Конспект урока 6 класс классификация растений. конспект.docx - Технологическая карта урока "Классификация растений" 6 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений». Конспект урока 6 класс классификация растений


УРОК по биологии Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 14

УРОК по биологии

Обобщение знаний по теме «Классификация растений».

для учащихся 6 класса по программе В.В. Пасечника.

Учебник: В.В. Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 16-е изд. – М.: «Дрофа», 2013. – 304 с.

Разработала:

Учитель биологии МОУ СОШ 14

Комиссарова Ольга Владимировна

Введение

Урок по биологи рассчитан на учащихся 6класса.

Тема урока: Обобщение знаний по теме: «Классификация растений»

Тип урока: урок обобщения и повторения, форма проведения: групповая.

Данный урок – последний в теме «Классификация растений». Урок построен в соответствии с программными требованиями.

Цель урока: диагностика и коррекция знаний учащихся по данной теме.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о многообразии растительного мира покрытосеменных растений, характерных признаках классов (Однодольных и Двудольных) и семейств;

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания, совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать умения и навыки работать по группам;

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство коллективизма, взаимопомощи, поддержки друг друга; формировать способности к совместной умственной деятельности.

Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении биологии – наглядности. Урок содержит большой объем информации, способствует подготовке к сдаче ОГЭ.

На уроке применяются различные формы учебной деятельности: работа с гербарием, работа с моделями цветка, работа с продуктами растительного происхождения, фронтальный опрос, беседа, тестирование, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический и др.

На уроке формируются следующие компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.

Урок состоит из 6 этапов:

  1. Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы (использовалось музыкальное сопровождение), эмоциональный и психологический настрой.

  2. Подготовка учащихся к активному и сознательному обобщению знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы, где будут использоваться знания в дальнейшем.

  3. Обобщение и повторение материала, состоящее из 2-х частей: актуализация знаний и тестирование с взаимопроверкой, и групповая форма работы. На этом этапе использовалась наглядность, анализ, сравнения, постановка проблемного вопроса, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся. Привлекается класс к корректировке ответов. Создается ситуация успеха (самооценка).

  4. Подведение итогов. Рефлексия. Задача этапа – осмысление деятельности ученика и учителя на уроке.

  5. Информирование о домашнем задании по интересам и степени сложности.

Внимание и интерес к содержанию урока предполагается стимулировать применением разнообразных форм и методов проведения этапов урока, сменой видов деятельности учеников. Смена видов деятельности и возможность применить свои знания в практической работе могут способствовать активизации внимания учащихся в течение всего урока. Весь материал, предполагаемый к использованию на уроке, соответствует возрасту ребят и стимулирует их на поисковую деятельность. Цель деятельности учащихся на уроке формируется в начале урока, а промежуточные цели определяются при переходе к каждому новому этапу работы. Постановка перед ребятами новых задач на каждом этапе урока позволят поддерживать внимание учеников при выполнении каждого задания.

Важную роль в усвоении нового материала, повышении внимания и активизации познавательной деятельности учащихся на уроке должно играет применение компьютерных технологий, обеспечивающей яркость и новизну изучаемого материала. Анимация слайдов в презентации привлечет внимание учеников, акцентирует его на наиболее значимых моментах изучаемой темы.

УРОК

Цель: обобщить знания по систематике цветковых растений; закрепить знания о признаках каждого семейства

Задачи:

1. образовательные: закрепить знания о многообразии растительного мира покрытосеменных растений, характерных признаках классов (Однодольных и Двудольных) и семейств.

2. развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания, совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать умения и навыки работать по группам.

3. воспитательные: воспитывать у учащихся чувство коллективизма, взаимопомощи, поддержки друг друга; формировать способности к совместной умственной деятельности.

Оборудование: гербарий, модели цветов, презентация, продукты питания.

Тип урока:

• По содержанию – систематический;

• По дидактической цели – урок обобщения и систематизации знаний;

• По положению в теме – обобщающий.

Форма проведения: групповая форма работа.

Ход урока:

I Организационный момент:

Ролик про цветы и музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов».

Здравствуйте, ребята! Вы только что посмотрели небольшой видеоклип. А как вы думаете, почему он был про цветы? Какое отношение они имеют к нашему уроку?

II Актуализация знаний:

Тема нашего урока «Обобщение знаний по теме «Классификация растений»». А как вы думаете, что мы должны на этом уроке сделать, каковы цели нашего урока?

Итак, план нашего урока таков:

1. Тест

2. Разминка

3. Четвертый лишний

4. Составь формулу

5. Ярмарка

6. Ай, болит

Для начала давайте выполним тест, достаньте его из файла. На выполнение – 3 минуты.

А сейчас давайте проверим: поменяйтесь друг с другом вариантами и посмотрите на слайд. Поставьте оценку товарищу.

III Основной этап:

Во время игры необходимо выполнять 3 основных правила:

хорошо себя вести;

активно работать;

уважительно относиться к ответам своих одноклассников.

1. «Разминка»

Каждой команде задается по 5 вопросов (блиц-опрос). За каждый правильный ответ — жетон.

Вопросы для первой команды:

Стебель Злаковых (соломина)

Из неё делают чёрную муку (рожь)

Бамбук это злаковое? (да)

В каком растении содержится никотин? (табак)

Корневая система тюльпана? (мочковатая)

Вопросы для второй команды:

Плод репы (стручок)

К какому классу относится одуванчик (двудольные)

Другое название дикой розы? (шиповник)

Корневая система гороха? (стержневая)

Родина картофеля (Южная Америка)

Вопросы для третьей команды:

Жилкование листьев у двудольных растений? (сетчатое)

Соцветие ромашки? (корзинка)

Плод гороха? (боб)

Корневая система риса? (мочковатая)

На корнях, каких растений живут клубеньковые бактерии? (бобовые).

2. «Четвертый лишний»

В каждом из предложенных рядов есть одно лишнее название, его подчеркнуть и объяснить почему.

шиповник, черемуха, томат, вишня (все представители Розоцветных, а томат — Пасленовые)

акация, клевер, ячмень, арахис (все — Бобовые, ячмень — Злаковые)

одуванчик, ромашка, полынь, тюльпан (все — Сложноцветные, а тюльпан — Лилейные)

дуговое жилкование, мочковатая корневая система, сетчатое жилкование, одна семядоля в зародыше (все признаки класса Однодольные, сетчатое жилкование — признак класса Двудольные).

3. «Составь формулу».

Командам выдаются модели цветка, необходимо написать формулу и определить, к какому семейству относится это растение.

4. Ярмарка

На столе лежат различные предметы:

Цветная капуста.

Белокочанная капуста.

Сладкий перец.

Помидоры.

Яблоки.

Горошек консервированный (банка).

Фасоль (банка).

Картофель.

Лук.

Чеснок.

Пшеничная мука (пакет).

Ромашка аптечная (чай).

От команды выходит по 2 представителя, выбирают предмет, называют растение и семейство (по очереди 3 раза). Каждый правильный ответ – 2 балла.

Цветная капуста; семейство крестоцветные.

Белокочанная капуста; семейство крестоцветные.

Сладкий перец; семейство пасленовые.

Томат; семейство пасленовые.

Яблоня; семейство розоцветные.

Груша ; семейство розоцветные.

Малина; семейство розоцветные.

Горох; семейство бобовые.

Фасоль; семейство боб

infourok.ru

Конспект урока по биологии на тему "Цветковые растения" (6 класс)

Итоговый урок

по теме: «Классы цветковых растений».

Цель: закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов.

Образовательные задачи: Закрепить сведения о многообразии растений, их классификации.

Воспитательные задачи: Содействовать трудовому и эстетическому воспитанию учеников, обращая их внимание на красоту проводимых опытов и т.д. Формировать умение работать в коллективе, развивать чувства товарищества, доброжелательности и требовательности к себе и своим товарищам, ответственности за результат своей работы.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать мысли.

Метод. Ролевая игра, состязание

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Девиз урока: «Не замедляй шагов. Не рви цветов. И тогда цветы будут следовать с тобой всю дорогу». Рабиндранат Тагор.

План урока

  1. Организационный момент

  2. Конкурс «Разминка»

  3. Научная лаборатория (гербарий)

  4. Конкурс капитанов (Звездный час)

  5. Угадай-ка

  6. Конструкторское бюро.

  7. Презентация угадай семейство и плоды

  8. «Загадочное поле»

  9. Подведение итогов

Ход урока

Всю жизнь цветы не оставляют нас.

Красивые наследники природы,

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят.

Они нам продлевают радость встреч,

Откладывают время расставанья.

Мы души и сердца должны беречь

От хищных рук, от зла и прозябанья.

Здравствуйте, ребята!

На этом этапе урока происходит объяснение правил игры, разделение класса на три команды, ученики выбирают капитанов.

Каждому ученику раздается тест на парту.

Классификация цветковых растений.

Класс однодольные и класс двудольные.

  1. У растений класса однодольные в отличие от растений класса двудольные жилкование листьев обычно

А. дуговое или параллельное

Б. параллельное или сетчатое

В. сетчатое или пальчатое

Г. дуговое или пальчатое

2. Классами являются:

А. злаковые и сложноцветные

Б. голосеменные и покрытосеменные

В. однодольные и двудольные

Г. лилеецветные и букоцветные

3. Какой из перечисленных терминов является названием семейства класса двудольные?

А.покрытосеменные В. сложноцветные

Б. лилейные Г. луковые

4. Корневая система растений класса однодольные обычно

А. стержневая В. придаточная

Б. мочковатая Г. корневищная

5. Среди перечисленных семейств к классу двудольные относят:

А. злаки и крестоцветные

Б. сложноцветные и бобовые

В. пасленовые и лилейные

Г. розоцветные и орхидные

6. В каком случае правильно указана последовательность систематических единиц?

А. вид – род - класс – отдел – семейство – царство

Б. род – семейство – вид – класс – отдел - царство

В. вид - класс - отдел - род – семейство - царство

Г. вид – род – семейство – класс – отдел – царство

7. Какой из перечисленных признаков является характерным для семейства крестоцветные?

А. околоцветник сростнолепестной

Б. соцветие корзинка

В. соцветие кисть или початок

Г. плод стручок или стручочек

8. Плод зерновка характерен для растений семейства

А. пасленовые В. злаки

Б. сложноцветные Г. бобовые

9. Ядовитые растения чаще всего встречаются среди растений семейства

А. злаки В. бобовые

Б. пасленовые Г. сложноцветные

10. По какому из перечисленных признаков растение можно отнести к порядку лилеецветные?

А. образуют луковицы В. жилкование листьев параллельное или дуговое

Б. околоцветник простой Г. все перечисленное

11. Клубеньки развиваются на корнях растений семейства

А. лилейные В. сложноцветные

Б. пасленовые Г. бобовые

12. Плод одуванчика называется

А. семянка В. зерновка

Б. крылатка Г. парашютик

За каждый правильный ответ 1балл.

«Научная лаборатория» - так в широком смысле можно назвать гербарий. Слово «гербарий» было в обиходе в Европе уже в Средние века, но обозначало оно книгу, посвященную растениям («травник»). В таких книгах были собраны рассказы о «достоинствах» и «целебных силах» растений. Изобретение первого гербария приписывают профессору Луке Гини (1490-1556). Его гербарии и записи не сохранились, но обнаружены гербарии его учеников. Из сохранившихся гербариев древнейший «Гербарий А» состоит из 355 наклеенных растений. Итак, приглашаю вас в научную лабораторию.

Задание. На команду дается несколько экземпляров растений разных семейств. Нужно составить описания растений, и сказать к какому, семейству оно относится.

Каждая из команд получает гербарии 1-2 растений, относящихся к разным семействам. Задача команды по внешним признакам выяснить, к каким семействам относятся данные растения, и конспективно указать эти признаки. На выполнение задания команде дается около 2-3 минут. После чего командам по очереди дается время на выступление, в процессе которого они должны доказать, что данное растение относится к определенному классу и семейству.

За каждое правильное описание -1б

Логические цепочки

См. презентация «Звездный час»( цветковые растения), используется интерактивная доска

На экране написаны названия растений.(используется интерактивная доска) ( Шиповник, Мать - и – мачеха, Адонис весенний, Садовая роза, Мак восточный, Тюльпан, Томат, Подорожник, Бархатцы)

Вопросы:1. Какое растение отпугивает своим запахом вредителей садов? (Бархатцы)

2. Плоды какого растения являются важным источником витамина С? (Шиповник)

3. Какое растение, относится к тому же семейству, что и картофель? (Томат)

4. Болгария экспортирует масло этого растения, а С.Я. Маршак посвятил ему стихи:

О ней поют поэты всех веков.

Нет в мире ничего нежней и краже,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей!

Что это за растение? (Садовая роза)

5. Семена какого растения используют в кулинарии? (Мак)

6. Одно из этих растений является редким. Оно внесено в Красную книгу. О каком растении идет речь? (Адонис весенний)

7. Как известно, признаками класса является жилкование, строение корневой системы и др. Какое растение имеет признаки однодольных, являясь при этом двудольным растением? (Подорожник)

8. Какое из этих растений расцветает весной раньше других? (Мать – и – мачеха)

9. «Чем больше цветов, тем меньше пушек» - резонно замечают голландские борцы за мир. Цветок Голландии в большом количестве поставляется в другие страны. О каком растении идет речь? (Тюльпан)

Приглашаем к работе конструкторов, способных создавать, творить…..

Задание. С помощью цветной бумаги, ножниц, фломастеров и карандашей сделать учебное пособие – аппликацию цветка растения, грамотно изобразив, расположив и указав отдельные части.

(Капитаны команд вытягивают карточки, на которых написано семейство и формула цветка.)

За хорошее пособие – 2 балла

Угадай семейство и плоды

Отгадывают загадки, за правильно угаданную загадку 1балл.

1. Ковер цветастый на лугу,

Налюбоваться не могу!Надел нарядный сарафан

Красивый бархатный …..(Тюльпан)

2.Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

3. Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыш)

4. Скинули с Егорушки

Золотые перышки –

Заставил Егорушка

Плакать всех без горюшка. (Лук)

5. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи. (Капуста)

6. Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек)

7. Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

8. Расколи его- будет зернышко, посади его- будет солнышко. (Подсолнечник)

  1. Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок ….

Остался стебелек (Одуванчик)

  1. Встали в ряд богатыри,

Верно службу служат.

Голова у них внутри,

Борода – снаружи! (Кукуруза)

Учитель напоминает ключевые сведения урока, объявляет оценки, задает домашнее задание.

infourok.ru

конспект.docx - Технологическая карта урока "Классификация растений" ...

основныемультимедийный проектор, компьютер,экран, мультимедийное приложение к учебнику; мультимедийная презентация учителяк урокудополнительные портрет К.Линнея, приложения к уроку ­ задание для проверки знаний, рабочие листы для учащихся,определитель растений, таблица «Классы цветковых растений», определитель растений.фронтальная, индивидуальная, парнаяТехнология деятельностного методаМежпредметные связиРесурсы:основныедополнительныеФормы урокаТехнологияДидактическаяструктура урокаОрганизационныймоментВремя:1 минОсновные этапы:ДеятельностьучениковДеятельностьучителяЗадания для учащихся,выполнение которых приведёткдостижениюзапланированных результатов

Планируемые результатыПредметныеУУДПриветствуют, проверяют готовность, настраиваются на продуктивную работу,вспоминают основные правила сохранения здоровья на уроке Выполняют«Задание дляпроверкизнаний», вносятвзаимооценку(баллы)в графу «Оценка Приветствует, проверяет готовность, настраивает на продуктивную работу, интересуется: как ваше настроение, самочувствие? Если хорошее, значит есть залог для успешного сотрудничества. Не забывайте о способах сохранения здоровья ­ правильная осанка, расстояние от глаз до рабочего стола и т.д.Предлагает выполнить задания по выборув парах, провести взаимооценку: « Для успешного усвоения нового материала, предлагаю вам принять участие во взаимоконтроле изученного материала. Возьмите «Задание для проверки знаний», выберите задание в паре ­ устное или письменное, выполните его, оцените друг друга проверки в этот лист и свои «Рабочие Выберите и выполните задание впарах (А или Б)Задание А.Предположим,что вамнеобходимо дать краткуюхарактеристику следующиморганизмам: кошка, собака,верблюд, ландыш, капуста,пальма, обезьяна, белый гриб,

(ПознавательныеУУД).(КоммуникативныеУУД).(РегулятивныеУУД).

ПознавательныеУУД: умение давать определения понятиям, классифициро­вать объекты.Личностные Проверка домашнего заданияВремя: 5 минЭтапы:1.самостоятельное выполнение задания.2.взаимооценкадеятельности»,в ней

znanio.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта