Солнце и жизнь растений урок в 1 классе. Конструкт урока по окружающему миру в 1 классе "Как развивается растение"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как живут растения" (1 класс). Солнце и жизнь растений урок в 1 классе


Конструкт урока по окружающему миру в 1 классе "Как развивается растение"

Конструкт

урока по окружающему миру

для 1 класса

(система учебников «Планета знаний»)

Выполнила:

учитель начальных классов

Мурзина Елена Юрьевна

Окружающий мир 1 класс

Раздел: «Природа в жизни человека».

Тема: «Как развивается растение».

Учебно- методическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь.

Оборудование: семена растений, блюдца, марлевые салфетки, рабочие

листы, иллюстрации.

Личностные задачи: побуждать интерес и поддерживать детские

инициативы, направленные на поиск средств и способов

достижения целей.

Планируемый результат: учащиеся проявляют интерес, любознательность.

Метапредметные задачи: определять цель наблюдения, выстраивать план

наблюдения.

Планируемый результат: следуют плану при самостоятельном проведении

опыта.

Предметные задачи: узнавать части растений.

Планируемый результат: различают части растений: корень, стебель, лист,

цветок, плод с семенами.

Организационный момент.

Ученики, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее -

Начнём скорей урок!

Актуализация прежних способов действий учащихся.

-Рассмотрите внимательно рисунки.

(На доске: куст смородины, яблоня, помидоры, горох).

-Как, одним словом назвать все эти предметы?

-Что общего у всех растений?

-На прошлом уроке мы познакомились с частями растения и их назначением.

-Рассмотрите схему, кто догадался, что спрятано в ячейках?

Работа в рабочей тетради «Как устроено растение».

Постановка проблемной ситуации.

-Могут ли части растений появляться в другой последовательности?

-Как доказать, что семя- это маленький организм, внутри которого находятся части взрослого растения?

Выдвижение предположений.

-Где и как нам найти ответ на вопрос?

-Молодцы. Ответ на наш вопрос мы можем получить с помощью наблюдения. И сегодня мы, как настоящие ученые, будем добывать знания с помощью опыта.

Физкультмтнутка.

Эй, ребята-молодцы,

Превращайтесь в огурцы.

День за днём мы растём

Под ветрами и дождём.

К солнцу тянемся, растём

В одиночку и вдвоём.

Солнышко нас нарядило,

Как солдатиков, в мундиры.

Раз, два, три, раз, два, три,

Мы шагаем, посмотри.

Лишь созреем мы в знизинке,

То уложат нас в корзинки.

Сразу тех, кто вырос тут,

С огорода унесут.

Проверка выдвинутых гипотез.

-Вот у меня мешочек с семенами, я сейчас к каждому подойду и попрошу достать по одну семени.

- Каких растения дают человеку такие семена? (бобы, горох, подсолнечник, огурец).

-Семена этих растений образуют дружные семейки, я предлагаю каждому из вас найти свою семейку. (Дети распределяются на группы).

-Как вы думаете, что нужно для проведения опыта, как мы будем наблюдать и проводить опыт? (ответы детей).

План работы:

  1. Рассмотрите семена. Опишите их (цвет, форма, чем покрыты).

  2. Зарисуйте семя.

  3. Возьмите семена и намочите их.

  4. На блюдце положите смоченную водой марлевою салфетку.

  5. Положите на салфетку семена.

  6. Накройте семена ещё одной мокрой марлевой салфеткой.

  7. Поставьте в тёплое место.

- Посоветуйтесь, кто и что в группе будет делать.

-Приступаем к работе (в ходе работы вместе заполняем первый рабочий лист)

- Очень важно для наблюдения следить за тем, чтобы марля в блюдце всегда была влажной.

-Наш урок подошёл к концу. Каждые три дня мы будем наблюдать за семенами, зарисовывать все изменения.

Рефлексия.

-Что было самым интересным в работе?

-Каким учеником (какой ученицей) ты был (была) на уроке?

- Где вы сможете использовать то, что делали в ходе опыта?

infourok.ru

Конспект урока на тему "Удивительный мир цветов" (1 класс)

План-конспект урока.

Тема: « Удивительный мир цветов».

Цель: Формирование у детей представления о мире цветов как части живой природы.

Дидактическая цель: Узнать о цветах что-то новое и удивительное.

Задачи:

1.Расширить знания о многообразии растительного мира.

2.Способствовать развитию экологической культуры ребёнка

3. Способствовать развитию УУД:

- личностное самоопределение;

-работа в группах, направлена на выполнение учебной задачи;

- формировать умение оценивать и выстраивать своё отношение к природе;

- умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.

Форма занятия: Групповая

Планируемые результаты:

1.Сформированное представление у детей как о части живой природы.

2.Способствовать развитию УУД ребенка.

Тип занятия: Вводное

Оборудование: презентация по теме занятия, карточки – «Части растения», «Факторы живой и неживой природы», «Признаки живой природы», силуэты Фей (сделанные из бумаги), живые цветы в горшочках, листья комнатных растений, компьютер, экран, проектор, микроскоп.

Структура урока:

Организационный момент

Целеполагание и мотивация

Актуализация знаний

Конкретизация знаний

Подведение итогов

Рефлексия

Ход урока

Организационный момент:

(на доске висит крупным планом вырезанная дверь из бумаги с надписью « Цветочное царство». Внутри двери на бумаге нарисована поляна с цветами. На внешней стороне двери схема виде пазла из 3-х частей –это волшебный ключ двери).

Педагог: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Надежда Ивановна.

И сегодня я вас приглашаю на моё занятие, и для начала предлагаю вам посмотреть на удивительное и красивое царство цветов! «

(Дети смотрят видео «Красота Цветковых растений»).

Вопрос к детям: «Скажите, пожалуйста, что вы сейчас увидели»?

(ответы детей: Цветы, которые распускаются, двигаются и т.д.)

(На столе стоят комнатные растения один выглядит очень красиво, а другой – нет).

Вопрос: «У меня на столе стоят 2 цветка. Посмотрите внимательно:

У одного вид красивый, а у другого - печальный. Ребята, как вы думаете, какие причины привели к печальному виду цветка»?

(Дети начинают высказывать свои версии: заболело, не ухаживали и т.д)

Педагог: Ребята, сегодня к нам прилетели феи из «Цветочного царства». Возможно, они нам помогут найти полный ответ на мой вопрос. Феи приглашают нас в царство цветов. Но вот незадача - дверь закрыта. Она откроется, если мы ответим на три вопроса и соберём из частей ключ.

Наши феи будут смотреть, чтобы задание в группе выполняли все дружно и активно.

(Педагог показывает задания на слайде и объясняет детям задания). Время на задание -3 минуты.

Задания:

  1. Часть ключа - « Собери цветковое растение».

  2. Часть ключа -« Докажи, что растение-это живой организм».

  3. Часть ключа -«Покажи, какие условия необходимы для жизни растений».

Приступаем! (Звучит спокойная музыка).

Педагог: « Ребята, один человек подходит к двери и прикрепляет часть вашего ключа на дверь».

Педагог: «Итак посмотрим, что же у нас получилось».

Вывод по заданию:

Педагог: Что же такое растение?

Ответы детей: Растение - это живой организм. Состоит из корня, стебля, листьев, цветка, плода, семени. Для него присущи все свойства живого: размножение, рост, питание, дыхание, смерть и обмен веществ. На рост растений влияют как факторы неживой природы, так факторы живой природы.

Педагог: «Ребята, мы сейчас можем ответить на вопрос: «Почему это растение печальное»?

Да, вы правы! Мы сейчас узнать точно причину печали растения не сможем. Мы уже можем открыть дверь в царство цветов, но немного отдохнем.

Педагог: «Ребята, сейчас я вам предложить побыть в роли растения».

(Физкультминутка: дети выполняют физкультминутку по творческому заданию).

Педагог: «Молодцы! Присаживайтесь. Давайте дополним ответ на наш главный вопрос: «Почему растение печальное»?

Вывод: Жизнь растения зависит от знаний человека о месте произрастания и условий ухода за ним.

«А теперь откроем двери царства. Посмотрите как в нем много цветов. Каждый цветок – это тайна! Вы очень понравились нашим феям, ребята, поэтому они хотят сегодня попросить несколько цветов открыть тайну».

Первая тайна «Разнообразие».

Педагог: «Феи принесли с собой различные листочки. Вам нужно их рассмотреть и подумать над вопросом: «Чем отличаются эти листья друг от друга»?

Ответ: листья отличаются по следующим признакам….

Педагог: «Вот и мир цветов так же разнообразен. Вы рассмотрели листочки с внешней стороны. А что находится внутри листа? И вот вторая тайна».

Вторая «Тайна».

(Показ слайда: «Разновидность растительных клеток»).

Педагог: «А сейчас я вам покажу клеточки одного из листочков. Рассматриваем листочек под микроскопом, и выводим изображение на экран. Вы видите, ребята, что все растения состоят, как все живые организмы, из клеток. А вот третья тайна».

Третья тайна « Жизнь».

(Дети смотрят видео «Сейчас вы увидите чудо»).

Педагог: « А вот еще один цветок, он очень необычно раскрашен. Давайте узнаем его тайну».

(Просмотр слайдов с положительными и отрицательными примерами антропогенного воздействия).

Вывод: растение - это хрупкий, живой организм, состоящий из клеток. Жизнь растений на планете зависит от деятельности человека.

Подведение итога:

Итак, наше растение было печальным почему?

Вывод: Растение это живой организм. К нему нужно относится как к живому – поить кормить создавать условия для его роста. А для этого нужно знать условия выращивания каждого растения. Мир цветов – очень хрупкий мир, который человек должен сохранить.

Сегодня феи открыли вам не все тайны цветов. Чтобы узнать больше о жизни цветов я приглашаю вас на занятия нашего объединения «Цветоводство». Феи попросили меня подарить вам ключи от царства цветов, чтобы вы смогли открыть остальные тайны цветов.

Педагог: Ребята, сейчас выберите, пожалуйста, для себя одно из высказываний:

  1. Человек - царь природы.

  2. Человек - частица природы.

Я рада за тех ребят, что выбрали второе высказывание. Человек выживет на нашей планете только в том случае, если поймет, что он частица природы, которая должна соблюдать все законы природы. А тем, кто выбрал первое высказывание, предлагаю задуматься.

На фоне музыки и слайдов звучит стихотворение "В мире нет ничего лишнего"

Коваленко Н.Д.

В этот мир я пришел не напрасно!

Этот мир нахожу я прекрасным.

Облака голубые, плывущие,

И цветы разноцветно цветущие,

На травинке жучок и муха жужжащая,

У цветка лепесток и паутинка дрожащая,

Вот травинка растущая, рядом - лежащая,

Это жизнь без прикрас, совсем настоящая;

Я человек - я частица природы.

Для меня на Земле нет непогоды.

Солнце сияет, иль дождь моросит,

Значит так надо - природа велит.

Я не нарушу законы планеты.

С детства я должен осмыслить все это.

Я родился, чтоб созидать,

Сердца тепло Земле отдавать.

Законы природы все познавать,

Их чтить, уважать, не нарушать.

Я должен беречь планету, как мать,

Я должен ее всей душой понимать!

Рефлексия:

Я узнал новое о растениях

и хочу узнать тайны царства цветов!

Я подумаю.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как живут растения" (1 класс)

Учитель: Бакума Светлана Юрьевна

МОУ «Поярковская СОШ № 2»

Амурская область, Михайловский район

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тема: Как живут растения?

Цель:

- познакомить с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для жизни растений;

- развивать наблюдательность, внимание;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок-исследование

Оборудование:

  • мультимедиа

  • стаканчики с результатами опытной работы (6 штук)

  • памятки «Как ухаживать за комнатными растениями»

  • комнатное растение, палочка для рыхления почвы, влажная салфетка, лейка (на каждой парте)

Подготовка к уроку:

За неделю до проведения урока класс делиться на 3 группы. Каждая группа закладывает опыт и в течение недели наблюдает за результатами.

Цель опытов: исследовать, какие условия необходимы для роста растений.

Группа № 1:

В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место.

Группа № 2:

В два стакана поместили семена фасоли. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. 

Группа № 3:

Взяли  два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стёклами. Один стакан поместили в теплое место, а другой – на холод (на подоконник, ближе к стеклу).

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Повторение изученного материала. (слайд2)

У.: На прошлом уроке вы познакомились со свойствами снега и льда. Что вы о них узнали?

Д.: Мы узнали, что снег и лёд – это замёрзшая вода.

У.: Чем похожи снег и лёд?

Д.: В тепле снег и лёд тают, и образуется вода.

Они легче воды.

У.: Чем они различаются?

Д.: Снег рыхлый, а лёд – хрупкий.

Снег белый, а лёд – прозрачный.

Снег непрозрачный, а лёд – прозрачный.

Выполнение заданий в тетради «Проверь себя»

3.Выход на тему урока.

У.: Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь учёными – исследователями. Но о теме нашего исследования вы должны догадаться сами. Кто знает игру «Третий лишний»? Итак, ваша задача в каждом ряду найти лишний предмет (слайд 3)

  1. ЛОТОС, орёл, сова

  2. лиса, ГОЛУБИЦА, белка

  3. бабочка, жук, СОСНА

У.: Посмотрите, какие картинки остались? Что вы о них можете сказать? (слайд 4)

Д.: Это – растения.

У.: Молодцы! А какие вы ещё знаете растения?

Д.:

У.: Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Д.:

4. Сообщение темы и целей урока.

У.: Верно! Сегодня урок посвятим тому, чтобы ответить на вопрос  «Как живут растения?» Поговорим о том, что необходимо для жизни и роста растений.

5. Работа по теме урока.

У.: Послушайте внимательно одну историю и запомните, как росло растение.

(слайд 5)

“Жил-был на свете король. И был у него прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором каждый год цвели яблоневые, вишнёвые, сливовые деревья.

Король сам сажал, поливал, копал, полол, и каждое новое выросшее растение приносило ему огромную радость.

Но недалеко от тех краёв в тёмном замке поселился злой волшебник. Прослышал он про прекрасный дворец и решил погубить его. Он ненавидел, когда люди радовались.

И вот однажды, когда король любовался своим великолепным садом, налетел ураган. Он рвал и метал, снося всё на своём пути. Король попытался спасти свои хрупкие растения, но ураган не унимался. И, наконец, потеряв последние силы, король упал на землю и заплакал.

А злой волшебник радовался слезам короля.

Когда король очнулся, то увидел вокруг себя голую пустыню. Кругом валялись сломанные деревья, цветы, кустарники – всё погибло. Но одно семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому волшебнику. Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками. Увидев росток, волшебник хотел погубить его, но что-то заставило его остановиться. Шло время, росточек окреп, на нём появились листики. И вот однажды растение зацвело.

Злой волшебник очень изменился. Он ходил вокруг растения и наблюдал за ним. И вдруг вспомнил про короля. “Какую боль я ему причинил! Ведь в растениях вся его жизнь! – подумал волшебник. – Нельзя не радоваться, когда смотришь, как они растут, борются за свою жизнь”.

Он схватил свою волшебную палочку и сказал: “Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды. И это должно повторяться бесконечно!”.

И снова у короля и на всей земле зацвели прекрасные сады!”

У.: Как вы думаете, почему в конце сказки злой волшебник изменился?

Д.:

У.: Как росло единственное выжившее после урагана растение? Что с ним происходило? Найдите на вашем столе конверт с пособием «Развитие растения из семени» и разложите карточки в том порядке, как растёт растение.

Д.: (2 ученика работают у доски, остальные - на рабочих местах)

У.: Я вам предлагаю увидеть это своими глазами. (слайд 6)

У.: Мы с вами говорили о том, что растение оставляет после себя семена. Как вы думаете, почему у каждого растения много семян?

Д.: Семена едят птицы,

они могут замёрзнуть, пропасть, но хоть одно прорастёт

ФИЗМИНУТКА

У.: Для того, чтобы растение росло, нужны определённые условия. (слайд 7)

Первое необходимое условие это то, чьё название спрятано за точками в этом стихотворении:

Не умыться, не напиться без …

Листику не распуститься без …

Без …прожить не могут птица. зверь и человек

И поэтому всегда всем везде нужна….

Д.: вода

У.: Вспомните опыты, которые мы закладывали с вами на прошлой неделе.

Д.: (группа № 1):: «В два стакана поместили семена фасоли. В первом стакане семена оставили сухими, а во второй на дно налили немного воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в тёплое место. В стакане, где была вода, семена проросли, в стакане без воды семена не изменились»

У.: Итак, что необходимо для жизни растений?

Д.: вода

У.: Чтобы выяснить, какое второе условие, надо отгадать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него прожить не можем.

Д.: воздух

Группа №2:: В два стакана поместили семена. Первый стакан до краёв наполнили водой, а во втором семена лишь смочили. Во втором стакане семена проросли, а в первом набухли, но не проросли, а погибли. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый для дыхания семян.

У.: Какое второе необходимое условие для роста растений?

Д.: Растениям необходим воздух.

У.: Название следующего условия в новом четверостишии:

Выше леса, выше туч

Пробивался ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, луч.

Он всему живому нужен

И в тепло, и в злую стужу.

Д.: солнце

Группа №3: Взяли два стакана с семенами. На дно каждого стакана налили немного воды. Стаканы накрыли стеклом. Один стакан поместили в тёплое место, а другой – на холод. На холоде семена не проросли.

У.: Итак, какие условия необходимы для жизни и роста растений?

Д.: В земле, где есть вода, воздух и тепло, семена обязательно прорастут.

6. Первичное закрепление.

У.: Откройте учебники на с.51.

Давайте вспомним комнатные растения, изображённые на рисунке.

Д.: На рисунке изображены герань, бегония и фикус

У.: Зачем поливают комнатные растения?

Д.: Растениям для роста нужна вода, без неё они погибнут.

У.: Почему комнатные растения ставят близко к окну?

Д.: Свет необходим для жизни всем растениям, поэтому комнатные растения мы располагаем на подоконниках.

У.: Что делает девочка и почему?

Д.: Девочка вытирает пыль с листьев фикуса.

Пыль, если её не смывать, мешает растению дышать. Поэтому листья надо протирать или обрызгивать.

У.: Посмотрите, как это правильно делать. (показ учителем как ухаживать за растением).

Практическая работа в парах по уходу за растениями.

У.: Что произошло с растением на правом нижнем рисунке? Почему?

Д.: Открывая окна, чтобы проветрить квартиру, цветы надо убрать с подоконника. Мы помним, что комнатные растения попали к нам из жарких стран. Холодный воздух может быть для них смертельным

7. Итог урока.

У.: Итак, что нужно растениям для жизни?

Д.: вода, воздух, свет и тепло.

У.: Назовите этапы жизни растения.

Д.: семечка, росток, листики, цветы, плоды.

8. Домашнее задание.

Вклеить в тетрадь карточки – этапы развития растений.

Литература

  1. Интернет-ресурсы.

  2. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»:1 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас: 1 класс»,Е.М.Тихомирова. - М. Издательство «Экзамен»,2007. – 335.

  3. Окружающий мир: занимательные материалы /авт. – сост. Г. Н. Решетникова, Н.И. Стрельников. - Волгоград: Учитель, 2008, - 264 с.:ил.

Приложение.

Памятка

“Правила ухода за комнатными растениями”.

  1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

  2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

  3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

  4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

Самоанализ урока.

Урок в 1 классе по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир» по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Материал урока опирается на знания учащихся по темам: «Что общего у разных растений?», «Природа живая и неживая».

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Используемые методы: наглядный, практический

Выбранная форма урока помогает учащимся самим пронаблюдать процесс развития растения и выяснить факторы, влияющие на его рост. При подготовке к уроку проводится групповая работа по наблюдению за прорастанием семян фасоли в различных условиях.

Учитывая возрастные особенности учащихся 1 класса (конкретно: преобладание наглядно-образного мышления) в ходе урока возможно использование мультимедийного оборудования для демонстрации презентации, созданной в программе Microsoft PowerPoint – 2003. В данной презентации учащимся предлагаются задания по этапам урока и видеоролики «Вальс цветов» и «Прорастание семени».

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта