Строение бобовых растений. Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Семейство Бобовые. Жизненные формы. Строение цветков. Плоды. Использование. Строение бобовых растений


Семейство Бобовые. Жизненные формы. Строение цветков. Плоды. Использование

Жителям стран умеренного климата с детства знакомы горох, фасоль, клевер, вика, белая акация. В тропиках общеизвестны "дождевое дерево", или саман (Samanea saman), и одно из красивейших деревьев мира — делоникс царский (Delonix regia), который иногда называют "пламенем лесов". Плоды рожкового дерева (Ceratonia siliqua) были излюбленным лакомством у народов, населявших страны Средиземноморья, а сою (Glycinemax) культивируют в Китае уже несколько тысячелетий. Все эти растения, на первый взгляд столь различные, относятся к семейству бобовых, представители которого узнаются в природе по сложным листьям с прилистниками и характерному плоду, который ботаники определяют как боб. От латинского названия боба (legumen) происходит одно из названий семейства. Другое название (Fabaceae) связано с латинским именем рода Faba. Число известных сейчас родов бобовых около 700, а видов, вероятно, не менее 17 000. Среди цветковых растений лишь два семейства — орхидные и сложноцветные — превосходят бобовых по числу видов.

Бобовые распространены очень широко — от Арктики до антарктических островов. По широте распространения представители подсемейства бобовых в целом уступают только злакам. В большинстве стран тропического, умеренно теплого и бореального климатов бобовые составляют значительную часть местной флоры. Лишь в холодном климате доля их участия сравнительно невелика.Способность адаптироваться к самым разнообразным природным условиям поразительна у бобовых. Они легко проникают во многие растительные сообщества и часто являются их эдификаторами. Считается, что в травостоях лесной и лесостепной зон бобовые составляют 10-20% всей массы. Многие бобовые великолепно приспособились к дефициту влаги на тяжелых и неплодородных глинистых почвах или на подвижных песках. Во влажных тропиках и субтропиках бобовые часто входят в состав леса как основные породы.Говоря об огромной распространенности бобовых, следует, однако, указать и те сообщества и местообитания, куда представители этого семейства никогда не входят. Так, бобовые почти отсутствуют в пресноводных сообществах.

Бобовые — деревья (часто очень крупные, высотой иногда до 80 м), кустарники, кустарнички, полукустарники итравы (последние главным образом в подсемействе бобовых).Весьма обычны вьющиеся формы, как травянистые, так и древесные. На корнях большинства бобовых (около 70% видов), части мимозовых (10-15%), некоторых цезальпиниевых имеются клубеньки. Они весьма различной формы и возникают как разрастания паренхимной ткани корня.

Листья бобовых сложные, с прилистниками, нередко рано опадающими. Непарноперистосложные и тройчатосложные листья обычны у бобовых. Некоторые бобовые замечательны очень большими листьями.Сравнительно редко встречаются листья вторично упрощенные, у которых единственная пластинка представляет верхушечный нередуцированный листочек. Такие листья складываются на ночь пополам. Иногда верхние листочки или большая часть из них превращены в усики (как у гороха и чины). При основании черешка и черешочков часто имеются особые утолщения — подушечки, с помощью которых под влиянием изменения тургора приводятся в движение листья и листочки. Листья и листочки таких растений способны совершать разнообразные настические движения или в простейших случаях складываться на ночь.

Соцветия у бобовых могут быть как верхушечными, так и пазушными, чаще бокоцветными — кистью или метелкой, реже верхоцветными.Количество цветков в соцветии иногда уменьшается, вплоть до единственного цветка, но при этом размеры цветка, как правило, увеличиваются.

Цветки бобовых в большинстве случаев обоеполые, но однополые цветки у ряда представителей все же известны. Чаще всего цветки имеют 10 тычинок, которые расположены в 2 круга. Иногда на ранних стадиях развития первичные бугорки, дающие начало тычинкам, расщепляются и количество тычинок увеличивается во много раз. Тычинки бобовых, как правило, срастаются, но различным образом и это определяет ряд биологических особенностей цветка. Чаще всего срастающиеся тычинки образуют незамкнутую сверху трубку, и насекомые легко вводят свой хоботок, доставая нектар, который скапливается в ней. В замкнутую трубку хоботок ввести обычно не удается, и нектар либо скапливается вне трубки, либо вообще не образуется и главным привлекающим агентом будет обильная пыльца.Гинецей бобовых большей частью состоит из одного плодолистика, однако известно несколько архаичных родов, в цветках которых находят от 2 до 16 свободных плодолистиков, обычно сидящих на особой подставке — гинофоре.Число семязачатков в завязи варьирует от 2 до 15-20, но представители некоторых родов имеют всего один семязачаток. Форма и размеры чашечки бобовых довольно значительно варьируют. В подавляющем большинстве число лепестков 5, и лишь у некоторых представителей из разных подсемейств их меньше.Несомненно, у предков современных бобовых был довольно крупный открытый актиноморфный венчик, допускавший посещение цветков самыми разнообразными насекомыми и птицами. Бобовые в подавляющем большинстве замечательны более или менее зигоморфным венчиком. По сходству с мотыльком он еще в XVI в. получил в ботанической литературе название мотылькового, и это название часто употребляется для обозначения подсемейства бобовых. Мотыльковый венчик состоит из более крупного верхнего лепестка — флага, который охватывает в почке все остальные лепестки и несколько противостоит им в распустившемся цветке; два боковых лепестка образуют крылья, а самые внутренние, срастаясь в верхней половине или слипаясь, образуют лодочку, заключающую тычинки и завязь. Не менее 95% видов бобовых имеют вышеописанный тип венчика. Замечательная стабильность мотылькового венчика, который является своего рода "биологическим замком", охраняющим запасы пыльцы и нектара от малоэффективных опылителей, связана с приспособлением к опылению пчелами и шмелями.Флаг служит в основном для привлечения насекомых. На нем, особенно при основании, нередко замечаются дополнительные метки в виде ярких прожилок. Привлеченное ярким флагом или ярким цветком в целом, насекомое садится на край лодочки или чаще на одно из крыльев и стремится ввести хоботок к основанию тычиночных нитей к запасам нектара. При этом лепестки лодочки или крылья под тяжестью насекомого и его активных движений отгибаются, совершая одновременно колебательные движения в такт движениям тела насекомого. Все лепестки начинают реагировать как единая система, поскольку они связаны посредством ушек и горбиков, имеющихся у каждого из четырех лепестков. Под влиянием движений насекомых флаг отгибается назад, крылья отходят вниз и в стороны, а тычинки и гинецей вследствие известной упругости сохраняют горизонтальное положение и входят в соприкосновение с брюшком насекомого. Когда насекомое улетает, отогнутые лепестки, опять же в силу главным образом пружинящего действия ушек, возвращаются в прежнее положение и тычинки и гинецей укрываются в лодочке.

Для подавляющего большинства бобовых свойственен такой тип опыления как энтомофилия. Роль опылителей при перекрестном опылении выполняют разнообразные насекомые, причем механизм опыления нередко бывает весьма тонким. Самоопыление свойственно сравнительно немногим бобовым. Самоопыляются горох, чечевица, виды люпинов и астрагалов, некоторые вики. Иногда встречается клейстогамия, т. е. самоопыление внутри нераскрывшихся цветков. Реже встречается и ветроопыление.Описанный тип механизма опыления распространен у многих бобовых, наиболее обычен, но не единственный. Иногда, например у видов лядвенца (Lotus), люпина (Lupinus) края лодочки близ верхушки срастаются, образуя полый конус, в нижней части которого помещаются пыльники, а верхняя часть обычно заполнена зрелой пыльцой. При отгибании лодочки тычинки наподобие поршня выталкивают пыльцу, а при более сильном надавливании выступает и гинецей. У части виковых на рыльце или непосредственно под ним имеется особая щеточка, которая при отгибании лепестков "выметает" из лодочки пыльцу и наносит ее на тело насекомого.Особенность механизма опыления цветков разных видов люцерны (Medicago) заключается в наличии обязательного элемента, называемого "триппингом" (англ, tripping — выключение, отключение). В определенный момент, когда пчела или шмель размыкают лепестки, гинецей, жестко связанный с ними (помимо ушка, на крыльях цветков люцерны имеется еще специальный зубец, упирающийся в лепестки лодочки), выскакивает из лодочки и ударяет в брюшко насекомого. Без удара о какой-либо более или менее твердый предмет последующее проникновение пыльцевых трубок в ткань рыльца невозможно и опыления не происходит. Явление триппинга надежно предохраняет растение от самоопыления.Сильные и сравнительно тяжелые насекомые типа пчел и шмелей, а также птицы получают преимущества при мотыльковом типе венчика и специализированных механизмах опыления, а различные мухи и мелкие слабые бабочки обычно не являются достаточно эффективными опылителями. При этом возникает биологический замок, открывающийся при определенных условиях и надежно хранящий гарантированные определенным видам насекомых запасы пищи. Интересно, что имеет значение даже длина хоботка насекомого. Так, у многих клеверов длина тычиночной трубки составляет 9-10 см, что соответствует длине хоботка целого ряда шмелей и пчел. У обыкновенной пчелы хоботок короче, поэтому она лишь отгибает лодочку и собирает скопившуюся пыльцу, но при этом способствует перекрестному опылению. Нередко коротко-хоботковые насекомые попросту похищают нектар, прокалывая покровы цветка снаружи. В этом случае опыление, разумеется, не происходит. Число насекомых, "ворующих" нектар, увеличивается весной и осенью, когда цветков сравнительно мало.

Плод бобовых, называемый бобом, развивается из единственного плодолистика. Он очень разнообразен по морфологическим и анатомическим особенностям, которые носят чисто приспособительный характер. Редко плод состоит из нескольких бобов (у представителей семейства с цветками, имеющими несколько плодолистиков). При созревании плодов часть семян абортируется, что зависит от ряда экологических факторов (недостаточность опылителей, засуха) и резко повышается при самоопылении. Бобы самых разных размеров.Семена бобовых без эндосперма. Запасные питательные вещества откладываются непосредственно в семядолях. Снаружи семена покрыты плотной блестящей семенной кожурой, что в природных условиях позволяет семенам некоторых видов сохранять всхожесть в течение десятков лет.У части видов бобовых семена прорастают, вынося семядоли над землей (надземное прорастание). Подземное прорастание считается более совершенным, так как обеспечивает семядолям защиту от поедания животными, вытаптывания, колебаний температуры и так далее. Этот тип прорастания свойствен всем викам, некоторым фасолевым и другим родам.

Разнообразие способов распространения у представителей семейства столь велико, что мы отметим лишь немногие и самые характерные из них. Известны факты, когда зрелый боб растрескивается, вскрываясь двумя створками, которые одновременно с силой закручиваются и разбрасывают семена почти на метр от родительского растения. Растрескивание связано с особым расположением волокон механической ткани в перикарпии. Подобным образом разбрасываются семена многих виковых и фасолевых. Для плодов многих бобовых, распространению которых способствуют млекопитающие, характерны разнообразные выросты или шипики на перикарпии, выполняющие роль зацепок.Важнейшую роль в процессах расселения бобовых играют вода и ветер. Крыловидные выросты перикарпия позволяют иногда плодам планировать на десятки метров.

Общеизвестна выдающаяся роль бобовых в жизни человечества. По экономической значимости они уступают только злакам. Помимо весьма большой группы пищевых, среди бобовых много кормовых, технических, медоносных, лекарственных, декоративных, дающих ценную древесину представителей.Семена многих бобовых — это древнейшая составная часть человеческого рациона всех времен и почти всех народов. Семена бобовых исключительно богаты протеинами, причем одновременно содержат достаточные количества крахмала. Некоторые культивируемые виды накапливают в семенах много жирного масла (соя, арахис).Кормовое значение бобовых неоценимо. На первом месте в мире по занимаемой площади, несомненно, стоят видыклевера (Trifolium). Культивируются 12-15 видов, многие из которых уже неизвестны в диком состоянии. Не меньшее кормовое значение, чем клевера, имеют виды люцерн (Medicago). Кормовая ценность многих люцерн в среднем выше, чем у клеверов. Из большого числа культивируемых видов отметим прежде всего люцерну посевную, или синюю (М. sativa). Мировая площадь ее посевов более 20 млн. га. Люцерну опыляют исключительно насекомые, и, когда насекомых не хватает (на 1 га посева приходится около 500 млн. цветков), продукция семян резко падает.Техническое значение бобовых связано главным образом с наличием у ряда их представителей различных камедей, бальзамов, красящих и ароматических веществ.Применение бобовых в медицине имеет давнюю историю.Многие виды семейства используются и как декоративные растения.Рассказ о бобовых был бы явно неполным без упоминания о ряде ценных растений, которые в настоящее время используются недостаточно, но являются важным резервом в экономике всего человечества. В последние годы установлено, что некоторые бобовые из районов с засушливым климатом содержат в надземных частях большие количества белка и после соответствующей селекции их можно использовать как кормовые растения.

 

megaobuchalka.ru

Микориза. Особенности строения корней бобовых растений

 

Микориза - симбиоз мицелия гриба с корнями высших растений.

 

На корнях бобовых растений образуются мелкие округлые наросты - клубеньки.

Появление их связано с жизнедеятельностью в тканях корней бобовых растений клубеньковых бактерий.

Они усваивают свободный азот воздуха, превращая его в соединения, используемые растением.

В свою очередь, бактерии питаются органическими веществами, вырабатываемыми растением, на котором они поселяются.

Таким образом, устанавливается взаимно полезный симбиоз зеленого растения с бактериями.

После отмирания бобовых почва обогащается азотистыми веществами.

 

Низшие и высшие растения. Отличия, особенности строения. Типы питания. Отделы высших и низших растений.

 

Высшие растения объединяет не менее 300 тыс. видов растений следующих отделов: риниовидные, моховидные, псилотовидные, плауновидные, хвощевидные, папоротники, голосеменные и покрытосеменные.

Низшие растения отделы: водросли и лишайники.

В отличие от низших растений, Высшие растения представляют собой сложно дифференцированные многоклеточные организмы, приспособленные к жизни в наземной среде, с правильным чередованием двух поколений: полового (гаметофит) и бесполого (спорофит).

На спорофитах Высшие растения развиваются многоклеточные спорангии, в которых образуются неподвижные споры, на гаметофитах — многоклеточные половые органы (гаметы) , однако у всех покрытосемянных растений гаметы в процессе эволюции исчезли.

 

Спорангии одинаковые или чаще дифференцированы на 2 типа (микроспорангии и мегаспорангии) , гаметы — всегда двух типов — мужские (антеридии) и женские (архегонии).

Как антеридии, так и архегонии защищены многоклеточными стенками.

Женская гамета (яйцеклетка) всегда одна, неподвижна.

Зигота у Высшие растения развивается в многоклеточный зародыш, который проходит первые стадии развития внутри женского гаметофита.

Спорофит у Высшие растения, как правило, расчленён на 3 основных органа — лист, стебель и корень.

 

У высших наземных растений различают воздушное (фотосинтез) и корневое (мин. соли) питание. Низшие растения поглощают CO2, h3O и соли всей поверхностью тела.

 

Образование семян у голосеменных растений. Партеноспермия, ее биологическое и хозяйственное значение.

 

Партеноспермия - развитие семени без оплодотворения. В результате партеноспермии образуются семена без зародышей.

 

Каждая шишечка состоит из оси, к которой прикреплены чешуи. В основании каждой чешуи лежат два семязачатка (семяпочки).

Семязачатки - особые образования, из которых развиваются семена. Семязачаток представляет собой спорангий, окруженный покровами.

Покровы на вершине семязачатка не смыкаются и образуют пыльцевход. В спорангии формируется одна мегаспора, которая увеличивается в размерах и прорастает в женский гаметофит.

На нем формируется два архегония с яйцеклетками - женскими гаметами. Женский гаметофит никогда не покидает пределов спорангия. Шишки, в которых формируются семязачатки, называют женскими.

 

 

Опыление и оплодотворение у растений. Перекрестное опыление ксеногамия, его биологическое значение и приспособления у растений, обеспечивающие перекрестное опыление привести примеры.

 

Имеется два основных типа опыления: самоопыление и перекрёстное опыление.

 

При перекрёстном опылении растения могут давать два основных типа растений: однодомные и двудомные.

 

Перекрёстное опыление требует участия посредника, который бы доставил пыльцевые зёрна от тычинки к рыльцу пестика; в зависимости от этого различают следующие типы опыления:

Биотическое опыление (при помощи живых организмов)

-Энтомофилия — опыление насекомыми; (например, лютики)

-Зоофилия — опыление при помощи позвоночных животных.

-Искусственное опыление — перенесение пыльцы с тычинок на пестики цветков при посредстве человека.

 

Абиотическое опыление

-Анемофилия — опыление с помощью ветра, очень распространено у злаков, большинства хвойных и многих лиственных деревьев.

-Гидрофилия — опыление при помощи воды, распространено у водных растений. (кувшинки)

 

studopedya.ru

Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"

Разделы: Биология

Цели урока:

Познакомить учащихся с семейством бобовых, особенностями его строения и развития.

Задачи урока:

  • Обучающая
  • – закрепить полученные знания об особенностях строения картофеля и его значении, умение распознавать и определять растения семейства пасленовых. Познакомить с типичными представителями семейства бобовых; выяснить, в чем особенности строения бобовых. Развивать систематические понятия; прививать практические умения и навыки по распознаванию и определению растений семейства бобовых.
  • Коррекционно-развивающая
  • – учить выделять главное и существенное при заполнении таблицы “характерные признаки семейства бобовых”. Развивать быстроту переключаемости внимания при работе с гербарием и живыми образцами бобовых.
  • Воспитательная
  • – формирование умения согласовано работать в коллективе, воспитывать бережное отношение к растениям и окружающему нас миру.

Тип урока – комбинированный урок.

Оборудование.

Гербарный материал представителей семейства бобовых, карточки для индивидуального и дифференцированного опроса.

Таблицы: “Отличительные признаки семейства пасленовых ”, “Характерные признаки семейства бобовых”, “Представители семейства бобовых”.

Живые объекты фасоли и гороха, проросшие семена фасоли и гороха.

Этапы урока.

I. Организационный этап.

II. Этап всесторонней проверки знаний.

Урок следует начать с проверки домашнего задания. Так как на предыдущем уроке мы познакомились с семейством пасленовых, его представителем картофелем, историей этой культуры, строением и его агротехникой, то считаю необходимым проверку домашнего задания построить так, чтобы можно было всесторонне проверить полученные знания.

Параллельно ведется индивидуальный опрос и фронтальный. У доски работает ученик по таблице: “Общие признаки семейства пасленовых”.

Ученику даются карточки с признаками нескольких семейств, необходимо определить только признаки семейства пасленовых и вставить в прорези на таблице.

Общие признаки семейства пасленовых.

_______________

______________

_______________

В то время, пока идет индивидуальная работа у доски, с классом провожу игру “цветик-восьмицветик”. Эта игра заключается в том, что на 8 лепестках цветка написаны вопросы по пройденному материалу. Ученики, отрывая лепестки, должны ответить на вопросы.

Лепесток 1. Назовите родину картофеля.

Лепесток 2. Как называется плод картофеля?

Лепесток 3. Сколько лепестков образуют венчик цветка картофеля?

Лепесток 4. Кто первым в нашу страну завез картофель?

Лепесток 5. Как называются видоизмененные побеги картофеля?

Лепесток 6. Как использовали цветки картофеля в XVII веке?

Лепесток 7. Как размножается картофель?

Лепесток 8. Где и как используют картофель?

После фронтального опроса проверяется индивидуальная работа у доски. Ученик дает объяснение по выполненному заданию. После чего с учениками проводится игровой момент “Срочная телеграмма”…………

-Мы получили телеграмму от наших друзей, но прочитать полностью не можем, так как телеграмма попала под дождь и часть букв смыта.

Помогите восстановить текст телеграммы.

ТЕЛЕГРАММА

Просим срочно прислать семена пищевых пасленовых растений:

П_м___ров, ___л_ж_нов, _ер_ев.

Ученики помогают восстановить текст телеграммы.

- Мы изучили семейство, где много пищевых культур, но это не единственное семейство, представители которого обладают ценными пищевыми качествами. Отгадав загадки, которые я вам сейчас загадаю, вы узнаете какие растения, мы будем изучать на уроке.

1. Голова на ножке, в голове горошки… . (горох)

2.

Раскололся темный домик на две половинки, И посыпались в ладонь бусинки-дробинки. (горох)

3.

Что же это за подвох? Вдруг на дереве горох? (акация)

4. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков … . (горох)

III. Целевая установка.

- На все загадки вы дали верные ответы. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством бобовых и их представителями горохом и фасолью. Ваша задача внимательно слушать новый материал, и тогда без ошибок вы сможете выполнить задание предложенное мной.

IV. Динамическая пауза.

Релаксация

Упражнение выполняется под медленную, плавную, негромкую музыку.

Упражнение “Водопад”.

Сядьте поудобнее и закройте глаза, 2-3 раза глубоко вздохните и выдохните. Представьте, что вы стоите возле водопада. Это не совсем обычный водопад, вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шей…

Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия можете глубоко вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя расслабленно и приятно.

Пусть свет течет так же по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. вы замечаете как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам и опускается к вашим ступням. Вы чувствуете себя спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами … ( 30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад за то, что он вас так чудесно расслабил.… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

V. Этап усвоения новых знаний.

Учитель сообщает тему урока, учащиеся записывают число и тему урока в рабочие тетради. У каждого учащегося на парте имеется блюдце с семенами фасоли и гороха (проросшие и набухшие), живой объект фасоли.

Дается задание: внимательно рассмотреть семена фасоли и гороха и ответить на вопросы.

1. К какому классу однодольных или двудольных относятся горох, и фасоль судя по строению семени?

2. Какими должны быть у гороха корневая система и жилкование листьев, если это двудольное растение?

Ответ на второй вопрос представляет своего рода предположение. опирающееся на умозаключение: если растение двудольное, то корень у него должен быть стержневым, а жилкование листьев сетчатым.

3. По гербарию и живому растению необходимо рассмотреть стебель, корень и лист гороха (фасоли). Особое внимание уделяю наличию и значению клубеньковых бактерий на корнях.

4. Рассмотреть строение цветка семейства бобовых. Особое внимание детей обращаю на неправильный цветок, у которого лепестки венчика разной величины и формы, на наличие “лодочки”, которая образована из двух сросшихся лепестков, двух “весел” по бокам “паруса”- расширенного лепестка.

5. Плод боб рассматриваем по гербарию, живому объекту и раздаточному материалу (карточек).

В процессе работы по пунктам 1-5 учащиеся заполняют таблицу “характерные признаки семейства бобовых” (на карточках), учитель заполняет такую же таблицу у доски.

Характерные признаки семейства бобовых

Признаки     Характеристика признаков.
Название растения.     Горох и фасоль.
1. Тип корневой системы.
2. Стебель.
3. Лист.
4. Строение цветка.
5. Плод

- Для чего выращивают горох и фасоль?

- Горох и фасоль выращивают как зернобобовую, овощную и кормовую культуру. Они содержат большое количество белка, крахмала, жир и даже витамин С. Поэтому являются ценными сельскохозяйственными культурами. В пищу употребляют недозрелые семена гороха, имеющие высокие вкусовые качества. Для консервирования возделывают зеленый горошек. В полеводстве и овощеводстве используются высокоурожайные сорта гороха, выведенные российскими учеными. Горох холодостойкое бобовое растение, в отличие от фасоли (всходы которой погибают при температуре -1С). Семейство бобовых включает в себя много представителей, которые можно разделить на три группы (работа по таблице).

Представители семейства бобовых.

Кормовые   Употребляемые в пищу   Декоративные
Клевер   Соя   Душистый горошек
Вика   Арахис   Акация желтая
Чечевица   Фасоль   Акация белая
Кормовые бобы   Горох

VI. Закрепление полученных знаний.

Задание 1. Ученикам раздаются карточки следующего содержания..

Обведите кружочком цифры, после которых названы признаки семейства бобовых:

  1. Листья сложные.
  2. Плод стручок или стручочек.
  3. Венчик цветка состоит из четырех лепестков.
  4. Плод боб.
  5. На корнях растении образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие из воздуха азот
  6. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок.
  7. Цветок имеет один пестик и десять тычинок.
  8. Тычинок в цветке много.
  9. Венчик ветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.
  10. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.

Это задание дается дифференцированно в зависимости от успеваемости учащихся (количество пунктов варьируется).

Задание 2. Рассмотреть рисунки на карточке и выбрать растение, которое относится к семейству бобовых. ( на карточке изображены: перец, баклажан, помидор, фасоль, пшеница)

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать текст “Семейство пасленовые”.
  2. Проросшие семена фасоли посадить в цветочные горшки и проследить за ростом и развитием растений.

VIII. Итог урока и выставление оценок.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Все о бобовых растениях

Все о бобовых растениях

Бобовые – название семейства растений класса двудольных. Все представители бобовых имеют цветки неправильной формы, а их плоды обладают специфическим устройством, которое ботаники именуют бобом. Семейство бобовых распространено по всему миру, и везде имеет представителей своего класса.

Отличительные особенности семейства бобовых

Семейство бобовых имеет две формы: травянистые и деревянистые. Формы, в свою очередь, делятся на три подсемейства по строению цветка: мимозовые, цезальпиниевые и бобовые. Цезальпиниевые и мимозовые растения – обитают только в теплом климате, а бобовые растут по всему земному шару. К ним относятся широко известные кормовые и овощные культуры: горох, бобы, фасоль, соя, нут, арахис, люцерна и клевер.Все представители бобовых культур имеют отличительное строение плода – стручок. При созревании стручок раскрывается по одному или двум швам. Бобы бывают самыми разнообразными по форме и размеру. Листья у большинства представителей бобовых сложные: перистые или лапчатые, расположены по парам, от одной до двадцати пар.Особенностью корней бобовых растений является наличие клубней, которые являются колониями азотфиксирующих бактерий, проникающих из земли в корни и вызывающих разрастание корневой системы.

Пищевая ценность бобовых культур

Роль бобовых растений в человеческой жизни очень велика. С древних времен пищевые представители бобовых составляют неотъемлемую часть рациона всех народов.Пищевая ценность бобовых растений, обусловлена их разнообразным составом: протеинами, большим количеством крахмала, некоторые виды растений имеют в плодах растительное масло. Горох содержит до 28% белка, чечевица – 32%, соя до 40% от общей массы. Такие показатели делают бобовые культуры дешевым заменителем мясных продуктов питания. Из сои и арахиса промышленным путем получают растительное масло.Бобовые растения являются источником витаминов группы В: В1, В2, В6, которые положительно влияют на работу сердца. Клетчатка в составе продуктов благотворно влияет на работу кишечника и вызывает насыщение организма.Очень важное преимущество бобовых растений – они не накапливают в себе нитраты и токсические вещества.

Роль бобовых растений

Кормовые, лекарственные, технические, медоносные, декоративные культуры, также играют очень важную роль в жизни человечества. Из кормовых культур, по объему занимаемой площади, клевер - на первом месте, затем различные виды люцерны и верблюжья колючка.Ценны и лекарственные растения: кассия (используется как слабительное средство), корень солодки (является сырьем для медицинской промышленности).Некоторые тропические виды служат источником ценнейшей древесины красного и темно-коричневого цвета. Многие виды бобовых культур выделяют камедь, которую применяют в лакокрасочной и текстильной промышленности.

completerepair.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта