Занятие "Звезда по имени Солнце" (з класс). Солнце для животных и растений
Роль света для животных
То обстоятельство, что животные питаются только готовыми органическими веществами, приготовленными на свету путём фотосинтеза зелёными растениями, нисколько не умаляет роли света в жизни животных.
Пусть эта роль косвенная, но, поскольку лучистая энергия Солнца служит источником жизни на Земле, косвенное влияние света на животных становится вровень с прямым влиянием света на растения. Все организмы — дети солнца.
Вместе с тем свет имеет в жизни животных и непосредственное значение. Освещение неразрывно связано с нагреванием. Одни животные, избегая света, тем самым избегают излишнего нагревания. У других колебания температуры тела стоят в прямой зависимости от лучистой энергии Солнца и, следовательно, от неё же зависят и жизненные процессы в организме (холоднокровные животные). Свет нужен для зрения, и колебания его количества обусловливают видоизменения в строении органов зрения. Важен бывает не только свет вообще, но и состав света, — тут особое место занимают ультрафиолетовые лучи.
Животные пещер, всю свою жизнь проводящие во мраке, слабо окрашены или вовсе лишены пигмента. Они обычно бесцветны, прозрачны или молочнобелого цвета. Глаза у них либо редуцированы (у пещерных рыб, амфибий), либо совсем отсутствуют (у большинства планарий, кольчатых червей и т. п.), что возмещается более сильным развитием органов осязания.
Совокупность всех влияний, оказываемых светом, наряду с другими влияниями приводит к тому, что одни животные ведут дневной образ жизни, другие ночной, третьи сумеречный. Летучие мыши вылетают на охоту перед закатом или после заката солнца, а днём спят; ежи охотятся в сумерки и ночью; некоторые лемуры, если их разбудить днём, совершенно беспомощны. Привычка к ночной или дневной жизни настолько неотделима от организма, что всякие случайные изменения в нормальном чередовании света и тьмы вызывают серию безошибочных соответствующих рефлексов. Так, во время солнечного затмения все животные начинают вести себя, как ночью: ночные насекомые (тараканы, сверчки, комары и пр.) приступают к своей обычной деятельности, а дневные (бабочки, мухи, пчёлы), наоборот, приостанавливают свою деятельность на время затмения, а затем возобновляют её.
Таким образом, чередование дня и ночи составляет причину ритмического проявления активности животных, населяющих данный ландшафт. Она не менее характерна, чем суточная периодичность в отправлении жизненных функций у растений, тоже обусловленная влиянием света.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
www.activestudy.info
Как Солнце может влияет на Землю
Влияние Солнца на Землю осуществляется главным образом через испускаемое звездой излучение, но этим его роль не ограничивается. Воздействие и значение Солнца для жизни на Земле весьма многоплановое и проявляется в самых разных аспектах.
Солнце и живая природа
Большинству растений и животных солнечный свет жизненно необходим. В частности, листья растений содержат особый пигмент – хлорофилл, который и придаёт им зелёный цвет. С помощью хлорофилла происходит реакция фотосинтеза, конечным продуктом которой является кислород, необходимый для дыхания всем живым организмам. Для осуществления реакции нужна энергия, которую и обеспечивает солнечный свет. Ещё одним продуктом реакции фотосинтезаявляется глюкоза – органическое соединение, необходимое для синтеза целлюлозы, которая входит в состав клеток растений. Таким образом, растения используют солнечную энергию не только для выработки кислорода, но и для получения веществ, необходимых для дальнейшего роста.
Растения поглощают не так уж много энергии, лишь 0,3% от всего излучения, падающего на поверхность планеты. Но даже этой скромной цифры хватает для производства огромного количества органического вещества. В процессе своего роста, растения накапливают полезные вещества, которые извлекают из почвы. А сами они, в свою очередь, являются пищей для животных и людей. В той или иной мере, солнечная энергия достаётся всем жителям Земли.
Ещё один важный момент – смена дня и ночи. Большинство животных и людей бодрствуют и ведут свою деятельность в светлое время суток, а засыпают с приходом темноты. Конечно, есть исключения, но они в меньшинстве. Длительность солнечного дня и интенсивность света тоже оказывает определённое влияние за жизнедеятельность организмов. Зимой, когда день короткий, растения сбрасывают листья, а животные либо серьёзно сокращают свою активность, либо впадают в спячку. Ближе к экватору и в тропиках, где распределение солнечного света равномерное, такой картины не наблюдается.
Не будет преувеличением сказать, что Солнце – источник жизни на земле. Благодаря его свету планета обеспечена кислородом и всеми необходимыми для жизнедеятельности условиями.
Солнце и природа
Солнце и неживая природа
Влияние Солнца на Землю проявляется не только в воздействии на живую природу.По мере приближения к поверхности около 60% излучения поглощается или отражается обратно в космос атмосферой. Иначе говоря, та часть атмосферы, где формируются облака (тропосфера) подвергается непосредственному воздействию Солнца, в частности, инфракрасного излучения. Это приводит к периодическому повышению или понижению атмосферного давления, из-за чего и возникают различные метеорологические явления, такие как дождь, снег, туман, ветер.Нагреваясь под действием солнечного света, вода в океанах, реках и озёрах испаряется и перемещается в атмосферу, где она охлаждается и выпадает в виде осадков. Это обеспечивает относительно равномерное распределение влаги по поверхности планеты. Следствием этих процессов является перемещение огромных масс воды в виде океанических течений. Их значение трудно недооценить. Например, такое явление, как Эль-Ниньо, наблюдаемое в экваториальной части Тихого океана, представляет собой по сути перемещение огромных масс тёплой воды. В свою очередь, это приводит к изменению погодных условий, неурожаям и вспышкам эпидемических заболеваний. А Африка своим жарким и засушливым климатом во многом обязана изменению русла одного из тёплых течений, которое произошло несколько тысяч лет назад.
Несмотря на то, что наиболее значительную роль в приливах и отливах играет Луна, Солнце тоже участвует в этих процессах. Примечательно, что его гравитационное воздействие на нашу планету в сотни раз больше, чем воздействие Луны, но приливные силы в два раза меньше. Это объясняется тем, что воздействие на приливы зависит не от силы гравитационного воздействия, а от его неоднородности, которая с увеличением расстояния сглаживается. Соответственно, приливы, вызываемые Солнцем, слабее. Однако, самые сильные приливы и отливы происходят в тот момент, когда Солнце, Земля и Луна выстраиваются в ряд.
Солнечный свет вместе с ветром и водой также принимает участие в геологических процессах, таких как эрозия и выветривание. В частности, одной из главных причин выветривания являются колебания температур, которые, как уже было сказано, происходят в результате смены дня и ночи. Наиболее ярко это проявляется в пустынях, где суточные колебания температур могут достигать весьма высоких величин. В ходе эрозии и выветривания формируется рельеф планеты и происходит почвообразование, эти процессы медленные, но необратимые. Таким образом, Солнце определённым образом воздействует и на формирование облика поверхности нашей планеты.
Солнце
Солнечное излучение
«Сколько времени свет идет от Солнца до Земли?» Именно так звучит один из вопросов, которые довольно часто возникают у людей, заинтересовавшихся данной темой. Так вот, фотоны света проделывают этот путь за восемь минут. Тогда возникнет другой вопрос: много это или мало? Если сравнивать с расстояниями до большинства других планет Солнечной системы, то получится, что мало. Например, чтобы свет Солнца достиг Юпитера нужно 43 минуты, а до Сатурна – 1 час 19 минут. А если учесть, что до других звёздных систем свет доходит за долгие годы, то время его пути до Земли кажется совсем скромным.
Так или иначе, солнечный свет достигает нашей планеты. При этом, он довольно неоднороден, большую часть составляет видимый свет и инфракрасное излучение, и лишь небольшая часть приходится на ультрафиолетовое излучение. Но несмотря на это, назвать его малозначимым нельзя. Ультрафиолет в больших количествах опасен для человека и может вызывать различные заболевания, но в небольших количествах он необходим организму. При помощи ультрафиолета образуется витамин D, который отвечает за усвоения кальция и фосфора в пищеварительной системе.Воздействие ультрафиолетового излучения на молекулы кислорода приводит к образованию озона. На высоте 20-25 км находится так называемый «озоновый слой», который вместе с кислородом в высоких слоях атмосферы поглощает большую часть опасного излучения, и до поверхности доходит только малая его часть.
Озоновый слой образовался около 500 миллионов лет назад, когда в атмосфере накопилось достаточное количество кислорода. И только после его возникновения стал возможен выход живых организмов и растений на сушу. Иными словами, значение Солнца для жизни на Земле довольно противоречиво: с одной стороны, его излучение выжигало бы все организмы на суше, а с другой – это же излучение поспособствовало созданию защиты от наиболее опасного спектра.
Солнечный ветер
Помимо излучения разного спектра в атмосферу планеты проникает так называемый солнечный ветер – поток ионизированных частиц, идущий из солнечной короны. Он вызывает такие явления, как например, магнитные бури и полярное сияние. Магнитные бури могут довольно существенно влиять на деятельность человека, и способны повлечь за собой сбои в работе радиосвязи и энергосистем. К счастью, действительно сильные солнечные вспышки и выбросы вещества из короны происходят относительно редко.
Похожие новости:
Не забывайте делиться. Спасибо.
cosmosplanet.ru
Занятие "Звезда по имени Солнце" (з класс)
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский Эколого-биологический центр
Усть-Кутского муниципального образования
Методическая разработка занятия на тему:
«Звезда по имени Солнце»
(для учащихся 9 – 10 лет)
Автор: Е.В.Данченко,
педагог дополнительного образования
Усть-Кут, 2013 г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………….3
Конспект занятия «Звезда по имени Солнце»…..……………………………..………4
Литература.......…………………………………………………………………………...9
Пояснительная записка
Цель:
1. Дать учащимся первичные представления о Солнечной системе.
2. Показать значение Солнца в жизни животных и растений.
4. Воспитывать познавательную активность и наблюдательность
Тип занятия: изучение нового материала.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, словесно-наглядный.
Материалы и оборудование: тетрадь «Учусь учиться – 3» к.б.н. Е.Н. Дзятковской, фотографии, схемы, таблица, карточки с названиями групп растений и животных, DVD – диск, ноутбук, проектор.
Словарная работа: рахитство.
Данное занятие может быть использовано в дополнительном образовании, а также на уроках «Окружающий мир» в общеобразовательных школах.
Ход занятия
Организационный момент (тема, цель, задачи, план занятия).
Работа над темой.
Природа Солнца и его значение для нашей жизни – неисчерпаемая тема.
О его воздействии на Землю люди догадывались еще в глубокой древности, в результате чего рождались легенды и мифы, в которых Солнце играло главную роль. Оно обожествлялось во многих религиях.
Наши предки славяне поклонялись богу Солнца, называли его Даждь-бог, или Ярило. Князья, чтобы укрепить свою власть, чтобы возвеличить себя, старались внушить людям, что являются потомками бога Солнца. Различные верования, обряды, традиции, до сих пор сохранившиеся, связаны с древними представлениями о Солнце. Например, праздники масленицы (блин как образ Солнца), пасхи, когда с приходом весны обновляется природа.
Древние австралийцы полагали, что Солнце — это прекрасная девушка, которая по дереву взобралась на небо! От ее красоты и доброты людям стало тепло и светло.
Издревле люди селились вблизи воды. Большая река Нил играла важную роль в жизни древних египтян. От времени ее разлива зависело начало полевых работ, сроки уборки урожая, на лодках можно было перевезти груз. Люди представляли себе, что бог Солнца Ра плывет по небесной реке на своей золотой лодке. Ночью он по подземному Нилу перебирается на другой край неба, под землей побеждает злого бога тьмы, который коварно набрасывается на Ра, но бог Солнца каждый раз оказывается сильнее. Добро и свет побеждали.
По представлениям древних греков миром правили боги, жившие на горе Олимп. Лучезарный Гелиос был сыном Зевса — верховного бога. В переводе с греческого Гелиос означает Солнце. Греки изображали Гелиоса в золотом шлеме, на золотой колеснице с квадригой быстрых коней он каждое утро с восточного края неба отправлялся по хрустальному своду на запад. Закончив свой дневной путь, он из колесницы пересаживался в золотую лодку и переплывал на ней море к месту восхода. Так объясняли греки движение Солнца.
Как и многие другие природные явления, на протяжении всей истории человеческой цивилизации во многих культурах Солнце было объектом поклонения. Культ Солнца существовал в Древнем Египте, где солнечное божество называлось Ра. У греков богом Солнца был Гелиос, который, по преданию, ежедневно проезжал по небу на своей колеснице. Славяне называли бога Солнца Дажбог (в его проявлениях — Ярило, Купало, Овсень, Божич — по временам года, начиная от весны).
У большинства народов солнечное божество было мужского пола (например, в английском языке применительно к Солнцу используется личное местоимение «he» — «он»), но в скандинавской мифологии Солнце (Суль) — женское божество.
В Восточной Азии, в частности, во Вьетнаме Солнце символизируется символом 日(китайский пиньинь rì), хотя есть также и другой символ — 太阳 (тай ян). В этих коренных вьетнамских словах, слова nhật и thái dương указывают на то, что в Восточной Азии Луна и Солнце считались двумя противоположностями — инь и ян. Как вьетнамцы, так и китайцы в древности считали их двумя первичными природными силами, причём Луна считалась связанной с инь, а Солнце — с ян.
Во многих индоевропейских языках Солнце обозначается словом, имеющим корень sol. Так, слово sol означает «Солнце» на латыни и в современных португальском, испанском, исландском, датском, норвежском, шведском, каталанском и галисийском языках. В английском языке слово Sol также иногда (преимущественно в научном контексте) используется для обозначения Солнца. В персидском языке sol означает «солнечный год». От этого же корня происходят древнерусское слово сълньце, современное русское солнце, а также соответствующие слова во многих других славянских языках.
В честь Солнца названа валюта государства Перу (новый соль), ранее называвшаяся инти (так назывался бог солнца у инков, занимавший ключевое место в их астрономии и мифологии), что в переводе с языка кечуа означает солнце.
Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависело все: не будь Солнца, не было бы ни растений, ни животных, ни человека. Тысячи лет назад люди видели, как и мы сегодня, что каждое утро Солнце восходит, проходит свой дневной путь по небу и заходит за горизонт.
Но почему так происходит, они не знали. Вот и придумывали разные легенды.
Эти легенды могут кому-то показаться наивными, но в каждой из них имеется попытка объяснить загадочные явления природы. Но прошло еще очень много лет, прежде чем люди получили достоверные сведения о Солнце и его роли в жизни всего живого на планете.
Интересные факты:
Солнце является центром нашей Солнечной системы, в которую кроме него входят 9 больших планет, несколько десятков спутников планет, несколько тысяч астероидов (малых планет), кометы, метеорные тела, межпланетные пыль и газ (фото 1).
Фото 1. Строение солнечной системы.
Солнце – звезда, огромный раскаленный шар, состоящий из газов.
Радиус - 696 000 км.
Среднее расстояние от Земли - 150 млн. км.
Эффективная температура поверхности - 5 780 К.
Возраст - около 5 млрд. лет.
Солнце и растения.
Солнце - источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.
Если животные могут жить без Солнечного света в пещерах и под землей, то растения жить без солнечного света не могут. Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят.
Солнце помогает растению питаться. А как?
Рассказ ученого-ботаника «Тайна растений».
Листья растений – удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Работает чудесная «кухня» на свету. Почему же для ее работы требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кузня» остановилась бы. Энергия нужна для работы любой машины и жизни любого существа [5] (рис. 1).
Рис. 1. Питание растений.
Так зачем же растениям солнечные лучи?
Заполнить таблицу «Роль солнечного света и тепла для природы».
Роль солнечного света и тепла для природы
Для растений
Для животных
Для здоровья человека
Солнце и животные.
Продолжительность солнечного дня оказывает значительное влияние на жизнедеятельность организмов на Земле. В частности, зимой и осенью, когда Солнце стоит низко над горизонтом, и продолжительность светового дня мала и мало поступает солнечного тепла, а природа увядает и засыпает — животные впадают на длительный срок в спячку (медведи, барсуки, фото 2) или же сильно снижают свою активность.
Фото 2. Зимняя спячка.
Солнце указывает путь птицам во время перелета на зимовку в теплые края и обратно (фото 3).
Фото 3. Миграция птиц.
Солнечные лучи помогают вырабатывать в теле животных организмов очень полезные вещества – витамины, так необходимые для их здоровья и развития.
Весной и летом, когда много света и тепла, поедая растения, в которых за счёт солнца накоплена энергия, существуют и животные.
Динамическая пауза.
В этом нам поможет убедиться игра: в природе все начинается с Солнца, которое послало на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, все былинки, все кустики и деревца. Под этим ласковым теплом и светом на чистом воздухе они взросли и дали пищу всем растительноядным животным. Те, в свою очередь, дали пищу для мелких хищников, которыми питаются крупные по размерам хищные звери и птицы.
Вывод: так постепенно, переходя от звена к звену, солнечная энергия достаётся всем живым организмам в мире, включая и людей.
Итак, какую роль играет солнце в жизни животных? Заполнить таблицу «Роль солнечного света и тепла для природы».
Роль солнца в жизни человека.
Интерактив «Что значит для меня солнце» (описать значение солнца в жизни каждого из нас).
Лучи Солнца полезны для здоровья человека — они проникают глубоко под слой кожи человека и вызывают заметное тепловое действие, очень полезное при лечении многих видов заболеваний. Поэтому не зря многие животные, когда болеют, «греются на солнышке».
Так, под действием солнечных лучей образуется жизненно необходимый витамин D. При его недостатке возникает серьёзное заболевание — рахит (фото 4), которое может возникнуть по оплошности родителей, прячущих своих детей вдали от солнечного света. Недостаток витамина D опасен и для взрослых, при недостатке данного витамина наблюдается размягчение костей, искривление позвоночника. Недостаточность солнечного света проявляется также в бессоннице, быстрой утомляемости. Поэтому человеку периодически необходимо бывать на солнце, чтобы получить заряд бодрости, энергии и необходимый для укрепления костей витамин D.
Фото 4. Рахитство.
Итак, для чего человеку необходим солнечный свет? Заполнить таблицу «Роль солнечного света и тепла для природы».
Итог: какую роль играет солнце в жизни растений, животных, человека.
Литература
Воронов, Гречнева. Основы современного естествознания. - М.: Учебное пособие.
Кауров Э. Человек, Солнце и Магнитные Бури. // "Астрономия" РАН, 19.01.2000 г.
Короновский Н.В. Магнитное поле геологического прошлого земли. // СОЖ, 1996 г, №6.
Мирошниченко Л.И. Солнечная активность и земля. - М.: Наука, 1981г.
Плешаков А.А. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2005 г.
Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.: Мысль, 1976 г.
Широкова Е. В плену солнечных бурь.// Камчатское Время, 26.04.2001г.
Интернет-сайты:
http://troyka.iks.ru/kv/archive/26_04_2001/7.shtml
http://science.ng.ru/astronomy/2000-01-19/4_magnetism.html
infourok.ru
Солнце и его значение для жизни на Земле.
Урок природоведения 1 класс
Тема: Солнце и его значение для жизни на Земле.Цель: Сформировать представление о солнце, его роли и значении для природы; развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать наблюдательность, воображение; воспитывать желание узнавать новое.Оборудование: мультимедийная доска, презентация «Солнце», рисунки с солнечными узорами, солнцезащитные очки.
Ход урока
I. Организация класса
Начинается урок, Он пойдет ребятам в прок.Постарайтесь все понятьИ очень многое узнать
II. Повторение изученного материала
1. Фронтальный опрос- Давайте вспомним что такое природа?- Посмотрите какие объекты нас окружают, выберите лишний предмет (слайд 1) Цветок, человек, лиса, дом.- К какой природе относятся оставшиеся предметы?-По каким признакам определяют живые предметы?2. Игра «Будь внимательным»Учитель называет объекты, дети хлопают в ладоши, услышав предмет неживой природы.Звезды, собака, планеты, дерево, луна.- Как можно назвать эти телаIII. Мотивация учебной деятельности
ЗагадкаТы весь мир наш освещаешь,Ты тепло всем посылаешь, Улыбаешься в оконцеИ зовут тебя все… (Солнце)
-Солнце – это небесное тело. А к какой природе оно относится ?-Какие слова в загадке подсказали что речь идет о солнце?- А что вы знаете о солнце
IV. Сообщение темы и цели урока
- На уроке мы больше узнаем о солнце, о том как оно влияет на природу. В конце урока мы создадим свои солнышки, но для того чтобы ваши солнышки получились самыми лучистыми, вам необходимо быть внимательными и запомнить добрые дела солнышка.
V. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
- Уже в древние времена люди понимали значение солнца, поклонялись солнцу. В его честь слагали песни, устраивали праздники. Сочиняли загадки, поговорки, заклички. Люди воспевали и в творчестве. А солнечные узоры использовали для украшения салфеток, игрушек, ими расписывали посуду.Задание 1Найти на рисунке солнышко и раскрасить его.
Солнце – это большой, просто огромный горячий шар, вокруг которого вращается Земля.
- Кто наблюдал ночью на небе звезды?
Солнце – это такая же звезда, как и другие звезды, но она находится намного ближе к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Солнце не просто светит днем, оно создает день
- Ребята, а велико ли солнце?
Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, оно выглядело бы, как большой мяч и горошина.
Задание 2Дополнить картинку необходимыми элементами.
- А теперь я вам предлагаю послушать стихотворение Я. Акима и определить чем важно Солнце для растений, животных и для нас людей.
***- Свети нам, солнышко, свети,Легко с тобой живется!И даже песенка в пути, Само собой поется.
От нас за тучи – облакаНе уходи, не надо!И лес, и поле, и рекаТеплу и солнцу рады…
- Напрасно пущена молва,Что солнце нас тревожит.Лягушка изредка – ква-ква-Погреться любит тоже…
-Какую пользу Солнце приносит животным?Любят солнечное тепло и насекомые и змеи и ящерицы. От него они становятся подвижнее, быстрее.
- А для растений чем важно Солнце?Солнечный свет и тепло, нужен не только животным, но и растениям. Они растут, цветут и дают плоды и семена только в теплую погоду. Зимой растения спят. Если некоторые животные могут жить без солнечного света, то растения жить без него не могут, потому что Солнце помогает растениям питаться.
- А как же Солнце влияет на человека?Солнечный свет обладает целебной силой. Под воздействием солнечного света улучшается состояние здоровья. В человеческом организме вырабатывается витамин Д, который активно участвует в укреплении наших костей, зубов, ногтей.
Физкультминутка Встаньте дети, улыбнитесьИ планете поклонитесьЗа счастливый день вчерашний.Дружно к Солнцу потянитесь,Влево, вправо наклонитесьИ юлою покрутитесьРаз присядьте, два присядьтеИ за парты тихо сядьте
VI. Закрепление и осмысление знаний
- А если бы вдруг произошла встреча с Солнцем, что бы оно могло рассказать о себе?Закройте глаза и представьте эту встречу.
- Вот и у нас в классе Солнышко появилось, да не простое, а говорящее. Послушайте его рассказ и догадайтесь о каких природных явлениях расскажет солнце.
Солнце: встану я рано, распущу золотые косы. Поднимусь под облака. Выпью росу и туман, приласкаю животных, да и спать пойду во сине море.
- Солнце рано встает, как это явление называется? (восход)
- «Солнце выпьет росу и туман», что это значит? (круговорот воды в природе)
- Что значит «спать пойдет во сине море»? (закат)
Дидактическая игра «Зачем нам нужно солнышко»
«Я - цветок. Мне нужно солнышко…»
«Я - лягушка. Мне нужно солнышко…»
«Я- человек. Мне нужно солнышко…»
- Мы много говорили о том, как хорошо, когда светит Солнце. А давайте представим что оно исчезло. Что тогда произойдет? (ответы детей)
- Жизни на земле не было бы, так как для того чтобы существовали растения, животные и люди, нужны свет и тепло. Все это нам дает Солнце.
Задание 3 (работа в парах)
Необходимо прикрепить к солнцу столько луче, сколько добрых дел солнца вы вспомните.
VII. Подведение итогов урока
1. Беседа.
- Что нового узнали на уроке?
- О чем хотели бы узнать еще?
2. Игра «Да или нет»
- Солнце - это планета? (нет)
- Солнце очень горячее? (да)
- Солнце – это звезда? (да)
- Солнце гораздо больше земли? (да)
- Солнце относится к объектам живой природы? (нет)
- Земля движется вокруг Солнца? (да)
- Солнце имеет большое значение для живой природы? (да)
3. Беседа.
- Давайте заглянем в мешочек, который оставило солнышко. (солнечные очки)
- Ребята, зачем вам солнышко напоминает вам об этом предмете?
infourok.ru
Хотите узнать, из чего состоит Солнце?
Звезда по имени Солнце – единственная в нашей системе. Вокруг нее вращаются другие объекты, среди которых и планета Земля, где мы с вами проживаем. А учитывая несоизмеримую важность данного небесного тела для существования всего живого, в том числе и человека на Земле, немаловажно и знать из чего состоит Солнце и сколько еще лет оно сможет светить.
Поклонение Солнцу и его изучение
Еще с давних времен люди заметили ту главенствующую роль, которую играет эта звезда для всего живого. Многие древние культуры обожествляли Солнце, существовал культ поклонения ему. Оно почиталось, как божество, в Древнем Египте, в доколумбовой Америке. А некоторые величайшие сооружения человечества посвящены Солнцу: Стоунхендж в Англии, Чичен-Ица в Мексике, например. А учитывая солнечные расположения, строились египетские пирамиды. Интересно, что древнегреческие астрономы считали Солнце одной из планет, наравне с Землей. Безусловно, в те времена никто не догадывался, из чего состоит Солнце. Так, например, философ-грек Анаксагор считал его созданным из металла (за что, кстати, был брошен в темницу и приговорен к смерти). А идея о том, что все планеты вращаются вокруг центра, которым является данная звезда, была высказана учеными Древней Индии (и почти одновременно – Греции), а возрождена и развита Коперником уже в 16 веке.
Современная наука
Современная наука, безусловно, ушла далеко вперед. Ученые рассчитали и массу этого небесного тела, и его предположительный объем, и расстояние до Земли. Наблюдения ведутся визуально при помощи мощнейших современных телескопов, способных увеличивать так, что все видно, как на ладони. С помощью искусственных спутников, запущенных на соответствующие орбиты, добываются бесценные материалы, способствующие более подробному изучению. Теперь уже с точностью известно, из чего состоит Солнце. А также стал ясен ученым «солнцеведам» и его качественный и конфигурационный состав.
Внутренняя структура
Наша звезда имеет слоистую структуру. Стоит отметить, что ее масса составляет более 99 % от общей массы всей Солнечной системы (для сравнения, это в 330 000 раз превышает массу Земли). По спектральной классификации Солнце относится к типу «желтый карлик». Ядро – центральная часть, где проходят термоядерные процессы (радиус более 150 тысяч километров). Там очень высокая температура – свыше 14 миллионов градусов, а вещество достигает огромной плотности. Энергия и тепло в ядре вырабатываются за счет данной реакции, а остальная площадь солнца нагревается ими. Из чего состоит ядро солнца? Так как в центре звезды происходит термоядерная реакция, а водород, занимающий наибольшую часть в составе, выгорает, то, по мнению ученых там больше гелия (64 %) и меньше водорода (до 36 %).
Из чего состоит Солнце
Ну, это то, что касаемо ядра. А само солнце в основном состоит из водорода. Его 92 % от объема, а по массе – 73 %. Следующий элемент – гелий (7 % объема). Также присутствуют и другие элементы: железо и никель, кислород и азот, сера и магний, кальций и хром, и некоторые другие – вот из каких веществ состоит Солнце.
Два основных слоя
Можно выделить два основных слоя: внутренний и атмосферный. Внутренний состоит из трех частей: ядро, зона переноса энергии, зона конвекции. Атмосфера Солнца состоит из трех частей: фотосферы, хромосферы и короны.
Перенос энергии при помощи лучей и конвекции
В зоне, следующей за ядром, происходит перенос термоядерной энергии, вырабатываемой ядром звезды, в более верхние слои Солнца. Температура понижается постепенно, а длинна волн увеличивается. Этот сегмент занимает от 0,3 до 0,7 общего радиуса от центра. Конвективная зона, расположенная следом, осуществляет перенос энергии при помощи процесса конвекции.
Атмосфера Солнца
Фотосфера – это видимая поверхность Солнца. Она рассылает в окружающее пространство спектральные лучи. Ее толщина всего 200 километров. А над ней расположен слой хромосферы, имеющий толщину в разы большую – до 20 000 километров. Там беспрерывно опускаются и подымаются газы, осуществляя движение. В хромосфере иногда возникают протуберанцы, выступающие за поверхность до 250 000 километров, видимые даже с Земли. Иногда вещество, собранное в протуберанце преодолевает солнечное притяжение и отрывается в открытый космос. Солнечная корона как бы завершает построение самого Солнца, возвышаясь на 2 миллиона километров. Вид короны не всегда одинаков и связывается с периодами активности звезды.
Солнечный ветер
Из короны постоянно вытекает поток частиц, которые ионизированы. Это в основном протоны и электроны, называемые солнечным ветром. Они распространяются до самых границ солнечной атмосферы. Излучение достигает мириады частиц в секунду. А их потеря для желтого карлика составляет за миллионы лет массу, равноценную массе такой планеты, как, например, Земля. Такие явления, как северное сияние или геомагнитные бури на Земле напрямую связаны с воздействием солнечного ветра.
Солнце и жизнь на Земле
Для людей, животных и растений, которые проживают на Земле, Солнце и излучаемый им свет – вещь чрезвычайно важная. В тех местах, куда лучи попадают в ограниченном количестве, замечено малое разнообразие биологических форм, укорачивание сезона роста для растений, низкорослость видов. Солнечный свет – основа для фотосинтеза. А содержащийся в листьях растений хлорофилл является одним из основных условий возникновения жизни на Земле, по мнению большинства ученых. А многие виды животных (и человек) существуют, благодаря поеданию растений и накапливанию солнечной энергии в организмах. Еще одним важнейшим фактором для существования всего живого является ультрафиолетовое излучение Солнца, при помощи которого вырабатывается витамин D. А вот от избыточного излучения ультрафиолета нашу планету предохраняет озоновый слой, без участия которого, как считают исследователи, жизненные формы так и не смогли бы выбраться на сушу из вод Мирового Океана.
Объяснить, из чего состоит Солнце, для детей – не представляет особого труда. Но чтобы понять особенности строения огромной звезды, такой, как эта, необходимо представлять ту бесконечную величину объема газа, который сконцентрирован в одном месте солнечной системы. А если говорить проще, то Солнце состоит, в большинстве своем, и водорода и гелия. Эти газы совсем легкие, но сама звезда – очень тяжелая и весит, как 330 000 планет, идентичных Земле. А температура, до которой разогреты эти и другие элементы, входящие в состав – достигает до 15 миллионов градусов. Многие данные о составе звезды современными учеными были получены при помощи спектрального анализа того солнечного света, который доходит до Земли, и являются довольно точными.
fb.ru