В каких органах растений могут содержаться органические вещества. Какие органические вещества входят в состав живой клетки

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Минеральные и органические вещества. В каких органах растений могут содержаться органические вещества


Биология 6 класс. Химический состав растений

1. Положите в пробирку кусочек стебля, корня, листьев или несколько семян и нагрейте их. что появится на стенах пробирки? На стенках пробирки появятся капельки воды. Следовательно, в органах и тканях растений содержится вода. 2. возьмите комочек теста (оно приготовлено из муки семян растений, следовательно имеет такой же хим. состав. ) положите его в мешочек из марли. хорошо промойте тесто в воде, налитой в стакан. Крахмал перейдет из муки в воду, а вода при этом помутнеет, так как крахмал малорастворим в воде 3. в марле осталась тягучая клейкая масса - клейковина. она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком. Следовательно, важнейший компонент семян - белки 4. добавьте в стакан с мутной водой в которой промывали тесто 2-3 капли йода. что вы наблюдаете? сделайте вывод. Раствор приобретет сине-фиолетовое окрашивание. Йод - реактив на крахмал. Следовательно, в состав семян входит крахмал 5.положите на бумагу семена подсолнечника, льна (или других масленичных культур) и раздавите их. что появилось на бумаге? какое вещество выделилось? На бумаге появилось жирное пятно. Следовательно, в состав семян входят жиры. 6. сделайте вывод, какие органические вещества входят в состав растений. Органические вещества, входящие в состав растений - белки, жиры, крахмал (углеводы) 7. нагрейте кусочки растения на металлической пластинке. они обугливаются, появляется дым. это сгорают органические вещества. на пластинке останется зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ. Следовательно, в состав семян входят миненральные (неорганические) вещества 8. сделайте общий вывод о том каков хим. состав растений. В состав растений входят неорганические вещества (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры и углеводы - крахмал)

И что трудного?

проще простого

Не так трудно...

Прочитай учебник

прочитай хорошо книгу параграф свой и всё поймёшь

touch.otvet.mail.ru

Минеральные и органические вещества | Биология

Все вещества, как простые, так и сложные, делят на две группы — минеральные (или неорганические) и органические.

К минеральным веществам относят, например, воду, поваренную соль, калийную соль, марганцовокислый калий (марганцовку), а к органическим веществам — разнообразные белки, жиры, различные углеводы, к которым относятся глюкоза, тростниковый, или свекловичный, сахар, употребляемый в пищу, крахмал.

Минеральные вещества происходят из минералов, неживых тел природы, образовавшихся в глубинах Земли и входящих в состав горных пород. В природе минеральные вещества образуются при разрушении минералов и органических веществ. Многие из них имеются в почве. Растения поглощают воду с растворенными в ней минеральными веществами и используют их при образовании органических веществ. В организм животных необходимые для жизни минеральные вещества поступают в основном с пищей.

Органические вещества входят в состав всех живых организмов. Белки, например, имеются не только во всех органах животных, но и у растений, грибов, бактерий. В наибольшем количестве белки у растений находятся в семенах. Здесь они откладываются в запас. Особенно богаты белком семена гороха, фасоли, сои. Растительный белок можно обнаружить при промывании теста, сделанного из пшеничной муки: если комочек теста поместить в матерчатый мешочек и промыть его в воде, то в мешочке останется клейкая масса — клейковина. Это и есть растительный белок.

Из жиров каждому человеку знакомы свиной, говяжий, рыбий жиры, сливочное масло, содержащее молочный жир. Жиры в растениях — это разные растительные масла. В большом количестве они накапливаются в семенах. Если, например, семя подсолнечника положить на лист бумаги, накрыть его частью этого же листа и нажать на семя, то на бумаге появится маслянистое пятно. Особенно богаты растительным жиром семена подсолнечника, льна, хлопчатника, горчицы, сои и многих других растений.

Углеводы — крахмал, сахар, клетчатка имеются во всех органах растений. Наиболее богаты крахмалом клубни картофеля, зерновки хлебных растений, плоды банана. Обнаружить крахмал можно с помощью иода. От слабого раствора иода крахмал окрашивается в синий цвет. Нанесите каплю иода на разрезанный клубень картофеля, и он посинеет.

Действие иода на клубень картофеля

Сахар можно обнаружить еще проще: он сладкий на вкус. Много сахара содержат плоды арбуза, дыни, винограда, яблони, малины. Больше всего этого вещества в корнеплодах сахарной свеклы и в стеблях сахарного тростника. Из этих растений и добывают сахар.

Клетчатка, или целлюлоза, — углевод, образующийся в основном в разных органах растений. Клетчатка знакома каждому человеку: тополиный пух, вата, изготовленная из волосков семян хлопчатника, бумага — все это почти чистая клетчатка.

Хлопок (коробочка с семенами)

Органические вещества — в отличие от природных минеральных веществ обугливаются и горят. После сгорания каких либо сухих частей растений остается зола, состоящая из негорючих минеральных веществ. По сравнению с массой сгоревших органических веществ масса золы, оставшейся после сгорания растительных остатков, невелика и составляет не более 10–12%.

Различных органических веществ, образующихся в органах живых организмов, существует великое множество, и все они имеют большое значение в природе и жизни человека.

blgy.ru

Новая страница 1

На главную             Документация         Методическая копилка      Содержание

 

 

         Тема: «Химический состав растений»

         Цели: Познакомить с химическим составом растений; дать представление о минеральных и органических веществах, о различном содержании воды в органах растений; закреплять навыки обращения с лабораторным оборудованием.

         Оборудование: схема: «Химический состав растений», таблица: «Содержание органических веществ в семенах культурных растений», стакан с водой, пробирки, йод, марлевые сал­фетки, сухое горючее, семена подсолнечника, лист чистой белой бумаги, кусочки стебля, корня растений, металлическая пластинка, держатель.

Ход урока

Ι. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

(На доске: тема урока, головоломка, схема)

                -На сегодняшнем уроке мы познакомимся с химическим составом растений, а также узнаем о различном содержании воды в органах растений; использовании растений человеком.

ΙΙ. Проверка знаний

         -Ребята, какие плоды в зависимости от количества воды в околоплоднике различают? (сухие и сочные)

         -По количеству семян плоды разделяют на… (односемянные и многосемянные).

         А) Игра «Ромашка»

                   - сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов много мелких семян. (ягода)

                   - в образовании этого плода, кроме завязи, принима­ют участие нижние части тычинок, лепестков, чашелис­тиков и цветоложе. (яблоко)

                   - у этого плода семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый. (тыквина)

                   - какие растения имеют ягодовидный плод, на­зываемый гесперидий или померанец. (лимон, апельсин)

                   - сочный плод с тонкой кожицей, мя­котью и одревесневшим внутренним слоем околоплодни­ка - косточкой, внутри которой находится одно семя. (костянка)

                   - на белом коническом сухом цветоложе рас­положены многочисленные сочные костянки. (многокостянка)

                   - околоплодник жесткий, деревянистый. Семя лежит свободно. (орех)

                   - околоплодник менее жесткий, чем у ореха, у основания плод окружен чашевидной плюской (за­щитным покровом). (желудь)

                   - сухой плод, околоплодник которого при­легает к единственному семени, но не срастается с ним. (семянка)

                   - сухой плод, у которого пленчатый око­лоплодник срастается с семенной кожурой единственно­го семени. (зерновка)

                   - сухой плод, который вскрывается двумя створ­ками. (боб)

                   - как и боб, имеет две створки, но семена располагаются не на створках, а на перегородке плода. (стручок)

                   - такие плоды развиваются у льна, хлопчатника, мака, фиалки, табака, тюльпана. Многочисленные семена этих растений высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке. (коробочка)

         Б) Головоломка

- Решите головоломку вписав способы распространения плодов и семян.

ΙΙΙ. Изучение нового материала

         1.       -Вы уже знаете, что все живые организмы имеют сход­ный химический состав. Они состоят из воды, минераль­ных и органических веществ (белков, жиров, углеводов).

         К органическим веществам, которые называют угле­водами, относят крахмал, глюкозу, сахар и ряд других.

         Проведя опыты, мы с вами  убедимся, что из этих веществ состоят и растения.

         - Прочтите инструктивную карточку.

Инструктивная карточка

1. Положи в пробирку кусочки корня, стебля и листьев и нагрей на слабом огне. Что появилось на стенке пробирки? Какой вывод можно сделать?

2. Сжечь растение на металлической пластинке: какие вещества сгорают, а какие остаются? Какой вывод можно сделать?

3. Положи на бумагу семена подсолнечника и раздави их. Что появилось на бумаге? Как это можно объяснить?

4. Возьми немного муки, сделай из неё тесто, заверни в марлю и промой в стакане с водой. Что осталось на марле? - Клейкая масса, которая называется растительным белком. Какой вывод можно сделать?

5. В стакан с мутной водой, в которой промывали тесто, добавь 2-3 капли йода. Капни раствором йода на срез клубня картофеля. Что ты наблюдаешь? Как это можно объяснить?

         2. Проведение опыта.  

6. Начерти таблицу «Вещества растений» и заполни её.

Вещества растений

Что брали

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Опыт 1

 

 

 

Опыт 2

 

 

 

 

7. Сделай общий вывод о химическом составе растений и запиши его в тетрадь.

ΙV. Физкультминутка.

         -Таким образом, в состав растений входят органиче­ские вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

         В органах различных растений содержится неодина­ковое количество воды, органических и минеральных веществ. Так, в листьях капусты 90% воды, в плодах огурцов ее еще больше — 96%, а в созревших семенах воды содержится всего 5—15% от общей массы. Моло­дые растущие органы содержат до 90—95% воды, а одре­весневшие всего около 80%. Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, про­исходящих в организме растений. Поэтому клетки, в ко­торых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды. В семенах минеральных солей содержится в среднем 3%, в корнях и стеблях — 4—5%, в листьях — 10—15% массы, остальное прихо­дится на органические вещества.

         Одинаковые части разных растений могут содержать различное количество веществ.

         -Посмотрите на таблицу в учебнике на стр. 155, здесь показано различное содержание веществ в семенах пшеницы и подсолнечника.

         В семенах всех растений органических веществ зна­чительно больше, чем воды и минеральных веществ. Со­отношение веществ в органах растений тоже может быть различно. Так, в зерновках пшеницы белков 18%, угле­водов 69%, жиров 2%, а в семенах подсолнечника белков 26%, углеводов 16%, жиров 44% . В состав растений в очень малых количествах входят и другие орга­нические вещества, например витамины.

        

Растение

Содержание в % от общей массы

белков

углеводов

жиров

горох

23,4

69

2

пшеница

18

60

2,1

кукуруза

10

70

4,6

рис

7

63

2,3

подсолнечник

26

16

44

           

         Минеральные и органические вещества используются для построения тела растений, а также принимают учас­тие в различных процессах жизнедеятельности, проте­кающих в растениях. Недостаток или отсутствие како­го-либо вещества нарушает нормальное развитие расте­ния и может привести его к гибели.

         Человек использует вещества, входящие в состав рас­тений. Чтобы получить муку и крупу, содержащие угле­воды и белки, выращивают пшеницу, рожь, ячмень, ку­курузу, овес, просо, рис, гречиху. Семена гороха, бобов, сои, чечевицы богаты белком. Подсолнечник, хлопчат­ник, лен, конопля, арахис, соя и другие масличные культуры нужны для получения растительных жиров. Растения используют для получения каучука, спирта, скипидара, различных лекарственных и косметических препаратов и многих других продуктов, важных для человека.

V. Закрепление изученного.

1. Какие вещества входят в состав растений?

2. Какие неорганические вещества входят в состав растений?

3. Какие органические вещества входят в состав растений?

4. Во всех ли частях растения содержится одинаковое количество воды?

5. Каких веществ больше всего в семенах растений?

-Для закрепления изученного материала заполните схему на стр.156 учебника.

VΙ. Итог урока.

         -На сегодняшнем уроке мы с вами повторили материал прошлых уроков, познакомились с химическим составом растений, проводя различные опыты на содержание органических и неорганических веществ, узнали о различном содержании воды в органах растений, а также белков жиров и углеводов в семенах; и об использовании растений человеком.

VΙΙ. Домашнее задание: §32

 

 

Сайт создан в системе uCoz

bichschool2010.narod.ru

В каких органах растений могут накапливаться питательные вещества?

В ясный солнечный день количество питательных веществ, синтезируемых зеленым растением, может в 20 раз превышать его текущие потребности. Однако ночью и в зимние дни потребление питательных веществ превышает их синтез растением. Поэтому каждое растение накапливает в ▪листьях, стеблях или корнях▪ запасы питательных веществ, чтобы обеспечить себя ими на те периоды, когда фотосинтез невозможен. *Листья служат временными хранилищами; они непригодны для длительного хранения питательных веществ, так как растения слишком легко и быстро теряют их. Для длительного хранения больших запасов питательных веществ у деревянистых многолетних растений служат *стебли; другие растения используют с этой же целью *мясистые подземные стебли. Чаще всего запасающими органами служат *корни, поскольку, находясь в почве, они в известной мере защищены от изменений условий среды и от растительноядных животных. ▪ Значительная часть образующейся за день глюкозы превращается в крахмал и сохраняется в листьях. В дальнейшем крахмал снова превращается в глюкозу, которая передвигается по флоэме к стеблю и корням. В корне глюкоза, пройдя через перицикл и эндодерму, поступает в паренхиму коры, где она вновь превращается в крахмал и откладывается про запас. Хотя по флоэме перетекает меньше жидкости, чем по ксилеме, и течет она медленнее, однако это передвижение достаточно значительно и скорость его может достигать 1000 см/ч. ▪ Питательные вещества передвигаются по ситовидным трубкам флоэмы, и для этого необходима метаболическая активность ее клеток: процесс передвижения сильно замедляется при подавлении обмена под влиянием низких температур, недостатка кислорода или метаболических ядов. Растворенные сахара и аминокислоты движутся по флоэме как вверх, так и вниз; бывает даже, что два различных вещества транспортируются одновременно в противоположных направлениях. Вне флоэмы никакого переноса органических веществ не происходит или почти не происходит. Хотя в стволе крупного дерева функционирующих ситовидных трубок флоэмы не так много, разнообразные эксперименты показывают, что флоэма — единственная ткань, участвующая в переносе сахаров, и что она осуществляет этот перенос с поразительной эффективностью. Не все органические вещества синтезируются в листьях; например, нитраты, поглощаемые из почвы корнями, превращаются там же в аминогруппы и включаются в аминокислоты и другие азотистые соединения. ▪ Переносимые флоэмой вещества проходят через живые, активные клетки, что резко отличает флоэму от ксилемы, в которой сок поднимается по пустым трубкам из мертвых клеточных стенок без цитоплазмы. Ситовидные трубки флоэмы содержат цитоплазму, и концы их клеток соединены друг с другом цитоплазматическими нитями, проходящими через мелкие поры в ситовидных пластинках — видоизмененных клеточных стенках.

touch.otvet.mail.ru

Органические вещества входящие в состав клетки — какие основные соединения

Живая клетка любого организма состоит из органических компонентов на 25–30%.

К органическим составляющим относятся как полимеры, так и сравнительно некрупные молекулы – пигменты, гормоны, АТФ и пр.

Клетки живых организмов различаются между собой по структуре, функциям и по своему биохимическому составу. Однако каждая группа органических веществ имеет сходное определение в курсе биологии и выполняет одни и те же функции в любом типе клеток. Основные составляющие компоненты — это жиры, белки, углеводы и нуклеиновые кислоты.

Липиды

Липидами называются жиры и жироподобные вещества. Эта биохимическая группа отличается хорошей растворимостью в органических веществах, но при этом нерастворима в воде.

Жиры могут иметь твёрдую или жидкую консистенцию. Первая более характерна для животных жиров, вторая – для растительных.

Это интересно: атф это что за вещество – состав, функции и роль в организме.

Функции жиров заключаются в следующем:

  1. Структурная – фосфолипиды являются основной структурной составляющей клеточных мембран.
  2. Энергетическая – значительная часть энергии, которую использует клетка в процессе своей жизнедеятельности, получается в результате окисления жиров. Кроме того, в результате окисления липидов клетка получает воду.
  3. Защитная функция липидов заключается в том, что подкожный жировой слой защищает ткани от температурных воздействий и механических повреждений. Кроме того, у птиц и животных имеется жировая смазка на перьях, шерсти и коже. А листья большинства растений покрыты восковым налётом.
  4. Изоляционная функция жиров – миелин служит изоляционным слоем для нейронов, это служит ускорению передачи нервных импульсов.
  5. Из компонентов жировой ткани образуется ряд желчных кислот и витамин Д.
  6. Гормональная функция заключается в том, что многие гормоны имеют липидную природу.

Углеводы

Углеводы – это органические мономерные и полимерные вещества, которые в своём составе содержат углерод, водород и кислород. При их расщеплении клетка получает значительное количество энергии.

По химическому составу различают следующие классы углеводов:

  1. Простые углеводы или моносахариды. В зависимости от количества атомов углерода в молекуле такие вещества подразделяют на триозы, пентозы, гексозы и пр. К пентозам относятся вещества рибоза и дезоксирибоза — составляющие компоненты РНК и ДНК. Наиболее известная гексоза – это глюкоза, которая служит основным источником энергии для живых клеток.
  2. Олигосахариды – соединения, включающие в себя 2 или несколько мономеров гексозы. Наиболее известные дисахариды – лактоза и сахароза.
  3. Сложные углеводы или полисахариды — это полимеры, в состав которых входят несколько мономеров гексозы. К полисахаридам растительного происхождения относится целлюлоза. Углеводы, входящие в состав клеточной мембраны, представлены в основном сложными соединениями — гликолипидами и гликопротеидами. В животных клетках такую функцию выполняет гликоген. Крахмал – полисахарид, который содержится как в растительных, так и животных клетках.

По сравнению с животными клетками, растительные содержат в своём составе большее количество углеводов. Это объясняется способностью растительных клеток воспроизводить углеводы в процессе фотосинтеза.

Основными функциями углеводов в живой клетке являются энергетическая и структурная.

Энергетическая функция углеводов сводится к накоплению запасов энергии и высвобождению их по мере необходимости. Растительные клетки накапливают в вегетационный период крахмал, который откладывается в клубнях и луковицах. В организмах животных такую роль выполняет полисахарид гликоген, который синтезируется и накапливается в печени.

Структурную функцию углевод выполняют в растительных клетках. Практически вся клеточная стенка растений состоит из полисахарида целлюлозы.

Белки

Белки – органические полимерные вещества, которые занимают ведущее место как по количеству в живой клетке, так и по своему значению в биологии. Вся сухая масса животной клетки состоит из белка примерно наполовину. Этот класс органических соединений отличается поразительным многообразием. Только в организме человека насчитывается около 5 млн различных белков. Они не только отличаются между собой, но и имеют различия с белками других организмов. И все это колоссальное многообразие белковых молекул строится всего из 20 разновидностей аминокислот.

Если на белок воздействуют термические или химические факторы, в молекулах происходит разрушение водородных и бисульфидных связей. Это приводит к денатурации белка и изменению структуры и функций клеточной мембраны.

Все белки можно условно разделить на два класса: глобулярные (к ним относятся ферменты, гормоны и антитела), и фибриллярные – коллаген, эластин, кератин.

Функции белка в живой клетке:

  1. Каталитическая функция. Большая часть биохимических реакций в клетке протекает довольно медленно. Это связано с низким уровнем химической активности многих органических веществ в клетке и их низкой концентрацией в живом организме. В этом случае белки исполняют роль катализаторов химических реакций, благодаря чему все процессы в значительной степени ускоряются и активизируются. Природные белковые биокатализаторы называются ферментами или энзимами. Каждый фермент отвечает за определённую химическую реакцию.
  2. Строительная функция. Многие белки участвуют в строительстве клеточной мембраны и оболочек всех органелл.
  3. Сигнальная функция. По данным проведённых исследований, все внешние факторы вызывают в молекуле белка обратимые изменения. Такие обратимые изменения лежат в основе важного свойства живых организмов – раздражимости. Под влиянием физических, химических или термических раздражителей происходит изменение пространственной упаковки молекулы белка с изменением её функциональных особенностей.
  4. Транспортная функция заключается в способности некоторых белков обратимо связываться с органическими и неорганическими веществами и переносить их к различным органам и тканям. Наиболее характерна такая функция для белков крови. Примером таких белков может считаться гемоглобин, который способен связываться с молекулами кислорода и углекислого газа. Сывороточные белки альбумины могут транспортировать гормоны и некоторые липиды.
  5. Защитная функция белков заключается в выработке в организме в ответ на внедрение чужеродного агента антител. Эти белковые компоненты способны связывать чужеродные компоненты и обезвреживать их.
  6. В меньшей степени белки могут также служить и источником энергии. При их распаде до аминокислот и дальше до воды, углекислого газа и азотистых соединений, выделяется некоторое количество энергии, необходимой для поддержания нормальной жизнедеятельности клетки.

Нуклеиновые кислоты

Нуклеиновые кислоты имеют важное значение в структуре и правильном функционировании клеток. Химическое строение этих веществ таково, что позволяет сохранять и передавать по наследству информацию о белковой структуре клеток. Эта информация передаётся дочерним клеткам и на каждом этапе их развития формируется определённый вид белков.

Поскольку подавляющее большинство структурных и функциональных особенностей клетки обусловлено их белковой составляющей, очень важна стабильность, которой отличаются нуклеиновые кислоты. В свою очередь, от стабильности структуры и функций отдельных клеток зависит развитие и состояние организма в целом.

Различают две разновидности нуклеиновых кислот – рибонуклеиновая (РНК) и дезоксирибонуклеиновая (ДНК).

ДНК представляет собой полимерную молекулу, которая состоит из пары спиралей нуклеотидов. Каждый мономер молекулы ДНК представлен в виде нуклеотида. В состав нуклеотидов входят азотистые основания (аденин, цитозин, тимин, гуанин), углевод (дезоксирибоза) и остаток фосфорной кислоты.

Все азотистые основания соединяются между собой строго определённым образом. Аденин всегда располагается всегда против тимина, а гуанин – против цитозина. Такое избирательное соединение называется комплементарностью и играет очень важное значение в формировании структуры белка.

Все соседние нуклеотиды между собой связываются остатком фосфорной кислоты и дезоксирибозой.

Рибонуклеиновая кислота имеет большое сходство с дезоксирибонуклеиновой. Различие заключается в том, что вместо тимина в структуре молекулы присутствует азотистое основание урацил. Вместо дезоксирибозы это соединение содержит углевод рибозу.

Все нуклеотиды в цепочке РНК соединяются через фосфорный остаток и рибозу.

По своей структуре РНК может быть одно— и двухцепочечным. У ряда вирусов двухцепочечные РНК выполняют функции хромосом – они являются носителями генетической информации. С помощью одноцепочечной РНК происходит перенос информации о составе белковой молекулы.

obrazovanie.guru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта