Урок в 1 классе солнце и жизнь растений. Конспект урока по познанию мира "Влияние сезонных изменений в жизни растений" 1 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект к уроку окружающего мира по теме: "Солнце ,растения и мы с вами",. Урок в 1 классе солнце и жизнь растений


Открытый урок в 1 классе по теме "Органы растений"

План-конспект урока природоведения в 1 классе

Тема урока: «Растения. Строение растений. Цветковые растения»

Цель урока: ознакомить со строением растений растений;

дать понятие о лекарственных растений;

расширить представления учеников о растениях как составной части живой природы;

развивать природоведческую компетенцию: развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений, устанавливать взаимосвязь между объектами живой и неживой природы ;

развивать коммуникативную и здоровьесберегающую компетентности;

воспитывать дисциплинированность, аккуратность, чувство товарищества.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Аннотация: данный урок построен в игровой форме с учетом возрастных особенностей первоклассников. В гости к детям приходят царица Флора и Солнышко-Вопросик. Выполняя различные задания, ребята помогают Вопросику узнать, из каких органов состоит растение. Урок сопровождается мультимедиа презентацией, которая позволяют повысить темп урока, обеспечивает высокий уровень наглядности, повышают активизацию познавательной деятельности учащихся.

Цифровые образовательные ресурсы урока:

Презентация «Органы растений».

Оборудование, материалы и инструменты: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточные карточки, сигнальные карточки, рисунки лекарственных растений.

Ход урока

І. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

ІІ. Актуализация опорних знаний учащихся.

1.Слово учителя под музыку (слайды №2-4 )

Мы любим лес в любое время года,Мы слышим речек медленную речь…Все это называется природа,Давайте же всегда ее беречь!В лугах ромашки солнечного цвета,Такие, что светлей на свете жить…Природой называется все это,Давайте же с природою дружить!

2.Метод «Мозговой штурм».

- О чем говорится в стихотворении?

- Какая бывает природа?

- Назовите объекты и тела неживой природы?

- Какие организмы относятся к живой природе?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации. Разгадывание загадок.

Тему нашего урока вы узнаете, если отгадаете загадки. (Слайд №2)

1). Эта травка больно жжется, В руки детям не дается. Да, колючая на дивоТа зеленая.... (Крапива) (ЩЕЛЧОК)

2). Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь) (ЩЕЛЧОК)

3). С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. (Липа.) (ЩЕЛЧОК)

4). Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой, растёт под горой. (Береза.) (ЩЕЛЧОК)

5). Непогоды мы не ждем.Урожай вмиг соберем.Всей семье и нашей ВикеОчень нравится…(Клубника) (ЩЕЛЧОК)

6).С корзиной заяц в сад пошел.

Колючий куст он там нашел

Пусть от шипов он пострадал,

Зеленых ягодок набрал. (Крыжовник). (ЩЕЛЧОК)

- К какой группе живой природы относятся все эти организмы? (ЩЕЛЧОК) РАСТЕНИЯ

ІV. Сообщение темы урока.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Посмотрите, кто же это? (Царица растений – Флора). (ЩЕЛЧОК) Флора приглашает вас в царство – царство растений. Она продолжит нас знакомить с миром растений и расскажет о том, какое строение они имеют, поможет нам понять, без чего не могут жить растения, а также, как мы должны относиться к жителям её царства. Но пришла Флора к нам не одна. Кто же это? Это – Солнышко – Вопросик. Этот жучок очень любознательный и очень любит задавать вопросы о жизни растений. Чтобы расширить знания Жучка– Вопросика о жизни растений, Флора решила взять его с собой на урок. Ещё она подготовила задания, выполнив которые, вы сможете помочь Вопросику.

-Ну, что поможем Вопросику? (Да) (ЗАКРЫТЬ)

V. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Растения».

1.Метод «Ассоциативный куст».

А вот и первое задание от Флоры: «Расскажите Вопросику, что же вы уже знаете о растениях?»

- Что же вы узнали о растениях? (Растения – это часть живой природы).

- А могут ли существовать растения без неживой природы? Как же растения связаны с неживой природой? (Растению для жизни нужны свет и тепло, которое дает им солнце, воздух, вода, почва).

На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. Без растений жизнь на земле невозможна.

- Почему? Что дают растения людям? (Чистый воздух, пищу, красоту, украшение жилищ)- Какие группы растений вам известны? (Деревья, кусты, травы)

- На какие группы делятся растения по месту их произрастания и ухода? (Дикорастущие и культурные).

ОТКРЫТЬ

- Какие дикорастущие и культурные растения вы видите на изображении? (СЛАЙД №3)

- Назовите дикорастущие и культурные растения.

2. Физкультминутка «На лесной поляне». (СЛАЙД № 4)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

На поляну мы выходим,

И грибов много находим.

Мы грибочки соберём

И домой сейчас пойдём.

ЗАКРЫТЬ

VІ. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1.Рассказ с элементами беседы.

Вопросик гулял в лесу, он увидел там много деревьев, кустарников, трав, цветов. И он задумался: а есть ли что общего у разных растений?

Действительно, все растения мы называем флорой нашей планеты. А ещё растительный мир мы называем зелёным чудом земли.

Есть растения небольшого размера, а есть гигантские. Есть такие, что их можно рассмотреть лишь под микроскопом. Растения есть везде: в воде, на суше, в горах и пустынях. Некоторые из них могут жить очень долго, а другие – всего- навсего несколько дней. Но все они имеют между собой что-то общее.

2.Работа по таблице «Строение растений».

Понятие «Цветочные растения».

Нет ничего прекраснее цветов, Пришедших в палисады и жилища. Они пришли из глубины веков, Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

- Помочь разобраться в строении растении нам и помогут цветы. Их ещё называют цветочными растениями. Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. ».(ОТКРЫТЬ. СЛАЙД №5)

Посмотрите. Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

2). Ознакомление с частями растения.

(СЛАЙД №6)

(СЛАЙД № 7)

Работа с учебником (с.58).

- Из каких частей состоит растение?

Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенам – это части растений.

- Какая же часть у растения является главной?

- Где же находится корень растения?

- Для чего растениям корень?

С помощью корня растение питается – впитывает воду и полезные вещества из почвы.

А ещё корень укрепляет растение в почве так належно, что выдернуть его с корнем из почвы может только ураганный ветер.

- Покажите корень растения.

Дальше находится стебель.

- Для чего же растению стебель?

По стеблю вода и питательные вещества поднимаются – распространяются по всему растению. Его ещё можно назвать проводником. Покажите стебель на рисунке.

- Листья тоже нужны растению, они ловят солнечный свет, необходимый для его роста и развития. Покажите листья растений.

- Для чего растеним цвести? Зачем растению цветки?

Цветки – это самый пахучий, яркий и красивый орган, который всегда радует наш глаз. Сильный запах и яркие цвета прельщают насекомых, которые достают из цветка сладкий сок – нектар, а переползая , перелетая с цветка на цветок, они их опыляют. И только после опыления на месте цветка появляется ещё один орган растения – плод, в середине котрого созревают семена. Когда же плоды созреют , они готовы к распростанению, а семена, попадая во владную почву, прорастают.

- Покажите цветки, плоды и семена.

3). Интерактивное упражнение «Где спрятались семена?» (СЛАЙД № 8)

VІІ. Физкульминутка (СЛАЙД № 9)

Просыпаются цветы,

Распускают лепестки.

Ветерок дуйнул тихонько,

Лепестки толкнул легонько.

Вечереет, и цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головками кивают.

(ЗАКРЫТЬ)

VІІІ. Закрепление и осмысление материала.

1. Индивидуальная работа гербарию.

- Расскажите еще раз Божьей коровке, из каких частей состоит растение.

2.Самостоятельная работа в тетради.

Соединить одинаковые органы растений.

3. Упражнение «Назови органы растений».

Х. Понятие о лекарственных растениях.

1. «Работа в парах».

Упражнение «Собери цветок».

2. Проверка «работы в парах».

3. Ознакомление с лекарственными растениями».

1). Загадка о солнце. (ОТКРЫТЬ) (СЛАЙД № 10)

Задание от Божьей коровки.

Ну-ка, кто из вас ответит:Не огонь, а больно жжёт,Не фонарь, а ярко светит,И не пекарь, а печёт? (Солнце)

- Что вы знаете о солнце?

- Может ли быть жизнь на Земле без солнца? Докажите это.

- Что дает солнце растениям?

2). Слово учителя.

Солнышко любят все: и взрослые, и дети, и растения, и животные. Часто вы изображаете его улыбающимся на своих рисунках, ласковым. Без солнца не существовало бы жизни на земле. Ведь и нашего гостя тоже в народе называют Солнышком. Какие же растения любит солнце?

(ЗАКРЫТЬ)

3). Ознакомление с растениями солнца.

1 пара

Загадка

Вот корзинка с черным донцем

Целый день следит за солнцем.

В ней так много зернышек.

Что это? (Подсолнушек)

Подсолнечник, подсолнух – культурное растение, так любит солнышко, что вместе с ним встает и засыпает. Очень любит наблюдать за солнышком. Куда солнышко – туда и он голову свою поворачивает. В народе подсолнечник называют «солнечный цветок». Из него изготавливают халву, масло, конфеты.

2 пара

Загадка

Был он желтеньким цветком —

Белым стал, как снежный ком.

Дунут девочка и мальчик —

Облетает... (одуванчик)

Одуванчик – дикорастущее растение, по внешнему виду напоминает тоже солнце. Утром с восходом солнца поднимает свои лепестки, а вечером, когда солнце заходит – прячет свои лепестки и укрывается листьями.

(учитель дает понятие о лекарственных растениях)

3 пара

В поле сестрички стоят, Желтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички — Белые реснички. (Ромашки)

Ромашка – это дикорастущее растение, растет в поле, на лугу. Желтенькая серединка в окружении белых лепестков. Своим желтым глазиком постоянно смотрит на солнышко. Помогает при простуде, при болях в желудке.

4). Ознакомление с лекарственными растениями

Следующее задание от Флоры. Она просит рассказать Божьей коровке, какие же это растения называются лекарственными?

Рассмотри и запомни эти цветы, В них столько тепла и земной красоты! Все, человек, что тебя окружает, Любит и лечит тебя, охраняет.

Листок подорожника ты не топчи, Ссадину, рану ты им залечи.

Ты заболел, а аптека закрыта. Банка с малиной мамой открыта. Это варенье, оно же лекарство, Быстро уходит болезни коварство.

Мята поможет в зимние дни, Летом ее насуши, сохрани. В зимнюю стужу чай завари, Выпей его и спи до зари.

Вот зверобой и ромашка с ним рядом. Смотрят цветы на тебя нежным взглядом. Ты, человек, их понимай, Пользуйся ими, не обижай. Растения, которые помогают нам избавиться от некоторых болезней, называют лекарственными.

- Какие лекарственные травы применяются при простуде?

- А при лечении ран?

- С какой новой группой растений познакомились?

(Дополнение «Ассоциативного куста» новым понятием: лекарственные.)

Х. Итог урока.

1. Интерактивная игра «ДА – НЕТ»

- Растения не могут жить без неживой природой.

- Растениям для жизни нужны свет, тепло и питание.

- В состав растения входят корень, цветки, листья и плоды.

- Корень является органом питания.

- Стебель разносит питательные вещества по растению.

- Семена прячуться в листьях.

- Лекартсвенные растения помогают в лечении некоторых заболеваний.

2. «Микрофон»

- Что же сегодня нового вы узнали о растениях?

- Давайте повторим все ещё раз по «Ассоциативному кусту».

- А что сегодня на уроке вам понравилось?

- Как вы думаете, помогли ли мы Солнышку-Вопросику больше узнать о жизни растений? Остался ли он доволен?

ОТКРЫТЬ

СЛАЙД № 11

infourok.ru

Урок с презентацией "Солнце, растения и мы с вами", 2 класс

Конспекта урока

Педагог Чепуштанова Галина Николаевна

Предмет: Окружающий мир Класс 3

Тема урока: «Солнце, растения и мы с вами».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: формировать представление о взаимосвязи между растениями и Солнцем, понятие о роли растений для поддержания жизни на Земле.

Задачи:

1. Ознакомить учащихся со способами дыхания и питания зеленых растений, показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли.

2. Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать ценностное отношение к окружающему миру.

Планируемый результат обучения:

  1. Приобретение новых знаний.

  2. Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно формулировать тему, учебные задачи.

  3. Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свою точку зрения, убеждать; умение договариваться, находить общее решение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

  4. Личностные УУД: развивать нравственную отзывчивость.

Дидактические основы урока:

Методы обучения: практический, частично-поисковый, словесный, наглядный.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 3 класс; рабочая тетрадь; мультимедийный проектор; компьютер; экран; карточки с заданиями, схемами; магнитная доска; предметные картинки; заготовки для теста.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

1.Органицационный момент

Цель: настроить учащихся на работу.

Задачи: организация учебной деятельности, Создание ситуации успеха.

Эмоциональный настрой на работу.

- От безделья мы устали

И в рядочек дружно встали,

Влево, вправо посмотрели

И за парты дружно сели.

- Мы начинаем урок окружающего мира. Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке.

Формируются регулятивные, коммуникативные УУД

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель: проверить знания учащихся по теме «Разнообразие растений».

Задачи: выявить уровень подготовки учащихся, умение использовать полученные знания при выполнении заданий.

Акцентируют внимание на выполнение работы

Отвечают на вопросы учителя.

Разгадывают кроссворд

Работа по карточкам в парах.

«У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны и лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как они цветут. У сосны и ели созревают плоды. В них находятся семена».

Проверка по эталону.

(Слайд 7)

- Дома вы читали статью о разнообразии растений.

1. Фронтальный опрос:

1) Что называют «Зеленой одеждой планеты»? Почему?

2) Какая наука изучает растения?

(слайд 1)

3) На сколько групп ученые делят все царство растений?

2. Разгадывание кроссворда:

(слайды 1-5 )

1) Это жители воды. Некоторые из них так малы, что их можно рассмотреть только в микроскоп. (Водоросли)

2) Эти растения можно узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. У них есть корни и стебли, но не бывает цветков и семян. (Папоротники).

3) У этих растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них вырастают шишки, в которых созревают семена. (Хвойные)

4) Эти растения растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них нет корней, цветков и плодов с семенами.

5) Эта группа растений самая многочисленная. У них есть цветки и плоды. Они имеют все другие части: корни, стебли, листья. (Цветковые).

3. Найдите ошибки в тексте: (Слайд 6)

Организует работу в парах.

Формируются регулятивные, познавательные, личностные УУД

Создаются условия для коммуникативного взаимодействия между учителем и учеником.

При разгадывании кроссворда предполагается двухуровневое задание: при затруднении дается дополнительная характеристика группы растений.

Коммуникативное взаимодействие детей: умение работать в группе, высказывать общее мнение.

При выполнении задания дети учатся выделять существенные признаки изучаемого понятия, производить проверку по эталону.

3. Изучение нового учебного материала.

1) Самоопределение к деятельности.

Цель: мотивация учащихся на изучение темы.

2) Актуализация опорных знаний

Цель: выявить границы знания-незнания

3)Определение темы, постановка цели и учебных задач.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, результат которого формулировка темы и учебных задач.

4) «Открытие» новых знаний

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется тайна связи солнца, растений и человека. Выявить необходимость растений для людей и животных.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока.

Работа в группах: составление схемы «Взаимодействие солнца, растений и человека».

Один человек из группы озвучивает результаты работы у доски.

Формулируют учебные задачи

Выстраивают логическую цепочку. Растения - живые существа - вдыхают кислород - выдыхают углекислый газ.

Проверяют свои догадки по схеме в учебнике на стр. 75.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют физминутку.

Отвечают на вопросы, используя знания, полученные из жизни:

Повар.

На огне.

Различные продукты.

Читают статью. Выполняют задание.

Отвечают на вопросы, выстраивают рассуждения:

Листья.

Солнце, свет.

Воду, растворенные соли и углекислый газ.

Крахмал и сахар, кислород.

Загадки:

1) В окно заглянуло,

Лучом подмигнуло. (Солнце).

2) Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Растение).

3) Двое ходят,

Двое смотрят,

Двое болтаются,

Один водит и приказывает.

(Человек)

Размещает рисунки на магнитной доске.

- Что вы знаете об этих предметах? (Слайд 8)

- Вы уже догадались, о чем пойдет речь на уроке? Давайте уточним тему в учебнике на стр. 74. (Слайд 9)

- Организуйтесь для работы в группе. Возьмите такие же листы бумаги с рисунками, которые у вас лежат на парте, и попробуйте стрелками показать, каким образом могут быть связаны эти предметы. (Слайд 10).

-Какие учебные задачи мы можем решить на уроке? (Слайд 11 ).

-Подумаем, как дышат живые растения? (Слайд 12).

Помогает детям наводящими вопросами выстроить рассуждение.

Итак, как дышат растения, более-менее понятно. Теперь нужно открыть другую тайну растений. Создание проблемной ситуации. Как они питаются? Я предлагаю отправиться на кухню.

А как вы думаете, где находится самая большая кухня растений?

Физминутка.

А сейчас мы в лес пойдем,

Там немного отдохнем…

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели.

Их всех лучики согрели.

Чудеса у нас на свете,

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем.

По тропинке пробежались,

Вот на кухне оказались.

Организует беседу, сопровождающуюся показом. (Слайд 13):

Кто на кухне главный?

На чем люди готовят пищу?

Что необходимо для приготовления пищи?

Из различных продуктов получаются различные блюда.

- Прочитайте статью «Тайна растений» стр. 74-76, попробуйте представить, как изменится вид кухни.

- беседа после прочтения, с заменой картинок на кухне. (Слайды 13-15 )

Кто готовит пищу для растения?

Что листьям заменяет огонь?

Что листья используют вместо продуктов?

Какие готовые «блюда» они получают?

Формируются регулятивные, познавательные, личностные УУД

При работе над загадками и постановке темы - развитие логического мышления.

Выявление границ знания-незнания: анализ объектов с целью выявления признаков.

Постановка темы и учебных задач осуществляется детьми с опорой на станицы учебника.

Работа в группах способствует развитию коммуникативного взаимодействия, актуализации знаний в изучаемой области с опорой на жизненный опыт и ранее полученные знания.

Создание проблемной ситуации.

Используя частично-поисковый, наглядный и словесный метод с опорой на ранее полученные знания и жизненный опыт строят предположения, выстраивают суждение, проверяют гипотезу.

Учитель помогает образно представить происходящий процесс с помощью слайдов.

Во избежание затруднений учитель выстаивает диалог с классом.

Подтверждение гипотезы дети находят в учебнике.

Выявление уровня осмысления прочитанного: беседа с демонстрацией слайдов.

4. Закрепление учебного материала

Цель: зафиксировать знания по темам «дыхание растений» и «питание растений»

Работают по учебнику.

Выстраивают рассуждение:

- на обеих схемах изображено растение.

- при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

- при питании растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.

Работают в парах. Выполняют задание в тетради. При необходимости обращаются за помощью к соседу или учителю.

-Сравним две схемы на стр. 75 «Дыхание растений» и «Питание растений». Что на них общего? Чем они различаются?

- проверим, удалось ли запомнить то, о чем мы сегодня говорили. Организуйтесь для работы в пары. Выполните задания 1- 3 в тетради на стр. 42-43.

При выполнении самостоятельной работы в тетради учитель наблюдает за процессом, при необходимости дает рекомендации по поиску необходимой информации в учебнике.

Формируются регулятивные, познавательные, личностные УУД

При организации работы используется прием сравнения, позволяющий выявить существенные признаки исследуемых процессов.

Практический метод, используемый в моделировании схем, позволяет синтезировать усвоенный материал. Работая в парах, у детей появляется возможность оказать друг другу помощь, еще раз повторить изученный материал.

  1. Подведение итога. Рефлексия.

Цель: сопоставить задачи урока с полученными знаниями, оценить результаты своей деятельности.

Воспроизводят поставленные задачи, выстраивают суждение о полученном результате.

Выполняют тест.

Сравнивают свои ответы с ключом к тесту (Слайд 26).

Оценивают результаты работы.

Отвечают на поставленный вопрос.

- Какие учебные задачи ставили на уроке? Удалось ли решить эти задачи?

- Хотелось бы вам проверить, все ли вы запомнили?

Предлагает детям выполнить тест (Слайды 16-25) и оценить уровень полученных знаний.

- Можно ли прожить без растений?

Формирование умения удерживать учебные задачи на протяжении всего урока.

Формирование умения оценивать свою деятельность на уроке.

  1. Задание на дом.

Цель: систематизировать знания по изученной теме, использовать эти знания при выполнении практического задания; проявить творческие способности при написании благодарственного письма.

Записывают домашнее задание.

- Домашнее задание:

Стр. 74-77 перечитать статью учебника, которая поможет вам в выполнении задания на стр. 44 №4, 5 в рабочей тетради.

Самостоятельное использование полученных на уроке знаний

infourok.ru

Конспект урока по познанию мира "Влияние сезонных изменений в жизни растений" 1 класс

Конспект урока в 1 классе «Влияние сезонных изменений в жизни растений»

Цель: Систематизация знаний о временах года и их отличительных признаков. Познакомить учащихся с особенностями времен года и изменениями в природе в течении года.

Задачи:

1.Расширить и уточнить представления детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

2. Развивать мышление, речь, умение сравнивать, анализировать увиденное и делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, сознательность в усвоении учебного материала.

Оборудование:

индивидуальные карточки с изображением предметов живой и неживой природы; карточки с названиями времен года: осень, зима, весна, лето;

Рисунки: солнце, цветок, облако, ель, туча, куст, дождь, лиса, снег, ежик, девочка, мальчик, муравей, паук, камень, стрекоза, сосулька, щука, дятел.

Слова: ветер, иней, песок, воздух.

музыкальные произведения из альбома П.Чайковского “Времена года”.Слайдовая презентация «Времена года».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги! Приветствую Вас в нашем классе.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок, на котором присутствует много гостей, которые пришли посмотреть, как вы умеете работать.

II. Психологический настрой: (ладошки!!!!)

Светит солнышко в окошко,

Вы подставьте ему ладошки.

Тепло солнца ощутите,

Ладошки к сердцу вы прижмите.

С улыбкой повернитесь к гостям,

Тепло солнца подарите всем нам!!

- Подойдите, к нашим гостям и, положите свои ладошки им на руки

- Встаньте, возьмитесь за руки, улыбнитесь и мысленно пожелайте другу-другу удачи. ( уч-ся выполняют задание)

2.Наблюдение за погодой.

А сейчас, ребята, мы попробуем охарактеризовать погоду сегодняшнего дня.

-Скажите, а какое сейчас время года?

-А какой месяц?

-Какое сегодня число?

-Какой день недели?

- Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба?

-Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер?

-А были ли сегодня осадки?

-Сегодня днем обещают температуру градусов. А это тепло или холодно?

3.Актуализация опорных знаний.

«Мозговой штурм».

- Что такое окружающий мир?

- Какая бывает природа?

- Что мы относим к живой природе, не живой природе?

- Одинакова ли природа круглый год?

4. Подведение к теме урока.

Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок .Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали о чем будете сегодня говорить, слушайте внимательно.. Загадка..

«У папочки – годочка

Четыре славные дочки

Первая седая

Вторая молодая

Третья с цветами

Четвертая с дождями».

(Времена года)

Презентация

.- Какие времена года вы знаете? (Предъявляются карточки с названиями времен года)

ОСЕНЬ – К?З ЗИМА - ?ЫС ВЕСНА - К?КТЕМ ЛЕТО - ЖАЗ (составление кластера).

5. Сообщение темы и цели урока.

Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, познакомимся с отличительными признаками каждого времени года и повторим все, что знаем.

6. Усвоение новых знаний.

В путешествие отправимся вместе с Лесовичком. Путь наш лежит через волшебный лес «Лес времен года». Перед путешествием Лесовичок предлагает нам размяться.

Физминутка.

Мы готовы для похода,

Но от парты не отходим,

Поднимаем выше ноги

И не нужно нам дороги.

Птицы учатся летать, плавно крыльями махать,

Полетели, полетели,

Опустились, посидели!

Можем отправляться в путь…

Вот мы заходим в лес… и вдруг подул сильный ветер, стало холодать. Птички улетают в теплые края, деревья вокруг разноцветные стоят, а у некоторых листочки уже опали. И встречает нас хозяйка этого леса…

-К кому же в гости мы попали, в какое время года? (осень)

-По каким приметам вы узнали это время года?

-Назовите осенние месяца?

-Какие осадки бывают осенью?

-Что происходит с растениями?

-Как осень влияет на деревья и кустарники?

-А что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?

-Что делают люди?

-А животные чем занимаются? Итак, какая же осень? Осень - грустная и задумчивая, плаксивая моросящими дождями и красивая разноцветными листьями. Осенью деревья роняют листья, застилая дорожки, лавочки и газоны красочным ковром листопада, а ещё осень нежная и красивая.

Побывали в гостях у осени, продолжаем путь…

Звучит мелодия Чайковского «Зима». На фоне музыки говорю…

Солнышко то прячется за тучки, то снова выходит, Повеяло сильным холодом, кругом лес белый-белый и повсюду гуляет метель и вьюга. И встречает нас хозяйка леса.

-Где же мы очутились? В какое время года попали? (Зима)

-По каким приметам вы узнали это время года?

-Назовите зимние месяца?

-Какие изменения происходят в неживой природе?

-Что происходит с растениями, деревьями?

- Что происходит с температурой воздуха? Как она изменяется?

-Что делают люди?

-А животные?

Зима - спящая красавица, околдованная морозами и украшенная росписью морозных узоров на окне. Зима самое тихое и спокойное время года, но и самое суровое и не простое для зимующих животных, а ещё зима волшебная.

Продолжаем наше путешествие… Звучит мелодия Чайковского «Весна». На фоне музыки говорю…

Не успели побывать в гостях у зимушки, как снова начало пригревать солнышко.

Голубые синие небо и ручьи,

В синих лужах плещутся стайкой воробьи,

На снегу прозрачные льдинки-кружева,

Первые проталинки. Первая трава.

И встречает нас хозяйка этого леса, раскрасавица…..(Весна)

-Что вы представили, слушая эту мелодию?

-Чем отличается мелодия о весне от мелодии зимней?

-Как она изменяется?

-Что происходит в природе: с растениями, деревьями, животными.

-Какие осадки выпадают весной?

-А температура как меняется?

Т.е., значит природа начала оживать, повсюду бегут ручейки, слышится звон капель, появляется травка.

Ну что ж, а нам пора дальше… Весна - радостная, веселящая солнечными лучами и звонкая журчащими ручьями. Весна душистая запахами и цветением, шумная и озорная, а еще весна прекрасная, потому что все вокруг цветет, распускается и птицы вьют гнезда.

Идем мы, идем…и вдруг лес стал снова меняться…кругом сочная зеленая травка, высокие стройные деревья. Шелестящие листвой, повсюду красивые цветы и пение птиц.

-В какое время года мы попали? (Лето)

-Какие выпадают осадки?

- Какие природные явления можем наблюдать летом?

- А ветер какой?

-Как изменяется температура воздуха летом?

-Назовите летние месяца?

-Назовите признаки, относящиеся к живой природе.

-Деревья. Растения. Что с ними происходит?

-Чем занимаются люди?

Лето - дружелюбное, согревающее жарким солнцем и освежающее теплыми дождями. Лето полно зелени, цветов и растений, когда в поле роятся насекомые, животные заняты своими делами и поют птицы, а ещё лето доброе.

Лето просит нас остаться у него в гостях, отдохнуть с дороги.

Физминутка:

Дети по лесу гуляли,

За временами года наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали

Дружно хлопаем,

Ногами топаем

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Вот и подошло наше путешествие к концу!

-В каких временах года мы побывали?

-Какой главный признак в каждом времени года?(температура). Показать термометр

-А еще какой?(осадки)- показываю снежинку и дождь.

7.Закрепление.

Лесовичок решил проверит вас, как вы усвоили тему урока. Он предлагает вам прослушать рассказ о лете в лесу. Но нужно быть очень внимательными, слушая его рассказ, в нем содержатся ошибки. Как только вы услышите ошибку, хлопните в ладоши. Я прекращаю рассказ, а вы исправляете ошибку.

« Ну вот наконец-то и в мой лес лето пришло. Ух, ну и жарко же стало, температура- минус 35 градусов. Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо прогревает землю. А вчера я решил помочь рыбкам и сделал для них лунки во льду, чтобы им легче дышалось. А еще убрал опавшие листья, чтобы разбудить Михаила Потапыча из зимней спячки. Вот такая вот история.

Игра «Угадай»

О каком времени года говорится в этих описаниях? Объясни свой выбор.

Тает снег, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, птицы возвращаются с юга, дни становятся длиннее.

Дует холодный ветер. Дни становятся короче, а ночи длиннее, земля покрывается снегом, деревья стоят без листьев. Люди надевают теплую одежду.

Часто идут дожди, небо закрыто тучами. Птицы улетают на юг, дикие звери готовятся к зиме. С деревьев опадают листья.

Стоят жаркие дни, летают бабочки, стрекозы, можно купаться, загорать. В лесу много ягод, цветов.

8. Индивидуальная работа. Определить по рисунку время года и раскрасить.

9. Рефлексия.

-О чем сегодня говорили?

-Что нового вы узнали на уроке?

Какое время года у вас самое любимое и почему? Возьмите смайлик и прикрепите его возле того времени года, которое вы больше всего любите.

10. Итог.

videouroki.net

Познание мира 1 класс. Тема: Мир растений. | Уроки по Познанию мира

I.                   Организационный момент. 2 мин.

Учитель создаёт соответствующие условия, чтобы настроить учеников  на учебную деятельность.

До чего хорош денёк: Веет лёгкий ветерок, Солнца летнего лучи Так приятно горячи! Закройте глаза, протяните ладошки под солнечный свет и почувствуйте ласку солнышка. Как солнышко радо вас согреть, так рада видеть я вас. 

II.                Актуализация опорных знаний. 10 мин.

Учитель: проводит опрос учащихся по стратегии  «Верю- не верю» 

Ученики: отвечают на вопросы учителя, ставят знаки «+» или «-«, делают самопроверку, оценивают работы стратегией «Смайлик».(отмечают результат оценивания на листе оценивания)

1 задание

 

2 задание

3 задание

 

Верите ли вы, всё, что нас окружает – это "окружающий мир”?

Верите ли вы, что природа делится на живую  и неживую?

Верите ли вы, что  река, облако и камень – живые объекты природы?

Верите ли вы, что синица, дерево, пескарь – неживые объекты природы?

Верите ли вы, что  осень, зима, весна и лето это времена года?

Верите ли вы, что  после осени придёт лето?

Самопроверка (ответы на доске).

III.             Постановка учебной задачи.

Учитель: отгадайте загадки.

Я из крошки-бочки вылез,                Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Благоухает и манит, Цветами нежными дарит, Протянешь руку за плетень - И в ней окажется ... (Сирень)

Растут на ней иголкиТолстые и колкие,И шишки смолистые,Липкие, душистые.Она под Новый годВ гости к нам придёт!Стройная, пушистаяС огнями золотистыми. 

(Ель)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка.

(Одуванчик)

Я в траве густой расту,Огоньком на ней цвету.Семена коль соберут,Пирожки вам испекут.

(Мак)

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви её, поди-ка:

Куст колючий будто ёж,

Вот и назван .... (Ежевикой)

Ученики: отгадывают загадки и делают вывод, что на уроке речь пойдет о растениях.

Музыкальная физминутка.

IV.             Новая тема. 10 мин.

Работа по группам.

Учитель:

-Распределите иллюстрации растений в три группы по какому-либо принципу.Обоснуйте свое решение.

- Чем отличаются друг от друга деревья кустарники и травы?

Ученики: делятся на группы. Каждая группа получает лист ватмана и иллюстрации растений.

Задание:

Распределить иллюстрации растений в три группы по какому-либо принципу.Обосновать свое решение.

(по завершении выполнения задания учащиеся комментируют выбор определения растений в разные группы.)

Выслушиваются выступления всех групп. Подводится итог работы групп, оцениваются стратегией «Смайлик». (лист оценивания)

Учитель: А теперь давайте определим, какие условия необходимы для жизни растений?

Отгадайте загадки:

 Ежегодно по утрам Он в окошко входит к нам. Если он уже вошёл, Значит, день пришёл. (Свет)

В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода)

Чем мы дышим???Что мы не видим???

(Воздух)

Рыхлый слой и плодородный,Не оставит всех голодным,Лишь с посадкой поспешишь,И работу совершишь. (Почва)

Без него плачемся,

А как придет от него прячемся (Солнце)

 

Ученики: составляют кластер на тему «Условия для жизни растений»

Музыкальная физминутка.

V.                Закрепление изученного материала. 5 мин.

Работа в парах.

Игра «Что сначала, что потом»

У детей карточки с изображением растения. Им нужно правильно определить последовательность роста растения и соединить картинку с соответствующей цифрой. Оценивают свою работу стратегией «Смайлик». (лист оценивания)

VI.             Рефлексия урока.  1 мин.

Учитель: Для этого необходимо заглянуть в ваши листы само оценивания и подсчитать, каких смайликов вы отметили больше. Каждая группа берет стикер своего цвета и рисует соответствующий  смайлик.

Ученики: Рисуют смайлик на стикере.

всё получилось

есть недочеты

нужно постараться

Итог урока. 2 мин.

Учитель: Выставляет устные оценки за урок, комментируя каждую оценку. Прощается с ребятами.

Ученики: Прощаются  с учителем.

tak-to-ent.net

"Солнце ,растения и мы с вами",

1. Определение темы, цели и задач урока.

-Отгадайте загадки и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

1. Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печёт.

2. Вокруг нас растут, цветут,

Кислород всем нам дают.

3. Может сеять и пахать,

И машиной управлять,

Ну, а если захотите

Может в облака слетать.

-Какие слова у вас получились?

-Тема нашего урока «Солнце, растения и мы с вами». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? 

-Прочитайте эпиграф « Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»

-Как вы понимаете эти слова?

-Чтобы произошло, если бы растений не было на планете?

-Сегодня на уроке мы поговорим о том, как растения дышат и питаются.

Цель нашего урока: познакомится с питанием и дыханием растений и с взаимосвязями растений, людей и солнца. 

-Какие задачи мы перед собой поставим, исходя из темы урока и нашей цели?

-Правильно. А ещё мы должны:

-Обнаружить взаимосвязь между неживой природой, растениями и человеком.

-Смоделировать взаимосвязи между растениями и неживой природой.

2. Рассказ учителя.

  1. Дыхание растений.

 -Как дышим мы с вами?

-А как растения?

– Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

- Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?

-Давайте с вами на дерево повесим листок и напишем на нём: дыхание, ведь мы с вами узнали, что растения, как и мы с вами дышат.

2. Питание растений.

-Теперь вы знаете, как дышат растения.

– О чем сейчас нам нужно поговорить? 

– Какие у вас версии: как питаются растения? 

- От части, вы правы своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

- Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал? Ведь их  в природе нет, а в растениях есть?

- Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?

- Какой вопрос у вас возникает? Какое значение имеет солнце? 

-Сейчас я раскрою вам тайну. Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.

-Но запомнит:  работает эта чудесная  «кухня» только на свету.

-Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины .

-Теперь, мы можем поместить ещё один листок на дерево, так как мы узнали, что растения питаются и как мы получают питательные вещества.

-Солнце, растения, человек.

-Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.

-Всё бы погибло.

-Узнать о том, как растения дышат

-Узнать о том, как растения питаются

-Слушают, анализируют.

-Дыхание.

- О питании растений.

- Возможно, растения получают питательные вещества из почвы.

- Почему же для работы требуется свет?

-Слушают и анализируют.

multiurok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта