Какие растения цветут осенью окружающий мир планета знаний. Конспект урока. УМК Планета знаний. Осенние изменения в неживой и живой природе.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок-экскурсия для 1 класса по окружающему миру «Жизнь растений осенью». Какие растения цветут осенью окружающий мир планета знаний


"Вот и лето прошло" УМК "Планета знаний"

1.Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на уроке окружающего мира.

Учитель спросит – надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А лучше руку подними.

Дети правильно и тихи садятся.

Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

- Ребята, отгадайте загадки.

Опустел уютный сад,Паутинки вдаль летят,И на южный край землиПотянулись журавли.Распахнулись двери школ.Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы - Почернели огороды, оголяются леса,Молкнут птичьи голоса,Мишка в спчку завалился.Что за месяц к нам явился?

(Октябрь)

Поле чёрно-белым стало,Падает то дождь, то снег,А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек, Мёрзнет в поле озимь ржи,Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь).

- К какому времени года он относится?

- Как вы это определили?

- Ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Отгадывают загадки

Осень.

Ответы детей.

Регулятивные (принимают учебную задачу, соотносят свои действия, ищут способ решения, осуществляют задачу)

3. Постановка учебной задачи.

- Вот и кончилось весёлое тёплое лето, на смену ему приходит осень.

- Какой месяц осени сейчас наблюдаем? Назовите.

- Сегодня на уроке будем говорить об осени.

Сентябрь.

Регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу.)

Физминутка.

Бабочка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Учащиеся выполняют задание.

Регулятивные (осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем)

4. Открытие нового. Построение выхода из затруднения.

(Звучит пьеса “Сентябрь” из цикла “Времена года”, П.И. Чайковский)

- Вы прослушали музыку, посвящённую Сентябрю, великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Какое настроение у вас вызвало это музыкальное произведение?

- Почему?

Чтение стихотворения.

Осень-художница

Повязала Осень пёстрый фартукИ ведёрки с красками взяла.Ранним утром, проходя по парку,Листья позолотой обвела.

- В начале сентября выдаются тёплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья клёнов и берёз. Воздух чист и прозрачен. В нём летает серебристые нити паутины. Такие дни называют “Бабьим летом”.

“Коли ясно, то и осень прекрасна” - говорит русская народная пословица.

- Что происходит осенью с листьями деревьев?

- Сейчас мы совершим с вами небольшую экскурсию в школьный парк. Понаблюдаем, какие деревья в нём растут, какого цвета листва на них.

А ещё понаблюдаем за небом: какое оно? Ярко-синее или бледно-голубое?

- И есть ли на нём облака?

Затем вернёмся в класс и продолжим работу.

(Учитель берёт с собой на экскурсию гербарий из листьев деревьев берёзы, клёна, рябины, дуба)

Во время экскурсии проводится игра “Найди дерево по листочку”.

Слушают мелодию.

Листья деревьев меняют окраску и опадают.

Экскурсия в школьный двор.

Личностные: (умеют выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе.)

Познавательные (делают вывод на основе изучения учебного материала, осуществляют сравнение слов, синтез как составление целого из частей (слова из слогов)

5. Первичное закрепление. Проговаривание во внешней речи.

- Во время экскурсии какие деревья мы видели в школьном дворе? Назовите.

- Какие цветы видели в школьном дворе?

- Какие из них осенью остались зелёными? Почему?

- Какого цвета вы видели небо?

- Были ли на небе облака?

Рабочая тетрадь с. 12

Задание 1.

- Ребята посмотрите на листья, которые мы принесли с экскурсии.

- От каких деревьев эти листья?

- Дорисуй и раскрась их.

- Посмотрите на задание 2.

- Какие цветы цветут осенью?

- Раскрасьте их.

Дети называют.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Дуб, клен, рябина.

Учащиеся выполняют задание.

Познавательные (делают вывод на основе изучения учебного материала, осуществляют сравнение слов, синтез как составление целого из частей (слова из слогов)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Работа в рабочей тетради

С. 12 № 2

Задание 3. Работа в паре.

- Придумайте историю по этим рисункам. Раскрась тех героев, которые тебе понравились.

Дети придумывают истории, рассказывают их в пар.

Раскрашивают героев своих рассказов.

Регулятивные (осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем)

8. Рефлексия. Итог урока.

- А теперь подведём итог урока. Мы сегодня с вами изучали какое время года?

- Что происходит с деревьями осенью?

Какое небо в сентябре?

- Солнце светит

- Птицы

- В начале сентября стоят тёплые денёчки, которые называют...

- Молодцы!

- Спасибо за то, что были внимательными на протяжении всего урока.

- Оцените свою работу на уроке.

Рефлексия “Ладошки”

Ответы детей.

Меняют цвет листвы, начинают её сбрасывать

Бледно-голубое

Уже не так ярко как летом

Готовятся к отлёту

Бабьим летом.

Регулятивные (подводят итоги, оценивают результаты своей работы)

multiurok.ru

Урок-экскурсия для 1 класса по окружающему миру "Жизнь растений осенью"

Цели: дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений; познакомить учащихся с разнообразием форм и окраски листьев деревьев в осенний период; дать понятие о лиственных и хвойных растениях; познакомить с представителями растений, произрастающих в родном крае; продолжить формирование деятельности наблюдения; показать пример культуры поведения в природе; собрать природный материал для уроков трудового обучения.

Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений; плоды, семена, осенние листья различных растений; у детей – лупы.

Предварительная работа. Прежде чем организовать экскурсию, учителю необходимо выбрать для нее место. Желательно подобрать участок смешанного леса, парка или сквера. Учитель, побывав на месте проведения экскурсии, намечает места остановок, объекты для изучения.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы отправляемся в осенний парк. Вам разрешается идти парами, общаться между собой, негромко разговаривать, обращаться с вопросами или за помощью к взрослым.

А что вы не должны делать в парке? (Нельзя рвать растения, ломать ветки, пробовать на вкус листья и плоды, ловить насекомых, отставать от группы, играть в прятки.)

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

II. Повторение изученного.

О с е н н и е   и з м е н е н и я  в неживой природе.

– Ребята, какое сейчас время года? (Осень.)

– Обратите внимание на небо. Какое оно? (Ответы детей.)

– Как греет солнце? (Ответы детей.)

– Расскажите о погоде сегодня: ясно или облачно, пасмурно; осадки или без осадков; ветрено или безветренная погода; тепло или холодно.

– Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)

Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения. Делаются  в ы в о д ы:

1) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, оно кажется низким.

2) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

3) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

О б щ и й   в ы в о д: похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления неживой природы.

III. Изучение нового материала.

1. Б е с е д а  «Жизнь растений осенью».

– Рассмотрите и назовите находящиеся недалеко от дорожки деревья, кустарники и травянистые растения.

– А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни растений.

Летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад – с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать.

– Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите ш

konspekteka.ru

Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Планета знаний"

Урок окружающего мира в 1 классе УМК «Планета знаний»

Тема: «Осень»

Цель: создать условия для показа красоты осенней природы, ознакомления с осенними изменениями в природе; развития у учащихся умений сравнивать и обобщать; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, творческих способностей детей; умения работать в парах

Планируемые результаты:

Предметные: называют осенние изменения в природе

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувства ответственности за сохранение её природы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач, логические – анализируют объекты природы с выделением существенных признаков

Коммуникативные: умеют работать коллективно, оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета

Сценарий урока

1.Организационный момент .

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки,

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверяй его святынь.

С. Смирнов

2. Формирование новых знаний.

- Сегодня мы с вами совершим экскурсию в осеннюю природу и узнаем много нового о жизни природы в это время года. (Слайд: красивая осень)

- Какие осенние явления вы знаете?

-Как меняется жизнь животных осенью?

- Как меняется жизнь растений осенью?

- Какие изменения происходят осенью в природе? (Дни становятся короче, а ночи длиннее и холоднее; продолжительные дожди; бывают заморозки; деревья меняют окраску листьев; исчезают насекомые; недостаток корма заставляет улетать птиц в тёплые края.) (Слайд: изменения в природе.)

Звучит песня «Осень», слова М.Ивенсена, муз. М. Красева

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают-

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Работа с учебником.

-Рассмотрите рисунок в учебнике на с.22. Как изменилась природа с рисунка со с.14.

- Как изменились листья на деревьях?

- Какое стало небо?

- Что вы видите в небе? (Улетающих птиц.)

- Рассмотрите птиц, которые изображены на рисунках. (Скворец, ласточка, соловей, лебеди, утка.)

-Почему они улетают на зиму в тёплые края?

- Птицы - великие путешественники. Стаями в одиночку летят они из мест, где родились, туда, где проведут зиму. Одни улетают за тысячу километров в дальние страны, другие отлетают недалеко, чтобы с первыми осенними днями вернуться на родину. (Слайд: птицы улетают)

- А каких птиц вы видите и зимой?

- Чем питаются?

- Как им можно помочь зимой?

- Как вы понимаете слово осёдлые. Найдите в справочнике. (Слайд, кто осёдлые)

- Самое красивое время осени- это золотая осень. (Слайд красивая осень.)

Раскрасьте рисунок в тетради на с.18 «Золотая осень».

3.Физкультминутка (Можно выйти и построится в круг)

- Так как мы с вами на экскурсии в осеннем лесу, то и тема разминки будет осенняя. Повторяем за мной слова и упражнения.

- Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу. (Дети присели на корточки, потом встали, руки в стороны и взмахи руками вверх-вниз.)

- Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу. ( Все расставляют руки и ноги в стороны и изображают медвежью походку вперевалку, наклоняясь за ветками.)

- Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло. ( Дети становятся прямо, руки сгибают перед собой и изображают заячьи прыжки.)

- Носит белка целый день про запас грибы в дупло. (Делают наклоны, срывают грибы и складывают их в дупло.)

-Рыщут волки тёмной ночью за добычей по лесам. ( Бег трусцой на месте.)

- Меж кустов к тетёрке сонной пробирается лиса. (Дети изображают осторожно крадущуюся лису.)

- Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко. (Срывают с ветки орехи и прячут их вниз в мох.)

- Хвою щиплют глухари. (Кистями рук делают щипковые движения)

- Зимовать к нам прилетели северяни- снегири. (Дети делают взмахи руками и присаживаются на корточки.)

Разговор в кругу.

- Молодцы, ребятки, но мы с вами не только размялись, но ещё раз поговорили об осени.

-Чем заняты звери и птицы в нашем стихотворении. (Звери и птицы готовятся к зиме.)

- Как они готовятся к зиме? ( Меняют мех, делают запасы, улетают на юг.)

- Вспомните, как медведь готовится к зиме? (Медведь готовится к спячке.)

-Как заяц? (Заяц меняет мех с серого, летнего, на белый, зимний и более тёплый.)

- А волк готовится к зиме? (Он ничего не делает.)

- Белка? (Белка делает запасы.)

А ёж, знаете? ( Он готовится к спячке.)

4. Закрепление изученного.

- Рассмотрите внимательно рисунок на с.23. Назовите признаки осени.

- Какие времена года изображены на рисунке?

- Рассмотрите эпизоды из жизни животных и птиц на с.19 в тетради. Отметьте красным цветом те картинки, которые нельзя увидеть осенью.

- Отгадайте что это?

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко. (Туман.) (Слайд –туман.)

- Осенью часто бывают туманы. Попробуйте нарисовать его.

- Посмотрите на небо:

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата? (Облака.)

- Нарисуйте, какие облака вы видели.

- Дары осени превращают нас в настоящих волшебников. Взяв в руки шишки, жёлуди, листья мы можем превратить их в различных птиц, животных, рыб.

- Чтобы вы сделали, если бы стали волшебниками? Поиграйте в игру друг с другом на с.19 в тетради.

5. Итог урока.

- Мы сегодня с вами познакомились с изменениями в природе, происходящими в какое время года? (Осенью.)

- По каким признакам можно отличит осень от других времён года? (Ученики называют признаки осени.) (Слайд –ещё раз осенние признаки.)

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему "Вот и лето прошло" (1 класс)

Урок 9Вот и лето прошло

Педагогические цели: создать условия для уточнения и систематизации представления детей об изменениях в природе ранней осенью, закрепления представлений, полученных во время экскурсии, с помощью учебника и рабочей тетради; способствовать развитию у учащихся умения наблюдать и сравнивать.

Планируемые результаты:

Предметные: называют признаки ранней осени.

Личностные: овладевают чувством личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием иллюстраций; логические – осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков.

Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья. (Осень.)

– Какие осенние месяцы вы знаете?

– Какая сегодня погода?

Познавательные УУД: логические – осуществляют сравнение по заданным критериям.

– Сравните погоду ранней осенью и летом.

II. Изучение нового материала.

Коммуникативные УУД: описывают объект с выделением его внешних признаков, используя выразительные средства языка.

На доске выставка рисунков детей, на которых они изобразили осеннюю природу, увиденную во время экскурсии и прогулок. Ученики рассказывают свои истории и сказки об увиденном и услышанном, подготовленные дома.

Работа в учебнике, с. 14.

– Какое время года изображено на рисунке? (Осень.)

– Как вы догадались, что это осень? (Деревья и трава пожелтели.)

– Какие ещё признаки осени вы знаете? (Частые дожди, листопад, отлет птиц.)

– Какие деревья, изображенные на иллюстрации, вы знаете? (Береза, осина, дуб, ель, сосна, рябина, клён.)

– Деревья живут очень долго. Дуб от 500 до 1000 лет, береза – 100–120 лет, осина – 80–100 лет.

– Давайте поиграем в игру «Найди дерево». Я вам раздаю листочки от различных деревьев (собранные группами детей во время экскурсии), а вы называете дерево.

– С каких деревьев изображены листочки на с. 12 в тетради. Дорисуйте и раскрасьте.

– Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников, рвать красивые растения для букетов. Букеты нужно составлять только из тех растений, которые человек вырастил специально для этого.

– Рассмотрите цветы. Какие из них цветут осенью? Раскрасьте. (Осенью цветут астры, хризантемы, пионы.)

– Каких животных вы видите на иллюстрации?

– Что они делают с наступлением осени? (Готовятся к зиме.)

– А как они готовятся? (Меняют мех на более тёплый, делают запасы, готовятся к спячке. Птицы улетают в тёплые края.)

– Давайте попробуем поговорить о некоторых животных.

– Заяц. (Заяц меняет мех с серого, летнего, на белый, зимний, более тёплый.)

– Белка. (Белка делает запасы и тоже меняет рыжую шерстку на серую.)

– Ёж. (Ёж готовится к спячке.)

– Медведь. (Медведь готовится к спячке.)

– Растения и животные тесно связаны друг с другом. Деревья, кустарники, травы образуют как бы дом для животных. Кроме того, для многих животных растения служат кормом.

– Посмотрите, кто это?

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб.)

– Для каких животных грибы являются кормом? (Для белочки, ежей.)

– Какие грибы вы знаете?

– Все ли грибы можно есть?

– Сбор грибов – это не простая работа. Не все грибы можно собирать.

Физкультминутка

Пополам

Н. Бромлей

(шаги на месте)

(приседания)

(наклоны влево, вправо)

(наклоны вперёд, назад)

(руки на пояс, поворот влево, вправо)

(присели и выпрыгнули, руки держать вверх)

– Отгадайте, что это за грибы:

Не спорю – не белый, Что за ребятки на пеньках

Я, братцы, попроще. Столпились тесной кучкой?

Расту я обычно И держат зонтики в руках,

В березовой роще. Застигнутые тучкой.

(Подберезовик.) (Опёнки.)

Я в красной шапочке расту Золотистые… (лисички)

Среди корней осиновых. Очень дружные сестрички.

Меня увидишь за версту, – Ходят в рыженьких беретах,

Зовусь я – … Осень в лес приносят летом.

(подосиновик).

Будто смазанные маслом.

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята

Под сосной растут… (маслята).

– Какие это грибы? (Съедобные.)

– Назовите ядовитые грибы. (Мухомор красный, серый мухомор, бледная поганка.)

– Нужно уничтожать ядовитые грибы? (Нет, они служат лекарством для некоторых животных.)

Познавательные УУД: общеучебные – использование знаково-символических средств (рисунков) для решения учебной задачи.

– Рассмотрите рисунки на с. 13 в тетради. Придумайте историю. Озаглавьте. Покажите стрелочками последовательность истории.

III. Итог урока.

Познавательные УУД: общеучебные – обобщают особенности (признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения (наблюдения).

– Давайте рассмотрим рисунки на с. 15 учебника. Как изменяется всё вокруг с наступлением осени?

– Как одеты дети?

– Как светит солнце?

– Что происходит с животными и птицами?

– Как изменяются растения?

– С первых чисел сентября всё чаще замечаем приметы ранней осени. Дни становятся короче. Стало заметно прохладней. Листва заметно пожелтела. Обратите внимание на красоту осеннего леса. Казалось бы, зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы себе да стояли до самой весны с листьями. Нельзя. Если ляжет, налипнет снег на листву, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломаются. Вот деревья всю листву и сбрасывают.

– С приходом осени всё изменяется.

infourok.ru

Конспект урока. УМК Планета знаний. Осенние изменения в неживой и живой природе.

УМК: «Планета знаний»Класс: 1Название предмета: окружающий мирНазвание раздела: Пришла пора учитьсяНомер урока: 13Тема урока: Осень. Основные признаки осени.Цель урока: Уточнение, закрепление, обобщение основных признаков осени (похолодание, созревание плодов и семян, изменение окраски листьев, листопад, исчезновение насекомых, отлёт птиц в тёплые края, подготовка зверей к зимовке).Задачи урока:Предметные средствами обыгрывания обобщить знания учащихся об изменениях в природе; способствовать расширению кругозора об изменениях в природе, посредством обобщения знаний, полученных в процессе наблюдений.Метапредметные создание условий для осознания школьниками процесса обучения; способствовать развитию наблюдательности учащихся, монологической речи, умения анализировать, делать выводы; создание условий для формирования умений и навыков в групповой работе; работать над развитием эмоционально- чувственной сферы учащихся.Оборудование: компьютер, мультимедийная установкаМатериалы:- презентация ;- карточки с листьями;- материал для рефлексии; - яблоки; - шапочки с изображением животных;- учебник.

Ход урока:I. Организационный момент. Рефлексия настроения и эмоционального состояния- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Сейчас у нас урок – окружающий мир.У меня на доске висят три картинки: солнышко, тучка с солнышком, тучка с дождиком. Я попрошу Вас прикрепит человечка, который у вас на парте под соответствующую картинку. Если у вас хорошее настроение - туда, где солнышко, если есть какая –то тревожность, не совсем хорошее настроение – туда, где солнышко с тучкой, а если у вас совсем плохое настроение – туда, где тучка с дождиком. (ребята выходят к доске и показывают таким образом настрой на урок).II. Определение темы и задач урока1. Загадка- Ребята, отгадайте загадку и назовите время года, о которому мы будем говорить на уроке.«Плащ золотистый она надевает,Тёплое лето она провожает,Птиц отправляет в дальние страны,Нам оставляет дожди и туманы»+ Это осень. (слайд №1)

2. Игра «Доскажи словечко»- На предыдущем уроке мы с вами ходили на экскурсию и наблюдали, какие изменения произошли в природе, давайте вспомним. А для этого мы поиграем в игру «Доскажи словечко»1. Почему я не в футболке,Куртку тёплую надел?Почему же? Почему же?Стало (холодно теперь)2. Почему повсюду лужи,Нам зонты носить не лень?Почему же? Почему же? Каплет(дождик) целый день.3. Почему желтеют травы,Листья по ветру летят?Почему же? Почему же?Потому что(листопад).4. Почему в лесу так тихо,Птицы гнёзд своих не вьют?Почему же? Почему же?Улетают все (на юг).5. «Почему похолодало?»-Звери беспокоятся.Чтобы зиму пережить,Пора нам к ней (готовиться).6. «Почему же? Почему же?-Вдруг спросил Антошка,«Много фруктов на столе,А в подвале картошки.На столе, уж, каравай.Почему же? Почему же?»Значит, собран (урожай)7. Комары и мошки больше не кусают,Пчёл , шмелей не видно- тоже не летают.Жуки и бабочки куда-то упорхнули.Почему же? Почему же?Насекомые(уснули).

- Давайте назовём ещё раз, какие признаки осени мы вспомнили?+ Похолодание, идут холодные затяжные дожди, часты туманы, меняется цвет листьев, начинается листопад, исчезают насекомые, улетают птицы, звери готовятся к зиме, созревают плоды и семена. (Слайд №2)- Значит сегодня на уроке мы будем говорить о каком времени года?+ Об осени.- Осень очень часто называют «Волшебницей». Как вы думаете, почему?+.- Очень скоро наступит зима. И сегодня Волшебница -осень приглашает нас в своё осеннее царство. III. Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме урока1. Сообщение Синоптика- Итак, отправляемся в путь. Какая же погода нас ждёт? Прогноз погоды узнаем из сообщения синоптика.+ (один ученик рассказывает о погоде дня)2. Беседа- После какого времени года приходит осень?+ После лета.– Сколько осенних месяцев вы знаете?+ Три.- Назовите их.+ Сентябрь, октябрь, ноябрь- Сейчас нам ребята коротко расскажут о каждом.

1. В сентябре тепло, как летом,И цветы кругом цветут.·Школьники идут учиться,Их уроки в школе ждут. (слайд №3)- В народе его называли «златоцвет», почему?+ 2. В октябре желтеют листьяИ багряные леса,Листопад украсит землю.Ах, какая красота! (слайд №3)- В народе называли «листопад», почему?+3. В но

weburok.com

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Как устроено растение»

Конспект урока «Как устроено растение»

Предмет: Природоведение

Класс: 1

Тема: Как устроено растение?

Цели урока: дать первичное знание о растениях

Задачи

Обучающие: познакомить, как устроено растение; познакомить с частями растения; закрепить, как оно устроено

Развивающие: развитие памяти, творческой деятельности, мелкой моторики; расширять словарный запас учащихся; развитие у учащихся навыков умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы; развитие интереса к предмету

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе

Оборудование: учебник «Планета знаний», рабочая тетрадь, гербарий, плакат с растением, карточки с названиями.

План урока:

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

III. Постановка темы и цели урока

IV. Изучение нового материала

V. Закрепление изученного

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня я у вас буду вести урок природоведения. Посмотрите на парты: все ли у вас готово к уроку?

II. Повторение пройденного материала

Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

Времена года.

Сколько вы знаете времен года?

Четыре.

Перечислите их

Верно.

Зима, Весна, Лето, Осень.

А почему в природе происходит смена времен года?

Да, а также потому что меняется положение Земли по отношению к Солнцу

Потому меняется температура, погода.

Изменения происходят сначала в живой или в неживой природе?

В неживой.

А что меняется?

А как? Становится тепло или холодно?

Температура.

Когда холодно, какие выпадают осадки?

Снег, град.

А когда тепло?

А в разное время года небо одинаковое?

Дождь.

Нет.

Какое в теплую погоду?

Ясное.

А в холодную?

Хмурое.

Что происходит с растениями в каждое время года, расскажите?

Летом – трава зеленая, на деревьях много листвы, распустились цветы.

Что происходит с растениями осенью?

Меняют цвет

Почему они меняются?

Потому что готовятся отмирать, готовятся к зиме, к ним не поступают питательные вещества.

На пользу ли растенью отмирает листик?

Да, это помогает ему пережить зиму.

А как называется очень красивое явление, которое происходит в конце осени?

Листопад.

А кто-нибудь видел листопад, расскажите?

А что происходит потом, зимой?

Все растения спят, укрыты снегом.

А весной?

Тает снег, бегут ручьи, вылезает травка. На деревьях появляются почки.

III. Постановка темы и цели урока

С чего же начинается питание растений? Откуда берутся живительные соки, благодаря которым и развивается растение? Это и будет тема нашего сегодняшнего урока. Давайте проследим за одним растением.

IV. Изучение нового материала

Монолог учителя

Вот его семечко осенью попало в землю. Зимой оно пролежало под снегом, грелось. Весной снег растаял, начало пригревать солнышко. Семечко пустило корни. Корни укреплялись в почве. Затем появился первый листик. Растение начало развиваться. Появился еще листик. Появился стебелек. Потом – цветочек. Это – первый весенний цветок – подснежник. Один цветочек отцвел. На его месте образовалась небольшая коробочка. Как вы думаете, что это? Плод. Не просто плод, а внутри него находятся семена. За место первого цветочка еще один. У нас получилась схема строения растений. А для того, чтобы проверить это, мы откроем учебник на стр. …. Найдите, пожалуйста, корень. Поставьте пальчик, стебель, плод с семенами. Найдите стебель, поставьте пальчик. Найдите плод, поставьте пальчик. Найдите листик, поставьте пальчик. Найдите цветок, поставьте пальчик. Верная ли у нас получилась схема?

В конце страницы есть вывод, почитайте его.

Корень, стебель, цветок, лист и плод с семенами – это части растений.

V. Закрепление изученного

Откройте в своей тетради на стр. … тему «Как устроены растения». Сейчас мы с вами выполним первую часть задания: будем раскрашивать стебель и листья.

Карандаши, каких цветов нам понадобятся?

Зеленого.

Давайте найдем стебель гороха.

Поставьте на него пальчик. Возьмите цветной карандаш и раскрасьте его.

На втором рисунке найдите листья. Каким цветом будем их раскрашивать? Верно, раскрасьте их. Молодцы.

Зеленым.

Вторую часть будете делать дома.

(Какие деревья изображены на стр. …?

Дуб, рябина, клен.

Найдите плод дуба. Линией соедините его с деревом. Найдите лист дуба. Его тоже соедините с деревом. То же самое сделайте с другими деревьями.)

Давайте посмотрим на картинку на стр. …. Части, каких растений здесь изображены?

Части клена, рябины, дуба.

Что общего у этих частей?

Что у них есть листья и плоды.

А что разного?

Листья.

А чем они отличаются?

Цветом, размером, формой.

А чем еще отличаются?

Плодами.

На что похожи плоды клена?

На вертолетики.

А плоды рябины?

На кисть.

А плоды дуба?

На голову в шляпке.

Чем еще могут различаться растения? Верно!

Стеблями.

Давайте посмотрим в учебнике, какие бывают стебли.

Что вы можете сказать о стеблях кактуса?

Он толстый, с иголками.

А что можете сказать о стеблях клена?

Это ствол, большого размера.

А стебель вьюна, какой?

Тонкий, легко можно согнуть, легко меняет форму.

Как мы уже видели, что листья бывают разными. Простыми и сложными. Простые листья те, у которых одна листовая пластина, т.е. один листок на черешке, а сложные, у которых несколько листовых пластин на черешке, несколько листиков.

Какие простые листья здесь изображены?

Береза и Липа.

Какие сложные?

Рябина и каштан.

А плоды каких растений вы видите?

Крыжовника, арбуза, мака, гороха.

Чем отличаются эти плоды?

Цветом, размером, формой.

VI. Итог урока

С какой темой мы сегодня познакомились на уроке?

Как устроены растения.

Какие части растения вы знаете?

Корни, стебли, листья, цветки, плоды, семена.

Чем могут отличаться стебли, листья и плоды?

Формой, цветом и размером.

VII. Домашнее задание

infourok.ru

Урок по окружающему миру "Жизнь растений осенью"

Тема : « Жизнь растений осенью»

  • Образовательная- ознакомление с изменениями в жизни растений осенью

  • Развивающая- развитие речи, формирование умения наблюдать, узнавать и называть

  • Воспитательная- воспитывать чувство прекрасного, доброе отношение к природе, доброжелательное отношение друг к другу.

Задачи: предметные –

  • познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период;

  • дать понятие о лиственных и хвойных растениях;

  • познакомить с представителями растений произрастающих в родном краю.

Метопредметные-

Тип и вид урока: открытие нового знания через проектную деятельность

Ход урока

  1. Организационный момент

Звонок прозвенел-отвечай поскорей,

Время года, какое стоит у дверей? (осень)

Сегодня, ребята, урок листопада.

Вспомнить , узнать много нам надо.

  1. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

а )-Чтобы вспомнить, о чем говорили на прошлом уроке, отгадайте загадку.

Ежегодно приходит к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, четвертый плачет.

( времена года)

- Сколько их?(4)

-Назовите их.(лето, зима, весна, осень) Слайды 1,2,3,4

- А кто может назвать их по порядку?

-С какого времени начинается год?

(зима, весна, лето, осень) Слайд 5

- Это наши гости. Они хотят послушать, по каким признакам вы их узнаете.

б) Работа в парах по учебнику стр. 24-25.

(даны 4 картинки с временами года)

- Назовите 5 признаков зимы, весны, лета, осени. Не менее 5 признаков (Пальчики)

( Н/,п зима: идет снег, вода замерзла, день короткий, улетели птицы, деревья стоят голые. и т.д)

Выслушиваются выступления всех групп. Подойди и покажи свое время года на слайде.

  1. Постановка учебной проблемы

Цель: Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. (Слайд 7). Косяк журавлей, курлыча, пролетают над лесом. (Слайд 8) Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. (Слайд 9) Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду. (Слайд 10).

-Определите какое это время года? (Осень) Слайд 11

- Как вы догадались? По каким признакам?

( Журавли улетают на юг, падают листья, идет дождь)

- С наступлением осени жизнь растений изменилась? (да)

-Догадались какая тема нашего урока и о чем мы будем говорить?

( Об изменениях в живой природе, как разные растения готовятся к зиме)

Тема: «Жизнь растений осенью» Слайд 12

4.Открытие новых знаний

Цель: Решение устных задач и обсуждение проекта ее решения.

а) Работа по учебнику (стр26-27) (центральный рисунок)

- Какие изменения произошли в жизни растений осенью?

- Какие растения вы видите с вертолета?(дуб, сосна, береза, рябина, клен, ель )

- В какие цвета раскрасила осень деревья и кустарники?

- Задайте вопрос. ( Почему листья летом были зеленые, а осенью листья на деревьях разных цветов?) Слушаются предположения детей.

-Читает хорошо читающий ученик. ( Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества- хлорофилла. Помимо него в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым.

Почему же осенью листья меняют окраску? ( Осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по –разному. Там где больше желтого цвета, желтеют, а где красного- краснеют.)

Подтвердилось нашего предположение или нет? Сделайте вывод.

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает листву.

Листья запорхали

Как бабочки на карнавале (листья бумажные полетели вверх)

5.Решение учебной проблемы.

-А почему листья на земле? (упали с деревьев)

Это что за чудеса?

Не разверзлись небеса.

Дождь идет такой прекрасный

Он лилово - желто красный!

Это осени явленья

Про него стихотворенье.

И ответить каждый рад-

Это просто……..( листопад)

- Задайте вопрос? (Почему листья летом с деревьев не падали, а осенью падают?)

Предположение детей. (из –за ветра, но и летом ветер, а листья не падали)

Работа в парах (выдвигаем и проверяем гипотезы, через опыт подводим к открытию знаний)

Опыт1. (раздать веточку сухую летнюю и осеннюю)

-Попробуйте оторвать лист с неповрежденной летом ветки. Как отделяется лист? (Легко)

-А как вы думаете почему? (предположения)

(Детям даны 3 карточки с разными текстами. В одной из них есть ответ на вопрос. Дети должны выбрать правильный ответ. Выступить.

-Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте , где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он ,как перегородка. Отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа. Удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.

- А есть ли ранки от опавших листьев на веточках? Рассмотрите веточки в лупу. Сделайте вывод.

-Почему же сбрасывают листву деревья осенью) (так они готовятся к зиме)

Игра «Найди пару» (дерево-лист) (интерактивная доска)

6. Презентации первоклассников «Дерево у моего окна» (Слайды)

(использование ИКТ)

Возле ваших домов растут разные деревья. Расскажите о них.(выступление детей)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторений

Работа по учебнику (стр 27)

- Рассмотрите рисунки подсказки справа .-Какие деревья здесь нарисованы?

- На какие 2 группы можно разделить эти деревья? (лиственные и хвойные)

- У всех этих деревьев есть листья. Только листья бывают разные.(Слайд 27 )

У березы, липы и т.д –листья. Это лиственные деревья. А у ели и сосны листья похожи на иголки. Такие листья называются –хвойными. (Слайд 28).

- Каких деревьев больше в твоем крае?

Выставка «Мой край» (поделки сделанные на уроках труда (Деревья)

Этап Наблюдение. (раздать ветки ели и сосны, лиственницы) Работа в парах

-Веточки, каких деревьев лежат у вас на столе слева?

- Чем они похожи друг на друга?

- Как можно отличить сосну от ели? (наблюдаем и высказываем)

- Интересно узнать, сбрасывает ли ель и сосна листья-хвоинки на зиму? Кто был в хвойном лесу? Что видели под елью и сосной?

Работа с хрестоматией стр 14.

Загадка –А еще одно дерево с которым я хотела вас познакомить.

Вроде сосен, вроде елок

А зимою без иголок (лиственница)

Работа по учебнику

- Рассмотрите ветку лиственницы- весной, летом, осенью и зимой.

- Сравните весеннюю с летней веточкой. Чем они отличаются?

- Как изменилась ветка осенью?( хвоинки пожелтели)

- Что можно сказать о зимней ветке?( нет хвоинок)

- Почему же это хвойное дерево назвали лиственницей? (высказывания, выводы)

Работа в печатных тетрадях :Задание 18

8. Рефлексия

- Что хотели мы узнать на уроке?

- Узнали,что…..(Слайд28)

Продолжите предложение

- Я понял, что..

- Было интересно…

- Было трудно….

-Мне захотелось…

У меня получилось…

Самооценка (смайлики)

Зеленый -все понятно на уроке

Желтый- если в чем- то сомневаетесь, или чего-то не поняли

Красный- если вы ничего не поняли и урок вам не понравился.

Дом.зад-на выбор

Хрестоматия (стр. 12-14)

«Как растения готовятся к зиме», «Есть ли на веточках ранки от опавших листьев»,

«Идет ли листопад в безветренную погоду», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму»,

«У каких деревьев осенью не только листопад»

Печатная тетрадь для сам. работ -№19

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта