Система растений и животных отображение эволюции конспект урока. Конспект урока биологии "Развитие жизни в кайнозойской эре. Эволюционное развитие растений и животных"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация по биологии на тему Современная система организмов — отображение эволюции (11 класс). Система растений и животных отображение эволюции конспект урока


Конспект урока "Положения теории эволюции"

Урок №________

Дата_______________

Тема: Основные положения теории эволюции. Структура вида.

Цель: обосновать убеждённость в том, что эволюционное учение является одним из наиболее фундаментальных теоретических обобщений современной биологии.

Задачи урока:

1.Рассмотреть в общей форме теорию эволюции Ч.Дарвина как целостное учение.

2.Сформировать представление об основных положениях эволюционного учения Ч Дарвина.

3.Создать условия для развития мыслительных способностей школьников в процессе решения ими проблемных вопросов и выполнения заданий об эволюции органического мира в ходе самостоятельной работы.

Оборудование: тесты, портрет Ч.Дарвина, компьютерная презентация

Ведущие понятия: движущие силы эволюции, результаты эволюции

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)

-Что такое биосфера?

-Что такое ноосфера?

-Типы веществ биосферы?

-Границы биосферы

-Круговорот веществ в биосфере (защита проектов)

  1. Постановка цели и задач урока:

Раздаю информацию об учёных, занимающихся эволюцией организмов:

-Ж.Б. Ламарк

-Ч. Дарвин

-К. Линней

Что изучали эти учёные (происхождение видов, эволюцию)?

  1. Актуализация опорных знаний:

Закончить предложение

1.Наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы…… /эволюционное учение/.

2. Основоположник эволюционного учения ..../Ч. Дарвин/.

3.Наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов , называется.. /систематикой/.

4.Первая эволюционная теория была предложена ../ Ж.Б.Ламарком/.

5.Закон «Упражнения и неупражнения органов был предложен»../ Ж.Б.Ламарком/.

Определите, о каком учёном составлен синквейн:

На доске пишу правила составления синквейна

Эрудит, верующий.

Описывал, систематизировал, организовывал.

Создал лучшую искусственную систему.

Трудоголик.

? (К. Линней)

1.Талантливый, невезучий.

2.Боролся, отстаивал, доказывал.

3.Создал первое эволюционное учение.

4.Творец.

5.? (Ж.Б. Ламарк)

1.Трудолюбивый. обстоятельный.

2.Путешествовал, наблюдал. Анализировал.

3.Выяснил причины эволюции живого.

4.Гений.

5? (Ч. Дарвин)

  1. Изучение новой темы:

Ч. Дарвин – всё же основоположник эволюционного учения

Сейчас его теорию дополнили и создали синтетическую теорию эволюции (синтез идей)

Я предлагаю Вам пройти вместе с Дарвином путь, который привел его к научному открытию о движущих силах эволюции и созданию эволюционного учения.

Информация к размышлению

  1. В учебнике зоологии приводятся данные о размножении комнатной мухи. Комнатная муха очень плодовита. От весны до осени одна муха может дать 7-8 поколений: 1 самка – 200 яиц—200 мух---от весны до осени 7 поколений (2х10 в 12 степени мух). Хватит ли к осени места на всей суше земного шара для всего потомства от одной пары мух (на 1 см 2 может уместится не более одной пары) , если условно допустить, что мухи размножаются беспрепятственно, давая в течение года 10 поколений по 100 яиц в каждом? Можно ли в действительности встретить столько мух? Почему?

  2. Русский ботаник Клемент Аркадьевич Тимирязев сделал некоторые расчёты: «Каждый год одно растении одуванчика производит порядка 100 семян. Если бы все 100 семян выросли бы в растения и снова дали бы по 100 семян и так продолжалось бы из года в год, то в десятом поколении одуванчиков, чтобы расселить всех особей потребовалась бы площадь в 15 раз превышающая поверхность земной суши».

  3. В 1859 году в Австралию привезли всего 24 кролика. Через 6 лет их стало уже 30000 особей, а еще через несколько лет они стали бичом сельского хозяйства.

  4. Осётр имеет продолжительность жизни порядка 50 лет. Каждый год самка вымётывает около 30 тыс. икринок. Если ни одна икринка не пропадёт, то потомства только одной самки достаточно, чтобы заселить все реки планет.

Какое наблюдение можно сделать?

Учитель подводит учащихся к выводу о высокой интенсивности размножения особей. К тому, что каждый вид имеет потенциальную возможность в относительно короткий срок заселить все доступные ему места земного шара. Тем более, что примеры внезапных вспышек размножения, резкого увеличения численности, нашествий отдельных видов (насекомых, например), которые могли наблюдать учащи6ся в течение своей жизни, показывают реальность такой возможности.

Относительно этого известный вам ученый В.И.Вернадский сделал некоторые подсчёты: для полного захвата планеты различными организмами понадобился бы срок

Бактерии - 1,5 дня

Инфузории - 31-67 дней

Сельди - 7-12 лет

Куры – 15-18 лет

Крысы 8 лет

Дикие свиньи – 5-6 лет

Домашние свиньи – 8 лет

Индийский слон – 1000 лет

Наблюдение 1. В природе любой вид растений или животных стремится к размножению в геометрической прогрессии. (отмечено Дарвиным)

Но что мы наблюдаем в действительности?

Наблюдение 2. Однако безудержного роста численности не происходит. Число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным

Почему этого не происходит?

Организмы нуждаются:

В пище

Жизненном пространстве

Убежище

Среде размножения

Т.е. происходит борьба за существование и как следствие естественный отбор

В тетради: Движущие силы эволюции:

О чём ещё узнал Ч. Дарвин?

Работа с учебником стр. 106 (формулируем положения теории Ч. Дарвина)

  1. Наследственная изменчивость

  2. Борьба за существование

  3. Естественный отбор

  4. Изоляция (добавлено в синтетической теории эволюции)

Закрепление:

Дарвин открыл….. (движущие силы эволюции)

Дарвин отмечал….. (способность организмов размножаться в геометрической прогрессии)

Дарвин утверждал….. (естественный отбор – общий путь образования новых видов

Дарвин создал…..(Теорию эволюции).

Домашнее задание: п. 28-29 изучить, пользуясь стр. 110-111 выписать названия и дать определения критериям вида

Приложения:

Ж.Б. Ламарк

Ламарк Жан Батист (1744-1829) - французский естествоиспытатель, создавший первую целостную теорию исторического развития живой природы. Разработал основные принципы классификации растений и животных в виде родословного древа от простейших до человека.

Главным его трудом является 2-томная "Философия зоологии" (1809) - наиболее крупное теоретическое обобщение в биологии начала XIX в., в котором Ламарк обосновывает теорию постепенного развития во времени живой природы Это обоснование оценивают как первое эволюционное учение.

Изменение условий внешней среды (количество света, влаги, температуры, плодородие почвы) Ламарк считал первопричиной изменчивости организмов: например, у болотного лютика над водой развиваются цельные листовые пластинки, а в воде - глубоко рассеченные, наподобие пучка нитей. Аналогичные особенности наблюдаются у стрелолиста и др.

Вторым главным фактором изменчивости видов Ламарк считал упражнение или неупражнение органов у животных: одни органы, необходимые в новых условиях среды, постоянно упражняются, укрепляются и развиваются, другие вследствие неупотребления ослабевают, а затем постепенно атрофируются, исчезают, что выражается в изменении строения организмов.

К. Линней

Родился Карл Линней 23 мая 1707 года в деревне Росхульт в Швеции в семье священника. Через два года вместе с семьей переехал в Стенброхульт. Интерес к растениям в биографии Карла Линнея проявился уже в детском возрасте. Начальное образование получал в школе города Векшё, а после окончания школы поступил в гимназию.

В 1735 году Линней представляет свой выдающийся труд, под названием «Система природы». Именно эта работа прославит учёного и ляжет в основе классификации видов растений и животных.

Линней предложил так называемую бинарную номенклатуру именования видов (используемую по сей день). Каждое растение и животное обозначалось двумя латинскими словами: первое — определялось родом, второе — видом.

Классификация растений носила простой характер. В основе определения родовой принадлежности лежало количество и расположение листков, размер тычинок и пестиков, величина растений и прочие критерии.

Этот труд переиздавался 10 раз. Причина этому кроется в продвижении научной мысли и открытий новых видов растений. Окончательная версия была представлена научному миру в 1761 года, где Линней описывает 7540 видов и 1260 родов растений. Принадлежность к одному роду определяла степень родства объектов растительного мира.

В своих ботанических трудах, учёный впервые определил наличие полов у растений. Это открытие было создано на основе изучения строения пестиков и тычинок. До этого времени считалось, что растения лишены половых признаков.

Ч. Дарвин

Чарльз Дарвин родился 12 февраля 1809 года в городе Шрусбери графства Шропшир в Великобритании в семье врача.

В 1831 году Чарльз Дарвин, биография которого уже свидетельствовала о нем как о будущем биологе, при содействии друзей отправляется в кругосветное путешествие на судне капитана Р. Фицроя «Бигль». Во время экспедиции Чарльз собрал огромную коллекцию морских животных, вел заметки.

Вернувшись в 1836 году Лондон, Дарвин с 1838 года работал секретарем Лондонского геологического общества. В 1839 году была опубликована книга ученого, написанная по заметкам кругосветной экспедиции – «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»». В 1842 году Дарвин переехал в графство Кент в город Даун. Здесь он прожил до конца дней, активно занимаясь научной деятельностью.

В 1842 году биолог Дарвин написал первый очерк о происхождении видов. Более десяти лет ученый работал над своим фундаментальным трудом и только в 1858 году представил теорию научному обществу.

В 1859 году работа «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» вышла отдельным изданием.

В 1868 году был опубликован второй значительный труд Дарвина – «Изменение животных и растений в домашнем состоянии». В 1871 году увидела свет работа ученого «Происхождение человека и половой отбор». В 1872 году вышел труд «Выражение эмоций у человека и животных».

Работы Дарвина на тему эволюции живых организмов оказали огромное влияние на историю человеческой мысли, ознаменовали начало новой эпохи в развитии биологии и других дисциплин.

infourok.ru

Конспект урока "Современная теория эволюции"

Тема: Современная теория эволюции

Цель:

1. Сформулировать основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина.

2.Сформулировать основные положения синтетической теории эволюции.

Тип урока: Комбинированный, изучение нового материала

Основные понятия урока: эволюционная теория, наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, популяционные волны, дрейф генов, изоляция, синтетическая теория эволюции (СТЭ).

II. Структура урока

  1. Организационный момент 1мин

  2. Целевая установка 1 мин

  3. Актуализация опорных знаний 7 мин

  4. Предъявление нового материала 28 мин

  5. Физкультминутка 1 мин

  6. Рефлексия 5 мин

  7. Домашнее задание 2 мин

III. Собственно конспект

Организационный момент

Взаимное приветствие, проверка отсутствующих по журналу, подпись рапорта. Проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний.

Опрос:

    1. Дайте определение вида.

    2. Дайте определение понятию «популяция».

    3. Какими параметрами характеризуется каждая популяция?

    4. Что такое генофонд популяции?

    5. Назовите условия, необходимые для осуществления эволюции

  1. Изучение новой темы.

- Ребята, давайте вспомним с вами:

1. Какие существуют причины изменения численности особей в популяции?

2. В чем заключается роль мутаций в процессе эволюции?

(педагог дает оценку ответов учащихся, подводит их к тому, какие существуют основные факторы эволюции)

- Давайте рассмотрим факторы эволюции, их влияние на генофонд популяций и создание условий для главного эволюционного фактора – естественного отбора.

Факторы эволюции:

1.Наследственная изменчивость:

Фактор, обеспечивающий возникновение нового генетического материала в популяции, - наследственная (генотипическая) изменчивость.

Существует две формы такой изменчивости: комбинативная и мутационная (мы с вами разбирали ее ранее).

Мутации с определенной частотой возникают у всех живых организмов.

Мутации возникают ненаправленно, не имеют приспособительного значения.

Доминантные мутации проявляются в первом же поколении, и их дальнейшая судьба зависит от их значимости. Вредные мутации приведут к гибели организма или снижению его жизнеспособности.

Нейтральные и полезные мутации сохранятся в следующих поколениях.

Однако гораздо чаще происходят рецессивные мутации, которые могут в течение длительного времени в скрытом виде передаваться из поколения в поколение. С течением времени мутации могут перейти в гомозиготное состояние и их судьба также будет зависеть от степени значимости (полезные признаки будут сохраняться, а вредные удаляться с помощью естественного отбора).

Роль мутаций: приводят к увеличению генетического разнообразия популяции.

Мутационный процесс является лишь поставщиком элементарного эволюционного материала. Его давление на популяции поддерживает их генетическое разнообразие на высоком уровне.

Но т.к. мутации случайны, то мутационный процесс не способен оказывать направляющее влияние на процесс эволюции.

2.Популяционные волны:

В естественных условиях численность популяции постоянно меняется. Такие периодические и непериодические (случайные) колебания численности особей, составляющих популяцию, называют популяционными волнами.

Пример: нехватка корма, эпидемии, влияние хищников – уменьшается кол-во особей в популяции.

В маленькой по размеру популяции некоторые особи в силу случайных причин могут оставить или не оставить потомства, что приведет к изменению частот встречаемости тех или иных аллелей популяции. Некоторые аллели могут вообще исчезнуть из популяции.

Процесс случайного ненаправленного изменения частот аллелей в популяции называют дрейфом генов. В итоге генофонд оставшейся популяции будет отличаться от генофонда исходной популяции.

Явление, при котором популяция проходит через период малой численности, носит название эффект «бутылочного горлышка».

Результат эффекта «бутылочного горлышка».

Слева показана первоначальная родительская популяция.

Затем она значительно уменьшена тем или иным окружающим событием.

Генофонд популяции оказался сокращенным.

Генотипическая структура будет отражением генотипов тех особей, которые прошли через «бутылочное горлышко».

Таким образом, колебания численности (популяционные волны) вызывают изменения генетической структуры популяции.

Для того чтобы в дальнейшем популяция могла развиваться независимо на основе своего собственного генофонда, необходима ее изоляция от других подобных популяций.

3.Изоляция:

Изоляция – это ограничение или полное отсутствие скрещиваний особей разных популяций.

Пока между популяциями существует поток генов, они не могут накопить существенные генетические различия.

Роль: Изоляция приводит к прекращению обмена наследственной информацией и превращает популяцию в самостоятельную генетическую систему. Изоляции закрепляют и усиливают генетические различия между популяциями, создают предпосылки для дальнейшего преобразования этих популяций в отдельные виды.

Виды изоляции:

1.Пространственная изоляция – связана с существованием географических преград между популяциями, например, горных хребтов, пустыней, водоемов и т.д.

2.Экологическая изоляция – связана с невозможностью скрещивания различных популяций вследствие разделения экологическими препятствиями в пределах одного ландшафта. Например, обитатели одного болота имеют мало шансов встретиться в период размножения с обитателями другого болота.

Вывод: Такие факторы эволюции, как наследственная изменчивость, популяционные волны и изоляция изменяют генофонд популяций и обеспечивают их независимое существование, создавая условия для действия главного эволюционного фактора – естественного отбора.

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

Естественный отбор – это преимущественное выживание и размножение наиболее приспособленных особей каждого вида и гибель менее приспособленных организмов.

Именно естественный отбор направляет эволюционный процесс и обеспечивает закрепление в популяции определенных изменений.

Материал для естественного отбора - наследственная изменчивость (генетическое разнообразие).

Обычно с большой вероятностью выживают и оставляют потомство те особи, которые максимально приспособлены к данным условиям обитания, имеют определенные преимущества. Наименее приспособленные имеют меньше шансов оставить потомство и чаще погибают. Таким образом, естественный отбор – это результат борьбы за существование.

Естественный отбор играет в природе творческую роль, потому что из всего многообразия ненаправленных наследственных изменений он отбирает и закрепляет только те, которые обеспечивают популяции или виду в целом оптимальные приспособления к данным условиям существования.

Виды отбора:

1.Движущий – в популяции, которая находилась в стабильных условиях существования и имела признаки относительно некой средней величины, могут измениться условия внешней среды. Тогда преимущество будут иметь особи, чье проявление отклоняется от средней величины. Давление отбора будет приводить к сдвигу среднего значения признака или свойства в популяции и появлению новой средней величины, соответствующей изменившимся условиям.

Примеры: явление индустриального меланизма у бабочки березовой пяденицы; устойчивость насекомых к ядохимикатам; утрата глаз у крота или редукция крыльев у некоторых насекомых, живущих в ветреных районах на морских побережьях.

2. Стабилизирующий – действует в постоянных условиях среды, направлен на сохранение ранее сложившегося среднего значения признака или свойства. Действие этой формы отбора направлено на уничтожение особей, несущих признаки, значительно уклоняющиеся от средней нормы.

Эта форма отбора не сдвигает среднюю величину значения признака, однако размах фенотипической изменчивости снижается.

Примеры: Во время сильных бурь в прибрежных районах Англии погибают в основном воробьи с длинными и короткими крыльями, а птицы со средними размерами крыльев выживают.

В большом помете у млекопитающих обычно гибнут те детеныши, которые наиболее резко отклоняются по каким-то признакам от средних величин.

До нашего времени благодаря стабилизирующему отбору сохранились виды, жившие млн лет назад: древовидные папоротники, акулы, кистеперая рыба латимерия, пресмыкающееся гаттерия.

3.Дизруптивный– разрывающий отбор, благоприятствующий 2 или нескольким направлениям изменчивости (классам фенотипов), но не благоприятствующий среднему (промежуточному) состоянию признака (фенотипа). При действии дизруптивного отбора внутри популяции обычно возникает полиморфизм – несколько отчетливо различающихся фенотипических форм.

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора:

- Ребята, на основании собственных наблюдений приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования (педагог выслушивает ответы учащихся, анализируют их в группе)

Морфологические адаптации:

Связаны с особенностями строения тела. Различают общие (затрагивают обычно крупные таксоны – отряды, классы, типы) и специальные адаптации (связаны с более узкими условиями существования – виды, группы видов).

Примеры: возникновение крыла у птиц – впоследствии на его основе возникали вторичные и третичные адаптации – бреющий полет буревестника и маневренный полет колибри; разнообразная форма птичьих клювов в зависимости от типа их питания; строение тела рыб – плоское у придонных и торпедообразное у акул; густой шерстяной покров у северных млекопитающих; гибкое тело у норных животных; в высокогорных районах и тундре – стелющиеся и подушковидные формы растений, устойчивые к сильным ветрам, легко укрывающиеся снегом и не повреждающиеся в сильные морозы.

Покровительственная окраска: Служит способом защиты от врагов для многих видов животных. Благодаря ей животные становятся менее заметны.

Примеры: самки птиц, гнездящихся на земле, практически сливаются с общим фоном местности, их яйца и птенцы также незаметны; неразличимы в траве зеленые кузнечики; в пустыне – песочно-желтые ящерицы, на снегу – полярные песцы; яркая окраска с чередованием светлых и темных полос или пятен (тигры, леопарды, пятнистые олени, детеныши кабана) – она имитирует чередование света и тени в природе и делает животных менее заметными в густых зарослях; в зависимости от условий освещенности способны менять окраску хамелеоны, осьминоги.

Предостерегающая окраска:

Такая окраска, как правило, свойственна жалящим или имеющим ядовитые железы насекомым.

Пример: птица вряд ли будет пытаться съесть ярко-полосатого шмеля или ядовитую божью коровку.

Маскировка:

Маскировка – это соответствие формы тела объектам неживой природы. Сходство с предметами окружающей среды позволяет многим животным избегать нападения хищников.

Примеры: практически неразличима в зарослях рыба-игла; форма тела некоторых насекомых напоминает листья, кору, веточки, колючки растений.

Мимикрия:

Многие безобидные животные приобрели сходство с ядовитыми видами.

Мимикрия – это явление подражания беззащитного вида хорошо защищенным и имеющим предостерегающую окраску неродственным видам.

Примеры: муха-журчалка; многие неядовитые змеи похожи на ядовитых; узор на крыльях некоторых бабочек напоминает глаза хищников.

Биохимические адаптации:

Многие животные и растения способны образовывать различные вещества, которые служат им для защиты от врагов, для нападения на другие организмы: пахучие вещества клопов, яды змей, пауков, скорпионов, токсины растений; особая структура белков и липидов позволяет организмам существовать в горячих источниках или в условиях вечной мерзлоты.

Физиологические адаптации:

Связаны с перестройкой обмена веществ. Без них невозможно поддержание гомеостаза в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

Примеры: птицы и рептилии, обитающие в морях, приобрели специальные железы, которые позволяют им быстро избавляться от избытка солей; пустынные животные перед наступлением засушливого сезона накапливают много жира: при его окислении образуется большое количество воды.

Поведенческие адаптации:

Помогают в борьбе за выживание.

Примеры: затаивание или отпугивающее поведение при приближении врага; запасание корма на неблагоприятный период года; спячка животных и сезонные миграции, позволяющие пережить холодный или засушливый период.

Многие виды адаптаций формируются параллельно.

Пример: животные с покровительственной окраской в минуту опасности замирают; предостерегающая окраска, наоборот, сочетается с демонстрационным поведением, отпугивающим хищника.

Важную особенность играют поведенческие адаптации, связанные с продолжением рода: брачное поведение, выбор партнера, образование семьи, забота о потомстве – эти все типы поведения являются врожденными и видоспецифичными, т.е. у каждого вида существует своя программа полового и детско-родительского поведения.

Вывод: Таким образом, все живые организмы приспособлены к условиям своего обитания. Каждый организм имеет множество адаптаций, которые образовывались в результате действия естественного отбора в определенных условиях среды. При изменении условий адаптации могут менять свою приспособительную ценность, т.е. адаптации имеют относительную целесообразность.

В результате действия движущих сил эволюции у организмов возникают и совершенствуются адаптации к условиям среды, а их закрепление в изолированных популяциях может привести к образованию новых видов.

  1. Домашнее задание.

§ 23, конспект

  1. Рефлексия (итог урока): в рабочих тетрадях по биологии 9 класс

Подводятся итоги занятия, выставляются оценки за работу.

infourok.ru

Конспект урока «Эволюция органического мира»

Эволюция органического мира

Оборудование: таблица по общей биологии «Основные этапы эволюции органического мира»; карточки с заданиями для работы в группах; клей, бумага; сводная таблица для подведения итогов.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

Учитель. Сегодня мы завершаем изучение темы «Развитие органического мира». На предыдущих уроках вы познакомились с основными этапами эволюции. Все эволюционные изменения органического мира были связаны с изменяющимися условиями жизни на Земле и определялись движущими силами эволюции. Назовите их. (Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.)

Сегодня на уроке вам предстоит показать свои знания по этой теме. Но прежде давайте сформулируем правила эволюции – основные закономерности эволюционного процесса, изложенные в краткой форме.

1. Правило необратимости эволюции. Группа организмов не может вернуться к прежнему состоянию, то есть от современных видов не могут возникнуть их предковые формы.

2. Правило чередования основных направлений эволюции. Каждый новый ароморфоз дает толчок для развития многочисленных идиоадаптаций.

3. Правило прогрессирующей специализации. Группа, вступившая на путь специализации, как правило, в дальнейшем развитии будет идти по пути все более глубокого приспособления к более узким условиям существования. Например, если одна из групп позвоночных приобрела приспособления к пролету (птицы), то на последующем этапе эволюции это направление сохраняется и усиливается.

II. Проверка знаний

Работа в группах по 4–5 человек.

Задание 1. Разминка

Каждая команда получает набор из 16 карточек с названиями эр и периодов. Их необходимо разложить в два параллельных ряда в хронологическом порядке и приклеить на лист для ответа.

Набор карточек: Архей, Протерозой, Палеозой, Мезозой, Кайнозой, Девон, Карбон, Кембрий, Юра, Триас, Ордовик, Мел, Пермь, Силур, Третичный, Четвертичный.

За правильное выполнение задания команда получает 8 баллов.

Геохронологическая таблица

Задание 2. Составь последовательность

Составить правильную последовательность основных этапов эволюции (с учетом «боковых ветвей») одной из групп живых организмов: растений, беспозвоночных, позвоночных. Для составления этапов эволюции каждая группа получает один из трех наборов карточек.

1. Покрытосеменные, псилофиты, водоросли, голосеменные, моховидные, папоротниковидные.

2. Членистоногие, одноклеточные, круглые черви, кишечнополостные, кольчатые черви, плоские черви.

3. Рыбы, млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, ланцетники, земноводные.

(«Боковые ветви» – моховидные, круглые черви, птицы.)

За верно составленную схему группа получает 6 баллов.

Задание 3. Калейдоскоп времен

Учитель зачитывает 5 небольших рассказов, а учащиеся должны определить, о каком периоде какой эры идет речь, и записать ответ. В некоторых случаях возможно указать только эру.

1. Это время называют периодом рыб, т.к. его характеризует появление рыб всех известных систематических групп и их расцвет. Потомки бесчерепных – панцирные «рыбы» дали разнообразнейших представителей настоящих рыб. Среди них хрящевые и костистые рыбы. О каком периоде какой эры идет речь? (Девон палеозойской эры.)

2. Это время характеризуется отсутствием жизни на суше. Бактерии и водоросли достигли исключительного расцвета. С их участием интенсивно шли процессы отложения осадков. Среди животных были распространены разнообразные многоклеточные: одиночные и колониальные полипы, медузы, плоские черви, предки современных кольчатых червей, членистоногих, моллюсков и иглокожих. Что это за время? (Протерозойская эра.)

3. Это время называют временем пресмыкающихся и голосеменных. В течение этого времени пресмыкающиеся достигли исключительного разнообразия. Они заселили всю сушу, моря, некоторые приспособились к полету. В те далекие времена они бродили по всей Земле. Некоторые из них были хищниками, но большинство – тихими «вегетарианцами». К концу этого времени в течение нескольких миллионов лет произошло массовое вымирание динозавров. Что это за время? (Мезозойская эра.)

4. Свое название это время получило по названию отложений, в большом количестве образовывавшихся из остатков раковин простейших животных – фораменифер. В это время сокращалась численность папоротников и голосеменных. Появились первые покрытосеменные. Естественный отбор дал этим растениям значительные преимущества перед голосеменными: двойное оплодотворение обеспечивает зародыш запасами питательных веществ, околоплодник защищает семена. Эти ароморфозы и обеспечили господство покрытосеменных уже в конце этого периода и в последующее время. О каком периоде какой эры идет речь? (Меловой период мезозойской эры.)

5. В это время появляются первые отряды крылатых насекомых – тараканы, длина тела которых достигает 10 см, и стрекозы, некоторые виды которых имели размах крыльев до 75 см. Это время расцвета древних амфибий. Широко распространены стегоцефалы (панцирноголовые), их размножение происходило с помощью икры, которую они метали в воду. Личинки также развивались в воде. Поэтому стегоцефалы могли обитать лишь в прибрежной части суши. О каком периоде какой эры идет речь? (Каменноугольный период палеозойской эры.)

За выполнение этого задания группы могут получить максимально 8 баллов.

Задание 4. Основные направления эволюции

Каждая группа получает лист с напечатанными фрагментами текстов. Необходимо определить, о каком направлении эволюции идет речь в каждом фрагменте.

1. Одними из первых наземных, вернее земноводных, растений были псилофиты, ведущие свою родословную от водорослей. Строение псилофитов еще напоминало строение многоклеточных зеленых водорослей. У них не было настоящих листьев, и они достигали в высоту около 25 см. Псилофиты имели древовидную форму, отдельные нитевидные отростки служили им для прикрепления к почве и поглощения из нее минеральных веществ. Наряду с образованием подобия корней, стебля и примитивной проводящей системы у псилофитов развилась покровная ткань, предохраняющая их от высыхания. С каким эволюционным изменением связано появление псилофитов? (Ароморфоз.)

2. Почти вся Европа Кембрийского периода была морским дном. В морях господствовали зеленые и бурые водоросли, прикрепленные ко дну. В толщах вод плавали диатомовые, золотистые, эвгленовые водоросли. Какие эволюционные изменения привели к появлению всех этих форм? (Идиоадаптации.)

3. Уже в девоне встречаются пышно развитые леса из папоротников, хвощей и плаунов. Эти леса еще более распространяются в карбоне, характеризующемся влажным и равномерно теплым климатом на протяжении всего года. Мощные споровые растения – липидодендроны и сигиллярии достигали 40 м высоты. Из их остатков в значительной мере образовался уголь Донецкого и прочих угольных бассейнов Европы. Современные плауны – ползучие многолетние травы. Они нередко встречаются во влажных хвойных лесах. С какими эволюционными изменениями связано появление современных видов плаунов? (Идиоадаптация.)

4. В триасе произошло событие, которое оказалось очень важным в истории развития жизни на Земле – появились первые млекопитающие. Этим животным была присуща терморегуляция, чему способствовало формирование четырехкамерного сердца, развитие волосяного покрова, дальнейшее совершенствование дыхательной системы. Кроме того, у млекопитающих наивысшего развития достигает нервная система, а также система органов размножения. Каков характер эволюционных изменений, приведших к появлению млекопитающих? (Ароморфоз.)

5. Важнейший этап в развитии жизни – возникновение многоклеточных. Это событие дало мощный толчок к увеличению разнообразия живых организмов, их дальнейшей эволюции. Многоклеточность делает возможным специализацию клеток в пределах одного организма, возникновение тканей и органов, в том числе органов чувств. Первые многоклеточные организмы появились в протерозое не менее 1,5 млрд лет назад. Однако некоторые ученые считают, что это произошло гораздо раньше – около 2 млрд лет назад. Первыми многоклеточными организмами были, по-видимому, водоросли. С какими эволюционными изменениями связано появление многоклеточных? (Ароморфоз.)

За правильные ответы команды получают до 5 баллов.

Задание 5. Удивительные факты

Каждая группа получает карточку-задание. После обсуждения вопроса в группе один представитель команды озвучивает вопрос и свою версию ответа на него. По окончании ответа другие группы могут дополнять ответ, зарабатывая при этом дополнительные баллы.

1. В 1938 г. рыболовный траулер доставил в музей Ист-Лондона (Южная Африка) необычную рыбу длиной 1,5 м и массой 50 кг. У нее были короткие мясистые плавники, напоминавшие ноги, – два грудных и два брюшных. Сотрудница музея К.Латимер поняла, что неизвестная рыба должна представлять большой научный интерес, и не ошиблась. Обнаруженная рыба оказалась посланцем далекой геологической эпохи и была названа латимерией.Каково систематическое положение данного организма? Почему его считают важной научной находкой? Когда такие организмы появились на Земле в процессе эволюции?

(Латимерия – рыба, принадлежащая к отряду целакантов надотряда кистеперых из подкласса лопастеперых класса костистых рыб. Латимерия – реликт, сохранившийся до наших дней представитель некогда многочисленной и широко распространенной группы организмов, имеющий свойственные этой группе черты строения. Кистеперые рыбы были широко распространены на Земле в морях девона, но до находки латимерии ученые были уверены, что все они впоследствии вымерли. Древние кистеперые рыбы считаются предками первых земноводных. С помощью двух пар своих мясистых плавников она могли, видимо, не только плавать, но и передвигаться по высыхающим водоемам в поисках воды. Для дыхания воздухом им служил плавательный пузырь с сильно разветвленными кровеносными сосудами.)

2. В настоящее время это животное встречается только на небольших безлюдных островах у берегов Новой Зеландии. Раньше оно было широко распространено по всей Новой Зеландии, но его истребили завезенные сюда собаки и свиньи.Внешне это животное напоминает большую массивную ящерицу тусклого оливкового цвета с мелкими желтыми пятнами, с идущим от затылка до хвоста гребнем из мягких шипов. Но от ящериц его отличает ряд особенностей строения: отсутствие барабанных перепонок и среднего уха, помимо зубов у него имеется роговой клюв, образованный краями челюстей, есть брюшные ребра, позвонки примитивны, есть остатки хорды, хорошо развит теменной глаз. Живут эти животные в норах, питаются насекомыми, червями, моллюсками. Это одно из самых холодостойких животных в своем классе.О каком животном идет речь? Каково его систематическое положение? Какую научную ценность представляет обнаружение такого животного в современной фауне?

(Это представитель отряда клювоголовых класса пресмыкающихся – гаттерия, единственный сохранившийся до нашего времени вид. Отряду как минимум 170 млн лет. Из современных пресмыкающихся гаттерия наиболее близка к эозухам, считающимся предками большинства нынеживущих рептилий. Гаттерия – это реликт, сохранившийся до наших дней представитель некогда многочисленной и широко распространенной группы организмов, имеющий свойственные этой группе черты строения. Реликты позволяют ученым получить более подробные представления об особенностях организации вымерших видов.)

3. Уникальный по сохранности скелет этого животного был обнаружен в прошлом веке в Баварии при добыче литографского камня. Его голова похожа на голову ящерицы, а тело и длинный хвост покрыты перьями. На передних конечностях имеются когти, голова покрыта чешуей, хвост состоит из 18–20 позвонков. Туловищные позвонки соединены между собой подвижно. На челюстях имеются зубы.О каком организме идет речь? Каково научное значение этой находки? В какое время могли жило это животное?

(Речь идет об археоптериксе – юрской первоптице. Это ископаемая форма переходная между пресмыкающимися и птицами. Такая находка доказывает происхождение птиц от пресмыкающихся. Считается, что птицы – это боковая ветвь пресмыкающихся, приобретших развитую терморегуляцию, более совершенную кровеносную систему, развитые органы чувств, и приспособившихся к полету.)

4. Эта птица обитает в Южной Америке. Птенец этой птицы, еще покрытый пухом, отлично лазает по деревьям, хватаясь за ветки не только ногами: на его крыльях два пальца свободны и имеют когти, как у археоптерикса. Птенец отлично плавает. Взрослея, птица теряет когти на пальцах. Мясо этой птицы плохо пахнет, что и спасло этот удивительный вид от истребления. Что это за птица? Благодаря какому эволюционному направлению мог появиться этот вид на Земле? Какое научное значение имеет обнаружение этого вида в природе?

(Это представитель отряда курообразных семейства гоацинов – гоацин. Появление этого вида – результат идиоадаптации. Наличие у птенцов хорошо развитых когтей способствует их выживанию, т.е. успеху в борьбе за существование. Это еще одно подтверждение дивергентного характера эволюции.)

5. В древние времена моря кишели этими животными. Внешне они походили на мокриц, иногда гигантских, до 75 см в длину, покрытых трехдольным щитом (отсюда и название). Палеонтологи описали до 10 тыс. их видов. Вымершие 190 млн лет назад, эти животные сейчас имеют практическое значение. Найдя в осадочных породах отпечаток таких животных, геологи без труда определят возраст породы. Ведь каждому геологическому веку соответствуют свои виды этих животных. О каких животных идет речь? Каково их систематическое положение? Когда появились первые представители этой группы животных? Когда они достигли расцвета? Когда вымерли?

(Речь идет о трилобитах – представителях типа членистоногих подтипа трилобитов. Первые трилобиты появились, предположительно, в позднем протерозое. Наибольшего расцвета достигли в кембрии. Вымерли около 190 млн лет назад.)

За правильный и полный ответ на свой вопрос команда может получить до 10 баллов. За дополнения баллы начисляются дополнительно в зависимости от полноты и точности дополнения.

За весь урок группы могут набрать 37 баллов. Подведение итогов урока проводится по сводной таблице. В зависимости от суммы набранных баллов команды получают оценки за урок.

Литература

Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. – М.: Просвещение, 1991.Мамонтов С.С., Захаров В.Б., Козлова Т.Б. Основы биологии. – М.: Просвещение, 1992.Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994.Энциклопедический словарь юного биолога Под ред. М.С. Гилярова. – М.: Педагогика, 1986.Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 1998.

videouroki.net

«Современная система органического мира отображение макроэволюции»

Урок по теме: «Современная система органического мира – отображение макроэволюции».

9 классЦель: 1.Систематизировать знания учащихся об эволюции живых организмов на Земле, о результатах эволюции.

2.Проверить сформированность умений, определять изменчивость у организмов, их таксономические категории.

3.Сформировать умение объяснять причины и результаты эволюции.Оборудование: инструктивные карточки для групп, учебники биологии за 6 класс(Пасечник), 7 класс(Захаров, Сонин), 7-8 класс(Быховский), набор магнитных карточек, названий таксономических единиц, плакат «Современная система органического мира».

Ход урока.

I Актуализация.

1.Что такое эволюция?

2.Кто такой Ч.Дарвин?

3.Основные положения его теории.

4.Что является элементарной единицей эволюции?

5.Главные направления эволюции.

6.Общие закономерности эволюции.

7.Как называется эволюция внутри вида?

8.К чему она приводит?

9.Что такое макроэволюция?

10.Что возникает в результате макроэволюции?

II Изучение нового материала.

1.В результате эволюции возникло то разнообразие форм жизни, которое наблюдается в настоящее время.

Тема урока называется и записывается на доске и в тетрадях учащихся.

Современная система органического мира – отображение макроэволюции.

Классификацией, т.е. группировкой по сходству и родству занимается систематика. Основоположником является К. Линней (1 издание его труда «Система природы» состояла из 13 стр., а 2 издание уже из 2335 стр.).

Он основоположник бинарой номенклатуры. Что это такое?

В биноминальной системе органического мира организмы объединяются в группы, на основе видимых морфологических признаков. Эта система обшепринята, и включает следующие таксономические единицы (на доске названия единиц на магнитных карточках).

Вид—род—семейство—отряд(порядок)—класс—тип(отдел)—подцарство—царство.

Наиболее естественная группа—вид. От вида к царству число сходных признаков уменьшается. Например, у семейства их меньше, чем у рода. Понятие естественной и искусственной классификации.

Демонстрация плаката «Современная система органического мира».2.Работа в группах. Класс делится на 6 групп, назначается старший группы. Он получает инструктивную карточку для группы и необходимую литературу (учебники).

Задача для групп. 1.Выявить признаки, характерные для царств и надцарств живых организмов

2.Вспомнить классификацию (систематические единицы) этих царств.

3.Сделать сообщение о результатах выполненной работы.После выступления всех групп делаем выводы и записываем в тетради.Выводы: 1.Современный органический мир – результат длительного,

необратимого, исторического развития, движущей силой

которого, является естественный отбор.

2.Именно естественный отбор – причина существования

разных уровней организации жизни, многообразия видов и их

приспособленности к условиям среды.

3.Макро и микроэволюция – единый процесс, происходящий

во времени.

4.Современная система органического мира – отображение

макроэволюции.III Домашнее задание. Повторить материал учебника на странице

8-11. Биология. Общие закономерности. (автор С.Г.Мамонтов, В.В.Захаров,Н.И.Сонин)

IV Закрепление пройденного материала.Над отделами обувного магазина висят таблички «Мужская обувь», «Женская обувь», «Резиновая обувь» и другие. Объясните, почему такое разделение не является классификацией? Тем не менее продавцы всегда четко определяют, в какой отдел поместить ту или иную обувь. Нет ли здесь противоречия?Про Линнея рассказывали, что он однажды поспорил со своей женой, как надо классифицировать и раскладывать одежду в комод. Придумайте две разные классификации одежды: одну – за Линнея, а другую – за его жену.

Уроки биологии О.В.Петунин., стр.120-121, задание 4 (1 и 2 вариант).

Группа №1

Надцарство Ядерные (Эукариоты).

Задания

1.Общие признаки ядерных организмов.

2.Классификация эукариот.

Литература

  1. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.
  2. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс.
  3. Биология. Животные. 7-8 класс.

Группа №2

Надцарство Безъядерные (Прокариоты)Задания

1.Общие признаки безъядерных организмов.

2. Классификация прокариот.Литература

1.Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.

2. Биология. Бактерии. Грибы.Растения. 6 класс.

Группа №3

Царство РастенияЗадания

1.Признаки растений.

2.Классификация растений.

3.Проклассифицировать (Душистый горошек)Литература

1.Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.

2. Биология. Бактерии. Грибы.Растения. 6 класс.

Группа № 4

Царство Вирусы.

Лишайники.Задания

1.Важнейшие особенности вирусов.

2.Классификация вирусов.

3.Каковы особенности строения лишайников.Литература1.Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.

2. Биология. Бактерии. Грибы.Растения. 6 класс.

3.Биология. Общие закономерности. 9 класс.

Группа №5

Царство Грибы.Задания

1.Общие признаки грибов.

2.Классификация грибов.

3.Проклассифицировать(Рыжик красный) Литература

1.Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс.

2. Биология. Бактерии. Грибы.Растения. 6 класс.

3.Курс общей ботаники.Группа №6

Царство Животные

Задания

  1. Признаки животных.
2.Классификация животных

3.Проклассифицировать (Гренландский тюлень)Литература1.Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс

2.Биология Животные. 7-8 класс

5-bal.ru

Конспект урока биологии "Развитие жизни в кайнозойской эре. Эволюционное развитие растений и животных"

Учебно – методический план

Класс 11

Дата:

Предмет: биология

Тема: Развитие жизни в кайнозойской эре. Эволюционное развитие растений и животных.

Задачи:

Образовательные:

изучить климатические условия и среду обитания в разные периоды Кайнозойской эры; сформировать знания об эволюции органического мира в Кайнозойскую эру;

Развивающие: 

развивать умение: раскрывать причины многообразия видов растений и животных современной флоры и фауны; обобщить знания о климатических условиях, среде обитания и особенности развития животного и растительного мира в Кайнозойскую эру;

Воспитательные:

формировать отношения к природе на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде – земной и космической; развивать эволюционное, экологическое мышление и стремления к знаниям.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковые, проблемный

Межпредметные связи: биология

Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал: проектор, компьютер, диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», видеосюжеты «Меловой период», «Кайнозойская эра», флеш-карта «Динозавры», распечатанный дополнительный материал.

Ход урока:

I. Оргмомент. Актуализация знаний.

Беседа по вопросам:

1. Какие главные события происходили в органическом мире мезозоя?

2. Какие изменения в строении позвоночных животных произошли в процессе приспособления их к жизни на суше?

3. Каковы, по вашему мнению, причины возникновения и вымирания крупных систематических групп живых организмов в различные периоды истории Земли?

4. Выскажите свои предположения о возможных причинах гибели древних пресмыкающихся на Земле.

Основные положения.

1. В триасе вымирают гигантские папоротники, древовидные хвощи, плауны. Достигают расцвета голосеменные растения.

2. В юрском периоде вымирают семенные папоротники и появляются первые покрытосеменные растения, постепенно распространившиеся на все материки.

3. Рептилии занимают господствующее положение в триасовом и юрском периодах. В меловом периоде вымирают крупные пресмыкающиеся.

4. Возникают птицы и млекопитающие. Их возникновение сопровождается появлением крупных ароморфозов в строении.

Жизнь в МЕЗОЗОЕ

Господство пресмыкающихся Расцвет голосеменных

↓ ↓

Вымирание крупных пресмыкающихся Вымирание семенных папоротников

↓ ↓

Возникновение птиц и млекопитающих Появление покрытосеменных

Просмотр видеосюжета «Меловой период»

Биологический диктант

1-й вариант

Прослушайте текст и выпишите цифры, которые обозначают ароморфозы, произошедшие у птиц.

1. Возникновение легочного дыхания.

2. Увеличения запаса питательных веществ в яйце и появление защитных оболочек.

3. Возникновение роговых оболочек.

4. Появление четырехкамерного сердца и теплокровности.

5. Появление перьев.

6. Возникновение костных челюстей.

Каково значение этих ароморфозов?

2-й вариант

Из указанного перечня изменений в животном мире выпишите буквы, которые обозначают ароморфозы, обусловившие господство млекопитающих на Земле.

А. Увеличение запаса питательных веществ в яйцеклетке.

Б. Появление волосяного покрова.

В. Внутреннее оплодотворение.

Г. Возникновение четырехкамерного сердца.

Д. Появление легочного дыхания.

Е. Возникновение теплокровности.

Ж. Живорождение и вскармливание детенышей молоком.

Раскройте значение этих ароморфозов.

II. Изучение новой темы.

1. Заочная экскурсия.

Вводная беседа о климатических и геологических особенностях кайнозойской эры.

Кайнозойская эра (от греч. kainos – новый и zoe – жизнь) самая молодая группа стратиграфической шкалы слоев земной коры и соответствующая ей новейшая эра геологической истории Земли, охватывающая и современную эпоху. Продолжительность кайнозойской эры – 65 млн. лет, подразделяется на три периода: палеогеновый, неогеновый и антропогеновый. Каждый период делится на эпохи, а именно: Палеогеновый – палеоцен, эоцен, олигоцен; Неогеновый - миоцен, плиоцен; Антропогеновый – плейстоцен, голоцен. Что же происходило в каждую эпоху периодов Кайнозойской эры?

А) Развитие животного мира в кайнозойскую эру характеризуется дальнейшей дифференциацией насекомых, интенсивным видообразованием у птиц и чрезвычайно быстрым прогрессивным развитием млекопитающих.

Б) Теплолюбивая растительность отступает на юг или вымирает, появляется холодоустойчивая травяная и кустарниковая растительность. Формируется современные растительные сообщества.

2. Организация самостоятельной работы.

Задание: Найдите информацию о климатических и геологических особенностях кайнозойской эры.

Опишите те изменения ландшафта и климата, которые могли привести к перечисленным мною изменениям в растительном и животном мире («завершаются горообразовательные процессы», «наступило оледенение значительной части земли»).

3. Беседа о роли идиоадаптаций в возникновении приспособлений у господствующих в кайнозое растений и животных.

Задание: Приведите примеры приспособленности растений к опылению, примеры приспособлений насекомых к разнообразному питанию.

Вывод: Идиоадаптация в органическом мире – основное направление эволюции растений и животных.

4. Организация самостоятельной работы с тестом учебника и доп. материалом:

Задание 1.

Пользуясь текстом учебника и доп. материалом составьте план ответа на тему «Основные ароморфозы в эволюции растений».

Задание 2.

Пользуясь текстом учебника и доп. материалом назовите основные ароморфозы в эволюции животных.

Общие выводы:

Кайнозойская эра – отрезок геологической истории нашей планеты, включающий и современный этап; делится на три периода: палеоген, неоген, антропоген, которые являются самыми короткими периодами в истории Земли.

В кайнозое складывается современное распределение материков и океанов.

Природные условия и облик органического мира меняется, постепенно приобретая современные черты. Теплый климат во внетропических широтах уступает место умеренному.

Обновляется фауна – развиваются двустворчатые и брюхоногие моллюски, птицы и особенно млекопитающие. Появляются и развиваются современные семейства и рода хищных, копытных, хоботных, человекообразные обезьяны и, наконец, человек.

В наземной флоре господствуют покрытосеменные, формируются типичные сообщества, свойственные разным климатическим поясам. Появляются травянистые формации типа саванн и степей, формации хвойных лесов таежного типа, а затем лесотундр и тундр.

Закрепление: Просмотр видеосюжета «Кайнозойская эра»; проверочная работа «Отчет по «экскурсии» (приложение).

Рефлексия:

1.Какие вопросы изучаемой темы показались вам наиболее интересными и познавательными?

2. Какие вопросы вызвали затруднение в понимании?

3. Какие ваши знания по данной теме нуждаются в дополнительной доработке?

4. По каким вопросам вам бы хотелось получить дополнительные сведения?

Домашнее задание: §27, стр.104, вопросы.

Приложение к уроку № 35-36

Алгоритм для написания отчета по экскурсии

Тема экскурсии:

Цель экскурсии:

Ответьте на следующие вопросы:

  • Каковы основные периоды Кайнозойской эры и какие условия господствовали в каждый период на Земле в Кайнозойскую эру?

  • Какие изменения фауны и флоры происходили в течение всех периодов в Кайнозойской эры?

  • Каковы основные направления эволюции растительного и животного мира Кайнозойской эры?

  • Как появился человек в мире животных и какова его роль в изменении растительного и животного мира?

  • Какие животные обитали на территории Тувы типичные для плейстоцена и входили в состав «мамонтовой Фауны»

Выполните следующие задания:

  1. Кайнозой нередко называют эрой млекопитающих. Какие особенности позволили млекопитающим занять господствующее положение на суше?

Ὸ постоянная температура тела Ὸ забота о потомстве

Ὸ живорождение Ὸ вскармливание детенышей молоком

Ὸ наличие когтей Ὸ наличие волосяного покрова

Ὸ хорошо развитый головной мозг Ὸ способность к быстрому передвижению

  1. В каком направлении шла эволюция лошадей, ставших обитателями открытых пространств и питавшихся травами?

Ὸ увеличение размеров тела Ὸ редукция боковых пальцев

Ὸ изменение пропорций черепа Ὸ увеличение высоты коронок зубов

Ὸ удлинение нижних отделов конечностей Ὸ уменьшение высоты коронок зубов

Ὸ усложнение жевательных поверхностей зубов

  1. Вы в Кайнозое. В компьютере машины времени произошел сбой, вся информация по кайнозою перепуталась, необходимо найти все ошибки.

Кайнозойский период состоит из трех эр: сначала антропоген, затем палеоген и последний идет неоген. В палеогене появились все отряды млекопитающих, а птицы и насекомые господствовали. В неогене происходило вымирание мелких динозавров, которые не успели вымереть в мезозое. Также в неогене вымерла основная масса первозверей. В антропогене появился человек. В антропогене появились саблезубые тигры, мамонты и другие гигантские рептилии. Кроме того, в антропогене появились человекообразные обезьяны. Что касается растительного мира, то здесь в течение всего кайнозоя происходило постепенное вымирание покрытосеменных и все большее преобладание голосеменных.

infourok.ru

Презентация по биологии на тему Современная система организмов — отображение эволюции (11 класс)

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:Современная система организмов – отображение эволюции Классификация – распределение организмов в группы по сходству и родству.Систематика – наука, изучающая многообразие организмов и создающая их классификацию. Основоположник систематики – Карл Линней. Искусственная система – основывается на одном или нескольких признаках (например окраска, способ передвижения, характер развития, место обитания). Пример искусственной классификации: рыб разделяют на пресноводных, морских, населяющих солоноватые водоемы. Естественная система – учитывает происхождение живых организмов.Современная система органического мира – естественная.Современная система включает следующие таксоны (систематические категории):Вид→ Род→ Семейство→ Отряд(порядок)→ Класс→ Тип(отдел)→ Подцарство →Царство Формы жизни Неклеточные Клеточные Царство вирусы Надцарство Прокариоты Эукариоты Царство Дробянки Архебактерии Цианобактерии Бактерии Царства Грибы Растения Животные Формы жизни Неклеточные формы жизни. Вирусы. Существуют только внутри клетокВне клеток не размножаютсяСодержат лишь один из типов нуклеиновых кислот ДНК или РНК Прокариоты – безъядерные организмы (бактерии)‏ Генетический материал (кольцевая ДНК) не покрыта ядерной оболочкойКлеткам не свойственен митозОтсутствуют митохондрии, пластиды, хромосомы, центриоли, пищеварительные вакуоли, нити веретена деления, настоящие жгутикиГаметы не образуются, настоящего полового процесса нет Эукариоты – ядерные организмы.Царство Грибы. Питание гетеротрофное ( могут быть паразитами, сапрофитами, симбионтами )‏Клеточная стенка содержит хитинТело представлено мицелием – тонкие нити гифыРазмножаются спорамиНеподвижныНеограниченный верхушечный ростЗапасное вещество - гликоген Эукариоты – ядерные организмы.Царство Растения Питание автотрофное (фототрофное )‏Клеточная стенка состоит из целлюлозыРазветвленная форма телаНеподвижный образ жизниНеограниченный верхушечный рост Эукариоты – ядерные организмы.Царство Животные. Питание гетеротрофноеОтсутствует жесткая клеточная стенкаКомпактная форма телаПодвижный образ жизниОграниченный рост

Приложенные файлы

weburok.com

"Система и эволюция органического мира" (7 класс)

Конспект урока по биологии 7 класс №5

Дата: 19.09.16 -7-Г

Тема: Система и эволюция органического мира.

Цели урока: Обобщить знания о строении современных и некоторых х ископаемых животных, раскрыть их роль в доказательстве эволюции животного мира. эволюции животного мира.

Задачи:

Обучающая:

-выяснить значение для науки ископаемых переходных форм как палеонтологических доказательств; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп;

Развивающая:

-продолжение формирования умений вести диалог и работать в группе, находить и выделять главное, правильно и четко отвечать поставленные вопросы

Воспитывающая:

-формирование бережного отношения к животному миру;

Оборудование: проектор, ноутбук, ЭОР «Доказательства эволюции животных», карточки с заданиями и вопросами, оформление доски «Таблицы животных».

Основные термины: рудименты, реликт, палеонтология,

Тип урока: изучение нового материала

План занятия:

  1. Организационная часть

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Основная часть

  4. Повторение и закрепление изученного.

  5. Рефлексия

  6. Домашнее задание

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Работа с индивидуальными карточками с терминами:

Карточка№ 1 Самостоятельная работа по биологии .ФИ, класс________________

Биология-это_____________________________________________________________

Клетка-__________________________________________________________________

Цепь питания-____________________________________________________________________________

Развитие-________________________________________________________________

3. Основная часть

Слайд 4

Жан Батист Ламарк. 1744- 1829 • Французский естествоиспытатель, зоолог, палеонтолог. Ввёл термин «биология». Разделил животных на позвоночных и беспозвоночных, создал эволюционное учение, был убеждён в наследовании приобретённых признаков.

Слайд 5

Чарльз Дарвин. 1809 - 1882 • Четкое и последовательное объяснение эволюции животных и растений дал английский ученый Чарльз Дарвин – английский натуралист, основатель учения об эволюции.

Слайд 6

Доказательства эволюции животных. (табличка)

Слайд 7

Палеонтологические доказательства эволюции. Окаменевшие остатки животных доказывают, что животный мир древнего времени отличался от современного. Аммониты - вымерший подкласс головоногих моллюсков. Окаменелости самой древней живородящей рыбы.

Слайд 8

Янтарь с насекомым, жившим 50 млн. лет назад. Отпечаток древнего растения. Динозавр велосираптор

Слайд 9

Ископаемые переходные формы животных- Ископаемые переходные формы животных- формы организмов, сочетающие признаки более древних и молодых групп. Археоптерикс считался предком птиц. Ему присущи признаки и рептилии и птицы. Черты, характерные для пресмыкающегося- тяжёлый скелет, зубы, длинный хвост. Черты, характерные для птиц – крылья, покрытые перьями.

Слайд 10

Эмбриологические доказательства Эмбриологические доказательства эволюции. эволюции. • Закон зародышевого сходства (К.Бэр) : на ранних этапах эмбрионального развития зародыши всех позвоночных животных сходны между собой. • Биогенетический закон – онтогенез всякого организма есть краткое повторение филогенеза.

Слайд 11

Сравнительно – анатомические доказательства. • Клеточное строение всех живых организмов. • Общий план строения позвоночных животных (двусторонняя симметрия, строение скелета, систем внутренних органов, топография органов и т.п.) • В качестве свидетельства происхождения животных и человека от общих предков рассматривается наличие гомологичных и рудиментарных органов.

Слайд 12

Рудиментарные органы- органы, утратившие, утратившие свою функцию в результате длительного свою функцию в результате длительного неприменения. неприменения. Скелет гренландского кита. А – остатки задних конечностей Скелет тазового пояса и верхних Скелет тазового пояса и верхних конечностей питона. конечностей питона.

Слайд 13

Органы, имеющие сходное строение и происхождение, но выполняющие разные функции – гомологичные органы. Различные по внешнему виду и функциям конечности млекопитающих имеют сходный план строения и формирования: кости плеча, предплечья, запястья, пясти, фаланг пальцев. Гомологичные органы-образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза.

Слайд 14

Палеонтологические ряды – это ряды ископаемых форм, связанные друг с другом в процессе эволюции и отражающие ход филогенеза , показывающие направление эволюции у видов, относящихся к одному классу, семейству, роду. Эволюция конечности у лошадей – возникновение однопалой ноги в связи с изменившимися условиями жизни.

Слайд 15

Вывод. • Данные палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии позволяют установить сходство между отдельными группами животных, указывающее на их родство, что очень важно для доказательства эволюции животного мира.

4. Повторение и закрепление изученного.

Слайд 16

Вопросы для закрепления. 1. Какой научный факт доказывается сходством зародышей различных групп животных? 2. Что изучает эмбриология? 3. Что изучает палеонтология? 4. О чем свидетельствуют палеонтологические находки? 5. Какие органы называют гомологичными? 6. Какие органы называются аналогичными? 7. Что такое эволюция?

5. Рефлексия

Сегодня на уроке я:

Научился………………………………

Было интересно………………………………

Было трудно………………………………….

Этот урок дал, мня для жизни……………………………………

Больше всего понравилось…………………………………..

Слайд 17

  1. Домашнее задание:: прочитать § 49 и ответить на вопросы. прочитать § 49 и ответить на вопросы. Индивидуальное задание: подготовить Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Ч. Дарвине. сообщение о Ч. Дарвине.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта