В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи? Сочные плоды некоторых растений поедаются животными
В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии
Учебный год
Класс
ЗАДАНИЯ
Задание 1.Вам предлагаются десять заданий в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов – 10 (по одному баллу за каждый правильный ответ). Укажите выбранный ответ «да» или «нет» в матрице ответов.
Правило экологической пирамиды определяет прогрессивное увеличение в 10 раз массы каждого последующего звена в цепях питания.
Одни и те же живые организмы могут входить в состав сразу нескольких пищевых цепей.
В агроценозе отсутствует саморегуляция.
Вода является самой заселённой средой обитания.
Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.
Если для почвенной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для водной – это важнейший экологический фактор.
В тундре наиболее заметно антропогенное влияние.
Для повышения улова рыбы в северных морях необходимо увеличить диаметр ячеек орудий лова.
Стратегия жизни паразита всегда направлена на гибель хозяина – как промежуточного, так и окончательного.
Северные олени предохраняют таёжные леса от пожара.
Задание 2.Вам предлагается двадцать тестовых заданий, которые требуют выбора одного правильного ответа из четырёх возможных. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 20.
11. Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами:А) абиотическими; Б) биотическими; В) антропогенными; Г) лимитирующими.
12.Сочные плоды некоторых растений поедаются животными. Семена при этом не только распространяются в различных местах, но даже повышают свою всхожесть под воздействием желудочного сока. Подобные отношения между растениями и животными называются:А) эндозоохория; Б) экзозоохория; В) синойкия; Г) сотрапезничество.
13. В симбиотических взаимоотношениях находятся:А) лев и шакал; Б) акула и рыба-прилипала; В) росянка и муха; Г) рыба и дождевой червь.
14. Кто является основными поставщиками энергии в сосновом бору?А) бактерии; Б) белки; В) сосны; Г) насекомые.
В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?
А) консументы – продуценты – редуценты; Б) редуценты – консументы – продуценты;
В) редуценты – продуценты – консументы; Г) продуценты – консументы – редуценты.
16. Для каких растительных сообществ на севере Европы периодическое выжигание – необходимое условие существование?А) сосновый лес; Б) торфяное болото; В) пойменный луг; Г) заросли вереска.
17. Наиболее точными показателями(индикаторами)состояния среды являются виды, которые:А) существуют в широком диапазоне условий среды;Б)требуют строго определённых условий существования; В) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов; Г) проявляют пластичность к действию факторов среды.
18.Ослабленные, больные деревья выделяют вещества, которые привлекают насекомых-вредителей, то есть первые оказывают на последних:А) аттрактивное действие; Б) репеллентное действие; В) аллелопатическое действие;
Г) гомеопатическое действие.
19. Появление новых паразитов наряду со старыми:А) положительно влияет на жизнь популяции; Б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптаций; В) всегда приводит к гибели хозяина; Г) не вызывает изменений в популяции.
20.Стабильные популяции характеризуются численностью, которая:А) изменяется нерегулярно с большой амплитудой колебаний; Б) находится на уровне поддерживающей ёмкости среды; В) изменяется регулярно в зависимости от условий среды; Г) определяется скоростью миграционных процессов.
21.Исторические этапы взаимоотношений человека и природы можно выстроить в следующей последовательности:А) «неолитическая революция», «палеолитическая революция», «промышленная революция»; «зелёная революция»;
Б) «палеолитическая революция», «зелёная революция», «неолитическая революция», «промышленная революция»;
В) «промышленная революция», «зелёная революция», «палеолитическая революция», «неолитическая революция»;
Г) «палеолитическая революция», «неолитическая революция», «промышленная революция», «зелёная революция»;
22. Какую форму имеет «кривая выживания»у млекопитающих?А) вогнутую вниз; Б) вертикальную; В)выпуклую вверх;Г) горизонтальную.
23. Как называется состояние биосферы, когда её развитие управляется разумом человека?А) астросфера; Б) ноосфера; В) литосфера; Г) наносфера.
24. Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать:А) их заполнение водой; Б) вспашка склонов; В[ЕБ1] ) посадка на склонах культурных растений;
Г) заполнение песком.
25. Возврат биогенных элементов в глобальный круговорот веществ осуществляется в основном:А) продуцентами; Б) редуцентами; В) промышленными предприятиями; Г) консументами.
26. Выберите правильную последовательность компонентов детритной цепи питания:
А) выдра-фитопланктон-карась-дафния; Б) выдра-фитопланктон-дафния-карась; В) дафния-фитопланктон-карась-выдра; Г) фитопланктон-дафния-карась-выдра.
27. Принцип Г. Ф. Гаузе может применяться в случае:А) описания отношений между черными и рыжими тараканами;Б) определение типа особо охраняемой природной территории;В) расчета рациона питания сельскохозяйственных животных; Г) моделирования эрозионных процессов.
28.Кем был предложен термин «популяция»?А) Г. Де Фриз; Б) И.И. Шмальгаузен; В) В. Иоганнсен; Г) А. Вольтерра.
29.Правильно составленная схема вторичной экологической сукцессия:А) пожарище → лишайники и водоросли → травы и кустарники → ельник → березняк → дубрава; Б) скалы → лишайники и водоросли → мхи и папоротники → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник; В) вырубка → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник; г) пустошь → мхи и папоротники → травы и кустарники → смешанный лес → березняк → дубрава.
30. Укажите правильно составленную пищевую цепь:А) клевер – ястреб –шмель –мышь; Б) клевер – шмель – мышь – ястреб;В) шмель – мышь – ястреб – клевер; Г) мышь – клевер – шмель – ястреб.
Задание 3.Заключается в выборе правильного варианта ответа «да» или «нет» с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт. Состоит из трёх заданий, каждое из которых оценивается максимум в 3 балла (максимальное количество баллов 9).
poisk-ru.ru
задания для школьной олимпиады по экологии 9 класс
Олимпиадные задания для 9 класса
по предмету биология (школьный тур)
Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Правило экологической пирамиды определяет прогрессивное увеличение в 10 раз массы каждого последующего звена в цепях питания.
2. Одни и те же живые организмы могут входить в состав сразу нескольких пищевых цепей.
3. В агроценозе отсутствует саморегуляция.
5. Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.
6. Если для почвенной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для водной – это важнейший экологический фактор.
7. В тундре наиболее заметно антропогенное влияние.
8. Для повышения улова рыбы в северных морях необходимо увеличить диаметр ячеек орудий лова.
9. Стратегия жизни паразита всегда направлена на гибель хозяина – как промежуточного, так и окончательного.
10. Северные олени предохраняют таёжные леса от пожара.
Часть 2. Вам предлагаются задания, в которых из четырёх предложенных организмов нужно вычеркнуть лишнее. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами:
А) абиотическими;
Б) биотическими;
В) антропогенными;
Г) лимитирующими.
2. Сочные плоды некоторых растений поедаются животными. Семена при этом не только распространяются в различных местах, но даже повышают свою всхожесть под воздействием желудочного сока. Подобные отношения между растениями и животными называются:
А) эндозоохория;
Б) экзозоохория;
В) синойкия;
Г) сотрапезничество.
3. В симбиотических взаимоотношениях находятся:
А) лев и шакал;
Б) акула и рыба-прилипала;
В) росянка и муха;
Г) рыба и дождевой червь.
4. Кто является основными поставщиками энергии в сосновом бору?
А) бактерии;
Б) белки;
В) сосны;
Г) насекомые.
5. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?
А) консументы – продуценты – редуценты;
В) редуценты – продуценты – консументы;
Г) продуценты – консументы – редуценты.
6. Для каких растительных сообществ на севере Европы периодическое выжигание – необходимое условие существование?
А) сосновый лес;
Б) торфяное болото;
В) пойменный луг;
Г) заросли вереска.
7. Наиболее точными показателями (индикаторами) состояния среды являются виды, которые:
А) существуют в широком диапазоне условий среды;
Б) требуют строго определённых условий существования;
В) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;
Г) проявляют пластичность к действию факторов среды.
8. Ослабленные, больные деревья выделяют вещества, которые привлекают насекомых-вредителей, то есть первые оказывают на последних:
А) аттрактивное действие;
Б) репеллентное действие;
В) аллелопатическое действие;
Г) гомеопатическое действие.
9. Появление новых паразитов наряду со старыми:
А) положительно влияет на жизнь популяции;
Б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптаций;
В) всегда приводит к гибели хозяина;
Г) не вызывает изменений в популяции.
10. Стабильные популяции характеризуются численностью, которая:
А) изменяется нерегулярно с большой амплитудой колебаний;
Б) находится на уровне поддерживающей ёмкости среды;
В) изменяется регулярно в зависимости от условий среды;
Г) определяется скоростью миграционных процессов.
11. Исторические этапы взаимоотношений человека и природы можно выстроить в следующей последовательности:
А) «неолитическая революция», «палеолитическая революция», «промышленная революция»; «зелёная революция»;
Б) «палеолитическая революция», «зелёная революция», «неолитическая революция», «промышленная революция»;
В) «промышленная революция», «зелёная революция», «палеолитическая революция», «неолитическая революция»;
Г) «палеолитическая революция», «неолитическая революция», «промышленная революция», «зелёная революция»;
12. Какую форму имеет «кривая выживания» у млекопитающих?
А) вогнутую вниз;
Б) вертикальную;
В) выпуклую вверх;
Г) горизонтальную.
13. Как называется состояние биосферы, когда её развитие управляется разумом человека?
А) астросфера;
Б) ноосфера;
В) литосфера;
Г) наносфера.
14. Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать:
А) их заполнение водой;
Б) вспашка склонов;
В) посадка на склонах культурных растений;
Г) заполнение песком.
15. Возврат биогенных элементов в глобальный круговорот веществ осуществляется в основном: А) продуцентами;
Б) редуцентами;
В) промышленными предприятиями;
Г) консументами.
16. Выберите правильную последовательность компонентов детритной цепи питания:
А) выдра-фитопланктон-карась-дафния;
Б) выдра-фитопланктон-дафния-карась;
В) дафния-фитопланктон-карась-выдра;
Г) фитопланктон-дафния-карась-выдра.
17. Принцип Г. Ф. Гаузе может применяться в случае:
А) описания отношений между черными и рыжими тараканами;
Б) определение типа особо охраняемой природной территории;
В) расчета рациона питания сельскохозяйственных животных;
Г) моделирования эрозионных процессов.
18. Кем был предложен термин «популяция»?
А) Г. Де Фриз;
Б) И.И. Шмальгаузен;
В) В. Иоганнсен;
Г) А. Вольтерра.
19. Правильно составленная схема вторичной экологической сукцессия:
А) пожарище → лишайники и водоросли → травы и кустарники → ельник → березняк → дубрава;
Б) скалы → лишайники и водоросли → мхи и папоротники → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник;
В) вырубка → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник;
Г) пустошь → мхи и папоротники → травы и кустарники → смешанный лес → березняк → дубрава.
20. Укажите правильно составленную пищевую цепь:
А) клевер – ястреб –шмель –мышь;
Б) клевер – шмель – мышь – ястреб;
В) шмель – мышь – ястреб – клевер;
Г) мышь – клевер – шмель – ястреб.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания, в котором нужно не просто выбрать ответ, но обосновать его. За каждый ответ максимум 3 балла. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. Возможно сохранение степной экосистемы, если в ней будут истреблены все копытные?
Может произойти замена одной системы на другую;
Почва будет больше накапливать гумуса;
Ничего не произойдёт;
Исчезнут все травянистые растения.
Правильный ответ (….), так как________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
2. В одном ареале обитает три вида растений: не ядовитые, слабоядовитые, ядовитые. Почему все они выжили, если известно, что животные могут поедать неядовитые и слабоядовитые растения?
Животные определяют ядовитые растения по запаху и не едят их;
Неядовитые растения и слабоядовитые похожи на ядовитые, поэтому животные могут перепутать и съесть ядовитые, что приведёт к гибели последних;
Ничего не произойдёт;
Животные питаются листьями деревьев.
Правильный ответ (….), так как________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3. Способен ли какой-то живой организм заселить всю поверхность планеты?
Да, бактерии;
Да, хищники;
Нет, не могут;
Планета уже и так плотно заселена.
Правильный ответ (….), так как________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
4.Понятие топических связей ввел В. К. Беклемишев, подразумевая под ними воздействие одних организмов на другие через изменение различных абиотических факторов. Примером топических экологических связей является:
наличие длинных волос, выростов на пальцах тонкопалого тушканчика – обитателя песчаных пустынь;
заселение насекомыми «бассейнов», образующихся за счет скопления дождевой воды в основаниях листьев растений семейства бромелиевых;
переваривание росянкой насекомых, попадающих на поверхность её листьев;
закрепление подвижных песков с помощью растений-псаммофилов (ива-шелюга, кандым, другие кустарники).
Правильный ответ (….), так как________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ:
Часть 1. 10 баллов (За каждое правильно подчёркнутое слово – 1 балл).
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
прав. "ДА" | Х | Х | Х | Х | Х | |||||
неправ "НЕТ" | Х | Х | Х | Х | Х |
Часть 2. 20 баллов (За каждое правильное задание - 1 балл).
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | б | а | б | в | г | г | б | а | б | б |
11-20 | г | в | б | в | б | г | а | в | в | б |
Часть 3. 12 баллов (3 балла за каждый ответ с пояснением: 1 балл за выбранный ответ и 2 балла за пояснение).
1.
Правильный ответ | А | ||||||
Пояснение | Нет, так как сразу начнёт накапливаться фитомасса, которая постоянно поглощалась копытными. Степь будет зарастать и превращаться в лесостепные сообщества. |
2.
Правильный ответ | В | ||||||
Пояснение | Скорее всего, неядовитые и слабоядовитые растения внешне похожи на ядовитые. В этом случае животные поедают все растения равномерно, и часть животных погибает, количество едоков сокращается, а растения выживают и размножаются. Другой вариант – у животных выработается условный рефлекс, и они вообще (кроме молодых) не будут поедать эти растения. В этом случае все растения сохраняются. |
3.
Правильный ответ | С | ||||||
Пояснение | Нет, потому что неограниченный рост численности ведёт к истощению ресурсов среды, и соответственно, к снижению численности самой популяции или к её гибели. |
4.
Правильный ответ | В | ||||||
Пояснение | Особенности строения листьев растений семейства бромелиевых создают физические условия, необходимые для обитания других организмов – насекомых. Таким образом, здесь имеет место топическая связь. |
Максимум – 42 балла.
1 место – 34 – 42 балла
2 место – 27 – 33 балла
3 место – 21 – 26 баллов
multiurok.ru
Олимпиада по экологии 7 класс школьный этап с ответами
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Вам предлагаются десять заданий в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов – 10 (по одному баллу за каждый правильный ответ). Укажите выбранный ответ «да» или «нет» в матрице ответов.
1. Правило экологической пирамиды определяет прогрессивное увеличение в 10 раз массы каждого последующего звена в цепях питания.
2. Одни и те же живые организмы могут входить в состав сразу нескольких пищевых цепей.
3. В агроценозе отсутствует саморегуляция.
4. Вода является самой заселённой средой обитания.
5. Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.
6. Если для почвенной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для водной – это важнейший экологический фактор.
7. В тундре наиболее заметно антропогенное влияние.
8. Для повышения улова рыбы в северных морях необходимо увеличить диаметр ячеек орудий лова.
9. Стратегия жизни паразита всегда направлена на гибель хозяина – как промежуточного, так и окончательного.
10. Северные олени предохраняют таёжные леса от пожара.
Задание 2. Вам предлагается двадцать тестовых заданий, которые требуют выбора одного правильного ответа из четырёх возможных. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 20.
11. Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами: А) абиотическими; Б) биотическими; В) антропогенными; Г) лимитирующими.
12. Сочные плоды некоторых растений поедаются животными. Семена при этом не только распространяются в различных местах, но даже повышают свою всхожесть под воздействием желудочного сока. Подобные отношения между растениями и животными называются: А) эндозоохория; Б) экзозоохория; В) синойкия; Г) сотрапезничество.
13. В симбиотических взаимоотношениях находятся:А) лев и шакал; Б) акула и рыба-прилипала; В) росянка и муха; Г) рыба и дождевой червь.
14. Кто является основными поставщиками энергии в сосновом бору? А) бактерии; Б) белки; В) сосны; Г) насекомые.
15. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?
А) консументы – продуценты – редуценты; Б) редуценты – консументы – продуценты;
В) редуценты – продуценты – консументы; Г) продуценты – консументы – редуценты.
16. Для каких растительных сообществ на севере Европы периодическое выжигание – необходимое условие существование? А) сосновый лес; Б) торфяное болото; В) пойменный луг; Г) заросли вереска.
17. Наиболее точными показателями (индикаторами) состояния среды являются виды, которые: А) существуют в широком диапазоне условий среды; Б) требуют строго определённых условий существования; В) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов; Г) проявляют пластичность к действию факторов среды.18. Ослабленные, больные деревья выделяют вещества, которые привлекают насекомых-вредителей, то есть первые оказывают на последних: А) аттрактивное действие; Б) репеллентное действие; В) аллелопатическое действие;
Г) гомеопатическое действие.
19. Появление новых паразитов наряду со старыми: А) положительно влияет на жизнь популяции; Б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптаций; В) всегда приводит к гибели хозяина; Г) не вызывает изменений в популяции.
20. Стабильные популяции характеризуются численностью, которая: А) изменяется нерегулярно с большой амплитудой колебаний; Б) находится на уровне поддерживающей ёмкости среды; В) изменяется регулярно в зависимости от условий среды; Г) определяется скоростью миграционных процессов.
21. Исторические этапы взаимоотношений человека и природы можно выстроить в следующей последовательности: А) «неолитическая революция», «палеолитическая революция», «промышленная революция»; «зелёная революция»;
Б) «палеолитическая революция», «зелёная революция», «неолитическая революция», «промышленная революция»;
В) «промышленная революция», «зелёная революция», «палеолитическая революция», «неолитическая революция»;
Г) «палеолитическая революция», «неолитическая революция», «промышленная революция», «зелёная революция»;
22. Какую форму имеет «кривая выживания» у млекопитающих? А) вогнутую вниз; Б) вертикальную; В) выпуклую вверх; Г) горизонтальную.23. Как называется состояние биосферы, когда её развитие управляется разумом человека? А) астросфера; Б) ноосфера; В) литосфера; Г) наносфера.
24. Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать: А) их заполнение водой; Б) вспашка склонов; В[a]) посадка на склонах культурных растений;
Г) заполнение песком.
25. Возврат биогенных элементов в глобальный круговорот веществ осуществляется в основном: А) продуцентами; Б) редуцентами; В) промышленными предприятиями; Г) консументами.
26. Выберите правильную последовательность компонентов детритной цепи питания:
А) выдра-фитопланктон-карась-дафния; Б) выдра-фитопланктон-дафния-карась; В) дафния-фитопланктон-карась-выдра; Г) фитопланктон-дафния-карась-выдра.
27. Принцип Г. Ф. Гаузе может применяться в случае: А) описания отношений между черными и рыжими тараканами; Б) определение типа особо охраняемой природной территории; В) расчета рациона питания сельскохозяйственных животных; Г) моделирования эрозионных процессов.
28. Кем был предложен термин «популяция»? А) Г. Де Фриз; Б) И.И. Шмальгаузен; В) В. Иоганнсен; Г) А. Вольтерра.
29. Правильно составленная схема вторичной экологической сукцессия: А) пожарище → лишайники и водоросли → травы и кустарники → ельник → березняк → дубрава; Б) скалы → лишайники и водоросли → мхи и папоротники → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник; В) вырубка → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник; г) пустошь → мхи и папоротники → травы и кустарники → смешанный лес → березняк → дубрава.
30. Укажите правильно составленную пищевую цепь: А) клевер – ястреб –шмель –мышь; Б) клевер – шмель – мышь – ястреб; В) шмель – мышь – ястреб – клевер; Г) мышь – клевер – шмель – ястреб.
Задание 3. Заключается в выборе правильного варианта ответа «да» или «нет» с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт. Состоит из трёх заданий, каждое из которых оценивается максимум в 3 балла (максимальное количество баллов 9).
31. Возможно сохранение степной экосистемы, если в ней будут истреблены все копытные?
32. На одном ареале обитают три близких вида растений – неядовитые, слабоядовитые и ядовитые. Ими (неядовитыми и слабоядовитыми) питаются одни и те же фитофаги. Возможно ли выживание всех трёх видов растений?
33. Способен ли какой-то живой организм заселить всю поверхность планеты?
Задание 4. Решите тестовую задачу. Задание заключается в выборе единственного правильного варианта ответа из четырёх предложенных с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт. Максимальное количество баллов – 4 балла.
34. Понятие топических связей ввел В. К. Беклемишев, подразумевая под ними воздействие одних организмов на другие через изменение различных абиотических факторов. Примером топических экологических связей является:
А) наличие длинных волос, выростов на пальцах тонкопалого тушканчика – обитателя песчаных пустынь; Б) заселение насекомыми «бассейнов», образующихся за счет скопления дождевой воды в основаниях листьев растений семейства бромелиевых; В) переваривание росянкой насекомых, попадающих на поверхность её листьев; Г) закрепление подвижных песков с помощью растений-псаммофилов (ива-шелюга, кандым, другие кустарники).
shkolnaya-olimpiada.ru
Ответы@Mail.Ru: Помогите подобрать 5 примеров растений семена/плоды которых распространяются способами:Анемохория, Зоохория, Гидрохория.
Анемохория (от греч. άνεμος — ветер и χωρέω — иду, распространяюсь) — распространение плодов, семян, спор и других зачатков растений воздушными течениями, чему способствуют малые размеры и небольшой вес семян (орхидные, заразиховые) , а также волоски на семенах и плодах (ивы, тополя) , крылатые выросты (вязы, ясени, клёны) , ости (ковыли) и другие приспособления. Зоохория (от зоо.. . и греч. chōréō — иду вперёд, распространяюсь) , распространение плодов и семян животными. Различают эпизоохорию — перенос плодов или семян на наружных покровах, эндозоохорию — перенос животными в пищеварительном тракте, синзоохорию — распространение при заготовках животными плодов или семян впрок. В соответствии с этим растения делят на эпи-, эндо- и синзоохоры. У эпизоохоров на плодах или семенах имеются зацепки (крючочки, шипики) , слизь или клейкие вещества (например, у череды, липучки, подорожника, омелы) . У эндозоохоров сочные плоды или семена, имеющие мясистые выросты (ариллусы) , поедаются животными и при прохождении через пищеварительный тракт не только не повреждаются, но иногда приобретают лучшую всхожесть (например, у вишни, жимолости, граната, бересклета) . К синзоохорам относятся, например, лесной орех, кедровые орехи, зерновка злаков. Частный случай синзоохории — мирмекохория — распространение плодов или семян муравьями. Гидрохория (от гидро.. . и греч. choreo — продвигаюсь, распространяюсь) , распространение плодов, семян и др. зачатков растений водными течениями. Г. характерна преимущественно для болотных и водных растений, водорослей и некоторых грибов. Приспособлениями для такого способа переноса служат различные вздутия и выросты на плодовых или семенных оболочках (или особые клетки — в спорах грибов) , наполненные воздухом и действующие как плавательные пузыри. Г. наблюдается у частухи, стрелолиста, сусака, ежеголовника, рдеста и др.
touch.otvet.mail.ru
Какие существуют приспособления у плодов растений для распространения и расселения?
Ну различные выросты оклоплодника. У одувпнчика, тополя это волоски действующие как парашут, за счет них семя может долго лететь по воздуху. Крылатки клена, ясеня, заставляют плод летеь подобно автожиру. У репейника, череды выросты в виде колючек заставляют семечко цеплятся к шерсти животных и разносится ими. Сочные плоды поедаются животными и семечки разносятся в их кишечнике. У амелы семечки очень липкие и переносятся с дерева на дерево прилипнув к лапам птиц. Небольшоу уточнение. Какая разиуа между расселением и распространением.
Аэродинамические приспособления такие как небольшая масса, форма Когда плод служит кормом для животных, которые его прячут в другом месте
Разнос диаспор (спор, семян, плодов) осуществляется ветром (анемохория) , водой (гидрохория) , животными (зоохория) или человеком (антропохория) . Приспособления некоторых плодов н семян к распространению. Плоды, разбрасывающие семена: 1 — бешеного огурца; 2 — кислицы; 3 — чины. Распространяемые ветром: 4 — айланта; 5 — птелеи; 6 — клевера (6а — плод в продольном разрезе) ; 7 — одуванчика; 8 — ветреницы. Распространяемые животными: 9 — подмаренника (9а — крючковатые щетинки плода) ; 10 — торилиса (10а — шипы плода) ; 11 — осоки; 12 — шалфея (12а — желёзки на плодовой чашечке, выделяющие липкую жидкость) . Одуванчик - очень оригинальный способ распространения семян. а вот расселению дуба помогает сойка Крылатка. клёна остролистного скоро отправиться путешествовать У семян некоторых растений есть специальные крючки или колючки, которыми они цепляются за перья птиц, шерсть животных и переносятся на большие расстояния. Такие семена, например, у череды, татарника. Помимо семян-аэронавтов, есть еще семена-мореплаватели, не тонущие в воде и переселяющиеся через моря и океаны. Именно таким образом появились на острове кокосовые пальмы Среди семян-путешественников есть и такие, которые сами помогают себе зарываться в землю. Так, плоды аистника и ковыля имеют с одной стороны тонкое острие, а с другой — длинную ость, которая при подсыхании винтообразно скручивается, а при увлажнении раскручивается и таким образом помогает семенам зарыться в землю
touch.otvet.mail.ru
Олимпиада по экологии 9 класс муниципальный этап с ответами
ЗАДАНИЯ
Задание 1. Вам предлагаются десять заданий в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов – 10 (по одному баллу за каждый правильный ответ). Укажите выбранный ответ «да» или «нет» в матрице ответов.
1. Правило экологической пирамиды определяет прогрессивное увеличение в 10 раз массы каждого последующего звена в цепях питания.
2. Одни и те же живые организмы могут входить в состав сразу нескольких пищевых цепей.
3. В агроценозе отсутствует саморегуляция.
4. Вода является самой заселённой средой обитания.
5. Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.
6. Если для почвенной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для водной – это важнейший экологический фактор.
7. В тундре наиболее заметно антропогенное влияние.
8. Для повышения улова рыбы в северных морях необходимо увеличить диаметр ячеек орудий лова.
9. Стратегия жизни паразита всегда направлена на гибель хозяина – как промежуточного, так и окончательного.
10. Северные олени предохраняют таёжные леса от пожара.
Задание 2. Вам предлагается двадцать тестовых заданий, которые требуют выбора одного правильного ответа из четырёх возможных. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 20.
11. Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами: А) абиотическими; Б) биотическими; В) антропогенными; Г) лимитирующими.
12. Сочные плоды некоторых растений поедаются животными. Семена при этом не только распространяются в различных местах, но даже повышают свою всхожесть под воздействием желудочного сока. Подобные отношения между растениями и животными называются: А) эндозоохория; Б) экзозоохория; В) синойкия; Г) сотрапезничество.
13. В симбиотических взаимоотношениях находятся:А) лев и шакал; Б) акула и рыба-прилипала; В) росянка и муха; Г) рыба и дождевой червь.
14. Кто является основными поставщиками энергии в сосновом бору? А) бактерии; Б) белки; В) сосны; Г) насекомые.
15. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?
А) консументы – продуценты – редуценты; Б) редуценты – консументы – продуценты;
В) редуценты – продуценты – консументы; Г) продуценты – консументы – редуценты.
16. Для каких растительных сообществ на севере Европы периодическое выжигание – необходимое условие существование? А) сосновый лес; Б) торфяное болото; В) пойменный луг; Г) заросли вереска.
17. Наиболее точными показателями (индикаторами) состояния среды являются виды, которые: А) существуют в широком диапазоне условий среды; Б) требуют строго определённых условий существования; В) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов; Г) проявляют пластичность к действию факторов среды.18. Ослабленные, больные деревья выделяют вещества, которые привлекают насекомых-вредителей, то есть первые оказывают на последних: А) аттрактивное действие; Б) репеллентное действие; В) аллелопатическое действие;
Г) гомеопатическое действие.
19. Появление новых паразитов наряду со старыми: А) положительно влияет на жизнь популяции; Б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптаций; В) всегда приводит к гибели хозяина; Г) не вызывает изменений в популяции.
20. Стабильные популяции характеризуются численностью, которая: А) изменяется нерегулярно с большой амплитудой колебаний; Б) находится на уровне поддерживающей ёмкости среды; В) изменяется регулярно в зависимости от условий среды; Г) определяется скоростью миграционных процессов.
21. Исторические этапы взаимоотношений человека и природы можно выстроить в следующей последовательности: А) «неолитическая революция», «палеолитическая революция», «промышленная революция»; «зелёная революция»;
Б) «палеолитическая революция», «зелёная революция», «неолитическая революция», «промышленная революция»;
В) «промышленная революция», «зелёная революция», «палеолитическая революция», «неолитическая революция»;
Г) «палеолитическая революция», «неолитическая революция», «промышленная революция», «зелёная революция»;
22. Какую форму имеет «кривая выживания» у млекопитающих? А) вогнутую вниз; Б) вертикальную; В) выпуклую вверх; Г) горизонтальную.23. Как называется состояние биосферы, когда её развитие управляется разумом человека? А) астросфера; Б) ноосфера; В) литосфера; Г) наносфера.
24. Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать: А) их заполнение водой; Б) вспашка склонов; В[a]) посадка на склонах культурных растений;
Г) заполнение песком.
25. Возврат биогенных элементов в глобальный круговорот веществ осуществляется в основном: А) продуцентами; Б) редуцентами; В) промышленными предприятиями; Г) консументами.
26. Выберите правильную последовательность компонентов детритной цепи питания:
А) выдра-фитопланктон-карась-дафния; Б) выдра-фитопланктон-дафния-карась; В) дафния-фитопланктон-карась-выдра; Г) фитопланктон-дафния-карась-выдра.
27. Принцип Г. Ф. Гаузе может применяться в случае: А) описания отношений между черными и рыжими тараканами; Б) определение типа особо охраняемой природной территории; В) расчета рациона питания сельскохозяйственных животных; Г) моделирования эрозионных процессов.
28. Кем был предложен термин «популяция»? А) Г. Де Фриз; Б) И.И. Шмальгаузен; В) В. Иоганнсен; Г) А. Вольтерра.
29. Правильно составленная схема вторичной экологической сукцессия: А) пожарище → лишайники и водоросли → травы и кустарники → ельник → березняк → дубрава; Б) скалы → лишайники и водоросли → мхи и папоротники → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник; В) вырубка → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник; г) пустошь → мхи и папоротники → травы и кустарники → смешанный лес → березняк → дубрава.
30. Укажите правильно составленную пищевую цепь: А) клевер – ястреб –шмель –мышь; Б) клевер – шмель – мышь – ястреб; В) шмель – мышь – ястреб – клевер; Г) мышь – клевер – шмель – ястреб.
Задание 3. Заключается в выборе правильного варианта ответа «да» или «нет» с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт. Состоит из трёх заданий, каждое из которых оценивается максимум в 3 балла (максимальное количество баллов 9).
31. Возможно сохранение степной экосистемы, если в ней будут истреблены все копытные?
32. На одном ареале обитают три близких вида растений – неядовитые, слабоядовитые и ядовитые. Ими (неядовитыми и слабоядовитыми) питаются одни и те же фитофаги. Возможно ли выживание всех трёх видов растений?
33. Способен ли какой-то живой организм заселить всю поверхность планеты?
Задание 4. Решите тестовую задачу. Задание заключается в выборе единственного правильного варианта ответа из четырёх предложенных с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт. Максимальное количество баллов – 4 балла.
34. Понятие топических связей ввел В. К. Беклемишев, подразумевая под ними воздействие одних организмов на другие через изменение различных абиотических факторов. Примером топических экологических связей является:
А) наличие длинных волос, выростов на пальцах тонкопалого тушканчика – обитателя песчаных пустынь; Б) заселение насекомыми «бассейнов», образующихся за счет скопления дождевой воды в основаниях листьев растений семейства бромелиевых; В) переваривание росянкой насекомых, попадающих на поверхность её листьев; Г) закрепление подвижных песков с помощью растений-псаммофилов (ива-шелюга, кандым, другие кустарники).
shkolnaya-olimpiada.ru
В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи? — МегаЛекции
Муниципальное образование «Гурьевский городской округ»
Всероссийская олимпиада школьников по экологии
(школьный этап)
2016-2017 учебный год
Класс
Максимальное количество баллов – 43 балла
Задание 1. (10 баллов) Тестовые задания с выбором правильного суждения
Задание 2. (20 баллов) Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Задание 3. (9 баллов) Задание на выбор правильного ответа
Задание 4. (4 балла) Решение экологической задачи
Время выполнения –120 минут
Класс
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии
Учебный год
Класс
Задание 1.Вам предлагаются десять заданий в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов – 10 (по одному баллу за каждый правильный ответ). Укажите выбранный ответ «да» или «нет» в матрице ответов.
Правило экологической пирамиды определяет прогрессивное увеличение в 10 раз массы каждого последующего звена в цепях питания.
Одни и те же живые организмы могут входить в состав сразу нескольких пищевых цепей.
В агроценозе отсутствует саморегуляция.
Вода является самой заселённой средой обитания.
Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.
Если для почвенной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для водной – это важнейший экологический фактор.
В тундре наиболее заметно антропогенное влияние.
Для повышения улова рыбы в северных морях необходимо увеличить диаметр ячеек орудий лова.
Стратегия жизни паразита всегда направлена на гибель хозяина – как промежуточного, так и окончательного.
Северные олени предохраняют таёжные леса от пожара.
Задание 2.Вам предлагается двадцать тестовых заданий, которые требуют выбора одного правильного ответа из четырёх возможных. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 20.
11. Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами:А) абиотическими; Б) биотическими; В) антропогенными; Г) лимитирующими.
12. Сочные плоды некоторых растений поедаются животными. Семена при этом не только распространяются в различных местах, но даже повышают свою всхожесть под воздействием желудочного сока. Подобные отношения между растениями и животными называются:А) эндозоохория; Б) экзозоохория; В) синойкия; Г) сотрапезничество.
13. В симбиотических взаимоотношениях находятся:А) лев и шакал; Б) акула и рыба-прилипала; В) росянка и муха; Г) рыба и дождевой червь.
14. Кто является основными поставщиками энергии в сосновом бору?А) бактерии; Б) белки; В) сосны; Г) насекомые.
В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?
А) консументы – продуценты – редуценты; Б) редуценты – консументы – продуценты;
В) редуценты – продуценты – консументы; Г) продуценты – консументы – редуценты.
16. Для каких растительных сообществ на севере Европы периодическое выжигание – необходимое условие существование?А) сосновый лес; Б) торфяное болото; В) пойменный луг; Г) заросли вереска.
17. Наиболее точными показателями (индикаторами) состояния среды являются виды, которые:А) существуют в широком диапазоне условий среды; Б) требуют строго определённых условий существования; В) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов; Г) проявляют пластичность к действию факторов среды.
18. Ослабленные, больные деревья выделяют вещества, которые привлекают насекомых-вредителей, то есть первые оказывают на последних: А) аттрактивное действие; Б) репеллентное действие; В) аллелопатическое действие;
Г) гомеопатическое действие.
19. Появление новых паразитов наряду со старыми:А) положительно влияет на жизнь популяции; Б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптаций; В) всегда приводит к гибели хозяина; Г) не вызывает изменений в популяции.
20. Стабильные популяции характеризуются численностью, которая:А) изменяется нерегулярно с большой амплитудой колебаний; Б) находится на уровне поддерживающей ёмкости среды; В) изменяется регулярно в зависимости от условий среды; Г) определяется скоростью миграционных процессов.
21. Исторические этапы взаимоотношений человека и природы можно выстроить в следующей последовательности:А) «неолитическая революция», «палеолитическая революция», «промышленная революция»; «зелёная революция»;
Б) «палеолитическая революция», «зелёная революция», «неолитическая революция», «промышленная революция»;
В) «промышленная революция», «зелёная революция», «палеолитическая революция», «неолитическая революция»;
Г) «палеолитическая революция», «неолитическая революция», «промышленная революция», «зелёная революция»;
22. Какую форму имеет «кривая выживания» у млекопитающих? А) вогнутую вниз; Б) вертикальную; В) выпуклую вверх; Г) горизонтальную.
23. Как называется состояние биосферы, когда её развитие управляется разумом человека?А) астросфера; Б) ноосфера; В) литосфера; Г) наносфера.
24. Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать:А) их заполнение водой; Б) вспашка склонов; В[ЕБ1] ) посадка на склонах культурных растений;
Г) заполнение песком.
25. Возврат биогенных элементов в глобальный круговорот веществ осуществляется в основном:А) продуцентами; Б) редуцентами; В) промышленными предприятиями; Г) консументами.
26. Выберите правильную последовательность компонентов детритной цепи питания:
А) выдра-фитопланктон-карась-дафния; Б) выдра-фитопланктон-дафния-карась; В) дафния-фитопланктон-карась-выдра; Г) фитопланктон-дафния-карась-выдра.
27. Принцип Г. Ф. Гаузе может применяться в случае:А) описания отношений между черными и рыжими тараканами; Б) определение типа особо охраняемой природной территории; В) расчета рациона питания сельскохозяйственных животных; Г) моделирования эрозионных процессов.
28. Кем был предложен термин «популяция»?А) Г. Де Фриз; Б) И.И. Шмальгаузен; В) В. Иоганнсен; Г) А. Вольтерра.
29. Правильно составленная схема вторичной экологической сукцессия:А) пожарище → лишайники и водоросли → травы и кустарники → ельник → березняк → дубрава; Б) скалы → лишайники и водоросли → мхи и папоротники → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник; В) вырубка → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник; г) пустошь → мхи и папоротники → травы и кустарники → смешанный лес → березняк → дубрава.
30. Укажите правильно составленную пищевую цепь:А) клевер – ястреб –шмель –мышь; Б) клевер – шмель – мышь – ястреб;В) шмель – мышь – ястреб – клевер; Г) мышь – клевер – шмель – ястреб.
Задание 3.Заключается в выборе правильного варианта ответа «да» или «нет» с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт. Состоит из трёх заданий, каждое из которых оценивается максимум в 3 балла (максимальное количество баллов 9).
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru