напишите, какие органы у животных осуществляют функцию выделения.
-
Ответ: Очищение организма от вредных веществ (продуктов обмена). У животных эту функцию выполняют, прежде всего, почки, мочеточники и мочевой пузырь.
52) Рассмотрите рисунки. Напишите названия типов нервных систем, обозначенных цифрами. Какие животные их имеют?
-
Ответ: 1 – сетчатая нервная система. У гидры, медузы, актинии.
2 – узловая нервная система. У червей малюсков, членистоногих.
53) Что такое гормоны и где они образуются
54) К какой системе органов относятся яичники и семенники? Какие функции они выполняют?
*Тренировочные задания
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
А1) Ядра не имеют клетки
-
Ответ:
1) растений
2) животных
3) грибов
4) бактерий
А 2) Хлоропласты характерны для
А3) Нуклеиновые кислоты участвуют в
-
Ответ:
1) переносе кислорода
2) защите организма от инфекций
3) движении
4) хранении и передаче наследственной информации
А 4) Синтез белков происходит в
А5) Цитоплазма клетки
-
Ответ:
1) осуществляет связь между частями клетки
2) способствует соединению клеток между собой
3) выполняет защитную функцию
4) обеспечивает поступление веществ в клетку
А6) В результате митоза образуется(ются)
-
Ответ:
1) 1 клетка
2) 2 клетки
3) 3 клетки
4) 4 клетки
А7) В результате мейоза образуются
-
Ответ:
1) четыре клетки с одинарным набором хромосом
2) две клетки с тройным набором хромосом
3) две клетки с двойным набором хромосом
4) четыре клетки с двойным набором хромосом
А8) Ткань, которая обеспечивает передвижение по растению воды, минеральных и органических веществ, называют
Задания уровня В
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В1) Установите соответствие между организмами и типами их тканей
ТИПЫ ТКАНЕЙ
А) эпителиальная
Б) мышечная
В) механическая
Г) нервная
Д) проводящая
Е) соединительная
ОРГАНИЗМЫ
1) животные
2) растения
-
Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
1
1
2
1
2
1
В1) Установите соответствие между организмами и органами их дыхания
ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ
А) жабры
Б) чечевички
В) легкие
Г) трахеи
Д) устьица
ОРГАНИЗМЫ
1) животные
2) растения
*Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий
В3) Установите последовательность уровней организации живой материи, начиная с самого низшего
А) ткань
Б) клетка
В) система органов
Г) орган
Д) организм
tetrab.ru
Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс
Разделы: Биология
Цели: формировать представление о растении и животном как целостных организмах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях их клеток, тканей, органов и систем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, применять знания при решении биологических задач; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: таблица “Ткани растительного организма”, таблица “Ткани животного организма”, учебник Н. И. Сонина “Биология. Живой организм. 6 класс”.
Оформление на доске: тема урока, познавательные задачи, уровни организации растительного и животного организмов, таблицы “Ткани растительного организма” и “Ткани животного организма”.
Ход урока
I. Организационное начало урока.
II. Проверка знаний и умений.
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с органами и системами органов животного организма. Чтобы узнать, как вы усвоили данный материал, поиграем в игру “Сортировка”. Я буду называть органы животных, а вы будете записывать названия только тех органов, которые относятся к системам органов, написанных на ваших листочках. Работа проводится по вариантам. 1-й вариант записывает названия органов, составляющих выделительную систему, а 2-й вариант – пищеварительную. Не забудьте подписать свои фамилии, так как работа будет оцениваться. Зачитываю названия органов: “Трахея, рот, сердце, почки, глотка, жабры, пищевод, мочеточники, желудок, спинной мозг, кишечник, мочевой пузырь, головной мозг, анальное отверстие, лёгкие, мочеиспускательный канал”.
Правильные ответы:
1-й вариант.
Выделительная система: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
2-й вариант.
Пищеварительная система: рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие.
(Происходит взаимопроверка работы (критерии оценок записаны на доске), анализ допущенных ошибок)
Ш. Организация домашнего задания: (записано на доске справа) стр. 52-53 читать. Желающим предлагается творческое задание: сочинить рассказ или сказку о взаимосвязи органов и систем органов.
IV. Тема урока (записывают в тетрадь)
Цель урока: доказать, что клетки, ткани, органы и системы органов находятся в тесной взаимосвязи и совместно обеспечивают жизнедеятельность организма.
V. Постановка познавательных задач (записаны на доске):
1. Какие уровни организации выделяют у растений и животных?
2. Какая связь прослеживается между отдельными органами цветкового растения? 3. Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов?
4. Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов?
VI. Решение познавательной задачи:
Решение нашей первой познавательной задачи начнём с того, что вспомним, какие уровни организации живых организмов вы знаете. Посмотрите внимательно на доску, в данной записи необходимо восстановить существующие в ней пробелы.
Уровни организации растительного и животного организмов.
клетка - ? - ? - система органов - организм
Какой уровень организации следует за клеткой? (ответ уч-ся)
Какой уровень организации следует за тканью? (ответ уч-ся)
Актуализация опорных знаний:
1. Что такое ткань? (ответ уч-ся)
2. Какие типы тканей встречаются у растений? (ответ уч-ся)
3. Что такое орган? (ответ уч-ся)
А теперь сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?
По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?
Ткани растительного организма
Тип ткани растений | Особенности строения | Функции |
1. | Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами. | Обеспечивает рост растения |
2. | Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, очень прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные. | Защищает растение от неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение). |
3. | Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует. | Придаёт опору растению. |
4. | Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки. | Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ. |
5. | Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты. | Главная функция - образование и накопление питательных веществ. |
По приведенным признакам обучающиеся узнают ткани растений, обозначенные цифрами1-5 (1- образовательная, 2-покровная, 3-механическая, 4-проводящая, 5-основная)
А теперь вспомним, какие виды тканей есть в организмах животных.
Ткани животного организма
Тип ткани животных | Особенности строения | Функции |
1. | Клетки ткани очень плотно прилегают друг к другу, межклеточное вещество почти отсутствует. | Обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений. |
2. | Все виды этой ткани имеют большое количество межклеточного вещества. К этому типу относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и др. | Выполняет опорную и защитную функции в животном организме. |
3. | Ткань состоит из одноядерных и многоядерных клеток, многоядерные клетки ткани имеют поперечнополосатую исчерченность. | Благодаря своему основному свойству – сократимости обеспечивает передвижение животных. |
4. | Клетка ткани состоит из тела и многочисленных отростков различной длины. Один из них особенно длинный, может достигать до нескольких метров. | Благодаря своему основному свойству проводимости – осуществляет взаимосвязь тканей и органов в организме. |
По приведенным признакам обучающиеся узнают ткани животных, обозначенные цифрами1-4 (1- эпителиальная, 2- соединительная, 3-мышечная, 4-нервная)
Так существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями? (ответ уч-ся)
Вывод: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.
Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует после ткани (Ответ уч-ся). Назовите, какие органы есть у цветкового растения? (Ответы уч-ся)
В. Берестов
Давай пройдёмся медленно по кругу И “здравствуй” скажем, каждому цветку, Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать их лица, А доброе лицо им показать. Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, Если все, и я, и ты, если мы сорвём цветы – Опустеют все поляны, и не будет Красоты!
Ребята! А цветок растениям нужен только для красоты? Какая взаимосвязь прослеживается между такими органами растения как цветок и плод? (ответ уч-ся) Давайте вспомним при помощи этого волшебного “яблока” (яблоко сделано из бумаги и на его обратной стороне в кармашках находятся карточки с название растения), какие бывают типы плодов, сочные они или сухие, односемянные или многосемянные. Поиграем в “Змейку”: первый ученик читает название растения, указывает тип плода, второй говорит сухой он или сочный, третий определяет односемянный он или многосемянный и т. д. (План ответа записан на доске)
План ответа:
1. Название растения.
2. Тип плода.
3. Сочный плод или сухой.
4. Многосемянный плод или односемянный (ответы обучающихся)
Давайте представим себя цветками и проведём весёлую физкультминутку (№1). Вы должны движениями изобразить то, о чём я буду говорить сейчас.
Спал цветок и вдруг проснулся – больше спать не захотел.
Встрепенулся, развернулся, взмылся ввысь и улетел.
Вопросы о взаимосвязи органов растения волновали многих талантливых людей, в частности и гениального баснописца 19 века И. А. Крылова. Внимательно послушайте его басню “Листы и корни” и решите биологическую задачу, ответив на следующие вопросы, вывешенные на доске:
1. Кто прав – корни или листья? Почему вы так считаете?
2. Кто кого должен благодарить и почему?
3. О каком органе растения в басне не упоминается, но именно он выносит листья к свету, служит опорой для всех частей растения, связывает их между собой?
4. В чём была неточность знаменитого баснописца?
(учащиеся в ролях рассказывают басню)
В прекрасный летний день, бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептались, - Хвалились густотой, зелёностью своей И вот как о себе зефирам толковали: “Не правда ли, что мы краса долины всей, Что нами дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво? Что было в нём без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарёй насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами почти не расстаётесь с нами”. “Примолвить можно бы спасибо тут и нам”, - Им голос отвечал из-под земли смиренно! “Кто смеет говорить так нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?” - Листы, по дереву шумя, залепетали. - Мы те, - им снизу отвечали, - Которые здесь, роясь в темноте, питаем вас. Ужель не узнаёте? Мы корни дерева, на коем вы цветёте. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится; А если корень иссушится, - Не станет дерева, ни вас.
(Учащиеся отвечают на предложенные вопросы)
Давайте сформулируем вывод о взаимосвязи органов растения друг с другом (ответ уч-ся)(вайте сформулируем вывод о взаимосвязи органов друг с другом. функциями.
Вывод: корень удерживает растение в почве, обеспечивает поступление в него воды и минеральных солей, в листьях образуются органические вещества, стебель связывает их между собой.
Данная проблема волновала людей не только в 19 веке, предлагаю вам прослушать стихотворение Л. Татьяничевой:
Никто не видит, как сгорают корни. И дереву до срока невдомёк, Что пошатнулся кряж его огромный – Копитель силы, крепости исток. Оно стоит, ни в чём не уступая Другим деревьям в золотом бору. И та же стать, и та ж листва густая, И тот же шелест веток на ветру. Но вдруг заметим мы однажды летом, Что листья стали мельче и бледней. Не по прямым, по косвенным приметам Мы узнаём о гибели корней. Казним себя, по сердцу бьём наотмашь, Что, находясь вблизи, а не вдали, Не поспешили дереву на помощь И красоту от смерти не спасли!
А могут ли некоторые органы выполнять необычные функции? Об этом вы узнаете, выслушав своих одноклассников, которые подготовили сообщения об интересных фактах из жизни животных о функциях их органов (заслушиваем выступления обучающихся)
Снова вернёмся к уровням организации животных и растительных организмов. Органы образуют системы органов.
Актуализация опорных знаний:
1. Что такое система органов?
2. Какие системы органов животного организма вы знаете?
3. Что такое гормон?
Обратим внимание на познавательную задачу, обозначенную под цифрой 3: Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов?
В одной из желез, относящихся к эндокринной системе, вырабатывается гормон роста. Если его вырабатывается мало, люди имеют очень маленький рост, если же его вырабатывается очень много, то люди имеют очень большой рост.
Гормоны вырабатывают и определённые клетки растений, такие вещества называют фитогормонами. Они управляют ростовыми процессами. Одни из них стимулируют рост, другие – замедляют.
Работа с материалом учебника стр. 52, читаем 2-й абзац (вопросы записаны на доске)
1. Как нарушение процессов переваривания или всасывания сказывается на работе других органов?
2. К чему может привести нарушение работы почек?
Часто можно услышать такое высказывание: “Все болезни от нервов”. Как можно связать это с темой нашего урока? (ответ уч-ся)
Вывод: работа органов и систем органов регулируется гормонами и нервной системой.
Физкультминутка №2
Я считаю, что сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваша нервная и мышечная системы. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те команды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.
1. Встали.
2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)
3. Присели. (Я касаюсь уха)
4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)
5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.
6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)
7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)
8. Опустили руки.
9. Сели на места.
У нас осталась нерешённой одна познавательная задача: Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов?
Чтобы её решить, необходимо вспомнить основные свойства живого. Откройте стр. 54, прочитайте 1-й абзац и назовите мне свойства живых организмов.
Снова посмотрим на уровни организации растительного и животного организмов. Что образуют системы органов? Организм. Организм – открытая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных и соподчинённых частей, особенности, строения которых определены их работой как единого целого. При каком условии может существовать организм?
Вывод: организм может существовать только при обмене с окружающей средой веществами и энергией.
VI. Итог урока.
Изученный сегодня материал очень важен для успешного дальнейшего изучения курса биологии. Мы рассмотрели некоторые примеры связи строения и функций клеток, тканей, органов и систем органов. На следующем нашем уроке поговорим о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой, а несколько позже изучим особенности основных процессов жизнедеятельности животных и растений: питания, дыхания, выделения.
1. Оценки детям, приготовившим сообщения.
2. Оценки детям за инсценировку басни и чтение стихотворения.
3. Оценки учащимся, показавшим очень хорошие знания в ходе проведения урока.
4. Оценки за проверку домашнего задания.
17.01.2008
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
а цитоплазмы. С ядра. Е пластид
1. Между клетками осуществляется обмен веществ, цитоплазмы соседних клеток взаимодействуют между собой через поры:
А) Цитоплазмы. С) Ядра. Е) Пластид.
В) Оболочки. D) Вакуолей.
2. Органоиды, характерные только для растений:
А) Рибосомы. С) Митохондрии. Е) Пластиды.
В) Ядрышко. D) Ядро.
3. Пластиды, придающие растениям зеленый цвет и участвующие в образовании органических веществ:
А) Хлоропласты. С) Митохондрии. Е) Лейкопласты
В) Хромопласты. D) Вакуоль.
4. Содержит клеточный сок:
А) Цитоплазма. С) Хромопласт. Е) Митохондрия
В) Ядро. D) Вакуоль.
^
А) Хлоропласты. С) Митохондрии. Е) Лейкопласты.
В) Хромопласты. D) Хлорофилл.
^
А) Дробянок. С) Животных. Е) Растений.
В) Грибов. D) Вирусов.
7. Доклеточные организмы, размножающиеся только в клетке других организмов:
А) Дробняки. С) Животные. Е) Растения.
В) Грибы. D) Вирусы.
^
А) Дробняки. С) Животные. Е) Растения.
В) Грибы. D) Вирусы.
9. Организмы, вырабатывающие органические вещества путем фотосинтеза:
А) Дробняки. С) Животные. Е) Растения.
В) Грибы. D) Вирусы.
^
А) Бриология. С) Биогеография. Е) Палеонтология.
В) Систематика. D) Гельминтология.
^
А) Функции целостного организма, С) Общие закономерности
отдельных клеток. психических процессов и индивидуально-
личностные свойства человека.
В) Строение организма, его органов, D) Историческое развитие
тканей, клеток. органического мира.
Е) Условия для сохранения здоровья человека.
^
А) Функции целостного организма, С) Внутриутробное развитие
отдельных клеток, органов и их систем. живых организмов.
В) Строение организма, его органов, D) Условия для сохранения
тканей, клеток. здоровья человека.
Е) Историческое развитие органического мира.
^
А) Историческое развитие С) Функции целостного организма,
органического мира. отдельных клеток, органов и их систем.
В) Строение организма, его органов,
тканей, клеток.
D) Условия для сохранения Е) Растительные и животные клетки.
здоровья человека.
^
А) Молекулы. С) Внутренние органы.
В) Ткани и клетки. D) Системы внутренних органов.
Е) Голова, шея, туловище, конечности.
^
А) Поступление кислорода и С) Возбуждение и проведение
выведение углекислого газа. возбуждения в другие системы организма
В) Расщепление сложных D) Выведение из организма избытка
питательных веществ в более. воды и вредных продуктов.
простые.
Е) Транспортировка в органы питательных веществ.
^
А) Изменчивость. С) Размножение. Е) Наследственность.
В) Мутация. D) Дыхание.
17. Способность организмов передавать свои признаки, свойства, особенности развития из поколения в поколение:
А) Наследственность. С) Коацерваты. Е) Дыхание.
В) Изменчивость. D) Мутация.
^
А) Наследственность. С) Мутация. Е) Размножение.
В) Коацерваты. D) Изменчивость.
19. Ответная реакция любого организма или клетки на внешние воздействия:
А) Раздражимость. С) Размножение. Е) Изменчивость.
В) Саморегуляция. D) Наследственность
^
А) Изменчивость. С) Саморегуляция. Е) Рост.
В) Дыхание. D) Движение.
9 класс 2 вариант
^
А) Ч. Дарвин, Р. Гук. С) К. Тимирязев, Н. Вавилон. Е) В. Гельмонт.
В) Р. Гук, Л. Пастер. D) Т. Шванн, М. Шлейден.
^
А) Цитоплазма. С) Митохондрия. Е) Мембрана.
В) Покров. D) Кожица.
^
А) Строма. С) Клеточный сок. Е) Кариоплазма.
В) Цитоплазма. D) Гиалоплазма.
4. Органоид клетки, производящий энергию для процессов жизнедеятельности всего организма:
А) Ядро. С) Рибосомы. Е) Митохондрия.
В) Вакуоль. D) Ядрышко.
^
А) Эпителиальная. С) Нервная. Е) Мышечная.
В) Соединительная. D) Костная.
^
А) Саркомастигофоры. С) Ресничные. Е) Дифлюгии.
В) Фораминиферы. D) Радиолярии.
^
А) Бодо. С) Радиолярия. Е) Перанема.
В) Гоньялакс. D) Ночесветка.
8. Наружный слой клеток многочисленных организмов:
А) Энтодерма. С) Кутикула. Е) Гиподерма.
В) Эктодерма. D) Мезодерма.
^
А) Энтодерма. С) Коацерваты. Е) Дыхание.
В) Эктодерма. D) Мутация.
10.Представители неподвижных кишечнополостных:
А) Гидра. С) Ушастая медуза. Е) Актинии.
В) Коралловые полипы. D) Медуза.
^
А) Органом. С) Чувствительной зоной. Е) Корковой зоной.
В) Анализатором. D) Рецептором.
12. Совокупность периферической (рецепторы) и центральной нервной системы, которая, воспринимает информацию о влиянии на организм различных раздражителей, называется:
А) Нервной системой. С) Дыхательной системой. Е) Пищеварительной.
В) Кровеносной системой. D) Сенсорной системой. системой
^
А) Ноцицепторы. С) Интерорецепторы. Е) Хеморецепторы.
В) Экстероцепторы. D) Проприорецепторы.
14. К вспомогательным органам глаза не относят:
А) Глазные мышцы. С) Брови. Е) Слезные железы.
В) Ресницы. D) Хрусталик.
^
А) Часть радужной С) Часть ресничного тела. Е) Дно глазного
оболочки. яблока.
В) Передняя часть D) Часть сетчатки.
Белочной оболочки
^
А) Тип. С) Вид. Е) Отряд.
В) Род. D) Класс.
^
А) Морфологический. С) Биохимический. Е) Экологический.
В) Физиологический. D) Генетический.
^
А) Морфологический. С) Биохимический. Е) Эколого-географический.
В) Физиологический. D) Генетический.
^
А) Морфологический. С) Биохимический. Е) Эколого-географический.
В) Физиологический. D) Генетический.
^
А) 5. С) 15. Е) 25.
В) 10. D) 20.
Ключи ответов
9 «А» класс.
1 | B | 1 | D |
2 | E | 2 | E |
3 | A | 3 | E |
4 | D | 4 | E |
5 | B | 5 | B |
6 | A | 6 | A |
7 | D | 7 | C |
8 | B | 8 | B |
9 | E | 9 | A |
10 | B | 10 | B |
11 | B | 11 | B |
12 | A | 12 | D |
13 | D | 13 | A |
14 | E | 14 | D |
15 | C | 15 | B |
16 | C | 16 | C |
17 | A | 17 | A |
18 | D | 18 | B |
19 | A | 19 | C |
20 | E | 20 | D |
zrenielib.ru