Растения школьные. Декабрист — цветок неприметный, его свисающие зеленые веточки не имеют декоративной привлекательности и выглядят бледно на фоне других комнатных растений.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Исследовательская работа " Влияние комнатных растений на здоровье обучающихся в разных школьных помещениях". Растения школьные


Критерии выбора растений для школьных помещений

Критерии выбора растений для школьных помещений

Растения, которые используются для озеленения школы, должны отвечать определенным критериям:

  • исключить ядовитые и галлюциногенные растения, которые могут вызвать интоксикацию детского организма, аллергию.
  • растения должны быть без колючих и острых шипов. Во время перерывов школьники, особенно младших классов, не сидят на месте, а бегают, прыгают, толкаются и могут наткнуться на такие растения. Поэтому растения для озеленения классных комнат должны без колючек и без острых листьев. Не место в школе кактусам, агавам или травам с острыми листьями.
  • растения должны быть легкими в уходе. Уход за растениями в школе обычно осуществляется самими учениками, которые только начали приобретать практические навыки. Поэтому следует выбирать растения, которые могут переносить как избыточный полив, так и сухость почвы.
  • растение, предпочитающие полутень и тень. Каждое растение предъявляет свои индивидуальные требования к освещению. Правильная освещенность необходима для здоровья и роста растений. Как показали исследования в школах, во многих классных комнатах интенсивность освещения в отдаленных от окон местах составляет всего 500 люксов (без дополнительного освещения). Да и вблизи окон освещение не сильно высокое, так как для защиты от обильного света прямых солнечных лучей на окнах используют жалюзи. Поэтому, выбирая растения для классных комнат, обратите внимание на то, чтобы они предпочитали полутень или тень.

Субстрат для растений

Растения можно выращивать двумя способами: в почве (почвенная культура) или в специальном субстрате из пористых гранул (гидрокультура или гидропоника). Для озеленения классных комнат растения лучше выращивать в почве. Выращивание растений методом гидропоники в школьных условиях имеет два существенных недостатка: растения в гидрокультуре образуют так называемые водяные корни. Они короче, менее разветвленные и растут очень медленно. Такие растения обладают меньшим объемом корней. При избыточном поливе их чувствительные водяные корни начинают очень быстро гнить. Так как школьники младших классов с большим удовольствием поливают цветы, то использование гидрокультуры в качестве субстрата для растений в школе не подходит. Кроме того, растения на гидропонике стоят дороже и их сложнее размножать.

Выбор растений

Для получения положительного результата необходим определенный минимум растений. Главное, чтобы дети сами ухаживали за ними. Каждому из нас знаком уединенный фикус в углу класса, до которого никому нет дела.  В классных кабинетах (площадью прибл. 60 м2) школ, принимающих участие в проекте по озеленению, расставлены от 40 до 50 растений различных размеров. Конечно, количество растений зависит от пространственных возможностей, и должно определяться в индивидуальном порядке, но главный принцип заключается в том, что для создания зеленой классной комнаты необходимо использовать минимум 15 растений (из них минимум пять должны быть высотой не ниже 1,50 м).

Выбор местоположения

Выбирая место для расположения комнатных растений, следует принимать внимание не только требования к условиям содержания (свету, температуре и влажности воздуха):

  • комнатные растения должны находиться на таком уровне, чтобы ученики смогли к ним дотянуться без чьей-либо помощи. Бесспорно, размещенные на шкафах и полках ампельные растения с изящно свисающими вниз ветвями имеют свою особую прелесть. Но возникает проблема с поливом: чтобы дотянутся до таких растений, детям нужно использовать подставку. Как показывает практика, даже если в классе есть стремянка, школьники взбираются на стулья и столы, с которых можно упасть. Поэтому размещать растения в школе необходимо на таком уровне, чтобы дети могли дотянуться до них без любых поставок.
  • Подоконники не должны быть заставлены цветочными горшками:

Любимое место размещения растений в школе – это подоконники. Участники проекта «Anschub.de» по озеленению немецких школ рекомендуют все же оставить окна свободными. Содержание углекислого газа в классных комнатах очень высоко, и сквозное проветривание учебных помещений в течение 5 мин. во время перемен снижает количество СО 2 до уровня допустимого. Поэтому сквозное проветривание помещений является обязательным. А это возможно сделать лишь в том случае, если окна не будут заставлены растениями.

Перевод: Леся Васько Специально для интернет-портала Садового центра «Ваш Сад»

Дата публикации:  02 октября 2012г.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии:
Полезные статьи

www.vashsad.ua

Исследовательская работа "Комнатные растения в школе"

МО Курумканский район

МКУ Курумканское РУО

МБОУ «Дыренская средняя образовательная школа»

Районный конкурс «Мои первые проекты»

Проект:

«Комнатные растения в моей школе» 

Работу выполнила: ученица 1 класса

Баханова Лиана

Руководитель: Ларионова Ц.М.,

учитель начальных классов

с. Алла

2013

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…….…...3

Обзор литературы…………………………………………………………….………….4

Комнатные растения в моей школе………………………………………….………….5

Заключение……………………………………………………………….………………8

Список литературы……………………………………………………….………….….9

Введение

Когда я в первый раз пришла в нашу школу обратила внимание, что в школе очень много цветов. Каждый класс ухаживает за своими цветами и за цветами в коридоре. Стало интересно, зачем в школе столько цветов?

И я решила узнать, зачем в школе столько цветов, как  они называются и сколько их.

Объект исследования: школа.

Предмет исследования: комнатные растения.

Сроки проведения: 2 недели.

Гипотеза: повысится ли интерес к комнатным растениям в школе.

Руководитель: учитель начальных классов Ларионова Ц.М.

Цель проекта:  выяснить, какие комнатные растения растут  в школе.

Задачи проекта:

  1. Выявить разнообразие комнатных растений в школе и узнать, зачем они нужны;
  2. Составить фотокаталог комнатных растений  нашей школы;
  3. Сделать вывод.

 Обзор литературы

Комнатные растения создают в помещении уют, чистый воздух, делают школу красивой.

Для чего еще нам нужны комнатные цветы? Зачем они нужны в школе?

Изучив учебник окружающего мира и просмотреть статьи в интернете, я узнала  о свойствах комнатных растений.

Комнатные растения нужны не только для красоты и уюта, они:

  1. очищают воздух от токсических веществ, которые выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы,
  2.  повышают влажность воздух,
  3. убивают бактерии,
  4. снижают электромагнитное излучение,
  5.  способствуют оздоровлению,
  6. влияют на эмоциональное состояние.

Комнатные растения в нашей школе.

Пройдя по школьным коридорам и кабинетам, я выяснила, какие растения в нашей школе встречаются:

Каллизия душистая (Callisia fragrans) - многолетнее травянистое растение, отличается крупными размерами.  Известная в народе, как "Золотой ус". В могучем стебле, мясистых листьях и длинных отростках содержатся нужные для здоровья человека вещества.

Пеларгония (Pelargonium), которую мы знаем под именем герань. Герань цветет почти круглый год крупными и красочными цветками. Во время гриппа полезно распространять запах герани в помещении так как ее запах  уничтожает вредные микробы.

Кактусы.  Цветение кактусов – это  одно из самых удивительных растений в природе. Чтобы кактус расцвел необходимо поддерживать зимой прохладный воздух в классе и ставить цветок на южной стороне.  Кактусы цветут в возрасте трех-четырех лет, цветы появляются только на молодых побегах.

  1. Радермахера –  небольшое  комнатное деревце,  которое в будущем может достигнуть до метра в высоту. Так как в домашних условиях растение не цветет, то на ней нет цветов. Говорят, что цветы могут  появиться, когда растению исполнится 10-15 лет.

Хлорофитум (лат. Chlorophytum) – это одно из самых многочисленных растений в нашей школе.

Его нужно регулярно поливать. Он увлажняет воздух, а так же поглощает угарный газ. Одним из его положительных сторон является то, что он удаляет бактерии, которые находятся рядом с растением.  Интересно, что очистительные свойства хлорофитума усиливаются, если положить в цветочные горшки активированный уголь.

Хойя (Hоya) - одна из самых распространенных и быстрорастущих комнатных цветущих лиан.  У нее распускаются удивительно красивые цветы, на первый взгляд они бывают, похожи на искусственные цветы. Выращивают хойю как вьющееся растение.

Плектрантус (Plectranthus) – это многолетнее неприхотливое комнатное растение семейства губоцветных.  Один из видов – плектрантус кустарниковый – мольным деревом – за способность растения отпугивать моль с помощью спецефического запаха.

Цветет зимой белыми или светло-лиловыми цветами, собранными в кистевидные соцветия длиною до 30 см. Стебли растения со временем начинают поникать. Чтобы цветок всегда имел красивый вид, ему периодически необходимо подрезать побеги.

Гименокаллис (Hymenocallis). Для роста его необходима минимальная температура 13 градусов. Осенью, когда листья начнут увядать, полив прекращают. Зимой гименокаллис находится в периоде покоя. Каждые 2-3 года растение нужно пересаживать. Растение любит яркий, но не прямой полуденный свет.  Так же в нашей школе растет апельсиновое дерево. Это просто дерево, если ее потрогать, то можно почувствовать запах апельсина. Этому растению нужен особый уход.

Китайская роза, или гибискус, представляет собой декоративный сильно ветвящийся кустарник. Листья гибискуса тёмно-зелёные, блестящие. С июня по сентябрь образуются красивые махровые цветки, достигающие в диаметре 12,5 см.

Спектр окраски обширен: обычно она ярко-малиновая с выступающими красными тычинками и золотистыми пыльниками, но может варьироваться от оранжево-розовой до жёлтой.

Бегония коралловая (Begonia corallina) – крупное  кустовидное растение с прямостоячими стеблями. Листья удлиненно-яйцевидной формы, заостренные на конце, с зубчатым краем, до 15 см длиной. Поверхность листа зеленого цвета с белыми вкраплениями или пятнышками. Цветки ярко-розовые собраны в многоцветковые соцветия кисть.

Еще есть в нашей школе Бегония уксусная (Begonia acetosa Vell.), листья средней величины,  цельные, с зубчатыми краями. Верхняя сторона темно-зеленая, нижняя вишневая. Черешки покрыты коричневыми волосками. Образует несколько крупных соцветий, состоящих из 100—120 розовато-коричневых цветков. Цветет с марта по август.

Свето и теплолюбива, предпочитает температуру не ниже 16-18°C. Полив умеренный, зимой по мере подсыхания.

Плектрантус (Plectranthus) – травянистое  растение с ползучими побегами, до 50 см длиной. Листья до 7 см длиной, яйцевидной формы, темно-зеленого цвета со светлыми жилками, красноватые с обратной стороны, опушенные. Цветки белые или лиловые, до 1,5 см диаметром, собраны в рыхлые верхушечные соцветия.

  1. Толмия (Tolmiea) – представляет  собой небольшое кустистое растение, достигающее в высоту всего 25 см., с опушенными ярко - зелёные листьями на длинных черешках (до 10 см в длину). На взрослых листьях появляются отпрыски, при помощи которых растение размножается. В период цветения появляются невзрачные мелкие цветы.
  2. Хавортия (Haworthia) - Родина Южная Африка. Это распространенное растение неприхотливое и легко размножается. Хавортии растут на песчаных и каменистых склонах, под легким прикрытием более высоких растений от палящих лучей жаркого солнца. Эти растения практически не имеют стебля. Листья образуют плотную прикорневую розетку.

Пеперомия круглолистая опушенная –  неприхотлива и обладает хорошей приспосабливаемостью. Растение подходит для выращивания в подвесных корзинах. Опушенные, почти круглые листья окрашены в тёмно-зелёный или красновато-коричневый цвет. На них видны бледно-зелёные прожилки.

Она изящна, у неё тонкие вьющиеся стебли и вертикальные соцветия. Растение нуждается в менее ярком освещении, не следует опрыскивать.

  1. Декабрист — цветок неприметный, его свисающие зеленые веточки не имеют декоративной привлекательности и выглядят бледно на фоне других комнатных растений.

Зато, как только наступает время рождественских и новогодних праздников, растение покрывается россыпью бутонов, которые через время становятся яркими цветами необычной формы.

Бальзамин (Ванька мокрый, Сахарок) - декоративный цветущий однолетний или многолетний полукустарник, который достигает в высоту 40-60 см. У него очень ломкие, сочные и сильноветвистые полупрозрачные стебли, имеющие светло-зеленый цвет окраски. Листья имеют вытянутую форму сердца.

Цветки у Ваньки мокрого широкие открытые, они имеют 5  и более лепестков, окраска ярко-малиновая и розовая. Особенностью цветка является то, что на стебле и листьях  растения появляются капельки, похожие на крупинки сахара.

Традесканция (Tradescantia) – одно из наиболее распространенных неприхотливых комнатных растений. Эти многолетние травянистые растения с длинными свисающими стеблями.

Листья традесканции зеленые, иногда с серебристыми или бледно зелеными полосками. Цветки мелкие и невзрачные. Растет быстро, спадая каскадом ярких зеленых стеблей. Побеги нужно прищипывать, чтобы было больше боковых ответвлений.

Они прекрасно растут на хорошо освещенных окнах и хорошо  чувствуют себя в помещениях с недостаточной освещенностью, но окраска листьев будет недостаточно яркая.

Фикус. При контакте ядовитого сока фикуса с кожей человека  может начаться воспаление, экзема, дерматит. Ещё, фикусы, через мельчайшие поры на листьях выделяют в воздух ядовитые вещества, способные вызвать различные аллергические реакции. Фикус устраняет упадническое настроение. Появляется энтузиазм.

Заключение

В ходе выполнения работы я много узнала про  комнатные растения и стала относиться к ним  с интересом. После  изучения  разных растений я могу дать советы  одноклассникам и родным о комнатных растениях.

Я узнала, что комнатные растения не только создают уют и красоту, но и приносят пользу своими качествами. Они очищают воздух, уничтожают вредные микробы, поглощают опасные для здоровья вещества, снижают электромагнитное излучение.

В результате проекта был создан фотокаталог –  определитель комнатных растений в нашей школе и предложен учителям и школьникам.

В дальнейшем нам нужно продолжить нашу работу,  так как некоторые названия растений я ещё не узнала.

Список использованной литературы

  1. Авадяева Е.Н. Комнатные растения, Москва «Олма-ПРЕСС» 2001 г.
  2. Носов А. Лекарственные растения, Москва, 1999 г.
  3. Плешаков А.А. От земли до неба Москва «Просвещение» 2010 г.
  4. Савенков А.И.  «Я – исследователь» (рабочая тетрадь для младших школьников), изд-во «Федоров», Самара, 2010 г.
  5. Степура А. «Комнатные растения. Практическая энциклопедия», изд-во Мир книги, Москва, 2004 г.
  6. Тельпуховская Г.А. Цветы нашего сада,  Восточно-сибирское издательство, 1991 г.
  7. http://www.florets.ru.

nsportal.ru

Проект: «Комнатные растения в моей школе» ученицы 1 класса

МО Курумканский район

МКУ Курумканское РУО

МБОУ «Дыренская средняя образовательная школа»

Проект:

«Комнатные растения в моей школе»

Предмет: внеклассная работа

Работу выполнила: ученица 1 класса

Баханова Лиана

Руководитель: Ларионова Ц.М.,

учитель начальных классов

с. Алла

2013

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…….…...3

Обзор литературы…………………………………………………………….………….4

Комнатные растения в моей школе………………………………………….………….5

Заключение……………………………………………………………….………………8

Список литературы……………………………………………………….………….….9

Введение

Когда я в первый раз пришла в нашу школу обратила внимание, что в школе очень много цветов. Каждый класс ухаживает за своими цветами и за цветами в коридоре. Стало интересно, зачем в школе столько цветов?

И я решила узнать, зачем в школе столько цветов, как они называются и сколько их.

Объект исследования: школа.

Предмет исследования: комнатные растения.

Сроки проведения: 2 недели.

Гипотеза: повысится ли интерес к комнатным растениям в школе.

Руководитель: учитель начальных классов Ларионова Ц.М.

Цель проекта: выяснить, какие комнатные растения растут в школе.

Задачи проекта:

  1. Выявить разнообразие комнатных растений в школе и узнать, зачем они нужны;

  2. Составить фотокаталог комнатных растений нашей школы;

  3. Сделать вывод.

Обзор литературы

Комнатные растения создают в помещении уют, чистый воздух, делают школу красивой.

Для чего еще нам нужны комнатные цветы? Зачем они нужны в школе?

Изучив учебник окружающего мира и просмотреть статьи в интернете, я узнала о свойствах комнатных растений.

Комнатные растения нужны не только для красоты и уюта, они:

  • очищают воздух от токсических веществ, которые выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы,

  • повышают влажность воздух,

  • убивают бактерии,

  • снижают электромагнитное излучение,

  • способствуют оздоровлению,

  • влияют на эмоциональное состояние.

Комнатные растения в нашей школе.

Пройдя по школьным коридорам и кабинетам, я выяснила, какие растения в нашей школе встречаются:

Каллизия душистая (Callisia fragrans) - многолетнее травянистое растение, отличается крупными размерами. Известная в народе, как "Золотой ус". В могучем стебле, мясистых листьях и длинных отростках содержатся нужные для здоровья человека вещества.

Пеларгония (Pelargonium), которую мы знаем под именем герань. Герань цветет почти круглый год крупными и красочными цветками. Во время гриппа полезно распространять запах герани в помещении так как ее запах уничтожает вредные микробы.

Кактусы. Цветение кактусов – это одно из самых удивительных растений в природе. Чтобы кактус расцвел необходимо поддерживать зимой прохладный воздух в классе и ставить цветок на южной стороне. Кактусы цветут в возрасте трех-четырех лет, цветы появляются только на молодых побегах.

Радермахера – небольшое комнатное деревце, которое в будущем может достигнуть до метра в высоту. Так как в домашних условиях растение не цветет, то на ней нет цветов. Говорят, что цветы могут появиться, когда растению исполнится 10-15 лет.

Хлорофитум (лат. Chlorophytum) – это одно из самых многочисленных растений в нашей школе.

Его нужно регулярно поливать. Он увлажняет воздух, а так же поглощает угарный газ. Одним из его положительных сторон является то, что он удаляет бактерии, которые находятся рядом с растением. Интересно, что очистительные свойства хлорофитума усиливаются, если положить в цветочные горшки активированный уголь.

Хойя (Hоya) - одна из самых распространенных и быстрорастущих комнатных цветущих лиан. У нее распускаются удивительно красивые цветы, на первый взгляд они бывают, похожи на искусственные цветы. Выращивают хойю как вьющееся растение.

Плектрантус (Plectranthus) – это многолетнее неприхотливое комнатное растение семейства губоцветных. Один из видов – плектрантус кустарниковый – мольным деревом – за способность растения отпугивать моль с помощью спецефического запаха.

Цветет зимой белыми или светло-лиловыми цветами, собранными в кистевидные соцветия длиною до 30 см. Стебли растения со временем начинают поникать. Чтобы цветок всегда имел красивый вид, ему периодически необходимо подрезать побеги.

Гименокаллис (Hymenocallis). Для роста его необходима минимальная температура 13 градусов. Осенью, когда листья начнут увядать, полив прекращают. Зимой гименокаллис находится в периоде покоя. Каждые 2-3 года растение нужно пересаживать. Растение любит яркий, но не прямой полуденный свет. Так же в нашей школе растет апельсиновое дерево. Это просто дерево, если ее потрогать, то можно почувствовать запах апельсина. Этому растению нужен особый уход.

Китайская роза, или гибискус, представляет собой декоративный сильно ветвящийся кустарник. Листья гибискуса тёмно-зелёные, блестящие. С июня по сентябрь образуются красивые махровые цветки, достигающие в диаметре 12,5 см.

Спектр окраски обширен: обычно она ярко-малиновая с выступающими красными тычинками и золотистыми пыльниками, но может варьироваться от оранжево-розовой до жёлтой.

Бегония коралловая (Begonia corallina) – крупное кустовидное растение с прямостоячими стеблями. Листья удлиненно-яйцевидной формы, заостренные на конце, с зубчатым краем, до 15 см длиной. Поверхность листа зеленого цвета с белыми вкраплениями или пятнышками. Цветки ярко-розовые собраны в многоцветковые соцветия кисть.

Еще есть в нашей школе Бегония уксусная (Begonia acetosa Vell.), листья средней величины, цельные, с зубчатыми краями. Верхняя сторона темно-зеленая, нижняя вишневая. Черешки покрыты коричневыми волосками. Образует несколько крупных соцветий, состоящих из 100—120 розовато-коричневых цветков. Цветет с марта по август.

Свето и теплолюбива, предпочитает температуру не ниже 16-18°C. Полив умеренный, зимой по мере подсыхания.

Плектрантус (Plectranthus) – травянистое растение с ползучими побегами, до 50 см длиной. Листья до 7 см длиной, яйцевидной формы, темно-зеленого цвета со светлыми жилками, красноватые с обратной стороны, опушенные. Цветки белые или лиловые, до 1,5 см диаметром, собраны в рыхлые верхушечные соцветия.

Толмия (Tolmiea) – представляет собой небольшое кустистое растение, достигающее в высоту всего 25 см., с опушенными ярко - зелёные листьями на длинных черешках (до 10 см в длину). На взрослых листьях появляются отпрыски, при помощи которых растение размножается. В период цветения появляются невзрачные мелкие цветы.

Хавортия (Haworthia) - Родина Южная Африка. Это распространенное растение неприхотливое и легко размножается. Хавортии растут на песчаных и каменистых склонах, под легким прикрытием более высоких растений от палящих лучей жаркого солнца. Эти растения практически не имеют стебля. Листья образуют плотную прикорневую розетку.

Пеперомия круглолистая опушенная – неприхотлива и обладает хорошей приспосабливаемостью. Растение подходит для выращивания в подвесных корзинах. Опушенные, почти круглые листья окрашены в тёмно-зелёный или красновато-коричневый цвет. На них видны бледно-зелёные прожилки.

Она изящна, у неё тонкие вьющиеся стебли и вертикальные соцветия. Растение нуждается в менее ярком освещении, не следует опрыскивать.

Зато, как только наступает время рождественских и новогодних праздников, растение покрывается россыпью бутонов, которые через время становятся яркими цветами необычной формы.

Бальзамин (Ванька мокрый, Сахарок) - декоративный цветущий однолетний или многолетний полукустарник, который достигает в высоту 40-60 см. У него очень ломкие, сочные и сильноветвистые полупрозрачные стебли, имеющие светло-зеленый цвет окраски. Листья имеют вытянутую форму сердца.

Цветки у Ваньки мокрого широкие открытые, они имеют 5 и более лепестков, окраска ярко-малиновая и розовая. Особенностью цветка является то, что на стебле и листьях растения появляются капельки, похожие на крупинки сахара.

Традесканция (Tradescantia) – одно из наиболее распространенных неприхотливых комнатных растений. Эти многолетние травянистые растения с длинными свисающими стеблями.

Листья традесканции зеленые, иногда с серебристыми или бледно зелеными полосками. Цветки мелкие и невзрачные. Растет быстро, спадая каскадом ярких зеленых стеблей. Побеги нужно прищипывать, чтобы было больше боковых ответвлений.

Они прекрасно растут на хорошо освещенных окнах и хорошо чувствуют себя в помещениях с недостаточной освещенностью, но окраска листьев будет недостаточно яркая.

Фикус. При контакте ядовитого сока фикуса с кожей человека может начаться воспаление, экзема, дерматит. Ещё, фикусы, через мельчайшие поры на листьях выделяют в воздух ядовитые вещества, способные вызвать различные аллергические реакции. Фикус устраняет упадническое настроение. Появляется энтузиазм.

Заключение

В ходе выполнения работы я много узнала про комнатные растения и стала относиться к ним с интересом. После изучения разных растений я могу дать советы одноклассникам и родным о комнатных растениях.

Я узнала, что комнатные растения не только создают уют и красоту, но и приносят пользу своими качествами. Они очищают воздух, уничтожают вредные микробы, поглощают опасные для здоровья вещества, снижают электромагнитное излучение.

В результате проекта был создан фотокаталог – определитель комнатных растений в нашей школе и предложен учителям и школьникам.

В дальнейшем нам нужно продолжить нашу работу, так как некоторые названия растений я ещё не узнала.

Список использованной литературы

  1. Авадяева Е.Н. Комнатные растения, Москва «Олма-ПРЕСС» 2001 г.

  2. Носов А. Лекарственные растения, Москва, 1999 г.

  3. Плешаков А.А. От земли до неба Москва «Просвещение» 2010 г.

  4. Савенков А.И. «Я – исследователь» (рабочая тетрадь для младших школьников), изд-во «Федоров», Самара, 2010 г.

  5. Степура А. «Комнатные растения. Практическая энциклопедия», изд-во Мир книги, Москва, 2004 г.

  6. Тельпуховская Г.А. Цветы нашего сада, Восточно-сибирское издательство, 1991 г.

  7. http://www.florets.ru.

doc4web.ru

Статья "Комнатные растения, используемые для озеленения школы"

Комнатные растения, используемые для озеленения

Карагайской средней школы № 2

Трефилова Раиса Поликарповна,

учитель биологии

Комнатные растения – это растения, которые человек специально выращивает в жилых и производственных помещениях, оранжереях и зимних садах. В настоящее время люди выращивают более 1500 видов комнатных растений, которые подразделяются на множество сортов.

Цель работы: изучение видового состава и экологических групп комнатных растений Карагайской средней школы №2 , составление «Атласа комнатных растений».

Задачи:

- Изучить литературу по теме исследования

- Выявить видовой состав и определить экологические группы комнатных растений в

КСОШ №2.

- Предложить примеры оформления школьных помещений с учетом эколого-биологических особенностей комнатных растений и принципов фитодизайна.

- Подготовить электронную презентацию и брошюру «Атлас комнатных растений»

В ходе исследования мы выяснили, что в нашей школе для озеленения и эстетического комфорта используются 82 вида комнатных растений, которые относятся к 32 ботаническим семействам, самыми распространенными являются: Толстянковые- 8 видов,

Ароидные- 7 видов, Лилейные- 6 видов, Коммелиновые – 6 видов, Бегониевые- 5 видов, Геснериевые, Амариллисовые, Губоцветные по 4 вида. Наиболее многочисленными в школе являются следующие виды комнатных растений: хлорофитум хохлатый, бегония всегдацветущая, бальзамин султанский, традесканции, плектрантус южный, сенполия, гиппеаструм гибридный. Изученные комнатные растения можно отнести к 8 жизненным формам: деревья (фикус), кустарники (абутилон, гибискус, фуксия), полукустарники ( пеларгония), лианы (плющ, циссус, сингониум), ампельные (хлорофитум, традесканция, аспарагус Шпренгера), суккуленты (кактусы, алое, толстянка), луковичные (зефирантес, амариллис), травянистые (маранта, сенполия). Выделены группы комнатных растений по отношению к условиям освещениия, увлажнения, температуры воздуха. С целью изучения способов размножения проведен опыт по выращиванию комнатных растений из стеблевых черенков.

Для оформления школьных помещений мы рекомендуем использовать следующие композиции с учётом правил фитодизайна и эколого-биологических особенностей растений:

- наборы растений в горшках с учётом высоты и декоративности растений;

- декоративно оформленные подставки и плошки с цветами;

- «зелёные стены» из ампельных и вьющихся растений; «зелёные витрины»;

- подвесные корзины и кашпо;

- летом можно использовать композицию пот-э-флёр;

- цветочницы из нескольких уровней; композиции из суккулентов, папоротников;

- «бутылочные сады», миниатюрные сады;

- тематические интерьеры: «Пустынный ландшафт», «Японский садик», «Уголок тропического леса» и др.

Для ознакомления с эколого-биологическими особенностями комнатных растений составлен «Атлас комнатных растений» и электронная презентация.

Выводы:

1. В школе выращивается 82 вида из 32 ботанических семейств. Самыми распространенными являются семейства толстянковые, коммелиновые, ароидные, лилейные, бегониевые.

2. Изученные растения относятся к 8 жизненным формам. Самые распространенные травянистые растения неприхотливы к условиям выращивания и легко размножаются с помощью стеблевых черенков.

3. По экологическим факторам самыми распространенными в школе являются растения, требующие умеренного полива, освещения, увлажнения воздуха и нетребовательны к температурным условиям, они легко размножаются стеблевыми черенками.

4. В школе используются некоторые приёмы фитодизайна. Для улучшения эстетического вида школьных помещений предложены более современные композиции расположения комнатных растений.

infourok.ru

Исследовательская работа " Влияние комнатных растений на здоровье обучающихся в разных школьных помещениях".

multiurok.ru

Оглавление. стр.

1.Аннотация.......................................................................................................3

2.Введение................................................................................................................4

3. Комнатные растения, их влияние на атмосферу в учебном помещении.......5 

4.Комнатные растения – очистители воздуха в школе…………………...6

5.Комнатные растения и ароматология........................................................7

6.Особенности роста и развития комнатных растений...............................8

7. Комнатные растения в интерьере школы................................................13

8.Применение теоретического материала о комнатных

растениях на практике...................................................................................14

9.«Цветочно-картинная галерея (уголок релаксации)»………………......19

10. Оценка эффективности работы………………………………………...20

10. Вывод и практические рекомендации....................................................21

11. Заключение……………………………………………………………....22

12.Список источников информации и иллюстраций………………………23

13.Приложения................................................................................................24

Аннотация.

Школа-это наш второй дом. Она выглядит менее привлекательной без живых цветов. В школе мы не только учимся, но и посещаем различные кружки, общаемся в кругу близких друзей. Растения, правильно подобранные и размещённые с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение , придают помещению своеобразный колорит и комфорт.

Растения влияют на здоровье учащихся, их внутреннее состояние. Они поглощают вредные токсические вещества, находящиеся в воздухе учебного заведения. Это растворители, содержащиеся в красках, клее, пластике. Поэтому можно и нужно бороться с загрязнением воздуха, используя чуткие индикаторы – комнатные растения. Там, где они растут, воздух свежее и дышится легче. Растения не только улавливают накапливающийся в воздухе углекислый газ, выделяют кислород, но и поглощают целый ряд вредных веществ. Например, комнатные растения гербера, драцена и фикус очищают воздух лучше, чем технические устройства, выделяя кислород и поглощая углекислоту, очищая воздух от микробов и пыли. Ароматы, испускаемые комнатными эфиромасличными растениями, насыщают воздух большим количеством летучих фитонцидов, улучшают самочувствие, повышают функциональную активность организма, стимулируют его защитные силы. 

В процессе выполнения данной исследовательской работы (экспериментов в 

своей школе), я хочу подтвердить теоретические знания, полученные в процессе 

обучения в школе из разных предметных областей, практическим результатом.

Введение.

Задача: Доказать, что школьные комнатные растения влияют на здоровье учащихся и их эмоциональное состояние.

Актуальность: 

Человек всегда чувствует себя плохо в душном, неуютном помещении. В современных школах, где используются синтетиче­ские материалы, электронику, роль комнатных растений велика. Они поглащают вредные токсические вещества, находящиеся в воздухе школы, а также создают определённый комфорт, выполняя эстетическую, оздоровительную и экологическую функции.

Вопросы темы: 

  1. Какие цветы приживутся в нашей школе?

  2. Как влияют комнатные растения на учащихся (здоровье, настроение и др.)? 

3. Какие цветы полезны для здоровья учащихся?

Цель работы: Научиться подбирать комнатные растения для кабинетов так, чтобы они оказывали положительное влияние на здоровье учащихся. На основании изученных свойств растений распределить их по учебным кабинетам.

Значение проекта: Благодаря этому проекту я научусь использовать комнатные растения в оздоровительных целях, смогу понять, какие растения действительно полезны для учебного заведения, смогу подобрать комнатные растения для своего дома. 

Комнатные растения, их влияние на атмосферу в учебном помещении.

Воздушная среда городских помещений далеко не идеальна. Помимо обычной пыли, часто воздух помещений имеет повышенное содержание химических соединений, выделяемых стройматериалами, мебелью, выхлопными газами.Комнатные растения очищают и оздоравливают атмосферу в школе. И не только от пыли и вред­ных химических соединений, но и от грязи энергетической. В школе мы часто ссоримся, злимся друг на друга, переживаем не­удачи - со всем этим борются комнатные цветы. Цветы очищают воздух от этого негатива, часто при этом погибают сами. Учащиеся, которые долго находятся в такой обстановке, так же психологически и физически страдают. Есть много признаков, по которым можно определить есть ли в учебном помещении отрицательные энергетические потоки. Один из них - плохой рост комнатных цветов, их болезни, вялый вид. 

Любое растение воздействует на окружающую среду и на самого человека. Растения поглощают энергию нечистых мыслей и оказывают влияние на процесс мышления и речи учащегося, причем влияние это, весьма целенаправленно. (См. приложение№1)

Комнатные растения - очистители воздуха в школе.

Растения всегда чутко улавливают малейшие перемены состояния среды, потому что ими движет естественная борьба за выживание. Комнатные растения, находящиеся в нашей школе, адаптируются, приспосабливаются к воздействию синтетических материалов, железобетонных стен, электроники. Растения меняют себя и приспосабливают к себе окружение, по мере сил изменяя и облагораживая ситуацию, в которой оказались. Растения осуществляют детоксикацию вредных веществ в процессе своей жизнедеятельности различными способами. Одни вещества связываются цитоплазмой растительных клеток, и благодаря этому становятся неактивными. Другие подвергаются превращениям в растениях и становятся нетоксичными, а затем включаются в метаболизм растительных клеток и используются для нужд растения. Некоторые веще­ства, например серосодержащие соединения, выделяются корневыми системами в почву. Если с растений регулярно смывать пыль, то воздух в этой комнате в среднем на 40% чи­ще, чем в такой же комнате без растений (при одинаковом качестве уборки). Увлажнен­ные листья поглощают газ в 2-3 раза интенсивнее сухих. (См. приложение№2)

Комнатные растения и ароматология.

Комнатные растения выделяют кислород и поглощают углекислоту, очищают воздух от микробов и пыли. Кроме того, бодрящий аромат, испускаемый комнатными эфиромасличными растениями, насыщает воздух большим количеством летучих фитонцидов, улучшает самочувствие, повышает функциональную активность организма, стимулирует его защитные силы. Фитонциды- это продуцируемые растениями бактерицидные (убивающие бактерии), фунгицидные ( противогрибковые), протистоцидные (убивающие простейших) летучие вещества, играющие значительную роль во взаимоотношениях организмов в растительных сообществах и являющиеся одним из факторов естественного иммунитета растений.

Известен противомикробный эффект фитонцидов бегонии, пеларгонии, олеандра, примулы, фикуса, домашних гераней и других комнатных растений. Вдыхание летучих веществ, выделяемых комнатным лимоном, благоприятно влияет на людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и верхних дыхательных путей. Тем, у кого повышенная возбудимость нервной системы, бессонница, раздражительность, полезно иметь в своей комнате герань. Вдыхание ее аромата успокаивает, улучшает сон, а у гипертоников снижает артериальное давление.

Теперь ароматами всерьез занялась наука. Появилось даже новое направление - ароматотерапия.

Ароматотерапия полезна при многих заболеваниях. Замечено, что большое влияние она оказывает на женщин, поскольку обоняние у них развито лучше, чем у мужчин. Весьма успешно ароматотерапия применяется при неврозах, хронических бронхитах, постинфарктных состояниях. 

Особенности роста и развития комнатных растений.

Сансевьера (Sansevieria) - вечнозеленое бесстебельное растение семейства Драценовые. Латинское название рода сансевьера произошло от имени неаполитанского князя фон Сансевиерио, который способствовал развитию естественных наук. В природе сансевьеры растут в саваннах, полупустынях и пустынях тропических областей Африки и Азии - известно 70 её видов. У некоторых видов сансевьер листья покрыты характерным для суккулентов тонким восковым налётом, предохраняющим их от испарения влаги. На родине сансевьера используется для получения тканей, веревок, а также растет в качестве живой изгороди. Волокна листьев сансевьеры шли у аборигенов на изготовление тетивы для луков, поэтому сансевьеру ещё называют дуговой. Она обладает очистительными функциями (удаляет бензол, формальдегид и трихлорэтилен), а также способностью повышать адаптогенные свойства организма, помогая ему противостоять вирусным заболеваниям.

Гибискус (Hibiscus), род деревьев, кустарников, многолетних и однолетних трав семейства мальвовых. Около 300 видов, в тропиках и субтропиках обоих полушарий. В комнатном и оранжерейном цветоводстве распространен гибискус китайский, или китайская роза (H. rosa-sinensis), — вечнозеленый кустарник или обильно ветвящееся маленькое дерево (высота до 4,5 м) родом из Юго-Восточной Азии. Листья очередные, яйцевидные или овальные, по краю пильчатые, голые, блестящие. Цветки обычно крупные и яркие (диаметр пятичленного венчика до 10-12 см), в пазухах листьев, одиночные, на длинных цветоножках. В культуре в Европе с начала 19 в. Известны многочисленные (более 1000) садовые формы, различающиеся по степени махровости, размерам и окраске цветков: от белой до желтой и темно-пурпурной. Светолюбивы. Размножают черенками. К роду гибискус относятся бамия и кенаф. Род носит древнегреческое название похожей на гибискус шток-розы (Alcaea rosea).

Монстера привлекательная. Соцветие — початок, состоит из многочисленных мелких цветков, но часто выглядит как одиночный цветок; оно полностью или частично прикрыто зеленым или иначе окрашенным кроющим листом — покрывалом. Иногда цветение сопровождается специфическим неприятным запахом, привлекающим насекомых, прежде всего мух, опыляющих цветки. Покрывало у некоторых ароидных представляет собой своеобразную ловушку для таких опылителей. Плоды чаще всего ягодообразные, реже сухие, растрескивающиеся. У некоторых видов, например, у монстеры деликатесной (M. deliciosa) початки съедобны. Присутствие в листьях и початках ароидных кристаллов щавелевокислого кальция позволяет использовать их как отвлекающее (раздражающее) средство для растираний при ревматических болях.Виды родов зантедесхия (в цветоводстве известные как каллы), антуриум (Anthurium), спатифиллум (Spathiphyllum), используют в комнатном цветоводстве ради ярких соцветий, а виды диффенбахии, каладиума (Caladium), аглаонемы (Aglaonema), аморфофаллуса (Amorphophallus) — ради своеобразной, иногда необычно окрашенной листвы. Лиановидные ароидные — филодендрон, сингониум (Syngonium) — применяют для вертикального озеленения. В аквариумах разводят плавающее растение — пистию телорезную (Pistia stratiotes)

Аспарагус (Asparagus) насчитывает более 300 видов растений, и относятся они к семейству Аспарагусовых или Спаржевых. Распространенны они в мягком субтропическом климате Восточной и Южной Африке, а также в Азии, привезены в Европу в конце 19 века. Аспарагус или спаржа - это корневищные  многолетние травы, полукустарники и лианы. Широко распространенны в культуре закрытого и открытого грунта.  Функцию листьев у них выполняют  тонкие зеленые стебли и многочисленные игловидные или листовидные побеги (кладодии), у основания пучков которых находятся мелкие недоразвитые листочки. Растения очень декоративны. 

Хлорофитум (Chlorophytum), род растений семейства лилейных. Более 200 видов, в субтропических и тропических областях Южной Америки, Африки, на Мадагаскаре, в Южной Азии и Австралии. Листья узко-ланцетные или линейные, постепенно суживающиеся к основанию. Цветоносы, выходящие из пазух листьев, ветвистые, несут несколько кистевидных соцветий из зеленовато-белых мелких цветков. Плод — трехгранная коробочка. В комнатном цветоводстве два вида. Хлорофитум капский (Ch. capense) образует крупные (до 60 см) желобчатые светло-зеленые листья. У хлорофитума хохолкового (Ch. comosum) они менее длинные и более узкие, часто с продольной белой полосой посредине. В пазухах листьев появляются распростертые, реже прямостоячие цветоносы, несущие кроме цветков дочерние розетки. Цветки распускаются последовательно, первым — нижний бутон. Родина обоих видов — Южная Африка, где они произрастают в лесах, по тенистым берегам рек и ручьев. Хлорофитумы обычно используют как ампельные растения. Они теневыносливы, сравнительно неприхотливы. Размножение — дочерними розетками. Название рода происходит от греческих слов chloros — зеленый и phyton — растение.

Циперус (cyperus) — болотное растение из семейства осоковых с прямыми стеблями до 1 м, заканчивающимися листьями, собранными в виде мутовок на конце их. Наиболее распространён в культуре циперус альтернифолиус с острова Мадагаскар. Циперус нетребователен к почве, но нуждается в большой влажности. Хорошо растёт в аквариумах и в глубоких поддонниках с водой. Размножают циперус делением корневища, семенами и молодыми растениями, которые образуются при основании листьев.

Бегония (Begonia), род растений семейства бегониевых. Многолетние травы, реже полукустарники, кустарники, лианы и эпифиты. Около 1000 видов, в тропиках и субтропиках (кроме Австралии).Листья обычно длинночерешковые. Пластинка асимметричная, по краю зубчатая или в разной степени рассеченная. Цветки однополые; обычно в рыхлых пазушных соцветиях — метелках. Плод — граненая коробочка с многочисленными мелкими семенами (в 1 г их 70-75 тысяч).

Селекцией, начатой со второй половины 19 в., получено более 10 000 садовых форм как с декоративными листьями, так и красивоцветущих. Декоративнолистные растения — бесстебельные или с кустовидно расположенными прямостоячими ветвистыми стеблями. Некоторые виды образуют ползучее надземное корневище. Разнообразной формы листья, голые или опушенные, обычно ярко, однотонно или пестро, окрашены — от почти черных до розовых и серебристо-белых. Декоративными цветками обладают клубневые бегонии, которые отличаются крупными (до 20 см в диаметре) одиночными цветками разнообразной окраски, в том числе пестрой. В культуре требуют зимнего покоя (клубни выкапывают, подсушивают и хранят в прохладном месте в песке или торфе). Эти формы чаще используют в декоративных посадках в открытом грунте и как ампельные растения для озеленения веранд и балконов. Первые клубневые бегонии появились в Англии в 1870 году.Обилие мелких, в том числе махровых однотонных цветков характерно для садовых гибридных форм, произошедших от бразильской бегонии вечноцветущей (B. semperflorens). Эти продолжительно цветущие растения используют как для внутреннего, так и для наружного озеленения. Декоративнолистные виды тенелюбивы, бегонии с декоративными цветками нуждаются в рассеянном, но ярком освещении. Размножают листовыми и стеблевыми черенками, делением куста и клубней, реже семенами. Род назван в честь М. Бегона (1638-1710), французского губернатора острова Гаити. (См. приложение№3)

Комнатные растения в интерьере школы. 

При оформлении школ следует учитывать, что комнатные растения не только можно, но и необходимо широко использовать в учебном процессе. Среди них имеются представители различных жизненных форм, экологических групп и семейств, виды тропиков, субтропиков и пустынь, поэтому они могут служить прекрасным демонстрационным материалом при изучении ряда разделов ботаники, общей биологии, географии. В связи с этим ботанические коллекции школ должны содержать достаточное видовое и морфологическое разнообразие растений.

В большинстве школ проектом не предусмотрены места, специально приспособленные для содержания растений. Приходится размещать их в вестибюлях, коридорах, учебных классах, актовом зале и т. д., выбирая при этом формы озеленения, соответствующие назначению помещения. В коридорах целесообразно использовать формы вертикального озеленения, так как это занимает минимальную площадь и позволяет разместить максимальное количество цветов и растений, подвесные полки, различной формы кронштейны, настенные кашпо, используя которые, можно оформить красивые настенные композиции. При таком размещении растения не мешают активному отдыху детей. Вертикальное озеленение является наиболее рациональным и для классных комнат.

Применение теоретического материала о комнатных растениях на практике.

Я учусь в прекрасной школе, где много комнатных растений. Однажды мне в голову пришла идея - выяснить, какие же из них лучше всего разместить в кабинете биологии, химии, а также в столовой, чтобы комнатные растения благотворно влияли на состояние здоровья учащихся. В ходе исследования я провела следующую работу.

1. Познакомилась с большим объёмом информации о комнатных

растениях (см. выше).

2. Провела наблюдение, а именно в течение недели в кабинете биологии, химии 

и столовой я термометром измеряла температуру, а психрометром - влажность 

воздуха: используя разность показаний сухого и влажного термометра по 

психрометрической таблице определила влажность воздуха. 

Помещение

Ориентация окон

Температура воздуха

Влажность воздуха

Вывод:

Рекомендуются растения

Кабинет биологии

северо-восточное

21ºС

56%

Теплое, умеренно влажное помещение

Светолюбивые, теплолюбивые

Кабинет химии

западное

19ºС

39%

Светлое, недостаточно влажное помещение

Умеренно теплолюбивые, декоративно цветущие

Столовая

северо-западное

20ºС

55%

Светлое, теплое и умеренно влажное помещение

Теплолюбивые, многие цветущие и некоторые декоративнолистные

Цветочно-картинная галерея

южное

23 ºС

58%

Светлое, теплое и умеренно влажное помещение 

Светолюбивые, теплолюбивые, растения с большими листовыми пластинками

Таблица №1

3.Пользуясь информационными данными, я установила, какие комнатные растения обладают положительными, а какие отрицательными свойствами.

Таблица№2

Комнатные растения

Положительное влияние 

Отрицательное влияние

фикус

-

аллерген

кактус 

снижает электромагнитное излучение

-

роза

успокаивает нервную систему 

-

диффенбахия

-

ядовито

алоэ

повышает иммунитет, оздоравливает организм. 

-

традесканция

защищает от воспаления легких

-

плющ

Обладает выраженными фитонцидными свойствами

-

4.В зависимости от условий освещённости, увлажнения и температурного режима, а также влияния на учащихся, я определила размещение комнатных растений в кабинетах школы.

Таблица№3

Название растения

Требования к условиям

Влияние на учащихся

Размещение

освещения

увлажне

ния

температуры

Алоэ

достаточное

умеренное

10-18°С

Повышает иммунитет

В любом помещении

Каланхоэ

хорошее

умеренное

15-20°С

Убивает болезнетворные микробы

В композиции с др. суккулентами

Пеларго-

ния

Хорошее

Летом обильное, зимой редкое

Не ниже 

0 °С

Успокаивает нервную систему

На подоконниках в любых кабинетах школы

Плющ

яркое

умеренное

7-18°С

Очищает воздух

В столовой

Хлорофи-

тум

яркое

обильное

10-15°С

Очиститель воздуха

В кабинете химии

Традескан-ция

достаточ

ное

обильное

15-22°С

Очиститель воздуха

В кабинете биологии

5. Я установила функциональное назначение интерьерного озеленения в нашей школе и поделилась своими выводами с учителями и директором, представив им на обсуждение данную таблицу.

Таблица№4

кабинет

особенности интерьера 

растения

источники загрязнения воздуха 

загрязняющее вещество 

биологические очистители

Столовая

Благодаря светлым стенам и полу мы можем разместить на подоконнике яркие цветы. 

хлорофитум, сансевьера, пеперомия, плющ 

Газовая плита 

Окись углерода 

традесканция , сансевьера,фикус

Кабинет 

биологии 

Светлые стены, неброские тона, в таком помещении можно разместить декоративнолистные растения, они хорошо дополнят интерьер кабинета. 

спатифиллиум, пеларгония, плющ, 

аспарагус 

Мебель из ДВП 

формальдегиды,

пыль 

драцена, сингониум, 

Кабинет химии 

У свободной стены хорошо разместить большие одиночные растения. 

драцена, филодендрон, фикус, 

азалия, 

фуксия, 

бегонии 

Полимерные материалы 

фенол 

хлорофитум, бегония, сансевьера

Цветочно-картинная галерея

Спокойные, светло-бежевые тона, картины, скамейки для отдыха. Можно разместить высокие, одиночные растения. 

гибискус, 

фикус, 

драцена,

хлорофитум, 

пеларгония

Скамейки из ДВП

Формальдегиды, пыль

драцена, сингониум, 

6. На основании используемой литературы (Крестинина Н.В., Некрасова М.А., Чижов А.Я., «Влияние медико-экологического фитодизайна на состояние здоровья школьников», РУДН, Москва) я решила для каждого кабинета нашей школы подобрать комнатные растения. 

Вот некоторые из решений:

  1. Столовая:Уменьшить бактериальную обсемененность воздуха в столовой позволили: Гиппеаструм гибридный, Кливия оранжевая, Сенполия, Эпифиллюм, Хойя мясистая, Хлорофитум хохлатый, Пеларгония крупноцветковая, Каланхое Блосфельда, Толстянка портулаковая.

  1. Кабинет биологии:Для улучшения иммунного статуса, стимуляции работоспособности и снижения утомляемости учеников и учителя ввела растения: Пеларгония, Амариллис, Сингониум, Традесканция, Плющ, Фикус, Драцена

  1. Кабинет химии:Для устранения или нейтрализации химических элементов и вредных газов подобрала растения биофильтры: Хлорофитум хохлатый, фикус Бенджамина, бромелиевые, драцена, бегония, сансевьера.

    «Цветочно – картинная галерея (уголок релаксации)».В нашей школе есть замечательная «Цветочно-картинная галерея( уголок релаксации)». Все учащиеся приходят туда, чтобы отвлечься от забот, пообщаться друг с другом и отдохнуть. Но многие из них и не подозревают, что разные комнатные растения, которые находятся в «Цветочно-картинной галерее» укрепляют их здоровье. Об улучшении внутренней среды помещений я узнала, зайдя на сайт медико-экологического фитодизайна. Меня заинтересовала работа, проводимая экологическим факультетом РУДН г.Москвы. Она была посвящена разработке проекта медико-экологического фитодизайна учебного помещения. Целью которого являлись: оптимизация экологических условий внутренней среды учебных классов и создание комфортных условий для жизнедеятельности и обучения школьников. Я узнала, что биологический метод улучшения внутренней среды помещений - медико-экологический фитодизайн (МЭФ-дизайн). Это система методов фитопроектирования внутренней среды помещений, направленная на повышение ее качества, для укрепления здоровья человека. Применение МЭФ-дизайна позволяет единовременно добиться улучшения микробиологических, микроклиматических, физических, визуальных и других параметров внутренней среды помещений. 

    В учебных помещениях можно использовать такие растения как: монстера, плющ, гибискус, фикус, хлорофитум, пеларгония, драцена и др

    Они нейтрализуют химические элементы и вредные газы, повышают влажность воздуха, уменьшают бактериальную обсемененность воздуха учебных помещений. А растения, которые находятся у нас в «Цветочно-картинной галерее» (мирт обыкновенный, пеларгония, лавр, фикус, хлорофитум, гибискус амариллис) улучшают иммунный статус, стимулируют работоспособность, снимают утомляемость учеников. Повышение влажности воздуха в помещении дают растения тропической зоны с большой площадью поверхности листовой пластины: Гибискус, Алаказия, Монстера деликатесная, Спатифилиум Уолиса.

    Это помещение доставляет не только эстетическое удовольствие но и помогает привить любовь к комнатным растениям. Многие из этих растений ученики сами начинают выращивать у себя дома с учетом их функционального значения.

    Оценка эффективности работы:

    1. Установлено, что относительная влажность воздуха возросла на 8-10%. Уменьшилось количество жалоб на такие симптомы, как «сухое» раздражение глаз, заложенный нос.

    2. Снизилась концентрация химических соединений. Так как в воздухе появились компоненты эфирных масел. В кабинете химии появился приятный запах.

    3. Уменьшилось число случаев заболеваний ОРЗ и ОРВИ среди учащихся школы.

    Таким образом, я считаю, что подбор растений под действием медико-экологического фитодизайна способствует оптимизации экологических условий школы и повышению комфорта. Необходимо проводить дальнейшее изучение здоровья школьников под влиянием МЭФ-дизайна.

    Вывод и практические рекомендации.Итак, в результате проведённой научно- исследовательской работы, я сделала следующий вывод.Роль комнатных растений в современных школах очень велика. Красивые, радующие глаз комнатные растения представляют не только эстетическую ценность. Они могут улучшать среду закрытых помещений, изменяя газовый состав воздуха, поглощая пыль. Эфирные масла, выделяемые некоторыми видами, обладают бактерицидным действием, а присутствие зеленых растений в кабинетах благотворно действует на настроение и работоспособность учащихся.

    Таким образом, я определила значимость комнатных растений для красоты интерьера и здоровья учащихся.

    Практические рекомендации: я советую применять МЭФ-дизайн в общеобразовательных учреждениях, использовать подбор замечательных комнатных растений для улучшения внутренней среды помещения и укрепления здоровья учащихся!

  2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.«Как мало надо для красоты: немного зелени и чистоты!»После проведения научно-исследовательской работы не тему: «Влияние подбора комнатных растений на здоровье учащихся в разных школьных помещениях» я точно знаю, какие комнатные растения дополнят интерьер нашей школы и улучшат здоровье учащихся!

    Список источников информации и иллюстраций:Литература:

    1. Гортинский Г.Б.., Яковлев Г.П. Целебные растения 

    в комнате. М.: 1993г.

    2. Комнатные растения.-М.:1989г.

    3. Крестинина Н.В., Некрасова М.А., Чижов А.Я., «Влияние медико- экологического фитодизайна на состояние здоровья школьников», РУДН, Москва

    4. М.: ОЛМА_ПРЕСС Гранд, 2005г. Комнатные 

    растения.

    Сайты в Интернете:

    5. http://zazdorovye.ru/

    6. http://styker-school.blogspot.ru/ 

    Иллюстрации:

    Фотографии из личного архива.

    Приложение№1Как на нас влияют растения.

    АЛОЭ ДРЕВОВИДНОЕ - повышает иммунитет, защищает от болезней, укрепляет силу духа, помо­гает перенести одиночество.

    БЕГОНИЯ КОРОЛЕВСКАЯ - полезна для медлительных людей, тех, кто не умеет принимать решения.

    КАКТУС - развивает остроту ума.

    РОЗА - Влияние: впитывает в себя энергию лени, дарит созидание, противостоит агрессивности, останавливает ссоры и драки.

    САНСЕВИЕРИЯ - поглощает энергии жестокости и грубости, облагораживает, помогает быстро достичь цели, развивает находчивость и предприимчивость.

    ТРАДЕСКАНЦИЯ - нейтрализует зависть, приносит чувство радости, помогает пережить не­приятные моменты.

    ЦИКЛАМЕН - Основные свойства: любовь, защита от злых сил, в том числе энергетических. 

    ПЕЛАРГОНИЯ - славится  бактерицидными свойствами, благодаря содержащимся в ее листьях эфирным маслам, ее аромат оказывает благоприятное воздействие на нервную систему.

     СИНГОНИУМ -  развивает силу характера, способности преодолевать 

    Комплексы.

Приложение№2

Источники загрязнения воздуха закрытых помещений

и возможности биологической очистки

Вредное вещество

Источники загрязнения

Очищающие воздух комнатные растения

Аммиак 

Работающие принтеры, ксероксы, компьютеры. 

антуриум, лириопе, тюльпан, рапис, хризантема, дендробиум

Толуол

Принтеры, ксероксы, герметики и клеи.

Аглаонема, антуриум, гусмания, финик, шеффлера, фаленопсис, дендробиум, неорегелия.

Бензол

Ксероксы, принтеры,лакокрасочные изделия.

Агалонема, гербера, драцена, сансевьера, плющ, спатифиллум, сциндапсус, фикус, хамедрорея, хризалидокарпус, хризантема, шеффлера

Формальдегид

Полимерные материалы. Мебель из ДСП

Филодендрон, хлорофитум хохлатый, драцена, эпипремниум перистый, спатифиллюм, сингониум, солянум

Болезнетворные бактерии

Аглаонема, пелея Кадье, диффенбахия пестрая, ройциссус ромбический, эпипремнум золотистый, гибискус, карликовый фикус, каланхое, пиперония, хвойные, цитрусовые, эфироносные

Приложение№3

  

сансевьера гибискус китайский 

 

монстера аспарагус 

 

хлорофитум

 

циперус

Бегония

    Приложение №4В ходе научно-исследовательской работы я провела небольшое анкетирование и узнала, как учащиеся школы относятся к комнатным растениям, знают ли их свойства и роль:1.  Нужны ли растения в классах школы?

        Да –  90%

        Нет – 10%2. Какова их роль?

       Украшают –50%

       Оздоравливают – 50%

3. Знаете ли вы названия растений своего класса?

       Да – 30%

       Нет –  70%

4. Знаете ли вы свойства растений?

        Да – 20%

        Нет –  80%

5. Достаточно ли растений в кабинете?

Да – 80%

Нет – 20%


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта