Конспект урока по окружающему миру на тему "Как живут растения" (1 класс). Солнце и жизнь растений урок в 1 классе
Конструкт урока по окружающему миру в 1 классе "Как развивается растение"
Конструкт
урока по окружающему миру
для 1 класса
(система учебников «Планета знаний»)
Выполнила:
учитель начальных классов
Мурзина Елена Юрьевна
Окружающий мир 1 класс
Раздел: «Природа в жизни человека».
Тема: «Как развивается растение».
Учебно- методическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь.
Оборудование: семена растений, блюдца, марлевые салфетки, рабочие
листы, иллюстрации.
Личностные задачи: побуждать интерес и поддерживать детские
инициативы, направленные на поиск средств и способов
достижения целей.
Планируемый результат: учащиеся проявляют интерес, любознательность.
Метапредметные задачи: определять цель наблюдения, выстраивать план
наблюдения.
Планируемый результат: следуют плану при самостоятельном проведении
опыта.
Предметные задачи: узнавать части растений.
Планируемый результат: различают части растений: корень, стебель, лист,
цветок, плод с семенами.
Организационный момент.
Ученики, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок!
Актуализация прежних способов действий учащихся.
-Рассмотрите внимательно рисунки.
(На доске: куст смородины, яблоня, помидоры, горох).
-Как, одним словом назвать все эти предметы?
-Что общего у всех растений?
-На прошлом уроке мы познакомились с частями растения и их назначением.
-Рассмотрите схему, кто догадался, что спрятано в ячейках?
Работа в рабочей тетради «Как устроено растение».
Постановка проблемной ситуации.
-Могут ли части растений появляться в другой последовательности?
-Как доказать, что семя- это маленький организм, внутри которого находятся части взрослого растения?
Выдвижение предположений.
-Где и как нам найти ответ на вопрос?
-Молодцы. Ответ на наш вопрос мы можем получить с помощью наблюдения. И сегодня мы, как настоящие ученые, будем добывать знания с помощью опыта.
Физкультмтнутка.
Эй, ребята-молодцы,
Превращайтесь в огурцы.
День за днём мы растём
Под ветрами и дождём.
К солнцу тянемся, растём
В одиночку и вдвоём.
Солнышко нас нарядило,
Как солдатиков, в мундиры.
Раз, два, три, раз, два, три,
Мы шагаем, посмотри.
Лишь созреем мы в знизинке,
То уложат нас в корзинки.
Сразу тех, кто вырос тут,
С огорода унесут.
Проверка выдвинутых гипотез.
-Вот у меня мешочек с семенами, я сейчас к каждому подойду и попрошу достать по одну семени.
- Каких растения дают человеку такие семена? (бобы, горох, подсолнечник, огурец).
-Семена этих растений образуют дружные семейки, я предлагаю каждому из вас найти свою семейку. (Дети распределяются на группы).
-Как вы думаете, что нужно для проведения опыта, как мы будем наблюдать и проводить опыт? (ответы детей).
План работы:
Рассмотрите семена. Опишите их (цвет, форма, чем покрыты).
Зарисуйте семя.
Возьмите семена и намочите их.
На блюдце положите смоченную водой марлевою салфетку.
Положите на салфетку семена.
Накройте семена ещё одной мокрой марлевой салфеткой.
Поставьте в тёплое место.
- Посоветуйтесь, кто и что в группе будет делать.
-Приступаем к работе (в ходе работы вместе заполняем первый рабочий лист)
- Очень важно для наблюдения следить за тем, чтобы марля в блюдце всегда была влажной.
-Наш урок подошёл к концу. Каждые три дня мы будем наблюдать за семенами, зарисовывать все изменения.
Рефлексия.
-Что было самым интересным в работе?
-Каким учеником (какой ученицей) ты был (была) на уроке?
- Где вы сможете использовать то, что делали в ходе опыта?
infourok.ru
Конспект урока на тему "Удивительный мир цветов" (1 класс)
План-конспект урока.
Тема: « Удивительный мир цветов».
Цель: Формирование у детей представления о мире цветов как части живой природы.
Дидактическая цель: Узнать о цветах что-то новое и удивительное.
Задачи:
1.Расширить знания о многообразии растительного мира.
2.Способствовать развитию экологической культуры ребёнка
3. Способствовать развитию УУД:
- личностное самоопределение;
-работа в группах, направлена на выполнение учебной задачи;
- формировать умение оценивать и выстраивать своё отношение к природе;
- умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.
Форма занятия: Групповая
Планируемые результаты:
1.Сформированное представление у детей как о части живой природы.
2.Способствовать развитию УУД ребенка.
Тип занятия: Вводное
Оборудование: презентация по теме занятия, карточки – «Части растения», «Факторы живой и неживой природы», «Признаки живой природы», силуэты Фей (сделанные из бумаги), живые цветы в горшочках, листья комнатных растений, компьютер, экран, проектор, микроскоп.
Структура урока:
Организационный момент
Целеполагание и мотивация
Актуализация знаний
Конкретизация знаний
Подведение итогов
Рефлексия
Ход урока
Организационный момент:
(на доске висит крупным планом вырезанная дверь из бумаги с надписью « Цветочное царство». Внутри двери на бумаге нарисована поляна с цветами. На внешней стороне двери схема виде пазла из 3-х частей –это волшебный ключ двери).
Педагог: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Надежда Ивановна.
И сегодня я вас приглашаю на моё занятие, и для начала предлагаю вам посмотреть на удивительное и красивое царство цветов! «
(Дети смотрят видео «Красота Цветковых растений»).
Вопрос к детям: «Скажите, пожалуйста, что вы сейчас увидели»?
(ответы детей: Цветы, которые распускаются, двигаются и т.д.)
(На столе стоят комнатные растения один выглядит очень красиво, а другой – нет).
Вопрос: «У меня на столе стоят 2 цветка. Посмотрите внимательно:
У одного вид красивый, а у другого - печальный. Ребята, как вы думаете, какие причины привели к печальному виду цветка»?
(Дети начинают высказывать свои версии: заболело, не ухаживали и т.д)
Педагог: Ребята, сегодня к нам прилетели феи из «Цветочного царства». Возможно, они нам помогут найти полный ответ на мой вопрос. Феи приглашают нас в царство цветов. Но вот незадача - дверь закрыта. Она откроется, если мы ответим на три вопроса и соберём из частей ключ.
Наши феи будут смотреть, чтобы задание в группе выполняли все дружно и активно.
(Педагог показывает задания на слайде и объясняет детям задания). Время на задание -3 минуты.
Задания:
Часть ключа - « Собери цветковое растение».
Часть ключа -« Докажи, что растение-это живой организм».
Часть ключа -«Покажи, какие условия необходимы для жизни растений».
Приступаем! (Звучит спокойная музыка).
Педагог: « Ребята, один человек подходит к двери и прикрепляет часть вашего ключа на дверь».
Педагог: «Итак посмотрим, что же у нас получилось».
Вывод по заданию:
Педагог: Что же такое растение?
Ответы детей: Растение - это живой организм. Состоит из корня, стебля, листьев, цветка, плода, семени. Для него присущи все свойства живого: размножение, рост, питание, дыхание, смерть и обмен веществ. На рост растений влияют как факторы неживой природы, так факторы живой природы.
Педагог: «Ребята, мы сейчас можем ответить на вопрос: «Почему это растение печальное»?
Да, вы правы! Мы сейчас узнать точно причину печали растения не сможем. Мы уже можем открыть дверь в царство цветов, но немного отдохнем.
Педагог: «Ребята, сейчас я вам предложить побыть в роли растения».
(Физкультминутка: дети выполняют физкультминутку по творческому заданию).
Педагог: «Молодцы! Присаживайтесь. Давайте дополним ответ на наш главный вопрос: «Почему растение печальное»?
Вывод: Жизнь растения зависит от знаний человека о месте произрастания и условий ухода за ним.
«А теперь откроем двери царства. Посмотрите как в нем много цветов. Каждый цветок – это тайна! Вы очень понравились нашим феям, ребята, поэтому они хотят сегодня попросить несколько цветов открыть тайну».
Первая тайна «Разнообразие».
Педагог: «Феи принесли с собой различные листочки. Вам нужно их рассмотреть и подумать над вопросом: «Чем отличаются эти листья друг от друга»?
Ответ: листья отличаются по следующим признакам….
Педагог: «Вот и мир цветов так же разнообразен. Вы рассмотрели листочки с внешней стороны. А что находится внутри листа? И вот вторая тайна».
Вторая «Тайна».
(Показ слайда: «Разновидность растительных клеток»).
Педагог: «А сейчас я вам покажу клеточки одного из листочков. Рассматриваем листочек под микроскопом, и выводим изображение на экран. Вы видите, ребята, что все растения состоят, как все живые организмы, из клеток. А вот третья тайна».
Третья тайна « Жизнь».
(Дети смотрят видео «Сейчас вы увидите чудо»).
Педагог: « А вот еще один цветок, он очень необычно раскрашен. Давайте узнаем его тайну».
(Просмотр слайдов с положительными и отрицательными примерами антропогенного воздействия).
Вывод: растение - это хрупкий, живой организм, состоящий из клеток. Жизнь растений на планете зависит от деятельности человека.
Подведение итога:
Итак, наше растение было печальным почему?
Вывод: Растение это живой организм. К нему нужно относится как к живому – поить кормить создавать условия для его роста. А для этого нужно знать условия выращивания каждого растения. Мир цветов – очень хрупкий мир, который человек должен сохранить.
Сегодня феи открыли вам не все тайны цветов. Чтобы узнать больше о жизни цветов я приглашаю вас на занятия нашего объединения «Цветоводство». Феи попросили меня подарить вам ключи от царства цветов, чтобы вы смогли открыть остальные тайны цветов.
Педагог: Ребята, сейчас выберите, пожалуйста, для себя одно из высказываний:
Человек - царь природы.
Человек - частица природы.
Я рада за тех ребят, что выбрали второе высказывание. Человек выживет на нашей планете только в том случае, если поймет, что он частица природы, которая должна соблюдать все законы природы. А тем, кто выбрал первое высказывание, предлагаю задуматься.
На фоне музыки и слайдов звучит стихотворение "В мире нет ничего лишнего"
Коваленко Н.Д.
В этот мир я пришел не напрасно!
Этот мир нахожу я прекрасным.
Облака голубые, плывущие,
И цветы разноцветно цветущие,
На травинке жучок и муха жужжащая,
У цветка лепесток и паутинка дрожащая,
Вот травинка растущая, рядом - лежащая,
Это жизнь без прикрас, совсем настоящая;
Я человек - я частица природы.
Для меня на Земле нет непогоды.
Солнце сияет, иль дождь моросит,
Значит так надо - природа велит.
Я не нарушу законы планеты.
С детства я должен осмыслить все это.
Я родился, чтоб созидать,
Сердца тепло Земле отдавать.
Законы природы все познавать,
Их чтить, уважать, не нарушать.
Я должен беречь планету, как мать,
Я должен ее всей душой понимать!
Рефлексия:
Я узнал новое о растениях
и хочу узнать тайны царства цветов!
Я подумаю.
infourok.ru
Конспект урока по окружающему миру на тему "Как живут растения" (1 класс)
Учитель: Бакума Светлана Юрьевна
МОУ «Поярковская СОШ № 2»
Амурская область, Михайловский район
Предмет: окружающий мир
Класс: 1
Тема: Как живут растения?
Цель:
- познакомить с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для жизни растений;
- развивать наблюдательность, внимание;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок-исследование
мультимедиа
стаканчики с результатами опытной работы (6 штук)
памятки «Как ухаживать за комнатными растениями»
комнатное растение, палочка для рыхления почвы, влажная салфетка, лейка (на каждой парте)
Подготовка к уроку:
За неделю до проведения урока класс делиться на 3 группы. Каждая группа закладывает опыт и в течение недели наблюдает за результатами.
Цель опытов: исследовать, какие условия необходимы для роста растений.
Группа № 1:
В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место.
Группа № 2:
В два стакана поместили семена фасоли. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили.
Группа № 3:
Взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стёклами. Один стакан поместили в теплое место, а другой – на холод (на подоконник, ближе к стеклу).
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Повторение изученного материала. (слайд2)
У.: На прошлом уроке вы познакомились со свойствами снега и льда. Что вы о них узнали?
Д.: Мы узнали, что снег и лёд – это замёрзшая вода.
У.: Чем похожи снег и лёд?
Д.: В тепле снег и лёд тают, и образуется вода.
Они легче воды.
У.: Чем они различаются?
Д.: Снег рыхлый, а лёд – хрупкий.
Снег белый, а лёд – прозрачный.
Снег непрозрачный, а лёд – прозрачный.
Выполнение заданий в тетради «Проверь себя»
3.Выход на тему урока.
У.: Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь учёными – исследователями. Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами. Кто знает игру «Третий лишний»? Итак, ваша задача в каждом ряду найти лишний предмет (слайд 3)
ЛОТОС, орёл, сова
лиса, ГОЛУБИЦА, белка
бабочка, жук, СОСНА
У.: Посмотрите, какие картинки остались? Что вы о них можете сказать? (слайд 4)
Д.: Это – растения.
У.: Молодцы! А какие вы ещё знаете растения?
Д.:
У.: Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Д.:
4. Сообщение темы и целей урока.
У.: Верно! Сегодня урок посвятим тому, чтобы ответить на вопрос «Как живут растения?» Поговорим о том, что необходимо для жизни и роста растений.
5. Работа по теме урока.
У.: Послушайте внимательно одну историю и запомните, как росло растение.
(слайд 5)
“Жил-был на свете король. И был у него прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором каждый год цвели яблоневые, вишнёвые, сливовые деревья.
Король сам сажал, поливал, копал, полол, и каждое новое выросшее растение приносило ему огромную радость.
Но недалеко от тех краёв в тёмном замке поселился злой волшебник. Прослышал он про прекрасный дворец и решил погубить его. Он ненавидел, когда люди радовались.
И вот однажды, когда король любовался своим великолепным садом, налетел ураган. Он рвал и метал, снося всё на своём пути. Король попытался спасти свои хрупкие растения, но ураган не унимался. И, наконец, потеряв последние силы, король упал на землю и заплакал.
А злой волшебник радовался слезам короля.
Когда король очнулся, то увидел вокруг себя голую пустыню. Кругом валялись сломанные деревья, цветы, кустарники – всё погибло. Но одно семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому волшебнику. Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками. Увидев росток, волшебник хотел погубить его, но что-то заставило его остановиться. Шло время, росточек окреп, на нём появились листики. И вот однажды растение зацвело.
Злой волшебник очень изменился. Он ходил вокруг растения и наблюдал за ним. И вдруг вспомнил про короля. “Какую боль я ему причинил! Ведь в растениях вся его жизнь! – подумал волшебник. – Нельзя не радоваться, когда смотришь, как они растут, борются за свою жизнь”.
Он схватил свою волшебную палочку и сказал: “Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды. И это должно повторяться бесконечно!”.
И снова у короля и на всей земле зацвели прекрасные сады!”
У.: Как вы думаете, почему в конце сказки злой волшебник изменился?
Д.:
У.: Как росло единственное выжившее после урагана растение? Что с ним происходило? Найдите на вашем столе конверт с пособием «Развитие растения из семени» и разложите карточки в том порядке, как растёт растение.
Д.: (2 ученика работают у доски, остальные - на рабочих местах)
У.: Я вам предлагаю увидеть это своими глазами. (слайд 6)
У.: Мы с вами говорили о том, что растение оставляет после себя семена. Как вы думаете, почему у каждого растения много семян?
Д.: Семена едят птицы,
они могут замёрзнуть, пропасть, но хоть одно прорастёт
ФИЗМИНУТКА
У.: Для того, чтобы растение росло, нужны определённые условия. (слайд 7)
Первое необходимое условие это то, чьё название спрятано за точками в этом стихотворении:
Не умыться, не напиться без …
Листику не распуститься без …
Без …прожить не могут птица. зверь и человек
И поэтому всегда всем везде нужна….
Д.: вода
У.: Вспомните опыты, которые мы закладывали с вами на прошлой неделе.
Д.: (группа № 1):: «В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в тёплое место. В стакане, где была вода, семена проросли, в стакане без воды семена не изменились»
У.: Итак, что необходимо для жизни растений?
Д.: вода
У.: Чтобы выяснить, какое второе условие, надо отгадать загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него прожить не можем.
Д.: воздух
Группа №2:: В два стакана поместили семена. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Во втором стакане семена проросли, а в первом набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый для дыхания семян.
У.: Какое второе необходимое условие для роста растений?
Д.: Растениям необходим воздух.
У.: Название следующего условия в новом четверостишии:
Выше леса, выше туч
Пробивался ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, луч.
Он всему живому нужен
И в тепло, и в злую стужу.
Д.: солнце
Группа №3: Взяли два стакана с семенами. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стеклом. Один стакан поместили в тёплое место, а другой – на холод. На холоде семена не проросли.
У.: Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений?
Д.: В земле, где есть вода, воздух и тепло, семена обязательно прорастут.
6. Первичное закрепление.
У.: Откройте учебники на с.51.
Давайте вспомним комнатные растения, изображённые на рисунке.
Д.: На рисунке изображены герань, бегония и фикус
У.: Зачем поливают комнатные растения?
Д.: Растениям для роста нужна вода, без неё они погибнут.
У.: Почему комнатные растения ставят близко к окну?
Д.: Свет необходим для жизни всем растениям, поэтому комнатные растения мы располагаем на подоконниках.
У.: Что делает девочка и почему?
Д.: Девочка вытирает пыль с листьев фикуса.
Пыль, если её не смывать, мешает растению дышать. Поэтому листья надо протирать или обрызгивать.
У.: Посмотрите, как это правильно делать. (показ учителем как ухаживать за растением).
Практическая работа в парах по уходу за растениями.
У.: Что произошло с растением на правом нижнем рисунке? Почему?
Д.: Открывая окна, чтобы проветрить квартиру, цветы надо убрать с подоконника. Мы помним, что комнатные растения попали к нам из жарких стран. Холодный воздух может быть для них смертельным
7. Итог урока.
У.: Итак, что нужно растениям для жизни?
Д.: вода, воздух, свет и тепло.
У.: Назовите этапы жизни растения.
Д.: семечка, росток, листики, цветы, плоды.
8. Домашнее задание.
Вклеить в тетрадь карточки – этапы развития растений.
Литература
Интернет-ресурсы.
Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»:1 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас: 1 класс»,Е.М.Тихомирова. - М. Издательство «Экзамен»,2007. – 335.
Окружающий мир: занимательные материалы /авт. – сост. Г. Н. Решетникова, Н.И. Стрельников. - Волгоград: Учитель, 2008, - 264 с.:ил.
Приложение.
Памятка
“Правила ухода за комнатными растениями”.
Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.
Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
Самоанализ урока.
Урок в 1 классе по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир» по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Материал урока опирается на знания учащихся по темам: «Что общего у разных растений?», «Природа живая и неживая».
Тип урока: урок приобретения новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Используемые методы: наглядный, практический
Выбранная форма урока помогает учащимся самим пронаблюдать процесс развития растения и выяснить факторы, влияющие на его рост. При подготовке к уроку проводится групповая работа по наблюдению за прорастанием семян фасоли в различных условиях.
Учитывая возрастные особенности учащихся 1 класса (конкретно: преобладание наглядно-образного мышления) в ходе урока возможно использование мультимедийного оборудования для демонстрации презентации, созданной в программе Microsoft PowerPoint – 2003. В данной презентации учащимся предлагаются задания по этапам урока и видеоролики «Вальс цветов» и «Прорастание семени».
infourok.ru