Растения поля. Культурные растения поля. Зерновые культуры. 1 класс. Окружающий мир.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Экскурсия «Культурные и сорные растения поля, сада, огорода». Растения поля


Культурные растения поля. Зерновые культуры. 1 класс. Окружающий мир. - Культурные растения поля. Зерновые культуры

Комментарии преподавателя

Да­вай­те рас­смот­рим, на какие груп­пы можно раз­де­лить куль­тур­ные рас­те­ния.

Овощ­ные – это рас­те­ния, ко­то­рые че­ло­век вы­ра­щи­ва­ет на полях и ого­ро­дах.

Пло­до­вые – это рас­те­ния, ко­то­рые вы­ра­щи­ва­ют­ся в садах.

Де­ко­ра­тив­ные – эти рас­те­ния вы­ра­щи­ва­ют для кра­со­ты пар­ков на клум­бах.

Пря­диль­ные – эти рас­те­ния ис­поль­зу­ют­ся для из­го­тов­ле­ния ткани. К пря­диль­ным куль­ту­рам от­но­сит­ся лен. Из стеб­лей льна пря­дут нити. Из них ткут раз­ные ткани.

На ри­сун­ке изоб­ра­жен хлоп­чат­ник. Внут­ри ко­ро­боч­ки на­хо­дит­ся белое пу­ши­стое во­лок­но, ко­то­рое также идет на из­го­тов­ле­ние ткани и ваты. Из хлоп­ча­то­бу­маж­ных и льня­ных тка­ней шьют одеж­ду, по­стель­ное белье, ска­тер­ти и по­ло­тен­ца.

И по­след­няя груп­па – это зер­но­вые куль­ту­ры. На­зва­ние «зер­но­вые» про­изо­шло от слова «зерно». В пищу че­ло­век упо­треб­ля­ет се­ме­на этих рас­те­ний – зерна. Вто­рое на­зва­ние – злаки. Зер­но­вые или зла­ко­вые куль­ту­ры вы­ра­щи­ва­ют на полях.

Какие зер­но­вые куль­ту­ры че­ло­век вы­ра­щи­ва­ет, и как он их ис­поль­зу­ет? Пше­ни­ца, рожь, овес, просо, яч­мень, гре­чи­ха, ку­ку­ру­за, под­сол­неч­ник.

Под­сол­неч­ник по­лу­чил свое на­зва­ние, по­то­му что цве­ток по­во­ра­чи­ва­ет­ся вслед за солн­цем. Из семян под­сол­неч­ни­ка де­ла­ют рас­ти­тель­ное масло.    

Ку­ку­ру­за счи­та­ет­ся одним из самых древ­них рас­те­ний. Из зерен ку­ку­ру­зы де­ла­ют крупу, масло и мно­гое дру­гое.

По­сло­ви­цы про кашу:

Что за обед, коль каши нет?

Счета каша – пища наша.

Каша – мать наша.

А какая же каша без крупы? Че­ло­век про­из­во­дит куль­тур­ные зер­но­вые рас­те­ния с целью по­лу­че­ния зерна, из ко­то­ро­го из­го­тав­ли­ва­ют крупы.

Из гре­чи­хи по­лу­ча­ют греч­не­вую крупу.

Яч­мень дает нам два вида круп: пер­ло­вую – это целое зерно, и яч­не­вую – дроб­ле­ное зерно.

Просо идет для про­из­вод­ства пшена.

В Древ­не­гре­че­ской ми­фо­ло­гии есть герой по имени Ге­ракл. О его две­на­дца­ти по­дви­гах на­пи­са­ны целые ле­ген­ды. А зна­е­те ли вы, что Ге­ракл был еще из­ве­стен под име­нем Гер­ку­лес? Так те­перь на­зы­ва­ет­ся каша, ко­то­рую он очень любил. А из ка­ко­го рас­те­ния его по­лу­ча­ют? Ов­ся­ные хло­пья или гер­ку­лес по­лу­ча­ют из овса, а ещё из него де­ла­ют ов­ся­ные хло­пья или пе­че­нье. Ов­ся­ная каша – очень по­лез­ная, она сде­ла­ет вас очень силь­ны­ми и здо­ро­вы­ми.

Когда наши пред­ки на­учи­лись вы­ра­щи­вать зер­но­вые куль­ту­ры, то све­жие зерна ели, а сухие и твёр­дые пе­ре­ти­ра­ли, де­ла­ли муку, ва­ри­ли кашу.

А вот печь хлеб люди на­учи­лись го­раз­до позже. Пред­ставь­те себе, что пер­вый хлеб люди пекли из рас­тер­тых же­лу­дей.Про­шло время, люди на­учи­лись печь тон­кие сухие ле­пеш­ки. Таким был хлеб, пока в тесто не по­па­ли мель­чай­шие гриб­ки – дрож­жи. Пред­ставь­те, какой ужас ис­пы­та­ли древ­ние люди, когда уви­де­ли, что тесто в горш­ке на­ча­ло под­ни­мать­ся, как живое. В ужасе люди бро­си­ли гор­шок в огонь, чтобы из­ба­вить­ся от на­ва­жде­ний. Тесто ис­пек­лось, и по­лу­чи­лась ду­ши­стая, вкус­ная, аро­мат­ная ле­пеш­ка. Это было на­сто­я­щее от­кры­тие.

По­сло­ви­цы о хлебе:

Хлеб – всему го­ло­ва.

Худ обед, коль хлеба нет.

А какой хлеб едят в вашей семье? Да­вай­те узна­ем, по­че­му один хлеб белый, а дру­гой чер­ный? Чер­ный хлеб де­ла­ют из ржа­ной муки. Ее по­лу­ча­ют из зерен ржи. Рожь – это хлеб­ная зер­но­вая куль­ту­ра. Белый хлеб де­ла­ют из пше­нич­ной муки. Ее по­лу­ча­ют из зерен пше­ни­цы. Пше­ни­ца – вто­рая хлеб­ная зер­но­вая куль­ту­ра. Ман­ную кашу тоже де­ла­ют из пше­ни­цы.

Вот он –

Хле­бу­шек ду­ши­стый.

Вот он – теп­лый, зо­ло­ти­стый.

В каж­дый дом,

На каж­дый стол

Он по­жа­ло­вал-при­шел.

Чтобы хлеб попал к нам на стол, он про­де­лал дол­гий путь. Сколь­ко труда вло­же­но в него. К хлебу нужно от­но­сить­ся бе­реж­но, брать столь­ко, сколь­ко ты мо­жешь съесть. Если каж­дый уче­ник в школе будет вы­бра­сы­вать ку­со­чек хлеба весом 30 гр, то в день мы будем вы­бра­сы­вать 15 кг хлеба.

Маль­чик, Ногою пи­на­ю­щий хлеб, Маль­чик, Го­лод­ных не зна­ю­щий лет, Помни, Что были лихие года, Хлеб - Это жизнь, а не про­сто еда.

Хле­бом кля­лись, За хлеб уми­ра­ли Не для того, Чтоб в фут­бол им иг­ра­ли.

В слове На­род­ная муд­рость та­ит­ся, Вот что В на­ро­де у нас го­во­рит­ся:

"Если ты хлеб це­нить пе­ре­стал, Ты че­ло­ве­ком быть пе­ре­стал".

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/kulturnye-rasteniya-polya-zernovye-kultury?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=VybfcSGz9nU

http://www.youtube.com/watch?v=EU5Vpas1Uf4

http://www.youtube.com/watch?v=79XH7Os7p6k

http://www.youtube.com/watch?v=orI_RJNrFTY

http://www.youtube.com/watch?v=NAH53WRxaK8

http://www.youtube.com/watch?v=quFlsYA_lEc

www.kursoteka.ru

Экскурсия «Культурные и сорные растения поля, сада, огорода» — Мегаобучалка

Цели и задачи: 1) познакомиться с выращиваемыми в Чувашии культурами, с их морфологией, циклами развития и с приемами ухода за растениями; 2) изучить многообразие биологических групп сорняков, показав разные способы приспособления их к размножению, расселению и удержанию занятой ими площади; 3) выявить и описать разные жизненные формы сорных растений.

 

За свою многовековую деятельность человек научился создавать на огромных пространствах растительный покров – поля, сады, сеяные луга, парки и т. п., а также отбирать и выводить многочисленные формы и сорта культурных растений, отвечающих для удовлетворения своих потребностей в пище, в сырье для текстильной, лакокрасочной, резиновой, фармацевтической и других отраслей промышленности, в эстетических, оздоровительных и гигиенических целях (сады и парки, декоративные растения). Между культурными растениями и видами дикой флоры резкой границы нет; также деление их на лекарственные, кормовые, декоративные и другие культуры условно. Одно и то же растение может быть использовано по-разному.

Культурным растениям относятся хлебные злаки – пшеница, рожь, рис посевной, кукуруза, ячмень, овес, просо. Человек использует в пищу семена гречихи посевной, подсолнечника, клубни картофеля, сахароносные культуры – корнеплоды свеклы сахарной, сахарный тростник. Источником сахара (глюкозы и фруктозы), витаминов, минеральных веществ, органических кислот являются многочисленные сочные плоды яблони, груши, рябины, малины, земляники, сливы, персика, апельсин, мандарин, лимон, винограда, банана, арбуза, дыни и многих других.

Большое значение имеют овощные культуры, богатые витаминами и минеральными веществами: крестоцветных - разные сорта капусты, брюква, репа, редька, редис; зонтичных – морковь, петрушка, сельдерей, пастернак, укроп и др.; пасленовых – томаты, баклажаны овощной и острый перец; тыквенных – огурец, тыква, арбуз, дыня; маревых – свекла красная столовая, шпинат; сложноцветных – салат, цикорий, овощная хризантема; спаржевых – спаржа лекарственная; луковых – различные сорта луков. У этих овощей в пищу используют плоды, соцветия и вегетативные органы, которые употребляют в сыром, вареном, тушеном виде, их сушат и консервируют.

В пищевых целях используют семена представителей семейства бобовых, богатые белком, крахмалом и жиром: горох посевной, фасоль обыкновенный, соя культурная, чечевица и другие.

Культурные растения выращивают на полях, огородах, в садах. Сообщества культурных растений, искусственно выращиваемых человеком, называются агрофитоценозами. Развитие агрофитоценоза регулируется человеком (с посева или посадки до уборки урожая), деятельность которого, прежде всего, направлена на получение максимальной продукции. Без внимания человека культурные растения могли бы погибнуть из-за неспособности противостоять конкуренции сорным растениям.

В агрофитоценозе кроме самой культуры всегда присутствуют почвенные микроорганизмы (бактерии, грибы, водоросли, миксомицеты), безпозвоночные и позвоночные животные, высшие сорные растения, и поражающие их патогенные грибы и бактерии. Отдельные особи возделываемой культуры оказывают неодинаковое воздействие на окружающие их растения и по-разному реагируют на влияние биотических и абитоических факторов среды. Для получения высоких урожаев необходимо знать биологию отдельных видов произрастающих в агрофитоценозах, учитывать отношения между членами системы, т.е. необходимо изучать сложение и функционирование агрофитоценоза в целом.

По сравнению с естественными растительными сообществами агрофитоценоз – это более обедненная и упрощенная система. Видовая бедность, особенно при выращивании одной культуры, поддерживается человеком при использовании агротехнических мер (нормы высева семян, рациональное использование и внесение удобрений, глубокая вспашка, прополка, рыхление, подкормка, полив, борьба с вредителями и т. д.). Устойчивое динамическое равновесие естественных фитоценозов достигается саморегуляцией. Устойчивость агрофитоценозов обеспечивается деятельностью человека. Деятельность человека направлена на увеличение чистой продукции.

Среди культурных растений известны многочисленные виды и сорта декоративных растений закрытого и открытого грунта, которые используются для цветочного оформления, для создания красочных архитектурно-художественных элементов внешнего благоустройства городов и населенных пунктов. В условия Чувашии в оздоровительных и эстетических целях важное значение имеет озеленение населенных пунктов, создание парковых и садовых насаждений, посадки деревьев и кустарников вдоль дорог, по склонам оврагов и балок.

Сорняки растут на полях чаще всего в севообороте с культурными растениями и в борьбе за факторы жизни нередко имеют преимущества перед ними, так как обладают более высокой плодовитостью, лучшей приспособленностью к внешним условиям, высокой конкурентоспособностью, разнообразием биологических особенностей семян и органов вегетативного размножения, способностью паразитировать на других растениях.

Появление всходов сорных растений различных биологических групп в течение весны, лета и осени обуславливает неодновременность наступления фенологических фаз. Пестрота возрастного состава в пределах одного и того же вида в связи с непрерывностью появления всходов вызывает трудности в борьбе с сорняками.

Многообразие способов размножения, полиморфность, способность семян легко осыпаться и распространяться на большие расстояния, а у некоторых видов переносить зимние морозы в любом возрасте – все эти и другие особенности затрудняют уничтожение сорняков.

Борьбу с сорняками наиболее целесообразно сочетать с агротехническими приемами, направленными на создание благоприятных условий роста и развития культурных растений.

Большое разнообразие сорных растений, морфологическое и биологическое сходство многих из них с культурными растениями дают возможность рассматривать эти растения как вполне сформировавшиеся жизненные формы. Биологическая классификация сорных растений основана на комплексных признаках, в частности морфологии, особенностях размножения, способах питания, образе и длительности жизни на одном месте.

По продолжительности жизни сорняки разделяются на однолетние, двулетние и многолетние. Однолетние и двулетние сорняки размножаются только семенами. Многолетние сорняки подразделяются на биогруппы по строению корневой системы, а также способу вегетативного размножения. Все эти растения размножаются семенами, кроме того, корнеотпрысковые – корневой порослью, корневищные – подземными стеблями (корневищами), корнестержневые – частично вегетативно при отчуждении верхней части корня, луковичные – видоизмененными подземными побегами (луковицами), клубневые – подземными утолщенными стеблями (клубнями), ползучие – укореняющимися во влажной почве стеблями в местах их утолщения, корнемочковатые – вегетативно при отчуждении верхней части укороченного главного корня.

Борьба с засоренностью полей должна носить планомерный, систематический и научно обоснованный характер, и не должен быть элементом стихийности, эпизодичности и шаблона. Наиболее эффективное уничтожение их возможно лишь при проведении в севообороте дифференцированных агротехнических мероприятий (глубокая зяблевая вспашка, предпосевная обработка почвы, уход за посевами, обработка паров, осеннее внесение гербицидов и др.).

Рассмотрим сегетальные сорные растения, поселяющиеся на полях, садах, огородах, сорных местах и наносящие вред сельскому хозяйству, которые также являются источниками получения разнообразных лекарственных веществ и используются с лечебной и профилактической целью в научной и народной медицине.

Аистник цикутовый – Erodium cicutarium (семейство гераниевые - Geraniaceae) (рис. 113) (народные названия: грабельки, семиприточная трава, расперстница, гребеница, червивец) – однолетнее травянистое сорное растение с небольшими стеблями до 15 см высотой. У основания листья распростертые, восходящие листья супротивные, с перистонадрезанными долями. Цветки мелкие, бледно-пурпуровые, малиново-розовые или розовые. Плодики сухие, длинные, самозарывающиеся семянки, похожие на клюв аиста (от них и произошло название растения).

С лечебной целью используется трава (стебель, листья, цветки).

 

Рис. 113. Аистник цикутовый.

 

Белена черная (рис. 114) – Hyoscyamus niger (сем. пасленовые - Solanaceae) – двулетнее травянистое растение с одиночным ветвистым бороздчатым стеблем, клейким от железистых серо-зеле-

Рис. 114. Белена черная.

ных волосков, со стержневым корнем. На первом году образуется только розетка прикорневых, на длинных черешках крупных яйцевидных и продолговатых листьев. На втором году вырастает ветвистый от основания или только в верхней части стебель. Стеблевые листья сидячие, стеблеобъемлющие, более мелкие, чем прикорневые. Все листья клейкие от большого количества железистых волосков, с крупной многоклеточной железистой головкой на длинной ножке. Цветки в густых многоцветковых облиственных завитках, венчик грязновато-желтый с фиолетовыми жилками. Плод – заключенная в чашечку кувшинообразная двугнездная многосемянная коробочка, открывающаяся крышечкой. Семена мелкие, почковидные, плоские, буровато-серые.

Цветет с июня по сентябрь, плоды созревают в августе-сентябре.

Все растение очень ядовито, собирать и хранить его нужно с осторожностью, после работы мыть руки.

Растет на полях, пустырях и около жилья, в садах и огородах, на пастбищах, вдоль дорог.

Используется в научной и народной медицине, с лечебной целью применяются листья и верхушки стеблей, а также масло семян.

Бодяк полевой (Осот розовый) – Cirsium arvense, сем. астровые (сложноцветные) – Asteraceae (Compositae). Корнеотпрысковое многолетнее двудомное растение со стержневыми и горизонтальными корнями, на которых образуются многочисленные корневые отпрыски. Стебель голый или опушенный, бороздчатый, с укороченными побегами в пазухах нижних листьев достигает высоты 60-120 см. Листьтя продолговатые, перистолопастные или цельные. Розово-пурпуровые трубчатые цветки в многочисленных корзинках, которые собраны в щитковидное или метельчатое соцветие. Цветет с середины лета до глубокой осени. Трудноискоренимый и обильный сорняк пахотных полей, огородов.

С лечебной целью используют траву.

Борщевик сибирский – Heracleum sibiricum (рис. 67), сем. сельдерейные (зонтичные) – Apiaceae (Umbelliferae). Многолетнее корнеотпрысковое травянистое растение высотой 50-200 см и более. Стебель гранистый, мощный, пустотелый, жестковолосистый, ветвистый. Нижние листья длинночерешковые, пальчатораздельные, верхние – уменьшенные, перистосложные, сидячие, с сильно расширенными влагалищами. Цветки собраны в крупные сложные зонтики, зеленовато-желтого или белого цвета. Плоды – плоские голые широкоовальные или обратнояйцевидные двусемянки с широкими крылышками. Цветет в июне – июле, плодоносит в июле – сентябре. Ядовит.

Растет на полях и лугах, в садах и огородах, предпочитает тяжелосуглинистые влажные почвы.

С лечебной целью используются корни, листья и семена.

Будра плющевидная – Glechoma hederacea (рис. 115), сем. яснотковые (губоцветные) – Lamiaceae (Labiatae). Многолетнее травянистое растение с лежачим ветвистым укореняющимся стеблем длиной 20-50 см и приподнимающимися ветвями. Листья супротивные, округло-почковидные, на черешках, рассеянно-коротковолосистые. Цветки голубые, сине-фиолетовые, расположены по 3 в пазухах средних стеблевых листьев, Плод при созревании распадается на 4 гладких орешка. Цветет с мая по июль.

Рис. 115. Будра плющелистная.

 

Листья и цветки отличаются сильным своеобразным запахом. Вкус их горький, щипляющий. Растение ядовитое.

Растет на влажных лугах и полях, в садах, огородах, среди кустарников в разреженных лесах, по опушкам.

С лечебной целью используется надземная часть в период цветения.

Василек синий (народные названия: бабочки, блавать, блаватка, васильки, васильчик, василечек, васильковый цвет, василечек-трава, волошка, волошиха, волонок, лоскутница, синовиша, синоцветки, синюшник, синюшка, синий цвет во ржи, синька, черлох, черлок, хабер, голубые цветки) – Centaurea cyanus, сем. астровые (сложноцветные) (рис. 116) – Asteraceae (Compositae). Однолетнее травянистое растение с тонким разветвленным и прямым серовато-опушенным стеблем высотой 30-60 см. Листья очередные, нижние лировиднораздельные, на черешках; средние и верхние цельные, сидячие, линейные, паутинистоопушенные. Краевые цветки в корзинках, воронковидные, синие или голубоватые, внутренние – трубчатые красно- или сине-фиолетовые, либо бело-

 

Рис. 116. Василек синий.

 

ватые, обоеполые. Плоды – опушенные семянки с хохолками из желтых волосков. Цветет в мае – августе, плоды созревают в августе – сентябре. Растет на полях как сорняк среди ржи, пшеницы и других культур, около лесополос.

С лечебной целью используются синие краевые цветки и семена.

Вьюнок полевой - Convolvulus arvensis, сем. вьюнковые – Convolvulaceae. Корнеотпрысковый травянистый многолетник. Стебель вьющийся или стелющийся, ребристый, до 1 м длиной. Листья очередные треугольные, со стреловидно-копьевидными основаниями и длинным черешком. Цветки белые или розовые, душистые. Венчик ворончатый с пятиугольным сгибом. Тычинки срослись с венчиком. Плод – мелкая шаровидная четырехстворчатая коробочка с четырьмя черными семенами. Цветет все лето. Растет в посевах, у дорог, на пустырях, в садах и огородах. Один из самых распространенных сорняков.

В лечебных целях используют: корни, листья, цветки, траву.

Горец птичий (спорыш) (рис. 117) (народные названия: гречиха галочья, гусятник, зорница, конотоп, куроед, мурава-трава, придорожник, свиной буркун, свиная трава, свинуха, шпарыш, уразная трава) – Polygonum aviculare, сем. гречишные – Polygonaceae.

Яровой однолетник. Корень стержневой. Стебель распростертый, ветвистый, голый, высотой 10-30 см, листья очередные, эллиптические или линейноланцетные, у черешков с гладкими пленчатыми раструбами. Околоцветник зеленый, с белой или розовой каймой. Плод – орешек, без околоцветника, трехгранный,

темно-коричневый. Растет на полях и пастбищах, у дорог, во дво-

рах, в обилии на плотных почвах, меньше - на рыхлых.

Применяется в научной и народной медицине, с лечебной целью используется вся надземная часть.

По питательной ценности спорыш близко стоит к бобовым. Молодые стебли и нежные листья растений люди давно использовали в питании. Пюре из спорыша и крапивы – хорошая приправа к мясным и крупяным блюдам.

Горец шереховатый (Polygonum scabrum) – однолетнее травянистое растение высотой 10-80 см. Стебель прямостоячий, при-

 

поднимающийся, восходящий, ветвистый, с несколькими вздуты-

 

Рис. 117. Горец птичий.

 

ми узлами. Листья очередные, короткочерешковые, ланцетовидные, сверху большей частью с полулунным черноватым пятном, на черешках. Верхние листья снизу крапчато-железистые, голые, нижние опушенные. Раструбы голые или с редким опушением, по краю с короткими ресничками. Цветки в густых колосовидных кистях, сидячие. Околоцветник розовый или зеленовато-бурый. Плоды – сжатые с боков орешки, коричневые или темно-коричневые.

Растет на полях и пастбищах, на песчаных наносах, по канавам, свалкам и обочинам дорог. Обычный полевой сорняк.

C лечебной целью используют траву.

Горчица полевая (народные названия: сурепка, свирепа, свирепица, свирипа, свирепка, свербейка, дикая редька) – Sinapis arvensis, сем. капустные (крестоцветные) – Brassicaceae (Cruciferae). Яровой однолетник высотой 30-100 см. Стебель прямой, покрытый оттопыренными жесткими волосками, ветвистый и с красноватыми пятнами в пазухах ветвей. Листья очередные, нижние лировидные, верхние продолговатые. Цветки в кистях. Лепестки желтые. Плод – цилиндрический слегка четырехгранный жестковолосистый с длинным носиком стручок.

Растет как сорное в посевах, около дорог, в садах и огородах, пустырях, образует заросли. Ядовита в период плодоношения.

С лечебной целью используются семена.

Дескурайния Софии (народные названия: былинка, веничье полевое, вшивая трава, елеочка, кровавец, кудрявец, лекарская мудрость, огородные веники, полевая рута, Софиева трава, струйчатая жеруха, усовная трава) – Descurainia Sophia (рис. 118), семейство капустные (крестоцветные) – Brassicaceae (Cruciferae).

Рис. 118. Дескурайния Софии:

1 – корень, 2 – верхушка побега, 3 – соцветие после отцветания, 4 – плод стручок, 5 – часть стебля с волосками.

 

Зимующий однолетник, стебель которого с растопыренными ветвями сероватый, как и листья, от обильного опушения, 20-80 см высотой. Листья очередные, сидячие, у основания с ушками, опушенные, дважды- и трижды перисторассеченные. Цветки собраны в щиток, после образования плодов образуется удлиненная кисть. Лепестки бледно-желтые. Плоды – линейные, согнутые, раскрывающиеся стручки. Стручки к верхушке шиловидносуженные, прижатые к цветоносу; семена многочисленные. Растение обладает запахом редьки и острым жгучим вкусом. Растет на полях, в садах и огородах, у дорог и жилищ.

С лечебной целью применяются трава (стебли, листья, цветки), молодые стручки, корни, цветки. Растение широко применяется в народной медицине.

Донник лекарственный (рис. 119) (народные названия: бурковина, греча дикая, дикий хмель, желтый буркун, заячий холодок, липка, луговой буркун, мольная трава, итальянская трава) – Melilotus оfficinalis,семейство бобовые - Fabaceae (Leguminosae).

 

Рис. 119. Донник лекарственный.

 

Двулетнее травянистое растение с прямым, в нижней части деревянистым, почти до основания ветвистым стеблем высотой 1.5-2 м. Корень стержневой, с многочисленными боковыми ответвлениями, проникающий в почву на глубину 150-290 см. Листья очередные, длинночерешковые, тройчатые, сверху сизовато-зеленые, снизу более бледные. Цветки в колосовидной кисти. Лепестки желтые. Плод – обратнояйцевидный одно-двусемянный буровато-желтый или темно-серый боб. Цветет в июне – августе. Плоды созревают в августе – сентябре. Растет на полях, лугах, иногда на молодых залежах образует большие заросли.

С лечебной целью заготавливается трава (верхушки побегов с листьями и цветками) в июне-сентябре. Донник используется в пищевой промышленности, при переработке рыбы, которой он придает приятный запах и вкус, в ликероводочной промышленности и для ароматизации табака и мыла, листья донника используют при приготовлении сыра.

Дурман обыкновенный – Datura stramonium, семейство пасленовые – Solanaceae (рис. 120). Яровой однолетник с веретенообразным, слегка ветвистым корнем и прямостоячим, голым, в верхней части ветвистым стеблем. Листья очередные, парносближен-

Рис. 120. Дурман обыкновенный.

 

ные, длинночерешковые яйцевидные, выемчато-лопастные или зубчатые, с заостренными лопастями и зубцами, при основании клиновидные, длиной до 25 см. Сверху листья темно-зеленые, снизу – серовато-зеленые, в молодом возрасте мелковолосистые, впоследствии редкие волоски остаются лишь вдоль жилок. Цветки одиночные, верхушечные или пазушные, белые, пахучие, на коротких цветоножках. Венчик и чашечка сростнолистные, пятичленные. Плоды – крупные, овальные, четырехгнездные, покрытые шипами коробочки, раскрывающиеся четырмя створками. Семена почковидные, сплюснутые, черные с сетчатой поверхнос-

тью. Цветет в июне – сентябре, плоды созревают в сентябре - октябре.

Произрастает на мусорных местах, огородах, пустырях, у жилья. Все части растения очень ядовиты.

С лечебной целью заготавливаются листья и верхушки растения во время цветения, а семена – осенью из зрелых плодов.

Дурнишник обыкновенный – Xanthium strumarium, семейство астровые (сложноцветные) – Asteraceae (Compositae). Яровое однолетнее однодомное растение серовато-зеленой окраски с шершавоволосистым стеблем. Стебель буроватый, ветвистый. Листья лопастные, треугольные, с острым крупнозубчатыми лопастями и сердцевидным основанием, сверху зеленые, снизу светло-зеленые, на длинных черешках. Цветки в однополых корзинках: женские расположены по два в пазухах верхних листьев, мужские – по нескольку штук на концах стеблей. Соплодия яйцевидные, с крючковидными шипами.

Растет на полях и пастбищах, в садах и огородах, у жилищ, в обилии на песчаных почвах.

С лечебной целью используются листья, стебли, плоды, корни.

Дымянка лекарственная – Fumaria officinalis (рис. 121), семейство дымянковые – Fumariaceae. Яровой однолетник с прямостоячим полым, густо разветвленным стеблем голубовато-зеленой

окраски. Листья очередные, триждырассеченные на короткие, линейно заостренные дольки. Цветки мелкие, неправильные, образуют негустую узкую кисть. Лепестки ярко-розовые, на верхушке фиолетово-карминовые. Прицветники продолговато-линейные, пленчатые, в полтора раза короче плодоножек. Венчик состоит из четырех лепестков. Верхний лепесток отличается своеобразной формой. Плод – шаровидный, нераскрывающийся, односемянный, на верхушке слегка вогнутый орешек. Цветет в мае – августе.

Сорняк яровых посевов, растет на огородах, у дорог, ядовито.

С лечебной целью заготавливается трава (стебель, листья, цветки) во время цветения.

Рис. 121. Дымянка лекарственная.

 

Жабник полевой (народные названия: бархатная травка, белушник, горлянка белая, горлянка полевая, грудная травка, жабинец зеленый, жабная трава, женская жабная, сушеница сорокопрочная) – Filago arvensis, сем. астровые – Asteraceae (Composita). Зимующий однолетник высотой 10-35 см. Все растение покрыто белым густым войлоком, стебель на верхушке ветвистый, с ветвями направленными вверх, листья линейно-ланцетные. Цветки в мелких корзинках, собраны по 3-19, пучками в пазухах верхних листьев и на концах ветвей. Наружные цветки сидят в пазухах внутренних листьев обертки. Средние цветки обоеполые, трубчатые, 4-5-зубчатые. Плод – цилиндрическая, слегка сплюснутая, наверху с небольшим остатком столбика, матово-блестящая светло-серая семянка, наружные - без летучки, срединные - с летучкой из 1-2 рядов тонких, мелких щетинок. Растет на песчаных сухих местах, паровых полях, пустырях, сухих сосновых лесах.

С лечебной целью используется трава, собранная во время цветения.

Железница горная –Sideritis montana, сем. яснотковые (губоцветные) – Lamiaceae (Labiatae). Зимующий стержнекорневой однолетник высотой 15-40 см. Стебель прямостоячий, ветвистый, опушен оттопыренными волосками. Листья супротивные, продолговато-ланцетные, нижние короткочерешковые, верхние сидячие, шереховатые. Цветки в раздвинутых ложных мутовках, в пазухах прицветных листьев, сходных со стеблевыми. Самые верхние листья без цветков в пазухах. Венчик короче чашечки, светло-желтый, отгиб его ближе к краю, красно-коричневый; по отцветании и высыхании очень темно-коричневый, с заключенной в чашечку трубкой около 3 мм длиной, со слегка выпуклой верхней губой около 1,5 мм длиной и нижней губой около 1 мм длиной. Цветет в июне – сентябре. Растет на полях, залежах, у дорог, в обилии на карбонатных почвах. Ядовито для лошадей. Медонос.

С лечебной целью используется трава (стебли, листья, цветки). Надземная часть растения используется как суррогат чая.

Консолида полевая (рис. 86) (народные названия: башмачки, заячьи ушки, козелки, козличка, косырки, косарики, комаровы носики, полевыве сокирки, голубые сокирки, секирка, василек, голу-

Рис. 86. Консолида полевая

а– верхняя часть стебля с цветками, б – цветок в разрезе, в – плод - листовка, г – семя.

бец, грабельки, живокость фиолетовая, зайчук, козлики, острожок, острожа трава, дикие острожки, рогулька, сокирки, топорики, кавалерские шпоры, мышиный цветок) – Consolida regalis (C. arvensis), семейство лютиковые – Ranunculaceae. Яровой стержнекорневой однолетник с распростертыми ветвями, отвислыми стеблями до 50-80 см. Листья дважды, трижды, тройчаторассеченные на узкие доли, нижние на черешках, верхние сидячие. Цветки ярко-фиолетово-синие, направленные, с простым пятичленным венчикообразным околоцветником, верхний лепесток которого при основании вытянут в длинный полый шпорец. Плод – одногнездная листовка.

Сорняк озимых посевов, растет вдоль дорог, лесопосадок. Ядовитое (семена). С лечебной целью используют стебли, листья, цветки.

Звездчатка средняя (мокрица) – Stellaria media (рис. 122), семейство гвоздичные – Caryophyllaceae. Зимующий стержнекорневой однолетник высотой 10-30 см. Стебель лежачий или приподнимающийся, ветвистый, между узлами покрыт редкими курчавы-

Рис. 122. Звездчатка средняя (мокрица).

 

ми волосками. Листья яйцевидные, заостренные, у основания с ресничками, нижние черешковые, верхние сидячие. Цветки на длинных цветоножках, мелкие, белые, с двураздельными лепестками на односторонне опушенных цветоножках. Плод – удлиненная, многосемянная коробочка. Цветет в мае – августе.

Растет на полях, в садах, в обилии на увлажненных землях. Злостный сорняк огородных культур.

С лечебной целью используются свежее растение и его сок.

Из этого рода в практической медицине используются звездчатка злачная (Stellaria graminea), звездчатка лесная (S. nemorum), з. топяная (S. uliginosum).

Клоповник мусорный(народные названия: венички, лихорадочная трава) – Lepidium ruderale, семейство капустные (крестоцветные) – Brassicaceae (Cruciferae). Одно-, двулетнее травянистое растение высотой 15-30 см с сильным неприятным запахом. Стебель растопырено-ветвистый. Нижние листья перистые, дваждыперисторассеченные, верхние – сидячие, цельные, линейные. Цветки в продолговатой кисти на верхушках стеблей, лепестки белые. Плод – двух-четырехсемянный стручочек с очень коротким столбиком. Цветет в мае – августе.

С лечебной целью используются трава (стебли, листья, цветки), сок травы и семена.

Крапива двудомная (рис. 23) (народные названия: жалюга, жгучка, жигала, кастирка, крапива большая, крапива жалюга, cтрекавина, стреканка, стрекива, стрекучая, стрекуша) – Urtica dioica, семейство крапивные – Urticaceae. Корневищный травянистый многолетник с четырехгранным стеблем 70-150 см высотой. Листья супротивные, яйцевидно-ланцетные, крупнозубчатые. Стебель и листья покрыты эмергенцами (волосками) с едкой ядовитой жидкостью. Волоски заканчиваются ломким, пропитанным кремнеземом острием. При прикосновении к растению острия обламываются и вонзаются в кожу, образуя ранку, в которую попадает ядовитая жидкость, вызывающая жжение. Цветки правильные, мелкие, невзрачные, раздельнополые: мужские и женские образуются на разных особях, они собраны в верхушечные, олиственные тирсы. Плод – яйцевидный или эллиптический орешек зеленовато-серого цвета. Цветет в июне – сентябре.

Растет на полях как сорное в посевах, у жилья, по пустырям, обочинам дорог, лесным вырубкам, среди кустарников, на лугах. Крапиву культивируют в некоторых европейских странах.

В научной медицине используют листья, собранные в период цветения. В народной медицине употребляют листья, корни с корневищами, плоды. Из этого рода в медицине используются крапива жгучая (Urtica urens) – яровое однолетнее травянистое растение высотой 15-30 см.

Крестовник обыкновенный– Senecio vulgaris, семейство астровые (сложноцветные) – Asteraceae (Compositae). Зимующий однолетник с прямым ребристым стеблем, чаще ветвистым, высотой 20-40 см. Листья очередные, перистолопастные или перистораздельные, нижние черешковые¸ верхние сидячие, полустеблеобъемлющие. Цветки в голых щитковидных корзинках Плод – цилиндрическая, продольно-морщинистая, сверху покрытая очень короткими прижатыми волосками, темно-серая или зеленовато-коричневая с золотисто-желтой летучкой семянка. Цветет все лето.

Сорное растение, часто встречается в огородах, на полях, на опушках лесов.

Кривоцвет полевой – Lycopsis arvensis, семейство бурачниковые – Boraginaceae. Зимующий стержнекорневой однолетник высотой 10-50 см. Стебель прямой, в верхней части ветвистый, покрытый щетинистыми волосками. Листья ланцетные, все по краю угловато-зубчатые, часто волнистые, в среднем 3-7 см длиной, 4-15 мм шириной. Цветки в завитках. Венчик голубой, в нижней части коленчато-изогнутый. Плод – косояйцевидный, с морщинистой поверхностью зеленовато-серый, буроватый или темно-коричневый орешек. Цветет в мае – июне.

Растет на полях, вдоль дорог, на мусорных местах.

В медицине используется трава, собранная во время цветения.

Куколь посевной, обыкновенный(народные названия: волошки, гвоздика полевая, гуголь, конкаль, кукловая путик, торица трава) - Agrostemma githago, семейство гвоздичные – Caryophullaceae. Зимующий стержнекорневой однолетник, проникающий в почву до 100-130 см. Стебель прямой, простой или ветвистый, покрыт мягкими волосками, высотой 30-80 см. Листья линейные или линейно-ланцетные, нижние черешковые, верхние сидячие, опушенные. Цветки крупные, розовые или темно-розовые, изредка белые, без запаха. Лепестки цельные с выемкой на верхушке, постепенно суженные в ноготок. Плод – одногнездная кувшинковидно-яйцевидная коробочка, раскрывающаяся пятью створками, с почковидными крупными бугорчатыми темно-коричневыми ядовитыми семенами. Цветет в июне – августе. Плодоносит в июле – сентябре.

Растет на полях, у дорог, в садах. Мука из зерна, засоренного семенами куколя, ядовита. С лечебной целью используются трава (стебли, листья, цветки), корни и семена.

Лапчатка гусиная – Potentilla anserine (рис. 123), семейство розовые – Rosaceae. Многолетнее ползучее травянистое растение высотой 15-40 см, с длинными нитевидными стеблями-усами и с веретенообразно утолщенными мясистыми корнями. На стеблевых узлах образуются придаточные корни, с помощью которых растение укореняется. Корневище короткое, многоглавое, одетое бурыми остатками прилистников. Цветоносные стебли в виде длинных, тонких побегов, выходящих из пазух листьев и укореняющихся в узлах. Листья непарноперистые, пильчатые, сверху голые, зеленые, снизу белые, шелковисто-волосистые. Цветоножки длинные, опушенные, цветки крупные, лепестки золотисто-желтые, с двойной чашечкой, многими тычинками и пестиками. Цветки обладают приятным запахом. Плод – овально-односторонняя коричневая или красновато-коричневая с бугорчато-шереховатой поверхностью семянка. Цветет с мая до августа. Растение быстро размножается благодаря своим стеблевым, укореняющимся отпрыскам, достигающим 1 м длиной.

Рис. 123. Гусиная лапчатка.

 

Растет на полях, лугах, по дворам, садам, на межах полей и огородов, по сырым местам.

В медицинской практике используют корни и надземную часть растения (стебли, листья, цветки).

С лечебной целью используют траву (стебли, листья, цветки) лапчатки серебристой – Potentilla argentea. Стержнекорневой многолетник, произрастающий на полях, лугах, в сосновых лесах, по обочинам дорог, склонам, залежам.

Лебеда раскидистая– Atriplex patula (рис. 124), семейство маревые – Chenopodiaceae. Яровой травянитсый стержнекорневой однолетник высотой 20-120 см. Стебель прямой, ветвистый, голый. Листья очередные, голые, нижние неравномерноромбические, с широким клиновидным или копьевидным основанием, стреловидные, зубчатые, свисающие вниз, верхние ланцетные, цельнокрайние. Цветки собраны в густые колосовидные соцветия. Плод – четырехугольный, темно-зеленовато-бурый либо темнокоричневый, округло-сдав-ленный орешек. Цветет в июле – сентябре. Плодоносит в августе – октябре.

Рис. 124. Лебеда копьевидная

 

Растет на полях, огородах, у дорого и жилья, нак пустырях. С лечебной целью используются все надземные части растения, заготавливаемые во время цветения. Так же в медицинской практике используют лебеду татарскую – Artiplex tatarica. Листья лебеды пригодны для маринадов, щей, овощных блюд, квашения.

Лопух или репейник большой – Arctium lappa (рис. 125), семейство астровые (сложноцветные) – Asteraceae (Compositae). Крупный травянистый многолетник. Корень стержневой, мясистый, веретеновидный, до 60 мм толщиной. Стебель прямой, ребристый, красноватый, паутинисто-опушенный, в верхней части сильноветвистый, высотой 60-200 см. Листья очередные, черешковые, широкояйцевидные, в основном цельнокрайние, с верху зеленые, снизу серовойлочные. Цветки трубчатые, обоеполые, пурпурные, в шаровидных корзинках, которые собраны в

Рис. 125. Лопух большой (слева) и лопух паутинистый (справа).

 

щитковидные соцветия. Обертка с крючковидным острием. Плод – обратнояйцевидная, клиновидносдавленная, слегка изогнутая темно- или светло коричневая семянка. Цветет в июле – августе.

Растет на полях и пастбищах, в обилии на рыхлых, богатых перегноем почвах, мусорных местах, пустырях. С лечебной целью используются корни и листья. Корни собирают осенью на первом и втором году. Запах их слабый, своеобразный, вкус сладковатый. Листья заготавливают в мае.

В медицинской практике используют корни и листья лопуха войлочного (паутинистого) (Arctium tomentosum) (рис. 125).

Льнянка обыкновенная (народные названия: баранчики, видальник, львиный зев, зорница, лен Девы Марии, пьяная трава, заячья кровь, звонки желтые, собачки, розмарин полевой, стаканчики) – Linaria vulgaris (рис. 126), семейство норичниковые – Scrophulariaceae. Корнеотпрысковое многолетнее травянистое растение с простым или ветвистым стеблем высотой 30-80 см. Листья очередные, сидячие, многочисленные, острые, линейно-ланцетные. Цветки развиваются преимущественно из пазух стеблевых листьев, лимонно-желтые, двугубые, с длинным шпорцем, с оранжевым зевом венчика, собраны в густые длинные верхушечные кисти. Плод – овальная коробочка с плоско-округлыми чечевицеобразными семенами, с крыловидной каймой. Цветет с июля до сентября, плодоносит в августе – октябре.

Растет на полях и пастбищах, у дорог, по пустырям, по сухим соснякам. С лечебной целью используется трава (стебли, листья, цветки), заготавливаемая во время цветения.

Рис. 126. Льнянка обыкновенная

Люцерна хмелевидная – Medicago lupulina, семейство бобовые (мотыльковые) – Fabaceae (Leguminosae). Однолетнее или двулетнее травянистое растение со стержневым корнем, проникающим на глубину до 40 см. Стебли восходящие или распростертые по почве, длиной 10-50 см, ветвистые, густооблиственные. Листья очередные, тройчатые, мягковолосистые, на черешках, с прилистниками, листочки обратнояйцевидные или почти ромбические, с клиновидным основанием и выемкой на верхушке. Соцветия головчатые, плотные, 10-30 цветковые. Продолговато-яйцевидные, выходящие из пазух листьев. Цветки мелкие, с желтым венчиком, длиной 1-3 мм. Плод – односемянный, овально-почковидный, черный или темно-коричневый боб. Цветет на протяжении всего лета.

Растет на полях, лугах и пастбищах, в садах, огородах, в обилии на увлажненных с песчаной почвой участках. С лечебной целью используется трава, которая заготавливается во время цветения.

В научной и народной медицине используются многочисленные виды сорных растений, которые перечислены ниже.

 

megaobuchalka.ru

Конспект урока по окружающему миру.Тема: Поле. Растение поля.

1. Организационный момент.

Поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь.

Дайте пять вашему партнеру по плечу. И слегка ударьтесь кулачками с вашим партнером по лицу.

1)У вас на столах карточки - пазлы со словами.

  • Из данных слов составьте предложение.

  • Нас, всё, у, сегодня, получится.

  • У нас сегодня всё получится.

2)Давайте настроимся на позитивную работу.

  • Произнесем нашу речевку:

  • Мы – умные!

  • Мы – дружные!

  • Мы – внимательные!

  • Мы – старательные!

  • Мы – отлично учимся!

  • Всё у нас получится!

Работая вместе, вы должны помнить, что ваш успех сегодня будет зависеть не только от знаний, но и от умения работать вместе.

2.Актуализация знаний.

1) Начнем мы с вами урок с повторения пройденного материала.

Предлагаю поработать с карточками, используя структуру «Fan-N-Pick»

1.Что такое луг? ( Природное сообщество.)

2. Сколько ярусов на лугу?(2)

3. Какие растения можно встретить на лугу?

(На лугу растут только травянистые растения)

4.Почему крупные животные не живут на лугу? (Им негде прятаться)

Обобщение ( отвечают все № 2)

3. Проблемная ситуация.

-У вас на столах лежат карточки с названиями растений. Рассортируйте их на группы.

/клевер, василек, колокольчик, кукуруза, пшеница , подсолнечник)

-Какие же группы получились? (луговые растения и полевые)

-Назовите растения групп. Почему вы так разделили?

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним сообществом.

4. Работа над темой урока.

Я прочитаю вам стихотворение.

Послушайте и постарайтесь понять, о чем это стихотворение.

Чтение стих-я учителем

ЧТО ТАКОЕ ПОЛЕ?

Для коней раздолье,

Пашни полоса,

Метелочки овса.

Колосится спелая пшеница

И шумит там рожь, колючая как еж.

Ветер свищет,

Мышка зерна ищет,

Ящерка снует,

Солнышко встает.

Знает только птица,

Где его граница,

Ну а ты пойдешь - края не найдешь. Что это?

-О чем стихотворение?

5. Определение цели и темы урока.

1)Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? И какую цель поставим на уроке?

Тема: Поле. Растения поля.

Обсудите в группе.

2)А как вы понимаете «Что такое поле»?

Подумайте! ( 5 секунд)

Предлагаю вам поразмышлять над этим, используя обучающую структуру Плейсмэт Консенсус.

Все ученики № 2 возьмите лист А-3. Сложите его пополам и затем снова пополам. Когда вы раскроете этот лист, вы увидите 4 квадрата.

А сейчас нарисуйте большой прямоугольник посередине листа ( на слайде), обведите линии сгиба.

После этого пронумеруйте квадратики в зависимости от вашего номера.

В центре мы напишем вопрос, Что такое поле?

А теперь каждый возьмите ручку и запишите в своем квадрате, пунктами, что такое поле по вашему мнению.

Запишите как можно больше идей.

У вас 1 минута. Начали!

Сейчас каждый из вас поделится своей точкой зрения.

Каждый по очереди читает свою идею, а остальные должны показать свое согласие ( большой палец вверх) или не согласие (палец в сторону).

Ученик под №1каждой команды запишите в центральный квадрат ту точку зрения, с которой согласится вся команда. Но еще одно условие, в центр листочка вы можете записать только 5 слов. Начали!

У вас 2 минуты.

Итак, справились?

Вам нужно дополнительное время?

Все ученики под №4 встаньте и зачитайте по одной идее (Ответы на доске записывает учитель).

3)Предлагаю прочитать значение слова поле в толковом словаре.

ПОЛЕ-

  1. Безлесная равнина, пространство.

  2. Природное сообщество.

  3. Обрабатываемая под посев земля, участок земли.

Все ученики под №3 встаньте и повесьте свои работы на доску. Вы можете на перемене ознакомиться с работами каждой группы.

Давайте сделаем ЧИРС «Чистая работа»

4) -А чем отличается луг от поля? Обсудите в паре с партнером по плечу.

- Что же выращивают в поле?

Конэрс

-У вас на столах лежат карточки с названиями растений.

Ваша задача, найти к какой группе относится ваше растение, и встать в эту группу. Группы записаны в углах класса.

(овощные, бобовые, прядильные, зерновые, масличные)

/рожь, пшеница, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха, капуста, картофель, морковь, горох, фасоль, лен, подсолнечник, хлопок, огурцы, помидор, свекла

-Дети в структуре ТАЙМД-ПЭА-ШЭА объясняют, почему они отнесли свое растение к той или иной группе.

Спасибо, присаживайтесь.

5)Я вам предлагаю следующее задание.

На столе карточки с фотографиями растений (хлопок, картофель, подсолнух, пшеница) Рассмотрите, прочитайте о растении, а потом каждый из вас поделится своей информацией.

У вас 1 минута, чтобы подготовиться.

Хлопок- это своего рода шерсть. Родина хлопчатника – Южная Азия. На кустах высотой в 6 м, а то более 12 метров к осени вызревают коробочки с семенами. Коробочки с хлопком обычно собирают вручную, и это очень тяжелый труд. 

Историю картофеля в России связывают с Петровской эпохой.  Повсюду, первое время, картофель считался диковинным экзотическим овощем. Россия не была исключением. На дворцовых балах и банкетах его подавали как редкое и лакомое блюдо, посыпая его сахаром, а не солью.

Подсолнух на языке цветов – символ оптимизма, веселья и благополучия, цветок тепла и солнца.  Подсолнух, пожалуй, один из самых ярких цветов земли. Является основной масличной культурой в мире. Промышленное производство подсолнечного масла  впервые было начато в 1716 году в Англии.

Пшеница – самая главная зерновая культура в нашей стране. Пшеницу называют хлебным злаком. Однолетнее травянистое растение 30—150 см высотой. Стебли прямостоячие. Получаемая из зёрен пшеницы мука идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных  изделий.

Каждый рассказывает о прочитанном. У каждого 30 секунд.

Проведем игру «Намбер ап», но вместо того, чтобы просто встать, вы встаете и называете одно растение, которое растёт в поле.

У каждой команды будет 2 минуты для достижения максимально большого числа.

Магическое число – 6. Поехали!

-Спасибо за плодотворную работу.

6.Закрепление новой темы.

Чтобы подвести итоги пройденной темы, мы выполним тест.

  1. Тест: Поле.

1) Зерновые культуры

а) пшеница б) тысячелистник в) лён

2) Овощные культуры

а) овёс б) кувшинка в) капуста

3) Почему в поле живёт мало зверей:

а) мало птиц

б) много врагов

в) открытая местность

4) В поле выращивают:

а) рожь, овёс, ячмень

б) пшеница, пырей, вьюнок

в) капуста, василёк, картофель

5) Для защиты почвы на полях необходимо:

а) уничтожать насекомых и животных, удобрять

б) проводить снегозадержание, правильно пахать

в) обильно поливать, применять ядохимикаты

Давайте проверим. Поменяйтесь карточками партнёрами по плечу. Возьмите зеленые ручки, поставьте + , если верно, - , если неверно.

Проверка по образцу. ( слайд)

ОТВЕТЫ: 1 - а ; 2 – в; 3 – в; 4 – б; 5 – б

Работа ведётся по структуре «ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН»

- У кого все ответы верны. Встаньте.

7.Итог урока:- С каким природным сообществом мы познакомились сегодня на уроке?

- Интересна ли вам была эта тема?

8.Рефлексия учебной деятельности.

В паре расскажите об уроке, используя начало предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • Сегодня на уроке я смог…

  • Мне понравилось…

9.Домашнее задание на выбор.

Откройте дневники и запишите дом. задание.

1. Работа по учебнику на стр.125-130

2. Творческое: найти информацию и подготовить сообщение об одном из растений поля.

А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки.

Урок окончен. Спасибо.

kopilkaurokov.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта