Конспект урока и презентация по биологии "Подцарство Высшие растения". Высшие растения конспект
Открытый урок на тему: "Высшие споровые растения"
Вопросы:
-
Оплодотворенная клетка.
-
Половая клетка.
-
Самые древние растения на нашей планете.
-
Многоклеточная нитчатая зеленая водоросль.
-
Водоросли, тело которых состоит из одной клетки.
-
Морская капуста.
-
Способ питания водорослей.
Ответы:
-
Зигота
-
Гамета
-
Водоросли
-
Спирогира
-
Одноклеточные
-
Ламинария
-
Автотрофы
Учитель задает вопросы, а учащиеся отвечают, набирая очки , за каждый правильный ответ.
1. Большинство водорослей зеленого цвета, однако глубоководные водоросли – красные. Дайте объяснение этому явлению.
2. Одноклеточным водорослям нужен солнечный свет. При t = + 4 °C они погибают, так как при отрицательных температурах невозможны процессы жизнедеятельности. Как объяснить, что среди льдов на снегу живут водоросли.
3. Ряска и спирогира растут в одном водоеме. Однако, их нельзя отнести к одной группе растений. Почему?
4. Ученые давно заметили, что в северных морях водоросли растут значительно лучше, чем в морях южных широт. Почему?
5. Оказывается, многие водоросли используют для очистки загрязненных сточных вод. Почему?
6. При сильном освещении аквариума вода имеет изумрудный оттенок. Но если зачерпнуть этой воды, то она окажется прозрачной. Почему?
Ответы
1. Глубоководные водоросли поглощают коротковолновую (сине-фиолетовую) часть солнечного спектра, которая проникает на большие глубины. Поэтому они имеют красную или коричневую окраски.
2. На снегу водоросли живут колониями. На темные пятна падает солнечный свет, и они нагреваются активнее, чем снег, он подтаивает, и водоросли оказываются в ямке, затянутые ледяным стеклышком, получается парничок с постоянной температурой.
3. Ряска – высшее растение. Спирогира – водоросль.
4. В холодной воде содержится больше кислорода, необходимого для жизни водорослей.
5. Водоросли способны всасывать всей поверхностью тела растворенные в воде органические вещества, что способствует очищению воды.
6. “Биологически активная” вода в аквариуме содержит различные живые организмы, в том числе множество одноклеточных зеленых водорослей, которые придают изумрудный оттенок воде. Они видны только в микроскоп.
Фронтальная беседа «Значение водорослей»
Вопросы:
- значение одноклеточных водорослей в природе и жизни человека;
- значение зеленых водорослей;
- значение бурых водорослей;
- значение красных водорослей.
Ответы
Значение одноклеточных водорослей:
-
Очистка водоемов,
-
Корм для животных.
Значение зеленых водорослей:
-
Обогащение воды кислородом,
-
Питание для рыб.
Значение бурых водорослей:
-
Корм для скота,
-
Удобрение для почвы,
-
Получение йода,
-
Использование в кондитерской промышленности, Изготовление красок, пластмасс, непромокаемых тканей,
-
Морская капуста, ламинария, употребляется в пищу как диетический продукт,
-
Грязелечение – сапропель.
Значение красных водорослей:
-
Используются в пищевой промышленности – агар-агар,
-
Получение йода, биодобавка, чтобы хлеб не быстро черствел.
Игра «Пианино»
Поставить все пальцы на парту и под счет учителя «раз и два» имитируется игра на пианино, пальцы перебираются по порядку, начиная от большого до мизинца.
III. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Слышим птичий гомон. Нам хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы переходим к изучению следующего отдела Царства Растения – отдела Моховидные.
Слайд 9 (Отдел Моховидные)
Еще раз вспомним, к какой группе относят мхи - к низшим или высшим растения?
(к высшим) Почему к высшим споровым? Значит у них должны быть ткани, органы и размножение спорами.
Итак, растения отдела моховидные называют первыми земноводными растениями. Как вы думаете, почему? (Потому что они являются первыми растениями, живущими на земле), но почему водными? У животных тоже есть класс Земноводных, к ним относят лягушек. Живут лягушки на земле, но для размножения им нужна вода. Также и мхам. Хоть и живут на земле, но без воды размножаться не могут. И мы сегодня постараемся в этом убедиться.
Из отдела моховидные мы будем изучать две группы мхов – зеленый мох кукушкин лен и белый мох сфагнум.
Моховидные – обширная группа растений, очень разнообразных по внешнему строению. Во всем мире их насчитывается около 27 тысяч видов. Среди высших растений по количеству видов они занимают второе место после цветковых.
Наука, изучающая мхи, называется бриология.
Моховидные представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Почти все они - многолетние растения.
Среди других растений мохообразные, пожалуй, наименее известны большинству людей. Обычно их замечают как зеленый ковер, покрывающий почву или камни. И это не удивительно. Ведь мхи – наиболее мелкие из наземных растений: их высота колеблется от 3 мм до 5-7 см, у них нет ни ярких цветов, ни вкусных плодов. Зато они играют очень важную экологическую роль.
Цель урока: Слайд 10
- изучить отдел Моховидные, их среду обитания, питание, размножение, значение;
- познакомить с особенностями строения;
- сравнить между собой отдел Моховидные и Водоросли. 1
Задачи:
Обучающие:
- раскрыть особенности организации моховидных (распространение, места обитания, питание, размножение) на примере представителей зеленых и сфагновых мхов,
- рассмотреть признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями;
Развивающие:
- продолжить формирование умений узнавать представителей моховидных, сравнивать их между собой и с водорослями,
- уметь обосновывать более сложную организацию мхов по сравнению с водорослями;
- развивать навыки работы с компьютером, тестами, умение составлять схемы;
Воспитывающие:
- воспитывать у учащихся бережное отношение к природе,
- воспитывать чувство взаимовыручки.
Мхи - одеяло тундры, хранители вечной мерзлоты и почвенной влаги. Сохраняя холод, мхи мешают деревьям укореняться и являются как бы сторожами, не пускающими с юга лесную растительность. Мхи берегут поверхность тундры от разрушений под действием тепла, препятствуют образованию и разрастанию оврагов. Оголенные участки тундры после тяжёлых гусениц тракторов и длительного выпаса оленей зарастают именно мхами. Постепенно нарастая, мхи образуют толстую мягкую дернину, которая, отмирая снизу, постепенно превращается в торф и захватывается подступающей мерзлотой. В моховой толще обитает множество всяких беспозвоночных животных: черви, клещи, пауки, насекомые. В толще дернины мха прогрызают свои ходы и устраивают свои гнёзда лемминги и полёвки. Здесь находят хорошие условия для произрастания разные травы, кустарники и кустарнички.
Задание 1
-
Используя гербарии, живые экземпляры, текст учебника и рисунки в учебнике изучить внешнее строение мхов: кукушкина льна и сфагнума.
-
Выяснить на какие группы делятся мхи. Закончить схему.
Слайд 11 (Классификация мхов) (4)
МХИ
Печеночники Листостебельные мхи
Среди моховидных выделяют два больших класса – Печеночники и Листостебельные мхи.
Слайд 12
У печеночников тело представлено разветвленным зеленым плоским слоевищем. Одни из распространенных видов печеночников – маршанция, обитающая во влажных местах, не занятых травой. У нее стелющееся листовидное слоевище, ризоидами прикрепленное к почве. В слоевище наблюдается разделение ткани на основную (в нижней части тела) и фотосинтезирующую (в верхней части тела) и риччия. У листостебельных мхов хорошо видны стебли и мелкие зеленые листья, т.е. побеги. Есть ризоиды, которые поглощают воду из почвы и закрепляют растения.
Слайд 13
Кукушкин лен часто встречается в хвойных лесах, около сфагновых болот, в сырых местах. Многолетние крупные растения этого вида (9-15 см в длину), имеют коричневые стебельки, покрытые темно-зелеными листьями, растущие группами, нередко покрывают обширные площади в лесной зоне и в тундре. Появление на почве кукушкина льна – сигнал, предупреждающий о возможном заболачивании почвы. Кукушкин лен может создавать большие и плотные покровы почвы, что способствует накоплению воды. В местах поселения кукушкина льна, накапливающего влагу, вскоре может поселиться мох-сфагнум, который в отличие от кукушкина льна иногда называют в народе белым мхом.
Слайд14
На болотах встречается другой мох — сфагнум, который называют торфяным мхом. Сфагнум — многолетнее растение с сильно ветвящимся стеблем.В отличие от кукушкина льна и других зеленых мхов сфагнум не имеет ризоидов.Стебель и ветви покрыты мелкими светло-зелеными листьями.Каждый лист состоит из одного слоя клеток двух разных типов.Различие клеток хорошо заметно под микроскопом.
Задание 2: провести опыт
Методика постановки опыта:
– Определите на весах массу сухого мха сфагнума.
– Опустите взвешенный мох в стакан с водой на 2-3 минуты.
– Вынуть мох и дать стечь воде.
– Взвесить мох на весах.
Пока мох насыщается водой, необходимо выполнить лабораторную работу:
1.Взять лист мха, положить на предметное стекло.
2.Капнуть каплю воды.
3.Закрыть покровным стеклом.
4.Рассмотреть препарат под микроскопом. Сравнить с рисунком в учебнике, сделать вывод.
Рассказать, о клеточном строение мха. Сказать, как изменилась масса мха. И почему это произошло.
Слайд 15 (Клеточное строение сфагнума)
Одни из этих клеток зеленые, поскольку их цитоплазма содержит хлоропласты. Зеленые клетки узкие. Они соединены друг с другом концами и образуют сплошную сеть. В этих клетках происходит фотосинтез, они же проводят из листьев к стеблю органические вещества.Другие, более крупные клетки находятся между зелеными клетками.Они прозрачные, мертвые, так как их цитоплазма разрушена, а сохранились только оболочки, в которых появляются отверстия. Снаружи стебли также покрыты прозрачными мертвыми клетками. Мертвые клетки листьев и стеблей сфагнума способны поглощать воду и долго ее удерживать, постепенно отдавая живым клеткам. Благодаря этому сфагнум поглощает очень много воды (в 20—25 раз больше своей массы).В теле есть основная и фотосинтезирующая ткани, но проводящие, механические, запасающие и покровные ткани отсутствуют.
Задание 3
Используя карту и текст учебника, выяснить, где можно встретить мхи, какие условия нужны для их произрастания?
Учащимся показать на карте районы произрастания мха. Рассказать об условиях, необходимых для произрастания мха.
Слайд 16 (Многообразие мхов)
Если вооружиться простой лупой, можно обнаружить огромное разнообразие облика этих растений – одни из них напоминают миниатюрную сосенку, другие елочку, третьи похожи на травы и даже на папоротники. Часто это можно сделать и без лупы – достаточно лишь наклониться пониже.
Среди бриологов существует даже такое негласное правило: невозможно изучить флору мхов какого-либо места, не измазавши штаны на коленках. А для того, чтобы обнаружить некоторые наиболее мелкие виды бриолог должен на четвереньках обползать десятки и сотни квадратных метров. Мхи растут в тех местах, где много влаги. Таким образом, там, где поселяются мхи, почва заболачивается.
На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетенными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром и постепенно заболачивает лес.
К местам произрастания мхов относятся Белоруссия, Прибалтика, Север европейской части, Урал, Западная Сибирь (показывает на карте).
Задание 4
1. Найти в параграфе материал об образование торфа.
2.. Рассмотреть внимательно коллекцию применения торфа.
3. Закончить оформление схемы.
Слайд 18 (Торфяные болота)
Слайд 19 (Продукты переработки торфа)
ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ
Топливо древесный спирт
Удобрение сырье для промышленности
Рассказать, где и как образуется торф? В каких отраслях народного хозяйства нашел применение торф? Демонстрация схемы.
Сфагнум ежегодно верхней частью побега нарастает на 3-5 см. В нижней части побег также ежегодно отмирает, но не перегнивает. Благодаря этому свойству сфагнум образует со временем мощные залежи торфа и накопления воды.
Торфяные болота занимают у нас в стране свыше 150 миллионов гектаров — больше, чем в любой другой стране мира.На торфяных болотах добывают торф, широко используемый как топливо.
Торф применяют как удобрение и как сырье для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карбоновую кислоту, пластмассы, изоляционные плиты, смолу и многие другие ценные материалы.
Задание 5
-
Дайте научное объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят неразложившиеся труппы животных.
-
О чём могут рассказать останки растений и животных, найденные в толще старых торфяниках?
Образование торфа происходит из-за переувлажнения среды, создания сфагнумом кислой среды, отсутствия достаточного количества кислорода в толще омертвевших побегов мха. Кроме того, сфагнум обладает бактерицидными свойствами, что защищает его от бактерий и поедания животными и оказывается неблагоприятным для развития грибов. Вот почему разложение отмерших тканей сфагнового мха почти не происходит. Это обуславливает создание мощных пластов торфа там, где поселился сфагнум.В слоях торфа сохраняются пни и корни деревьев, листья и пыльца растений, живших тысячелетия назад. Полностью они не разрушаются, так как в торфяной толще мало кислорода, кроме того, сфагнум выделяет вещества, препятствующие развитию бактерий.
При осушении и разработке болот в толще торфа иногда находят хорошо сохранившиеся старинные лодки, останки погибших в болоте животных и людей.
Слово учителя (рассказ с элементами беседы):
Мхи размножаются бесполым и половым способом.
Слайд 20 (Размножение мхов) показ видео
Вопросы к классу:
- что такое бесполое размножение?
- что такое половое размножение?
Бесполое размножение осуществляется вегетативным путем и спорами, поэтому мхи относят к споровым растениям.
Для полового размножения у мхов развиваются специальные органы, в которых образуются мужские гаметы – сперматозоиды и женские – яйцеклетки. В водной среде с помощью жгутиков сперматозоиды продвигаются к яйцеклетке и оплодотворяют ее. Без воды сперматозоиды не могут достигнуть яйцеклетки. После оплодотворения из появившейся зиготы развивается особый орган – коробочка, или спорофит, т.е. «выращивающий споры» (от греч. спора – «семя», а фитон – «растение»). В коробочке формируются споры, которыми размножаются и расселяются моховидные растения. Их споры вначале развивается тонкая зеленая нить – протонема, на ней вскоре из почек появляются зеленые облиственные побеги.
Зеленое растение, развивающееся из споры, у моховидных называют гаметофитом, потому что на нем в верхушечной части, в особых органах, образуются гаметы. На одном зеленом гаметофите образуются мужские гаметы (сперматозоиды), а на другом - женские гаметы (яйцеклетки).
Вопросы к классу:
- давайте вспомним, как называются растения, у которых женские и мужские гаметы формируются на разных особях? (двудомными).
- а как называются растения, у которых они формируются на одной особи? (однодомными).
Именно гаметофитная двудомная форма мхов встречается в лесах, на болотах, лугах, например, мох, сфагнум. Вопрос к классу: на что влияет длина ножки коробочки? (чем она длиньше, тем дальше рассыпаются споры).
Слайд 21
Значение мохообразных (положительное)
Слайд 22
Значение мохообразных (отрицательное)
В наше время, когда человек наконец понял все значение поддержания разнообразия окружающей нас природы, необходимо сохранять и изучать не только экзотические и редкие виды фауны и флоры, но и более обычные, часто даже не сразу заметные глазом.
Экологическая роль мохообразных часто заключается в закреплении почвы, препятствии ее эрозии. Они занимают уникальную экологическую нишу, недоступную многим сосудистым растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможны разложение отмершей органики и круговорот веществ. Влагоемкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву, как сквозь сито, и способствующей, таким образом, прорастанию семян других растений. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы. Эту их способность можно и нужно использовать, в частности, для восстановления в местообитания, из которых они исчезли по тем или иным причинам.
IV Закрепление:
Слайд 23
Тест:
1.Кукушкин лен – это:
а) многолетнее растение;
б) двулетнее растение;
в) однолетнее растение.
Слайд 24
2.По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим растениям?
а) есть ризоиды;
б) есть хлорофилл;
в) есть органы растения;
г) по всем указанным признакам.
Слайд 25
3.В торфе хорошо сохраняются остатки растений потому, что:
а) в торфяном пласте много кислорода;
б) в торфяном пласте нет бактерий;
в) в торфяном пласте мало кислорода;
г) в торфяном пласте много бактерий.
Слайд 26
4.Сфагнум отличается от кукушкина льна:
а) отсутствием листьев;
б) отсутствием стебля;
в) отсутствием ризоидов.
Слайд 27
5.Благодаря мертвым клеткам сфагнум:
а) фотосинтезирует;
б) проводит питательные вещества;
в) впитывает воду;
г) вегетативно размножается.
Слайд 28
6.Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума:
а) есть ризоиды;
б) есть фотосинтезирующие клетки;
в) есть спорангии;
г) образует гаметы.
Вопросы для фронтальной беседы:
1. На какие группы делятся мхи? (печёночные, листостебельные)
2. Каково строение мха кукушкин лён? (коричневые стебельки, покрыты тёмно-зелёными листиками; мужское и женское растение).
3. Почему сфагнум называют болотным мхом и каково строение клеток мха сфагнума?
4. Значение мхов в природе и жизни человека?
(сплошной ковёр – затрудняет поступление воздуха; образование торфа, который человек использует как топливо, удобрение и сырьё и т.д.)
5. Какое значение для жизни кукушкина льна имеет то, что он растёт густыми дернинками? (покрывая почву сплошным ковром, он часто вытесняет другие зелёные мхи)
6. Высушенный мох, особенно сфагнум, широко применяется в сельской местности, при строительстве домов, скотных дворов и других построек в качестве утеплителя стен и потолков. Почему мох нашёл такое применение? (гигроскопичность мха: как изолирующий материал при постройке сельского жилья; влагоемкая подстилка изо мхов выполняет организацию «промокашки»).
7. В военные годы при перевязке ран врачи использовали вместо ваты сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались? (гигроскопичность, и бактерицидность мха издревле использовались для лечения ран).
Послушаем стихотворение, посвященное мхам В.Рождественского «Мох».
Меж клюквы и морошки,
Среди лесных болот,
На кочке мох без ножки
Куда не глянь, растет.
Он снизу беловатый.
Повыше он зеленый.
Коль нужно будет ваты-
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной.
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Вопрос к классу
-
Почему мхи называют внешними споровыми растениями? (тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются спорами, построены из различных тканей)
Биологические задачи
-
Взрослые растения мха-сфагнума не имеют ризоидов. Каким же образом они удерживаются в вертикальном положении и при помощи чего они всасывают воду?
-
У мха-сфагнума, в отличие от мха - кукушкина льна, листья имеют белесоватый цвет. С чем это связано?
-
В трудные военные годы при отсутствии ваты при перевязке ран врачи использовали сухой сфагновый мох. Какие свойства этого растения учитывались при этом?
-
Бывали случаи, когда в болотах находили остатки бревенчатых дорог, проложенных еще древними людьми, останки доисторических людей, средневековых рыцарей в доспехах. Как можно объяснить сохранность этих и других находок?
-
Сфагнум и кукушкин лен относятся к лиственным мхам. Однако их листья имеют существенные отличия от листьев цветковых растений. В чем они проявляются?
К какому классу относится маршанция?
К какому классу относится кукушкин лен и сфагнум?
Как называется орган, в котором формируются споры?
Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры?
Тонкая зеленая нить, развивающаяся из споры?
К какому отделу относится кукушкин лен и сфагнум?
Зеленое растение, развившееся из споры?
Способы размножения мхов?
Растения, тело которых состоит из органов?
infourok.ru
Конспект урока и презентация по биологии "Подцарство Высшие растения"
Задачи урока:
познакомиться с особенностями организации высших растений;
рассмотреть общие признаки основных отделов высших растений;
показать усложнение организации высших растений по сравнению с водорослями.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельности риниофитов;
- формировать умение характеризовать подцарство Высшие растения;
- формировать умение отличать представителей подцарства Высшие Растения от ранее изученных водорослей.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Сформировать умение работать по плану.
Познавательные УУД:
Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (видео в текст).
Коммуникативные УУД:
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.
Оснащение: экран, проектор, компьютер, колонки, презентация, видеоролик «Как прекрасен этот мир», видеосюжет по данной теме, листы с логической цепочкой.
Ход урока.
Организационный момент.
Во время перемены включить видеоролик на песню «Как прекрасен этот мир».
По звонку начинается урок.
- Здравствуйте дети. Садитесь. Вам понравилось, как прошла перемена? Да, действительно, как прекрасен этот мир! Слайд 1.
Весь материал - в архиве.
videouroki.net
Конспект урока по биологии в 7 классе на тему: Подцарство Высшие растения
Конспект урока по биологии 7 классУчитель – Майко Екатерина Александровна
Дата: ________________Тема урока: Подцарство Высшие растенияЦели урока: Сформировать общее представления о царстве Растения
Задачи:
Образовательные: - Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;Развивающие: - Формирование умения работы с тестами; - Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.
Воспитательные: - Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.Понятия: риниофиты.Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТСтруктура урока:1. Организация2.Целевая установка3.Актуализация опорных знаний4.Изучение нового5.Итоговое закрепление6.Комментирование оценок7.Домашнее задание
Высшие растения легко отличить по внешнему виду от водорослей. Их тело расчленено на органы в связи с воздушным (фотосинтез) и почвенным питанием в условиях наземно-воздушной среды.
ЭВОЛЮЦИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИИ анимация «Появление первых растений на суше»
В конце палеозоя на Земле происходили мощные горообразовательные процессы, площади суши значительно возросли. В результате растения стали осваивать новую среду — наземно-воздушную.
По сравнению с водной в наземно-воздушной среде условия обитания более сложные: часто возникает дефицит воды, резко изменяется температура, плотность воздуха намного ниже плотности воды.
Мягкие и хрупкие слоевища водорослей в таких условиях пересыхают и ломаются под собственной тяжестью.
В процессе эволюции от водорослей произошли первые наземные растения, среди которых естественным отбором сохранялись особи, имевшие наследственные изменения, соответствующие новой среде обитания.
Постепенно у растений сформировались ткани и органы. Выход растений на сушу — один из величайших этапов эволюции. Он был подготовлен изменениями в живой и неживой природе: появлением почвы и возникновением озонового экрана, вставшего на пути губительных для всего живого ультрафиолетовых лучей.
Дальнейшая эволюция высших растений в наземных условиях шла по пути дифференциации вегетативных органов (появление корней, листьев, более сложное ветвление стебля), развития покровных и механических тканей, проводящей системы, органов размножения. Современная классификация высших растений отражает их разнообразие и историю появления на Земле.
РИНИОФИТЫ
Первые наземные растения — риниофиты появились примерно 400 млн лет назад. Их тело состояло из зелёных веточек. Каждая веточка ветвилась, разделяясь на две части. В клетках веточек содержался хлорофилл и происходил фотосинтез.
Произрастали риниофиты в увлажнённых местах. К почве они прикреплялись ризоидами — выростами на поверхности горизонтально располагавшихся веточек. На концах веточек находились спороносные части, в которых созревали споры.
У риниофитов уже начали формироваться проводящая и механическая ткани. В процессе эволюции благодаря возникновению наследственных изменений и естественному отбору на поверхности веточек риниофитов образовалась покровная ткань с устьицами, регулирующими испарение воды.
Риниофиты — это вымершая группа растений. Некоторые учёные считают их предками мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Другие предполагают, что риниофиты осваивали сушу одновременно со мхами.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СТРОЕНИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ
Высшие растения имеют хорошо развитые ткани и органы.
Покровные ткани (кожица, пробка, кора) защищают от высыхания и промерзания, обеспечивают газообмен с внешней средой.
Механические ткани позволяют стеблю выносить листья как можно выше, чтобы они не затенялись другими растениями.
По проводящим тканям (лубу и древесине) осуществляется транспорт воды, солей (восходящий ток) и органических веществ (нисходящий ток).
Наземные части высших растений (побеги) находятся в атмосфере, а подземные (корни) — в почве. Корни имеют приспособления для всасывания из почвы воды и минеральных веществ. Так, выросты клеток покровной ткани корня — корневые волоски — значительно увеличивают поверхность корней. Они всасывают воду благодаря возникающему корневому давлению и испарению воды листьями.
Размножаются высшие растения бесполым и половым путём. При этом способы размножения чередуются.
При бесполом размножении образуются споры. Из спор вырастает половое поколение, которое производит половые клетки — гаметы. С участием гамет происходит половое размножение. В результате слияния мужских и женских гамет (оплодотворения) образуется зигота. Она даёт начало бесполому поколению, которое вновь производит споры, и жизненный цикл не прерывается. Для высших растений характерен также такой тип бесполого размножения, как вегетативное, т.е. размножение вегетативными частями тела.
Домашнее задание: §12 – учить.
multiurok.ru
Конспект по биологии. Царство Растения
Урок ________ Дата _________
Тема урока: «Царство Растения».
Цели урока: сформировать общее представления о царстве Растения
Задачи:
Образовательные:- Познакомить учащихся с критериями классификации растений на высшие и низшие;- Выделить отличительные особенности растений от представителей других царств живой природы;Развивающие:- Формирование умения работы с тестами;- Формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.
Воспитательные:- Воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней
Планируемые результаты.
Личностные: осознание ценностей растительного мира, как важнейшего компонента природы.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: называть растения Подцарства Высшие и Низшие растения, объяснять и выделять основные отличительные особенности растений от других царств живой природы.
Универсальные учебные действия.
Личностные: осознавать необходимость изучения растительного мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию о классификации растений, делать анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, обрабатывать ее до получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Ход урока.
Организационный момент
Мотивация. Тема и цель урока.
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твоя так радостно, так жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос.
А сумрачный навес широколапых ёлок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берёз.
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах пленительная сила
Для всех, умеющих их тайны разгадать!
( Р.Рождественский
Как вы думаете, как это стихотворение связано с темой нашего урока?
Какой будет тема урока?
Для начала давайте определим для себя, что уже знаем о растениях, и что хотелось бы узнать сегодня на уроке.
Актуализация опорных знаний
Работа в парах
1. Выберите из предложенных иллюстраций (или перечня организмов) те, которые принадлежат к царству Растения. Назовите жизненные формы растений. Чем растения отличаются от животных и грибов?
2 . Заполните пропуски в тексте.
Растительная клетка имеет сложное строение. Снаружи она покрыта бесцветной, прозрачной и очень прочной __________ __________
Под ней, внутри клетки, находится бесцветное полужидкое– это ____________
В центре клетки располагается __________в котором находятся хромосомы, в которых хранится наследственная информация.
Зеленый цвет растений обусловлен присутствием в их клетках зеленых пластид, которые называются ___________. В цитоплазме растительной клетки имеются прозрачные пузырьки - ___________, которые заполнены клеточным соком.
3. Заполните сравнительную таблицу.
4.Что такое фотосинтез?
Вода, по стеблям поднимаясь,
Идёт к зелёному листу
И с СО2 соединяясь
Даёт нам сахар на свету.
Вот так творение природы-
Волшебный, добрый хлорофилл
Способен прокормить народы
Хотя уж к вечеру без сил.
Этими органическими соединениями растения не только себя кормят, но и животных. И составляют 95% биомассы планеты.
Что такое хлорофилл? И какую роль он играет в растениях?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,...
Осень. А.С. Пушкин
Вы мне сказали, что хлорофилл-пигмент, придает растениям зеленый цвет? А, что придает желтый и красный цвет?
Где можно в растениях встретить красный , желтый или оранжевый цвет?
Пластиды в растения делятся на три группы
1. хлорофилл- пигмент зеленого цвета. Где мы их встречаем?2. каротиноиды (оранжево – желтые и красные окраски) которые появляются при пожелтении листьев и придают плодам и цветам тот или иной цвет.
(Показывает муляжи овощей и фруктов)3. бесцветные пластиды в клетках неокрашенных частей растений;
Где они встречаются?
(Показывает разрезанный картофель)
Бесцветные лейкопласты находятся в неосвещенных частях растения. Например, в клубнях картофеля лейкопласты накапливают зерна крахмала.
5. На столе лепестки ромашки. Запишите на них значения растений в природе. А теперь на магнитной доске сделайте свою ромашку.
Мы повторили, что знали о растениях, по ходу урока, возможно, мы вспомним еще что-нибудь. А, что мы ждем от этого урока?
Какой способ питания присущ растениям?
Приобретение новых знаний. Работа с учебником
Записать в тетрадь основные отличительные признаки растений.
Индивидуальная работа. Используя рис.3.2., рассказать как происходил процесс эволюции растений. С чем он связан?
Закрепление материала.
Беседа.
Назовите основные признаки растений. Какие признаки растений можно назвать абсолютными, а какие – относительными? Почему?
На чем основана классификация растений?
Возможна ли жизнь на Земле без растений? Почему?
Предлагаю составить синквейн.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему РАСТЕНИЯ.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Например.
Растениезеленое, ядовитоерастет, выделяет, убиваетчем yдобpяли, то и выpослоорганизм.
Растение
Зелёные, необходимые
Растут, украшают, обогащают
В процессе фотосинтеза растения выделяют кислород
Автотрофы
Домашнее задание: § 9, ответить на вопросы стр.29.
Творческое задание: подготовить сообщение на одну из тем «Водоросли Чёрного моря», «Значение водорослей в природе и жизни человека»
Рефлексия.
Продолжите предложения
Я знал… Сегодня я узнал… На уроке я работал… Мне было…
infourok.ru
Конспект урока по теме "Высшие споровые растения. Мхи".
Фргамент урока по теме: «Корень.Корневые системы».
Обучающие задачи:ознакомить учащихся с разнообразием корней(главный,боковые,придаточные).Доказать то,что совокупность корней образуют корневую систему;что корни имеют способность к ветвлению,могут образовываться на побегах.Показать взаимосвязь влияние условий произрастания растений на развитие корневой системы.Определить значение корней в жизни растения.
Умения:различать типы корневых систем,знать их отличия;различать виды корней.
Воспитательные задачи:формирование научного мировоззрения на основе понимания типов корневых систем ,их отличий. Экологическое воспитание учащихся благодаря знакомству со значением корней.Развитие культуры труда через знание о видах корней.
Развивающие задачи:развитие мыслительных операций:сравнение,анализ,установление причинно-следственных связей,память,внимание.
Урок предполагает лабораторную работу «Строение стержневых и мочковатых корневых с-м».
Оборудование: гербарные образцы растений,имеющие различные к.с,высушенные к.с,живые растения.
Ход урока.
I.Орг.момент:3 минуты
II.Контроль знаний и умений: устная проверка знаний по темам «Внешнее строение корня», «Внутреннее строение корня».(Вспоминаем что такое корень,особенности его внутреннего(зоны корня)и внешнего строения,функции))5 минут
III.Изучение нового материала:
1.Вводное слово учителя.
2.Понятие «корневые системы».
3.Ветвление корней.
4.Многообразие корней.
5.Разнообразие корневых систем.
6.Условие среды и их влияние на корневые системы.
Итак,на прошлых занятиях мы узнали,что такое корень.Охарактеризовали его внешнее и внутреннее строение,обозначили функции.Сегодня мы познакомимся с темой «Корневые системы» и проведем лабораторную работу по знакомству и определению этих систем.
Растения имеют не один,а много корней.Совокупность всех корней образуют корневую систему.Число корней в системе зависит от способности каждого ветвится.Кроме того,корни могут образовываться на побегах.Условия среды тоже играют роль в формировании корневых систем.
Ветвление корня или образование на нем новых корней-процесс присущий всем семенным и многим высшим споровым растениям.
Корни растения различны по происхождению.Главный корень,начало которому дает зародышевый корешок семени(Вспоминаем строение семени фасоли.Демонстрируем муляж\таблицу.)Боковые корни-корни растущие на главном корне,от них в свою очередь могут ответвляться и другие корни,которые тоже будет считаться боковыми.Корни,отрастающие от побега называются придаточными.
Вопрос к классу:какой процесс лежит в основе образования придаточных и боковых корней?
Изображаем разнообразие корней на доске по ходу объяснения.Учащиеся зарисовывают в тетради.
Разные растения имеют разные корневые системы.Стержневая корневая система будет иметь четко выраженный главный корень,а боковые и придаточные занимают «подчиненное» положение.Такую к.с имеют:одуванчик лекарственный,клевер горный,лопух большой.При преобладании придаточных корней и слабо развитым или отсутсвующим главным корнем корневая система будет называться мочковатой.Она свойственна злакам,луку репчатому,подорожнику,лютику.
infourok.ru
Конспект урока "Отделы растений"
Отделы растений.
Игра «Счастливый случай»
Цель : обобщить знания учащихся о отделах растений, их особенностях.
Класс делится на две команды. Игра включает в себя несколько геймов.
Гейм «Дальше-дальше»
За 1 минуту нужно ответить на 14 вопросов : при не знании ответа, команда говорит «Дальше» и задается следующий вопрос . За правильный ответ -1 балл.
Вопросы для 1 команды.
1.Каких органов нет у мхов?
2.Как называется класс растений в семени которых находится одна семядоля?
3. Одноклеточная водоросль с 2 жгутиками?
4. как называются мужские половые клетки мхов?
5. Какую водоросль называют морской капустой?
6.Отделы каких растений размножаются семенами?
7.Пигмент. придающий растениям зеленый цвет?
8.Мох, образующий торф?
9.Где у мхов находятся споры?
10.Чем размножаются хвойные?
11.Во сколько раз больше массы собственного тела может поглотить воды сфагновый мох?
12.В шишках какого цвета весной у хвойных развиваются мужские половые клетки?
13. Как называются корнеподобные выросты мхов, водорослей?
14. Растения, у которых семена находятся внутри плода?
Вопросы для 2 команды.
1.Каковы способы размножения хламидомонады?
2. Нитчатая зеленая водоросль проточных водоемов?
3. Во сколько раз кукушкин лен может поглотить воды больше собственного веса?
4.Какие морские водоросли вам известны?
5. Какое условие необходимо для оплодотворения у мхов, папоротников ?
6.В шишках какого цвета развиваются у хвойных женские половые клетки?
7. Как называются женские половые клетки у папоротников?
8. Какую роль играют мертвые синие клетки листьев сфагнума?
9.Отдел растений , у которых семена лежат открыто на чешуйках шишек?
10.Какие органы впервые появились у папоротников?
12.Бурая водоросль, произрастающая в северных морях?
13.Какое растение из голосеменных сбрасывает на зиму хвою?
14. Чем размножаются мхи, папоротники?
(Подведение итогов)
2 «Заморочки из бочки»
Участники по очереди достают из бочонка вопросы, отвечают на них. Если ответа нет, то отвечают зрители.
Бочонок №4 – «Счастливый случай» -команда получает призовое очко, право еще на один бочонок.
-
Водоросли- один из древнейших организмов, населяющих нашу планету. Ученые биологи считают, что их деятельность обеспечила возможность существования разнообразного мира животных как в морях, так океанах. Так и на суше. Объясните, что послужило основанием для такого утверждения?
-
Вам хорошо известно, что высшие растения делятся на листопадные и вечнозеленые. Ко второй группе относятся почти все хвойные деревья. Каким образом пихта, ель, сосна и др. хвойные растения переносят зимнюю «засуху»?
-
Ученые знают, что корневая система сосны бывает разной – в зависимости от условий: на песчаной почве мощный стержневой корень уходит глубоко в почву; на болоте –главный корень развит слабо, корневая система образуется за счет боковых корней. Назовите причины, вызывающие такой рост корневой системы?
-
*Наименее устойчивы против газа, пыли –сосна, ель; лиственные породы; лиственница более устойчива. С чем это связано?
-
Лесничие давно обратили внимание на то, что у сосны, растущей в лесу, нижние ветки очень быстро отмирают, тогда как у ели в таких же условиях почти полностью сохраняются в течение жизни. Объясните: почему?
-
Ботаникам хорошо известно много случаев совместного проживания двух и более цветковых растений. Не являются исключением и голосеменные. Например, можжевельник является частым спутником сосны. Почему же он погибает, если рядом растет много елей?
-
Хорошо известно, что во время бури ветер выкорчевывает ели, тогда как сосны ломает. Чем объясняется этот факт?
-
Около 2/3 из примерно 1200 видов папоротников современных произрастают в тропиках, а оставшаяся 1/3 населяет леса умеренной зоны. Практически нет папоротников в степях, пустынях. С чем связано такое распространение папоротников на планете?
infourok.ru
Опрос | 10мин | Биологический диктант: Бриология, спорофит, гаметофит, споры, торф, ризоиды. | Учащиеся пишут определение. Взаимопроверка и взаимооценивание | Актуализация знаний Изучение нового материала | 15 мин | Учитель. У русского народа есть замечательный праздник – День Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. Так когда же цветет папоротник? Сегодня мы узнаем об этом на нашем уроке. Как вы думаете, что произойдет с человеком, если он найдет цветок папоротника? Почему многие поколения стремятся его найти? ( ребята выдвигают идеи, а учитель на доске « вытаскивает» запрятанные слова, если их предлагают ребята). Так ребята знакомятся с народными обрядами. 2.Прежде, чем искать цветок папоротника, надо знать, что такое папоротники. Что же мы будем искать в лесу? На доске один ученик «сортирует» растения на Папоротники и нет, объясняя свой выбор. Лабораторная работа №17 «Изучение внешнего вида папоротниковых растений».(Инструктивная карточка). Цель: Изучить особенности строения папоротников. Выявить черты принадлежности к высшим растениям . Оборудование: Гербарии папоротника щитовника мужского, лупа, микроскоп, микропрепарат « Спорангии папоротника». Ход работы: 1.Рассмотрите предложенные объекты. Найдите вегетативные органы и спорангии. 2.Заполните таблицу: Строение папоротника. 3.Рассмотрите под микроскопом спорангии папоротника. Найдите споры. Какие они? Для чего их так много в одном спорангии? Сделайте вывод: Сделайте подписи к рисунку. 4.После выполнения лабораторной работы, закрепляем знания при работе со слайдами № 7-8 .Происходит проверка выполнения вывода к лабораторной работе.. 5.Мы знаем, как выглядят папоротники, но где их искать, где они обитают? 6.Работая в группе по 4 человека, попробуйте предложить, каким должен быть цветок папоротника, исходя из времени суток, места обитания, возможного опылителя. Выслушиваются мнения групп. Материал фиксируется пометками на доске. Затем идет обсуждение материала с помощью учителя. Выясняем, что цветок цветет ночью в темных и сырых местах, поэтому должен быть белым, наверное. Крупным или собранным в соцветия, чтобы быть опыленным. Скорее всего, с запахом, чтобы привлечь опылителя. Наверное, насекомоопыляемым, т. к. в густом лесу пол пологом мала вероятность ветра. | Учащиеся высказывают свою точку зрения. Отвечают на вопросы. В группе выполняют лабораторную работу, изучают гербарии. |
infourok.ru