Наука изучающая строение и жизнедеятельность растений их многообразие. Науки, изучающие организм человека

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Содержание курсов по биологии. Наука изучающая строение и жизнедеятельность растений их многообразие


Биология для студентов - 02. Классификация биологических наук

В настоящее время в состав биологии включают целый ряд наук, которые можно систематизировать по таким критериям: по предмету и преобладающим методам исследования и по изучаемому уровню организации живой природы.

По предмету исследования биологические науки делят на:

  • бактериологию,
  • ботанику,
  • вирусологию,
  • зоологию,
  • микологию.

Ботаника — это биологическая наука, комплексно изучающая растения и растительный покров Земли. Зоология — раздел биологии, наука о многообразии, строении, жизнедеятельности, распространении и взаимосвязи животных со средой обитания, их происхождении и развитии. Бактериология — биологическая наука, изучающая строение и жизнедеятельность бактерий, а также их роль в природе. Вирусология — биологическая наука, изучающая вирусы. Основным объектом микологии являются грибы, их строение и особенности жизнедеятельности. Лихенология — биологическая наука, изучающая лишайники. Бактериология, вирусология и некоторые аспекты микологии часто рассматриваются в составе микробиологии — раздела биологии, науке о микроорганизмах (бактериях, вирусах и микроскопических грибах).

 Систематика, или таксономия, — биологическая наука, которая описывает и классифицирует по группам все живые и вымершие существа.

В свою очередь, каждая из перечисленных биологических наук подразделяется на:

  • биохимию,
  • морфологию,
  • анатомию,
  • физиологию,
  • эмбриологию,
  • генетику,
  • систематику (растений, животных или микроорганизмов). 

Биохимия — это наука о химическом составе живой материи, химических процессах, происходящих в живых организмах и лежащих в основе их жизнедеятельности. Морфология — биологическая наука, изучающая форму и строение организмов, а также закономерности их развития. В широком смысле она включает в себя цитологию, анатомию, гистологию и эмбриологию. Различают морфологию животных и растений. Анатомия — это раздел биологии (точнее — морфологии), наука, изучающая внутреннее строение и форму отдельных органов, систем и организма в целом. Анатомия растений рассматривается в составе ботаники, анатомия животных — в составе зоологии, а анатомия человека является отдельной наукой. Физиология — биологическая наука, изучающая процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток. Существуют физиология растений, животных и человека. Эмбриология (биология развития) — раздел биологии, наука об индивидуальном развитии организма, в том числе развитии зародыша.

Объектом генетики являются закономерности наследственности и изменчивости. В настоящее время это одна из наиболее динамично развивающихся биологических наук.

По изучаемому уровню организации живой природы выделяют молекулярную биологию, цитологию, гистологию, органологию, биологию организмов и надорганизменных систем. Молекулярная биология является одним из наиболее молодых разделов биологии, наука, изучающая, в частности, организацию наследственной информации и биосинтез белка. Цитология, или клеточная биология, — биологическая наука, объектом изучения которой являются клетки как одноклеточных, так и многоклеточных организмов. Гистология — биологическая наука, раздел морфологии, объектом которой является строение тканей растений и животных. К сфере органологии относят морфологию, анатомию и физиологию различных органов и их систем.

Биология организмов включает все науки, предметом которых являются живые организмы, например, этологию — науку о поведении организмов.

Биология надорганизменных систем подразделяется на биогеографию и экологию. Распространение живых организмов изучает биогеография, тогда как экология — организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы.

По преобладающим методам исследования можно выделить:

  • описательную (например, морфологию),
  • экспериментальную (например, физиологию),
  • теоретическую биологию.

Выявление и объяснение закономерностей строения, функционирования и развития живой природы на различных уровнях ее организации является задачей общей биологии. К ней относят биохимию, молекулярную биологию, цитологию, эмбриологию, генетику, экологию, эволюционное учение и антропологию. Эволюционное учение изучает причины, движущие силы, механизмы и общие закономерности эволюции живых организмов. Одним из его разделов является палеонтология — наука, предметом которой являются ископаемые останки живых организмов. Антропология — раздел общей биологии, наука о происхождении и развитии человека как биологического вида, а также разнообразии популяций современного человека и закономерностях их взаимодействия.

vseobiology.ru

Биология как наука и ее методы

Теория для подготовки к блоку №1 ОГЭ/№1 ЕГЭ по биологии: биология как наука

Биология (от греч. биос — жизнь, логос — слово, наука) — это комплекс наук о живой природе.

Предметом биологии являются все проявления жизни: строение и функции живых существ, их разнообразие, происхождение и развитие, а также взаимодействие с окружающей средой. Основная задача биологии как науки состоит в истолковании всех явлений живой природы на научной основе, учитывая при этом, что целому организму присущи свойства, в корне отличающиеся от его составляющих.

Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле, классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.

В основе современной биологии лежат 5 фундаментальных принципов:

  1. клеточная теория
  2. эволюция
  3. генетика
  4. гомеостаз
  5. энергия

Биологические науки

В настоящее время в состав биологии включают целый ряд наук, которые можно систематизировать по таким критериям: по предмету и преобладающим методам исследования и по изучаемому уровню организации живой природы.

По предмету исследования биологические науки делят на бактериологию, ботанику, вирусологию, зоологию, микологию.

Ботаника — это биологическая наука, комплексно изучающая растения и растительный покров Земли.

Зоология — раздел биологии, наука о многообразии, строении, жизнедеятельности, распространении и взаимосвязи животных со средой обитания, их происхождении и развитии.

Бактериология — биологическая наука, изучающая строение и жизнедеятельность бактерий, а также их роль в природе.

Вирусология — биологическая наука, изучающая вирусы.

Основным объектом микологии являются грибы, их строение и особенности жизнедеятельности.

Лихенология — биологическая наука, изучающая лишайники.

Бактериология, вирусология и некоторые аспекты микологии часто рассматриваются в составе микробиологии — раздела биологии, науке о микроорганизмах (бактериях, вирусах и микроскопических грибах).

Систематика, или таксономия, — биологическая наука, которая описывает и классифицирует по группам все живые и вымершие существа.

В свою очередь, каждая из перечисленных биологических наук подразделяется на биохимию, морфологию, анатомию, физиологию, эмбриологию, генетику и систематику (растений, животных или микроорганизмов). Биохимия — это наука о химическом составе живой материи, химических процессах, происходящих в живых организмах и лежащих в основе их жизнедеятельности.

Морфология — биологическая наука, изучающая форму и строение организмов, а также закономерности их развития. В широком смысле она включает в себя цитологию, анатомию, гистологию и эмбриологию. Различают морфологию животных и растений.

Анатомия — это раздел биологии (точнее — морфологии), наука, изучающая внутреннее строение и форму отдельных органов, систем и организма в целом. Анатомия растений рассматривается в составе ботаники, анатомия животных — в составе зоологии, а анатомия человека является отдельной наукой.

Физиология — биологическая наука, изучающая процессы жизнедеятельности растительных и животных организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток. Существуют физиология растений, животных и человека.

Эмбриология (биология развития) — раздел биологии, наука об индивидуальном развитии организма, в том числе развитии зародыша.

Объектом генетики являются закономерности наследственности и изменчивости. В настоящее время это одна из наиболее динамично развивающихся биологических наук.

По изучаемому уровню организации живой природы выделяют молекулярную биологию, цитологию, гистологию, органологию, биологию организмов и надорганизменных систем.

Молекулярная биология является одним из наиболее молодых разделов биологии, наука, изучающая, в частности, организацию наследственной информации и биосинтез белка.

Цитология, или клеточная биология, — биологическая наука, объектом изучения которой являются клетки как одноклеточных, так и многоклеточных организмов.

Гистология — биологическая наука, раздел морфологии, объектом которой является строение тканей растений и животных.

К сфере органологии относят морфологию, анатомию и физиологию различных органов и их систем. Биология организмов включает все науки, предметом которых являются живые организмы, например, этологию — науку о поведении организмов.

Биология надорганизменных систем подразделяется на биогеографию и экологию. Распространение живых организмов изучает биогеография, тогда как экология — организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы.

По преобладающим методам исследования можно выделить описательную (например, морфологию), экспериментальную (например, физиологию) и теоретическую биологию. Выявление и объяснение закономерностей строения, функционирования и развития живой природы на различных уровнях ее организации является задачей общей биологии. К ней относят биохимию, молекулярную биологию, цитологию, эмбриологию, генетику, экологию, эволюционное учение и антропологию. Эволюционное учение изучает причины, движущие силы, механизмы и общие закономерности эволюции живых организмов. Одним из его разделов является палеонтология — наука, предметом которой являются ископаемые останки живых организмов. Антропология — раздел общей биологии, наука о происхождении и развитии человека как биологического вида, а также разнообразии популяций современного человека и закономерностях их взаимодействия. Прикладные аспекты биологии отнесены к сфере биотехнологии, селекции и других быстро- развивающихся наук. Биотехнологией называют биологическую науку, изучающую использование живых организмов и биологических процессов в производстве. Она широко применяется в пищевой (хлебопечение, сыроделие, пивоварение и др.) и фармацевтической промышленностях (получение антибиотиков, витаминов), для очистки вод и т. п. Селекция — наука о методах создания пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами. Под селекцией понимают и сам процесс изменения живых организмов, осуществляемый человеком для своих потребностей.

Прогресс биологии тесно связан с успехами других естественных и точных наук, таких как физика, химия, математика, информатика и др. Например, микроскопирование, ультразвуковые исследования (УЗИ), томография и другие методы биологии основываются на физических закономерностях, а изучение структуры биологических молекул и процессов, происходящих в живых системах, было бы невозможным без применения химических и физических методов. Применение математических методов позволяет, с одной стороны, выявить наличие закономерной связи между объектами или явлениями, подтвердить достоверность полученных результатов, а с другой — смоделировать явление или процесс. В последнее время все большее значение в биологии приобретают компьютерные методы, например моделирование. На стыке биологии и других наук возник целый ряд новых наук, таких как биофизика, биохимия, бионика и др.

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира

На этапе становления биология еще не существовала отдельно от других естественных наук и ограничивалась лишь наблюдением, изучением, описанием и классификацией представителей животного и растительного мира, т. е. была описательной наукой. Однако это не помешало античным естествоиспытателям Гиппократу (ок. 460-377 гг. до н. э.), Аристотелю (384-322 гг. до н. э.) и Теофрасту (настоящее имя Тиртам, 372-287 гг. до н. э.) внести значительный вклад в развитие представлений о строении тела человека и животных, а также о биологическом разнообразии животных и растений, заложив тем самым основы анатомии и физиологии человека, зоологии и ботаники. Углубление познаний о живой природе и систематизация ранее накопленных фактов, происходившие в XVI-XVIII веках, увенчались введением бинарной номенклатуры и созданием стройной систематики растений (К. Линней) и животных (Ж.-Б. Ламарк). Описание значительного числа видов со сходными морфологическими признаками, а также палеонтологические находки стали предпосылками к развитию представлений о происхождении видов и путях исторического развития органического мира. Так, опыты Ф. Реди, Л. Спалланцани и Л. Пастера в XVII-XIX веках опровергли гипотезу спонтанного самозарождения, выдвинутую еще Аристотелем и бытовавшую в средние века, а теория биохимической эволюции А. И. Опарина и Дж. Холдейна, блестяще подтвержденная С. Миллером и Г. Юри, позволила дать ответ на вопрос о происхождении всего живого. Если сам процесс возникновения живого из неживых компонентов и его эволюция сами по себе уже не вызывают сомнений, то механизмы, пути и направления исторического развития органического мира все еще до конца не выяснены, поскольку ни одна из двух основных соперничающих между собой теорий эволюции (синтетическая теория эволюции, созданная на основе теории Ч. Дарвина, и теория Ж.-Б. Ламарка) все еще не могут предъявить исчерпывающих доказательств. Применение микроскопии и других методов смежных наук, обусловленное прогрессом в области других естественных наук, а также внедрение практики эксперимента позволило немецким ученым Т. Шванну и М. Шлейдену еще в XIX веке сформулировать клеточную теорию, позднее дополненную Р. Вирховым и К. Бэром. Она стала важнейшим обобщением в биологии, которое краеугольным камнем легло в основу современных представлений о единстве органического мира. Открытие закономерностей передачи наследственной информации чешским монахом Г. Менделем послужило толчком к дальнейшему бурному развитию биологии в XX-XXI веках и привело не только к открытию универсального носителя наследственности — ДНК, но и генетического кода, а также фундаментальных механизмов контроля, считывания и изменчивости наследственной информации. Развитие представлений об окружающей среде привело к возникновению такой науки, как экология, и формулировке учения о биосфере как о сложной многокомпонентной планетарной системе связанных между собой огромных биологических комплексов, а также химических и геологических процессов, происходящих на Земле (В.И. Вернадский), что в конечном итоге позволяет хотя бы в небольшой степени уменьшить негативные последствия хозяйственной деятельности человека. Таким образом, биология сыграла немаловажную роль в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Методы изучения живых объектов

Как и любая другая наука, биология имеет свой арсенал методов. Помимо научного метода познания, применяемого в других отраслях, в биологии широко используются такие методы, как исторический, сравнительно-описательный и др.

Научный метод познания включает в себя наблюдение, формулировку гипотез, эксперимент, моделирование, анализ результатов и выведение общих закономерностей.

Наблюдение — это целенаправленное восприятие объектов и явлений с помощью органов чувств или приборов, обусловленное задачей деятельности. Основным условием научного наблюдения является его объективность, т.е. возможность проверки полученных данных путем повторного наблюдения или применения иных методов исследования, например эксперимента. Полученные в результате наблюдения факты называются данными. Они могут быть как качественными (описывающими запах, вкус, цвет, форму и т. д.), так и количественными, причем количественные данные являются более точными, чем качественные.

На основе данных наблюдений формулируется гипотеза — предположительное суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза подвергается проверке в серии экспериментов.

Экспериментом называется научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в контролируемых условиях, позволяющих выявить характеристики данного объекта или явления. Высшей формой эксперимента является моделирование — исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. По существу это одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования базируется любой метод научного исследования — как теоретический, так и экспериментальный. Результаты эксперимента и моделирования подвергаются тщательному анализу.

Анализом называют метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции. Анализ неразрывно связан с синтезом.

Синтез — это метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей. В результате анализа и синтеза наиболее удачная гипотеза исследования становится рабочей гипотезой, и если она способна устоять при попытках ее опровержения и по-прежнему удачно предсказывает ранее необъясненные факты и взаимосвязи, то она может стать теорией.

Под теорией понимают такую форму научного знания, которая дает целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Общее направление научного исследования состоит в достижении более высоких уровней предсказуемости. Если теорию не способны изменить никакие факты, а встречающиеся отклонения от нее регулярны и предсказуемы, то ее можно возвести в ранг закона — необходимого, существенного, устойчивого, повторяющегося отношения между явлениями в природе. По мере увеличения совокупности знаний и совершенствования методов исследования гипотезы и даже прочно укоренившиеся теории могут оспариваться, видоизменяться и даже отвергаться, поскольку сами научные знания по своей природе динамичны и постоянно подвергаются критическому переосмыслению.

Исторический метод выявляет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функции. В ряде случаев с помощью этого метода новую жизнь обретают гипотезы и теории, ранее считавшиеся ложными. Так, например, произошло с предположениями Дарвина о природе передачи сигналов по растению в ответ на воздействия окружающей среды. Сравнительно-описательный метод предусматривает проведение анатомо-морфологического анализа объектов исследования. Он лежит в основе классификации организмов, выявления закономерностей возникновения и развития различных форм жизни.

Мониторинг — это система мероприятий по наблюдению, оценке и прогнозу изменения состояния исследуемого объекта, в частности биосферы. Проведение наблюдений и экспериментов требует зачастую применения специального оборудования, такого как микроскопы, центрифуги, спектрофотометры и др. Микроскопия широко применяется в зоологии, ботанике, анатомии человека, гистологии, цитологии, генетике, эмбриологии, палеонтологии, экологии и других разделах биологии. Она позволяет изучить тонкое строение объектов с использованием световых, электронных, рентгеновских и других типов микроскопов.

Световой микроскоп состоит из оптических и механических частей. Оптические части участвуют в построении изображения, а механические служат для удобства пользования оптическими частями. Общее увеличение микроскопа определяется по формуле: увеличение объектива х увеличение окуляра = увеличение микроскопа.

Например, если объектив увеличивает объект в 8 раз, а окуляр — в 7, то общее увеличение микроскопа равно 56.

Дифференциальное центрифугирование, или фракционирование, позволяет разделить частицы по их размерам и плотности под действием центробежной силы, что активно используется при изучении строения биологических молекул и клеток.

Основные уровни организации живой природы

  1. Молекулярно-генетический. Важнейшими задачами биологии на этом этапе является изучение механизмов передачи генной информации, наследственности и изменчивости.
  2. Клеточный уровень. Элементарной единицей клеточного уровня организации является клетка, а элементарным явлением — реакции клеточного метаболизма.
  3. Тканевый уровень. Этот уровень представлен тканями, объединяющими клетки определённого строения, размеров, расположения и сходных функций. Ткани возникли в ходе исторического развития вместе с многоклеточностью. У многоклеточных организмов они образуются в процессе онтогенеза как следствие дифференцировки клеток.
  4. Органный уровень. Органный уровень представлен органами организмов. У простейших пищеварение, дыхание, циркуляция веществ, выделение, передвижение и размножение осуществляются за счёт различных органелл. У более совершенных организмов имеются системы органов. У растений и животных органы формируются за счёт разного количества тканей.
  5. Организменный уровень. Элементарной единицей данного уровня является особь в ее индивидуальном развитии, или онтогенезе, поэтому организменный уровень также называют онтогенетическим. Элементарным явлением данного уровня являются изменения организма в его индивидуальном развитии.
  6. Популяционно-видовой уровень. Популяция — это совокупность особей одного вида, свободно скрещивающихся между собой и проживающих обособленно от других таких же групп особей. В популяциях происходит свободный обмен наследственной информацией и ее передача потомкам. Популяция является элементарной единицей популяционно-видового уровня, а элементарным явлением в данном случае являются эволюционные преобразования, например мутации и естественный отбор.
  7. Биогеоценотический уровень. Биогеоценоз представляет собой исторически сложившееся сообщество популяций разных видов, взаимосвязанных между собой и окружающей средой обменом веществ и энергии. Биогеоценозы являются элементарными системами, в которых осуществляется вещественно- энергетический круговорот, обусловленный жизнедеятельностью организмов. Сами биогеоценозы — это элементарные единицы данного уровня, тогда как элементарные явления — это потоки энергии и круговороты веществ в них. Биогеоценозы составляют биосферу и обусловливают все процессы, протекающие в ней.
  8. Биосферный уровень. Биосфера — оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразуемая ими. Биосфера является самым высоким уровнем организации жизни на планете. Эта оболочка охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы. Биосфера, как и все другие биологические системы, динамична и активно преобразуется живыми существами. Она сама является элементарной единицей биосферного уровня, а в качестве элементарного явления рассматривают процессы круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов.

Как уже было сказано выше, каждый из уровней организации живой материи вносит свою лепту в единый эволюционный процесс: в клетке не только воспроизводится заложенная наследственная информация, но и происходит ее изменение, что приводит к возникновению новых сочетаний признаков и свойств организма, в свою очередь подвергающихся действию естественного отбора на популяционно-видовом уровне и т. д.

spadilo.ru

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа

Биология — наука о живой природе.

Биология изучает разнообразие живых существ, строение их тел и работу их органов, размножение и развитие организмов, а также влияние человека на живую природу.

Название этой науки произошло от двух греческих слов «биос» — «жизнь» и «логос» — «наука, слово».

Одним из основателей науки о живых организмах был великий древнегреческий учёный Аристотель (384 - 322 до н. э.). Он первым обобщил биологические знания, полученные до него человечеством. Учёный предложил первую классификацию животных, объединив в группы живые организмы, сходные по строению, и обозначил в ней место для человека.

В дальнейшем вклад в развитие биологии внесли многие учёные, которые изучали разные виды живых организмов, населяющих нашу планету.

Семья биологических наук

Биология — это наука о природе. Область исследований учёных-биологов огромна: это различные микроорганизмы, растения, грибы, животные (в том числе человек), строение и функционирование организмов и т. д.

Таким образом, биология — это не просто наука, а целая семья, состоящая из многих отдельных наук.

Исследуйте интерактивную схему о семье биологических наук и выясните, что изучают различные разделы биологии.

Анатомия — наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом.

Физиология — наука о жизнедеятельности организмов, их систем, органов и тканей, о процессах идущих в организме.

Цитология — наука о строении и жизнедеятельности клетки.

Зоология — наука, изучающая животных.

Разделы зоологии:

  • Энтомология — наука о насекомых.

В ней выделяют несколько разделов: колеоптерология (изучает жуков), лепидоптерология (изучает бабочек), мирмекология (изучает муравьёв).

  • Ихтиология — наука о рыбах.
  • Орнитология — наука о птицах.
  • Териология — наука о млекопитающих.

Ботаника — наука, изучающая растения.

Микология — наука, изучающая грибы.

Протистология — наука, изучающая простейших.

Вирусология — наука, изучающая вирусы.

Бактериология — наука, изучающая бактерии.

Значение биологии

Биология тесно связана со многими сторонами практической деятельности человека - сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной.

Успешное развитие сельского хозяйства в настоящее время во многом зависит от биологов-селекционеров, занимающихся улучшением существующих и созданием новых сортов культурных растений и пород домашних животных.

Благодаря достижениям биологии была создана и успешно развивается микробиологическая промышленность. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий предприятия выпускают лекарства, витамины, кормовые добавки, средства защиты растений от вредителей и болезней, удобрения и многое другое.

Знание законов биологии помогает лечить и предупреждать болезни человека.

С каждым годом человек всё шире использует природные ресурсы. Мощная техника так быстро преобразует мир, что сейчас на Земле почти уже не осталось уголков с нетронутой природой.

Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии, а также биологическая наука экология помогает нам решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на планете.

Выполните интерактивное задание -

Следующая страница "Методы изучения природы" >

 

biolicey2vrn.ru

Науки, изучающие организм человека

Система биологических наук

Современная биология — сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека — основа медицины. Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология — жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий. Физиология тесно связана с гигиеной — наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает. У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику. Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология — наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.

Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.

НаукаЧто изучает
БотаникаНаука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ)
ЗоологияНаука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару)
Биохимия, биофизикаНауки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия
МикробиологияНаука о микроорганизмах
ГидропалеонтологияНаука об организмах, населяющих водную среду
ПалеонтологияНаука об ископаемых организмах
ВирусологияНаука о вирусах
ЭкологияНаука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды
Физиология растенийИзучает функции (жизнедеятельность) растений
Физиология животныхИзучает функции (жизнедеятельность) животных
ГенетикаНаука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов
Эмбриология (биология развития)Закономерности индивидуального развития организмов
Дарвинизм (эволюционное учение)Закономерности исторического развития организмов
БиохимияИзучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов
БиофизикаИсследует физические показатели и физические закономерности в живых системах
БиометрияНа основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей
Теоретическая и математическая биологияПозволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности.
Молекулярная биологияИсследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул
Цитология, гистологияИзучает клетки и ткани живых организмов
Популяционно-водовая биологияНаука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов
БиоценологияИзучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом
Общая биологияИзучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие.
и многие другие.

Становление наук о человеке

Желание и умение помочь больному сородичу — вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных. Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.

Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.

Первобытное врачевание. До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.). Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.

Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.

В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты. Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.

Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.

Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй — физиология. История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием — вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, — отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты. В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их. Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.

У истоков медицины

В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины. С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.

Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека. Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались. Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека. Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.

ПериодМыслители/учёныеВклад в науку
VI–V векаГераклид (греческий мыслитель)
  • Организмы развиваются по законам природы и, можно использовать эти законы на благо людей;
  • мир непрерывно меняется;
  • «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»
384–322 гг до н.э.Аристотель (греческий мыслитель)
  • любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией;
  • ввел термин «организм»;
  • понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живёт тело.
460–377 гг до н.э.Гиппократ (медик античности)
  • изучал влияние на здоровье людей природных факторов;
  • нашёл причины болезней, в которых виноваты сами люди.
130–200 гг н.э.Клавдий Гален (римский врач, продолжатель идей Гиппократа)
  • подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны;
  • предположил, что человек устроен сходным образом;
  • ему принадлежат многие работы о функциях органов.
1452–1519 ггЛеонардо да Винчи (итальянский художник и учёный)Изучал, записывал и зарисовывал строение тела человека.
1483–1520 ггРафаэль Санти (великий итальянский художник)Cчитал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.
1587–1657 ггУильям Гарвей (английский учёный)
  • Открыл два круга кровообращения;
  • впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем.
Первая половина XVIIРене Декарт (французский философ)Открытие рефлекса.
1829–1905, 1849–1936 ггИ. М. Сеченов, И. П. ПавловРаботы с рефлексом
Начало XIX до наших днейЛуи Пастер (французский учёный), И. И. Мечников (русский учёный)Работы с рефлексом

Средневековье, ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.

В наши дни, когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.

biouroki.ru

Введение в общую биологию

Биология — наука о жизни. Термин «биология» (греч. bios — «жизнь»; logos — «наука») ввел в науку французский ученый-эволюционист Ж. Б. Ламарк в 1802 г. Однако становление самой науки началось гораздо раньше. Сведения биологического характера можно обнаружить в религиозных трактатах, трудах философов и натуралистов Древнего мира.

Живое всегда интересовало человека. Людям необходимо было знать, какие организмы можно употреблять в пищу, из чего можно изготовить одежду, построить жилье, получить лекарственные средства и т. д.

Долгие годы биология ограничивалась наблюдением, изучением, описанием и классификацией представителей животного и растительного мира, т. е. являлась описательной наукой. Это был период естественной истории.

По мере накопления фактического материала биология разделилась на несколько исследовательских областей. Cтроение и жизнедеятельность растений стала изучать ботаника, сведения о животных собирались и систематизировались зоологией, о бактериях — микробиологией. Индивидуальные и общие свойства живых организмов, их многообразие и взаимодействие с окружающей средой, законы развития жизни на Земле исследовались разными областями биологии. Современная биология состоит из целого ряда взаимосвязанных специализированных наук: ботаники, зоологии, анатомии, морфологии, физиологии, генетики, экологии и др. Современная биология опирается на достижения других естественных наук — физики, химии, математики. В результате интеграции этих наук выделились пограничные области биологии, изучающие физико-химические и молекулярные основы живого: биофизика, биохимия, молекулярная биология и др.

Первыми в биологии сложились комплексные науки по объектам исследования. Затем появилась классификация биологических дисциплин по исследуемым свойствам живого.

По объектам исследования:

Ботаника – комплекс наук о растениях.

Зоология – наука, предметом изучения которой являются представители царства Животные.

Микробиология – наука, занимающаяся изучением микроорганизмов: бактерий, архебактерий, микроскопических грибов и водорослей, простейших.

Вирусология – наука, изучающая вирусы.

Микология – наука о грибах.

Цитология – наука, изучающая живые клетки, их органоиды, строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.

Гистология – раздел биологии, изучающий строение тканей живых организмов; в отличие от анатомии изучает микроскопическое строение организма с рассечением тканей на тонкие слои.

Палеонтология – наука о живых организмах прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности, пытающаяся реконструировать внешний вид, биологические особенности, способы питания, размножения, а также восстановить на основе этих сведений ход биологической эволюции.

Антропология – учение о человеке как о высшем продукте природы, объясняющее все свойства и особенности человека природным происхождением.

По изучаемым свойствам живого:

  • Анатомия – сборная группа разделов биологии, изучающих форму и строение отдельных органов и систем, а также организм в целом, его строение и жизненные функции.
  • Физиология – комплекс дисциплин, изучающих общие и частные закономерности функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации.
  • Морфология – наука о закономерностях формообразования и строения живых организмов.
  • Генетика – наука о законах и механизмах наследственности и изменчивости.
  • Селекция – наука о методах создания новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками.
  • Эмбриология – наука, изучающая эмбрионы различных видов животных, их анатомию и физиологию, закономерности их роста, созревания и развития.
  • Систематика – раздел биологии, задачей которого является описание всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация по группам различного ранга.
  • Эволюционное учение (теория эволюции) – наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов.

По уровню организации исследуемых объектов:

  • Молекулярная биология – наука об основных свойствах и проявлениях жизни на молекулярном уровне.
  • Цитология – наука, изучающая живые клетки, их органоиды, строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.
  • Гистология – раздел биологии, изучающий строение тканей живых организмов; в отличие от анатомии изучает микроскопическое строение организма с рассечением тканей на тонкие слои.
  • Анатомия – сборная группа разделов биологии, изучающих форму и строение отдельных органов и систем, а также организм в целом, его строение и жизненные функции.
  • Физиология – комплекс дисциплин, изучающих общие и частные закономерности функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации.
  • Морфология – наука о закономерностях формообразования и строения живых организмов.
  • Популяционная генетика – наука, изучающая распределение частот аллелей и их изменение под влиянием четырех движущих сил эволюции: мутагенеза, естественного отбора, дрейфа генов и миграционного процесса; она также принимает во внимание субпопуляционные структуры и пространственную структуру популяции.
  • Популяционная экология  – раздел экологии, изучающий популяцию как элементарную форму существования вида, исследует структуру популяций и ее динамику, половой и возрастной состав популяции, определяющие ее плодовитость и характер размножения.
  • Гидробиология – комплексная биологическая наука, раздел экологии, изучающий водные экосистемы и их компоненты.
  • Биоценология – наука, изучающая структуру и функционирование биоценозов.
  • Биогеография – наука, изучающая закономерности географического распространения животных и растений, а также характер фауны и флоры отдельных территорий; разделяется на зоогеографию – географию животных и фитогеографию – географию растений.
  • Экология – наука, изучающая организацию и функционирование популяций, сообществ, экосистем и биосферы.

Биология является теоретической основой для таких отраслей науки, как селекция микроорганизмов, растений и животных, медицина, а также для производства, которое непосредственно связано с различными живыми организмами (биотехнология, сельское хозяйство и т. д.).

XX в. для биологии как науки был чрезвычайно плодотворным. Выявлены закономерности процесса эволюции и передачи наследственной информации, раскрыты свойства и характер воспроизводства биосистем, установлен механизм фотосинтеза, определены экологические законы жизни природы и существования биосферы, исследованы особенности структурных уровней живой материи. Именно в этом веке биология перестала быть описательной натурфилософской областью знания, перейдя в разряд фундаментальных наук, заняв среди них лидирующее место. Биология формирует представления о закономерностях существования природы и человека как ее части, раскрывает структуру живого мира, направления его развития во взаимодействии с обществом и окружающей средой.

Изложение учебного материала в этом разделе нашего сайта построено по структурным уровням организации живой материи. Такой подход позволит интегрировать основные естественнонаучные сведения и осознать целостность мира.

flamingo-nn.ucoz.com

Содержание курсов по биологии

Раздел 1. Биология – наука о жизни.

План

Тема 1. Биология как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

Тема 2. Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие

Тема 3. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический

Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Биология как наука.

Биология (от греч. биос — жизнь, логос — слово, наука) — это комплекс наук о живой при­роде.

Предметом биологии являются все проявления жизни: строение и функции живых существ, их разнообразие, происхождение и развитие, а также взаимодействие с окружающей средой. Ос­новная задача биологии как науки состоит в истолковании всех явлений живой природы на науч­ной основе, учитывая при этом, что целому организму присущи свойства, в корне отличающиеся от его составляющих.

Термин «биология» встречается в трудах немецких анатомов Т. Роозе (1779) и К.-Ф. Бурдаха (1800), однако только в 1802 году он был впервые употреблен независимо друг от друга Ж.-Б. Лaмарком и Г.-Р. Тревиранусом для обозначения науки, изучающей живые организмы.

Биологические науки.

В настоящее время в состав биологии включают целый ряд наук, которые можно систематизи­ровать по таким критериям: по предмету и преобладающим методам исследования и по изучаемо­му уровню организации живой природы. По предмету исследования биологические науки делят на бактериологию, ботанику, вирусологию, зоологию, микологию.

Ботаника — это биологическая наука, комплексно изучающая растения и растительный по­кров Земли. Зоология — раздел биологии, наука о многообразии, строении, жизнедеятельности, распространении и взаимосвязи животных со средой обитания, их происхождении и развитии. Бактериология — биологическая наука, изучающая строение и жизнедеятельность бактерий, а также их роль в природе. Вирусология — биологическая наука, изучающая вирусы. Основным объектом микологии являются грибы, их строение и особенности жизнедеятельности. Лихеноло­гия — биологическая наука, изучающая лишайники. Бактериология, вирусология и некоторые аспекты микологии часто рассматриваются в составе микробиологии — раздела биологии, науке о микроорганизмах (бактериях, вирусах и микроскопических грибах). Систематика, или так­сономия, — биологическая наука, которая описывает и классифицирует по группам все живые и вымершие существа.

В свою очередь, каждая из перечисленных биологических наук подразделяется на биохимию, морфологию, анатомию, физиологию, эмбриологию, генетику и систематику (растений, живот­ных или микроорганизмов). Биохимия — это наука о химическом составе живой материи, хи­мических процессах, происходящих в живых организмах и лежащих в основе их жизнедеятель­ности. Морфология — биологическая наука, изучающая форму и строение организмов, а также закономерности их развития. В широком смысле она включает в себя цитологию, анатомию, гистологию и эмбриологию. Различают морфологию животных и растений. Анатомия — это раз­дел биологии (точнее — морфологии), наука, изучающая внутреннее строение и форму отдельных органов, систем и организма в целом. Анатомия растений рассматривается в составе ботаники, анатомия животных — в составе зоологии, а анатомия человека является отдельной наукой. Фи­зиология — биологическая наука, изучающая процессы жизнедеятельности растительных и жи­вотных организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток. Существуют физиология растений, животных и человека. Эмбриология (биология развития) — раздел биологии, наука об индивидуальном развитии организма, в том числе развитии зародыша.

Объектом генетики являются закономерности наследственности и изменчивости. В настоящее время это одна из наиболее динамично развивающихся биологических наук.

По изучаемому уровню организации живой природы выделяют молекулярную биологию, ци­тологию, гистологию, органологию, биологию организмов и надорганизменных систем. Молеку­лярная биология является одним из наиболее молодых разделов биологии, наука, изучающая, в частности, организацию наследственной информации и биосинтез белка. Цитология, или кле­точная биология, — биологическая наука, объектом изучения которой являются клетки как одноклеточных, так и многоклеточных организмов. Гистология — биологическая наука, раздел морфологии, объектом которой является строение тканей растений и животных. К сфере органо­логии относят морфологию, анатомию и физиологию различных органов и их систем.

Биология организмов включает все науки, предметом которых являются живые организмы, например, этологию — науку о поведении организмов.

Биология надорганизменных систем подразделяется на биогеографию и экологию. Распростра­нение живых организмов изучает биогеография, тогда как экология — организацию и функцио­нирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы.

По преобладающим методам исследования можно выделить описательную (например, морфо­логию), экспериментальную (например, физиологию) и теоретическую биологию.

Выявление и объяснение закономерностей строения, функционирования и развития живой природы на различных уровнях ее организации является задачей общей биологии. К ней относят биохимию, молекулярную биологию, цитологию, эмбриологию, генетику, экологию, эволюци­онное учение и антропологию. Эволюционное учение изучает причины, движущие силы, меха­низмы и общие закономерности эволюции живых организмов. Одним из его разделов является палеонтология — наука, предметом которой являются ископаемые останки живых организмов. Антропология — раздел общей биологии, наука о происхождении и развитии человека как био­логического вида, а также разнообразии популяций современного человека и закономерностях их взаимодействия.

Прикладные аспекты биологии отнесены к сфере биотехнологии, селекции и других быстро- развивающихся наук. Биотехнологией называют биологическую науку, изучающую использо­вание живых организмов и биологических процессов в производстве. Она широко применяется в пищевой (хлебопечение, сыроделие, пивоварение и др.) и фармацевтической промышленностях (получение антибиотиков, витаминов), для очистки вод и т. п. Селекция — наука о методах соз­дания пород домашних животных, сортов культурных растений и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами. Под селекцией понимают и сам процесс изменения живых ор­ганизмов, осуществляемый человеком для своих потребностей.

Прогресс биологии тесно связан с успехами других естественных и точных наук, таких как физика, химия, математика, информатика и др. Например, микроскопирование, ультразвуковые исследования (УЗИ), томография и другие методы биологии основываются на физических зако­номерностях, а изучение структуры биологических молекул и процессов, происходящих в живых системах, было бы невозможным без применения химических и физических методов. Примене­ние математических методов позволяет, с одной стороны, выявить наличие закономерной связи между объектами или явлениями, подтвердить достоверность полученных результатов, а с дру­гой — смоделировать явление или процесс. В последнее время все большее значение в биологии приобретают компьютерные методы, например моделирование. На стыке биологии и других наук возник целый ряд новых наук, таких как биофизика, биохимия, бионика и др.

studfiles.net

4. многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность. Роль в природе и жизни человека

Подобный материал:
  • Cols=2 gutter=48> многообразие организмов, их строение и жизнедеятельность. Роль, 316.57kb.
  • Урок Строение, жизнедеятельность и многообразие плесневых грибов. Их роль в жизни человека, 197.32kb.
  • Билет №1, 74.26kb.
  • Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 00. 08 «Зоология», 163.11kb.
  • Тема урока: «Класс Головоногие. Значение моллюсков в природе и жизни человека» Цель, 116.25kb.
  • Многообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека. Цели урока, 107.45kb.
  • «Многообразие паукообразных, их значение в природе и жизни человека», 104.02kb.
  • Филизат Любовь Самуиловна, Учитель биологии Центра Образования №293 г. Москвы урок, 284.71kb.
  • Роль зеленых растений в природе и жизни человека, 67.1kb.
  • Роль млекопитающих в природе и жизни человека, 77.97kb.
4. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ, ИХ СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. КЛАССИФИКАЦИЯ

1. Группа сходных особей, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, - это 1) вид

2) род

3) тип

4) отряд

2. Какая систематическая группа организмов реально существует в природе?

1) вид

2) род

3) семейство

4) класс

3. Родственные виды растений и животных объединяют в

1) царства

2) роды

3) семейства

4) классы

4. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?

1) морфология

2) систематика

3) экология

4) ботаника

5. Способность растений скрещиваться и давать плодовитое потомство - это основной признак

1) рода

2) отдела

3) класса

4) вида

6. Наибольшая группа в систематике животных - это

1) вид

2) отряд

3) тип

4) класс

7. В систематике растений отсутствует отдел

1) моховидные

2) двудольные

3) цветковые

4) голосеменные

8. Что служит средой обитания для бактерий-паразитов?

1) почва

2) водная среда

3) воздушная среда

4) другие организмы

9. Какие условия необходимы для жизни большинства бактерий?

1) высокая влажность, углекислый газ

2) высокая температура, низкая влажность

3) тепло, влага, органические вещества

4) низкая температура, минеральные вещества

10. Что служит пищевым ресурсом для клубеньковых бактерий?

1) органические вещества отмерших растений

2) азот воздуха

3) фосфорные удобрения

4) органические вещества животных

11. Группа бактерий, живущих в содружестве с другими организмами, - это

1) паразиты

2) симбионты

3) консументы

4) сапротрофы

12. Бактерии переносят неблагоприятные условия в состоянии

1) зиготы

2) споры

3) цисты

4) активного организма

13. Заболевание туберкулезом легких у человека вызывает

1) вирус

2) плесневый гриб

3) бактерия-паразит

4) бактерия-сапротроф

14. Туберкулезную палочку по способу питания относят к

1) сапротрофам

2) паразитам

3) хемотрофам

4) автотрофам

15. Бактерии, в отличие от растений, имеют

1) специализированные половые клетки

2) расположенную в цитоплазме молекулу ДНК

3) ядро, обособленное от цитоплазмы ядерной оболочкой

4) две и более хромосом

16. Бактерии относят к прокариотам, так как они

1) имеют одну хромосому, расположенную в ядре

2) имеют одну кольцевую ДНК

3) размножаются делением надвое

4) питаются только готовыми органическими веществами

17. Выберите неверное утверждение

У бактерий отсутствуют

1) половые клетки

2) мейоз и оплодотворение

3) митохондрии и клеточный центр

4) цитоплазма и ядерное вещество

18. Бактерии размножаются путем

1) слияния половых клеток

2) образования спор

3) деления надвое

4) митоза

19. Бактерии сапротрофы питаются

1) органическими веществами мертвых растений и животных

2) органическими веществами, которые сами образуют из неорганических

3) неорганическими веществами, содержащимися в почве

4) неорганическими веществами, поглощаемыми из воздуха

20. Главное отличие грибов от растений состоит в том, что они

1) имеют клеточное строение

2) поглощают из почвы воду и минеральные соли

3) относятся как к одноклеточным, так и многоклеточным

4) не содержат в клетках хлоропластов и хлорофилла

21. Клетки гриба, в отличие от клеток животных, имеют

1) оболочку из хитиноподобного вещества

2) ядро

3) митохондрии

4) аппарат Гольджи

22. Что представляет собой шляпка и ножка гриба?

1) клетки, содержащие хлоропласты

2) микоризу

3) плодовое тело

4) организм гриба

23. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?

1) накопление в оболочках клеток хитина

2) неограниченный рост в течение всей жизни

3) потребление готовых органических веществ

4) минерализация органических остатков

24. В чем проявляется сходство в жизнедеятельности грибов и животных?

1) всасывание минеральных веществ поверхностью гиф

2) питание готовыми органическими веществами

3) неподвижный образ жизни и расселение при помощи спор

4) рост в течение жизни

25. Для питания грибы-сапротрофы используют'

1) азот воздуха

2) углекислый газ и кислород

3) органические вещества отмерших тел

4) органические вещества, создаваемые ими в процессе фотосинтеза

26. Грибы, в отличие от растений,

1) размножаются с помощью спор

2) не имеют клеточного строения

3) не способны к фотосинтезу

4) имеют в клетке оформленное ядро

27. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов?

1) пластиды

2) ядро

3) рибосомы

4) митохондрии

28. Грибы, по сравнению с бактериями, имеют более высокий уровень организации, так как

1) по способу питания они являются гетеротрофными организмами

2) их можно встретить в разных средах обитания

3) они выполняют роль разрушителей в экосистеме

4) их клетки имеют оформленное ядро

29. Для производства лекарственного препарата пенициллина с помощью биотехнологии в специальных условиях выращивают

1) бактерии

2)водоросли

3) вирусы

4) плесневые грибы

30. На рисунке показан опыт, иллюстрирующий

1) геотропизм

2) фототропизм

3) гидротропизм

4) хемотропизм

31. На процессы жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они

1) поглощают из воздуха

2) всасывают из почвы

3) получают от других организмов

4) создают сами в процессе фотосинтеза

32. Пыльца цветковых растений формируется в

1) семязачатке

2) рыльце пестика

3) тычинках

4) завязи пестика

33. Хлоропласты играют важную роль в жизни большинства

1) бактерий

2) беспозвоночных животных

3) шляпочных грибов

4) растений

34. Элементы проводящей системы листа, состоящие из неживых клеток, -

1) ситовидные трубки

2) волокна

3) сосуды

4) клетки камбия

35. Рост древесного стебля в высоту происходит за счет деления и роста

1) клеток камбия

2) ситовидных трубок

3) клеток верхушки стебля

4) клеток основания стебля

36. Почки, развивающиеся на листьях и корнях растения, -

1) верхушечные

2) пазушные

3) боковые

4) придаточные

37. Растения в процессе дыхания

1) выделяют кислород и поглощают углекислый газ

2) поглощают кислород и выделяют углекислый газ

3) накапливают энергию в образующихся органических веществах

4) синтезируют органические вещества из неорганических

38. Корневые волоски обеспечивают

1) рост корня в толщину

2) рост корня в длину

3) защиту корня от соприкосновения с почвой

4) поглощение корнем из почвы воды и минеральных солей

39. Рост растений происходит благодаря делению, росту и дифференциации клеток ткани

1) покровной

2) механической

3) фотосинтезирующей

4) образовательной

40. В чем проявляется приспособленность большинства деревьев к опылению ветром?

1) образуют крупную, липкую, шероховатую пыльцу

2) цветут весной, до распускания листьев

3) имеют яркую окраску лепестков и крупные одиночные цветки

4) содержат в цветках нектар и большое количество пыльцы

41. Растения отдела голосеменных, в отличие от отдела покрытосеменных, не имеют

1) семян

2) листьев

3) проводящей ткани

4) цветка и плода

42. Покрытосеменные растения, которые имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в зародыше семени, относят к классу

1) однодольных

2) двудольных

3) голосеменных

4) лилейных

43. Главный признак деления покрытосеменных на классы - строение

1) цветка

2) плода

3) семени

4) стебля

44. Растения, состоящие из одной клетки или множества клеток, не дифференцированных на ткани, относят к группе

1) мхов

2) водорослей

3) лишайников

4) хвощей

45. Генеративный орган – цветок, имеется у

1) голосеменных

2) папоротниковидных

3) покрытосеменных

4) плауновидных

46. Растения какого отдела занимают в настоящее время господствующее положение на Земле?

1) папоротниковидные

2) водоросли

3) голосеменные

4) покрытосеменные

47. Почему злаки относят к классу однодольных?

1) имеют мелкие, невзрачные цветки без околоцветника

2) имеют стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев

3) имеют мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев

4) плод зерновка богат питательными веществами, которыми питается зародыш при прорастании

48. Томаты, баклажаны относят к семейству

1) крестоцветных

2) розоцветных

3) пасленовых

4) астровых

49. Характерный признак растений семейства сложноцветных -

1) соцветие кисть

2) соцветие корзинка

3) плод стручок

4) плод зерновка

50. Род Клевер и род Чина систематики объединяют в более крупную категорию -

1) порядок

2) семейство

3) класс

4) отдел

51. Для класса однодольных растений, в отличие от двудольных, характерно

1) наличие плода, защищающего семена от неблагоприятных условий

2) наличие цветков 3-членного типа с простым околоцветником или без околоцветника

3) двойное оплодотворение и развитие семян из семязачатка

4) разнообразные способы распространения плодов, семян

52. В процессе фотосинтеза растения запасают в органических веществах энергию

солнечного света, в чем состоит их

1) роль в круговороте воды в природе

2) воздействие на неживую природу

3) космическая роль на нашей планете

4) роль в сельском хозяйстве

53. Способность растений с помощью хлорофилла и хлоропластов поглощать энергию солнечного света и использовать ее на образование органических веществ из неорганических определяет их

1) роль в улучшении структуры почвы

2) роль в изменении химического состава почвы

3) космическую роль в природе

4) роль в расщеплении органических веществ в клетках

54. Космическая роль растений на Земле состоит в том, что они

1) аккумулируют солнечную энергию

2) поглощают из окружающей среды минеральные вещества

3) поглощают из окружающей среды углекислый газ

4) выделяют кислород

55. Животные, как правило, питаются

1) только минеральными веществами

2) органическими веществами, которые сами создают из неорганических

3) готовыми органическими веществами растений и других организмов

4) веществами, которые образуются в клетках тела при окислении органических веществ

56. Половое размножение у червей-паразитов со сменой хозяев происходит в

1) организме основного хозяина

2) организме промежуточного хозяина

3) наземно-воздушной среде

4) почве и водной среде

57. У большинства многоклеточных животных жидкие конечные продукты жизнедеятельности, образующиеся в клетках тела, удаляются из организма через органы

1) пищеварения

2) выделения,

3) кровообращения

4) дыхания

58. Переносчик возбудителя энцефалита -

1) вошь

2) блоха

3) чесоточный клещ

4) таежный клещ

59. Простейшее, которое может питаться как растение, это –

1) инфузория-туфелька

2) хламидомонада

3) обыкновенная амеба

4) зеленая эвглена

60. Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика?

1) собака

2) человек

3) корова

4) малый прудовик

61. Какой газ выделяют при дыхании обыкновенная амеба и инфузория-туфелька?

1) кислород

2) азот

3) углекислый газ

4) угарный газ

62. В сократительных вакуолях простейших скапливаются

1) питательные вещества

2) непереваренные остатки пищи

3) жидкие конечные продукты обмена веществ

4) кислород и азот

63. Аскариды не удаляются из кишечника вместе с непереваренной пищей, так как

1) обладают большой плодовитостью

2) могут жить в бескислородной среде

3) способны перемещаться в направлении, противоположном движению пищи

4) на покровы их тела не действует пищеварительный сок

64. Целостность организмов животных, растений обеспечивается

1) их клеточным строением

2) разнообразием тканей

3) наличием органов и систем органов

4) взаимосвязями клеток, тканей, органов, систем органов

65. Лучевую симметрию тела не имеет

1) медуза-корнерот

2) белая планария

3) пресноводная гидра

4) красный коралл

66. Сердце у крокодилов состоит из четырех камер, однако температура их тела непостоянная, так как клетки и ткани этих животных снабжаются кровью

1) насыщенной кислородом

2) венозной

3) насыщенной углекислым газом

4) смешанной

67. Что происходит с амебой в неблагоприятных условиях среды?

1) усиленно питается

2) быстро делится

3) превращается в цисту

4) начинает активно передвигаться

68. Сигналом к осеннему отлету насекомоядных птиц служит уменьшение

1) количества пищи

2) длины светового дня

3) влажности воздуха

4) температуры воздуха

69. Все функции целого организма выполняет клетка

1) инфузории-туфельки

2) пресноводной гидры

3) печени человека

4) кровеносной системы птицы

70. Непостоянную температуру тела имеет

1) прыткая ящерица

2) заяц-беляк

3) пестрый дятел

4) синий кит

71. Один круг кровообращения и двухкамерное сердце имеет

1) нильский крокодил

2) голубая акула

3) дельфин белобочка

4) болотная черепаха

72. Функцию дыхания у головастика на ранних стадиях онтогенеза выполняют

1) наружные жабры

2) легкие

3) трахейные трубки

4) воздушные мешки

73. Какие особенности размножения птиц отличают их от пресмыкающихся?

1) обилие желтка в яйце

2) откладывание яиц

3) выкармливание потомства

4) внутреннее оплодотворение

74. В какие подцарства объединяют животных?

1) беспозвоночные и позвоночные

2) членистоногие и хордовые

3) одноклеточные и многоклеточные

4) птицы и млекопитающие

75. Многоклеточных двусторонне-симметричных животных удлиненной формы, не разделенных на членики, имеющих полость тела, относят к типу

1) плоских червей

2) круглых червей

3) кишечнополостных

4) кольчатых червей

76. Животных, имеющих костный или костно - хрящевый скелет, жабры с жаберными крышками, объединяют в класс

1) костных рыб

2) земноводных

3) хрящевых рыб

4) ланцетников

77. Внутренний скелет - главный признак

1) позвоночных

2) насекомых

3) ракообразных

4) паукообразных

78. Какие животные имеют наружный скелет из хитина?

1) двустворчатые моллюски

2) черепахи

3) членистоногие

4) брюхоногие моллюски

79. Животные какого типа имеют наиболее высокий уровень организации?

1) кишечнополостные

2) плоские черви

3) кольчатые черви

4) круглые черви

80. Изображенное на рисунке животное относят к классу паукообразных, так как у него

1) 3 пары членистых конечностей, 3 отдела тела, 2 пары усиков

2) 4 пары ходильных ног, нет усиков

3) 5 пар ходильных ног, есть головогрудь и брюшко, хвостовой плавник

4) 3 пары ног, есть голова, грудь, брюшко из нескольких члеников

81. Главное отличие млекопитающих от других позвоночных животных -

1) наличие шейного отдела позвоночника

2) два круга кровообращения

3) выкармливание детенышей молоком

4) теплокровность и четырехкамерное сердце

geum.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта