Доклад на тему Клетки 5, 9, 10 класс по биологии сообщение. Сообщение по биологии на тему растения 5 класс
Методический материал на тему "Растения» 5 класс
Мхи — древние и важные
Мхи — это группа высших растений. Отличаются таким сложным строением и разнообразием, что сформировалась целая наука, их изучающая — бриология.
Несмотря на то, что моховидные относятся к высшим растениям, у них нет корней и цветков, а размножаются они с помощью спор и вегетативно.
Распространены эти растения повсеместно — их можно встретить даже в Антарктиде, настолько они неприхотливы и устойчивы к любому климату.
Мхи — низкорослые, многолетние растения, высотой от 1 мм до 60 см. Растут на деревьях, земле, камнях, стенах домов, в пресных водоёмах и на болотах.
Мох — одно из древнейших растений Земли. Его возраст — около 300 миллионов лет.
Виды мхов
Прежде всего необходимо различать мохообразные и собственно мхи. Современная наука признаёт три класса мохообразных:
Из них только первый класс относится к настоящим мхам. Остальные классы с недавнего времени стали рассматриваться как самостоятельные ботанические отделы.
Самый крупный класс моховидных — листостебельные мхи. Их больше 14 тысяч видов, и они составляют 95 % всех моховидных.
Название этого класса отражает его внешний вид и строение — растения состоят из стеблей с покрывающими их выростами-листьями разнообразной формы, расположенными по спирали. На подземной части стеблей вместо корней расположены ризоиды — длинные нитевидные выросты. С их помощью растение втягивает воду и минеральные вещества из почвы.
Сложное строение, уникальный процесс размножения, способность впадать в состояние анабиоза помогает мхам выживать в любых климатических условиях и играть ведущую роль во многих растительных сообществах — в тундре, замоховелых лесах и т. д.
Самый известный подкласс листостебельных мхов — зелёный. К нему относится, в частности, такое популярное у аквариумистов водное растение, как яванский мох. С его помощью аквариум становится зелёным и красивым; растение легко крепится, а в его листьях любят нереститься аквариумные рыбки.
На территории России обитают около 1500 видов моховидных, из которых самые распространенные:
Кукушкин лён. Встречается в лесах и лугах средней полосы России, имеет ярко-зеленую окраску.
Сфагнум, или торфяной мох. Основное место распространения — болота, отличается более светлой окраской.
Отличие мхов от лишайников и папоротников
Мох очень часто путают с лишайником. Примеры: исландский и олений (ягель) мхи на самом деле являются лишайниками. Исландский мох известен своими лечебными свойствами — с его помощью лечат туберкулез, простуду, восстанавливают силы.
Отличие мхов от лишайников в том, что лишайники — более древнего происхождения и являются представителями низших споровых растений.
А вот папоротники занимают более высокую ступень эволюции, и у них есть сосудистая проводящая система. Объединяет растения способ размножения: и те, и другие используют для этого споры, а не семена.
Значение моховидных
Значение мхов в природе и жизни человека огромно. Моховидные:
Первопроходцы. Они первыми осваивают земли с неблагоприятными климатическими условиями.
Регулируют водный баланс в почве.
Сфагнум — источник торфа, полезного ископаемого, используемого как горючее и удобрение.
Обладают обеззараживающими свойствами.
Накапливают и удерживают радиоактивные вещества.
Являются источником пищи для многих видов животных.
Предохраняют почву от эрозии.
Однако распространение мхов может привести к заболачиванию сельскохозяйственных угодий.
Мхи играют ведущую роль в формировании особых природных комплексов. Например, тундры.
Папоротник — растение очень древнее, оно сохранилось с девонского периода. Споровые папоротники положили начало семенным растениям. Некоторые учёные посовещались, пришли к выводу и сделали важное сообщение о том, что до папоротников были плауны, но другие считают, что плауны, мхи, хвощи и папоротники произошли от псилофитов. Новая классификация папоротников была предложена недавно, она основана на молекулярных исследованиях.
Папоротники делятся на 4 класса. Большинство растений, известных нам как папоротники, входят в четвёртый класс (Psilotopsida на латыни). Они появились 400 млн. лет назад. У них отсутствуют листья. То, что кажется листом — не лист, а целая система ветвей. Все ветви расположены в одной плоскости. Вайи папоротников – это и есть плосковетки. Вайи не разделяются ещё на стебель и лист. Листовые пластинки есть, но для них нет контуров.
Для этих растений характерно размножение спорами, а также вегетативный способ. Кроме того, у папоротников есть половое размножение. Чередуются поколения — половое и бесполое (гаметофиты и спорофиты). Преобладает фаза спорофита — бесполое поколение. На нижней части листа появляются спорангии, споры оседают на земле и прорастают. Даже среди примитивных папоротников прослеживаются разноспоровые растения. Современные папоротники почти все разноспоровые. Гаметофиты, помимо своей половой раздельности, имеют разную редукцию. Примитивные растения гаметофиты обычно обоеполые, продвинутые растения одного пола имеют надземные формы, они зелёные. Это зелёные пластинки сердцевидной формы. У примитивных они подземные и находятся в симбиозе с грибами. Женские гаметофиты развиты сильнее и имеют питательную ткань для будущего зародыша. Развитие гаметофитов происходит внутри оболочек спор.
Хотя папоротники не цветут, они наделяются людьми магическими свойствами. Влюблённые в Янову ночь ищут магический цветок, который приносит вечное счастье. Хозяйственное значение растений не велико. В пищу используются Орляк обыкновенный, Щитовник, Осмунда коричневая и некоторые другие. Они используются в медицине. Многие виды ядовиты. Используются растения и во флористике. Папоротники используются для выращивания орхидей. Орхидеи растут на особом торфе из корней папоротника чистоуста. В тропиках некоторые древовидные виды используются, как строительный материал
Особенности
голосеменных
Голосеменные относятся к семенным растениям. В отличие от покрытосеменных они не образуют цветков и плодов, а их семена лежат «голо» на внутренних сторонах чешуек шишек. Шишка является видоизмененным побегом с чешуевидными листьями.
Живущих в настоящее время голосеменных растений насчитывается более 1000 видов. Среди них большинство принадлежит хвойным, представителями которых являются хорошо нам известные сосна и ель.
Среди жизненных форм голосеменных почти нет трав. В основном это деревья, редко кустарники (например, можжевельник).
Часто, давая характеристику голосеменным, описывают именно хвойные растения. Хотя в настоящее время голосеменные рассматривают как группу растений, включающую четыре отдела: хвойные, гинкговые, гнетовые и саговниковые.
Для хвойных характерны особенные листья, которые называют хвоей. Они похожи на иголки, покрыты кутикулой, а устьица глубоко погружены в ткань листа. Всё это служит приспособлением для уменьшения испарения. В среднем каждая хвоинка живет несколько лет.
Ткани стебля голосеменных лучше дифференцированы, чем у папоротников. Есть кора и древесина, однако сердцевина слабо выражена, а проводящая ткань состоит из трахеид. У голосеменных развит камбий и вторичная древесина, поэтому их стволы достигают существенных размеров.
У хвойных деревьев в стволах есть смоляные ходы. Это межклеточные полости, в которые выстилающими их клетками выделяются смолы и эфирные масла. Эти вещества препятствуют проникновению насекомых и бактерий.
Для голосеменных характерна стержневая корневая система. Их боковые корни достаточно короткие, поэтому часто деревья вступают в симбиоз с грибами, т. е. образуют микоризу.
В отличие от высших споров растений, высшие семенные растения (голосеменные и покрытосеменные) в процессе эволюции дальше зашли на сушу. Их процесс размножения не зависти от наличия воды. Так пыльца голосеменных растений переносится ветром, а оплодотворение происходит при помощи пыльцевой трубки.
Сосна
Сосна широко распространена в Северном полушарии, особенно в умеренном климате. Это нетребовательное к почве дерево, но требовательное к свету (является светолюбивым). Сосну можно встретить не только в хвойных лесах, но и на болотах, скалах, песках. При этом в зависимости от условий произрастания, сосна выглядит по-разному. Так в лесу у сосны сильно развивается главный корень, он уходит вглубь. На открытой местности развиваются боковые корни, занимая большую площадь у поверхности. Сосны, растущие в лесу, выше, чем растущие на открытой местности, они достигают высоты около 40 метров. Однако в лесу у сосен нижние ветви отмирают из-за недостатка света. Сосна, растущая на открытой местности, имеет более раскидистую форму, ее ветви начинаются в нижней части ствола.
Длительность жизни сосны около 300 лет.
Размножение сосны
На побегах сосны весной образуются мужские и женские шишки.
Мужские шишки собраны в группы, напоминающие соцветия, имеют желтовато-зеленый цвет и вырастают у основания побегов. В группе мужские шишки находятся близко рядом друг с другом. На нижней стороне каждой чешуйки развивается 2 пыльцевых мешка. В них происходит созревание пыльцы. Пыльца голосеменных гаплоидная, т. е. имеет одинарный набор хромосом. У пыльцевого зерна сосны есть два воздушных мешка. Это является приспособлением для переноса пыльцы ветром.
Женские шишки сосны более крупные, имеют красноватый цвет, растут по отдельности, а не группами. Женские шишки вырастают на верхушках побегов. На каждой чешуйке шишки развивается по 2 семяпочки. Семяпочки по-другому называют семязачатками.
В конце весны или начале лета происходит опыление. Пыльца высыпает из мужских шишек и разносится ветром. При этом некоторые из пыльцевых зерен попадают на чешуйки женских шишек. После этого чешуйки смыкаются и склеиваются смолой.
После опыления женская шишка растет и одревесневает. При этом оплодотворения не происходит. Лишь через год пыльца прорастает и дает начало мужскому гаметофиту. Одна его клетка называется вегетативной, она развивается в пыльцевую трубку. Другая клетка называется генеративной, из нее образуются два спермия. Пыльцу называют микроспорой.
Семяпочка представляет собой макроспору, которая развивается в женский гаметофит, состоящий из яйцеклетки и эндосперма.
По пыльцевой трубке один из спермиев оплодотворяет яйцеклетку, в результате образуется зигота. В дальнейшем из нее развивается зародыш, имеющий корешок, стебелек, несколько семядолей и почечку. Из семязачатка формируется семя.
К концу созревания семени шишки сосны становятся темно-коричневыми. Семена созревают только к осени следующего года. Зимой чешуи шишек расходятся и семена выпадают из них.
Семена сосны имеют крыловидные отростки. Благодаря этому они легко разносятся ветром на большие расстояния.
Ель
В отличие от сосны, ель является теневыносливым растением. Ее крона растет от самого низа ствола и имеет пирамидальную форму. Поэтому еловые леса темные, травы в них почти не растут из-за недостатка света у поверхности земли.
infourok.ru
Презентация по биологии 5 класс на тему : "Царство Растений".
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Живые существа Царства Царство – очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе. Вирусы Бактерии Растения Грибы Животные
Говорят, что растения кормят всех обитателей Земли. Но люди едят и мясо, и грибы Чем же отличаются растения?
3 слайд Описание слайда:Тема: «Царство растений».
4 слайд Описание слайда:Исторически сложившуюся совокупность всех растений на Земле называют – флорой. В древнеримской мифологии Флора – богиня цветов, весны и юности.
5 слайд Описание слайда:Царство растений насчитывает около 350000 видов, от маленьких водорослей до огромных деревьев. ряска
6 слайд Описание слайда:Царство растений Наука, изучающая царство растений, называется ботаникой (от греч. ботане – "трава", "растение"). Феофраст, наст. имя Тиртам Плиний Старший Основоположники учения о ботанике
Ботаника – наука о растениях.
8 слайд Описание слайда:Историческая справка: В древности на Руси люди ещё не знали слова «ботаника», да и само растение они называли словом «прозябение» из-за того, что растение всегда холодное. Поэтому царство растений называли «прозябаемое царство».
9 слайд Описание слайда:Царство растений Назовите общие признаки, по которым все эти представители относятся к Царству растений
10 слайд Описание слайда:Основные признаки царства РАСТЕНИЙ: Имеют хлорофилл. Способны на свету образовывать органические вещества. Почти все ведут неподвижный образ жизни.
11 слайд Описание слайда:А вот чем растения отличаются от животных?
12 слайдПитание Растения образуют питательные вещества за счет энергии солнца Животные питаются готовыми органическими веществами
13 слайд Описание слайда:Рост Не ограничен Растут до определенного возраста
14 слайд Описание слайда:Движение Малоподвижны Активно передвигаются
15 слайд Описание слайда:Газообмен Кислород Углекислый газ
16 слайд Описание слайда:Царство растения Одноклеточные растения Многоклеточные растения Состоят из одной клетки Состоят из многих клеток Диатомовые водоросли, хлорелла Низшие и высшие растения
17 слайд Описание слайда:Низшие растения – растения, тело которых не разделено на органы. Высшие растения – растения, тело которых образовано органами. Органы растения – части организма растения, выполняющие в нем определенные функции и имеющие особое строение. Словарь
18 слайд Описание слайда:Органы растений Побег Корень почки листья цветок стебель
19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда:Водоросли. Водоросли встречаются во влажных местах во многих местах земного шара. У них нет настоящих листьев, стеблей и корней. Их тело не разделено на органы, и его называют слоевищем.
21 слайд Описание слайда:Некоторые водоросли так малы, что их можно рассмотреть только в микроскоп. Другие имеют вид тонких нитей. Третьи похожи на длинные бурые ленты. Их более 150 тысяч видов.
22 слайд Описание слайда:Споровые растения
23 слайд Описание слайда:Споровые растения
24 слайд Описание слайда:Словарь Споры– специальные клетки, представляющие собой зачаток организма растения (от греч. – спора – «сеяние», «посев»
25 слайд Описание слайда:Мхи. Мхи растут во влажных местах. Учёным сейчас известно около 27 тысяч видов мхов. Они имеют стебли и листья, но у них нет корней.
26 слайд Описание слайда:Папоротники. Учёным известно более 10 тысяч папоротников. У них есть листья, корни и стебли, а цветов и плодов у них нет.
27 слайд Описание слайда:Хвойные (голосеменные) растения. Хвойных растений всего около 600 видов. У них не бывают цветов, а вместо плодов у них шишки.
28 слайд Описание слайда:Семена у них не защищены оболочками плода, то есть как бы голые, отсюда и происходит название «голосеменные».
29 слайд Описание слайда:Цветковые (покрытосеменные) растения. Группа цветковых самая разнообразная и самая многочисленная, почти 250 тысяч видов. Они имеют корни, стебли, листья, цветы и плоды.
30 слайд Описание слайда:Рассмотрите рисунки. К каким группам относятся эти растения?
31 слайд Описание слайда:Таблица «Разнообразие растений».
32 слайд Описание слайда:Домашнее задание §11 учебник и рабочая тетрадь.
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
infourok.ru
Доклад на тему Клетки 5, 9, 10 класс по биологии сообщение
Клетка – элементарная единица, из которой построены почти все живые организмы.
Цитология – отдел науки биология, который изучает все, что связано с живыми клетками.
Первооткрыватель клеток Роберт Гук в 1665 году, лишь хотел с помощью микроскопа понять, почему дуб пробковый отлично держится на воде. Но взамен увидел ячейки, которые в будущем получили название клетки.
Теодор Шванн и Матиас Шлейден сформулировали клеточную теорию. Её основные правила это:
1. У всех растений и животных клеточное строение организма.
2. Организмы, которые имеют клеточное строение, растут и развиваются с помощью деления клеток.
3. Клетка – самая маленькая живая единица, а организм – группа клеток.
У клетки, как и у любого человека, есть свое строение. Организмы делятся на две группы в зависимости от строения их клеток. Эти группы называются эукариоты и прокариоты. Эукариоты с греческого переводятся, как «ядерные», а прокариоты – «доядерные». Из этих названий можно понять, что главным отличием эукариотов от прокариотов является наличие ядра у класса ядерных.
В состав цитоплазмы клеток обоих групп входят органеллы. Каждая из них выполняет свою функцию. К примеру, митохондрии являются производителем энергии, а присутствующие только у растений хлоропласты отвечают за процесс фотосинтеза.
Основные элементы строения эукариотической клетки – клеточная мембрана, цитоплазма и ядро. Клеточная мембрана защищает клетку и способствует транспорту полезных веществ. Ядро – самая главная часть строения клетки, ведь оно управляет всеми процессами клетки, а также передает наследственную информацию во время деления (размножения) клетки.
А у прокариотов основными элементами строения являются жгутик и цитоплазма. Жгутик есть и у некоторых эукариотов, но этот элемент строения прокариотической клетки намного меньше, чем у эукариотической, жгутик помогает клетке передвигаться.
Вариант №2
Ещё в 17 в. учёные начали подозревать о существовании клеток. Первым, кто увидел клетки под микроскопом, был английский учёный Роберт Рук. Он рассматривал в разрезе пробковое дерево, потому что ему была интересна причина того, что данный вид древесины не тонет в воде. При ближайшем рассмотрении он выяснил, что оно разделено на огромное количество маленьких ячеек. Данную ячейку Гук назвал клеткой.
К 18 в. ещё несколько учёных подтвердили догадку Гука. Они также обнаружили в воде одноклеточные организмы. Все эти исследования привели к обоснованию клеточной теории строения организмов.
Раздел науки, который занимается изучением клетки, называется цитологией.
Клетки можно сравнить с кирпичиками, из которых построен организм. Клетка, как и весь организм, дышит, питается и выделяет отработанные вещества, вырабатывает энергию и размножается.
Строение растительной и животной клетки отличается не многим. У растительной клетки имеется защитная оболочка, которая называется клеточная стенка. Она очень прочная и кроме защитной функции выполняет ещё механическую и транспортную. Растительная клетка имеет постоянную форму. Клетки могут быть округлыми либо овальными.
Клетка состоит из мембраны, цитоплазмы и ядра. Большей частью клетку заполняет цитоплазма, которая все время находится в движении. В ней образуются пузырьки с жидкостью внутри. Они называются вакуоли. Вакуоли выполняют следующие функции: накапливание питательных веществ, удаление отработанных веществ жизнедеятельности клетки, поддержание постоянного состава цитоплазмы.
В центре цитоплазмы находится ядро, в котором имеются хромосомы. Они в свою очередь очень важны для клетки. Хромосомы передают важную информацию по наследству дочерним клеткам. Хромосомы видны только тогда, когда клетка начинает делиться. Ядро имеет округлую форму, а хромосомы состоят из продолговатых молекул.
В клетке находятся следующие органоиды: митохондрии (функция преобразования и запаса энергии), рибосомы (функция образования белка), аппарат Гольджи (образуются жиры и углеводы, и функция транспортировки), лизосомы (отвечают за разрушение ненужных клетке жиров, белков и углеводов). Все органоиды хоть и выполняют различные функции, но все они находятся в тесной взаимосвязи и играют одинаково важную роль для клетки.
В отличие от животной клетки, в растительной клетке находятся пластиды. Пластиды бывают трёх видов: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты. Они синтезируют органические вещества из неорганических.
Биологи выяснили, что исходя из строения клетки можно все организмы поделить на прокариоты и эукариоты.
Прокариоты - это простейшие организмы, состоящие из одной клетки. К ним относятся сине-зеленые водоросли и вирусы.
Эукариотами являются растения от простейших до высших. Они принадлежат к царству растений или к царству грибов.
Доклад Клетки сообщение
Все живые организмы, в том числе и человеческий, состоят из клеток. Термин клетка был предложен английским биологом Гуком в 1665 году. Однако изучению клетки не отдавали должное внимание, вплоть до 19 века. Исследователи стали узнавать роль клетки в живых организмах. Клетки могут, как входить в состав какой-нибудь ткани или органа, так и быть самостоятельной единицей, или одноклеточным организмом.
Клетки в различных органах и тканях отличаются по размерам, виду и выполняемым им функциям. В целом клетка похожа на любой другой организм. Она дышит, питается, развивается, размножается и т. д. Для всего этого ей требуется энергия, которую она способна запасать.
Клетки бывают двух видов – эукариоты и прокариоты. Прокариоты – это низшие клетки. Из них состоят водоросли. Эукариоты – это клетки более сложных организмов, например человека.
Строение у клетки непростое. Главные части – это ядро и цитоплазма. Внешняя оболочка называется мембраной. Она очень плотная, состоит из нескольких слоев и служит для защиты клетки.
Клетка состоит из органоидов, окруженных цитоплазмой. Это:
- Митохондрии
- Аппарат гольджи
- Рибосомы
- Лизосомы
- Клеточный центр
- Эндоплазматическая сеть
- Ядро
Ядро – это самый главный из органоидов клетки. Здесь хранится вся генетическая информация, заключенная в хромосомы. Всего хромосом – 46. В половых клетках их ровно половина – 23. Ядро окружено двухслойной мембраной. В основном клетки состоят из одного ядра и лишь р редких случаях их больше (например в клетках мышц или печени).
Размножение клетки бывает двух видов – мейоз и митоз. Мейоз происходит при слиянии двух половых клеток – мужской и женской. При соединении сперматозоида и яйцеклетки образуется зигота, которая впоследствии, благодаря митозу превращается сначала в эмбрион, зародыш и в конце концов – человека.
Простое клеточное деление называется митозом.
Митоз происходит во всех клетках организма и насчитывает четыре фазы:
- Профаза
- Метафаза
- Анафаза
- Телофаза
Скорость деления клетки зависит от ее расположения в организме. Для примера, в клетках кожи деление будет происходить быстрее, чем в клетках костей.
Размеры клеток варьируется от 0,1 до 100 микрометров. Наука, изучающая жизнедеятельность клеток называется цитология.
5, 9, 10 класс по биологии, 4 класс
Клетки
Популярные доклады
- Сообщение Последствия вредных привычек доклад 6 класс
В чём секрет человеческого долголетия? Что нужно делать людям для того, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь? На эти вопросы вам сможет ответить даже маленький человечек, который уже понимает, что правильное питание,
- Сообщение-доклад Белый носорог красная книга 4 класс
Наверное, каждый из нас знает кто такой белый носорог. Видеть его приходилось, к сожалению не многим. Это связано с тем, что данный вид встречается на сегодняшний день очень редко. Еще до недавнего времени белые носороги обитали в Африке, Судане, Намибии,
- Доклад-сообщение про Тургенева 5, 6 класс, по литературе
Всеми известный писатель Иван Сергеевич родился недалеко от города Мценска в Орловской губернии в семье офицера в отставки. Если отец будущего писателя был отзывчивым и великодушным человеком, то его мать слыла жесткой помещицей.
more-dokladov.ru
Конспект на тему "Растения" (5 класс)
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Устная оценка учителя
2. Проверка домашнего задания
Задает вопросы учащимся, раздает карточки (см. прилож)
Какие живые существа мы называем бактериями?
Какое значение имеют бактерии в природе и жизни человека
Какие бактерии полезны человеку.
Что такое симбиоз, приведите пример?
1. Устный опрос
2. Работа по карточкам
Учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания.
Остальные учащиеся устно отвечают на вопросы учителя.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Устная оценка учителя, учащиеся, давшие полный ответ, получают оценки в журнал и в дневник, после урока учитель проверяет карточки и также выставляет оценки в журнал и в дневник.
3. Актуализация знаний, Целеполагание.
Они нас окружают дома, в школе, на улице. Осенью они меняют цвет, а зимой стоят под снегом.
Парта, карандаш, тетрадь, это тоже они, но уже в другом виде.
http://www.zagadki.org/riddles/plants/1
О ком идёт речь?
(слайд 2, 3)
Выдвигает проблему.
Загадывает загадки
Предлагает озвучивает цель урока:
Формулируют тему урока. Записывают в тетрадь.
Тема урока: Растения
Формируют цель урока: рассмотреть особенности строения растений, выявить признаки деления их на группы.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Устная оценка учителя
4. Изучение нового материала
Выясним, какой признак объединяет все растения в одно Царство?
http://school-collection.edu.ru
(слайд 4)
Давайте теперь определим ещё один признак растений. Приходим к тому, что у растения снова выросли побеги. Можно сравнить с ростом волос, ногтей. Что общего можно здесь найти.
Учитель показывает коллекцию растений или презентацию подводя учеников к тому что все растения зелёные, следовательно в них находиться что-то что их окрашивает.
Ищем в учебнике что же это.
Учитель подводит к тому что растения растут всю жизнь.
Работа с рабочими листами. Записывают признаки характерные для растений.
Работа с учебниками стр. 46.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
5. физкультминутка
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались,
Завтракали не торопясь,
В школу, к знаниям, стремясь.
Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении
Устная оценка учителя
6. Изучение нового материала
Где на нашей планете Земля можно встретиться с растениями.
Разновидностей растений очень много, поэтому их определили в разные группы. Но как вы думаете, на основании чего растения будут определенны в ту или иную группу?
(слайд 5)
http://fcior.edu.ru
Называем: море суша, река, озеро и т.д.
Находят изображение растения в учебнике стр. 46 рис 38, 41.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.,
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Построение логической цепи рассуждений.
Устная оценка учителя
Исследователи: выполняют работу составляя рассказ по плану:
1группа- цветковые растения.
2 группа – голосемянные.
3 группа – Мхи, папоротники, плауны и хвощи.
4 группа – водоросли.
(слайд 6,7)
5 группа Эксперты- проводят сравнительный анализ растительной и бактериальной клеток.
Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения
Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
7. Контроль деятельности в группах.
1). Назовите общие признаки растений?
2). Какова роль растений в природе?
Учитель предлагает ответить на вопросы.
Дать оценку роли растений в природе.
Отвечают на вопросы.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное
Устная оценка учителя.
8. Закрепление изученного материала
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
(практико-ориентированный подход)
Дайте обоснованный ответ.
- Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это?
-В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему?
- Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили?
- Хвощ полевой растёт на кислых почвах, которые требуют известкования, для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. Объясните своё решение.
- Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения?
Привести учащихся к ситуации успеха
Устные ответы учащихся
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Устная оценка учителя
9. Рефлексия
По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы
(слайд 8)
Учащиеся заполняют таблицу
Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Рефлексия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
10. Вывод урока
Обобщение знаний и понятий полученных на уроке.
(слайд 9)
Предлагает самостоятельно сделать вывод урока.
Учащиеся самостоятельно формулируют вывод. Записывают в рабочий лист.
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
11.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Основное §11 выучить.
Ответить подготовить письменный ответ на опрос №4 стр. 51.
Приготовить проект о наиболее интересном вам растении.
(слайд 10)
infourok.ru