Схема питания растений. Методическая разработка урока биологии для 6-го класса "Питание. Почвенное и воздушное питание растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Параграф 15. Минеральное питание растений. - Пасечник 6 класс - Многообразие покрытосеменных растений. Схема питания растений


СХЕМА ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ ТОМАТА В ПЕРИОД ВЫРАЩИВАНИЯ — КиберПедия

Она изменяется по периодам выращивания.

1. Стартовая схема — в течение 1 -ой недели после начала запитки субстрата и посадки рассады: N 250 Р100, К250 Са180 Мg50, мг/л; ЕС — 3-3,2 мСм/см соотношение N : Р : К : Са : Мg - 1 : 0,4 : 1 : 0,8 : 0,2.

Для обеспечения активного наращивания корневой системы, дают большие нормы фосфора. Если после посадки погода пасмурная, электропроводимость рабочего раствора поддерживаем на уровне 3-3,5 мСм/см, а при солнечной погоде — 3,8 мСм/см. Показатель рН питательного раствора поддерживают на уровне 5,8—6.

2. С начала активного роста раствор изменяют:

ЕС — 2,8-3 мСм/см; N : К = 1 : 1,7; соотношение N : Р : К : Са : Мg =

1 : 0,35 : 1,7 : 1 : 0,2. До расцветания 2-й кисти и начала цветении 3-й кисти, что имеет место при соответствующем температурном режиме, обеспечивающем генеративный тип роста и развития, применяют указанное соотношение N : К, высокий уровень электропроводимости питательного раствора, а также повышенный уровень фосфора для дальнейшего нарастания корневой системы. В пасмурную погоду поддерживают ЕС на уровне 3 мСм/см, а в солнечную — 2,8 мСм/см. Следят, чтобы формировался плотный (сильный), но не жирующий стебель. Это регулируется уровнем солей в растворе. Для активного роста ЕС — 2,8 мСм/см, а, если наблюдается жирование стебля, то повышают ЕС до 3-3,3 мСм /см, но не более, рН

раствора поддерживают на уровне — 5,8-6,4, хотя оптимум несколько ниже рН — 6. Регулярно проверяют электропроводимость дренажной воды. Она не должна быть ниже или значительно выше электропроводимости рабочего раствора.

3. В феврале или несколько позже, в связи с более поздними сроками посадки, наблюдается массовое цветение 3-й — 5-й кисти. Используют в это время следующий питательный раствор:

; ЕС — 2,4-2,7мСм /см; соотношение N:Р:К:Са:Мg=1: 0,25 : 1,7 : 0,9 : 0,2; рН - 5,8-6,4

(оптимум 5,8-6).

Необходимо проследить, чтобы показатель электропроводимости в дренажной воде не превышал проводимость рабочего раствора более, чем на 0,5 мСм/см. При более высоком превышении проводимости повышают разовую норму полива до 200 мл на капельницу, уменьшают концентрацию рабочего раствора до 1,4—1,8 мСм/см, одновременно несколько увеличивая интервал между поливами. Высокая проводимость почвенного раствора сдерживает поступление удобрений в растение и налив плодов. Они будут более мелкими, и созревание плодов задерживается на 7—10 дней или более, что недопустимо. Обращаем внимание на усиление контроля полива и питания в это время и в последующий месяц.

4. В конце марта — начале апреля наблюдается цветение и завязывание плодов, на 6-й — 8-й кисти. Дают: ; ЕС — 2,3-2,5 мСм/см соотношение N : К = 1 : 1,9; соотношение N:Р:К:Са:Мg=1: 0,25 : 1,9 : 0,7 :3,2;рН — 5,8-6,4 (оптимум 5,8-6).

В это же время имеет место нарастание плодов. Количество их в начале созревания при соблюдении условий выращивании, в том числе, своевременного опыления, достигает 33—40 шт. на одно растение, обычно, на 7-ми кистях. Формирование растений рассмотрено в разделе культуры на минвате, Примерно за 1 неделю до ожидаемого начала сбора плодов проводят удаление листьев до первой плодоносящей кисти, оставляя на растении в среднем 16—18 листьев, что способствует более интенсивному созреванию плодов. Одновременно с этим резко повышаем соотношение N : К = 1 : 1,9, вместе с тем понижаем показатель электропроводимости рабочего раствора в пасмурную погоду до ЕС — 2,5 мСм/см, солнечную — до ЕС — 2,2—2,3 мСм/см.

Это позволяет стимулировать налив плодов и, одновременно, продолжать наращивание массы стебля, формировать новые кисти, поддерживать точку роста в активном состоянии. Нужно постоянно следить за показателем проводимости в субстрате и количеством дренажной воды. В пасмурную погоду количество дренажной воды должно быть на уровне 7—10% дневной поливной нормы, в солнечную — не менее 20—30%, чтобы не вызывать накопления солей в субстрате, особенно если малообъемный субстрат состоит из торфа без добавления перлита и других рыхлящих материалов.

Так как в этот период, особенно в южных районах, наблюдается переход к солнечной погоде, а в остальных — частая смена пасмурной и солнечной погоды, необходимо внимательно следить за правильным режимом поливов, сохранностью корневой системы в активном режиме.

Если влажность субстрата, частота и время начала поливов и влажность воздуха в теплице недостаточны или неправильно поддерживаются, наблюдается разрыв корней при избыточном корневом давлении. В пасмурную погоду не допускать высокой влажности субстрата, начало полива проводить позже, когда можно снизить относительную влажность воздуха за счет подогрева и вентиляции, но в тоже время не допускать подсушивание корнеобитаемого слоя.

Повышенные нормы полива с наступлением солнечной погоды устраняет дефицит влаги растений, оптимизируют поступление влаги и минеральных солей. Правильная подача рабочего раствора в солнечную погоду должна обеспечить в дренаже до 20—25% дневной поливной нормы.

5. После двух недель сбора плодов — до 3-й декады апреля (юг) и до начала мая (запад) даем

мг/л, соотношение — 1 (Р-45) : 1,7 : 0,7 : 0,2, рН — 5,8-6,4, оптимум до 6. ЕС — 2,3—2,5 мСм/см. Такой режим позволяет продолжить налив и сбор плодов и, вместе с тем обеспечить нормальный рост побега, не допустить его утончения.

Своевременная отдача урожая в это время и нарастание побега, формирование новых соцветий является основой дальнейшего урожая. Этот процесс в северо-западных районах обычно длится до конца апреля-начала мая

В южных районах он наблюдается на 2—2,5 недели раньше, особенно если стоит солнечная погода, в центральных же и восточных районах — до конца 2-ой декады апреля. Следует в это время электропроводность рабочего раствора понизить до 2 мСм/см, а в пасмурные дни до 2,4 мСм/см. В эти дни усилить агрохимический контроль дренажной воды — определяют не только общую засоленность, но и содержание отдельных элементов. Если наблюдается накопление фосфора до 60—70 мг/л дренажной воды, то его уровень в рабочем растворе можно понизить до 35—40 мг/л.

6. С начала устойчивого периода солнечной погоды необходимо немедленно изменить показатели питательного раствора. Дают:

; ЕС — 1,8—2,0 мСм/см; соотношение N : Р : К : Са : Мg = 1 : 0,24 : 1,5: 1 : 0,2; рН — 5,5—6,4 (оптимум 5,6-5,8). Так питательный раствор дают в течение 2—3 недель.

В этот переходной к летнему режиму период необходимо понизить в рабочем растворе уровень азота до 170 мг/л, К—до 250—260 мг/л, уровень Р до 40 мг/л, Са до 170—180 мг/л, Мg до 35 мг/л. Затем электропроводность рабочего раствора до 1,8 мСм/см, а при высокой облачности — до 2 мСм/см. На торфяных субстратах количество дренажной воды в солнечную погоду должно быть на уровне 30% от дневной нормы, в пасмурную погоду — до 10—15%. Нельзя допускать переувлажнения субстрата, особенно на чистых торфяных субстратах. Следите, чтобы в зоне корней было достаточно воды и воздуха, в противном случае наблюдается отмирание корневых волосков и увядание верхушки в жаркие часы дня. Для поддержания воздушного и водного режимов в корневой системе, увеличивают разовую норму полива и одновременно удлиняют время между поливами. Влажность субстрата должна быть на уровне 75—80—85% ППВ. Визуально определяют влажность субстрата путем 2—3 кратного сжатия его в кулаке. Появление между пальцами небольшого количества влаги — норма. Если же не появляется влага — субстрат суховат, если вода легко выжимается и проступает между пальцами стекающими каплями — субстрат переувлажнен. Влажность такого субстрата — 90—95 %. Если при снятии нажима вода вбирается в субстрат, не выделяется каплями из комка грунта — влажность примерно на уровне 75—80% ППВ.

7. Май-июнь-июль. ; ЕС — 1,8-2,0 мСм/см; соотношение N : Р : К : Са : Мg = 1 : 0,24 : 1,5 : 0,8 : 0,2; рН - 5,5-6,4 (оптимум 5,6-5,8).

В солнечную погоду ЕС рабочего раствора — до 1,8 мСм/см, а в пасмурные дни — до 2 мСм/см. Концентрация дренажного раствора не должна превышать рабочий более чем на 0,5-0,6 мСм/см. В это время соотношение N : К иногда можно понижать с 1 : 1,5 до 1 : 1,1. Это ускоряет налив плодов и сбор урожая, но одновременно снижает качество плодов, они становятся

мягкими, хуже хранятся при транспортировке и реализации. Возможность такого приема определяет рынок и его экономическая целесообразность, возможность применения на отдельных сортах. При снижении доли К в растворе, снижают долю Са до 0,6, Р до уровня 35—40 мг/л, Мg — 30—35 мг/л. В летние месяцы необходимо, чтобы вечером и ночью влажность субстратa не падала ниже оптимума, часто бывает необходимость в поздне-вечернем и даже ночном поливе.

8. Август. На юге Украины условия питания, близкие к июльским. Для северо-западных и северо-восточных районов, в связи с понижением освещенности, особенно во второй половине — переходный месяц. Поэтому во всех регионах, кроме южного, применяют питательный раствор следующего состава:

;ЕС — 2,0-2,4 мСм/см;соотношение N : Р : К:

Са : Mg = 1 : 0,25 : 1,6-1,7 : 0,7 : 0,2; рН — 5,5-6,4 (оптимум 5,6-5,8). В южных

районах ЕС рабочего раствора — 2 мСм/см, N : К — 1 : 1,6.

По мере снижения ночной температуры в центральных и северных регионах Украины и одновременным ростом ОВВ в ранние часы, часто вызываемые дождливой погодой, необходимо менять режим полива. Часто возникает необходимость лёгкого ранне-утреннего подогрева воздуха в теплицах с одновременным проветриванием, для снятия повышенной влажности воздуха. Если подогрев не применяют, то первый утренний полив переносят на более позднее время, когда начинается испарение влаги растением, за счёт поднятия температуры воздуха в теплице. Если, как обычно, делать ранний полив, то высокое корневое давление вызывает растрескивание плодов. Наблюдаемое во 2-ой половине августа снижение ночной температуры: (что имеет место сперва в северо-западных, затем в центральных районах) требует большого внимания агрономического персонала. Помимо снятия избытка ОВВ за счёт интенсивного проветривания, более позднего первого полива, одновременно необходимо повысить соотношение N : К до 1,6-1,7 и ЕС рабочего раствора до 2-2,4 мСм/см.

Ночью влажность субстрата не должна быть ниже нормы. Возможен поздне-вечерний или ночной полив (на юге Украины).

9. С уменьшением солнечной активности в сентябре меняется питательный раствор и соотношение макроэлементов 1 : Р-45 : 1,7 :0,7: 0,2,ЕС рабочего раствора — до 2,3-2,5 мСм/см, рН до 5,8-6,4, оптимум —менее 6.

В связи с уменьшением коэффициента испаряемости растений томата в условиях осеннего периода — т.е., по мере уменьшения солнечной активности, необходимо не только повышать концентрацию питательного раствора, но и соотношение N : К, следить за состоянием влажности субстрата. Его переувлажнение приводит к прикорневой гнили, хотя растение хорошо загружено плодами, в том числе и теми, которые будут собраны в конце октября и даже ноября. Необходимо в пасмурные дни снизить количество дренажной воды до 8—10% дневной нормы, в солнечные — до 20—25%. Концентрация солей в субстрате не должна превышать 3,5 мСм/см. С этой целью последний полив прекращают в 16—17 часов, несколько увеличивая время между поливами, чтобы не допускать переувлажнения субстрата. Желателен подог-

рев теплиц, особенно в утренние часы, или более поздний полив утром. В случае превышения концентрации солей в субстрате увеличивают поливную норму на 30—40%, следует использовать только питательный раствор по нижнему уровню проводимости — 2,3 мСм/см и одновременно удлиняют время между поливами.

10. Октябрь-ноябрь. В связи со снижением освещенности и температуры воздуха, ростом ОВВ — корректируется питательный раствор: ; соотношение микроэлементов — 1 : Р-45 : 1,9 :0,8 ; 0,25; ЕС рабочего раствора — до 2,3-2,5 мСм/см; рН до 5,8-6,4 (оптимум менее 6).

По-прежнему главное внимание уделяем поддержанию необходимого уровня влажности субстрата — 80—85% ППВ, норма дренажной воды уменьшается до 5—7% дневной нормы и только в солнечную погоду до 15 %. Норма расхода рабочего раствора снижается до 0,5-1 л в день на растение. Необходимо, чтобы концентрация солей в субстрате не превышала 4 мСм/см. Подогрев воздуха, особенно в ночные и утренние часы, а если необходимо то и в течении всего дня, умеренная вентиляция сдерживает развитие прикорневой гнили, способствует более быстрому наливу плодов и отдаче урожая.

В течение всего периода выращивания в рабочий раствор помимо мак-роэлементов вносят микроэлементы. Новым направлением является применение полихелатов — комплексных микроэлементов в порошковом виде.

cyberpedia.su

Методическая разработка урока биологии для 6-го класса "Питание. Почвенное и воздушное питание растений"

Разделы: Биология

Задачи урока.

  1. Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.
  2. Развивать понятие о функциях листа.
  3. Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования.
  4. Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка).

Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Строение цветкового растения”, “Корень и его зоны”, “Поглощение света листом”, макет корня, презентация по теме урока, виртуальные уроки “Кирилла и Мефодия. 6 класс”, микроскопы.

Тип урока:

урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Основные методы:

проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).

Основные биологические понятия урока. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, фотосинтез, устьица, основная ткань листа.

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент.  Презентация

Домашнее задание: стр. 58–59, подготовить проектное задание о “нетрадиционных” способах питания растений - хищничестве и паразитизме.

II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.

1. Актуализация знаний (биологическая разминка, работа по карточкам).

КАРТОЧКА № 1. “Строение корня”

- Какие вещества входят в состав растения?

- Как минеральные вещества поступают в растение?

- Какие органические вещества вы знаете?

- Как они поступают в растение?

- Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?

- Чем питание растений отличается от питания других организмов?

- Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? (СЛАЙДЫ № 4, 5)

- Что такое питание?

2. Постановка познавательной задачи.

3. Сообщение ученика по теме “Питание”. (СЛАЙД № 6)

Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы).

Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему). (СЛАЙД № 7)

2. Особенность питания растений. Работа с учебником (гл. 10, с. 58).

Ученики изучают текст на с. 58 и отвечают на вопросы (работа по программированной карте). (СЛАЙД № 8)

- Что такое пищеварение, почему его нет у зеленых растений?

- Какие приспособления есть у листьев для поглощения углекислого газа из воздуха?

- Почему растения нельзя поливать холодной водой? Почему корневых волосков на 1 мм2 поверхности насчитывается десятки и сотни?

- В чем значение минеральных подкормок растений?

- Почему по отношению к удобрениям и воде не подходит поговорка: “Кашу маслом не испортишь”?

3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).

Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.

Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. (СЛАЙД № 9)

Постановка вопроса урока. А что же такое воздушное питание растений? (СЛАЙД № 10)

Условия образования органических веществ (рассказ, работа с опорной схемой, составление характеристики по опорной схеме, работа с микроскопами).

Фотосинтез – это процесс образования сахара на свету из углекислого газа и воды в хлоропластах. (СЛАЙД № 11)

1-е условие фотосинтеза: наличие хлоропластов. (СЛАЙД № 3, УРОК № 14)

2-е условие фотосинтеза: наличие углекислого газа, поступающего через устьица из воздуха.

3-е условие фотосинтеза: наличие воды (поступает из почвы).

4-е условие фотосинтеза: наличие света. (СЛАЙД № 12)

“Хлорофилл - это Прометей, который выкрал огонь с небес и подарил людям”. К.А.Тимирязев

4. Продукты фотосинтеза (обсуждение, связь с практическим значением органических веществ для питания). (СЛАЙД № 13)

IV. Закрепление изученного материала (работа с дифференцированными разноуровневыми заданиями, схемами). (СЛАЙДЫ № 3, 7)

Типы питания (дифференцированное закрепление изученного материала). (СЛАЙД № 14)

- Какие вещества необходимы растению?

- Где они их берут в процессе питания?

- Питание у растений различают: почвенное (минеральное) и воздушное (фотосинтез).

Обязательный уровень

(СЛАЙД № 15)

(СЛАЙД № 16)

 

Составление схемы “Питание растений”. (СЛАЙД № 17)

Повышенный уровень

  ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ

 

ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ

КОРЕНЬ

ОРГАН

ЛИСТ

ВСАСЫВАЮЩАЯ

ТКАНЬ

ОСНОВНАЯ

КОРНЕВЫЕ ВОЛОСКИ

КЛЕТКИ

СТОЛБЧАТЫЕ

-------

СТРУКТУРЫ

ХЛОРОПЛАСТЫ

ВОДА И МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

ВЕЩЕСТВА

ОРГАНИЧЕСКИЕ (ГЛЮКОЗА)

(СЛАЙДЫ № 18, 19, 20)

V. Дифференциальная самостоятельная работа.

Обязательный уровень

1. Выберите правильные утверждения:

  1. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.
  2. Клетки корневого чехлика недолговечны.
  3. Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.
  4. Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.
  5. Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.
  6. Устьичные клетки не имеют хлорофилла.
  7. Почка – это зачаточный побег.
  8. Стержневая корневая система имеет один корень.
  9. Придаточные корни развиваются из корешка зародыша.

2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.

Ключ: правильные утверждения: 2, 3, 4, 7.

Повышенный уровень

1. При дыхании корни поглощают:

а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;

г) растворенные минеральные вещества.

2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:

а) зона деления; б) зона роста;

в) зона всасывания; г) зона проведения.

3. Органическое удобрение:

а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.

4. Почка – это:

а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;

в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.

5. Клубень – это:

а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.

6. Вегетативные органы:

а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.

7. Фотосинтез происходит:

а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.

8. Стержневая корневая система имеет:

а) один корень; б) много корней;

в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.

9. Придаточные корни:

а) развиваются из корешка зародыша;

б) отрастают от стебля;

в) развиваются на главном корне;

г) отрастают от боковых корней.

Биологический диктант

Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …

Ключ: 1 г), 2 в), 3 а), 4 а), 5 б), 6 в), 7 а), 8 г), 9 б).

Биологический диктант: воду, минеральные вещества, корневых волосков, устьица, углекислый газ, органические вещества, фотосинтез, кислород.

VI. Рефлексия.

Что мы нового узнали на уроке? Оценивание учащихся.

Продолжить сказку о фотосинтезе. “Инопланетяне решили уничтожить жизнь на планете Земля. Они выяснили, чтобы уничтожить жизнь, необходимо уничтожить фотосинтез...”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Минеральное питание растения

Минеральное питание растения происходит посредством корневой системы.

Поглощение минеральных веществ растениемПоглощение минеральных веществ растением

Процесс минерального питания растения

Элементы минерального питания могут находиться не только в почвенном растворе, но и в трудно растворимых минеральных соединениях и в почвенном поглощающем комплексе. Микроор­ганизмы, образующие кислоты в процессе своей жизнедеятель­ности, а также корневые выделения растений, увеличивающие кислотность почвы, способствуют переводу нерастворимых мине­ральных соединений в почвенный раствор.

 Поглощаю­щая деятельность корня нарушает равновесие между почвен­ным раствором и поглощающим комплексом почвы. В результате происходит обменная адсорбция между ионами почвенного рас­твора и почвенного поглощающего комплекса, ионы из погло­щающего комплекса могут поступать в растение через почвен­ный раствор.

Е. И. Ратнер показал, что растения могут усваивать эле­менты минерального питания не только из почвенного раствора, но и непосредственно из почвенного поглощающего комплекса. Это становится возможным при тесном контакте между погло­щающей частью корневой системы и почвой.

Поглощение ионов идет путем контактной адсорбции, при которой происходит об­мен ионов между поглощающим почвенным комплексом и кор­невым волоском. При этом ионы не выделяются в почвенный раствор, обмен ионами протекает в водных сферах коллоидов корневого волоска и коллоидов почвенного поглощающего ком­плекса.

Поглощение минеральных веществСхема поглощения минеральных веществ из почвы

На рисунке дана схема, по­казывающая поглощение ра­стением минеральных веществ из почвы. Как видно из схемы, поступление минеральных эле­ментов в корни растения во всех случаях идет путем об­менной адсорбции.

  1. — поглощение ионов из почвенного раствора,
  2. — поглощение ионов из поглощающего почвенного комплекса через почвенный раствор,
  3. — контактное поглощение ионов из поглощающего комплекса без почвенного раствора,
  4. — поглощение ионов из трудно растворимых почвенных соединений в результате воздействия кислых корневых выделений и деятельности микроорга­низмов.

Для осуществления поглощения необходим тесный кон­такт корневых волосков с частицами почвы. Такой контакт можно наблюдать, осторожно вынимая из почвы проростки, к корневым волоскам которых прилипли частицы почвы.

Проростки горчицыПроростки горчицы

1 — выращенные во влаж­ном воздухе; 2 — выращен­ные в почве (к корневым волоскам прилипли частички почвы).

Адсорбирующая способность почвы зависит от величины почвенных частиц: чем они мельче, тем больше их адсорбирую­щая поверхность. Не все ионы адсорбируются с одинаковой силой; особенно сильно адсорбируются ионы кальция и магния, не адсорбируются ионы NОз и Cl, которые поэтому легко вы­мываются из почвы.

Поглощение ионов почвой имеет большое значение для ее плодородия: за­пасы минеральных элементов вымыва­лись бы из почвы.

Бактериальная ризосфера

Помимо корневых выделений, в растворении твердых частиц почвы принимают уча­стие и микроорганизмы. Большая часть микробного населения почвы находится в зоне расположения корней высших ра­стений, которая называется ризосферой.

В эту группу микроорганизмов входят бактерии, грибы и водоросли. Скопление микроорганизмов в зоне корней объяс­няется тем, что корневая система расте­ний выделяет органические соединения, служащие пищей для микроорганизмов.

В свою очередь микроорганизмы выделя­ют вещества типа ферментов, витаминов, антибиотиков и органических кислот, ко­торые могут усваиваться растением.

Микоризы

Грибы играют большую роль в поступлении ми­неральных и органических веществ из почвы в растение. Для многих растений, особенно для древесных пород, характерно сожительство с почвенными грибами и образование микоризы (грибокорня).

Различают 3 типа микоризы:

  • эктотрофную,
  • эндо­трофную,
  • эктоэндотрофную.

При эктотрофной микоризе гифы гриба образуют плотный чехол на поверхности корня, отдельные гифы проникают в межклетники корня на небольшую глу­бину. В этом случае корень не имеет корневых волосков, их роль выполняют гифы гриба.

При эндотрофной микоризе грибные гифы размещаются внутри живых клеток коры корня и лишь отдельные гифы вы­ходят наружу. Клетки корня, в которые проникли гифы гриба, остаются живыми. При эндотрофной микоризе корень имеет корневые волоски.

При эктоэндотрофной микоризе гифы образуют как наруж­ный чехол, так и проникают внутрь корня, в живые клетки и межклетники.

В большинстве случаев при образовании микориз наблю­дается симбиоз между высшим растением и грибом.

Симбиоз растенийСимбиоз между высшими растениями и грибами

Гифы гриба снабжают растения водой, элементами мине­рального питания, в частности азотом, который может усваи­ваться грибом из органических соединений.

Участие микоризы в азотном питании растений доказано опытами с меченым азотом N15. Гриб, находящийся на пророст­ках сосны, получал глутаминовую кислоту с N15; вскоре в про­ростках был обнаружен меченый азот.

Кислые выделения гри­бов способствуют растворению трудно растворимых соедине­ний; кроме того, ферменты, выделяемые грибами, расщепляют сложные органические соединения почвы и таким образом улучшают питание растений.

При эндотрофной микоризе наблю­дается растворение грибных гиф в клетках растений, что также улучшает питание растений. От растения гриб получает угле­воды и некоторые физиологически активные вещества. В на­стоящее время установлено около двух тысяч видов расте­ний, имеющих микоризу.

libtime.ru

Окружающий мир 3 класс «Дыхание и питание растений»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Солнце, растения и мы с вамиОкружающий мир3 класс

Слайд 2

Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.

Слайд 3

Дыхание растенийКислородКислородУглекислый газУглекислый газ

Слайд 4

Растворённые соли ВодаУглекислый газСахар КрахмалПитание растенийКислородФОТОСИНТЕЗ

Слайд 5

КислородУглекислый газКислородУглекислый газПроверь себя!

Слайд 6

Углекислый газКислородСахар КрахмалРастворённые солиВодаПроверь себя!

Слайд 7

При дыхании растение поглощает а выделяетПри питании растение поглощает а выделяеткислород,углекислый газ.углекислый газ,кислород.Используя схемы, укажите названия газов.

Слайд 8

Укажи стрелками:Процесс, при котором растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.Процесс, при котором растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.ПитаниеДыхание

Слайд 9

Страничка для любознательныхЗа один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода и поглощает 220-280 кг углекислого газа .МОЛОДЦЫ

Слайд 10

Тест по теме « Солнце, растение и мы с вами»

Слайд 11

1.Что растения поглощают из воздуха при дыхании? а) кислород; б) углекислый газ; в) азот.  

Слайд 12

2.Что растение выделяет при дыхании? а) кислород; б) углекислый газ; в) азот.

Слайд 13

3.Что несёт энергию необходимую для развития растения?а) вода; б) солнечный свет; в) почва.  

Слайд 14

  4. Какое вещество не участвует в образовании сахара и крахмала? а) вода; б) углекислый газ; в) кислород.

Слайд 15

5. Какое вещество выделяется при образовании сахара и крахмала?а) вода; б) кислород; в) углекислый газ.

Слайд 16

ПРОВЕРКА1.а 2.б 3.б 4.в 5.б

Слайд 17

МОЛОДЦЫ !

Слайд 18

В листьях растений на свету из воды и углекис­лого газа образуются питательные вещества, не­обходимые растениям. Эти питательные вещества используют также животные и люди. Растения вы­деляют кислород, которым дышат живые суще­ства. Вот почему охранять растения — это значит заботиться обо всём живом.Запомни:

lusana.ru

Параграф 15. Минеральное питание растений.

55. Дадим определение понятию.Минеральное питание растений – это совокупность процессов поглощения, передвижения и усвоения растениями химических элементов, получаемых из почвы в форме ионов минеральных солей.

56. Подпишем части, обозначенные на рисунке цифрами.

6-15-56

1 – корневой волосок2 – сосуды3 – комочки почвы

57. Дадим объяснение по особенностям пересадки растений.Растения стараются пересадить с комом почвы, чтобы минимально повредить корни.Поливают, чтоб земля была влажной и поврежденные в результате пересадки корни не пересушились.

58. Объясним ситуацию.В том классе, где растения поливали не отстоянной водой. В воде из-под крана находится хлор, который вреден растениям – у растений развивается болезнь хлороз, и они погибают. Чтобы избежать этого, растения необходимо поливать отстоянной водой, а если хлороз уже начал развиваться, их необходимо подкармливать железосодержащими удобрениями и в дальнейшем не допускать полива водой с хлором. 

59.Заполним схему. Макроудобрения: азотные, фосфорные, калийные.Микроудобрения: содержат бор, кобальт, медь, цинк и др.Органические: навоз, помет, торф, перегной, компост.

60. Объясним, зачем нужны микроудобрения.микроудобрения - группа незаменимых минеральных веществ необходимых для нормальной жизнедеятельности растений. Они необходимы растению в малых количествах.

61. Объясним, почему разные виды удобрений необходимо вносить в разное время.Минеральные удобрения - это уже готовые питательные вещества, поглощаемые корнями растений. Поэтому их вносят в почву не просто так (чтобы их размыло осенними дождями), а под посадку или посев конкретных растений.Навоз свежий вносить под растения нельзя - они погибнут. В навозе сначала должны произойти физико-химические процессы брожения. Постепенно под воздействием тепла, влаги, света и работы дождевых червей навоз перепревает, после чего становится ценным органическим удобрением.

62. Объясним, зачем растениям нужны другие типы удобрений в зависимости от сезона.Азот необходим для роста растений – это так называемое «детское» удобрение. Весной и в начале лета почва крайне бедна азотом (N₂). Позже там поселяются клубеньковые бактерии, которые обогащают почву азотом. Ко второй половине лета растения истощают весь фосфор (P) и калий (K) из почвы. Запасы этих элементов приходится увеличивать удобрениями. Калий и фосфор способствуют росту корней, образованию плодов и семян, поэтому они необходимы позже, а азот вызовет лишь усиленный рост побегов. 

63. Объясним, зачем гранулируют минеральные удобрения.Гранулируют для удобства с точки зрения производства, хранения и транспортировки. Спрессованные гранулы легче вносить в почву. Так они лучше удерживают минеральное вещество и менее вымываются в нижние слои грунта. В таком виде они быстрее растворяются.

64. Опишем, как росянка приспособляется к произрастанию на скудных болотистых почвах.Азот росянки получают благодаря дополнительному гетеротрофному питанию насекомыми. В данном случае приспособления у росянок – это клейкие вещества, вырабатываемые листьями. Так же эти вещества содержат в себе и пищеварительный сок.

biogdz.ru

"Химический состав и минеральное питание растений"

Разделы: Биология

Задачи:

  • Сформировать знания о химическом составе, о неорганических и органических веществах растений;
  • Познакомить учащихся с основными органами питания растений и механизмом поступления питательных веществ в растение;
  • Закрепить знания о роли почвы в жизни растения, понятие плодородие; познакомить учащихся со способами повышения плодородия почвы.

Оборудование: компьютер, программный диск (биология), мультимедийная презентация по теме урока, коллекция «Удобрения». 

Ход урока

Приветствие класса

Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. В него входят различные водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Растения, различные по продолжительности жизни, строению, размерам, живут в различных условиях, но все они живые организмы. Для них характерны основные процессы жизнедеятельности – питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие и размножение. Все эти жизненно важные процессы мы изучим в новой теме:

Слайд: Тема: «Жизнь растений»

Слайд: Из этой темы вы узнаете:

  • как протекают основные процессы жизнедеятельности у растений;
  • что такое фотосинтез;
  • как происходит рост и развитие растений;
  • какими способами размножаются растения;
  • какие способы вегетативного размножения растений более всего распространены в природе и используются в сельском хозяйстве.

Слайд: Вы научитесь:

  • определять всхожесть семян; высевать семена;
  • создавать условия, необходимые для роста и развития растений;
  • размножать растения.

И так, тема сегодняшнего занятия:

Слайд: «Химический состав и минеральное питание растений»

Слайд: Основные вещества растений.

 

Соотношение этих веществ в различных частях растения, а также в различных растениях различно.

Минеральные и органические вещества используются для построения тела растений, а также принимают участие в различных процессах жизнедеятельности, протекающих в растениях. Недостаток или отсутствие какого-либо вещества нарушает нормальное развитие растения и может привести к его гибели.

Человек использует для получения отдельных веществ различные растения.

Слайд:

Мука, крупа (углеводы, белки)         рис, пшеница, ячмень, кукуруза, овёс, гречиха и.т.д.
Белок   горох, бобы, соя, чечевица
Масло   подсолнечник, кукуруза, соя, лёс, арахис и т.д.

Из растений получают: каучук, спирт, скипидар, лекарственные вещества и т.д.

Слайд:

  • Какие же вещества необходимы растению?
  • Какие части растения обеспечивают поступление этих веществ в организм?

Минеральные вещества, необходимые растениям, поступают в растворённом виде из почвы. А органические вещества зелёные растения способны синтезировать из неорганических, используя световую энергию. Основными органами питания растения являются корни и зелёные листья.

Диск:

  • Листья – органы питания
  • Корни – органы питания  

Минеральные вещества для нормальной жизнедеятельности требуются растению в различных количествах. Особенно растительный организм нуждается в больших количествах минеральных веществ, содержащих химические элементы, такие как азот, калий и фосфор.

Слайд:

Необходимы в больших количествах: K – калий , N – азот, P – фосфор.

  • K – рост
  • N – отток органических веществ к корням
  • P – цветение и созревание плодов

Слайд: Каков механизм поступления минеральных веществ в растение?

Диск: Минеральное питание

Явление корневого давления подтверждает следующий опыт:

Слайд:

У растения срезают стебель и на пенёк надевают резиновую трубку, которая соединяет его со стеклянной трубкой. При поливе тёплой водой, вода в трубке поднимается и выливается из трубки. При поливе холодной водой, вода из трубки не вытекает.

Вывод: поглощение воды корнем зависит от температуры.

Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни почве будут содержаться все необходимые питательные вещества. Это особое свойство почвы называется - плодородие.

Слайд:

  • Почва – это верхний слой земли, обладающий плодородием.
  • Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и водой.

Слайд:

 

Почва постепенно истощается. Отсутствие тех или иных минеральных веществ в почве обязательно сказывается на нормальном росте и развитии растений.

Чтобы восполнить содержание минеральных веществ, в почву вносят органические и минеральные удобрения. Удобрения вносят в разные сроки в зависимости от вида и потребностей растения. Вносить удобрения нужно строго по норме. Излишек может повредить растениям, а полученная продукция будет опасна для здоровья человека.

Работа с текстом учебника стр. 146-147

Заполните предложенную схему «Классификация удобрений»

Слайд:

Проверка задания. Учащиеся на доске и в тетради заполняют схему.

Закрепление 

А теперь, давайте посмотрим, на сколько вы поняли то, о чём шла речь на уроке, и выполним приготовленные задания.

Выполнение заданий по степени сложности индивидуально:

Слайд:

На «3»:

  1. На какие группы делятся вещества, входящие в состав растений?
  2. Во всех ли частях растения содержится одинаковое количество веществ?
  3. Какое свойство почв называют плодородием?
  4. Для чего в почву вносят удобрения?

На «4»:

  1. Перечислите органические и неорганические вещества, входящие в состав растений?
  2. Одинаковое ли количество веществ содержат одинаковые части различных растений?
  3. Для получения, каких веществ человек использует растения? Приведите примеры?
  4. Какие виды удобрений вы знаете?

На «5»:

  1. Назовите основные органы питания у растений?
  2. Что такое корневое давление?
  3. Почему растения нельзя поливать холодной водой?
  4. Почему удобрения нужно вносить в почву строго по норме?

Домашнее задание 

Выучить §32, 33; Уметь отвечать на вопросы после параграфов. Подготовить сообщения о значении процесса фотосинтеза в природе.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта