Как связаны животные и растения с природными условиями. Чем связаны растения и животные? Помогите, чем связаны растения и животные?

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

§18. Растительный и животный мир Земли. Как связаны животные и растения с природными условиями


Растительный и животный мир Земли



Это я знаю

1. Что такое биоразнообразие и биомасса?

Биоразнообразие – разнообразие видов живых организмов в природе.

Биомасса – общая масса живых организмов.

2. Расскажите о связи растений и животных с природными условиями.

Растения и животные могут проживать только в определенных природных условиях. Для своего местообитания у них вырабатываются специальные приспособления. У растений и животных, обитающих в холодных условиях, есть приспособления для сохранения тепла и защиты от мороза (густой мех, подкожная жировая клетчатка, у растений небольшие размеры). В засушливых районах живые организмы приобрели приспособления для уменьшения испарения и добычи дополнительной влаги (ночной образ жизни у животных, толстая кутикула, листья-иголки, длинные корни у растений).

3. Каковы основные причины различий видового состава растительного и животного мира одной и той же природной зоны на разных материках?

Различия между флорой и фауной одной природной зоны разных материков можно объяснить тем, что живые организмы эволюционировали изолировано друг от друга. Считается, что чем раньше отделился материк от единого проматерика, тем специфичнее будет его флора и фауна. Австралия, которая раньше всех отделилась от Гандваны, имеет огромное количество эндемичных видов. Евразии и Северная Америка долго были соединены перешейком, поэтому их флора и фауна во многом схожа.

4. Почему важно сохранять биоразнообразие Земли? Какие виды человеческой деятельности приводят к его сокращению?

Чем выше биоразнообразие Земли, тем устойчивее будет биосфера. Все живые организмы связаны между собой. Исчезновение одного вида всегда отражается на других видах. Исчезновение жертвы плохо отразится на хищниках. Все виды хозяйственной деятельности, которые оказывают воздействие на среду обитания живых организмов, приводят к сокращению биоразнообразия.

Это я могу

5. Сравните животных на рисунках 48 и 49. И верблюд, и лама относятся к семейству верблюдовых. Верблюды – жители жарких пустынь, ламы – высокогорных Анд. К каким климатическим условиям вынуждены приспосабливаться и те и другие? С помощью чего?

Верблюды приобрели ряд приспособлений, которые помогают выживать в жарких и засушливых условиях, передвигаться по пескам. Прежде всего, нужно сказать – что же находится в горбах верблюдов: это, само собой, не вода – а жировая ткань, выполняющая функцию энергетической «кладовки». Именно благодаря этим запасам животные могут почти месяц обходиться без еды – тогда горбы уменьшаются в размерах и свисают на бок. Кроме того, эти горбы помогают верблюдам регулировать теплообмен, так как температура остального тела гораздо выше: от 34 градусов Цельсия ночью до 41 градуса в течение дня, причём потеть они начинают только после превышения этой отметки. Ночью же, когда в пустыне становится очень холодно, горбы служат «обогревателями» для их обладателей. Но и это не все хитрости верблюдов! К примеру, их уникальные ноздри не только могут полностью закрываться при необходимости, как и глаза – длинными густыми ресницами (во время песчаных бурь), но и благодаря своей форме сохраняют водный пар и возвращают конденсат к телу! Густой мех животных-кочевников хорошо отражает солнечный свет - это защищает тело от испепеляющего солнца. На ногах верблюдов есть мозолистые образования, которые позволяют им лежать на раскаленном песке. Ну и, в качестве последнего штриха, заметим: воду верблюжий организм настолько строго экономит, что их совершенно сухие экскременты бедуины используют в качестве топлива.

Ламы имеют приспособления к жизни в холодных горах. В отличие от верблюдов, ламы не имеют горба, в остальном у них много общих черт: клыковидные резцы в верхней части челюсти, мозолистые подушечки на подошве раздвоенных копыт (следствие аналогичной адаптации к каменистому грунту), особенности пережевывания жвачки, которой животное, если его разозлить, плюется. Лама также может долгое время жить без воды. У них густая теплая шерсть, защищающая от холода в условиях высокогорья. В отличие от верблюдов, у лам пальцы на ногах двигаются независимо друг от друга, что придает им большую устойчивость на каменистых склонах. Благодаря этому ламы способны даже в горах передвигаться с большой скоростью.

6. Выясните, есть ли в вашей местности виды животных, занесенные в Красную книгу? Какие животные стали редки? Что можно предпринять для их охраны?

В Красную книгу Московской области занесено 20 видов млекопитающих: 4 – насекомоядных (русская выхухоль, малая белозубка, равнозубая бурозубка, крошечная бурозубка), 5 – рукокрылых (ночница наттерера, прудовая ночница, малая вечерница, гигантская вечерница, северный кожанок), 7 – грызунов (желтогорлая мышь, подземная полевка, большой тушканчик, орешниковая соня, соня-полчок, крапчатый суслик, обыкновенная летяга), 4 – хищных(бурый медведь, европейская норка, речная выдра, обыкновенная рысь). Два вида (русская выхухоль и гигантская вечерница) включены в Красную книгу Российской Федерации. В прежнем издании многие виды отсутствовали. Всего в области примерно 70 видов млекопитающих, при этом около 20 видов нуждаются в охране.

Для охраны видов необходимо сохранять места их обитания.

resheba.me

Чем связаны растения и животные? Помогите, чем связаны растения и животные?

В процессе возникновения жизни на Земле первичные живые существа разделились на две группы — автотрофов и гетеротрофов. Именно после того, как возникли первые автотрофы, открылись неисчерпаемые возможности для дальнейшей эволюции организмов, и эта эволюция привела к современному многообразию растений и животных.

Первичные гетеротрофы, т. е. организмы, питающиеся друг другом, органическими соединениями, не могли бы развиваться длительное время без автотрофов. В конце концов запас органического вещества был бы исчерпан. Для беспрерывного развития и протекания жизни необходим биологический круговорот веществ. Пополнение запаса органических соединений, потребных для гетеротрофов, и энергии, потребной для жизни вообще, осуществляется автотрофными организмами, зелеными растениями в первую очередь. Поэтому в современных условиях последние по праву считаются источником жизни во всем ее многообразии.

Но автотрофы в свою очередь не могут развиваться без гетеротрофов. Если органическое вещество, создаваемое растениями, не будет перерабатываться гетеротрофами до минерализации с освобождением простых неорганических веществ, то не сможет осуществляться круговорот веществ в биосфере. Без круговорота веществ не может быть жизни. Взаимное сосуществование автотрофов и гетеротрофов исторически закономерно, и только при этом условии может осуществляться круговорот вещества и энергии, могут протекать все жизненные процессы на Земле.

Животные и растения с первых дней своего возникновения развиваются совместно, обусловливая возможность существования друг друга. С незапамятных времен до настоящего момента растения и животные проходят свой эволюционный путь развития в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, «рука об руку». В процессе такой совместной, сопряженной эволюции у различных видов растений и животных выработались обоюдные взаимные приспособления друг к другу, столь прочные, что раздельно существовать в современных условиях они уже не могут. В этом проявляется единство животного и растительного мира.

На различных участках Земли исторически сформировались свои сообщества растений и животных, биоценозы. Отдельные виды в них прочно связаны друг с другом и зависят один от другого. Биоценозы при постоянстве внешних условий являются устойчивыми образованиями. Эта устойчивость обеспечивается тем, что их основу обычно составляет группа видов растений, животных и микроорганизмов, возникших в одном месте и проделавших эволюцию в тесной связи друг с другом. Правда, в каждом сообществе можно встретить растения и животных, которые исторически возникли в других местах. Такие организмы в разное время входят в тот или иной биоценоз, но, как правило, не составляют его основу, зато более или менее тесно связывают различные биоценозы между собой.

Животные не могут жить без растений и существуют за счет автотрофов. Но и растения в своей жизни тесно связаны с животными. О связи растительных и животных организмов в биоценозе вполне определенно писал еще в 1912 году в классической работе «Учение о лесе» Г. Ф. Морозов: «...жизнь животных в лесу тоже тесно спаяна со свойствами леса... тоже находится в зависимости от леса, с одной стороны, а с другой стороны, влияет на жизнь леса. В лесу стихийной, или девственном, нет ни полезных, ни вредных животных,— там все полезны для леса; и белка, и сойка, и другие животные, поедающие желуди, не являются, однако, в силу этого истребителями дуба, а наоборот, агентами распространения его, факторами жизни и распространения леса. Лес есть не только общежитие древесных растений, он представляет собою общежитие более широкого порядка; в нем не только растения приспособлены друг к другу, но и животные к растениям и растения к животным; все это взаимно приспособлено друг к другу».

Примером таких исторически возникших глубоких взаимных

otvet.mail.ru

Урок географии в 7 классе

Автор: Феськова Вера Павловна, учитель географии.   Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №85" города Тайшета Иркутской области

Цели урока:

  • Показать разнообразие растительного и животного мира на планете.
  • Сформировать понятие о географической зональности.
  • Выявить связь растений и животных с природными условиями.
  • Подчеркнуть значение биоразнообразия на Земле и необходимости его сохранения.
  • Познакомить учащихся с животными и растениями, которые находятся на грани исчезновении в Иркутской области.

Оборудование: учебник, атлас, карта "Растительный и животный мир", презентационные слайды по данной теме, контурные карты.

Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием презентационногоматериала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

- Заслушаем описания различных объектов, подготовленных на основе материалов Интернета: 1. Мёртвое море. 2. Суэцкий канал. 3. Ротанговая пальма. 4. остров Бали.

Сидящие за партами наносят географические объекты на карту цифрами 1, 2, 3, 4 красным стержнем.

III. Работа над новым материалом.

1. Эмоциональный настрой на урок.

Звучит песня "Это называется природа" (Сл.М. Пляцковского), учитель на её фоне говорит:

- Попробуйте сформулировать тему урока, прослушав песню.

- Да, мы сегодня будем говорить о природе. Рассмотрим два её компонента: флору и фауну Земли. Тема урока «Растительный и животный мир Земли». Запишите план урока.

План урока:

1. Как устроен растительный и животный мир нашей планеты?

2. Как природные условия влияют на растительный и животный мир?

3. Почему флора и фауна различаются на разных материках?

4. Красная книга Иркутской области

2. Фронтальная беседа с классом

- Каково значение растений в жизни человека, Земли?

3. Работа с текстом учебника.

- На стр.66 и найдите объяснение таким понятиям как: «флора», «фауна», «биомасса», «биоразнообразие» и запишем их в рабочую тетрадь.

Флора - это совокупность видов растений.

Фауна - это совокупность видов животных.

Биоразнообразие - разнообразие видов живых организмов в биосфере.

Биомасса - общая масса живых организмов.

Сделайте вывод, как устроен растительный и животный мир нашей планеты:

- Животный мир обладает большим разнообразием, а растительный мир – большей биомассой.

4. Работа в группах с учебником стр.67 и картой природных зон мира.

- Что такое природная зона?

- Как связаны животные и растения с природными условиями?

- Подготовьте сообщение по группам:

5. Сообщения групп

1 группа. Влажные экваториальные леса.

Во время каждого сообщения учащиеся работают с контурной картой, показывая на ней объекты. Выступления сопровождаются показом слайдов.

2 группа. Саванны.

3 группа. Пустыни.

4 группа. Степи.

5 группа. Смешанные и широколиственные леса.

6 группа. Тундры.

6. Физ.пауза

Встать между рядами в шеренгу, ближе друг к другу, взяться за руки, хором повторить слова:

Природа - сад, и люди в нём – цветы. Не сбережёшь её - Не будешь жить и ты!

7. Работа с учебником

- Посмотрите на фото животных на стр.69, сравните их, скажите, чем похожи, чем отличаются эти животные?

Обучающиеся выдвигают свои версии о сходстве и различии животных, говорят о том, что причиной разнообразия флоры и фауны материков является: географическое положение, особенности развития территории, влияние человека.

Вывод записать в тетрадь.

8. Знакомство с Красной книгой Иркутской области (с животными и растениями, которые находятся на грани исчезновении в Иркутской области).

А. Фронтальная беседа

- Если среда обитания животных или растений меняется, то вид может оказаться под угрозой исчезновения. - В народе говорят: "Срубили дерево в горах — потеряли плодородную землю в долине". Как вы объясните, почему бытует такое утверждение? - Какие последствия будет иметь нарушение экологического равновесия в условиях нерационального сведения леса? Перечислите компоненты природы, которые при этом наиболее пострадают.

Б. Практическая работа. (Можно предложить индивидуальное сообщение, если будет не хватать времени на уроке).

Обсуждая важность сохранения лесных ресурсов, предлагаю обучающимся задание: определить, сколько деревьев (м³ древесины или какую площадь леса в гектарах) можно сохранить, если семья (в среднем из четырех человек) в городе (поселке, области, стране) сэкономит в месяц по одной ученической тетради.

При этом надо опираться на следующие данные: — одна тетрадь весит 40 г; — из одного взрослого дерева вырабатывают 60 кг бумаги; — для производства 1 т бумаги и картона требуется 4,5 м3 древесины, что составляет 16—17 взрослых деревьев; — на одном гектаре леса произрастает в среднем около 500 взрослых деревьев; — при использовании 1 млн. т макулатуры можно спасти лесополосу шириной 100 км от Москвы до Санкт-Петербурга.

- Что такое Красная книга? Какие виды растений и животных Иркутской области занесены в эту книгу?

В. Сообщения о баргузинском соболе, балобане, снежном барсе.

IV. Выставление и комментирование оценок.

V. Домашнее задание:

1. Изучить § 18, с. 66 – 69, ответить на вопросы

2. Приготовить сообщение о любом животном или растении, занесённом в Красную книгу. Иркутской области.

3. Творческое задание для сильных обучающихся (олимпиадников). В 1960 г. в городе Сиэтле (США) состоялся Всемирный лесной конгресс. Лесоводы 96 стран, которые собрались здесь, решили заложить парк Дружбы народов, где представитель каждой делегации должен был посадить «национальное дерево своей родины». Используя дополнительную литературу, приведите примеры соответствия страны и национального дерева, продолжив заполнение таблицы. Страна Национальное дерево Канада Клен

VI. Рефлексия. - Ребята, подведем итог нашего урока. Для этого воспользуйтесь фразами:

"Я узнал:……." "Я удивился:…." "Я запомнил:…"  и выскажите свое мнение

Приложения

1. 21 декабря 2010 году в Иркутской области впервые вышла Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. В Прибайкалье, Иркутской области, на озере Байкал в защите нуждаются более 400 видов флоры и фауны, в том числе лишайники, мохообразные, грибы, млекопитающие, насекомые, земноводные и пресмыкающиеся, рыбы и птицы. Каждому виду присвоен статус редкости от "вероятно, исчезнувших" до "занесенных в Красную книгу России", примером этого является ландыш майский (реликтовое растение Сибири), численность которого крайне мала, т.к. он встречается лишь в окрестностях села Междугранки Иркутской области недалеко от города Зима. Так же единственным на всю Восточную Сибирь является и растущий вблизи побережья озера Байкал Полушник озерный, последний раз его описывали еще в середине прошлого века. В числе почти не встречаемых в Прибайкалье и на озере Байкал находятся такие животные, как красный волк, снежные барс, птицы балобан и орлан-белохвост, белорыбица и сибирский осетр.

Планируется, что в Иркутской области будет принят закон "Об административной ответственности за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу Иркутской области", необходимый чтобы не допустить их окончательного исчезновения.

Использованная литература:

  1. Алексеев А.И. География. Страны и континенты. 7 класс .Учебник для общеобразовательных учреждений . М.: "Просвещение". 2011
  2. Горнунг М.Б. Постоянно влажные тропики. М:, "Мысль", 1984.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: "Вако", 2005.- 288с. – (в помощь школьному учителю).
  4. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М.: Просвещение, 1990.
  5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890 – 1907
  6. Энциклопедия для детей: Страны. Народы. Цивилизации. – М.: Аванта+, 2000.5.

www.menobr.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта