Чем грозит растениям дождливое и холодное лето? Одни растения помогают спрятаться от летней жары например
Урок 4 6класс
Урок № 4
Тема: | Растения, которые нас окружают |
Цель: | Познакомить учащихся с разнообразием и особенностями растительного мира Краснодарского края. |
Задачи: | Расширить и обобщить знания учащихся о растительном мире своей местности. Развивать познавательный интерес школьников к флоре Кубани, умений наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Воспитывать бережное отношение к природе родного края. |
Оборудование: | Мультимедиа /презентация «Растения Кубани»/ |
Ход урока
Организационный момент
Проверка знаний
Работа по вопросам на стр.18
Выполнение в рабочей тетради заданий № 10-12
Изучение нового материала
Сегодняшний урок посвящен организмам, с которыми мы встречаемся в природе каждый день. Но, многого о них не зная, мы зачастую истребляем, топчем их, наносим непоправимый вред! Иногда мы их ломаем, губим, не понимая того, что без них будет очень грустно! Что без них вообще невозможно жить! Формирование ожидания учеников: определение названия темы урока, через отгадывание загадок (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся темой урока; учитель вывешивает иллюстрации к каждой отгадке). Загадки. 1. Полевой цветок народный, для гадания пригодный (Ромашка).
2. Вкусны — оближешь пальчики — оранжевые мячики, но только в них я не играю, а неизменно их съедаю (Апельсины.)
3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки,
а кора тонка, красна! Та красавица -…(Сосна).
4. Вот печальная картина: затянула пруд весь .. .(Тина).
5. Её всегда в лесу найдёшь — пойдём гулять и встретим:
стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем (Ель).
6. Голубой лужок, голубой бережок, голубеет всё вдали — какие цветы зацвели? (Незабудки).
7. Очень часто под водою, словно согнута бедою,
вся печальна, молчалива, узколиста плачет… (Ива).
8. А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь, но в колоске один цветок — так будь внимательней, знаток (Ячмень).
Учитель. Соединим первые буквы ответов, и получим слово: РАСТЕНИЯ Сегодня мы познакомимся с растениями, которые нас окружают. Девизом нашего урока будут слова Гете: “Мало знать, надо и применять, Мало хотеть, надо и делать
Изучение нового материала в виде командной игры. Класс делится на 3 команды
1 Тур. «Термины и понятия».
Учитель. Растительный мир Краснодарского края очень богат и разнообразен. На Кубани более трех тысяч видов растений: одни растения помогают спрятаться от летней жары, принимая нас под свои тенистые кроны, другие радуют глаз и поднимают настроение яркими красками и приятным запахом. Плодовые деревья готовы угостить сочными душистыми плодами. Некоторые из них- настоящие старожилы, такие например как липа, каштан, дуб, черника и другие. Эти растения называются реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен. Реликты — виды растений и животных, входящие в состав или области, как пережитки флор и фаун минувших эпох. Существует и другая категория – эндемики. Эндемики — виды растений и животных, свойственные относительно небольшой территории. Нигде больше в нашей стране нет такого разнообразия растительности, как на Кубани. Это обуславливается, в первую очередь тем, что наш край расположен в двух климатических зонах, а в разных природных условиях флора также отличается. Растения, которые можно встретить возле жилища человека называются сорными.
Задание № 1
Написать известные виды растений своей местности.
Реликтовые растения -___________________________________________________ Сорные растения — _____________________________________________________ Эндемики (если есть) — _________________________________________________
2 Тур. «Блиц – турнир»
Задание № 2
В течение 3 минут каждой команде из предложенного списка выбрать как можно больше растений, проклассифицировать их по группам
Сорные растения | Цветы | Культурные растения |
Список растений: подсолнечник, картофель, яблоня, горох полевой, лилия тигровая, редька дикая, астра, томат, малина, соя, тюльпан, одуванчик, табак, ежевика, ландыш майский, сурепка обыкновенная, баклажан, мать-и-мачеха, василек луговой, фасоль, черемуха, капуста краснокочанная, лук репчатый, пастушья сумка, акация желтая, георгин, петуния, хризантема, табак душистый, горошек мышиный, гиацинт, абрикос, калина, земляника , клевер.
3 тур «Овощная арифметика».
Задание № 3
Решить задачи
1. Для формирования и созревания кабачка требуется 60 дней. Когда можно будет снять первые плоды, если посадить семена кабачка в грунт 1 июня?
2. Европейцы узнали вкус картофеля 400 с небольшим лет тому назад. В Россию картофель был завезен Петром I в 1700 году. Сколько лет россияне знакомы с этим растением?
3. На стебле брюссельской капусты расположены листья, в пазухах которых образуются маленькие кочанчики. На пяти стеблях брюссельской капусты 450 кочанчиков. Сколько их на одном стебле брюссельской капусты?
Задание № 4
Решить экологические задачи.
1. Во время экскурсии школьники шли по лесной тропинке вдоль реки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Ученики заметили, что на этом берегу растут, совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли появиться здесь?
2. На злаковых лугах обычно встречаются мотыльковые (бобовые) растения: клевер, люцерна и др. Чем объясняется это сочетание растений в таком луговом сообществе?
3. В одном хозяйстве всю луговую траву скосили до цветения, а в другом – после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ для вскармливания животных и почему?
4. Весной часто можно видеть костры, в которых наряду с накопившимся за зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений, отмершие сухие остатки прошлогодней травы. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая, зеленая трава. Что на этот счет думают экологи? Согласны ли вы с такими действиями? Ответ надо обосновать.
/В зависимости от темпа работы школьников на уроке и выполнения заданий, возможно предложить выполнение задания № 4 только сильным учащимися (или капитанам команд)/
4 тур Викторина «Лесная аптека»
Учитель. Наш край очень богат лекарственными растениями. Люди с давних времен заметили, наблюдая за животными, что они лечат сами себя травами ягодами и листьями. Человечество так же стало использовать многие растения для лечения различных заболеваний. Из некоторых растений делают лечебные отвары, настои, которые используют в качестве лечебной микстуры. Другие растения прикладывают к ранам и поражённым, болевым участкам тела. Лекарственные растения оказывают на организм то же самое действие, что и искусственно изготовленные лекарства. С помощью них можно лечить множество распространённых заболеваний: болезнь желудка, снимать головную боль и воспаления, избавляться от кашля, насморка и т. п.
Блиц –опрос.
1.Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).
2.Каким настоем лечат простуду, кашель? (Мать — и – мачеха).
3.Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник).
4.Какое растение по народным поверьям любят кошки? При каких заболеваниях она помогает? (Валериану. Валериановые капли применяют при расстройствах нервной системы).
Закрепление изученного
Работа по вопросам на стр.21
Выполнение заданий в печатных тетрадях № 2-7
Домашнее задание
§ 3, задание 1, 8-10
"
"Урок окружающего мира в начальной школе
Разделы: Начальная школа
Цели. Способствовать получению знаний об охране растений; развивать умения систематизировать информацию; формировать ценностное отношение к окружающему миру, умение видеть ее красоту.Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас», 3-й класс (автор А.Плешаков), рисунки растений, карточки с текстом, карточки для проверки д/з, текст стихотворения, чистые листы, фломастеры.
Ход урока
1. Организационный момент 2.Сообщение темы урока. У. Сегодня мы с вами будем говорить об очень важном деле – об охране растений. Но сначала давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Часть детей будет работать по карточкам, класс ответит на вопросы. Карточка № 1 Как расселяются растения? а) клен ______________ б) одуванчик__________ в) сосна______________ г) репейник___________ д) ель _____________ е) череда______________ Карточка № 2 Перечисли, какие растения так расселяются. Крылатками... Крючками... Семенами... Парашютиками... Зубчиками... Карточка № 3 Перечисли стадии развития растений Перечисли насекомых-опылителей Почему семена в пакетиках не прорастают? Вопросы классу. – Какие группы растений вы знаете? – Как происходит опыление растений? – Что образуется на месте опыления? – Какие условия нужны для прорастания семян? – Весной в цветущие сады выносят улья с пчелами. Зачем это делают? 3. Работа по теме урока. (Открываются иллюстрации цветущих растений) 1) ландыш; 2) колокольчик; 3) кувшинка; 4) сон-трава; 5) купальница; 6) валериана; 7) подснежник. У. Что мы видим? – Какие чувства они у вас вызывают? Д. Радости, веселья, доброты, нежности... У. Какие из этих растений вы знаете? (Учитель под растениями прикрепляет карточки – названия.) У. Каждый день по дороге в школу вы видите растения. Сейчас травянистые растения под снегом, деревья голые. Названия одних вам знакомы, некоторые вы еще не знаете. Одни помогают нам избавиться от летней жары, принимая нас под свои тенистые кроны. Другие радуют глаз и поднимают настроение яркими красками и приятным запахом. Третьи готовы накормить нас сочными ягодами. – А если растения исчезнут с Земли, что же может потерять человек и животные? Д. Пищу, кислород, одежды меньше будет, лекарство, животные потеряют дом. У. А по какой причине они могут исчезнуть? Ответ попробуйте найти в тексте. (Дети работают в паре.) Карточка № 4 Сколько радости доставляют нам цветущие растения! Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений. Люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, в оранжереях. Многие растения лекарственные. Собирать можно только те, которых в нашей местности много. Лекарственное растение – ценнейшее богатство. Бывает, что люди, даже не срывая растений, губят их. Причина – вытаптывание. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые. В лесу старайся ходить по тропинкам. У. Перечислите причины исчезновения растений. Д. Рвут цветы для букетов, вытаптывание. У. Еще, ребята, влияет хозяйственная деятельность.
4. Физкультминутка. – А сколько могло бы погибнуть растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал по 2 цветка? По 4? Д. 52, 104. У. Как нам быть? Растения исчезают. Многие уже занесены в книгу исчезающих растений. Как она называется? Д. Красная книга. (Учитель показывает книгу.) У. Подумайте в группе, какие правила по охране растений вы могли бы предложить? (Дети записывают правила на листочки.) У. Озвучьте, что вы написали. 5. Работа по учебнику. У. Сейчас прочитаем по учебнику памятку и дополним наши правила.
5. Творческая работа. У. Сейчас мы знаем правила, знаем пользу растений, знаем, что растения нуждаются в охране. А вот малыши, наверное, не все об этом знают. Давайте попробуем для них создать знаки, плакаты, листовки, которые помогут им заботиться об охране растений. (Дети рисуют плакаты, знаки, призывы и вывешивают их на доску.) У. Я дарю вам маленькое стихотворение Самеда Вургуна:
Давайте пройдемся медленно по лугу И «здравствуй» скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.
7. Итог урока. – Почему мы должны охранять растения? – Как мы можем это сделать? 8. Рефлексия Мысль нашего урока... Ценность урока... Настроение... Сомнение... 9. Домашнее задание: стр. 78–80 прочитать, ответить на вопросы; найти сведения о лекарственных растениях (по желанию) Н.А. Ворсина, учитель начальных классов школы № 1 г. Нолинска Кировской области.
25.06.2008
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Окружающий мир. Охрана растений. - начальные классы, уроки
Окружающий мир.
Охрана растений.
Цели. Способствовать получению знаний об охране растений; растения произрастающие в КБР,развивать умения систематизировать информацию; формировать ценностное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту родного края.Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас», 3-й класс (автор А.Плешаков), рисунки растений, карточки с текстом, карточки для проверки д/з, текст стихотворения, чистые листы, фломастеры.
Просмотр содержимого документа «Окружающий мир. Охрана растений.»
Окружающий мир.
Охрана растений.
Цели. Способствовать получению знаний об охране растений; растения произрастающие в КБР ,развивать умения систематизировать информацию; формировать ценностное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту родного края.Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас», 3-й класс (автор А.Плешаков), рисунки растений, карточки с текстом, карточки для проверки д/з, текст стихотворения, чистые листы, фломастеры.
Ход урока
1. Организационный момент 2.Сообщение темы урока. У. Сегодня мы с вами будем говорить об очень важном деле – об охране растений. Но сначала давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Часть детей будет работать по карточкам, класс ответит на вопросы. Карточка № 1 Как расселяются растения? а) клен ______________ б) одуванчик__________ в) сосна______________ г) репейник___________ д) ель _____________ е) череда______________ Карточка № 2 Перечисли, какие растения так расселяются. Крылатками... Крючками... Семенами... Парашютиками... Зубчиками... Карточка № 3 Перечисли стадии развития растений Перечисли насекомых-опылителей Почему семена в пакетиках не прорастают? Вопросы классу. – Какие группы растений вы знаете? – Как происходит опыление растений? – Что образуется на месте опыления? – Какие условия нужны для прорастания семян? – Весной в цветущие сады выносят улья с пчелами. Зачем это делают? 3. Работа по теме урока. (Открываются иллюстрации цветущих растений) 1) ландыш; 2) колокольчик; 3) кувшинка; 4) сон-трава; 5) купальница; 6) валериана; 7) подснежник. У. Что мы видим? – Какие чувства они у вас вызывают? Д. Радости, веселья, доброты, нежности... У. Какие из этих растений вы знаете? (Учитель под растениями прикрепляет карточки – названия.) У. Каждый день по дороге в школу вы видите растения. Сейчас травянистые растения под снегом, деревья голые. Названия одних вам знакомы, некоторые вы еще не знаете. Одни помогают нам избавиться от летней жары, принимая нас под свои тенистые кроны. Другие радуют глаз и поднимают настроение яркими красками и приятным запахом. Третьи готовы накормить нас сочными ягодами. – А если растения исчезнут с Земли, что же может потерять человек и животные? Д. Пищу, кислород, одежды меньше будет, лекарство, животные потеряют дом. У. А по какой причине они могут исчезнуть? Ответ попробуйте найти в тексте. (Дети работают в паре.) Карточка № 4 Сколько радости доставляют нам цветущие растения! Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений. Люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают растения в садах, на клумбах, в оранжереях. Многие растения лекарственные. Собирать можно только те, которых в нашей местности много. Лекарственное растение – ценнейшее богатство. Бывает, что люди, даже не срывая растений, губят их. Причина – вытаптывание. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые. В лесу старайся ходить по тропинкам. У. Перечислите причины исчезновения растений. Д. Рвут цветы для букетов, вытаптывание. У. Еще, ребята, влияет хозяйственная деятельность.
4. Физкультминутка. – А сколько могло бы погибнуть растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал по 2 цветка? По 4? Д. 52, 104. У. Как нам быть? Растения исчезают. Многие уже занесены в книгу исчезающих растений. Как она называется? Д. Красная книга. (Учитель показывает книгу.) У. Подумайте в группе, какие правила по охране растений вы могли бы предложить? (Дети записывают правила на листочки.) У. Озвучьте, что вы написали. 5. Работа по учебнику. У. Сейчас прочитаем по учебнику памятку и дополним наши правила.
5. Творческая работа. У. Сейчас мы знаем правила, знаем пользу растений, знаем, что растения нуждаются в охране. А вот малыши, наверное, не все об этом знают. Давайте попробуем для них создать знаки, плакаты, листовки, которые помогут им заботиться об охране растений. (Дети рисуют плакаты, знаки, призывы и вывешивают их на доску.) У. Я дарю вам маленькое стихотворение Самеда Вургуна:
Давайте пройдемся медленно по лугу И «здравствуй» скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать.
7. Итог урока. – Почему мы должны охранять растения? – Как мы можем это сделать? 8. Рефлексия Мысль нашего урока... Ценность урока... Настроение... Сомнение... 9. Домашнее задание: стр. 78–80 прочитать, ответить на вопросы; найти сведения о лекарственных растениях.
kopilkaurokov.ru
Чем грозит растениям дождливое и холодное лето?
Все мы ждем лета, жары, тепла, ясных и солнечных деньков. Ждут лета и наши овощи, деревья и кустарники, наши цветочные растения. Увы, к большому сожалению, все чаще летние периоды не могут похвастаться достатком тепла, а щедро поливают нас дождями и пугают холодами ночами. Что происходит с растениями в такие сезоны, какого урожая ждать и что можно изменить, пока не стало слишком поздно, об этом мы сегодня и поговорим.
Куст смородины после дождя. © raininthehills
Итак, для начала давайте пройдемся по огороду и пообщаемся с самыми распространенными растениями: что расскажут нам они, каковы их впечатления о погоде текущего сезона.
Перцы
Перчики, как мы знаем, – они у нас южане, любят тепло и достаток, а вовсе не избыток влаги. Перцы лучше всего растут при температурах от 24 до 28 градусов выше нуля, а вот при 20 и ниже они как-то не особенно и хотят расти, кажется, будто они замерли на месте и никакого развития не происходит вовсе. Но не только температура для перцев играет важную роль, влажность также вносит свои коррективы, ведь если влаги будет очень много, то начинают загнивать корни, а это молниеносно негативно сказывается и на росте, и на цветении, и на образовании плодов перца. На фоне всего этого начинаются вспышки самых разных грибных болезней, появляются вредители, в особенности, слизни.
Что делать? Конечно прятать перцы в тепличку и держать наготове фунгициды, поскольку грибные болезни, активизирующиеся в особенно влажные годы, народными средствами вылечить сложно. Перцы нужно как можно скорее спрятать хотя бы в самую примитивную тепличку, соорудив дуги из жесткой проволоки и укрыв их на ночь спанбондом или лутрасилом – дышащими материалами. Не забывайте, что уже при +5 градусах перец может совсем остановиться в росте и даже погибнуть, поэтому если ожидается резкий спад температуры, то вместо лутрасила нужно использовать полиэтиленовую пленку. Дополнительно можно укладывать в такую импровизированную тепличку пластиковые бутылки с теплой водой или разогретые в духовке или на костре булыжники.
Чтобы снизить количество влаги в почве, постарайтесь ее почаще рыхлить, поливы нужно сократить до минимума или вовсе прекратить. Удобрения вносить нужно обязательно.
Для профилактики болезней можно раз в 3-4 дня проводить опыливание растений древесной золой.
Огурцы
Огурцы – они также любят тепло, хотя избыток влаги может быть им даже на руку, но если дожди идут каждый день и холодно, то растения может поразить мучнистая роса, а вот тем, кто боится паутинного клеща, можно спать спокойно, в такую погоду он скорее всего не появится. Против мучнистой росы, как бы этого делать ни хотелось, нужно использовать фунгициды, напоминаем, что в такую погоду народные средства вряд ли помогут. Не забывайте также о частом рыхлении почвы и о защите от слизней, в сырую погоду их бывает на огурцах очень уж много.
Огурчики, кстати, также можно поместить под укрытия по типу тех, что сделаны для перца.
Фитофтора на томатах. © Marjory
Томаты
Томаты – им низкие температуры не особо страшны, а вот избыток влаги их пугает. Ко всему прочему, в такую погоду активизируется фитофтора и часто с такой силой, что ничего «народного» можно даже не пытаться использовать, все равно не поможет. Парнички над томатами – это тоже выход из положения, ну и конечно же, частые рыхления почвы, чтобы в жаркие дни влага испарялась поактвинее и чтобы не допустить загнивания корней.
Если фитофторы пока нет, то нужно пользоваться моментом, закалять иммунитет томата. Для этих целей желательно их обработать йодно-кефирной смесью. Для приготовления ее необходимо в ведро воды емкостью десять литров вылить литр кефира, сыворотки или обезжиренного молока и добавить 12-15 капель йода, после чего хорошенько обработать растения по листве.
Начиная с июля, когда риск появления фитофторы еще более высок, чем ранее, необходимо обработать растения 1%-ной бордоской жидкостью. Для обработки ею лучше использовать пульверизатор, он гораздо равномернее, нежели лейка, распределит спасительную жидкость.
В парниках (это касается всех овощных культур так выращиваемых) необходимо стараться удалять конденсат и прогревать теплицу, выкладывая туда разогретые булыжники или бутылки с водой. Подкормки старайтесь вносить умеренно, иначе растения начнут жировать. Плоды старайтесь снимать пораньше, если с перцами это сделать сложно, то огурчики и томаты можно снимать в стадии корнишонов и молочной спелости соответственно.
Кабачки, тыквы и прочие бахчевые
У бахчевых культур – тыквы, кабачков и прочих – листочки могут дождем прибиваться к земле, пачкаться, от этого ухудшается развитие растений, поэтому под них можно укладывать нетканый укрывной материал, и тут тоже важно следить за слизнями.
Капусты
Капуста: бабочка белянка в такую погоду не летает, зато слизни могут за те пять рабочих дней, что вас не было на даче, буквально уничтожить капусту. Для хоть какой-то защиты ее можно опылить древесной золой, а почву вокруг капусты посыпать горчичным порошком.
Начинающий гнить молодой плод кабачка. © Lila Steinhoff
Сад и ягодник
Тут правит бал тля, она поражает практически все ягодные культуры в той или иной степени, скажем, смородину и калину сильнее всего, яблони и груши – чуть менее, иргу – слабо, она может поселиться на черемухе или аронии. Тли в сырые годы больше, потому что из-за обилия влаги ростовые процессы растений затягиваются, молоденькие листочки на макушках приростов текущего года дольше остаются нежными, что тле и нужно. Против тли лучше всего применять инсектициды, но если химия на вашем огороде неуместна, то можно попробовать обработать тлю настоем жгучего перца (чайная ложка на литр) или чеснока (пара зубков на литр), но повторимся: в такие годы, когда чуть ли не каждый день идут дожди, народные средства, как правило, не помогают. Кроме того, для эффективной борьбы с тлей первым делом нужно уничтожить муравейники, которых в сырые и холодные годы становится очень много.
Медведка также активнее размножается в этот период, народных средств борьбы много, но помогают они лишь отчасти, поэтому лучше использовать надежные препараты в гранулах типа Грома или Фенаксина.
Плодовая гниль – она в сырую погоду может поражать все – от земляники до яблони и груши. Страдают плоды и ягоды, но обычно первым делом портятся те, которые длительный период висят на побегах, так зачем ждать? Собирать урожай нужно почаще, и если в обычный сезон, чтобы собрать, скажем, крыжовник или иргу, нужна была всего пара заходов, то в текущем сезоне придется сделать их вдвое больше, зато таким образом можно спасти ягодки от гнили или мучнистой росы, которая вовсю поражает крыжовник и смородину. Растения требуют защиты, а использовать химию уже нельзя: вот-вот начнется сбор. Дабы избавиться от мучнистой росы можно попробовать обработать растения мыльно-содовым раствором, он и для овощных, и для плодовых, и для ягодных, и для декоративных культур подойдет. Для его приготовления нужно взять 20-30 г кальцинированной соды, 10-15 г жидкого мыла и все это поместить в ведро воды, разогретой до 35 градусов, далее тщательно размешать, заправить пульверизатор и идти на борьбу с мучнистой росой. При обработках лучше смачивать не только пораженные участки, но и еще пока здоровые, да и почву нужно побрызгать тоже.
Кроме болезней активизируются и вредители – слизни буквально атакуют, а различные гусеницы стремятся уничтожить весь урожай; за всем этим нужно следить. Против слизней можно и не применять химию, достаточно на участке разложить куски шифера или картона, ночью слизни наползут под них на дневной сон, а вы утром их обнаружите и выдворите с участка. Такой способ борьбы актуален для слизней и в саду, и в огороде, и в цветнике тоже.
В такие сезоны не забывайте о профилактике, например, есть хорошее средство Фитоспорин-М, это биологический препарат, которым обрабатывать растения можно для защиты от самых разных грибных и бактериальных болезней, в том числе фитофторы, корневой гнили, парши, мучнистой росы, ржавчины и им подобных.
Ягоды малины объеденные вредителями. © Sue Kerr
В саду, как и в огороде, старайтесь почаще рыхлить почву, вырезайте, все побеги с признаками инфекции на них, особенно у кустарников. Старайтесь обрабатывать такие растения препаратами на основе меди – ХОМ, Оксихом, Бордосская жидкость.
Не забывайте об удалении сорняков на участке, в такие сезоны трава растет максимально обильно, она препятствует испарению избытков влаги даже в редкие теплые дни и это грозит возникновением инфекции, которая может поразить основания стволов. Например, у косточковых культур (абрикос, персик, слива, вишня, черешня) будет страдать корневая шейка и если она начнет запревать, то может погибнуть все растение.
Междурядия и прикустовые зоны кустарников при сильном обилии осадков можно замульчировать сухими опилками. Их после ливневых дождей можно убирать, расстилая на ровной поверхности для просушивания. Какая польза от опилок? Они не дают размываться грунту, тормозят рост сорняков, накапливают влагу. Если у вас на участке, например, ценный куст крыжовника, а дожди льют не переставая, и есть уже риск загнивания корневой системы, то можно делать как описано выше: до дождя раскладывать опилки, а после него их убирать.
По возможности старайтесь проредить крону кустарников, быть может, есть побеги, которые ее загущают, их вполне можно удалить, ведь если сыро и холодно, а крона загущена, то может возникнуть любая грибная инфекция, их список огромен.
Цветы также страдают в дождливое и холодное лето, на них также появляется грибная инфекция, тля, их едят слизни, корневая система от избытка влаги начинает загнивать. Тут, правда, несколько проще: с цветов мы урожай не собираем, поэтому их можно защитить обработками фунгицидов и инсектицидов, обязательно строго следуя инструкции на упаковке.
Цветы в вазонах и горшках в особой группе риска: почва в емкостях быстро переувлажняется, и если дождливые дни не сменяются жаркими, то корни банально начнут загнивать. Тут два пути: если вазоны очень уж большие, то можно укрыть их поверхность полиэтиленовой пленкой, чтобы влага в почву больше не поступала, но после дождя обязательно нужно пленку снимать и почаще рыхлить почву; если горшки небольшие, то желательно на время дождя их заносить под навес, а потом выносить.
Цветы бархатцев, пораженные грибковым заболеванием. © Hugh
Общее
Все культуры и цветочные, и плодовые, и овощные с ягодными можно в такие суровые годы опрыскивать, внося внекорневые подкормки, повышающие иммунитет и обрабатывать препаратами, повышающими иммунитет – типа Эпина, Гетероауксина и прочих, они безопасные и эффективные.
botanichka.ru
xn----7sbbncec2cn3hzb.xn--p1ai
Урок №1 Тема. Введение. Источники информации о малой родине
Тема. ВВЕДЕНИЕ. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О МАЛОЙ РОДИНЕ.
Цель.
Познакомить с содержанием и структурой курса кубановедение в 6 классе.
Задачи.
1. Формирование целостного и в то же время дифференцированного представления о природных особенностях, родного края, своей местности, истории Кубани и культуре народов Прикубанья в средневековый период.
2. Диагностика развития общих учебных умений и навыков при работе с различными источниками информации, с географической и исторической картами, справочным материалом и т. п.
3. Формирование интереса и мотивации обучения, уважительного отношения к природе своей малой родины, истории и культуре родного края.
Работа с терминами.
Основные понятия: заповедник, фенология, биоклиматическая карта, топонимический словарь, вегетация.
Краеведы – исследователи Кубани: И. П. Лотышев, В.П. Чучмай.
Учебное оборудование.
1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов.
Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009
2. Источники информации, карты, наглядные пособия, сопутствующие изучению предмета кубановедение в 6 классе (по выбору учителя)
ТСО: мультимедийное оборудование
Тип урока: вводный
План урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по изученному материалу в 5 классе.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с тремя основными разделами нового учебного курса.
2. Характеристика форм и методов изучения учебного материала в 6 классе.
3. Источники знаний о природе, населении и истории своей местности.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Домашнее задание.
I. Организационный момент (5 мин).
Инициация: знакомство с классом; требования к учащимся
Вхождение в тему: постановка целей и задач.
Формирование ожиданий учеников.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по изученному материалу в 5 классе (5 мин)
Беседа с классом.
Что представляет собой кубановедение как наука?
Вспомните наиболее интересные и важные исторические факты, события из курса: "Кубановедение: археология, мифология, культура" в 5 классе.
Как вы понимаете утверждение выдающегося исследователя Кубани Ф. А. Щербины: "В знании истории родного края сила и величие народа"?
III. Изучение нового материала (20 мин).
Учитель.
При изучении курса кубановедение в 5 классе вы познакомились с историей, культурой и образом жизни народов, населявших Кубань более полумиллиона лет назад.
В этом году вы продолжите изучение интегрированного предмета кубановедение, в процессе которого получите разнообразнейшую информацию о богатейшей природе Кубани, своей местности. Познакомитесь с историей и культурой народов, населявших территорию края в IV-XVI веках нашей эры.
Игра «Навигатор».
Знакомство с учебником (выяснить фамилии авторов, познакомиться с оглавлением, акцентировать внимание на работу с хронологической таблицей на стр.130-131 и словарем на стр. 132 -135).
Работа с текстом «Введение» на стр. 5 - 6 (обратить внимание учащихся на условные обозначения на стр. 7)
Учитель.
Почерпнуть знания о природе, истории и культуре родного края вам помогут различные источники информации: учебник, словари энциклопедического характера, сайты сети Интернет, географическая и историческая карты Кубани.
Информация для учителя.
Изучение источников информации возможно в 2 вариантах:
- Организация выставки – стеллажа с научно – публицистической, энциклопедической, художественной литературой о природе и истории Кубани и т. п. с приглашением школьного библиотекаря.
- Мультимедийная презентация с указанием всех источников информации, включая сайты сети Интернет.
Проработка содержания темы.
Знакомство с фенологическим календарём на стр. 11 учебника.
Работа с терминами.
Задание № 1
Используя словарь учебника на стр. 132 -135 заполнить недостающую информацию
_____________________________________ | Наука о сезонных явлениях в живой природе; регистрирует и изучает изменения в растительном и животном мире, обусловленные сменой времён года и погодными условиями. |
Заповедник ____________________________ | |
___________________________________________ | Справочное издание, содержащее сведения об именах собственных – названиях географических объектов. |
Задание № 2
Выполнить задание № 3 на стр. 13 учебника, используя биоклиматическую карту на стр. 12 определить сроки возобновления вегетации озимых зерновых культур в своей местности.
_______________________________________________________________________________ .IV. Закрепление изученного материала (7 мин)
- Беседа по вопросам:
Перечислите известные вам интересные топонимы вашей местности, объясните происхождение их названий.
Какие источники информации помогут вам в дальнейшем при изучении данного раздела?
- Рефлексия учащихся.
Прочитать параграф 1стр. 8 -13
Выполнить задание № 4 стр. 13
Работа клуба «Поисковичок» (класс предварительно разделён на 5 групп). Подготовить сообщение по темам: « Рельеф и полезные ископаемые Кубани и своей местности», «Климат», «Реки Кубани», «Озёра и плавни», «Почвы».
Информация для учителя. При подготовке сообщений учащимися необходимо обратить внимание на возможные источники информации, такие, например, как «Занимательное краеведение» Б. И. Борисова, «Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края» И. П. Лотышева, и др.
Учащимся рекомендуется предложить разнообразные формы презентации сообщений: фотоколлажи, мультимедийные презентации и т. п.
Урок № 2
Тема. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ КУБАНИ И СВОЕЙ МЕСТНОСТИ.
Цель.
Расширить и углубить знания учащихся об особенностях природы Кубани и своей местности.
Задачи.
1. Познакомить учащихся с особенностями природы Кубани и своей местности через изучение географического положения, рельефа и полезных ископаемых, водоёмов и почв Краснодарского края.
2. Развивать познавательный интерес, логическое мышление и любознательность учащихся в процессе поисково-исследовательской деятельности.
3. Прививать бережное отношение к природе родного края, своей местности.
Работа с терминами.
Основные понятия: пороги, дельта, бора, плавни, лиманы
Краеведы – исследователи Кубани: И. П. Лотышев, Б. И. Борисов
Учебное оборудование.
1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов.
Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009
2. Источники информации, физическая карта Краснодарского края, наглядные пособия.
ТСО: мультимедийное оборудование
Тип урока: комбинированый
План урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
III. Изучение нового материала.
1. Географическое положение Краснодарского края.
2. Рельеф и полезные ископаемые.
3. Климат.
4. Реки.
5. Лиманы и плавни.
6. Почвы.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Домашнее задание.
I. Организационный момент (1 мин).
II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу (4 мин).
Проверка выполнения домашнего задания № 4 стр. 13
(определение лучшего фенологического календаря, составленного учащимися дома)
III. Изучение нового материала (25 мин)
Интерактивная беседа (передача и объяснение информации)
- Географическое положение Краснодарского края.
Материал для учителя.
Обратите внимание на физическую (географическую) Кубани. Она даёт нам возможность как бы с большой высоты окинуть взглядом весь наш край. Сразу же бросается в глаза сложное устройство его поверхности, обилие природных вод и выгодность географического положения.
Говоря о географическом положении какого – нибудь края, имеется в виду его положение на земном шаре, расстояния от экватора и полюса, его место на территории страны в целом, расположение относительно крупных водных бассейнов рек, его связь с другими частями страны и т. д.
С точки зрения географического положения Краснодарский край действительно расположен очень выгодно: в умеренном тепловом поясе Северного полушария, на полпути от экватора к Северному полюсу, в южной части России. С северо-запада и юго-запада он омывается Азовским и Чёрным морями. На севере наш край граничит с Ростовской областью, на востоке – со Ставропольским краем, на Юге – с солнечной Абхазией и Крачаево – Черкесией, на Западе нашим соседом является Украина.
С 2000 года Краснодарский край входит в состав Южного Федерального округа. Административный центр Кубани – город Краснодар.
- Сообщения учащихся по группам:
- Климат.
- Реки.
- Лиманы и плавни.
- Почвы.
IV. Закрепление изученного материала (7 мин).
- Практикум.
Определить соответствие между «соседями» края и сторонами горизонта,
заполнив таблицу
А | Ростовская область | 1 | Ю-З | |
Б | Ставропольский край | 2 | Ю-В | |
В | Карачаево - Черкесия | 3 | С-З | |
Г | Украина | 4 | С | |
Д | Чёрное море | 5 | В | |
Е | Азовское море | 6 | З |
Задание № 2
Игра « Самая-самая»
Дописать недостающую информацию
Самая высокая точка Краснодарского края__________________________________________
Самая многоводная река Краснодарского края_______________________________________
Самая длинная степная река Краснодарского края___________________________________
Самая обширная равнина Краснодарского края______________________________________
Самый крупный лиман Кубани______________________________________________________Задание № 3
- Решить кроссворд.
- Административный центр Кубани.
- Главная «водная артерия» Краснодарского края.
- Наивысшая точка Краснодарского края.
- Название холодного ветра, который дует с северо-востока и имеет второе название – норд-ост.
- Разгадать ребус.
С , , Ч ,,,
- Саморефлексия учащихся.
Оценивание работы учащихся учителем.
V. Домашнее задание.
Прочитать параграф 2, стр. 14 -18 Ответить на вопросы № 1, 3, 5 стр. 18 Опережающее обучение. Прочитать Параграф № 3, стр. 19 -21
**********************************************************************
Урок № 3 Тема: Растения, которые нас окружают. Цель. Познакомить учащихся с разнообразием и особенностями растительного мира Краснодарского края. Задачи. Расширить и обобщить знания учащихся о растительном мире своей местности. Развивать познавательный интерес школьников к флоре Кубани, умений наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Работа с терминами. Основные понятия: сорные растения, реликтовые растения, эндемики. Учебное оборудование. 1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов. Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009 2. Схемы - таблицы, наглядные пособия, сопутствующие изучению данной темы (по выбору учителя). ТСО: мультимедийное оборудование. Тип урока: комбинированный урок – практикум.
Информация для учителя.
Рекомендуется провести урок в форме биологического турнира, в процессе которого учащиеся будут выполнять творческие задания на протяжении всего учебного занятия. Класс предварительно поделён на две команды.
План урока.
- Организационный момент. II. Объявление целей и задач урока (объяснение правил проведения биологического турнира). III. Проведение турнира. IV. Подведение итогов. V. Домашнее задание. I. Ход урока. Организационный момент (1 мин). Объявление целей и задач урока (4 мин) Вхождение в тему: постановка целей и задач урока. Учитель. Сегодняшний урок посвящен организмам, с которыми мы встречаемся в природе каждый день. Но, многого о них не зная, мы зачастую истребляем, топчем их, наносим непоправимый вред! Иногда мы их ломаем, губим, не понимая того, что без них будет очень грустно! Что без них вообще невозможно жить!
2. Вкусны - оближешь пальчики - оранжевые мячики,но только в них я не играю, а неизменно их съедаю (Апельсины.)
3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки,
а кора тонка, красна! Та красавица -...(Сосна).
4. Вот печальная картина: затянула пруд весь .. .(Тина).
5. Её всегда в лесу найдёшь - пойдём гулять и встретим:
стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем (Ель).
6. Голубой лужок, голубой бережок,голубеет всё вдали - какие цветы зацвели? (Незабудки).
7. Очень часто под водою, словно согнута бедою,
вся печальна, молчалива, узколиста плачет... (Ива).
8. А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь,но в колоске один цветок - так будь внимательней, знаток (Ячмень).
Учитель. Соединим первые буквы ответов, и получим слово: РАСТЕНИЯ Сегодня мы познакомимся с растениями, которые нас окружают. Девизом нашего урока будут слова Гете: “Мало знать, надо и применять, Мало хотеть, надо и делать!”. III. Проведение турнира (30 мин).
1 Тур. «Термины и понятия».
Учитель. Растительный мир Краснодарского края очень богат и разнообразен. На Кубани более трех тысяч видов растений: одни растения помогают спрятаться от летней жары, принимая нас под свои тенистые кроны, другие радуют глаз и поднимают настроение яркими красками и приятным запахом. Плодовые деревья готовы угостить сочными душистыми плодами. Некоторые из них- настоящие старожилы, такие например как липа, каштан, дуб, черника и другие. Эти растения называются реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен. Реликты - виды растений и животных, входящие в состав или области, как пережитки флор и фаун минувших эпох. Существует и другая категория – эндемики. Эндемики - виды растений и животных, свойственные относительно небольшой территории. Нигде больше в нашей стране нет такого разнообразия растительности, как на Кубани. Это обуславливается, в первую очередь тем, что наш край расположен в двух климатических зонах, а в разных природных условиях флора также отличается. Растения, которые можно встретить возле жилища человека называются сорными.
Задание № 1
Написать известные виды растений своей местности.
Реликтовые растения -___________________________________________________ Сорные растения - _____________________________________________________ Эндемики (если есть) - _________________________________________________
1piar.ru
6-4 к | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов
educontest.net
Охрана растений. Роль растений в улучшении экологической обстановки (внеклассное мероприятие)
Роль растений в улучшении
экологической обстановки
(внеклассное мероприятие)
Цели:
- Формирование экологической культуры, познавательного, эмоционального и практического отношения к природному и социальному окружению, интенсивное накопление знаний об окружающем мире.
- Развитие экологической культуры младших школьников на основе самостоятельного выбора линии поведения в окружающем мире.
- Воспитание нравственных качеств ребенка на примере бережливого, внимательного отношения к природным объектам.
- Объяснить детям, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насаждений, дать учащимся простейшие сведения о той незаменимой роли, которую играют растения, вызвать у детей желание сажать и растить деревья.
Оборудование:
Картины о лесе, пословицы о лесе.
Цитаты:
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Враг природы тот, кто леса не бережет.
Лес не школа, а всех учит.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Лес да вода поле красит.
Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живет целые века.
Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил, хотя бы одно дерево.
Ход мероприятия.
1.Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык.
Как что-то близкое, родное.
2. Люблю я лес, он с русскою душою.
В нём не утихнет соловья свирель.
И сладкий запах, насыщенный смолою,
Подарит молодая ель.
Деревья в зелени одеты,
А жизнь в лесу идёт уж ходуном
На ветке дятел проколачивает «двери»,
А осторожный заяц пробежал рысцой.
3.Там, у заброшенной опушки
Торжественно и чудно льёт ручей.
А солнца луч старательно пробьётся
Сквозь толщину густых ветвей.
4.В забытых дебрях леса
Хранятся тайны всех чудес…
Там мудрый дуб всё время мыслит.
То тишина, то ветер свищет
Меж старых сосен и елей,
Он не молчит, листву колышет.
Там старый дуб – защитник леса,
5.Обид и горя в памяти полно.
Пожары от людского гнева
Скрывать нет сил, уж всё равно.
Лес помнит всё, и бури, и туманы.
Сквозь трудности проходит, всё одно.
А по земле разбросаны капканы…
6.Ты - русский человек
И русские леса любить обязан,
Как Родину свою, как первый день весны.
Тогда и каждым будет сказан
Божественный завет лесной страны.
Каждый день по дороге в школу вы видите разные растения. Название одних вам знакомы, другие вы так часто видите, что легко узнаете их. Одни растения помогают вам избавиться от летней жары, принимая вас под свои тенистые кроны. Другие – радуют глаз и поднимают настроение яркими красками и приятным запахом. Третьи – готовы накормить вас сочными душистыми ягодами.
Растений на земле очень много. А я расскажу о некоторых из них.
Береза.
Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага.
Ель.
Это дерево знакомо всем с детства. Вместе с ним под Новый год приходит сказка.
Даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Обычай украшать елку пришел к нам издалека. Когда день начинал прибывать, люди в ожидании теплых дней шли в лес, который всегда согревал и кормил людей. Там они украшали самую большую ель игрушками, которые символизировали богатый урожай в поле, обилие птиц и зверей в лесу. Домой люди приносили еловые шишки.
Дуб.
Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Полижите несколько листов дуба в банку с солеными огурцами – они станут хрустящими, крепкими, вкусными.
Клен.
Клен – желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена.
В городах клен энергично усваивает из воздуха различные вредные вещества.
Люди уже давно оценили значение природы не только как источника пищи, сырья и полезных ископаемых, но и как источник духовной энергии и эстетического наслаждения. Окрестные леса и луга для многих елабужан с детства стали родными.
Но люди истребляли леса для использования земель под пашни. Для пополнения государственной казны по низким ценам продавались целые лесные массивы.
Лесные пожары, массовая вырубка лесов также способствовали истреблению лесных массивов.
Танаевский лес, Большой и Малый боры, да и Мортовский лес – это остатки некогда обширной лесной территории. О том, какой древостой был в наших лесах, свидетельствуют старые деревянные дома, настил потолка и пола, которые выполнены сосновой доской. Такие сосны, возраст которых около 200 лет, теперь большая редкость в наших лесах. Они поражают своей красотой и величественностью.
В настоящее время леса в большей массе восстановлены и восстанавливаются руками человека, осознавшего, как велико значение леса в жизни человека.
Лес дает древесину, необходимую для народного хозяйства. В лесах живут промысловые звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья. Почва, покрытая растениями, хорошо сохраняет влагу. Леса поддерживают полноводность рек, предохраняют почву от разрушения, предупреждают обвалы в горах. Они защищают поля от суховеев и пыльных бурь, предохраняют дороги от песчаных и снежных заносов.
Растения украшают землю и очищают воздух. Поэтому к ним надо бережно относиться, их надо охранять.
Народная мудрость гласит: «Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил, хотя бы одно дерево».
Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой – сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем!
Но на фоне этой удивительно неповторимой красоты ранят глаз и отдаются болью в сердце мусорные свалки, в которые современные горожане стремятся превратить наши леса и луга. Люди едут в лес, на луг, на речку отдыхать и оставляют за собой кучи мусора. Так захламляются большие территории. Что наносит большой ущерб растениям. В природе необходим принцип: что с собой привез, то и увези обратно.
А теперь, давайте, вместе определим правила поведения в лесу.
1.Не разжигай в лесу костер!
На кострище несколько лет не растет трава. К тому костер может привести к лесному пожару, в котором могут погибнуть и растения и животные.
2.Не оставляй мусор в лесу!
Лес ни место для свалки мусора, а дом для животных и растений и в этом доме должно быть чисто.
3.В лесу ходи только по организованным тропинкам!
Помни: утаптывание лесной почвы приводит к снижению доступа кислорода к корням деревьев, необходимого для их дыхания.
4.Не рви цветы!
Любуйся их красотой или сфотографируй их. Сорванные растения быстро погибают и не дают семян. Не будет семян – не будет цветущих растений.
Здоровым, красивым и удобным должен быть город. Для этого недостаточно кирпича, железобетона, мрамора, недостаточно одной архитектуры, - для этого нужна ещё живая природа – деревья, цветы.
Город без зелени однообразен и скучен.
Озеленение наряду с санитарно – гигиеническим состоянием жилищ и очистных сооружений города оказывает решающее оздоровительное влияние на жизнь и быт населения. Сады и скверы, бульвары и парки доставляют людям возможность здорового, освежающего отдыха, служат для населения излюбленным местом прогулок, оказывает благотворное влияние на физическое самочувствие и на психику людей. Вот почему люди засаживают города и территорию вокруг него деревьями, кустарниками, цветниками.
Зелёные насаждения как бы насквозь пронизывают собой весь город Елабуга. Мало того они продолжаются и за его пределами. Перешагнув городскую черту, они разрастаются вширь и вдаль, всё привольнее и гуще: уже не бульвары, а целые парки, не скверы, а леса с перелесками…
Обступив город со всех сторон, постепенно сливаясь в сплошной массив, загородные насаждения смыкают вокруг города своё живое кольцо, образуя широкий «зелёный пояс».
Как хорошо, что на Земле есть растения!
Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных – это и «дом», и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них. Многие растения - лекарственные. А сколько радости доставляет нам красота растений.
Один гектар зелёных насаждений поглощает восемь килограммов углекислого газа за час, т.е. столько, сколько выдохнут его за это время 200 человек. Чем обширнее зелёная зона города, и его окрестностей, тем сильнее, разумеется, воздействие, оказываемое ею на климат нашего города.
Но особенно заметное влияние оказывают зелёные насаждения: скверы, бульвары, парки и вся пригородная зона с её природными ресурсами – лесами, лугами, садами, водоемами.
Растительность улучшает экологию нашего города. Зимой среди деревьев, даже когда они без листьев всегда бывает теплее, чем на голых, открытых ветрам территориях.
Летом же, наоборот, в сквере или на бульваре температура воздуха обычно на один – два градуса ниже, чем на улице или на городском дворе, среди каменных громад. Густая листва также задерживает и уменьшает солнечную радиацию. Врачи отмечают благотворное действие воздуха среди лесной природы на душевное состояние и настроение человека.
Мягкий снег, тишина, прохлада, зелёный цвет растительности действуют успокаивающе на психику… окраска листьев и цветов, их аромат, свет и тени, шелест листьев и пение птиц не только приятно действуют на наше зрение, обоняние и слух, но тем самым тонизируют центральную нервную систему и через неё благотворно влияют на весь организм.
Какая большая работа ведётся для создания благотворительной экологической обстановки в городе: посадка саженцев, замена старых деревьев на молодые деревья, создание цветников, парков и скверов.
Наш город окружён лесами, которые входят в состав Национального парка Нижняя Кама. Национальный парк «Нижняя Кама» - это одна из наиболее крупных особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан. К ним относится крупные лесные массивы Кзыл – Тау (Челнинское лесничество), Большой Бор, Малый Бор, Танаевская дача, уникальные пойменные луга и озёра.
Эту созданную красоту люди должны ценить, охранять и соблюдение этих элементарных правил не требует от нас ни чрезмерных усилий, ни материальных затрат, ни каких-то других невероятных жертв: всего лишь не мусорить, не топтать, не рвать, не поджигать. Выполнение этих правил – не какая-то неприятная обязанность, а долг каждого, кто считает себя культурным и цивилизованным человеком. Они должны стать для нас нормой жизни, чем-то само собой разумеющимся, как умываться и чистить зубы по утрам.
Мы должны научиться воспринимать нашу природу как национальное достояние, наше общее богатство, а слово «общее» должно перестать означать в нашем сознании «ничьё». Мы в ответе за это богатство. В ответе перед самими собой, перед Родиной и природой (ведь у этих двух слов один корень!), в ответе перед будущими поколениями.
Викторина «Лес и его обитатели. О растениях леса».
- Сок, какого дерева сладкий? (берёзы)
- Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос? (берёзы)
- Из какого дерева делают спички? (осина)
- Какое дерево применяется для изготовления лыж? (берёза)
- Какое дерево цветет первым, а какое последним? (ольха, липа)
- У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина)
- Из какого дерева делают пианино? (ель)
- Какие дрова самые жаркие? (дуб, береза)
- Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (липу)
Загадки.
1. В шубе летом,
А зимой раздетый. (Лес)
2. Высоконько стоит,
Далеконько глядит,
Станет старушкой —
Будет избушкой. (сосна)
3. Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (мох)
4. На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (ландыш)
5. В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пёстрая придёт —
На зубок он попадёт. (орех)
6. В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (желудь)
7. Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (черемуха)
8. В нём почти сто метров роста:
На него залезть не просто!
Из Австралии был он
К нам в Колхиду завезён.
У него одна работа —
Осушение болота. (эвкалипт)
9. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
10. Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (лиственница)
11. Белые овечки
Бегают по свечке. (верба)
12. Никто её не пугает,
А она всё равно дрожит. (осина)
13. Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (рябина)
14. Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (береза)
15. Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (ива)
16. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (сосна)
17. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (липа)
18. Зимой и летом
Одним цветом. (ель)
19. Каждый год молодцу
Прибавляет по кольцу. (дерево)
20.Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель)
21.Что за дерево стоит,
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
22.Клейкие палочки, зеленые листочки,
С белой корой стоит под горой. (береза)
1.Не разжигай в лесу костер!
На кострище несколько лет не растет трава. К тому костер может привести к лесному пожару, в котором могут погибнуть и растения и животные.
2.Не оставляй мусор в лесу!
Лес ни место для свалки мусора, а дом для животных и растений и
в этом доме должно быть чисто.
3.В лесу ходи по организованным тропинкам! Помни: утаптывание лесной почвы приводит к снижению доступа кислорода к корням деревьев, необходимого для их дыхания.
4.Не рви цветы!
Любуйся их красотой или сфотографируй их. Сорванные растения быстро погибают и не дают семян. Не будет семян – не будет цветущих растений.
Речку, лес, в ромашках луг
Получай в наследство.
Охраняй их юный друг,
Береги их с детства!
Правила поведения на природе
1.Находясь в природе нельзя срывать растения для букетов!
Букеты можно составлять только из тех растений,
которые выращены человеком.
2.В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам,
чтобы растения и насекомые не погибли от вытаптывания!
3.Не разжигай в лесу костёр!
Костёр может привести к лесному пожару, в котором
могут погибнуть растения и животные.
4.Не оставляй после себя на природе мусор!
5.Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей!
В природе о них позаботятся взрослые животные.
6.Не разоряй птичьи гнёзда!
7.Не лови бабочек, стрекоз и других насекомых!
Все они нужны в природе. Они служат для кого-то кормом, сами поедают других насекомых, опыляют цветы и просто для красоты.
Мы первая зелень, и за это нас все ломают.
Мы даже боимся распускаться первыми в лесу.
А чего хорошего – ведь нас всё равно сломают.
Помогите нам! Ваши зелёные друзья:
ЧЕРЁМУХА, ИВА, БЕРЁЗКА, СИРЕНЬ.
МОЯ ПЛАНЕТА – ЧЕЛОВЕЧИЙ ДОМ.
НО КАК ЕЙ ЖИТЬ ПОД ДЫМНЫМ КОЛПАКОМ?
ГДЕ СТОЧНАЯ КАНАВА – ОКЕАН!
ГДЕ ВСЯ ПРИРОДА ПОЙМАНА В КАПКАН!
ГДЕ МЕСТА НЕТ НИ АИСТУ, НИ ЛЬВУ,
ГДЕ СТОНУТ ТРАВЫ: «БОЛЬШЕ НЕ МОГУ!»
lib5.podelise.ru