Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения?". Какие бывают растения плешаков
Подготовка к восприятию нового
материала. Цель: создание ситуации успеха, подвести детей к постановке новой учебной задачи. |
Урок начнем с загадок:
Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане (береза) Низок, да колюч, Сладок, да не пахуч. Ягоды сорвешь - Все руки обдерешь. (крыжовник) Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок На него подуй слегка: Был цветок – и нет цветка. (одуванчик) Колкую, зеленую Срубили топором. Колкая, зеленая К нам приходит в дом. (ель, сосна) Только тронь – Отдернешь ладонь Обжигает трава, Как огонь! (крапива) Красненька матрешка Беленько сердечко, На кустах растет И сладка как мед. (малина) - Прочитайте еще раз отгадки и подумайте, каким одним словом можно все это назвать? /Растения/ |
(По мере отгадывания карточки с
ответами появляются на доске). (На данном этапе урока создается ситуация успеха – дети с интересом выполняют предложенное задание, а главное – сейчас дети уверенны в своих знаниях). |
Работа над новой темой. Цель: постановка новой учебной задачи, ее решение. |
- Вы быстро и правильно отгадали
загаданные растения, а видели ли вы их? - Я предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача – соотнести названия растения с его изображением. Одна группа работает на доске, остальные готовятся проверять. Проводится проверка. Слайд 2 У остальных так же? - Молодцы. С растениями определились верно. Знания внешнего облика растений поможет вам конкретнее разобраться – какие бывают растения. А мир растений очень разнообразен и представленные на доске растения тоже разные. - А можно ли их по каким либо признакам распределить на группы? - Давайте попытаемся. Вам предстоит еще раз поработать в группах. Попробуем распределить растения на группы. Проверка. 1 человек от группы отчитывается у доски Слайд 3 - Что получилось у остальных групп? Далее следует разбор: - Почему береза и ель попали в одну группу? - У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений. - Как назовем эту группу растений? – Деревья. - Все ли деревья одинаковы? Какие среди них можно выделить? /Лиственные, хвойные/. - Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки , т.е. хвоинки/. - Итак, одну группу растений мы выделили – деревья. - Почему в одну группу попали крыжовник и малина? - У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений. - Мы выделили еще одну группу растений – кустарники. Аналогично проводится работа с группой “травы”. - Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы. Слайд 4 |
Используется групповая форма работы. (Наглядное представление растений поможет детям в дальнейшем исследовании).
Дети в группах должны попытаться выявить группы растений – деревья, кустарники, травы по их существенным признакам. /Если появились сомнительные варианты, откладываем их в сторону, их рассмотрим после вычленения существенных признаков каждой группы растений/. /Появляется схематическое изображение/ /Появляется карточка с названием данной группы/. Знания внешнего облика растений – деревьев должны помочь сориентироваться, что деревья бывают лиственные и хвойные. /Появляется схематическое изображение/. Появляется карточка с названием над данной группой. /На данном этапе урока важно дать детям поработать самостоятельно, порассуждать, сделать выводы, сравнить свои предположения с другими мнениями/.
/Дети еще раз подытоживают полученные знания, обобщают/. /Если имелись сомнительные варианты растений при работе в группах, рассматриваются их существенные признаки и растение заносится в определенную группу/. |
Закрепление нового материала. Цель: проверить, как дети усвоили тему урока, самоконтроль. |
- Давайте проверим, верны ли наши
изыскания. Поможет нам учебник. с. 46, прочитать
параграф. /Читает один ученик/. - Верны ли оказались наши выводы? - Проверим, как усвоили материал. Работать будем в рабочих тетрадях. 1 ряд – с. 20 №5 2,3 ряд – с. 19 № 3 4 ряд – с. 19 № 1. Взаимопроверка. - 1 ряд, У кого все верно? - 2,3 ряды, кто справился без ошибок? - аналогично 4 ряд. |
/С помощью учебника –достоверного
источника, дети сверяют полученные
самостоятельно, выводы, заключают, правы ли они
были в своих предположениях/. /Задания даются дифференцировано/. Ребята в классе рассажены по рядам – по “силам”. /Работа осуществляется в парах/. /сомнительные варианты рассматриваются/ |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |||||||
I | Организационный момент | |||||||||
II | Актуализация занятия | Сегодня мы с вами совершим путешествие.– Куда! Это вы узнаете отгадав загадку: – Наше путешествие будет в лес. Надо быть очень внимательными, чтобы не пропустить какие-нибудь чудеса, происходящие в лесу.Хозяином леса будет Десовичок.– Как нужно себя вести в лесу? Почему?Выберите правила вежливости для встречи с лесом:– Ветки не ломайте, деревья не калечьте. – Ни травинку, ни лист зря не рвите. – Костры не разводите.– В лесу можно поиграть, листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – еще вырастет!– Наконец-то можно пошуметь, покричать, и главное, ты никому не помешаешь!– Старайтесь не шуметь, а то лес испугается , затаится, и мы не узнаем ни одной тайны.– Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было!– Животные всякие нужны – животные всякие важны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело. | Отгадывают загадку. Делают вывод: В лесу растут растения, которые очищают воздух, и живут разные насекомые, которые приносят пользу человеку. Лес – это чужой дом и нужно не мешать его жителям. | Личностные:Способность откликаться на добрые чувстваКоммуникативные:Проявляют интерес к общению на урокеРегулятивные:Понимают цель и смысл выполненных заданий | ||||||
III | Самоопределение к деятельности | Задания Лесовичка.Он пришел не один, а со своими друзьями.Предлагает поиграть в игру «Угадайка» (см. Приложение 1)Назовите друзей Лесовичка. (см.Приложение 2) | Фронтальная работа.Дети предлагают ответы. Ответы детей: деревья, кустарники, травы.Работа в тестах цветными карандащами.Индивидуальная работа. | Регулятивные:Понимают цель и смысл заданий.Познавательные:Умение обобщать по признакам.Коммуникативные:Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. | ||||||
IV | Работа по теме урока.1. Работа по учебнику | Рассмотрите схему на стр.56.Проверьте себя. | Выполните задание на стр.56.Прочитать текст | Познавательные:Умение выявлять сущность, особенности объектов, добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на урокеКоммуникативные:Умение работать в паре, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.Регулятивные:Умение определять успешность выполнения задания | ||||||
2.Выполнение заданий в рабочей тетради | Выполнение заданий в рабочей тетради стр.39 | Самостоятельное выполнение.Проверка в парах | ||||||||
3.Работа по учебнику | Прочитайте вопросы на стр. 57. Обсудите в парах | Читать вопросы на стр.57.– Какие деревья, кустарники, травы своего края ты знаешь?Выполни задания в электронном приложении к учебнику.Проверь себя стр.140 вопросы для самопроверки. | ||||||||
4. Выполнение в рабочей тетради | Выполнение заданий в рабочей тетради стр.49 №2 (работа в парах). | Заполните пропуски в тексте.У ________________ растений листья в виде пластинок.У ________________ растений листья в виде хвоинок.Какое слово вы вставили в 1 предложение?Какое слово вы вставили во 2 предложение? | ||||||||
V | Физминутк | По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге). И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге). По тропинке побежим, До лужайки добежим (бег на месте). На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах). Стоп! Немного отдохнем. Дальше мы пешком пойдем (ходьба на месте) | Личностные: сохранение здоровья.Коммуникативные: адекватно оценивать свое поведение. | |||||||
VI | Продолжение работы по теме урока.Самостоятельная работа | 1.Выполнение задания на электронном приложении.2. Игра «Угадайка».Отгадав загадку, вы должны правильно написать название растения в таблицу.Русская красавица Стоит на поляне. В зеленой кофточке, В белом сарафане. (Береза)Весной зеленела, Летом загорела Осенью надела Красные кораллы. (Рябина)Никто не пугает, А она вся дрожит. (Осина)Кудри в речку опустила, И о чем-то загрустила. А о чем она грустит Никому не говорит. (Ива)Что же это за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель) | Дети вписывают название растений в таблицу
Проверяют результаты (на слайде таблица с ответами). Оценивают свою работу на дорожке успеха.– менее 4-х правильных ответов;– 4-5 правильных ответа;– 6-7 правильных ответов;– 8-9 правильных ответов. | Познавательные: выполняют логические действия, проводят сравнения.Регулятивные:Контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.Личностные: проявляют стремление к успешности в учебной деятельности. | ||||||
VII | Подведение итогов урока | Мы сегодня совершили путешествие в лес.– Какую тему мы сегодня изучали?– Что нового мы узнали по этой теме?– Что показалось вам самым интересным?– Что еще вам бы хотелось узнать о растениях? | ||||||||
VIII | Рефлексия | Предлагаем рефлексию в технике. Закончите предложения. Ученики отвечают на вопросы учебника стр.59 в рамке. | Учащиеся формулируют конечные результаты своей работы на уроке, закончив любое из предложений:Сегодня я узнал … Было интересно … Мне было трудно … Я выполнял задания Я понял, что… Теперь я могу … Я почувствовал, что У меня получилось… Я смог … Я попробую … Меня удивило … Мне захотелось …1.Чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы? 2. Чем отличаются лиственные и хвойные растения? | Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | ||||||
IX | Домашнее задание (по выбору) | Записывают в дневник.1. Прочитать в книге «Зеленые страницы» рассказ о растении. Подготовить о нем сообщение. 2. Подготовить фоторассказ на тему «Красота растений».3. Рабочая тетрадь №5 стр.40. 4. Придумать свое творческое задание, выполнить его, предложить другим. 5. Творческое задание (учащиеся выбирают один из вариантов) (см.Приложение 4):1. Нарисовать сказочный цветок. 2. Придумать и описать фантастическое растение. 3. Запиши свой рассказ о красоте растений. 4. Наклей одну из своих фотографий, показывающих удивительную красоту растений.Какие еще творческие задания хотели бы вы выполнить по этой теме?– составить книжку-малышку о любимом дереве; – сделать аппликацию; – подготовить сообщение; – составить кроссворд | Познавательные: поиск необходимой информации.Личностные:Стремление к успешной учебной деятельности. |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Какие бывают растения (окружающий мир 2 класс)
- 1 класс
- 2 класс
- 3 класс
- 4 класс
- 5 класс
- 6 класс
- 7 класс
- 8 класс
- 9 класс
- 10 класс
- 11 класс
- ЕГЭ
- Алгебра
- Геометрия
- Математика
- Информатика
- Обществознание
- ОБЖ
Конспект урока "Какие бывают растения"
Окружающий мир (2-й класс)
Урок 14.
Глава II. Природа.
УМК: Школа России.
Тема: Какие бывают растения?
Тип урока по целеполаганию: Урок «открытия новых знаний» путём исследования.
Цель урока: Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о деревьях, кустарниках, травах, растущих в школьном дворе.
Задачи урока:
1) образовательные: узнать на какие группы можно разделить растения
2) развивающие: уметь выделять и сравнивать признаки этих групп, делать выводы на основании рассуждений
3) воспитательные: учиться замечать и ценить красоту мира растений
Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2 ч., А.А.Плешаков, М. « Просвещение», 2015 ( Школа России), Рабочая тетрадь в 2ч., компьютер учителя, презентация «Какие бывают растения?», иллюстрации.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок – начинается урок!
Тут затеи и задачи, игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
- Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Где в природе встречается вода?
- Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?
- Почему загрязняется вода?
- Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?
- Кто придумал свою загадку про воду?
- Кто приготовил фоторассказ на тему « Красота воды»?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Наш друг Муравьишка подготовил для вас загадки, постарайтесь их отгадать. (По ходу отгадок на магнитную доску выставляются картинки)
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. ( Берёза)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)
Не огонь, а жжётся. (Крапива)
Был цветочек золотой,
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова. (Одуванчик)
Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)
Две сестрицы зелены,
К осени одна краснеет.
Другая чернеет. (Чёрная и красная смородина)
Прочитайте все слова – отгадки (на доске под иллюстрациями): берёза, осина, дуб, ель, крапива, одуванчик, малина, смородина.
- Как можно назвать одним словом: это всё … (растения).
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (о растениях)
- Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Слайд 1. Какие бывают растения?)
- Что вы уже знаете о растениях? ( У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. Есть дикорастущие и декоративные растения. Деревья бывают хвойные и лиственные.)
- Что ещё хотели бы узнать? ( Ответы детей)
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- Сегодня мы узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.
- Прочитайте в учебнике, что об этом говорит Муравьишка.
Познавательные УУД:
1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представление информации в виде схемы.
3. Выявление сущности, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщение и классификация по признакам.
6. Ориентация на развороте учебника.
7. Нахождение ответов на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1. Развитие умения слушать и понимать других.
2. Строение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформление своих мыслей в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группе.
ΙΙI. Совместное открытие знаний.
1.Чтобы решить все задачи, которые мы поставили перед собой, отправимся в путешествие:
Здесь ручей, журча, течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое "ку-ку".
Еж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез -
Я подумал: леший, бес...
Он всегда загадок полный -
Заповедный, что же?.. (Лес)
- Когда вы были в лесу, какие растения там видели? (ответы детей)
2. Знакомство с разнообразием растений. ( Слайд 2. Какие растения растут в лесу?)
- Рассмотрите еще раз изображение леса. Наша задача – разделить все эти растения на группы и разобраться, чем каждая группа отличается от другой.
- Какие группы вы бы выделили? (Слайд 3, 4. На какие группы можно разделить растения?)
- Чем деревья отличаются от остальных растений? (Слайд 5.)
- У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви.
- Чем ель отличается от остальных деревьев? (Слайд 6.)
( У ели иголки вместо листьев.)
- На какие же 2 группы можно разделить все деревья? (Деревья бывают лиственные и хвойные.)
- Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными? ( Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде иголочек.)
- Давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными (Слайд 7).
- А как мы назовем одним словом эти растения (Слайд 8): брусника, черника, орешник?
( Это кустарники. У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких стволиков.)
- Чем кустарники отличаются от деревьев? (Слайд 9)
- Вторая группа растений – это кустарники. Они тоже могут быть лиственными и хвойными. Приведите примеры.
-Ребята, а что растёт под деревьями и кустарниками? (травы) (Слайд 10.)
- Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев? (Слайд 11.) ( У травянистых растений нет ствола. У трав - мягкие и сочные стебли.)
- Давайте представим лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхней ступеньке? (деревья)
- Какие растения располагаются ниже? (кустарники)
- И на нижней ступеньке поселим … (травы). Учёные называют такие ступеньки ярусами леса. (Слайд 12. Ярусы леса)
3. Работа по учебнику.
-Давайте проверим себя по тексту учебника стр.56.
Учащиеся читают вслух текст.
Физкультминутка
Всем ребяткам быстро встать будем вместе отдыхать.
- Мы пойдём все в лес густой.
Это ель смотри, постой! (показываем дерево - тянемся вверх на носочках, руки поднимаем вверх)
Это дикая малина ( кустарник ниже - приседаем чуть , руки в стороны разводим)
Ну а это земляника ( относится к травам - садимся на корточки, наклоняем голову)
Снова видим мы сосну.
А теперь орешник.
Это белая берёзка
Ну а это вот морошка.
Тихо детям сесть на место, мы продолжим наш урок, выполним задания в срок!
Личностные результаты:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Самостоятельное применение знаний.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Возьмите рабочие тетради и откройте их на стр.19. В задании №1 схематично нарисуйте дерево, кустарник, травянистое растение.
- Проверьте работу друг у друга.
Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах.
2. Работа по учебнику .
- Рассмотрите рисунок на странице 57 учебника. Назовите деревья, кустарники и травы, которые вы видите.
Деревья: клен, сосна.
Кустарники: калина, орешник.
Травы: одуванчик, репейник.
- Назовите их основные отличия.
3. Работа в тетради
В рабочей тетради в задании под №3 приведите свои примеры растений. Обменяйтесь тетрадями и посмотрите, какие примеры привел сосед по парте.
Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах.
Выполнение теста по пройденному материалу (Слайды 13-20).
Ребята, как нужно вести себя в природе?
Как человек может помочь природе?
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Регулятивные УУД:
1. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозирование
предстоящей работы (составление плана).
4. Осуществление познавательной и личностной рефлексии.
V. Домашнее задание.
Базовый уровень (для всех обучающихся):
Повышенный уровень (по желанию обучающихся): Придумать план для составления рассказа о растении. Составить рассказ о любом растении.
Регулятивные:
1.Составление плана выполнения учебной задачи.
2.Выполнение действий по задуманному плану.
VI. Итог урока.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
– Что нового узнали?
– Где пригодятся знания?
Список использованной литературы
1.Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч. 1. / А.А. Плешаков.. М.: Просвещение, 2015.
2.Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч. 1. / А.А. Плешаков.. М.: Просвещение, 2015.
3. Смирнов А.В. Мир растений [Текст] / А.В. Смирнов. – М., 2010. -260 с.
4. Зотов В.В. Лесная мозаика [Текст] / В.В. Зотов. – М., 1993. – 130 с.
5. 14. Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой: качественное образование с первой ступени: журнал [Текст] / В.Б. Лебединцев // МЦФЭР. – 2012. – № 4. – С. 33-47.
6. 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]. / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152с.].
infourok.ru