Признаки осени: занятие для детей. Осенние признаки растений
Признаки осени: занятие для детей
Осень - это то время, когда заканчивается тепло и наступают холода. Дети могут с малых лет замечать изменения не только в природе, но и в отношении к себе со стороны взрослых. Ниже приведены различные признаки осени, которые помогут детям сориентироваться в окружающем мире и временах года.
Осень тоже встречают по одежке
Дети привыкают за лето, что их не заставляют надевать шапку, куртку. Разве только на несколько дней во время похолоданий приходится одеваться теплее. Но знают они, что придет время, и можно снова бегать на речку в одних шортах.
Однажды ребенку родители надевают резиновые сапожки, шапочку и куртку. Признаки осени даже по верхней одежде можно увидеть. Ребенок может не понять, за что его так мучают. Далеко не все дети любят быть тепло одетыми, потому что не понимают, что на улице холодно, пришла осень.
Настала пора рассказать ребенку про признаки осени. Для детей, чтобы они не обижались и не грустили, достаточно показать на улице во время прогулки много интересного. Ясно, что в сентябре осенних признаков ещё не так много, многие деревья ещё зеленые, поэтому лучше всего рассказать о перелетных птицах, например. Взрослому человеку желательно вспомнить свое детство, наверняка, будучи ребенком, он успокаивался, когда видел своего друга тоже в теплой куртке и шапке. Девочкам актуально подарить яркий зонтик.
Куда же делось солнышко? Его съели тучки?
Детишки наверняка заметят, что солнышко стало появляться реже. А когда погода ясная, то оно не греет так, как летом. Каковы же признаки осени в живой и неживой природе? Они именно в перемене погоды. Летом солнышко бывает часто, жарко или тепло на улице от этого. С наступлением осени небо покрывается тучами, часто бывают дожди. Редко, когда весь день ясная погода. Сильные порывы ветра сносят с деревьев листочки. В сентябре ещё пока относительно тепло, бывает даже в середине месяца бабье лето, когда можно насладиться теплыми деньками. Детям стоит рассказать, что этот период ненадолго, лето закончилось, просто бывает иногда тепло.
Желательно наблюдать за прогнозом погоды. Нередко занятие "Признаки осени" подразумевает поведение неживой природы в данный период. Временами солнышко то появляется, то пропадает. В октябре возможен небольшой снежок или град. Туманы нередки в этот месяц. В ноябре можно увидеть снег, он выглядит как зимой, но может быстро растаять. На улице ещё не так холодно, температура выше нуля, поэтому снег быстро тает, если он шел ночью. Днем будет дождик. Осенью лучше с собой носить зонтик или надевать дождевик.
Что стало с деревцами?
Внимание детей можно обратить на деревья, когда на тех будут желтеть листья. В начале сентября большинство из них еще зеленые. Хотя березки могут начать желтеть ещё с конца августа. Активный процесс у деревьев по подготовке к зиме начинается ближе к концу сентября.
Ребятишки могут поразиться ярким цветам листьев: красным, желтым, оранжевым. У некоторых школьников сентябрь ассоциируется с опавшим кленом. Неслучайно. Девочки из младших классов, а иногда и из старших, любят собирать в парке кленовые листья. Видно, как краснеют виноград, смородина и другие кустарники, желтеют каштан, березка. Такие признаки осени ни с чем не спутаешь. Разве только по хвойным деревьям нельзя понять, наступила ли осенняя пора. Ведь ни ель, ни сосна, ни кедр не облетают в сентябре или октябре.
В конце октября и в начале ноября яркость листьев исчезает. Практически все листочки к этому моменту опадают. Те, что ещё висят и лежат на земле, становятся коричневого цвета, засыхают. Слышен только шелест под ногами. Деревья начинают отдыхать. Детям нужно объяснить, что снег зимой защищает от замерзания корни, поэтому при уборке лучше подсыпать его к деревьям и кустам.
Подготовка к осени у зверей
Все звери и птицы чувствуют приближение любых времен года. У них заложено природой все, что им нужно для существования. Перелетные птицы отправляются в теплые края. Они знают, куда им лететь. Не все птицы остаются зимовать. Голуби, воробьи, вороны - эти птицы постоянно живут в Центральной России. Они никуда не улетают. А вот журавли, ястребы, аисты и другие птицы любят тепло, когда настает пора, они покидают свои гнезда с подросшими птенцами и улетают далеко-далеко на юг.
Многие звери впадают в спячку: медведь, ежик, барсук, енот и другие обитатели норок. Насекомые также пропадают. Признаки осени в природе для среды обитания животных совершенно естественны. В лесу становится тихо. Что касается лис, зайцев, белок, то у них меняется окрас шерсти. Белочки делают на зиму запас орешков, желудей, которых осенью становится много. У животных все происходит в согласии с природой. Они умеют чувствовать, когда и что нужно делать.
Волки, лисички, зайцы не спят. Они могут выходить на охоту. Даже по снегу могут бегать спокойно. Иногда в лесу можно увидеть следы обитателей. Иногда в деревнях волки зимой могут ходить по округе, поэтому детишкам не стоит уходить далеко.
А денек стал короче
Непременно дети заметят, что стало темнеть раньше. Если в августе уже в 9 часов вечера становилось темно, то в сентябре ещё раньше. Светает поздно. Детям легче объяснить, что утром и вечером день убавляется на 2 минуты. Если в июне в 22.00 солнышко только садилось, то в середине декабря уже в 16 часов темно. Почему так происходит? Если есть под рукой энциклопедия и глобус, то нужно показать, как вращается Земля вокруг Солнца в течение всего года. Для них будет удивлением, наверное, когда узнают о весне в Австралии на данный момент. Поздний рассвет и ранний заход солнца - это признаки осени в неживой природе наравне с постоянными дождями и ветрами.
Почему осень такая и когда придет зима?
Смена времени года происходит для того, чтобы природа обновлялась. Не может травка без конца зеленеть, деревья всю жизнь не цветут и не приносят плоды. Людям и многим животным, которые не впадают в спячку, свойственно не только бодрствование, но и отдых. Растениям отдыхать тоже нужно. Но процесс подготовки к зимней спячке происходит медленно. Как вообще происходит цикл за год? Деревце весной одевается листвой, летом приносит плоды, ягоды. Осенью опадают листья, и растение, кажется, умирает.
Любые признаки осени - это сигнал для живой природы о подготовке к отдыху на три с лишним месяца. А почему приходят дожди? Природой все устроено разумно. Осадки сначала нужны для насыщения растений влагой, затем приходят холода. Снег помогает деревьям и травке быть в тепле. Если не будет снега, то растения в сильные морозы могут погибнуть.
А скоро и Новый год!
В конце ноября чаще всего погода уже не такая, как в сентябре и октябре. Деревья полностью голые, уже есть снег. Но это не повод для грусти. Впереди Новый год. В лесу растут елочки зеленые. Они любому ребенку принесут радость. В школе и дома занятие "Признаки осени" можно заменить на тему "Зима пришла". Детям и взрослым праздник поднимает настроение. Ведь дома стоит красивая живая елочка, которая наряжена игрушками, мишурой и дождиком. Нужно уметь делиться с детьми интересным, познавательным и полезным. К чему это сказано? Люди осенью начинают грустить, потому болеют и постоянно хотят спать. Школьники тоже все это чувствуют. Их нужно взбодрить. Ведь все времена года хороши. После унылой осени наступает белоснежная зима. Снежинки - это ещё один неживой объект природы, они имеют очень сложный, но красивый узор.
Тема "Признаки осени" для детей должна быть раскрыта не только в словах и определениях, но и на живых примерах. Запомнить проще то, что интересно. Признаки осени в живой и неживой природе лучше научиться отличать, чтобы понимать, как все происходит и что с чем взаимосвязано.
fb.ru
Признаки осени. 3-й класс
Разделы: Начальная школа
Цели: познакомить с поведением насекомых осенью, обобщить знания детей о признаках осени, осенних месяцах.
Задачи:
– отработка умения отвечать на поставленный вопрос полным предложением; – дать такое понятие как листопад; – коррекция мышления и памяти; – осуществлять эстетическое и нравственное развитие детей.
Ход урока
I. Организационный момент:
Дежурный докладывает о погоде.
Число, месяц.
II. Введение в тему:
Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется.
– Как вы уже догадались, речь на сегодняшнем уроке у нас пойдёт о…..? (Об осени.)– Запишите в тетради тему урока.
Признаки осени.
Вот и наступила осень. Назовите мне 3 осенних месяца. (Презентация.) (Слайд)
(Сентябрь, октябрь, ноябрь) – Запишите в тетради:
III. Работа по теме урока:
Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему приходит осень. Первый осенний месяц – сентябрь. (Слайд)
Зовут его “запевалой осени” и “златоцветом”. Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. (Слайд)
Такие дни называют “бабьим летом”. “Коли ясно, то и осень прекрасна” – говорит русская народная пословица.
Октябрь – середина осенней поры. (Слайд)
В старину этот месяц называли “листопадом”, потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою – к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме.
Ноябрь – последний месяц осени. (Слайд)
Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.
Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. (Слайд)
Недаром зовут ноябрь в народе “чернотропом”.
Внимательно посмотрите видеофрагмент и скажите основные признаки осени. (Слайд)
Показ видеофрагмента об осени под музыку (чтение стихотворения).
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
(Слайд) Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)
Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.
Делаются выводы:
а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низкий.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
Делается вывод: – записывается в тетради. (Слайд)
В неживой природе:
- похолодание,
- первые заморозки,
- последняя гроза,
- затяжные дожди,
- густые туманы,
- первый снег – все это осенние явления в неживой природе.
Как меняется осенью жизнь в живой природе?
Рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.
(Слайд) Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
Не только в растительном мире наступают изменения с приходом осени. Если вы обратите внимание на насекомых, то обязательно заметите, что с наступлением осенних холодов они исчезают.
(Слайд) Пчелы, к примеру, плотнее закрывают воском леток, оставляя лишь небольшие отверстия.
Наблюдая за насекомыми, можно узнать, какая будет зима.
(Слайд) Муравьи, например, перед наступлением суровой зимы строят большой муравейник.
(Слайд) А если вы увидите комаров осенью, то предстоит теплая зима. Отгадайте загадку.
Нитей много, а в клубок их не смотать. (Паутина) а кто “вырабатывает” паутину?
(Слайд) Можно ли осенью встретить паутину, которая летает? (Да, на протяжении бабьего лета.)
На осень из яиц некоторых видов пауков выводятся молодые паучки. Они, как и взрослые пауки, способны выделять паутинку. Выпущенную паутинку подхватывает ветер и несет ее. Странствие паучков – красивый способ расселения.
Прибыв на новое местожительство, паучки прячутся под листву, в сухую траву, в щели коры и там будут спать до весны. Весной проснутся и больше летать никогда не будут – вырастут и станут тяжелыми.
(Слайд) Слышна ли осенью музыка сверчков? (Нет, не слышна.)
Осенью замирает жизнь насекомых. Совсем мало мы можем увидеть насекомых, которые летают в воздухе. Но под листвой мы можем найти замерших жучков.
Еще летают шмели. (Слайд) Шмели – наши друзья. Лишь они, имея длинный хоботок, могут опылять цветы красного клевера. (Показ на рисунке.)
Гнездо шмеля размещается в земле. Осенью вся шмелиная семья вымирает. Живыми остаются лишь молодые шмели, которые, перезимовав, весной создают новое гнездо. Поэтому зимующих шмелей нужно беречь.
(Слайд) Мухи, их часто можно видеть между оконными рамами. Зимуют божьи коровки под камнями, низкими кустарниками, в опавших листьях на опушках леса. На зиму жучки собираются в большие скопления.
В стадии личинки зимуют стрекозы и комары.
Прячутся на зиму насекомые.
Становится холоднее. Птицам ничего есть, и они постепенно покидают нас. Раньше всего улетают насекомоядные птицы, позднее – зерноядные и водоплавающие. Это улетают перелётные птицы (Слайд) – назовите их
Вы знаете, что не все птицы улетают, не которые остаются зимовать – как они называются – з и м у ю щ и е (Слайд) – назовите их.
V Физкультминутка:
Готовятся к холодной зиме кроты и мыши. (Слайд) С осени они делают запасы. Мышка полевка роет под хлебными колосьями себе норку, к которой ведут пять, а то и шесть дорожек, и каждая дорожка – в свой вход. Под землей, как в большой квартире, у мышки есть спальня и несколько кладовых. Зимой полевка будет спать лишь в самые сильные морозы.
(Слайд) Белка тоже готовится к зиме, но по-своему. Под кладовую она отводит дупло в дереве и складывает в него лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы и ягоды. Их она насаживает на обломанные сучки и сушит.
(Слайд) Заяц поздней осенью, перед самой зимой, меняет шубу – серую снимает, а белую теплую надевает. В народе говорят, что если заяц шубу переодел, значит, и зима скоро наступит. В теплые шубки наряжаются не только зайцы. Меняют их и волки, и лисы, и белочки.
(Слайд) Поздней осенью медведи и ежи ищут место для зимней спячки.
В живой природе
(Слайд) – Запишите в тетради:
- листопад
- прячутся насекомые
- улетают птицы
- готовят запасы животные
- животные впадают в спячку
IV. Дополнительный материал:
Дидактическая игра:
Правильно поставьте времена года под картинками: (Слайд)
Зима | Весна |
Лето | Осень |
Занимательный материал:
Игра “ Четвёртый лишний”. (Слайд)
Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают.
Самостоятельная работа: (под музыку. (Слайд))
Дети работают в тетрадях.
V. Закрепление.
- Признаки неживой природы?
- Признаки неживой природы?
VI. Итог урока.
И в заключении хотелось бы закончить урок стихотворением А. С. Пушкина
Видео.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
ПРИЗНАКИ ОСЕНИ - ПРИРОДА ОСЕНЬЮ - ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 2 КЛАСС
ПРИРОДА ОСЕНЬЮ
ПРИЗНАКИ ОСЕНИ
Какая сейчас пора года? Названия ее месяца.
Отгадай загадку.
Желтые листочки летит,
Под ногами шелестит.
Солнце уже не припекает.
Когда это бывает?
(Осенью.)
Рассмотри рисунки. Расскажи, какие изменения происходят в это время года в лесу, в саду, на огороде.
Осень начинает сентябрь. В народе его называют «хмурень». Это потому, что небо покрывается облаками, как будто хмурится. Реже появляется солнце, падают дожди. Солнечного света становится меньше, день укорачивается. Но вместе с тем в сентябре еще сохраняется тепло. Нас радуют осенние цветы.
Рассмотри рисунки и назови цветы, которые можно увидеть в сентябре.
Второй месяц осени - октябрь. Октябрь как не с дождем, то со снегом - так в народе говорят про этот месяц. Желтеют листья на деревьях. В дубравах стихает пение, прячутся насекомые. Ставки и озера покрываются опавшими листьями. Земля и воздух прогреваются меньше. Становится холоднее. Небо все чаще затягивают тучи. На лужах появляется первый ледок.
Третьим месяцем осени является ноябрь. Чем он нас встречает?
Прочитай стихотворение.
НОЯБРЬ
Осень, осень, ноябрь,
Желтые листья стелет сад,
За моря в далекие края
Улетели уже журавли.
Тучи небо затянули,
Ветер дует из-за горы,
Ходит осень листопадом,
Желтые листья стелет садом.
Анатолий Житкевич
О какие признаки осени в нем говорится? Названия отдельно признаки живой и неживой природы.
Почему в народе говорят: «Ноябрь белыми лошадьми едет»?
Ноябрь еще называют «пестрым месяцем». Зима с осенью в это время борется, поэтому может быть и дождь, и снег, и мороз, и оттепель.
В начале осени случаются первые заморозки. Нередко после них начинается теплая солнечная и сухая погода. Это время «бабьего лета». Но оно длится недолго. Скоро пора осенних дождей. Они совсем не похожи на летние. Всю неделю, не вгаваючи, может сеять дождик. И кажется, нет ему края.
Поэтому и бывает две осени. Одна - золотая, радостная. Вторая - серая, грустная, мрачная.
Во время экскурсии, прогулок, по дороге до школы (дома) наблюдай за изменениями в живой и неживой природе в разные времена года (месяцы). Свои наблюдения записывай в тетрадь. Обязательно зазначай дату увиденного. Если есть такая возможность, фотографируй или замальовуй увиденное.
Проверь себя
1. Названия осенние месяцы. Как в народе называют сентябрь? Объясни почему.
2. Назови основные признаки осени. Какие изменения происходят в неживой природе?
3. Когда бывает «бабье лето»? Узнай, почему эту пору так назвали.
Почему люди благодарят осени? За что ты любишь осень?
Для любознательных
Название месяца сентябрь связывают с вечнозеленым кустом - вереском, что цветет в украинском Полесье. Массовое цветение этой медоносной растения приходится именно на сентябрь.
Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце поднимается на небосклоне уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи слабее прогревают землю. Температура воздуха снижается, появляются первые заморозки.
schooled.ru
Осенние явления в природе
Разделы: Внеклассная работа
Задачи:
- Познакомить с осенними явлениями и приспособленностью организмов к сезонному ритму;
- Прививать школьникам навыки поведения в природе;
- Показать зависимость организмов от сезонных явлений.
Оборудование: папки, блокноты, карандаши, полиэтиленовые мешочки, лупы.
План экскурсии:
1. Перед началом экскурсии ставлю задачи перед учащимися и делю класс на группы, в каждой группе выбираем старшего или звеньевого. Звеньевым выдается задание уже на экскурсии (Приложение 1). 2. Экскурсия проводится на пришкольно-опытном участке, поэтому дети работают на разных территориях заранее отмеченных учителем. 3. В классе 6 групп. На выполнение задания дается 20-25 минут. Учитель напоминает учащимся, что передвигаться можно только по дорожкам. 4. Провожу беседу-лекцию и обращаю внимание детей на технику безопасности во время экскурсии. 5. В ходе беседы вспоминаем стихи об осени, загадки. В беседе выясняются знания учащихся о деревьях, кустарниках и травах, о характерных признаках осени – окраске листьев, начале листопада, созревании плодов. 6. Перед выполнением индивидуальных заданий для каждой группы напоминаю о правилах поведения учащихся в природе, о культуре общения человека с окружающей природой. 7. В выполнении коллективного задания должен принимать участие каждый ученик из группы. 8. В ходе выполнения самостоятельной работы учащиеся, как правило, обращаются к учителю. Выполнив работу, докладывают старшему. 9. Подводятся итоги экскурсии. Учитель напоминает о том, что отчеты о проделанной работе нужно сдавать на следующий урок. Оценивается работа каждой группы и отдельно учащихся. 10. Задание на дом: составить план рассказа по результатам экскурсии.
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин
Осень – одно из самых красочных времён года; картины русской осени запечатлены в произведениях наших писателей, поэтов, художников. Кто раз видел, тот с неизменной нежностью вспоминает «Золотую осень» и «Осенний день в Сокольниках» Левитана. Какое большое содержание вложено в немногие строки Пушкина, какие яркие осенние картины дают стихотворения Некрасова, Майкова, Тютчева! На осенних экскурсиях эстетическое воспитание детей занимает не последнее место. Осень, как и весна, поражает и привлекает нас своим непрерывным изменением – ни один день осени не похож на остальные. Переход от тёплых дней конца лета к первому снегу зимы совершается постепенно в течение осени. В кажущемся «умирании» осенней природы таятся ростки будущей весны. Осенний период имеет огромное значение для жизни растений и животных. В течение осени растения и животные подготавливаются к неблагоприятным условиям зимы.
На экскурсии учащиеся должны научиться замечать приспособления растений к зиме, наблюдать за наиболее яркими явлениями осенней природы.
Осень является переходным периодом от лета к зиме. Какие же приметы характеризуют конец лета, начало осени?
Во второй половине лета, после цветения липы, зацветают немногие растения: пижма, сивец луговой, белозор болотный, вереск, очанка, зубянка и некоторые другие. Вторая половина" лета характеризуется главным образом доцветанием и созреванием плодов. Осенью также можно видеть цветущие растения, но на них почти нет бутонов, зато имеется большое количество плодов. По иногда нам кажется, что настала весна: на сыром лугу ярко блещет золотистыми крупными цветками калужница, которую мы привыкли видеть цветущей ранней весной; в тени широколиственного леса мелькают лиловые цветки душистой фиалки. У. этих растений бутоны цветков будущего года закладываются летом, период органического покоя проходит до наступления осени, и при благоприятных условиях растения зацветают вторично.
Можно считать, что в течение зимы эти растения находятся в состоянии вынужденного покоя, вызванного неблагоприятными внешними условиями.
В августе появляется осенняя раскраска листьев у таких деревьев, как липа мелколистная, вяз обыкновенный, берёза бородавчатая; желтеют листья на отдельных ветках старых лип и берёз, листья вязов приобретают бронзовый оттенок.
Начало осенней раскраски деревьев можно считать первой приметой осени.
Позднее, в сентябре, несколько дней простоят «в багрец и золото одетые леса», а затем начнётся листопад: жёлтые, красные, оранжевые, розовые листья закружатся в холодном воздухе, пёстрым ковром покроют лесные травы, будут шуметь под ногами, наполняя воздух горьковатым осенним ароматом.
В школе ведутся метеорологические наблюдения, поэтому очень легко отметить те изменения, которые характеризуют наступление осени.
Осень характеризуется более низкими температурами, чем лето; в сентябре, а иногда и в конце августа, наблюдаются заморозки на почве, на рассвете температура воздуха падает ниже нуля, роса замерзает и трава покрывается инеем, а днём в солнечную погоду температура воздуха поднимается довольно высоко. Колебания температуры почти отсутствуют в облачную погоду, тик как тогда в ночное время теряется меньше тепла.
Интересные результаты дают наблюдения за перемещением солнца в течение дня. При помощи простых приборов можно установить, что с каждым днём точки восхода и захода смещаются. По календарю школьники устанавливают, что дни становятся короче, ночи – длиннее. Эти данные можно связать с наблюдениями детей за тем, что осенью и особенно зимой тени от деревьев и других высоких предметов даже в полдень очень длинны.
В течение осени изменяются такие важные условия жизни растений, как свет (продолжительность дневного освещения уменьшается), тепло (температура воздуха и почвы понижается), а также связанные с ними условия водоснабжения, минерального и органического питания растений.
Осень характеризуется довольно большим количеством осадком в виде холодных дождей, почва бывает насыщена водой, но вода из-за низкой температуры плохо усваивается корнями растений, а, следовательно, в растения поступает мало минеральных веществ.
Процесс фотосинтеза также тормозится, так как при низкой температуре затрудняется восстановление хлорофилла, постоянно разрушающегося под действием ярких солнечных лучей, которых ещё немало осенью.
Наблюдение за осенним небом показывает, что кучевые и лёгкие перистые облака исчезают, их заменяют низкие слоистые облака.
Понижение температуры до нуля и ниже приводит к тому, что вся вода, имеющаяся в воздухе в виде паров, замерзает; воздух становится сухим.
Таким образом, зима представляет собой не только холодное, но и сухое время года. Зимой растения сталкиваются с физической сухостью воздуха и физиологической сухостью почвы. Только те растения, у которых вырабатываются приспособления к борьбе с этими неблагоприятными условиями, могут жить в климате умеренных широт. Различные растения имеют различные приспособления к уменьшению зимнего испарения. Одним из таких приспособлений является листопад, благодаря которому во много раз сокращается испаряющая поверхность растения.
Причины листопада могут быть разделены на две группы: непосредственные причины, которые показывают, какие изменения в строении растений наступают перед листопадом и приводят к опадению листвы; к ним можно отнести также изменения физиологические и более отдалённые причины, связанные с изменением внешних условий существования. Установление тех других причин имеет большое значение для формирования у учащихся правильного представления о взаимосвязи между организмами и окружающей их внешней средой.
Многие растения нашей флоры перезимовывают с зелёным листьями. Среди деревьев и кустарников всем известны ель, сосна, пихта, – вечнозелёные растения. Листья этих пород, игловидные, жёсткие, кожистые, имеют малую поверхность и слабо испаряют воду. Благодаря этому они успешно переносят зимнюю засуху.
Кроме этих хвойных растений, многие покрытосеменные не сбрасывают осенью всех своих листьев, а сохраняют их до будущей весны. У брусники, вереска, багульника, кассандры, андромеды и других растений торфяных болот зимующие листья развёртываются весной и сохраняются до появления следующих листьев, это вечнозелёные кустарники, их листья существуют более года. Хвоя сосны живёт 2 года, хвоя ели – от 5 до 12 лет, хвоя пихты – от 2 до 5 лет, листья брусники – от 1 до 4 лет и опадают не сразу. У них также имеется ряд приспособлений к уменьшению испарения, с которыми можно познакомиться на экскурсии. Среди травянистых растений лугов, хвойных и лиственных лесов также есть формы, которые уходят под снег с зелёными листьями и сохраняют их до весны. Детальные наблюдения за такими растениями показывают, что зимующие листья развиваются у них во второй половине лета, а листья, развившиеся весной, отмирают осенью. Растения с несколькими генерациями листьев, среди которых имеется зимующая генерация, называются зимнезелёными.
Подготовка зимнезелёных растений к зиме выражается главным образом в физиологической перестройке, однако есть и некоторые морфологические приспособления к перенесению зимних условий.
Многие зимнезелёные растения (вероника лекарственная, будра, живучка, манжетка) образуют стелющиеся побеги с почками, расположенными у самой поверхности земли. Эти побеги и почки только в редкие бесснежные зимы не бывают защищены покровом снега. Зимнезелёные и вечнозелёные формы достаточно холодостойки, они широко встречаются в холодном и умеренном поясах земного шара. Более теплолюбивые многолетние формы сохраняются в виде подземных органов: клубней, луковиц, корневищ, корней – образований, которые одновременно служат и для перезимовки и для вегетативного размножения. Растения как бы «прячутся» от неблагоприятных условий зимы: листья, стебли и другие надземные части отмирают, но подземные части с находящимися на них зимующими почками сохраняются.
Почки низкорослых растений и растений, зимующих под землёй, достаточно хорошо защищены слоем почвы, различными остатками отмерших растений и снеговым покровом, поэтому они не имеют собственных защитных приспособлений.
Растения, почки, возобновления которых находятся высоко (часто на высоте нескольких десятков метров) над землёй, должны иметь дополнительные приспособления. Уже в середине лета на верхушках побегов и в пазухах листьев закладываются зимующие почки. Защищенные плотными кожистыми чешуями, они представляют собой зачатки побегов будущего года.
Почки становятся особенно хорошо заметны после опадения листвы. Заложение зимующих почек, одетых разнообразными мало теплопроводными чешуями, также представляет собой приспособление растений к перенесению неблагоприятного времени года. В тропических странах почки деревьев лишены защитных чешуи; это можно проверить на таких комнатных растениях, как пеларгония, монстера, фуксия, традесканция и на других пришельцах из стран с более мягким климатом.
Сбрасывая листву, деревья и кустарники очень сильно сокращают испаряющую поверхность, однако испарять воду могут и молодые ветки. Именно сильная потеря воды молодыми (однолетними) побегами в зимнее время и является причиной того, что многие широколиственные породы имеют листопад.
Другим приспособлением деревьев и кустарников к зиме является образование пробки на молодых ветках, развившихся весной. Клетки пробки, наполненные воздухом, почти не пропускают воду, и газы и таким образом защищают более глубокие части побега от чрезмерной потери воды. Побурение первоначально зелёных веток указывает на то, что под кожицей заложилось защитное кольцо пробки.
Разнообразие жизненных форм растений особенно заметно осенью, когда можно видеть самые разнообразные приспособления растений к перезимовке.
Однолетние растения перезимовывают в виде семян, но плоды и семена образуются осенью не только у однолетников. В течение осени и зимы можно проследить разнообразные приспособления плодов и семян к распространению.
Животные тоже, как и растения, реагируют на изменения погодных условий. Кроме того, жизнь животных во многом зависит от жизни растений, которыми многие животные питаются. Сезонные явления в жизни растительного мира часто бывают причиной сезонных изменений в мире животных.
С окончанием цветения растений исчезают различные насекомые, питающиеся нектаром и пыльцой цветков. Часто пищей животных служат только молодые нежные листья и побеги; окончание роста растений приводит к образованию более грубых тканей, непригодных в пищу улиткам, насекомым и их личинкам и другим животным.
Отсутствие пищи и неблагоприятные метеорологические условия являются причиной того, что осенью мелкие беспозвоночные животные или погибают, отложив зимующие яйца, или сами скрываются в различных убежищах во мху, за корой деревьев, под опавшими листьями с тем, чтобы пробудиться от зимней спячки весной.
Исчезновение насекомых – одна из примет осени, однако она не так резко заметна, как другие явления из жизни животного мира.
Так же, как листопад и осенняя раскраска листьев говорят о наступлении осени в мире растений, о наступлении осени в мире животных возвещают стаи перелётных птиц, стремящиеся к югу.
В конце лета в кустах шиповника, боярышника, барбариса, жимолости можно видеть много разнообразных птиц. Они слетаются сначала небольшими группами, а потом целыми стаями в заросли черёмухи и крушины, где на фоне жёлтой и оранжевой листвы ярко блестят чёрные ягоды. Звонкое щебетание будит глушь пустырей, заросших побуревшими кустами лопуха, череды и других сорных трав. Птицы готовятся к отлёту. Уже в конце августа можно видеть первые стаи пролётных журавлей; их монотонное курлыканье говорит о том, что на севере уже наступила осень. Спустя месяц летят дикие гуси, а в начале октября прилетают первые зимние гости – снегири.
Снегири проводят лето на севере лесной зоны, а зимуют в лесах средней полосы. Вслед за снегирями в начале ноября появляются синицы. Прилет снегирей и синиц – такая же примета осени, как и отлет на юг птиц, гнездящихся у нас летом.
Животные, которые не могут, подобно птицам, улететь в теплые края, по-разному готовятся к зимовке: в ил прудов зарываются лягушки, в глубоких омутах зимуют рыбы, в тёмных норах под корявыми пнями впадают в спячку ящерицы и змеи. По-разному зимуют звери; одни из них, как белки, суслики, хомяки, устраивают целые кладовые с огромными запасами пищи, другие впадают в зимнюю спячку, третьи всю зиму промышляют охотой.
В нашей области осень наступает в начале сентября. В саду, лесу наступает листопад, а по ночам бывают заморозки.
Сентябрь
И хлебный шелест колоска, И шум листвы зеленой С желтизною, И луч и паутинка у виска, И стол со снедью Ягодной, грибной Бывает, смоет моросью зарю, И даже дождь – как ягоды в фуражку, Как зёрен звон! Спасибо сентябрю, что он такой- С душою на распашку!
М. Небогатов.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Признаки осени - дошкольное образование, презентации
.
Посмотри на эту картинку. Какая необычная природа! Какие разноцветные листья – красные, желтые, оранжевые! Почему все такое пестрое? Это значит наступила осень! Давай познакомимся с этим временем года получше!
Осенью листья на деревьях начинают менять свой цвет. Из зеленых они превращаются в красные, желтые, багряные. Посмотри какой разноцветный лес бывает осенью!
Листья меняют свой цвет потому, что с наступлением осени солнышко светит все меньше, и им не хватает солнечного цвета, чтобы оставаться зелеными.
Осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом – в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги.
Постепенно дни становятся короче, а ночи длиннее. Вечером быстро начинает темнеть. Часто к концу прогулки на улице уже совсем темно.
Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Все чаще моросит осенний дождик.
Люди ходят под зонтиками, на улице много луж.
По утрам стелются туманы.
По утрам стелются туманы.
По утрам стелются туманы.
Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают з емлю пестрым ковром.
Начинается пора листопада. Листья осыпаются с деревьев и покрывают все вокруг.
Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются совсем голыми. Наступает поздняя осень.
Приглядись – все листья с деревьев осыпались, небо затянуто серыми тучами. Такая природа бывает поздней осенью.
Поздней осенью солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными . Видишь какое темное небо на этой картинке?
Осенью небо часто бывает пасмурным, покрывается хмурыми тучами.
Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки - на листьях и траве появляется иней:
От холода замерзают лужи:
Осенью многие птицы улетают на юг – в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, птицам нечего есть – исчезают насекомые и растения - трава и листья деревьев.
Осенью звери начинают готовиться к зиме.
Многие животные осенью как и люди начинают «утепляться» – их шерсть становится гуще и пушистее. С такой густой и пушистой шерстью они точно не замерзнут зимой!
Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотри – этот зайчик летом был серый – в такой шубке ему легко было прятаться от лисиц и волков на фоне травки и деревьев. А к концу осени зайчик стал белым – для того, чтобы быть менее заметным на белом снегу зимой.
Осенью звери стараются сделать побольше запасов еды на зиму. Ведь зимой добыть еду не так уж просто!
Они складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупла.
Осенью созревают много овощей и фруктов.
Люди собирают урожай.
На полях:
В садах и огородах:
Давай вспомним все признаки осени снова. Вместе с мамой назови каждый из них:
Осень очень красивое время года!
kopilkaurokov.ru
Осенние явления в жизни древесных растений. Листопад |
Тема: Осенние явление в жизни древесных растений. Листопад.
Цель: Выяснить, как сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью.
Задачи:
Обучающие:
- Развить у учащихся понятие о древесных растениях, продолжительности их жизни.
- Продолжить формирование понятия «приспособления растений к сезонным явлениям».
Развивающие:
- Сформировать у кружковцев умения вести наблюдения за изменениями в жизни растений;
- Объяснить причины этих изменений;
- Находить черты приспособленности растений к меняющимся погодным условиям.
Воспитательные:
- Формировать у детей эстетическое восприятие природы и экологические навыки поведения в ней.
Подготовка к экскурсии
При подготовке к экскурсии педагог, прежде всего, знакомится с теоретическими основами её проведения. По проведению экскурсий, методист Райков Б.Е., дал ряд полезных советов. Они известны, как «десять заповедей экскурсионного дела»:
- Помни, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
- Изучи место, куда ведёшь экскурсию, наметь тему и составь её план.
- Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
- Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
- Избегай длинных объяснений.
- Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
- Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
- Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
- Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
- Закрепи экскурсию в памяти учащихся последующей проработкой материала.
Подготовка учащихся к экскурсии:
- Они должны знать, что могут увидеть в природе, на что обратить внимание, что наблюдать.
- Обувь должна быть удобной, одежда не яркой (чтобы не отпугивать птиц).
- В группе желательно иметь блокноты, карандаши, папку для сбора листьев и другое в зависимости от темы экскурсии.
- Необходимо знать правила поведения в природе, которые напоминаются педагогом на теоретических занятиях.
Время проведения экскурсии — сентябрь-октябрь.Место проведения экскурсии – дендрарий ДЭБЦ г.Бийска, в котором насчитывается 50 видов деревьев и кустарников.
Экскурсия рассчитана на детей 4-5 классов.
Проведение экскурсии
При проведение экскурсии воспользуемся методикой Джозефа Корнелла.
Этап 1 Пробуждения энтузиазма
«Падают, падают листьяВ нашем саду листопад,Жёлтые, красные листьяПо ветру вьются, летят».
Дети, представьте себя листиками разных деревьев. Что происходит с листьями осенью?
(Дети кружатся и приседают к земле ). Возьмите каждый по листику опавших с деревьев и кустарников. По виду собранных листьев дети разделяют на несколько групп, например с листьями берёзы, дуба, клёна, сирени.
Этап 2 Концентрация внимания
Сроднимся с деревом. Каждая группа подошла к своему выбранному дереву. В течение 30 секунд, закрыв глаза и прикоснувшись ладонями к коре, прислушайтесь к своим ощущениям.Кора тёплая (холодная)? Добрая? Шершавая?
Этап 3 Приобретение опыта
Этот этап является основным для достижения учебной цели.Каждая мини группа получает карточки – задания с одинаковыми вопросами, но объект изучения у всех разный (выбранное дерево или кустарник у всех разный). Для работы даётся 20 минут.
Карточка – задание:
1. Отметьте погодные условия.
2. Соберите листья и плоды данного дерева или кустарника.
3. Отметьте цвет листа.
4. Установите, где больше окрашенных листьев:
- в верхней части кроны или нижней?- в наружной или внутренней части кроны?
5. Пронаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потянуть
— зелёный лист;- лист, начавший менять окраску;- лист, полностью изменивший окраску.
Сделайте вывод, ответив на вопросы:
а) какой из листьев легче всего обрывается?б) как готовится лист растения к листопаду?
6. Зарисуйте внешний вид дерева или кустарника.
7. Сделайте мини отчёт по своему объекту наблюдения.
Через определённое время учащиеся возвращаются для обсуждения результатов. Первой отчитывается группа, которой потребовалось меньше времени для выполнения задания. Ученики демонстрируют собранный материал, а остальные группы находят подобные экземпляры. Педагог помогает правильно назвать дерево, кустарник. Дети слушают выступающих, записывают у себя в блокнотах названия древесных растений, устно отмечаются особенности внешнего строения плодов и листьев, рассказывают о последовательности раскрашивания кроны деревьев.Педагог обобщает главные признаки в отчётах детских групп.
1.Погодные условия.
Осень принесла прохладу, понижается температура воздуха, солнце светит, но не греет. День становится короче, осенние дожди холодные, первые заморозки.
2.
Жёлтые листья у клёна, берёзы, дуба;Пунцово – красные — вишня, рябина, барбарис;пурпурные — черёмуха.
Листья желтеют, становится красными, фиолетовыми, потому что зелёное красящее вещество разрушается. Летом оно быстро и легко восстанавливается, и новые листья распускаются свежими, зелёными. Окраска листа летом не меняется, так как образование красящего вещества не отстаёт от его разрушения. Но вот дни убывают, света становится всё меньше и меньше, зёрна хлорофилла продолжают всё также быстро, как и летом разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше и лист бледнеет.
3. Листопад. Вслед за переменою окраски листьев наступает листопад, имеющий первую очередь значение предохранительного средства отзасыхания деревьев зимою, так как испарение воды через громадную листовую поверхность продолжалось бы, между тем всасывание её из охлаждающей почвы прекращается. Первыми теряют одежду- липа, вяз, берёза ; позже – клён боярышник ; потом – дуб, осина, ясень, черёмуха, бузина. Липа и тополь облетают снизу, у вяза, орешника, ясеня – сначала оголяются верхние ветки. Не все деревья и кустарники перекрашивают свою листву. Зелёными опадают листья ясеня, ольхи, сирени.
Вместе с листьями деревья и кустарники избавляются от вредных продуктов жизнедеятельности; например от щавелевокислого кальция. А полезные вещества – фосфор, крахмал, сахара к этому времени уже прочно заполняют кладовые – внутренние части растений.
Упавшие листья тоже приносят пользу. Разлагаясь, они обогащают почву известковыми удобрениями. Кроме того, плотный ковёр прошлогодней листвы служит хорошей преградой для дождевой и паводковой воды, не даёт ручьям размыть плодородный слой. Покрытые первым снегом опавшие листья – это ещё одно «одеяло» для тех, кто остался зимовать на поверхности почвы.
4. Сбрасывание листьев.Независимо от перекрашивания и других изменений в пластинах листьев, у основания их, в самых тканях или клетках листа происходит подготовка к сбрасыванию. В этом месте появляется так называемый разделительный слой клеток, где и происходит лёгко отделение под влиянием лёгкого дуновения ветра и даже под собственной тяжестью. Листья опадают и в безветренную погоду.
В заключении учащимся предлагаются вопросы:
- В какое время года происходит листопад у древесных растений и почему?
- Какие деревья и кустарники относятся к листопадным растениям?
- Какие деревья и кустарники относятся к вечнозелёным растениям?
- Есть ли растения, которые на зиму не сбрасывают листья?
- Есть ли среди хвойных листопадные растения?
- Какое значение имеет листопад для жизни деревьев и кустарников?
Обсуждая вопросы, учащиеся делают вывод: Растения, как и животные, готовятся к зиме. Усиленный листопад начинается вслед за первыми заморозками. Разные деревья и кустарники приобретают разную осеннюю окраску. Листопад – это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Осень время подготовки и перехода растений к зимнему покою. Но даже и в это время к деревьям и кустарникам надо относится бережно. А сейчас мы возвращаемся домой.
Этап 4. Вдохновение, чувствительный этап.
1. Педагог предлагает всем вспомнить приметы осени:
— У дуба и осины самый поздний листопад.- Если в осень лист с берёзы опадает нечисто – жди суровой зимы.- Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.- Весна да осень – на дню погод восемь.- В октябре и лист на дереве не держится.
2. Предлагается вспомнить стихи об осени:
«Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день …»(А. Пушкин ).
«Падают, падают листья,В нашем саду листопад,Жёлтые, красные листьяПо ветру вьются, летят …»(М. Красев).
«Поздняя осень,Грачи улетелиЛес обнажился,Поля опустели ».(Н.А. Некрасов).
«Унылая пора! Очей очарование!Приятна мне твоя прощальная красаЛюблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одеты леса!…»(А. Пушкин ).
По возвращению в кабинет, предлагаем детям выразить впечатление об экскурсии в виде творческой работы:
— написать рассказ, сочинить стихотворение, придумать сказку, нарисовать картину – лицо «осени» , изготовить поделки из природного материала. Это можно выполнять и в виде домашнего задания.
Внимание, только СЕГОДНЯ!goxi.ru