Правовая охрана редких и исчезающих видов животных и растений. Правовая охрана редких и исчезающих растений и животных
46. Правовая охрана памятников природы, редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Красная книга РФ - официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Красная книга ведется Государственным комитетом по охране окружающей среды на основе систематического обновления данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, обитающих на территории РФ, континентального шельфа и в исключительной экономической зоне РФ.
Объекты животного и растительного мира, включаемые в Красную книгу РФ: 1) объекты животного и растительного мира, нуждающиеся в специальных мерах охраны: а) объекты животного и растительного мира, находящиеся под угрозой исчезновения; б) уязвимые, эндемичные и редкие объекты животного и растительного мира, охрана которых важна для сохранения флоры и фауны различных природно-климатических зон; в) объекты животного и растительного мира, реальная или потенциальная хозяйственная ценность которых установлена, и при существующих темпах эксплуатации их запасы поставлены на грань исчезновения, в результате чего назрела необходимость принятия срочных мер по их охране и воспроизводству; д) объекты животного и растительного мира, которым не требуется срочных мер охраны, но необходим государственный контроль за их состоянием в силу их уязвимости; 2) объекты животного и растительного мира, подпадающие под действие международных соглашений и конвенций; 3) объекты животного и растительного мира, занесенные в Международную Красную книгу и Красную книгу государств-участников СНГ.
Ведение Красной книги РФ: 1) сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира обеспечивается в результате проведения необходимых обследований и государственного мониторинга; 2) организация мониторинга состояния объектов животного и растительного мира. 3) Государственный мониторинг - система регулярных наблюдений за распространением, численностью, состоянием указанных объектов, структурой, качеством и площадью среды их обитания; 4) создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира; 5) занесение в Красную книгу РФ (или исключение из нее) объектов животного или растительного мира; 6) подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги РФ; 7) подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ; 8) выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ; 9) 8) выдачу разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ. 10) Финансирование работ, связанных с ведением и периодическим изданием Красной книги РФ, производится за счет средств федерального бюджета.
studfiles.net
Правовая охрана редких и исчезающих видов животных и растений
Под редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных понимаются те виды (подвиды, популяции) животных, растений и грибов, о которых имеются данные о сокращении численности и (или) ареала, неблагоприятных изменениях условий их существования, крайней ограниченности распространения и малочисленности популяций, свидетельствующие о необходимости принятия специальных мер по их сохранению и восстановлению на территории государства. Правовая охрана рассматриваемых видов растений и животных осуществляется посредством включения их в Красную книгу Республики Беларусь; установления правил, содержащих запреты, требования о получении разрешения или другие специальные условия в отношении охраны, изъятия, содержания, хранения, экспонирования или торговли такими растениями и животными, сохранения, охраны и восстановления среды их обитания (произрастания), а также в отношении экономической деятельности, в процессе которой они используются в качестве сырья, иных целях потребления или реализации. Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 мая 2009 г. №638 утверждено Положение о порядке выдачи разрешений на изъятие диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, из среды их обитания и произрастания.
Положение о Красной книге Республики Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. №1836. Ведение Красной книги Республики Беларусь, организация учета и контроля состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных осуществляются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных, их частей и дериватов осуществляются в соответствии с положениями Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, на основании разрешений, выдаваемых Минприроды.
Правовой режим территорий, подлежащих специальной охране
Природные территории, подлежащие специальной охране, выделяются в целях сохранения полезных качеств компонентов природной среды и имеют специальный режим охраны, отличный от установленного природоресурсным законодательством.
Специальной охране подлежат курортные зоны, зоны отдыха, водоохранные зоны, прибрежные полосы рек и водоемов, зоны санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей, зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны в местах водозабора, водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и иных водных объектов), защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования), санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, иных населенных пунктов и производственных объектов, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)), городские парки, охраняемые типичные и редкие природные ландшафты и др.
Под зонами отдыха понимаются территории, используемые для размещения общеоздоровительных, туристских учреждений и оборудования мест кратковременного отдыха.
Меры по охране окружающей среды закрепляются в соответствующих проектах планировки определенной зоны отдыха. Например, на территории зоны отдыха в целях охраны окружающей среды предусматриваются: размещение крупных животноводческих комплексов за пределами зоны отдыха со строгим соблюдением санитарно-гигиенических требований; запрещение применения в границах прибрежной полосы водоемов, зоны отдыха шириной не менее 300 метров ядохимикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, а также регулирование применения минеральных удобрений, использования организационно-хозяйственных мероприятий, агротехнических приемов, биологических и других нехимических средств защиты растений; выполнение противопожарных мероприятий; максимальное сохранение природного ландшафта, существующих лесных массивов. При строительстве учреждений отдыха вырубка лесных насаждений производится только под габариты зданий и сооружений, автомобильные дороги, подъезды и трассы инженерных сетей и др.
Для предотвращения ухудшения качества воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и охраны водопроводных сооружений в местах водозабора устанавливаются зоны санитарной охраны. Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на месте забора воды состоит из трех поясов: первого — строгого режима, второго и третьего — режимов ограничения. Организация зон санитарной охраны, их проектирование и эксплуатация, установление границ входящих в них территорий (поясов и зон) и режимов охраны вод, определение комплекса санитарно-охранных и экологических мероприятий, в том числе ограничений и запретов на различные виды деятельности в пределах каждого пояса, регламентируются Водным кодексом, Законом Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении», санитарными и строительными нормами и правилами. Выполнение комплекса мероприятий и соблюдение установленного режима в зонах санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения обеспечиваются за счет собственных средств: на территории первого пояса -предприятиями питьевого водоснабжения; на территориях второго и третьего поясов— физическими и юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории этих поясов, а также местными исполнительными и распорядительными органами.
Законодательство относит также к объектам, подлежащим специальной охране, отдельные категории лесов. В соответствии с лесным законодательством указанные леса относятся к лесам первой группы. В санитарно-гигиенических и оздоровительных лесах (городские леса, леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса первого и второго округов зон санитарной охраны курортов), в защитных лесах (противоэрозионные леса) допускаются только рубки промежуточного пользования и прочие рубки, а также рубки обновления и переформирования в спелых и перестойных древостоях, теряющих защитные свойства и обеспеченных естественным или искусственным возобновлением. Городские, курортные леса и лесопарковые части зеленых зон используются преимущественно для отдыха граждан, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Ведение лесного хозяйства в этих лесах осуществляется в соответствии с проектами лесоустройства, специально разрабатываемыми лесоустроительной организацией. Заготовка древесины в порядке проведения рубок главного пользования, заготовка живицы, второстепенных лесных ресурсов, древесных соков, промысловая заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, пастьба скота, а также строительство зданий и сооружений, если они не совместимы с проведением культурно-оздоровительных мероприятий и организацией отдыха граждан, запрещаются. Решением местных исполнительных и распорядительных органов городские, курортные леса и лесопарковые части зеленых зон могут закрепляться за организациями, в том числе садоводческими товариществами, для поддержания в них надлежащего санитарного состояния.
studlib.info
Правовая охрана редких и исчезающих видов животных и растений
Под редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных понимаются те виды (подвиды, популяции) животных, растений и грибов, о которых имеются данные о сокращении численности и (или) ареала, неблагоприятных изменениях условий их существования, крайней ограниченности распространения и малочисленности популяций, свидетельствующие о необходимости принятия специальных мер по их сохранению и восстановлению на территории государства. Правовая охрана рассматриваемых видов растений и животных осуществляется посредством включения их в Красную книгу Республики Беларусь; установления правил, содержащих запреты, требования о получении разрешения или другие специальные условия в отношении охраны, изъятия, содержания, хранения, экспонирования или торговли такими растениями и животными, сохранения, охраны и восстановления среды их обитания (произрастания), а также в отношении экономической деятельности, в процессе которой они используются в качестве сырья, иных целях потребления или реализации. Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 мая 2009 г. №638 утверждено Положение о порядке выдачи разрешений на изъятие диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, из среды их обитания и произрастания.
Положение о Красной книге Республики Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. №1836. Ведение Красной книги Республики Беларусь, организация учета и контроля состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных осуществляются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных, их частей и дериватов осуществляются в соответствии с положениями Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, на основании разрешений, выдаваемых Минприроды.
Правовой режим территорий, подлежащих специальной охране
Природные территории, подлежащие специальной охране, выделяются в целях сохранения полезных качеств компонентов природной среды и имеют специальный режим охраны, отличный от установленного природоресурсным законодательством.
Специальной охране подлежат курортные зоны, зоны отдыха, водоохранные зоны, прибрежные полосы рек и водоемов, зоны санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей, зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны в местах водозабора, водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и иных водных объектов), защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования), санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, иных населенных пунктов и производственных объектов, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)), городские парки, охраняемые типичные и редкие природные ландшафты и др.
Под зонами отдыха понимаются территории, используемые для размещения общеоздоровительных, туристских учреждений и оборудования мест кратковременного отдыха.
Меры по охране окружающей среды закрепляются в соответствующих проектах планировки определенной зоны отдыха. Например, на территории зоны отдыха в целях охраны окружающей среды предусматриваются: размещение крупных животноводческих комплексов за пределами зоны отдыха со строгим соблюдением санитарно-гигиенических требований; запрещение применения в границах прибрежной полосы водоемов, зоны отдыха шириной не менее 300 метров ядохимикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, а также регулирование применения минеральных удобрений, использования организационно-хозяйственных мероприятий, агротехнических приемов, биологических и других нехимических средств защиты растений; выполнение противопожарных мероприятий; максимальное сохранение природного ландшафта, существующих лесных массивов. При строительстве учреждений отдыха вырубка лесных насаждений производится только под габариты зданий и сооружений, автомобильные дороги, подъезды и трассы инженерных сетей и др.
Для предотвращения ухудшения качества воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и охраны водопроводных сооружений в местах водозабора устанавливаются зоны санитарной охраны. Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на месте забора воды состоит из трех поясов: первого — строгого режима, второго и третьего — режимов ограничения. Организация зон санитарной охраны, их проектирование и эксплуатация, установление границ входящих в них территорий (поясов и зон) и режимов охраны вод, определение комплекса санитарно-охранных и экологических мероприятий, в том числе ограничений и запретов на различные виды деятельности в пределах каждого пояса, регламентируются Водным кодексом, Законом Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении», санитарными и строительными нормами и правилами. Выполнение комплекса мероприятий и соблюдение установленного режима в зонах санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения обеспечиваются за счет собственных средств: на территории первого пояса -предприятиями питьевого водоснабжения; на территориях второго и третьего поясов— физическими и юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории этих поясов, а также местными исполнительными и распорядительными органами.
Законодательство относит также к объектам, подлежащим специальной охране, отдельные категории лесов. В соответствии с лесным законодательством указанные леса относятся к лесам первой группы. В санитарно-гигиенических и оздоровительных лесах (городские леса, леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса первого и второго округов зон санитарной охраны курортов), в защитных лесах (противоэрозионные леса) допускаются только рубки промежуточного пользования и прочие рубки, а также рубки обновления и переформирования в спелых и перестойных древостоях, теряющих защитные свойства и обеспеченных естественным или искусственным возобновлением. Городские, курортные леса и лесопарковые части зеленых зон используются преимущественно для отдыха граждан, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Ведение лесного хозяйства в этих лесах осуществляется в соответствии с проектами лесоустройства, специально разрабатываемыми лесоустроительной организацией. Заготовка древесины в порядке проведения рубок главного пользования, заготовка живицы, второстепенных лесных ресурсов, древесных соков, промысловая заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, пастьба скота, а также строительство зданий и сооружений, если они не совместимы с проведением культурно-оздоровительных мероприятий и организацией отдыха граждан, запрещаются. Решением местных исполнительных и распорядительных органов городские, курортные леса и лесопарковые части зеленых зон могут закрепляться за организациями, в том числе садоводческими товариществами, для поддержания в них надлежащего санитарного состояния.
studlib.info
Правовая охрана редких и исчезающих видов животных и растений
Под редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных понимаются те виды (подвиды, популяции) животных, растений и грибов, о которых имеются данные о сокращении численности и (или) ареала, неблагоприятных изменениях условий их существования, крайней ограниченности распространения и малочисленности популяций, свидетельствующие о необходимости принятия специальных мер по их сохранению и восстановлению на территории государства. Правовая охрана рассматриваемых видов растений и животных осуществляется посредством включения их в Красную книгу Республики Беларусь; установления правил, содержащих запреты, требования о получении разрешения или другие специальные условия в отношении охраны, изъятия, содержания, хранения, экспонирования или торговли такими растениями и животными, сохранения, охраны и восстановления среды их обитания (произрастания), а также в отношении экономической деятельности, в процессе которой они используются в качестве сырья, иных целях потребления или реализации. Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 мая 2009 г. №638 утверждено Положение о порядке выдачи разрешений на изъятие диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, из среды их обитания и произрастания.
Положение о Красной книге Республики Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. №1836. Ведение Красной книги Республики Беларусь, организация учета и контроля состояния редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных осуществляются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущих растений и диких животных, их частей и дериватов осуществляются в соответствии с положениями Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, на основании разрешений, выдаваемых Минприроды.
Правовой режим территорий, подлежащих специальной охране
Природные территории, подлежащие специальной охране, выделяются в целях сохранения полезных качеств компонентов природной среды и имеют специальный режим охраны, отличный от установленного природоресурсным законодательством.
Специальной охране подлежат курортные зоны, зоны отдыха, водоохранные зоны, прибрежные полосы рек и водоемов, зоны санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей, зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны в местах водозабора, водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и иных водных объектов), защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования), санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, иных населенных пунктов и производственных объектов, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)), городские парки, охраняемые типичные и редкие природные ландшафты и др.
Под зонами отдыха понимаются территории, используемые для размещения общеоздоровительных, туристских учреждений и оборудования мест кратковременного отдыха.
Меры по охране окружающей среды закрепляются в соответствующих проектах планировки определенной зоны отдыха. Например, на территории зоны отдыха в целях охраны окружающей среды предусматриваются: размещение крупных животноводческих комплексов за пределами зоны отдыха со строгим соблюдением санитарно-гигиенических требований; запрещение применения в границах прибрежной полосы водоемов, зоны отдыха шириной не менее 300 метров ядохимикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, а также регулирование применения минеральных удобрений, использования организационно-хозяйственных мероприятий, агротехнических приемов, биологических и других нехимических средств защиты растений; выполнение противопожарных мероприятий; максимальное сохранение природного ландшафта, существующих лесных массивов. При строительстве учреждений отдыха вырубка лесных насаждений производится только под габариты зданий и сооружений, автомобильные дороги, подъезды и трассы инженерных сетей и др.
Для предотвращения ухудшения качества воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения и охраны водопроводных сооружений в местах водозабора устанавливаются зоны санитарной охраны. Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения на месте забора воды состоит из трех поясов: первого — строгого режима, второго и третьего — режимов ограничения. Организация зон санитарной охраны, их проектирование и эксплуатация, установление границ входящих в них территорий (поясов и зон) и режимов охраны вод, определение комплекса санитарно-охранных и экологических мероприятий, в том числе ограничений и запретов на различные виды деятельности в пределах каждого пояса, регламентируются Водным кодексом, Законом Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении», санитарными и строительными нормами и правилами. Выполнение комплекса мероприятий и соблюдение установленного режима в зонах санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения обеспечиваются за счет собственных средств: на территории первого пояса -предприятиями питьевого водоснабжения; на территориях второго и третьего поясов— физическими и юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории этих поясов, а также местными исполнительными и распорядительными органами.
Законодательство относит также к объектам, подлежащим специальной охране, отдельные категории лесов. В соответствии с лесным законодательством указанные леса относятся к лесам первой группы. В санитарно-гигиенических и оздоровительных лесах (городские леса, леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса первого и второго округов зон санитарной охраны курортов), в защитных лесах (противоэрозионные леса) допускаются только рубки промежуточного пользования и прочие рубки, а также рубки обновления и переформирования в спелых и перестойных древостоях, теряющих защитные свойства и обеспеченных естественным или искусственным возобновлением. Городские, курортные леса и лесопарковые части зеленых зон используются преимущественно для отдыха граждан, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Ведение лесного хозяйства в этих лесах осуществляется в соответствии с проектами лесоустройства, специально разрабатываемыми лесоустроительной организацией. Заготовка древесины в порядке проведения рубок главного пользования, заготовка живицы, второстепенных лесных ресурсов, древесных соков, промысловая заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, пастьба скота, а также строительство зданий и сооружений, если они не совместимы с проведением культурно-оздоровительных мероприятий и организацией отдыха граждан, запрещаются. Решением местных исполнительных и распорядительных органов городские, курортные леса и лесопарковые части зеленых зон могут закрепляться за организациями, в том числе садоводческими товариществами, для поддержания в них надлежащего санитарного состояния.
studlib.info