§ 23. Покрытосеменные, или Цветковые. Рассмотрите несколько растений
Параграф 8. Влияние факторов среды на строение листа
Видоизменения листьев
1. Что изучает экология?
Экология — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
2. Какие факторы среды могут оказать влияние на растение?
На растение могут оказать влияние следующие факторы среды: влажность, освещение, температура, воздух, ветер и др.
3. Вспомните, какие различия имеют одуванчики, растущие на открытом месте при недостатке влаги и в тени на хорошо увлажнённой почве.
У одуванчика, который растёт на открытом месте, т.е. там много света и при этом листья у одуванчика будут 15-20 см, а у одуванчика, который растёт в тени, будут в 2 раза, а то и в 3 раза длиннее.
Вопросы
1. Можно ли по внешнему виду различить растения влажных мест и засушливых районов?
Листья растений засушливых мест невелики по размеру и имеют приспособления, уменьшающие испарение. Это густое опушение, восковой налет, относительно небольшое число устьиц и др. У некоторых растений, например у алоэ, агавы, листья мягкие и сочные. В них запасается вода.
2. Докажите, что строение листа связано с условиями обитания растений.
У болотных и прибрежных растений листья широкие и сочные (аир, калужница), у водных содержат воздухоносные полости, чтобы плавать на поверхности (кувшинка, стрелолист). У растений степей листья опушенные или покрыты восковым налетом, узкие или мелкие, чтобы снизить испарение влаги. У растений полупустынь и пустынь листья или толстые, сочные, запасающие влагу (молодило, очитки), или превращены в колючки (кактусы, молочаи). У растений верхнего яруса листья более светлые, а у теневых - темно-зеленые, т. к. содержат больше хлорофилла в связи с недостатком света.
3. Почему у плавающих листьев водных растений устьица расположены только на верхней стороне листа, а у погружённых в воду листьев устьиц совсем нет?
Устьица могут быть только с той стороны листа, которая соприкасается с воздушной средой. В противном случае вода бы поступала через них в лист, а он бы сгнил.
4. Каково значение видоизменённых листьев в жизни растений? Приведите примеры таких листьев.
В процессе приспособления к условиям окружающей среды листья у некоторых растений видоизменились потому, что стали играть роль, несвойственную типичным листьям. Например, у барбариса часть листьев видоизменилась в колючки. Превратились в колючки и листья кактусов. Они испаряют меньше влаги
и защищают растения от поедания травоядными животными.
У гороха верхние части листьев превращены в усики. Они служат для поддержания стебля растения в вертикальном положении.
Подумайте
Почему в кроне одного дерева световые листья сходны по строению с листьями растений открытых мест, а теневые — с листьями теневыносливых растений?
Эти листья похожи, т.к. сходно адаптируются к недостатку света.
Задания
Рассмотрите несколько комнатных растений. Постарайтесь определить, в каких условиях они произрастали на своей родине. На основании каких признаков вы сделали свой вывод?
Монстера – растение влажных мест обитания, т.к. листья крупные, с большим количеством устьиц.
Алоэ – растение сухих мест обитания, т.к. листья мягкие и сочные (в них запасается вода).
Кактус – растение сухих мест обитания, т.к. листья преобразованы в колючки, чтобы испарять меньше влаги.
resheba.com
Ответ § 23. Покрытосеменные, или Цветковые
75) Заполните схему «Жизненные формы покрытосеменных растений».
-
Ответ:
76) Рассмотрите рисунок 81 учебника и объясните, какие растения называют однолетними, двулетними, многолетними. Приведите примеры таких растений.
-
Ответ:
Однолетник – растение, одногенез которого, включая созревание, цветение и смерть, занимает один вегитационный период (горох, цветная капуста, укроп)
Двулетнее растение – травянистое рас-ие, полный жизненный цикл которого от 12 до 24 месяцев ( морковь, капуста, сельдерей)
Многолетнее растение – растение, живущее более двух лет ( алоэ, мята, агава)
77) Охарактеризуйте несколько известных вам растений по предложенным в таблице характеристикам. Заполните таблицу.
-
Ответ:
Название растения
Дерево, кустарник, травянистое растение
Однолетнее, двулетнее, многолетнее
Сколько раз в жизни плодоносит
Где растет
Шиповник
Кустарник
Двулетнее и многолетнее
Мин.2
Где посадят
Береза
Дерево
Многолетнее
Много раз
Светл. места
Дуб
Дерево
Многолетнее
Много раз
Светл. места
Осина
Дерево
Многолетнее
Много раз
Светл места
Одуванчик
Трава
Многолетнее
Много раз
Светл. Места
Клен
Дерево
Многолетнее
Много раз
Светл. места
Полынь
Трава
Двулетнее или многолетнее
Много раз
Светл. места
Ромашка
Трава
Многолетнее
Много раз
Светл.места
tetrab.ru
Значение видоизмененных листьев - Рассмотрите несколько комнатных растений
Задачи: на основе актуализации знаний о побеге и его строении показать роль стебля в жизни растения; познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля; установить взаимосвязь особенностей строения стебля в связи с выполняемыми им функциями.
Ход урока
1. Проверка знаний
- Привести примеры видоизмененных листьев
- Значение видоизмененных листьев
- Рассмотрите несколько комнатных растений. Постарайтесь определить, в каких условиях они произрастали на своей родине. На основании каких признаков вы сделали свой вывод?
2. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний учащихся о побеге и его строении.
2. Стебель как часть побега. Значение стебля.
(Беседа с использованием изображения комнатных растений, фрагмента кино- или видеофильма «Строение стебля»
Стебель — часть побега, который проводит и запасает питательные вещества, выносит листья к свету, на нем развиваются листья, цветки, плоды с семенами.
Запись в тетради: Функции стебля
1. опорная
2. проводящая
3. запасающая
4. поворачивает листья к свету
3. Разнообразие стеблей.
Характеристика стеблей травянистых и деревянистых растений. (Рассказ учителя с демонстрацией растений, имеющих различные стебли (лазающие, вьющиеся, ползучие и т. д.), работа с рисунком 89 учебника.)
Запись в тетради:
Разнообразие стеблей (по строению)
1. Травянистые 2. Деревянистые
Разнообразие стеблей (по строению)
1.Удлинненные (подсолнечник, кукуруза, астра, гладиолус)
2. Укороченные (подорожник, одуванчик, маргаритки, примулы)
Разнообразие стеблей (по направлению роста)
1. Прямостоячие (перец болгарский, томат, роза)
2. Вьющиеся (вьюнок, лианы)
3. Ползучие ( клубника, лапчатка)
4. Цепляющиеся ( огурец, мышиный горошек, горох)
4. Внутреннее строение стебля в связи с выполняемыми функциями.
Объяснение учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц, фрагмента кино-или видеофильма «Строение стебля»
^
Микроскопическое строение стебля
Слой стебля | Образован тканью | Функция |
Кора: кожица, устьица пробка, чечевички луб | покровная покровная мертвая основная, проводящая, механическая | защитная, газообмен защитная, газообмен проведение органических веществ опорная |
Камбий | образовательная | рост стебля в толщину |
Древесина | основная механическая, проводящая | опорная, проведение воды и минеральных веществ |
Сердцевина | основная | запасающая |
5. Лабораторная работа «Изучение макро-и микростроения стебля». (Работа выполняется по инструктивной карточке на с. 119 учебника и оформляется в рабочей тетради, задания 86 и 89.) Запись в тетради
1. Кора – мягкий, упругий слой, темного цвета
2. Камбий – слой, с нежными сочными клетками
3. Древесина – плотная, твердая часть
4. Сердцевина – рыхлый, мягкий слой
Годичные кольца – это прирост древесины за год.
По годичным кольцам можно определить сколько лет дереву. В каких условиях оно произрастало.
По годичным кольцам удалось установить, что наиболее долговечными деревьями можно считать баобаб и драцену, в Африке найдены экземпляры, возраст которых около 6000 лет.
В нашей стране наиболее долговечны кипарисы – 3000 лет; дубы, каштаны, кедры – 2000 лет; ель – 1600 лет; липа – 1000 лет.
Вывод:
- Стебель важная часть побега
- Выполняет различные функции: проводящую, опорную, запасающую
- Внешнее и внутреннее строение обусловлено функциями, которые выполняет стебель
- По древесине идет восходящий ток, по лубу -нисходящий
- Стебель растет в толщину посредством деления клеток камбия
- По годичным кольцам можно определит возраст растения и условия, в которых оно произрастало
//. Закрепление знаний о внешнем и внутреннем строении стебля. (Отработка основных понятий, выделенных курсивом в § 26 учебника; выполнение заданий 85 и 87 в рабочей тетради.)
III. Задание на дом
Изучить § 26, ответить на вопросы и выполнить задания в конце параграфа, задание 88 в рабочей тетради.
bigpo.ru