На примерах животных и растений вашего края объясните. Конспект к уроку по биологии на тему "Приспособленность – результат факторов эволюции. " (9 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Адаптация. Видообразование- процесс увеличения видов. На примерах животных и растений вашего края объясните


Приспособленность результат действия факторов эволюции стр. 6

4. Приспособленность - результат действия факторов эволюции

В результате действия естественного отбора сохраняются особи с полезными для их процветания признаками. Они обусловливают хорошую, но не абсолютную, приспособленность организмов к тем условиям, в которых живут.

Приспособленность к условиям среды может быть весьма совершенной, что повышает шансы организмов на выживание и оставление большего числа потомков. Например, совершенны приспособления стрижа к полету, а дятла — к жизни в лесу. Характер приспо­соблений к жизни в своеобразной среде различен. Стриж на лету ловит мелких насекомых: у него широкий рот и короткий клюв. Дятел добывает из-под коры личинок насекомых: у него крепкий длинный клюв и длинный язык. О приспособленности организмов к окружающей среде свидетельствует множество различных примеров.

Покровительственная окраска. Покровительственная окраска развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов. Такая окраска делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности. Ночные бабочки днем могут погибнуть от насекомоядных птиц, но, поскольку окраска их крыльев сливается с тоном той поверхности, на которой они проводят день, многие насекомые остаются незамеченными и успешно переживают неблагоприятное для них время. У открыто гнездящихся птиц (глухарь, тетерев, рябчик и др.) самка, сидящая на гнезде, почти неотличима от окружающего фона. На Крайнем Севере многие животные окрашены в белый цвет (белый медведь, белая куропатка и др.).

У некоторых животных мы встречаем яркий узор (окраска у зебры, тигра, жирафа, змей и др.) — чередование светлых и тем­ных полос и пятен. Эта расчленяющая окраска как бы имитирует чередование пятен света и тени.

Маскировка. Маскировка – приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предме­тами. Например, гусеницы некоторых бабочек по форме тела и окраске напоминают сучки. Поверхность крыльев бабочки серый монах по структуре и цвету напоминает поверхность ствола сухого дерева. Насекомых, живущих на коре дерева (жуки, усачи и др.), можно принять за лишайники.

Мимикрия. Мимикрия — подражание менее защищенного орга­низма одного вида более защищенному организму другого вида (или предметам среды). Это подражание может проявляться в форме тела, окраске и т.д. Так, некоторые виды неядовитых змей и насеко­мых похожи на ядовитых. Строение и форма тела некото­рых цикад, сверчков, личинок некоторых кузнечиков напоминают муравьев и др.

Мимикрия — результат отбора сходных мутаций у различных видов. Она помогает незащищенным животным выжить, способ­ствует сохранению организма в борьбе за существование.

Предупреждающая (угрожающая) окраска. Виды нередко обла­дают яркой, запоминающейся окраской. Раз попытавшись отведать несъедобную божью коровку, жалящую осу, птица на всю жизнь запомнит их яркую окраску.

Некоторые животные демонстрируют угрожающую окраску лишь при нападении на них хищников. Окраска спины обыкновен­ного хомяка похожа на цвет выгоревшей травы. Это покровитель­ственная окраска. При нападении лисы или собаки хомяк перевора­чивается вверх брюхом и защищается укусами сильных резцов. Хищник, нападающий на этого грызуна, надолго запомнит не только крепкие зубы и пронзительное верещание зверька, но и яркую окраску его брюшка.

Совершенство приспособлений и их относительный характер. Из всех рассмотренных выше примеров и огромного количества дру­гих, о которых можно было бы рассказать, видно, что живые суще­ства, как правило, хорошо соответствуют условиям их обитания. Как же возникают столь совершенные адаптации? Решающую роль в их возникновении играет непрерывно действующий естественный отбор. Из большого разнообразия фенотипов, а значит и генотипов, в популяциях отбираются наиболее соответствующие данным усло­виям. Лишь в результате очень длительного эволюционного про­цесса появляются организмы, хорошо адаптированные к изменив­шимся условиям. Ч. Дарвин писал: «...можно сказать, что естествен­ный отбор ежедневно, ежечасно расследует по всему свету мельчай­шие изменения, отбрасывая дурные, сохраняя и слагая хорошие, работая неслышно, невидимо, где бы и когда бы только ни предста­вился к тому случай, над усовершенствованием каждого органичес­кого существа».

Поразительное сходство в строении органов, возникающее в ходе эволюции у очень отдаленных друг от друга форм животных и растений, свидетельствует в пользу сходным образом действовав­шего естественного отбора. Убедительный пример тому — большое сходство в строении глаза у высших позвоночных и головоногих моллюсков. Этот орган не был унаследован позвоночными и моллюсками от общих предков. Он развился из совершенно раз­личных эмбриональных зачатков (такие органы называют анало­гичными) .

Кроме естественного отбора и наследственной изменчивости, в поддержании и формировании приспособлений существенную роль играют изолирующие механизмы, препятствующие широкому про­никновению генетического материала из других видов.

Следует помнить, однако, что все приспособления носят относи­тельный характер, т.е. они помогают организму выживать лишь в данных конкретных условиях. При изменении же этих условий при­способление может перестать быть полезным.

Вопросы по теме:

1. Сравните между собой движущую и стабилизирующую формы отбо­ра, выявите черты сходства и различия.

2. Объясните механизм движущей и стабилизирующей форм отбора.

3. Как вы считаете, какую роль в эволюции играют движущая и стаби­лизирующая формы отбора?

4. Объясните, что такое дрейф генов. Приведите пример ситуации, в которой он играет важную роль, и объясните, почему его роль осо­бенно велика в небольших популяциях.

5. Какую роль играют в эволюции дрейф и популяционные волны?

6. Объясните, как образуются новые виды в условиях географической

или экологической изоляции.

7. В чем различие географической и экологической изоляции?

8. Объясните, каким образом та или иная адаптация сохраняется отбором; какую роль играют в этом гены, изменчивость; естествен­ный отбор.

9. На примерах животных и растений вашего края объясните, как воз­никает приспособленность.

10. Многие мухи похожи на пчел и жужжат как пчелы. Какие можно выдвинуть гипотезы для объяснения этого? Как их можно прове­рить?

11. Как возникла приспособленность к раннему цветению у раннецве­тущих растений?

12. Используя знания из курса зоологии, назовите черты приспособ­ленности к среде обитания у рыб и птиц.

ВИДООБРАЗОВАНИЕ

Видообразование - это сложнейший эволюционный процесс возникновения нового вида. Вновь возникший вид прерывает связи с родительским видом и превращается в обособленную совокуп­ность организмов. Скрещивание особей нового и старого видов ста­новится невозможным.

Механизм видообразования. Представление о механизмах видообразования впервые было высказано Ч. Дарвином. Он исходил из того, что внутривидовая борьба за существование и вытекающий из нее естественный отбор служат главной причиной расхождения популяций, заставляют виды максимально широко и разнообразно использовать природные условия. По мнению Ч. Дарвина, в преде­лах одного вида часто возникают популяции, которые приспосабли­ваются к разным условиям обитания: влажным или сухим, равнин­ным или горным местообитаниям; потреблению определенной пищи и т.д. Именно благодаря этому виды с наибольшей полнотой используют ресурсы среды своего обитания. Следовательно, естест­венный отбор благоприятствует все более полному использованию разнообразия условий существования. Это вызывает расхождение популяции в пределах вида по морфологическим, физиологическим и биохимическим признакам.

Географическая и экологическая изоляции, как уже отмеча­лось, эволюционные механизмы, резко усиливающие процесс расхождения популяций вследствие ослабления и даже полного прекращения обмена генами между ними.

Рассмотрим случай, когда видовой ареал оказывается расчлененным на две части, например, в результате возникновения пролива, отделившего полуостров от материка. Следствием такого расчленения ареала является разбивка вида на две нескрещивающиеся друг с другом популяции. Единый генофонд вида в результате оказывается разделенным на две изолированные части. (Генофондом называют совокупность всех генов, содержащихся в популяции или виде.)

Изначальное различие между генофондами обособившихся частей вида в ходе дальнейшей эволюции неизбежно усиливается. В качестве важной причины этого выступает мутационный процесс. В одной из двух разделившихся популяций возникают одни мутации, а в другой — иные. Поскольку условия обитания в разных «изолятах» могут существенно отличаться, то и естественный отбор также будет действовать в разных направлениях. Дрейф генов также вно-сит важный вклад в дальнейшее расхождение генофондов обособившихся частей вида. Процесс расхождения популяции, продолжаясь длительное время, приводит к глубоким изменениям генофондов популяций и многих свойств организмов: размеров, окраски, плодовитости, предпочтения определенных мест обитания и т.д. Возникают новые признаки и адаптации, появляются отличия в строении и даже количестве хромосом. Вследствие этого особи прежде родственных популяций утрачивают способность скрещиваться между собой. Возникают новые виды. В результате видообразования появляется вид или несколько видов, которые никогда прежде не существовали. Они обладают только им присущими свойствами.

Выделяют два основных способа видообразования: географическое и экологическое. Различие между ними состоит в том, какой тип изоляции послужил исходным для расхождения популяций. Сущ­ность процесса видообразования одинакова для обоих способов. Она, как уже было отмечено, заключается в коренной перестройке свойств родительского вида и в формировании свойств нового вида.

Большая часть вновь возникающих видов бракуется. Только наиболее успешно осваивающие новые экологические условия, т.е. наиболее приспособленные виды, сохраняются и идут по пути дальнейшего эволюционного развития.

Образование новых видов путем отбора могло идти по двум направлениям: путем дивергенции и путем конвергенции.

Дивергенция - процесс расхождения признаков. Широко расселенные виды, например, медведь бурый, заяц-беляк, лисица обыкновенная встречаются от Атлантического до Тихого океана и имеют большое число подвидов. Все они произошли от одного родоначального вида, его потомки захватили различные места обитания - степи, леса, поля - и благодаря дивергенции постепенно обособились в подвиды, потом в виды. Конвергенция - схождение признаков. В сходных условиях существования животные различных систематических групп иногда приобретают сходные приспособления к окружающей среде, если подвергаются действию одного и того же отбирающего фактора. Например, передние роющие конечности крота и медведки очень сходны, хотя эти животные относятся к разным типам (хордовых и членистоногих).

В эволюционном процессе выделяют микроэволюцию и макроэволюцию. Микроэволюция - эволюционный процесс, протекающий внутри популяций вида, ведущий к изменению генофондов этих популяций и образованию новых видов.

Макроэволюция - процесс образования из видов новых родов, из родов - новых семейств и т.п. Она происходит в исторически грандиозные промежутки времени.

Процессы микро- и макроэволюции тесно связаны между собой. Накапливаясь, микроэволюционные изменения получают внешнее выражение макроэволюционных явлениях.

1. Какую роль в образовании новых видов играют изоляция, дрейф генов, популяцианные волны?

2. Опишите два основных способа видообразования.

3. Происходит ли процесс видообразования в наше время и можно ли

его наблюдать?

4. Объясните, как, по вашему мнению, могли образоваться от одного

родоначального вида в природе два вида зайцев — беляк и русак.

5. Может ли, по вашему мнению, деятельность человека повлиять на образование новых видов? Ответ обоснуйте.

uchebana5.ru

Конспект к уроку по биологии на тему "Приспособленность – результат факторов эволюции. " (9 класс

Предмет: Биология Класс__9______ Дата____ Урок №______

Тема урока: Приспособленность – результат факторов эволюции.

Цели урока:

Образовательная: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, раскрыть относительный характер приспособлений, механизм возникновения приспособлений; подвести к мировоззренческим выводам о естественных причинах формирования приспособлений.

Развивающая: выработать умения объяснять возникновение приспособлений с использованием учения о движущих силах эволюции; развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы.

Воспитательная: формирование интереса к знаниям.

Тип урока: комбинированный

Форма организации урока: рассказ, беседа, дискуссия

Дидактическое обеспечение: ПК, проектор, презентация

Ход урока

Организационный момент.

Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке, психологически подготовить детей к общению.

Содержание этапа.

  1. Приветствие

  2. Проверка подготовленности к уроку

  3. Организация внимания школьников

  4. Раскрытие плана проведения урока

  1. Этап проверки домашнего задания.

Задачи: установить правильность, полноту и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания.

  1. Выявление степени усвоения заданного учебного материала.

  2. Определение типичных недостатков в знаниях.

  3. Индивидуальные карточки

  4. Фронтальный опрос.

  1. Актуализация.

Задачи: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия

  1. Сообщение темы урока

  2. Формулирование цели совместно с учениками

  3. Показ значимости изучаемого материала

  4. Постановка проблемы

  5. Актуализация субъектного опыта учащимися

  1. Изучение нового материала.

Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов проработки учебной информации.

  1. Организация внимания

  2. Сообщение основного признака изучаемого материала

  3. Обеспечить осмысление учащимися методов исследования изучаемых знаний

В результате действия естественного отбора сохраняются особи с полезными для их процветания признаками. Эти признаки обусловливают хорошую, но не абсолютную приспособленность организмов к тем условиям, в которых они живут.

Приспособленность к условиям среды может быть весьма совершенной, что повышает шансы организмов на выживание и оставление большего числа потомков. Например, совершенны приспособления стрижа к полету, а дятла — к жизни в лесу. Характер приспособлений к жизни в своеобразной среде различен. Стриж на лету ловит мелких насекомых: у него широкий рот и короткий клюв. Дятел добывает из-под коры личинок насекомых: у него крепкий длинный клюв и длинный язык. О приспособленности организмов к окружающей среде свидетельствует множество различных примеров.

Покровительственная окраска. Покровительственная окраска развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов. Такая окраска делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности. Ночные бабочки днем могут погибнуть от насекомоядных птиц, но, поскольку окраска их крыльев сливается с той поверхностью, на которой они проводят день, многие насекомые остаются незамеченными и успешно переживают неблагоприятное для них время. У открыто гнездящихся птиц (глухарь, тетерев, рябчик и др.) самка, сидящая на гнезде, почти неотличима от окружающего фона. На Крайнем Севере многие животные окрашены в белый цвет (белый медведь, белая куропатка и др.).

У некоторых животных мы встречаем яркий узор (окраска у зебры, тигра, жирафа, змей и др.) — чередование светлых и темных полос и пятен. Эта расчленяющая окраска как бы имитирует чередование пятен света и тени.

Маскировка. Маскировка — приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами. Например, гусеницы некоторых бабочек по форме тела и окраске напоминают сучки (рис. 62). Поверхность крыльев бабочки серый монах по структуре и цвету напоминает поверхность ствола сухого дерева. Насекомых, живущих на коре дерева (жуки, усачи и др.), можно принять за лишайники.

Рис. 62. Покровительственная форма гусеницы (напоминающая сучок) защищает ее от врагов

Мимикрия. Мимикрия — подражание менее защищенного организма одного вида более защищенному организму другого вида (или предметам среды). Это подражание может проявляться в форме тела, окраске и т. д. Так, некоторые виды неядовитых змей и насекомых похожи на ядовитых (рис. 63). Строение и форма тела некоторых цикад, сверчков, личинок кузнечиков напоминают муравьев и др.

Рис. 63. Мимикрия.Слева - таракан очень похож на божью коровку, которая несъедобна: справа - муха шмелевка подражает земляному шмелю

Мимикрия — результат отбора сходных мутаций у различных видов. Она помогает незащищенным животным выжить, способствует сохранению организма в борьбе за существование.

Предупреждающая (угрожающая) окраска. Виды нередко обладают яркой, запоминающейся окраской. Раз попытавшись отведать несъедобную божью коровку, жалящую осу, птица на всю жизнь запомнит их яркую окраску.

Некоторые животные демонстрируют угрожающую окраску лишь при нападении на них хищников. Окраска спины обыкновенного хомяка похожа на цвет выгоревшей травы. Это покровительственная окраска. При нападении лисы или собаки хомяк переворачивается вверх брюхом и защищается укусами сильных резцов. Хищник, нападающий на этого грызуна, надолго запомнит не только крепкие зубы и пронзительное верещание зверька, но и яркую окраску его брюшка.

Совершенство приспособлений и их относительный характер. Из всех рассмотренных выше примеров и огромного количества других, о которых можно было бы рассказать, видно, что живые существа, как правило, хорошо соответствуют условиям их обитания. Как же возникают столь совершенные адаптации? Решающую роль в их возникновении играет непрерывно действующий естественный отбор. Из большого разнообразия фенотипов, а значит, и генотипов в популяциях отбираются наиболее соответствующие данным условиям. Лишь в результате очень длительного эволюционного процесса появляются организмы, хорошо адаптированные к изменившимся условиям. Ч. Дарвин писал: «...можно сказать, что естественный отбор ежедневно, ежечасно расследует по всему свету мельчайшие изменения, отбрасывая дурные, сохраняя и слагая хорошие, работая неслышно, невидимо, где бы и когда бы только ни представился к тому случай, над усовершенствованием каждого органического существа».

Естественный отбор и случайные процессы ведут, как правило, к расхождению — дивергенции признаков у родственных видов. В то же время отбор может приводить и к конвергенции — схождению признаков у очень далеких видов. Убедительный пример — сходство в строении глаза у высших позвоночных и головоногих моллюсков (рис. 64). Этот орган не был унаследован позвоночными и моллюсками от общих предков. Он развился из совершенно различных эмбриональных зачатков (такие органы называют аналогичными).

Рис. 64. Пример сходства в строении глаз.А - строение глаза головоногого моллюска = каракатицы; Б - строение глаза млекопитающего

Кроме естественного отбора и наследственной изменчивости, в поддержании и формировании приспособлений существенную роль играют изолирующие механизмы, препятствующие широкому проникновению генетического материала из других видов.

Следует помнить, однако, что все приспособления носят относительный характер, т. е. они помогают организму выжить лишь в данных конкретных условиях. При изменении же этих условий приспособление может перестать быть полезным.

Так, при переходе предков современных кротов, слепышей и других видов к жизни под землей отбор на остроту зрения, несомненно, ослаб. На смену ему пришел отбор на большую защищенность глаза от механических повреждений, от засорения пылью. Это привело к уменьшению относительных размеров глаз, к смещению их в глубь черепа. Таким образом, рудиментарные органы мы также можем рассматривать как результат действия естественного отбора.

5 Обобщение и систематизация

Задачи: установить правильность и осознанность учащимися изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления

  1. Объясните, каким образом та или иная адаптация сохраняется отбором; какую роль играют в этом гены, изменчивость, естественный отбор.

  2. На примерах животных и растений вашего края объясните, как возникает приспособленность.

  3. Многие мухи похожи на пчел и жужжат, как пчелы. Какие можно выдвинуть гипотезы для объяснения этого? Как их можно проверить?

  4. Как возникла приспособленность к раннему цветению у раннецветущих растений?

  5. Используя знания из курса зоологии, назовите черты приспособленности к среде обитания у рыб и птиц.

6 Информация о домашнем задании.

&

7 Подведение итогов.

Задачи: дать качественную работу класса и всего коллектива

Подведение итогов выставление оценок

infourok.ru

Адаптация. Видообразование- процесс увеличения видов

Адаптация. Видообразование

В результате действия естественного отбора сохраняются особи с полезными для их процветания признаками. Эти признаки обусловливают хорошую, но не абсолютную приспособленность организмов к тем условиям, в которых они живут.

Приспособленность к условиям среды может быть весьма совершенной, что повышает шансы организмов на выживание и оставление большего числа потомков. Например, совершенны приспособления стрижа к полету, а дятла — к жизни в лесу. Характер приспособлений к жизни в своеобразной среде различен. Стриж на лету ловит мелких насекомых: у него широкий рот и короткий клюв. Дятел добывает из-под коры личинок насекомых: у него крепкий длинный клюв и длинный язык. О приспособленности организмов к окружающей среде свидетельствует множество различных примеров.

Покровительственная окраска. Покровительственная окраска развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов. Такая окраска делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности. Ночные бабочки днем могут погибнуть от насекомоядных птиц, но, поскольку окраска их крыльев сливается с той поверхностью, на которой они проводят день, многие насекомые остаются незамеченными и успешно переживают неблагоприятное для них время. У открыто гнездящихся птиц (глухарь, тетерев, рябчик и др.) самка, сидящая на гнезде, почти неотличима от окружающего фона. На Крайнем Севере многие животные окрашены в белый цвет (белый медведь, белая куропатка и др.).

У некоторых животных мы встречаем яркий узор (окраска у зебры, тигра, жирафа, змей и др.) — чередование светлых и темных полос и пятен. Эта расчленяющая окраска как бы имитирует чередование пятен света и тени.

Маскировка. Маскировка — приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами. Например, гусеницы некоторых бабочек по форме тела и окраске напоминают сучки (рис. 62). Поверхность крыльев бабочки серый монах по структуре и цвету напоминает поверхность ствола сухого дерева. Насекомых, живущих на коре дерева (жуки, усачи и др.), можно принять за лишайники.

Мимикрия. Мимикрия — подражание менее защищенного организма одного вида более защищенному организму другого вида (или предметам среды). Это подражание может проявляться в форме тела, окраске и т. д. Так, некоторые виды неядовитых змей и насекомых похожи на ядовитых (рис. 63). Строение и форма тела некоторых цикад, сверчков, личинок кузнечиков напоминают муравьев и др.

Мимикрия — результат отбора сходных мутаций у различных видов. Она помогает незащищенным животным выжить, способствует сохранению организма в борьбе за существование.

Предупреждающая (угрожающая) окраска. Виды нередко обладают яркой, запоминающейся окраской. Раз попытавшись отведать несъедобную божью коровку, жалящую осу, птица на всю жизнь запомнит их яркую окраску.

Некоторые животные демонстрируют угрожающую окраску лишь при нападении на них хищников. Окраска спины обыкновенного хомяка похожа на цвет выгоревшей травы. Это покровительственная окраска. При нападении лисы или собаки хомяк переворачивается вверх брюхом и защищается укусами сильных резцов. Хищник, нападающий на этого грызуна, надолго запомнит не только крепкие зубы и пронзительное верещание зверька, но и яркую окраску его брюшка.

Совершенство приспособлений и их относительный характер. Из всех рассмотренных выше примеров и огромного количества других, о которых можно было бы рассказать, видно, что живые существа, как правило, хорошо соответствуют условиям их обитания. Как же возникают столь совершенные адаптации? Решающую роль в их возникновении играет непрерывно действующий естественный отбор. Из большого разнообразия фенотипов, а значит, и генотипов в популяциях отбираются наиболее соответствующие данным условиям. Лишь в результате очень длительного эволюционного процесса появляются организмы, хорошо адаптированные к изменившимся условиям. Ч. Дарвин писал: «...можно сказать, что естественный отбор ежедневно, ежечасно расследует по всему свету мельчайшие изменения, отбрасывая дурные, сохраняя и слагая хорошие, работая неслышно, невидимо, где бы и когда бы только ни представился к тому случай, над усовершенствованием каждого органического существа».

Естественный отбор и случайные процессы ведут, как правило, к расхождению — дивергенции признаков у родственных видов. В то же время отбор может приводить и к конвергенции — схождению признаков у очень далеких видов. Убедительный пример — сходство в строении глаза у высших позвоночных и головоногих моллюсков (рис. 64). Этот орган не был унаследован позвоночными и моллюсками от общих предков. Он развился из совершенно различных эмбриональных зачатков (такие органы называют аналогичными).

Кроме естественного отбора и наследственной изменчивости, в поддержании и формировании приспособлений существенную роль играют изолирующие механизмы, препятствующие широкому проникновению генетического материала из других видов.

Следует помнить, однако, что все приспособления носят относительный характер, т. е. они помогают организму выжить лишь в данных конкретных условиях. При изменении же этих условий приспособление может перестать быть полезным.

Так, при переходе предков современных кротов, слепышей и других видов к жизни под землей отбор на остроту зрения, несомненно, ослаб. На смену ему пришел отбор на большую защищенность глаза от механических повреждений, от засорения пылью. Это привело к уменьшению относительных размеров глаз, к смещению их в глубь черепа. Таким образом, рудиментарные органы мы также можем рассматривать как результат действия естественного отбора.

  1. Объясните, каким образом та или иная адаптация сохраняется отбором; какую роль играют в этом гены, изменчивость, естественный отбор.

  2. На примерах животных и растений вашего края объясните, как возникает приспособленность.

  3. Многие мухи похожи на пчел и жужжат, как пчелы. Какие можно выдвинуть гипотезы для объяснения этого? Как их можно проверить?

  4. Как возникла приспособленность к раннему цветению у раннецветущих растений?

  5. Используя знания из курса зоологии, назовите черты приспособленности к среде обитания у рыб и птиц.

Видообразование — это сложнейший эволюционный процесс возникновения нового вида. Новый вид прерывает связи с родительским видом и превращается в обособленную совокупность организмов. Скрещивание особей нового и старого видов становится невозможным.

Механизм видообразования. Представление о механизмах видообразования впервые было высказано Ч. Дарвином. Он исходил из того, что внутривидовая борьба за существование и вытекающий из нее естественный отбор служат главной причиной расхождения популяций, заставляют виды максимально широко и разнообразно использовать природные условия. По мнению Ч. Дарвина, в пределах одного вида часто возникают популяции, которые приспосабливаются к разным условиям обитания: влажным или сухим, равнинным или горным местообитаниям, потреблению определенной пищи и т. д. Именно благодаря этому виды с наибольшей полнотой используют ресурсы среды своего обитания. Следовательно, естественный отбор благоприятствует все более полному использованию разнообразия условий существования. Это вызывает расхождение популяций в пределах вида по морфологическим, физиологическим и биохимическим признакам.

Географическая и экологическая изоляция, как уже отмечалось, — эволюционные механизмы, резко усиливающие процесс расхождения популяций вследствие ослабления и даже полного прекращения обмена генами между ними.

Рассмотрим случай, когда видовой ареал оказывается расчлененным на две части, например в результате возникновения пролива, отделившего полуостров от материка. Следствием такого расчленения ареала является разбивка вида на две не скрещивающиеся друг с другом популяции. Единый генофонд вида в результате оказывается разделенным на две изолированные части. (Генофондом называют совокупность всех генов, содержащихся в популяции или виде.)

Изначальное различие между генофондами обособившихся частей вида в ходе дальнейшей эволюции неизбежно усиливается. В качестве важной причины этого выступает мутационный процесс. В одной из двух разделившихся популяций возникают одни мутации, а в другой — иные. Поскольку условия обитания в разных «изоля-тах» могут существенно отличаться, то и естественный отбор также будет действовать в разных направлениях. Дрейф генов также вносит важный вклад в дальнейшее расхождение генофондов обособившихся частей вида. Процесс расхождения популяций, продолжаясь длительное время, приводит к глубоким изменениям генофондов популяций и многих свойств организмов: размеров, окраски, плодовитости, предпочтения определенных мест обитания и т. д. Возникают новые признаки и адаптации, появляются отличия в строении и даже количестве хромосом.

Вследствие этого особи прежде родственных популяций утрачивают способность скрещиваться между собой. Возникают новые виды. В результате видообразования появляется вид или несколько видов, которые никогда прежде не существовали. Они обладают только им присущими свойствами.

Выделяют два основных способа видообразования: географическое и экологическое. Различие между ними состоит в том, какой тип изоляции послужил исходным для расхождения популяций. Сущность процесса видообразования одинакова для обоих способов. Она, как уже было отмечено, заключается в коренной перестройке свойств родительского вида и в формировании свойств нового вида.

Большая часть вновь возникающих видов бракуется. Только наиболее успешно осваивающие новые экологические условия, т. е. наиболее приспособленные, виды сохраняются и идут по пути дальнейшего эволюционного развития.

infourok.ru

Вопрос: Плиззззззз!!!!!! очень нужно завтра контрольная 1                     Что такое адаптации? 2                     Какие средства пассивной защиты организмов можно наблюдать в природе? Приведите примеры. 3                     Почему у некоторых видов животных наблюдается яркая, демаскирующая окраска?  В чем сущность явления мимикрии? 4                    На примере животных и растений нашего края объясните, как возникает данная приспособленность. 5                     Каковы приспособленности перекрестноопыляемых растений? 6                     Приведите примеры самоопыляющихся растений. Как они при­способились к самоопылению? 7                     Какие приспособленности растений к распространению пло­дов и семян наблюдаются в природе? Приведите примеры. 8                     Какие приспособления растений от поедания их травоядными животными можете назвать? 9                     В чем заключается относительный характер приспособленно­сти организмов к среде обитания? 10                  Предложите свою систему классификации приспособленности живых организмов и обоснуйте принципы ее построения.

Вопрос: Плиззззззз!!!!!! очень нужно завтра контрольная 1                     Что такое адаптации? 2                     Какие средства пассивной защиты организмов можно наблюдать в природе? Приведите примеры. 3                     Почему у некоторых видов животных наблюдается яркая, демаскирующая окраска?  В чем сущность явления мимикрии? 4                    На примере животных и растений нашего края объясните, как возникает данная приспособленность. 5                     Каковы приспособленности перекрестноопыляемых растений? 6                     Приведите примеры самоопыляющихся растений. Как они при­способились к самоопылению? 7                     Какие приспособленности растений к распространению пло­дов и семян наблюдаются в природе? Приведите примеры. 8                     Какие приспособления растений от поедания их травоядными животными можете назвать? 9                     В чем заключается относительный характер приспособленно­сти организмов к среде обитания? 10                  Предложите свою систему классификации приспособленности живых организмов и обоснуйте принципы ее построения.

Плиззззззз!!!!!! очень нужно завтра контрольная 1                     Что такое адаптации? 2                     Какие средства пассивной защиты организмов можно наблюдать в природе? Приведите примеры. 3                     Почему у некоторых видов животных наблюдается яркая, демаскирующая окраска?  В чем сущность явления мимикрии? 4                    На примере животных и растений нашего края объясните, как возникает данная приспособленность. 5                     Каковы приспособленности перекрестноопыляемых растений? 6                     Приведите примеры самоопыляющихся растений. Как они при­способились к самоопылению? 7                     Какие приспособленности растений к распространению пло­дов и семян наблюдаются в природе? Приведите примеры. 8                     Какие приспособления растений от поедания их травоядными животными можете назвать? 9                     В чем заключается относительный характер приспособленно­сти организмов к среде обитания? 10                  Предложите свою систему классификации приспособленности живых организмов и обоснуйте принципы ее построения.

Ответы:

cwetochki.ru

2. Животные и окружающая среда

1. Какие среды жизни занимают животные? Приведите примеры.Наземно-воздушная среда – насекомые, пресмыкающиеся, птицы, звери.Водная среда – рыбы, киты, дельфины, раки, моллюски, планктон.Почвенная среда – муравьи, медведки, дождевые черви, кроты.Тело живых организмов – аскарида, бычий цепень. 

2. Чем отличается понятие «среда жизни» от понятия «место обитания»? поясните на конкретных примерах.Среда обитания – это природная ниша, в которой обитает животное. (например, для леща, акулы и кита средой обитания является вода). Место обитания – это более узкое понятие, конкретная территория проживания животного (для леща место обитания – река, для акулы – море, для кита – океан). 

3. Используя рисунки, поясните, что такое хищничество и паразитизм.Хищничество – это такие взаимоотношения между животными, когда одни добывают других, умерщвляют и питаются ими.

4. Какую роль в природе играют конкурентные взаимоотношения и симбиоз? Подтвердите примерами.Конкурентные отношения играют важную роль в распространении организмов, в формировании видового состава природных сообществ и повышении их устойчивости. Конкурентные отношения приводят к тому, что выживает сильнейший вид, а это является основой эволюции. Деревья конкурируют за место под солнцем.

Симбиоз  способствуют более тесному сожительству видов, более полному освоению среды и использованию пищевых ресурсов. Рак-отшельник пересаживает на свою раковину актинию. Она защищает его от врагов своими щупальцами, а он позволяет ей передвигаться и менять место охоты.

5. Охарактеризуйте понятия «биоценоз», «экосистема». Поясните примерами.Биоценоз – это совокупность растений, животных, грибов и бактерий, совместно населяющих участок суши или водоема. Например, в одном пруду живут рыбы, лягушки, пауки, черви, стрекозы, камыши, кувшинки.Экосистема – совокупность различных организмов, населяющих определенную территорию и живущих в конкретных условиях: при определенной температуре, давлении, влажности, солености. Примером экосистемы является тундра, где обитает множество различных животных и растений.

biogdz.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта