Накопление и распределение органического вещества в яблоне. Молодое растение формирующееся только за счет питательных веществ
Тест по биологии «Семя»
Семядоля — это...
половинка семени
часть зародыша
эндосперм
Зародышевые листья (первые листья растения, появляющиеся ещё в семени).
Растения, зародыш которых имеет одну семядолю называют...
двудольными
однодольными
полидольными
Однодольные — цветковые растения имеющие зародыш семени с одной семядолей (пшеница — одна семядоля в форме тонкой пластинки).
Семядоли...
необходимы зародышу для поглощения эндосперма
не несут никаких жизненно важных функций
нет правильного ответа
Семядоли необходимы зародышу для поглощения эндосперма.
Первым прорывает семенную кожуру и выходит из семени при прорастании...
почечка
семядоли
корешок
Семена однодольных и двудольных растений, получив через семявход воду, набухают и прорастают. При этом через разрывы кожуры из семени выходит сначала зародышевый корень.
Проросток вырастает...
другое
только весной
без влаги
Проросток вырастает только из семян с живым зародышем?
Можно ли хранить семена без доступа воздуха...
да
нет
нет разницы
Для семян одним из обязательных условий, для их сохранения, необходим доступ воздуха. Поэтому семена следует хранить в бумажных пакетах или мешках (не в полиэтиленовых!).
Питание проростка в период выхода корешка осуществляется благодаря...
корешку
семядолям
стебельку
Питание проростка в период выхода корешка осуществляется благодаря семядолям.
Растения могут произрастать в любом месте куда попало семя...
да
нет
нет существенной разницы
Условия, необходимые для прорастания семян: наличие воды, кислорода воздуха и запасных питательных веществ в семени; определённая температура.
Семя имеет...
только запас питательных веществ
зародыш с запасом питательных веществ
зародышевый стебелёк и почечку с листочками
Семя имеет зародыш с запасными питательными веществами находящимися в особой запасающей ткани — эндосперме.
Плоды и семена имеющие пушистые волоски распространяются...
ветром
водой
саморазбрасыванием
Семена ивы, тополя, осины, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Ветром разносятся на своих «парашютиках» и плодики одуванчика.
Семя — это...
орган семенного размножения
новое поколение
плод
Орган семенного размножения и расселения цветкового растения, который образуется в результате двойного оплодотворения из семязачатка.
Плотный покров семени.
оболочка
эпидермис
кожура
Снаружи у семян имеется плотный покров — кожура. Она защищает от повреждений, высыхания, проникновения бактерий.
Внутри семени находится...
рубчик
зародыш
проросток
Внутри семени находится зародыш нового растения.
Проросток...
зародыш
молодое растение
надземный побег
Проросток — молодое растение, питающееся и развивающееся только за счёт запасных питательных веществ семени.
Особая ткань, клетки которой содержат много запасных питательных веществ?
крахмальные зёрна
эндосперм
сердцевина
Эндосперм представлен крупными клетками, целиком заполненным питательными веществами в виде крахмала, белков и различных масел.
Следующий вопросПодробный ответ
biouroki.ru
Кратко опишите приведённые ниже этапы жизни цветкового растения?
2. После зиготы образуется семя.
3.Проросток - это образовавшееся из семени растение
Индивидуальная жизнь особи высшего растения, возникшей половым путем, начинается с одной клетки - оплодотворенной яйцеклетки, или зиготы. Зигота, а далее зародыш формируются у голосеменных и цветковых в семени, которое представляет собой основной орган размножения и расселения этих групп растений. Семена формируются из семяпочек, или семачатков, как правило, после оплодотворения, и заключены у цветковых растений в плод, односемянный или многосемянный
Среди семенных растений цветковые растения — наиболее развитые и сложные по строению и размножению представители царства растений. Цветковое растение начинает свою жизнь с семени. Эти растения размножаются семенами и расселяются по Земле с помощью семян.
Попав в благоприятные условия, семя прорастает. При этом из семени вначале появляется корень, затем маленький побег. Такое молодое растеньице, питающееся и развивающееся только за счет запасных питательных веществ семени, называют проростком. Спустя некоторое время у него развиваются облиственные побеги, а позже — цветки, плоды и семена. Иначе говоря, из семени вырастает новое растение, очень похожее на материнское.
Семена однодольных и двудольных растений, получив через семявход воду, набухают и прорастают. При этом через разрывы кожуры из семени выходит сначала зародышевый корень. Он быстро растет вниз, опережая рост других органов зародыша, и закрепляет молодое растеньице в почве. У семян однодольных растений наряду с главным корнем быстро появляются еще два-три других корня от зародышевого стебля. Затем начинает расти вверх зародышевый побег: его стеблевая часть удлиняется и выносит вверх семядоли и верхушечную почку; из него затем развивается надземный побег с настоящими зелеными листьями. При прорастании семени появляется молодое растеньице — проросток . От воды набухают все семена — и живые, и неживые, потерявшие всхожесть. Проросток вырастает только из семян с живым зародышем.
otvet.mail.ru
ВЫСШИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ
По горизонтали
3. Питательная ткань, развивающаяся в семени растений
6. Укороченный видоизменнный побег
8. Расстояние между двумя узлами
9. Однорядный слой образовательной ткани
10. Молодое растенице, питающееся за счет запасных питательных веществ семени
12. Состояние растения в семени
По вертикали
1. Осевая часть побега растений, состоящая из узлов и междоузлий
2. Первый лист зародышевого побега
4. Проводящая ткань у растений
5. Побег, несущий цветки
7. Процесс образования клетками зеленых растений органических веществ при участии энергии света
11. Осевой вегетативный орган растения выполняющий функцию почвенного питания
ПРИЗНАКИ ЦВЕТКОВЫХ
1. Наличие цветка.2. Наличие завязи и плода, сохраняющих семязачатки и семена.3. Опыление ветром, насекомыми, водой, птицами.4. Женский заросток – восьмиядерный зародышевый мешок без архегониев.5. Мужской заросток-пыльцевое зерно (пыльца), состоящее из двух клеток – вегетативной и генеративной.6. Двойное оплодотворение: один спермий оплодотворяет яйцеклетку, другой – вторичное (центральное) ядро зародышевого мешка.7. Двойное оплодотворение завершается следующими преобразованиями: из завязи образуется плод, из семязачатка (семяпочки) – семя, из зиготы – зародыш семени (диплоидный), из оплодотворенного вторичного ядра – вторичный эндосперм.8. Эндосперм представлен тканью с триплоидным набором хромосом. Формируется одновременно с зародышем семени, в нем откладываются запасные питательные вещества (белки, углеводы, жиры).9. При прорастании как только внутрь семени поступает вода, начинается его набухание, запасные вещества переходят в растворимые формы, доступные для всасывания зародышем. Часть запасных веществ эндосперма расщепляется дыхательными ферментами. что освобождает энергию (в виде АТФ), необходимую для роста зародыша.10. Триплоидность ядер клеток эндосперма, несущих наследственную информацию материнского и отцовского организмов, повышает приспособленность молодого растения к различным условиям среды.11. Из зародыша семени вырастает спорофит (бесполое диплоидное поколение), который может быть представлен различной жизненной формой – травой (однолетней или многолетней), кустарником, деревом, лианой. Любая жизненная форма растения имеет основные органы – корень, стебель, листья и их видоизменения, а также цветки, семена, плоды.
Исправьте в тексте допущенные ошибки.
Удивительный мир цветковых растений представлен двумя классами: Однодольные, Двудольные.
Двудольные растения чаще всего имеют мочковатую корневую систему.
Число частей цветка однодольных кратно 4.
Зародыш пшеницы имеет две семядоли, а зародыш фасоли - одну. Жилкование листьев у Двудольных дуговое или параллельное.
Из предложенного перечня выпишите признаки, которые соответствуют классу однодольных и двудольных растений.
Главный корень хорошо выражен.
Мочковатая корневая система.
Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием.
Листья и сложные или простые с сетчатым жилкованием.
Стержневая корневая система.
Цветы в основном четырех или пятичленные.
Цветы трехчленные.
ВЫСШИЕ
ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ
ЦВЕТКОВЫЕ
РАСТЕНИЯ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
7 класс.
1. Срезанные цветы, поставленные в воду, быстро вянут. Почему? Что нужно сделать, чтобы цветы не завяли?
2. Чем помогает растению сложная форма цветка в семействе Бобовых? Какие дополнительные проблемы для растения создает такая форма цветка?
3. В Индии разводят Священных коров, которых нельзя доить и резать. Как по Вашему, какая от них может быть польза в хозяйстве?
4. Следы каких диких зверей можно встретить зимой в московских парках?
5. Замечено, что среди ряда богатых видами семейств (Лютиковые, Пасленовые и т.д.) встречается много ядовитых растений. Как по Вашему, случайно ли это?
6. В Одессу шло грузовое судно, нагруженное горохом. И вдруг неведомая сила разорвала корабль на две части. Взрыва не было. Попробуйте объяснить причину аварии.
1. Срезанные цветы, поставленные в воду, быстро вянут. Почему? Что нужно сделать, чтобы цветы не завяли.
Ответ:
Цветы, поставленные в воду, вянут потому, что вода не может подниматься по сосудам проводящей системы из-за наличия в них пузырьков. Для того, чтобы пузырьков не было, нужно обрезать стебли растения под водой.
2. Чем помогает растению сложная форма цветка в семействе Бобовых? Какие дополнительные проблемы для растения создае такая форма цветка?
Ответ:
Закрытый цветок Бобовых могут посещать одни насекомые и не могут посещать другие. Это позволяет очень эффективно доставлять пыльцу по назначению. Кроме того, закрытый цветок защищает будущие семена от плохой погоды. Но с другой стороны сильно специализированный цветок ставит растение в зависимость от наличия в окружающей среде специализированных опылителей. При их отсутствии представители Бобовых или переходят к самоопылению, либо же в данном месте исчезают.
6. В Индии разводят Священных коров, которых нельзя доить и резать. Как по Вашему, какая от них может быть польза в хозяйстве?
Ответ.
В земледельческих странах корова прежде всего, является источником удобрений (навоза). Корова пасетсят на лугу и, тем самым, переносит биогенные элементы (азот, фосфор и т.д.) с луга в хлев. А из хлева крестьяне переносят удобрения в поле.
7. Следы каких диких зверей можно встретить зимой в московских парках?
Ответ:
Заяц-беляк, белка, лиса, ласка, горностай, несколько видов мышей и полевок.
5. Замечено, что среди ряда богатых видами семейств (Лютиковые, Пасленовые и т.д.) встречается много ядовитых растений. Как по Вашему, случайно ли это?
Ответ:
Яды защищают листья насекомых от поедания. Но отдельные насекомые приспосабливаются к ядам. А в растениях, в процессе эволюции, возникают, в свою очередь, новые яды. Таким образом, разнообразие ядов и разнообразие приспособившихся к ним насекомых формируют разнообразие растений.
В Одессу шло грузовое судно, нагруженное горохом. И вдруг неведомая сила разорвала корабль на две части. Взрыва не было. Попробуйте объяснить причину аварии.
Ответ: В трюм просочилась вода, семена гороха набухли, увеличились в объеме и разорвали корабль. Этот случай был описан К.Г. Паустовским в повести «Черное море»
multiurok.ru
Поглощение питательных веществ растениями через корни За счет сосущей силы, возникающей при испарении влаги через устьица листьев, и нагнетающего действия корней находящиеся в почвенном растворе ионы минеральных солей вместе стоком воды могут поступать сначала в полые межклетники и поры клеточных оболочек молодых корешков, а затем транспортироваться в надземную часть растений по ксилеме — восходящей части сосудисто-проводящей системы, состоящей из омертвевших клеток без перегородок, лишенных живого содержимого. Однако внутрь живых клеток корня (как и надземных органов), имеющих наружную полупроницаемую цитоплазматическую мембрану, поглощенные и транспортируемые с водой ионы могут проникать «пассивно» — без дополнительной затраты энергии — только по градиенту концентрации — от большей к меньшей за счет процесса диффузии либо при наличии соответствующего электрического потенциала (для катионов — отрицательного, а анионов — положительного) на внутренней поверхности мембраны по отношению к наружному раствору. В то же время хорошо известно, что концентрация отдельных ионов в клеточном соке, как и в пасоке растений (транспортируемой по ксилеме из корней в надземные органы) чаще всего значительно выше, чем в почвенном растворе. В этом случае поглощение питательных веществ растениями должно происходить против градиента концентрации и невозможно за счет диффузии. Растения одновременно поглощают как катионы, так и анионы. При этом отдельные ионы поступают в растение совсем в другом соотношении, чем они содержатся в почвенном растворе. Одни ионы поглощаются корнями в большем, другие — в меньшем количестве и с разной скоростью даже при одинаковой их концентрации в окружающем растворе. Совершенно очевидно, что пассивное поглощение, основанное на явлениях диффузии и осмоса, не может иметь существенного значения в питании растений, носящем ярко выраженный избирательный характер. Исследования с применением меченых атомов убедительно показали также, что поглощение питательных веществ и дальнейшее их передвижение в растении происходит со скоростью, которая в сотни раз превышает возможную за счет диффузии и пассивного транспорта по сосудисто-проводящей системе с током воды. Кроме того, не существует прямой зависимости поглощения питательных веществ корнями растений от интенсивности транспирации, от количества поглощенной и испарившейся влаги. Все это подтверждает положение, что поглощение питательных веществ растениями осуществляется не просто путем пассивного всасывания корнями почвенного раствора вместе с содержавшимися в нем солями, а является активным физиологическим процессом, который неразрывно связан с жизнедеятельностью корней и надземных органов растений, с процессами фотосинтеза, дыхания и обмена веществ и обязательно требует затраты энергии. Схематически процесс поступления элементов питания в корневую систему растений выглядит следующим образом. К внешней поверхности цитоплазматической мембраны корневых волосков и наружных клеток молодых корешков ионы минеральных солей передвигаются из почвенного раствора с током воды и за счет процесса диффузии. Клеточные оболочки имеют довольно крупные поры или каналы и легкопроницаемы для ионов. Более того, целлюлозно-пектиновые стенки обладают высокой сорбирующей способностью. Поэтому в пространстве каналов клеточных оболочек и межклетников не только свободно передвигаются, но и концентрируются ионы из почвенного раствора. Здесь создается как бы своеобразный фонд ионов минеральных солей для последующего поступления внутрь клетки. Первым этапом поступления является поглощение (адсорбция) ионов на наружной поверхности цитоплазматической мембраны. Она состоит из двух слоев фосфолипидов, между которыми встроены молекулы белков. Благодаря мозаичной структуре отдельные участки цитоплазматической мембраны имеют отрицательные и положительные заряды, за счет которых может происходить одновременно адсорбция необходимых растению катионов и анионов из наружной среды в обмен на другие ионы. Обменным фондом катионов и анионов у растений могут являться ионы Н+ и ОН- , а также Н+ и НСО-3 , образующиеся при диссоциации угольной кислоты, выделяемой при дыхании. Адсорбция ионов на поверхности цитоплазматической мембраны носит обменный характер и не требует затраты энергии. В обмене принимают участие не только ионы почвенного раствора, но и ионы, поглощенные почвенными коллоидами. Вследствие активного поглощения растениями ионов, содержащих необходимые элементы питания, их концентрация в зоне непосредственного контакта с корневыми волосками снижается. Это облегчает вытеснение аналогичных ионов из поглощенного почвой состояния в почвенный раствор (в обмен на другие ионы). Транспорт адсорбированных ионов с наружной стороны цитоплазматической мембраны на внутреннюю против градиента концентрации и против электрического потенциала требует обязательной затраты энергии. Механизм такой «активной» перекачки весьма сложен. Она осуществляется с участием специальных «переносчиков» и так называемых ионных насосов, в функционировании которых важная роль принадлежит белкам, обладающим АТФ-азной активностью. Активный транспорт внутрь клетки через мембрану одних ионов, содержащих необходимые растениям элементы питания, сопряжен с встречным транспортом наружу других ионов, находящихся в клетке в функционально избыточном количестве. Первоначальный этап поглощения питательных веществ растениями из почвенного раствора — адсорбция ионов на поглощающей поверхности корня — постоянно возобновляется, поскольку адсорбированные ионы непрерывно перемещаются внутрь клеток корня. Поступившие в клетку ионы в неизменном виде либо уже в форме транспортных органических соединений, синтезируемых в корнях, передвигаются в надземные органы — стебли и листья, в места наиболее интенсивной их ассимиляции. Активный транспорт питательных веществ из клетки в клетку осуществляется по плазмодесмам, соединяющим цитоплазму клеток растений в единую систему — так называемый симпласт. При передвижении по симпласту часть ионов и метаболитов может выделяться в межклеточное пространство и передвигаться к местам усвоения пассивно с восходящим током воды по ксилеме. Поглощение корнями и транспорт питательных веществ тесно связаны с процессами обмена веществ и энергии в растительных организмах, с жизнедеятельностью и ростом как надземных органов, так и корней. Процесс дыхания является источником энергии, необходимой для активного поглощения элементов минерального питания. Этим обусловливается тесная связь между интенсивностью поглощения растениями элементов питания и интенсивностью дыхания корней. При ухудшении роста корней и торможении дыхания (при недостатке кислорода в условиях плохой аэрации или избыточном увлажнении почвы) поглощение питательных веществ резко ограничивается. Для нормального роста и дыхания корней необходим постоянный приток к ним энергетического, материала — продуктов фотосинтеза (углеводов и других органических соединений) из надземных органов. При ослаблении фотосинтеза уменьшается образование и передвижение ассимилятов в корни, вследствие чего ухудшается жизнедеятельность и снижается поглощение питательных веществ из почвы. Избирательное поглощение ионов растениями. Физиологическая реакция солей. Различные элементы питания в неодинаковой степени используются в процессах внутриклеточного обмена в растении для синтеза органических веществ и построения новых органов и тканей. Этим определяется неравномерность поступления отдельных ионов в корни, избирательное поглощение их растениями. Больше поступает в растение из почвы тех ионов, которые более необходимы для синтеза органических веществ, для построения новых клеток, тканей и органов. Если в растворе присутствует Nh5Cl, то растения будут интенсивнее и в больших количествах поглощать (в обмен на ионы водорода) катионы Nh5+ поскольку они используются для синтеза аминокислот, а затем и белков В то же время ионы Cl - необходимы растению в небольшом количестве, и поэтому поглощение их будет ограниченным В почвенном растворе в этом случае будут накапливайся ионы H+ и CI- (соляная кислота), произойдет ею подкисление Если в растворе содержится Na NO3, то растение будет в больших количествах и быстрее поглощать анионы NO3- , в обмен на анионы НСO3- В растворе будут накапливаться ионы Na+ и НСO3- (Na НСO3), произойдет его подщелачивание Избирательное поглощение ранениями катионов и анионов из состава соли обусловливает ее физиологическую кислотность или физиологическую щелочность Соли, из состава которых в больших количествах поглощается анион, чем катион,— Na NO3, K NO3, Ca(NO3)2 — и в результате происходит подщелачиванне раствора, являются физиологически щелочными. Соли, из коюрых катион поглощается растениями в больших количествах, чем анион,— Nh5Cl, (Nh5)2SO4, (Nh5)2CO3, KC1, K2SO4, — и в результате происходит подкисление раствора, являются физиологически кислыми. Физиологическая реакция солей, используемых в качестве минеральных удобрений, обязательно должна) учитываться во избежание ухудшения условий роста и развития сельскохозяйственных культур. Влияние условий внешней среды и микроорганизмов на поглощение питательных веществ растениями Поглощение растениями пита1ельиых веществ в большой степени зависит от свойств почвы — реакции и концентрации почвенною раствора, температуры, аэрации, влажности, содержания в почве доступных форм питательных веществ, продолжительности и интенсивности освещения и других условий внешней среды. Поступление питательных веществ в растение заметно снижается при плохой аэрации почвы, низкой температуре, избытке или резком недостатке влаги в почве. Особенно сильное влияние на поступление питательных веществ оказывают реакция почвенного раствора, концентрация и соотношение солей в нем. При избыточной концентрации солей в почвенном растворе (например, в засоленных почвах) поглощение растениями воды и питательных вещее IB резко замедляется. Корни растений имеют очень высокую усвояющую способность и могут поглощать питательные вещества из сильно разбавленных растворов. Важное значение для нормального развития корней имеет также соотношение солей в растворе, его физиологическая уравновешенность. Физиологически уравновешенным называется раствор, в котором отдельные питательные вещества находятся в таких соотношениях, при которых происходит наиболее эффективное использование их растением Раствор, представленный какой-либо одной солью, физиологически неуравновешен. Одностороннее преобладание (высокая концентрация) в растворе одной соли, особенно избыток какого-либо одновалентного катиона, оказывает вредное действие на растение Развитие корней происходит лучше в многосолевом растворе. В нем проявляется антагонизм ионов, каждый ион взаимно препятствует избыточному поступлению другого иона в клетки корня Например, Са3+ в высоких концентрациях тормозит избыточное поступление K+, Na+ Mg2+ и наоборот Такие же антагонистические отношения существуют и для ионов K+ и Na +, K+ и Nh5+, K+ и Mg2+, NO3- и h3PO4, Cl- и h3PO4- и др. Физиологическая уравновешенное IB легче всего восстанавливается при введении в раствор солей кальция При наличии кальция в растворе создаются нормальные условия для развития корневой системы, поэтому в искусственных питательных смесях Са2+ должен преобладать над другими ионами. Особенно сильно ухудшается развитие корней и поступление в них питательных веществ при высокой концентрации ионов водорода, т е при повышенной кислотности раствора Высокая концентрация в растворе ионов водорода оказывает отрицательное влияние на физико-химическое состояние цитоплазмы клеток корпя Наружные клетки корня ослизняются, нарушается их нормальная проницаемость, ухудшается рост корней и поглощение ими питательных веществ. Отрицательное действие кислой реакции сильнее проявляется при отсутствии или недостатке других катионов, особенно кальция, в растворе Кальций тормозит поступление ионов H+,, поэтому при повышенном количестве кальция растения способны переносить более кислую реакцию, чем без кальция Реакция раствора оказывает влияние на интенсивность поступления отдельных ионов в растение и обмен веществ. Влияние СаСl2 на рост корней пшеницы при различной кислотности раствора
При кислой реакции повышается поступление анионов (вместе с ионами Н+), но затрудняется поступление катионов, нарушается питание растений кальцием и магнием и тормозится синтез белка, подавляется образование Сахаров в растении. При щелочной реакции усиливается поступление катионов и затрудняется поступление анионов. Основной запас питательных веществ находится в почве в форме различных труднорастворимых соединений, для усвоения которых необходимо активное воздействие корней на твердую фазу почвы и тесный контакт между корнями и частицами почвы. В процессе жизнедеятельности растений корпи выделяют в окружающую среду углекислоту и некоторые органические кислоты, а также ферменты и другие органические вещества. Под влиянием этих выделений, концентрация которых бывает особенно высокой в зоне непосредственного контакта корней с частицами почвы, происходит растворение содержащихся в ней минеральных соединений фосфора, калия и кальция, вытеснение в раствор катионов из поглощенного почвой состояния, высвобождение фосфора из его органических соединений. Питательные вещества наиболее активно усваиваются растениями из той части почвы, которая находится в непосредственном контакте с корнями. Поэтому все мероприятия, способствующие лучшему развитию корней (хорошая обработка почвы, известкование кислых почв и т. д.), обеспечивают и лучшее использование растениями питательных веществ из почвы. Питание растений осуществляется при тесном взаимодействии с окружающей средой, в том числе с огромным количеством разнообразных микроорганизмов, населяющих почву. Количество микроорганизмов особенно велико в ризосфере, т. е. в той части почвы, которая непосредственно соприкасается с поверхностью корней. Используя в качестве источника пищи и энергетического материала корневые выделения, микроорганизмы активно развиваются на корнях и вблизи них и способствуют мобилизации питательных веществ почвы. Ризосферные и почвенные микроорганизмы играют важную роль в превращении питательных веществ и вносимых в почву удобрений. Микроорганизмы разлагают находящиеся в почве органические вещества и вносимые органические удобрения, в результате чего содержащиеся в них элементы питания переходят в усвояемую для растений минеральную форму. Некоторые микроорганизмы способны разлагать труднорастворимые минеральные соединения фосфора и калия и переводить их в доступную для растений форму. Ряд бактерий, усваивая молекулярный азот воздуха, обогащает почву азотом. С жизнедеятельностью микроорганизмов связано также образование в почве гумуса. При определенных условиях в результате деятельности микроорганизмов питание и рост растений могут ухудшаться. Микроорганизмы, как и растения, потребляют для питания и построения своих тел азот и зольные элементы, т. е, являются конкурентами растений в использовании минеральных веществ. Не все микроорганизмы полезны для растений. Некоторые из них выделяют ядовитые для растений вещества или являются возбудителями различных заболеваний. В почве имеются также микробы, восстанавливающие нитраты до молекулярного азота (денитрификаторы), в результате их деятельности происходят потери азота из почвы в газообразной форме. В связи с этим одна из важных задач земледелия — создание соответствующими приемами агротехники благоприятных условий для развития полезных микроорганизмов и ухудшение условий для развития вредных. продолжение |
coolreferat.com
Мир растений | Учеба-Легко.РФ - крупнейший портал по учебе
Наука, изучающая мир растений, именуется ботаникой. В процессе практической деятельности людей появились знания о ботанике и со временем постепенно накапливались. Сбор корней, луковиц, клубней, семян можно считать начальным этапом в изучении человеком мира растений. Различать растения, ориентируясь, где съедобные, а где – нет, ядовитые или лекарственные, определять места их произрастания, сроки сбора, приготовления и особенности хранения, корни, а также то, как питается растение, какая почва должна быть, чтобы растение получало все необходимы питательные вещества для здорового полноценного роста - все это было человеку просто необходимо в повседневной жизни.
Время появления ботаники как отрасли науки относят к 200 – 300 гг. до нашей эры. Известные древние ученые Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) и Феофраст (371 – 286 гг. до н . э.) стояли у ее истоков. Их заслугой является систематизация собранной информации о различных растениях, их строении, а также особенностях их культивирования, зонах распространения, применении в пищу и в хозяйстве.
Ботаника в современном мире является наукой, включающей множество отраслей. Основная направленность ее состоит в том, чтобы исследовать каждое растение, в отдельности, а также их сообщества, образующие в свою очередь леса, степи, луга. Огромный объем материалов изучается ботаническими науками – состав отдельных частей растений, особенности их роста, взаимоотношения их с окружающим миром; порядок распределения по природным зонам, особенности эволюции представителей царства растений, предпосылки для появления огромного количества уникальных растений, классификации их по различным признакам, возможности рационального применения особенно ценных в хозяйстве растений и проведение исследований для культивирования ранее не известных кормовых, овощных, плодовых и лекарственных растений. Актуальной является проблема охраны ресурсов природы и, в том числе, растений (особенно редких и вымирающих видов). Баланс в сообществах растений формируется в течение тысячелетий, поэтому нарушения в связи с исчезновением даже одного из растений наносят ощутимый урон природе.
Для проведения исследовательской работы широко применяются различные экспериментальные методы и технические приспособления, такие как микроскопическая (электронная и световая) и вычислительная техника, другое современное оборудование. Имеет место тесная взаимосвязь ботаники с другими науками – лесоводством, почвоведением, зоологией, агрономией, медициной, химией, геологией.
Цветковые растения – это корень, стебель, лист, цветок и плод, а точнее это деревья, кустарники и травы. Именно благодаря корню, стеблю и листьям растение питается. Вот почему корень, стебель и лист называют органами питания. При помощи цветков и плодов растение может размножаться. Другими словами цветок и плод называют органами размножения. К деревьям и кустарникам относятся многолетние растения с деревянистыми стеблями. Травы имеют сочные и зелёные травянистые стебли, которые в свою очередь бывают однолетние, двулетние и многолетние.
Строение растений Каждое растение имеет в себе протоплазму, ядро, вакуоли с клеточным соком, и оболочку. Клетка имеет тонкую, слегка прозрачную оболочку, через которую очень легко видно «невооружённым глазом» внутреннее содержимое клетки - протоплазму. Более плотное округлое вещество внутри протоплазмы – это ядро. Протоплазма не заполняет всей клетки и то пространство, которое не занято протоплазмой, наполнено клеточным соком – вакуолей. Если клеточного сока бывает очень много, в результате чего вакуоля заполняет почти всю клетку, а протоплазма лишь тонким слоем выстилает оболочку клетки изнутри.
Семена Семя покрыто гладкой, блестящей плотной кожурой на которой легко можно рассмотреть небольшой рубец, именно в месте рубчика семя было прикреплено к створке боба. Плотная кожура защищает семя до тех пор, пока оно не прорастёт, при прорастании семени кожура разрывается. Из внутренней части семени вырастает главная часть семени – зародыш (новое растение).
Питание растений Естественно в первое время своего существования проросток может жить без необходимой для него почвы, потому что питается органическими и минеральными веществами, которые хранятся в семени. Но запасы питательных веществ не бесконечны и по мере роста проростка истощаются. Где брать необходимые питательные вещества? Конечно из почвы. Именно почва с помощью корней растения, даёт возможность проростку всасывать необходимые питательные вещества для роста.
Корень растения Корень является очень важным органом растения. При помощи корней растение укрепляется в почве, всасывает из почвы воду и растворённые в воде минеральные соли. Главный корень развивается из зародышевого корня. От главного, корня отходят боковые корни. Придаточные корни вырастают на стебле.
Листья растений Лист состоит из двух частей – это листовой пластинки и черешка. С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю, но стоит заметить, что не каждое растение имеет черешки. Например, некоторые полевые растения, такие как лён, или комнатные растения, такие как алоэ, имеют листья без черешков. Они прикреплены к стеблю только лишь листовой пластинкой и в отличие от черешковых называются сидячими. На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой пластинки жилки переходят в черешок.
Стебель растения – очень важный орган растения, по стеблю идёт передвижение питательных веществ и листья растения тянутся к свету. Кроме этого в стебле откладываются запасные органические вещества. Стебель растёт в высоту своей верхушкой, в толщину благодаря делению и росту клеток камбия. Стебли растений очень разнообразны, поэтому существуют надземные и подземные стебли, а также деревянистые и травянистые.
Размножение растений - благодаря питанию, дыханию и росту - растения существуют, но чтобы продолжать свой род, растение должно размножаться. Размножаться растения могут различными способами – вегетативными, семенными. Переоценить хозяйственное значение размножения растений практически невозможно. Но благодаря различным способам размножения растений у людей есть возможность получить определенное количество необходимых растений, а также засеивать поля, заниматься высадкой лесов.
Жизнедеятельность растений - рассмотрев строение растений, можно выделить главные признаки: питание растений осуществляется из воздуха и из почвы; дыхание растений - как и любой другой живой организм, растение дышит кислородом; роль клеток в жизни растения – любое растение формируется из клеток, которые в свою очередь состоят из ядра и протоплазмы; рост и движение растений - растение постоянно растет, рост его стебля, корня и листьев очень заметен. Также увеличиваются в размерах за счет роста цветки и плоды; развитие растений - ярко выраженные изменения происходят с растениями в течение всего их существования; размножение растений – любые живые организмы могут размножаться, и растения тому не исключение.
Водоросли – это группа самых низших, автотрофных, как правило, водных, растений, содержащих хлорофилл и другие пигменты, которые вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. Цветков и семян не имеют, споры лишены твёрдой оболочки. Средой обитания водорослей является вода: пруды, реки, моря, озера, океаны. Только малая часть представителей этой группы растений могут обитать на суше в местах с повышенной влажностью. Водоросли имеют огромное значение в существовании водоемов. Благодаря жизнедеятельности водорослей, из воды поглощается углекислый газ и выделяется кислород. Вследствие этого процесса обеспечиваются благоприятные условия для дыхания и жизни обитателей озер, рек, прудов, в том числе рыб.
Грибы - царство живой природы, объединяющее в себе эукариотические организмы (сочетают в себе признаки, растений и животных). Грибы изучает наука микология, которая считается разделом ботаники, так как раньше грибы относили к царству растений. Строение грибов очень простое. Они не имеют цветков, листьев стеблей и корней. Все тело гриба представлено сплетением прозрачных нитей, формирующих грибницу. Грибы могут обитать в темных местах в связи с отсутствием у них хлорофилла, в результате чего грибам необходима для жизни влага. Грибы бывают съедобные и несъедобные.
Растительный мир удивительно разнообразен. Многие растения имеют корни, стебли и листья. К ним принадлежат покрытосеменные, голосеменные и папоротникообразные растения. Другие растения, например мхи, имеют стебель и листья, но не имеют корней. Все растения (мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные), у которых тело расчленено на стебли и листья, называются высшими растениями. Многие растения не имеют ни стеблей, ни листьев. К этим группам принадлежат бактерии, водоросли, грибы, лишайники. Эти растения, у которых тело не расчленено на стебель и листья, носят название низших растений. Некоторые низшие растения имеют очень простое строение: они представляют собой одну клетку. К таким растениям принадлежат бактерии, одноклеточные водоросли и низшие грибы. Большинство растений имеет зелёный цвет благодаря присутствию хлорофилла: Зелёные растения создают, органические вещества из неорганических. Однако некоторые растения не имеют хлорофилла. Их пищей являются готовые органические вещества. К этим растениям принадлежат бактерии и грибы. Многие растения размножаются спорами. Таковы все низшие растения, а из высших — мхи и папоротникообразные. Семенами размножаются голосеменные и покрытосеменные растения. Из всех растений покрытосеменные имеют наиболее высокую организацию. Они получили широкое распространение в природе. Покрытосеменные являются господствующей на земле группой растений. Наиболее важное народнохозяйственное значение имеют самые высшие - покрытосеменные растения и самые низшие - бактерии.
Это далеко не вся информация о растениях и деревьях. В дальнейшем Вы узнаете много интересной и полезной информации о стеблях, о передвижении веществ в растении, о многообразии цветковых растений и основных группах растений.
uclg.ru
Накопление и распределение органического вещества в яблоне
При каких обстоятельствах он наиболее активен? Какие вещества при этом образуются? Ведь нам вовсе не безразлично, где эта энергия концентрируется — в плодах или древесине, в листьях или корнях. Поскольку каждый год приходится брать плоды все с одних и тех же деревьев, то надо позаботиться и о том, чтобы деревья не слишком истощались, чтобы были здоровыми. Для разрешения этой задачи надо найти способ, как стимулировать накопление в деревьях возможно большего количества органических веществ, а потом, как распределить их между различными частями и органами растения, чтобы и урожай был, и дерево осталось здоровым, способным долго и обильно плодоносить.
Весной начало роста яблони обеспечивается за счет запасов питательных веществ, накопленных деревом в прошлом году. Хранятся эти запасы в корнях, стволе, в ветках. Все предназначенные для этого ткани заполнены малоподвижными, малоактивными органическими веществами. Но за три-четыре недели до видимого начала вегетации начинают они превращаться в подвижные легко используемые формы и подтягиваются к точкам роста. Поступают запасные питательные вещества в первую очередь к тем почкам, которые расположены на прямых, наиболее активных транспортных путях. Это ростовые и цветочные почки на концах веток. Несколько меньше питания достается боковым почкам, расположенным вблизи от верхушечной. И совсем мало — почкам у основания годичных приростов. Если же посмотреть в целом по кроне, то наибольшие порции питательных веществ получают те почки, которые находятся на периферии. В прошлом году, в период формирования, они имели лучшее освещение, лучше сформировались, оказались более развитыми, чем почки в глубине кроны. Весной, перед началом вегетации, они сильнее набухают, раньше начинают распускаться и дают более сильные приросты.
Как только начинается рост, сконцентрировавшиеся у точек роста запасные питательные вещества перемещаются к молодым листочкам, к цветкам, побегам, первичным корешкам. Чем больше запасных питательных веществ, тем более активным должен быть начальный рост. Но, с другой стороны, если ограниченный запас этих веществ распределяется между очень большим количеством пунктов роста, то, естественно, каждый из них будет получать меньше пластических материалов и будет слабее развиваться. Значит, для усиления роста надо уменьшить количество возможных конкурентов за запасы. Это в значительной мере достигается обрезкой. Если стареющие, с ослабленным ростом деревья сильно обрезать, т. е. удалить часть почек, то рост ветвей пропорционально усилится. Можно активизировать рост также внекорневой подкормкой. Прежде всего полезны подкормки азотом. В этом Случае питание поступает сразу в лист, минуя очень загруженные транспортные пути.
Но самые большие затраты питательных веществ приходятся на цветение. Резервные цветки и плоды имеют вполне определенное назначение. Если, например, цветочные почки, цветки или завязи по каким-то причинам частично погибают, то урожай будет получен за счет резервных. Это целесообразная приспособленность плодовых деревьев к выживанию даже в самых, казалось бы, неблагоприятных условиях. По нашим подсчетам, общее количество резервных цветков и плодов у полновозрастных крупнообъемных деревьев яблони сорта Грушовка московская составило более 32 тыс. При большом количестве цветочных почек проводят нормирование их, удаляя часть почек при детальной обрезке или прореживая цветки.
Новое органическое вещество синтезируется в растении только благодаря фотосинтезу. Какие для этого нужны условия? Во-первых, наличие сильного листового полога, во-вторых, достаточно хорошее освещение всех или почти всех листьев, в-третьих, достаточное количество влаги и элементов минерального питания. Здесь ни один фактор не может заменить другой. Но зато каждый из них стимулирует действие других.
Первые порции ассимилятов небольшие, поэтому они все и используются в тех органах, где образуются. Чем больше таких ассимилятов, тем быстрее разовьется листовой полог и тем больше будет синтезироваться новых органических веществ.
Благодаря запасным питательным веществам и активизации фотосинтеза в молодых листочках спустя примерно три недели уже все ассимиляты не могут использоваться в тех органах, где они образовались. Создается резерв. Оттекающие резервные ассимиляты — это основное богатство растения. Они обеспечивают рост тех частей и органов растения, у которых собственный фотосинтез либо недостаточно активен (новые листочки, генеративные органы, побеги), либо вовсе отсутствует (ствол, корни). Распределяются резервные ассимиляты по связям неравномерно между всеми частями и органами растений.
Для растения важнее всего плоды, точнее, семена, так как они обеспечивают сохранение вида. Поэтому к ним резервные ассимиляты направляются в первую очередь. Часто в ущерб росту новых побегов и накоплению запасов. Чтобы не допустить сильного ослабления деревьев, нельзя пренебрегать обрезкой. При нормальном соотношении между ростом и плодоношением на образование плодов используется около 40% всего вновь синтезированного органического вещества. А у деревьев на карликовых подвоях, спуровых сортов, особо удачных по конструкции формировок (тип пальметт) —до 60%. И больше, и меньше для существующих сортов и формировок —плохо: нарушается физиологическое равновесие. Начинает либо рост преобладать над плодоношением, либо дерево сильно плодоносит и плохо растет, что, естественно, не может долго продолжаться без ущерба для плодоношения.
Очень важным является накопление запасов. Мы уже говорили, что количество запасных фондов определяет активность начала роста. При слабом, вялом начале вегетации позже начинает образовываться резерв ассимилятов, он бывает небольшим, а поэтому и по всем связям меньше проходит питания для растущих частей и органов дерева. Надо усилить процесс запасания. Наиболее активен он в последние 1—1,5 месяца вегетации. К этому времени надо прекратить отток к плодам, т. е. попросту собрать их и стимулировать окончание роста побегов в длину и веток в толщину. Много используется и -на поддержание их роста и развития. Некоторое пополнение запасов происходит за счет оттока из опадающих завязей, листьев.
Лист — основной орган, определяющий продуктивность растения
Если разрезать пластинку листа поперек и посмотреть срез под микроскопой, то можно увидеть картину, сходную с представленной на рисунке. Сверху и снизу плотная кожица эпидерма — это защитные ткани, а между ними расположен мезофилл, он неоднороден. Под верхней кожицей клетки расположен столбчатый мезофилл. По-видимому, свое название он получил из-за того, что клетки напоминают ряд столбиков почти одинаковой высоты. Клетки могут располагаться в два слоя, если условия освещения, в которых лист формировался, были достаточно хорошими. Если же света в период роста листа было мало, то клетки столбчатого мезофилла будут располагаться в один слой. При очень плохих условиях освещения клетки формируются мелкими. Слой их имеет небольшую толщину. В этой ткани происходит процесс фотосинтеза. Осуществляется он в хлоропластах, органоидах клетки, содержащих пигменты, в основном зеленый пигмент — хлорофилл.
В результате фотосинтеза создается вся фитомасса растения. Исходным материалом для синтеза органических веществ являются вода, углекислый газ и элементы минерального питания. Процесс происходит при непосредственном участии солнечной энергии, которая аккумулируется во вновь создаваемом органическом веществе. Более 90—95% сухих веществ растения составляют продукты фотосинтеза.
Благодаря транспирации регулируется температура растения и создается ток воды с растворенными в ней элементами минерального питания от корневой системы через все растение к листьям. Для создания 1 кг органического вещества (по сухой массе) растение должно испарить в зависимости от условий от 250 до 450 кг воды. Кроме того, клетки этой ткани, соприкасающиеся с проводящими путями (жилками) листа, выполняют роль так называемых собирательных клеток. Они получают избыток ассимилятов от клеток столбчатой и губчатой паренхимы и передают их в мелкие сосуды, из которых они перемещаются во все более крупные, затем — в центральную жилку, в черешок и в побег, по проводящим сосудам которого направляются к активно растущим органам или в запасающие ткани.
Общая продуктивность дерева складывается из суммы продуктивности отдельных листьев. А это значит, что всем комплексом ухода надо обеспечивать развитие достаточно большого листового полога. По крайней мере, чтобы площадь всех листьев была в 4—6 раз больше площади проекции кроны. Формированием и обрезкой надо обеспечить хорошую освещенность их как в период роста, так и в период активной деятельности, дать дереву достаточно влаги и элементов минерального питания. Надо помнить также о том, что у больных листьев и поврежденных вредителями фотосинтез подавлен, и не допускать ослабления их деятельности по этой причине.
Световой режим в кроне плодового дерева
В процессе фотосинтеза яблоня использует 1,5—2% солнечной энергии от поступающей к листовому пологу. Хотя при оптимальных условиях она могла бы использовать до 5% и более. Но для этого надо иметь на каждый квадратный метр площади проекции кроны не менее 4—6 м2 листьев. Причем листья должны быть размещены равномерно в объеме кроны, не иметь повреждений вредителями и болезнями, пользоваться достаточным количеством влаги и элементов минерального питания. Транспортные пути должны обеспечивать беспрепятственный нисходящий и восходящий ток. Весьма важно, чтобы освещение подавляющего количества листьев было в пределах 70—90% от полного на открытой площадке. В крайнем случае — 50%.
Идеальной формой для улавливания солнечной энергии является горизонтально-плоская крона с осветленной серединой, напоминающая по форме перевернутый зонт.
Хорошие условия освещения создаются в вертикально-плоских формах крон типа пальметт или живой изгороди (плодовой стены). Чем тоньше стенка, тем более равномерное освещение ее листового полога. Однако с уменьшением толщины стенки уменьшается процент улавливания солнечной энергии и соответственно уменьшается эффективность использования площади сада. Здесь надо выбрать оптимум, при котором нет существенного затенения и нет напрасной потери энергии. О наиболее целесообразных параметрах крон будет сказано ниже.
В существующих садах поддержание хорошего светового режима должно предусматривать снижение кроны, ограничение ее ширины, осветление путем прореживания, проделку вертикальных проемов с периферии кроны в глубь ее.
www.sweli.ru
Абелия | Иглица | Очиток | Сансевьера | |
Алоэ | Кактусы | Пальмы (кроме хамедореи) | Свинчатка (плюмбаго) | |
Аспидистра (у пестролистных форм при избытке питательных веществ исчезает окраска) | Ирезина (избыток азота часто вызывает снижение интенсивности окраски листьев) | Офиопогон (если землесмесь меняется часто)
| Традесканция (при избытке удобрений пропадает окраска) | |
Бергерантус | Калина (когда пересаживается достаточно часто. Если ее не пересаживали давно, нужны будут подкормки минеральными удобрениями) | Пахиподиум | Хвойные: араукария, кипарисовик, тис и др. | |
Гавортия | Каллистемон | Пахифитум | Толстянка | |
Гастерия | Клеродендрон | Пеларгония | Хехтия | |
Гибискус | Мезимбриантемум | Портулакария | Хлорофитум | |
Гинура | Монстера | Плющ | Хойя | |
Глоттифиллюм | Оплисменус (при избытке удобрений часто исчезает окраска) | Рододендрон (кроме азалии) | Церопегия и Циртантус | |
Дудлея | Оскулярия | Ромбофиллюм | Эхеверия | |
Агапантус | Геснерия (удобрения нужны в период бутонизации) | Кринум (лучше удобрять органическими, но можно любыми удобрениями)
| Синнингия (лучше подкармливать органическими удобрениями) | |
Азистазия | Кливия | Молочай, эуфорбия | Олеандр | |
Алламанда | Кофейное дерево | Муррея | Сеткреазея | |
Бегония | Крестовник | Нерине | Стапелия | |
Бриофиллюм (желательно подкармливать фосфорными удобрениями в период бутонизации) | Каланхоэ (желательно подкармливать фосфорными удобрениями в период бутонизации) | Стрелиция и Стрептокарпус | Фикус (лучше подкармливать органическими удобрениями) | |
Азалия (особенно часто страдает от дефицита железа) | Вризия (осенью подкормки надо временно прекращать) | Гортензия (особенно часто страдает от недостатка железа) | Цикламен (за исключением хлорсодержащих удобрений — хлор для него ядовит, правда, в минеральных палочках он не содержится) | |
Апельсин | Гербера | Лимон | Примула | |
Бильбергия(летом) | Колеус | Мирт | Пуансетия | |
Брунфельзия (летом) | Лавр | Неоргелия (в период цветения подкормки надо прекращать) | Фуксия | |
Абутилон | Белопероне | Зефирантес | Куркулиго | Пальмы рода хамедорея |
Акалифа | Валотта | Кислица Ортгеза | Руэллия | |
Амариллис | Гемантус | Кодиеум,кротон | Сенполия | |
Ананас | Гименокаллис | Колерия | Филодендрон | Орхидеи (кроме каттлеи и цимбидиума) |
Антуриум | Гиппеаструм | Криптантус | Эхмея | |
Аукуба | Диффенбахия | Калла (во время цветения к органическим надо добавлять и фосфорные удобрения) | Колокольчик равнолистный | |
Анредера сердцелистная | Драцена | Лантана | ||
Аспарагус | Жасмин | Маранта | ||
Ахименес | Каладиум | Орхидеи родов каттлея и цимбидиум | ||
Бальзамин | Кордилина | Папоротники | ||
Бугенвиллея | Спатифиллюм | Пассифлора | ||
Гардения | Розы | Якобиния | ||
Гедихиум (в период цветения нужны минеральные удобрения, в остальное время — органические) | Плектрантус (очень чувствителен и к избытку, и к недостатку питательных веществ) | Циссус (при нехватке питательных элементов быстро образуются пятна на листьях) |
xn----7sbbncec2cn3hzb.xn--p1ai